Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Тимофеев, Алексей Анатольевич

  • Тимофеев, Алексей Анатольевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 172
Тимофеев, Алексей Анатольевич. Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2013. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тимофеев, Алексей Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСТВА В АВТОРСКОМ ПРАВЕ

1.1. Подходы к определению критериев творчества

1.2. Определение критериев творчества по форме и содержанию произведения

ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ КАК ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1. Вербальные объекты авторского права в периодической печати

2.2. Невербальные (графические) объекты авторского права в периодической печати

ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕЧАТНЫХ СМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЪЕКТАМИ АВТОРСКОГО ПРАВА

3.1. Сообщения информационного характера

3.2. Свободное использование произведений

3.3. Иные объекты печатных СМИ, не защищаемые авторским правом

ГЛАВА 4. ЖУРНАЛИСТ ПРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ КАК СУБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА

4.1. Служебные произведения в печатных СМИ

4.2. Лицензионный договор в периодической печати

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования проблемы охраны интеллектуальной собственности в печатных СМИ заключается в том, что в XXI веке информационные потоки становятся все более интенсивными, все большее количество людей задействовано в процессе создания и распространения, получения и передачи информации, в том числе через газеты и журналы. Как следствие, появляется гораздо больше объектов авторского права, чем раньше, между субъектами возникают более сложные правовые взаимоотношения. Довольно узкая ранее сфера авторского права, которая охватывала небольшую часть общества, сегодня стремительно расширяется. В нее попадают представители все большего количества профессий, в том числе и журналисты.

Наряду с такими традиционными источниками информации как пресса, телевидение и радио, появился новый - интернет, который существенно изменил не только методы работы журналистов, но и повлиял на правовые основы их работы. Интернет дал журналистам не только способ оперативного обмена информацией, но также возможность моментально получать в свое распоряжение текст, фотографию, видео. А вместе с этой возможностью и соблазн использовать их в своей работе, публиковать на страницах газет и журналов, часто «забывая», что у текстов и фотографий есть авторы, обладающие исключительными и личными неимущественными правами на них.

В результате сложившегося положения дел редакции печатных изданий часто заимствуют материалы со страниц конкурирующих изданий, у информационных агентств, у фотографов или журналистов без их на то разрешения, без выплаты гонораров и даже без указания первоисточника. И правовая некомпетентность части журналистов в этой сфере приводит к судебным спорам между ними и правообладателями использованных

произведений, между конкурирующими изданиями, а также с теми, кто незаконно воспользовался их интеллектуальной собственностью.

Кроме того, актуальной исследуемую тему делает и проблема соавторства. Все чаще произведения создаются при участии не одного, а двух или нескольких лиц, например журналиста и эксперта в узкой области, и не всегда понятно, кто из них может считаться автором, а кто - нет. В результате права соавторов очень часто нарушаются. Особенно серьезные разногласия в этом плане могут вызвать такие жанры, как интервью, обзоры писем или прессы. То, что именно эти жанры, особенно первый, довольно часто встречаются на страницах газет и журналов, лишь усиливает актуальность рассматриваемого вопроса.

Исследование проблемы охраны интеллектуальной собственности в филологическом аспекте актуально еще и потому, что подавляющее большинство работ об интеллектуальной собственности в СМИ написаны юристами и часто непонятны людям без юридического образования, в том числе и для журналистов. В результате последние не читают юридическую литературу на эту тему или с трудом ее понимают, зачастую превратно.

С другой стороны, юристы, пишущие об интеллектуальной собственности в СМИ, разбираясь в правовой стороне вопроса, зачастую имеют слабое представление о практической стороне работы журналистов. И, как следствие, ими выдвигаются предложения и правовые нормы (которые иногда закреплены в законодательной форме), которые невозможно применять на практике.

Также обращается на себя внимание и то, что до сих пор не определены четкие критерии творчества в авторском праве. Как известно, наличие творческой составляющей является решающим фактором, который определяет, является ли то или иное произведение объектом авторского права. Однако до недавнего времени ни в одном законодательном акте не было указано, по каким же параметрам можно определить, создано

произведение творческим трудом автора или имела место лишь техническая работа.

Все это, по нашему мнению, говорит о том, что подробное

рассмотрение проблем интеллектуальной собственности применительно к

работе журналиста периодической печати крайне актуально.

Исследуя степень разработанности проблемы, необходимо отметить,

что вопрос интеллектуальной собственности журналиста печатных СМИ уже

рассматривался как в цивилистике советского, так и российского периода. В

1 2

частности, этому посвящены работы М.В. Гордона и В.И.Серебровского , которые в советский период времени в своих исследованиях достаточно подробно исследовали проблему творчества в авторском праве.

Поскольку точное понимание признаков творчества и умение отделить творческую работу от нетворческой имеет практическое значение, заложенные ими теоретические основы крайне важны применительно к теме диссертации. Ведь творческий вклад в создание произведения является одним из важнейших условий и оснований возникновения и защиты авторских прав и в советском законодательстве, и в законе об авторском праве 1993 года3, и в ныне действующей IV части Гражданского кодекса РФ4.

Особо стоит отметить два фундаментальных исследования по этой теме В.Я. Ионаса, который опубликовал в 1963 году работу «Критерий творчества в авторском праве и судебной практике» 5, а в 1972 - работу «Произведения творчества в гражданском праве»6.

1 Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Юридическая литература, 1955. - 232 с.

2 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. - Госюриз-дат, 1956. - 247 с.

3 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993. № 5351-1 (Утратил силу).

4 Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. От 18.12.2006. № 230-ФЭ. Вступил в силу 01.01.2008.

5 Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1963. - 265 с.

6 Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1972. - 240 с.

Отдельное исследование по рассматриваемой теме провел B.C. Чертков, результаты которого изложены в работе «Авторское право в периодической печати»1. Она вышла в свет в 1989 году, и содержит анализ рассматриваемого вопроса применительно к советскому авторскому праву.

В постсоветский период по проблеме авторского права была защищена кандидатская диссертация А.Р. Ермаковой, в 2002 году работа была опубликована отдельной книгой под заглавием «Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати»2.

По отдельным объектам авторского права публиковались исследования как в периодических научных изданиях, так и в учебниках, сборниках

л

научно-практических конференций. В частности, Э.П. Гавриловым , В.А. Мельниковым4, P.A. Мерзликиной5, A.B. Милициным6, И.А. Панкеевым7, В.В. Погуляевым8, Е.Е. Прониной9, Е.П. Прохоровым10, А.Г. Рихтером", O.A. Рузаковой12, А.П. Сергеевым13, И.Ю. Тулубьевой14, В.А. Хохловым1, B.J1. Энтиным2.

1 Чертков B.J1. Авторское право в периодической печати. - М. : Юрид. лит., 1989. - 144 с.

Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 323 с.

3 Гаврилов Э.П. Авторское право на служебные произведения// Хозяйство и право. 1996. №12

4 Мельников В. Название произведения как возможный объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №4.

