Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской Республике: опыт вероисповедной политики в регионе :1991-2002 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.13, кандидат исторических наук Ильинский, Сергей Игоревич

Диссертация и автореферат на тему «Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской Республике: опыт вероисповедной политики в регионе :1991-2002 гг.». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 160494
Год: 
2003
Автор научной работы: 
Ильинский, Сергей Игоревич
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
09.00.13
Специальность: 
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры
Количество cтраниц: 
211

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ильинский, Сергей Игоревич

Введение.

Глава I. Государственно-национальные и этноконфессиональные особенности Удмуртии.

Глава II. Конфессиональное пространство Удмуртии.

§ 1. Язычество удмуртов.

§2. Православие в современной Удмуртии.

§ 3. Ислам в конфессиональном пространстве Удмуртии.

§ 4, Протестантизм в современной Удмуртии.

Глава III.Государственно-конфессиональные отношения в

Удмуртской Республике.

§ 1. Концептуальные и правовые основы вероисповедной политики в Удмуртии.

§ 2. Практика региональной вероисповедной политики.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской Республике: опыт вероисповедной политики в регионе :1991-2002 гг."

Актуальность темы исследования. За прошедшее десятилетие Удмуртия, как и другие субъекты Российской Федерации, испытала значительные социально-политические перемены, которые затронули и религиозную сферу, оказали существенное влияние на систему взаимоотношений "личность-общество-государство" в ходе реализации принципов свободы совести и свободы вероисповедания. Процесс религиозного возрождения в республике идет параллельно с ростом самосознания этнонациональных групп населения, поэтому стал актуальным вопрос о восстановлении этноконфессиональной идентичности граждан и о религиозном выборе национальных движений. Но недооценка органами власти роли религиозного фактора в данной сфере, несвоевременное реагирование на трансформацию этнополитической и этносоциальной ситуации усиливает конфликтогенность этноконфессиональных отношений в Удмуртии.

Новая религиозная ситуация, сложившаяся в регионе к настоящему времени, обусловлена ростом религиозности населения, демократизацией курса вероисповедной политики России и общим ходом российских реформ. За 1991-2002гг. в Удмуртии количество зарегистрированных в органах юстиции религиозных объединений возросло в 4 раза, что в целом способствовало укреплению конфессиональной инфраструктуры. Одновременно происходило появление в исторически сформировавшемся конфессиональном пространстве новых субъектов, не укорененных в регионе, но претендующих на лидерство в духовной сфере. В итоге религиозная жизнь в Удмуртской Республике в последнее десятилетие развивалась достаточно противоречиво.

Активизируя свою деятельность, религиозные объединения стремятся распространить влияние на все сферы общественной жизни, что вызывает неоднозначную реакцию общества и государства, привело к усилению конкуренции между конфессиями. Таким образом, сегодня религия и конфессиональные структуры действительно превратились в существенный фактор общественно-политической жизни в республике.

Еще одним явлением новой вероисповедной политики на региональном уровне стало и то, что управленческие структуры утратили свои некогда обширные полномочия в данной сфере. Идеология "перестройки" направляла усилия государственных институтов на разрушение ранее сложившихся взаимоотношений с религиозными объединениями. При этом из наследия прошлого были исключены не только явно негативные моменты, но и рациональная основа дальнейшей работы - положительный опыт государственного регулирования вопросов религиозной жизни общества. За эти годы не была сформирована последовательная конфессиональная политика постсоветской России со своей официальной концепцией, стабильной правовой базой и унифицированной системой деятельности управленческих структур. Одновременно с этим субъекты Российской Федерации также продолжали эксперименты по административному и правовому регулированию религиозных проблем.

Таким образом, представляется весьма актуальным научный анализ итогов развития государственно-конфессиональных отношений в Удмуртии за прошедшее десятилетие для формирования элементов будущей модели вероисповедной политики государства, в том числе - в субъекте Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. Совокупную научную базу по вопросам взаимодействия органов власти с религиозными объединениями в России и в ее субъектах по заявленной темы можно подразделить на три основные группы исследований в соответствии с масштабом научного охвата проблем и территорий.

1. Работы по общероссийской проблематике. Основная масса авторов советского времени не выделяет вероисповедную политику в отдельный предмет исследования, рассматривая ее в контексте вопросов взаимодействия органов власти с религиозными объединениями и действующего законодательства.1 Особый интерес представляют монографии государственных служащих, непосредственно связанных с деятельностью Совета по делам религий при Совете Министров СССР. В некоторых из них содержатся попытки отойти от позиций "воинствующего атеизма.". Региональный компонент государственной вероисповедной политики в данных работах присутствует в виде отдельных примеров.

С изменением курса вероисповедной политики в конце 1980 -начале 1990-х гг. свои проекты предложили последние руководители Советов по делам религий СССР и РСФСР3, а также отечественные религиоведы, работающие в данном направлении. Здесь в первую очередь следует отметить научную деятельность М.И.Одинцова, чьи разработки

1 См.: Гидулянов П.В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М., 1923; Дьяконов Л.П. Советские законы и церковь. Л., 1926; Каширин П. О свободе совести. М., 1939; ГольстГ.Р. Религия и закон. М., 1975; Клочков В.В. Религия, государство и право. М., 1978; Его же: Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М., 1982; Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985.

2 См.: Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1981; Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1986; Калинин В.Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. М., 1989.

3 См.: Иволгин М. Последнее интервью. // Наука и религия. 1992. № 1; Колесников Л. В свете перемен. // Наука и религия. 1990. № 6. по истории государственно-конфессиональных отношений в России XX века1 послужили основой для дальнейших исследований.2

В трудах ученых кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС)3 представлена современная интерпретация вопросов истории, теории и практики взаимодействия органов власти и религиозных объединений, развития отечественной вероисповедной политики. Указанная проблематика также стала темой диссертационных работ 1990-х гг.4

Представляется важным, что отдельные авторы,5 разбирая вопрос о правовом статусе религиозных объединений в истории России, подчеркивают необходимость при формировании современной концепции государственно-конфессиональных отношений применять дифференцированно-региональный подход.

1 См.: Одинцов М.И. Путь, длинною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества). // На пути к свободе совести. М., 1989; Его же: Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938гг.) М., 1991; Его же.Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Его же: Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века). Дисс. . докт.ист.наук: 09.00.06 / РАГС. М„ 1996.

2 См.: Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России (XX век). М., 2000.

3 См.: Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. 4.1-2. М., 1995; Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние.) М., 1996 и др.

4 См.: Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в России (опыт исторического анализа). Дисс. .канд.философ.наук: 09.00.06 / РАГС. М, 1997; Кудрявцев А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 1990-е гг.(конституционно-правовой аспект). Дисс. . канд.философ.наук: 09.00.06 /РАГС. М., 1999; Рагозина Л.Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е гг. XX века: организационно-управленческий аспект взаимоотношений. Дисс. . канд.ист.наук: 09.00.06 / РАГС. М., 1999.

