Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Челомбицкая, Марина Петровна

  • Челомбицкая, Марина Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 155
Челомбицкая, Марина Петровна. Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 2009. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Челомбицкая, Марина Петровна

Введение

Глава 1. Социокультурная характеристика самоактуализации человека

1.1 .Противоречивость процесса самоактуализации

1.2. Аксиологические аспекты самоактуализации

Глава 2. Социальная природа интеллекта

2.1. Интеллект: сущность, признаки, дефиниции

2.2. Интеллект как условие социальной адаптации и самоактуализации

Глава 3. Социальная сущность креативности

3.1. Характеристика креативности как способности к самоактуализации

3.2. Корреляция креативности и интеллекта в условиях современного общества

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе»

Актуальность темы исследования. Современное общество имеет ряд таких характеристик, как «постиндустриальное», «информационное», «рискогенное» и др. В последние десятилетия его называют инновационным обществом. Этот артикулированный аспект имеет достаточные основания. Действительно, если раньше творчество носило в значительной степени спонтанный характер и часто имело иррациональную мотивацию, независящую от потребительского стимула, то сегодня создание нового является целенаправленным процессом, обусловленным конъюнктурой рынка. На повестке дня стоит вопрос о подготовке в специализированных институтах творческой, креативной элиты, способной порождать новые знания к нужному сроку.

Провоцируемые инновациями изменения, с одной стороны, расширяют возможности для достижения более значительных, чем раньше, профессиональных и личностных высот, - с другой, интенсифицируют социальную мобильность, побуждают людей к выбору и осуществлению жизненных стратегий, среди которых особой значимостью обладает стремление человека к реализации потребности самоактуализации. Интеллект и креативность становятся наиболее востребованным социальным заказом времени, в центре которого стоит преуспевающий и конкурентноспособный человек. Именно они выходят на первый план как наиболее мобильные ресурсы самоактуализации.

В социальной философии пока еще только формируется парадигма самоактуализации человека в инновационном обществе, которое готовит граждан жить и работать в условиях быстрых перемен и повседневного риска, и, следовательно, выдвигает новые требования к интенциональности человеческой деятельности, в первую очередь, связанные с выявлением, развитием и реализацией интеллекта и креативности, как наиболее мобильных ресурсов.

Инновационная тематика включает в себя анализ такой важной проблемы, как социально-гуманитарная значимость инноваций, выражающаяся в ценностных и поведенческих нормах креативной личности. Наращивание темпов инноваций в технологической и социокультурной сферах нередко приводит к взаимоисключению возникающих новшеств, что минимизирует их полезность и увеличивает хаос неопределенности, ведущий к социальной патологии. Эта составляющая инновационных рисков должна быть предметом анализа социально-гуманитарных наук.

Высокий уровень интеллектуального развития и креативности не только служит гарантом эффективности функционирования механизмов экономического и социального прогресса общества и государственной безопасности, но также является условием личностной свободы. Такой человек менее подвержен социальному манипулированию, менее зависим от воздействий массовой культуры, средств массовой информации и т.д.

Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что актуальность настоящего исследования определяется необходимостью формирования парадигмы инновационного общества, в которой интеллект и креативность как важнейшие факторы самоактуализации человека указывают на потенциал, проверяемый возможностями решения сверхзадач, поставленных действительностью.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования таких феноменов, как интеллект, креативность и самоактуализация человека, носят междисциплинарный характер. Поэтому в диссертации использованы теоретические источники по философии, социальной философии, социологии, психологии, педагогике, истории, культурологии и других наук. Интегрирующая роль принадлежит философии, которая с глубокой древности до сегодняшних дней обращена к идее самосовершенствования, самоосуществления человека, реализации его способностей. Размышления на эти темы мы можем найти у Сократа, Платона, Аристотеля, др., которые призывали своих современников к поискам истины, развитию мышления, стремлению к духовному совершенству.

В диссертации использованы работы И. Канта, Л. Фейербаха, К. Маркса и др., которые понимали самосовершенствование человека как его саморазвитие. В интерпретации А. Шопенгауэра самоосуществление рассматривалось через призму свободы воли, у Ф. Ницше — через идею о «сверхчеловеке», хотя ни тот, ни другой не находили позитивного смысла самореализации. Для К. Ясперса, H.A. Бердяева и др. - это самопознание, являющееся потребностью понять себя и свою судьбу, для C.JI. Франка -поиски Бога и истинное служение ему. Важными для нашего исследования оказались теоретические положения B.C. Соловьева, связывающие самосовершенствование человека с преобразованием внешнего и внутреннего мира, с его активностью.

В середине XX века феномен самоосуществления, благодаря работам таких исследователей, как К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс,

B. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др., получил название «самоактуализация» и «самореализация». Представление о самоактуализации предполагает у человека наличие «глубинной» самости, устремлений и склонностей, которые необходимо актуализировать для достижения жизненного успеха. Проведенный анализ трудов таких авторов, как Э.Н. Гусинский, М.В. Заковоротная, P.A. Зобов, Э.В. Ильенков, Е.М. Калашников, А. Камю, В.А. Канке, Н. А. Кебина, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Лабунская, A.C. Лобанов, А.Ф.Лосев, М.В. Ромм,

C.Я. Подопригора, Т.Е. Резник, Ж.П. Сартр, В.М. Чернышов, В.В. Щербина, В.А. Ядов и др., позволил сделать вывод о том, что, если человек в поисках себя обращается к систематическому и целенаправленному самосовершенствованию, он сможет успешнее реализовать свой жизненный потенциал.

Концепты, отражающие различные стороны постиндустриального общества, обусловливающего направленность самоактуализации человека, мы находим в работах Д. Белла, Ж. Бодрийара, B.JI. Макарова, М. Маклюэна, Г. Маркузе, A.C. Нариньяни, А.И. Орлова, В.Г. Федотовой, М.Фуко, Э.Тоффлера и др.

