Идеологическое воздействие политики самодержавия на сознание элиты российского дворянства второй половины XVIII века: по материалам законодательства и переписки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Марасинова, Елена Нигметовна

  • Марасинова, Елена Нигметовна
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 531
Марасинова, Елена Нигметовна. Идеологическое воздействие политики самодержавия на сознание элиты российского дворянства второй половины XVIII века: по материалам законодательства и переписки: дис. доктор исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2008. 531 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Марасинова, Елена Нигметовна

Введение.

Проблемно-историографический очерк

§ 1. Основные итоги изучения сословного строя

Российского государства.

§ 2. Историография формирования главных принципов политики самодержавия по отношению к высшему сословию в XVIII веке.

§ 3. Историческая наука о взаимоотношениях власти и дворянства после отмены обязательного характера государственной службы

§ 4. Освещение в историографии результативности идеологического воздействия самодержавия на сознание элиты.

Документальная база работы и методы ее источниковедческой критики

§ 1. Специфика отражения официальной идеологии самодержавия в законодательстве.

§ 2. Письма как источник по социальной истории элиты российского дворянства.

§ 3. Источниковедческие принципы понятийного и семиотического анализа документов.

Глава 1. Формирование основ государственной доктрины самодержавия

§ 1. Мобилизационная идея всеобщей обязательной государственной службы

§ 2. Высший авторитет императорской власти и международный престиж России как важнейшее средство воспитания государственного сознания политической элиты

Глава 2. Державная идея и результативность сословной политики в царствование Екатерины II

§ 1. Официальная идеология последней трети

XVIII века.

§ 2. Методы воздействия власти на сознание высшего сословия после издания «Манифеста о вольности дворянства»

§ 3. Государственная служба императору и чиновный статус как основополагающие ценностные ориентации дворянина

Глава 3. Отражение взаимоотношений власти и личности в политическом языке XVIII века

§ 1. Понятия «холоп», «раб», «подданный».

§ 2. Образ «гражданина» и «сына отечества» в официальной идеологии и общественном самосознании.

Глава 4. Фронда российского дворянства

§ 1. Постепенная девальвация ценности чина и служебной карьеры в сознании фрондирующей элиты

§ 2. Возникновение феномена «частного человека» и «приватной» сферы существования.

§ 3. Усложнение интеллектуальной и эмоциональной жизни образованного дворянина.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеологическое воздействие политики самодержавия на сознание элиты российского дворянства второй половины XVIII века: по материалам законодательства и переписки»

Работа посвящена одной из узловых проблем русской истории - взаимоотношениям власти и образованной элиты. Разработка этой тематики позволит дать более точную и полную характеристику ключевым чертам российской цивилизации и понять глубинные, а главное - объективные, причины некоторых важных противоречий современности. Диапазон свободы привилегированной социальной группы, сила нивелирующего давления официоза на частную жизнь представителя высшей страты и, напротив, порог объективной потребности времени в яркой индивидуальности, иначе говоря, конфигурация взаимоотношений власти и элиты неповторима для каждой эпохи, определяется закономерностями развития конкретного общества и в то же время может рассматриваться в качестве его важнейшей типологической особенности. Научная значимость поставленных вопросов для исследования прошлого и сохраняющаяся их важность в наши дни и определяют актуальность темы исследования.

Применительно к России XVIII века проблематика диссертации приобретает особую остроту, поскольку отношения власти и личности, даже элитарной личности дворянина, нельзя свести только к позитивному сотрудничеству, целенаправленному подавлению или открытому противостоянию. Диалектика частного и общего в России так называемого имперского периода аккумулировала в себе сложнейшие противоречия европеизирующегося общества с ограниченным экономическим потенциалом в условиях жесткой международной конкуренции. XVIII век был одним из самых "долгих" в истории России. Те тенденции, которые будут на протяжении столетия определять социально-политическую жизнь страны и сохранят свою актуальность вплоть до Отечественной войны 1812 года и восстания на Сенатской площади, отчетливо проявились уже в указе об отмене местничества, Азовских походах 1695-96 гг. и Великом посольстве Петра. С XVIII века начинается новый период развития российской государственности, который отличался от предыдущих целым рядом обстоятельств.

