Гробница военачальника Именеминета: Иконографические и стилистические проблемы искусства Мемфиса конца 18 - начала 19 династий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.12, кандидат искусствоведения Дюжева, Ольга Павловна

  • Дюжева, Ольга Павловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.12
  • Количество страниц 306
Дюжева, Ольга Павловна. Гробница военачальника Именеминета: Иконографические и стилистические проблемы искусства Мемфиса конца 18 - начала 19 династий: дис. кандидат искусствоведения: 07.00.12 - История искусства. Москва. 1999. 306 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Дюжева, Ольга Павловна

Предисловие.

Введение.

Глава 1. Саккарские гробницы послеамарнского времени.

1.1. Мемфис и Саккара: историко-археологический обзор.

1.2. Архитектура саккарских гробниц.

1.3. Типология саккарской гробницы.

1.4. Сакрализация частной гробницы в к. 18-19 дин.

Глава 2. Военачальник Именеминет и его гробница.

2.1. Личность.

2.2. Титулатура. ;.

2.3. Рельефы из гробницы Именеминета.

Экскурс 1. Поклонение восходящему солнцу в текстах и изображениях.

Экскурс 2. Изображение ритуала sSS-wM в контексте частной гробницы.

Глава 3. Гробница военачальника Именеминета: проблемы иконографии и стиля искусства Мемфиса к. 18-нач. 19династий.

3.1. Система декорации гробниц Нового царства.

3.2. Реконструкция расположения рельефов в гробнице Именеминета.

3.3. Иконографические и стилистические проблемы искусства Мемфиса конца 18 - нач. 19 династий.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гробница военачальника Именеминета: Иконографические и стилистические проблемы искусства Мемфиса конца 18 - начала 19 династий»

Настоящую работу хочется предварить благодарностью моим первым учителям, которые помогли сориентироваться в культуре Древнего Египта и посоветовали заняться столь мало исследованной темой, как искусство Мемфиса конца 18 - начала 19 династий. Это мой научный руководитель, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусства, доктор исторических наук, кандидат искусствоведения Н.М.Никулина; заведующая Сектором Востока ГМИИ им. А.С.Пушкина, доктор искусствоведения С.И.Ходжаш, которая предложила в качестве темы для диплома три рельефа мемфисского происхождения из ГМИИ; выдающийся отечественный египтолог, доктор исторических наук О.Д.Берлев, рекомендации которого укрепили меня в стремлении и после диплома заниматься данной темой и поступить в аспирантуру исторического факультета МГУ (его замечания и советы высказаны и по поводу представленной диссертации). Дальнейшая работа показала, что состояние изученности мемфисского региона крайне недостаточно для написания обобщающих работ и целесообразнее на данном этапе ограничиться более компактным набором памятников. Новый импульс исследованиям был дан благодаря годовой стажировке в Египтологическом институте Университета Гейдельберга - одной из ведущих научных организаций Европы. Я признательна Немецкой Службе академических обменов (DAAD) за предоставление стипендии, благодаря которой мне удалось посетить Египет и раскопки Англоголландской экспедиции в Саккаре, а также некоторые музеи, обладающие блоками из гробницы Именеминета; профессору Эмме Бруннер-Траут из Тюбингена и директору Египтологического института Гейдельберга профессору Яну Ассману за помощь в организации стажировки. Моя особая благодарность - доктору Беатрикс Геслер-Лёр за предложение заняться памятниками из гробницы военачальника Именеминета, предоставление собственных материалов и постоянную поддержку даже по окончании стажировки. Перед началом работы было получено разрешение от куратора Отдела египетского и ближневосточного искусства Бостонского музея изобразительных искусств д-ра У.К.Симпсона, который когда-то намеревался исследовать данный комплекс. Я благодарна всем тем, кто помог мне в работе советами, различными материалами, а моим непосредственным коллегам - сотрудникам музеев- за предоставление фотографий рельефов. Среди этих людей: канд. ист. наук О.В.Томашевич (Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова), канд. ист. наук А.Е.Демидчик (Новосибирск, Новосибирский университет), М.А.Чегодаев (Москва, Институт востоковедения РАН), проф. Э.Фойхт, д-р П.Бартельмес, д-р Д.Рауе, д-р Ф.Зайфрид-Камп, д-р К.Й.Зайфрид, Е.Хофман (Гейдельберг, Египтологический институт), проф. Дж.Т.Мартин (Кембридж, Университет), К.-Б.Арнст (Берлин, Государственные музеи / Прусское культурное наследие), проф. В.Гульельми (Эссен, Музеум Фолькванг), проф. Р.Дренкхан (Ганновер, Кестнер-музеум), д-р М.Салех (Каир, Египетский музей), д-р П. Дер Мануелян (Бостон, Музей изобразительных искусств), д-р К.Мориджи Гови (Болонья, Городской археологический музей), д-р М.Бернабо Бреа (Парма, Национальный музей древностей), М.Йоргенсен (Копенгаген, Новая Карлсбергская Глиптотека), К.Барботен (Париж, Лувр).

