Идейная направленность ашугского творчества периода Великой Отечественной войны тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Пашаев, Вели Мойла оглы

  • Пашаев, Вели Мойла оглы
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Баку
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 161
Пашаев, Вели Мойла оглы. Идейная направленность ашугского творчества периода Великой Отечественной войны: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Баку. 1984. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пашаев, Вели Мойла оглы

Введение. 3

Глава первая. Любовь к Родине - основа ашугского творчества периода войны . 14

1. Сведения о некоторых ашугах-фронтовиках. 16

2. Героические традиции народа на службе защиты социалистического отечества . . . 29

3. Воспевание патриотизма как морального фактора героизма на войне.54

Глава вторая. Призывы к ратным подвигам.81

1. Возвышение мужества, героизма советского воина.81

2. Вера в победу над немецко-фашистскими захватчиками . 104

Глава третья. Художественные особенности ашугской поэзии периода Великой Отечественной войны.123

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейная направленность ашугского творчества периода Великой Отечественной войны»

Актуальность темы. Бессмертный подвиг советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, вызвал и продолжает вызывать самый широкий и пристальный интерес к его осмыслению в различных гуманитарных, общественных науках и сферах художественного творчества. Все большее возрастание актуальности разработки темы войны в условиях возрастания значения формирования нового человека, его гражданской активности неизменно подчеркивается нашей партией. На ХХУ сьезде КПСС особо отмечалась плодотворность поисков представителей художественной интеллигенции в этом важном направлении творчества: "Другая важная тема художественного творчества, которой в последние годы были посвящены правдивые, впечатляющие произведения, - подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Вместе с героями романов, повестей, фильмов, спектаклей участники войны как бы снова проходят по горячему снегу фронтовых дорог, еще и еще преклоняясь перед силой духа живых и мертвых своих соратников. А молодое поколение чудодейством искусства становится сопричастным к подвигу его отцов или тех совсем юных девчат, для которых тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины"*.

Важное, благотворное значение военной темы в воспитании у нашего современника чувства патриотизма и героизма вновь было особо подчеркнуто в отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 сьезду партии: "Работы авторов, верных военной теме, учат любви к Родине, стойкости в о испытаниях .

Положительная роль этого фактора в военно-патриотическом воспитании нашей молодежи очевидна и в свете материалов июньского

1 Материалы ХХУ сьезда КПСС. - М., Политиздат, 1976, с. 79.

2 Материалы ХХУ1 сьезда КПСС. - М., Политиздат, 1981, с. 62.

1983 г./ и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК, положений и выводов, изложенных в речи на апрельском Пленуме Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища К.У. Черненко. В этом плане велико значение постановления ЦК КПСС "О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

В современных условиях обращение к военной теме вновь и вновь убеждает в преимуществах социализма, непобедимости морально-политического единства социалистического общества, дружбы народов СССР -неиссякаемого могущества источника наших побед. "В войне против народов СССР враг натолкнулся на несокрушимую силу дружбы советских народов. Его расчеты на раскол союза народов нашей многонациональной страны и столкновение между ними потерпели полный крах. С первых же дней фашистского нашествия все народы Советского Союза поднялись на защиту Отечества. Советский социалистический строй показал себя не только лучшей формой развития наций, но и наиболее целесообразной формой организации сотрудничества народов многонационального государства для победоносного ведения справедливой, освободительной войны"*.

Вместе с представителями других народов СССР приумножали ратные и трудовые подвиги нашей Родины и представители азербайджанского народа. На протяжении всей истории азербайджанский народ отличался мужеством и храбростью в защите родной земли, и эта его черта передавалась от поколения к поколению, служа преемственности их лучших духовно-нравственных качеств. Возвышенные благородные качества всех наций и народов достигли расцвета в условиях их крепнущей дружбы - совместного созидания социализма и защиты его завоеваний. Напоминая об этой хорошо известной исторической правт

История коммунистической партии Советского Союза. - М., Политиздат, 1982, с. 490. де бойцам-азербайджанцам, в письме азербайджанского народа,составленном в 1942 году, подчеркивалось: "Благодаря полной свободе народов в стране социализма пышно расцвели все творческие, созидательные силы всех народов. В каждом из них возродился героический дух. Это с особой силой сказалось в дни войны против немецких захватчиков. Дружба за дружбу, добро за добро! Честь наша требует от нас: пока не освобовдена вся советская земля от ига немецких поработителей, пусть ни один азербайджанец не вложит свой меч в ножны"*. В названном письме сильно звучал наказ азербайджанского народа бойцам-азербайджанцам быть верными традициям героического прошлого, проявлять мужество и храбрость в войне. "Милые сыновья наши, свет наших очей! Храбрость и отвага, верность присяге, решимость отдать свою кровь и жизнь за Родину всегда были благороднейшими чертами нашего народа, - говорилось здесь. - Мы давно р знаем, что умереть героем - это значит жить вечно.