5 Мерзликина Р., Юмашев А., Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

6 Милиции А. Сущность результата творческой деятельности. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

7 Панкеев И.А. Договор в авторском праве Российской Федерации. М., 2009. - 192 с.

8 Погуляев В. Проблемные вопросы, связанные с соавторством на произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №7.

9 Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., Изд-во КДУ. 2006. - 368 с.

10 Прохоров Е.П. Правовые и этические нормы в журналистике - М.: Аспект Пресс, 2008. -232 с.

" Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. 2-е изд., перераб. М.: Издательство «ВК», 2009. - 352 с.

12 Рузакова O.A. Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации / O.A. Рузакова. - М.: Экзамен, 2007. - 766 с.

13 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - ТК Велби, Проспект, 2007. - 752 с

14 Погуляева В., Тулубьева И. Некоторые практические вопросы защиты прав фотографов. // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. №6.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследовательских работ по теме данной диссертации, нельзя сказать, что тема исследована в полной мере и должным образом. Во многих случаях исследования имеют общетеоретический характер, их авторы не применяют результаты проведенных исследований непосредственно к СМИ, и к периодической печати в частности. Это касается исследований по теме соавторства, творчества работников периодической прессы, других тем. Ряд произведений, вышедших в свет в XX веке, - М.В. Гордона, В.И. Серебровского, В.Я. Ионаса, B.C. Черткова - хотя и имеют большое фундаментальное значение, уже не соответствуют современным законодательству об авторском праве и рынку СМИ.

Кроме того, многие исследователи рассматривают авторское право в периодической печати с юридической точки зрения, не учитывая особенностей журналистских текстов и их жанров, способов создания. Также ни в одной работе не учитывались изменения сущности деятельности журналиста с учетом новых информационных технологий, бурное развитие которых произошло буквально за последние несколько лет.

Поэтому, по нашему мнению, на сегодняшний момент комплексное исследование объектов авторского права в периодической печати с учетом изменений российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности и реалий работы журналистов отсутствует. Что делает необходимым вернуться к этой теме еще раз после того, как были опубликованы работы вышеперечисленных авторов.

1 Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008. - 288 с.

2 Энтин В. Кто является автором интервью? // Профессия - журналист. 2000. № 3-4.

Объектом настоящего исследования являются произведения периодической печати в аспекте законодательства в области интеллектуальной собственности, а также журналист печатных СМИ как обладатель интеллектуальных прав на данные произведения.

Предмет исследования - практика использования журналистом произведений в печатных СМИ с точки зрения права интеллектуальной собственности.

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного анализа журналистских произведений разливных жанров (интервью, новостей, обзоров СМИ и других), публикуемых в периодической печати, и определение, являются ли они объектами авторского права. А также определение того, какие публикуемые в печатных СМИ материалы являются интеллектуальной собственностью журналиста, а какие - нет.

Данная работа также должна помочь журналистам, редакторам и другим работникам СМИ сориентироваться в той новой правовой среде, которая возникла в России с начала 2008 года, когда вступила силу IV часть Гражданского кодекса РФ, которая регулирует отношения в сфере интеллектуальной собственности.

Цель исследования потребовала выдвижения следующих задач, решение которых необходимо в рамках данной диссертации:

изучение влияния новых информационных технологий и конвергенции СМИ на работу журналиста печатных СМИ с точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности;

- определение этапов становления советского и российского авторского права с выявлением особенностей, касающихся печатных средств массовой информации;

- особенности работы средств массовой информации, в особенности печатных, в аспекте современного российского законодательства об интеллектуальной собственности;

- выявление особенностей правового регулирования, возникающих при создании, распространении и использовании произведений в печатных СМИ;

- выделение категорий объектов интеллектуальной собственности в периодических печатных изданиях России, и особенностей этих объектов на основании действующего законодательства об авторском праве;

- изучение российской судебной практики по искам о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности;

- выявление основных проблем осуществления и защиты авторских прав журналистов на созданные ими произведения, а также на использование ими интеллектуальной собственности других лиц при создании своих собственных произведений;

- определение актуальной методики работы журналистов с учетом законодательства об интеллектуальной собственности в РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Все журналистские произведения в печатных СМИ необходимо считать результатом творческого труда и объектами авторского права до тех пор, пока не доказано обратное.

2. Признаками творческого характера журналистского произведения является наличие в нем как минимум трех смысловых единиц; при этом хотя бы в одной из них должен присутствовать анализ описываемых событий, их оценка, установление причинно-следственных отношений между ними, прогноз развития этих событий. Если все эти условия соблюдены, то текст является результатом творческого труда.

3. Авторами (соавторами) интервью являются и журналист, и интервьюируемый в равной степени до тех пор, пока не доказано отсутствие творческого вклада одного из них в созданное интервью. Журналист обладает авторскими правами на обзоры печати и обзоры писем.

4. Необходимо внести изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, указав в нем в качестве возможно источника цитирования «сетевые

издания» (сайты электронных СМИ, интернет-издания), а также разрешить воспроизводить в интернете материалы из газет и журналов. Это необходимо, поскольку в условиях бурного развития интернета именно на его просторах обмен информацией между СМИ происходит в наибольшем объеме, при сегодняшнем состоянии законодательства - незаконный.

5. Специфика работы журналиста требует при приеме его на работу заключения с ним не только трудового, но также лицензионного договора, поскольку трудовой договор не затрагивает вопросы использования объектов интеллектуальной собственности, что является основной работой журналиста.

Научная достоверность базируется на том, что исследования при написании диссертации проводились с помощью общенаучных методов познания, таких, как анализ и синтез, дедукция и индукция. Также использовались методы построения непротиворечивой теории, которые предполагают абстрагирование, наличие аксиом и допущений, отсутствие противоречий в выводах, необходимость и достаточность при обосновании причинно-следственных связей, а также нисхождение от абстрактного к конкретному. Кроме того, использовался классификационный метод, предполагающий индуктивное деление по отличительным признакам.

Практической базой исследования являются материалы газет «Коммерсантъ», «Ведомости», «Комсомольская правда», «Российская газета» и ряда других изданий.

Методологической основой диссертации стали научные работы по теории журналистики и публицистики, психологии творчества, юриспруденции таких ученых, как Е.Л. Вартанова1, Э.П. Гаврилов, В.М.

2 3 12

Горохов , Я.Н. Засурский , В.Я. Ионас, Г.В. Лазутина , И.А. Панкеев , Е.П.

1 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран,- М.: Аспект-Пресс, 2003. - 366 с.

2

Горохов В.М., Прохоров Е.П., Дзялошинский И.М. Методы журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 151 с.

3 Засурский Я.Н. Средства массовой информации России - М.: Аспект Пресс, 2011. - 392 с.

