Идейно-политическая борьба в Татарстане за реализацию национальных интересов татарского народа: 1920-е г.г. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат исторических наук Гиздатуллин, Рушан Гависович

  • Гиздатуллин, Рушан Гависович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Казань
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 220
Гиздатуллин, Рушан Гависович. Идейно-политическая борьба в Татарстане за реализацию национальных интересов татарского народа: 1920-е г.г.: дис. кандидат исторических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Казань. 2007. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гиздатуллин, Рушан Гависович

Введение.

Глава 1. Изучение истории реализации татарских национальных интересов 1920-х гг.: общие проблемы

1.1 Источниковая база исследования.

1.2. Историографический обзор.

Глава 2. Этнополитические интересы татарского народа в контексте идейно-политической борьбы в Татарстане в 1920-е гг.

2.1. Национальные интересы татарского народа.

2.2. Идейно-политическая борьба по вопросам реализации этнополитических интересов татарского народа.

2.3. Борьба с «инакомыслием» в национальной политике.

Глава 3. Идейно-политическая борьба татарского народа за осуществление этнокультурных интересов в Татарстане в 1920-е гг.

3.1. Этнополитические интересы татарского народа.

3.2. Этнокультурные и языковые интересы татарского народа.

3.3. Национально-религиозные интересы татарского народа . 162 Заключение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-политическая борьба в Татарстане за реализацию национальных интересов татарского народа: 1920-е г.г.»

Актуальность темы исследования. Задачи современной историко-политической науки ориентируют ее на воссоздание обстоятельной картины сложнейших процессов отечественной истории периода политических потрясений и фундаментальных социокультурных перемен, выявление сути поисков новой идентичности, новых компонентов общественного сознания. Исследователи отмечают, что история как одна из действенных форм самосознания общества чутко реагирует на его потребности, и чем они острее и значительнее, тем масштабнее их влияние на состояние науки1.

Реконструкция этнополитических дебатов, происходивших на развилках истории XX в., позволяет точнее определить истоки и сущность современного национального самосознания народов России. Дискуссии по проблемам современного российского федерализма и места в нем Республики Татарстан также демонстрируют востребованность историко-политических интенций для ответа на злободневные вопросы истории нациестроительства.

Немаловажной причиной актуализации исследования национальной составляющей советской государственности является реакция на присущее ей тенденции к унификации в этнополитической сфере, поскольку в процессе «социалистической модернизации» этносы России, приобретая черты нового социума, утратили многие грани самобытности. Миражи большевистского нациестроительства были сопряжены с мечтами о новой исторической общности в форме советского народа, принижающего в целом феномен самобытности традиций нерусских народов России. Это обстоятельство в 1920-е гг. усугублялось оставшимся от прошлого недостатком цивилизационного ресурса Российской империи. Осмысление деформаций и ошибок прошлых времен в национальной сфере требует

1 Репина А.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. - Мм 2004. - С.207. тщательного исторического изучения опыта политической борьбы за реализацию национальных интересов в 1920-е гг.

Проблема национального статуса занимает одно из центральных мест в политической жизни полиэтничных стран. Эта проблема разрешается далеко не всегда оптимально, в том числе и некоторыми российскими политиками. Исследователи современных интеграционных тенденций справедливо указывают на то, что и сегодня сохраняется опасность разрушения веками формировавшихся принципов взаимодействия этнического и социального в культуре, своеобразия «био-социо-культурных пространств»1.

Кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества постсоветского периода, связанные с демократизацией общественно-политического развития, способствовали становлению новых реалий в области национальной политики. Рост значения суверенизации национальных и политических интересов народов явился реакцией на подчиненность национального вопроса идеологемам унитаризма. Высказываемые политическими деятелями идеи гиперцентрализации в Российской Федерации несут в себе потенциальную опасность межнациональных трений и конфликтов. Реализация национальных интересов народов современного российского социума предполагает демократические, гражданские формы политического участия, способствующие самоорганизации этнополитического сообщества. Однако демократические процедуры и формы - не гарант оптимальных форм реализации национальных интересов. Национальные интересы могут быть реализованы не в режиме «равенства сопротивлений», а в процессе сложного взаимодействия факторов этнополитического развития и функционирования наций в составе полиэтничной федерации, в том числе сознательного самоограничения.

1 Козлова О. Этничность человечества: пространство бытия и быта народов // Социально-гуманитарный журнал. - 2003. - №5. - С.75.

В настоящее время каждый народ России с его историей, традициями, психологическим обликом нуждается в формах политического бытования, способных обеспечить этнокультурное развитие. В повестку дня встал вопрос о суверенизации национальных интересов как договорного принципа отношений с федеральным правительством, открывающего возможности развивать национальные традиции. В то же время для защиты национальных интересов нужна известная политическая самодисциплина народа. Современная национальная политика вновь сталкивается с некоторыми проблемами и опасностями, некогда свойственными первому десятилетию Советской власти. Возникает необходимость осмыслить и проанализировать практику национально-государственного строительства 1920-х гг., когда шла острая борьба за расширение прав национальных автономий, против бюрократической централизации и отхода от принципов федерализма, а также за сохранение традиционного сознания народов как своеобразного камертона идеи социально-культурного равенства. Это своего рода «предыстория» суверенизации национальных интересов татарского народа.

Недостаточная исследованность истории идейно-политического дискурса по проблемам определения вектора национально-государственного развития отмечена также в материалах современных конференций1.