5 См.: Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000.

Динамика религиозности населения в постсоветской России прослеживается в материалах социологических исследований1, подготовленных кафедрой религиоведения РАГС, Центром "Религия в современном обществе", Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (г.Москва).

Особое внимание уделено роли религиозного (конфессионального) фактора в многонациональном обществе в исследованиях В.Н.Рагузина, А.А.Нуруллаева, И.Т.Рябовой.2

2. Исследования конфессиональных проблем регионов России. Проблемы этнокультурной и этноконфессиональной идентичности народов на территории национальных субъектов РФ ( в том числе - в Удмуртии) в 1990-е гг. представлены в материалах исследований, проведенных отечественными (С.Б.Филатов, А.В.Щипков, В.Ю.Зорин) и зарубежными (Д.Льюис) учеными.3 Данные всероссийских опросов населения 1991,1993,1996 и 1999гг.4 раскрывают и проблемы регионального законодательства о свободе совести, в первую очередь

1 См.: Лопаткин Р. А. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений. // Государственно-церковные отношения в России. 4.1. М.,1995; Элбакян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян. // СОЦИС. 2001. № 8; Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего. // СОЦИС. 2002. № 7.

2 См.: Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М., 1998; Его же: На острие российской геополитики. М., 1999; Нуруллаев А.А. Религиозный фактор в национальных процессах. // Государственно-церковные отношения в России. 4.1. М., 1995; Рябова И Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах православия в России). Дисс. . канд.философ.наук: 09.00.06/МГУ. М., 1996.

3 См.: Филатов С., Щипков А. Язычество. Рождение или возрождение ? // Дружба народов. 1994. № 11-12; Их же: Языческий вызов христианству. // Дружба народов. 1996. № 3; Зорин В.Ю. Этноконфессиональная карта Приволжского федерального округа и вопросы межэтнической коммуникации. // Этнопанорама. 2001. № 3; Льюис Д. После эпохи атеизма. Религии и народы России и Средней Азии. СПб, 2001.

4 См. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб, М„ 2000. антимиссионерские законы середины 1990-х гг. (что имело место и в Удмуртии).

Особенности религиозной ситуации в поликонфессиональном регионе исследуются в работах К.Д.Давлетшина, Р.А.Набиева, А.Б.Юнусовой, Я.С.Черняка1.

Региональная специфика государственно-конфессиональных отношений, конкретный опыт работы органов власти по взаимодействию с религиозными объединениями в первое постсоветское десятилетие рассматривались в выступлениях государственных служащих регионального звена.2

Л.Г.Рагозиной3 анализируются проблемы координации управленческой деятельности федеральных и региональных структур, осуществляющих вероисповедную политику государства.

3. Исследования религиозной ситуации в Удмуртии. Книги советского периода по этой теме имели идеологическую направленность, а вопросы государственно-конфессиональных отношений рассматривались в контексте атеистической пропаганды.4 Более

1 См.: Давлетшин К.Д. Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту (на примере народов Поволжья и Приуралья, традиционно исповедующих ислам). Дисс. . докт.философ.наук: 09.00.06 /РАГС.М., 1998; Набиев Р. А. Ислам и государство. Казань, 2002; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане.Уфа, 1999; Черняк Я.С. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в социокультурном пространстве северного города (на примере Ханты-Мансийского автономного округа). Дисс. канд.философ.наук: 09.00.06 /РАГС, М., 1999.

2 Российское законодательство о свободе совести в 80-90-х гг. XX в.: теоретические споры, реформирование правовых основ, практическая реализация законодательных актов. М., 1999; От политики государственного атеизма - к свободе совести. М., 2000.

3 См.: Рагозина Л.Г. К вопросу о взаимодействии органов государственной власти с религиозными организациями. //Религия и право. 1998. № 3(6).

4 См.: Ефимов И. Церковники и сектанты Удмуртии. Ижевск, 1960; Самсонов В.И. Происхождение и вред религиозных обрядов. Ижевск, 1970; Андрусенко В.А., Трофимов В.К. Религия в современной идеологической борьбе. Устинов, 1986; Болотов М.К. Подход индивидуальный. Ижевск, 1984. объективно, на основе архивных материалов и полевых исследований были написаны работы Ю.М.Ивонина (ИжГСХА) по истории христианских конфессий Удмуртии.1

В исследованиях постсоветского периода вопросы религии и государственно-конфессиональных отношений в Удмуртии рассматривались преимущественно в культурологическом,2 этнографическом,3 правовом4 и иных аспектах. Наиболее обстоятельно в них представлены язычество и православие.

Тема этноконфессиональной идентичности населения республики в период современных социально-политических процессов была затронута в коллективном труде М.Н.Губогло и С.К.Смирновой5 и социологических опросах, проведенных сотрудниками Удмуртского государственного университета в 2000-2001гг.6

Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является определение базовых характеристик вероисповедной политики и государственно-конфессиональных

1 См.: Ивонин Ю.М. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии. Ижевск, 1973; Его же: Православие в Удмуртии. Ижевск, 1980; Его же: Церковь ЕХБ в Удмуртии. Ижевск, 1983; Его же: Христианство в Удмуртии: история и современность. Устинов, 1987.

2 См.: Шумилов Е.Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век. Ижевск, 2001.

3 См.: Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994; Владыкин В.Е.,.Христолюбова JI.C. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991 (2-е изд. - 1997); Поздеев Г.А.,Тронин Г.И. Очерки истории религии удмуртов. Глазов, 1997; Шкляев Г.К. Межэтнические отношения в Удмуртии. Опыт историко-психологического анализа. Ижевск, 1998.

4 См.: Кузнецов Н.С. Из мрака. Ижевск, 1994.

5 См.: Губогло М.Н., Смирнова С.К. Феномен Удмуртии. Парадоксы этнополитической трансформации на исходе XX века. М., 2001.

6 См.: О результатах этносоциологического исследования "Удмуртия-2000". // Этнополитическая и этносоциальная ситуация в Удмуртской Республике. Ижевск, 2000; Отчет по этносоциологическому исследованию "Этнокультурные характеристики и межнациональные отношения в среде студенческой молодежи Удмуртской Республики". // Этнополитическая и этносоциальная ситуация в Удмуртской Республике. Ижевск, 2001. отношений регионального уровня на примере Удмуртской Республики в условиях перехода от "советской модели" к демократическим формам взаимодействия органов власти с религиозными объединениями.