ВВЕДЕНИЕ

Состояние исследования и актуальность диссертации. Различные регионы Древнего Египта и периоды его истории распределяются по степени своей изученности в египтологии весьма неравномерно. Так, например, благодаря многим сохранившимся архитектурным сооружениям и их декорации в столичных Фивах, этот крупнейший центр страны сравнительно хорошо известен с историко-религиозной и художественной точки зрения. Однако ряд городов и областей, которые некогда играли важную роль, до сих пор очень плохо или совсем не исследован, а из-за этого часто затруднительно и определение происходящих из таких центров музейных памятников.

К числу подобных "белых пятен" относится и Мемфис - один из самых значительных древнеегипетских городов, столица страны в эпоху Древнего царства. Недостаточное количество данных к его истории и археологии противоречат известности, благодаря которой он был описан еще Геродотом (Her. II, 99). То же можно сказать и о Саккаре - обширном некрополе, расположенном в пустыне недалеко от Мемфиса. Здесь строили гробницы фараоны, чиновники и ремесленники, начиная с периода Древнего царства (с 3 тыс. до н.э.). Памятники этого времени не были обойдены вниманием исследователей и всем хорошо знакомы. К их числу относятся как грандиозные архитектурные комплексы фараонов - пирамиды, так и более скромные частные захоронения - мастабы. Вместе с тем, Саккара Нового царства еще далеко не изучена. В результате нескольких несистематических раскопок XIX-XX вв. стало ясно, что в конце 18 - начале 19 династий в Саккаре существовал единый комплекс погребений придворных, военных и ремесленников. Он состоял из скальных и, большей частью, наземных гробниц. К сожалению, по воле времени, почти все, из когда-то обнаруженных гробниц, были разграблены и снова засыпаны песком. Начавшиеся здесь только в середине 1970-х годов подлинно научные раскопки заново открыли и продолжают открывать частные гробницы Нового царства, рельефы и статуи из которых были известны еще с прошлого века, когда они попали в различные музеи по всему миру.

В контексте археологических открытий последних лет в Саккаре исследование происходящего из этого некрополя материала видится чрезвычайно актуальным. Задачи данной работы определены, прежде всего, ситуацией крайне неудовлетворительной археологической освещенности некрополя Саккары. В связи с этим наиболее плодотворным представляется исследование отдельных памятников или группы объектов из какого-то одного погребения, что позволяет рассмотреть целый комплекс связанных с ним проблем - как историко-социологических, так и религиозно-художественных. В результате становится возможной, с одной стороны, уточненная или совершенно новая атрибуция разрозненных памятников. С другой - происходит накопление данных для последующего освещения самых разных сторон культуры Древнего Египта и в немалой степени вопросов стиля, которые до сих пор крайне слабо разработаны. В конечном счете без такого подготовительного этапа невозможно создание фундаментальных исследований об истории и культуре Мемфиса Нового царства.

