Гуманизм в европейской и русской культуре второй половины XIX века: на материале художественной литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Шульгин, Николай Иванович

  • Шульгин, Николай Иванович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 178
Шульгин, Николай Иванович. Гуманизм в европейской и русской культуре второй половины XIX века: на материале художественной литературы: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Барнаул. 2006. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шульгин, Николай Иванович

Введение.

Глава 1. Основные философско-культурологические проблемы гуманистической мысли.

§1. Истоки и различные смыслы понятия «гуманизм».

§ 2. Тенденции развития светского гуманизма в философской и культурологической мысли XIX - XX веков.

§3. Религиозно-идеалистический гуманизм в русской и западноевропейской мысли XIX-XX столетий.

Глава 2. Отражение проблем гуманизма в литературе второй половины XIX столетия.

§ 1. Художественная литература в социально-историческом и общекультурном контексте XIX века.

§2. Кризис гуманизма в художественной литературе

Западной Европы и США.

§ 3. Русская литература: синтез христианского и ренессансного гуманизма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманизм в европейской и русской культуре второй половины XIX века: на материале художественной литературы»

Актуальность исследования

Проблемы гуманизма привлекают растущее внимание не только специалистов, но общественных и культурных деятелей в разных странах. Это связано с тем общим интересом к проблеме человека, который характеризует все двадцатое столетие; с бурным развитием дисциплин, изучающих человека в его различных аспектах -философской антропологии, культурологии, социологии, психологии. В то же время многие авторы отмечают, что, наряду с углублением конкретных знаний, целостное представление о том, что такое человек, не только не сложилось, но, напротив, все более распадается на множество различных теорий и концепций. И если в теоретическом плане такое многообразие подходов можно считать оправданным, то в практическом отношении оно влечет за собой многие проблемы. С «размыванием» образа человека «размываются» и представления о его месте в мире, об отношении с природой, обществом, с другими людьми, о критериях оценки тех или иных поведенческих практик и социальных тенденций, образовательных и психотерапевтических методик и т.д., а в связи с этим все более неопределенным становится понимание гуманизма. И можно предположить, что дальнейшие исследования в этой сфере будут, одновременно с ростом многообразия взглядов, подходов, точек зрения, все же стремиться в пределе к выработке целостной системы представлений о человеке. Таким образом, актуальность выбранной темы представляется несомненной.

Интерес к данной проблеме вызван еще и тем, что в двадцатом веке стали яснее те различия, которые существуют между русским и западным типами гуманизма: между гуманизмом, имеющим в своей основе представления о единстве и реальности высших духовных ценностей (разработанные в религиозно-философских, философско-идеалистических направлениях), и светским, секуляризованным гуманизмом. Социальная практика последних веков дала множество примеров конкретного воплощения и развития идей как того, так и другого представлений о гуманизме, и, таким образом, сейчас исследователи имеют богатый эмпирический материал для верификации различных концепций. В частности, на наш взгляд, выявились те тупики секуляризованного гуманизма, о которых писали русские философы: утрата представления о реальности высших ценностей и идеалов привела не только к размыванию моральных норм, росту негативных социальных тенденций, но и к процессам распада личности, более того, к оправданию этих тенденций, например, в постмодернистской парадигме. Данная ситуация также требует специального осмысления.

В то же время можно отметить, что исследования проблемы гуманизма являются более плодотворными, когда опираются не только на материал социологии, психологии, культурологии или других научных дисциплин, но и на материал искусства и особенно художественной литературы, поскольку художественная литература имеет своей центральной темой именно человека и самым непосредственным образом влияет на развитие гуманитарного знания. Выдающиеся писатели в своих произведениях выступают в роли не только психологов и социологов, зачастую глубже проникающих в проблему, чем ученые, но и в роли мыслителей, нередко намного опережающих научную мысль и более того, дающих ей новые идеи. Не случайно философские и научные тексты, имеющие своей темой человека, постоянно отсылают читателя к литературным примерам. Поэтому проследить развитие идей гуманизма на материале художественной литературы представляется не только актуальным, но и закономерным.

Период развития художественной литературы, анализируемый в данной работе, практически единодушно отмечается критиками-литературоведами как наиболее целостный и завершенный, с одной стороны, и разнообразный по направлениям - с другой. Более того, именно во второй половине XIX века сформировались и отразились в литературно-художественных и литературно-критических произведениях те тенденции, которые стали главенствующими в следующем столетии. В это же время определились сходство и различие идейных и художественных подходов русской и западной литературы. Выбор для исследования конкретных стран и произведений из всего массива западной литературы обусловлен, во-первых, их наибольшей репрезентативностью, во-вторых, рамками работы.

Степень разработанности проблемы

Исследования в русле выбранной темы распадаются на два блока: с одной стороны, это философские и культурологические работы, посвященные проблемам человека и проблемам гуманизма как таковым, с другой стороны - литературно-критические труды, относящиеся к выбранному периоду. Поскольку само появление и утверждение термина «гуманизм» традиционно связывают с эпохой Возрождения, то диссертационное исследование опиралось на работы, написанные, начиная с этого периода.