Таким образом, обращение к проблеме суверенизации национальных и политических интересов татарского народа востребовано современными реалиями российского общества, поскольку нередко высказываемые идеи гиперцентрализации в Российской Федерации содержат в себе потенциальную опасность межнациональных трений и конфликтов. Тема исследования представляется актуальной и в связи с выходом Татарстана на международную арену, и усилением в нем центростремительных сил, борющихся за суверенизацию национальных и политических интересов

1 Хамидуллин Б.Л. Основные проблемы изучения истории татарского народа./Актуальные проблемы истории государственности татарского народа: Мат-лы науч. конф.- Казань, 2000.-С.62-66. татарского народа, а также представляет интерес и в контексте более глубокого познания общих закономерностей национально-государственной эволюции России.

Научная и практическая значимость данного научного исследования обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, углубленное изучение истории суверенизации национальных интересов татарского народа позволяет расширить имеющиеся научные представления об этой важной области национально-государственного строительства в Татарстане, внести в современные реформы существенные коррективы;

- во-вторых, комплексное исследование данной проблемы позволяет ввести в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся архивные источники, заново переосмыслить многие, десятилетиями устоявшиеся взгляды.

Несмотря на то, что многие исследователи изучали и изучают различные аспекты истории борьбы за реализацию национальных интересов татарского народа советского периода, тема еще не исчерпана.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920 г., с момента образования Татарской АССР и расширения борьбы за реализацию национальных интересов татарского народа, по 1929 г., когда почти полностью были свернуты программы по реализации этнополитических интересов народов России и начались повсеместные репрессии против представителей новой татарской политической элиты. С одной стороны, исследуемый период - это время относительной свободы дискуссий, когда идейно-политическая борьба шла в русле дебатов, а не в форме политических репрессий середины и второй половины 1930-х гг. С другой стороны - уже в 1920-е гг. обвинение в «национальном уклонизме» обретало все более зловещий характер. Для более цельного освещения основных проблем исследование в ряде случаев выходит за пределы данного периода.

Территориальные рамки исследования включают Татарстан. Выбор территориальных рамок соискатель связывает, во-первых, со спецификой реализации татарских национальных интересов в условиях автономной республики; во-вторых, со средоточением основных направлений идейно-политической борьбы за эти интересы в татарстанских партийно-советских структурах.

Объектом исследования выступают содержание и формы реализации национальных интересов в процессе национально-государственного строительства в РСФСР и ТАССР.

Предметом исследования является идеологическая и политическая борьба за реализацию и закрепление национальных интересов татарского народа на начальном этапе становления и развития его государственности в 1920-е гг.

Цель диссертации - всесторонний анализ истории идейно-политической борьбы за реализацию национальных интересов татарского народа в Татарстане в 1920-е гг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать источниковую базу и охарактеризовать тенденции историко-политического изучения борьбы за реализацию национальных интересов татарского народа в 1920-е гг.;

- выявить специфику национальных интересов татарского народа в период образования и становления государственности татарского народа;

- проанализировать особенности идейно-политической борьбы в татарском политическом руководстве по вопросам реализации этнополитических интересов татарского народа;

- изучить содержание и суть размежевания в татарском руководстве на «правых» и «левых» и борьбу с инакомыслием в 1920-е гг.;

- показать противоречия коренизации государственного аппарата республики;

- определить характер и особенности этнокультурных интересов татарского народа и своеобразие языковой политики в Татарстане;

- выявить специфику реализации этноконфессиональных интересов татарского народа.

Методологическую базу исследования составляют важнейшие принципы исторического познания: научность, объективность, историзм, которые предполагают использование широкого круга источников, комплексный охват всей совокупности исторических фактов, позволяющих представить динамику изучаемых явлений по исследуемой тематике. Характер задач, поставленных в диссертационной работе, определил необходимость применения, наряду с общенаучными, специальных исторических методов: сравнительно-исторического, логического, анализа и синтеза, проблемно-хронологического, реконструктивного, комплексного и критического подхода к источникам и историографии по исследуемой тематике. Комплексное применение этих методов позволило автору выявить общее и частное, структурировать отдельные элементы изучаемого явления в систему, сформулировать выводы и обобщения.

Научная новизна работы состоит в том, что данная диссертация является первым комплексным исследованием многоплановой, практически не изученной в совокупности темы — истории идейно-политической борьбы за реализацию национальных интересов татарского народа. В диссертационной работе предпринята попытка воссоздать достоверную картину и дать поэтапный анализ противостояния «правых» и левых» в политическом руководстве Татарской АССР, рассмотреть проблемы реализации национальных интересов в тесной связи с особенностями формирования татарского общества. В работе впервые в научный оборот введено большое количество новых неопубликованных документов и материалов.

Практическая значимость работы. Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по истории национально-государственного строительства в Российской Федерации и Татарстане. Накопленный, систематизированный и обработанный материал может быть использован при разработке лекционных курсов и спецкурсов по истории Татарстана, при написании монографий и учебных пособий по истории национальных отношений в России, особенно в региональном аспекте. Результаты исследования являются актуальными для изучения национальных отношений на современном этапе, поскольку проблемы в этой области существуют и сегодня.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на научно-практической конференции «Региональные энциклопедии: проблемы общего и особенного в истории и культуре народов Среднего Поволжья и Приуралья» (Казань, 2006 г.), на межрегиональной научной конференции «История народов Поволжья и Приуралья. Исследовательские традиции и новации» (Казань, 2006 г.), а также на итоговых научных конференциях отдела истории и общественной мысли Института Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан за 2005, 2006 гг.

Структура диссертационного сочинения состоит из введения и трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Гиздатуллин, Рушан Гависович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История борьбы татарского народа за суверенизацию своих национальных интересов до сих пор остается малоисследованной темой. В отечественной историографии больше всего изучена политическая и социально-экономическая история татарского народа, нежели проблема суверенизации его национальных интересов. Поэтому необходимость новой оценки истории татарского народа и Татарстана очевидна. Особенно актуальна эта проблема в совокупности с неисследованными прежде особенностями развития национальной политики в республике и возможностью работы с архивными документами, ставшими доступными в последние десятилетия.