Прохоров3, А.Г Рихтер4, А.П. Сергеев5, A.A. Тертычный6, B.JI. Энтин7 и других.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые со вступления в силу IV части Гражданского кодекса РФ объекты интеллектуальной собственности печатных СМИ систематизированы, дан ответ на вопрос о том, какие из них охраняются авторским правом, определено, какие из них являются интеллектуальной собственностью журналиста. При этом впервые большое внимание уделяется рассмотрению определения критериев творческого вклада, который вносит журналист в свое произведение.

Выявлены признаки, по которым можно определить наличие творческой составляющей в журналистском произведении. Даны рекомендации по правилам цитирования и перепечатки произведений одних печатных СМИ другими с точки зрения авторского права. Впервые в аспекте законодательства об интеллектуальной собственности рассматриваются трудовые взаимоотношения работодателя и журналиста. Новизной характеризуется вопрос влияния новых информационных технологий и конвергенции на работу журналиста в аспекте законодательства об интеллектуальной собственности.

Филологический аспект диссертации состоит в том, что в работе изучается структура журналистских текстов, суть журналистского творчества и сама система печатных средств массовой информации как та

1 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста - М.: Аспект Пресс, 2010. -240 с.

2 Панкеев И.А. Авторское право для журналистов: учебное пособие — М. : ВК, 2012. -304 с.

3 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики - М.: Аспект Пресс, 2011. - 352 с.

4 Рихтер А.Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.

5 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - ТК Велби, Проспект, 2007. - 752 с.

6 Тертычный A.A. Жанры периодической печати - 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2006. - 320 с.

7 Энтин В. Кто хозяин фотографии// Профессия журналист, 2000. №12.

среда, которая претерпевает в последние годы значительные изменения, - с целью определить, какие журналистские произведения являются результатом творческой деятельности и объектами авторского права. Исследуются, в частности, аналитические и информационные жанры, такие как статья, комментарий, рецензия, новость, репортаж, интервью, а также многие другие.

Также тексты, публикуемые в печатных СМИ, исследуются на предмет возможности их цитирования, заимствования или переработки, что требует рассмотрения таких их структурных элементов, как заголовок, лид, бэкграунд.

Кроме того, материалы газет и журналов подвергаются контент-анализу с точки зрения соблюдения в них норм законодательства об интеллектуальной собственности, исследуется своеобразие тех или иных газетных и журнальных жанров применительно к авторскому праву.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет систематизировать разрозненные знания в области авторского права в сфере печатных СМИ, объединить эти знания в единую систему.

Кроме того, в диссертации описан статус журналиста печатных СМИ как обладателя интеллектуальных прав на данные произведения; выявлено, являются ли они объектами авторского права; определены методики работы журналистов с учетом законодательства об интеллектуальной собственности

N

В РФ.

Все это способствует углублению информированности журналистов о нормах авторского права при работе в газетах и журналах, дает юридические ориентиры в их профессиональной деятельности, понимание, какие результаты их труда принадлежат им, какие - работодателю. Также работа даст журналистам печатных СМИ представление о том, какие произведения защищены авторским и исключительными правами.

Также возможно использование материалов данной диссертации для пополнения теоретическим и практическим материалом курса авторского права, изучаемого студентами факультетов журналистики.

Материалы диссертации могут быть использованы для создания справочника для руководителей печатных СМИ, их владельцев и издателей, журналистов, преподавателей вузов, читающих курс лекций по авторскому праву в области СМИ. Возможно применение результатов проведенного исследования при разработке изменений и дополнений в действующее в России законодательство об интеллектуальной собственности.

Апробация материалов работы осуществлялась в ходе проводимого диссертантом в 2010-2011 учебном году спецкурса «Авторское право в печатных СМИ: судебная практика» для студентов факультета журналистики МГУ. Также на основе материалов диссертации в 2011 году диссертантом в соавторстве с профессором И.А. Панкеевым издана монография «Интеллектуальная собственность журналиста печатного СМИ».

Положения диссертации были также опубликованы в научных журналах «Медиаскоп», «Меди@льманах», «Вестник МГУ» серия «Журналистика», а также в ряде других изданий. В течение нескольких лет (2007-2011) автор диссертации выступал с докладами по ее теме на научных конференциях «Ломоносов», «Журналистика». Тезисы докладов были опубликованы в сборниках этих конференций.

Диссертационное исследование было обсуждено на кафедре истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации факультета журналистики МГУ.

Практическая апробация результатов исследования также проходила во время работы автора диссертационного исследования журналистом в федеральных средствах массовой информации РФ.

Структура диссертации обусловлена ее целями и состоит из введения, четырех глав, разбитых на несколько параграфов каждая, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Тимофеев, Алексей Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последнее десятилетие методика работы журналиста периодической печати кардинально изменилась, этому способствовало бурное развитие интернета и информационных технологий, а также существенные изменения в законодательстве об интеллектуальной собственности, создание которой является основной задачей корреспондента в его работе.

Совершенствование технических средств, таких как фотоаппараты, видеокамеры, а также появление сотовых телефонов с функцией фото- и видеозаписи, позволило журналисты совмещать функции пишущего репортера, фоторепортера и видеооператора. И создавать не только тексты в их привычном понимании, но также фото- и видеоконтент.

А использование «всемирной паутины» дало журналистам возможность практически моментально получать доступ к подобным данным, использовать чужой контент для создания собственных произведений. Разумеется, это было возможно и раньше, до появления интернета, но теперь процесс получения данных кардинально упростился и ускорился.

Однако к этому большинство журналистов оказались не готовыми с этической и юридической точки зрения: соблазн использовать чужое произведение без разрешения автора, иногда выдавать его за свое оказался слишком велик. В таких условиях стало происходить все больше нарушений и злоупотреблений в работе сотрудников печатных СМИ. Это также объяснялось и незнанием как норм российского законодательства об интеллектуальной собственности, в том числе IV части Гражданского кодекса РФ, который начал действовать относительно недавно. В частности, непониманием того, какие произведения, которые создает журналист в рамках своих служебных обязанностей, или которые он использует для этого, являются объектом авторского права.

При написании данной работы мы задавались целью помочь журналистам и редакторам сориентироваться в той новой правовой среде и тех информационных реалиях, которые сформировались в последние годы, и в которых многим работникам СМИ не удалось сориентироваться.

Как выявило исследование, проведенное в первой главе, сделать это во многом мешает прежде всего проблема, которая берет основу еще советском авторском праве. Главным основанием для признания журналистского объектом авторского права и в СССР, и в настоящее время является его творческий характер. Однако никаких критериев творчества законодатель не дает. Именно поэтому их нахождение было одной из целей данной диссертации.

Трудность ее достижения заключается в том, что природа творчества и права кардинально различаются. Право требует жестко очерченных рамок применения, точно определенных границы прав и обязанностей. Творчество же по самой своей сути не подпадает под какие-либо четкие нормативы, определения, шаблоны. Кроме того, право требует четких, материально выраженных и зафиксированных доказательств чего-либо. В случае же с творчеством даже не совсем понятно, необходимо ли определять его наличие в уже созданном произведении, либо в процессе создания такого произведения, или выявлять способности к творчеству у субъекта, который его создает.