К ним относятся, во-первых, труды самих мыслителей эпохи Возрождения, среди которых можно назвать Ш. де Бовеля, Дж. Боккаччо, JI. Бруни, П. Браццолини, JI. Валла, Дж. Манетти, Пико дела Мирандолу, Ф. Петрарку, М. Фичино, К. Салютати, Б. Фацио, позднее М. Монтеня, Н. Кузанского, и других. Дальнейшее развитие идей гуманизма происходит в Новом времени и эпохе Просвещения в творчестве таких авторов, как Ф.-М. Вольтер, А. К. Гельвеций, Т. Гоббс,

П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Т. Старки и др. В XIX в. развивается социальная проблематика в работах Ф. Баадера, J1.

Фейербаха, МЛ. Бакунина, А. Бебеля, В.Г. Белинского, А.А. Богданова,

И. Вейдемейера, А.И. Герцена, И. Дицгена, Н.А. Добролюбова, Э. Каабе, К. Каутского, П.А. Кропоткина, Н.В. Станкевича, Н.Г. Чернышевского, а также К. Маркса, Ф. Энгельса и позднее В.И. Ленина. Одновременно философско-антропологические и культурологические исследования развивались в классической европейской философии в работах Г.Гегеля, И.-Г. Гердера, Г.Э. Лессинга, И.Канта и т.д.; в немецкой классической литературе в трудах И.В. Гете, Ф. Шиллера; историко-культурологический ракурс исследований отражен в работах А. Бастиана, Ф. Гребнера, Дж. Мак-Леннана, Г. Спенсера, Э. Тайлора, Дж. Фрезера, Ф. Фробениуса, К. Леви-Стросса, отечественных авторов, таких, как С.С. Аверинцев и др. В XX столетии развивается аксиологическая и антропологическая проблематика в трудах множества авторов - А. Бергсона, Н. Гартмана, А. Гелена, Э. Кассирера, Г. Марселя, X. Плесснера, М. Шелера, П. Тейяра де Шардена, М. Хайдеггера и др. Кроме этого, особую роль приобрели исследования, касающиеся проблем подавления личности через тотальную манипуляцию сознанием; вопросов взаимодействия человека и техники, моделей нового этапа общественного развития и т.д. Эти темы разрабатывались множеством авторов, таких, как Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Силеге, затем Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм; Г. М. Маклюэн, Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Г. Маркузе, К. Поппер, Ф. Фукуяма, Ж. Аттали и др.

И Собственно теме гуманизма, анализу этого понятия также посвящено множество работ. Ее поднимали многие из вышеназванных авторов, а в двадцатом веке она стала предметом специального исследования в работах П. Куртца, С. Ниринга, Л. Харрисона, М.

Циммермана, Т. Эрайзер, в России - JT.E. Балашова, JT.M. Баткина, Н.К. Батовой, И.М. Борзенко, Г.В. Гилишвили, М.И. Дробжева, Г. К. • Косикова, А.А. Кудишиной, О.Ф. Кудрявцева, С.С. Слободенюка, Е.В.

Финогентовой, Ю.М. Михаленко, Т.М. Руяткиной, В. А. Кувакина и многих других. Можно резюмировать, что, таким образом, подавляющее большинство представителей гуманитарной мысли так или иначе внесли свой вклад в разработку проблемы гуманизма.

Анализ западной и русской литературы второй половины XIX века представлен как в статьях самих писателей, часто выступавших в роли литературных критиков, так и в трудах западных и российских литературоведов и искусствоведов XIX и XX вв. - М. Арнольда, Э. Ауэрбаха, JT. Батлера, Г. Брандеса, С.Т, Вильямса, Дж. Гиссинга, Дж. Рескина, И. Тэна, Э. Старки, Т.С. Элиота; Н.Н. Страхова, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева; А.А. Аникста, М. М. Бахтина, Н.В. Богословского, Л.Я. Гинзбург, Я.Э. Голосовкера, Ю.И. Данилина, А.С. Дмитриева, В.Д. Днепрова, Е.М. Евниной, Я.Н. Засурского, Д.В. Затонского, М.С. Кагана, В.В. Лашова, J1.M. Лотмана, В.Ф. Переверзева, А. Пузикова, Н.Я. Эйдельмана, Б.Я. Эйхенбаума и множества других. Таким образом, можно отметить очень большой объем работ, посвященных различным аспектам выбранной темы, но в то же время специального сравнительного анализа гуманизма в русской и в западной литературе не проводилось, что и обусловило выбор темы исследования.

Объект исследования: основные тенденции развития художественной литературы России и западных стран второй половины I XIX века.

Предмет исследования: интерпретация гуманизма в русской и западной художественной литературе второй половины XIX века.

Цель исследования: провести сравнительный анализ воплощения западного и русского типа гуманизма в художественной литературе второй половины XIX века.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ развития понятия гуманизма в философско-культурологической мысли и определить его различные смыслы и интерпретации.

2. Систематизировать основные отличия между светским и религиозным гуманизмом; выявить проблемы, связанные с утверждением секуляризованного гуманизма.

3. Дать сравнительно-исторический обзор основных тенденций развития художественной литературы второй половины XIX века в США, европейских странах и в России; проследить связь основных литературных направлений с той или иной интерпретацией гуманизма.

4. Показать внутреннее единство различных направлений русской художественной литературы.

5. Обосновать особый, синтетический характер русского типа гуманизма на материале наиболее выдающихся произведений художественной литературы Росси второй половины XIX века.