Многогранная и сложная проблема, посвященная истории идейно-политической борьбы татарского народа за суверенизацию своих национальных интересов, разумеется, не может быть решена в рамках одного исследования. Но и то, что удалось осветить в данной работе, позволяет нам сделать некоторые выводы.

Борьба татарского народа за суверенизацию своих национальных интересов, прошедшая сложный путь, имела ряд особенностей, разделяющих исследуемый процесс на два неравнозначных, но одинаково важных для нас, этапа: 1920-1924 и 1924-1929 гг., каждый из которых имел как общие, так и специфические черты. Сравнительный анализ материалов по исследуемой проблематике способствовал обоснованию этапов борьбы за суверенизацию татарских национальных интересов и выбора хронологических рамок исследования. Все эти вопросы нашли отражение в диссертации.

Таким образом, идейно-политическая борьба татарского народа за суверенизацию национальных интересов прошла несколько этапов, которые свою очередь делятся на мелкие хронологические периоды.

В 1920-1924 гг. происходили становление и развитие татарской государственности и поиска путей суверенизации национальных интересов татарского народа, борьба с имперскими (великодержавными) проявлениями центрального руководства страны.

1920-1921 гг., - период становления и развития Татарской АССР. Автономия была образована на завершающем этапе братоубийственной гражданской войны. Промышленность и сельское хозяйство республики находились в состоянии тяжелейшей стагнации. Сильнейшая засуха и полный неурожай 1921 г. еще больше ухудшили экономическое положение татарской автономии, сопровождавшееся массовым голодом и смертностью населения. В этот тяжелейший период истории народов республики почти полное бездействие правительства Татарстана, возглавляемого С.С. Саид-Галиевым, вызвало массовое недовольство, что в конечном итоге привело к политическому кризису и смене руководства.

Заметим что, несмотря на очень сложную социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в республике, в те годы уже началась борьба между сторонниками областничества и великодержавной этнокультурной ассимиляцией во главе с С.С. Саид-Галиевым и сторонниками расширения политико-правового статуса татарской автономии и суверенизации национальных интересов татарского народа во главе с М.Х. Султан-Галиевым. Результатом этой борьбы стало образование в соответствии с Декретом от 25 июня 1921 г. Комиссии по реализации татарского языка, призванной осуществить суверенизацию языковых интересов татарского народа и придать ему, наряду с русским, государственный статус.

Этот период характеризуется усилением наступления на исламскую культуру татарского общества, первыми попытками создания новой системы народного просвещения, свободной от религиозного влияния, массовым закрытием мусульманских учебных заведений и приспособлением их к нуждам советских школ.

В 1921-1924 гг. под руководством правительства К.Г. Мухтарова начался поиск путей выхода из социально-экономического и политического кризиса. Одновременно велась широкомасштабная борьба за суверенизацию национальных интересов татарского народа. С приходом к власти команды К.Г. Мухтарова (или, по-другому, правительства «правых») была существенно конкретизирована программа по реализации татарского языка, началась реальная работа по приданию ему статуса государственного языка в республике. Кроме того, под его непосредственным руководством началась широкомасштабная работа по коренизации государственных, культурных, судебных и общественных учреждений. В те годы был проведен также ряд мероприятий по переселению малоземельного татарского крестьянства на земли государственного фонда вблизи артерий больших рек и улучшению его экономического положения.

Необходимо отметить, что в этот период были сделаны и определенные послабления татарскому населению в реализации своих религиозных интересов. Все это в конечном итоге способствовало расширению сети конфессиональных учебных заведений и оживлению религиозной жизни в Татарстане. Представители мусульманского духовенства относительно самостоятельно начали регулировать религиозную жизнь татарского общества. Обладая относительной свободой, они, наряду с расширением круга богословских книг и приспособлением их к учебным программам, постепенно начали переходить к внедрению светских предметов в учебную практику в мусульманских конфессиональных школах.

В 1924-1927 гг. в условиях формирования сталинской командно-административной системы, постоянной ротации руководящих работников, особенно татарских, и насаждения на ответственные посты второстепенных руководителей временщиков, далеких от национальных интересов народов, началось постепенное сворачивание программ по суверенизации национальных интересов татарского народа, принятых правительством К.Г. Мухтарова и его единомышленниками.

Этот период характеризуется также острой идейно-политической борьбой в татарском руководстве. Тон этой борьбе был задан на 4-м совещании ЦК РКП (б) с ответственными работниками национальных республик и областей (1923 г.), где значительная часть тюрко-татарских руководителей национальных республик, а также и некоторые ответственные работники Наркомата по делам национальностей РСФСР и других структур (М.Х. Султан-Галиев и др.) были обвинены в «национал-уклонизме». Все это негативно коснулось и татарского политического руководства. В ходе начавшейся политической чистки были смещены с занимаемых должностей К.Г. Мухтаров и его команда, большую часть из них вынудили покинуть пределы Татарстана. Таким образом, был нанесен серьезный удар по активным сторонникам борьбы за суверенизацию национальных интересов татарского народа.

В то же время с приходом к политическому руководству в татарском обкоме ставленника И.В. Сталина М.М. Хатаевича началась активная борьба не только с «правыми», но и с «левыми». Последние были интернационалистами, сторонниками областничества и русской этнокультурной ассимиляции, многие из них в общей форме отрицали татарскую государственность, но при этом защищали определенные национальные интересы татарского народа. Одновременно под руководством М.М. Хатаевича при поддержке определенной части татарских коммунистов начались политические интриги в республиканском руководстве и велась активная политическая травля сторонников М.Х. Султан-Галиева, К.Г. Мухтарова. Все это в конечном итоге стало причиной постепенного свертывания работ по реализации татарского языка, коренизации государственного аппарата и т.п.

