Идейно-тематическое многообразие и художественные особенности поэзии Б. Астемирова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Алиева, Маржанат Магаматбековна

  • Алиева, Маржанат Магаматбековна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 165
Алиева, Маржанат Магаматбековна. Идейно-тематическое многообразие и художественные особенности поэзии Б. Астемирова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2007. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Алиева, Маржанат Магаматбековна

Введение.

Глава I Жизнь и деятельность Б. Астемирова.

Глава II Идейно-тематическое многообразие и художественные особенности поэзии Б. Астемирова.

2.1. Новаторство и традиции в поэзии Б. Астемирова в 1918-1930-е годы

2. 2. Активизация лирики в годы лишений и тревог.

2.3. Развитие художественного мира Б. Астемирова в контексте «оттепели» и демократизации общественной жизни

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-тематическое многообразие и художественные особенности поэзии Б. Астемирова»

Характеризуя эпоху, в которой жил и создавал свои произведения Багаутдин Астемиров, народный писатель Дагестана, известный критик Камал Абуков пишет: «В истории страны и народов есть поколения, на долю которых выпадают самые мучительные испытания всей эпохи. Поколение Б. Астемирова оказалось тем живым звеном, через которое прошёл ток высокого напряжения революционного столетия, и ток этот одних смертельно сразил, других покалечил, но лучшие представители этого оскорбленного необоснованными подозрениями и изреженного смерчем пыток и расстрелов поколения составили как бы духовные мачты высоковольтных линий, без стойкости и выдержки которых не передалась бы нравственная энергия идущим вслед»1. Лучше, пожалуй, не скажешь об эпохе и о невинно пострадавших лидерах того времени. Когда знакомишься с судьбой таких людей, как Багаутдин Астемиров, не можешь не сожалеть о тех перегибах, которые всё-таки имели место в те годы, не можешь не страдать, порою не возмущаться.

Действительно, человек, посвятивший всего себя революции, Советской власти, партии, - он же становится жертвой той же власти, той же партии. Не парадоксально ли это?! Человек, стоявший у истоков Союза писателей Дагестана, - и он же предавался в этом качестве забвению, да и сейчас не очень-то часто пишут об этом. Человек, создавший прекрасные художественные произведения - а много ли читателей, которые знают его творчество, в особенности, на русском языке?»2 - пишет известный поэт М. Атабаев в статье «И живым помогая жить». И он был совершенно прав.

Особенно красноречив лаконичный автограф Расула Гамзатова, написанный им в подаренной Б. Астемирову книге «Избранное»:

1 Абуков К. Слово о Багаутдине Астемирове. // В книге: «Наследие, возвращённое народу». - Махачкала,

1990.-С. 48.

Багавдин, дорогой! Люблю Вас нежной любовью. Вы такой человек, перед которым мне хочется, всегда молча поклониться».1

Однако надо отметить, что в последние годы проводится значительная работа по устранению этих «белых пятен» в истории дагестанской литературы.

И многие другие поэты с глубоким уважением, почтением относились к Б. Астемирову, его памяти и даже посвящали ему свои художественные произведения: А. Аскерханов - поэму «Любовь и проклятье» («Сююв ва

А -5 налат»), И. Асеков - стихотворение «Поэту» («Шаирге») и другие.

Читатели, любители поэзии, получили большой, приятный подарок -выпущена книга об известном кумыкском поэте, первом председателе Союза писателей Дагестана Багаутдине Аджиевиче Астемирове. Книга называется «Багаутдин Астемиров: «Жизнь я прожил, веря в правду.»

Прошло 36 лет, как ушел из жизни отец, - пишет дочь поэта, составитель книги Фарида Астемирова, - но не стих общественный интерес к творчеству и личности его.

Работа над подготовкой публикуемой книги была во многом обусловлена этим фактором. Следует с горечью отметить, что некоторые его литературные произведения, а также выступления безвозвратно утеряны и не дойдут до читателя».4

Как справедливо отмечает составитель, «материалы, которые удалось собрать и представить в книге, помогут читателям, проявляющим интерес к личности Б. Астемирова, воссоздать образ человека, сохранившего до конца горячее чувство любви к людям, преданность и веру в идеалы, которые он воспринял ещё с юности и сохранил до конца жизни».5

1 «Дагестан». - Махачкала, 2003, №4-5 (7-8). - С. 66.