Именно поэтому в большинстве юридических работ суть творчества никогда не рассматривается подробно, его наличие лишь предполагается необходимым. А сам характер творческой работы репортера юристами и вовсе никогда не исследовалась. Однако с точки зрения журналистики в этом плане имеется большая теоретическая и практическая база. И именно журналистика как наука дала ответы на многие вопросы, не разрешенные юридическими дисциплинами.

В частности, анализируя структуру журналистских произведений различных жанров, методику работы журналиста при их создании, мы выявили те признаки, наличие которых позволяет говорить творческом характере произведения применительно к авторскому праву.

По нашему мнению, о нем можно с уверенностью говорить в том случае, если произведение состоит как минимум из трех связанных между собой по смыслу смысловых единиц. При этом, поскольку они входят в состав одного произведения, они должны быть связаны между собой. Также хотя бы в одной из смысловых единиц должен присутствовать анализ описываемых событий, их оценка, установление причинно-следственных отношений между ними, прогноз развития этих событий в будущем.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство материалов в периодической печати содержат эти критерии, потому являются объектами авторского права и подпадают по охрану закона. Редким исключением являются лишь новости-молнии из одного предложения, которые характерны для информационных агентств или сетевых изданий и крайне редко используются газетами и журналами в силу их аналитического, а не информационного характера.

Однако это не снимает необходимость подробно анализировать произведения печатных СМИ, поскольку встает вопрос не столько о том, являются ли они объектами интеллектуальной собственности (на этот вопрос в большинстве случаев, как отмечалось выше, можно ответить положительно), а о том, кому принадлежат права на них.

Ведь в последнее время все чаще произведения создаются в соавторстве (журналистом и экспертом в какой-либо отрасли, несколькими журналистами), либо с использованием произведений третьих лиц (обзоров СМИ, коллажей, географических карт и ряда других произведений). Поэтому нами ставилась и задача определить принадлежность авторских прав на такие произведения.

Наиболее спорным жанром периодической печати с точки зрения авторского права, в котором может иметь место соавторство, является интервью. Специалисты постоянно спорят о том, кому авторские права на него принадлежат: только лишь журналисту, или одновременно с этим - еще интервьюируемому?

Кардинально противоположными позициями являются с одной стороны, точка зрения В.Л. Энтина, с другой - А.П. Сергеев и Э.П. Гаврилова.

Первый считает: интервьюируемый не может претендовать на соавторство, поскольку приведение его ответов на вопросы журналиста является своеобразным цитированием, а их можно использовать без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Когда же количество цитат переходит некую критическую массу, появляется составное произведение. А авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов принадлежат составителю, то есть журналисту.

А.П. Сергеев и Э.П. Гаврилов же считают, что интервьюируемый может стать автором интервью в том случае, если внесет в его создание творческий вклад. По мнению диссертанта, эта позиция более правильна, особенно в свете постановления Пленума Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, который отметил «что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом».

Поэтому, по нашему мнению, если в тексте интервью можно выявить вышеперечисленные признаки творчества, которые привнес именно интервьюируемый, а не журналист, то первый становится соавтором интервью. Конечно, текст самого интервью пишет журналист, то есть именно он создает форму произведения. Однако форма не может существовать без содержания, а материал, включенный в интервью, чаще всего представляет собой результат творческой деятельности интервьюируемого.

Еще одним интересным и важным объектом авторского права в печатных СМИ являются заголовки. Важность его определяется прежде всего тем, что именно хорошо написанный заголовок заставляет человека прочесть материал, а иногда - купить газету, если заголовок вынесен на ее первую полосу. Поэтому яркие привлекательные заголовки часто заимствуются изданиями друг у друга, что иногда приводит даже к судебным спорам. Поэтому в данном диссертационном исследовании мы также задавались цель определить правовой статус заголовков как объектов авторского права.

Проведенные исследования показали, что выявленные в диссертации критерии творческого произведения нельзя применить к заголовку непосредственно, поскольку он по определению состоит из одной смысловой единицы. Однако в том случае, если эти критерии можно применить ко всему произведению, и он является его неотъемлемой частью, то и заголовок, по нашему мнению, тоже будет являться объектом авторского права.

Такой подход применим, конечно, в том случае, если заголовок неотделим от произведения. В случае же, если же он отделим и состоит из обиходных слов в их обычном смысле, то по сути своей является обычным информационным сообщением, которое не является объектом авторского права, может использоваться без разрешения автора и без упоминания его имени.

Также в диссертации были рассмотрены такие произведения периодической печати, как обзор СМИ и писем, а также кроссворды, прогнозы погоды, гороскопы. Мы пришли к выводу, что все они являются объектами авторского права, поскольку их создание - весьма трудоемкий процесс, который требует творческих усилий.

Поскольку, как показало исследование, большинство произведений в печатных СМИ являются объектами авторского права и на их использование требуется разрешение правообладателя (журналиста или редакции, если произведение создано в рамках служебного задания), также встала необходимость выявить те случаи, при которых их использование возможно на законных основаниях.

С одной стороны, такие случаи перечислены в IV части ГК РФ, к ним относится цитирование произведений в научных, полемических, критических или информационных целях, а также о воспроизведении в прессе статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам. С другой стороны, как и в случае с критериями творчества, законодатель не дает ни точного объема текста, который можно использовать при цитировании, ни порядок самого цитирования. Потому выявление этого порядка и объема также стало целью исследования.

Оно, в частности, показало, что наиболее приемлемым порядком цитирования, который не противоречил бы законодательству, является использование только тех цитат, которые содержат в себе ранее неизвестные данные, которые опубликованы впервые в первоисточнике. При этом они должны соответствовать по своему смыслу заголовку и лиду материала, в котором они перепечатываются, и должны быть четко выделены в тексте.

Вместе с тем, для полного разрешения этого необходимо в статье 1274 ГК РФ (которая касается свободного использования произведений) указать точный объем исходного текста, который журналист может заимствовать для цитирования при создании собственного произведения. Как это сделано в ряде зарубежных стран, например, в Великобритании.

В результате проведенного исследования нами также выявлено, что для предотвращения нарушений закона при перепечатки материалов одних СМИ другими необходимо на законодательном уровне внести изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, указав в нем в качестве возможно источника цитирования сайты сетевых (электронных) СМИ, интернет-версии газет и журналов, а также разрешить воспроизводить в интернете материалы из газет и журналов.

Рассмотрен и вопрос охраны названий печатных СМИ, в результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что они не могут охраняться авторским право, поскольку состоят из одного-двух слов и результатом творческой работы быть не могут.

