Гротеск в русском и советском музыкальном театре первой трети XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Малышева, Татьяна Федоровна

  • Малышева, Татьяна Федоровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1987, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 277
Малышева, Татьяна Федоровна. Гротеск в русском и советском музыкальном театре первой трети XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 1987. 277 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Малышева, Татьяна Федоровна

Введение

1 глава. Специфика; гротесковой типизации

2 глава. Типология гротеска

3 глава. Гротесковое утрирование

4 глава. Гротесковое совмещение несовместимого

5 глава. Метод гротесковой пародии

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гротеск в русском и советском музыкальном театре первой трети XX века»

Гротеск * одно из характерных явлений музыки первых десятилетий XX века. Если в прошлом столетии гротесковость встречалась почти исключительно в вокальной и программной музыке, то в рассматриваемый период она широко представлена в жанрах, ранее в этой функции не выступавших таких как непрограммная симфония, инструментальная миниатюра, концерт* В музыке XX века сложно назвать не только внегротесковый жанр, но и творческое направление. Гротеск присущ реализму» неоклассицизму, экспрессионизму, неофольклоризму и иным ху~ дожественным течениям. Творчество И»Стравинского, С.Прокофь** ева, Д.Шостаковича, Б.Бартока, А»Берга, других корифеев со» временного искусства в той или иной степени соприкасается с гротескной образностью.

Значимость гоотесковости в искусстве первой трети теку«» щего столетия связана с многими причинами« прежде всего г» с общественно-социальными факторами. По словам Ф.Дюрренматта, н • наш мир точно также привел к гротеску, как он привел к атомной бомбе" /цит. по: 115, с. 3/. Важнейшие события, пси» трясения, с одной стороны, вызвали обостренное осознание хаотичности, дисгармонии мира, его бесчеловечности, с другой - привели к протесту, утверждению нового, прогрессивного,в противовес дегуманизации, И в том, и в другом случае естеет» венна проекция на специфические качества гротесковой образ*» ности с целью либо обличить негативное явление, лидо абсолю«* тизировать алогизм жизни.

В распространенности гротеска сыграли существенную роль

4 тт и изменения в мироощущении, вызванные научно-технической ре® волюцией, что также привело к двоякому результату: трактовке технического прогресса как чуждого начала и как позитивного явления. Вновь именно гротесковая образность оказалась одной из наиболее предрасположенных к воплощению данной тематики*

Интенсивность проникновения гротеска в музыку начала века была вызвана и рядом имманентных причин, проистекающих из осознания определенной исчерпанности установок искусства предшествующего периода, с чем связана трактовка гротеска в качестве действенного полемического средства: гротесковое как анти- прекрасное, - изысканное, - серьезное, - лиричное,

- сложное, как анти- романтизм, - символизм, - импрессионизм,

- натурализм. Образная острота, динамичность, броскость грей» тесковой образности способствовала такому ее пониманию: гротеск действовал подобно прочищающему мозги "оздоровляющему шоку" /В.Мейерхольд/. Кроме того, он давал возможность воз*» родить забытое мироощущение далеких эпох - здоровое, простое, и в связи с этим воскресить такие неразрывно спаянные с гротеском явления, как карнавальность. скоморошество, театр масок, балаган.

Воздействием многих факторов объясняется поиск новых и динамичное развитие ранее сформировавшихся средств создания гротескового эффекта в музыке. Тем самым гротеск органично отвечал той общей тенденции к обновлению черт музыкального стиля, которая столь свойственна была искусству рассматриваемого периода.

Важная роль гротеска в музыке XX столетия выдвигает потребность в его изучении. Тем не менее ни в советском, ни в зарубежном музыкознании эта проблема не охвачена во всем ее объеме. В музыковедческой литературе упоминания о гротеске носят по преимуществу характер отдельных замечаний» наблюдений, нередко ценных и интересных, как, к примеру, в монографиях Б.Асафьева /156/, Б.Ярустовского /273/, М.Друскина /185/, М»Сабининой /232/, И*Барсовой /159/, но тем не менее целостного представления о рассматриваемом явлении не дающих» Круг же специальных работ по музыкальному гротеску включает лишь лаконичные заметки в иностранных энциклопедических изданиях /289, 297/, краткие разделы в эстетических и искусствоведческих трудах зарубежных ученых /304, 308, 314/, небольшую обзорного плана журнальную статью /253/, а также книгу фельетонов Г.Берлиоза /275/, которую в силу ее уникальнейшего своеобразия нельзя безоговорочно отнести к раз* ряду научно-исследовательской литературы. Ни в одном из изданий задача целостного,системного изучения проблемы музы -кального гротеска не ставится. К тому же в специальных работах о гротеске в музыке отсутствуют аналитические разделы: наличие гротесковости в том или ином сочинении, как правило, лишь констатируется, не аргументируется ни эстетико-теорети-ческими положениями, ни качествами самого музыкального материала. И, наконец, за исключением замечания З.Лиссы о повышенной роли музыкально - пластического фактора в гротесковых опусах /304,с.128/,ни в одном исследовании проблема специфических, лишь музыке присущих гротесковых явлений не ставится» Несравнимо более полно рассмотрение гротесковых произ«* ведений русских и советских композиторов начала века представлено в исследованиях Г.Григорьевой и Л.Данько о комической опере /179, 182/, тематика которых отчасти связана е данной работой. Тем не менее крут затрагиваемых проблем и методология анализа в предлагаемой диссертации принципиально иные, поскольку направлены не на познание жанровых при-» знаков, а на раскрытие специфики гротеска, отдельных Форм его проявления и приемов создания, чем и вызвано привлечение произведений, выходящих за рамки оперного жанра, но родственных гротесковым операм по образной системе, стилистическим и драматургическим особенностям /"Шут" С.Прокофьева, "Байка" и "История Солдата" И.Стравинского/.

В работе рассматриваются и систематизируются наиболее сущностные качества гротеска на основе музыкально - сцениче** ских опусов первой трети текущего столетия. Думается, что решение такого рода задачи может наметить пути разработки теории и истории музыкального гротеска.

Помимо назревшей необходимости в познании гротесковых музыкальных явлений, актуальность обращения к данной проблем ме вызвана интенсивным проявлением гротеска в советских операх и балетах последних десятилетий. При этом гротесковая линия в современном музыкальном театре непосредственно связана со сценической музыкой первой половины столетия.