Вопрос о природе интеллекта занимает ключевое положение в построении интеграционной парадигмы знания о человеке и обществе. Его теоретическому и практическому исследованию посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей, таких как В.М. Алексеев, В.Ф. Анурин, A.B. Бурганов, М. Воллах, А.Н. Воронин,

A.Б. Георгиевский, А.Г Дубинский, Е.Д. Замахова, В.Ж. Келле, Н. Коган,

B.А. Лекторский, Д.В Люсин, Г. Мелхорн, Д. Ките, Р. Пеллегрино, М. Политис, Н.Ю. Попова, Д.С. Потапов, Т.А. Самарская, А.Г. Спиркин, В.И. Толстых, A.A. Фенько, О.Д. Шипунова, В. Штерн и др.

Специфику информационно-интеллектуальных, когнитивных процессов личности в постиндустриальном обществе отражают в своих работах У. Бек, П. Бергер, Н.Г. Брындин, В.Б. Гурный, С.Г. Кара-Мурза, E.H. Князева, В.В. Кочетков, С.П. Курдюмов, И.А. Латыпов, М. Мэлоун, A.C. Нариньяни, П. Пильцер, В.М. Попов, Д.А. Поспелов, Э. Тоффлер, Ю.А. Шрейдер, Л. Эдвинссон и др. Изучением психологических аспектов интеллекта, вопросами о возможностях его измерения занимались Г. Айзенк, Ж. Пиаже, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, К. Двек, Д.В. Люсин, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Р.Л. Солсо, М.А. Холодная и др.

Креативность как многомерное явление рассматривается в единстве социальных, культурных и личностных переменных. В исследованиях этого направления наибольший интерес представляют работы Г.С. Альтшуллера, В.И. Андреева, М.О. Аркадьева, А.Н. Боброва, А.Н. Воронина, A.A. Головановой, И.Т. Касавина, В.Ж. Келле, Е.Г. Новолодской, Д.В. Реут, Т.С. Орловой и др. Психологические аспекты креативности исследовали

А. Адлер, Г. Айзенк, Д. Гилфорд, И.Л. Ларионова, А. Маслоу, К. Юнг, С.Л.Рубинштейн, Е. Торренс, Э. Фромм и др.

Представители когнитивного направления связывают креативность человека с изучением его познавательных процессов, выделяют корреляцию креативности с уровнем интеллекта, выявляют стадии, формы и типы креативного процесса. В центре внимания такого подхода находится креативное мышление, анализу которого посвящены работы М.О. Аркадьева, А.Н. Боброва, Д. Маккиннона, А.Н. Воронина, Л.И. Ларионовой, Г. Мелхорна,

A.Г. Спиркина, С. Степанова, В.Н. Ткачева и др. В исследование сущности творчества, которое имеет прямое отношение к понятию «креативность», особый вклад внесли работы Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, М.К. Петрова, Г.А. Голицына, А.И. Савенкова и др.

Феномен инновации, становящийся сущностным элементом утверждающегося социокультурного порядка, который возникает благодаря креативным способностям человека, анализируется в работах О.Г. Бахтиярова, Д. Белла, М.Г.Делягина, E.H. Князевой, Б.Н. Кузыка, Ю.Н. Кулюткина, В.Л. Макарова, А.И. Орлова, A.B. Теркиной, Ф. Уэбстера,

B.Г. Федотовой, Р. Флориды, Э. Харгадона, Ю.В. Яковца и др.

Для темы нашего исследования оказался важным тот факт, что самоактуализация человека в обществе инноваций становится одной из главных ценностных ориентаций человека. Аксиологическими аспектами жизни индивида в инновационном обществе посвящены работы М.Г Делягина, Л.А. Микешиной, Г.С. Киселева, Н.В. Мотрошиловой, В.И. Самохваловой, С.Я. Подопригоры, Э. Тоффлера и др.

Комплексный анализ самоактуализации человека и реализации его интеллектуального и креативного потенциала в современных социальных условиях мы находим в работах Э.А. Азорянц, 3. Баумана, У. Бека, П. Бергера, А.Р. Бикбулатовой, А.П. Бутенко, Е.Е. Вахромова, H.A. Данилова, И. А. Донцова, В.И. Жог, P.A. Зобова, Э.Ф. Ильенкова, Е.В. Кораблевой,

A.Н. Леонтьева, Б.В. Мартынова, В.К. Пичукова, Т.Е. Резника, А.И. Субетто,

B.И. Толстых, A.B. Ткачева, Р.В. Шамолина, Н.В. Южаковой, JI. Эдвинссона и др.

Таким образом, в теоретическом наследии анализ литературы по данной теме выявляет разнообразные возможности и направления исследования. Однако ее изучение не получило достаточной аргументации в рамках социальной философии. Это относится, прежде всего, к исследованию интеллектуального потенциала и креативности человека в условиях инновационного общества и способам их реализации. Современное состояние социума, в котором ставится задача - выработать не только количественные, но и качественные критерии инновационной деятельности, служит решающим аргументом в пользу теоретической важности и практической значимости темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает человек инновационного общества.

Предметом исследования являются интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе интеллекта и креативности в их относительной самостоятельности и взаимосвязи как факторов самоактуализации человека в современных социальных условиях.

Задачи исследования:

1. Провести концептуальную реконструкцию социально-философского осмысления самоактуализации человека и представить ее противоречивую сущность.

2. Эксплицировать особенности самоактуализации человека в инновационном обществе и выявить требования, предъявляемые к ее эффективности.

3. Показать характер взаимодействия интеллекта и креативности в условиях инновационного общества.

4. Исследовать аксиологический аспект самоактуализации человека, проявляющийся в таких ее модусах, как интеллект и креативность.

5. Проанализировать тенденции в развитии интеллекта и креативности как социокультурных характеристик индивида.

Теоретические и методологические основы исследования.

Приоритетным для настоящей работы является социально-философский метод, позволяющий проанализировать самоактуализацию человека как противоречивый процесс, в котором интеллект и креативность выступают ее важнейшими факторами. Обращение к социальной философии расширяет возможности интерпретации социальной обусловленности самоактуализации. Использование таких общенаучных методов, как компаративистский, метод артикуляции предоставляет ресурсы для исследования интеллекта и креативности, выявления их соотношения, а также влияния на успешность самоактуализации. Кроме того, мы использовали принципы комплексного изучения проблемы: принцип системности, историзма, принцип детерминизма, концептуальные положения теорий интеллекта, креативности и самоактуализации личности.

