Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат юридических наук Петров, Эдуард Александрович
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Петров, Эдуард Александрович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ИСЛАМА О ПОЛИТИКЕ, ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРАВОВЫЕ КОНФЛИКТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1. Политико-юридические коллизии шариата и российского права.
1. 2. Государственно - правовые коллизии российских законов и законов шариата.
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ИСЛАМА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАНИНА И ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ
2. 1. Особенности исламского понимания прав человека и его соответствие российскому праву.
2. 2. Шариатские основы права человека на социальное обеспечение и проблема их реализации на территории России
2. 3. Проблемные аспекты реализации российскими мусульманами конституционных обязанностей гражданина.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Процессы взаимодействия и противоречия семейного права и шариата в современной России2002 год, кандидат юридических наук Манукян, Юрий Климентович
Институт преступления и наказания в мусульманском праве2010 год, кандидат юридических наук Кангезов, Марат Русланович
Историческое развитие представлений о правах человека в шиитском исламе2010 год, кандидат исторических наук Асгар Сабери
Мусульманское уголовное право в условиях современного светского государства2009 год, кандидат юридических наук Тленшева, Рената Муаедовна
Правовое регулирование борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции: Историко-теоретическое исследование1999 год, кандидат юридических наук Старостина, Светлана Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама»
Актуальность темы исследования. Ислам сегодня становится объектом пристального внимания политиков, правоведов, ученых различных направлений науки, представителей силовых структур, деятелей культуры и искусства - всех, кто волей или неволей, прямо или косвенно вовлечен во взаимодействие с мусульманами, их политическими, общественными, религиозными организациями, объединениями и движениями.
Ислам исповедуют более 1 миллиарда человек, его носители ^ составляют большинство или значительную часть граждан в 45 странах мира1.
В Российскую Федерацию входят субъекты, коренное население которых традиционно исповедуют ислам - это Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Хакасия, Чечня. Мусульманами называют себя представители более чем сорока народов России. Мнение об общем количестве мусульман в Российской Федерации Ь значительно разнятся2. По подсчетам экспертов численность традиционно исповедующих ислам, в России составляет примерно 20 млн. человек. Современная демографическая ситуация складывается так, что в ближайшие десятилетия процентное соотношение жителей России по этноконфессиональному признаку будет иметь тенденцию к значительному увеличению численности мусульман.
Нет никакого сомнения, что ислам в нашей стране переживает период своего возрождения. Этот процесс происходит в ситуации ft
1 Islam / A Dictionary Sociology. Edited by G. Marshall/ - Oxford New York. Oxford university Press/ 1998. Р.ЗЗО
2 В статье Ислам в России / Религии народов современной России: Словарь - M.: Республика, 1999. С.122 находим цифру от 15 до 20 млн. мусульман. 20 млн. насчитывает Малашенко А.В. в книге Исламские ориентиры Северного Кавказа / Московский центр Карнеги, - М.:Гендальф, 2001. С.16. По мнению «Независимой газеты» их 8 млн. См.: Лидеры мусульманского раскола / Приложение «Независимой газеты», №12, 28 июня 2001. С.12. 3 самых разнообразных противоречий и конфликтов внутри России, а также в обстоятельствах радикального изменения геополитической ситуации конца двадцатого - начала двадцать первого века и кардинального изменения положения и роли российского государства и исламских стран в мире. В этой связи нужно быть готовым к различным ситуациям конфликтного характера, уже возникающим и могущим значительно усилиться в результате усилия исламского фактора.
В этих обстоятельствах для России, как государства с полиэтничным и поликонфессиональным составом, важнейшей задачей становится создание условий для мирного сожительства различных этноконфессиональных общностей. Жизнь в одном государстве требует от различных больших социальных групп, с одной стороны, выработки единых правил, с другой стороны, сохранения своей этноконфессиональной самобытности. Возникает проблема совмещения правил и норм общего масштаба с внутриконфессиональными или внутригрупповыми правилами и нормами, к которым следует отнести и нормы мусульманского права, нормы шариата.
Проблема усложняется тем, что мусульмане России, как и все мусульмане в мире, обязаны выполнять нормативные требования своей религии - «законы шариата». Но по отношению к национальной правовой системе Российской Федерации, шариат представляет собой внешнюю правовую систему традиционно-религиозного права. В связи с этим юридические нормы шариата не являются таковыми с точки зрения позитивного права Российской Федерации, если они каким-либо законным образом не введены в него3.
