Иконография и символика Воскресения в христианском искусстве Египта IV - VII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Ошарина, Ольга Владимировна

  • Ошарина, Ольга Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 217
Ошарина, Ольга Владимировна. Иконография и символика Воскресения в христианском искусстве Египта IV - VII вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2009. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ошарина, Ольга Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНО-БОГОСЛОВСКОЙ ЖИЗНИ ЕГИПЕТСКИХ ХРИСТИАН.

§ 1. Тема христианского Воскресения в трудах отцов Церкви и. богословских сочинениях.

§ 2. Особенности религиозного мировоззрения египтян в первые века н.э.

§ 3. Некоторые вопросы погребальной практики египетских христиан.

ГЛАВА ВТОРАЯ. АНТИЧНЫЕ АЛЛЕГОРИИ И СИМВОЛЫ.

§ 1. Памятники днонисийского круга.

§ 2 Образ рая.

§3. Феникс.

§ 4. Павлин.

§ 5 Лев.Т.

§6. Орел.

§7. Дельфин.

§8. Дверь.

§9 Петух.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА.

§ 1 История пророка Ионы.

§ 2 Сюжет "Воскрешение Лазаря".

§3 Праведник Ной.

§4 Иов.

§5 Пророк Даниил.

§6 Три отрока.

§ 7 Композиция "Жертвоприношение Авраама".

§8 История патриарха Иосифа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иконография и символика Воскресения в христианском искусстве Египта IV - VII вв.»

Данная работа посвящена проблемам иконографии и символики ряда художественных сцен и образов в христианском искусстве Египта IV-VII вв., выражающих широкий круг идей, связанных с важнейшей в миросозерцании восточнохристианской культуры темой Воскресения, лейтмотива раннехристианского искусства в целом. Эта тема пронизывала собой все без исключения сюжеты, сцены, образы, даже отдельные детали и аллегории, наделяя художественные произведения определенным содержанием и символикой.

Видимо, в силу отсутствия канонической письменной традиции и в связи с той важной ролью, которую этот догмат играл в христианском вероучении, в искусстве уже в самое раннее время наряду со сложением иконографии соответствующих евангельских сцен, а также иллюстраций ветхозаветных сюжетов, прообразующих это событие, появляется целый ряд изображений, в символической и аллегорической форме выражающих идею Воскресения. Мастера предпочитают обращаться к истории персонажей Ветхого и Нового Завета, героям античной мифологии, изображениям растительного и животного мира, представляющих собой его символы и аллегории. К ним, прежде всего, относятся такие ветхозаветные и новозаветные циклы и сцены, как Жертвоприношение Авраама, Ноев ковчег, Вознесение Ильи пророка, Даниил во рву львином, Три отрока в пещи огненной, истории Иова и Ионы; новозаветные образы Доброго пастыря и иконография Воскрешения Лазаря. Это также и разнообразные символы и аллегории, подобно образам древа, отверстых или закрытых дверей или врат, орла, птицы феникса, павлина, льва. Символическое содержание приобретают и цифровые значения, которые - подобно цифре восемь -выражали идеи вечности, будущего века, воскресение во плоти и блаженства праведных в раю Небесного Иерусалима. Одним из устойчивых символов образа Воскресения в Египте стала композиция Вознесения Христа, которую копты в конце VI века заимствуют из сиро-палестинского региона, и которая з в отличие от византийской композиции Сошествия, появившейся только полтора столетия спустя, как иллюстрация лицевых Псалтирей, в Египте практически не встречается.

Особенностью изучения искусства христианского Египта является отсутствие дошедших до нас как целых храмовых ансамблей, росписей и мозаик, так и памятников письменности. Для воссоздания их типологии мы вынуждены привлекать памятники, происходящие из разных регионов Византийской империи.

Актуальность темы исследования

В результате сложившейся традиции тема Воскресения, непосредственно связанная с такой важной идеей как Воскрешение из мертвых, не имела соответствующей иконографии. Раннехристианское искусство сознательно отказывается от передачи образа Воскресения Христа в момент Его возвращения к жизни. Изображение этой сцены решается в двух планах: иллюстративном, показывающим обстоятельства, в которых чудо Воскресения было впервые засвидетельствовано и символическом, с помощью образов и сюжетов, прообразующих это событие. С VIII века тема Воскресения представляет собой составную часть более широкого понятия -Aváoxaait;, в которое включается и известная композиция Сошествия Христа во ад. Эта византийская композиция, особенно характерная для средневизантийского времени, основательно разработана исследователями, ей посвящена обширная научная библиография, которая затрагивает практически все стороны этого сюжета, в отличие от ее раннего этапа, охватывающего период с IV по VII вв., к которому мы и обращаемся в нашем исследовании.

Истоки этой темы, тем более на территории византийского Египта, определение круга сюжетов и образов, с присущей им символикой христианского Воскресения, так же как и история развития самих образов, никогда прежде не были предметом отдельных научных работ. В настоящее время тема «Воскресение» привлекает все большее внимание исследователей, благодаря накоплению значительного материала в фондах музеев и частных собраний, настоятельно требующего своего изучения. Это относится и к памятникам коптской коллекции Эрмитажа, позволяя ввести их в научный оборот.

Хронологические рамки

Нижняя хронологическая граница исследования - IV в.- определена признанием христианской религии на территории Египта в качестве официальной. Выбор верхней хронологической границы совпадает со временем арабского завоевания страны в 642 году н.э., с которого начинается исламский период в истории Египта.

Предмет и задачи

Предметом нашего исследования служат ткани и скульптура, изделия из кости, дерева и металла. Для их изучения мы обращаемся к богатому материалу, относящемуся и к периоду с III по XII вв., в том числе к росписям, мозаикам, миниатюрам и иконам. Наряду с уже известными в литературе произведениями, привлекаются отдельные изображения и композиции из собрания Эрмитажа, до сих пор не введенные в научный оборот или не получившие соответствующей интерпретации.

Основной целью исследования является раскрытие особенностей иконографии темы Воскресения в византийском Египте. С этим связано решение следующих задач:

-определение круга сюжетов и образов, представляющих собой символику христианского Воскресения в Египте;

-рассмотрение эволюции и основных этапов развития иконографии памятников;

-изучение иконологического языка произведений в широком историко-художественном контексте эпохи;

-исследование локальной художественной традиции по-разному проявляющейся в центре и местных школах. При этом художественно-иконографический анализ памятников должен сочетаться с их символической интерпретацией и соотносится с литературными текстами и литургической практикой.

- выявление факторов, способствующих столь широкому развитию изображения символики Воскресения в Египте и характерных особенностей, определивших их идейно-художественное выражение.

Методы исследования

Иконографический метод исследования самих художественных памятников определил структуру данной работы: каждому изображению, будь то отдельная сцена, композиция или образ, наделенный соответствующим символическим смыслом, посвящен отдельный очерк. При этом изучение иконографического языка произведений не ограничивается только выявлением их символического содержания, но предлагает исследование в широком историко-художественном контексте эпохи. Сочетание иконографического и стилистического методов, подход к памятнику как к историческому свидетельству, наряду с другими документами, письменными и материальными позволяет охарактеризовать метод, используемый в работе, как комплексный.

Степень изученности проблемы

Как в зарубежном, так и в отечественном искусствознании отсутствуют фундаментальные иконографические исследования по символике раннехристианского Воскресения, а также работы обобщающего характера. Исключение составляет монография греческой исследовательницы А. Картсонис1, в которой один из разделов книги посвящен прообразам христианского Воскресения. Заслуга автора состоит в том, что впервые была поставлена проблема самого определения понятия

1 Kartsonis Л. Anastasis. The Making of an Image. Princeton. New Jersey, 1986.

Воскресения». А. Картсонис подвела итоги развития этой темы с момента появления еще первых исследований, относящихся к концу XVIII века, выделила основные направления в ее изучении, подчеркнув, что многие из аспектов, в частности, источники и происхождение, иконографическое развитие образов, до сих пор остаются открытыми.

Основы изучения иконографии композиции Воскресение Христа в византийском искусстве были заложены А. Грабаром, хотя формально первая монография, посвященная этой теме, принадлежала перу его соотечественницы Ж. Вийетт, опубликовавшей свой труд в 1957 году («Воскресение Христа в христианском искусстве II-VII вв»). Однако тематически и хронологически она выходит за рамки заявленной проблемы. В первой главе автор приводит достаточно ограниченный круг письменных источниковтакже связанные с императорской тематикой: композиции Л

Христос Пантократор, Христос триумфатор . Во второй главе Ж. Вийетт пытается выявить иконографические мотивы и композиционные варианты темы Воскресения, в том числе, связанные с императорской тематикой: композиции Христос Пантократор и Христос триумфатор. Первая композиция восходит к изображению императора, попирающего побежденного врага. Во второй, в образе Пантократора, подчеркиваются два традиционных достоинства римского императора как умиротворяющего и несущего «римский свет». При этом раннехристианские композиции и символы только перечисляются, но не раскрываются, или даются краткие аннотации, как в случае с изображениями феникса и петуха3.

В 1960-е годы исследователи уточняют проблемы происхождения иконографии Воскресения, время и место сложения композиций. Одни связывали ее появление с греческим Востоком, другие с Римом. К сиро-палестинскому региону относит ее корни А. Баумштарк. А. Грабар впервые поставил вопрос о том, почему идея, лежащая в центре догматического христианского учения, представлена в искусстве лишь спустя 5-6 веков после

2 Villette J. La Resurrection du Christ dans L'art chrétien du II au VII siecle. Paris, 1957. P. 21.

3 Op.cit. P. 57. евангельских событий. А. Грабар также как и Ж. Вийетт, выявляет торжествующий характер этого образа, который заимствует уже имеющиеся образцы в императорской иконографии4. Определив иконографические прототипы и источники, А. Грабар вводит метод структурно-функционального анализа в изучении символики христианского Воскресения5.