К концу столетия в целом завершился естественный процесс формирования пространства страны. Были решены важнейшие геополитические проблемы, веками стоящие перед государством на юго-восточном (турецком, крымском, кавказском), северном (шведском) и западном (польском) направлениях. Россия обезопасила свои южные и западные рубежи и получила выход к незамерзающим портам Балтики и Черного моря. В результате сложились условия для регулярного крупномасштабного экспорта сельскохозяйственных продуктов, что было жизненно важно для экономики огромной земледельческой страны. Российский монарх был провозглашен императором, а государство - соответственно империей, заявившей о себе, как о могучей европейской державе, без прямого или косвенного участия которой не могло уже обойтись ни одно значительное международное событие.

Петербургский период" стал временем принципиального изменения отношений России и Европы. Общепризнанно, что именно с царствования Петра модернизация русского общества, т.е. усвоение определенных элементов культуры и цивилизации Запада, приобретает особую динамику и новое качество. Во время Великого посольства русский православный царь впервые покинул пределы своего государства, движимый при этом не только дипломатическими интересами, но и желанием "видеть политизированные народы, которых ни он, ни предки его не видели". В Наказе Екатерины II империя уже непосредственно именуется "европейской державой". Стремительная европеизация русского общества, иногда сравниваемая в литературе с "форсированной модернизацией", привела к изменению восприятия важнейших идеологических приоритетов Московской Руси. Просветительство с его культом закона, здравого смысла и регулярного государства, призванного установить разумный миропорядок, не могло не оказать воздействие на российское политическое мышление XVIII в. Европейское влияние проникает практически во все сферы - от структуры органов исполнительной власти до языка и повседневной жизни дворянства.

Внутренняя и внешняя конфессиональная политика престола становится все более многозначной и колеблется от провозглашения османов "врагами христианства" до признания за российскими подданными-мусульманами права молиться Аллаху и строить мечети. Изнурительные и следующие практически одна за другой войны с Турцией завершаются присоединением к России не просто областей с магометанским населением, а государственного образования, где официальным вероисповеданием являлся ислам. В течение XVIII в. в состав российского дворянства были включены различные национальные элиты: финские рыцари, остзейское дворянство, грузинское и бессарабское дворянство, смоленская шляхта, шляхетство трех украинских губерний, татарские мурзы, польское шляхетство и т.д. Приглашение немецких крестьян-колонистов на невозделанные земли Поволжья, прием иностранцев на русскую службу, рост числа католиков и протестантов в армии и в бюрократическом аппарате и, наконец, включение в состав империи областей с христианским, но не православным населением - эти и целый ряд подобных обстоятельств потребовали от власти продуманной тактики в отношении вопросов веры. Именно в XVIII в. идет целенаправленное формирование символов и понятий, способных поддержать идеологическую целостность расширяющего свои границы государства, в состав которого включаются народы, различающиеся по социально-экономическому уровню, этно-конфессиональной принадлежности и историческому опыту.

Жесткие обстоятельства существования страны с минимальным объемом совокупного прибавочного продукта и необходимость решения серьезных геополитических задач в конечном счете обусловили доминирующую роль самодержавия во всех сферах жизни общества. Крепнущее, провозглашенное империей российское государство проводит жесткую мобилизацию внутренних ресурсов для создания пространственно-географических условий развития, берет на себя инициативу во всех социальных преобразованиях. Стремительный рывок, предпринятый Россией XVIII века, был осуществлен ценой объективно необходимого ужесточения крепостничества и усилиями самодержавной власти, которая опиралась на целенаправленно созданную ей надежную социальную опору в лице высшего сословия. Законодательное оформление статуса дворянства и превращение его в господствующий класс произошло не в результате борьбы элиты за свои права и привилегии, а по распоряжению престола в ходе реализации общегосударственных военно-административных задач.

Таким образом, изучение каналов влияния абсолютистской доктрины на ценностные ориентации дворянства даст возможность в новом ракурсе взглянуть на типологию российской государственности и оценить роль самодержавной власти и как инициатора и гаранта имперского могущества, и как главной силы, противостоящей фрондерским настроениям первых поколений русской интеллигенции.