Азербайджанский народ был полон непоколебимой веры в победу над врагом; это нашло свое отражение и в названном обращении к бойцам-азербайджанцам. "Да настанет день, когда очистится советская земля от змеиного дыхания последнего фашистского гада, день, когда вы вернетесь с победой в свои родные дома! В тот благословенный день на бархатных берегах нашего Гек-Геля мы устроим в вашу честь всенародный пир. Заговорят в вашу честь струнные сазы наших ашугов и снова вы упоетесь сладостями песен-гошма Ашуга о

Алескера!." . Это письмо наряду с другими представителями азербайджанской общественности того времени подписал также орденоносный ашуг Асад Рзаев, выражая мысли и чувства азербайджанских ашугов. т

Наказ народа. - М.; Воениздат, 1942, с. 80. Там же, с. 81.

3 Там же, с. 81-82.

Немеркнущая победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками обусловилась целым рядом факторов, порожденных социализмом, и в ряду их многонациональная советская литература, пронизанная духом героизма, патриотизма и интернационализма, занимает свое почетное место. Советская литература также сражалась с врагом, но оружием художественного слова, она пробуждала глубокую ненависть к врагу, беспредельную любовь к социалистической Родине. "Советская литература и искусство явились в период войны могучим идейным оружием в борьбе с врагом. Правдиво отражая героический дух армии и народа, литература и искусство силой художественных образов воспитывали в советских людях любовь к Родине,ненависть к немецко-фашистским поработителям, готовность к борьбе и уверенность в победе"*. Эта мысль была высказана авторами многотомной "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 19411945 годов". Продолжая и углубляя ту же мысль, они подчеркивали: ".Перо писателя и кисть художника были приравнены к штыку. Живым словом, красочной картиной, призывной песней, ярким кинофильмом обращались писатели, художники, композиторы к сердцам советских людей, звали народ на великие ратные подвиги во имя зашиты социалистической Родины. Произведения литературы и искусства быстро становились достоянием миллионных масс советского народа.Публицистические статьи, очерки, рассказы, стихи, пьесы, песни, карикатуры, рисунки печатались в центральных, фронтовых и местных газетах, издавались отдельно массовыми тиражами, использовались в листовках.

Работники литературы и искусства находили то самое существенное в жизни страны и народа, что прежде всего необходимо было отразить в художественных произведениях. Тесная связь писателей и См.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 годов, т. П, - М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1961, с. 571. художников с народом, суровый реализм, изображение правды тяжелых дней войны, глубокая мужественная вера в победу над врагом - вот что прежде всего отличало литературу и искусство периода войны"*.

С самого начала священной народной войны против фашистских захватчиков вся многонациональная советская литература, выступая единым фронтом, активно помогала защите социалистического Отечества. Составной частью ее была и азербайджанская советская литература, органически включающая в себя также творчество ашугов, всегда разделяющих судьбу народа, родной земли. В годы войны азербайджанские ашуги вдохновляли на ратные и трудовые подвиги, вселяли уверенность в победу правого дела народа, в разгром врага. В одном из архивных документов, относящемся к 1944 году, кратко охарактеризована усиленная деятельность ашугов соответственно потребностям военного времени. "Краткий обзор деятельности Республиканского Дома Народного Творчества в области художественной самодеятельности со дня объявления Великой Отечественной войны /т.е. с 22.06.1941 год до 1944 г./" содержал в себе также сведения об ашугах: "Организовано 14 бригад народных ашугов, коих возглавляют: ашуг Асад Рзаев /орденоносец/, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР Ислам Юсуфов, ашуг Авак Азарян /орденоносец/, ашуг Мирза Байрамов, Теймур Гусейнов, Исак Курбанов, Набат Джавадова и другие. Ашугами сочинены около 300 стихов, посвященных Великой Отечественной войне, выпущено из печати 6 брошюр /совместно с Азернешром и Детюнизда-том/. Напечатано как в районных, так и в центральных газетах около 400 стихов. Многие ашуги, находясь в рядах доблестной История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 годов, т. П, с. 576.

