Ирония в произведениях М. Булгакова 1920-30-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Хабибьярова, Эльвира Милисовна

  • Хабибьярова, Эльвира Милисовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Бирск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 199
Хабибьярова, Эльвира Милисовна. Ирония в произведениях М. Булгакова 1920-30-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Бирск. 2011. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хабибьярова, Эльвира Милисовна

Введение

Глава I. Разновидности иронии в творчестве М. Булгакова второго-третьего десятилетий XX века

§ 1. Ирония в художественной литературе

§ 2. Саркастическая ирония в повести «Собачье сердце»

§ 3. Трагическая ирония в романе «Белая гвардия» и драме «Бег»

Глава II. Ирония в романе «Мастер и Маргарита»

§ 1. Объективная ирония в романе «Мастер и Маргарита»

§ 2. Субъективная ирония в романе «Мастер и Маргарита»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ирония в произведениях М. Булгакова 1920-30-х годов»

Среди выдающихся русских писателей XX века Михаил Булгаков занимает особое место. В его произведениях правдиво и ярко запечатлена целая эпоха жизни соотечественников. Проблемы, волновавшие писателя, — смысл человеческого бытия, мораль, нравственность, взаимоотношения человека и общества - актуальны и в XXI столетии. Однако неоднозначность постановки и решения этих вопросов вызывает необходимость все нового и нового постижения непростого мира М. Булгакова.

В творческой эволюции писателя исключительно важными стали двадцатые и тридцатые годы: в этот период сформировались его эстетические принципы и художественная система, продуктивным элементом которой стала ирония.

В диссертационном исследовании предпринята попытка выявить роль и место иронии, ее разновидностей в творчестве М. Булгакова 1920-30-х годов. Для подробного рассмотрения выбраны ключевые произведения писателя: «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Маргарита». В совокупности они дают представление о М. Булгакове как об оригинальном авторе и мыслителе; новаторских подходах, использованных писателем при осмыслении состояния личности и общества в сложные и противоречивые годы отечественной истории.

Цель диссертации: выявить особенности содержания и разновидностей иронии на материале произведений: «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Маргарита».

Задачами работы являются: квалификация и описание функций художественного приема иронии в произведениях разных жанров; рассмотрение возможностей иронии в процессе художественного изображения общества и нравственного облика его представителей в литературных произведениях разных жанров: романе, повести, драме; анализ конфликтной и образной систем произведений М. Булгакова в соотношении с достижениями русской литературы XX века.

Научная новизна диссертации обусловлена системным подходом к изучению идейно-эстетических взглядов и художественных принципов М. Булгакова, выражаемых при помощи разных видов иронии на материале романов «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», пьесы «Бег» и повести «Собачье сердце». В диссертации анализируются содержание и функции иронии в разножанровых произведениях М. Булгакова; исследуются разновидности иронии, их роль в художественной системе писателя. В результате раскрыты важнейшие особенности мировоззрения и творческой индивидуальности автора, дается целостный анализ литературных явлений в контексте философских, культурологических, социальных проблем эпохи.

Индивидуальность и самобытность писателя изучены с учетом непрерывности и обновляемое™ литературного движения, что вызвано необходимостью оценить художественные достижения М. Булгакова в свете опыта современности

Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении путей и форм реализации художественного мышления писателя, в частности посредством различных видов иронии. Полученные результаты целесообразно использовать в разработке новых подходов к изучению творчества М. Булгакова, позволяющих более полно и всесторонне оценить наследие писателя.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его итоги могут быть полезны для создания общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века, для осмысления места и роли произведений М. Булгакова в историко-литературном процессе.

Для решения главной научной задачи использовались элементы исто-рико-типологического и сравнительно-типологического методов анализа, разработанных отечественным литературоведением и получивших отражение в работах М. Бахтина, А. Богданова, Ю. Борева, Н. Гуляева, Ю. Тынянова.

Исследование опирается на труды философов: Г. Гегеля, С. Кьеркегора, А. Лосева; научные наблюдения и выводы А. Бушмина, А. Вулиса, Н. Гроз-новой, М. Золотоносова, И. Золотусского, В. Лакшина, А. Нинова, Б. Соколова, П. Палиевского, В. Петишевой, В. Хрулева, М. Чудаковой, В. Шестакова, Е. Яблокова; специальные изыскания исследователей русской и зарубежной литератур Е. Кагановской, Е. Третьяковой, В. Тюпа, В. Пивоева, И. Утехина, Я. Эльсберга, Л. Яновской и др.

Современное булгакововедение представлено большим количеством научных и научно-методологических исследований. Сделано немало для разносторонней характеристики художественной системы писателя и его эстетической программы: изучаются принципы, способы и приемы художественного изображения действительности, определяется место писателя в историко-литературном процессе.

Так, в книге М. Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова» представлена первая научная биография писателя1. Множество документов, свидетельств современников дали возможность автору книги не только скрупулезно воссоздать вехи жизни М. Булгакова, но и его творческий облик на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и общественной жизни.