Ассоциации возникают не только между музыкально - театральными произведениями разных исторических периодов, но и при сопоставлении внетеатральных жанров со сценическими. Наконец, русский и советский музыкальный театр в гротесковой линии своего развития смыкается с рядом явлений зарубежной оперы, а также с гротеском в других видах искусства»

Поэтому в работе проводятся аналогии с гротесковыми ка*» мерно- вокальными, ораториальными, инструментальными сочинениями, с проявлениями гротеска в советских операх и бадетах 60-70-х годов, с драматическим театром, кинематографом» русской, советской и зарубежной литературой, В ряд рассматриваемых произведений вошли "Женитьба" М»Мусоргского, "Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова, а также "Мертвые души" Р.Щед** рина, оперы Г.Банщикова, Ю.Буцко, А.Холминова. Основу же работы составили созданные в 10 - 30-е годы оперы и балеты И.Стравинского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича,

Более полно освещены музыкально-сценические произведем ния, в которых гротеск определяет построение всей образной концепции. В меньшей степени затронуты сочинения, включающие гротесковость в качестве одного из аспектов художественной системы произведений, в которых они выполняют определенную функцию /создание образов зла, искажение возвышенного в "кривом зеркале" и т.д./. Степень освещенности того или другого опуса в музыковедческой литературе также учитывалась при отборе примеров для рассмотрения качеств музыкального гротеска.

Ракурс освещения музыкального материала определен в работе наиболее важными свойствами гротеска как эстетической и искусствоведческой категории. Такой подход лег в основу вы*« двигаемой классификации гротесковых явлений и системного рассмотрения музыкально - стилистических средств, отвечающих ведущим свойствам гротесковой типизации.

Методологическую основу работы составили высказывания К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина об условности в искусстве, о близких гротеску явлениях, - таких, как сатира, ирония, фантастическое и эксцентрическое /1-8/. Разработка категорий искусства в трудах по марксиотко ~ ленинской философии и эстетике /37, 44 и др,/ также составила базу научного аппа» рата исследования«

Проблематика и ракурс рассмотрения материала/от качеств гротеска к музыкально - стилистическим приемам их раскрытия/ определили строение работы, состоящей из пяти глав* В первой главе на основе обзора литературы очерчены особенности гротесковой типизации, во второй систематизируются проявления гротеска в музыкальном искусстве. Следующие две главы осве** щают ведущие его качества /нарочитое утрирование и "совмещен* ние несовместимого"/ в их проекции на музыкальный тематизм и драматургический рельеф произведений. В последней главе в аспекте этих качеств рассматривается метод гротесковой паро** дии. Заключение содержит краткий обзор эволюции музыкального гротеска в его перспективе в музыкальный театр последних де~ сятилетий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Малышева, Татьяна Федоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные приемы создания гротескового эффекта позволяют выявить наиболее общие качества, многие из которых сказываются не только в отечественном музыкальном театре на» чала XX века, но и в других жанрах и исторических периодах. Особенно важна открывающаяся в сценических опусах 10*30 годов перспектива в современную советскую музыку. Перспектива эта просматривается явственно - в последние десятилетия гро*» теск сказывается не менее интенсивно, с ним сопряжено творчество ведущих представителей современной композиторской школы, в том числе Р,Щедрина /"Мертвые души"/, А.Шнитке /"Доктор Фауст"/, Г.Канчели /"Музыка для живых"/, С.Слонимского /"Мастер и Маргарита"/, Б.Тищенко /2 скрипичный концерт/ и многих других советских композиторов.

Подробно останавливаться на общих для отечественного музыкального театра XX века гротесковых явлениях вряд ли целесообразно в работе постоянно приводились ссылки на произведения Р.Щедрина, А.Холминова, Г.Банщикова, Ю.Буцко» Важнее выявить те новые качества, которые присущи гротесковым опу«8» сам, написанным в последние десятилетия.

Прежде всего, наметилась тенденция отхода от наиболее прямолинейных гротескных приемов. Так, сравнительно редко в современных операх можно встретить обличение через банальную трактовку жанровых или стилистических моделей. Чаще такого рода заострения сопрягаются с чертами, остраняющими эту мо~ дель. При всей подчеркнутости жанровых признаков, некоей ми*-ражностью оттенен вальс, включающий угловатые интонации /увеченная квинта/, перечения, смены акцентов, в "Записках су«

- 178 масшедшего" Ю.Буцко. Остраненно предстают и полька в "Бедных людях" Г.Седельникова, и романс в портрете Манилова из "Мертвых душ" Р.Щедрина, и "итальянизированная" ария в соло акушерки Змеюкиной из "Свадьбы" А.Холминова.

В опере Р.Щедрина намечена отличная от образцов сове тоской и зарубежной классики XX века трактовка трагедийного гротеска. Г.Малер, А.Берг, Д.Шостакович гротесковую трагедийность дают в преломлении через личностный план, отношение к воплощаемому не ограничивается только сатирической задачей, а включает момент эмоционального отклика, сопереживания несчастным людям, находящимся под гнетом зла, насилия. Не случайно в этих произведениях, наряду с алогичным, присутствует реальный, бытовой план. У Р.Щедрина в сценах с помещиками его нет: все сдвинуто, деформировано. Потому, если адресат гротеска у Гоголя более конкретен, уровень обобщений достигается опосредовано, через обличение морали крепостников, то в опере сфера бытового, конкретногг нивелирована, на передний план выдвинута проблема жизни бессмысленной, абсурдной, бесцельной, равной смерти. Схожие черты присущи и опере Г.Банщикова "Горе от ума".

В последние годы наметились также показательные явления в соотнесении разных типов гротеска. Гротесково окрашенная сатира, заостренная тенденциозность хотя и встречаются /обрисовка Человека в очках в "Виринее" С.Слонимского/, но в меньшей степени, нежели в операх советских композиторов первых десятилетий Октября.

Большое значение в современных произведениях приобретает гротесковость обостренно-психологической направленности.

- 179 с чем связаны изменения в трактовке образов зла, которые в советской оперной классике обычно сопрягались с сатирическим гротеском. Образы эти в таких произведениях, как "Записки сумасшедшего" Ю.Буцко, "Бедные люда" Г.Седелышкова, "Шинель" А.Холминова предстают в преломлении сквозь сломанную судьбу, потерянное сознание, израненное сердце, как бы через реакцию жертвы на насилие. Потому и в квинтольном лейтмотиве из "Записок сумасшедшего" Ю.Буцко,и в письме Вареньки о Быкове из "Бедных людей" Г.Сиделъникова звучит нота пронзительной боли. Зло тем самым воплощено не етоль прямолинейно, как в тенденциозном сатирическом гротеске, в нем сплавлены разнородные' явления.

Определенные тенденции наметились в последние годы и в жанровом наклонении опер, в большей или меньшей степени соприкасающихся с гротеском. Так, многие гротесковые произведения последних десятилетий решены в жанре камерной оперы, примером чему могут служить "Записки сумасшедшего" Ю.Буцко, "Опера о том, как поссорились." Г.Банщикова, "Коляска" А.Холминова. В соответствии с таким жанровым решением, с ограниченностью исполнительского аппарата некоторые средства создания гротескового эффекта оказываются неприемлимыми. Так, парадоксальное наложение большого числа нарочито несогласующихся друг с другом вокальных партий невозможно в условиях камерной оперы. И, напротив, условия эти предрасполагают к дробности, монтажности композиции, к парадоксальным сопоставлениям микроэпизодов.

