Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Пендюрина, Людмила Петровна

  • Пендюрина, Людмила Петровна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 298
Пендюрина, Людмила Петровна. Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.): дис. доктор философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2009. 298 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Пендюрина, Людмила Петровна

Введение

Глава 1. Методология исследования проблемы

1.1. История культуры как история идей

1. 2. Понимание идеи

1. 3. Текст как носитель идеи

1. 4. Основные идеи индийской философии 64 1.5. Основные идеи западной культуры

Глава 2. Трансформация идей индийской философии при их проникновении в западную культуру

2. 1. Культурные традиции и взаимовлияние идей 94 2. 2. Философия Вивекананды и западная культура 103 2. 3. Синтез западных и восточных идей в философии

Шри Ауробиндо 113 2. 4. Теософия: попытка примирения традиций Запада и Востока

2. 5. Идеи индийской философии в творчестве западных философов

Глава 3. Идеи индийской философской традиции в западной науке и практике

3. 1. Движение «Ныо Эйдж» и «западный» индуизм 167 3. 2. Идеи индийской философии в современном естествознании и в трансперсональной психологии 214 3.3. Джидду Кришнамурти: попытка создания идейного эсперанто»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.)»

Актуальность темы исследования. Конец XX — начало XXI вв. ознаменовался глубоким интересом Запада к идеям Востока. Это связано с процессом становления единой общечеловеческой культуры. Процесс становления единой общечеловеческой культуры включает в себя обмен идеями. Западная культура вбирает в себя все представления, идеи, образы восточных культур. Результатом этого процесса является расширение горизонтов западной культуры, обогащение ее содержания. Неоднозначный характер становления единой общечеловеческой культуры в настоящее время приводит к возникновению глобальных проблем, сопровождающихся трансграничными этническими миграциями людей, трансграничными потоками мгновенной и неограниченной в объемах информации, религиозно-культурными переносами. Возникло явление, получившее название религиозно-культурного погра-ничья, сопровождающееся размыванием мировоззренческих и культурных границ, механическим некритическим усвоением образцов иных культур, ме-тиссажем, аккультурацией.

Динамика современного развития культуры углубляет присущие ей противоречия. Тотальный конфликт между культурой и цивилизацией с особой остротой поставил вопрос о соответствии достижений цивилизации интересам человека, без которого она не могла появиться. Развитие цивилизации привело к исчерпанию творческих функций культуры. Стандартизация культуры, апелляция к либидным инстинктам, рыночное отношение к искусству, религии, морали породили тоску по подлинной духовности, истоки которой Запад обнаружил в Индии. С конца XIX века различные мыслители на Западе и на Востоке обосновывали возможность единения культур, а некоторые разрабатывали пути реального его осуществления на основе индийской духовности. Огромное количество людей на Западе объявили себя приверженцами «новых» религий, начали строить свою жизнь в соответствии с советами и наставлениями неоиндуистских гуру.

Небывалая волна открытий в науке и технике на Западе долгое время поддерживала уверенность человека в том, что научное знание способно с рациональных позиций объяснить все явления в мире. На самом деле оказалось, что мир и человек, его чувства, стремления не поддаются всецело рациональному толкованию. Использование представлений индийской философской традиции для понимания человека и мира стало реакцией на западный рационализм. Идеи о многомерности мира, о нелинейном характере его развития, о причастности человека Вселенной оказались как никогда близкими современному человеку, испытывающему тягостное отчуждение от природы и общества.

Существенную роль идеи индийской философии сыграли в развитии естествознания и трансперсональной психологии. Современная наука обнаружила, что идеи, формулируемые новой постклассической физикой, уже были высказаны индийскими мудрецами в космологических учениях древности. Трансперсональная психология предложила новую картографию человека и его сознания. Исследования показали, что проблема измененных состояний сознания (ИСС) не может быть выяснена без анализа мистического опыта, способы достижения которого были выработаны индийской культурой.

Ситуация постмодернизма, определяющая европейскую культуру в последние десятилетия, привела западного человека к потере базовых смысловых начал собственной культуры, к неудовлетворенности бытием, что также вызвало интерес к Востоку. Индийская философия с ее уважением к традиции, с идеей существования Высшей Реальности, с представлением о необходимости преодоления узкого ограниченного эго во имя освобождения Высшего «Я», дает человеку западной культуры надежду на преодоление кризиса на пути сближения с Востоком.

Степень разработанности проблемы. Процесс освоения западными мыслителями восточной интеллектуальной традиции начинается с конца XVIII — начала ХЕК вв. и связан с зарождением научной санскритологии. Хо тя научный приоритет открытия индийской культуры принадлежит Англии

У. Джонс, У. Блейк), действительную разработку индийской культуры предприняли немецкие просветители (И. Гердер) и романтики (бр. Шлегели, Но-валис), полагавшие, что индийская культура воплощает в себе идеал духовной жизни.

Дальнейшее изучение Востока начинается со второй половины XIX века. Этому способствовали успехи научной индологии и уже достаточно четко осознаваемый на Западе кризис рационалистической традиции классической европейской метафизики и идеологии одностороннего позитивизма. Одним из первых критику философского рационализма предпринял А. Шопенгауэр, оказавший непосредственное влияние на все последующее понимание индуизма в европейской культуре. Основные положения философии Шопенгауэра, прямо исходившие из усвоения им индийской философии, которые можно схематично свести к двум основным - необходимость постижения метафизической сущности через самосознание и необходимость включения в нравственность не только следование долгу, но и сострадание, основой которого является единство сущего, - были восприняты западной философией, как европейской, так и американской.

В художественной культуре в это время появляются произведения Г. Мелвилла, У. Уитмена, Р. Эмерсона, Г. Торо и др., осмысливающие индийский мистический опыт и религиозную практику. Попытку создания «новой» религии, объединяющей идеи Запада и Востока, предпринимают основатели Теософского общества.

В первой половине XX века формируются новые тенденции в осмыслении идей индийской философии в творчестве западных писателей. Предо ставители так называемой «визионерской» литературы (А. Деблин, У. Иитс) пытаются представить в литературных образах медитативное восхождение к высшей реальности.

С середины XX века освоение индуистских идей на Западе проходит в особой культурной атмосфере, связанной с появлением контркультурного молодежного движения. Одной из форм выражения протеста западной молодежи является «паломничество» на Восток, как реальное, так и идейное. Индуизмом увлекаются швейцарский писатель Г. Гессе, англо-американский поэт Т. Элиот, С. Моэм, Дж. Сэлинджер, О. Хаксли, К. Ишервуд. В этих условиях развивается и приобретает большую популярность философское учение Кришнамурти с его личностной попыткой обоснования возможности единства западной и восточной культур.