Однако названия газет журналов может одним из главных их активов (в качестве примеров можно назвать "Московский комсомолец» или «комсомольскую правду», которые сохранили названия даже после кардинальной смены общественно-политических реалий просто потому, что они стали узнаваемыми брендами). Потому решить проблему их охраны необходимо, и в результате исследований мы пришли к выводу, что названий газет и журналов необходимо охранять в качестве товарных знаков или фирменных наименований.

Большое значение в диссертации также уделено и взаимоотношениям редакции и журналиста с точки зрения прав на ту интеллектуальную собственность, которую он создает. Как указывалось выше, совершенствование технических средств работы журналиста (фотоаппаратов, видеокамер, появление смартфонов с функцией фото- и видеозаписи) дало возможность журналисту совмещать функции пишущего репортера, фоторепортера и видеооператора, все большее значение стала иметь интеграция «информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов»1.

Однако в большинстве случаев эти изменения не учитывались при использовании результатов труда работы журналистов: зачастую они оформляются на работу в качестве пишущих репортеров, однако используются и сделанные им фотографии, на сайте газеты размещаются созданные ими видеозаписи. При этом возникает вопрос, является ли этот фото- и видеоконтент также служебным произведением и принадлежит редакции, или нет - и правами на него обладает сам журналист?

По нашему мнению, служебными произведениями не являются все произведения, создание которых явно не предусмотрено в трудовом договоре журналиста. То есть если в договоре не указано, что журналист должен писать в редакции статьи на политическую тему по будним дням с 9.00 до 18.00 за редакционным компьютером, то все материалы (в том числе фотографии или видео), созданные на иную тему, или во внерабочее время, или вне редакции, или с помощью собственного оборудования журналиста, служебными не являются.

1 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран,- М.: Аспект-Пресс, 2003. - С. 330

Поэтому, по нашему мнению, в трудовом договоре необходимо как можно точнее прописать обязанности журналиста: время и место его работы, тематику создаваемых им произведении и их формат (текстовой, фото или видео), возможность не только создания, но и редактирования произведений.

Также при принятии журналиста на работу необходимо заключать с ним не только трудовой, но и лицензионный договор на использование тех произведении, которые он создает. Так как первый по своей природе не создан для регулирования в сфере создание и распространения интеллектуальной собственности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Тимофеев, Алексей Анатольевич, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Книги

• Авторское право и смежные права / Автор аналитического текста и составитель И В. Попова; Под ред. В.Ф. Чигира. Минск: Амалфея, 1999.-448 с.

• Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности: Сб. науч. трудов / Отв. ред. М.И. Никитина. Казань: АБАК, 1997 .- 90 с.

• Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979. - 212 с.

• Авторское право и смежные права в Европейском Союзе и Российской Федерации: Сб. докл. и дискусс. / Отв. ред. Ю.К. Титов. М.: МК Российской Федерации; Брюссель: Европ. комиссия, 1997. Вып. 1. 270 е.; Вып. 2. - 124 с.

• Арнаудов М.С. Психология литературного творчества. М., «Прогресс», 1970. - 656 с.

• Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Высшая школа, 1981. - 365 с.

• Барыкин К.К. Пишу, читаю, диктую.: Рассказы о журналистском инструментарии. История. Техника применения. Разбор практики. М.: Политиздат, 1979. - 127с.

• Барышев Г.М., Бизяев А.Ю. и др. Шрифты. Разработка и использование. М.: Издательство ЭКОМ, 1997. - 288 с.

• Библер B.C. Мышление как творчество. М., Издательство политической литературы, 1975. - 400 с.

• Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

• Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

• Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д., 1983. - 243 с.

Бюллетень Верховного суда СССР. 1986. №3.

Бухарцев Р. Г. Психологические особенности журналистского творчества. Материалы спецкурса. Свердловск, 1976. - 65 с. Бухарцев Р.Г., Творческий потенциал журналиста. М.: Мысль, 1985. -140 с.

Вакман Е.Л., Грингольц И.А. Авторское право художников. М.: Юридическая литература, 1962. - 215 с.

Введение в интеллектуальную собственность. Женева: Воис, 1998. -652 с.

Ведомости ВС РСФСР, 1964, № 24, ст. 407. Вестник ВАС. 1993. №7

Аврамов Л., Таджер В. Авторско и издательско право върху научни и литературни произведения. София, 1956.

Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. М., 2010.-416 с.

Блисковский З.Д. Муки заголовка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1981. -111с.

Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. М.: Высшая школа. 1991.-80 с.

Богацкая С.Г. Авторское право : Учеб. пособие. - М. : МГУП, 2005. -246 с.

Богацкая С.Г. Право интеллектуальной собственности. - М. : РИОР, 2008. - 112 с.

Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971. Вартанова Е.Л. Пять лекций по журналистике и СМИ - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. Вартанова Е.Л., Ажгихина Н.И. Диалоги о журналистике- М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.

Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран.- М.: Аспект-Пресс, 2003. - 366 с.

Выготский Л.С. Психология искусства - М.: Лабиринт, 2010. - 352 с. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. - М.: Знание, 1976.-64 с.

Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М.: Юридическая литература, 1988. - 175 с. Галь Н. Слово живое и мертвое. Из опыта переводчика и редактора. Издание 2-е. М.: Книга, 1975. - 192 с.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М. : Наука, 1981. - 138 с.

Голицын Г.А., Петров В.М., Информация-поведение-творчество. М.: Наука, 1991.- 198 с.

Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Юридическая литература, 1955.-232 с.

Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М.: Высшая школа, 1975. - 342 с.

Горохов В.М., Прохоров Е.П., Дзялошинский И.М. Методы журналистского творчества. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 151 с. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества - М.: Красанд, 2010. - 264 с.

Дворянкин O.A. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. - М. : Весь Мир, - 2002. -464 с.

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 524 с.

Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сб. статей / Исследов. Центр частного права. — М., 2003. — 295 с.

Договоры в деятельности средств массовой информации и комментарии к ним / Воинов А. Е. и др. - Екатеринбург : Урал-пресс, 2003.- 196 с.

Дозорцев В.А. Авторские дела в суде. Научно-практический комментарий. - М., 1985.

Дранков B.JI. Психология художественного творчества. - JL: ЛГИК, 1991.-75 с.

Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 323 с.

Ермолаев В.К. Интервью и другие виды диалоговых жанров: Лекция. М.: ВПА им. В.И. Ленина, 1990. - 40 с.

Жирков Г.В. Объект анализа - журналистское творчество //Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Материалы науч.-практ. семинара 25 марта 1997г. / Редкол.: Б .Я. Мисонжников (ред.-сост.), М.Н. Ким, C.B. Смирнов. СПб., 1997. Законодательство о СМИ: учебно-практические материалы / под ред. А.Г. Рихтера. - М., 1999. - 431 с.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научн. комментарий М.А. Федотова. М.: Гардарика, 1996.-296 с.

Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика. 19902004 - М.: Издательство МГУ, 2004. - 464 с.

