Индивидуальные и групповые маркеры православного дискурса: Экспериментальное исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Лапатухина, Юлия Вениаминовна

  • Лапатухина, Юлия Вениаминовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 123
Лапатухина, Юлия Вениаминовна. Индивидуальные и групповые маркеры православного дискурса: Экспериментальное исследование: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Самара. 2000. 123 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лапатухина, Юлия Вениаминовна

ВВЕДЕНИЕ

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ МАРКЕРОВ ПРАВОСЛАВНОГО ДИСКУРСА В .ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ

2.1 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21 2.2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОНЯТИЯ - СТИМУЛЫ И ИХ ПОНИМАНИЕ В

НЕЦЕРКОВНОЙ И ЦЕРКОВНОЙ СРЕДЕ

2.2.1. ГРЕХ

2.2.2. ДУХ

2.2.3. ДУХОВНОСТЬ

2.2.4. ДУША

2.2.5. ПОКАЯНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Индивидуальные и групповые маркеры православного дискурса: Экспериментальное исследование»

Актуальность. Проблема православного дискурса является особенно актуальной по той причине, что продолжительный период времени к изучению феномена религиозного сознания в официальной науке подходили с точки зрения «воинствующего атеизма», что породило субъективную оценку религиозного сознания как «пережитка прошлого» и сделало его изучение интересным только для узкого круга специалистов.

В последние годы состояние и описание религиозного сознания находится в центре внимания и церковных, и нецерковных исследователей, ибо структура религиозного сознания и степень реальности веры нуждается в детальном осмыслении на фоне той профанно-сакральной атмосферы, в которой живут люди.

Сложившаяся религиозная ситуация 90-х годов, характеризуемая в средствах массовой информации как «православный ренессанс», «второе крещение постсоветской России», «религиозно духовное возрождение», »религиозный бум», »религиозное поветрие» и реальное состояние религиозного сознания вызывает оживленные дискуссии среди социологов (Филатов, Фурман, 1992; 1996; Мчедлов, 1993; 1996; Руткевич, 1994; Дубин, 1997; Мчедлов, Филимонов, 1999), психологов, акцентирующих свое внимание на личностных предпосылках религиозного опыта (Мусхелишвили, 1994), индивидуальных особенностях религиозности реципиентов (Мягков и соавт., 1996), религиозном понимании духовных способностей (Шадриков, 1996), феномене безразличия как состояния духовной личности (Воркачев, 1997), духовности человека в зеркале религиозной веры (Знаков, 1998), двойного бытия души и возможности христианской психологии (Братусь, 1998), а также лингвистов и психолингвистов, затрагивающих религиозно-моральные ценности русского населения в контексте языкового осмысления текущего политического дискурса (Фрумкина, 1995), в процессе изучения этноязыкового сознания русскоязычного населения (Уфимцева, 1996; 1998), с точки зрения сохранности элементов язычества в российской ментальности (Лисицына, 1997; 1998). Несмотря на многочисленные попытки осмысления языкового религиозного сознания и духовных ценностей православия в работах исследователей смежных специальностей, языковой аспект данной проблемы продолжает оставаться малоизученным. В силу этого необходима тщательная разработка основ методики изучения православного дискурса для адекватного описания фрагментов языкового компонента религиозного сознания с целью осуществления дальнейших лонгитюдных исследований.

Целью работы является исследование характера функционирования языкового (речевого) религиозного сознания в структуре православного дискурса и выявление в нем доминантных концептов смысла (индивидуальных / групповых маркеров), а также описание знаковых ориентиров, полученных в ответ на предъявленные речевые стимулы.

Поставленная цель конкретизируется в виде следующих основных задач:

- рассмотреть сущность феномена языкового (речевого) религиозного сознания и определить способы его выражения в православном дискурсе;

- выделить и охарактеризовать основные типы и особенности речевых реакций (актов) среди групп нецерковного (мужчин, женщин со средне специальном, высшим образованием) и церковного населения;

- выявить доминантные концепты смысла (индивидуальные и групповые маркеры) и описать способы их хранения в языковом (речевом) религиозном сознании индивидуальной языковой личности;

- выявить и описать знаковые ориентиры смысловых полей отдельных религиозных понятий - стимулов;

- описать реальную значимость религиозных понятий для нецерковного и церковного населения и прогностическое значение индивидуальных и групповых маркеров , а также знаковых ориентиров в структуре православного дискурса.