2 «Тангчолпан». («Утренняя звезда»), 1991, №2. - С. 15-20.

3 «Адабият Дагьыстан». («Литературный Дагестан»), 1990, №5. - С. 26.

4 Багаутдин Астемиров: «Жизнь я прожил, веря в правду.»/ Составитель Ф.Б. Астемирова. - Махачкала, 2004.-С. 4.

5 Там же. - С. 4.

Поэт и Гражданин Багаутдин Астемиров оставил яркий след в истории Дагестана и поэтому продолжает жить в памяти народной.

Вся жизнь, общественно-политическая и литературная деятельность Б. Астемирова,-отмечает Фарида Багаутдиновна, - являются доказательством его убежденности, что служение народу, Родине - это кредо истинного поэта и гражданина.

Глубокая идейность, большая гуманность, чувство интернационализма, несгибаемая воля, ничем не запятнанная чистота - вот те черты, которые восхищали людей, знавших его, соприкасавшихся с ним».1

В книгу «Багаутдин Астемиров: « Жизнь я прожил, веря в правду.» вошло большинство стихотворений поэта в переводах Р. Морана, С. Смирнова, А. Кардаша, Ф. Губера, М. Дугричилова. Многие переводные стихотворения Б. Астемирова, к сожалению, не адекватны оригиналам. В них зачастую больше от переводчиков, чем от оригиналов. Переводчики передали идею, тему, а не поэтическую суть произведения. Они не учли и точный смысл переводимого слова, и его эмоциональную окраску, сочетание с другими словами Искажены даже некоторые названия стихотворений. Например, стихотворение «Огонь и вода» («От ва сув») даётся под названием «Поджигатели», «Не смеряйся перед старостью своей» («Къартлыгъынга, вере, этме мюкюрлюк») - «Проходит молодость», «Не хочу прервать свои песни» («Сюймеймен мен йырларымны бёлмеге») -«Сердце бьётся - в нём солнечный жар». (Поэтому мы при анализе в основном обращаемся к подстрочным переводам, осуществлённым нами).

Актуальность темы исследования заключена в обращении к идейно-тематическому многообразию и художественным особенностям поэзии Багаутдина Астемирова, что не было предметом специального исследования.

1 Там же. - С. 234.

Б. Астемиров - автор восьми сборников стихотворений и поэм, изданных на родном языке. Ряд его произведений в разное время переведен на русский и другие языки народов Дагестана, России и СССР, опубликованы.

Своеобразие поэзии Б. Астемирова заключается не в отдельных внешних проявлениях, таких, как размер стиха, разновидность рифмообразования, емкость образной системы, а в глубоких раздумьях о судьбе народа - в прошлом и в проекции на будущее.

В данной диссертации поэзия Багаутдина Астемирова г рассмотрена как попытка комплексного монографического исследования творчества талантливого поэта.

Обращение к художественному наследию Б. Астемирова, общественного и государственного деятеля, незаурядного человека, продиктовано стремлением в доступной нашим возможностям степени восполнить пробел, который имеется в дагестанском литературоведении, связанный с определением значения и места этого поэта в истории литератур народов Северного Кавказа.

Объектом исследования являются стихотворения и поэмы Б. Астемирова, опубликованные в сборниках разных лет, в контексте его общественной и государственной деятельности, общедагестанского творческого процесса.

Предмет исследования - идейно-тематическое многообразие и художественные особенности творчества Б. Астемирова; фольклор в творчестве Б. Астемирова.

