Гражданское общество как способ рационализации бытия человека: опыт онтологического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Савинков, Лев Леонидович

  • Савинков, Лев Леонидович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 142
Савинков, Лев Леонидович. Гражданское общество как способ рационализации бытия человека: опыт онтологического анализа: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Магнитогорск. 2007. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Савинков, Лев Леонидович

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания гражданского общества.

1.1. Понятие «гражданское общество»: сущность и содержание.

1.2. Этапы эволюции идеи гражданского общества как способа рационализации бытия человека.

ГЛАВА 2. Онтологические основания гражданского общества как способа рационализации бытия человека.

2.1. Онтологические аспекты современных концепций гражданского общества.

2.2. Гражданское общество, индивид и государство: поиск рационального взаимодействия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданское общество как способ рационализации бытия человека: опыт онтологического анализа»

Актуальность исследования. Идея гражданского общества вот уже несколько столетий привлекает внимание исследователей различных наук. Однако, несмотря на длительную историю его изучения, гражданское общество по-прежнему так и остается до известной степени «терра инкогнито». Об этом красноречиво говорит диапазон представлений о гражданском обществе, который огромен и простирается от полного отрицания его эффективности до частных трактовок его понимания. Их разнообразие отражает различные стороны современного гражданского общества, а их смысловая разобщенность прямо указывает на необходимость изучения философских оснований его концептуализации в новых социальных условиях.

Исходя из этого, актуальность избранной темы объясняется необходимостью решения наметившегося противоречия, которое выражается в существовании различных подходов к гражданскому обществу, с одной стороны, а с другой, господствующим мнением о его едином субстанциональном начале, в качестве которого выступает политический интерес.

Более того, обращение к данной проблеме вызвано и общими социокультурными изменениями, которые происходят в мире. В период растущей глобализации и усложнения социальных связей актуализируется вопрос о месте и роли гражданского общества и его институтов в современном обществе. Это способствует возрождению идеи гражданского общества и его предметному обсуждению, а также позволяет иначе поставить вопрос относительно его философских оснований. На это указывают не только различные аналитические исследования, посвященные гражданскому обществу, но и результаты научно-практических конференций, которые в последнее время проводятся в нашей стране с завидным постоянством.

Таким образом, проблематика гражданского общества по-прежнему продолжает оставаться актуальной. И, следовательно, имеет не только 3 научный, академический интерес, но и практический, что накладывает серьезный отпечаток на его определение, поскольку в осмысление гражданского общества вторгаются политические и идеологические пристрастия в ущерб непредвзятому научному анализу.

Научный интерес к теории гражданского общества обосновывается необходимостью поиска и определения перспективной стратегии общественного развития в условиях углубления социальных противоречий и напряженности. Именно поэтому одной из актуальных задач является философский, и, в особенности, онтологический анализ гражданского общества как сложной и целостной системы, отражающей наиболее значимые черты современного общества.

Степень разработанности проблемы. Идея гражданского общества является объектом исследования различных наук и имеет междисциплинарный характер.

Большое значение для разработки проблем гражданского общества в историко-философском контексте имеет наследие Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина Блаженного, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, В. Гумбольдта, Т. Пейна, А. Фергюсона, А. де Токвиля, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и многих других. Эти работы западных теоретиков гражданского общества дают возможность проанализировать этапы эволюции идеи гражданского общества.

Современная философская традиция представлена такими именами как Э. Арато, X. Арендт, А. Грамши, Дж. Коэн, К. Поппер, М. Фуко, Ю. Хабермас, Ф. Хайек, Ф. Шмиттер и многими другими. Обращение в работе к перечисленным авторам позволяет увидеть степень разработанности данной проблемы в зарубежной социально-философской литературе, что необходимо для формирования целостного восприятия проблемы.

В отечественной научной традиции весомый вклад в разработку проблематики гражданского общества внесли Д.В. Артюхович, B.C. Барулин, А.П. Бутенко, В.А. Васильев, К.С. Гаджиев, JI.JT. Галкин, Л.Г. Грязнов,

З.Т. Голенкова, В.А. Гуторов, М.В. Ильин, A.M. Ковалев, А.И. Кочетков, И.И. Кравченко, Я. Кузьминов, A.M. Мигранян, А.В. Одинцова, Ю.М. Резник, О. Сухомлинова и др.