Красной Армии, героически борются с немецкими оккупантами. Ашуг Мирза Байрамов /Тауз/ и Гасан Мамедов /Кировабад/ были на культ-обслуживании фронта.

Было организовано 14 выступлений ашугов по радио и 6 - в Госфилармонии и нефтяных районах. В течение этого времени проведены слеты ашугов, посвященные Великой Отечественной войне, в Ки ровабаде, Таузе, Шамхоре и в г. Баку. Четыре ашуга переведены в штат Госфилармонии г. Кировабада"*.

Ашугское творчество составляло единство со всей азербайджанской литературой, перекликаясь с ее общим пафосом, вдохновляющим бойцов на героизм и победу над врагом. Обращение к ашуг-скому творчеству той огненной поры способствует расширению наших представлений о переживаниях и надеждах народа, которые отразились в песнях ашугов. Ныне, когда со времени немеркнущей Победы советского народа над немецким фашизмом прошло почти 40 лет и интерес к Великой Отечественной войне возрастает, важно изучение закономерностей развития литературы, ашугского творчества тех лет.

Идея защиты священной родной земли от ненавистного захватчика, прославление патриотизма и героизма, фронтовой дружбы, нравственной стойкости и цельности характера советского солдата - вот та центральная ось, вокруг которой вращалось тогда творчество ашугов. Словом, во время войны саз и песня ашуга служили своего рода оружием, направленным против врага, пробуздав-шим боевой дух, мужество, храбрость бойцов. Конечно, ашуги воспевали также и трудовые подвиги советских людей, сознавали единство фронта и тыла, но при этом они подчиняли свое творчество фронту. В связи с войной переустроилось на фронтовой лад

1 ЦГАЛИ Азерб. ССР. ф. 360, опись I, дело 60, лл. 1-6. и ашугское творчество, обогатившееся новыми темами, продиктованными желанием воодушевлять бойцов на разгром врага. Такие ашуги, как Мирза Байрамов, Асад Рзаев, боец-ашуг Кара и другие активизировали свое творчество, чтобы поставить его на службу фронту.

Ашуг Мирза Байрамов в те годы создал первое свое эпическое произведение - дастан, посвятив его героизму в войне азербайджанского бойца Камала Касымова. Кроме того, он написал тогда целый ряд стихотворений с призывом к героизму и патриотизму; часть из них он создавал, когда встречался с бойцами Западного и Крымского фронтов, пел их перед ними*.

В годы войны ашуги действовали как на фронте, так и в тылу, бойцы высоко ценили их творчество, вселяющее веру в победу. Из архивного материала автору данного исследования удалось установить целый список ашугов, проявлявших тогда плодотворную деятельность, развивая свое творчество соответственно потребностям войны.

Их наследие, несущее в себе печать грозного времени войны, заслуживает глубокого изучения.

Степень разработанности проблемы. К сожалению, творчество азербайджанских ашугов военных лет все еще недостаточно изучено, еще не собраны воедино, не изданы все написанные тогда ими произведения. Предпринятая в этом отношении ученым-фольклористом П. Эфендиевым попытка, привела его к написанию в 1959 году одной добротной статьи. Это добросовестное, интересное исследование ученого было напечатано в том же году в сборнике: "Труды азербайджанского педагогического института им. В.И. Ленина". Однако, для углубленного изучения наследия ашугов времен войны одной статьи явно недостаточно. Это и побудило автора настоящей работы т