Обзор переакцентировок, иных решений гротесковых образов в музыкальном театре последних десятилетий по сравнению

- 180 со сценическими опусами первой половины века позволяет выявить симптоматические процессы, связанные с ощущением исчерпанности тех или иных приемов /к примеру, обобщений через жанр/с новыми художественными тенденциями /например, с ностальгией по романтизму/. При этом показательные для му** зыкального театра нашего времени тенденции в трактовке гротеска в той или иной степени связаны с гротесковыми явлениями в отечественном музыкальном театре первых десятилетий текущего столетия, причем многие из этих явлений до настоящего времени актуальности своей не потеряли. Тем самым, изучение гротесковости в русском и советском музыкальном театре 10-х, 20-х годов текущего столетия дает точку отсчета для познания характерных явлений современной музыки*

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Малышева, Татьяна Федоровна, 1987 год

1. Маркс К. Критика гегелевской философии права: Введение // Соч. 2-е изд. - Т.1. - С. 414-429.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом // Соч. 2-е изд. - Т. 20« - С. 5-338.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве / Сост. Лифшиц М.А.; Коммент. Фриддендер Г.М. 4-е изд., доп. - М.: Искусство, 1983. - Т. 1-2.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли* собр. соч. Т* 18. - 525 с*5* Ленин В.И. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих // Полн. собр. соч. Т. 25. - С. 321-352*

5. Ленин В.И. Конспекты и фрагменты. Заметки о книгах, статьях и рецензиях // Полное собр. соч.-Т. 29. 782 с.

6. Ленин В.И* 0 международном и внутреннем положении Советской Республики: Речь на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 г. // Полн. собр. соч. Т. 45. - С. 1-16.

7. Ленин В.И. О литературе и искусстве: Сб. / Сост* Крутикова Н.И.; Вступ. ст. Рюриков Б.С. 6-е изд. - М.: Худ. лит., 1979. - 827 с.

8. Литература общего характера

9. Бач Т. Гротеск // Театральная энциклопедия. Т. ,2. - М.: Сов. энциклопедия, 1963. - Стлб. 185.- 194

10. Гротеск // Всенаучный энциклопедический словарь / Сост. Клюшников В.П. Ч. 1. - Спб.: Небе, 1878. - С. 502.

11. Гротеск // Литературная энциклопедия. - 3-е изд* -Т. 3. - М.: Изд. Коммунистич. академии, 1930. - Стлб. 28-37*

12. Гротеск // Малая советская энциклопедия. 3-е изд.- Т. 3. -М.: Сов. энциклопедия, 1959. С. 176*

13. Гротеск // Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту, содержащий: разные в российском языке встречающиеся иностранные речения и технические термины . Ч. 1* -Спб.: Императ. Академия наук, 1803. - С. 645*

14. Гротеск // Советский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 348.

15. Гротеск // Толковый словарь русского языка / Ред. Ушаков Д.Н. Т. 1. - М.: Огиз, 1935. - С. 627.

16. Гротеск // Энциклопедический лексикон. Т. 15. -Спб.: Изд. А.Плюшар, 1838. - С. 177 - 178.

17. Гротеск // Энциклопедический словарь /Изд. Павлен-ков ф.ф* Спб.: Тип. Ю.Н.Эрлих, 1899. - С.'557.

18. Даль В.И. Гротеск // Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. 7-е изд. - Т. I. - М.: Рус. язык, 1978. - С. 398.т 21. Манн Ю.В. Гротеск // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. - М.: Сов. энциклопедия, 1964. - С. 401-402.- 195

19. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М.: Сов, энциклопедия, 1973-1982,

20. Розин Н.П. Гротеск // Большая советская энциклопедия. 3-е изд, - Т.7. - М.: Сов энциклопедия, 1972.-С» 354,

21. Шестаков В.П, Гротеск // Филосовская энциклопедия. -Т. 1.-М.: Сов. энциклопедия, 1960. С. 406-407.3, Труды по эстетике

22. Борев Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость- бытия/ Ред. Зись А,Я. М.: Искусство, 1970. -Библиогр.: С. 246-266,

23. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М,: Искусство, 1970, - 247 с.

24. Гайм Р. Романтическая школа: Вклад в историю немецкого языка / Пер. с нем. В.Неведенский. М.: Изд. Солдатен-кова, 1891. - 774 с.

25. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. / Пер, с нем.; Ред. Лиф«» шиц М*Д. Т, 2. - М.: Искусство, 1969. - 326 с.

26. Дземидок Б. О комическом // Пер, с польск. М.: Прогресс, 1974. - 223 с. - Библиогр.: С, 207-222.

27. Дмитриева H.A. Эвристическая роль юмора // Театр,-1977, С. 113-123,

28. Инюшкин Н.М. Эстетическая сущность и социальная функция сатиры; Дис. . канд. филос. наук* Ж», 1972» -297 с. - Библиогр.: с.281-295*

29. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М.: Искусство, 1962 - 1970.

30. Каган E.G. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / Ленингр. гос. ун-т им. А.В.Луначарского. Кафедра философии. 2-е изд., расш. и перераб. - Л.: Езд. Ленингр. ун-та, 1971. - 766 с. - Библиогр.: С.763-766.

31. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Учпедгиз, i960. - 350 с.

32. Лосев А.Ф., Шестаков В.П* История эстетических ка« тегорий. М.: Искусство, 1965. - Из содерж.: Гротеск. - C« 360-369.

33. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искус» ство, 1968. - 191 с.

34. Монтень М. Опыты / Пер, Бобович A.C.; Коммент. Бо-бович A.C., Коган-Берштейн Ф.А, Т. 1. - М; Л,: Изд. СССР, 1954. - 558 с.

35. Паси И. Хитрости пародии / Пер. с болт. // Вопросы философии. 1969. - Jfc 12. - С. 97-106.42» Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. / Сост., вступит, ст. и примеч. Каменский З.А. -Т. 2. М.: Искусство, 1974. - 646 с.

36. Чернышевский Н.Г. Избранные философские соч. / Общ. ред. и предисл. Григорьян М.М.; Примеч. Богословская И.В. » Т. 1. М.: Госкомиздат, 1950. - 872 с.

37. Шестаков В.П. Гротеск // Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. - С. 240-248.

38. Шиллер Ф. Сатирическая поэзия // Шиллер Ф. Статьи по эстетике / Пер. с нем.: Горнфельд А.Г., Радлов ЭЛ.; При-мкч.: Горнфельд А.Г., Сидоров A.A. М.; Л.: Академия, 1958.- С. 343-349.

39. Шлегель Ф. Фрагменты. Письмо о романе / Пер. с нем. Сильман Т.И., КолубовскиЙ И.Я. // Литературная теория немецкого романтизма: Документы / Ред. и коммент. Берковский H.H.- Л.: Изд. писателей в Ленинграде, 1934. С. 169-210.