Проблема идеологического и социо-психологического аспектов взаимоотношений абсолютизма и элиты не мене актуальна и для концептуального исследования социальной истории высшего класса, в которой особое место занимает XVIII столетие. Во время Петровского царствования произошло законодательное оформление статуса дворянства как господствующего и в то же время служилого сословия, имеющего монопольное право на владение землей и крестьянами, а также почетную обязанность служить государству и для этого получать соответствующее образование. В течение рассматриваемого периода монархия постепенно ослабляла экономические и юридические рычаги давления на высшее сословие и одновременно усиливала интенсивность влияния на его сознание официальной доктрины. Манифест о вольности дворянства, а также Жалованная грамота 1785 г. убедительно свидетельствуют о смещении центра тяжести в тактике власти по отношению к господствующему классу от непосредственного принуждения к более тонкому и сложному воздействию на мотивацию "благородных подданных".

Изучение идеологической политики абсолютизма особенно важно при исследовании истории дворянства в царствование Екатерины II, когда было законодательно закреплено превращение служилого сословия в господствующий класс, владеющий землей и свободный от обязательной службы. Именно в этот период самодержавие лишилось мощных экономических и юридических рычагов, принуждающих дворянина нести государственную повинность. Власть оказалась перед задачей - узаконить отмирание института службы с земли" и, дав дворянству свободу от государственной повинности, сохранить его в качестве служилого сословия, т.е. главной социальной опоры абсолютизма. Престол вынужден был пойти на интенсификацию сложного механизма идеологического и социально-психологического воздействия официальной доктрины на сознание дворянина. В первой половине XIX столетия, когда активно шел процесс формирования и укрепления слоя профессиональной, всецело преданной престолу бюрократии, проблема воспитания государственного сознания у дворянского сословия потеряет свою актуальность для власти.

Сложнейшее взаимодействие различных обстоятельств переходного периода, каковым в российской истории являлся XVIII в., привело к складыванию противоречивой, на первый взгляд, официальной концепции. Непререкаемый авторитет самодержца охранялся на правах государственного достояния, но в многочисленных законодательных актах свободно употреблялись такие понятия, как "общее благо", "всеобщая польза", "справедливый закон", которому обязан подчиняться даже "всевластный монарх". В именных указах постоянно звучали напоминания подданным об "отеческой заботе ' государя, соседствующие с частыми угрозами "лишения живота" в официальных документах начала XVIII века и строжайшими запретами для большинства населения непосредственно обращаться к императрице - во второй половине столетия. Внешнеполитическая доктрина призывала к борьбе против "неверных варваров-османов", которым "нет места в просвещенной Европе"; провозглашала святой долг России перед единоверной Византией и томящимися под мусульманским игом греками, которые при этом объявлялись потомками великих эллинов; оживлялась территориальная память Киевской Руси, и в то же время началом современной, актуально "переживаемой" истории признавалось царствование Петра. Ученическое восприятие Европы, интеллектуальные заимствования и формирование "периферийного сознания" непостижимым образом сочетались с имперскими амбициями и гордостью за великую державу.

Подобное соединение, казалось бы, несовместимых символов и ценностей в одной политической доктрине не стало еще объектом непосредственного изучения. Отмечая противоречивую эклектику российской официальной идеологии, специалисты, как правило, акцентируют внимание лишь на классовой природе самодержавия и неловких попытках власти придать деспотическому правлению черты просвещенного абсолютизма. Указывается также на индивидуальные качества монархов и прежде всего - порывистость Петра, стремящегося как можно скорее превратить заснеженную Россию в мореходную Голландию, и обаятельное лицемерие Екатерины, которая одной рукой отвечала на очередное послание Вольтера, а другой - подписывала указ о расширении власти помещиков над крестьянами. Для понимания внешней противоречивости официальной концепции и особенностей ее воздействия на личность дворянина важно не просто воссоздать набор конкретных символов, генерируемых и поддерживаемых властью. Следует выявить механизмы реализации и слой носителей государственной доктрины, а также показать ее как внутренне логичную, эволюционирующую идеологию, востребованную обстоятельствами и направленную на решение стоящих перед страной задач.

С другой стороны, не менее актуальным представляется и анализ психологии высшего сословия для уяснения результативности функционирования абсолютистской идеи и причин сбоя механизма влияния власти на сознание дворянина, который проявился в возникновении фрондерских настроений в среде образованной элиты.