См.: Набиев Б. Великая Отечественная война и азербайджанская литература. - Баку; Элм, 1977, с. 55-56. исследовать газеты, журналы военных лет, архивные материалы, мемуарную литературу с тем, чтобы собрать, систематизировать разбросанные по многим источникам образцы ашугского творчества, сохранившие суровое дыхание войны. В те военные годы о судьбе ашугов, об ашугском творчестве в условиях войны говорилось в публицистике, в специальных литературно-критических статьях. Пришлось собрать, систематически изучить и осмыслить эти материалы, также, как и ашугское творчество военных лет во всем его многообразии. В них, соответственно условиям времени, главным образом внимание акцентировалось на показ патриотических, героических мотивов в ашугской поэзии, в народном творчестве. Сюда относятся очерки Аб-баса Заманова "Казбек поет песню победы"*, Мамеда Аранлы "Ашуг-боец"^, статьи А. Заманова "Народный герой Кероглу"^, М.Г. Тахма-сиба "Ашугское творчество"Ашугская поэзия в дни Великой Отечественной войны"-*, А. Ахундова "Об ашугском творчестве"^, "Талантливый ашуг"7, Дж. Джаханбахша "Ашуг Кара"8, "Карачы оглу Ибрагим"5, Ашуга Мирзы Байрамова "Сила саза и песни"*0, Кубада Касымо-ва "Ашугское творчество"**, М. Ибрагимова "Героические дастаны то азербайджанского народа"АС- и ряд других. Хотя статьи о творчестве ашугов в годы войны находили свое отражение в печати, тем не мет

Эдебийет газети, 1943, 14 сентября.

2 Эдебийет газети, 1945, 24 февраля. Блокнот агитатора Красной Армии, июнь 1944, № б /на азерб. яз./. Эдебийет газети, 1945, 23 апреля.

Эдебийет газети, 1942, 7 ноября.

6 Эдебийет газети, 1943, 31 декабря.

7 Эдебийет газети, 1945, 15 февраля.

8 Там же. а Коммунист, 1945, 18 мая. Коммунист, 1944, 27 декабря. Эдебийет газети, 1943, 25 августа.

Эдебийет газети, 1941, 10 октября. нее многие из них теперь почти забыты, поэтому для научного рассмотрения пришлось извлечь их из архива. Однако в печати отразились далеко не все образцы ашугского творчества военного времени, во многом запечатлевшиеся в памяти исполнителей-ашугов разных районов Азербайджана, Грузии, Армении, или оставшиеся в пожелтевших тетрадях своих создателей. Для сбора материала в этом плане автор данной диссертации побывал также в ряде районов, сел Закавказья, встречался с ашугами старого поколения, помнившими ашугские песни военных лет, записал большое количество таких песен. Однако в научное рассмотрение вовлечены такие образцы ашугского творчества, которые публиковались в периодической печати, сборниках, или хранятся в государственных архивах.

Выработать самостоятельный подход к изучению темы было бы трудно без предварительного изучения существующей научной литературы об ашугском творчестве, о нашем фольклоре. С этой точки зрения, автор данной диссертации изучил работы Г. Ализаде, Г. Араслы, А. Ахундова, М.Г. Тахмасиба, В. Велиева, М. Хакимова, К. Намазова, 0. Эфендиева и других ученых.

Для ориентации в характере, аспектах проблематики диссертации свою положительную роль сыграла монографическая работа Б. На-биева "Великая Отечественная война и азербайджанская литература". Цель и задачи исследования кратко сводятся к следующему: а/ собрать, систематически анализировать идейно-политическую направленность богатого материала ашугского творчества периода войны; б/ при этом показать развитие ашугами героических, патриотических мотивов фольклора соответственно потребностям фронта; в/ концентрировать мысль вокруг воспетого ашугами патриотизма, одухотворенного идеей нерушимого единства советского общества, дружбы наших народов, их беспредельной любви к социалистической

Родине; г/ характеризовать отражение в ашугском творчестве ратных подвигов советских воинов, призывов к отваге, героизму, непоколебимой веры в победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Научная новизна исследования находит свое отражение прежде всего в самостоятельном систематическом анализе добытого материала об ашугском творчестве в условиях военного времени. Самостоятельность анализа проявляется и в определении основных аспектов ашугского творчества, продиктованных войной, в рассмотрении их в общем русле азербайджанской литературы тех лет. Это и способствовало расширению и обогащению представлений о творческом наследии ашугов в годы войны, о проблематике и идейной направленности этого наследия.

Методологическая основа исследования - последовательно соблюденный в нем марксистско-ленинский принцип историзма в подходе к изучению и научной оценке наследия художественной культуры. Руководством для автора диссертации служили здесь соответствующие установки ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, последующих Пленумов партии, постановление ЦК КПСС о подготовке к празднованию 40-летия великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Практическая значимость работы. Оснащенный здесь материал, отразивший развитие ашугского творчества времен войны, обобщения исследователя могут быть использованы в военно-патриотическом воспитании, в преподавании фольклора.