Для достижения поставленной цели в ходе диссертационного исследования решаются следующие конкретные задачи:

- исследуется государственно-национальная специфика региона и значение этноконфессиональных факторов в Удмуртской Республике постсоветского периода;

- дается общая характеристика конфессионального пространства Удмуртии, его основных субъектов и межконфессиональных отношений;

- анализируются особенности государственно-конфессиональных отношений, концептуальных основ и практики вероисповедной политики Удмуртской Республики, ее основные направления, опыт работы органов власти.

Хронологические рамки исследования. Заявленная тема исследования охватывает период перехода от "советской модели" отношений государства (его институтов) с религиозными объединениями к демократическим формам взаимодействия. Поэтому поставленные проблемы будут рассматриваться в рамках первого постсоветского десятилетия: с момента распада СССР (1991г.) до конца 2002г. Но при этом следует учитывать, что начало трансформации вероисповедной политики было положено курсом "перестройки, гласности и демократии" с приходом к власти выразителя этих идей М.С.Горбачева (1985г.) и активизацией этих процессов с 1988г. (празднование 1000-летия введения христианства на Руси), что оправдывает смещение нижних границ хронологических рамок исследования.

Источники исследования.

Архивные документы и материалы. Диссертационное исследование опирается на изученные соискателем документы и материалы республиканских архивов - Центрального государственного архива УР (ЦГА УР): документы Верховного Совета УАССР (ф.620), Совета Министров УАССР (ф.Р-551), документы уполномоченных Совета по делам религий при СМ СССР по УАССР (ф.Р-1671); Центра документации новейшей истории УР (ЦДНИ УР): документы Удмуртского республиканского комитета КП РСФСР (ф.16), Ижевского городского комитета КП РСФСР (ф.54). К числу основных архивных источников относятся также документы текущего архива отдела по делам общественных и религиозных объединений Управления МЮ РФ по УР (1991-2002гг.), Управления Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ (19882002гг.), Регионального Духовного Управления мусульман Удмуртии (1994-2002гг.)

Материалы социологических исследований. Итоговые материалы экспедиций НИИ при Совете Министров УАССР и Института этнографии АН СССР дают представление о религиозной ситуации в Удмуртии 19791980гг., в том числе - о жизнеспособности дохристианских верований среди удмуртов. Вопросы этноконфессиональной самоидентификации населения республики, роли религии как этноконсолидирующего фактора затрагивают результаты социологических опросов, проведенных сотрудниками УдГУ по заказу Министерства национальной политики УР по темам "Удмуртия - 2000" и "Этнокультурные характеристики и межнациональные отношения в среде студенческой молодежи Удмуртской Республики" (2000-2001гг.)

Материалы СМИ. Необходимым источником для раскрытия поставленной темы является периодическая светская и конфессиональная печать. Указанные материалы содержатся на страницах общероссийских СМИ: "Независимая газета " и приложение "НГ-Религии" (Москва, 19972002гг.); в республиканских газетах "Удмуртская правда", "Известия Удмуртской Республики," "Неделя Удмуртии", "АИФ Удмуртии"; в районных СМИ (1996-2002гг.) 35 административно-территориальных субъектов УР; а также в зарубежных изданиях, распространяемых в РФ (газета "Русская мысль" с приложением "Церковно-общественный вестник," Париж, 1996-1998гг.) Информацию о внутрицерковной жизни, межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношениях предоставляют конфессиональные издания и СМИ общественных объединений Удмуртии: газеты "Православная Удмуртия", "Вавож православный", "Воткинск православный", "Вера и жизнь", "Дело Веры", "Саф Ислам".

Методологическая основа исследования. Данное исследование проведено на основании общих принципов объективности, историзма, комплексности научного исследования. Сочетание хронологического и проблемного методов позволило диссертанту осуществить всесторонний конкретно - исторический, системный, структурно-функциональный анализ по обозначенной теме.

Научная новизна исследования и результаты, полученные лично соискателем. В диссертации на основе обобщения, анализа и систематизации разнообразного исторического, этнологического, социально-политического, правового и религиоведческого материала исследованы сущность и основные направления, становление и развитие вероисповедной политики на региональном (республиканском) уровне в 1991-2002гг. Исследовательская работа по такой теме в Удмуртской Республике проведена практически впервые. Поэтому к элементам новизны диссертации может быть отнесено следующее: рассмотрение государственно-конфессиональных отношений в Удмуртии постсоветского времени (1991-2002гг.) на фоне трансформации государственной вероисповедной политики Российской Федерации; определение взаимосвязи и взаимозависимости религиозного и национального факторов через их проявления в системе общественных отношений; проведение анализа конфессиональной структуры Удмуртии и процессов, происходящих в наиболее значимых ее вероисповеданиях (язычестве, православии, исламе, протестантизме); определение элементов модели вероисповедной политики регионального уровня; рассмотрение сфер отношений государства и религиозных объединений в Удмуртской Республике; выявление основных проблем взаимодействия органов власти с религиозными структурами; определение итогов и перспектив развития вероисповедной политики и государственно-конфессиональных отношений Удмуртской Республики; введение в научный оборот исследованных автором материалов архивов.

Практическая значимость исследования. Настоящая диссертационная работа позволяет в определенной мере восполнить дефицит научных знаний по данной проблематике на республиканском уровне, может стать элементом большого комплексного исследования, которое объединило бы опыт субъектов РФ для формирования общефедеральной вероисповедной политики. Представленный материал может быть положен в основу рабочей концепции конфессиональной политики регионального (Удмуртской Республики) уровня, дальнейших исследований, лекционно-просветительской деятельности.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования формировались в процессе практической работы автора в Аппарате Правительства УР и Администрации Президента и Правительства УР (1995-2002гг.) Отдельные фрагменты исследования послужили основой для курса лекций, прочитанного автором в разных аудиториях (1996-2002гг.), докладов на семинарах, совещаниях, научных конференциях разного уровня. Основные положения и выводы диссертационного исследования были отражены в публикациях автора по рассматриваемой теме общим объемом 8,3 печатных листов.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры религиоведения РАГС и была рекомендована к защите.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.

Заключение диссертации по теме "Религиоведение, философская антропология, и философия культуры", Ильинский, Сергей Игоревич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования развития государственно-конфессиональных отношений в постсоветской Удмуртии, можно выделить ряд основополагающих моментов.

1. За прошедшее десятилетие значительные социально-политические перемены в стране радикальным образом повлияли на развитие государственных институтов, конфессиональных структур и характер их взаимодействия. Указанные процессы, обусловленные общероссийской ситуацией, находили конкретное выражение в деятельности федеральных и региональных органов власти. Поэтому практически все события первого постсоветского десятилетия имели в масштабе субъектов Российской Федерации общую динамику при некоторой (второстепенной) региональной специфике.