Хронологические границы исследования. Время возникновения этого некрополя в эпоху Нового царства ( 2а пол. XIV в. до н.э.) само по себе необыкновенно интересно и важно, хотя так же мало изучено. Речь идет о периоде протяженностью примерно в 50 лет - с послеамарнского времени, точнее говоря, от переноса резиденции из Ахетатона в Мемфис, до времени правления Рамессидов. Этот краткий отрезок последовал за реформой фараона Эхнатона, оставившей неизгладимый след в любой сфере жизни Древнего Египта, и предшествовал возникновению мощной египетской державы, созданной великим Рамсесом II. Разумеется, как всякий переходный период, он вобрал в себя достижения предшествующего времени, которые переплелись с едва возникшими, часто неуловимыми новыми явлениями, более ясно проявившими себя впоследствии. Это относится в значительной степени и к художественной жизни, исследование которой в такие "пограничные" периоды представляется особенно волнующим и богатым неиссякаемыми потенциальными возможностями. Разумеется, в данной работе неизбежно обращение к более раннему материалу, привлечение которого необходимо - с учетом устойчивости и традиционности древнеегипетского искусства - при рассмотрении эволюции той или иной архитектурной либо художественной формы.

Исследование базируется на группе рельефов, происходящих из гробницы одного из самых высокопоставленных сановников последнего фараона 18 дин. Хоремхеба - Именеминета. Этот человек обладал 16 титулами и выполнял после Хоремхеба обязанности главнокомандующего армией. Как и другие чиновники к. 18 - нач. 19 династий, Именеминет приказал построить свою гробницу в Саккаре и украсить ее рельефными блоками, судьба которых позже стала обычной для региона: вероятно, когда-то извлеченные из полузасыпанной гробницы, они постепенно разошлись по музеям. Само сооружение, расположенное, скорее всего, в северной части Саккары, ближе к Абусиру, было совершенно забыто. Его точное местонахождение до сих пор остается неизвестным. Однако 14 рельефных фрагментов с именем и титулами умершего, т.е. несомненно происходящих из его гробницы, хранятся в различных музеях мира, а именно в египетских коллекциях Болоньи, Пармы, Копенгагена, Парижа, Гейдельберга, Каира, Лиссабона, частных собраниях в Брюсселе и Уинстон Салеме (США). К их числу следует добавить несколько блоков без упоминания имени, которые по некоторым признакам могли также принадлежать Именеминету. Все эти памятники, за одним исключением, отличаются высоким качеством исполнения, разнообразием стилистических признаков, необычностью (если не уникальностью) сюжетов и иконографических мотивов.

Компактный набор документальных свидетельств из одного погребального комплекса определил метод работы, а именно монографическое исследование. В свою очередь, оно позволяет разобраться и с более общими проблемами, важными не только для данного региона, но и для рассматриваемого времени в целом. Такая работа может стать полезной для истории культуры Мемфиса Нового царства, поскольку она не ограничивается анализом только художественных особенностей данного материала. В диссертации идет речь и о свидетельствах новой социальной ситуации на рубеже 18-19 династий, и о важных религиозных изменениях, которые проявились как в архитектуре, так и в декорации гробниц Саккары. Эти перемены наблюдаются и в других регионах Древнего Египта, а значит, они являются симптоматичными для своего времени.

Научная новизна работы. Очевидно, что нельзя оставить без внимания столь богатый комплекс памятников, а между тем, подобного исследования о саккарских гробницах и их декорации до сих пор не предпринималось. Исключением можно считать неопубликованную диссертацию

Ж.Берландини о нескольких группах рельефов, принадлежавших различным чиновникам того времени, когда Мемфис снова стал столицей государства1 . Однако с момента появления работы (1973 г.) так много изменилось в саккарской археологии, что впервые систематизированные данные французской исследовательницы теперь во многом устарели. Сейчас мы вынуждены это признать, не умаляя, впрочем, заслуг автора, которым впервые был создан каталог разрозненных по музеям рельефов. Ж.Берландини учла также увиденные ею в антикварных магазинах и на рынках Каира, а теперь уже нередко исчезнувшие, фрагменты, не приведя, правда, иллюстраций.