Особая значимость придается междисциплинарному подходу, в котором социально-философские идеи соотносятся с представлениями о сущности интеллекта и креативности, имеющиеся в психологии и педагогике. В исследовании также акцентируется внимание на экзистенциальном аспекте самоактуализации, раскрывающим переживания человека, связанные со степенью встречающихся трудностей на ее пути.

Значительная роль из всего массива источниковедческой литературы принадлежит работам, в которых анализируются проблемы современного общества, имеющего такие характеристики, как «постиндустриальное», «информационное», «общество риска», «постмодернистское», «инновационное».

Теоретической основой исследования являются произведения классиков социально - философской мысли, научные труды специалистов в области социальной философии, социологии, психологии, педагогики, посвященные проблемам интеллекта, креативности и самоактуализации личности, диссертации, авторефераты диссертаций и публицистические материалы. В работе представлены результаты социологических исследований, опубликованных в научной литературе.

Понятия «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» рассматриваются нами как синонимы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- анализ интеллекта и креативности осуществлен в рамках социально-философской парадигмы, обосновывающей единство данных феноменов, выступающих как свойства личности и как стимулы ее развития;

- выявлены основные требования, предъявляемые к повышению эффективности самоактуализации человека в инновационном обществе, отражающие влияние тотальной информатизации;

- представлен аксилогический аспект самоактуализации человека, раскрывающей практический, инструментальный вектор ее трансформации;

- проанализированы тенденции в развитии интеллекта и креативности, показывающие значимость социокультурных императивов.

В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:

1. Самоактуализация представлена как акт движения человека к смыслам жизни и способам их осуществления. Она является потребностью, формой и результатом активности развитой личности, достигающей собственного предназначения, в значительной степени обусловленной социокультурными факторами. Самоактуализация есть противоречивый процесс, в котором могут не совпадать индивидуальные и общественные потребности, что ставит человека перед выбором и необходимостью переоценки ценностей. Наиболее очевидны трудности ее осуществления, когда сложившаяся иерархия востребованных профессий не отвечает способностям и талантам индивида, что может привести к несоответствию достигнутого образа идентичности его нереализованным желаниям. Стремление к самоактуализации часто приводит к конфликтам в межличностных отношениях.,

2. Самоактуализации человека включает в себя два главных аспекта: интериоризацию и экстериоризацию. Во-первых, она зависит от активности человека, развитости его познавательных способностей, напряженности сознания и нравственных усилий, во-вторых - от внешних условий, свобод и прав личности, форм ее жизнедеятельности. С одной стороны, самоактуализация - это социальная потребность, с другой, она элитна, избирательна, исключительна, достижима незначительной частью людей. Самоактуализация детерминируется индивидуально (изнутри), одновременно она социально обусловлена. Самоактуализирующаяся личность может быть как незаметной, так и публичной, известной. Самореализация выполняет функцию адаптации индивида к условиям бытия и, вместе с тем заставляет его поступать вопреки общественным нормам и ценностям, изменять и совершенствовать их. Движение к самореализации сопряжено со страданием, болью, неудовлетворенностью собой, но также приносит человеку подлинное удовлетворение и счастье.

3. Интеллект (представляющий собой способность к адаптации и коммуникативной конвенциональности) и креативность (выражающаяся в способности производить новое в короткие сроки в соответствии с социальным заказом) являются свойствами современной личности и в то же время факторами, стимулирующими успешность самоактуализации и социальной адаптации. Интеллект и креативность находятся в комплементарном соотношении. Функции социального интеллекта состоят в оптимизации отношений с окружающей средой, в создании референтного синтеза, обеспечении обратной связи, направленной на стабилизацию ситуации, ее сохранение. Креативное начало, являясь наиболее активным, устремлено на преобразование среды, хотя оно не исключает опору на культурное наследие, традиции. Особенность этой комплементарной связи состоит в доминировании одной из ее составляющих.

4. Поток социальных инноваций затрудняет социальную адаптацию человека, вынужденного постоянно переживать состояние стресса, обусловленного разрывом с традициями, с привычными нормативно-ценностными установками. Оборот ценностей, происходящий сегодня быстрее, чем когда-либо в истории, ставит человека в ситуацию перманентного выбора во всех сферах его жизнедеятельности. В тоже время проблема выбора осложняется доминированием массовой культуры, навязывающей человеку с помощью современных информационных технологий ценности общества массового потребления. Новизна -неопределенность - риск, радикализирующие процессы модернизации в обществе, осложняют задачу адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Инновационное общество выдвигает такие новые требования к самоактуализации человека, как способность к постоянной мобильности, выражающейся в перемене места жительства, в смене профессии, постоянном повышении квалификации, коммуникативной компетентности, в овладении языками. Ключевыми характеристиками личности в инновационном обществе считаются готовность жить и работать в условиях повседневного риска, способность адекватно оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения при отсутствии их алгоритмов. Особое значение приобретает умение индивида управлять глобальными информационными потоками в ускоряющемся процессе социальных инноваций, которое выступает как необходимая составляющая в структуре свойств личности, способствующая ее успешной вертикальной мобильности в социальной иерархии.

5. Креативный мир порождает свои нормы и ценности, осуществляя их в производстве новых вещей, технологий, услуг и т.п. Но не все современные инновации: идеи, изобретения, вещи, достижения являются полезными, нужными и ценными. Однако креативная деятельность нередко становится самоцелью. Новое изобретается ради нового, производство нового впервые опережает потребность в новом, что ведет к знаковому потреблению и симуляции деятельности. Происходящий обвал самоорганизующихся инноваций показывает неспособность социальных институтов адекватно ответить на этот вызов, что угрожает успешности реформ и выявляет наличие кризиса в управлении. Общество, где новая информация, знания имеют свой срок и заказчика, формирует новую иерархию ценностей, где доминируют «успешность», «конкурентноспособность», «конформность», «высокий уровень материальной обеспеченности» и т.д. Идеал всесторонне развитой, гармоничной личности вытесняется прагматичным характером процесса самоактуализации, т.е. его вектор направлен на развитие лишь тех способностей и потенций человека, на которые есть запрос общества. В этих условиях переживание индивидом ответственности за принятие решений, действия должны стать его главным жизненным императивом, а гуманитарная значимость его инновационной деятельности - приоритетной для общества. Осмысление человеком социальных ценностей является одним из аксиологических аспектов процесса самоактуализации в инновационном обществе.