40. Исследования о гротеске в литературе, театре, изобразительном искусстве, кинематографе

41. Алперс Б.В. Театр социальной маски: Гос. театр им. В.Мейерхольда. М.; Л.: Гос. изд. худож. лит., 1931.-132 с.

42. Апушкин Я. Современность и гротеск // Новый зритель. 1924. - № 15. - С. 14.

43. Бальзак об искусстве: Статьи, письма, рецензии и отрывки / Сост. Гриб В.Р. M.j Л.: Искусство, 1941. - 528с.

44. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения. М.: Худ. лит«, 1965» - 527 с,

45. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь: Искусство слова и народная смеховая культура // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М.: Худ. лит., 1975. -С. 484-495.

46. Белинский В.Г. Полное собр. соч.: В 13т. / АН СССР* Ин-т русской лит. М.: Изд. АН СССР, 1953-1959.

47. Белый А. Гоголь // Белый А. Луг зеленый: Кн. ста~ тей. М.: Альциона, 1910. - С. 93-121.

48. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. М»|, Л.: Худ. лит., 1934. - 317 с.

49. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Вступит, ст. Аникст A.A. Л.: Худ. лит., 1973. - 565 с. - Библиогр»: С. 539-565.

50. Берковский Н.Я. Эстетические позиции немецкого романтизма // Литературная теория немецкого романтизма: Документы / Ред. и коммент. Берковский Н.Я. Л.: Изд. писате»-лей в Ленинграде, 1934. - С. 5-118»

51. Берковский Н.Я. Текущая литература: Статьи критические и теоретические. М.: Федерация, 1930. - 339 с#

52. Блок А. Ирония // Собр. соч.: В 8 т. Т.5» - Проза /1903-1917/. - М.; Л.: Худ. лит., 1962. - С. 345-349»

53. Бочаров С.Г. "Вещество овеществления": Выражение в прозе // Проблемы художественной формы социалистического pea» лизма / АН СССР. Ин-т мировой литературы; Редкол.: Гей Н.К. и др.-М.: Наука, 1971. С. 310-349.

54. Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т. /Сост. И.Фрадкин; Комент. Е.Эткинд, И.Фрадкин. Т.5/2. -М.: Искусство, 1965. - 566 с.

55. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л.: Сов. писатель, 1979. - 680 с.

56. Бушмин А,С. Сатира Салтыкова Щедрина /'АН СССР. Ин-т рус. лит. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1959, - 644 с.

57. Васильева HUE. Художественное своеобразие советской прозы первой, половины 20-х годов: Автореф. дис* . канд. филологич. наук. Донецк, 1972. ~ 25 ©.

58. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избр. труды / АН СССР. Отдание литературы и языка. М.: Наука, 1976. - 511 с.

59. Витрувий М.П. Об архитектуре: 10 книг / Пер. Петровской Ф.А. Т.1. - Е.: Академия, 1963. - 343 с,

60. Вопросы советской литературы: Сб. / Ред. Берков П.Н., Ковалев BJU, Цруцкова Н.И. М.-Л.: Изд. АЖ СССР. 1957. - 373 с.

61. Ворункова Н.И. Образы цирка в творчестве Тулуз-Лот-река // Искусство Запада: Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т истории искусств; Редкол.: Ливанова Т.Н. и др. М.: Наука, 1971. - С. 211-231.- 200

62. Встречи с Мейерхольдом: Сб. воспоминаний / Редкол. Валентей М.А. и др.; Ред.-сост. Вендровская Л.Д. М.: йзд. ВТО, 1967. - 622 е., ил. - Указ. имен: с.609-619.

63. Вулис А.З. В лаборатории смеха. М.: Худ. лит., 1966. - 144 е.

64. Вулис А.З. Советский сатирический роман 20-х годов: Проблема взаимосвязи типа издания и жанра произведения. Дис. . докт. филол. наук. - М.: 1972. - 401 с. - Еиб-лиогр.: 370-401 с.

65. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. / АН СССР, -т мировой литературы. Т.8. - М.: йзд. АН СССР, 1956,с.

66. Гессе Г. Игра в бисер: Роман / Пер. с нем. Д.Карав-кина, В.Розанов. М.: Худ. лит., 1969, - 544 с. - / Зарубежный роман XX в./,

67. Гете И.-В. Об арабесках // Гете И.-В. Об искусстве. -М.: Искусство, 1975. С.83-88.

68. Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.; Л.: Наука, 1966.1. С.295-330.

69. Гоголь Н.В. Полное собр.:соч.: В 14 т. / АН СССР. Ин-т Русской литературы. М.: Изд. АН СССР, 1940-1952.

70. Гоголь и Мейерхольд: Сб. / Лит.-исследоват. организация /ЦДРЦ/; Ред. Никитина Е.Ф. М.: Никитские субботники, 1927. - 88 с.

71. Гоголь и театр: Сб.: К 100-летию со дня смерти / Сост. Загорский М.В. М.: Искусство, 1952. - 568 с.

72. Гриб В.Р. Мольер //Гриб В.Р. Избранные работы: Статьи и лекции по зарубежной литературе / Составитель Т.Лу*» рье-Гриб. М.: Худож. лит., 1956« - С. 356-392*

73. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского / Гос. Академия худ. наук. М.: Изд. Академии, 1925. - 191 с. - / Историяи теория искусств: Вып. 4 /*

74. Гуревич А.Я. К истории гротеска: "Верх" и "низ" в средневековой латинской литературе // Изв. АН СССР: Сер* Лит. и языка. 1975. - № 4. - С. 317-327.

75. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность* М.: Сов* писатель, 1974. - 278 с*

76. Дмитриева Н.А. Пикассо / АН СССР. Ин-т истории искусств. М.: Наука, 1971. - 109 с*

77. Дмитриева Н.А* Гротеск у Пикассо //Советское искусствознание 74* - М.: Сов. художник, 1975. - С. 241-261*

78. Дубашинский И.А. Сатира Свифта: Дисс. . докт, фи« лол. наук. М., 1970. - 601 с. - Библиогр.: С. 571-600*

79. Евнина Е.М. Франсуа Рабле. М.: Гослитиздат, 1948*- 344 с.

80. Ефимова З.С. Проблема гротеска в творчестве Ф.М.Достоевского // Учен, записки науч.-исслед. кафедры истории европ, культуры Харьк. ин-та истории искусства и литерат. « 1927. Вып. 2. - С. 145-170.

81. Зунделович Я.0. Поэтика гротеска // Проблемы поэтики: Сб. ст. / Ред. Брюсов В.Я. M.; I.: Земля и фабрика, 1925. - С. 61-80.

82. Илюшин A.A. 0 некоторых формах гротескной образности в литературе и искусстве // Славяне и Запад: Сб. ст. / Ред. Рыбаков Б.А. М.: Наука, 1975. - С. 35-55*

83. Кагарлицкий Ю.И* Что такое фантастика? М.: Худож* лит., 1974.