Наконец, изучение идеологической политики самодержавия и степени ее успешности предполагает выявление в документах сведений о сложнейших процессах, протекающих в общественном сознании, социальной психологии и менталитете. Научное решение данной проблемы приобретает особую актуальность для совершенствования методов источниковедения и повышения информативной отдачи текстов с помощью исследовательских приемов, использующихся в сравнительном и структурном источниковедении, социальной психологии, филологии, лингвистике.

Таким образом, центральной темой исследования стала идейная составляющая мобилизационной политики государства. В данном контексте предмет исследования в диссертации охватывает следующие явления и процессы:

1. Доктрина абсолютизма, направленная на создание социальной опоры власти в лице преданного самодержавию высшего сословия, по уровню образования и социальной мобильности соответствующего веку европейского Просвещения;

2. Каналы воздействия власти на сознание дворянства и механизмы воспитания у представителей российского нобилитета государственного мышления;

3. Степень результативности идеологической политики монархии или характер "обратной связи", на которую рассчитана любая государственная доктрина и которая очень часто оказывается неожиданной и непредсказуемой для власти, или специфика менталитета высшего сословия и сила зависимости дворянина от официальных ценностей.

Столь широко очерченный предмет анализа предполагает конкретизацию и пояснение через четко определенный объект исследования в диссертации, который включает в себя целый ряд характеристик идеологии, сознания, психологии и менталитета русского общества второй половины XVIII века:

1. Содержание государственной доктрины, под которым понимается совокупность идей, ценностей и символов, направленных на обеспечение внутренней стабильности и мобилизацию человеческих ресурсов, решение внешнеполитических задач, а также создание образа власти и императора.

2. Механизмы социального контроля власти, направленные на воспитание государственного сознания у дворянства.

3. Результативность воздействия официальной доктрины на политическое мышление элиты дворянства проявилась в таких процессах, протекающих в общественном сознании высшего сословия, как: восприятие образа императора; смысл, который вкладывал дворянин в понятие "служба монарху и отечеству"; соотношение национальных, конфессиональных и имперских символов в системе ценностных ориентаций дворянина; идеи, обеспечивающие психологическую сплоченность господствующего класса и, наконец, степень его зависимости от официальной идеологии.

Глубина неизбежно возникающего зазора между мобилизационными усилиями власти, которая определялась ее представлениями о государственном престиже, идеальном устройстве общества, обязанностях подданного, и реальными предпочтениями дворянина будет оценена через анализ фрондерских и оппозиционных настроений в среде элиты высшего сословия.

Предмет и объект исследования определили хронологические рамки работы, ограниченные второй половиной XVIII века, когда интенсифицировалось именно идеологическое воздействие власти на сознание "благородных подданных". В диссертации особое внимание уделяется Манифесту о вольности дворянства и детально анализируется отношение самодержавия к господствующему классу после отмены обязательного характера службы. Период правления Екатерины II может быть признан апогеем реализации дворянской политики абсолютизма и по-своему уникальным этапом в истории высшего сословия. Эти годы стали достаточно кратковременным моментом баланса между мобилизационными усилиями власти и степенью доверия просвещенной политической элиты к престолу. Таким образом, как дворянская политика самодержавия, так и сознание правящего сословия рассматриваются в момент высшей точки их развития, когда наиболее очевидны все связи и опосредования. В то же время, в диссертации предпринимается попытка понять истоки и основные тенденции дальнейшей трансформации взаимоотношений власти и элиты в Российской империи. В данном контексте затрагивается период, когда был дан мощный импульс законодательному в масштабах всего государства формированию статуса дворянства, т.е. время Петровского правления, и, с другой стороны, ставится вопрос о влиянии исканий образованной элиты второй половины XVIII века на величайшие достижения русской культуры начала XIX столетия. Таким образом, в диссертации автор обращается к "долгому XVIII веку", который начался, выражаясь метафорически, с великого посольства Петра 1698 года, и завершился на Сенатской площади.