Попытку по-новому осветить непростой жизненный и творческий путь М. Булгакова предпринял Б. Соколов, автор «Булгаковской энциклопедии»2. В ней отражена широкая эрудиция писателя, прекрасное знание им истории христианской философии и мистической литературы. Кроме того, Б. Соколоо вым в книге «Три жизни Михаила Булгакова» рассматривается ряд реальных прототипов героев М. Булгакова, в том числе и некоторых известных политических деятелей.

Тема монографии М. Петровского «Мастер и Город. Киевские контек

1 Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М., 1988.

2 Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. - М., 1997.

3 Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. - М., 1997. сты Михаила Булгакова»1 - культура города, впитанная будущим писателем в детстве и юности, как неиссякаемый источник творчества. Исследование М. Петровского складывалось из работ, которые на протяжении ряда лет печатались в периодике.

Книга Г. Лесскиса «Триптих М. А. Булгакова о русской революции»2 представляет собой историко-литературное исследование крупнейших произведений М. Булгакова. Помимо комментария фактографического материала, в ней изложена история замысла и работы писателя, дана характеристика языкового стиля и литературных связей писателя с предшествующей и современной ему русской литературой.

Взгляд на прозу М. Булгакова в ее целостности, как на единый «булга-ковский» текст, в монографии Е. Яблокова «Художественный мир Михаила Булгакова»3 проясняет ответ на вопрос: о чем писал автор в течение двух десятилетий и как относился к описываемой реальности. В поле зрения известного булгакововеда оказываются практически все произведения писателя: романы «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»; повести «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце»; рассказы цикла «Записки юного врача», драмы и комедии, многие фельетоны, очерки, дневники, письма. Булгаковская проза соотносится как с историей европейской литературы, так и с произведениями других видов искусства (музыка, театр); вместе с тем исследуются черты индивидуального стиля писателя, выстраивается система характерных для него «типажей», инвариантных сюжетных мотивов и фабульных «конфигураций».

1 Петровский М. А. Мастер и Город. Киевские контексты Михаила Булгакова. - Киев,

2001. л

Лесскис Г. А. Триптих М. А. Булгакова о русской революции («Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»). Комментарии. - М., 1999.

3 Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М., 2001.

В книге В. Петелина «Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть»1 обстоятельно рассматриваются жизненный контекст, трактовки произведений М. Булгакова, последние критические работы.

Огромная популярность творчества М. Булгакова стимулирует появление все новых и новых работ, посвященных личности и творчеству писателя. Следует назвать некоторые из них, опубликованные в последние годы: это работы JI. Киселевой, Е. Пенкиной, Н. Скалон, А. Маркова. Нравственным проблемам посвящен ряд статей в периодических изданиях: статьи А. Зайцева, П. Абрагама, JL Ионина и др.*"

Мощное нравственное воздействие булгаковских произведений вызывает резко противоречивое отношение к автору даже среди литературоведов. Например, с «экзорцистскими филиппиками» соседствуют попытки причислить писателя к некоему литературному направлению «христианского pea

Д 4 лизма» . Одни объявляют М. Булгакова писателем «ненациональным» , дру

1 Петелин В. В. «Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть». - М., 2005. - Киселева Л. Ф. Диалог добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. - Куйбышев, 1990; Пенкина Е. О. Реализация идеи русского экзистенциализма в творчестве М. А. Булгакова // Тезисы республиканских Булгаковских чтений, под редакцией А. Р. Волковой. - Черновцы, 1991; Скалон Н. Р. Природа человека в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте. - Самара, 1991; Марков А. К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. - Киев, 1992; Зайцев А. В. Нравственные искания интеллигенции в творчестве М. Булгакова // Вестник Московского университета. - 1991. - № 6; Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. - 1990. - № 7; Левин Л. А.

Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе «Мастер и Маргарита» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - М., 1991. -№1; Ионин Л. Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. - М., 1990. -№ 2.

3 См.: Коханов В. А. Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - М., 2000.

4 Ср.: «М. Булгаков является представителем той русской интеллигенции, которая идейно и культурно была сориентирована на западную лютеранскую традицию. Несмотря на то, что и сам М. Булгаков говорил о своей любви к Гоголю, и ученые это отмечают, истоки творчества писателя там — в Гёте, Гофмане, Франсе, М. Твене, а не в народном национальном Гоголе» (Шенцева Н. В., Карпов И. П., Коссова Е. А. Новое о Булгакове: учебно-методическое пособие для учителей-словесников. - Йошкар-Ола, 1993. - С. 54). гие соотносят наследие писателя с масонскими настроениями1, третьи причисляют творчество М. Булгакова к «субкультуре русского антисемитизма»2.