Первое в отечественной науке систематическое исследование темы сошествия Христа во ад с богословской точки зрения принадлежит игумену Илариону (Алфееву)6. Работа известного богослова написана на основе многочисленных памятников византийской, сирийской, коптской и латинской литературы, многие из которых были впервые переведены автором на русский язык. Особое внимание И. Алфеев уделяет литургическим текстам, рассматривая их как важный источник для разъяснения богословских догматов.

Необходимо перечислить ряд исследований по истории коптского искусства, непосредственно связанных с художественной историей и культурой христианского Египта. Так, в фундаментальных трудах О. Вульфа о и И. Стржиговского , а также небольшой, но весьма значительной по своему содержанию статье В.Г. Бока была впервые изложена концепция эволюции коптской художественной традиции как самобытного явления культуры. В монографиях К. Весселя9 и А. Эффенбергера10 подведены итоги полувекового опыта изучения коптского искусства, определены основные его этапы, даны характеристики наиболее значительных памятников, сделана попытка разделить их по группам и направлениям. Отметим также работы К. Вейцмана и Е. Китцингера, в которых дан глубокий анализ различных

4 Грабар А. Император в византийском искусстве. М, 2000. С. 62.

5 Grabar А. Essai sur Ies plus anciennes representations de la Resurrection du Christ // Mon Piot. T. 63. (1980). P. 105.

6 Игумен Илларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001.

7 Wulf О. Altchristliche und Mittelalterliche Byzantinische und Italienische Bildwerke. Berlin, 1909.

8 Strzygowski J. Orient oder Rom: Beitrage zur Geschichte der spatantiken und frühchristlichen Kunst. Leipzig, 1901.

9 Wessel K. Koptische Kunst. Die Spätantike in Ägypten. Recklinghausen, 1963.

10 Effenberger A. Koptische Kunst. Leipzig, 1975. явлений культуры и искусства восточно-христианского мира и стилистического развития византийской образной системы, в частности, коптского Египта.

Весьма актуальной для нашей темы стало двухтомное издание Е.

Батчера «История коптской церкви»11, дающее представление о развитии коптской церковной системы, одна из глав которой посвящена истории богослужебного обряда и литургии. Автор показывает, как постепенные изменения, происходящие в литургии, отражаются на форме и назначении церковной утвари и обряде. Книга, написанная еще в XIX веке, не утратила своей актуальности и сегодня.

Неоценимую помощь в нашей работе оказала также статья немецкой исследовательницы У. Хорак, в которой систематизирован значительный материал по коптским погребениям, начиная с раскопок А. Гайе 1898 года и

1 ^ до 1995 года, времени публикации ее работы

Коптские погребальные памятники, их изобразительные мотивы и эпитафии, стали предметом исследования Т. Томас. В своей работе автор делает попытку установить взаимосвязь между изображениями, представленными на стелах и личностями погребенных, используя при этом

13 греческие и коптские эпитафии .

Существенное значение имеют для нас статьи, посвященные отдельным группам памятников коптского ткачества. Небольшая, но весьма значительная по содержанию статья К.С. Ляпуновой «Изображение Диониса на коптских тканях» касается не только вопросов художественно-стилистического и историко-культурного анализа, но и непосредственно связана с проблематикой иконографии Воскресения. Так, по мнению автора, композиция «Жертвоприношение Авраама» появилась на коптских тканях

11 Butcher E.L. The Story ofthe Church of Egypt. Vol. III. London, 1897.

12 HorakU. Christliche Bildergeschichte auf Spätantiken Stoffen//Biblos. 47, 1. (1998). S. 30.

13 Thomas T.K. Niche decorations from the tombs of Byzantine Egypt (Heracleopolis magna and Oxyrhynchus, A.D. 300-500): Visions ofthe afterlife. Vol. 1-2. New York. 1990. (PhD). под влиянием известной в греко-римском искусстве сцены «Убийство пленника»14.

Обращение в диссертации к одному из эпизодов истории патриарха Иосифа ввело нас в круг проблем, стоящих перед исследователями коптских тканей, в частности, к вопросу о прототипах, лежащих в основе текстильных композиций15, а также символического осмысления некоторых изображений на тканях, которые ставит К. Науэрт, известный специалист в области коптского текстиля16.

Образы христианского Воскресения, как известно, встречаются в искусстве и памятниках паломнического круга, изучению которого мировая византинистика в последнее десятилетие проявляет глубокий научный интерес. Наиболее заметными среди них представляются работы Г. Викана, демонстрирующие появление устойчивых иконографических формул на паломнических евлогиях17.

Мир византийской магии и суеверий становится объектом целостного культурного феномена в работах Г. Макгваера. Автор пытается выявить критерии различия между магическим и христианским образом. На примере памятников изобразительного искусства, в первую очередь, на образцах византийского текстиля, Г. Макгваер приходит к выводу о существовании «христианизированной магии» характерной для сознания ранних христиан18.

Методологические принципы исследований немецкого филолога А. Франкфуртера, легшие в основу его монографии и статей, посвященных «Апокалипсису Ильи»19, оказались весьма существенными и для нашей работы. Автор не только подробно разбирает письменные источники, но

14 Матье М.Э. и .Ляпунова К.С. Художественные ткани коптского Египта из собрания Государственного Эрмитажа. М.Л., 1951. С. 58.

15 Vikan G. Joseph Iconography // Gesta. Vol. 19. (1989). P. 105.

16 Nauerth C. Die koptischen Textilien der Sammlung Wilhelm Rautenstrauch im Stadtischen Museum Simeonstift Trier. Trier, 1989.

17 Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Washington, 1989.

18 Maguire H Garments Pleasing to God: The Significance of Domestic Textile Designs in the Early Byzantine Period// DOP. В. 44. (1990). P. 216

Frankfurter D. The cult of the martyrs in Egypt before Constantine. The evidence of the coptic Apocalipse of Elijah. P. 38. рассматривает коптскую рукопись и ее появление в культуре коптского

Египта в историческом, художественном и религиозно-философском контексте, видя в ней аккумуляцию идей Воскресения, заложенных еще древнеегипетской цивилизацией и раннехристианской эрой мученичества.

Важной вехой в истории исследования символики византийского искусства стали труды Ф. Кюмона. Символике античных погребальных образов и их преемственности в раннехристианском искусстве посвящена его работа «Исследование символики римского погребального искусства», с привлечением большого количества письменных источников" . Композиции со сценами охоты и сбором урожая, с изображением римского орла и победой атлета в состязаниях — все они служили олицетворением бессмертия в погребальной символике римского, а позднее и византийского искусства.

Работы Ф. Кюмона стали отправной точкой для многочисленных исследований, связанных с особенностями погребального культа в*, христианское время.

Публикации последних лет, в основном, посвящены отдельным памятникам или отдельным проблемам иконологического характера. В ряде статей появляются иконографические темы, затрагивающие проблемы типологии и генезиса формирования композиции. Это демонстрирует статья 1

Л. Палли, посвященная вопросам символики орла в-коптском искусстве" . На основании письменных источников и анализа памятников автор приходит к важным для нас выводам, показывающим особенности развития христианского искусства Египта.

Монография Б. Хаарлоу, посвященная символике двери и ее изображению в христианском искусстве, также связана с вопросами иконологии В своем исследовании автор рассматривал материал не как замкнутый в себе художественный феномен, а как культурное явление,

20 Cumont F. Recherches sur le symbolisme funéraire des romains. Paris, 1966. P. 31.

21 Lucchesi-Palli. Eine Gruppe koptischer Stelen und die Herkunft ihrer figurlichen Motive und Ornamente. // JbAC 24(1992). S. 114-130.

22 Haarlov B. The Half-open Door. A Common Symbolic Motive within Roman Sepulchral Sculpture. Odence, 1977. показывающее широкие и разносторонние взаимовлияния различных регионов по линии символики, иконографии и орнаментальных мотивов.

В отечественной историографии проблема осмысления символики на тканях рассматривалась, в основном, в работах А.Я. Каковкина. Изучение тканей с точки зрения символики - задача, которую ставит перед собой автор. Основные выводы и положения его исследований нашли отражение в нескольких рукописных трудах: в монографиях «Коптское искусство» (1987), «Путь в бессмертие (символика изображений на коптских тканях» (1990), а также ряде каталогов: «Коптские ткани из фондов Эрмитажа» (1978)23, «Искусство христианского Востока» (1992)24, «Сокровища коптских пустынников» (2002)" и в многочисленных статьях" .

Невозможно переоценить выход в свет в период между 1907 и 1953 гг. капитального пятнадцатитомного труда французских богословов и историков Ф. Каброля и Г. Леклерка «Словарь по христианской археологии и литургике»27. Для авторов характерен исключительно широкий охват памятников и важнейших письменных источников. Исследователи показывают органичную связь византийского искусства с богословием и литургической практикой, подчеркивая значение литургии в его формировании, функции которого, как известно, никогда не ограничивались чисто эстетической сферой. В семидесятые годы под редакцией К. Весселя издается «Иконографический лексикон византийского искусства»" , подводящий итоги современного состояния исследований по истории византийской культуры и искусства. В это же время выходит в свет «Лексикон христианской иконографии» под редакцией Е. Киршбаума" , представляющий собой важную веху в изучении христианской, в том числе и коптской иконографии, с указанием источников, основных

23 Коптские ткани из фондов Эрмитажа. Каталог выставки. (Автор вступительной статьи и каталога А.Я.Каковкин). Л., 1978.