Методологическая основа диссертационного исследования

В философско-культурологическом аспекте методологическую базу исследования составили принципы диалектической методологии (принцип всесторонности рассмотрения предмета, принцип единства исторического и логического, принцип развития, принцип единства и борьбы противоположностей), метод сравнительно-исторического анализа, элементы герменевтической методологии, а также общенаучные методы: индуктивный, дедуктивный и сравнительноисторический. При исследовании художественной литературы выбранного периода теоретически и методологически значимыми для # автора стали методы литературного анализа, используемые российскими и западными исследователями.

Научная новизна исследования

1. Выявлены основные аспекты развития гуманистической мысли: социально-политический, историко-культурологический, философско-антропологический, этико-социологический.

2. Выделены три основных типа гуманизма: религиозно-идеалистический гуманизм; классический светский (ренессансный) гуманизм; превращенный светский гуманизм; обоснован переход от второго к третьему типу гуманизма; раскрыто понятие и показан тупиковый характер превращенного светского гуманизма. щ

3. Показана взаимосвязь между идейно-художественным кризисом в западной литературе второй половины XIX в. и разочарованием в идеалах классического светского гуманизма.

4. Проанализировано формирование основных литературных течений второй половины XIX века с позиции секуляризации классического светского гуманизма и трансформации его в превращенный светский гуманизм.

5. Выявлен синтетический тип гуманизма, свойственный русской культуре и выделены его основные черты: утверждение идеалов человека и общества; призыв к воплощению этих идеалов в жизни; гуманизм в аспекте сострадания и жертвенности; психологизм,

У направленный на выявление и утверждение Человека в любой личности.

В проведенном исследовании получен ряд новых результатов, которые обобщены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В гуманистической мысли в процессе ее развития выделились несколько основных аспектов/проблем: социально-политический аспект как проблема реализации идеала личного и общественного бытия в реальных исторических условиях; историко-культурологический аспект: проблемы сущности культуры, критериев прогресса; философско-антропологический аспект: вопросы о потребностях, целях, ценностях личности; этико-социологический аспект: проблемы отношений личности и общества, природы морали и пр. Различные ответы на эти вопросы сформировали разные интерпретации гуманизма.

2. Одной из центральных проблем гуманистической мысли стала проблема идеала человека и общества. На этой основе можно выделить три основных типа гуманизма: религиозно-идеалистический гуманизм; классический светский (ренессансный) гуманизм; превращенный светский гуманизм. Первый основан на идее существования высшего духовного начала мироздания, определяющего личностный и общественный идеалы. В классическом светском гуманизме сохраняются данные идеалы, но их мировоззренческое обоснование теряет цельность и постепенно «размывается». Превращенный светский гуманизм характеризуется разрушением идеалов, оправданием «наличного» бытия и культом материальных потребностей, тенденцией к моральному релятивизму. На этом пути гуманистическая мысль фактически зашла в тупик, что на практике выразилось в росте социальных и психологических проблем.

3. Вторая половина XIX века, по мнению специалистов, отмечена социальным и идейным кризисом, что отразилось в развитии художественной литературы Европы и США. В произведениях ведущих западных писателей подверглись сомнению возможность справедливого устройства мира, способность человека отстоять свою свободу и независимость во враждебной среде, преобладание добра над злом в человеческой душе. Таким образом, кризис был связан с разочарованием в идеалах классического светского гуманизма.

4. Поиск выхода из кризиса в западной художественной литературе выразился в двух основных тенденциях: отказ от идеалов, представлявшихся несбыточными, утверждение «естественного» человека и правомерности любых его желаний и страстей (течение натурализма); и осуществление своеобразного бегства от окружающей действительности (неоромантизм, уход в «чистое искусство», течение декаданса). Обе тенденции связаны с постепенным разрушением ценностного ядра, сохранявшегося в классическом светском гуманизме, с его дальнейшей секуляризацией и утверждением превращенного светского гуманизма.

5. В русской культуре религиозно-христианские идеи были творчески переосмыслены на основе лучших достижений светской западной культуры. Это породило особый синтетический тип гуманизма, сближавший ведущих российских мыслителей-атеистов с их оппонентами, стоящими на религиозно-идеалистической платформе, и в то же время заметно отличающийся от западноевропейского гуманизма.

6. Синтетический тип гуманизма, отразившийся в русской художественной литературе, характеризовался следующими основными чертами: утверждение реальности и действенности идеалов человека и общества, к которым каждая личность должна стремиться; призыв к воплощению этих идеалов в жизни; гуманизм в аспекте добра, сострадания, жертвенности как центральная идея большинства литературных произведений; глубокий психологизм, направленный не на натуралистическое «анатомическое расчленение» человеческой души, а на выявление и утверждение Человека в любой, даже «падшей» личности, окрашенный любовью, пониманием, утверждением братского единства всех людей.

Апробация диссертационного исследования

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии науки и техники естественных факультетов Алтайского государственного университета.

