Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Карданова, Радима Султановна

  • Карданова, Радима Султановна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 180
Карданова, Радима Султановна. Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Нальчик. 2010. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Карданова, Радима Султановна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ АБРЕЧЕСТВА У КАБАРДИНЦЕВ В XVIII ВЕКЕ.

• 1.1 Институт абречества у кабардинцев в сравнительно-историческом плане.

1.2 Особенности традиционного института абречества.

1.3 . Кабардинские князья-«абреги».

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА АБРЕЧЕСТВА У КАБАРДИНЦЕВ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

2.1 Упадок института абречества у кабардинцев под влиянием внешних политических факторов.

• 2.2 Абречество в условиях кризиса традиционных институтов общественной саморегуляции.

2.3 Кабардинские абреки в системе уголовного права Российской империи

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века»

•Актуальность темы исследования. Институт абречества на протяжении длительного времени занимал важное место в традиционной институциональной системе кабардинского феодального общества. Какими бы изменчивыми не были его формы в разное время, абреками всегда называли людей, объявленных обществом или властью «вне закона».

Исследование особенностей института абречества у кабардинцев на разных этапах их истории создает благоприятную основу не только для познания прошлого, но, в определенной степени, и для понимания особенностей современных социально-политических процессов на Северном Кавказе. В настоящее время на фоне повышения общественного интереса и возрастания уровня исторического сознания народных масс качественная политика федерального центра в данном регионе не мыслима без учета особенностей историй кабардино-русских отношений.

В теоретическом плане изучение данной проблемы имеет важное значение для понимания форм адаптации традиционных институтов общественной саморегуляции народов Северного Кавказа, к социальной и политической системе Российской империи. Актуальность темы диссертации подчеркивается и отсутствием в историко-этнографической науке специального монографического исследования, посвященного институту абречества у кабардинцев, и процессам его трансформации в XVIII - первой половине XIX вв.

Историография проблемы. Историю изучения института абречества у кабардинцев можно условно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный (постсоветский). В. историографии кабардинского абречества особое место занимают труды дореволюционных авторов, в которых затрагивались некоторые аспекты данной проблемы. Наиболее ранней из них является «Описание кабардинского народа», составленное для Коллегии иностранных дел советником канцелярии В.М. Бакуниным в мае 1748 г. Оно содержит ценные сведения по истории и этнографии кабардинцев1. Причем, следует заметить, что для нас важное значение имеют не только описания событий, возникавших на почве кровной мести в Кабарде, но и данные о политическом устройстве, образе жизни и нравах кабардинцев в целом.

Важные сведения содержатся в «Кратком описании о кабардинских наро-' дах, сделанных в 1784 году генерал-поручиком Павлом Потемкиным» . М.О. Косвен называл этот труд «первой в литературе по Кавказу специаль

3 1 * ной чисто этнографической работой» . Описание дает возможность понять особенности той этнокультурной среды, в рамках которой функционировал институт абречества кабардинцев.

Особую ценность представляет работа С. Броневского «Новейшие географические известия о Кавказе»4, написанная им в 1810 г., а изданная только в 1 823 г. В ней автор на основе норм обычного права кабардинцев под- -робно рассматривает формы наказания за различные преступления, в том числе и изгнание преступников из общества.

Среди работ дореволюционных авторов следует особо выделить труд П.Г. Буткова «Материалы для новой истории Кавказа с 1720-го по 1803 год», составленный не ранее 1813 г., а опубликованный'лишь только в 1869 г.5 Значение этой работы при исследовании процессов трансформации института абречества у кабардинцев трудно'переоценить, так как она базируется на широком круге архивных документов, большинство из которых не сохранились в настоящее время. Труд П.Г. Буткова важен для исследования -специфики института изгнания князей из Кабарды в 20—50-е гг. XVIII в.

Важные сведения для исследования процессов трансформации института абречества в период Кавказской войны содержатся в труде Ф.Ф. Торнау6.

Особое значение в историографии института абречества кабардинцев занимают работы адыгских просветителей XIX в. ШЛэ. Ногмова7 и Хан-Гирея8.

Среди работ дореволюционных авторов следует особо выделить повесть А.-Г. Кешева (Каламбия) «Абреки»9. В ней рассказывается о судьбе семейства- уорков Тадж, покинувших Кабарду из-за отсутствия средств для уплаты «цены крови» и поселившихся на территории проживания абадзехов. Эта работа представляет значительный интерес для исследования.традйционных форм кабардинского абречества, несмотря на то, что основной ее сюжет разворачивается в самый разгар Кавказской войны.

Этнографический очерк К.Ф. Сталя имеет важное значение для уточнения существенных деталей при исследовании института абречества. кабардинцев10.

Среди трудов дореволюционных авторов о Кавказской войне, в которых -имеются сведения по исследуемой нами проблеме, необходимо выделить работы Р.А. Фадеева. В частности, в «Письмах с Кавказа» автор назвал хад-жиретов, которых в документах и историко-этнографической .литературе того времени обозначали как абреков, «вольными кабардинцами»11, что имеет важное значение для исследования процессов трансформации кабардинского абречества в последней трети XVIII - первой половине XIX в. Выявлению роли института абречества в правовой культуре кабардинцев

12 способствует книга Ф.И. Леонтовича . Материалы о кабардинцах, содержащиеся в первом выпуске этого издания, были собраны в 20-40-е гг. XIX •в.", но учитывая консерватизм норм обычного права, они во многом репрезентативны и для XVIII в. Обращает на себя внимание анализ некоторых аспектов традиционного 'абречества, помещенный Ф.И. Леонтовичем во введении. В частности, он характеризует основные способы приобретения статуса «абрека» людьми, нарушившими нормы обычного права, определяет особенности их социального и правового статуса, выявляет общие черты кавказского абречества с аналогичными институтами в правовой культуре некоторых.других народов мира. Однако эти сведения могут быть применимы лишь для исследования архаических форм института абречества у кабардинцев.

Значительный вклад в изучение рассматриваемой проблемы внес Н.Ф. Грабовский. Он в деталях описал способы изоляции от общества прёступни-. ков, виновных в причинении телесных повреждений князьям, умышленных . поджогах и т.д.13

Важные сведения для исследования института абречества у кавказских горцев содержатся в работах М.М. Ковалевского14. Например, он писал, что у адыгов «кровная месть не распространялась на убийц сородичей, и сами-убийцы подвергались в таких случаях изгнанию из рода»15.