2. Изменение статуса религии вообще, конфессиональных структур, верующих и их объединений было неоднозначно воспринято широкими слоями населения Удмуртской Республики, внерелигиозного в своей массе. Общество с сочувствием восприняло восстановление инфраструктуры "традиционных" конфессий: возвращение храмов, регистрацию общин, возрождение монастырей и братств. Но постепенно раздражающими факторами стала чрезмерная активность отдельных духовных лиц и неофитов, попытки некоторых религиозных организаций взять на себя функции, выполнявшиеся ими в самодержавной России, утраченные при советской власти и пока еще не развитые в постсоветское время. Социальную напряженность усиливали и новые субъекты конфессионального пространства Удмуртии. Поэтому, как показали наблюдения, с середины 1990-х гг. общественное мнение по поводу религиозного возрождения изменилось от благодушного сочувствия к более критической позиции.

3. Социально-политические перемены стимулировали и активизацию этнонациональных групп населения Удмуртии. Лидеры национально-культурных и общественно-политических движений для усиления своего влияния обратились к возрождению этноконфессиональной идентичности по традиционным формам ("русский=православный, татарин=мусульманин", "удмурт=язычник"и др.) Но религиозный (конфессиональный) фактор не стал идеологической основой национальных движений, хотя они и сохранили дифференциацию по разным критериям, в том числе - по религиозно-мировоззренческим.

4. За первое постсоветское десятилетие произошла очередная трансформация конфессионального пространства Удмуртии. Традиционные субъекты (православие, ислам) усилили свои позиции за счет восстановления зон влияния (местных общин, культовых зданий и др.) Этот процесс шел достаточно спокойно, естественным путем. Также нормально было воспринято возвращение к активной религиозной жизни лютеранства, иудаизма и язычества (сельский вариант). Но на религиозную ситуацию существенно повлияло появление в конфессиональном пространстве объединений, не имеющих здесь исторической укорененности: неопятидесятничества и других новых религиозных движений, которые вступили в борьбу за передел сфер влияния религиозной жизни Удмуртии. Благодаря поддержке общества и государства, традиционные религии (православие, ислам) смогли сохранить свои позиции. Тем не менее, анализ событий прошедшего десятилетия показал, что дальнейшее развитие религиозной ситуации в Удмуртии будет зависеть от характера взаимоотношений трех лидеров конфессионального пространства: православия, ислама и протестантизма, а также от их общественного признания и позиции органов власти.

5. Главной задачей переходного периода стало преодоление негативных последствий советской модели вероисповедной политики и определение нового курса взаимодействия органов власти с религиозными объединениями. Поэтому в практике субъектов государственно-конфессиональных отношений регионального (УР) уровня можно выявить совершенно противоположные тенденции: "ликвидационные" и созидательные, реабилитационно-восстановительные и дискриминационно-деструктивные. Отмеченные противоречия были характерны для всех элементов условной модели новой вероисповедной политики (теории, правовой базы и практики).

6. После исторического завершения советского периода отечественной истории (1991г.) советский менталитет и элементы "советская модели" вероисповедной политики сохранили свое значение. "Демократические" реформы начала 1990-х гг. формально исполнили свою "ликвидационную" роль: сменилась парадигма отношений государства и конфессий, правовая основа вероисповедной политики, упразднен контроль органов власти за религиозной жизнью (как и сами профильные структуры и должности). Конфессии получили практически неограниченные возможности для реализации культовой и внекультовой практики, что подтверждало реальность гарантированной законодательством свободы вероисповеданий. Но предложенный в начале 1990-х гг. вариант новой вероисповедной политики с равенством конфессий и отстраненностью государства от регулирования государственно-конфессиональных отношений не соответствовал российской ментальности и был негативно воспринят "традиционными" религиями, большинством общества и государственными структурами. На региональном уровне (республиканском) это нашло конкретное выражение в межконфессиональных конфликтах с новыми субъектами конфессионального пространства, в "антисектантских" настроениях населения и законотворческой практике органов власти. Указанные тенденции оказали влияние на корректировку модели вероисповедной политики: отдельные положения ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997г. уже учитывали интересы "традиционных" российских конфессий (см.: преамбула и ст.27 Закона). Показателем тех же процессов стала и практика заключения соглашений ряда министерств федерального и регионального уровня с руководящими структурами РПЦ, что позволило при сохранении формального равенства всех субъектов конфессионального пространства более активно взаимодействовать с теми объединениями, которые имеют высокий авторитет в обществе, наиболее значимый вклад в историю России, в развитие ее культуры и духовности. Примером такого взаимодействия в Удмуртии может служить работа с духовенством Ижевской епархии РПЦ УИН МЮ РФ по УР, MHO УР и Министерства культуры УР и ряда других структур. Таким образом, дифференцированный подход в государственно-конфессиональных отношениях, в том числе - регионального уровня, является объективной реальностью.

7. Особенности переходного периода сказались и на развитии правовой базы вероисповедной политики России и ее регионов. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" 1990г. был призван выполнить две основные задачи: разрушить прежнюю советскую модель и дать законодательную основу новому курсу государственно-конфессиональных отношений. Намеченные цели были достигнуты, но при этом остался без внимания региональный уровень вероисповедной политики, где проявлялась ".специфика государственно-церковных отношений в ее православном, исламском или поликонфессиональном виде"1: не были учтены этноконфессиональные различия субъектов РФ и деятельность их управленческих структур. В Удмуртии за это время были попытки наполнить республиканский суверенитет конкретным содержанием (в том числе, собственным законодательством о свободе совести), которые соответствовали настроениям большинства регионов, но противоречили Конституции РФ и курсу федерального Центра, заинтересованного в унификации правового пространства. Поэтому когда процесс реформирования вероисповедной политики продолжил ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997г., для Удмуртии, в соответствии с историческими традициями (дореволюционными, советскими) и конституционными нормами стала очевидной нецелесообразность регионального законотворчества при наличии основополагающих федеральных правовых актов. Не противоречит этой позиции и практика заключения договоров (соглашений) органов управления с религиозными объединениями: здесь за основу берутся соответствующие документы федеральных структур и опыт подобной работы в других регионах, который дает позитивный эффект.