Апробация диссертационной работы. Основные части диссертационной работы опубликованы в республиканских журналах "Наука и жизнь", "Улдуз", "Преподавание азербайджанского языка и литературы", "Культурно-просветительное дело", "Пионер". Соискатель не раз выступал по теме на научных конференциях, в том числе посвященных творчеству молодых ученых, опубликовал некоторые тезисы своих докладов. Все опубликованные статьи соискателя восприняты положительно специалистами, общественностью. Диссертация выполнена, обсуждена, допущена к защите на кафедре азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института им. В. И. Ленина.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обосновывающего необходимость научного освещения избранной темы, и трех глав. Первая глава диссертации называется: "Любовь к Родине - основа ашугского творчества периода войны". Она включает в себя разделы: "Сведения о некоторых ашугах-фронтовиках", "Героические традиции народа на службе защиты социалистического Отечества", "Воспевание патриотизма как морального фактора героизма на войне". Вторая глава носит название: "Призывы к ратным подвигам". Она состоит из двух разделов: "Возвышение мужества, героизма советского воина", "Вера в победу над немецко-фашистскими захватчиками".

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Пашаев, Вели Мойла оглы

- 147 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суровые годы Великой Отечественной войны, трагические и героические, оставили неизгладимый след в памяти поколений, которые продолжают неустанно изучать это огненное время. Исследователи, благодаря углубленным, постоянным поискам, выявляют все новые и новые аспекты в научном осмыслении уроков войны, обогащая представления современников об этом. В этом отношении значительную плодотворную работу проделали и ученые Азербайджана, показывая вклад азербайджанского народа в Великую Победу над немецко-фашистскими захватчиками. Однако проделанное здесь, конечно, не является пределом; интерес к военной теме возрастает - тем больше, чем дальше уходят от нас годы войны. При этом этот интерес носит не только познавательный характер, но и приобретает идейно-политическое значение, особенно способствуя военно-патриотическому воспитанию молодежи. Исключительной актуальностью военной темы продиктован выбор наименее разработанной научной проблемы настоящей диссертации - "Идейная направленность ашугского творчества периода Великой Отечественной войны". Хотя на эту тему имеются различные статьи, написанные в годы войны и после, однако она по сути своей оставалась неизученной систематически.

В данной диссертации на основе обобщения значительного фактического материала освещены различные аспекты ашугского творчества периода войны, последовательно характеризующие его идейное содержание.

Ашуги всегда были близкими выразителями интересов народа, разделяли с ним радость и невзгоды, возвышали лучшие черты народного характера, - мужество, героизм, отвагу. В героическом прошлом народа саз ашуга символизировал одновременно и утверждение радостей жизни, человеческого счастья, и дух героизма народных богатырей, их непобедимость. В эпосе "Деде Коркуд" саз - пароль богатырей, они разлучны, едины с ним. Меч и саз сопутствуют им, олицетворяя единую мощь физической и духовной силы, перед которой не может устоять ни один коварный враг. А легендарный народный мститель герой Кероглу и его сподвижники не только почитали ашугов, но и сами прекрасно играли на сазе, слагали песни. Свою неиссякаемую героическую силу Кероглу черпал из поддержки народа, своего боевого коня - Гырата, своих сподвижников и, конечно, из вдохновенного своего саза. То же самое можно сказать и о Гачак Наби и других героях.