Апробация научного материала и полученных выводов осуществлена при участии (в выступлениях) на:

- международных конференциях: «Формирование единого образовательного пространства в регионе Большого Алтая: проблемы и перспективы» (Рубцовск, 2005);

- всероссийских конференциях, симпозиумах и совещаниях: научно-практическая конференция «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе» (Барнаул, 2000); научном симпозиуме «Человек культуры» (Бийск, 2000); семинаре-совещании «Проблемы трансформации и качества социогуманитарного образования в вузах России на основе госстандартов второго поколения» (Барнаул, 2002); научно-практическая конференция «Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 2005);

- многих региональных, межрегиональных, городских и внутривузовских конференциях: региональная научно-практическая конференция «Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 20012004 гг.); межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая подготовка специалистов» (Москва, 2001); межрегиональная научно-практическая конференция «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы» (Барнаул, 2002); городская научно-практическая конференция «Наука - городу и краю» (Рубцовск, 2003, 2004); внутривузовская научно-практическая конференция «Человек в контексте современной социокультурной ситуации» (Рубцовск, 2004, 2005).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Шульгин, Николай Иванович

Заключение

Гуманизм является одним из самых популярных и часто употребляемых терминов. Он используется в самых различных дисциплинах - в философии, социологии, психологии, культурологии; а также в обыденном языке, в литературе, в средствах массовой информации. В то же время гуманизм - одно из наиболее произвольно трактуемых понятий. При этом разность трактовок, как совершенно справедливо отмечал в свое время М. Хайдеггер, связана прежде всего с общемировоззренческой платформой автора, который этот термин употребляет, а она, в свою очередь, - с той или иной культурой, менталитетом нации, с конкретной социальной средой. Поэтому даже сама систематизация значений и смыслов данного понятия, выявление истоков его различных трактовок актуальны с теоретической точки зрения.

Возможно, еще более актуальным является исследование гуманизма с позиции социально-практической, так как он является краеугольным понятием тех сфер общественной жизни, тенденций и процессов, которые напрямую касаются человека, - образования и воспитания, построения гражданского общества, утверждения и защиты прав человека; базовых основ большинства социальных реформ. При этом, как правило, инициаторы и авторы социальных программ и проектов не фиксируют тот факт, что в них зачастую встречаются прямые противоречия между заявленными «гуманистическими» целями и конкретными практиками и методами, которые сплошь и рядом оказываются противоречащими реальным интересам личности, то есть именно антигуманными. Таким образом, прояснение понятия гуманизма может способствовать более квалифицированному и детальному анализу данных программ, выработке обоснованных рекомендаций.

Исследование истории развития данного понятия, причин возникновения его различных смыслов требует привлечения теоретического и эмпирического материала из многих областей знания, прежде всего - философско-культурологической мысли. Но не менее важным и перспективным, на наш взгляд, является применение полученных результатов к анализу тех сфер, где гуманизм явился центральным понятием. К их числу, безусловно, относится художественная литература. Человек, его проблемы, его место в мире, взаимоотношения с другими людьми, с природой и обществом всегда были основной темой художественной литературы. И без преувеличения можно сказать, что в ее рамках развилась своеобразная литературная антропология, которая не только пересеклась с антропологией философской, но во многом существенно ее опередила, предоставив в ее распоряжение богатейший эмпирический материал, разработав множество частных и даже общих интересных идей, которые впоследствии были востребованы философами, культурологами, психологами, социологами и всеми, кто так или иначе сталкивается с проблемой человека.

При исследовании процессов и тенденций развития художественной литературы второй половины девятнадцатого столетия, как наиболее показательного и во многих отношениях определяющего периода, бросается в глаза тот факт, что отмечаемый литературоведами идейно-художественный кризис, охвативший большинство европейских стран и американскую литературу в указанный период, неразрывно связан с кризисом гуманизма как такового. Гуманизм этого времени представлял собой находящийся в процессе трансформации классический ренессансно-просветительский гуманизм, с его верой во всесилие человеческого разума, способность преобразовать мир на рациональных началах и в соответствии с принципами справедливости; с убеждением в торжестве принципов свободы, равенства и братства, с верой в линейный прогресс цивилизации. Реальная действительность отмеченного исторического периода практически развеяла эти иллюзии. Это привело к тому, что старые идеалы начали отбрасываться и гуманизм стал переходить в свою превращенную форму. Если раньше под человеком, которого утверждало гуманистическое мировоззрение, понимался человек-идеал, наделенный вполне конкретными качествами, к которому каждая личность должна стремиться, то теперь на сцену вышел человек «наличный», и «гуманность» начала видеться в том, чтобы оправдать всякое бытие, любые проявления личности, в том числе и те, которые ранее отвергались как недостойные человека. Иными словами, произошло отрицание уже не тех или иных конкретных идеалов, а идеала как такового. Эти тенденции, как известно, подкреплялись философией позитивизма, приобретшей в указанный период особую популярность и существенно повлиявшей на искусство второй половины девятнадцатого века. В нем господствовала безоценочность, хладнокровно-«научное» отношение к изображаемому, к злу и патологиям, к «подполью» человеческой души, которые в дальнейшем совершенно закономерно перешли в апологию этого подполья. Как уже было сказано, данные процессы имели и имеют серьезное социальное преломление, поэтому особенно важно проследить их истоки и корни, выявить причины, приведшие к подобной трансформации понятия гуманизма.

В то же время, как известно, в русской художественной литературе данные процессы протекали существенно иначе. Как уже было сказано, в ее становлении особую роль играло религиозно-христианское мировоззрение. Его взаимодействие со светской культурой, с бурно развивающейся социально-общественной мыслью, научным мировоззрением является одной из постоянно обсуждаемых тем. Но практически все авторы сходятся на том, что православно-христианские идеи в России были творчески переосмыслены на основе лучших достижений светской западной и отечественной культуры и породили особый тип мировоззрения, далекого и от церковно-догматического православия, и от популярного в Европе позитивизма. В итоге развитие философской мысли, искусства, культуры в целом в нашей стране протекало существенно иначе.