6. Интеллектуальная элита, которую также называют новым классом -классом креаторов, обеспечивающая стране достойное место в мировом сообществе, получила небывалую ранее свободу экспериментирования в области современных информационных технологий. Такая свобода сопряжена с риском превращения инновационной, креативной личности в технократическую личность современного образца.

Креативные технологии приводят к кардинальным изменениям в когнитивных процессах субъекта деятельности. Интеллектуальные машины, помогающие человеку мыслить в ситуации неопределенности, снижают энергию интенциональности мышления. Работа электронной машины превращается для человека в своеобразное интеллектуальное представление, информирующее индивида об особенностях функционирования его собственного мозга, задача которого редуцируется к полному исчерпанию возможностей компьютерной программы. Интерактивный экран настолько интегрирует человека в свою сеть, что он ощущает себя частью всемирной паутины. Массовое использование компьютеров, оказывающее влияние на сознание людей, разрушает представление о правильном и неправильном, о добре и зле, делает возможным переход к так называемой компьютерной культуре - «киберкультуре», где уже сформировались свои традиции, образ жизни, этические нормы, привилегии, стиль жизни, свой язык, альтернативные общепринятым.

С одной стороны, в современном обществе существует угроза того, что человеческая индивидуальность утрачивает свою значимость, дезориентируется в повседневной жизни, но, с другой, именно в инновационном обществе усиливается стремление личности добиться признания и реализации своих креативных и интеллектуальных возможностей.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно предоставляет возможность социальному познанию расширить представления об интеллектуальном и креативном потенциале человека, о возможностях наиболее успешного его использования в современном обществе.

Теоретические положения и выводы, сделанные в данной работе, могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы человека, понимания его сущностных сил и способностей.

В практическом отношении результаты диссертационной работы могут быть применены: при разработке программ по развитию и воспитанию творческого, креативно-мыслящего человека; в качестве рекомендаций по развитию интеллектуального и креативного уровня личности, ее самосовершенствования; в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла и междисциплинарных курсах (по социальной философии, когнитивной психологии, когнитивной культурологии).

Апробация материалов исследования.

По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 5 п.л., в том числе две статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований («Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 5»; «Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №1»).

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научной конференции «Особенности развития социума в современную эпоху» (г. Ессентуки, декабрь 2007) и на первом международном научном форуме «Толерантное пространство современности» (г. Кисловодск, май 2008).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, содержащего 205 источников, 10 из которых на иностранном языке. Общий объем диссертации 155 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Челомбицкая, Марина Петровна

Заключение

Избранная тема диссертационного исследования имеет большое теоретическое и практическое значение в условиях современного общества.

Социальной философией современный человек рассматривается как самосозидающая, мобильная и активная личность. Процесс формирования личности определяется сегодня ускоренным развитием техники, информационных технологий и инновациями. Постоянно меняющийся мир прерывает многие традиции, заставляя человека одновременно существовать в различных культурных пластах, приспосабливаться к изменчивым обстоятельствам. Межличностные связи человека, интерактивное общение, совместная деятельность, с одной стороны, интегрируют индивидов в единое целое; а с другой, виртуальная реальность информатизации, духовное отчуждение - изолируют, обособляют человека от человека. В условиях кризиса мировой экономики становится актуальной проблема социальной адаптации индивида. Постепенно формируется понимание того, что задачей общества является воспитание зрелой личности. В ней должны сочетаться знания, умения, навыки, социальный интерес, моральные качества, информационная культура - то есть все то, что дает возможность не только существовать в пределах личной жизни индивидуума в обществе, но и разбираться в прошлом, объективно видеть настоящее и, креативно используя свой интеллектуальный потенциал, создавая новые знания, строить будущее.

К сожалению, в сегодняшнем обществе происходит недооценка потенциала, созидательных возможностей личности. В то же время, обновляющееся социокультурное поле, процессуальность идентификации требуют от человека активности действия и самоактуализации. Социальный интеллект является формой связи индивида с другими людьми, с их знаниями и опытом. Эта связь выступает своего рода основой саморазвития, средством актуализации и преодоления себя. В процессе индивидуализации человек познает мир и себя, переходя от идентификации к самореализации и наоборот, от познания к самопознанию, от оценки к самооценке, от социального контроля к самоконтролю. Человеку свойственно находиться в поисках самого себя, путей и средств самовыражения.

Действительность предъявляет повышенные требования к индивиду. Для того чтобы преуспевать в сегодняшнем обществе и быть конкурентно способной личностью, современному человеку необходимо постоянно заниматься вопросами саморазвития и самоактуализации. Понятие «самоактуализация» в философии рассматривается как стремление личности к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве нравственных, интеллектуальных, творческих потенций. Осуществление самоактуализации составляет сущность личности и рассматривается, как стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Качественным измерением самоактуализации личности является удовлетворенность жизнью, отражающая позитивный смысл достижения значимых для личности ценностей и целей. Результаты самореализации позволяют человеку подняться над случайностью и пассивностью собственного существования и тем самым достичь позитивной свободы и собственной значимости. Человек с осознанием своей индивидуальности ориентирован на реализацию своих сущностных сил, а именно, интеллекта и креативности.

Развитие способностей и потенциала на основе идентификации человека предполагает выбор достойных и достаточно трудных интеллектуальных, творческих и нравственных задач, на которые есть запрос социальной группы и общества. Самоактуализация рассматривается нами как осознанная установка личности на развитие интеллекта, творческое изменение и преобразование собственного стиля жизни. Позитивная самоактуализация -это творчество, познание, созидание себя, труд, интерактивное общение, а также постоянная внутренняя работа над собой. Творцом, также как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит не только от активности самого человека, но и от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ практически каждому. Уровень самореализации интеллектуально-развитой и креативной личности проявляется в том, в какой степени она овладела деятельностью и выполняет ее в соответствии с характером требований, ориентированных на конечный результат, с учетом имеющихся условий и их дальнейшего развития; в какой степени используются сознательно и в дальнейшем развиваются необходимые для этого корпоративные, коммуникативные, субъективные и материально- предметные средства для достижения цели.