Определенное внимание рассматриваемой проблеме уделил и В.Н. Куда-шев16. Пытаясь показать роль княжеских междоусобиц в упадке суверенитета Кабарды, он осветил и вопросы изгнания князей из Кабарды в 20-50-е гг. . XVIII в. •

Таким образом, в дореволюционной историографии был накоплен определенный опыт в области изучения института абречества кабардинцев. Кроме тогб, в это время наметились первые попытки теоретического осмысления основных аспектов его функционирования.

Среди работ, появившихся в 20-е гг. XX в., следует выделить теоретическое исследование М.О. Косвена. Его книга «Преступление и наказание в догосударственном обществе» имеет важное значение для понимания особенностей традиционного института абречества кабардинцев. Среди трудов

• кавказоведов, изданных в это время, следует выделить статью Г.А. Кокие

• ва17. Руководствуясь принципом историзма, он первым из советских историков коснулся проблемы княжеских междоусобиц в Кабарде, что имеет важное значение при изучении причин и обстоятельств изгнания князей победившей коалицией. На рубеже 20-30-х гг. XX в. отечественная историография стала претерпевать значительные изменения под влиядием марксистско-ленинской идеологии. В это время начал утверждаться «классовый» подход в исторических исследованиях. Идеологический контроль над историческими науками стал ■ усиливаться в послевоенное время, возрождалась общинно-родовая теория.

На атом фоне существенно занижался уровень общественного развития ка- -бардинцев.

Важную роль в изучении института княжеских изгнаний занимает первый обобщающий труд по истории Кабарды. В главе, написанной З.В. Ан- -чабадзе, акцентировалось внимание на внутренних конфликтах между кня 1 о жескими коалициями в 20-50-е гг. XVIII в.

В своем фундаментальном труде «Этнография народов СССР» С.А. Токарев писал о черкесском абречестве как институте, порожденном «условиями патриархально-родового строя у народов Кавказа»19.

Особое место в историографии исследуемой проблемы занимают труды ■

20 советских историков, изданные на рубеже 50-60-х гг. XX в. Несомненное достоинство работ этого периода в исследовании социальной и политической истории Кабарды XVIII - первой половины XIX в. — это использование • обширной источниковой базы.

Значительным шагом в историческом кавказоведении стала монография В.К. Гарданова21. В ней на основе серьезной источниковой базы автор осветил различные стороны общественной и политической жизни феодальной Черкесии, определил значение традиционных институтов в регулировании общественных отношений в регионе. Для .нашего исследования важное зна- * чение имеет его достаточно глубокий для своего времени анализ особенностей адыгского феодализма. Более того, рассматривая особенности отношений по оказанию покровительства князьям-«абрегам» со стороны знатных • уорков в 40—50-е гг. XVIII в., В.К. Гарданов характеризовал этот институт как важнейшую привилегию дворянской элиты кабардинского народа22.

В 70-е — начале 80-х гг. XX в. большинство исследователей," придерживаясь концепции, которая сложилась в 60-е гг. XX в., в своих работах в основном уточняли уже известные факты, либо дополняли их новыми материалами. Историография этого периода по интересующей нас проблеме представлена в основном работами по политической истории Кабарды первой половины XVIII в., в которых затрагиваются некоторые аспекты феодальных

9 7 междоусобиц .

Нельзя обойти вниманием и работу Н.Г. Волковой по этнической истории народов Кавказа24. В ней на основе широкой источниковой базы подробно описывается динамика этнической карты кабардинцев в XVIII - 30-е гг. XIX в., что играет важную роль в исследовании процессов трансформации института абречества кабардинцев под влиянием политики Российской империи. '

В постсоветский период стали появляться работы, которые значительно дополняют и пересматривают достижения предшествующей историографии.

Некоторые сведения о трансформации института абречества у кабардинцев в первой половине. XIX в. можно почерпнуть из монографии -Х.М. Ду-манова, опубликованной в 1990 г. В частности, он рассматривает освобождение крепостных крестьян по прокламации генерала Ермолова (1822) как одну из мер наказания кабардинских феодалов — противников колониального режима, которые, эмигрировав за пределы Кабарды, были объявлены абос * реками . Однако это утверждение учитывает не все аспекты проблемы определения статуса абреков во второй половине XIX в. Во-первых, лишение .беглецов «всех прав состояния» в Кабарде уже подразумевает потерю права собственности на крестьян; во-вторых, сам факт побега за линию владельцев без крестьян уже в определенной степени позволяет говорить о добровольном отказе от них. Поэтому в данной ситуации говорить о предоставлении свободы крестьянам «беглецов» как виде наказания за «абречничество» можно лишь с определенной долей условности.

Значительный вклад в изучение института абречества внес С.Н. Бейтуга-нов . Он охарактеризовал абречество как социально-политический феномен в истории адыгов конца XVIII - первой половины XIX в.27 Свое исследование С.Н. Бейтуганов построил на изучении достаточно богатого фактологического материала. Однако автор не учитывал фактора влияния политики

Российской империи на трансформацию института абречества кабардинцев во второй четверти XIX в.

Заметным событием в адыгской историографии стал выход в свет в 1992—

Ой

1-994 гг. нескольких монографий В.Х. Кажарова , который выдвинул- оригинальную концепцию социокультурного развития кабардинцев в условиях их вхождения в состав Российской империи и адаптации к ее социальной систе-

1Q* ме" . Особое место среди его трудов занимает монография, посвященная изучению трансформации традиционных общественных институтов кабардинцев в конце XVIII - первой половине XIX в. В этой работе им определены основные этапы и сущность кризиса и деформации феодализма в Кабарде. Большой вклад В.Х. Кажаров внес и в исследование института абречества у кабардинцев. В частности, он охарактеризовал его традиционные формы, а также определил этапы трансформации под влиянием эндогенных и экзогенных факторов. Раскрывая особенности функционирования сословно-представительных учреждений в Кабарде в 20-50 гг. XVIII в., В.Х. Кажаров -"описывал процессы изгнания кабардинских князей. Причем автор связывал появление этого института с упадком авторитета и власти верховного князя

31 пщышхуэ) . В настоящее время накоплен значительный объем архивных материалов, позволяющих конкретизировать, уточнить и более детально обосновать выводы и обобщения, сделанные В.Х. Кажаровым.