8. За первое постсоветское десятилетие практика государственно-конфессиональных отношений в Удмуртии, как и в других регионах РФ, прошла от стадии разрушения отраслевой вертикали органов власти, упразднения специализированных структур и должностей до восстановления позитивных традиций советской модели в новых условиях. Сегодня можно говорить о том, что "реставрационно-реабилитационные" задачи в данной сферы были выполнены. Созданная система межуровневого и межведомственного взаимодействия с

1 Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в России: идеи, практика, итоги (19851997гг.) // Российское законодательство о свободе совести в 80-90-х гг. XX в.: теоретические споры, реформирование правовых основ, практическая реализация законодательных актов. М., 1999. С. 14. координирующим центром в виде отдела взаимодействия с общественными объединениями Управления общественно-политической информации Администрации Президента и Правительства УР и Экспертно-консультативного совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве УР позволила установить нормальные контакты со всеми субъектами конфессионального пространства, этноконфессиональными объединениями и управленческими структурами. Такая практика должна развиваться и совершенствоваться. Но для повышения статуса региональных специалистов, их защищенности от негативных последствий периодических реорганизаций органов государственной власти и координации вероисповедной политики на всех уровнях, на наш взгляд, следует вернуться к опыту прошлого и создать (воссоздать) общефедеральный орган по делам религий и институт его региональных уполномоченных. В противном случае эксперименты с моделированием государственно-конфессиональных отношений будут затягивать "переходный период" на неопределенное время.

9. По нашему мнению, идейно-мировоззренческая основа нового курса вероисповедной политики (теория и правовая база) могла прогнозировать интергацию религиозного фактора во все сферы общественной жизни, установление партнерских взаимоотношений между государственными институтами и религиозными структурами. Но субъекты Россия, пережившие советский период, не могли вернуться ни к самодержавной модели, ни воспринять иностранный опыт, выработанный в иной реальности и ментальности. За это время религиозные объединения в Удмуртии утратили навыки социального служения, а государство сформировало целую систему, обслуживающую общество вне рамок религиозной духовности. Поэтому возрождения утраченных традиций быть не могло, а процесс духовного окормления шел параллельно традиционной практике социальной работы. Тем не менее, именно здесь государственно-конфессиональные отношения развивались наиболее эффективно. Подобным путем развивалось и сотрудничество в сфере культуры. Напротив, региональный опыт показал, что самыми конфликтогенными областями стали идеология и политика, где амбиции органов власти и религиозных объединений были особенно заметны. Альянс Русской Православной Церкви и политической элиты на вполне конъюнктурных началах, не давал полного удовлетворения участникам этого процесса, усиливая негативные моменты в деятельности религиозной и светской номенклатуры. Поэтому в условиях формирования современной модели государственно-конфессиональных отношений такая практика должна быть исключена.

Как мы убедились, переходный период вероисповедной политики пока не окончен. За прошедшее десятилетие был наработан первичный опыт взаимодействия органов власти и религиозных объединений в новых условиях, выявились достоинства и недостатки, текущие проблемы и пути их решения. Время показало, что на позитивный эффект в государственно-конфессиональных отношениях можно рассчитывать лишь при консолидации усилий всех заинтересованных сторон во всех сферах и на всех уровнях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ильинский, Сергей Игоревич, 2003 год

1. Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики (ЦДНИ УР): ф.16, оп.1 (фонд Удмуртского Обкома КПСС-Удмуртского рескома КП РСФСР).

2. Архив Управления делами Совета Министров УАССР-Аппарата Правительства УР (1991-1999гг.)

3. Архив отдела по делам религий Управления социального развития Аппарата Правительства УР (1995-1999гг.)

4. Текущий архив отдела по взаимодействию с общественными объединениями Управления общественно-политической информации Администрации Президента и Правительства УР (2001-2002гг.)

5. Текущий архив отдела по делам общественных и религиозных объединений Управления Министерства юстиции РФ по УР (19912002гг.)

6. Сборники и комментарии законодательных актов инормативных документов, публикации архивных материалов

7. Государственные символы Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1994. 40 с.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 1994. 458 с.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1994-2002.

10. Законодательство о религиозных культах. Сб. материалов и документов. Изд. 2-е. М.: Юридическая литература, 1971. 336 с.

11. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях. Сб. норативных актов. Изд.2-е. / Сост. А.И.Кудрявцев, А.О.Протопопов. М.: Феникс, 1994. -110 с.

12. Новое законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях. Сб. нормативных актов. / Сост.А.В.Пчелинцев. М.: Институт религии и права, 1998. 75 с.

13. Религиозные объединения, свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. / Сост. А.В.Пчелинцев, В.В.Ряховский. М.: Юриспруденция, 2001. 448 с.

14. Религия и закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями. / Сост. и автор комментариев А.О.Протопопов. М.: Паллада, 1996. 128 с.

15. Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации. Документы и материалы. М., Комитет по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы, 1998. 157 с.

16. Конституция Удмуртской Республики Удмурт Элькунлэн Конституциез. (7 декабря 1994г.) Ижевск: Удмуртия, 1995. - 88 с.

17. Собрание действующего законодательства Удмуртской АССР. 2тт. / Гл.ред. И.М.Карпов. Ижевск: Удмуртия, 1980,1982.

18. Сборник законов и постановлений Верховного Совета УАССР. Ижевск: Верховный Совет УАССР, 1991-1993.

19. Сборник законов и постановлений Государственного Совета Удмуртской Республики. Ижевск: Государственный Совет УР. 19942002.

20. Сборник законов Удмуртской Республики. Ижевск: Изд. Администрации Президента и Правительства УР, 2001-2002. №№ 1-6.

21. Закон УР "О Государственном гербе Удмуртской Республики" от 18.09.2002г. // Известия Удмуртской Республики. 2002. 24 сентября.

22. Закон УР "О Государственном гимне Удмуртской Республики" от 31.10.2002г. // Известия Удмуртской Республики. 2002. 1 ноября.

23. Закон УР "О Государственном флаге Удмуртской Республики" от 23.04.2002г. // Известия Удмуртской Республики. 2002. 8 мая.

24. Закон УР "О миссионерской деятельности на территории Удмуртской Республики" от 28 мая 1996г.// Известия Удмуртской Республики. 1996. 17 августа; Удмуртская правда. 1996. 21 августа.

25. Русская православная церковь в советское время (1917-1991) материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Кн. 1,2. / Сост. Г.Штриккер. М.: Пропилеи, 1995.

26. Документы по истории Удмуртии XV-XVII веков. / Сост. П.И.Луппов. Ижевск: Удм. книжное изд-во, 1958. 254 с.

27. Ижевск. Документы и материалы. 1760-1985. / Сост. И.А.Боброва, Р.А. Ислентьева и др. Ижевск: Удмуртия, 1984. 340 с.

28. Удмуртия в Великой Отечественной войне. 1941-1945. Сб.документов. / Сост.И.Н.Зайцева, Е.П.Никонова и др. Ижевск: Удмуртия, 1995. 368 с.

29. Хрестоматия по истории Удмуртии. / Сост. Г.К.Аникина, И.А.Боброва и др. Ижевск: Удмуртия, 1973. 360 с.1. Периодическая печать

30. Авангард. (Вавож). 1996-2002.

31. АИФ Удмуртии. (Ижевск). 1996-2002.

32. Алнашский колхозник. (Алнаши). 1996-2002.

33. Вавож православный. (Вавож). 1996-2002.