24 Христиане на Востоке. Каталог выставки. СПб., 1998.

25 Сокровища коптской коллекции Государственного Эрмитажа. Каталог. СПб., 2004.

26 Каковкин А.Я. Изучение коптского искусства учеными России. СПб., 2005.

27 Dctionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie. Ed.F. Cabrol. 15 vols. Paris, 1907-53.

28 Wessel K. Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. Stuttgart, 1965.

29 Kirschbaum E. Lexikon der Christlichen Iconographie. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1968. B. 1-8. иконографических типов и существующей в то время библиографии. Весьма ценным для истории византийского искусства стала Энциклопедия раннего христианства, опубликованная в 1998 году под редакцией Э. Фергюсона . Словарь состоит из небольших аннотаций с указанием наиболее важных источников и публикаций по теме.

Основной задачей нашего исследования- было выделение в искусстве раннехристианского Египта того круга сцен, композиций и образов, которые идейно и символически были связаны с темой христианского Воскресения. Интерпретация их в этом смысле, наделение отдельных изображений соответствующим евангельским контекстом опиралась, прежде всего, на широкий круг письменных источников. Символическое и иконографическое изучение памятников дает возможность рассмотреть общую картину эволюции стиля и самой темы Воскресения, подчеркнуть направления- и тенденции, которые сыграли важную роль в процессе формирования их. художественного языка, выявить локальную художественную традицию, по-разному проявляющуюся в столице и местных центрах. Иконографический метод исследования* самих художественных памятников определил структуру данной работы: каждому изображению, будь то отдельная сцена, композиция или образ, наделенный соответствующим символическим смыслом, посвящен отдельный очерк. Выделение памятников и рассмотрение их в хронологической последовательности дало возможность проследить иконографию изображений на протяжении указанного времени. Для каждой группы памятников был выявлен круг письменных источников, определивших символическое содержание произведения, тем более, что истоки этих сцен и история развития самих образов на территории христианского Египта никогда не были предметом специального исследования

30 Encyclopedia of Early Christianity, (ed. Ferguson E.). New York, 1998.

В данной работе мы впервые попытаемся описать факторы, способствующие столь широкому развитию изображения темы Воскресения, и определить особенности ее иконографии в византийском Египте.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Ошарина, Ольга Владимировна

Заключение

В связи с отсутствием в христианской традиции коптов иконографических композиций, иллюстрирующих или соответствующих евангельским текстам о Воскресении Христа, а также сцен, в ясных и зримых формах выражавших символику этого события, коптские мастера были вынуждены заимствовать некоторые образы и аллегории из богатого наследия античного искусства и культур Ближнего Востока. Иногда выбор того или иного античного символа был уже в самое раннее время рекомендован или регламентирован отцами Церкви, как это было в случаях с образами орла, павлина и феникса. Судя по всему, таким желательным изображением признавался мотив дверей, закрытых или чуть приоткрытых врат, также хорошо известный еще в античные времена. В других случаях традиционные античные изображения «освящались» христианскими богословами только с течением времени, как, например, было с изображением полета квадриги Александра Македонского. При этом чаще всего символы, отражавшие воззрения отцов и учителей Церкви, были так или иначе связаны с традициями греко-римского погребального искусства, хотя последними объясняются далеко не все примеры.

Ряд сюжетов, непосредственно посвященных содержанию евангельских и апокрифических текстов, повествующих о Воскресении Христа, таких как «Сошествие во ад» или «Жены Мироносицы у гроба Господня», «Уверение Фомы» или «Вознесение Христа» приобрели в раннехристианский период необычайно широкое распространение, что доказывают многочисленные дошедшие до нас памятники. Однако существовало и огромное число иных сцен, в том числе основанных на текстах Ветхого Завета, прообразующих это евангельское событие, а также аллегорий и символов, зримо свидетельствующих о Воскресении Христа, или напоминающих о важнейшей христианской идее возможного для верующих воскресения во плоти. Именно такой особенностью отличалось раннехристианское искусство Египта в IV—VII веках, в силу древней традиции и своеобразия развития христианства в Египте, варьирующего необычайно широкий круг аллегорий, символов и типологических параллелей.

Наиболее же востребованными оказались символы, связанные с идеями возрождения и обретения вечной жизни. В первую очередь, к ним относятся памятники дионисийского круга, в том числе, сцены с изображением сбора плодов и винограда. Изображения Диониса и все связанные с ним образы и символы, представляют собой одни из самых распространенных сцен и комозиций в коптском искусстве IV-VI вв., вплоть до VIII века, что является одной из главных особенностей темы Воскресения в искусстве христианского Египта. Ту же мысль о вечно меняющемся ритме жизни имели многочисленные аллегории времен года и месяцев, проводившие параллель между жизнью и смертью. В Египте сцены с изображением Диониса продолжают использоваться и в христианское время, так как введенный Птолемеями как государственный и разработанный во всех деталях, культ Алексанлра-Диониса-Гелиоса-императора к моменту появления христианства представлял собой плодородную почву для придания ему нового содержания. Что и произошло уже в самое раннее христианское время: при практически полном сохранении внешних языческих атрибутов и образов, идейный смысл их существенно изменился. Отражая христианскую символику и ассоциируясь с известными новозаветными образами, сцена «Триумфа Диониса», представленная, в частности, на коптской ткани из собрания Эрмитажа, стала восприниматься как наиболее зримый прообраз Славы Христа, его искупительной жертвы и Воскресения.

С понятием бессмертия и вечной жизни ассоциируются также изображения орла, павлина и феникса. Символика толкования образа павлина объясняется просто: его плоть, считавшаяся нетленной, напоминала об идее вечной жизни, рая, воскресения во плоти, нетленности тел праведников. Уже в раннее время образ павлина в сознании христианина становится синонимом рая, в то время как голубь, олицетворяющий собой конкретную человеческую душу, несет с собой мир и новую жизнь. Богословский догмат, связавший Таинство Евхаристии с бессмертием и раем привел к тому, что голубь, клюющий хлеба, символически обозначает земное Причастие, павлин же, представляя собой ярко выраженный символ воскресения, является символом небесного Причастия.

Особенность иконографии павлина в византийском Египте состоит в том, что большинство рассмотренных нами памятников связано с погребальной практикой, в отличие от искусства метрополии, где этот образ, как правило, ассоциировался с темой евхаристии и христианского рая, встречаясь по преимуществу на памятниках церковного назначения.

Античная легенда о полете стареющего орла к солнцу повлияла на использование этого образа, сделав его символом воскресения. Идея обретения бессмертия путем вознесения на небо, пришедшая с Ближнего Востока, здесь, в Египте, наложилась на гностическое понимание воскресения души и возвращение ее на небо. В гностических тестах орел также выступает как защитник и охранитель от злых сил645, а в «Откровении апостола Павла» он заменяет собой фигуры ангелов, которых видел Иоанн Богослов, и, которые, следовательно, также как и ангелы являются проводниками человеческих душ. Как нами было установлено, композиции с изображением орла характерны сразу для нескольких городов Среднего и Верхнего Египта: Эсны, Луксора и Эрмента, то есть для той части страны, которая наиболынм образом была подвержена сирийскому влиянию. Именно в Сирии он изображается на погребальных стелах, откуда и замствуется коптами в середине V века. Многочисленные богословские споры о Таинстве Евхаристии, которые велись особенно интенсивно с середины IV века, а также понимание причинной связи между этим таинством и обретением

645 ЬиссЬез1 РаШ. ОЬзегуаНопБ эиг Псопс^гарЫе с1е Га1§1е. Р. 175-190. вечной жизни, привели к тому, что раннехристианская церковь остановила свой выбор на образе этой, поистине бессмертной птице.

Как правило, изображение орла в Египте на одних памятниках воспринималось как аллегория христианской души, на других играла роль психопомпа. Обозначая на стеле душу умершего, орел так же как и павлин, черпает свою иконографию из апофеоза римского императора.

Образ Воскресения в христианском искусстве Египта мог передаваться композицией Вознесения Христа, которую копты заимствуют из сиро-палестинского региона в конце VI века. Византийская композиция Сошествия Христа во ад, появившаяся как иллюстрация лицевых Псалтирей только в 8 веке, не получила в Египте широкого распространения. Причин было несколько. Это и завоевание Египта в 642 году арабами, и отсутствие тесных связей с самой Византийской империей. Следует также иметь в виду, что византийская композиция Сошествия подчеркивала искупительный характер подвига Христа, в то время как изображение Вознесения наглядно показывало важнейшую для христианского сознания идею Воскресения, в особенности египетского с его гностическими представлениями о воскресении в виде вознесения души на небо и появлением многочисленных композиций с изображением триумфов как с реальными, так и аллегорическими героями. Это «Полет Александра Македонского», изображение солнечной квадриги Гелиоса, Аполлона, Ильи пророка и картежа Диониса, наконец, обожествление римского императора и сцена с Похищением Ганимеда орлом, воплощающими идею обретения бессмертия путем вознесения на небо.