Проблема влияния идей древнеиндийской философии на западные воззрения в работах многих зарубежных и отечественных ученых часто выглядит как аспект более общих исследований, посвященных выяснению специфики индийской философии и культуры, а также вопросов взаимодействия и сравнения западной и восточной культур. В числе таких авторов прежде всего необходимо назвать В. В. Бродова, JL С. Васильева, Т. П. Григорьеву, Б. С. Ерасова, Т. В. Ермакову, Е. В. Завадскую, Н. В. Исаеву, А. С. Колесникова, В. С. Костюченко, В. Г. Лысенко, С. Ф. Ольденбурга, Е. П.Островскую, А. В. Парибка, О. О. Розенберга, В. И. Рудого, В. С. Семенцова, А. В. Смирнова, Е. А. Торчинова, В. К. Шохина, Ф. И. Щербатского, П. Дойссена, М. Мюллера, А. Осборна, А. Швейцера, М. Элиаде.

Непосредственно проблеме рассмотрения идей древнеиндийской философии и неоиндуизма в западной культуре в современной отечественной литературе посвящены работы Б. И. Клюева, А. Д. Литмана, Р. Б. Рыбакова, А. А. Ткачевой, Б. 3. Фаликова, Д. Е. Фурмана, в зарубежной - Г. Джонса, С. Джудаха, X. В. Френча.

Помимо классических текстов индийской философии, в которых представлены ее идеи, в диссертации использовались работы следующих представителей неоиндуизма: Свами Вивекананды, Шри Ауробиндо, Шри Рамана Махарши, Махариши Махеш Йоги, Свами Прабхупады Бхактиведанты, Шри Раджниша (Ошо), Сатья Саи Бабы.

Понимание проблемы адаптации и интерпретации идей индийской философской традиции в современной западной науке и трансперсональной психологии потребовало обращение к таким авторам, как Н. Друри, Баба

Рам Дасс (Р. Олперт), Д. Лилли, С. Гроф, К. Уилбер, Ф. Капра, В. Гейзенберг. Рассмотрение вопросов взаимодействия культур Запада и Востока невозможно без понимания творчества Кришнамурти и анализа его основных идей.

Отдельно необходимо сказать об американском философе А. Лавджое, чья работа «Великая цепь бытия» послужила поводом исследования проблемы влияния идей древнеиндийской философии на западную культуру.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются идеи индийской философской традиции в западной культуре. В качестве предмета исследования выступает адаптация и интерпретация этих идей в западной культуре и способы их распространения.

Цель и задачи исследования. Цель исследования, проведенного в диссертации, состоит в том, чтобы показать, каким образом происходит адаптация, трансформация и интерпретация идей индийской философии в западной культуре, сопоставить формы проявления этих идей в науке, философии и религии. Эта цель влечет за собой постановку следующих задач, находящих свое отражение в структуре диссертации: привести аргументацию в пользу существующего в гуманитарной мысли рассмотрения культуры как истории идей; ® проанализировать становление понятия идеи в истории философии; « выявить особенности понимания идей в текстах различных культур;

• продемонстрировать содержательное переплетение западных и восточных идей в творчестве философов и эзотериков Запада и Востока; рассмотреть сущность движения New Age и его роль в западной культуре;

• выявить основные религиозные течения движения New Age;

• проанализировать адаптацию и интерпретацию идей индийской философии в современном естествознании и концепциях трансперсональной психологии; рассмотреть основные теоретические положения учения Дж. Кришна-мурти в их связи с индийской духовной традицией и идеями западной культуры.

Научная новизна исследования. Цель и задачи исследования определяют его научную новизну, которая сводится к тому, что в диссертации:

• проанализирована история культуры как история идей, позволяющая понять ее сущность, тенденции, перспективы и выявить имплицитные или не полностью эксплицитные представления и предпочтения в культуре;

• раскрыто понятие идеи как паттерна, включающего в себя рациональный и символический аспект постижения мира; выявлены особенности понимания текстов в западной и восточной культурной традиции; продемонстрировано содержательное переплетение западных и восточных идей в творчестве философов и эзотериков Запада и Востока;

• показано, что проникновение идей индийской философской традиции в западную культуру не может привести к синтезу культур, так как в основе культур Запада и Востока лежит собственная традиция и собственный культурный код;

• проанализирована попытка примирения традиции Запада и Востока у представителей Теософского общества;

• выявлены основные направления формирования идейных аналогий между западной и древнеиндийской философией;

• рассмотрена сущность и основные характеристики New Age - движения «Новый Век»;

• проанализированы основные идеи религиозных течений «западного индуизма»;

• обоснована возможность интерпретации и адаптации идей «западного индуизма» в западной культуре, обусловленная характером развития социальных практик; в рассмотрена интерпретация идей индийской философии в современном научном естествознании; « выявлены основные идеи индийской философии, развиваемые сторонниками Движения за Развитие Человеческого Потенциала; в проанализированы основные идеи учения Кришнамурти, показана их взаимосвязь с существующими паттернами западной культуры, их роль в становлении единой общечеловеческой культуры. Авторская гипотеза. Авторской гипотезой, обоснование которой составляет основной содержание диссертации, является предположение о том, что адаптация и интерпретация идей индийской философии в западной культуре возможна потому, что они, во-первых, составляют ядро так называемой вечной философии, а, во-вторых, в их неоиндуистской интерпретации они оказываются близкими социальным практикам Запада, той «усредненной повседневности», которая характеризуется определенными навыками, техническими достижениями, практическими проектами и идентичностями.

Методология и теоретические основания исследования. Анализ адаптации и интеграции идей Востока в культуре Запада требует прояснения понятий «Восток» и «Запад», причем следует сразу оговориться, что под Востоком мы будем понимать Индию, культура которой создала самостоятельную философскую традицию. Дихотомия «Восток-Запад» осмыслена в научной и художественной литературе достаточно давно. Противопоставление Востока и Запада может осуществляться по разным основаниям: формацион-ному, цивилизационному, географическому, историческому. Существование этой оппозиции достаточно формально: она может наполняться самым разным содержанием в зависимости от исторических обстоятельств и от контекста эпохи. Мы же исходим из того, что Восток - это понятие, через которое Запад устанавливает свое отличие от всех тех, кто не он. Поэтому Восток для нас - это идея, имеющая историю и традицию мышления, образный ряд и свой собственный словарь, обусловивший его реальность и присутствие на Западе и для Запада. Такое понимание Востока позволяет синтезировать в себе различные исследовательские подходы к Востоку: ориенталистский, объективистский, герменевтический. При таком анализе главным результатом является репрезентация действительного первоначального смысла философских учений Востока, исследование не реальных социальных, политических, культурных и прочих отношений, а то, как Восток выступает в текстах, адаптируется и интерпретируется в западной культуре. При этом мы отдаем себе отчет в том, что понятие «Восток» разноппаново и включает в себя самобытные культуры, но считаем необходимым исходить из сложившейся философской традиции, по которой допустимо в рамках сравнительной философии говорить о Востоке и Западе как о двух культурно-социальных реальностях. Таким образом, Запад — это понятие, позволяющее определить европейцев в противоположность всем, кто не европеец, основываясь на идее европейской идентичности как превосходстве над всеми другими неевропейскими народами и культурами. Под Востоком же понимается безотносительное к географическому признаку традиционное понятие - символ альтернативного Западу мира, построенного на иных порядках.