Это во многом объясняет феномен необычайной популярности русской художественной литературы на Западе, глубокий и непрекращающийся интерес к ней, который, начиная с конца девятнадцатого столетия, продолжался многие годы. И сейчас, как известно, целый ряд русских писателей не просто входят в золотой фонд мировой литературы, но занимают в ней ведущие места. Прежде всего это связано с истинно гуманистическим потенциалом русской литературы, с ее глубоким интересом к личности, принципиально отличающимся от позитивистски-научного, бесстрастного исследования, «скальпирования» человеческой души. В то же время она была далека и от оправдания «дна», противостояла нравственному релятивизму или индивидуалистическому замыканию в «башне из слоновой кости». Свою сверхзадачу русские писатели видели не в том, чтобы порицать «падших» но и не в том, чтобы их оправдывать, а в том, чтобы видеть «божью искру» в каждом человеке и способствовать его нравственному пробуждению.

Таким образом, в основе русского, синтетического типа гуманизма лежит именно утверждение идеалов личности и общества, к которым каждая личность должна стремиться; призыв к утверждению этих идеалов в жизни; убеждение в реальности и действенности высших ценностей; гуманизм в аспекте добра, сострадания, жертвенности как центральная идея большинства литературных произведений. Разумеется, это не означает, что в русской литературе не было тенденций, подобных западному декадансу или натурализму, но они были выявлены гораздо слабее и, главное, отражали те же самые кризисные явления, что породили данные тенденции на Западе.

Конечно, в рамках одного исследования не было возможности охватить весь спектр аспектов поднятой проблемы и различных подходов к ее решению. В то же время хочется надеяться, что работа внесет свой вклад в понимание важности анализа понятия гуманизма, его проявлений в культуре, искусстве и, в частности, в русской художественной литературе; заинтересует других специалистов, работающих над близкими проблемами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шульгин, Николай Иванович, 2006 год

1. Андреев JI.H. Рассказ о Сергее Петровиче // JI.H. Андреев. Собр. соч. В 6 т. Т.1. М.: Художественная литература, 1990. - С. 226-250.

2. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. -М.:Наука, 1986.-320 с.

3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1975. - 524 с.

4. Аникст А. А. Послесловие к «Ярмарке тщеславия» // У. Теккерей. Собр. соч. В 12 тт. Т.4. Ярмарка тщеславия. -М.: Художественная литература, 1976.-829 с.

5. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001. - 592 с.

6. Баткин JI.M. К проблеме историзма в итальянской культуре эпохи возрождения // История философии и вопросы культуры М.: Наука, 1975. -С. 167-190.

7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Введение в литературоведение М.: высшая школа, 1997. - 350 с.

8. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гуманитарный ун-т, 1996. - 320 с.

9. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. -М.: Русский язык, 1994. 455 с.

10. Бердяев Н.В. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья М.: Наука, 1990. - С. 43-271.

11. Богуславский В.М. Монтень и философия культуры // История философии и вопросы культуры М.: Наука, 1975. - С. 190- 234.

12. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. - 126 с.

13. Брагина JI.M. Образ гражданина в гуманистической литературе Флоренции XV в. // Человек в культуре Возрождения М.: Наука, 2001. -С.87-100.

14. Брызгалина Е.В. Индивидуальность человека М.: Изд-влоМГУ, 2000. -334 с.

15. Бруно Дж. О героическом энтузиазме М.: Новый Акрополь, 1996 - 280 с.

16. Булгаков В.Ф. JI.H. Толстой в последний год его жизни. М.: Правда, 1989.-446 с.

17. Булгаков С.Н. Душевная драма Герцена // Булгаков С.Н. Соч. В 2 тт. Т. 2. -М: Наука, 1993а.-С.95-130.

18. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип // Булгаков С.Н. Соч. В 2 тт. Т. 2. М: Наука, 19936.-С. 15-45.

19. Булгаков С.Н. Религия человекобожия у JI. Фейербаха // Булгаков С.Н. Соч. В 2 тт. Т. 2. -М: Наука, 1993в. С. 162-221.

20. Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь // Булгаков С.Н. Соч. В 2 тт. Т. 2. М: Наука, 1993г. - С.458-498.

21. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума: из истории немецкой классической философии и литературы. М.: Прогресс, 1978. - 326 с.

22. Вересаев В.В. На повороте // В.В. Вересаев. Собр.соч. в 5 т. Т.1. М.: Художественная литература, 1982а.-С. 193-302.

23. Вересаев В.В. Без дороги // В.В. Вересаев. Собр.соч. в 5 т. Т.1. М.: Художественная литература, 19826. - С. 68-145.

24. Волгин И.Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. М.: Советский писатель, 1991. - 543 с.

25. Гарди Т. Тэсс из рода д'Эрбервилей. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 398 с.

26. Гартман Н. Этика СПб: «Даль», 2002 - 707 с.

27. Гегель Г. В.Ф. Сочинения в VIII тт. М.: Наука, 1956. - Т. VII. - 411 с.

28. Гегель Г.В.Ф. Философия духа М.: Мысль, 1977. - 470 с.

29. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. - 704 с.

30. Герцен А.И. Былое и думы. М: Политиздат, 1961.-581 с.

31. Гинзбург Л.Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. - 766 с.

32. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. - 478 с.

33. Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1963. -456 с.

34. Голсуорси Дж. Силуэты шести писателей. // Голсуорси Дж. Собр.соч. в 8 тт. Т.8. С.303.