В.О. Бобровников в своей монографии,, опубликованной в 2002 году, выделяет два основных направления в исследовании института абречества у народов Кавказа, что в полной мере относится и к кабардинцам. Первое направление он связывает с генезисом «кавказофобских идей российской до- • революционной литературы, сторонники которой считали его частным случаем профессионального бандитизма, присущего примитивному горскому обществу»32. Второе — условно обозначает как «прогрессивное' антиколониальное движение», подержанное всеми слоями горского-общества33.

В историографии данной проблемы важное место занимает специальное исследование Ю.М. Ботякова, посвященное абрекам на Кавказе. Определен. ' 9 ное внимание автор уделяет и кабардинцам34. Однако, давая этнографическую характеристику этого института, автор не учитывает роль внешних" факторов на процессы его трансформации в последней трети XVIII - первой половине XIX в.

Важные сведения по исследуемой нами проблеме содержатся, в трудах Т.Х. Алоева. Изучая политические факторы переселенческого движения в

• Кабарде в период Кавказской войны, автор реконструировал основные тен

- денции и последовательность процессов формирования массива кабардинского населения в Закубанье (Хаджиретова Кабарда) .

В 2006 г. вышла в свет «Адыгская (черкесская) энциклопедия»36. Для нашего исследования большой интерес представляют описания политических' процессов в Кабарде в XVIII - первой половине XIX в. Также здесь раскрывается сущность традиционных институтов общественной саморегуляции у кабардинцев, в том числе и абречества.

В 2007 г. в Москве опубликована коллективная монография под названи

• ем «Северный Кавказ в составе Российской империи». Автор шестой главы

- этого издания, В.О.- Бобровников, ссылаясь на труд одного из дореволюцио п онных борцов с абреками полковника Козачковского , ошибочно полагал, что «абречество появилось в результате российских дореволюционных рело форм» , а «абреки вышли из деклассированных представителей бывших во-' енных сословий горцев»39. Более того, такое его утверждение противоречит помещенному в глоссарии этого же издания понятию слова «абрек», одно из определений которого характеризует их как «кровников, изгнанных из об

40 щества» .

•Несмотря на достижения современной историографии, динамика развития

- института абречества у кабардинцев изучена недостаточно. Поэтому в настоящее время назрела необходимость в проведении комплексного исследования данной проблемы.

Источниковую базу исследования составляют: материалы, выявленные в различных архивохранилищах, опубликованные сборники архивных документов и нарративные источники.

Основные сведения по изучаемой проблеме нами извлечены из фондов Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской республики (•ЦГА КБР): ф. И-2 («Управление Кабардинской Линией»), ф. И-16 («Управление Начальника Центра Кавказской Линии»), ф. И-23 («Кабардинский временный суд»), ф. И-24 («Кабардинский окружной народный суд»).

Ценные для нашего исследования материалы содержатся в Центральном государственном архиве республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-Алания). Нами изучены: ф. 11 («Терское областное управление»), ф. 12 («Канцелярия начальника Терской области»), ф. 256 («Комиссия по разбору сословных и поземельных прав горцев Терской области»), ф. 262 («Комиссия по разбору сословных прав горцев Кубанской и Терской области»). * Значительный объем информации сосредоточен в архиве Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН (Архив КБИГИ). Важные сведения содержатся в ф. 1 («История Кабарды в дореволюционный -период»). Из данного фонда мы использовали материалы, собранные в разное время научными сотрудниками КБИГИ в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Государственном архиве Краснодарского- края (ГАКК), Центральном государственном историческом архиве Грузии (ЦГИА Грузии). Из ф. 10 Архива КБИГИ нами были извлечены, по левые материалы, собранные в ' 1970-1980 гг. в ходе многочисленных этнографических экспедиций Х.М. Думановым, В.Х. Кажаровым, Г.Х. Мамбетовым, С.Х. Мафедзевым и др.

Ко второй группе источников относятся такие сборники документов, как: * Леонтоеич Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Восточного и Северного Кавказа. Одесса, 1882; Крестьянская реформа в Ка-барде. Нальчик, 1947; Материалы Я.М. Шарданова по обычному праву кабардинцев первой половины XIX в. Нальчик, 1986; Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев. Майкоп, 1997; Из документальной истории Кабардино-русских отношений (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.). Нальчик, 2000; Сборник документов по сословному праву народов Серенного Кавказа (1793-1894 гг.). Нальчик, 2003; Из истории Кабардинского временного суда (1822—1858). Нальчик, 2008, Антология памятников права народов Кавказа. Т. 1. Ростов-на-Дону, 2009. Особое место в этой группе источников занимает сборник документов с комментариями под названием «Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX века)». Нальчик, 1956, составленный в 1956 г. В.К. Гардановым.'

К третьей группе относятся нарративные источники: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов в XIII-XIX вв. Нальчик, 1974; Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX-XX начале вв. Нальчик, 2004; Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Нальчик, 2004 и др.

Географические рамки исследования ограничиваются, в основном, территорией, которую в разное время занимали кабардинцы. Но при этом в качестве сравнительного материала мы использовали данные, относящиеся к другим народам Кавказа.

Хронологические рамки диссертационного исследования включают период с конца XVIII до середины XIX в. Нижний хронологический рубеж связан со временем функционирования института абречества в традиционном виде. Верхний хронологический рубеж датируется серединой XIX в. .Однако для более глубокого и всестороннего анализа трансформации института абречества у кабардинцев в настоящей диссертации мы использовали и материалы, относящиеся к периоду перед отменой крепостного права в Ка-барде (1867), и которые во многом репрезентативны и для более раннего времени.

Объектом диссертационного исследования является кабардинское феодальное общество, а предметом — институт абречества кабардинцев, его формы и 'трансформация под влиянием эндогенных и экзогенных факторов в XVIII - первой половине XIX вв.

Цель диссертации состоит в исследовании особенностей института абре-чества у кабардинцев.

В связи с этим нами выдвигаются несколько основных задач: охарактеризовать институт абречества у кабардинцев в сравнительно-историческом плане;

- определить особенности традиционного института абречества кабардинцев;

- исследовать статус князей-«абрегов» в 20-50-е гг. XVIII в.;

- изучить степень трансформации института абречества у кабардинцев под влиянием внешних политических факторов;

- охарактеризовать абречество в условиях кризиса традиционных институтов общественной саморегуляции;

- провести анализ статуса кабардинских абреков в системе уголовного права Российской империи.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы 'историзма, объективности и системного подхода, позволяющие комплексно исследовать поставленную проблему.