Цели нашего анализа требуют уточнения понятия индийской философской традиции. Говоря об индийской философской традиции, мы будем включать в последнюю идеи древнеиндийской философии, буддизма и неоиндуизма. Это определяется традиционностью индийской философии, в которой ее основные идеи, с одной стороны, сохраняют свою актуальность в течение всего ее развития вплоть до наших дней, а, с другой, способны видоизменяться под воздействием новых исторических условий. При этом их изменившееся содержание остается не только выражением традиции, но и ее закреплением.

Для прояснения задач нашего исследования необходимо дать определение духовной культуры. В понимании духовной культуры мы исходим из деятельностного подхода к культуре, в котором она рассматривается как способ существования человека, совпадающий с его родовой сущностью. Эта сущность сводится к деятельности, содержанием которой является преобразование окружающего мира в интересах человека. Духовная культура, следовательно, обозначает сферы человеческой деятельности, охватывающие все стороны духовной жизни человека и общества и включает в себя формы общественного сознания и воплощение их в просвещении, науке, искусстве, религии и т. д.

Методологическую основу исследования образует прежде всего понимание идеи, которая представляет собой необходимый момент духовной деятельности субъекта, являющейся в свою очередь особым родом человеческой деятельности, в высших своих формах выступающей как самосознание. Идеи - это не только формы объяснения мира, но и формы его понимания. Идеи функционируют в уже заданной гносеологической и онтологической системе. Данная система содержит в себе внутринаучные предпосылки знания, его культурно-исторический контекст, личностное конструирование смысла.

Адекватность постижения мира, выраженного в идеях, зависит от ситуации понимания, поэтому герменевтический метод является методологической базой диссертации. Понимание тесно связано с проблемой интерпретации и репрезентации. Именно интерпретация позволяет выявить множество смыслов, заключенных в тексте, но она же ставит вопрос истины, правильности интерпретации. Текстуальное значение зависит от системы социальных отношений, а это требует выявления первоначального смысла идей и рассмотрения того, как они меняются в иной культурной среде. Возникает проблема возможности и обоснованности интерпретации, которая может быть решена с различных позиций: ценностной, исторической, функциональной. Для нашего исследования наиболее важной является антропологическая интерпретация, суть которой состоит в том, что она должна быть выполнена с тех же позиций, с которых люди сами интерпретируют свой опыт, из того, что имеют в виду сами информанты, или что они думают, будто имеют в виду. В этом случае первоначальную интерпретацию создает человек, непосредственно принадлежащий к той культуре, идеи которой впоследствии начинают «жить» в другой культуре.

Репрезентативный метод также является одним из важнейших методов, применяемых автором для исследования выбранной темы. Суть репрезентации может быть выражена следующим образом: в познавательной деятельности формируется репрезентативный мир - знаковый, символический, языковой - отличный от репрезентируемого мира и существует отношение репрезентации между ними. Важным моментом репрезентации как познавательной деятельности является тот факт, что в ней происходит превращение мира в конструированный человеком объект и превращение самого человека в субъекта, репрезентанта, находящегося в определенном отношении к миру и понимающего свою позицию как мировоззрение. Это значит, что репрезентация включает в себя интерпретацию, истолкование, в ней представлен не только внешний мир, но и сам познающий субъект, его цели, интересы, система ценностей. Осуществляется репрезентация в двух формах - как моделирование мира или как представление его в знании. Выбор этих форм подхода зависит от субъекта познания и деятельности: видение им мира включает в себя репрезентацию как собственную возможность. Формы восприятия реальности, способы понимания, от которых зависят виды репрезентации, определяются принадлежностью к определенной культуре и системой образования, господствующей в данной культуре и транслирующей те или иные каноны и образцы репрезентации. Именно культурные ценности влияют на построение, принятие и применение различных форм репрезентации, благодаря которым мир предстает в различных обликах.

Так как идея формируется в определенном типе культуры, необходимо проводить сравнительный анализ культур, что определяет использование компаративистского метода. Методологическую основу исследования образует также феноменальный подход, позволяющий рассматривать явления в их непосредственной данности сознанию субъекта. Из методов исследования, используемых в диссертации, важнейшими являются анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, а также индукция и дедукция.

Следует отметить, что в нашей работе не ставится в качестве самостоятельной задача рассмотрения трансформации смысла текстов в результате перевода с языка на язык. Эта тема является самостоятельной филологиче-ско-философской проблемой и автоматически отсекла бы рассмотрение содержательно-теоретических вопросов и проблем, связанных с культурными движениями и практиками.

Положения, выносимые на защиту. Результаты исследования, проведенного в диссертации с вышеуказанных методологических позиций, воплощаются в положениях, которые выносятся на защиту. Эти положения представляют собой следующее:

1. рассмотрение культуры как истории идей предполагает понимание идеи как культурного паттерна. Паттерн - система с широким диапазоном значений, в зависимости от контекста делающая акцент на динамической природе культурных значений. Паттерн включает в себя информацию о мире, момент его оценки, способы действия в нем человека, стимулы таких действий. Идеи-паттерны в культуре воплощаются в стереотипных схемах поведения, закрепляющих культурные традиции, в тоже время в них содержится вероятность изменения содержания идеи в результате новых культурных подходов и значений. Идея как устойчивый смысловой паттерн, способна воплощаться в разных формах социокультурной жизни — как теоретических, так и не теоретических, присуща всем культурным традициям и философским направлениям и может видоизменяться в зависимости от ментальных привычек индивида, стиля мышления, этнических и национальных особенностей;

2. анализ культуры как истории идей позволяет уточнить основные идеи, взаимодействующие на совместном западно-восточном культурном поле. К ним относятся: в индо-буддийской традиции - идеи Брахмана-Атмана, кармы, мокши, йоги, идейные установки на мистическую интуицию, созерцание, ненасилие, целостность и гармонию мира. Важен образ сердца, как средоточия интимной связи с Высшим. В западной культурной традиции - идеи Логоса-Разума, противоречивости мира, агона (борьбы и соревнования), активности, знания, творчества. Значима идейная установка на рассудочность, интеллект, а не сердце; эти идеи включены в тексты, которые принадлежат различным традициям, именуемым «восточной» и «западной». Понимание текстов одной традиции внутри другой можно охарактеризовать как противоречивый, конфликтный процесс, что определяется различием типов знания и самосознания. Текст на Востоке и западноевропейской традиции преследует различные цели: в восточной традиции — раскрывает практические задачи существования человека в мире и является ответом на конкретную жизненную ситуацию, в западной традиции его назначением является поиск и обоснование истины, представляемой как нечто конструктивное, противостоящие человеку и способное быть понятым через незаинтересованное статичное описание. Это различие вытекает из понимания места человека в мире, из способа его отношения к бытию. Именно в силу этого возможно лишь «транспонирование», условный перенос идей одной традиции в ментальное поле другой;