Засурский Я.Н. К мобильному обществу. Утопии и реальность - М.: Издательство МГУ, 2009. - 304 с.

Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2003. - 264 с. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России - М.: Аспект Пресс, 2011. - 392 с.

Защита авторских и смежных прав по законодательству России / под ред. И. В. Савельевой. - М.: Экзамен, 2002. - 288 с. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности - М.: Питер, 2009. - 448 с.

Интеллектуальная собственность. - Мн. : Амалфея. - Т. 1. Авторское право и смежные права / сост. и коммент. Попова И. В. - 1997. - 560 с.

Интеллектуальная собственность: проблемы и перспективы правового регулирования: Сб. науч. трудов / Отв. ред. С.А. Чернышева. Казань, 2000. - 196 с.

Информационные жанры газетной публицистики. Хрестоматия/ Под ред. В.Д.Пельта. М.: Высшая школа, 1986. - 335 с.

Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1963. - 265 с.

Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1972. - 240 с.

Иоффе С.И. Советское гражданское право. Т. III. JL, 1965.

Кайль А.Н. Комментарий к части IV ГК РФ: Правовая охрана интеллектуальной собственности. - М. : Гросс Медиа, 2007. - 191 с. Калачева C.B. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 93 с. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М., 2000.

Каменская O.JI. Текст и коммуникация. - М.: Высшая школа, 1990. -152 с.

Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М.: Юридическая литература, 1972. - 165с.

Кармин A.C., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. - М.: Знание, 1971.-48 с.

Карпухина С.И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение. - М.: Центр экономики и маркетинга; Олма-пресс, 2002.- 349 с.

Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. СПб.: Изд-во: Алетейя. 2001.-288 с.

Киладзе М.А. Защита авторских прав. - М.: Эксмо-пресс, 2006. Ким М.Н. От замысла к воплощению: технология подготовки журналистского произведения : учеб. пособие. - СПб., 1999. - 101 с. Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 86 с.

Коваленко В.А. Творчество как форма деятельности человеческого сознания. Обнинск. 1998. 78с.

Колошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: нормативный подход. М.: Изд-во Московского университета, 1983. -168 с.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) Часть четвёртая/ Э.П.Гаврилов, О.А.Городов, С.П.Гришаев [и др.] - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 784 с.

Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. В.В. Погуляева. - М. : ЗАО Юстицин-форм, 2008. - 640 с.

Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) Э.П. Гаврилов, В.И. Еременко. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 520 с.

Корнеева И.Л. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - Юристъ, 2006. - 427 с.

Кулаков А.Н. Заголовок и его оформление в газете: Уч. пособие. Л.: Изд. ЛГУ. 1982. - 87 с.

Кузнецов М.Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. М.: Юридическая литература, 1988. -179 с.

Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 94 с.

Лазарева Э.А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989. - 107с. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста - М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с.

Лосев С.С. Авторское право: национальное и международное законодательство. - Мн.: Ураджай; Проспект, 2000. - 270 с. Макагонова Н.В. Авторское право : Учеб. пособие. / под ред. Гаврилова Э. П. - М. : Юрид. лит., 2000. - 288 с.

Максимова Л.Г. Права автора и их защита: Вопросы и ответы; Документы и материалы. - М.: Советский спорт, Контракт, 2001. - 447 с.

Максимова, Л. Г. Авторское право : Учебное пособие, - М. : Гардарики, 2005. - 383 с.

Мельников В.М. Товарные знаки и фирменные наименования: Пособие для предпринимателей. М.: ИНИЦ Роспатента, 2000. - 43с. Моргунова Е.А., Рузакова O.A. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. - М. : Экзамен, Право и закон, 2004. - 272 с. (Серия "Юридические справочники").

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Книга, 1986. - 97с.

Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова E.H. Авторское право в

издательском бизнесе и СМИ. М., 2008. - 300 с.

Николаенко Н. Н. Психология творчества - М.: Речь, 2007. - 288 с.

Нормативные материалы по издательскому делу. Справочник / Сост. В.А. Маркус. М., 1987. - 480 с.

Олешко В.Ф., Журналистика как творчество. - М. РИП-холдинг, 2003. -224 с.

Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. - 272 с. Панкеев И.А. Авторское право. - М.: ИКАР, 2005. - 272 с. Панкеев И.А. Авторское право для журналистов: учебное пособие — М. : ВК, 2012. - 304 с.

Панкеев И.А. Авторское право и смежные права. Курс лекций. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 92 с. Панкеев, И.А. Авторство фольклорного произведения // Авторское право. - 2006. - Вып. 1(1).

Панкеев И.А. Договор в авторском праве Российской Федерации. М., 2009. - 192 с.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., Изд-во КДУ.

2006. - 368 с.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия - М.: Аспект Пресс, 2004. -352 с.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики - М.: Аспект Пресс, 2011.-352 с.

Прохоров Е.П. Исследуя журналистику - М.: РИП-Холдинг, 2005. - 208 с.

Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание - М.: РИП-Холдинг,

2007. - 96 с.

Прохоров Е.П. Правовые и этические нормы в журналистике - М.: Аспект Пресс, 2008. - 232 с.

Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: сборник нормативных актов / под ред. Дозорцева В. А. - М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994. -624 с.

Правовая защита прессы и книгоиздания / вступ. статья М.В. Шишигина. - М: НОРМА, 1996. - 304 с.

Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 256 с.

Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1990. -224 с.

Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. 2-е изд., перераб. М.: Издательство «ВК», 2009. - 352 с.

Рихтер А.Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.

Рузакова O.A. Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации / O.A. Рузакова. - М.: Экзамен, 2007. - 766 с. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М. Юридическая литература, 1986. - 197 с.

Самарцев O.P. Творческая деятельность журналиста. М., 2007. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. -Госюриз-дат, 1956. - 247 с.

Серебровский В.И. Советское гражданское право, пособие для юридических вузов. T. II. М., 1951.

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - ТК Велби, Проспект, 2007. - 752 с.

Силенок М.А. Авторское право: учебно-практическое пособие. - М. : Юридический Дом "Юстицинформ", 2006. - 152 с.

Социальная практика и журналистский текст. / Под ред. Я. Н. Засурского и Е.И. Пронина. М.: Изд-во Моск. ун-та , 1990. - 173 с. Средства массовой информации в современном мире: тезисы научно-практической конференции 23, 24 апреля 1997. СПб. 1997. - 192 с. Стрельников Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. Структура и композиция газетного текста: Средства выразительного письма / Л.М.Майданова. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. -179 с.

Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты, комментарии. Обзор практики. М., 1997. - 400 с. Табашников, И. Газета и дизайн. Тюмень, 1994.

Тертычный A.A. Аналитическая журналистика - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2010.-352 с.

Тертычный A.A. Жанры периодической печати - 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2006. - 320 с.

Тертычный A.A. Методы профессиональной деятельности журналиста. М.: Икар.- 2011.-549 с.