Традиции героизма народных богатырей, которых вдохновляли волшебные звуки саза и ашугские песни, возродились с новой силой в условиях Великой Отечественной войны. В довоенные годы ашуги воспевали мирную созидательную жизнь, героику труда, личное и общественное счастье строителей социалистической отчизны, вдохновляя на трудовые подвиги. Однако, когда гитлеровская армия вероломно напала на Советский Союз и над нашей Родиной нависла смертельная опасность, ашуги тут же перестроились на новый лад. Они стали помогать фронту, некоторые сражались с врагом на поле битвы, а в минуты затишья воспевали ратные подвиги своих боевых друзей. Тем из ашугов, которые остались в тылу, выпала на долю не менее ответственная задача - своим искусством помочь разгрому врага, тем самым приблизить желанную Победу. Из популярных ашугов - Мирза Байрамов, Асад Рзаев, Умай Аскеров, Кара Мовлаев и другие вдохновенно, неустанно трудились, создавали песни военно-патриотического, героического содержания. В ашугском творчестве тех лет по-новому осмысливались образы народных богатырей, особенно Кероглу, - этого никогда не увядающего символа героизма, символа непобедимости. Нередко ашуги сравнивали с ним наших земляков - героев войны, подчеркивая продолжение традиций Кероглу его наследниками, беспощадно громившими фашистов на поле боя. Воскрешение в памяти образов народных богатырей означало одновременно пробуждение патриотического духа, поскольку героизм и патриотизм в представлении ашугов составляли неразделимое единство. Вся советская земля воспевалась как дорогая сердцу каждого нашего воина, труженика единая родная Отчизна, а все наши народы - как единая семья. В нерушимом единстве всего советского народа, всей социалистической Родины, ашуги усматривали животворный источник побед наших людей, слагали об этом вдохновенные песни. Особенно активными были в этом плане Мирза Байрамов, Умай Аскеров, посвятившие немало заслуживающих внимания стихотворений воспеванию советского патриотизма, дружбы народов, интернационализма. Когда ашуг Мирза восклицал: "Родина неразделима, народ неразделим", -он этим выражал суть нерушимого единства советского общества, неразделимость патриотизма и социалистического интернационализма. Этим он также утверждал непобедимость единой Родины, единого народа, а это явилось ответом врагам,, безумно райитывавшим на раскол многонационального советского народа. Воспевая патриотизм и интернационализм, ашуги с особой гордостью возвышали воинов-азербайджанцев, героически сражавшихся на фронтах за освобождение Родины от гитлеровских захватчиков. Воин-азербайджанец, защищая любимую социалистическую Родину от врагов, тем самым защищал и свой Азербайджан, героические традиции своих предков, - так считали ашуги.

Мотивы интернационализма у ашугов проявились и в сочувственном отношении к народам оккупированных гитлеровцами стран, освобождение которых связывали с миссией Красной Армии. Это было не только проявлением их политической зрелости, но и предвидением, продиктованным глубокой верой в победоносную силу советского воина. В действительности, Красная Армия, освободив нашу Родину от фашистских захватчиков, затем принесла свободу и другим народам, входящим ныне в социалистическое содружество.

Через все ашугское творчество периода войны красной нитью проходила вера в победу над фашизмом, как это было во всей советской литературе. Лучшие стихотворения ашугов, пробуждавшие военно-патриотические чувства, ненависть к врагу, героические порывы, веру в победу - соответствовали общему пафосу идейной жизни страны. Здесь сыграло свою роль воздействие на ашугов идеологической работы, проводившейся республиканской партийной организацией, а также связь с Союзом писателей Азербайджана. Ашугское творчество испытало тогда влияние азербайджанской советской поэзии, особенно поэзии Самеда Вургуна, находившегося в дружбе, духовном общении со многими ашугами. Больше всех у ашуга Мирзы отчетливо наблюдалось созвучие с рядом вургуновских стихотворений военных лет, о чем в диссертации высказаны аргументированные мысли. Рассмотрение ашугского творчества в контексте азербайджанской поэзии в годы войны вполне оправдано, так как песни ашугов создавались в единстве с ней. В ряду мастеров советской культуры ашуги своим творчеством внесли духовный, идейный вклад в историческую Победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пашаев, Вели Мойла оглы, 1984 год

1. Маркс К. К критике политической экономии. - Баку: Азернешр, 1955 /на азерб. яз./

2. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. - М.: Худ.литература, 1976.

3. Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М.: Гослитиздат, 1948.

4. Воспоминания о В.И. Ленине. Баку: 1957 /на азерб. яз./.

5. ХХУ съезд КПСС, стенографический отчет, I, П, Ш тт., Баку:1977.

6. ХХ1У съезд КПСС и проблемы развития советского искусства. М.:1972.

7. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.

8. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.

9. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественнойвойны. М.: Сов. писатель, 1972.

10. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.:1. Просвещение, 1975.

11. Азербайджанская ССР в период Великой Отечественной войны /19411945/. Баку: Азгосиздат, 1976.

12. Азиз Шариф. Ашугские стихи в дни Великой Отечественной войны. Ветен угрунда, 1942, №№ 7-8.

13. Антология азербайджанской поэзии. М.: Худ. литература, 1939.

14. Антология азербайджанского фольклора, I и 2 кн. Баку: Изд-во

15. АН Азерб. ССР, 1968 /на азерб. яз./

16. Аранлы М. Фронтовой дневник. - Баку: Гянджлик,1975 /на азерб. яз./.