Степень изученности темы. В дагестанском литературоведении лишь намечены подступы к научному изучению творчества Б. Астемирова. На сегодняшний день отсутствуют монографические работы о творчестве Б. Астемирова, хотя в общих исследованиях и статьях писали о нем видные писатели, известные критики, литературоведы: К.Султанов («Оружием слова»), А. Назаревич («Багаутдин Астемиров»), А. Баймурзаев («Жизнь и деятельность Б. А. Астемирова»), А. Агаев («Продолжаю верить в правду»), А. Аджаматов («Шаирни юреги» («Сердце поэта»), на кумыкском языке), А. М. Аджиев («Фольклорные традиции в творчестве Б. Астемирова»), Ш. Альбериев («Къылавлу къылыч йимик уьттю къаламлы шаир» («Поэт с острым, как сабля, пером»), на кумыкском языке), А. Абдуллатипов («Инкъылапны шаири» («Поэт революции»), на кумыкском языке), М. Атабаев («И живым помогая жить») и другие.

Наибольший интерес представляет статья Камала Абукова о вкладе Б. Астемирова в дагестанскую поэзию. К. Абуков пишет: «.В лице Б. Астемирова мы имеем поэта, многие начинания которого не получили должного и вполне возможного при ином стечении обстоятельств разворота. Была жестоко нарушена эволюция становления таланта - в самую пору весеннего цветения.

При попытке определить и осмыслить вклад Б. Астемирова в национальную словесность мы должны мысленно присовокупить к наличному достоянию и не воплощённые или же по вине обстоятельств не так, не столь высоком уровне воплощенные замыслы»1.

Цель настоящей диссертационной работы состоит в исследовании, осмыслении жизни и творческого наследия поэта, общественного и государственного деятеля Б. Астемирова. Реализация этой цели связана с исследованием следующих задач:

- всестороннего рассмотрения жизненного пути общественного и государственного деятеля, первого председателя Союза писателей Дагестана, члена правления Союза писателей СССР.

- в выявлении идейно-тематического многообразия и художественных особенностей поэзии Б. Астемирова;

- в показе влияния фольклора и русской литературы на творчество кумыкского поэта в ходе сравнительного и сопоставительного анализа;

- в анализе идейно-художественного содержания конкретных произведений и циклов поэта в хронологической последовательности.

Научная новизна диссертации заключается, прежде всего, в самом материале исследования. Эта первая попытка монографического исследования жизни и творчества известного кумыкского поэта, общественного и государственного деятеля, первого председателя Союза писателей Дагестана Б. Астемирова.

Впервые проводится многоаспектный анализ художественных особенностей и тематического своеобразия произведений поэта, что позволит по- новому осмыслить и оценить весомую роль творчества Б. Астемирова в развитии дагестанской литературы.

Среди приведенных сведений о жизни Б. Астемирова имеются новые данные, обнаруженные нами, например, воспоминания старожила из Яхсая Исламова Рашидбека Исламовича и доктора филологических наук профессора Халилова Халила Махмудовича.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Багаутдин Астемиров внес существенный, во многом определяющий вклад в литературный процесс Дагестана и Северного Кавказа. Своим творчеством он существенно расширил проблемно-тематическое содержание литературы и способствовал усилению художественной выразительности, активизации нравственно- этических исканий.

2. Круг тем произведений Б. Астемирова довольно широк. Основной темой является тема борьбы старого и нового мира. Народ предстает не как жертва, пассивный участник событий, а как движущаяся сила истории. Поэзия продолжает традицию народной песни, отражает обновление жизни, перестройку ее на новых мировоззренческих принципах.

3. Довольно широк жанровый диапазон творчества поэта. Б. Астемиров

- автор поэм, стихотворений, песен, басен, загадок. Каждое произведение несет особую идейно-эмоциональную оценку событий и переживаний.

Философскую лирику его характеризует новизна содержания и поэтических форм.

4. Особенности, характерные творчеству Б. Астемирова: метафоричность, продуманное использование образов и элементов фольклора, изменение и обогащение смысла слов, а также широкая палитра изобразительных средств.

5. К концу жизни в творчестве Б. Астемирова происходит новое идеологическое осмысление событий в социалистическом государстве, с особенным эмоциональным напряжением выражаются чувства поэта к пережитому народом и страной.

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовался метод целенаправленной выборки анализируемого материала, описательный, включающий приемы наблюдения, сопоставления, классификации, систематизации, обобщения; метод контекстуального анализа и изучение языковых средств в их текстовых отношениях.

Методологической основой исследования явились труды литературоведов: Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко, А.Г. Бочарова, В.В. Кожинова, Л. И. Тимофеева, М. Н. Пархоменко и др.