Отдельные аспекты функциональных характеристик гражданского общества освещаются в работах Б.Н. Бессонова, Д.В. Доленко, В.И. Кемкина, И.Б. Левина, В. Максименко, Н.С. Савкина, А.И. Сухарева, А. Сунгурова, А. Хлопина, В. Хорос, И. Шапиро и др.

Вместе с тем, анализ специальной литературы показывает, что еще не выработана единая система представлений о гражданском обществе, не определены границы этого феномена, его внутренняя институциональная структура, специфика отношений с другими элементами социальной системы. По-прежнему дискуссионными остаются вопросы формирования и существования гражданского общества, его исторических типов и форм, взаимодействия гражданского общества с государством, наконец, сущности самого этого общества. Кроме того, собственно философский анализ идеи гражданского общества, его онтологических оснований, представлен в научной литературе не достаточно полно.

Все вышеозначенное предопределило выбор темы диссертационного исследования и позволило определить объект, предмет, цели и задачи работы.

Объектом диссертационного исследования является гражданское общество.

Предметом исследования являются онтологические основания и аспекты гражданского общества как способа рационализации бытия человека.

Цель исследования состоит в осуществлении онтологического анализа гражданского общества как способа рационализации бытия человека. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: - исследовать сущность и содержание понятия «гражданское общество»;

- выявить характерные черты и исторические этапы в развитии идеи гражданского общества как способа рационализации бытия человека;

- исследовать онтологические аспекты современных концепций гражданского общества;

- проанализировать взаимоотношения индивида, государства и гражданского общества;

- выявить место гражданского общества в бытии общества;

Решение указанных задач позволяет обосновать положение, выносимое на защиту: гражданское общество выступает специфическим способом рационализации бытия человека и в современных условиях из объекта абстрактно-теоретической рефлексии трансформируется в идею гражданского общества как жизненно-практической необходимости, что позволяет гармонизировать общественное бытие человека.

Методологическая основа исследования. Многогранность темы диссертационного исследования делает невозможным использование какого-то одного методологического подхода. Диссертант опирается на общие принципы теории познания: принцип единства исторического и логического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному; в работе используются методы диалектического, системного, структурного, исторического и сравнительного анализа.

Научная новизна исследования:

• предложена оригинальная трактовка понятия «гражданское общество» с онтологических позиций;

• выявлены и проанализированы стадии генезиса идеи гражданского общества в истории человеческой мысли;

• уточнены онтологические основания гражданского общества;

• обнаружена закономерность, отражающая зависимость представлений о гражданском обществе от уровня развития общества в те или иные исторические периоды;

• доказано, что становление современного гражданского общества реализуется в общественной практике на основе коммуникативного дискурса, где гражданское общество предстает перед нами в виде коммуникативно выстроенного социального пространства.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве оснований для дальнейшего развития онтологии в контексте философского осмысления оснований гражданского общества и выявления онтологических аспектов последнего.

Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в ходе подготовки соответствующих тем базового курса философии, а также разработке спецкурсов по онтологии и теории познания для студентов высших учебных заведений.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах, а также в выступлениях автора на научно-практических конференциях преподавателей МаГУ в разные годы. Помимо этого, отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах по онтологии и теории познания кафедры философии МаГУ.

По теме диссертационного исследования опубликовано шесть научных работ, в том числе две научных статьи в журналах, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» ВАК Минобрнауки России.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Савинков, Лев Леонидович

Заключение

Прежде чем перейти к подведению итогов диссертационного исследования, мы должны оговориться и сказать, что представленная работа не решает всех проблем, связанных с формированием, развитием и становлением гражданского общества. Тема работы настолько объемна и обширна, что в рамках одного диссертационного исследования просто невозможно рассмотреть всё многообразие вопросов, которые сопровождают современное гражданское общество. Поэтому автор не ставил перед собой задачу проанализировать гражданское общество в полной мере. Однако мы надеемся, что полученные результаты в некоторой степени позволят приблизиться к пониманию природы и сущности исследуемого вопроса.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что, во-первых, в научной литературе не существует общепризнанной дефиниции «гражданское общество», а представленные определения слишком многочисленны и противоречивы. В конечном счете можно констатировать, что гражданское общество - это идея, которая в настоящее время имеет множество толкований, связанных с различными точками зрения на ее происхождение, историю, сущностные характеристики. А различия в его интерпретации во многом предопределены спецификой самого объекта исследования, а, значит, понятие «гражданское общество» не может быть определено как таковое без четкого указания на конкретный социокультурный и исторический контекст, , в котором оно обсуждается.