Ко второй группе относятся символы, связанные с темой света и солнца; так как уже с самого раннего времени образ Христа святоотеческая традиция сопоставляет с образом Гелиоса

Образ льва, связанный с глубокой древности с солнечными культами и хтоническими представлениями, с самого начала предопределил многозначность его символики и богатое разнообразие иконографических мотивов. Прототипом для создания этих композиций послужили многочисленные образцы эллинистического искусства, а также памятники, связанные с ветхозаветной традицией, идущей из Сирии и ближневосточными мотивами, переработанными сасанидскими мастерами в течение нескольких веков. Изображение льва чаще всего встречается на туниках, причем происходящих из двух бывших греческих полисов, Ахмима и Антинои. В качестве символа воскресения его иногда заменяют фигурки дельфинов, которые, так же как изображения орла, чаще встречаются на погребальных стелах как проводники человеческих душ. Посредником между миром живых и умерших христианские богословы выбрали праведника Иова, который теряет свое земное тело в надежде обрести небесное. С темой перехода души в мир иной также связана символика двери, с одной стороны, продолжающая традиции греко-римского искусства, с другой, прямо ассоциируясь с евангельскими словами «Я есмь дверь» (Ин.10,1). Она была зримым образом Воскресения и Спасения. Если Лазарь должен пройти сквозь эту дверь, чтобы присоединиться к живым, то праведный Иов, наоборот, отрекаясь от мира и находясь в движении между этим миром и следующим, теряет свое земное тело в чаянии обрести плоть небесную. Использование символов греко-римского искусства, как правило, было связано с населением бывших античных полисов. В христианской культуре Египта, где традиция заботы об умерших имела тысячелетнюю историю, позднеантичные символы носили, в основном, погребальный характер, в отличие от самой метрополии, в которой преобладала символика евхаристии.

Другим пластом символов, к которому обратились отцы и учителя Церкви, были сюжеты и образы Ветхого Завета, особенно книги пророков. По мнению пророка Иезекииля, только три человека спасутся правдой - это Ной, Иов и Даниил. Эти образы уже с апостольских времен были связаны с погребальной практикой, о чем свидетельствуют Акты апостольских постановлений, сохранившие текст поминальной молитвы, которая читалась в первые века нашей эры за упокой души умершего.

Особенность развития Египта, как страны монашества, предопределила необычайно широкое распространение сюжета, и, соответственно, его иллюстраций, с историей патриарха Иосифа, которая, в отличие от центральной части византийской империи, приобретает здесь особую популярность. Перелагая ветхозаветную историю, монахи видели в библейском патриархе идеал набожности и благочестия, отшельника и аскета, служащего примером для подражания.

Эра мученичества и возникновение мартириев, и, как следствие, развитие темы Апокалипсиса, привело к идее воздаяния после смерти и «распинанию» плоти при жизни. В искусстве Византии сцена «Вознесения пророка Илии» изображалась довольно редко, что может объясняться, на наш взгляд, невероятной популярностью композиции с аналогичной иконографией, представляющей «Полет Александра Македонского». На территории Египта, как кажется, этот сюжет появляется значительно чаще вследствие широкой известности так называемого Апокалипсиса Илии.

Сложение и формирование композиции «Даниил во рву львином» на протяжении 1У-ХШ вв. прошло несколько основных этапов, определивших в ней наиболее значительные смысловые грани образа. Одни из них в большей степени выявляли ее связь со страстными событиями жизни Христа, прежде всего, его Распятия и погребения, где подчеркивался преобразовательный смысл ветхозаветного события: пророк являл будущие страсти Христовы. Другие, напротив, напоминали о его Сошествии во ад и Воскресении. Можно заключить, что сюжет «Трех отроков» в раннехристианском искусстве не отличается символической поливалентностью, напротив, его достаточно точно можно интерпретировать как емкий образ спасения праведников и надежды на их будущее воскресение. Примечательно, что и в средневизантийский период в самой метрополии история трех отроков встречается только в качестве иллюстрации Псалтири, в отличие от образа пророка Даниила, который, обладая символическим многообразием, мог соответствовать и другим христианским идеям и использоваться для иллюстрации других текстов.

История пророка Даниила и трех отроков являлась примером стойкости в вере и возвышения праведников. Праведный Иов также представлен воплощением безграничного терпения и стойкости в вере. Образы этих святых были напоминанием важнейшей христианской морали: праведники после смерти вознаграждаются вечной жизнью и блаженством, они сияют в вечной славе «как звезды, во веки, навсегда» (Дан. 12,3). Не следует забывать, что пример возвышения праведников символически означал Триумф Христа, победу над смертью.

Литературные и литургические источники первых веков христианства, в том числе коптские, понимают сюжет «Жертвоприношения Авраама» в контексте искупительной жертвы Христа и символики воскресения. Для византийцев в этом сюжете делается акцент на символике евхаристии, примером чему служат равеннские мозаики в церкви Сан Витале и Сан Аполлинария ин Классе.

Мы приходим к выводу о том, что памятники, продолжающие эллинистическую традицию, оказываются связанными с императорской иконографией. Второй пласт образов и композиций, отражающий ветхозаветную и новозаветную символику, носит ярко выраженный триумфальный характер.

Выбранные сюжеты указывали верующим путь к спасению, который определялся, прежде всего, неколебимой верой у пророка Даниила и силой молитвы у трех отроков, необходимостью личного покаяния, подобно Ною в ковчеге и, свидетельством праведника Иова о Воскресении Христа, наконец, вознесение пророка Илии как прообраза Воскресения самого Христа. Подводя итоги всего исследования, мы можем сформулировать наиболее важные выводы: раннехристианское искусство Египта в IV-VII веках, в силу древней традиции и своеобразия развития христианства в Египте, использует необычайно широкий круг аллегорий, символов и типологических параллелей. Если для Запада характерны композиции с изображением свидетелей Воскресения, то для Востока — язык символов и аллегорий. существуют общеимперские символы христианского Воскресения, встречающиеся на территории всей Византийской империи, которые в Египте, получают свои региональные особенности. Наряду с ними, известны символы, использующиеся только в этой провинции Византии. основой для создания христианской символики Египта являются письменные источники и погребальные образы эллинистического искусства. христианское искусство Египта, продолжая традиции эллинизма, заимствует не только иконографию, но и сам смысловой контекст. В зависимости от назначения памятника изображение получает определенное символическое толкование. использование символов греко-римской искусства, как правило, было связано с населением бывших античных полисов. Несомненно, что рассмотренные нами позднеантичные образы, носили в Египте, в основном, погребальный характер в отличие от самой метрополии, где они использовались как символы евхаристической литургии. данные археологии показывают, что с III по VII вв. христиане пытались предохранить тела от тлена, поэтому востребованными, прежде всего, оказались символы, связанные с идеями возрождения и обретения вечной жизни. один из самых распространенных сюжетов в Египте -дионисийский круг памятников, интерпретация которых в христианском ключе возможна уже с конца IV века. С VI века изображение самого Диониса исчезает, его место занимают атрибуты и символы, носящие маргинальный характер. композиции со сценами триумфа и полета самых разных персонажей представляют собой иконографическую особенность византийского Египта. При этом отдельно следует подчеркнуть роль психопомпа, которую выполняют целый ряд образов. сюжеты, восходящие к образам Ветхого и Нового Завета можно условно подразделить на два основных типа изображений, с ориентацией на два известных центра - египетскую Александрию и сирийскую Антиохию. В основе многих образов и композиций, выражающих символику христианского Воскресения в Египте 1У-УП вв,. лежит изображение императорского триумфа: его победоносный характер получает свое дальнейшее развитие в теме «Сошествия Христа во ад».

Источники

Афанасий Александрийский. О св. Антонии. / Творения святых отцов. М., 1853. Ч.Ш. С. 203 -284.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы 67, 31. / Творения святых отцов. Т.4. СПб., 1904.

Афанасий Великий. Творения. М., 1994.

Григорий Богослов. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1-1У. М., 1851 - 54. Григорий Богослов. Слово 1. / Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. М., 1843. Т. 1. С. 7-9. Григорий Нисский. О душе и о Воскресении. / Творения святых отцов. М., 1863. Т. 50. Ч. 4. С. 201-326.

Григорий Нисский. Об устроении человека. (Перевод, коммен. В.М. Лурье). СПб., 1995.

Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Книга 3.1. // Творения святых отцов. М, 1863. Т. 41. Ч. 5.

Григорий Нисский. Слово о трехдневном сроке // Творения святых отцов. М., 1863.Т. 41.

Григорий Нисский. Слово на святую Пасху. Христианское Чтение. 1847. Ч. 2. С. 3-160.

Ефрем Сирин. Собрание сочинений в 5 тт. М., 2000.

Ефрем Сирин. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Т. 1-8. Сергиев Посад, 1900.

Златоуст Иоанн. Беседы на книгу Бытия. М., 1993.

Златоуст Иоанн. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М., 1999.

Иоанн Златоуст. Беседа XXXIX. / Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. СПб., 1876.

Иреней Лионский. Против ересей. Творения. М.,1977. Климент. Строматы. Ярославль, 1878.

Климент. Строматы. (Перевод и коммент. Е.В.Афанасина). СПб., 2003.

Кирилл Александрийский. О святой Троице. 1847. Ч. 3. С. 3-164.

Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение. 10. / Поучения. М., 1991.

Макарий Египетский. Духовные слова и послания. (Перевод, коммен. Г. Д.

Дунаев). М., 2002.

Ориген. О началах. Самара, 1993.

Ориген. Против Цельса. М., 1996.