3 Например, некоторые субъекты Российской Федерации на законодательном уровне объявили праздничными днями даты празднования Ураза-Байрам и Курбан-Байрам.
Но для мусульманина Коран и Сунна, является действующими нормативными актами, точнее источниками права, поэтому юридические нормы шариата являются для него действующими нормами. Фактически мусульманин в нашей стране поставлен в ситуацию юридического конфликта, коллизии законов: законов Российской Федерации и «законов шариата». В данной работе под конфликтом мы будем понимать противоречие друг другу (столкновение) именно законов Российской Федерации и «законов шариата».
Налицо противоречие и еще одна научно-практическая проблема, которая требует своего решения. В связи с этим возникает настоятельная потребность проанализировать социально-правовое учение ислама, его источники и выявить, действительно ли они содержат идеи и нормы, порождающие существование представлений и практик, противоречащих российским законам.
Основные направления исследования предполагается осуществить на основе анализа социальной доктрины ислама, которая представляет собой учение ислама, посредством которого мусульмане объясняют общественную жизнь в ее многообразных проявлениях: экономики, политики и власти, проблем прав и свобод человека, брака и семьи, науки, культуры, образования и права, многих других4.
Основной акцент будет сделан на исследовании документа «Основные положения социальной программы российских мусульман»5, в котором представлена современная конкретизация социального учения мусульман именно российскими последователями ислама. Документ, разработан Советом муфтиев
4 Ахмедов С. Социальная доктрина ислама. - Махачкала, Издательство ДГУ, 1982; Нуруллаев А.А. Социальная доктрина мусульман / Религии народов современной России: Словарь. - М.: Республика, 1999
5 Основные положения социальной программы российских мусульман /Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, 2001.
России, излагает базовые положения ислама в сфере взаимоотношения мусульман с обществом и светским государством, разъясняет их современные позиции по особо значимым социальным проблемам российского общества, а также устанавливает ряд руководящих принципов, необходимых в деятельности мусульманских религиозных организаций6. Государственно-правовой анализ положений этого документа избран потому, что он представляет собой современный этап в осмыслении российскими мусульманами своего места в системе современных социальных институтов, в том числе института государства и права.
Внимательное и непредвзятое исследование правовых источников шариата, исторический и современный опыт реализации норм шариата в различных странах мира, говорит о том, что в «Основных положениях социальной программы российских мусульман», сознательно или бессознательно для ее авторов, существуют пробелы, а может быть умолчания, о тех доктринальных положениях шариата и его нормах, которые противоречат и вступают в конфликт с доктринальными положениями и нормами правовой системы Российской Федерации. Эта проблема и станет центральной в нашей работе7.
Степень разработанности проблемы. Заявленная тема является новым направлением в научном исследовании бытия ислама в России.
6 Основные положения социальной программы российских мусульман /Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. С.З.
7 При этом нам известно, что некоторые западные авторы, как замечает М.Н. Марченко, предрекают, что развитие современных правовых систем будет подвержено исламизации. В российской юридической литературе также существует мнение (Л.Р. Сюкияйнена и др.) о том, что некоторые положения шариата как мусульманского права, особенно принципы и нормы, регулирующие мирские взаимоотношения, могут быть совмещены с иными правовыми системами, включая правовую систему Российской Федерации. Эта проблема существует в действительности, как и соответствующий аспект исследования. В контексте темы нашего исследования этот вопрос остается за пределами нашего анализа.
Тем не менее, многие общие вопросы учения мусульман по вопросам государства, политики, права, социальным проблемам, затрагивались в классических трудах Аль-Газали, J1. Бернарда, Г.Э. Грюнебаума, Идрис Шаха, А.Массе, А. Мюллера, Ф. Розеунтала, С.А. Маудуди и др. и оказались полезными для понимания нашей проблемы.
Важный вклад в изучение отдельных положений социального учения ислама внесли отечественные дореволюционные ученые Н. Торнау, Н.Ф. Грабовский, А.Ф. Кистяковский, М.М. Ковалевский, A.M. Ладыженский. Многое для понимания политического и правового аспекта социального учения ислама сделали переводчики на русский язык и комментаторы Корана: И. Ю. Крачковский, М. -Н. Н. Османов, Маулан Мухаммад Али и др.