Во-вторых, понятие «гражданское общество» имеет собирательный, обобщающий характер и способно аккумулировать в себе и отражать все изменения, которые происходят в социальной жизни. Поэтому каждому историческому типу гражданского общества соответствует определенное его понимание, что выражено в его различных концепциях, фиксирующих эти изменения. Это обстоятельство позволяет предположить, что данный концепт не является жестко привязанным к определенной исторической реальности и способен к трансформации.

В то же время интенсивное освоение проблематики гражданского общества, рассматриваемого с самых разных сторон, приводит к мысли о необходимости с пониманием отнестись к различным его трактовкам. Однако для построения адекватной теоретической модели гражданского общества важно найти такую совокупность и такое сочетание теоретических подходов, которое позволит отобразить целостную картину данного явления в конкретный момент его существования. Решение этой задачи требует отражения внутренней логики развития философских концепций гражданского общества с учетом исторического этапа их возникновения.

Более того, гражданское общество «есть необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме и свободе»,165 гарантирующий бесконфликтное, прогрессивное развитие общества и государства. К тому же гражданское общество - это и система частных лиц, групп и институтов, их взаимоотношений, не зависящих в своей жизнедеятельности от государства, его органов и учреждений. В результате данным понятием охватывается, в основном, негосударственная социально-экономическая и частная сфера жизнедеятельности граждан.

В-третьих, опираясь на проведенный выше анализ, можно предложить авторскую трактовку гражданского общества. Гражданское общество - это способ рационализации бытия человека, в котором воплощается дорациональное стремление человека к субстанциональности своего бытия в социально-организованном виде. Таким образом, гражданское общество следует понимать как сложную, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему, которая на основе организации коммуникативного пространства создает необходимые условия для рационального взаимодействия индивидов и государства. Предложенное определение дает возможность уточнить нашу позицию относительно обсуждаемого вопроса.

165 Тепляшин, И.В. Правовая активность граждан в условиях становления правового государства / И.В. Тепляшин// Автореф. канд. юрид. наук. - Екатеринбург. 2002. - С.23.

В-четвертых, идея гражданского общества в своем развитии проходит ряд стадий: первая - это метафизическая, вторая - научная (теоретическая). На первую стадию приходится собственно возникновение и развитие идеи гражданского общества, которая связана с поиском единого субстанционального начала. Вторая стадия характеризуется возрастающей рационализацией общественного бытия, когда уже не божественный промысел определяет существование человека, а его творческая активность и самостоятельность. Отсюда возникает неиссякаемый оптимизм и вера в человеческие силы и способности, обусловившие появление многочисленных концепций государства и общества, направленных на совершенствование человека.

В-пятых, современные теории гражданского общества формируются в свете осмысления тех новейших тенденций, которые произошли в мире начиная со второй половины 20 столетия. В центре внимания современных авторов оказались те процессы, которые были связаны с крушением различных форм тоталитаризма и авторитаризма, опирающегося на человека массы, с анализом возможности и перспективы существования гражданского общества в период торжества «одномерного человека». Новейшие теории гражданского общества базируются на философских предпосылках, которые радикально отличны от классических оснований видения этой проблемы.

В-шестых, на фоне кризиса классической метафизики и утверждения коммуникативной платформы философствования по-иному рассматривается проблема формирования гражданского общества. Оно выглядит как некое коммуникативное поле, сплачивающее различные группы и движения граждан, способных репрезентировать свои интересы в сфере политики, видоизменяя правовые устои и влияя на принятие решений. Таким образом, философская концептуализация гражданского общества сегодня возможна на основе коммуникативной онтологии, позволяющей рассматривать общество не в его чистой социальности, а в рамках широкого спектра социокультурных образований, которые проявляются в свободной коммуникации.

В-седьмых, рассмотрение гражданского общества в содержательном, культурном и личностном отношении, указывающем на самореализацию и социальное творчество граждан, позволяет говорить об изменении его природы, поскольку сегодня многие классические предпосылки философского анализа гражданского общества утрачивают кредит доверия. Современные западные теоретики отказываются от субстанционалистско-сущностных конструкций, поиска оснований гражданского общества в существовании автономного субъекта, обладающего сознанием и волей, совокупностью естественных прав, которые могут делегироваться на основе соглашения государству, зачастую трактовавшемуся в ключе выразителя идеальной субстанции мироздания. Одновременно в новейших вариантах западных теорий гражданского общества прослеживается тенденция ассимиляции на коммуникативной основе установок, заимствованных в классических теориях гражданского общества эпохи модерна. Именно эти тенденции прослеживаются в границах неомарксизма, экзистенциализма, постструктурализма, неопрагматизма и иных направлений современной западной мысли, обращающихся к социально-философскому анализу феномена гражданского общества.