Для достижения поставленных целей и задач использовались такие специальные методы исследований, как: генетический, сравнительно-исторический, типологический и т.п. С помощью структурно-функционального метода мы проводили исследование йнститута абречества как системы взаимосвязанных элементов в политической и правовой культуре кабардинцев. Сочетание этих принципов и методов позволяет наиболее зримо представить динамику развития этого института под влиянием эндогенных и экзогенных факторов на разных этапах истории кабардинского общества.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые дан комплексный анализ традиционного абречества у кабардинцев, а также его формы и динамика развития под влиянием внешних и внутренних факторов в XVIII - первой половине XIX в.

В работе по-новому исследуются особенности традиционного кабардинского абречества, детально рассматривается место абречества в системе институтов общественной саморегуляции у кабардинцев, выясняется роль кня-зей-«абрегов» в политической системе Кабарды в 20-50-е гг. XVIII в., изучается- степень трансформации абречества под влиянием политики Российской империи в последней трети XVIII — первой половине XIX в., определяется статус кабардинских абреков как уголовных преступников, нарушивших законы Российской империи.

Новизна работы определяется и тем обстоятельством, что в ней по-новому интерпретируются ранее опубликованные документы, а также вводятся в научный оборот новые источники.

Практическая значимость. Исследование динамики развития института абречества у кабардинцев имеет важное значение для понимания специфики социально-политических и правовых процессов на Кавказе в XVIII - первой половине XIX в. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении различных социальных институтов адыгов* в целом, при подготовке лекционных курсов, учебников и учебных пособий по истории и этнологии народов Северного Кавказа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Институт абречества был неотъемлемым элементом правовой культуры большинства народов Кавказа. Абреками называли людей, которые добровольно покидали родные места, и которых сородичи изгоняли из общества за совершение преступлений. Средства существования абреки получали от грабительских набегов.

2. У кабардинцев институт абречества начал складываться в период раннего Средневековья. Существовал обычай под названием «щтапЬ к1уэжащу>, когда преступник во избежание кровной мести покидал свое место жительства в поисках покровительства у влиятельных людей.

• 3. В 20-50-е гг. XVIII в. институт изгнания князей из Кабарды существенно отличался от традиционного абречества. Их изгнание было временным, не влекло полной утраты социальных и политических привилегий.

4; В конце XVIII — первой половине XIX в. статус абрека приобретал любой кабардинец, не смирившийся с колониальным режимом. Абреками они становились с точки зрения законодательства Российской империи.

5. До включения Кабарды в состав Российской империи институт абречества кабардинцев находился в тесной взаимосвязи с другими институтами общественной саморегуляции: наездничеством, покровительством, кровной ' Местью, гостеприимством и др. В конце XVIII - первой половине XIX в. под влиянием политики Российской империи все эти институты в той или иной, мере подверглись существенной трансформации.

6. Во второй четверти XIX в. абречество по российским законам было отнесено к разряду уголовных преступлений. К пойманным абрекам стали применяться наказания, предусмотренные российским уголовным законодательством.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании сектора этнологии Учреждения РАН Института гуманитарных исследований Прави- * тельства КБР и КБНЦ РАН 25.02.2010 г. Основные выводы диссертации опубликованы в 5 научных статьях объемом 3,2 п.л.

Структура диссертации построена в соответствии с ее целями и задача-' ми. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Карданова, Радима Султановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования мы сделали ряд выводов:

1. Изгнание из общества преступников {Verbannung, или Exit) являлось неотъемлемым элементом правовой культуры многих народов мира. В общем виде оно представляло собой исключение на время или' навсегда отдельных лиц или групп из какого-либо общества, связанное с их переселением. Ставя преступника вне защиты, вне своего мира, общество изгоняло его 'из своей среды, тем самым предоставляло обиженной стороне лично отомстить ему. Изгнание происходило путем прямого (депортация) или косвенного (бойкот, объявление вне закона) принуждения.

Абреки на Северном Кавказе занимали особое социальное положение. Это была группа общества, которая противопоставлялась остальному коллективу. Сюда, главным образом, включались те, кто по ряду причин (кровная месть, поиск славы и добычи и т.д.) добровольно покидал' родные места, и отчасти тех, кого сородичи сами изгоняли из общества. Для первой категории пребывание в абреках носило скорее формальный, временный характер (хотя возвращение к прежнему образу, жизни, как правило, в силу определенных причин представлялось весьма затруднительным). Для второй — статус абрека был пожизненным.

Средства существования изгнанники получали от наезднических и хищнических походов, что, в принципе, способствовало появлению института «абречества».

2. Институт абречества на протяжении длительного времени занимал важное место в традиционной институциональной системе кабардинцев. Какими изменчивыми не были бы его формы в разное время, абреками всегда "называли людей, объявленных обществом или властью «вне закона». У кабардинцев этот институт начал складываться еще в период раненого

Средневековья, появившись первоначально в форме изгнания преступника' из общества как высшей меры наказания за совершенное противоправное деяние. Существовало несколько разновидностей изгнания. Во-первых, изгнание могло быть временным или постоянным. Во-вторых: а) виновного изгоняли за пределы селения; б) за пределы удельного княжества; в) за пределы Кабарды. - В-третьих, изгнание дифференцировалась по кругу лиц: в одних случаях оно носило индивидуальный характер и было направлено против преступника; в других — коллективному изгнанию могла подвергнуться вся его семья.

В народной памяти кабардинцев обычай, когда человек после соверше-" ния .какого-либо преступления во избежание кровной мести покидал свое место жительства в поисках покровительства у влиятельных людей в других обществах, был закреплен под названием «штап1э к1уэжащ» (буквально -«уйти в незнакомое место от испуга»).

О том, что термин «абрек» у кабардинцев применялся для обозначения изгоев общества еще задолго до начала русского влияния, свидетельствуют некоторые топонимические данные. Так, согласно легенде о восстании Ма-шуко", дорога в районе Пятигорья, которую он использовал для тайного передвижения к местам своего укрывательства и на которой был предательски' убит, называется «Абрек Чекео», «Абрэдж лъагъуэ» (т.е. «тропинка беглецов»).