3. перенос идей индийской философии в западную культуру приводит к тому, что подчеркиваются наиболее кодифицированные идеи индуистской традиции. Регистрация и выделение из «ткани» собственной культуры превращают их в предмет исследования. При этом происходит отделение идей от конкретных референтов - названий мест, групп, индивидов, от ситуаций, в которых они действуют. Это приводит к тому, что в них теряется то невыразимое, что они содержат. Попытка эксте-риоризации мистического мировидения, содержащегося в них, неизбежно приводит к уничтожению их смысла. Тем самым меняется и первоначальное содержание идей, а дальнейший процесс функционирования их в западной культуре завершает это изменение;

4. интерпретация и адаптация идей индийской философской традиции на 1

Западе происходила как стараниями европейски образованных представителей индийской культуры, так и усилиями западных авторов. Стремясь актуализировать идеи индийской философии, один из первых популяризаторов идей индуизма Вивекананда истолковывает их как практическое пособие для достижения гармонии человека с миром. Шри Ауробиндо пытается обосновать выдающуюся роль индийской философии за счет переработки представлений о человеке и его месте в мире, показывает, что развитие этой проблематики проходит параллельно в восточной и западной философских традициях. Это позволяет ему не отождествлять идеи западной и восточной философии, а использовать их в контексте совпадения и единства точек зрения восточной и западной философии;

5. анализ взглядов основателей Теософского общества позволяет утверждать, что синтез восточной и западной культуры, предпринятый ими, является неудачной попыткой. Теософы пытались использовать иной культурный код - код индийской культурной традиции - для описания собственной культуры в терминах и понятиях ей не присущих, и не учитывали того, что код индийской культуры эффективен для понимания только той культуры, которой он присущ и не предназначен для решения проблем и противоречий, которые накопила европейская цивилизация. Теософы создали собственное учение, присутствие Востока в котором весьма условно;

6. интерпретация идей индийской философии в западной философской мысли шла по нескольким направлениям: заимствование, позволяющее по-новому увидеть «старые» проблемы (А. Шопенгауэр); нахождение параллелей между идеями западной и восточной философии (У. Джеймс, К.-Г. Юнг), приближение к восточной традиции через содержательное тождество, основой которого является обоснование целостности бытия (М. Хайдеггер);

7. основными интерпретаторами идей индийской философии в западной культуре в XX веке являются прежде всего обращенные к массовому сознанию Духовные Учителя-Гуру, основатели новых религиозных обществ. Представленные в их учениях идеи окончательно теряют связь с собственной культурной традицией. Их адаптация происходит на основе потребностей массового общества Запада. Эти идеи находят свое выражение в движении «New Age», представляющем собой специфическое направление духовной культуры Запада и включающем в себя общественные движения, школы, различные религиозные направления (Международное Общество Сознания Кришны, Общество Трансцендентальной Медитации, Международное бюро саньясинов и др-);

8. основные идеи религиозных течений «западного индуизма» являются традиционалистской трансформацией базовых индуистских представлений, сформировавшейся в результате осмысления «европеизированным» сознанием форм традиционной культуры и выявления взаимодействия смысловых структур культурных текстов Запада и Востока. Итогом данного процесса явилась разработка идей духовности, свободы, любви и страдания, воспринятых западной культурой и понятых ею потому, что они оказались обращенными не к абстрактной личности, а личности как носителю определенной культуры;

9. адаптация и интерпретация идей «западного» индуизма оказалась возможной в силу близости их социальным практикам Запада и акцентирования в них привычных и необходимых западному человеку представлений и ожиданий, связанных с идеалами личного успеха и процветания. Индо-буддийские идеи явились здесь неким своеобразным аналогом западной психотерапии, при которой высокая духовная направленность и «запредельность» индийской мысли были потеснены в сознании западного человека служебностью и практической применимостью воспринятых идей;

10.современная наука, рожденная Западом и мистицизм, характерный для Востока, могут быть поняты как две стороны человеческого познания: рациональная и интуитивная, синтез которых порождает новое мышление, характеризующееся целостностью, осознанием взаимосвязи всех явлений, пониманием мира как динамической сети отношений. Главной отличительной чертой нового становящегося мышления является признание сознания неотъемлемым компонентом Вселенной. Сторонники трансперсонального движения, основываясь на идее «вечной» философии, выдвинутой А. Лавджоем, интерпретируют и адаптируют идеи индийской философии для построения новой модели человеческого сознания. Человеческое сознание понимается в них как одна из ступеней Высшего творческого разума. Это служит основанием создания новых концепций развития личности;

11.учение Кришнамурти представляет собой вторую попытку (после попытки, предпринятой представителями Теософского общества) осуществления синтеза идей Запада и Востока на основе интерпретации индийского подхода к проблемам бытия. В обосновании единства Востока и Запада Кришнамурти опирается на анализ природы сознания, главной функцией которого, по мнению мыслителя, является понимание. Понимание позволяет вникнуть в каждую рождающуюся мысль в состоянии ясности сознания, выявить фундаментальные ценности существования человека, независимо от того, к какой культуре принадлежит человек. Такой фундаментальной ценностью является полнота бытия, включающая в себя в качестве характеристик свободу, любовь, творчество. Единство ценностей, по мнению Кришнамурти, должно постигаться через диалог культур, в процессе которого происходит «внутренняя революция» - изменение сознания человека, ведущее к изменению мира;

12.рассмотрение процесса проникновения идей индийской философской традиции в западную духовную культуру в настоящее время не может характеризоваться термином «диалог культур», хотя его применение стало штампом, употребляемом при любом разговоре о межкультурном взаимодействии. При проникновении идей индо-буддийской культуры в европейские контексты не происходит диалога как такового - с двумя равноправными само сознающими субъектами, каждый из которых выражает себя. Скорее идет спонтанное диффузное проникновение, ре, зультаты которого рефлексируются гораздо позже, чем начинается сам процесс. Именно это проникновение - самопроизвольное и нерефлексивное — мы и описываем в своей работе.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при I чтении учебных курсов культурологии, истории философии и философской антропологии, а также привлекаться к подготовке курсов философии и религиоведения. Реализованная в диссертации методология и выводы, касающиеся проблем интерпретации и адаптации идей индо-буддийской философской традиции в западной культуре могут быть использованы в дискуссиях с теологами и представителями нетрадиционных религиозных верований. Предложенный взгляд на функционирование идей индийской философии на Западе может сыграть положительную роль в рассмотрении проблем взаимодействия культур.