35. Гонкур де, Э. и Ж, Жермини Ласерти // Эдмон и Жиль де Гонкур. Жермини Ласерте. Братья Земгано. Актриса Фостен. М.: Художественная литература, 1972. - 496 с.

36. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: NOTA BENE, 2001. - 456 с.

37. Гюго В. Отверженные. -М.: Правда, 1979. Т. 1. 798 с.

38. Гюго В. Труженики моря. М.: Художественная литература, 1980. - 380 с.

39. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1978.- 800 с.

40. Диккенс Ч. Большие надежды // Ч. Диккенс. Соб.соч. в 23 т. Т. 19. М.: Гослитиздат, 1960а. - 520 с.

41. Диккенс Ч. Тяжелые времена. // Ч. Диккенс. Соб.соч. в 23 т. Т. 19. М.: Гослитиздат, 19606. - 728 с.

42. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки. JL: Советский писатель, 1978. -384 с.

43. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании // Н.А. Добролюбов. Собр. соч. в 3-х т. Т.1. -М.: Художественная литература, 1986а. -С. 256-279.

44. Добролюбов Н.А. Проблема общественного идеала // Н.А. Добролюбов. Собр. соч. в 3-х т. Т.1. М.: Художественная литература, 19866. - С. 86-88.

45. Добролюбов Н.А. Стихотворения А.Н. Плещеева // Н.А. Добролюбов. Собр. соч. в 3-х т. Т.1. М.: Художественная литература, 1986в. - С. 671-681.

46. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. // Ф.М. Достоевский. Собр.соч. в 15 т. Л.: Наука, 1989а. - Т. 9 - 696 с.

47. Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях. // Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 13 тт. Л.: Наука, 19896. - Т.4. - С.З88-451.

48. Достоевский Ф.М. Идиот // Ф.М. Достоевский. Собр.соч. в 15 т.- Л.: Наука, 1989в.-Т. 6.-669 с.

49. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. // Ф.М. Достоевский. Собр.соч. в 15 т. Л.: Наука, 1989г. -Т.5 - 573 с.

50. Достоевский в зарубежных литературах. Л.: Наука, 1978. - 238 е.

51. Евнина Е.М. Западно-европейский реализм на рубеже XIX XX вв. - М.: Наука, 1967.-264 с.

52. Звозников А. А. Гуманизм и христианство в русской литературе XIX века. -Мн.:ЕГУ, 2001.-212 с.

53. Золя Э. Тереза Ракен // Э. Золя. Тереза Ракен. Жерминаль. М.: Правда, 1981.-720 с.

54. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул: Изд-во АлтГУ им. И.И. Ползунова, изд-во Фонда «Алтай - 21 век»., 2006. - 640 с.

55. История всемирной литературы. В 9 т. Т.7 М.: Наука, 1991. - 829 с.

56. История зарубежной литературы конца XIX- начала XX в. М.: Высшая школа, 1970. - 621 с.

57. История литературы США. Литература последней трети XIX века. -Москва: ИМЛИ РАН. 2003. - 986 с.

58. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998 -373 с.

59. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М. Архимед, 1992 - 213 с.

60. Кант И. Сочинения: В 6т. Т.2 М.: Мысль, 1964 - 510 е.

61. Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 204 с.

62. Кармин А.А. Культурология. СПб., Лань, 2001 - 730 с.

63. Кашкин И.А. Два романа Р.Л. Стивенсона // Р.Л. Стивенсон. Остров сокровищ. Владетель Баллантрэ. М.: Молодая гвардия, 1957. - 359 с.

64. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову. // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей М.: Айрис-пресс, 2002. - 512 с.

65. Комаров В.Д. Глобальный гуманизм русского философа // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: Наука, 1991. - С.340-345.

66. Косиков Г.К. Последний гуманист, или подвижная жизнь истины // Монтень М. Опыты. Избранные главы. М.: Правда, 1991. - С.5-34.

67. Кувакин В.А. Гуманизм как инструмент моральной реконструкции // Здравый смысл. 2002. №4. С. 2-12.

68. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия,., и стиль мышления гуманизма- СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998.-360 с.

69. Кудрявцев О.Ф. «Множество мудрых спасение миру». Антропология Шарля де Бовеля. // Человек в культуре Возрождения - М.: Наука, 2001. -С.187-191.

70. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М.: Наука, 1991. — 288 с.

71. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980.-317 с.

72. Лашов В.В. Гуманизм Льва Шестова. М.: Российское гуманистическое общество, 2002. - 117 с.

73. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1999. -* 265 с.

74. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999.-382 с.

75. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. // К.Н. Леонтьев. Избранные статьи. М.: Мол.гвардия, 1992. - 318 с.

76. Лесков Н.С. Очарованный странник // Н.С. Лесков. Собр. соч. в 5 т. Т.З -М.: Правда, 1981а. - С. 195-319.

77. Лесков Н.С. Соборяне // Н.С. Лесков. Собр. соч. в 5 т. Т. 1 - М.: Правда, 19816. -С.37-340.

78. Лефевр В.В.А. Алгебра совести м.: Когито-Центр, 2003. - 411 с. Лосев А.Ф. Дерзание духа - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. - 364 с.

79. Л' 81. Маккени P. XVI век. Европа. Экспансия и конфликт. М.: «Российскаяполит, энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 480 с.

80. Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1988. -С. 16-23.

81. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья -М.: Наука, 1990.-528 с.

82. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С. 37-42.

83. Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблемы культуры и философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1975.-С. 20-39.