Кроме того, с подачи того же М.М. Хатаевича началась совместная с органами Татарского отдела ОГПУ борьба с религиозными свободами татарского народа, вынудившая мусульманское духовенство свернуть значительную часть сети учебных заведений и перейти на нелегальные формы обучения учащейся молодежи. Власти постепенно начали преследовать за религиозную принадлежность представителей татарского народа.

В 1927-1929 гг. после разгрома «правых» и ослабления политических позиций «левых» Татарский обком, наряду с активизацией преследования представителей мусульманского духовенства, начал широкую кампанию против татарской интеллигенции. Все это сопровождалось лишением ранее занимаемых должностей, различными запретами на вид жительства или на работу, а также арестами, заключениями в тюрьмы или ссылками в советские концентрационные лагеря.

Одновременно с этим активизировалась цензура печатного слова, в ходе которой была проведена чистка среди работников средств массовой информации, типографий и издательских центров. Но самой страшной для представителей пишущей интеллигенции стала развернувшаяся идейно-политическая кампания в периодической печати. На страницах республиканских газет началось политическое третирование татарских писателей и представителей других интеллектуальных профессий. Больше всех в период этих политических акций пострадал видный татарский писатель, ученый и общественно-политический деятель Г.Г. Ибрагимов. Его работа «Каким путем пойдет татарская культура», увидевшая свет в 1927 г., стала неоднократно предметом обсуждения на различных заседаниях татарского политического руководства, где она была подвергнута незаслуженной резкой критике со стороны М.М. Хатаевича и его близкого окружения. Впоследствии Г.Г. Ибрагимова вынудили сложить с себя полномочия председателя Академического центра Наркомата просвещения Татарстана, затем уйти с политической арены. В тот же период органы ОГПУ при активной поддержке высшего руководства обкома начали фабриковать политические дела с целью обвинения представителей татарской духовной, культурной и политической элиты в антисоветской деятельности. Первой их неудачной попыткой стало дело татарско-башкирских писателей «Джидеген». Но, несмотря на это, сотрудники Татарского отдела ОГПУ добились определенных результатов - в ходе несостоявшегося процесса была развернута идейно-политическая кампания против этих писателей, негативно повлиявшая в определенном смысле слова на их дальнейшую творческую деятельность.

В конце 1920-х гг. в связи с укреплением позиций сталинского руководства все заметнее становилась тенденция перехода к имперскому стилю руководства, одергиванию национальностей, навязыванию им принципа интернационализма, противопоставлявшегося, в действительности, всему национальному. К 1929 г. идейно-политическая борьба татарского народа за суверенизацию своих национальных интересов почти окончательно прекратилась. Причиной этого стали аресты в 1928-1929 гг. М.Х. Султан-Галиева, К.Г. Мухтарова, A.M. Енбаева и других активных участников этого процесса. В ходе политического процесса, сфабрикованного сотрудниками ОГПУ, большая часть из них обвинены в антисоветской деятельности и приговорены к смертной казни, замененной затем на 10 лет заключения в концентрационном лагере на Соловецких островах. В 1930-е гг. было сфабриковано новое дело, известное под названием «Московского центра султангалиевцев», дело, по которому были привлечены ряд видных представителей татарской интеллигенции и репрессированы. Таким образом, были уничтожены движущие силы и носители идеи о суверенизации национальных интересов татарского народа.

В отличие от двух других периодов, в этот период на основании директивных распоряжений центральных властей, лишь в дозволенной мере артикулированных низовыми властными структурами, прежде всего, партийными органами, была запрещена деятельность всех мусульманских религиозных учреждений (закрытие Духовного управления мусульман в 1929 г. и т.п.) и конфессиональных учебных заведений.

Итак, политика централизации (по-другому - областничества) сталинского руководства и установление монополии Коммунистической партии на все стороны национального бытия народов СССР, в том числе татарского, очень негативно повлияли на нациестроительство. Благодаря ограничению прав народов на суверенизацию своих национальных интересов сталинское руководство смогло построить «советскую многонациональную коммунальную квартиру», лишая тем самым нерусские этносы возможности сохранения своей этнокультурной идентичности и открывая широкий путь для русской (великодержавной) культурной ассимиляции. В конечном итоге все это привело к утрате значительной частью татарского населения своей духовной традиции, языка и этнокультурной идентичности, а также способствовало русификации татар.

В настоящее время, после принятия декларации о Государственном суверенитете Татарской ССР 30 августа 1990 г., начавшиеся процессы по суверенизации национальных интересов татарского народа вновь столкнулись с централизаторскими рецидивами в духе концепции «единого российского народа». В 2000-е гг. в ходе приведения в соответствие Конституции Республики Татарстан 1992 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г. были приглушены основные идеи о защите национальных интересов. Сегодня из всех национальных интересов татарского народа с трудом пробивают себе дорогу языковые, религиозные интересы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Гиздатуллин, Рушан Гависович, 2007 год

1. Неопубликованные материалы Источники:

2. Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан

3. Фонд 15 Татарский областной комитет РКП-ВКП (б), 1920-1929 гг.

4. Фонд 36 Отдел истории партии Татарского обкома ВКП (б), 19201929 гг.

5. Фонд 290 Фракция ВКП (б) СНК и ЦИК ТАССР, 1923-1929 гг.

6. Фонд 292 Партийная коллегия при уполномоченном КПК при ЦК ВКП (б) по ТАССР, 1920-1929 гг.

7. Фонд 654 Арский кантонный комитет РКП-ВКП (б), 1920-1929 гг.

8. Фонд 1224 Тетюшский кантонный комитет РКП-ВКП (б), 1922— 1927 гг.

9. Фонд 5934 Лаишевский кантонный комитет, РКП-ВКП (б), 1922— 1926 гг.