Апробация работы. Основные идеи диссертации развивались автором в его лекциях при чтении курса «История восточной философии» для студентов факультета философии и культурологи Ростовского государственного университета, при чтении спецкурса «Проблема человека в восточной философии» для студентов-философов, а также при чтении лекций «Культура Древней Индии» для слушателей Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных наук при Ростовском государственном университете. Материалы диссертации были представлены на секции философской антропологии III Российского философского конгресса «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002), на секции «Философия Востока» на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва,

2005), на первом Российском культурологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2006). По теме диссертации опубликована монографии «Шри Ау-робиндо» (Издательский центр «МарТ», Москва-Ростов-на-Дону, 2005) и «Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX в.в.)», а также другие публикации общим объемом 10 п. л. Диссертационные материалы обсуждались на заседаниях кафедры истории философии факультета философии и культурологи ЮФУ и на Петровских чтениях в рамках 25 научной сессии ЮФУ (2006), на вторых Таврических чтениях «Анахарсис» (Крым, 2006), на пятых торчиновских чтениях «Религиоведение и востоковедение» (Санкт- Петербург, 2007), на четвертой международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007), на четвертой Международной конференции РКА «Коммуникация - 2008» (Москва, 2008).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Пендюрина, Людмила Петровна

Выводы

1. Движение «Новый век» представляет собой специфическое направление духовной культуры Запада, в котором доминируют адаптированные к западной реальности идеи индийской философии, главной из которых является мысль о невозможности преодоления кризиса, охватившего западное общество с помощью рациональных средств, выработанных западной культурой.

2. Основными интерпретаторами идей индийской философии в западной культуре в XX веке является Гуру-Учители, основатели «новых» религиозных обществ. Представленные в их учениях идеи окончательно теряют связь с собственной культурной традицией. Их адаптация происходит на основе потребностей массового сознания Запада. Поэтому на первый план выходят психотехники и духовные практики, позволяющие человеку достичь счастья, совершенства и гармонии.

3. Популярность идей индийской культуры на западе определяется их совпадением с социальными практиками Запада, их фоновым характером и раскрывающими способностями.

4. Дальнейшая интерпретация идей индо-буддийской традиции происходит в современном естествознании. Новые открытия ученых-естествоиспытателей показывают их связь с идеями восточных учений, демонстрируют многомерную картину мира.

5. Идеями, объединяющими исследования, проводимые в рамках «Движения за Развитие Человеческого Потенциала», являются идеи «вечной» философии, которые развиваются в настоящее время преимущественно на Востоке. Они базируются на представлении о холархическом развитии мира, в котором мир предстает как последовательность расширяющихся концентрических кругов, где каждый последующий уровень включает в себя предыдущие. Сознание человека в этом случае понимается как одна из ступеней более высоких и глубоких форм сознания, а развитие личности понимается как восхождение к Абсолюту.

6. Философское учение Кришнамурти представляет собой отражение системного кризиса культуры, переживаемого Западом во второй половине XX века. Его преодоление Кришнамурти связывает с внутренней революцией, которая можеть быть реализована каждым человеком и человечеством в целом. Идея внутренней революции есть интерпретация представлений индо-буддийской традиции о необходимости совершенствования сознания для достижения свободы - мокши. Свобода есть условие целостного развития человека, способ устранения обусловленного существования. Разъяснение и популяризация понимания целостности привело Кришнамурти к созданию нового идейного пространства, представляющего собой, по сути, попытку обоснования единства западной и восточной культур и переосмысливающего культурные и научные представления Запада.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из аспектов процесса взаимодействия культур является проникновение идей индийской философской традиции в западную культуру. Сам по себе это положительный процесс, хотя бы потому, что заставляет европейцев посмотреть на себя с иной, новой точки зрения и оценить свое место в мировой культуре. В диссертации мы попытались показать, что влияние идей индийской философии на западное общество — это сложный и неоднозначный процесс.

Идеи индийской философии на Западе функционируют во всех областях культуры. Об этом свидетельствует движение «Нью Эйдж», в котором, как пишет его исследователь Н. Друри «одинаково широко пропагандируется лечение кристаллами, «сбалансированность чакр», поощряется формирование сознания успеха, «продуцируется» нескончаемый поток «духовных учителей», обучающих мудрости или стоящих во главе хорошо организованных ашрамов. Люди, занимающие определенное положение в обществе, для которых расширение сознания по существу означает увеличение их доходов, проявляют интерес к «Нью Эйдж» лишь потому, что оно обещает материальное богатство и конец нищете. Есть здесь и те, кто давно потерял веру в себя и поэтому готов ухватиться за любую спасительную соломинку - от предсказателей астрологов до мантических аспектов И-цзин и Таро». (58, с. 163). В этом случае возникает вопрос, насколько адекватно понимаются идеи, пришедшие с Востока? Каков механизм их адаптации и интерпретации?

Процесс адаптации и интерпретации идей индийской философии на Западе идет по нескольким направлениям:

• через развитие представлений о духовности как о технике достижения трансцендентного сознания; ® как возможность достижения индивидуального гармоничного развития индивида, интенсификации его познавательных, интеллектуальных, физических и других возможностей; о через переработку научной картины мира в соответствии с представлениями космогенеза в индо-буддийской философской традиции;

• через включение их в концепции трансперсональной психологии, исследующих состояния, выходящие за пределы ограничений индивидуальности и обыденного опыта,

• через попытки осуществления единства культур.

Все это приводит к тому, что идеи индийской культуры в западном обществе «работают» на различных уровнях: ментальном, обыденного сознания, теоретическом, на уровне практики.

Вписывание идей Востока в мировоззренческие установки Запада меняет саму их суть. Идеи индийской философии, как показал Д. Б. Зильбер-ман, это идеи, выражающие организацию социальной системы, структурирующие ее. Выделенные из кода культуры, оторванные от конкретных референтов, от индивидов, использующих их, они меняют свое содержание и становятся техникой достижения какой-либо цели (причем часто не важно о чем идет речь: о достижении физического здоровья, успеха в карьере или о достижении нравственного совершенства).

Идеи индийской философии на Западе перестают быть носителями сакрального смысла, превращаются в «практическое верование», т. к. выполняют цели, связанные с повседневным существованием человека.

Это положение не относится к академическим направлениям движения «Нью Эйдж». Идеи индийской философии дали мощный импульс для исследования многих проблем, касающихся понимания сознания и положили начало новому мышлению и новой парадигме научного знания.