Тертычный A.A. Расследовательская журналистика - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2002. - 384 с.

Толкачев Е.В. Заголовок в газете. - М.: Искусство, 1959. - 62 с. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. -М.: Чистые пруды, 2006.

Фомичева И.Д. Социология СМИ - М.: Аспект Пресс, 2012. - 360 с. Федотов М. Закон о СМИ глазами Верховного Суда России (заметки на полях постановления Пленума Верховного Суда РФ №16 от 15.06.2010 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». // Транспарентность правосудия и права журналистов: [Сборник материалов] / [ред.-сост: С.Л. Чижков].

• Федотова Jl.H. Общественное мнение и журналистика. - М.: Издательство МГУ, 2011. - 376 с.

• Хофмайстер X. Что значит мыслить философски. СПб.: Изд-во: Санкт-Петербургский университет, 2006.

• Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. -М.: Издательский Дом «Городец», 2008. - 288 с.

• Черникова Е.В. Основы творческий деятельности журналиста. М., Гардарики, 2005. - 288 с.

• Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М.: Гардарика, 1996. - 104 с.

• Чертков В.Л. Авторское право в периодической печати. - М. : Юрид. лит., 1989. - 144 с.

• Чистякова Г.Д., Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии, 1991. № 6. - с. 103.

• Шкондин М.В. Типология периодической печати. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 236 с.

• Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М., 1999. - 165 с.

• Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.-213 с.

• Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997.-287 с.

Статьи

• Аврукин В.М., Тургунова Б.Д. Новые исследования психологии творчества//Вопросы психологии. 1985. № 3. •

• Аминов Н., Ковда Д. Психология литературного творчества //Литературная учеба. 1979. № 6.

Ананьева Е. Авторское право и реклама // ИС. Авторское право и смежные права. - 2001. №4

Богш А. Бернская конвенция и Россия (О Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений) // Между нар. жизнь. 1995, №10.

Бридж С. Журналисты как обладатели авторского права // Бюллетень по авторскому праву. - 1990. - Т. XXIII. - №3.

Брушлинский A.B. Творческий процесс как предмет исследования // Вопросы философии, 1965, №7.

Вольченко М. Иск российских средств массовой информации к «Рашн куриер»: суд Нью-Йорка применяет нормы международного, американского и российского авторского права (правовой комментарий судебного решения) // Законодательство и практика средств массовой информации. 1997. № 6.

Гаврилов Э.П. Авторское право на интервью // Бюллетень по авторскому праву. 1999. №2.

Гаврилов Э.П. Авторское право на служебные произведения// Хозяйство и право. 1996. №12.

Гаврилов Э.П. Авторское право при использовании произведений в

переводе// Советское государство и право. 1980. №10.

Гаврилов Э.П. Авторский договор в СМИ// Законодательство и

практика средств массовой информации, 2000. №4.

Гаврилов Э.П. Интеллектуальная собственность: чья она?// Советская

юстиция. 1992. № 21/22.

Гаврилов Э.П. Правовая охрана программ телепередач // Законодательство и практика средств массовой информации. 1999. №4. Гаврилов Э.П. Россия присоединилась к Бернской конвенции об авторских правах // Книжное дело. - 1995. - № 3.

Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа// Советское государство и право. 1991. №12.

Герасим С.А. Программа телепередач как объект авторского права // Российский юридический журнал. - 1995. - № 2.

Гольцблат А., Можаровский В. Защита права на товарный знак в названиях печатных изданий//Интеллектуальная собственность, 2000. №6.

Гришаев С. Юридическое значение права на опубликование произведения.// Советская юстиция, 1988. №9.

Давтян С. Договорные отношения в редакциях// Законодательство и практика средств массовой информации, 2001. №3. Европейское право на публикацию телепрограмм и Россия.// Законодательство и практика средств массовой информации, 1995. №2. Егорова Е. Законодательство Франции об авторском праве и смежных правах//Закон, 1995. № 12.

Законодательство и практика средств массовой информации. 1997. №6 Защита шахматиста // Интеллектуальная собственность. 1998. №2 Кравченко Ф. Принадлежат ли издателю исключительные права на созданные в порядке выполнения служебного задания периодические издания? //Законодательство и практика средств массовой информации, 2001.№5.

Кусова Н. К вопросу об авторском праве редактора // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №3.

Лазутина Г.В. Журналистика и массовые информационные потоки // Журналист. 1997. №7.

Лазутина Г.В. Параметры журналистского текста //Журналист. 1997. №8.

Левенсон А. Некоторые вопросы соавторства (судебная практика)// Советская юстиция, 1981.

Лукьянова A.A. Авторское право на служебные произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. -2002, №10.

Лукьянова A.A. Авторское право на составные произведения (сборники) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2002, №8.

Максимова Л. Авторские права на фотографические произведения// Интеллектуальная собственность, 1998. №4.

Максимова Л. Права авторов статей, публикуемых в периодических журналах и сборниках.// Интеллектуальная собственность, 2000. №5-6. Мельников В. Название произведения как возможный объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №4.

Мерзликина Р., Юмашев А., Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

Милиции А. Сущность результата творческой деятельности. // ИС. Авторское право и смежные права. 2008. № 2.

Моргунова Е. Природа и правовой режим служебных произведений // Интеллектуальная собственность. 1998. №1. Погуляев В. Договор авторского подряда. // Закон. 2000. - №4 Погуляева В., Тулубьева И. Некоторые практические вопросы защиты прав фотографов. // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. №6.

Поклад М. Принадлежат ли издателю исключительные права на созданные в порядке служебного задания периодические издания?// Законодательство и практика средств массовой информации, 2001. №5.

Пирогова В. Обзоры периодической печати как объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №3.

Погуляев В. Проблемные вопросы, связанные с соавторством на произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. №7.

Райгородский, Н. А. Изобретательское и авторское право в системе гражданского права // Правоведение. 1958. - № 1.

Рассудовский В.А. Заимствование и плагиат в авторском праве// Изв. вузов. Правоведение, 1979. №3.

Рассудовский В.А. Свобода творчества и авторское право// Советское государство и право. 1986. №1.

Рихтер А. Авторское право на продукцию агентств новостей// Законодательство и практика средств массовой информации. 1995. №78.

Родриго Э. Авторское право и права издателей в электронных изданиях // Бюллетень по авторскому праву, 1997. №3.

Сафонов А. Кроссворды и рекорды // Интеллектуальная собственность. 1996. № 3-4.

Семенова О. Фотографическое произведение как объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 8.

Семенова О., Николаева Е., Спорные вопросы соавторства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. №9.

Силонов И. Авторское право в рекламе // Хозяйство и право. 2000. №5. Силонов И. Рекламный слоган как объект авторского права.// Интеллектуальная собственность, 1999, №4. Собрание законодательства СССР. 1928. №27.