Собрание древних литургий восточных и западных. СПб., 1874.

Тертуллиан. Избранные сочинения. (Перевод, коммен. A.A. Столярова. М.,

1994.

Ambroise S. De Joseph patriarcha. // PL. t. XIV. Augustine. Serm, II. // PL. t. XXXVIII.

Chrysostome J. Homil. In terse motum et Lazarum // PG. t. XL VI. Chrysostome In Genesim, hom. VIII. // PG. t. XII.

Ciasca A. Sacrorum Bibliorum: Fragmenta Copto-Sahidica. I. Rome: Musei Borgiani, 1885.

Corpus Scriptorum ecclesiasticorum latinorum. Wien, 1866. B. 3, t.l. Cyrille Alexandrie. Glaphyr. In Genes. III // PG. t. LXIX.

Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Leipzig, 1897. B. 1-3.

Ephrem Enarr. In evang. Joannis, VIII // PG. t. CXXIV.

Gregoire Nyss. De Deitate Filii et Spiritus Sancti // PG. t. XLVI.

Justin Martyr. Dialogus cumTryphone Judaeo. 138 // PG. t. 6.

Melito. Exerptorum libri sex. // PG. t. 5.

Oratio contragentes. 24. // PG. XXV.

Origen Homil.//PG. t. 12.

Physiologus. Сар. XII.

Pliny. Historia naturalis. Lib. 10.

Psalmbook. Pt. I. The Manichaean Coptic Papyri in the Chester Beatty Library. Facsimile Editin. Vol. 3. Geneva, 1988.

Tertullien. De baptismo // PL. 1.1.

Tertullien. Adv. Marcionem. 1. III. // PG. t. CXVIII

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ошарина, Ольга Владимировна, 2009 год

1. Аверинцев С.С. Многоцветная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в 1.тысячелетии н.э. М., 1994.

2. Айналов Д. Примечание к тексту книги «Паломник» Антония Новгородского // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908 11. часть. 2. С. 96-98.

3. Айналов Д. Рецензия на «Материалы по археологии христианского Египта» В.Г.Бока // ВВ. 1902. № 9. С.153-196.

4. Александрия и Египет. СПб., 2001.

5. Алексеенко H.A. Ветхозаветная символика в христианском искусстве / Символ в религии и философии. Севастополь, 2005. С. 4-9.

6. Апокрифы Древней Руси. М., 2002.

7. Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии. Евангелие от Фомы. 7. М,. 1989.

8. Арсеньев C.B. Хождение Игнатия Смолянина // Православный Палестинский Сборник. Вып. 12. 1887.

9. Атанасов Г. Сребърен медалион с образите на пророк Даниил и свети Георги от ранносредновсковната крепост до село Цар Асен, Силистренско //Археология. Т. 3. (1990). С. 42-47.

10. Афонские Древности. Каталог выставки. СПб., 1992.

11. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.

12. Банк A.B. Византия и Восток по некоторым данным прикладного искусства XI-XII вв. // Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М., 1960. С. 7.

13. Банк A.B. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. М., 1978.

14. Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства: Труды по истории древней церкви. СПб., 2006.

15. Быстрикова М.Г. Коптский рельеф V-VI вв. // СГЭ. Вып. XLI. (1976). С. 38-40.

16. Быстрикова М.Г. Коптская завеса V века // СГЭ. Вып. XLV. (1980). С. 55-57.

17. Бок В. Г. О коптском искусстве: Коптские узорчатые ткани / Труды VIII археологического съезда в Москве в 1890 г. М,. 1897. Т. III. С. 218245.

18. Византийские легенды. Сост. М.С. Полякова. М., 1978.

19. Георгиевский А.И. Григорий Нисский // Богословские труды. № XVI. (1976 ). С. 44-52.

20. Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.

21. Даркевич В.П., Маршак Б.И. О так называемом сирийском блюде из Пермской области // CA. 2. (1974). С. 213-222.22.3алеская В.Н. Бронзовые медальоны из могильника у села Лучистое //

22. Эритажные чтения памяти В.Г. Луконина. СПб., 1986-1994. С. 41-43. 23.3алесская В.Н. Символика античных образов в ранневизантийском искусстве / Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв. Л., 1988. С. 23-35.

23. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. (Из жизни идей). Т. III. СПб., 1910.

24. Зелинский Ф.Ф. Харита. Идея благодати в античной религии. СПб., б.г. 26.Златоуст Иоанн. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М., 1999.

25. Игумен Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб., 2000.

26. Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св.Григория Богослова. СПб., 2001.

27. Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001.

28. Игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001.

29. Из коллекций Н.П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993.

30. Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. СПб., 1993.

31. Искусство Византии в собраниях Советского Союза. М., 1977. Т. 1-3.

32. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М., 2000.

33. Каковкин А.Я. Символика цифры восемь // Cultural Heritage of Egypt and Christian Orient. Moscow, 2006. P. 111-116.

34. Каковкин А.Я. Изображения на коптских тканях:украшения или символы? // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв. Л., 1988. С. 36-66.

35. Каковкин А.Я. Изучение коптского искусства учеными России. СПб.,2005.

36. Каковкин А.Я. Коптские ткани из фондов Эрмитажа: Каталог выставки.1. Л., 1978.

37. Каковкин А. Я. О коптских тканых завесах с изображением орантов / Византийское искусство и литургия: Новые открытия. Краткие тезисы докладов научной конференции, посвященной памяти А.В.Банк (11-12 апреля 1990). Л., 1991. С. 10-12.

38. Каковкин А.Я. Об одной особенности росписи «часовни Мира» в эль-Багавате» //Чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга. СПб., 2000. С. 5355.

39. Каковкин А.Я. Сокровища коптских пустынников. Каталог выставки. СПб., 2005.

40. Каковкин А.Я. Стела V-VI веков // СГЭ. Вып. LIV. (1990). С. 33-40.

41. Каковкин А.Я. Эпизоды из «Истории Иосифа» на коптских тканях из собрания Эрмитажа / Кавказ и Византия. Вып. 2. Ереван, 1980.

42. Ким Н. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб., 2003.

43. Киприан (Керн) Евхаристия. М., 1999.

44. Книга хождений. Записки русских путешественников. М, 1984.

45. Корнеев А. Материалы и заметки по литературной истории Физиолога. СПб., 1890.

46. Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве. СПб., 2002.

47. Лихачев Н.П. Моливдовулы греческого Востока. М., 1991. Составитель и автор комментариев B.C. Шандровская.

48. Лопарев Х.М. Книга «Паломник». Сказание мест святых во Цареграде Антония архиепископа Новгородского в 1200 году // Православный Палестинский Сборник. Вып. 51. (1899).

49. Лопарев Х.М. Хождение инока Зосимы (1419-1422) // Православный Палестинский сборник. Вып. 24. (1889).

50. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. I -2. М., 1988.

51. Луконин В.Г. Сасанидские геммы. Л., 1963.

52. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987.

53. Лурье В.М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000.

54. Ляпунова К.С. Изображение Диониса на коптских тканях византийского Египта // Труды Отдела Востока. Т. III. (1940). С. 149159.

55. Матье М.Э. и К.С.Ляпунова. Художественные ткани коптского Египта из собрания Государственного Эрмитажа. М. Л., 1951.

56. Матье М.Э. Коптская расписная керамика Эрмитажа. Труды отдела Востока. Т. 1. (1939). С. 191-210.

57. Матье М.Э. Мифы Древнего Египта. СПб., 2000

58. Матье М.Э. Древнеегипетские мотивы на тканях Византийского Египта // Труды Отдела Востока. Т. III. (1940). С. 117-148.

59. Мнацакян С. Рельефные изображения и символика Даниила в мемориальной пластике Армении раннего Средневековья // Вестник общественных наук. АН Арм. ССР. Ереван. №6. (1977). С. 63-69.

60. Никитин А.Б. Сасанидские христианские геммы // Христиане на Востоке. СПб., 1998. С. 184-185.

61. Никифорова А.Ю. Реликвии в византийской эпиграфике / Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. Тезисы докладов международного симпозиума. М., 2000. С. 141-142.

62. Новый библейский комментарий. Ветхий Завет. Часть 2. СПб., 2000.65.0шарина О.В. Коптские бронзовые светильники из Эрмитажа.

63. Характеристика коллекции / Coptica Hermitagiana. СПб., 2000. С. 92102.бб.Ошарина О.В. О группе коптских стел с изображением орла / Глушанин Е. (под ред.) Власть, политика, право в античности и средневековье. Барнаул, 2005. С. 139-150.

64. Панич Б.Л. Образ Небесного Иерусалима в восточно-христианском искусстве: динамика иконографии или иконография динамики? / Богословие. Философия. Словесность. Труды ВРФШ. V. 2000. С. 57-80.

65. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979.

66. Плотников В.В История христианского просвещения в его отношении к греко-римской образованности. Казань., 1985.

67. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.71 .Путешествие Сильвании Аквитанки по святым местам. М, 1996.

68. Райе Д.Т. Искусство Византии. М., 2002.

69. Райт Дж. Библейская археология. СПб., 2003.

70. Редин Е.К. Христианская Топография Козьмы Индикоплова. Часть I. М., 1916.

71. Рижский М.И. Книга Иова. Из истории библейского текста. М., 1991.

72. Рыжов С.Г. Новые данные о «базилике в базилике» / Античный мир. Византия. Харьков, 1998. С. 34-42.

73. Сперанский М.Н. Из старинной новгородской литературы. Хождение Стефана Новгородца. Л., 1934.