34. Вера и жизнь. (Ижевск). 1996-1999.

35. Вестник. (Шаркан). 1996-2002.

36. Боткинские вести. (Воткинск). 1996-2002.

37. Воткинск православный. (Воткинск). 1999-2002.

38. Городской стиль. (Ижевск). 1997-1998.

39. Дело Веры. (Ижевск). 1998-2002.

40. День. (Ижевск). 1999-2002.

41. Звезда. (Кез). 1996-2002. 42.Знамя. (Сюмси). 1996-2002.

42. Знамя Октября. (Юкаменское). 1996-2002.

43. Знамя труда. (Киясово). 1996-2002.

44. Ижевск вечерний. (Ижевск). 1996-1999.

45. Ижевск-экспресс. (Ижевск). 1998-2002.

46. Известия Удмуртской Республики. (Ижевск). 1991-2002.

47. Инфо-панорама. (Ижевск). 1998-2002.

48. Камская новь. (Камбарка). 1996-2002.

49. Красное Прикамье. (Сарапул). 1996-2002.

50. Можгинские вести. (Можга). 1996-2002.

51. Мой город. (Глазов). 2000-2002.

52. МК в Ижевске. (Москва, Ижевск). 1998-2002.

53. Неделя Удмуртии. (Ижевск). 1994-1996.

54. Независимая газета. (Москва). 1990-2002; НГ-Религии. (Москва). 1997-2002.

55. Новый путь. (Дебесы). 1996-2002.

56. Октябрь. (Селты). 1996-2002.

57. Победа. (Красногорское). 1996-2002.

58. Православная Удмуртия. (Ижевск). 1994-1995, (Вавож). 20012002.

59. Пригородные вести. (Завьялово). 1996-2002.

60. Прикамская правда. (Каракулино). 1996-2002.

61. Рассвет. (Якшур-Бодья). 1996-2002.

62. Русская мысль. (Париж). 1999-1998.

63. Русская газета в Удмуртии. (Ижевск). 1996-2002.

64. Саф Ислам. (Ижевск). 1999-2002.

65. Светлый путь. (Игра). 1996-2002.

66. Сельская новь. (Грахово). 1996-2002.

67. Сельская правда. (Яр). 1996-2002.

68. Удмуртская правда. (Ижевск). 1988-2002.

69. Увинская газета. (Ува). 1996-2002.

70. Энциклопедические и справочные издания

71. Асадуллин Ф.А. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М.: ДУМЕР, 1999. 158 с.

72. Атлас "Российская Федерация. Приволжский федеральный округ." / В.Ю.Зорин, Г.Г.Побединский и др. Нижний Новгород: Верхневолжское АГП, 2001. 52 с.

73. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996.-316 с.

74. Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967гг.): Справочник (по материалам гос.архивов). / Отв.ред.Н.П.Ерошкин. М.: ЦГА РСФСР, 1971. 624 с.

75. Кирееев А., протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002. 479 с.

76. Кириллов А. Д., Кириллов Б. А. Законодатели Урала. Представители народа и государства. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2000. 272 с.

77. Конфессии и религиозные объединения Удмуртской Республики. Православие: Справочник. / Ред.колл.: Горяинов А.П., Белов И.И. и др. Ижевск: Изд. Аппарата Правительства УР, 1999. 61 с.

78. Книга памяти жертв политических репрессий. / Сост. Р.А.Жуйкова, А.И.Гашев и др. Ижевск: Удмуртия, 2001. 388 с.

79. Монастыри Русской Православной Церкви: Справочник-путеводитель. Вып.первый. /Сост. Л.Г.Рудин, П.В.Кузнецов. М.: Изд-во Моск. Патриархии, ХПБФ "Преображение", 2001. 464 с.

80. Народы России: Энциклопедия. / Гл.ред.В.А.Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 479 с.

81. Органы государственной власти и управления Удмуртской АССР (1918-1980гг.): Справочник (по материалам гос.архивов). / Сост.А.А.Королева. Устинов: Удмуртия, 1986. 340 с.

82. Памятники истории и культуры Удмуртии. Каталог. Изд.2-е, перераб./ Ред. О.П.Майкова. Ижевск: Удмуртия, 1990. 156 с.

83. Православие: Библиографический указатель книг на русском и церковнославянском языках за 1918-1993гг. / Науч. ред.прот.В.Асмус. М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского богосл.Ин-та: Росс. гос. биб-ка, 1999.- 512 с.

84. Православные храмы Удмуртии. Справочник-указатель по документам ЦГА УР. / Сост.И.Н.Зайцева, Г.И.Самарцева. Ижевск: Удмуртия, 2000.-480 с.

85. Религии народов современной России: Словарь. / Отв.ред. М.П.Мчедлов. М.: Республика, 1999. 624 с.

86. Религиозные организации России. (Справочник)./ Сост.С.И.Иваненко, А.И. Кудрявцев и др. М.: РАУ, 1994. 114 с.

87. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М.: РАГС, 1996. 285 с.

88. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь. / Отв.ред.М.П.Мчеддов. М: Республика,, 2001. 544 с.

89. Русская Православная Церковь. Монастыри: Энц.словарь. М.: Изд-во Моск. Патриархии; Республика, 2001. 464 с.

90. Сметанников И.С. Гербы и флаги субъектов Российской Федерации. М.: Всеросс. геральдическое общ-во, ООО "Компания Ритм Эстэйт", 2003.- 112 с.

91. Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии. 1917-1991гг. / Сост.О.М.Безносова, С.Т.Дерендяева и др. Ижевск: Удмуртия, 1995. 744 с.

92. Спутник паломника: Путеводитель по святым местам. М.: Трифонов печенгский монастырь; "Ковчег", 2002. 432 с.

93. Удмуртская АССР. Административно-территориальное деление. / Сост.Г.И.Мерзляков. Ижевск: Удмуртия, 1980. 144 с.

94. Удмуртская Республика: Энциклопедия. / Гл. ред. В.В.Туганаев. Ижевск: Удмуртия, 2000. 800 с.

95. Удмуртия многонациональная. / Сост.Л.В.Мушегова. Ижевск: Изд. МНП УР, 2002. (40 с.)

96. Учебный словарь-минимум по религиоведению. / Под ред.И.Н.Яблокова. // Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарики, 2002. С.315-534.

97. Христолюбова Л.С. Ученые-удмурты: Библиографический справочник. Ижевск: Удмуртия , 1997. 860 с.

98. Центральный государственный архив УАССР: Путеводитель. / Отв.сост. Р.А.Ислентьева. Ижевск: Архивное упр. при СМ УАССР, ЦГА УАССР, 1990. 400 с.