10. Национальный архив Республики Татарстан

11. Фонд р-128 Совет народных комиссаров ТАССР, 1921-1929 гг.

12. Фонд р-732 Центральный исполнительный комитет ТАССР, 1920-1929гг.

13. Фонд р-990 Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции ТАССР, 1920-1929 гг.

14. Фонд р-3682 Народный комиссариат образования ТАССР, 1920-1929гг.

15. Сборники документов и материалов, стенографические отчеты

16. Декреты Советской власти. — М.: Политиздат, 1989. — Т. 13. — 552с.

17. Десятый съезд РКП (б): Стенографический отчет. — М., 1921. — 390с.

18. Десять лет социалистического строительства в Татарстане (1920-1930). —Казань: Татгосиздат, 1930.— 177с.

19. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: Сб. документов. 1917-1928 гг. — М.: Госполитиздат, 1957. — Т.1.— 879с.

20. Итоги Всероссийской переписи 1920 года. — М.: Госиздат, 1928.— 187с.

21. Культурное строительство в Татарии (1917-1941): Документы и материалы. — Казань: Татгосиздат, 1971. 357с.

22. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу / В.И. Ленин //Полн. собр. соч. -М.: Полит, лит-ра, 1970. -Т.24.- С.112-150.

23. Ленин В.И. О «культурно-национальной» автономии / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. -М.: Полит, лит-ра, 1970. -Т.24.- С. 174-178.

24. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. М.: Полит, лит-ра, 1970. - Т.25.- С.255-320.

25. Ленин В.И. X съезд РКП (б). Отчет о политической деятельности ЦК РКП (б) 8 марта 1921 года / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. М.: Полит, лит-ра, 1970. -Т.43. - С.7-33.

26. Ленин В.И. Записка Л.Б. Каменеву о борьбе с великодержавным шовинизмом 6 октября 1922 г. / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. М.: Полит, литра, 1970.-Т.45.-С.214.

27. Ленин В.И. Об образовании СССР. Письмо Каменеву Л.Б. для членов Политбюро ЦК РКП (б) 26 октября 1922 г. / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. -М.: Полит, лит-ра, 1970. Т.45.- С.211-213.

28. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об «автономизации» / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. М.: Полит, лит-ра, 1970. - Т.45.- С.356-362.

29. Ленин В.И. Ответы на письмо С.Г. Саид-Галиева. 20 июля / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. М.: Полит, лит-ра, 1970. - Т.53. - С.45-46

30. Ленин В.И. Письмо Троцкому Л.Д. / Ленин В.И. // Полн. собр. соч. -М.: Полит, лит-ра, 1970. Т.54.- С.329.

31. Летопись борьбы и свершений. Хроника партийной организации Татарии. 1883-1985. В 2 кн. — Кн.1. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. — 319с.

32. Материалы по культурно-просветительной работе: Сб. документов и материалов. — М.: Советская Россия, 1959. 301с.

33. Материалы Третьего съезда Общества «Долой неграмотность» Татреспублики. — Казань: Изд-во ОК ВКП(б) Агитпропа, 1927. 67с.

34. Мирсаид Султан-Галиев. Статьи, выступления, документы. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992.-518 с.

35. Мирсаид Султан-Галиев. Избранные труды / М.Султан-Галиев. -Казань: Изд-во «Гасыр», 1998. 719 с.

36. Неизвестный Султан-Галиев: рассекреченные документы и материалы. Казань, 2002.

37. Образование Татарской АССР: Сборник документов и материалов. -Казань: Тат.кн.изд-во, 1963. 504 с.

38. Образование и государственно-правовое положение ТАССР: Сборник документов и материалов. — Казань: Ротопринтное изд-е, 1960. — 4.1. — 173с.

39. Общество «Долой неграмотность». Устав Общества и инструктивный материал. — М.: Политиздат, 1924. 174с.

40. Основные итоги работы правительства ТАССР к 8-му Всетатарскому съезду Советов. — Казань: Изд-во ЦИК и СНК ТАССР, 1929. — 107с.

41. Отчет областного комитета РКП(б) ТАССР к 6-й областной партконференции (с 20 марта по 15 октября 1922 г.).— Казань: Изд-во ОК РКП(б), 1922. —61с.

42. Отчет областной контрольной комиссии РКП(б) ТАССР к 7-й областной партконференции. — Казань, 1923. — Юс.

43. Отчет областной контрольной комиссии РКП(б) к 8-й областной партконференции за период с 20-го марта 1923 года по 5-е марта 1924 года. — Казань: Изд-во ОК РКП(б), 1924. — 35с.

44. Программа по обучению татарскому языку служащих не татар на курсах-кружках реализации татарского языка при советских учреждениях и предприятиях Татреспублики (составлена научно-педагогической комиссией Академцентра ТНКПроса. Казань, 1926.

45. Протокол № 11 заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС. 29 мая 1990 // Известия ЦК КПСС. 1990. - № 9.

46. Пятый съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет.— Казань: Изд-во ЦИК ТАССР, 1925. — 198с.

47. Сборник декретов и распоряжений с 25 мая 1920 г. по 2 мая 1921 г. — Казань: Изд-во Упр-я делами СНК ТАССР, 1921. — 191с.

48. Сборник инструкций, циркуляров и постановлений губкома РКП(б) за 1920 г. — Казань: Изд-во Казгубкома РКП(б), 1920. — 192с.

49. Сборник узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства ТАССР за 1923-1925 гг. — Казань: Изд-во ЦИК и СНК ТАССР, 1925.- 174с.

50. Сборник циркуляров и распоряжений Народного комиссариата просвещения ТССР. — Казань, 1927. — №9. — С.29-30.

51. Седьмой съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. — Казань: Изд-во ЦИК ТАССР, 1927. — 267с.