Определение предмета и объекта исследования, а также хронологических рамок работы дает возможность четко сформулировать цели и задачи диссертации, которые логично объединяются в несколько тематических блоков:

1. Выявить факторы, объективно связанные с природно-климатическими условиями существования исторического ядра российского государства, которые повлияли на сословную политику самодержавия. Определить роль идеологии в предпринятой властью мобилизации всех внутренних ресурсов и создании надежной социальной опоры в лице образованной преданной элиты. Воссоздать основное содержание государственной доктрины, рассматривая ее при этом как внутренне логичную, эволюционирующую концепцию, востребованную обстоятельствами и призванную облегчить решение стоящих перед страной задач.

2. Вскрыть действие механизмов социального контроля, направленных на воспитание государственного сознания у представителей высшего сословия.

3. Определить степень зависимости элиты от официальных ценностей путем анализа психологии высшего сословия и, в частности, ее отношения к власти, личности монарха, светскому обществу, государственной службе, крестьянству и т.д. Выявить причины назревающего в среде дворянства идеологического раскола и показать российскую специфику характерного в целом для эпохи Просвещения процесса формирования личности "новоевропейского времени" с достаточно развитым индивидуальным самосознанием и потому отсутствием жесткой идентификации с какой-либо социальной группой и властью.

Решение данных задач позволит приблизиться к более глубокому и всестороннему пониманию своеобразия русской культуры и типологии российской цивилизации и поставить вопрос - почему для русского интеллектуала очень часто борьба за благо Отечества оборачивается борьбой против власти, и не является ли достоинство подданного сильной державы залогом свободы личности? Однако вряд ли существует очевидный ответ на этот вопрос, а потому столь актуальная и по сей день проблема лишь ставится в работе, которая не претендует на поиск в прошлом третьего альтернативного пути.

Между тем, обращение к такой трудноуловимой сфере, какой является антропология власти, общественное сознание и психология личности, требует адекватной, тщательно продуманной методологии исследования. Теоретической основой диссертации стал прежде всего принцип историзма и ци-вилизационного подхода. В контексте работы это означает поиск глубинных причин, определивших специфику российской государственности. К такой первооснове следует отнести природно-климатические условия исторического центра России, в частности, чрезвычайно короткий по времени для земледельческих обществ рабочий полевой сезон и как следствие - низкий объем совокупного прибавочного продукта в масштабе всего социума1. Эти обстоя

1 Действующая на протяжении столетий взаимосвязь природно-климатического и географического фактора и особенностей российского исторического процесса детально исследована в работах Л.В.Милова (См. в первую очередь: Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. 2006. Изд. 2-е, доп.). тельства и обусловили следующие важнейшие черты развития русского общества:

1. сильная власть государства, установление самодержавия и его ведущая роль во всех социальных сферах, включая идеологию, культуру, образование и повседневную жизнь подданных;

2. доминанта внеэкономического принуждения крестьянина и жесткий режим крепостничества;

3. закономерная потребность престола иметь надежную опору в лице консолидированного слоя светских феодалов, поставленных в прямую зависимость от монарха через систему условных держаний ХУ-ХУП веков и непосредственную связь вотчинного владения с государственной службой с XVI столетия;

4. отсутствие в российском обществе XVIII века условий для введения майората и как результат - слабость слоя земельной наследственной аристократии, мощные владения которой определялись бы неделимостью вотчин;

5. вертикально направленная иерархическая структура высшего сословия, объединяемого не сложной системой вассально-сеньориальных связей, а личной зависимостью каждого дворянина от императора.

В этом контексте особый смысл приобретает сравнительный подход, суть которого заключается не только в эвристическом значении сопоставления социальных процессов в русском обществе XVIII века и в других государствах, но и в отказе от европоцентризма и классики западной модели развития.

На основании методологического принципа признания главенствующей роли гео-климатических и социально-экономических факторов в развитии общества констатируется определяющее влияние всех перечисленных выше обстоятельств на идеологическую политику власти, сознание элиты и психологию образованного дворянина. Иначе говоря, такие часто резко критикуемые в историографии факты российского прошлого, как самодержавие, крепостничество, зависимость высшего сословия от государства и т.д., рассматриваются в работе как компенсационные механизмы, закономерное возникновение которых непосредственно связано с фундаментальными особенностями исторического развития России. Данный объективный подход исключает недопустимые в историческом исследовании нравственно-этические оценки, поиск виновных, обнаружение чьей-то "злой воли" и использование при изучении прошлого дихотомии "хорошо-плохо".