17. Ахундов А. Талантливый поэт. Эдебийет газети, 1945, 15 февраля.- Сила саза и слова. Коммунист, 1945, 27 февраля.- Родина неотделима от нас. Эдебийет газети, 1943, I мая.

18. Ашуг-воин. Эдебийет газети, 1945, 24 февраля.- Сын. Советская Грузия, 1943, 19 ию ля.

19. Ашуг Мирза Байрамов Ашуг Мирза Байрамов

20. Внимание к ашугскому Вургун С. Вургун С.

21. Вургун С. Гарабаглы А. Губад. Гулиев Г.

22. Гошма /Об Ашуге Наджафе/. Здебийет газети, 1943, 25 августа.

23. Ибрагимов М. Реализм в ашугской поэзии. Баку: Издательство

24. Исследования по азербайджанской устной народной литературе, I, 2,3, 4, 5 книги. Баку: 1961, 1966, 1968, 1973 и 1975.

25. История азербайджанской литературы в 3-х т., т. I, П, Ш. Баку, Изд-во АН Азерб. ССР, 1957, 1960.

26. История Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1982.

27. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.- М.: Военное изд-во Министерства обороны Союза ССР, 1961.

28. Литература и устное народное творчество. Эдебийет газети, 1945,31 июля.

29. Любовь к Родине. Кызыл аскер, 1944, 12 марта.1. Мадатов Г.1. Мамедов И.1. Мехтиев Г.Г.

30. Народный герой Кероглу. Блокнот агитатора Красной Армии, 1944,6.

31. Народная поэзия Азербайджана. Л.: Сов. писатель, 1978.1. Пьяных М.Ф.

32. Рзакулизаде М. Рустамзаде А. Сеидеханов К.

33. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны /1941-1945/.- М.: 1978.

34. Тахмасиб М.Г. Тахмасиб М.Г.

35. Тельпуховский Б.С. Тимофеев Л.И.1. Хакимов М.1. Халилов П.1. Цветков А.В.1. Эфендиев П.

36. Аббаслы Мирза Слово народа. - Баку, Гянджлик, 1973.

37. Азербайджанские дастаны, т. У, Баку, Элм, 1972

38. Азербайджанские дастаны. Баку: Гянджлик, 1977.

39. Ализаде Г. Кероглу. - Баку; 1941.

40. Ахундов С. Ашуги. - Баку: Изд-во Дома нар.твор.1. МП Азерб. ССР, 1960.- Избранные произведения. Составители Б. Абдуллаев, Р. Халилов. Баку: - Элм, 1979.1. Ашуг Асад.

41. Ашуги. Составитель и редактор Ильяс Тапдых. Баку: Гянджлик,1970.

42. Ашуги об Отечественной войне. Баку: Азернешр, 1942.

43. Ашугские стихи об Отечественной войне. Баку: Детюниздат, 1942на азерб. яз./.

44. Ашуг Ислам Юсифов. - Баку: 1957.

45. Вургун С. Избранные произведения. - Л.: Сов.писатель, 1977.

46. Вургун С. Собр. соч. в 3-х т., т. I, - М.:1. Худ. литература, 1978.

47. Гаджибеков У. Произведения в 10-ти т., т. 1-П,- Баку: 1964-1965.

48. Героический эпос азербайджанского народа. Эдебийет газети,1941, 19 сентября.

49. Гусейнзаде А. Народные слова. - Баку: Азернешр,1944.

50. Голос народа. Баку: Гянджлик, 1968.

51. Деде Коркут. Баку: Изд-во Аз. филиала АНСССР.

52. Мастера струнного саза. Собрал и составил А. Ахундов. Баку:1. Азернешр, 1964.

53. Народные стихи о Родине. Баку: Изд-во Аз. филиала АН СССР,1941.

54. Поэт Чобан Афган. Собрал Н. Гасанзаде, составитель

55. А. Ахундов. Баку: Изд-во Республ. дома нар. творчества.

56. РУКОПИСНЫЕ И АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ /на азербайджанском языке/

57. Центральный государственный архив литературы и искусства:

58. Фонд 360, опись I, дело 88, лист 177.

59. Фонд 360, опись I, дело 88, лист 59.1. Там же, 88, лист 87.1. Там же, 88, лист 64-65.1. Там же, 71, лист 178.1. Там же, 71, лист 64.- 160

60. Там же, ед. хр. 35, листы 5, 6, 7, 8, 9, 10, II, 12, 14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.