Специфика предмета исследования и ряд перечисленных задач обуславливает необходимость обращения к работам в области религиоведения, философии и психологии религии, социологии и психологии, социолингвистики и психолингвистики, психосемантики и лингвистики текста.

Концептуальную базу исследования составили культурно-психологический и христианско-психологический подходы к религии, гипотеза интериоризации-экстериоризации сознания (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко), теория языковой личности (Ю. Н. Караулов), теория речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.Ф. Тарасов, Ю.А. Сорокин), теория дискурса ( М.М. Бахтин, Т. ван Дейк, М. Фуко, Р. Барт).

Научная новизна. В ходе исследования выявлены новые сведения о понимании русскоязычным населением (в частности группами мужчин и женщин разного образовательного уровня) религиозных понятий и уточнена реальность существования сакральных смыслов в структуре православного дискурса.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке механизма описания языкового (речевого) религиозного сознания в структуре православного дискурса. Анализ полученного языкового фрагмента православного дискурса позволил получить некоторые дополнительные выводы об особенностях функционирования языкового (речевого) религиозного сознания, аспекты которого ранее не подвергались детальному исследованию в силу ряда социальных причин.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты анализа речевых реакций и некоторые теоретические положения работы могут быть использованы в курсах социолингвистики и психолингвистики, социологии и психологии, религиоведения, в диссертационных и дипломных работах, а также могут стать основой самостоятельного спецкурса по проблемам языка и религии. Апробированная классификация речевых актов в структуре православного дискурса может быть использована в дальнейших лонгитюдных исследованиях для анализа динамики изменений языкового (речевого) религиозного сознания русскоязычного населения в рамках предъявленных и новых понятий-стимулов, а также в ходе сопоставительных психолингвистических исследований этнокультурного характера.

Реализация и апробация работы. По теме диссертации опубликовано шесть работ, из них две в международной печати , две в центральной и две в местной печати. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков СаГА, доложены на XI Всероссийском симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации (Москва, 1994), на I конференции по исторической психологии российского сознания (Самара, 1994), на Международной научной конференции ученых, аспирантов, студентов, посвященной 25-летию Самарского государственного института искусств и культуры (Самара, 1996), на Поволжской научно-практической конференции (Самара, 1999), на 2-ой Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1999), на Всероссийской научно-практической конференции «Христианство - 2000» (Самара, 2000).

Положения, выносимые на защиту.

1. Феномен языкового (речевого) религиозного сознания в структуре православного дискурса не гомогенен.

2. Нецерковная и церковная группа реципиентов характеризуется разной степенью интериоризации религиозного тезауруса.

3. Для каждой из этих групп в православном дискурсе могут быть выявлены специальные маркеры, которые позволяют описать религиозную картину мира реципиентов и установить глубину понимания религиозного тезауруса 7

4. Формирование языкового (речевого) религиозного сознания в православном дискурсе происходит в зависимости от фактора пола и образования реципиентов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лапатухина, Юлия Вениаминовна, 2000 год

1. Аверенцев С. Некоторые языковые особенности в Евангелиях // Православная Община. -М„ 1997. -№ 40. - С.29 - 60

2. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара: Бахрах, 2000. - 335 с.

3. Александров Г. Особенности религиозной ситуации в России 95 // Российский обозреватель. - М., 1996. - № 2. - С.108 - ИЗ

4. Алексеев А.А. Христианская терминология русского языка // Язык, история и современность. СПб., 1996. - С.81 - 87

5. Алиференко Н.Ф. Фразеологическая репрезентация христианского мировосприятия:(На мат. восточно-слав. языков) //Мир православия. Волгоград, 1998. - Вып. 2. - С.126 - 131

6. Арутюнова Н.Д. Новое и старое в библейских контекстах // Слово и культура. М., 1998. -Т.1.-С.11 -28

7. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва -Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 768 с.

8. Балабушевич В.Ю. Религиозный текст: диалектика содержания и интерпретации: Автореф. дис.канд. философ, наук,- Новосибирск, 1997. 19 с.

9. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. М.: Прогресс, 1989. - 615 с.

10. Бартминьский Е., Небжеговская Ст. Языковая картина польского рая и ада // Славянские этюды. М., 1999. - С.58 - 69

11. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи.- М.: Худож. литература, 1979. 541 с.

12. Беленко И.А. Некоторые аспекты прагматической структуры религиозного монологического дискурса // Язык и культура = Мова i культура. Киев, 1997. - Т.2. -С.16 - 21

13. Беликова Г.В. Библеизмы как способ актуализации русскоязычного культурного дискурса: Автореф. дис.кан. фил. наук. Ярославль, 1999. - 22 с.

14. Белл Р.Т.Социолингвистика:Цели ,Методы, Проблемы,- М.:Междунар. Отношения, 1980.-320с.

15. Белла Р.Н. Социология религии / Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. - С.265 - 281

16. Блинова О.В. Язык как средство формирования духовности // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1998. - С. 184 - 188

17. Борев Ю. О грядущей переоценке ценностей // Академические тетради. М., 1996. - № 2. -С.118- 125

18. Борисова С.А. Смысловое восприятие: темпоральная вариативность читательских проекций художественного текста. Ульяновск: УлГУ, 1997. - 136 с.

19. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1989. - 240 с.

20. Боус Г.Н. Формирование символического значения обрядового термина // Духовная сфера деятельности человека. Саратов, 1998.- Вып. 3. - С.73 - 82

21. Брагина Н.Г. «Во власти чувств», мифологические мотивы в языке // Славянские этюды. -М., 1999.-С.86-102

22. Братанов И. Три решения в перевод на Новия завет И Библия, фольклор, литература. -Велико Търново, 1996. С. 104 -110

23. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. - № 4. - С.71 - 85

24. Будагов P.A. Человек и его язык.-М.:Наука,1974.-230с.

25. Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание.-М.:Наука, 1969.-91 с.

26. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. -416 с.

27. Варнава (Беляев) Основы искусства святости. Нижний Новгород, 1995. - Т.1. - 473 с.

28. Войтак М. Проявление стандартизации в высказываниях религиозного стиля (на мат. литургич. молитвы) // Текст: стереотип и творчество. Пермь, 1998. - С.214 - 230

29. Воркачев С.Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии// Вопросы языкознания.-1997.-№4.-С.115-123

30. Воркачев С.Г., Жук Е.А. Ядерные предикаты желания в евангельских, текстах (на матер, рус. и англ. переводов Нового Завета) // Язык и антропологические сущности. -Краснодар, 1997.- С. 186 192

31. Выготский JI.C. Избранные психологические произведения. М., 1956. - 520 с.

32. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М., i960,- 500 с.

33. Выготский Л.С.„Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.- Л., 1930. - 232 с.

34. Гаджиев А.Х. К вопросу о гносеологических и психологических корнях ранних религиозных представлений. Душанбе: Ирфон, 1970. -163 с.

35. Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Аспект-Пресс, 1995. - 350 с.

36. Гиджеу С.П. Образ Христа у Блока // Библия в культуре и искусстве. М., 1996. -С.316 - 325

37. Грачев A.A. Жизненные ориентации человека в психологии и религии // Религиозная культура и образование. Курган, 1996. - С. 121 -127

38. Гребнева М.П. Элементы религиозно-мифологических архетипов в жанровой структуре поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» И Поэтика жанра. Барнаул, 1996.С.35 45

39. Гриненко Г.В. Смысл и значение в сакральных текстах // Логические исследования. М., 1999. - Вып.6. - С.287 - 298

40. Грязнова В.М. Антропоцентрические аспекты в значении слова // Вестник Ставропол. гос. пед. ун-та. Социально-гуман. науки. Ставрополь, 1996. - Вып.5. - С.82 - 88

41. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества {1830 1835} // В кн.: Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - С.37 - 298

42. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:Прогресс,199443. (репринтное издание).- в 4 томах.

43. Девятова C.B. Современное христианство и наука: Учеб. пособ. для вузов. М.: Наука, 1994.- 288 с.

44. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс ,1989. -132 с.