В-восьмых, анализ современных концепций гражданского общества в рамках философского знания позволяет нам дополнить две стадии генезиса идеи гражданского общества, третьей, которую условно можно обозначить как «постметафизическую» или «коммуникативную».

В-девятых, вопрос о соотношении понятий «государство» и «гражданское общество» уже долгое время остается в центре исследовательского внимания. Данные термины долгое время противопоставлялись друг другу, поскольку эти два модуса социального бытия лишь на сравнительно поздней стадии развития европейской цивилизации обрели зримые черты качественно отличных друг от друга сфер жизни. Государство и гражданское общество неодинаковыми способами интегрируют людей, но очевидные различия, объективно существующие между ними, ни в коем случае не превращают их в независимые друг от друга феномены.

В-десятых, поиск рационального взаимодействия между гражданским обществом и государством приводит нас к убеждению о невозможности в современных условиях провести четкую границу между рассматриваемыми сферами, потому как практически все институты гражданского общества в определенной мере имеют явно выраженный политический характер, т.к. все они участвуют в экономическом, культурном и политическом дискурсе. Более того, в условиях глобальных социальных изменений происходит размывание институциональных структур гражданского общества, что проявляется в смешении частного, общественного и политического. Поэтому говорить о независимости государства и гражданского общества в современных условиях можно лишь с определенными оговорками, поскольку уже не государство «поглощает» гражданское общество, а происходит как бы обратный процесс «поглощения» государства гражданским обществом. Таким образом, гражданское общество - не внешний контекст для государства, но реальное содержание, которое опосредуется, упорядочивается и оформляется через регуляцию поведения людей в системе взаимодействия социальных групп и институтов правовыми нормами, правилами и принципами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Савинков, Лев Леонидович, 2007 год

1. Андронова, И.В. Гражданское общество: теоретико-методологические основы исследования / И.В. Андронова //Вестник ОГУ. - 2004. - №7.

2. Андронова, И.В. Концепция гражданского общества в западных теориях / И.В. Андронова //Вестник ОГУ. 2004. - №12.

3. Авцинова, Г.И. Гражданское общество в России: проблемы и перспективы / Г.И. Авцинова // Власть. 2001. - №2.

4. Арато, А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направление для дальнейшего исследования /А. Арато //Полис.- 1995.-№3.

5. Арато, А. Вознесение, упадок и реконструкция гражданского общества /А. Арато, Д. Коэн // Политическая мысль. 1996. - №1.

6. Арендт, X. Истоки тоталитаризма / X. Арендт. М., 1996.

7. Аристотель Сочинение /Аристотель. М., 1975-1983, - Т.1.

8. Аристотель. Политика/Аристотель. -М., 1997.

9. Барт, К. Христианская община и гражданское общество /К. Барт // Вопросы философии. 2001. -№11.

10. Белокурова, Е. В. Концепция гражданского общества в российском прочтении: обзор публикаций последних лет / Е.В. Белокурова //Граждане и власть: проблемы и подходы. М., СПб., 2001.

11. Бергер, А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии / А. К. Бергер.-М., 1966.

12. Бессонов, Б. Н. Гражданское общество: история, сущность, проблемы развития / Б. Н. Бессонов. М., 1998.

13. Библер, В. О гражданском обществе и общественном договоре / В. Библер //Через тернии. М., 1990.

14. Будь лицом: ценности гражданского общества. Томск, 1993. - Т.-1.

15. Варывдин, В. Гражданское общество /В. Варывдин // Социально-политические науки. 1992. - №8.

16. Васильев, В. А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки / В.А. Васильев //Социально-политический журнал. 1997. - №4.

17. Власова, О.В. Роль общественных объединений в формировании гражданского общества в России (теоретико-правовое исследование) /О.В. Власова //Автореф. канд. юрид. наук. Саратов. 2002.

18. Витюк, В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. / В.В. Витюк. М., 1995.

19. Ворожейкина, Т. Специфика гражданского общества в Аргентине /Т. Ворожейкина // Мировая экономика и международные отношения. 1996. -№6.

20. Гаджиев, К.С. Гражданское общество и правовое государство / К. С. Гаджиев // Мировая экономика и международные отношения. 1991. -№9.21

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.