74. Средневековый Бестиарий. (автор статьи и комментариев К.Муратова) М., 1984.

75. Творения древних отцов-подвижников. / Перевод, коммен. А.И. Сидорова. М., 1994.

76. Тураев Б.А. Египетская литература. М., 1920. Т. 1.

77. Уваров A.C. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода. СПб., 2001.

78. Уваров A.C. Христианская символика. СПб., 1901.

79. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М., 1994.

80. Физиолог. (перевод с греч. и коммент. Е.И. Ванеевой). СПб., 1996.'

81. Филарет архиепископ. Обзор песнопевцев. Чернигов, 1864.

82. Флоровский Г. Византийские отцы V-VIII веков. Париж, 1990.

83. Хвольсон Д.А., Покровский Н.В., Смирнов Я.И. Серебряное сирийское блюдо, найденное в Пермском крае. СПб., 1899.

84. Хелу Н. Мозаики V-VIII веков в Ливане // Панорама искусств. № 8. (1985). С. 47-63.

85. Хосроев А.Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг-Хаммади. М., 1991.

86. Хосроев А.Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., Кишинев, Париж, 2004.

87. Четверухин A.C. Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502. СПб., 2004.

88. Шуринова Р.Д. Коптские ткани. Собрание Государственного музея Изобразительных Искусств. М., 1967.

89. Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской Псалтири. М., 1989.

90. Abdel-Malek. Joseph Tapestry and related Coptic textiles. Ann Arbor, 1980.

91. Acts of Paul and Andrew // Orientalia. 38. (1969). P. 187-213.

92. Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art. Third to Seventh Century. Catalogue of the Exhibition at the Metropolitan Museum of Art, November 19, 1978.97.Ägypten Schätze aus dem Wüstensand. Wiesbaden, 1996.

93. Alfondi A. Sol invictus imperator // Römische Mitteilungen. 50. (1935). P. 103-158.

94. Andreae B. Die Symbolik der Löwenjard. Hamburg, 1985.

95. L'Art Copte en Égypte 2000 ans de christianisme Exposition présentée â L'Institut du monde arabe. Paris, 2000.

96. Bagnall R. Egypt in Late Antiquity. Princeton, 1996.

97. Bank A.W. Beiträge zur Kunst des Mittelalters / Festschrift für Hans Wentzel zum 60 Geburtstag. Berlin, 1975. S. 1-16.

98. Beckwith J. Coptic Sculpture 300-1300. London, 1963.

99. Benazeth D. Baouit: une église copte au Louvre. Paris, 1998.

100. Berg G van den, Ostwedder G. The Desent into Hell in the Coptic Literary Tradition. London, 1986.

101. Berman L.A. The Akedah. The Binding of Isaac. Jerusalem, 1997.

102. Besserman L.L. The Legend for Job in the Middle Ages. Cambidge, 1979.

103. Beyond the Pharaohs. Egypt and the Copts in the 2nd to 7th centuries AD. (ed. Friedman F.D ). Rhode Island School of Design. Baltimore, Maryland, 1989.

104. Bowman A.K. Egypt after the Pharaohs: 332 B.C- A.D. 642: From Alexander to the Arab Conquest. Berkeley University of California Press, 1986.

105. Brightmann F. Liturgical Eastern and Western. Oxford, 1896. B. I.

106. Broneer O. Excavations in Corinth 1934 // AJA. Vol. 39. (1935). P. 201-203.

107. Brühl A. Liber pater: Origine et expansion du culte dionysiaque a Rome et dans le monde romaine // BEFAR. 175. Paris, 1953.

108. Budge E. Misceleaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt. London, 1915.

109. Budge E.A. Coptic Martyrdoms. London, 1898.

110. Buschhausen H. Bronze Abu Fano / Oemelia. Spätantike und koptologische Studien. Peter Grossmann zum 65 Geburtstag. Wiesbaden, 1998.

111. Buschhausen H. Byzantinische Mosaiken aus Jordanien. Wien, 1986.

112. Butcher E.L. The Story of the Church of Egypt. Vol. I-II. London, 1897.

113. Byzantine Women and their World. Harvard University, 2003.

114. Chiat M. Synagogues and Churches in Byzantine Beit She. // Jewish Art. № 12-13. (1986/87). P. 6-24.

115. Christianity and Monasticism in Upper Egypt. Akhmim and Sohag. Vol. 1. (ed. G. Gabra, H. Takla). Cairo, New York, 2007.

116. Chrzanovski L. Zhuravlev D. Lamps from Chersonesos in the State Historical Museum. Moscow, Rome, 1998.

117. Clédat M. J. Le Monastère et la Nécropole de Baouit. Mémoires de l'IFAO. T.XII. Caire, 1904.

118. Coptic Art. Wall-paintings. Vol. I. Cairo, 1993.

119. Cramer M. Des Christlich koptische Ägypten. Einst und Heute. Wiesbaden, 1959.

120. Cumont F. After Life in Roman Paganism. Yale University, 1922.

121. Cumont F. Etudes Syriennes. Paris, 1917.

122. Cumon F. Fouilles de Doura Europas. (1922-1923) Paris, 1926

123. Cumont F. Recherches sur le symbolism funéraire des romains. Paris, 1942.

124. Cutler A. The Marginal Psalter in the Walters Art Gallery // The Journal of the Walters Art Gallery. Vol. XXXV. (1977). P. 37-61.

125. Dalton O.M. Catalogue of Early Christian Antiquities and Objects from the Christian East in the Department of British and Mediaeval Antiquities and Ethnography of the British Museum. London, 1901.

126. Darmstaedter R. Die Auferweckung des Lazarus in der Altchristlichen und byzantinische Kunst. Bern, 1955.

127. Dassmann R. Akzente frühchristlicher Hiobdeutung // Jb AC. 31. (1988). S. 32-48.

128. Daszewski W. A. Dionysos der Erlöser. Mainz, 1983.

129. Deichmann Fr. Ravenna. Wiesbaden, 1969.

130. Delbrück R. Probleme der Lipsanothek in Brescia // Theophaneia.VII. (1952). S. 140-152.

131. Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1933.

132. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. London, 1947.

133. Demus O. Elijach and Alexander / Studies in memory of David Talbot Rice. Edinburg, 1978.

134. Devis H. Homélies coptes de la Vaticane. Vol. 2. Copenhagen, 1929.

135. Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie. Ed. F. Cabrol. 15 vols. Paris, 1907-53.

136. Dictionary of the Byzantium. New York, 1990. B. I III.

137. Fluck C., Vogelsang Eastwood G. (eds.). Riding Costume in Egypt. Origin and Appearance. (Studies in textile and costume history 3). Leyden, Boston 20004.

138. Funk F. X. Didascalia et Constitut. Apost. I. Paderborn, 1905. B. I.

139. Die Koptischen Textilien der Sammlung Wilhelm Rautenstrauch im Stadtischen Museum Simeonstift. Trir, 1989.

140. Dinand F. Lichtenberg A. Une tunique brodée de la nécropole de Douch. //BIFAO. T. 85. (1985). P. 129-133.

141. Drioton E. Portes de 1'Hades du Paradis // BSAC. T. IX. (1943). P. 59-78.

142. Effenberger A. Koptische Kunst. Ägypten in spätantiicer, byzantinischer und frühislamischer Zeit. Leipzig, 1975.

143. Elliott J. The Apocryphal New Testament. Oxford, 1933.

144. Encyclopedia of Early Christianity. New York, 1998. (ed. Ferguson1. E).

145. Erffa von H. M. Ikonologie der Genesis, die christliche Bildthemen aus dem Alten Testament und ihre Quellen. München, Berlin, 1989. B. I.

146. Fakhry A. The Necropolis of EL-Bagawat in Kharga Oasis. Cairo, 1951.

147. Fink J. Noe der Gerechte in der frühchristlichen Kunst // Beihefte zum Archiv fur Kulturgeschichte. 4. (1955). S. 64-70.

148. Finney P. Abraham and Isaac Iconography on Late-Antique. Amulets and Seals. The Western Evidence // JAC. 38 . 1995 . P. 142-168.

149. Flury-Lemberg M. Textilkonservierung im Dienste der Forschung. Bern, 1988.

150. Forrer B. Die Gräber und Texilfimde von Achmim-Panopolis. Strasbourg, 1891.

151. Forrer R. Die frühchristlichen Alterthümer aus dem Gräberfelde von Ahmim Panopolis. Strassburg, 1893.

152. Frank P. Bemerkungen zur frühchristlichen Noe Ikonographie // Rivista di Archeologia Christiana. Anno XLIX. Num. 1-4. Rome. (1973) P. 176-182.

153. Frankfurter D. The Cult of the Martyrs in Egypt before Constantine. The Evidence of the Coptic Apocalipse of Elijah. London, 1998.

154. Frankfurter D. Elijah in Upper Egypt. The Apocalipse of Elijah and Early Egyptian Christianity / Studies in Antiquity and Christianity. Minneapolis. Fortress Press, 1993.

155. Friedlander P. Documents of Dying Paganism. Berkeley and Los1. Angeles, 1960.

156. Gaget J. Body Symbols and Social Reality Resurrection, Incarnation and Ascetism in Early Christianity // Religion. 12. (1982). P. 350-362.

157. Galavaris G. Alexander the Great Conqueror and Captive of Death: His various Images in Byzantine Art // Canadian Art Review. XVI. 1. (1989). P. 13- 15.