45. Демьянков В.З. Понимание как интерпретационная деятельность // Вопросы языкознания. № 6. -1983. -С.57-67

46. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж,1984.130 с.

47. Дубин Б.В. Религия, Церковь, Общественное мнение // Общество. М., 1997. - № 4.С.94 -103

48. Дюбье П. Христианская герменевтика: теория четырех смыслов Библии // Религиозная культура и образование. Курган, 1996. - С.22 - 29

49. Ефремова М.Ю. Библейская образность в английской драме елизаветинского периода: Автореф. дис. канд. фил. наук. Иркутск, 1999. - 22 с.

50. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -159 с.

51. Забияко А.П. Категория святости: Сравнительное исследование линговорелигиозных традиций. М.: Моск. учебник. - 2000, 1998. - 207 с.

52. Залевская A.A. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.-С.150- 171

53. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, 1991.- Т.2.Ч.2. 270 с.

54. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976. - С.5 -33

55. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания И Вопросы психологии. 1991. - № 2,- С.45 - 53

56. Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. - № 1. - С. 97 -104.

57. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994.-304 с.

58. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры //Вопросы психологии. 1998. -№ 3. - С.104 -113

59. Иванов В.В. Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции // Индия в древности,- М.: Наука, 1964. С.340 - 364.

60. Иванов В.В. О лингвистических исследованиях П.А. Флоренского // Вопросы языкознания. 1986. -№ 6. - С.69 - 87

61. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарогъ, 1993. - 448 с.

62. Ильин И.А. Основы христианской культуры // В кн.: И.А. Ильин. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993. - С.291 - 337

63. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.- М.: Наука, 1987. 180 с.

64. Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. -М.: Наука, 1992. 167 с.

65. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999 - 416 с.

66. Кедайтене Е.И. От покаяния к благотворительности // Русская речь. - М., 1999. - № 1.68. С.65-71

67. Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. M.: »Nota bene», 1998. -424 с.

68. Кожанова A.A. Идея креста в древнеславянских текстах // Понимание менталитета и текста. Тверь, 1995. - С. 15 - 26

69. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. - 108 с.

70. Кремнева A.B. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста(на материале произведений Джона Стейнбека): Автореф. дис. кан. филол. наук. Барнаул, 1999.-24 с.

71. Крысин Л.Т. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика: Язык и культура. Памяти Т. Г. Винокур. М., 1996. - С. 135 - 138

72. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте// В кн.: Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику.-М.:Высшая школа, 1978.-С.50-84

73. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. - 288 с.

74. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965. - 230 с.

75. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.- 575 с.

76. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: Из.-во МГУ, 1994. - 287 с.

77. Лисицына Т.А. Сакральное и сокровенное в русской ментальности // Россия и Восток: филология и философия: Мат. IV Междунар. науч. конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». Омск, 1997. - С.225 - 228

78. Лисицына Т.А. Современная духовная ситуация в портрете языковой личности // Православие и Россия :прошлое, настоящее и будущее. Томск, 1998. - С. 193 - 195

79. Лупарев Г.П. Правосознание верующих и его особенности.- Алма-Ата: Казахстан, 1989,208 с.

80. Лосев А.Ф. Анализ религиозного сознания // Начала. 1995.- № 1 - 4. - С.262 - 269

81. Лях Н.Ю. Особенности восприятия слов и функциональная асимметрия мозга: роль лингвистических факторов: Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб., 1996. - 22 с.

82. Максимович К.А. Терминология церковно-канонического и гражданского права в древнейшем славянском переводе «Пандектов» Никона Черногорца: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1996. - 22 с.

83. Маслов И. (Схиархимандрит) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. -М.: Самшит, 1996. 2000 с.

84. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика.- М.: Аспект Пресс, 1994. 206 с.

85. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Учебное пособие. М.: Фаир, 1998. - 352 с.

86. Мирошников Ю.И. Вера как феномен культуры // Эпистемы: альманах. Екатеринбург, 1998.-С.45-51

87. Митрохин Л. О религиозном возрождении России // Российский обозреватель. 1996,- № 2,- С.102-107

88. Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. 1999.1.-С. 3-5

89. Муравьев А. Сакральный язык в историко-церковной перспективе // Журнал Моск. патриархии. -1996. № 7.- С.63 - 65

90. Мусхелишвили H.JI. Психология отношения к нуменальному: Личностные предпосылки религиозного опыта: Автореф. канд. дис. кан. псих. наук. М., 1994. - 22 с.