В сложном и напряженном взаимодействии с жизнью, миром и другими людьми человек обязан не «предавать» себя, стремиться к самоактуализации, актуализируя свой потенциал. В связи с этим А. Маслоу писал: «Если Вы намеренно собираетесь быть чем-то меньшим, чем Вы можете быть, я предупреждаю Вас, что Вы будете несчастны всю свою жизнь» [112]. А то, чему именно можно себя посвятить, человек может найти только сам в соответствии со своей собственной природой. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, необходимо понимать, что он должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни. Самоактуализирующиеся люди, являясь личным примером, максимально полно воплощают в себе целостность человеческого бытия. Это индивиды, которые дали проявиться своим биологическим, социальным и духовным потребностям.

Жизненный путь человека, его назначение и смысл жизни - важнейшие темы философии. Несомненно, что поиски ответа на вопрос о смысле человеческой жизни никогда нельзя будет считать завершенным. Естественным было бы согласиться с утверждением В. Франкла о том, что смысл каждой жизни уникален, поскольку человек неповторим как в поисках смысла, так и в способах его идентификации. Вопрос о смысле или бессмысленности жизни ставит перед собой не столько сам человек, сколько сама жизнь. Она представлена многообразием ситуаций, ценностных отношений, их выбором. Человеку приходится делом отвечать на вопрос о смысле собственного существования [172]. Смысл жизни становится для человека императивом, личностным стремлением к самоактуализации, где выявляется уровень развития общества, отражается осознанная потребность активно участвовать в построении будущего.

На основе социокультурных ценностей индивид может реализовать свои потребности, коррелируя их с потребностями социума, что во многом зависит от устойчивости собственных ценностных ориентаций, определяющих личностное становление. Пути удовлетворения потребностей в самоактуализации разнообразны, и единой модели самореализации не существует [190]. Этот сложный феномен может иметь как позитивные, так и негативные проявления в разрешении противоречий между индивидуальным и общественным, инновацией и традицией, прогрессом и регрессом в развитии общества и личности. Создавая новые социальные формы, человек изменяет самого себя, реализует свой креативный и интеллектуальный потенциал. В этом случае важную роль играют следующие факторы самореализации: творческое отношение к действительности, усилия самого индивида по реализации своего интеллектуального потенциала, общественная среда, как условие и средство для саморазвития.

Человеческая потребность в самоактуализации, которую мы рассматриваем как особенную индивидуальную стратегию мотивации и стремления личности реализовать свое интеллектуально и креативное «Я», добиться их значимости и признания, выражается в использовании своих способностей и возможностей в различных сферах деятельности и социальных структурах взаимодействия. Можно утверждать, что в настоящее время как никогда актуализирована, но не реализована потребность формирования социальной установки на индивидуальные стратегии самоактуализации личности, ее субъективности как «внутренней» культуры, так и «внешнего» имиджа. Индивидуальная стратегия, как личностно-ориентированная деятельность, определяет выбор, активность, социальный интерес, стиль жизни человека, высвобождает его жизненную энергию и творческий потенциал. Человек, осознавший необходимость формирования и реализации своей индивидуальной стратегии, менее зависим, более самостоятелен и актуализирован.

Если человек идет по пути творческой идентификации своих сущностных сил, актуализирует свои креативные способности и интеллектуальный потенциал, осуществляет поиск путей личностного роста, новых возможностей достижения цели - это и есть самоактуализация, основными факторами которой являются интеллект и креативность.

Социально-философский анализ проблемы самоактуализации личности имеет, несомненно, мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Особую актуальность данная проблема приобретает в современную эпоху, когда демонстрируются самые противоречивые тенденции в развитии инновационного общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Челомбицкая, Марина Петровна, 2009 год

1. Адлер А. Понять природу человека, /пер. с нем. Цветина Е.А. - СПб.: Гуманит. Агентство, 2000. - 254 с.

2. Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. -М.: Новый век, 2002. 414 с.

3. АйзенкГ. Интеллект: новый взгляд.//Вопросы психологии 1995. №1 -С. 111-113.

4. Аксиологическая функция философии. Учебное пособие. / Под ред. A.M. Арзамасцева. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 119 с.

5. Александрова JI.A. Креативность как фактор рекламной коммуникации (социально-философский анализ). Текст.: Диссертация кандидата философских наук. Ростов н/Д, 2009. -150 с.

6. Алексеев В.М. Общая теория интеллекта, мышления, IQ.-http://theideology.narod.ru/lib/int03.html, 2002.

7. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Издательство политической литературы, 1984. - 462 с.

8. Альтшуллер Г.С. Найти идею.- Новосибирск: Наука, 1991. 295 с.

9. Американская социологическая мысль. Тексты. М.: МГУ, 1994. - 496с.

10. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Из-во Казанского унив-та, 1988.-240 с.

11. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта,-Н. Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1997. 496с.

12. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т.4 //АН СССР, Ин-т философии. — М.: Мысль, 1983.-830 с.

13. Аркадьев М. О. О «схоластической» креативности. Заметки к теории творческих интеллектуальных способностей. URL:http://phenomen.ru/public/journal.php?article=:=27

14. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. /Общ. редакция и предисловие П. Гуревича; пер. с фр./ М.: Издательская группа «Прогресс», 1993 - 608 с.

15. Артемьев А.И. Социология личности. М.: Арбат-ХХ1, 2001. - 174 с.

16. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. -256 с.

17. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб: Издательство РХГИ, 1997.-464 с.

18. Бауман 3. Индивидуализированное общество. /Пер. с англ. под ред. Иноземцева B.JI. М.: «Логос», 2002,- 235 с.

19. Бахтияров О.Г. Заря диктатуры креативного класса. //Политик HALL (Украина) №42 (июль, август).

20. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. /Пер. с нем. -М.: Прогресс Традиция, 2000. - 384 с.

21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования /пер. с англ. М.: Academia, 1999. - 956 с.

22. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания, /пер. с англ. М.: «Медиум», 1995. - 322 с.

23. Бердяев H.A. Самопознание. М.: «Книга», 1991. - 446 с.