Слово «абрек» приобретало разные оттенки в зависимости от- социальной среды и времени существования. Таковыми считались преступники, нарушившие нормы обычного права и изгнанные обществом, «изгой»; в XVI-XVIII вв. эту категорию общества пополняли и некоторые князья и знатные уорки, изгнанные за пределы Кабарды в результате междоусобиц; а во время Кавказской войны абреками по законам Российской империи считался всякий «немирный горец».

3. В 20-50-е гг. XVIII в. общественно-политическая ситуациям Кабарде способствовала появлению нового вида «абречества». В этот сложный и неоднозначный период зародился институт княжеских изгнаний. А в архивных документах XVIII в. князья, изгнанные из Кабарды, встречаются под названием «абреги». Появлению этого института предшествовало разделение в начале 20-х гг. XVIII в. социальной элиты Кабарды на два оппозиционных лагеря: «протурецкой и прорусской ориентации».

В 1724 г. представители рода Бекмурзиных примкнули к Баксанской партии (Атажукщшм и Мисостовым), в результате чего стало возможным 'изгнание Асланбека Кайтукина, возглавлявшего Кашкатаускую партию. Однако он неоднократно пытался вернуть утраченный статус. Весной 1729 г. крымские войска, во глава с сераскером Имеат-Гиреем, его-братом Бахты-Гиреем и Арсланбеком Кайтукиным вторглись в Кабарду, но после двухдневных боев потерпели сокрушительное поражение. После смерти верховного князя Кабарды (пщышхуэ) Ислама Мисостова в 1732 г. его место занял Татархан Бекмурзин. В этом же году было оформлено примирение изгнанного А. Кайтукина с князьями Баксанской партии. А. Кайтукин вернулся в Кабарду- примерно в конце мая 1732 г. С этого времени он вновь стал фигурировать в документах в качестве полноправного субъекта политических отношений.

В 1739 г., после двухлетнего пребывания на посту пщышхуэ, А. Кайтукин снова оказался в изгнании. Позже А. Кайтукин вновь пытался вернуть утраченное положение в Кабарде, а вместе с тем и свои владения на р. Бак-сане. В качестве одного из средств достижения этих целей он использовал посредничество российских чиновников при проведении переговоров с Баксанской княжеской коалицией. Однако политическая позиция князей Баксанской -партии оказалась неизменной, а неоднократные обращения А. Кайтукина и Б. Бекмурзина к Елизавете I не принесли им ожидаемых результатов. А. Кайтукин умер в 1746 г.

Спустя год после смерти А. Кайтукина, Б. Бекмурзин вернулся в Кабарду. Считается, что его возвращение спровоцировало новую волну междоусобных конфликтов. В этом же году верховный князь Большой Кабарды

Баток Бекмурзин и князь Камбулат Кайтукин заключили союз и изгнали Ка-" сая Атажукина. После изгнания К. Атажукина его крепостные были распределены между кашкатаускими князьями, принявшими сторону Баксанской коалиции.

В 1749 г. Атажукины и Кайтукины, заключив политический союз с К. Атажукиным, добились изгнания Батока Бекмурзина. После изгнания из Кабарды Б. Бекмурзин как член коалиции протурецкой ориентации в отличии от К. Атажукина покровительства российской стороны не удостоился. В 1750 г. Б. Бекмурзин возвратился и, объединившись с Кайтукиными при нейтралитете К. Атажукина, приступил к.разорению владений Бамата Кур-' гокина. .

В 20-50-е гг. XVIII в., институт изгнания князей качественно отличался, от традйционного кабардинского абречества. Во-первых, влиятельный ка-' бардинский князь на определенное время вынужден был покинуть пределы Большой Кабарды. Во-вторых, изгнание не влекло утраты политических и социально-экономических привилегий, угрозы физического истребления и других неблагоприятных последствий. В-третьих, князья-«абреги» искали посредничества у третьей стороны, будь то иностранные силы или кабардинские тлекотлеши. И, в-четвертых, политическая элита Кабарды ясно * Осознавала неизбежность возвращения изгнанников на Родину.

4. В конце XVIII — первой половине XIX в. под воздействием эндоген-. ных и экзогенных факторов кабардинское абречество стало приобретать не--сколько иные формы. Как отмечалось, с началом Кавказской войны термин «абрек» стал синонимом всякого «немирного» горца.

Существенное влияние на трансформацию института абречества кабардинцев на первых этапах Кавказской войны оказывало введение билетной системы. Строительство Кавказской линии в 1777-1778 гг. и вооруженные столкновения кабардинских отрядов с имперскими войсками способствова- * ли установлению пропускного (билетного) режима. С этого времени начался новый этап в истории развития кабардинского абречества. Теперь кабардин-.

•цы, несанкционированно пресекавшие административные границы Кабарды, стали называться «абреками». На новых территориях «беглые» кабардинцы приобретали особый статус. На них распространялись все права и социальные гарантии принимающей стороны.

•В первой половине XIX в. вынужденные переселенцы стали называться «хаджеретами». Этот термин, употреблявшийся для обозначения закубан-ских кабардинцев, эквивалентен термину «абреки», которым обозначались кабардинцы, эмигрировавшие в Чечню.

Кабардинцы становились «абреками» прежде всего по отношению к •царскому правительству, которое и поставило их «вне закона». Другими словами, абреками они становились не по нормам кабардинского обычного права, а по законам Российской империи. Само же общество не изгоняло их, и поэтому на первых порах не могло относиться к ним как к преступникам, лишенным всех прав.

5. До включения Кабарды в состав Российской империи функционирование института абречества у кабардинцев было тесно взаимосвязано с другими институтами общественной саморегуляции. Все они являлись частью одной системы.

• • Связь традиционных институтов абречества и кровной мести проявлялась прежде всего в том, что абреком мог стать не только человек, совершивший убийство, но и человек, который по определенным причинам отказывался от права мести за своего сородича. В обоих случаях нарушители изгонялись из общества, становились «вне закона», и, как правило, становились абреками. В конце XVIII — первой половине XIX в. эти институты подверглись значительной трансформации под влиянием политики Российской империи. Однако в тех или иных формах проявлялось их взаимодействие вплоть до окончания Кавказской войны.