Отдельные государственно-правовые аспекты шариата, его социальной доктрины, также оказавшимися полезными для нашего исследования, рассматривались советскими и современными российскими учеными. Наиболее известны труды по социальному учению мусульман Керимова Г. М. Сюкияйненом Л. Р. поставлен вопрос о включении отдельных положений шариата в правовую систему Российской Федерации. Л.Р Ахмадулиным В., Мельковым С. рассмотрена история государственно-исламских отношений в России. Першиц А. И. затронул проблемы исламской нормативной этнографии. В работе над диссертацией пригодилось знакомство с трудами Гордон-Полонской Л. Р., А. И. Смирновой, А.Х. Саидова. Бабич И.Л. и других.
В существующей литературе, затрагивающей вопросы социального учения ислама, его государственно-правовые и политико-правовые проблемы отсутствуют работы, посвященные политико-юридическим и государственно-правовым конфликтам двух нормативно-правовых систем - институтам права Российской Федерации и шариата.
Объектом исследования выступает социально-правовая доктрина российских мусульман и возможный процесс ее реализации в условиях политико-правового пространства России.
Предметом исследования стали государственно-правовые и политико-юридические конфликты (коллизии) институтов и норм российского права и шариата.
Цель исследования; выявить существующие и возможные концептуальные противоречия и конфликты идей и институтов государства и права, норм российского права и шариата в процессах реализации нормативной составляющей социально-правовой доктрины ислама российскими мусульманами.
Для этого автору предстоит решить следующие задачи:
1. Выявить концептуальные политико-юридические коллизии шариата и российского права.
2. Рассмотреть противоречия государственно-правовых доктрин шариата и российского права.
3. Проанализировать возможные юридические коллизии при реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации гражданами, исповедующими ислам.
4. Выявить возможные правовые конфликты шариата и российского законодательства при реализации права мусульман на социальное обеспечение.
Методологические основания работы. Наряду с общенаучными методами исследования: анализа, синтеза, обобщения, аналогии, структурно-функционального, эмпирического и рационального, применены и частнонаучные правовые методы: сравнительное правоведение, неофициальное толкование, конкретизация и другие.
Новизна исследования.
1. Впервые в юридической науке сделан анализ политико-правового аспекта социальной доктрины ислама в изложении российских мусульман и выявлены ее противоречия российскому праву.
2. Рассмотрена государственно-правовая доктрина ислама и возможные правовые коллизии в случае ее реализации в Российской Федерации.
3. Выявлены правовые противоречия и конфликты в случае реализации мусульманского понимания основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в правовом поле России.
4. Проанализировано шариатское понимание решения социальных проблем и возможные юридические конфликты при его реализации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основные концептуальные положения политико-юридической доктрины ислама противоречат правовым принципам, на которых построена государственная власть в Российской Федерации. В отличие от шариата источником власти в Российской Федерации является народ, который сам или через своих представителей создает законы, в шариате законы дает Бог через своих посланников. Шариатская доктрина, провозглашает принцип неотделимости ислама от политики, что противоречит принципу светскости государственной власти в России. Шариат предписывает, запрет на существование законодательной ветви власти, что также противоречит Конституции Российской Федерации.
2. Государственно-правовая доктрина шариата имеют в своем составе такие элементы, которые абсолютно противоречат государственно-правовой теории, на которой построена государственно-правовая система Российской Федерации. К ним относятся: непризнание конституционного принципа отделения церкви от государства; требование о тотальном проникновении норм шариата во все сферы жизни мусульман; нормативное предписание шариата - джихад - к распространению ислама на все человечество; установление превосходства правового статуса мусульман и мусульманских организаций над последователями других религий и другими социальными организациями и др.
3. Реализация мусульманского права в сфере основных прав и свобод человека в условиях России приведет к нарушению принципа равенства граждан и соответственно юридическому конфликту: по религиозному признаку, шариат запрещает существование в исламском обществе политеистических и атеистических убеждений; устанавливает повышенные ставки налогов и сборов для иудеев, христиан и др. в сравнении с мусульманами; по половому признаку: в отличие от российского законодательства жена мусульманина не имеет права свободно выбрать род занятий, место пребывания и жительства; мужчина имеет право иметь четыре жены, женщина только одного мужа и др.;
4. Реализация некоторых конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации таких, как защита отечества (ст.59) в обстоятельствах, например, войны России с мусульманами; или обязанности заботиться о соблюдении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п.З ст.44), в ситуации, когда конкретное наследие или памятники запрещены шариатом, например, любые изображения человека в натуральную величину, вступает в противоречие с обязанностями мусульманина, зафиксированными нормами шариата, и ставит его в ситуацию юридического конфликта с государством и обществом.