158. Galavaris G. Bread and the Liturgy. London, 1970.

159. Garitte G. L'Invention géorgienne des trois enfants de Babylone. // Le Museon.72 (1959) P. 69-100.

160. Garitte G. Le Texte arménien de l'invention des trois enfants de Babylone //Le Museon. 74 (1961). P. 91-108.

161. Gayet A. L'Exploration des nécropolis Greco-byzantines d'Antinoé. //Annales du Musee Guimet. N. 30. (1902).

162. Gayet A. Une cinquième compagne de fouilles a Antinoé //Revue Archéologique. Vol. 39. (1901). P. 72-80.

163. Gennep van A. The rites of Passage (Trans. M.B. Vizedom-G.L. Caffee) Chicago, 1960.

164. Goldmann B. The Sacred Portal. A Primary Symbol in Ancient Judaic Art. Detroit, 1966.

165. Gonosova A. Kondoleon C. Art of Late Rome and Byzantium in the Virginia Museum of Fine Arts. Richmond, 1994.

166. Grabar A. Essai sur les plus anciennes representations de la Resurrection du Christ // Mon Piot. T. 63. (1980). P. 105-141.

167. Grabar A. Christian Iconography. New York, 1968.

168. Grabar A. Sculptures Byzantines de Constantinople (IV-X siecle). Paris, 1963.

169. Grabar.A. Recherches sur les sources juives de l'art paléochrétien // Cahiers Archéologiques. T. 11. (1961). P. 8-19.

170. Gruneisen W. de. Les Caractéristiques de l'art copte. Florence, 1922.

171. Haarlov B. The Half open Door. A Common Symbolic Motive within Roman Sepulchral Sculpture. Odence, 1977.

172. Hagedorn U. Olympiodor, Diakon von Alexandria, Kommentator zu Hiob. Berlin, New York, 1984. (Patristische Texte und Studien. 24).

173. Henne H. Teil Edfou // Collection des fouilles de ¡'institute Fraincais d'archéologie Orientale du Caire. Caire, 1925.

174. Hill C. Regnum Caelorum Patterns of Millennial Thought in Early Christianity. Cambridge, 2001.

175. Hooyman R. Die Noe Darstellung in der frühchristlichen Kunst // VChr. 12. (1958). P. 113-136.

176. Horak U. Christliche Bildergeschichte auf Spätantiken Stoffen // Biblos. 47,1. (1998). S. 27-35.

177. Horak U. Koptische Mumien. Der Koptische Tote in Gräbungsberichten, Funden und literarischen Nachrichten // Biblos. B. 44. H. 1.(1995). S. 57-69.

178. Huber P. Hiob -Dulder oder Rebell? Byzantinische Miniaturen zum Buch Hiob in Patmos. Rom, Dusseldorf, 1986.

179. Jacques X. Les deux fragments conserves des "Acts d'André et de Paul" (Cod. Borg. Copt. 109, fasc. 132) // Orientalin 38. (1969). P. 187-213.

180. Janin R. La Geographie ecclesiastique de l'Empire byzantin. T. III: Les églises et les monasteres. Paris, 1969.

181. Jensen R. The Offering of Isaac in Jewish and Christian Tradition // Biblical Interpretation 2. (1994). P. 102-108.

182. Jerusalimskaya A. Les soieries byzantines â la lumeiere des influences orientales: les themes importes et leur interpretations dans le monde occidental //Bulletin du CIETA. № 80. (2003). S. 16-25.

183. Jonghe de, Daniel Sonja Daemen, Rassart-Debergh M, Moor A. Ancient Tapestries of the R. Pfister Collection in the Vatican Library. Citai de Vaticano Biblioteca Apostolica Vaticana, 1999.

184. Journeying into God: Seven Early Monastic Lives. Translation with introduction by Tim Vivian. Minneapolis, 1996.

185. Kadar A. Zur Frage der Romerzeitllichen ägyptischen Elemente in der altchristliche Iconographie // Akten VII Internationalem! Kongresses für Christliche Archeologie. P. 27-29.

186. Kalavrezou I. Byzantine Women and Their World. New Haven and London, 2003.

187. Kalavrezou-Maxeiner I. Byzantine Icons in Steatite. Wien, 1985.

188. Kartsonis A. Anastasis. The Making of an Image. Princeton, New Jersey, 1986.

189. Kaufmann C. Handbuch der christlichen Archäologie. Paderborn, 1922.

190. Keller O. Tier und Pflanzenbilder auf Mûééénzen und Gemmen. Leipzig, 1889.

191. Kendrick A. Catalogue of Textiles from Burying-Grounds in Egypt. Vol. I-III. London, 1922.

192. Kessler E. Responce to Marc Bregman. // The Journal of Textual Reasoning. Vol. 2. Number 2. June. (2003). P. 32.

193. Khater A., Khs-Burmester O.H. Le monastère de Phoebammon dans la Thebaide. L'Archeologie du site. Le Caire, 1981.

194. Kirschbaum E. Lexikon der Christlichen Iconographie. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1968. B. 1-8.

195. Kitzinger E. Role of Miniature Painting in Mural Decoration // The Place of Book Illumination in Byzantine Art. Princeton, 1975. P. 99-142.

196. Kitzinger E. Studies in Late Antique and early Byzantine Floor Mosaics at Nicopolis//DOP.Vol. 6. (1951). P. 82-122.

197. Kraeling C.H. The Synagogue. Final Report. Vol. 8. Part 1. New Haven: Yale University Press, 1956.

198. Lafontaine-Dosogne J.Textiles coptes. Bruxelles, 1988.

199. Laurent V. Le corpus des sceaux Byzantins du Medaillier Vatican. Citta de Vaticano, 1962.

200. Laurent V. Le corpus des sceaux de l'Empire Byzantin. Vol.V. L'eglise. Paris, 1963-1965.

201. Lenzen V. The Triumph of Dionysos on Textiles of Late Antique Egypt. Berkeley and Los Angeles, 1960.

202. Lewis J. A Study of the Interpretation of Noah and the Flood in Jewish and Christian Literature. P. 156-182.

203. Lewis N. Life in Egypt under Roman Rule. Oxford, 1983.

204. Lewis S. The Iconography of the Coptic Horseman in Byzantine Egypt. // Journal of the American Research Center in Egypt. Vol. 10. (1973). P. 38 127.

205. Lother H. Der Pfau in der altchristlichen Kunst. Eine Studie über das Verhältnis von Ornament und Symbol. Leipzig, 1929.

206. Lowrie W. A Jonah Monument in the New York Metropolitan Museum. //AJA. Vol. V (1901). P. 51-57.

207. Luccesi Palli E. Observations sur l'iconographie de l'aigle funérairerdans l'art copte et nubien. / Etudes Nubiennes. Colloque de Chantilly. 2-6 juillet 1975. Le Caire, 1978. P. 175-190.

208. Lucchesi-Palli E. Eine Gruppe koptischer Stelen und die Herkunft ihrer figurlichen Motive und Ornamente // JbAC. 24 (1992). S. 114-130.

209. Maguire H. An early christian marble relief at Kavala // ÀEATION TH2 XPISTIANIKHE APXAIOAOriKHS STAIPEIAS. nsp. A'. T. 1ST'. A0HNA, 1991-1992. P. 290.

210. Maguire H. Garments Pleasing to God: The Significance of Domestic Textile//DOP. B. 44. (1990). P.216-239.

211. Maguire H. Rhetoric, Nature and Magic in Byzantine Art. Hampshire. Vermont, 1998.

212. Maguire H. The Good Life.Late antiquity. A guide to the Postclassical World. London, 1999.

213. Majeska G. A Medallion of the Prophet Daniel in the Dumbarton Oaks Collection // DOP.Vol. 28. (1974). P. 361-366.

214. Majeska G.Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries.Wasington, 1984.

215. Majeska G. Russian Pilgrims in Constantinople. // DOP.Vol. 56. (2002). P. 93-108.

216. Malbon E.S. The Iconography of the sarcophagus of Junius Bassus:neophitus iit ad deum. Princeton, N J., 1990.

217. Mango C. The Art of the Byzantine Empire. 312-1453. Englewood Cliffs, 1972.

218. Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963.

219. Morey C.R. Notes on East Christian Miniatures// The Art Bulletin. 1929. March. P. 27.

220. Munier H. Recueil de manuscrits coptes de l'Ancien et du Nouveau Testament // Bulletin de l'Institut français d'archeologie orientale 12 (1916) P. 243-57.

221. Nagel P. Das alte Testament im geistigen und geistlichen Leben der koptischen Kirche. St.Markus, 1988. S. 1-22.

222. Narkis B. The Golden Haggadah IIA Fourteenth Century illuminated Hebrew Manuscript in the British Museum. London. 1970

223. Narkiss B. The Sign of Jonas // Gesta. XVIII. 1. (1979). P. 63-67.

224. Nasralah K. Bas-relief chrétiens inconnus de Syria // Syria.38. (1961). P. 50-51.

225. Newbold W.R. The Eagle and the Basket on the Chalice of Antioch // A JA. Vol. XXIX. 1925. P.357-380.

226. Nillson M.P. The Dionysiac Mysteries of the Hellenistic and Rome Age. Lund, 1957.

227. Omont H. Miniatures des plus anciens manuscripts Grecs de la bibliothèque Nationale du VI au XIV siecle. Paris, 1929.