Необходимо снова подчеркнуть, что при современном состоянии археологической изученности Саккары и Мемфиса Нового царства вряд ли можно ожидать каких-либо обобщающих работ по истории, религии, искусству этого региона. Более того, они кажутся преждевременными, поскольку каждый сезон раскопок приносит новые данные, обновляющие предыдущие представления. Саккара как сложный конгломерат погребений хранит множество сведений о богатейшем пласте древнеегипетской культуры. Однако степень их обнаружения еще весьма недостаточна. Следует признать, что современный этап изучения некрополя характеризуется, скорее, накоплением материала. Пройдет немало времени, прежде чем ученые смогут заняться его обобщением. Однако момент для его систематизации, скорее всего, уже настал. В этом контексте особое значение приобретают работы публикационного характера, исследования-монографии, посвященные одному памятнику. Начало для этого было положено книгой Дж.-Т.Мартина и Х.Д.Шнайдера о гробнице Хоремхеба.2 К сожалению, в этой важной работе практически не исследуются художественные проблемы. Вместе с тем, опыт комплексного анализа может оказаться очень плодотворными и объяснить то, что не всегда поддается расшифровке только на основе текста. В представленной диссертации впервые предпринимается

1 Berlandini-Grenier J. La necropole Memphite du Nouvel Empire (De l'époque post-amarnienne à la fin de la XIX Dynastie). Paris 1973 - диссертация хранится в Национальной библиотеке Парижа.

2 Martin G.Th. The Memphite Tomb of Horemheb, Commander-in-Chief of Tutankhamun. Vol. 1. London 1989. Schneider H.D. The Memphite Tomb of Horemheb, Commander-in-Chief of Tut'Ankhamun, II. A Catalogue of the Finds. London 1996. попытка восстановить элементы историко-художественного контекста на базе памятников одного погребения.

Структура работы. Особенности монографического исследования-публикации обусловили структуру представленной работы. Она состоит из трех глав. В главе 1 вслед за историко-археологическим очерком о Мемфисе и Саккаре рассматриваются архитектурные разновидности саккарских гробниц (на современное состояние данных), их типология, а также изменения религиозных представлений о роли и назначении гробниц в конце 18 династии. Эта ситуация обусловила, в свою очередь, появление новой формы т.н. "гробницы-капеллы", напоминающей в общих чертах миниатюрный частный погребальный храм, а также определила изменения в декоративной программе гробниц с преобладанием изображений богов и религиозных сцен. Глава 2 представляет все документальные свидетельства из гробницы военачальника Именеминета и построена как подробный научный каталог рельефов, с данными о личности и титулатуре главного героя, с комментариями к текстуальным и иконографическим особенностям. Два блока, благодаря своеобразным изображениям, побудили к отдельным экскурсам. В этой главе впервые вводится в научный оборот не опубликованный ранее рельеф из Частного собрания Брюсселя, а также проводится атрибуция двух новых фрагментов, не содержащих надписей, - из Эссена и Частного собрания Парижа. В то же время, подвергается сомнению принадлежность гробнице приписанных ей ранее без достаточных оснований блоков из Копенгагена, Бостона и Ганновера. В последней главе предпринимается попытка реконструкции рельефов в контексте всей гробницы, для чего дается краткий обзор изобразительной программы погребальных сооружений Нового царства. Далее следуют наблюдения и замечания о стиле рельефных изображений времени к. 18 - нач. 19 дин. по материалам саккар-ского и фиванского некрополей, особенности которого в полной мере проявляются в рассматриваемом погребальном комплексе. Следует снова подчеркнуть, что по описанным выше причинам более или менее общее художественно-стилистическое исследование представляется пока еще преждевременным.

В текст общим объемом 206 стр. включена библиография использованных работ (№№ 1-341), в приложение - библиография основных гробниц Саккары к. 18 - нач. 19 дин., список иллюстраций и 87 таблиц.

Практическое значение диссертации заключается в том, что она может стать полезной для будущей "истории Мемфиса и Саккары", а введенные в научный оборот памятники, собранные здесь воедино, - служить базой в аналогичных исследованиях. Уже сейчас диссертацию могут использовать студенты, желающие более подробно ознакомиться с рассматриваемым временем, которому из-за его слабой изученности практически не находится места в общих курсах. Этот материал может оказаться полезным и преподавателям высших учебных заведений, в которых читаются лекции по истории и культуре Древнего Востока.