5. Часть шариатских положений о праве на социальное обеспечение - садаке (закяте) - не противоречит российскому законодательству о благотворительности. Напротив, такие цели садаки и благополучатели как социальная поддержка людей, «чьи сердца склоняются к Истине» (т.е. граждан России, которые склонны принять ислам); «расходы на войско» мусульман; «дело Аллаха» (т.е. помощь тем, кто занят распространением ислама, миссионерам) оказываются в правовом конфликте с российским законом в том случае, если они не попадают в перечень благополучателей в соответствии со ст.2 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Научно-практическая значимость диссертационной работы. Проведенный анализ, полученные результаты и выводы могут быть использованы:
- при дальнейшем изучении правовых аспектов социального учения мусульман, его государственно-правовой составляющей и практики их реализации в Российской Федерации или других странах.
- В законотворческой работе, особенно, в субъектах Федерации, в которых значительная часть населения традиционно исповедуют ислам.
- В судебной практике, при рассмотрении дел, включающих соответствующие теме вопросы.
- Кроме того, материалы работы могут быть использованы в курсах правового и гуманитарного цикла высших учебных заведений.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в двух публикациях автора.
11
Результаты исследования докладывались на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая глава содержит два параграфа, вторая - три параграфа, заключения, списка законодательных актов, библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской империи: историко-правовой аспект2008 год, кандидат юридических наук Агакеримова, Чинара Агашерифовна
Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах: XIX-XX вв.2003 год, доктор юридических наук Мисроков, Замир Хасанович
Ислам в современной России: Опыт философского анализа2003 год, кандидат философских наук Гайнутдинов, Равиль Исмагилович
Формирование системы правового регулирования брачно-семейных отношений в Дагестане в XIX веке2011 год, кандидат юридических наук Ашурбекова, Альбина Ашурбековна
Влияние институтов ислама на внутрикорпоративные отношения2012 год, кандидат социологических наук Горбачева, Анна Федоровна
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Петров, Эдуард Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ показывает, что при реализации нормативных требований содержащихся в нормах права Российской Федерации и шариате мусульмане России часто поставлены в ситуацию выбора: требования какой правовой системы воплощать в своем поведении, в своей практической деятельности по осуществлению своих прав и выполнению юридических обязанностей.
В сфере осуществления, или использования прав и правомочий Российские мусульмане в качестве юридических и физических лиц могут реализовывать все представляемые российским законодательством возможности, включая право на свободу совести и вероисповедания, создание религиозных объединений, право иметь в собственности имущество религиозного назначения, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Кроме реализации возможностей своих прав мусульмане в качестве юридических и физических лиц могут реализовать свои правомочия, действуя в соответствии со своими уставами, положениями или иными внутренними установлениями, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно могут осуществлять свои функции.
При реализации такой формы как осуществление (использование) права мусульмане находятся в наиболее благоприятной и бесконфликтной ситуации для своих религиозно-нормативных убеждений и представлений. Речь идет о том, что в соответствии с общепринятым пониманием использование
130 гражданином своих субъективных прав является его добровольным решением. Иными словами, мусульманина гражданина Российской Федерации никто не может принудить использовать те права, которые предоставляются ему в соответствии с российским законодательством. Любое право, предоставленное Российским законодательством, но непредусмотренное или противоречащее шариату, может быть просто не использовано мусульманином. Сюда могут быть отнесено множество запрещающих предписаний шариата в быту, в семье, в одежде, поведении и другое.
Иная ситуация складывается при такой форме реализации права как исполнение, представляющая собой реализацию гражданином России обязывающих норм, в том числе и мусульманина по вероисповеданию, например, при исполнении конституционных обязанностей.
Такие обязанности как платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), скорее всего не противоречит шариату.