24. Бикбулатова А.Р. Сущность и формы самореализации национальной интеллигенции (социально-философский анализ). Текст.: Диссертация кандидата философских наук. Уфа, 2001.

25. Бобров А.Н. Влияние личностных черт на развитие креативности. Диссертация кандидата псих. наук. Ставрополь, 2004. -153 с.

26. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества //Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. -С. 182- 195.

27. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. - 220 с.

28. Бондаренко Т. А. Трансформация личности в условиях виртуальной реальности. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2006. - 51с.

29. Бурганов А. Н. Философия и социология собственности. Русские и татарские реалии. М.: Изд-во РГГУ, 2004. - 124 с.

30. Бутенко А.П. Глобализация: сущность и современный этап, борьба глобалистов и антиглобалистов. //Социально-гуманитарное знание. 2002, №1.- С. 144-150.

31. Валеология человека: Здоровье, любовь, красота. В 2-х книгах, 5 томах. Книга 1-ая (T.I, Т2, ТЗ). СПб: «Петроградский и Ко», 1998. - С. 36-37.

32. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.-160 с.

33. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. //Отв. Ред. A.A. Яншин; АН СССР. М.: Наука, 1991. - 270 с.

34. Власова Е.А. К вопросу о профессиональном саморазвитии будущих социальных педагогов. Международный сборник научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» XXXV выпуск.-Воронеж 2006.- С.337-343.

35. Воробьев Г.Г. Кибернетика стучится в школу. М.: «Молодая гвардия», 1986- 205 с.

36. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 270 с.

37. Воропаев Н.И. Внесистемное образование как фактор социальных трансформаций. Тез. докл. IV Росс, философского конгресса «Философия и будущее цивилизации». Том 4. - М. - 2005 - С. 459-460.

38. Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики. \Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

39. Выготский JI.C. Мышление и речь //Психология мышления: Хрестоматия. М., 1981. - С. 153-156.

40. Гадамер Х.Г. См. параграф «Предрассудки, как условие понимания» в его кн. Истина и метод. М.,1988. - С. 329-344.

41. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций. JI.: Наука, 1989. - 188 с.

42. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.- 703 с.

43. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е издание. М.: Академический проект, 2005. - 528 с.

44. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления. -М.: Прогресс, 1969. 383 с.

45. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. М.: Астрель, 701 с.

46. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1996. - 496 с.

47. Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. -М.: Русский мир, 1997. 148 с.

48. Голованова A.A. Креативное общение. Саратов: Издательство Саратовского пед. Института, 2000. - 128 с.

49. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. -М.: Кучково Поле, Канон-Пресс-Ц., 2000. 304 с.

50. Гроф С. За пределами мозга./пер. с англ. М.: Издательство Московского Трансперсонального центра, 1993. - 504 с.

51. Гроф С. Революция сознания. Трансатлантический диалог, /пер. с англ.- М.: ООО «Издательство ACT», 2004. -248 с.

52. Губский Е.Ф. и др. Краткая философская энциклопедия. М.: А/О «Издательская группа «ПРОГРЕСС», 1994.

53. Гуревич П.С.Психология чрезвычайных ситуаций. М.: ЮНИТИ, 2007. -495 с.

54. Гурный В.Б. Теория развития интеллекта. М. «Дом педагогики», 2006. -96 с.

55. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М. «Логос», 2001. — 223 с.

56. Данилов Н.А. Человек и образование в современной России. Философия образования. СПб., 1989 - 197 с.

57. Делягин М.Г. 11 сентября 2001 года: завершение формирования постсоветского мира. В сб.: Глобализация: варианты для России //Материалы круглого стола - СПб.: Информационное агентство «РосБалт». - 2001. - С.38-49.

58. Донцов И.А. Самовоспитание личности: философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. - 285 с.

59. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Ростов н/Д: Изд. РГУ, 2001. — 463 с.

60. Дрешер Ю.Н. Валеологические аспекты образовательной деятельности в социокультурной сфере //Философия современного социокультурного образования: Материалы межвузовской науч. конф., 20 апр. 1999 г. Казань: Гран Дан, 1999. - С. 51-53.

61. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.

62. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000 -320 с.

63. Дубинский А.Г. .Интеллект: определение понятия, http://www.dubinsky.nm.ru/

64. Дьюи-Нибур: Профили нового либерализма //Полис, 1994.- №3.

65. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. М., АСТ-ПРЕСС, 1998- 528 с.

66. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 1999. - 199 с.

67. Зобов P.A., Келасьев В.Н. Самореализация человека. Введение в человекознание. СПб: Изд-во СПб. Ун-та, 2001. - 279 с.

68. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Издательство политической литературы, 1991 - 464 с.

69. Интенсификация творческой деятельности студентов. Под ред. Андреева В.И. Издательство казанского университета, 1990. - 198 с.

70. Калашников Е.М. Личность и общество: (Проблемы идентификации). Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1997. 155 с.

71. Камю А. Бунтующий человек. М.: Издательство политической литературы, 1990. - 415 с.

72. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. М., 2000. 243 с.

73. Кант И. Сочинения: в 6-ти Т.4. Под общ. Ред. В.Ф. Асмуса. -М.: Мысль, 1996. 564 с.

74. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: «Алгоритм», 2006. -736 с.

75. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб: изд-во РХГИ, 1999. 174 с.

76. Кебина H.A. Философия смысла и самореализация личности. / Под научной редакцией А.Э. Воскобейникова. М.: Изд-во московского гуманитарного университета, 2003. 244 с.

77. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века.//Вопросы философии № 4.-2006.-С. 3-12.

78. Князева E.H. Природа инноваций и некоторые проблемы инновационного управления. Управление: социально-философские проблемы методологии и практики. СПб.: Изд. «Книжный дом», 2005. -283 с.

79. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. - 272 с.

80. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье или Веселая книга о свободе и нравственности. Москва «ACT- ПРЕСС»-1999.-425 с.

81. Козлова М.А. Исследование динамики ценностных ориентаций студентов технических специальностей. Тез. докл. IV Росс, философского конгресса «Философия и будущее цивилизации». Том 4. -М., 2005.-С. 490-491.