- ■ Связь институтов абречества и наездничества заключалась в том, что абреки часто становились участниками наезднических походов. В данном случае функционирование этих институтов распространялась на территории проживания различных горских этносов. Однако степень упадка этих институтов у адыгских субэтносов в первой половине XIX в. завесила от времени и характера их подчинения России. В Кабарде в это время действия наездников уже квалифицировались новыми властями как уголовные преступления, а их участники — абреками, преступниками.

Во второй четверти XIX в. в Кабарде по законам Российской империи 'считалось преступным укрывательство абреков в аулах под предлогом соблюдения обычая гостеприимства. К кабардинцам, уличенным в связях с ними, применялись строгие меры наказания (как правило, ссылка в Сибирь в арестантские роты или лишение всего имущества на территории Кабарды). Более того, военные власти требовали от кабардинцев не только не давать убежище абрекам, но и оказывать им всяческое сопротивление. «Непреследование» абреков и даже «несообщение» о месте их пребывания с позиции законодательства Российской империи также считались преступлениями. Иногда по этой категории дел ответственность налагалась на жителей того "или иного аула по принципу круговой поруки.

6. В 1822 г. военным командованием на Кавказе были разработаны и обнародованы основные принципы объявления «вне закона» всех кабардинцев, которые своими действиями (побеги за «линию», .участие в наездах и т.п.) выражали нежелание «мириться» с новым режимом. При этом для объявления того или иного жителя Кабарды «вне закона» достаточно было всего лишь наличия самого факта побега за пределы «Линии», причем общественно-опасные последствия в результате совершения такового не учитывались. В работе уточняется, что нормативные акты, регулировавшие правоотношения по наделению «беглецов» статусом «абрека», не имелй обратной силы, т.е. не распространялись на кабардинцев, которые покидали родину до 1822 г. '

В этот период у кабардинцев абреками становились преимущественно представители привилегированных сословий. Как правило, в оппозицию переходила та часть кабардинской социальной элиты, которая, потеряв большинство своих социально-политических привилегий в Кабарде, еще пыталась сохранить их на территории «непокоренных» народов. . - Объявление «абреками» влекло за собой тяжкие последствия для преступников. Лишение статуса сопровождалось и утратой всех имущественных прав на территориях, присоединенных к Российской империи. Неотъемлемой частью судебных решений середины XIX в. были постановления, в которых устанавливалось, что крепостные беглецов приобретали вольность, а сами бежавшие подвергались конфискации всего имущества, расположенного" на территории Кабарды. Причем, согласно действовавшему на тот момент законодательству, конфискованное имущество не подлежало возврату после их возвращения абреков на Родину. Более того, их имущество, остававшееся в Кабарде после их «побегов», зачастую становилось .средством возмещения ущерба по нерешенным судебным тяжбам.

Во второй четверти XIX в. к абрекам стали применяться разные виды наказаний, предусмотренные уголовным законодательством Российской империи. С этого времени, помимо «лишения всех прав состояния», некоторые санкции распространялись и на близких родственников этой группы преступников. Случалась также, что «абреком» оказался аульный владелец. В этих случаях иногда помимо принятых мер наказания его аул расселяется по разным населенным пунктам Кабарды. Иногда к пойманным абрекам .применялась совокупность наказаний. Причем при вынесении приговоров не учитывалась их сословная принадлежность.

Законодательство Российской империи того времени предусматривало «прощение» раскаявшихся абреков. Обязательным условием принятия в отношении таковых людей положительных решений было приведение к присяге'«на верноподданство Государю императору» и предоставление поручителей. Хотя добровольно возвратившиеся в Кабарду абреки подвергались лишь частичной реабилитации.

Таким образом, институт абречества являлся неотъемлемым элементом .правовой культуры народов Кавказа. У кабардинцев он появился в период раннего Средневековья. Абреками становились изгнанные из общества преступники, которые получали средства от грабительских набегов. В XVIII -первой половине XIX вв. под воздействием внешних и внутренних факторов институт абречества стал приобретать различные формы. В 20—50-е гг. XVTII в. в Кабарде появились «абреги» - изгнанные князья, чей статус, однако, был временным и не влек за собой полной утраты ими своих социальных и политических привилегий. В конце XVIII - первой половине XIX в. институт абречества у кабардинцев под влиянием колониальной политики Российской •империи подвергся значительной трансформации. С одной стороны, архаические элементы этого института проявлялись очень редко, с другой - «новое» абречество, приобретя по российским законам характер уголовных преступлений, имело совершенно другое значение. Перестав выполнять одну из своих социальных функций, оно все в большей степени превращалось в исключительно деструктивную силу, ослабляющую взаимосвязанные с ним традиционные общественные институты. Все это являлось" выражением системного кризиса, охватившего в то время все сферы кабардинского феодального общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Карданова, Радима Султановна, 2010 год

1. АВПРИ, ф. 115, кабардинские дела, 1720 г., оп. 115/1, д. 1; 17301733, д. 1; 1744 г., д. 4; 1747 г., д. 6, л. 47; 1748 г., д. 5; 1749 г., д. 6; 1754 г., д. 6. .

2. Акты кавказской археографической комиссии.•3. Архив КБИГИ, ф. 1, on. 1, ед. хр. 8, т. 2; оп. 2, ед. хр. 6; оп. 5, ед. хр. 66, "

3. Букалова В.М. К вопросу о феодализме в Кабарде: Содоклад (дискуссия на III научной сессии КНИИ) // Архив КБИГИ, ф". 1, оп. 5, ед. хр. 52.

4. ЦТ А КБР, ф. И-22, on. 1, ед. хр. 498.

5. Гарданов В.К. Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX века). Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1956-424 с.

6. Из документальной истории Кабардино-русских отношений (вторая половина XVIII первая половина XIX в.). Нальчик, 2000. - 480 с.

7. Кабардино-русские отношения в XVI XVTII вв. Документы и материалы в 2-х томах. Москва: Издательство АН СССР, 1957.

8. Крестьянская реформа в Кабарде. Документы по истории освобождения зависимых сословий в Кабарде в 1867 г. Нальчик, 1947.

9. Материалы по казахскому обычному праву. Сборник 1. Алма-Аты, 1948.

10. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев. Сост.: Х.М. Ду-манрв и Ф.Х. Думанова. Майкоп: Меоты, 1997-. 296 с.

11. Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа. В 2-х т. Нальчик, 2003.1. Литература:

12. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1.М.-Л., 1958.