Перечисленными направлениями не исчерпывается предложенная проблематика. Она требует решения многих, не менее важных вопросов. Так как взаимодействие культур может осуществляться только через интерпретацию идей, то одной из главных проблем сегодня, требующей своего разрешения, является формирование новых мировоззренческих принципов, которые позволили бы вести равный диалог культур, а не такой, в котором западный путь развития рассматривается если не как единственный, то, во всяком случае, основополагающий для всех стран и народов. Не менее важная проблема — проблема разрушения стереотипов, сложившихся на Западе и искажающих смысл и содержание идей восточной философии. С этой проблемой связано конструирование идентичности Востока и Запада и возможность на этой основе нахождения «Другого», чья действительность является предметом постоянной интерпретации и переинтерпретации с точки зрения его отличия от «нас». Весьма продуктивным продолжает оставаться сравнительное исследование идей индийской и западной философии, позволяющее не только познать и понять отношение человека к миру в той или иной культурной традиции, но и привести к перестройке ценностных структур культуры и личности.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Пендюрина, Людмила Петровна, 2009 год

1. Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов). // Греческая «литература» и ближневосточная «словесность»: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971.

2. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма. //Вопросы философии. 1989. № 9.

3. Аверинцев С. С. Предварительные заметки по изучению средневековой культуры. //Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

4. Аверинцев С. С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного. // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.

5. Авилова А. О «Нью Эйдже» «Новом Веке» (НГ-Религии, 1997).http://www.avilova.org/consciousness.html

6. Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., 2000.

7. Альбедиль М. Ф. Зеркало традиций. СПб., 2003.

8. Анагарика Говинда, лама. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.

9. Аникеев Н. П. Индийская философия //Философская энциклопедия в 5 т. Т. 2. М., 1966.

10. Ю.Антипов Г. А., Донских О. А., МарковинаИ. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989.

11. Антология мировой философии в 4 т. Т. 1, 4.1. М., 1969.

12. Балагушкин Е. Г. Даосско-буддийская традиция в контркультуре и ее роль в молодежном движении протеста //Место религий в идейно-политической борьбе развивающихся стран. М., 1978.

13. Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.

14. И.Баткин Л. М. О некоторых условиях культурологического подхода //Античная культура и современная наука. М., 1985.

15. Баткин JI. М. Два способа изучать историю культуры // Вопросы философии. 1986, № 12.

16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества М., 1986.

17. Безант А. Что такое теософия?//АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. 1987, № 2.

18. Безант А. В преддверии храма //АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. 1989. № 3.

19. Белик А. А. Специфика исследований психологической антропологии. Психоанализ и психологическая антропология //Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. М., 2001.

20. Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения).//Вопросы философии. 1989, № 6.

21. Библер B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культу-ры).//Вопросы философии. 1993, № 5.

22. Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1993.

23. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. В 2 т. М., 1993.

24. Блаватская Е. П. Теософия и практический оккультизм. М., 1993.

25. Боа К., Литгл П. Лабиринты веры и путь к истине. Slavik Gospel Association. 1992.

26. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

27. Брагинский В. И., Семенцов В. С. Введение. Проблемы традиций, неотрадиционности и традиционализма в литературах Востока. // Художественные традиции литератур Востока и современность: ранние формы традиционализма. М., 1985.

28. Бродов В. В. Истоки индийской философии. Издательство Московского университета. 1990.

29. Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. М., 2001.

30. Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

31. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб., 2005.

32. Буркхард Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1999.

33. Бхагавадгита. Перевод с санскрита, исследования и примечания B.C. Семенцова. М., 1999.

34. Бхактиведанта С.П. Бхагавадгита как она есть. Калькутта, 1986.

35. Бхактиведанта С.Б.Книжка индийского мышления. Шри Ишопанишад. Калькутта, 1982.

36. Быстрицкий Е. К., Филатов Е. П. Теория познания и проблема понимания. Гносеология в системе философского воззрения. М., 1983.

37. Вандерхилл Э. Мистики XX века. Энциклопедия М., 1996.

38. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988.

39. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ).//Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

40. Величенко А. Е. Мистическая парадигма общества (реконструкция по текстам Шри Ауробиндо).//Религиоведение и востоковедение. Материалы научной конференции. 17-19 февраля 2005 г. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006.

41. Вивекананда Свами. Вдохновенные беседы. Записаны ученицей С. Э. Вандо //http://www.orlov-yoga.com

42. Вивекананда Свами. Дух и влияние веданты //http://www.orlo v-yoga.com

43. Вивекананда Свами. Миссия Будды Миру //http://www.orlov-yoga.com

44. Вивекананда Свами. Разум и религия //http://www.orlov-yoga.com

45. Вивекананда Свами. Современная Индия //http://www.orlov-yoga.com

46. Вивекананда Свами. Восток и Запад //http://www.orlov-yoga.com

47. Вивекананда Свами. Роль веданты в развитии цивилизации //http://www.orlov-yoga. com

48. Вивекананда Свами //http://www.orlov-yoga.com

49. Вивекананда Свами. Карма-йога //Философия йоги. В поисках свободы. М., 2002.

50. Вивекананда Свами. Бхакти-йога.//Философия йоги. В поисках свободы. М., 2002.

51. Вивекананда Свами. Пара-Бхакти, или Высшее поклонение. //Философия йоги. В поисках свободы. М., 2002.

52. Вивеканада Свами. Жнана-йога //Философия йоги. В поисках свободы. М.,2002.

53. Вивекананда Свами. Практическая веданта. //Философия йоги. В поисках свободы. М., 2002.

54. Вивекананда Свами. Раджа-йога.//Философия йоги. В поисках свободы. М., 2002.

55. Витгенштейн JI. Философские исследования // Философские работы. (Часть 1). М., 1994.

56. Волков В. В. О концепции проктик(и) в социальных науках // Социологические исследования. 1997. № 6.

57. Вопросы Милинды. М., 1989.

58. Восток: Философия. Религия. Культура. Труды теоретического семинара. СПб., 2001.

59. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

60. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

61. Ганди М. Все люди братья // Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М., 1987.

62. Гегель. Наука логики. М., 1998.

63. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

64. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

65. Гофман О. Р. Ошо: Будда-хулиган, который «никогда не рождался и никогда не умирал». СПб., 2004.

66. Гроф С. Области человеческого бессознательного: Данные исследований ЛСД. М., 1994.

67. Гроф С. Космическая игра. М.,1997.

68. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 2001.

69. Губин В. Г. Проблема «творческой личности» в восточной философской традиции «духовного наставничества» // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. Сб. науч. трудов. М., 1986.

70. Губин В. Г., Фаликов Б. 3. Тема созерцания в буддизме и экзистенциализме (сопоставительно-критический анализ) .//Из истории философии освободившихся стран. Сб. науч. трудов. М., 1983.

71. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Спб., 2004.

72. Гхош А. Основы индийской культуры. //Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М., 1987.

73. Гхош А. Индийская культура и ее влияние извне.//Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М.,1987.

74. Джемс У. Многообразие религиозного onbiTa.//http://phylib.org.ua

75. Джинараджадаса К. Во имя учителя. М., 1997.

76. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

77. Друри Н. Трансперсональная психология. Львов Москва, 2001.

78. Дугин А. Г. Философия Традиционализма. М., 2002.

79. Духовные учителя человечества XIX-XX века. М., 1993.80.Дхаммапада. СПб., 1994.

80. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПБ., 1999.

81. Ермакова Т. В., Островская Е. П.Классический буддизм. СПб., 1999.

82. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классические буддийские практики. СПб., 2001.

83. Жюльен Ф. Путь к цели: в обход или напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. Московский философский фонд. 2001.

84. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., 1996.

85. Интегральная йога Шри Ауробиндо. М., 1992.93 .История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. В 2 т. СПб., 1998.

86. Йолон П. Ф., Крымский С. Б., Парахонский Б. А. Рациональность в науке и культуре. Киев. 1989.

87. Каган М. С., Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии. М., 1994.

88. Кант И. Критика чистого разума //Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964.

89. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

90. Капра Ф. Уроки мудрости. М., 1996.

91. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. М., 2003.

92. Капра Ф. Скрытые связи. М., 2004.

93. Кейпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.

94. Классическая йога. («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья»). М., 1992.

95. Клюев Б. И. Гуру, «богочеловеки» и «сверхлюди».//Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991.

96. Кобзев А.И. О противостоянии Запад — Восток.//История и современность. 2006, № 2.

97. Колесников А. С. Философская компаративистика: Восток Запад. Издательство С.-Петербургского университета. 2004.

98. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1966.

99. Костюченко В. С. Интегральная веданта. М., 1970.108: Костюченко В. С. Вивекананда. М., 1977.

100. Костюченко В. С. Шри Ауробиндо. Многообразие наследия и единство мысли. СПБ.- Пондичери, 1998.

101. Кришнамурти Дж. Движение жизни. М., 1999.

102. Кришнамурти Дж. Записные книжки. М., 1999.

103. Кришнамурти Дж. Книга жизни = The Book of Life: ежедневные медитации с Кришнамурти. Ростов-на-Дону. 2005.

104. Кришнамурти Дж. Комментарии к жизни: из заметок Дж. Кришнамурти: юбилейное издание 1895-2005: перевод. Под ред. Раджаго-пала. В 3 кн. Ростов-на-Дону. 2005.

105. Кришнамурти Дж. Беседы с Кришнамурти: избранное. Ростов-на-Дону. 2006.

106. Кришнамурти Дж. Книга жизни // http ://www.oneworld.ru/Blank-ru/wesniki/wes-8ru.htm

107. Кришнамурти Дж. Бомбейские беседы // http://www.oneworld.ru/Blank-ru/wesniki/wes-8ru.htm

108. Кришнамурти Дж. О самом важном // http://www.oneworld.nj/Blank-ru/wesniki/wes-8ru.htm

109. Кришнамурти Дж. Свобода от известного // http://www.oneworld.ni/Blank-ru/wesniki/wes-8ru.htm

110. Кришнамурти Дж. У ног учителя // http://www.oneworld.ru/Blank-ru/wesniki/wes-8ru.htm

111. Кэмпбелл Д. Пути к блаженству. Мифология и трансформация личности. М., 2006.

112. Лавджой А. Великая цепь бытия. М., 2001.

113. Лилли Д.Центр циклона. Рам Дасс. Зерно на мельницу. Киев. 1993.

114. Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985.

115. Литман А. Д. Философия в независимой Индии. Проблемы, противоречия, дискуссии. М., 1988.

116. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

117. Лысенко В.Г. Даршана, анвикшики и Дхарма: философия и религия в Индии //Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987.

118. Лысенко В. Г. Философия раннего буддизма. М., 1994.

119. Малявин В.В. В поисках традиции. // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.

120. Малявин В. В. Мифология и традиция постмодернизма.//Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Разум. Духовность. Традиция. Книга 1. Л., 1991.

121. Майоров Г. Г. Цицерон как философ //Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

122. Мареева Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии. М., 2003.

123. Марков Б. В., Сухачев В. Ю. Понятия Чужого в компаративистских исследованиях //Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 13. Спб., 2001.

124. Махабхарата: Филос. тексты.: в 8 вып. //Ашхабад, 1983. Вып.1-8.

125. Микешина Л. А. Философия науки. Учебн. пособие. М., 2006.

126. Микешина Л.А. Репрезентация: частный метод или фундаментальная операция познания? // Эпистемология & философия науки. Ежеквартальный журнал. 2007, т.Х1, № 1.

127. Митрохин Л. Н. Религии «Нового века». М., 1985.

128. Мирская Л. А. Теософия и гносис. Ростов-на-Дону. 2001.

129. Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм. М.-Спб., 2004.

130. Молодцова Е. Н. Традиционные знания и современная наука о человеке. М., 1996.

131. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

132. Неклесса А.И. Глобальное сообщество. М., 2002.

133. Неклесса А.И. Трансграничье, его ландшафты и обитатели. Отрывок из беседы на берегу Телецкого озера. //Москва, 2003, № 2.

134. Нижников С. А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. Автореф. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1992.

135. Николаева М. В. Основные школы хатха-йоги. СПб., 2007.

136. Новая Философская Энциклопедия в 4 т. М,, 2001. Т.2.

137. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991.

138. Осборн А. Махарши Рамана и путь самопознания. Киев-М. 2004.

139. Ошо. Психология эзотерического. Корни и крылья. М.,1992.

140. Ошо. Кришна. Человек и его философия. СПб., 2001.

141. Ошо Раджниш. Оккультные тайны. М., 2004.

142. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. М.,1986.

143. Померанц Г. С. Джидду Кришнамурти и проблема современного религиозного нигилизма.//Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.

144. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.

145. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

146. Проблема человека в истории философии (на стыке Запад — Восток). Вильнюс. 1984.

147. Пятигорский А. М. Некоторые общие замечания относительно текста как разновидности сигнала. // Непрекращаемый разговор. СПб., 2004.

148. Радхакришнан С. История философии. В 2 т. М., 1994.

149. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук // http://www.philosophy.ru/library/ricoeur/social.html

150. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

151. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

152. Роллан Р. Жизнь Вивекананды.//Философия йоги. В поисках свободы. М., 2002.

153. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов //Вопросы философии, 2003, № 3.

154. Рудой В. И. Истоки идеологии индо-буддийской традиции //Буддизм в переводах. Альманах. Вып.2СПб., 1993.

155. Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981.

156. Сайд Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006.

157. Салганик М. Дж. Кришнамурти: одинокий стран-ник.//Иностранная литература. 1993. № 9.

158. Самозванцев А. М. Индия: религия, верования, обряды (Древность и средневековье). М., 2003.

159. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.,

160. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. СПб., 1992.