Но реализация таких обязанностей как соблюдение законов Российской Федерации (п.2 ст. 15); как забота о соблюдении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п.Зет.44); защита отечества (ст.59) в определенных обстоятельствах может вступить в противоречие с нормами шариата и поставить мусульманина в ситуацию, по крайней мере, внутреннего нормативного конфликта.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод:
Мировоззренческие основы социального учения мусульман о государстве и праве и политико-юридического учения, отраженные в религиозно-философских идеях ислама и возникшие под влиянием развития материального и духовного бытия и знаний мусульман,
131 сформировали вполне определенное видение государственно-правовых и политико-юридических явлений, институтов и учреждений. Попытка реализовать это учение в условиях современной многонациональной и многоконфессиональной России с ее также вполне определенным видением этих явлений, институтов и учреждений приводят (или приведет) к политико-правовым конфликтам и юридическим коллизиям по этому поводу, как это случилось в Чечне и горных селениях Дагестана.
Опыт российских мусульман, адаптировать социальное учение ислама, шариатскую доктрину о государстве и праве и его политико-юридическое учение к современным политико-правовым реалиям России, как он представлен в «Основных положениях социальной программы российских мусульман» и документах «Общественно-политической общественной организации «Исламская партия России», свидетельствует не только возможных юридических коллизиях исламских правовых идей, принципов и норм российскому праву, но и о том, что в отдельных своих положениях эта доктрина вступает в противоречие с соответствующей шариатской доктриной и неизбежно породит противоречивые процессы и конфликты уже в среде самих мусульман и не только в России, но и с зарубежными мусульманами, как это произошло в случаях с конфликтами последователей ваххабизма и традиционного ислама на Северном Кавказе и других регионах Российской Федерации.
В целом непродуманная реализация в современной России социального учения мусульман в его государственно-правовом и политико-юридическом аспекте шариата способна спровоцировать конфликт больших социальных групп на основе их отношения к исламу. Поэтому эта проблема требует своего дальнейшего тщательного изучения.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР Принята Верховным Советом Российской Федерации 12 июня 1990 г.
О свободе совести и о религиозных объединениях Федеральный закон от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ (в ред. ФЗ от 26 марта 2000 г. №45-ФЗ).
Об общественных объединениях Федеральный закон от 19 мая 1995г. №Ф»-Ф3 (в ред. ФЗ от 17.05.97 № 78-ФЗ, от 19.07.98г. №112-ФЗ.
О некоммерческих организациях Федеральный закон от 12 января 1996г. № 7-ФЗ (ред. ФЗ от 26.11.98 № 174-ФЗ, от 08.07.99 №140-ФЗ.
О благотворительной деятельности и благотворительных организациях Федеральный закон от 11 августа 1995г. №135-Ф3.
Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями).
Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР Утвержден ВС РСФСР от 27 октября 1960 (с последующими изменениями и дополнениями).
Уголовно-исполнительный Кодекс РФ от 8 января 1997г. №1-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. №223-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
133
Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Земельный Кодекс.
О средствах массовой информации Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 №2124-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Об информации, информатизации и защите информации Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ.
Об образовании Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3666-1 (в ред. ФЗ от 13.01.96г. №12-ФЗ, от16.11.97г. №144-ФЗ, от 20.07.2000г. №102-ФЗ.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон от 24 июля 1998г.№124-ФЗ (в ред. ФЗ от 20.07.2000г.№ 1ОЗ-ФЗ.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992г.№3612-1 (в ред. ФЗ от 20.07.2000г. №115-ФЗ.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. №5487-1 ( в ред. ФЗ от 02.03.98г. №30-Ф3, от 20.12.99г.№214-ФЗ).
О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Федеральный закон от 2 августа 1995г. №122-ФЗ.
О судоустройстве РСФСР Закон РСФСР от 8 июля 1981г. №976 (с последующими изменениями).
О прокуратуре Российской Федерации Федеральный закон 17 января 1992г. №2202-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации Федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.99.г. № 226-ФЗ, от 7.11.2000г. №135-Ф3).
О внешней разведке Федеральный закон 10 января 1996г. № 5-ФЗ (в ред ФЗ от 7.11.2000г.№ 135-Ф3).
О статусе военнослужащих Федеральный закон от 28 мая 1998г. №76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Об основах государственной службы Российской Федерации Федеральный закон от 31 июля 1995г. №119-ФЗ (в ред.ФЗ от 18.02.1999г. №35-Ф3, 07.11.2000г.№ 135-Ф3).