13. Абазов А.Х. Трансформация института барантования кабардинцев в дореформенный период // Исторический вестник. Вып. V. Нальчик, 2007. С. 148-160;

14. Абазов А.Х. Некоторые аспекты деятельности экзекуторов в судебной системе Кабарды первой половины XIX в. // История науки и техники. Москва, 2007.№ 9. С.72-76;

15. Адыгская (черкесская) энциклопедия. Москва, 2006. 1248 с.

16. Адыгские песни времен Кавказской войны (под* ред.- Гутова A.M., Кажарова В.Х., Шериевой Н.Г.). Нальчик, 2005. 438 с.

17. Алоев Т.Х. Кабардинские абреки Чечни в первой трети XIX в. К проблеме сравнительного анализа этнической миграции кабардинцев в Закубанье и Чечню // Вестник ИГИ Правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып. 12. Нальчик, 2005. С. 84-90.

18. Алоев Т.Х. К вопросу о международно-правовом статусе Кабарды в начале XVIII в. // Исторический вестник. Вып.1. Нальчик, 2005. С.32. • Анчабадзе Ю.Д. «Остаркизм» на Кавказе // Советская этнография, 1979. №5. •

19. Аталиков В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик: Полиграфсервис и Т., 2000 96 с.

20. Бгажноков Б.Х. Образ жизни адыгской феодальной знати // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1980. С. 78 104.

21. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2003.-270 с.

22. Бгажноков Б.Х. Прием почетного гостя в традиционной культуре адыгских (черкесских) народов // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 169- 185.

23. Бгажнокова В.Р. Позорящие наказания в традиционном быту и обычном праве кабардинцев // Материалы VII конференции молодых ученых КБНЦ РАН. Нальчик, 2006. С. 115 118.

24. Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов. Нальчик, 1993. 304 с.

25. Бейтуганов С.Н. Кабарда: история и фамилии. Нальчик, 2007.

26. Бесс Ж.Ш. Путешествие в Крым,-на Кавказ и в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг. // АБКИЕА. С. 329 -353.44. ' Белевич К. Несколько картин их Кавказской войны и нравах горцев. СПб., 1910.

27. Берже А.П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992.-48 с.

28. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое и военное описание Кавказа Кавказа // АБКИЕА. С. 353 434.

29. Бларамберг И.Ф. Историческое, -топографическое, статистическое и военное описание Кавказа Кавказа. Нальчик, 1999. 405 с.

30. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.• • -49. Блиев М.М. Абречество как форма социального протеста осетин // Электронный ресурс: http://iratta.com/2007/08/21/abrechestvokakfonnaso cialnogoprotestaosetin:html . .

31. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. Москва, 1994. 592с.

32. Бобровников В.О. Абреки и государство: культура насилия на Кавказе // Электронный ресурс: http://Kavkaz/memoru/print/analytics/id/4065 04.html;

33. Бобровников М.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, пра-•во, насилие. Очерки по истории и этнографии Нагорного Дагестана. М.: Вост. лит., 2002. 368 с.

34. Большая советская энциклопедия (глав. ред. С.И. .Вавилов). Т. 1. А-Акультизм, М., 1949.-54. Боров А.Х., Думанов Х.М., Кажаров В.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы. Нальчик, 1999.-184 с.

35. Ботяков Ю.М. К вопросу о статусе абреков на Северном Кавказе // Лавровские (среднеазиато-кавказские) чтения. 1998-1999 гг. СПб., 2001. С. 63 -64.

36. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М, 1823.

37. Брусина О.И. Родовое начало в обычном праве кочевого населения и практика косвенного управления в Туркестане // Право в зеркале жиз-•ни. Исследования по юридической антропологии. М., 2006. С. 174— 189.

38. Бутков П.Г. Материалы для'новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. СПб., 1869. Ч. 1: . '

39. Вилинбахов В.Н. Из истории русско-кабардинского боевого содружества. Нальчик, 1977. 232 с.

40. Витсен К. Северная и Восточная Татария // АБКИЕА. С. 86 98.

41. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVHI начале XX в. М., 1974.

42. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских нардов в конце (XVIII первая половина XIX в.). М, 1967. - 332 с.

43. Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе // ССКГ. Вып. IV. Тифлис, 1870. С. 1 72.

44. Данилевский П.И. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1846. .185 с.

45. Дарест-де-ла-Шаванн Р. Исследования по истории права. Перевод Н.Н. Чеботерского. СПб., 1894. 378 с. •-78. Д'Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии, 1634 // АБКИЕА. С. 61 67.

46. Джиджилаев Н.С. Тюркизмы в дагестанских языках. Опыт исто-рико-этимологического анализа. М., 1990..80. Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е -начало 1770-х гг.). Нальчик, 2001. — 411 с.

47. Дзамихов К.Ф. К вопросу о наездничестве у адыгских народов // Материалы научно-практической конференции. Нальчик, 1983.

48. Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата (первая половина XIX в.). Нальчик, 1990. 264 с.

49. Думанов Х.М., Герондоков М.Х. К вопросу о судопроизводстве и судоустройстве в Кабарде во второй полойине XIX — начале XX века // Культура и быт адыгов. Вып. V. Майкоп, 1986. С. 41 51.

50. Думанов Х.М., Кетов М.Ю. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIII XIX в. Нальчик, 2000. - 130 с.

51. Дьячков-Тарасов А.А. Абадзёхи // Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX — начале XX вв. Нальчик, 2004. С. 593 640.

52. Записки Алексея Петровича Ермолова. 4.II. 1816-1827. М., 1868.

53. Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных ему земель в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношении. 4.1. СПб., 1834. 185 с.

54. Зубов П. Подвиги русских воинов в странах Кавказских, с 1800. -по 1834 год. Т. 2. Ч. 3. СПб., 1836. 321 с.

55. Интериано Дж. Быт и страна"зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование //АБКИЕА. С. 43 53.

56. Кетов Ю.М. Судоустройство у кабардинцев в XIX*- начале XX века: правовые нормы и система наказания // Res Publ-ika. Альманах социально-политических и правовых исследований. Вып. I. Нальчик, 2000. С. 212-221.

57. Кешев А.-Г. (Каламбий) Абреки // Каламбий. Записки черкеса (повести, рассказы, очерки, статьи, письма). Нальчик, 1988. С. 125 175.105! Кешев А.Г. Записки черкеса избранные произведения. Нальчик, 1976.