84. Михаленко Ю.М. Идея культуры в учении Френсиса Бэкона. // История философии и вопросы культуры М.: Наука, 1975. - С.235-259.

85. Монтеманьо да, Б. Трактат о благородстве // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. - 239 с.

86. Монтень М. Опыты. Избранные главы. М.: Правда, 1991. - 654 с.

87. Мопассан де, Ги. Милый друг. М.: Художественная литература, 1980. -266 с.

88. Назаров В.Н. Введение в теологию русской культуры Тула: Изд-во ТГПУ, 2003 - 269 с.

89. Ниринг С. Свобода: обещание и угроза. Критика культа свободы. М.: Прогресс, 1966.-192 с.

90. Новая философская энциклопедия -М.: Мысль, 2000. С.567-569.

91. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М.: Молодая гвардия, 1992. - 270 с.

92. О человеческом в человеке /Под общ. ред. И.Т. Фролова М.: Политиздат, 1991 -384 с.

93. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

94. Пальцев Н. А. Кавалер зеленой гвоздики. Штрихи к портрету Оскара Уайльда // Уайльд Оскар. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 М.: Республика, 1993. - 559 с.

95. Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 776 с.

96. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования М.: Советский писатель. - 512 с.

97. Писарев Д.И. Базаров // И.С. Тургенев. Записки охотника. Отцы и дети. -М.: правда, 1970. С. 545-590.

98. Поздняков Э.А. Философия культуры. М. Интурреклама, 1999. - 298 с.

99. Покровский Н.Е. Предисловие // Торо Генри Дэвид. Высшие законы. -М.: Республика, 2001. 412 с.

100. Пономарева Г.Б. Бунт Ивана Карамазова: источники и параллели // О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М.: Молодая гвардия, 1992.-С.251-265.

101. Проблемы философии культуры.- М.: Мысль, 1984. 324 с.

102. Пузиков А.И. Портреты французских писателей // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. М.: Художественная литература, 1975.-521 с.

103. Пузиков А.И. Предисловие //Мопассан Г. Милый друг. (Вступ. статья А. Пузикова) М.: Художественная литература, 1980. - 266 с.

104. Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали. / Пер. с англ. -К.: Port-Royal, 1996.-368 с.

105. Руднев В.П. Словарь культуры XX века М.: Аграф, 1999. - 381 с.

106. Русский язык: Энциклопедия. -М.: Дрофа, 1997. 703 с.

107. Руяткина ТМ. Проблема взаимоотношения человека и общества в этико-педагогических концепциях английских гуманистов второй трети XVI в. // Человек в культуре Возрождения -М.: Наука, 2001. С.213-218.

108. Рыбин В.А. Гуманизм как этическая категория. М.: Логос, 2004. - 272 с.

109. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы //М.Е. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. Сказки. М.: Художественная литература, 1979. - С.З-254.

110. Салынский А.Д. А.Н. Островский в наши дни // А.Н. Островский. Пьесы. Л.: Лениздат, 1977. - С. 748-757.

111. Семенова С.Г. Русский космизм. Вступ.статья // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 3-33.

112. Сергеев А., Соловьева Е. Комментарии // А. Стриндберг. Слово безумца в свою защиту; Одинокий: Романы; Пьесы М.: Художественная литература, 1997.-558 с.

113. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. - 606 с.

114. Словарь русского языка: В 4-х т. Т.1. М.: Русский язык, 1981-1984. -473 с.

115. Словарь синонимов русского языка. 2-е изд. М.: Русский язык, 1968. -336 с.

116. Словарь современного русского литературного языка: В 17т. Т.З. М.; Л.: Наука, 1951.-678 с.

117. Сметанин Е. Как перевести «Humanus» на русский // Здравый смысл. -1997,- №4. С. 47-54.

118. Соколов В.В. Человек, общество, государственность и культура у западноевропейских теоретиков естественного права XVII в. // История философии и вопросы культуры М.: Наука, 1975. - С.260-291.

119. Соловьев B.C. О христианском единстве М.: Рудомино, 1994а. - 336 с.

120. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // B.C. Соловьев. Сочинения. -М.: «Раритет», 19946. 448 с.

121. Станюкович К.М. Два брата // К.М. Станюкович. Собр.соч. В 10 т. Т.2. -М.: Правда, 1977.-С. 5-402.

122. Степанова Г.В., Фридлендер Г.С. Послесловие к роману «Братья Карамазовы» // Ф.М. Достоевский. Собр. соч. в 13 тт. Т. 9. Л.: Наука, 1991. - 696 с.

123. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ. Владетель Баллантрэ. -М.: Молодая гвардия, 1957. 359 с.

124. Стриндберг А. Игра снов. // А. Стриндберг. Слово безумца в свою защиту; Одинокий: Романы; Пьесы М.: Художественная литература, 1997. -558 с.

125. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240 с.

126. Тейяр де Шарден П. О счастье // Человек. 1991. -№ 2. - С. 108-115. 130. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства // П.Н. Ткачев. Люди будущего и герои мещанства - М.: Современник, 1986а. - С. 114-159.

127. Ткачев П.Н. Новые типы «забитых людей» // П.Н. Ткачев. Люди будущего и герои мещанства М.: Современник, 19866. - С. 285-334.

128. Толстой Л.Н. Исповедь. // Л.Н. Толстой. Собр.соч. в 22 т. Т. 16. М.: Художественная литература, 1983.-С. 106-165.