О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Федеральный закон 15 июля 1995г. № ЮЗ-ФЗ ( вред. ФЗ от 21.07.98г. №117-ФЗ).
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской федерации Федеральный закон от 19 сентября 1997г. №124-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.03.99 №55-ФЗ).
О выборах депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №121-ФЗ.
Налоговый кодекс Российской федерации часть первая от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000г. №117-ФЗ ( в ред. ФЗ от 29.12.2000 № 166-ФЗ).
О налоге на прибыль предприятий и организаций Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991г. №2116-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Земельный Кодекс Российской Федерации.
О плате за землю Закон Российской Федерации от 11 октября 1991г. №1738-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Обращение исламской партии к гражданам России / Наследие Общественно-политическая и духовно-просветительская газета, №1 (4), 2002 г.
Политическая программа общероссийской политической общественной организации «Исламская партия России» / Наследие Общественно-политическая и духовно-просветительская газета, №1 (4), 2002 г.
Устав общероссийской политической общественной организации «Исламская партия России» / Наследие Общественно-политическая и духовно-просветительская газета, №1 (4), 2002г.
Международные документы
Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966г.; вступил в силу с 3 января 1976 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966, вступил в силу 23 марта 1976 г.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений Провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН от 25 ноября 1981 г.
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Хельсинки Подписан 1 августа 1975г. представителями 23 государств, включая СССР, Канаду и США.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Петров, Эдуард Александрович, 2003 год
1. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь,1973.
2. Али Аль-Тауни Общее представление об исламе / пер.А.-У. Мадуар/ ред. Т.Лахам. Майком, Исламский центр, 2001. -209с.
3. Аль- Фазаун Салех бин Фаузан Дружба и непричастность в исламе / Перв. с арабского Н.И. Наджмутдинова. Б.Шарг-Гарб (саудовская Аравия)/ Баку. Изд. «Абилов, Зейналов и сыновья». 1996. -36 с.
4. Аляутдинов Ш. Фетвы (богословско-правовые заключения) / Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенствую Изд. 2 М.:Фонд «Мир образования». 2001 -480с.
5. Асадов А.И. Об источниках мусульманского права. Баку: УЗ Азербайджанского госуниверситета им. Кирова, 1968. (Серия 2 «Юридические науки).
6. Ас-Суйати Джалал ад-Дин Совершенствование в коранических науках. Выпуск 1: Учение о толковании Корана. М.: ИД «Муравей», 2000. -240 с.
7. Атеизм в СССР: становление и развитие/Ред А.Ф.Окулов. -М.: Мысль, 1986. -238с.
8. Ахмадулин В., Мельников С. Государственно-исламские отношения в России. -М., 2000. -96с.
9. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. -М.;1982
10. Ацамба Ф.М., Кирилина С.А. Мусульманское право / Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И.Н.Яблокова М.; Высшая школа, 1998. -480с.
11. Бабич И.Л. Правовой плюрализм на Северном Кавказе / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -2000. -№131. -34с.
12. Бадиуззаман Сайд Нурси Путеводитель для женщины. Пер. с турецкого: М.Ш. Абдуллаева. М.: «Нуру -Бади», 2000. - 141с.
13. Быть мусульманином / Фарид Исак Пер. с анг. Лебедевой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002- 252с.
14. Вагабов М.В. Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994
15. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Основы мусульманского семейного права. Махачкала, 1997.
16. Взгляд на ислам С. Первомайское, Дагестан, Изд. «Сатланда», 1991.-44с.
17. Гайхбарг А.Г. Сравнительное семейное право. — М., 1927.
18. Гарданов В.К. Памятники обычного права в Дагестане. -М.: 1965.
19. Горшков Н., Червонная С. Пантюркизм и панисламизм в российской истории и историографии / Ислам в Евразии. М.: Прогресс-Традиция, 2001. -516с.
20. Добаев И.П. Политический радикализм в современном исламе (на материалах Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа) /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ростов-на-Дону. 2000. -26с.
21. Еремеев Д.И. Ислам: образ жизни и стиль мышления. -М.:1990.
22. Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература / Ислам: Историографические очерки. Под общ. ред. С.М. Прозорова. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С.85-108
23. Ибн Батта ал-Украби (Истолкование и разъяснение основ Сунны и религии» / Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского М.: Наука «Восточная литература», 1994/ С.87-107
24. Изречения пророка Мухаммада (Хадиссы). Составитель -Б. Аджаматов Махачкала: СКЦ «Азан», 1999. - 72 с.
25. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии М.: Прогресс-Традиция, 2001. -516с.
26. Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего востока, на Кавказе и в Центральной Азии). -М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт», 2001. -420с.
27. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. -М., 1998.
28. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2. -М., 1999
29. Ислам. Краткий справочник. 2-е изд., дополн.-М.:Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. -140с.
30. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1995.
31. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. -М., 1985
32. Ислам: Историографические очерки. Под общ. ред. С.М. Прозорова. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-228с.
33. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.П. Жидкова 4.1. М.:, Юридическая литература, 1996.139
34. История Государства и права зарубежных стран. М.: Юридическая литература, 1998.
35. Казем-бек М. Введение к курсу мусульманского законоведения / М. Казем-Бек. Избранные произведения. Баку, 1985
36. Караулов Н.А. Основы мусульманского права. -Ставрополь, 1991.
37. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М, 1999
38. Керимов Г.Н. Ислам и его социальная сущность. М.,1978. -224 с.
39. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986. - 270 с.
40. Конфликт, диалог, сотрудничество: Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. / Под ред. И.Г.Звягельской и В.В. Наумкина. -М.,1999.- №1 (сент.-нояб.).-176 с.
41. Концепция формирования культуры межнационального общения. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ, НИИ Кавказа, 2002. - 15с.
42. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского Ростов-на-Дону, 1990.443с.
43. Коран: Пер. с араб. С коммент. М.Н. Османова.-М.:Ладомир, Восточная литература, 1995. -576 с.
44. Крутье А.А. Гарем: Царство под чадрой / Пер. с анг. В. Симакова. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. - 252 с.
45. Крылова З.Г. Имущественные права супругов в условиях перехода к рыночным отношениям //Государство и право. 1992. №7.
46. Куинн Ф. Права человека и ты. Основные документы ООН, документы ОБСЕ и документы Совета Европы о правах человека. Руководство для стран бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Варшава, 1997.-286 с.
47. Кулажников М.Н. Право, традиции, обычаи Ростов-на-Дону, 1972.
48. Кулишин Н.Д. Мир политического и надполитического в представлениях иранских лидеров. На основе анализа текстов имама Хомейни и президента Хатами Полис Политические исследования, №5 2002.
49. Лившиц Г.М. Очерки по истории атеизма в СССР: 20-30-е годы. -М.:Наука и техника, 1985. -215 с.
50. Магомедов М.А., Гаджиев М.М. Шариат и его распространение в Дагестане. М.,1996
51. Максуд Р. Ислам / Пер. с анг. В. Новикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс, 1999. -304 с.
52. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. -М., 1998. -222 с.
53. Мамедова Исламская экономика и глобализация (на примере Ирана) / Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего востока, на Кавказе и в Центральной Азии). -М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт», 2001.-420 с.
54. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. М.:Проспект, 2001. -760 с.
55. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., Издательство «Зеркало», 2001. -560 с.
56. Мауди А.А. Основы ислама /Перв. И. М. Шейха. -М. Сатланда, 1993.-128 с.
57. Маудуди А.А. Ислам сегодня. -М., Сатланда. 1992.-38 с.
58. Маудуди С.А. Права человека в исламе / Пер. с анг. Г. Вахитова Казань: издательство «Иман», 1995. - 36 с.
59. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире//Семья в России. -1995. №3-4.141
60. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие. -М.:Изд. РАГС. 1998. -306 с.
61. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Мусульманское право. -Махачкала, Издательство «ГСА», 2001. С. 117.
62. Мусульманское право (Ал-фикх) / Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского М.: Наука «Восточная литература», 1994. С. 168202.
63. Мусульманское право. Шариат и суд.-Ташкент, 1911-1912, тт.1-3.
64. Мухамад Джамил зину Исламские наставления по исправлению личности и общества / Пер. с араб. Наджмутдиова Н.И. / Б., Шарг-Гарб (Саудовская Аравия), 1996 Баку, «Изд.»Абилов, Зейналов и сыновья, 1996. -121 с.
65. Мухаммад Содик, Мухамад Юсуф Тафсири Хилол (Комментарий Корана), 30, Пораси «Амма» / Пер. на русс. Т.Ш.Шокиров Ташкент, Мовароуннахр», 1993. -142с.