• Стам И.С. Газетный заголовок: соотношение логического и эмоционального в свете социальной психологии // Вопросы статистики. Саратов, 1982. Вып. 18.

• Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав// Хозяйство и право, 1998. №4.

• Харуто В. Фотографическое произведение как объект авторского права// Советская юстиция, 1986. №10.

• Чернобель Г.Т. Художественное творчество и право// Советское государство и право, 1986. №6.

• Чертков B.JT. Авторское вознаграждение//Советское государство и право. 1985. №3.

• Энтин В. Кто хозяин фотографии// Профессия журналист, 2000. №12.

• Энтин В. Кто является автором интервью? // Профессия - журналист. 2000. № 3-4.

• Яковлева, Р. Правовые основы охраны географических карт и атласов как объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2004. - №7.

Диссертации и авторефераты диссертаций

• Антонова В.И. Трансформации типологической и жанровой систем в современной журналистике. Дисс. док. филол. наук. Саранск, 2006. -248 с.

• Бакунцев A.B. Авторское право в русской журналистике и литературе XVIII-XIX веков. Дисс. канд. фил. наук. М., 1999.

• Близнец И.А. Конституционно-правовая и международно-правовая защита интеллектуальной собственности. Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 1997. - 25 с.

• Власова Л.И. Некоторые особенности структуры публицистического текста: Автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1985. - 24 с.

Геймбух Е.Ю. Категория автора как категория филологического анализа художественного текста (на материале произведений И.С. Тургенева малых форм): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1995. -24 с.

Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 1953.

Гришанина А.Н. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества. Дисс. канд. филол. наук. СПб., 2005. - 230 с.

Бусленко Н.И. Конституционные основы профессиональной деятельности журналиста. Автореф. дис. канд. юр. наук. Ростов н/Д., 2000. - 26 с.

Варганова А.И. Теоретические основы регулирования и охраны авторского права. Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2000. - 22 с. Вербицкая Ю.А. Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность. Дисс. канд. филол. наук. М., 2006. - 212 с. Дельцова Н.В. Объекты интеллектуальной собственности: система признаков и система правового регулирования. Дисс. канд. юр. наук. Самара, 2004. - 175 с.

Ермакова А.Р. Современные вопросы права интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. Дисс. канд. юр. наук. СПб., 2002. - 244 с.

Зуев В.А. Невербальные средства и их аспекты в деятельности журналиста. Дисс. канд. филол. наук. Краснодар, 2004. - 230 с. Каримова P.A. Особенности регулирования труда творческих работников редакций средств массовой информации. Дисс. канд. юр. наук. Екатеринбург, 2009. - 222 с.

Кашинская JI.B. Метод наблюдения в творческой деятельности журналиста: Автореф. канд. дис. М., 1982. - 24 с.

Ким М.Н. Внутриредакционное взаимодействие журналистов в процессе совместной деятельности: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1992-25 с.

Ким М.Н. Интеграция творческих и технологических факторов в создании журналистского произведения. Дисс. док. филол. наук. СПб., 2001.-407 с.

Кравцов Д.И. Роль отечественных средств массовой информации в системе управления интеллектуальной собственностью. Дисс. канд. соц. наук. М., 2008. - 150 с.

Кропотов JT.A. Проблема факта в журналистике: Автореф. канд. дис. М., 1985.-25 с.

Лузаков A.A. Влияние особенностей когнитивных структур на восприятие публицистических текстов: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1989.-22 с.

Малышева Е.Ю. Элементы гражданско-правовых отношений в области интеллектуальной собственности. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М.,1997. -23 с.

Мазнева, O.A. Структура газетного жанра ( на материале передовых статей советской прессы 1981-1988 гг.) : автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1990.-21 с.

Опарина М.В. Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав. Дисс. канд. юр. наук. М., 2002. - 153 с.

Поелуева Л.А. Факт в публицистике: Автореф. канд. дис. М., 1988. - 22 с.

Пономарев Я. А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1958. - 24 с.

Табакова Н.Д. Социально-трудовое положение и особенности трудовой деятельности журналистов. Дисс. канд. экон. наук. М., 2005. - 163 с.

• Телегина Э.Д. Психологический анализ эвристик человека. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: 1967. - 24 с.

• Юрков A.A. Адекватность информирования как этическое свойство журналистского творчества. Дисс. канд. филол. наук. СПб., 2002. - 194 с.

• Юркова C.B. Общее и особенное в творческом мышлении: Автореф. канд. дис. Свердловск, 1985. - 23 с.

Интернет-источники

• Вартанова E.JI. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. — 2010. — № 1 // mediascope.ru : электронный журнал «Медиаскоп» URL:http://www.mediascope.ru/node/52

• Министр иностранных дел Сергей Лавров попросил известного телеведущего Владимира Познера избегать искажения смысла слов при цитировании // http ://infox.ru/authority/mans/2011/10/26/Lavrov_raskritiko val .phtml/

• Панкеев И. А.. Интеллектуальные права в СМИ: проблема регулирования // «Медиаскоп». М., 2010. - №3. - Режим доступа: http://www.old.mediascope.ru/node/581.

• Соколова Г.А. Что часть IV ГК РФ нам приготовила, или Правовое регулирование создания служебного произведения. Режим доступа: http://www.delo-press.ru/magazines/staff/issue/2010/2/6218/

• Федотов М.А. О правовой природе кулинарных рецептов. 09.02.2011. Режим доступа: //

http://www.unescochair.ru/index.php?option:^com_content&task=blogcateg ory&id=21 &Itemid= 18

• http://ria.ru

• http://www.vedomosti.ru

• http://www.rg.ru

• http://www.kp.ru

• http://www.izvestia.ru

• http://www.kommersant.ru

• http://www.vz.ru

Законодательные акты

• Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года // Собрание постановлений СССР. 1973. № 24. Ст. 139.

• Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Женева, 1981.

• Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. От 18.12.2006. № 230-Ф3. Вступил в силу 01.01.2008.- 176 с.

• Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». - М.: «Ось-89», 2002. - 48 с.

• Конституция Российской Федерации 1993 года

• О средствах массовой информации. Об обязательном экземпляре изданий. - М.: Книга сервис, 2004. - 32 с.

• О правовой природе материалов ИТАР-ТАСС. Рекомендация Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ от 14 октября 1994 г. №4 // Российская газета. 1994. 22 окт.

• Письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19 октября 1993 года № С-13/ОСЭ-317 «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 1994. № 1

• Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 5/29 г. Москва «О некоторых вопросах, возникших в

связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, 22 апреля 2009 г. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 16 от 15.06.2010 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы обеспечения издания и распространения средств массовой информации, продукции полиграфического производства» от 10 января 1994 года №15// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №3.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 года №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 года // Права на результаты интеллектуальнойдеятельности: Сб. нормат. актов / Сост. В.А. Дозорцев. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994.

Трудовой кодекс Российской Федерации. - М. : Издательство НОРМА, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.