228. L'Orange H.P. Studies in the Iconography of Cosmic Kingship in the Ancient World. Oslo, 1959

229. Peers G. Subtle Bodies. Representing Angels in Byzantium. London, 2001.

230. Prominsca E. Ancient Egyptian Traditions of Artificial Mummification in the Christian Period in Egypt / Science in Egyptology (ed. By R.A.David). Manchester, 1986.

231. Piankoff A. Peintures au monastère de Saint Antoine // Bulletin de la Société d'archéologie Copte.1950-1957. N14. Le Caire, 1958. P. 156-159.

232. Quasten J. Patrology III. Westminster. Maryland, 1986.

233. Quibell J. Excavations at Saqqara. Vol. I. Le Caire, 1907.

234. Quibell J.E. Excavations at Saccara (1908 -1910). The Monastery of Apa Jeremias. Cairo, 1912.

235. Raouf H. Coptic Art // Egypt Travel Magazine. № 153.(1969).

236. Rassart-Debergeh M. Textiles d'Antinoè (Egypte) en Haute-Alsace. Museum d'Histoire Naturelle de Colmar, 1997.

237. Reimbold E. Der Pfau. Mythologie und Symbolik. München. 1983.

238. Riefstahl E. A Coptic Roundel in the Brooklyn Museum // The Bulletin of the Byzantine Institute . 1950. P. 539.

239. Roberts C.H. Manuscript, Society and Belief in Early Christian Egypt. London, 1979.

240. Ross M. Catalogue of the Byzantine and Early Mediaeval Antiquities in the Dumburton Oaks Collection, Il.Jewelry,Enamels, and Art of the Migration Period. Washington, 1965.r

241. Rutschovscaya M-H. Catalogue de bois de L'Egypte copte. Paris, 1986.

242. Rutschowscaya M-H. Coptic Fabrics. Paris, 1998.

243. Rutschowskaya M-H. La tapisserie au Jonas du Musée du Louvre.// Dielheimer Blätter zum Alten Testament und seiner Rezeption in der Alten Kirche. № 27. Marz. (1992). P. 187-197.

244. Salomonson J. Spätromische rote Tonware mit ReliefVerzierung aus nordafrikanischen Werkstätten. Entwicklungsgeschichtliche Untersuchungen zur Reliefgeschmuckten Terra Sigillata Chiara «C» /.Bulletin antieke Beschaing. T.48. (1969).P. 17-54.

245. Sandrovskaja V.S. Seibt W. Untermitarbeit von Natascha Seibt. Byzantinische Bleisiegeln der Staatliche Ermitaz mit Familiennamens. Erste Teil. Wien, 2005.

246. Schaller R. Das Testament Hiobs. // Judische Schriften aus hellenistisch-römischer Zeit III. Gütersloh. (1979). S. 306-311.

247. Schlumberger G. La Sigilligraphia Byzantine.Paris, 1884.

248. Schmidt C. Gespräche Jesu mit seiner Jungern nach der Auferstehung. Hildesheim, 1967.

249. Sear David R. Roman coins and their values. London, 1988.

250. Shepherd D. Saints and a Sinner on Two Coptic Textiles // The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. December. (1971). P. 331-338.

251. Smith A. The Iconography of the Sacrifice of Isaac in Early Christian Art. // American Journal of Archeology. Second Series. 1922 vol. XXVI. № 2. P. 159-173.

252. Spittler K.P. The Testament of Job: a History of Research and Interpretation // Studies on the Testament of Job. Cambridge, 1989.

253. Stander A. The Peacock in Early Christian Art and Writtings. // Текст доклада был зачитан 12.08.1991 г. На XVIII Конгрессе византинистов в Москве.

254. Stauffer A.M. Spatantike Textil aus Egypten. Berlin, 1991.

255. Strzygowski J. Koptische Kunst. Berlin, 1904

256. Strzygowski J. Orient oder Rom: Beitrage zur Geschichte der spatantiken und frühchristlichen Kunst. Leipzig, 1901.

257. Sukenik E. The Ancient Synagogue of Beth Alpha. Jerusalem, 1932.

258. Swoboda H. Ein altchristlicher Kirchen Vorhang aus Aegypten. // Römische Quartalschrift. Jahrgang VI. (1892). S. 95-113.

259. Syria. Byzantine times. Exhibition october 2001 januar 2002. Damasc, 2003.

260. Textiles of Late Antiquity, (ed. Stauffer A.M). New York, 1995.

261. The Glory of Byzantium Art and Culture of the Middle Byzantine Era a.d. 843-1261. Ed. Evans H.S., Wixom W.D. New York, 2002.

262. The Luxor Museum of Ancient Egyptian Art. Catalogue American Research Center in Egypt. Cairo, 1979.

263. The Medieval Treasury. The Art of the Middle Ages in the Victoria and Albert Museum. Ed. by P. Williamson. London, 1996.

264. Till W.C. Ein Sahidischer Bericht der Reise des Apa Johantes nach Babylon // Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. 37. (1938) S. 130-139.

265. Thompson D. Catalogue of the Byzantine and Early Mediaeval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection: 4, Late Antique and Mediaeval Textiles. Washington, 1982.

266. Thompson E., Budge W. The Alexander Book in Ephiopia. London, 1933.

267. Tikkanen J. Die Psalterillustration in Mittelalter I. Byzantinische Psalterillustration. Helsingfors, 1895.

268. Todic B. Anapeson. Iconographie et signification du theme. // Byzantion. T. LXIV. (1994). P. 134-165.

269. Törok L. Early Christian Bronze from Nubian Tomb / Late Antique and Early Mediaeval Antiquities. London, 1998. P. 227-237.

270. Toynbee J. and Perkins J. Peopled Scrolls: A Hellenistic Motif in Imperial Art. The British School at Rome. T.XVIII. (1950). P. 3-54.

271. Underwood P.A. The Fountaine of Life // DOP. Number 5. (1950). P. 52-91.

272. Unger R. The Art of Medieval Technology. Images of Noah the Shipbilder. New Brunswick, New Jersey, 1991.

273. Verkerk D.H. Jov and Sitis: Curious Figures in Early Christian Funerary Art // Mitteilungen zur Christlichen Archaolgie. S. 20-29.

274. Vikan G. Joseph Iconography on Coptic Textile.// Art, Archaeology, and Architecture of Early Christianity. A Collection of Scolarly Esays. Vol. XVIII. New York, London, 1993. P. 354-360.

275. Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Washington, 1982.

276. Vikan G. Icons and Icon Piety. Washington, 1998.

277. Vikan G Relics and Icons // Holy Image. Holy Space and Frescoes from Greece. Athens, 1988.

278. Villette J. La Resurrection du Christ dans L'art chretien du II au VII siecle. Paris, 1957.

279. Volbach W. Elfenbeinarbeiten der Spatantike und des fruhen Mittelalters. Mainz, 1976.

280. Wace A. Preliminary Historical Study: A Late Roman Tapestry from Egypt // Conservation, the Journal of the international Institute for the conservation of Museums objects. May. Nr. 9. (1954). P. 1-9.

281. Weiss Z. and Netzer E. Promise and Redemption: A Synagogue Mosaic from Sephhoris. Jerusalem: The Israel Museum, 1996.

282. Weitzman K. Loca Sancta and the Representational Arts of Palestine //DOP. T. 28 (1974). P .31-56.

283. Weitzman K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai. The Illuminated Greek Manuscripts I: from the ninth to the 12 century. Princeton, 1990.

284. Weitzmann K. Illustrations in Roll and Codex. Princeton, 1970.

285. Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscripts Illumination. Chicago, 1971.

286. Weitzmann K. Kessler H. The Frescoes of the Dura synagogue and Christian Art // DOS. 28. Washington, 1990.

287. Wentzel H. Die mittelalterlichen Gemmen der Staatlichen Münzsammlung zu München // Münchner Jahrbuch der Bildenden Kunst. Bd.8. (1957). S. 50-54.

288. Wentzel H. Die mittelalterlichen Gemmen in den Sammlungen Italiens // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florence. Bd. VII. (1956). S. 268-273.

289. Wessel K. Koptische Kunst. Die Spätantike in Ägypten. Recklinghausen, 1963.

290. Wessel K. Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. Stuttgart, 1965.

291. Wieteger C. Jonasdarstellungen in Ägypten. Deutung einer Szene auf einem Textil im Koptischen Museum Kairo // Acts of the V-th Coptic Congress. Vol. 2. Roma, (1993). P. 509-523.

292. Williamson P. Daniel between the lions: a new sardonyx cameo for the British Museum // Jewellery Studies.Vol. 1. (1983-84). P. 37-46.

293. Wilpert J. Le pitture delle catacombe. Roma, 1889.

294. Wilpert J. Die Malereien der Katakomben Roms. Freiburg-im-Breisgau, 1903.

295. Winlock H.E., Crum W.E. The Monastery of Epiphanius at Thebes. Vol. I. New York, 1926.

296. Wittkower R. Eagle and serpent. A study in the Migration of Symbols // Journal of the Warburg Institute. Vol. 11. No. 4. April. (1939). P. 293-325.

297. Woerden van. The Iconography of the Sacrifice of Abraham // VChr. Vol.15. (1961). P. 214-223.

298. Wolfson H. Immortality and Resurrection in the Philosophy of the Church Fathers / SEC. Vol. X. (1993). P. 324- 341.

299. Wulf O. Altchristliche und Mittelalterliche Byzantinische und Italienische Bildwerke. Berlin, 1909.

300. Zandee J. Josephus contra Apionem. An Apocryphal Story of Joseph in Coptic Art. // VChr. Vol. 4. Issue 19. (1961). P. 188-193.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.