99. Эпоха воинствующего безбожия: религиозные конфессии Удмуртии и политика Советского государства. 1922-1988гг.: Тематический перечень документов фонда Удмуртского рескома КП РСФСР (ф.16, оп.1). Ижевск, Изд. ЦДНИ УР, 2000. 19 с.1. Монографии

100. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. 656 с.

101. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. (Взаимоотношения Советского государства и религии). М.: Политиздат, 1991. 398 с.

102. Алексеев В.А. "Штурм небес" отменяется ? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: Россия молодая, 1992. 299 с.

103. Алов А.А., Владимиров Н.Г. Православие в России. М.: Институт наследия, 1995. 143 с.

104. Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997. 248 с.

105. Атаманов М.Г. Мой путь в Библию. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1999. 162 с.

106. Атаманов М.Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск: Удмуртия, 2001. 216 с.

107. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. 224 с.

108. Болотов М.К. Подход индивидуальный. Формы и методы атеистической работы. Устинов: Удмуртия, 1986. 87 с.

109. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.

110. Владыкин В.Е., Христолюбова JI.C. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997. 248 с.

111. Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России (XX век). М.: РАГС,2000. 162 с.

112. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. 239 с.

113. Гаратуев М.В. Из опыта возрождения национального образования. Ижевск: Изд. дом "Удмуртский университет", 2002. 117 с.

114. Гидулянов П.В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М.: Изд-во НЮО, 1923. 100 с.

115. Гольст Г.Р. Религия и закон. М.: Юридическая литература, 1975. 109 с.

116. Губогло М.Н., Смирнова С.К. Феномен Удмуртии. Парадоксы этнополитической трансформации на исходе XX века. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, Центр по изучению межнац. отношений ИЭА РАН,2001.-496 с.

117. Дьяконов Л.П. Советское законодательство и церковь. Л.: Госиздат, 1926. 56 с.

118. Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. Ижевск: Удмуртия, 1994.- 192 с.

119. Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. Устинов: Удмуртия, 1987. 108 с.

120. Каширин П.О. О свободе совести. М.: Молодая гвардия, 1939.47 с.

121. Кислицын И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий. Пермь, 1993. 120 с.

122. Клочков В.В. Закон и религия. (От государственной религии в России к свободе совести в СССР). М.: Политиздат, 1982. 160 с.

123. Клочков В.В. Религия, государство и право. М.: Мысль, 1982. -287 с.

124. Крылова Г.А. Свобода совести на весах правосудия. М.: Олимп,1998.-320 с.

125. Кузнецов Н.С. Из мрака. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994.496с.

126. Куликов К.И. Кому выгодна ксенофобия ? Ижевск: УИИЯЛ УрОРАН, 1996.-32 с.

127. Куликов К.И. Удмуртия субъект России. Проблемы экономики, политики, национальные отношения. (1990-е годы). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. - 279 с.

128. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: Общ. орг-ция "Православное дело", Изд-во "Отчий дом", 2000. 464 с.

129. Кураев А. Все ли равно как верить ? Сб.статей по сравнительному богословию. Клин: Изд-во Братства свт. Тихона, 1994. -176 с.

130. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1981. 256 с.

131. Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времен первых исторических известий о них до XIX века. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН,1999. 390 с.

132. Льюис Д. После эпохи атеизма. Религии и народы России и Средней Азии. Спб: Шандал, 2001. 304 с.

133. Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Республика, 1993. 416 с.

134. Набиев Р.А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. 244 с.

135. Николин А., свящ. Церковь и государство (история правовых отношений). Сретенский монастырь, 1997. 430 с.

136. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М.: Луч, 1994. 171 с.

137. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история взаимоотношения с государством и обществом. М.: ЦИНО, 2002. 312 с.

138. Павлов Н.П. Самоопределение, автономия: идеи, реалии. Ижевск: Удмуртия, 2000. 224 с.

139. Поздеев Г.А., Тронина Г.И. Очерки истории религии удмуртов. Глазов: ГГПИ, 1997. 95 с.

140. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: ББИ, 1996. 408 с.

141. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 511 с.

142. Рагузин В.Н. На острие российской геополитики. М.:РАГС, 1999. 234 с.

143. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М.: Наука, 1985.- 174 с.

144. Розенберг Н.А. Прорубить окно в Азию. Спб: Изд-во РГПУ, Ижевск: Изд. дом "Удм. ун-т", 2001. 194 с.

145. Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. 4.II. (1917-1967). Спб: Библия для всех, 2001.-422 с.

146. Севрюков О.В. Ижевск. Ижевск: Удмуртия, 1969. 272 с.

147. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. В 2 ч. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996,1997. 4.1-2.

148. Сыркина И.А., Касимова Д.Г. Загадка незагадочного народа. Глазов: ГГПИ, 1994. 175 с.

149. Федорченко-Шемякина JI.H. Судьбы церквей и духовенства. Кн.5. Сарапул, 1995. 244 с.

150. Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917-1991. М.: Вагринус, 1994.-510 с.

151. Худяков М.Г. Очерки истории Казанского ханства. (Воспр. по изд. 1923г.) М.: ИНСАН, 1991. 320 с.

152. Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.

153. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI-начало XX века. Ижевск: Изд. дом "Удм. ун-т", 2001. 434 с.

154. Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. 304 с.

155. Щипков А. Во что верит Россия. (Религиозные процессы в постперестроечной России). Спб: РХГИ, 1998. 312 с.

156. Юнак Д. История Церкви адвентистов седьмого дня в России. В 2 тг. Т.2. (1981-2000гг.) Заокский: Источник жизни, 2002. 352 с.

157. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа: ВЭГУ, 1994. 155 с.

158. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. 352 с.

159. Коллективные труды, сборники статей, серийные издания

160. Александр Волков. Первый Президент Удмуртии: Биографические очерки и воспоминания. Ижевск: ООО "ПФ "Кварт", 2001.-213 с.

161. Белая книга. О нарушениях свободы совести в Российской Федерации (1994-1996). / Отв.ред. Л.С.Левинсон. М.: Аллегро-Пресс, 1997.- 139 с.

162. Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. 4.1-2. / Отв.ред.Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. М.: РАГС, 1995.

163. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). / Отв.ре д. Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. М.: РАГС, 1996. 252 с.

164. Государственно-церковные отношения в сфере образования. Инф.-методич.сборник./ Отв.ред.Ю.А.Щипакин. Ижевск: Изд-во ИУУ УР, 2000. 88 с.

165. Государство и церковь. // Отечественные записки. 2001. № 1.

166. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень кафедры религиоведения РАГС. М.: РАГС, 1997-2000.

167. Ислам и мусульмане в России. Сб.статей. / Под общ. ред. М.Ф.Муртазина, А.А.Нуруллаева. М.: Изд-во "КДТ", 1999. 224 с.

168. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Изд-во ВСЕХБ, 1989.-623 с.