84. Козинцев Г.М. Гоголиада: 1969-1873 // Собр. соч.: В 5 т* Т. 5: Замыслы, Письма. - Л.: Искусство, 1986. - С.174* 306.

85. Куденко 0*И. 0 некоторых принципах типизации в сатире Маяковского // Вопросы философии. 1953.-JÊ 5*- С.162-177.

86. Кулешов В.И. Гротеск Гоголя и "фантазм" Гофмана // Кулешов В.И» Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. М.: Изд. МГУ, 1965.

87. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси / АН СССР. Отд-ние лит. и языка. Л.: Наука» 1984. - 295 с.

88. Манн Т. Доктор Фаустус // Собр. соч.: В 10 т. « Т. 5» М.: Худ. лит., 1961. - 695 с.103* Манн Ю.В. Заметки о гротеске // Вопросы эстетики: Виды искусства и современность: Сб. ст. / Ин~т истории искусств. М.: Искусство, 1962. - С. 139^173.

89. Манн Ю.В. О гротеске в литературе» М.: Сов. писатель, 1966. - 183 с.

90. Манн Ю.В* Реализм Гоголя и проблема гротеска: Дисс» *•• докт. филол. наук. Л., 1972. - 583 с. - Библиогр*: С» 574-581*

91. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы/Сост., ред. и коммент. Февральский А.В* Ч. 1-2. - М.: Искусство, 1968.

92. Минц 3. Лирика Блока. Вып. 2. - Тарту: Изд. Тар-туе. ун^га, 1969. - 177 с,

93. Михеева А.Н. Когда по сцене ходят носороги.: Театр абсурда Эжена Ионеско / Ин-т истории искусств. М.: искусство, 1967. - 174 с.

94. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. М.: Сов.писатель, 1966. 471 с.

95. Недошивин Г.А. Очерки истории искусства. М.: Искусство, 1953. - 340 с.

96. Немирович Данченко В.И. Театральное наследие: В 2 т. / Сост. и примеч. Виленкин В.Я. - Т. I: Статьи. Речи» Беседы. Письма. - М.: Искусство, 1952. - 443 с.

97. Николаев Д.П. Границы гротеска // Вопросы литературы. 1968» - № 4» - С. 76-97»

98. Николаев Д»П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худ. лит., 1977. - 358 с.

99. Пинский I.E. Реализм эпохи Возрождения» М.: Гослитиздат, 1961. - 367 с.

100. Пропп В*Я. Проблемы комизма и смеха. М»: Искусство, 1976. - 183 с. - Библиогр.: С. 182-183.118» Родионова И.В» Акимов работает. М»: Искусство, 1974. - 117 с.

101. Россиянов O.K. "Импульс гротеска": в чем он? // Иностранная лит. 1973. - № 4. - С. 207-208.

102. Ростоцкий Б.И» 0 режиссерском творчестве Мейерхольда. М.: Изд. BT0» - 1960» - 100 с.

103. Рудницкий К. Когда Станиславский разговаривал с Вахтанговым о гротеске? //Вопросы театра. 1970» - М.: Изд» ВТО, 1970. - С. 229-235.

104. Недошивин Г.А. М.: Наука, 1971. - С. 316-359.

105. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь: К теории пародии // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. « М.: Наука, 1977. С. 198-227.

106. Февральский A.B. Первая ооветская пьееа "Мистерия*-буфф" В.В.Маяковского, М.: Сов. писатель, 1971. * 272 с.

107. Фомин Г.И. Иероним Босх: Альбом, М.: Искусство, 1974. - 159 с.

108. Чапек К. Сочинения: В 5 т. / Пер, с чеш.; Редкол.: Аросева H.A. и др. Т. 5. - М.: Гослитиздат, 1959* 487 с*

109. Челлини Б. Жизнь Бенвенуто Челлини, М.; Л»: Академия, 1931.

110. Шапошникова О.В. Гротеск и его разновидности:Дисс. . канд. филолог, наук. М., 1978. - 206 с.

111. Шлаин М.И. Эволюция гротеска в петербургских повестях Н.В.Гоголя // Вестник МГУ. Сер. X: Филология. -1971. - )& 4. - С. 16-25.

112. Шлаин М.И. Характер гротеска у Гоголя. «- Дисс. . канд. филолог, наук. М., 1971» ~ 253 с. - Библиогр.: С. 248-252.

113. Шлаин М.И. Гротеск: К истории термина и сущности явления // Ученые записки Пермского гос. ун-та. * № 27. • Пермь, 1979. С. 18-31.

114. Эйзенштейн С.М. Литература в кино // Вопросы литературы. 1968. - * 1. - С. 91-112.

115. Эйхенбаум Б.М. Как сделана "Шинель" Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. ст. / Сост. И.Ямпольский. ** 2-е изд, Л,: Худ. лит., 1969. - С. 306-327.- 207

116. Эльсберг Я.С. Вопросы теории сатиры. М.: Сов. писатель, 1957. - 427 с.

117. Эльяшевич А.П. Лиризм. Экспрессия. Гротеск: 0 стилевых течениях в литературе социалистического реализма. -Л.: Худ. лит., 1975. 356 с.

118. Эркель И. Размышления о гротеске / Пер. с венг. Т.Воронкина // Иностранная литература. 1973. - № 4. - С. 204-208.

119. Музыковедческие исследования.

120. Александров А. Жанровые и стилистические особенности "Байки" Стравинского // Из истории русской и советской музыки / Московская консерватория.; Сост. Кандинский А.И», Ред. Розанова Ю.А. Вып.2. - М.: Музыка, 1976. - С.200-242.

121. Альшванг A.A. Балет "Петрушка" Стравинского // Аль-шванг A.A. Избр. соч.: В 2 т. / Редкол.: Бернанд Г.Б. и др.- Т.1. М.: Музыка, 1964. - С.300-409.

122. Арановский М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: Исследовательские очерки. Л.: Сов. композитор, 1979. - 285 с.

123. Асафьев Б.В. Критические статьи, очерки и рецензии: Из наследия конца 10-х начала 30-х годов / Ред. Дру-скин М.С.; Сост. и коммент. Белецкий И.В. - М.; Л.: Музыка, 1976. - 298 с.

124. Асафьев Б.В. Симфонические этюды / Ред. и вступи-тельн. ст. Орлова Е.М. Л.: Музука, 1970* - 262 с.

125. Асафьев Б.В. О балете: Статьи. Рецензии. Воспоми*» нания / Сост. и коммент. Дмитриев А.Н. Л.: Музыка, 1974.226 с,

126. Асафьев Б.В, Об опере: Избранные соч. I.: Му*» зыка, 1976. - 336 с»

127. Асафьев Б.В, Книга о Стравинском / Предисл, Яру*» стовский Б.М, Л,: Музыка, 1977. - 279 с.