52. Сталин И.В. Доклад об очередных задачах партии в национальном вопросе на X съезде РКП (б) / И.В. Сталин // Сочинения. М.: Госполитиздат, 1954-1955.-Т.5.-С.ЗЗ-44.

53. Сталин И.В. Об объединении советских республик. Доклад на X всероссийском съезде Советов. 26 декабря 1922 г. / И.В. Сталин // Сочинения. М.: Госполитиздат, 1954-1955. - Т.5. - С. 145-155.

54. Сталин И.В. Доклад о национальных моментах в партийном и государственном строительстве на XII съезде РКП (б). 23 апреля 1923 г. / И.В. Сталин // Сочинения. М.: Госполитиздат, 1954-1955. - Т.5. - С.236-263.

55. Сталин И.В. Заключительное слово по докладу о национальных моментах в партийном и государственном строительстве на XII съезде РКП (б). 23 апреля 1923 г. / И.В. Сталин // Сочинения. М.: Госполитиздат, 1954-1955. -Т.5. - С.264-276.

56. Сталин И.В. О «правых» и «левых» в национальных республиках и областях. Речь по первому пункту порядка дня Совещания: «Дело Султан-Галиева». 10 июня 1923 г. / И.В. Сталин // Сочинения. М.: Госполитиздат, 1954-1955.-Т.5.-С.301-306.

57. Сталин И.В. О правом и левом уклоне в ВКП (б). Речь на Пленуме ЦК ВКП (б) и ЦКК ВКП (б) в апреле 1929 г. (Стенограмма) / И.В. Сталин. М.: Госполитиздат, 1955. - 84с.

58. Стенографический отчет национального совещания членов Татобкома и СНК совместно с ответственными работниками райкомов и парткомов. — Казань: Изд-во ОК РКП(б), 1923. — 178с.

59. Стенографический отчет IX областной конференции Татарской организации РКП(б). — Казань: Изд-во ОК РКП(б), 1924. — 176с.

60. Стенографический отчет заседаний XI областной партконференции. — Казань: Изд-во «газ. Красная Татария», 1925. — 396с.

61. Стенографический отчет заседаний XII областной партконференции. — Казань: Изд-во «газ. Красная Татария», 1927. — 293с.

62. Стенографический отчет заседаний XIII областной партконференции. — Казань: Изд-во «газ. Красная Татария», 1927. — 402с.

63. Султан-Галиев М. Татарская автономная республика/ М. Султан-Галиев // Жизнь национальностей. — 1923. — Кн.1. С.25-39.

64. Тайны национальной политики ЦК РКП: «Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в г. Москве 9-12 июня 1923»: Стенографический отчет. М., 1992.

65. Тезисы к докладу тов. Шаймарданова на 3-й сессии ТЦИК «О положении дела по реализации татарского языка и перспективах». Казань, 1927.

66. Третий пленум Татобласткома ВКП (б) (16-19 мая 1927 года): Стенограмма отчета бюро ОК ВКП(б). — Казань, 1927. — 133с.

67. Третий съезд Советов ТАССР: Бюллетень №4. 10 декабря 1922.— Казань, 1922. — 13с.

68. Четвертый пленум Татобласткома ВКП (б) (15-19 сентября 1927 г): Стенограмма отчета бюро ОК ВКП(б). — Казань, 1927. — 156с.

69. Четвертый съезд Советов ТАССР: Бюллетень №2. 18 декабря 1923 г. — Казань, 1923. —50с.

70. Шестой съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. — Казань: Изд-во ЦИК ТАССР, 1926. — 338с.

71. Языковая политика в Республике Татарстан: Документы и материалы 20-30-е гг. / Сост. З.Г. Гарипова, Ф.Ф. Исламов, К.М. Миннулин. Казань: Магариф, 1998.-207с.3. Периодическая печать

72. Известия ТатЦИК: орган ЦИК ТАССР и Татарского обкома РКП (б) (1921-1924 гг.).

73. Красная Татария: орган ЦИК ТАССР и Татарского обкома РКП ВКП (б) (1924-1929 гг.).

74. Труд и хозяйство: ежемесячный журнал Экономического совещания при СНК ТАССР (1923-1929 гг.).

75. Статьи, монографии, сборники статей, диссертации, авторефераты

76. Абдуллин М.И. Октябрьская революция в Татарстане и ее фальсификаторы / М.И. Абдуллин // Совет мэктэбе. Казань, 1975. - №11 (на татарском языке).

77. Абдуллин М.И., Батыев С.Г. Султангалиевщина и ее буржуазные защитники / М.И. Абдуллин, С.Г. Батыев // Татарстан коммунисты. Казань, 1975. - № 1. - С. 67-75 (на татарском языке).

78. Абдуллин М.И. Критика буржуазной историографии по вопросам борьбы коммунистической партии за решение национального вопроса в РСФСР в 1917-1937 гг.: Автореф./ М.И. Абдуллин. -М., 1986.-31 с.

79. Абдуллин М.И. Борьба без компромиссов: (Критика буржуазных концепций разрешения национальных вопросов в республиках Поволжья и Урала / М.И. Абдуллин. Казань: Тат. кн. изд-во. 1982.-254 с.

80. Алексеева Т.А. Национализм как политическая идеология / Т.А. Алексеева. М., 2000.

81. Алексеенков П. Национальная политика Временного правительства в Туркестане в 1917 г./ П. Алексеенков // Пролетарская революция. 1928. - № 8.

82. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России / А. Аршаруни, X. Габидуллин. М., 1931.

83. Багавиева С. Политические репрессии в советском Татарстане (1918 — начало 1950-х гг.). Анализ и характеристика источников: Автореф. / С. Багавиева. Казань, 2003. - 22с.