91. Мчедлов М.П. О состоянии религиозности в современной России / Национальность и религия. М., 1996. - С.22 - 31

92. Мчедлов М.П. Религиозная ситуация в России: Реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. № 5.-1993. - С.52 - 62

93. Мчедлов М.П. Современный верующий: Социальные характеристики, ценностные ориентации // Свободная мысль. -1996. № 8.- С. 113 -123

94. Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России // СоцИс: Социологические исследования .- 1999. № 3. - С. 103 - 107

95. Мягков Е.Ф., Щербатых A.M., Кравцова М.Б. Индивидуальный портрет верующего // Вопросы психологии .- № 4.- 1996. С. 12 -15.

96. Набиева В.И. Модель контекста дискурса проповеди // Дискурс. Новосибирск, 1997. - № 3.-4,-С. 32-41

97. Недкова Е. Фразеологични варианта с общ компонент съществителните «Бог» и «дьявол» в «Бай Ганью» и в сърбохърватския перевод // Библия, фолклор, литература. -Велико Търново, 1996. С. 152 - 155

98. Николаюк Н.Г. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. СПб., 1998. - 447 с.ЮЗ.Никонов К.И. Современная христианская антропология. М.: Наука, 1983 - 130 с.

99. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. - 192 с.

100. Петренко В.Ф., Митина О.В. Анализ динамики общественного сознания. -Смоленск: Изд.-во СГУ, 1997. -214 с.Юб.Петров М.К. Язык, Знак, Культура.-М.:Наука,1991.-328с.

101. Пивоваров В.Р. Религиозность: опыт и проблемы изучения.-Йошкар-Ола,1976.-218с.

102. Писманник М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление.-М.: Мысль, 1984.-230 с.

103. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. T. I-II. -2464 стлб. {репринтное издание}.

104. Полозков Ю.П. Жизнь исповедального слова: (К проблеме самосознания русской культуры) // Культура и текст: Литературоведение. Спб., 1998. - 4.2. - С. 19 - 25Ш.Попова М.А. Фрейдизм и религия. М.: Наука, 1987. - 200 с.

105. Потебня A.A. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. - 270 с.

106. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.

107. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Из.-во ЛГУ, 1986. 366 с.

108. Пропп. В.Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. М.: Наука, 1976. - 325 с.Пб.Прохватилова O.A. Интонационно-звуковое своеобразие духовной проповеди // Вестн.Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2. Филология. Волгоград, 1996,- Вып. 1.- С. 19 - 23

109. Прохватилова O.A. Стилеобразующая функция ритмических единиц молитвы // Вестник Волгоград, гос. ун-та. Сер. 2,.Филология. Волгоград, 1997. - Вып. 2,- С.36-40

110. Психология. Словарь.-М.:Наука,1990.-400с.

111. Пучинский В. М. О слоях психического отражения: Сознание, речевое понимание, логика // Фил. исслед. 1999,- № 2,- С.117 -131

112. Рангочев К. Библия и эпос (Лексемата «черква/ църква» и нсиният епически контекст)// Библия, фолклор, литература. Велико Търново, 1996.-С.40 - 42

113. Ревзина О.Г. Язык и дискурс. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 9.Филология. 1999. - № 1. -С.25 - 34

114. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. -Ч. 1.-300 с.

115. Риндж Ш. Как женщины интерпретируют Библию // Современные исследования Библии. Екатеренбург, 1998. - С. 225 - 233

116. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. М., 1895. - Т.1. -385 с.