Похожие диссертационные работы по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Дюжева, Ольга Павловна, 1999 год

1. Berlandini 1973,157-159, Cat. D 12.

2. Hannover 1955, 69, № 36, Abb. 36.

3. Hannover 1958, 68, № 32, Abb. 32.4. Martin 1987, Cat. 12.

4. К сожалению, полного исследования об этой значительнейшей саккарской гробнице по-слеамарнского времени до сих пор не существует.

5. LÀ, II, 853-857. Среди мемфисских гробниц выделяется только погребение Маиа, в котором три погребальные камеры содержали изображения богов Martin 1991, 178-185.

6. Промежуточную позицию занимают сцены, которые первоначально тяготели к декорации молельни погребальный пир, охота в пустыне, ловля рыбы и птиц, нередкие в фиванских гробницах 18 дин. Kampp 1996,116.

7. Подробнее об этом см.: ibid., 185-186.

8. В гробнице Meca существует изображение плавания, наиболее сходное с фиванскими образцами, однако, оно расположено не в начале, как там, а в самом конце погребальной процессии Gaballa 1977, pl. XXXV.

9. Знаменитый рельеф из гробницы Птахемхета-Ти (Берлин, Государственные музеи, № 12411) т.н. "Trauerrelief' (табл. 50). Вообще в сравнении "Фивы-Мемфис" последний явно выигрывает по выразительности и безудержности изображения скорби во время погребения.

10. LÄ, VI, 1384-1396; van Dijk 1993, 173-188; Barthelmeß 1992, 83-86. Наиболее пространную редакцию этой сцены содержит гробница Хоремхеба.

11. Беседки никогда не изображаются до саркофага! О том, что их разбирали после прохождения процессии свидетельствует единственное изображение берлинский "Trauerrelief'.29 Barthelmeß 1992, 84-86.30 Ibid., 91-92.

12. Feucht 1989; Barthelmeß 1992,175-184.

13. Список источников с последней сценой см.: Liebieghaus 1993, 151. Самый ранний пример TT 353 (время Хатшепсут).

14. Единственное подтверждение in situ в гробнице Хоремхеба, где сохранилась нижняя часть болонской композиции Martin 1989, 123-124.36 Kampp 1996, 64

15. См. Гл. 2.3, док. 1, комм. 1.40 См. Гл. 1.4, прим. 127.

16. Проход из помещения для статуй во II двор Graefe 1975, fig. 2.

17. Тот же проход, но со стороны двора ibid., 211-215, figs. 4-5.

18. Martin 1989, 71., [73], [84]. Первые две пилястры находятся ныне в Британском музее, №№ 550, 552.

19. В I дворе ширина панелей более 70 см, следовательно, колонны толще и выше Martin 1989, 45-48.; во II дворе колонна выс. 2,255 м имеет панель с размерами 35,2x21 см [ibid., 105].

20. Док. 2, комм. 1; док. 3, Экскурс 1.

21. Хоремхеб: 1-1,3 м Martin 1989, pl. 6.; Маиа: 1,1-1,5 м [Schneider 1991, 9]; Mec: 0,8 м [Gaballa 1977, pl. I]; Тиа и Тиа: 1-1,5 м [Martin 1991, 102]. Ширина косяков входа в помещение для статуй у Хоремхеба по 56 см (Martin 1989, [57-58]).

22. Shedid 1988, 62-63. Эта система складывается со времени Тутмоса III/Аменхотепа II.

23. Устное предложение Е. Хофман (Египтологический институт, Гейдельберг).

24. Выс. 94 см, шир. 83 см. Lohr 1970; Graefe 1988, № 5; Ockinga 1998, 80, F.

25. Толщ. 17,5 см. Martin 1989, 48., pi. 44.

26. Schneider 1991, 17-18, pi. II, 3-4.

27. См. док. 8, комм. 5; док. 9, комм. 1.

28. Выс. 58,5 см против 32 см рельефов Именеминета. Однако умерший здесь стоит! Leiden 1909, IV, pl. XXV; Martin 1989, 127-128, [124. Вероятная атрибуция капелле D принадлежит Дж. Мартину].

29. В гробнице Маиа имеет место подобное сопоставление текстов гимнов солнцу и луне на двух косяках прохода во II двор со стороны последнего Graefe 1975,211-213.