128. Асафьев Б.В., Дранишников В., Радлов С. Любовь к трем апельсинам: Опера Прокофьева. 2-е изд. - Д.: Лен. гос. академический театр оперы и балета.# 1934. « 36 с«

129. Баева A.A. Оперное творчество И.Ф»Стравинского: Ав-тореф. дисс, . канд. искусствоведения. М., 1983. - 15 с.

130. Барсова И.А. Симфонии Густава Малера. М,: Сов. композитор» 1975. 459 с« - /Зарубежная музыка. Мастера XX века/.

131. Бенуа К.Н. Комическое в музыке // Музыкальное обо» зрение. 1886. - 17 мая. - № 29. - С. 3-4.

132. Березовчук Л.Н. Стилевые взаимодействия в творче** стве Д.Шостаковича как способ воплощения конфликта // Вопро«* сы теории и эстетики музыки / ЛГИТМиК, Вып. 15 / Ред* Арановский М.Г. и др* - С, 95.

133. Берлиоз Г. Избранные статьи / Пер, с франц.; Сост. Александрова В.Н., Бронфин Е,Ф. М,: Музгиз, 1956. - 405 с.

134. Берков В.О., Протопопов В.В. "Золотой петушок" // Оперы H.A.Римского-Корсакова: Путеводитель, М.: Музыка» 1976. - С, 432-476.

135. Бобровский В.П. Симфоническая опера // Сов. музыка. 1964. - Jfe 4. - С. 45-49.

136. Богданов-Березовский В,М. "Нос" опера Шостаковича // Музыка и революция, - 1928. - $ 7-8, - С, 54-56.4

137. Богданова A.B. Оперы и балеты Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1979. - 207 с.

138. Богданова A.B. О некоторых особенностях стиля оперы Д.Шостаковича "Игроки" // Музыкальный современник: Сб. ет» Вып. 5. - М.: Сов. композитор, 1984. - С. 75-89.

139. Бонфельд М.Ш. Комическое в симфониях Гайдна: Дисс. . канд. искусствоведения. Л., 1979. - 332 с.

140. Бонфельд М.Ш. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки // Критика и музыкознание: Сб. ст. / Ред-кол.: Вульфиус П.А. и др. Л.: Музыка, 1975. - С. 93-105.

141. Бретаницкая А.Л. О музыкальной драматургии оперы "Нос" // Сов. музыка. 1974. - № 9. - С. 47-53.

142. Бретаницкая А.Л. Внимание на сцене Гоголь: "Шинель" и "Коляска" А.Холминова // Музыка России: Муз* творчество и муз. жизнь республик Российской Федерации: 1975-1976.- Вып. 2. / Редколл.: С.Баласанян и др. М.: Сов. композитор, 1978. - С. 198-212.

143. Бубенникова Л.К. Мейерхольд и советская музыка: Дисс. . канд. искусствоведения. М., 1974. - 227 с. - Биб-лиогр.: С. 218-227.

144. Вершинина И.Я. Ранние балеты Стравинского: Жар * Птица. Петрушка. Весна священная / АН СССР. Ин-т истории искусств; Ред. Ярустовский Б.М. М.: Наука, 1967. - 221 с.

145. Галушко М.В. Гоголь в балете // Музыка России: Муз. творчество и муз. жизнь республик Российской Федерации.- Вып. 5./ Редкол.: Григорьева Г.В. и др. М.: Сов. композитор, 1984. - С. 112-131.

146. Друскин M.С. Стравинский. « Л.; М.: Сов. композитор, 1974. 219 с.

147. Егорова Б.Ф. О некоторых тенденциях в тематике французской оперы XX века // Музыка и современность: Сб* ст. Вып. 10 / Сост. и ред. Фишман Д.В.; Редколл.: Кандинский А.И. и др. - М.: Музыка, 1976. - С. 113-150.

148. История музыки народов СССР / Институт истории искусств. Т. 1 - 5. - М.: Сов, композитор» 1970-1974.

149. Кандинский А.И* История русской музыки, Т. 2.: Вторая половина XIX века. - Кн. 2: Н*А.Римский-Корсаков*-2-е изд., исправленное и доп. - М.: Музыка, 1984. - 310 с*

150. Кириллова Ю.В* "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. М.: Музыка, 1969. - 80 с*

151. Конто Ж, Портреты воспоминания: Эссе / Пер, с франц. - М.: Известия, 1985» - 160 с*195* Конен В«Д. Театр и симфония: Роль оперы в формировании классической симфонии / Ин-т истории искусств. -2-е изд. М.: Музыка, 1975. - 376 с. - Библиогр: С. 368-370.

152. Косачева Р.Г. Балеты французских композиторов в постановке русской антрепризы Дягилева: / К истории русско -французских связей в балетном искусстве XX в. /: Дисс, . канд. искусствоведения. М.; 1973. - 177 с. - Библиогр.: С. 159-177.

153. Косачева Р.Г. О музыке зарубежного балета / 1917 -1939 /: Опыт исследования. М.: Музыка, 1984. - 301 с,

154. Крешев Ю.А. "Помпадуры" Пащенко // Сов. музыка. -1938. # 8. - С. 66-73.

155. Крылова Л.В. Функции цитаты в музыкальном тексте // Сов. музыка, 1975. - № 8. - С, 92-97*

156. Крылова Л.В. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. / Ред. Назайкинский Е,В. Вып. 3. - М.: Музыка, 1978.1. С. 55-77.

157. Левая Т.Н., Леонтьева О.Т. Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974. - 448 с,

158. Лейе Т.Е. Музыкальные жанры, их значение в симфоническом творчестве Д.Д.Шостаковича: Дисс. . канд. искус** ствоведения. М.; 1970. - 245 с. - Библиогр.; С. 236^245*

159. Леонтьева О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. -334 с.

160. Лисса 3. Комическое в киномузыке // Лисса 3. Эстетика киномузыки / Пер. с нем. Зеленина А.О., Каравкина Д.Л.: Предисл. Ярустовский Б.М. М.: Музыка, 1970. - С. 400-409.

161. Лихачева И.В. Музыкальный театр Р.Щедрина. М.: Сов. композитор, 1977. - 206 с.

162. Луначарский A.B. В мире музыки: Статьи и речи

163. Сост., ред. и коммент. Бернанд Г.Б., Сад Й.А.-Изд. 2-е, доп. 539 с. Библиогр.: С.468-478.

164. Мазель Л.А. О стиле Шостаковича // Черты стиля Шостаковича: Сб. теоретич. ст. / Сост. и ред. Л.Бергер. « М.: Сов. композитир, 1962. С.3-28.

165. Малер: Письма. Воспоминания: Сб. / Пер. с нем, Ошеров С.; Сост. и примеч. Барсова И.А. 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1968. - 607 с.

166. Музыка XX века: Очерки: В 2 ч. / ВНИИ искусствознания; ЛГИТМиК; Редколл.: Ярустовский Б.М. и др.; Ред. Житомирский Д.В., Раабен Л.Н. М.: Музыка, 1976-1987.