117. Руткевич Е.Д. Религиозность русского населения: сдвиги и тенденции // Массовое сознание и массовые действия .- М., 1994. С.49 - 68

118. Саитова И.Ф. Функционирование ориентализмов религиозной тематики на страницах газеты «Вечерняя Уфа» (1991-1995 гг.)// Актуальные проблемы филологии. Уфа, 1997. -С.53-56

119. Сарапас М.В. Язык-выразитель духовности нации//Православие и Россия: прошлое, будущее и настоящее. Томск, 1998. - С. 196 - 197

120. Сергеева Е.В. Особенности семантики лексемы Свет в религиозно-философском тексте конца 19-начале 20 в. // Текст как объект многоаспектного исследования. СПб, 1998.-Вып. 3. -Ч.2.- С. 179 -186

121. Скворцов З.К. Религиозное сознание: проблемы и суждения // Проблема сознания в свете междисциплинарных исследований. Казань, 1997.-С. 165-167

122. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976.- 350 с.

123. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

124. Смирнова Н.И. Академический язык как разновидность научного дискурса: Автореф. канд. дис. кан. фил. наук. Ульяновск, 1999. - 22 с.

125. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста.-М.:Наука, 1985.-163 с.

126. Сорокин Ю.А. Этническая конфликтология. Самара: Русский лицей,1994.-94с.

127. Сорокин Ю.А. Сознание и модусы его существования: китайская лингвокультурная общность в 1966 1976 гг. // Проблемы этносемантики. - M.: РАН ин.-т научной информации по общественным наукам, 1998. - С. 122-143

128. Сосло Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.-198 с.

129. Соссюр Ф. Де. Курс общей лингвистики.-М.:Наука,1977.-230с.

130. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверия. М.: Наука, 1993. -158 с.

131. Супрун А.Е. Кожинова A.A. Лексическая структура воскресных молитв св. Кирилла Туровского // Acta Univ. Szegeoliensis de Affila Sozsef norminatae. Sect. Ling. Diss. Slavicae. Szegeol, 1996,- №24,- C.l - 26

132. Супрун В.И. Этапы христианизации русского именника // Ономастика Поволжья: Мат. Седьм. конф. по ономастике Поволжья. М., 1997. С. 16 - 24

133. Сухотин А.К. Религия как элемент культуры // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1998. - С. 38 - 42

134. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987.-167 с.

135. Телия В.Н. Рефлексы архетипов сознания в культурном концепте «Родина» // Славянские этюды. М, 1999.- С. 466 - 476.

136. Тимофеев К.А. Из наблюдений над религиозной лексикой русского языка // Дискурс. -Новосибирск, 1997.-№ 3 4,-С. 42 - 45.

137. Толстой Н.И, Толстая С.М. Народная этимология и структура славянского ритуального текста//Славянское языкознание. X Междун. Съезд славистов.-М.: Наука, 1988. С. 5 - 29

138. Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988 а. - С.7 - 60

139. Топоров В.Н. Об одном латинском заговоре (Tabella de ñxionis in Plotium): К реконструкции архаичного ритуального «анатомического» прототекста // Этнолингвистика, М., 1988б. - С.26 -31

140. Топоров В.Н. Об одном образце «говорения языками» в русской мистической традиции // Этнолингвистика. M., 1988в. - С. 160 -164

141. Тюпа В.И. Пролегомены к теории эстетического дискурса. // Проблема художественного языка. Самара: Из.-во СаГА, 1996. - С. 3 -11

142. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова.-СПб.: Алетейя, 1998.-245 с.

143. Уваров М.С. Бинарный архетип. СПб., 1996 - 123 с.

144. Уваров М.С. Текст как исповедь. // Язык и текст: Онтология и рефлексия. -СПб., 1992.С.43 56

145. Угринович Д.Н. Психология религии. М.: Наука, 1986, -250 с.

146. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение.-М.: Мысль,1984.- 500с.

147. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания//Этнокультурная специфика языкового сознания. М.Д996.-С. 144-162

148. Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских// Языковое сознание: формирование и функционирование. М.,1998.-С.135-170

149. Федотова C.B. Библейский миф как конвенциональный стереотип: экспериментальное исследование. Автореф. дис.кан.филол.наук. Барнаул, 2000.-22 с.

150. Федотова C.B. Опыт интерпретации библейского текста // Культура и текст. Литературоведение. Барнаул, 1998. -Ч. 1. -С. 16-25

151. Фрумкина P.M. Семантика текста и семантика сознания: (Как мы понимаем то, о чем говорим) // НТИ/ВИНИТИ. Сер. 2., Информ. процессы и системы. 1995,- № 12. -С.1 - 7

152. Фуко М. Логика смысла. Екатеринбург: Раритет: Деловая книга, 1998. -473 с.