30. Schneider 1995, 18, fig. 7.89 Martin 1991, pl. VII.

31. Маиа: 43 см (проход во II двор) Schneider 1991,9.; Хоремхеб: 56 см (проход из I двора в помещение для статуй) [Martin 1989, [57,58].

32. Gaballa 1977, pis. XXXIV-XXXV.

33. Schoske 1987; Schoske 1990; Wildung 1990.Wildung 1990, 61.

34. Ibid., 41. См. также более общую работу об особенностях художественного языка древности: Франкфорт 1984.

35. Как полагает при исследовании фиванских гробниц послеамарнского времени Е.Хофман Hofinann 1991,200; Hofinann 1995а.

36. Schoske 1987,18; Vandersleyen 1975,61 ("сдержанный амарнский стиль").139 Schäfer 1963, 65.

37. Vandersleyen 1975,61, 313; Berlandini 1995,44.4' Павлов 1939.Матье 1947, 159; Матье 1958а, 34.

38. Ibid., 53.0 типе лица при Аменхотепе III см. новейшие работы: Müller 1988,53; The Art of Amenhotep III.149 Smith 1958, 183.

39. Müller 1988, П-16-24. Там же см. развернутый формальный анализ рельефного искусства данного времени на трех уровнях: отдельная фигура, группа, поле изображения.

40. Ibid., 311-312; Müller 1988, 100. Об эволюции амарнского искусства см.: Матье 1953; Müller 1988, 85-89

41. Berlandini 1982а. Это наиболее ясно видно в рельефах II двора гробницы Хоремхеба.

42. Woldering 1950, 4-5. Удивительный пример использования "подсмотренных" изображений находится в гробнице Тиа и Тиа: обитатели нильской фауны в сцене "плавания в Абидос" Martin 1991, fig. 73.

43. Это особенно заметно в эволюции круглой скульптуры Müller 1967,29.

44. Vandersleyen 1975, 62, 313.160 Bryan 1990.

45. При Хоремхебе Маиа отвечал за строительство в Верхнем Египте и, прежде всего, в Фивах. Возможно, он питал особую любовь к фиванским изображениям Нового царства. Еще один пример личного участия умершего в оформлении гробницы?

46. РМ, I, 1, 78-81; АББтапп 1991; Катрр 1996, 235-236. Время Хоремхеба-Сети I. "Самая «мемфисская» из фиванских гробниц" Нойпапп 1991.

47. РМ, I, 1,219-224; Нойпапп 1995а; Катрр 1996,454-455. Время Хоремхеба-Сети I.

48. Зй-исЫск 1996. Время Хоремхеба-Аи.

49. Катрр 1994; Катрр 1996, 713-716. Время Тутанхамона-Хоремхеба.

50. РМ, I, 1, 91-95; Бау1ез 1933; Катрр 1996,251-254. Время Аи.

51. Ibid.; Hofmann 1995а, 53. Сравнимый пример из круглой скульптуры -"монументальные" ушебти высотой до 60-70 см начала Рамессидовского времени Geßler-Löhr 1997, 43, Anm. 117.Martin 1991, pls. VII-VIII, fig. 109; Док. 10,11.

52. Martin 1989а, pis. 58, 68.

53. Ср.: Müller 1967, Abb. 4, 16,17.209 См.: Eaton-Krauss 1981.

54. Geßler-Löhr 1997,44. Ср. примеры в частной пластике: Cleveland 1992, Cat. №№ 38-41,4344.

55. Например, голова Аменхотепа III из гробницы Херуефа, Берлин, № 14503 Cleveland 1992, Cat. 54.

56. См. Гл. 2.3, док. 5, комм. 2.

57. Hofmann 1995а, 54, Taf. 12b.

58. См. Гл. 2.3, док. 10, комм. 1.

59. Schäfer 1963, 182-191; Hanke 1961,48-49; Müller 1988, П-36-40.218 Müller 1988., II-16-19.

60. Самые яркие примеры: Соопеу 1965, Cat. 19, 21,23; стела, Берлин, № 14145 Krauss 1991, 20.; фрагмент стелы, Лувр, № Е. 11624 [Aldred 1973, 34, № 56].

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.