58. Кешоков А. Некоторые вопросы истории Кабарды // Сборник статей по истории Кабарды. Вып. I. Нальчик, 1951. С. 3-20.

59. Клейн А. Война абреков // Электронный ресурс: http://www.hro. org/editions/press/0503/19/190500355.htm

60. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1. М., 1890.

61. Козачковский В. Разбои на Кавказе. Владикавказ, 1913.

62. Кокиев Г.А. Военное воспитание у кабардинцев в прошлом // История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева Сборник статей и документов. Нальчик, 2005. С. 470-482.

63. Кокиев Г.А. К истории междоусобной борьбы кабардинских* феодалов в XVIII в. // История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева Сборник статей и документов. Нальчик, 2005. С. 62 74.

64. Комиссаров С.А. Из истории освобождения зависимых сословий" в Кабарде // Ученые записки КНИИ. Том II. Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1947. С. 67 89.

65. Косвен М.О. Преступление и наказание в догосударственном' обществе. M.-JL, 1925. 140 с.

66. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961. 259 с.

67. Кох К. Путешествие по России и в кавказские наместничества // АБКИЕА. С. 585 628.•122. КРО. Т.2.

68. Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе (вступительная статья, подготовка текста и редакция д.и.н. проф. Т.Х. Ку-мыкова). Нальчик, 1991. 192 с.

69. Кумыков Т."Х. Совместная борьба русского и кабардинского народов против иностранных захватчиков в XVI-XVIII в. // Ученые записки КНИИ. Вып. X. Нальчик, 1955.

70. Лавров Л.И. Черкесия в XIII-XIV веке // Красная Черкесия, 1941. № 137.

71. Лавров Л.И. Этнографический очерк убыхов // АНИИЯЛИ. Т. VIII.' Майком, 1968. С. 5-25.

72. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских (перевод В.К. Гарданова). Нальчик, 1995. 455 с.•131. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обыч-•ному праву Восточного и Северного Кавказа. Одесса, 1882.

73. Люлье Л .Я. О гостеприимстве у черкес // Кавказ, 1859. № 7.

74. Люлье Л.Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи. Киев, 1991.-56 с.

75. Мальбахов Б.К. Кабарда в период от Петра I до Ермолова (17221825.). Нальчик, 1998. 352 с.

76. Мальбахов Б.К., Эльмесов A.M. Средневековая Кабарды (внутренние и вцешние аспекты проблемы). Нальчик, 1994. — 351 с.•136; Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев.'Нальчик: Эльбрус, 2002 364 с.

77. Мамонтова А.В. Социально-экономический строй у нижних черкесов (адыгов) накануне крестьянской реформы 1867 года // Ученые записки КНИИ. Т. 1. Нальчик: Кабгосиздат, 1946. С. 81 129.

78. Марзей А.С. Черкесское наездничество «Зек1у». Из истории военного быта черкесов в XVIII первой половине XIX в. Нальчик, 2004. -303 с.

79. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе:' Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М., 2002.

80. Неизвестный автор. Описание Кабарды (1815-1818 гг.) // Ученые * записки КБИГИ. Т. XIII. Нальчик, 1957. С. 385-390.

81. Ногмов Ш.Б. История Адыхейского народа. Нальчик, 1994

82. Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа; ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. Краткий историко-этнографический очерк. Москва-Ленинград, 1926. 112 с.

83. Потоцкий Я. Путешествие в астраханские и кавказские степи // АБКИЕА. С. 225 234.

84. Потто В.А. Кавказская война. Т. 2. Ставрополь, 1994.* 154. Рахаев Дж.Я. Центральное Предкавказье в русско-турецких отношениях в 1700-1711 гг. (по материалам российских архивов). // Исторический вестник. Вып. 1. Нальчик, 2005. ■ ■

85. Смирнов В.Д. Крымское ханство в XVIII столетии. Одесса, 1889.

86. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI XIX в. М., 1958. *

87. Сокуров В.Н. Из истории взаимоотношений. Кабарды и Крыма в конце XVII — начале XVIII в. // Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. Вып. 10. Нальчик, 1976. С. 34-39;

88. Сокуров В.Н. Жабаги Казаноко и его время // Жабаги Казаноко (300 лет). Материалы региональной научной конференции (30-31 октября 1985 г.). Нальчик, 1987.

89. Тетуев А.И. Политика Российской империи в отношении «инородцев» // Вестник ИГИ Правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып. 12. Нальчик, 2005. С. 46-67.

90. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Москва, 1958. 615 с.

91. Трахо Р. Черкесы. Нальчик, 1992. 160 с.169.- Туганов Р.У. Разгром Каплан-Гирея // Страницы прошлого. Нальчик, 1989. С. 133-139.

92. Тхамоков Н.Х. Социально-экономический и политический строй кабардинцев в XVIII в. Нальчик, 1961. 204 с.

93. Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX в. М., 1960.

94. Фадеев Р.А. Кавказская война. М., 2005.

95. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Избранные произведения. (Подготовка текста и вступительная статья к.фйлол.н. Р.Х. Хашхожевой). Нальчик, 1974. С. 151-184.

96. Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1992.

97. Хан-Гирей. Князь Пшьской Аходягоко // Хан-Гирей. Избранные произведения (Подготовка текста и вступительная статья к.филол.н. Р.Х. Хашхожевой). Нальчик, 1974. С. 260;

98. Хан-Гирей. Черкесские предания // Хан-Гирей. Избранные произведения (Подготовка текста и вступительная статья к. филол. н. Р.Х. Хашхожевой). Нальчик, 1974.

99. Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгейского (черкесского) языка. Т. 1. М., 1997.

100. Шаховский И.В. Путешествие в Сванетию и Кабарду. // Ученые записки КБИГИ. Т. XIII. Нальчик, 1957. С. 395-418.

101. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами .и .обычаями в гражданском, ведомственном и домашнем духе // Москвитянин. Кн. 1 и 2. № 23, 24, 1855.

102. Этимологический словарь русского языка. М., 1963. Т. 1.4. 1.

103. Якубова И.И. «Кабардинский» вопрос в русско-турецких отно-.шениях в середине XVIII в. // Исторический вестник. Вып. II. Нальчик, 2005.

104. Якубова И.И. Северный Кавказ в русско-турецких отношениях (40-70-е гг. XVIII в.). Нальчик, 1993. 160 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.