В диссертации использован исследования дагестанских литературоведов, критиков, фольклористов, высказывания поэтов, таких, как А.Ф. Назаревич, А.А. Аджаматов, К.Д. Султанов, Г.Г. Гамзатов, А.Б. Баймурзаев, А.Г. Агаев, К.И. Абуков, Ф.Б. Астемирова, М. Атабаев, З.Н. Акавов, А.-К. Абдуллатипов, С.М. Алиев, А.С. Гаджиев, A.M. Аджиев, Б. Магомедов, С. М. Хайбуллаев, А. М. Вагидов, Э. Капиев и другие.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании творчества поэта в его идейно-тематическом, жанрово-видовом многообразии, выявлении особенностей творчества, что само по себе является решением самостоятельной литературоведческой проблемы.

Структура диссертации определена объектом исследования, состоянием разработки темы, целью и задачами работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Алиева, Маржанат Магаматбековна

Заключение

Багаутдин Астемиров - известный кумыкский поэт, публицист, видный общественный и государственный деятель, первый председатель Союза писателей Дагестана. В литературу Б. Астемиров пришел в 20-ые годы минувшего столетия, в 30-ые годы он оказался в центре творческого процесса многонационального Дагестана.

Творческое наследие Б. Астемирова невелико по объему, но значительно по содержанию и художественному уровню. Его стихи органически вписываются в идейно-эстетический контекст общесоветской поэзии 20-30 годов. Поэт творил исходя из идеологических требований, литературно-художественных достижений, принципов своего времени.

В поэзии молодого Б. Астемирова в 1917-1920 годы главной стала романтика революционной борьбы. С конца 20-х годов поэт от эмоционально-восторженного восприятия нового мира переходит к реалистическому изображению действительности. В его творчестве появляются конкретные картины эпохи и жизни людей Советского Дагестана

В 50-60 годы в творчестве Багаутдина Астемирова четко проступает лирическая струя и стремление философски осмыслить прожитое и пережитое. Драматизм судьбы (репрессия и ссылка в Сибирь) как бы невольно способствовал тематическому и эмоциональному обогащению поэзии Б. Астемирова.

У Б. Астемирова широкий жанровый диапазон творчества. Он автор поэм, стихотворений, песен, басен, загадок, рассказов.

Лирика поэта, помимо изображения картин жизни, содержит и философские обобщения. Философские ноты - эта одна из главных особенностей творчества Б. Астемирова. Поэт размышляет об извечных философских проблемах жизни и смерти, добра и зла, о назначении и месте человека и поэта на земле, о смысле и содержании своей жизни.

Поэт в своем творчестве воплотил и развил художественные принципы и приемы, которые свойственны народной поэзии: противопоставление, сопоставление, повторение слов, использование приемов разговорной речи, конструкций (в частности, диалога и монолога), метафорической образности. Б. Астемиров, обращаясь к родному фольклору, заимствует из него отдельные художественные элементы, совершенствуя, таким образом, свой художественный почерк.

Поэтические произведения Багаутдина Астемирова - свидетельство не только поэтического мастерства, но и человеческой мудрости.

Особенности, характерные творчеству Б. Астемирова: удачное использование образов и элементов фольклора, изменение и обогащение смысла слов, использование всей палитры изобразительных средств: сравнений, метафор, эпитетов, прямых обращений, фразеологических единиц и т.д.

Жизнь поэта, его судьба, история Дагестана и всей советской страны детерминировали основные аспекты, идейную устремленность поэзии Б. Астемирова.

Круг тем, которые освещены в стихотворениях Б. Астемирова, широк. Поэт откликался на все актуальные проблемы современной ему жизни, которая, как известно, была особенно богата событиями. В стихотворениях поэта художественно отражены и борьба народа за свободу, и отрицательные явления в обществе, и глубокие раздумья о жизни и смерти, и проблемы воспитания детей, и роль поэта в обществе, и любовь. Все темы раскрыты Б. Астемировым на высоком художественном уровне, с подкупающей простотой.