167. Нейман Б.В. Комическое в музыке.- Киев,1919, 27с»- 214

168. Нестьев И.В. Бела Барток /1881 1945/: Жизнь и творчество: Монография / Ин-т истории искусств. - М.: Музыка, 1969. - 800 с.

169. Нестьев И.В. История одного содружества: Бертольд Брехт и Курт Вайль //Из истории музыки социалистических стран Европы: Сб. ст. / Ред. Полякова Л.В. М.,: Музыка, 1975. - С. 45-111.

170. Нестьев И.В. Барток и Прокофьев // Бела Барток: Сб. ст. / Сост. Чигарева Е.И. М.: Музыка, 1977. «* С. 36-56.

171. Никитина Л.Д. Симфонии М.Вайнберга. М.: Музыка, 1972. - 209 с.

172. Орджоникидзе Г.Ш. Опера скерцо // Сов. музыка. -1964. - Л 11. - С. 56-61.

173. Орджоникидзе Г.Ш. Нравственные уроки насмешливой притчи // Сов. музыка. 1979. - Л 1. С. 56-67.

174. Памяти И.И.Соллертинского: Воспоминания, материалы, исследования / Отв. ред. Гликман И.Д.; Сост. и коммент* Михеева Л.В. М.; Л.: Сов. композитор, 1974. - 295 с.

175. Платек Я.М. "Книжечка для музыки" // Сов, музыка. • 1980. Л 11. - С. 35-46.

176. Проблемы музыкального мышления: Сб.ст. / АН СССР; Сост. Арановский М.Г. М.: Музыка, 1974. - 333 е.

177. Прокофьев С.С. Автобиография /Ред. и коммент. Коз» лова М.Г. М.: Сов. композитор, 1973. - 702 с.

178. Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. М.: Музгиз, 1961. - 707 с,

179. Прокофьев С.С. Статьи и материалы / Сост. и ред. Нестьев И.В., Эдельман Г.Я. 2~е изд., доп. и перераб.1. M.: Музыка, 1965. 400 с,

180. Пуленк Ф. "Я и мои друзья" / Пер. с франц. Н.Рождественская // Сов. музыка. 1974. - tè 5, - С. 118-124; $ 7. - С. 91-96.

181. Пустовит Е.А. Комические образы в песенном творчестве Мусоргского // Вопросы музыковедения / Труды ГМПИ им. Гнесиных; Ред. Рагс Ю.Н. Вып. 2. - М.» 1973. ~ С. 181-219.

182. Раппопорт Л.К. Онеггер. Л.: Музыка, 1967, - 302с.

183. Рубцова В.В. Заметки об оркестре в операх С.Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" и Д.Шостаковича "Нос" // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб, ст. / ЛГИТМиК, * Вып. 15. Л.: Музыка, 1977. - С. 120-138.

184. Сабинина М.Д. "Семен Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1963. - 292с»

185. Сабинина М.Д. Заметки об опере"Катерина Измайлова // Шостакович: Сб. ст. М.: Сов. композитор, 1967. * С. 132-165.

186. Сабинина М.Д. Шостакович симфонист: Драматургия, эстетика, стиль: Исследование. - М.: Музыка, 1976. - 477 с.

187. Скребков С,С. Проблемы музыкального жанра и реализма // Сов. музыка. 1952. - № 4. - С. 31-39.

188. Советский музыкальный театр: Проблемы жанров / ВНИИ искусствоведения; Ред.-составитель Тараканов М.Е. М.: Сов. композитор, 1982. - 285 с,238'. Соллертинский И.И. Гектор Берлиоз. М,: Музгиз, 1962. - 79 с,

189. Соллертинский И.И. Исторические этюды / Ред. Дру-скин М.С. 2-е изд. - Л,: Музгиз, 1963. - 392 с,

190. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. -М.: Музыка, 1968. 103 с,

191. Степанов О.Б. Театр масок в опере С.Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". М.: Музыка, 1972. - 174 с.

192. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни / Пер, с франц. Вступит, ст.и общая ред. В.М.Богданова-Березовского, Л.: Музыка, 1963. - 273 с.

193. Стравинский И.Ф. Петрушка. М.: Музыка, 1968.-125с,

194. Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии / Пер. с англ.; Общ, ред. М.С.Друскина; Коммент. И.Белецкий. Л.: Музыка, 1971. - 414 с,

195. Стравинский И.Ф. Статьи и материалы / Сост. Дьяч-кова Л.С.; Ред. Ярустовский Б.М. М.:Сов.композитор,1973.-529с.- 217

196. Стравинский И,Ф, Статьи, Воспоминания / Ред,-сост# Алфеевская Г.С., Вершинина И.Я, М,: Сов, композитор, 1985, - 376 с.

197. Тараканов М,Е, Музыкальный театр Альбана Берга / Ин-т истории искусств. М,: Сов, композитор, 1976,«558 с,

198. Тараканов М,Е. Творчество Родиона Щедрина / ВНИИ искусствознания, М,: Сов. композитор, 1980, - 326 с.

199. Федоров Г. Вокруг и после "Носа" // Сов, музыка, -1976. Л 9. - С, 42-50,

200. Фокин М,М. Против течения: Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и мысли. -2-е изд., испр. и доп. I.: Искусство, 1981, - 510 с.

201. Хентова С,М. Молодые годы Шостаковича. Кн. 1, -I,; М,: Сов. композитор, 1975. - 332 с,

202. Хентова С.М. Шостакович: Жизнь и творчество, Т, 1-2, - I,: Сов. композитор, 1985-1986.

203. Цукер A.M. Особенности музыкального гротеска //Сов, музыка. 1969. - № 10, - С. 42-45.

204. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музы** кальных форм, М.: Музыка, 1964. - 159 с.

205. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи, -2 -е изд. М.: Музгиз, 1953, - 438 с,

206. Черкашина Губаренко М,Р. Современная музыкально-психологическая драма: 0 некоторых тенденциях развития жанра: Дисс. . канд. искусствоведения. - М.; 1971. - 325 с,

207. Черкашина М.Р. "Мертвые души" т в партитуре и на оперной сцене // Музыка России: Муз. творчество и муз. жизнь республик Российской Федерации, Вып. 3 / Редкол.: С.Баласа- 218 нян и др. М.: Сов, композитор, 1980. - С. 69-114.

208. Черкашина М.Р, Опера XI столетия: Очерки, Киев: Муз. УкраГна, 1981. - 208 с. - На укр. яз.

209. Шавердян А.И. Лед и сталь // Пролетарский музыкант. 1931. - № 1. - С. 25-29.

210. Ширинян Р,К. Оперная драматургия Мусоргского. М»: Музыка, 1981. - 284 с.

211. Шнеерсон Г.М. Французская музыка XX века, 2-е изд., доп. и перераб, - М*: Музыка, 1970. - 576 с.