В то же время работа строится на основе принципа причинности и признании обратного влияния психологического склада русского народа, а также сознания элиты дворянства и индивидуальных качеств личности, в особенности личности монарха, на все социальные катаклизмы драматичного XVIII века. То есть важнейшим аспектом теоретической базы диссертации является антропологический метод исследования, который предполагает выявление человеческого содержания исторического процесса . Очевидный факт присутствия представлений, верований, установок, настроений людей во всех событиях прошлого конкретизируется в тезисе о принципиальном воздействии сознания верхушки общества на господствующую в нем систему ценностей. Использование основных положений теории элит в качестве одного из методологических принципов исследования позволило констатировать определяющее влияние взаимоотношений дворянства и власти на семантическую карту русского общества второй половины XVIII века. Наконец, еще одним приемом изучения идеологического воздействия абсолютизма на менталитет высшего сословия стал принцип системного анализа. В работе использованы такие его составляющие как, эффективность всестороннего исследования явления в момент его максимального развития, а также закон противоречивого

2 Основы антропологического метода в истории были заложены и развиты как отечественными. прежде всего Б.Ф.Поршневым и А.Я.Гуревичем, так и зарубежными специалистами, среди которых следует особенно отметить французскую школу "Анналов" (См.: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история М. 1979; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1972; см. также, например, о школе "Анналов": Coutau-Bégarie H. Le phénomène nouvelle histoire. P. 1983; Burke P. The French Historical Revolution: The "Annales" School, 1929-1989. Cambridge. 1990). единства центра и периферии, когда, например, новые явления в психологии дворянства давали о себе знать не в эпицентре действия общепринятых ценностей, а в сферах, от него удаленных.

Наконец, теоретическая база диссертации строится на основе методов научного источниковедения, которые заключаются в следующем:

1. Формирование источниковой базы в соответствии с генеральной совокупностью реально существовавших текстов, социальными функция привлекаемых к работе документов и исследовательскими задачами. Данное положение определило видовой отбор источников и концентрацию внимания на законодательстве, то есть официальных текстах, которые отражали идеальные представления власти о реальности и с необходимостью содержали адресованную подданным побудительную мотивацию, с одной стороны, и на переписке дворянства, иначе говоря, "человеческих документах", запечатлевших повседневную жизнь высшего сословия, с другой.

2. Структурная обработка содержащейся в документах информации и комплексное сопоставление сведений, извлеченных из источников различного вида, что предполагает прочтение исторического текста с применением междисциплинарных методов контент-анализа и понятийной истории, а также исследовательских приемов, использующихся в семиотике, социальной психологии, антропологии, литературоведе3 нии .

3. Целенаправленный лексический и терминологический анализ источника, базирующийся на признании того факта, что язык эпохи являлся

Наиболее значимые труды, в которых разрабатывается указанные методики анализа текста, принадлежат Ю.М.Лотману, представителям Тартуско-Московской школы семиотических исследований, а также немецким исследователям в области Begriffsgeschichte и прежде всего Р.Козеллеку. См., например: Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн. 1992. T.I; Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б.А. Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. М. 1994. T.I; Koselleck R. Historische Semantik und Begriffsgeschichte. Stuttgart. 1979. индикатором изменений в обществе, фактором, влияющим на сознание современников, действенным орудием социального контроля со стороны политической власти. Данный подход основывается на признании того факта, что язык эпохи являлся индикатором изменений в обществе, фактором, влияющим на сознание современников, действенным орудием социального контроля со стороны политической власти.

Перечисленные междисциплинарные приемы комплексного источниковедения, использующиеся на основе принципа историзма и цивилизацион-ного подхода, определили новизну работы. В диссертации впервые в историографии предпринята попытка концептуальной характеристики взаимоотношений власти и дворянства в широком социо-культурном контексте истории XVIII столетия. При этом самодержавное правление показано в работе не как реакционная сила, а как компенсирующий трудные природно-климатические условия механизм, способствующий в изучаемый период укреплению российской государственности. В работе исследуется практически не изученная проблема каналов воздействия идеологии власти на сознание высшего сословия. Убедительно доказывается, что именно зарождение оппозиционных настроений в среде образованной элиты второй половины XVIII века предопределило появление первых поколений интеллигенции и расцвет русской литературы в XIX столетии. Наконец, в работе применен метод структурного текстологического анализа законодательства и переписки, что позволило актуализировать информацию, не доступную при иллюстративном использовании документов.