153. Чудинов В.А. Имя Бога и гласные буквы алфавита как сакральные символы // Третьи культурологические чтения. М., 1998. -С. 108 -110165Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. - 104 с.

154. Шаховский В.И. Эмотивность как компонент межкультурной коммуникации// Язьпс, Сознание, Этнос, Культура.- М.: Ин.-т языкознания РАН, 1994.-С.55-57

155. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику.-М.: Высшая школа, 1978.-216с.

156. Эко У. Во что верят неверующие// Новое время.-1997.-№42.-С.40-42

157. Этнопсихолингвистика/под ред. Ю.А.Сорокина/ М.:Наука,1998.- 192с.

158. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Высш.школа, 1994. - 368 с.

159. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарика, 1998.-536 с.

160. Язык церкви / Свято-Филар. Моск. высш. прав, христ. шк. М., 1997. - Вып. 2. -117 с.

161. Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. / Волгогр. гос. пед. ун-т. Н.-и. лаб. «Язык и личность», Сарат. гос. ун-т НИИ рус. яз. и лит. -Волгоград, Саратов: Перемена, 1998. -234 с.

162. Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева,- М., 1998. 256 с.

163. Якобсон Р. Язык и бессознательное М.: Гнозис, 1996. - 248 с.

164. Яковенко Е.Б. Обозначение элементов духовной жизни человека языковыми средствами // Вопросы лингвистики и методики преподавания ин. яз. Курск, 1996.- С. 164-168

165. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира.-М.,1994.-Гл. 1 .-С. 16-72

166. Belzen J. Cultural psychology and religion // Theory and psychology. N. J.: Sage Publications, 1998. - P. 230 - 251

167. Bienkowska D. Frazeologia w przektadzie Psalterza J. Wujka (1954) // Kozprawy Komis. jes / Lodzkie t-wo nauk. Lodz, 1997. - T.42. - S. 5 - 42

168. Cole M. Cultural psychology: A once and future discipline. Cambridge: Belknap Press, 1996.115 p.

169. Corbert L. The religious function of the psyche. London / N. J.: Routledge, 1996. - 300 p.

170. Ferry P.T. Confessionalization and popular preaching: sermons against synergism in Reformation Saxony // Sixteeenth cent. j. Kirksville, 1997. - Vol. 28. - № 4. - P. 11-43 - 1166.

171. Geertz C. Learning with Bruner. // The New Jork Review. 1997.- № 5 - P. 22 - 24

172. Geertz C. The interpretations of cultures.- N. J.: Basic books,1973. 243 p.

173. Gren-Eklund G. Kast och religion in indiska namnskickstraditioner // Personnamn och social identitet: Handlingar fran ett Nattur och Kultur symp. i Sigtuna 19-22 sept. 1996. -Stockholm, 1998. - S.37 - 51

174. Jablonski P., Lans J. Van der, Hermans C. Metaphor theories and religious language undersanding // Metaphor and symbol. Mahwah (N. J.); L., 1998 - Vol. 13. - № 4,- P. 287 -292

175. Kemp P. Another language for the other: from Kierkegaard to Levinas // Philosophy and social criticism. Cheshut Hill (Ha), 1997.- Vol. 23. - № 6,- P. 5 - 28

176. KuBe H. Kommunikationsziele inder Predigt // Slavische Sprachwissenschaht und Interdisziplinaritat Mtnchen, 1996. - № 2,- S.153 - 186

177. Lambert W.G. Devotion: The languages of religion and love // Figurative language in the Ancient Near East, L., 1987. - P. 25 - 39

178. Shore B. Culture in mind: Cognition, culture and the problem of meaning.- Oxford: OUP, 1996.- 250 p.

179. Stanszewska Z. Nazywanie Istory Najwyzszej w Modlitwach Waclawa // Rozprawy Komis.jez- Kydz, 1997. T.42. - S. 185 - 195

180. Vergote A. Religion, belief and unbelief: Psychological study. Amsterdam: Leuven Press, 1996.- 450 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.