161. Сатья Саи Баба. Видья Вахини //http://sss.vn.ua

162. Сатья Саи Баба. Джнана Вахини //http://sss.vn/ua

163. Сатья Саи Баба Бхагавата Вахини //http://sss.vn.ua

164. Сатья Саи Баба. Гита Вахини //http://sss.vn.ua

165. Сатья Саи Баба. Дхьяна Вахини //http://sss.vn.ua

166. Сатья Саи Баба. Сатья Саи Вахини //http://sss.vn.ua

167. Сатья Саи Баба. Сутра Вахини //http://sss.vn.ua

168. Сатья Саи Баба. Дхарма Вахини //http://sss.vn.ua

169. Сатья Саи Баба. Лила Кайвалья Вахини //http://sss.vn.ua

170. Сатья Саи Баба. Упанишад Вахини //http://sss.vn.ua

171. Сафронов А. Г. Религиозные психопрактики в истории культуры. Харьков. 2004.

172. Семенцов B.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981.

173. Семенцов В. С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты // Художественные традиции литератур Востока и современность: ранние формы традиционализма. М., 1985.

174. Серл Д. Открывая сознание заново. М,, 2002.

175. Сидорова Е. Ю. Юнг и буддизм: парадокс рецеп-ции.//Религиоведение и востоковедение. Материалы научной конференции. 17-19 февраля 2005 г. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006.

176. Смирнов Б. JI. Философские тексты Махабхараты. Ашхабад. 1977. Вып. 1, кн. 2.

177. Степанянц М. Т. Опыт компаративистского дискурса: конференции философов «Восток Запад».//Сравнительная философия. М., 2000.

178. Субетто А.И. Ленинская теория империализма и современная глобализация. Кн. I, II. СПб., 2003.

179. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

180. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М., 1997.

181. Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989.

182. Ткачева А. А. Новые религии Востока. М., 1991.

183. Топоров В. Н. Пространство культуры и встречи в нем //Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989.

184. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1997.

185. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.

186. Торчинов Е. Н. Философия буддизма махаяны. СПб., 2002.

187. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., 2005.

188. Традиция и русская цивилизация. М., 2006.

189. Трансцендентальная MeflHTa4HH.//http://tony.donetsk/ua/tm/

190. Уилбер К. Око духа. Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. М.,2002.

191. Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М., 2004.

192. Уилбер К. Краткая история всего. М., 2006.

193. Уотс А. Путь дзэн. Киев. 1993.203. Упанишады. М., 1992.

194. Фаликов Б. 3. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.

195. Фаликов Б. 3. Лютер и Чайтанья. Демократизация кришнаизма на Западе // Континент. 1996, № 3.

196. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

197. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1986.

198. Фуллье А. История философии. М., 1898.

199. Фурман Д. Е Американский вариант секуляризации.//Вопросы философии, 1973, № 12.

200. Фурман Д. Е. Дела и учение гуру Раджнеша.//Вопросы философии. 1986, №8.

201. Хайдеггер М. Что значит мыслить?//Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

202. Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим // Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993.

203. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

204. Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.\

205. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

206. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М.,1993.

207. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М.,1988.

208. Хаксли О. О Крипшамурти.//Иностранная литература. 1993. № 9.

209. Хсю Ф. JI. К. Базовые американские ценности и национальный характер // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. М., 2001.

210. Чаттопадхьяя Д. П. История индийской философии. М., 1966.

211. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. М.,

212. Шевченко А. С. Эволюция взглядов Дж. Кришнамурти. Автореф. на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 2006.

213. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 2000.

214. Шопенгауэр А. Идеи этики. // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993.

215. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.// Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 2 т. М., 1992.

216. Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики.//Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993.

217. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа./ЛДопенгауэр А. Избранные произведения. М.,1993.

218. Шохин В. К. Индуистские традиции в литературах Запада и некоторые культурологические аспекты современного традиционализма. // Художественные традиции литератур Востока и современность: традиционализм на современном этапе. М., 1986.

219. Шохин. В. К. Рационализм классической санкхьи: история и типология. // Рациональная традиция и современность. Индия. М., 1988.

220. Шохин В. К. Брахманистская философия. М., 1994.

221. Шохин В. К. Этос глобального мира. М., 1999.

222. Шохин В. К. Становление и развитие сравнительной философии как научной дисциплины: индийскийвектор.//Сравнительная философия. М., 2000.

223. Шри Ауробиндо. Синтез йоги. М., 1993.

224. Шри Ауробиндо. Час Бога. Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарения. JL, 1991.

225. Шри Ауробиндо. Человеческий цикл //http://hotmix/ru

226. Шри Ауробиндо. Мать. Психическое существо. М., 1994

227. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1998.

228. Эко У. Два типа интерпретации.//Новое литературное обозрение. 1996. №21.

229. Элиаде М. Йога. Свобода и бессмертие. Киев. 2000.

230. Элиаде М. Ностальгия по истокам. М., 2006.

231. Эррикер К. Буддизм. М., 2005.

232. Юлен М. Идея переселения душ в XXI в., или будущее одной иллюзии. // Вопросы философии. 2003, № 3.

233. Юлен М. Сравнительная философия: методы и перспекти-вы.//Сравнительная философия. М., 2000.

234. Юнг К.-Г. Йога и Запад //Магический кристалл. М., 1994.

235. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

236. Юнг К.-Г. О психологии бессознательного /ЯОнг К.-Г. Психология бессознательного. М., 2001.

237. Юнг К.-Г. Отношения между Я и бессознательным //Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М., 2001.

238. Юнг К.-Г. О конфликтах детской души //Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М., 2001.

239. Юм Д. Исследование о принципах морали /ЯОм Д. Соч. в 2 т.Т. 2.М.Д965.

240. Dasgupta S.N. A History of Indian Philosophy. Delhi, 1992,

241. Ferguson M. The Aquarian Conspir-acy//http ://www.geocities.com/gareon27/aquarian/html

242. French H. The Swan's Wide Waters. Ramakrishna and Western Culture. N.Y., 1974.

243. Hare Krishna, Hare Krishna. Five Destinguished Scholars on the Krishna Movement in the West. N.Y., 1983.

244. Maharishi Mahesh Yogi. The Science of Being and Art of Living. Wash., 1984.

245. Maharishi Mahesh Yogi on the Bhagavad-Gita. A New Translation and Commentary with Sanskrit Text. Ch. 1-6. Harmondsworth, 1983.

246. Martin R. Krishnamurti: Reflection on the Self. Chicago, 1997.

247. Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. L., 1955.

248. Murty K.S. Philosophy in India. Delhi, 1985.

249. Nakamura H. Parallel Developments. A Comparative History of Ideas. Delhi, 1992.

250. O'Connel J.T. Chaitanya's followers and the Bhagavad Gita. // Hinduism: Hew Essays in the History of Religion. Leiden, 1976.

251. Judah S. The Hare Krishna Movement //Religious Movements in Contemporary America. Prinseton, N. Y., 1974.

252. Johnson G. The Hare Krishna in San Francisco // The New Religious Consciousness. Berkeley. 1976.

253. Radhakrishnan S. East and West. London, 1955.

254. Thompson R. Consciousness and the Low of Nature. N.Y., 1977.

255. Warder A.K. Outline of,Indian Philosophy. Delhi, 1971.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.