Научная новизна диссертации позволяет оценить ее практическое значение, которое оказалось несколько шире, чем возможность использовать результаты исследования в учебных курсах по русской истории, литературе, культуре. Важно, что в работе вскрываются объективные причины существования сильной верховной власти в стране, вынужденной существовать в режиме мобилизационной экономики и жесткой конкуренции других государств. В данном контексте становится очевидной закономерность одного из главных противоречий русской истории Нового времени - противоречия между достоинством подданного сильной державы и свободой индивидуальности образованной личности, усвоившей ценности европейского индивидуализма века Просвещения. Понимание глубинных корней этого конфликта даст возможность более мудро отнестись к катаклизмам прошлого, что в, конечном итоге, приведет к углублению чувства патриотической гордости и причастности к драматичной тысячелетней истории русской цивилизации. Апробация очерченного круга проблем была отражена в двух монографиях (общим объемом 50 а.л. издательства "РОССПЭН" и "Наука"), более чем в 50 статьях (из них 12 в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук), (общим объемом более 50 а.л.), а также в трех тематических сборниках, главным редактором которых является соискатель. Основные идеи работы обсуждались на конгрессах, конференциях, межвузовских семинарах, циклах лекций по источниковедению и русской культуре в МГУ им. М.В.Ломоносова и ряде зарубежных университетов, на заседаниях научного производственного совета и центра по изучению русского феодализма ИРИ РАН. Цели и задачи диссертации, а также хронологические рамки исследования обусловили структуру работы, которая включает введение, историографический обзор, критику источниковой базы, четыре главы, заключение, список привлеченных архивных источников и опубликованных источников, а также библиографию. Первая глава посвящена формированию основ государственной доктрины самодержавия, во второй главе рассматривается державная идея и результативность сословной политики в царствование Екатерины II, третья глава затрагивает отражение взаимоотношений власти и личности в политическом языке XVIII века, в четвертой главе анализируется возникновение оппозиционных настроений в среде образованного дворянства, в заключении подводятся основные итоги исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Марасинова, Елена Нигметовна, 2008 год

1. Абрамов Я. Сословные нужды, желания и стремления в эпоху Екатерининской комиссии: (1767-1769 гг.) // Северный вестник. 1886. №4,6.

2. Аврех А.Я. О природе российского самодержавия // Система государственного феодализма в России. М. 1993.

3. Аврех А.Я. Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России // История СССР 1968. № 2.

4. Аврех А.Я. Утраченное равновесие // История СССР. 1971. №4.

5. Аврех А.Я., Сахаров A.M. Абсолютизм // Советская историческая энциклопедия. М. 1961. Т. 1.

6. Агеева О.Г. Ассамблеи петровского времени в русской дореволюционной историографии // Историографические и исторические проблемы русской культуры. М. 1983.

7. Агеева О.Г. "Величайший и славнейший более всех градов в свете." -град святого Петра. Петербург в русском общественном сознании начала XVIII. СПб. 1999.

8. Агеева О.Г. Европеизация русского двора 1700-1796 гг. М. 2006.

9. Агеева О.Г. Имперский статус России: К истории политического менталитета русского общества начала XVIII века // Мировосприятие и самосознание русского общества. Царь и царство в русском общественном сознании. М. 1999. Вып.2

10. Азбучный указатель имен русских деятелей для "Русского биографического словаря". СПб. 1887-1888.

11. Аксенов А.И. С любовью к отечеству и просвещению: А.И.Мусин-Пушкин. Рыбинск. 1994.

12. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л. 1989.

13. Анисимов Е.В. «Записки» Екатерины II: силлогизмы и реальность // Записки императрицы Екатерины II. Репринтное воспроизведение издания А.И. Герцена и Н.П. Огарева. London. 1859. М. 1990.

14. Анисимов Е.В. Петр Великий. Воспоминания. Дневниковые записки. Анекдоты. (Вступительная статья). СПб. 1993.

15. Аполлова Н.Г. К вопросу о политике абсолютизма в национальных районах России в XVIII в. // Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.). М. 1964.16.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.