66. Наука о Кавказе: проблемы и песпективы. Материалы 1 съезда ученых-кавказоведов (27-28 августа 1999) / Под ред Игнатова В.Г. Ростов-на-Дону, Изд. СКАГР, 2000. -208с.
67. Нечаева A.M. Семейное право: проблемы м перспективы развития//Государство и право. -1999, -№3, -с.72
68. Никах. Некоторые разъяснения по вопросам бракосочетания по Шириату Киев: «Аль-Иршад», 1994. - 25 с.
69. Нофаль И.Г. Курс мусульманского права. Вып. 1. О собственности. СПб, 1886.
70. Нурси Б.С. Путеводитель для женщин/ Пер. с турецкого М.Ш. Абдуллаева М.: Культурно-образовательный фонд «Нуру-Бади». 2000. -141с.
71. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. -Ярославль: Диа-пресс, 2001. -43 с.
72. Полонская JI.P. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития? / Азия и Африка сегодня. -1994, №11.
73. Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. -М.,1994. -246с.
74. Путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав человека / Д. Гамиен. Совет Европы. Служба публикаций. 1994. -136 с.
75. Религиозные объединения. Свобода совести и вороисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский М.: Юриспруденция, 2001. -448с.
76. Религия и политика в современной России / Ро. Акад. Гос. Службы.-М.,1997. -84с.
77. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношение в России. М.:Изд. РАГС, 1997. -472
78. Роль мусульманских организаций в решении социальных проблем: Материалы Третьего всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман (Москва, 28 июня-2 июля 2000г.)-М.,2000.-120с.
79. Рябов М.В. Ислам как атрибут социума / Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего востока, на Кавказе и в Центральной Азии). -М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт», 2001. -420с.
80. Садагдар М.И. Основы мусульманского права М., 1968.
81. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. -М., 1978. -256с.
82. Свет священного Корана (Разъяснения и толкования). Составлено группой мусульманских ученых. Т. 19. Иран, Исфахан:143
83. Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-муминин Али (ДБМ), 1999. -392с.
84. Свет священного Корана (Разъяснения и толкования). Составлено группой мусульманских ученых. Т.20. Иран, Исфахан: Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-муминин Али (ДБМ), 2000. - 392с.
85. Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации. Документы и материалы. М.: «Олимп». 1998.-144с.
86. Священный Коран. Двуязычное издание (переработанное) /Подготовил Маулана Мухаммад Али (автор перевода с арабского языка на английский, вступительной статьи и комментариев. Пер. на русс. А. Седелкин. США, 1997. - 1312
87. Семейное законодательство / Под ред. С.А. Подзорова -М.:С30 Экзамен, 2001. -544с.
88. Сравнительный метод в юридических науках. -М., Юридические науки. 1973.
89. Стрегло В.Е., Новик B.J1. Правовые основания семьи и брака // Семья в современном мире (социология и психология семейной жизни); Учебное пособие Ростов н/Д, 2000. Т.1. -с.92
90. Сюкияйнен JI.P. Арабско-мусульманская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли, 1 том. М., 1999
91. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско правовая культура и ее актуальность для России // Ислам и мусульмане в России. Сб.ст. -М., 1999
92. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986
93. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
94. Сюкияйнен Jl.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. -М.: Ин-т государства и права АН РФ, 1997. -с.48
95. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения СПб. 1850. - 428.
96. Торнау Н.Е. Мусульманское право. -М., 1850
97. Туманов В. А. О развитии сравнительного правоведения // Советское государство и право, №11, 1981.
98. Угроза ислама или угроза исламу? М.: Арктогея - центр.2001.
99. Уразова Е.И. Экономические взгляды и практика исламистов Турции / Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего востока, на Кавказе и в Центральной Азии). -М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт», 2001. 420 с.
100. Хидая (комментарии мусульманского права). Ташкент,1893.
101. Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского М.: Наука «Восточная литература», 1994. с.238.
102. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права / Мусульманское право (структура и основные институты) М., 1984
103. Шарль Р. Мусульманское право. -М.,1959
104. Юнусова А. Ислам в контексте современных этнополитических процессов в России / Ислам в Евразии. М.: Прогресс-Традиция, 2001. -516 с.
105. Юридическая энциклопедия. М., 1997.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.