84. Белокопытов В.И. Лихолетье: Из истории борьбы с голодом в Поволжье 1921-1922 гг. / В.И. Белокопытов. — Казань, 1976. — 166с.

85. Беляков Р.Ю. Идеологическая борьба по национальному вопросу в период восстановления народного хозяйства (1921-1925) (на материалах ТАССР): Дис. канд ист. наук / Р.Ю. Беляков. Казань, 1988. - 218с.

86. Бердяев Н.Я. Судьба России / Н.Я. Бердяев. М., 1990.

87. Бодреев С. Татарская АССР / С. Бодреев. — М., 1932. — 130с.

88. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности / Ю.М. Бородай. - М., 1995.

89. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. - 207с.

90. В памяти народа останется коммунистом: Послесловие к гражданской и партийной реабилитации Мирсаида Султан-Галиева (Беседа В. Устиновского с Б. Султанбековым) // Советская Татария. 1990. - 3 июня.

91. Валеев Р.К. Национал-уклонизм / Р.К. Валеев // Мирас. 2004. - № 6. - С. 110-122; - № 8. - С. 152-155 (на татарском языке).

92. Габидуллин Х.З. Основные моменты хозяйственного развития Татарии в 1926-1927 гг. / Х.З. Габидуллин// Труд и хозяйство. — 1927.— №1.-С.1-18.

93. Габидуллин Х.З. К 4- летию Татреспублики / Х.З. Габидуллин // Труд и хозяйство. 1924. - №6.

94. Габидуллин Х.З. Татарстан за 7 лет (1920-1927) / Х.З. Габидуллин. — Казань, 1927. —92с.

95. Гарипова З.Г. Культурно-просветительная работа в Татарии в годы первой пятилетки (1928-1932) / З.Г. Гарипова.— Казань: Татар, кн. изд-во, 1985.- 158с.

96. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. М., 1991.

97. Геллнер Э. Пришествие национализма / Э. Геллнер // Путь. 1992.1.

98. Гимади Х.Г., Мухарямов М.К. Советская Татария детище Октября / Х.Г. Гимади, М.К. Мухарямов. - Казань, 1957.

99. Дегтярев А.К. Национализм: природа и идеология. Проблемы. Поиски. Решения/ А.К. Дегтярев. Ростов на-Дону, 1995.

100. Ермолаев В.М., Шараф Г.Ш. Сравнительная характеристика татарского, русского и нацменовского крестьянского хозяйства Татреспублики / В.М. Ермолаев, Г.Ш. Шараф. — Казань, 1927. — 18с.

101. Ермолаев В.М., Шараф Г.Ш., Хасанов М.А. Очерки по экономической географии Татреспублики / В.М. Ермолаев, Г.Ш. Шараф, М.А. Хасанов. — Казань, 1931. — 317с.

102. Ермолаев В.М. Демографический очерк Татарской республики. Материалы по изучению Татарстана / В.М. Ермолаев. Казань, 1925. - Вып.2.

103. Ефимов И. Национальные меньшинства к 10-летию Татарской республики / И. Ефимов // Научно-педагогический сборник. — Казань, 1931. — Вып.5. С.252-264.

104. Интеллигенция и революция XX века. — М.: Наука, 1986. 335с.

105. Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века: Сб. статей. — Казань: Новое Знание, 1997. 179с.

106. За 5 лет: к V годовщине провозглашения Татарской Социалистической Советской Республики. Казань, 1925.

107. Исламов Т.М. Средняя Европа на начальном этапе модернизации / Т.М. Исламов. -М., 1996.

108. История Татарской АССР: В 2 т. — Т.2. От Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней. — Казань, 1960. — 584с.

109. Исхаков В. К вопросу о практических мероприятиях по проведению национальной политики в Татреспублике / В. Исхаков // Труд и хозяйство. — 1929. —№l/2.-C.V-XVI.

110. Исхаков В. Основные моменты 5-летнего перспективного плана развития народного хозяйства и культуры ТАССР / В. Исхаков. Казань, 1928.

111. Ишмухаметов 3. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии / 3. Ишмухаметов. Казань: Тат.кн.изд-во, 1979. - 224 с.

112. К вопросу о реализации татарского языка // Известия ТатЦИК. 1923. - 28 июня.

113. Каримов А.И. Съезды Советов Татарии. 1920-1937 / А.И. Каримов. -Казань, 1967.

114. Касимов Г.С. Исторические корни султангалиевщины / Г.С. Касимов. -Казань, 1930.

115. Касимов Г.С. Пантюркистская контрреволюция и ее агентура -султангалиевщина / Г.С. Касимов. Казань, 1931.

116. Касимов Г.С. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции / Г.С. Касимов. — Казань: Татиздат, 1932. 157с.

117. Кашапов Р. «Церемониться не следует» / Р. Кашапов // Советская Татария. 1990. - 24 ноября.

118. Климов И.М. Национальные моменты в государственном и партийном строительстве Татарии в восстановительный период / И.М. Климов. -Казань, 1957.

119. Климов И.М. Движение трудящихся татар за образование Татарской

120. АССР / И.М. Климов. Казань, 1959.

121. Климов И.М. Образование и развитие Татарской АССР (1920-1926) / И.М.Климов. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1960. — 368с.

122. Климов И.М., Сафин В.Г. Татарская партийная организация в восстановительный период (1921-1925 гг.) / И.М. Климов, В.Г. Сафин. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1962 59с.

123. Козлова О.В. Этничность человечества: пространство бытия и быта народов / О.В. Козлова // Социально- гуманитарный журнал. 2003. - №5.-С.75.

124. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. 2000. - 14-20 января.

125. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. — М., 1982.

126. Кудрявцев И.Е. Национальное Я и политический национализм / И.Е. Кудрявцев // Полис. 1997. - №2.