212. Шнитке А.Г. Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского // Музыка и современность: Сб. ст. / Ред.: Конен В.Д. и др, Вып. 5. - М.: Музыка, 1967. - С. 209-261.

213. Шнитке А.Г. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыкальные культуры народов: Традиции и современность: Материалы УП конгресса ММС / Отв, ред, Ярустовс-кий Б.М.; Ред. сост. Шнеерсон Г.М, - М,: Сов. композитор, 1973, - С. 289-291,

214. Шостакович Д.Д. Статьи и материалы / Сост. и пре-дисл. Шнеерсон Г.М.; Редкол.: Андронников И.Л. и др. М.: Сов. композитор, 1976, - 335 с.

215. Шостакович Д.Д. О времени и о себе / Сост. М.Яковлев; Ред. Г.Прибечина. М.: Сов. композитор, 1980. - 374 с.

216. Canfield M.С. Grotesgues and other reflections on art and the theatre. Port Washigton /N. Y. /: Kennikat Press, 1968. - 238 p.

217. Gebala S. Groteska a realizm // Litteratia. T, 1. - Wroclaw, 1969. - S, 89-109

218. Clayborough A. The grotesque in English Literature. Oxford: Clarendon Press, 1965. - 266 p.

219. Craft R. Erejudiees in disquisse: Articles, essays, reviews New-York: Knopf, 1974. - 291 p.

220. Cramer T. Das Groteske bei E. T. A.Hoffman München: Pink, 1966. - 215 S. - Bibl. : S. 185-215

221. Dacos N. La découverte de la Domus Aurea et la formation des grotesque à la Renaissance London: University of London, 1969. - 203 p. - Index des nomes; Index des oeuvres et des monuments: P. 185-203

222. Delogy M Stravinsky: Petruska e il balagan //Nuo-va rivista musicale Italiana 1984. - N 4. - P. 589-611

223. Engelhardt J., Stern D. Verfremdung und Parodie bei Strawinsky // Melos / NZ 1977. - N 2. - S. 104-108

224. Erhardt L. Strawinski Igor Warszawa: Panstw in-stlt ,1978 - 404 s

225. Flögel K.P. Geschichte des Grotesk-Komischen: Ein Beitrag zur Geschichte der ffienschneit Bd. 1-2. - München; Müller, 1914. - Bd. 1. - 416 S.

226. Funke P.W. Monstrous and imaginary subjects // Encyclopedia of World Art V. 10. - New - York - TorontoLondon, 1963. - P. 250-272

227. Grotesco // Enciclopedia dello Spettacolo fondatada Silvio D'Amieo. T. 5. - Roma: Casa editrice la Mas-chere, 1958. - P. 1806-1807.

228. Grotesk // Musikalishes Conversations Lexikon: Eine Encyklopädie der gesammten musikelischen Wissenschaften / von H.Mendel. - Berlin: Ver. von R.Oppenheim, 1974. - Bd. 1V. - S. 416.

229. Grotesk // Bonniers Lexicon. V. 6. - Stockholm: AB Nordiska Uppslagsböcker, 1963. - P. 380

230. Grotesk // Meyers Neues Lexikon. 2 Auflage. Bd. 5. - Leipzig: Bibliographisches Institut, 1973. - S. 693»

231. Grotesque // Dictionnaire de L'Académie Française. -T. 1. Paris: Librairie Hachette, 1932. - P. 618.

232. Grotesque // The Enciclopedia Americana: In 30 V.- V. 13. New-York; Chicago: Americana Corporation, 1944. -P. 490.

233. Grotesque // Encyclopoedia Britannica: A new survey of Universal knowledge. V. 10. - London: Encyclopedia Británica, 1958. - P. 910.

234. Grotesque // Grand Dictionnaire universel du X1X siecle / par P.Larosse. T. 8. - Paris: Larousse, 1872.1. P. 1555-1556.

235. Grotesque // A New English Dictionary on historical principles. V. 4. - Oxford: At the Clarendon Press, 1901. - P. 448-449.299« Grotesque // Littre E. Dictionnaire de la langue Française. T. 4. - Paris: Gallimaro Hachette, 1958. -P.305.

236. Gunter H. Das Grotesk bei N.V.Gogol: Formen und Funktionen / Verlag 0.Sagner. München, 1968. - 291 S.

237. Helbronner P. Grotesque art // Apollo. 1938. -P. 221-223.

238. Jastzebski Z.O. 0 pojeciu groteski i niektorych jej aspektach w dramacie polskim doby obecnej // Dialog.-N 11 31273. S. 94 - 108.

239. Kayser W. Das Groteske, seine Gestaltung in Malerei und Dichtung. Hamburg: Rowohlt Deutsche Encyklopädie, 1960. - 152 S.

240. Lissa Z. Über das Komische in der Musik // Lissa Z. Aufsätze zur Musikästhetik / Red. Schumann G. Berlin: Kunst und Gesellschaft. - S. 115-129.

241. Marek G. A roguaes gallery: Schicchi and opéra's free spirits // Opera News. 1981. - V. 46. - N 6. - P. 1619.

242. Michel W. Das Teuflische und Groteske in der Kunst. 2-te Aufl. - München: R.Piper, 1911. - 129 S.

243. Nielsen H. Det groteske: Begrebshistorie Litteraer Kategori Groteskteorien / Under red. J.Slok. Kobenhavn;Ber-lingski leksikon bibliotek. - 1976. - 270 S. - Index:S.256-270.

244. Sandig H. Groteskes in der Tonkunst // Sandig H. Deutsche Dramaturgie des Grotesken um die Jahrhunderwende.- München: Wilhelm Fink Verlag, 1980. S. 57-59.

245. Schneegans H. Einführung // Geschichte der grotesken Satire. Strassburg, 1984. - S. - S. 3-7.

246. Stravinsky in the theatre /Ed. with an introd. M.Liderman. N. - Y., 1975. - 404 p.

247. Van den Toora P.C. The music of Igor Stravinsky. -London: Yale univ. press, 1983. 514 p. - Bibliogr.:

248. P. 501-506. /Composers of the Twentieth cent./.

249. Trapp M. Studien zur Strawinskye "Geschichte von Soldaten" // Musikforschung. Bd. 96. - Regensburg, 1978.- 316 S. Bibliogr.: 293-311; Index: S. 312-316.

250. Vischer F.T. Das Groteske // Aesthetik oder Wissenschaft des Zum Gebrauche für Vorlesungen. Th. 1 : Die Metaphysik des Schönem. - Reutlingen - Leipzig, 1846. -S. 160-167.

251. Volkelt J. Das Groteske // Volkelt J. System der Ästhetik: In 2 Bd. Bd. 2: Die Ästhetishen Grundgestalten: Ästhetische Typenlehre. - München: C.H.Beck, 1925. - S. 412428.

252. White E. Stravinsky: The composer and his works. -3-rd print. Berkeley - Los - Angeles: Univ. of California press, 1972. - 608 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.