К концу жизни в творчестве Б. Астемирова происходит новое идеологическое осмысление событий в социалистическом государстве, с особенным эмоциональным напряжением выражается сопереживание поэта к пережитому народом и страной.

Багаутдин Астемиров внес существенный, во многом определяющий вклад в литературный процесс Дагестана и Северного Кавказа. Своим творчеством Б. Астемиров существенно расширил проблемно-тематическое содержание литературы и способствовал усилению художественной выразительности, активизации нравственно- этических исканий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Алиева, Маржанат Магаматбековна, 2007 год

1. Абакарова Ф. О. Очерки даргинской советской литературы (1917-1965 гг.). Махачкала: Изд-во Даг.фил.АН СССР, 1969.

2. Абдуллатипов А.-К. Ю. Поэтическое творчество Темирбулата Бейболатова. Махачкала, 1969.

3. Абдуллатипов А-К. Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

4. Абдуллатипов А-К.Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. Махачкала: Изд-во Даггосуниверситета, 1982.

5. Абдуллатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

6. Абдуллатипов А-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года) 1 часть. Махачкала, 1995 г.

7. А буков К. И. Балъюртовские летописцы. Повесть, статьи, творческие портреты. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.

8. Абуков К. И. На посту. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

9. Аджиев А. М. У золотых родников. Вопросы этнокультурных взаимосвязей в кумыкском фольклоре. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991.

10. Адухов М. Д. и другие. Дагестан в 30-50-е годы. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2001.

11. Акавов 3. Н. Диалог времен. Махачкала, 1996.

12. Акбиев С. X. Подвижники духа. Махачкала, 2000.

13. Асеков И. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.

14. Бейбулатов Т. Бугъав уьзген йыр. (Песня, разорвавшая оковы). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

15. Вагидов A.M. Претворение заповеди. Литературно-критические статьи. -М.: Современник, 1988.

16. Вагидов А. М. Поиск продолжается. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.

17. Вагидов А. М. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала, 1987.

18. Вагидов А. М. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала, 1979.

19. Взаимосвязь фольклора и литературы народов Дагестана. / Сб. статей. -Махачкала, 1986.

20. Вопросы дагестанской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969.

21. Гамзатов Г. Г. Дагестанский феномен Возрождения XVIII-XIX вв. -Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.

22. Гамзатов Г. Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.

23. Гамзатов Г. Г. Художественное наследие и современность. Махачкала, 1982.

24. Гасан-Гусейнов М. Дагестанская литература о религии. Литературно-критические заметки. Махачкала: Дагучпедгиз, 1974.

25. Гашаров Г. Г. Лезгинская литература: История и современность. -Махачкала, 1964.

26. Гусейнаев А. Г., Кассиев Э. Ю. Очерки лакской советской литературы. -Махачкала: Изд-во Даг. фил. АН СССР, 1988.

27. Гусейнов М. А. Кумыкская проза начала XX века. Махачкала: Изд-во Даг. науч.центра, 2003.

28. Далгат У. Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981.

29. Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: Наука, 1962.

30. Ершов Л. Ф. История советской литературы. М., 1988.

31. Жанры дагестанской советской литературы. Сб. статей. Махачкала, 1979.

32. История Дагестана. Т. III. Главная редакция восточной литературы. -Москва, 1968.

33. История дагестанской советской литературы в 2-х томах. Махачкала: Издательство Дагестанского филиала Академии наук СССР, 1967.

34. История русской литературы. В 4-х томах. М., 1968.

35. История русской советской литературы. М., 1974.

36. Кассиев Э. Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1982.

37. Кельбеханов Р. М. Тагир Хурюгский. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995.

38. Литература Дагестана и жизнь. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

39. Магидов Ш. Первые и . забытые. Махачкала, 2003.

40. Магидов X. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. -Махачкала: Юпитер, 1998.

41. Магидов Ш. Проблемы языка обучения и письменности народов Дагестана в культурной революции. Махачкала: Дагучпедгиз, 1971.

42. Наследие, возвращенное народу. / Сост. Мусаханова Г. Б. Махачкала, 1990.

43. Магомедов А. М. Алибек Тахо-Годи. Жизнь, мировоззрение, творческое наследие. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993.