169. История и культура финно-угорских народов: Материалы международной студенческой научно-практической конференции. (г.Глазов, 11.11.96г.) 4.1. Археология. Этнология. История. Краеведение. Глазов: ГГПИ, 1997. 152 с.

170. История религий в России. /Под общ.ред.Н.А.Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 2001.-591 с.

171. На пути в свободе совести. / Сост. и общ.ред.Фурмана Д.Е. и о.Марка (Смирнова). М.: Прогресс, 1989. 496 с.

172. Религия и демократия. На пути к свободе совести. Вып.2. / Сост. А.Р.Бессмертный. С.Б.Филатов. М.: Прогресс-Культура, 1993. 592 с.

173. Религия, церковь в России и за рубежом. Инф.бюллетень. М.: РАГС, 1994-1996.

174. С доброй вестью к своим соотечественникам. История Церкви адвентистов седьмого дня в России. Заокский, Климовск: Источник жизни, 1996.-46с.

175. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. / Под ред. проф.К.Каариайнена и проф.Д.Е.Фурмана. СПб.; М: Летний сад, 2000. 248 с.

176. Удмуртия в годы реформ: 1990-2001. Учебно-методич. пособие. / Науч. ред. А.Д.Кириллов. Екатеринбург: ИД "Сократ", 2002. 288 с.

177. Христианство в истории и культуре Удмуртии. Материалы к республиканской научно-теоретической конференции (г.Ижевск, 17.05.2000г.) / Отв.ред.: Щипакин Ю.А. Ижевск: Изд. дом "Удм. ун-т", 2000.-98 с.

178. Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2002. 456 с.

179. Этнополитическая и этносоциальная ситуация в Удмуртской Республике (сборник информационно-аналитических материалов). Ижевск: Изд. МНП УР, 2000. 90 с.

180. Этнополитическая и этносоциальная ситуация в Удмуртской Республике (материалы к расширенному заседанию коллегии Министерства национальной политики УР 30.05.2001г.) Ижевск: Изд. МНПУР, 2001.-66 с.

181. Статьи в журналах, научных сборниках

182. Атаманов М.,протодиакон. Религиозно-духовная ситуация в среде удмуртов в XX веке. //Миссионерское обозрение. 2001.№ 1.С.12-14.

183. Атаманов М.Г., Владыкин В.Е. Субъэтнические объединения удмуртов. // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993. С.32-35.

184. Вальер П. Русское православие и права человека. // Права человека и религия. Хрестоматия. / Сост. и науч.ред. игумен Вениамин Новик. М., 2001. С.373-392.

185. Витге Д. младший. Проблемы и перспективы прозелитизма в России. // Права человека и религия. Хрестоматия. / Сост. и науч.ред. игумен Вениамин Новик. М., 2001. С.393-409.

186. Владыкин В.Е. Религиозные верования. // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993. С.232-250.

187. Владыкин В.Е. Удмурты в составе Русского государства. // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993. С.35-41.

188. Воронцов B.C. Этническое самосознание учащейся молодежи Удмуртии (по данным социологических исследований). // Об этнической психологии удмуртов. Сб.статей. Отв.ред. Г.К.Шкляев. Ижевск, 1998. С.117-130.

189. Григоренко А.Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и веротерпимости. //Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы межд.конф. М., 2000. С. 106-108.

190. Зорин В.Ю. Этноконфессиональная карта Приволжского федерального округа и вопросы межэтнической коммуникации. // Этнопанорама. 2001. № 3. С.13-19.

191. Иволгин М. Последнее интервью. // Наука и религия. 1992. № 1. С.6-7.

192. Колесников Л. В свете перемен. // Наука и религия. 1990. № 6. С.6-7.

193. Лункин Р. Нехристианские народы России перед лицом христианства. // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.; СПб, 2002. С.361, 363-364, 373.

194. Лункин Р. Пятидесятники в России: опасности и достижения "нового" христианства. // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.; СПб, 2002. С.336-360.

195. Моран Г. Роль церкви и государства в установлении межконфессиональных отношений: история и современность. // Межконфессиональный мир и консолидация общества. Материалы межд.конф. М., 1997.С.24-27.

196. Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации. // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы межд.конф. М., 2000. С.36-46.

197. Плеханова Е. Традиционная культура удмуртов в контекстве глобализации. // Глобализация и локальная культура. Сб. науч. ст. / Сост. Г.И.Зверева. М.: РГГУ, 2002. С.154-165.

198. Религия и политика в посткоммунистической России (материалы "круглого стола"). //Вопросы философии. 1992. № 7. С.6-33.

199. Религии России и государство. // Государственная служба. 1998. №1-2. С.115-116.

200. Розенберг Н. Традиционная культура финно-угров Поволжья и Прикамья в условиях глобализации. // Глобализация и локальная культура. Сб. науч. ст. / Сост. Г.И.Зверева. М.: РГГУ, 2002. С.146-153.

201. Сапрыков В. Белый лебедь символ Удмуртии. // Наука и жизнь. 1994. № 11. С.21-23.

202. Сперанская Е. Методы работы протестантских миссионеров в России. // Миссия церкви и современное православное миссионерство. Международная богословская конференция к 600-летию преставления свт. Стефана Пермского. М., 1997. С. 160-168.

203. Федяева О. Государственно-церковные отношения: переходный период. // Религия и право. 2001. № 1. С. 16-17.

204. Филатов С. Религия в постсоветской России. // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.; СПб, 2002. С.479.

205. Филатов С. Феномен российского протестантизма. // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.; СПб, 2002. С.305, 307.

206. Филатов С. Языческое возрождение поволжская религиозная альтернатива. // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.; СПб, 2002. С.135-157.

207. Филатов С., Степина А. Российское лютеранство. // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.; СПб, 2002. С.321.

208. Филатов С., Щипков А. Языческий вызов христианству. // Дружба народов. 1996. №3. С.138-147.

209. Филатов С., Щипков А. Язычество. Рождение или возрождение? //Дружба народов. 1994. №11-12. С.176-177.

210. Фируз Казем-заде. Размышления о церкви и государстве в русской истории. // Права человека и религия. Хрестоматия. / Сост. и науч.ред. игумен Вениамин Новик. М., 2001. С.365-372.

211. Христораднов Ю. Возврата к прежним подходам не будет. // Наука и религия, 1990. № 1. С.2-3.

212. Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики. // Религия и право. 2001. №1. С.4-6.

213. Шнирельман В. Неоязычество на просторах Евразии. // Диа-Логос: религия и общество 1998-1999. Альманах. / Общ.ред. М.Смирнова. М., 1999. С.201-214.

214. Яковлев И., Иванов А. Взаимодействия государства и церкви в XX веке: опыт моделирования. У/ Власть. 1996. № 10. С.62-63.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 160494