129. Толстой Л.Н. Анна Каренина. -М.: Правда, 1991. -413 с.

130. Толстой Л.Н. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана // Мопассан Г. Собрание сочинений в 7 тт. Том 1. М.: «Россия», «Сретенье», «Август», 1992.-384 с.

131. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. - 430 с.

132. Толстой Л.Н. Что такое искусство.// Л.Н. Толстой. Собр.соч. в 22 тт. Т. 19. М.: Художественная литература, 1983. - С.41-222.

133. Троицкий В.А. Очарованный родной землей // Н.С. Лесков. Собр.соч. в 5 тт. T.l.-М.: Правда, 1981. С.3-36.

134. Тургенев И.С. Отцы и дети // И.С. Тургенев. Записки охотника. Отцы и дети. М.: правда, 1970. - С. 355-544.

135. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. // О. Уайльд. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 М.: Республика, 1993. - 559 с.

136. Уэллс Г. Машина времени // Г. Уэллс. Машина времени. Война миров. Рассказы. М.: Художественная литература, 1983. - 220 с.

137. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников М.: Художественная литература, 1964. В 2 т. Т. 1 - 519 е., Т.2 - 438 с.

138. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 2-е изд.: Пер. с нем. / Под ред. Б.А. Ларина. М.: Прогресс, 1986. - 678 с.

139. Федоров А. А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90-е годы XIX в.). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. -186 с.

140. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья -М.: Наука, 1990.-С.403-443.

141. Финогентова Е.В. Бартоломео Фацио об исключительных свойствах человеческой природы. // Человек в культуре Возрождения М.: Наука, 2001. С. 45-53.

142. Флобер Г. Госпожа Бовари // Флобер Г. Госпожа Бовари. Саламбо. -М.: Мир, 1984а. С. 7-290.

143. Флобер Г. Саламбо // Флобер Г. Госпожа Бовари. Саламбо. М.: Мир, 19846. - С. 291-530.

144. Фонтане Т. Пути-перепутья // Фонтане Т. Шах фон Вутенов. Пути-Перепутья. Госпожа Жени Трайбель М. Художественная литература, 1971 -461 с.

145. Фотиева И.В. Мораль в современной философско-научной картине мира. Барнаул: изд-во АлтГУ, 2003. - 199 с.

146. Франк C.JI. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. 510 с.

147. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Проблема человека в западной философии-М.: Прогресс, 1988. С.314-356.

148. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. - 447 с.

149. Фролов А.С. Философско-религиозный мир русской культуры -Барнаул: изд-во ААЭП, 2006. 271 с.

150. Харрисон JI. В чем значение культуры? // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М.: Московская школа политических исследований, 2002. - 320 с.

151. Цвейг С. Три мастера: Бальзак, Диккенс, Достоевский. М.: Республика, 1992а.-286 с.

152. Цвейг С. Три певца своей жизни М.: Республика, 19926. - 366 с.

153. Чаадаев П.Я. Философические письма // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: Наука, 1991. - 363 с.

154. Черный Ю.Ю. Светский гуманизм и религия // Здравый смысл. 1998. №9. С. 24-36.

155. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинения графа JI.H. Толстого. Военные рассказы JI.H. Толстого // Н.Г. Чернышевский. Собр.соч. в 5 т. Т 3. М.: Правда, 1974а. - С. 332-347.

156. Чернышевский Н.Г. «Русский человек на rendes-vous» // Н.Г. Чернышевский. Собр.соч. в 5 т. Т 3. М.: Правда, 19746. - С. 398-422.

157. Чернышевский Н.Г. Что делать? // Н.Г. Чернышевский. Собр.соч. в 5 т. T.l. -М: Библиотека «Огонек», Правда, 1974в. -С. 3-218.

158. Чехов А.П. Рассказ неизвестного человека // А.П. Чехов. Повести.- М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1953а. С. 115-189.

159. Чехов А.П. Палата № 6 // А.П. Чехов. Повести.- М.: Гос. изд-во художественной литературы, 19536. С. 61-114.

160. Чехов А.П. Скучная история. // А.П. Чехов. Повести.- М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1953в. С. 3-60.

161. Чуковский К. Я. Оскар Уайльд. Этюд. // Уайльд Оскар. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 М.: Республика, 1993. - 559 с.

162. Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994а. - С. 3-14.

163. Шелер М. Ordo amoris // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 19946. -С.341-377/

164. Шелковников А.Ю. О преодолении гуманизма в литературе XX века // Культура и текст. Славянский мир: Прошлое и современность. СПб-Самара-Барнаул, 2001. С.273-276.

165. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. M.-JL: Наука, 1935.-389 с.

166. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 1999.-299 с.

167. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Советский писатель, 1987. - 540 с.

168. Эрайзер Т. Гуманизм и религия два духовных поля // Здравый смысл. -1997. - №5. - С. 87-104.

169. Hardy Th. Life and Art: Essays, notes and letters, collected for the first time. -N.Y., 1968.-211 p.

170. Traubel H. With Walt Whitman in Camden. V.3, N. Y, 1914// Whitman Walt. Prose Works, 1892,in 2 vols. N. Y., New York Univ. Press, 1964. v. 2.

171. Zimmerman M Aren't Humanists Peally Atheists ? / The Humanist Alternative: Prometeus Books Buffalo, 1973. 273 p .

172. E. Goss Realism and Romantism. -N.Y., 1962. 312 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.