44. Муцалханов М. С., Махмудов X. М. Дагестан в 30-е годы. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 1997.

45. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957.

46. Писатели Советского Дагестана. (1934-1984 гг.) / Сост. Забора П. Ф. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

47. Писатели Советского Дагестана. Справочник. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964.

48. Поэтика дагестанской советской литературы. Сб. статей. Махачкала, 1986.

49. Поэты Советского Дагестана. Москва - Пятигорск, 1936. (Предисловие Б. Астемирова).

50. Султанов К. Д Къумукъланы адабияты. (Литература кумыков). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964.

51. Султанов К. Д. Достоинство слова. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.

52. Султанов К. Д. Певцы разных народов. (Статьи, очерки о поэтах национальных республик Северного Кавказа). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.

53. Султанов К. Д. Поэзии неугасимый свет. Размышления. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1975.

54. Султанов К. Д. Поэты Дагестана. Критико-биографические очерки. -Махачкала, 1959.

55. Султанов К. Д. Фольклор и классики. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1947.

56. Султанов К. Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Советский писатель, 1978.

57. Султанов К. Д. Поэт-гражданин. // Дагестанская правда, 1958, 22 октября.

58. Султанов К. К Ответственность как понимание. // В книге: Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1982. - С. 8-14.

59. Тимофеев JI. И. Основы теории литературы. М., 1963.

60. Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991.

61. Усахов М-Р. Социалистический реализм в дагестанской литературе. -Ростов-на-Дону, 1985.

62. Хайбуллаев С. М. Советская дагестанская поэзия: Система жанров. -Махачкала, 1996.

63. Хайбуллаева X. М. Изучение произведений дагестанского фольклора в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

64. Ханмурзаев Г. Г. Русские писатели XIX в. о Дагестане. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1988.

65. Художественные искания дагестанской литературы. Сб. статей. -Махачкала, 1983.

66. Юсупова Ч. С. О современной аварской лирике. Махачкала, 1970.

67. Юсуфов М. Г. Табасаранская советская литература. Махачкала, 1986.1.Статьи

68. Краткая биография Б. Астемиро. // В кн.: Къумукъланы йыр хазнасы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. С. 319.

69. АбакаровА. Поэт-революционер.//Дружба, 1993, 4 марта.

70. Абдуллатипов А-К. Ю. Инкъылапны шаири. (Поэт революции). // Дослукъ, 1978, №3. С. 80-84.

71. Абдулсстамов А. Поэт и государственный деятель. // Махачкалинские известия, 1991,22 января. №5. С.11.

72. Абуков К. И. Атлы. (Всадник) // В кн.: Балюртну ярыкълары. -Махачкала, 1980.-С. 111-117.

73. Абуков К. И. Горение сердца. (К 70-летию со дня рождения Б. Астемирова). / Дагестанская правда, 1968,18 октября.

74. Абуков К. И. Поэзия борьбы и труда: К 90-летию со дня рождения Б. Астемирова. // Лит. Россия. №4,1988,18 ноября. №46. С. 11.

75. Абуков К. И. Поэт, просветитель. / Дагестанская правда, 1988,18 октября (К 90-летию Б. Астемирова).

76. Абуков К. И. Слово о Багаутдине Астемирове. // В кн.: Наследие, возвращенное народу. Махачкала, 1990. - С. 48-57.

77. Агаев А. Продолжаю верить в правду. // Дагестанская правда, 1988, 9 июля.

78. Акбиев С. X. «Шаир, революционер, жамият чалышывчу». (Поэт, революционер, народный активист). // Ленин ёлу, 1978, 18 ноября.

79. Акбиев С. X. Князь духа. / Дагестанская правда, 1998,22 декабря.

80. Акбиев С. X. О времени, о судьбах: О поэте и просветителе Багаутдине Астемирове. / Дагестанская правда, 1989,14 июля.

81. Акбиев С. X. Познавшие величие созидания и трагедию эпохи. // Дагестанская правда, 1998,21 марта.

82. Акбиев С. X. Янгы китап. (Новая книга). О сборнике стихов Б. Астемирова «Сабля и перо». // Ленин ёлу, 1980,16 февраля.