127. Культурная революция в СССР (1917-1965 гг.). -М.: Наука, 1967.

128. Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.)— Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. — 303с.

129. Линц X., Степан А. «Государственность», национализм и демократизация / X. Линц, А. Степан // Полис. 1997. - №5. - С.9-30.

130. Литвин А.Л. Запрет на жизнь / А.Л. Литвин. Казань: Тат.кн.изд-во, 1993.-224 с.

131. Людмилин А. Контрреволюция в рясах и чалмах в 1905г. (в Казанской губернии). Казань, 1931.

132. Манилов B.JI. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели / B.J1. Манилов // Военная мысль. 1995. - №6.

133. Межуев Б.В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической жизни / Б.В. Межуев // Полис. -1997. -№1.

134. Минеева Е.К. Опыт советской национальной политики 20-30-х годов в контексте современной глобализации / Е.К. Минеева // История народов Поволжья и Приуралья: исследовательские традиции и новации. Казань, 2006. -С.37-40.

135. Миннулин И.Р. Мусульманское духовенство и власть в Татарстане (1920-1930-е гг.). Казань: Изд-во Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006.-220с.

136. Мударисова А.К. Реформирование татарского алфавита в 1920-1930-е гг. Дис. канд. ист. наук. Казань, 1999. - 216с.

137. Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) /P.M. Мухаметшин. Казань: Изд-во «Фэн», 2003.-303с.

138. Мухарямов М.К. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии (октябрь 1917-1920 гг.). М.: Наука, 1969. - 286 с.

139. Мухарямов М.К. Первые шаги в разрешении национального вопроса в Татарии после победы Великой Октябрьской социалистической революции / М.К. Мухарямов // Известия Казанского филиала АН СССР, Серия гуманитарных наук. 1957.-Вып.2.

140. Мухитдинов Н.К. Состояние народного образования и перспективы введения всеобщего обучения в TP / Н.К. Мухитдинов // Труд и хозяйство. -1926. —N6/8.

141. Мухтаров К.Г. К трехлетию Татреспублики / К.Г. Мухтаров // Труд и хозяйство. — 1923. — №3. С.3-32.

142. Набиев Р.А. На путях научного мировоззрения: история проблемы, уроки / Р.А.Набиев. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1991. — 251с.

143. Набиев Р.А. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань, 2002.

144. Набиев Р.А., Хабутдинов А.Ю. Религиозная политика в 1920-е гг. / Р.А. Набиев, А.Ю. Хабутдинов // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность: Очерки. Казань, 2002. -С.292-301.

145. Национальное государство: теория, история, политическая практика //Полис.- 1992.-№5-6.

146. Новиков А. Основные национальные ценности и интересы Российской Федерации / А. Новиков // Ориентир. -1997. №2.

147. Нуруллаев А.А. Ислам и мусульмане России в условиях советского режима / А.А. Нуруллаев // Ислам и мусульмане в России. — М., 1999.

148. Образование и развитие СССР как союзного государства. М., 1973.

149. Очерки истории партийной организации Татарии. — Казань: Таткнигоиздат, 1962.-408с.

150. Поздняков Э.А. Национализм. Национальные интересы / Э.А. Поздняков. М., 1994.

151. Политический дискурс: национальный интерес // Полис. 1997. -№1.

152. Поляков JI. Путь России к современности: модернизация или деархаизация / Л.Поляков. М.,1998.

153. Празаускас А.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации / А.А. Празаускас // Полис. 1997. - №2.

154. Профтехническое образование в Татреспублике. 1923. - 16 июня.

155. Рассекречивание архивных материалов актуальное направление деятельности КГБ Республики Татарстан // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 1998.- № 3-4. С.270-272.

156. Резолюция по докладу о реализации татарского языка // Красная Татария. 1924. - 19 июня.

157. Репина А.П., Зверева В.В., Поромонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.

158. Римаренко Ю.И. Буржуазный национализм и его «теория» наций / Ю.И. Римаренко. Киев, 1974.

159. Римаренко Ю.И. Буржуазный национализм и клерикализм / Ю.И. Римаренко. Киев, 1986.

160. Рубинштейн Л. В борьбе за ленинскую национальную политику / Л. Рубинштейн. Казань, 1930.

161. Сабиров P.M. Деревня Татреспублики после голода / P.M. Сабиров.1. Казань, 1923. —59с.

162. Сагидуллин М. Ялагай куштановлар кабилясе / М. Сагидуллин // Кызыл Татарстан. 1929. -10 августа.

163. Сайдашева М.А. И нет счастливее судьбы: В.И. Ленин и социалистическое преобразование Татарии / / М.А. Сайдашева. Казань, 1987.

164. Сайдашева М.А. К истории формирования татарской социалистической нации / 1917-1927 // Великий Октябрь и некоторые вопросы формирования татарской социалистической нации. Казань: Полиграф.комб. им. К.Якуба, 1989.-С. 58-81.

165. Сенцов А.А. Национально-государственное устройство России накануне Октября 1917 г. / А.А. Сенцов // Советское государство и право. -1990. -№10.

166. Соловей В.Д., Торукало В.П. Нация: история и современность / В.Д. Соловей, В.П. Торукало. М., 1996.

167. Научно-справочная литература

168. Книга памяти жертв политических репрессий,- Казань, 2000-2006. -Т.1-15.

169. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. Сп., 1999.

170. Татарская энциклопедия / под ред. М.Х. Хасанова. Казань: Изд-во Ин-та Татарской энциклопедии, 2002. - Т. 1. - 671с.; 2005. - Т.2. - 655с.; 2006. -T.3.-C.663.

171. Татарский энциклопедический словарь / под ред. М.Х. Хасанова. -Казань: Изд-во Ин-та Татарской энциклопедии, 1999. 690с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.