82. Козловски П. Миф о модерне. Поэтическая философия, /пер с нем. -М.: Республика, 2002. 339с.

83. Колесников В.А. Становление личностного начала индивида как исходный пункт формирования нового человека. Тез. докл. IV Росс, философского конгресса «Философия и будущее цивилизации». Том 4. -М. 2005-С. 491-492.

84. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Издательство политической литературы, 1984.- 336 с.

85. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

86. Кораблева Е.В. Соотношение форм познания социальной действительности и их творческий характер. // Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса. Новосибирск, 1989. 174 с.

87. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество.- М.: Издательство политической литературы, 1971. 255 с.

88. Кочетков В. В. Социальный статус и уровень интеллекта // Человеческие ресурсы 2000, № 1. - С. 15-22.

89. Крэнстон С. Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения /пер. с англ. Рига, М.: ЛИГАТМА, 1999. - 736 с.

90. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050: Стратегия инновационного прорыва. - М.: «Экономика», 2004. - 591 с.

91. Кун Т. Структура научных революций. /пер. с англ. М.:000 «Издательство ACT», 2002. 608 с.

92. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и междисциплинарное познание. Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 592 с.

93. Ларионова Л.И. Связь интеллекта, креативности, духовности в структуре одаренности. URL:http://psychol.ras.ru/ponomarev/Simposiarus/abstractsms/Sessions/

94. Леви-Стросс К. Путь масок. М.: Республика, 200. - 399 с.

95. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница //Наука в культуре; под ред. В.Н.Поруса. М.: «Эдиториал УРСС», 1998. -384 с.

96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Наука, 1975. -317 с.

97. Линник Е.В., Подопригора A.C., Подопригора С .Я. Модернизация общества и личности в контексте глобализации. Ростов-на-Дону, 2006. -391 с.

98. Личность: Внутренний мир и самореализация: Идеи, концепция, взгляды, /сост. Кулюткин Ю.Н. СП.б.: Союз, 1996. - 175 с.

99. Лобанов A.C. О концепции языка. //НТИ. Сер. 2, 1995 № 3. С 17-22.

100. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 364 с.

101. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М., 2004. -364 с.

102. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. и др. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Социально-экономические аспекты развития. М., Наука, 2001. — 318 с.

103. Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразований. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. — 700 с.

104. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844г. //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Госполитиздат, 1956. 720с.

105. Мартынов Б.В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях. Текст.: Диссертация кандидата философских наук. Ростов - на - Дону, 2003. - 167 с.

106. Ш.Мартюшов В.Ф. Социальная релевантность адаптации. Тверь: ТГТУ, 2005.- 104 с.

107. Маслоу А. Мотивация и личность, /пер с англ. A.M. Татлыдаевой. -СПб.: Евразия, 1999.-479 с.

108. ПЗ.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. / пер. с англ. Г.А. Балл, А.П. Погребский. М.: Смысл, 1999.- 424 с.

109. Микешина JI.A. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007- 439 с.

110. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: традиции и современность. //Вопросы философии № 11, 12. 2004. - С. 3-18.

111. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.- 280 с.

112. Нариньяни A.C. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего. //Вопросы философии, 2008, №4. С.3-17.

113. Ницше Ф. Избранные произведения. / Перевод. Сост. и авт. вступ. ст. Свасьян К.А. М.: Просвещение, 1993. - 571 с.

114. Новолодская Е.Г. Научная картина здоровья и здоровьетворения в контексте креативной валеологии. Международный сборник научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» XXXVI выпуск.-Воронеж 2006.- С. 20-23.

115. Орлов А. И., Орлова JI. А. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. 2002. - № 12. -С. 3-26.

116. Орлова Т.С. Креативность экономического сознания. Монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004. 366 с.

117. Петров М.К. Самопознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1992 - 268 с.

118. Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект как феномен современной культуры.//Вестник московского университета, 1994, №8 С.28-34.

119. Печенко М.Ф. Обретение истины, или человек в поисках самого себя. //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений

120. Российского философского конгресса М., 24-28 мая 2005// В 5т. Т. 4.- М.: Современные тетради, 2005. С. 109-110.

121. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1969 480 с.

122. Пильцер П. Безграничное богатство. Теория и практика экономической алхимии. /Новая постиндустриальная волна на Западе. М., Academia, 1999.-610 с.

123. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. /Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1990, Т.2. - 526 с.

124. Подопригора С .Я. Культура индивидуальной стратегии. Ростов - на -Дону, 2005. - 337 с.

125. Подопригора С.Я. Философский энциклопедический словарь. Ростов-на Дону, 2007. - 503 с.

126. Подопригора С.Я., Челомбицкая М.П. Интеллект и креативность: сущность, признаки, дефиниции. /Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов. XXXV выпуск- Воронеж, 2006, С. 316-337.

127. Политис М., Пеллегрино Р. Как повысить свой интеллект. / Пер. с англ. Н.Ю. Чехонадской. Москва, ACT Астрель, 2004. - 283 с.

128. Попов В.М. и др. Глобальный бизнес и информационные технологии: современная практика и рекомендации. М.: Финансы и статистика, 2001.-287 с.

129. Поппер К.Р.Открытое общество и его враги. В 2 т. М.: Междунар. Фонд «Культурная инициатива»; Soros foundation «Открытое об-во», «Феникс», 1992. - Т.1. - 446с.; Т. 2. - 525 с.

130. Поспелов Д.А. Философия или наука. На пути к искусственному интеллекту. М. Наука, 1982. 182 с.

131. Потапов Д.С. Синергетические системы: Интеллект. //Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. М., 2004. - 8 с.

132. Прохоров A.M., Гиляров М.С., Жуков Е.М. Энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия» М., 1981. - С. 501.

133. Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. Минск: ООО Этоним, 1995. - 383 с.

134. Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2003.-304 с.

135. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, 2002. 259 с.

136. Результаты экспертного опроса 1650 генеральных директоров крупных международных компаний Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit в 2008 году, http://www.kellyservices.ru

137. Риккерт Г. О системе ценностей // Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Наука, 1998. 382 с.

138. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс-Универс, 1994. 480 с.

139. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002 270 с.

140. Рубинштейн C.JI. Человек и мир. //РАН. Ин-т психологии М.: Наука, 1997.-291 с.

141. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.

142. Самарская Т.А. Интеллект как объект социального нормирования. Диссертация кандидата социологических наук. Саратов, 2001. - 150 с.

143. Самохвалова В.И. Творчество и энергии самоутверждения.//Вопросы философии №5. 2006. - С. 42-47.

144. Сартр Ж.П. Экзситенциализм это гуманизм. /Сумерки богов, М.: Политиздат, 1989. - 359 с.

145. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогической системы. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

146. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление социологической парадигмы) //Под. Ред. С.И. Григорьева. М.: Магистр- Пресс, 2000. - 242 с.

147. Соловьев B.C. Первое начало теоретической философии \\ Сочинения в 2 т.1. М.: Мысль, 1988 (философское наследие). - С. 758-797.

148. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. - 600 с.

149. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. Госполитиздат, 1972. -303 с.

150. Стенограмма выступления Д.А. Медведева на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008—2020. Управление pocTOM»//http://medvedev2008.ru/

151. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. - 743 с.

152. Столяров A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. М: ВНИИПИ, 1988. - 126 с.

153. Субетто А. И. Образовательное общество как форма реализации императива выживаемости человечества // Политехник, 1995.- №19. — С. 23-27.

154. Субетто А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. СПб. -М.: Исследоват. центр проблем качества под-ки спец-ов, 1994. - 168 с.

155. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: МПСИ, НПО МОДЭР, 2003.- 544 с.

156. Теркина A.B. Инновация как социокультурный феномен. Текст.: Диссертация кандидата философских наук. Москва, 2006. - 162 с.

157. Ткачев В.Н. Источник развития творческих способностей. М., 2001. -87 с.

158. Толстых В.И. Демократия и судьба цивилизации. //Вопросы философии. 1996.-№10.-С. 34-39.

159. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. - 669 с.

160. Уитби Блай. Искусственный интеллект: реальна ли матрица,-М.:«Гранд»- 2004 220 с.

161. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. // Философские науки. 1991, №5. С.20 - 37.

162. Уэбстер Ф. Теории информационного общества; пер. с англ. -М,: Аспект пресс, 2004. 400 с.

163. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544с.

164. Философский энциклопедический словарь, /под ред. Ильичева Л.Ф., Федосеева П.Н. и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

165. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. /Пер.с англ.- М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005. 421 с.

166. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479 с.

167. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

168. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: «Наука», 1991. 455 с.

169. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. /Пер. с нем. Э.М. Телятникова. -М.:АСТ-ЛТД, 1998. 670 с.

170. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. /Пер. с фр. -СПб.: A-cod, 1994.-405 с.

171. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь мир, 2002. -404 с.

172. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. — M.: «Вильяме», 2007. 430 с.

173. Холодная M.A. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. /2-е издание, перераб. и доп. СПб: Питер - 2004. - 384 с.

174. Хоровиц Ф., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований //Р.Ж. Сер. «Науковедение», 1988, № 1.-С. 18- 24.

175. Хьелл X., Зилгер Д. Теории личности. СП.б.: Питер, 1997. 606 с. 181.Чернышов В.М. Среда общественного организма. - СП.б.: Мера, 1998.516 с.

176. Шамолин Р.В. Социальный перелом как ситуация прорыва к бытию. // «Новые» и «вечные» проблемы философии. Новосибирск, 1999.-С.122 -132.

177. Шварцман К. А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций. М.: Издательство политической литературы, 1989.- 208 с.

178. Шипунова О.Д. Интеллект и субъективность, СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. 300 с.

179. Шопенгауэр А. Избранные произведения. /Сост. и примеч. И.С. Нарский. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 206 с.

180. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск, 1992. -203 с.

181. Штерн В. Умственная одаренность. СПб. Союз, 1997. 126 с.

182. Щербина В.В. Социальные теории организации. М.: Инфра-М, 2000. - 264 с.

183. Эдвинссон JI., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании./ Новая постиндустриальная волна на Западе. М., Academia, 1999. 510 с.

184. Элиас Н. Общество индивидов. /Пер. с нем. М: Праксис, 2001. - 336 с.

185. ЮнгК.Г. Исследование феноменологии самости: Пер. с англ.- М.: 1997. -330 с.

186. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. — М.: Мысль, 1994. -315с.

187. Яременко С.Н. Смыслы и стили жизни как маркеры идентичности человека. Ростов н/Д, 2008. -167 с.

188. Ярошевский Т.М. Философские проблемы антропогенеза. //Вопросы философии. 1975, №7 - С. 75.

189. Ясперс К. Смысл и назначение истории, /пер. с нем. М.: Издательство политической литературы, 1991.- 528 с.

190. Becker. Gr. Some social roots of the mad genus controversy// Knowledge and society. Graenwich -1981.- 195 p.

191. Bohmen S. What is intelligence? Stockholm: Almqvist & Wiksell Intern., 1980.-244 p.

192. Dveck C. Self-theories: Their role in motivation personality? And development. Philadelphia, 1999. - 369 p.

193. Goldstein K. and Scheerer A. Abstract and Concrete Behavior: an Experimental Study. "Psychological Monographs"- N.Y., 1941. - 369 p.

194. Keats D. Cultural bases of concepts of intelligence: A Chinese versus Australian comparison / In: Proceedings second Asian workshop on child and adolescent development. Bangkok: Behavioral Research Institute, 1982.- 319 p.

195. MacKinnon D.W. Creativity: a multi-faceted phenomenon. URL: http://www.rsad.edu/~ccjones/01-02/sophcd/readings/creativity.html

196. Mc Luhan Marshall, Powers Bruce. The global village, transformations in world life and media in the 21st century. Oxford University Press. -1989.- 391p.

197. Mehlhorn G., Mehlhorn H.-G. Intelligenz. Zur Erforschung und Entwicklung geistiger Fähigkeiten.- Berlin: VEB Deutcher Verlag der Wissenschaften, 1981.- 159 p.

198. Torrance E. Guiding creative talent Englewood Cliffs. NY: Prentice -1981. -232 p.

199. Wollach M., Kogan N. Modes of Thinking in Young Children. N. Y.: Holt, 1965.- 195 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.