83. Аминов М.-З. Тенденции развития дагестанского стихосложения. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1974.

84. Астемирова Ф. Б. Агьлю къысматыбызда 1937 йыл. (1937 год в нашей семейной судьбе). // Тангчолпан, 2004, №4-5. С. 12-14.

85. Астемирова Ф. Б. Мени атамны гьакъында. (О моём отце). // Адабият Дагъыстан, 1989, №5. С. 80-82.

86. Астемирова Ф. Б. Революцияны йыраву ва солдаты. (Солдат и певец революции). // Къарчыгъа. №8, 1988. С. 1-3.

87. Атабаев М. . И живым помогая жить. // Советский Дагестан. 1989, №4.-С. 30-36.

88. Атабаев М. Савлагъа да кёмек эте яшама. (И живым помогая жить). // Тангчолпан, 1988, №5. С. 38-57.

89. Атаев Б. Яшмындай яшнагъан яшав. (Жизнь, сверкавшая как молния).// Ленин ёлу, 1978,19 декабря.

90. Аткай. Къатты абат гъызлар. (Крепкие следы). // Дослукъ, 1958, №4. -С. 77-78.

91. Аткъай. Яшав булан абатлангъан шаир. (Поэт, идущий с жизнью).// Ленин ёлу, 1958,23 октябрь.

92. Б. А. Астемиров. Некролог. / Дагестанская правда, 1967,5 апреля.

93. Ахаев А. Совесть как боль.//Дагестанская правда, 1989, 23 декабря. С.З.

94. Гафуров А. Багаутдин Астемировгъа. //Ленин ёлу, 1958,23 октября.

95. Гъажиев А. Совет адамланы гёзеллигин суратландырайыкъ. (Отразим красоту советских людей). // Дослукъ, 1958, №4. С. 135-137.

96. Жачаев А. Шаир эсде. (Памяти поэта).//Ленин ёлу, 1978,19 декабря.

97. Загиров В. Астемиров. О книге Б. Астемирова «Избранные стихи». // Ленин ёлу 1961,12 января.

98. Лаков Г. Багау Астемиров. Портрет. // Литературная газета, 1935, 20 июня, №34. С.4.

99. Магомедов Н. А рассвет наступит позже.//Дагестанская правда, 1989, 23 декабря. С. 3.

100. Мусаханова Г. Б. Б.А. Астемиров. // История дагестанской советской литературы. Махачкала: Изд-во даг.фил. АН СССР, 1967.0\.Назаревич А. Ф. Юность поэзии. // Комсомолец Дагестана, 1968, 19 октября.

101. Османов А. Дагестан: год 1937- й.// Дагестанская правда, 1989,21 июля. -С.5.

102. Османов А. Дагестан: год 1937 й. // Дагестанская правда, 1989, 22 июля.-С.З.

103. Османов А. «Поэтов много развелось». 30- годы в судьбах дагестанской интеллигенции. // Дагестанская правда, 1996, 3 августа. -С.З.

104. Порсуков А. Шаирни сеси. (Голос поэта).// Дослукъ, 1978, №3. С. 8-25.

105. Султанов К. Баш сёз. (Предисловие). // В кн.: Астемиров Б. Яшмын. (Молния). Махачкала, 1970. - С. 5-8.

106. Султанов К. Д. А что там, за фасадом? // Литературная газета, 1981, 23 сентября. С. 9.

107. Тажудинов А. Борясь против мрака. //Комсомолец Дагестана, 1988. 16 октября.1.I Источники

108. Акаев А. Пайхамарны ёлу булан. (Тропою пророка). /Сост. Гасан Оразаев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992.

109. Антология дагестанской поэзии. Т. II. Поэты дореволюционного Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.

110. Антология дагестанской поэзии. Т. III. Поэты советского Дагестана. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981.112 .Астемиров Б. А. Ябушув. (Борьба). Махачкала, 1933.

111. Ъ. Астемиров Б. Ким биле? (Кто отгадает?). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957.

112. Астемиров Б. А. Тангчолпан. (Утренняя звезда).- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957.

113. Астемиров Б.А. Сайлангъан шиърулар. (Избранные стихи). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.

114. Астемиров Б.А. Стихотворения и поэма. /Предисловие А.Ф. Назаревича. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1961.

115. Астемиров Б.А. Къуванчлы яшлыкъ. (Счастливое детство). Махачкала, Дагучпедгиз, 1965.

116. Астемиров Б. А. Алмашынды заманлар. (Переменились времена). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967.

117. Астемиров Б. А. Яшмын. (Молния). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.

118. Астемиров Б. А. Къылыч ва къалам. (Сабля и перо). Махачкала: Дагучпедгиз, 1979.

119. Багаутдин Астемиров: Сборник. /Сост. Ф.Б. Астемирова. Предисловие М. Атабаева. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. (Дагестан: время и судьбы).

120. Багаутдин Астемиров: «Жизнь я прожил, веря в правду.» / Сост. Астемирова Ф. Б. Махачкала: Издательство типографии ДНЦ РАН, 2004.123 .Гаджиев 3. Избранные стихи и поэмы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.

121. Гафуров А. Новая ступень. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1965.

122. Дагестанская антология. ГИХЛ, М., 1934.

123. Дагестанская литература. Хрестоматия для 6-7 классов. / Сост. Карпов П. К., Ашурбеков А.А. Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.

124. Дослукъ. Антология. Махачкала, 1961г. №3.

125. Дослукъ. Къумукъланы йыр хазнасы. Антология. (Сокровищница песен кумыков) Махачкала, 1965.

126. Дослукъ. Къумукъланы йыр хазнасы. Антология. (Сокровищница песенкумыков) Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1991.

127. КапиевЭ. Сочинения. Том I. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.

128. Крылов И. А. Басни. Ленинград: Детская литература, 1966.

129. Къумукъ адабият. (Кумыкская литература). 6 кл. / Сост. Аджиев А. М., Акаев М. Д., Магомедова С. А. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

130. Къумукъ халкъны авуз яратывчулугъу. (Устное народное творчество кумыков). / Сост. Аджиев А. М. Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2004.

131. Къумукъланы йыр хазнасы. (Сокровищница песен кумыков). -Махачкала: Даг.кн.изд-во, 2002.

132. Къумукъланы йыр хазнасы. (Сокровищница песен кумыков -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.

133. Къумукъланы йырлары. Книга 1. (Песни кумыков). /Сост. Аджиев А. М.-Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1991.

134. Къумукъланы йырлары: Эпос йырлар. Кн. 2. (Песни кумыков). -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2002.

135. Лермонтов М. Ю. Лирика. -М., 1964.

136. Литературная хрестоматия. Учебник для 8 класса. / Составитель Алиев С. М., Абдуллатипов А-К. Ю. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

137. Литературный Дагестан. Сборник произведений дагестанских авторов. -Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1964.

138. Литературный Дагестан. Стихи и проза. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1947.

139. Нуров Р. Стихи. -М.: Гослитиздат, 1936.

140. Поэзия народов Дагестана. М.: Дагкнигоиздат, 1954.

141. Поэзия народов Дагестана. Антология. Т. I. М.: Гослитиздат, 1960.

142. Поэзия Дагестана. Антология. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.

143. Рабаданов С. Сердце земли. М., Советский писатель, 1967.

144. Русская поэзия. М.: Детская литература, 1989.

145. Симонов К. М. Стихотворения. Поэмы. М.: Правда, 1982.

146. Стальский С. Поэтическая Россия. М.: Советская Россия, 1986.

147. Уьч шаир. (Три поэта): Гьашыкъ Ансар (Кадиев), Айбала Дадав

148. Магьамматов), Къоччакъай Жамалдин (Гьанакъаев)./Сост., творческие портреты поэтов А-К. Ю. Абдуллатипов. Махачкала, 2004.

149. Хайбуллаев С. М. Поэтика аварской народной лирики. -Махачкала,1. Дагкнигоиздат, 1967.

150. Чаринов М. Звезды не гаснут. Стихи. /Пер. с лакского. Сост. А.

151. Чаринова. Вст. Статья Н. Калиевой. М., Худ. лит., 1973.

152. Цадаса Г. Стихи, сказки, басни. М.: Детская литература, 1952.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.