Немало интересных изысканий среди «научно-методической» литературы3. Так, В. Акимов предпринимает попытку связать творчество М. Булгакова с духовным «самостояньем» соотечественников в эпоху сокрушения многих традиционных для России ориентиров - и в жизни, и в литературе. В этом свете осмысливается роман «Мастер и Маргарита», ставший, по мнению рецензента, выражением писательской взыскательности, актом строгого испытания внутренних ценностей человека4.

Особого внимания заслуживают диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, посвященные романам «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», пьесе «Бег» и повести «Собачье сердце»5.

1 См.: Макарова Г. В., Абрашкин А. А. Тайнопись в романе «Мастер и Маргарита». -Н. Новгород, 1997. Принятый авторами способ обращения с булгаковским текстом иллюстрируется, например, такими высказываниями: в распоряжении Воланда находится «отлично законспирированная и мощная организация с четкими целями и прекрасно отработанными способами их достижения» (С. 15). См.: Золотоносов М. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма. - СПб., 1995.'

3 Карпов И. П. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в нравственном прочтении // Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. Планы, конспекты, материалы: пособие для учителей. - М., 1999. - С. 349, 356; См.: Золотоносов М. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма. - СПб., 1995; Шамаева С. Е. Библия и преподавание литературы. - Воронеж, 1996. - С. 258.

4 Акимов В. М. Свет художника или Михаил Булгаков против Дьяволиады. - М., 1995.

5 См.: Немцев В. И. Проблема автора в романах М. Булгакова («Белая гвардия», «Театральных роман», «Мастер и Маргарита»): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1986; Ребель Г. М. Романы М. А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Пермь, 1995; Викторович М. Б. Становление системы персонажей романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в творческой концепции произведения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Коломна, 1999; Ухова Е. В. Фило-софско-этические идеи в творчестве М. Булгакова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1999; Булат М. О. Нравственно-философская концепция романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Махачкала, 2000; Коханов В. А. Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 2000; Доронина Т. В. Личность и масса в романах М. А. Булгакова: ав

В целом, в монографических и коллективных работах последнего периода проявляется тенденция подняться на высоту философского осмысления творческого наследия писателя, раскрыть глубину представлений М. Булгакова об истории, культуре и современности, отраженных в его творческих принципах, среди которых в качестве приоритетного способа художественного мышления выступает ирония.

Нельзя не отметить, что проблема иронического не проста; ею занимались и занимаются литературоведы, эстеты, философы1.

В. Шестаков понимает иронию как категорию философии и эстетики, обозначающую высказывание или образ искусства, обладающие скрытым смыслом, обратным тому, который непосредственно высказывается или выражается2.

Ю. Борев подразумевает под иронией в художественном творчестве «<.> тонкое юмористическое восприятие некой непоследовательности, в которой из контекста отчетливо прослеживается утверждение или событие, оттеняющее его совершенно иной смысл <.>»3. К отличительным признакам иронии ученый относит двойной смысл, когда истинно не прямо высказанное, а противоположное ему, подразумеваемое4.

В. Хрулев считает иронию способом философского осмысления дейсттореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Орел, 2002 и др.

1 Борев Ю. Б. Основные эстетические категории - М., 1960; Пивоев В. М. Ирония как эстетическая категория: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Л., 1981; Его же. Ирония как феномен культуры. - Петрозаводск, 2000; Болдина Л. Ирония как вид комического: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1982. Дземидок Б. О комическом. -М., 1974; Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. - М., 1980; Паси И. Ирония как эстетическая категория // Марксистко-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. - М., 1980; Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ века. - М., 1987. Философская энциклопедия. - М., 1962. - Т. 2. - С. 71.

3 Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. -М., 2003.-С. 171.

4 Там же. вительности, инструментом диалектического подхода к ней. По мнению известного леонововеда, ирония в художественном творчестве является формой интеллектуального освоения материала, служит средством выражения авторской позиции, корректировки суждений персонажей1.

Г. Поспелов отмечает аналитическую силу иронии, ее объективность, указывает на то, что ирония вызывается противоречиями самой действительности2.

На объективной природе иронии заостряет внимание Т. Манн: «объективность - это ирония <.> это <.> иначе говоря, взгляд с высоты свободы, покоя <.>, не омраченный никаким морализаторством» 3.

В работе Э. Афанасьева ирония оценивается как наиболее адекватная творческому сознанию писателя категория, отражающая состояние мира: «Художественный эффект иронии основывается прежде всего на глубинной коллизии сознания человека и порядка вещей, коллизии, служащей предпосылкой литературной игры автора с читателем»4.

Решение В. Проппа сводится к тому, что ирония вызывается несоответствием между неким абстрактным, мыслимым идеалом и зрительным, реальным воплощением этого идеала3.

Следует отметить, что антиномия «сознание человека - порядок вещей» - фундаментальная в художественной литературе, и нередко она интерпретируется в ироническом ключе6. Ироническое осмысление антиномии

1 Хрулев В. И. Мысль и слово Леонида Леонова. - Саратов,1989. - С. 114, 136.

2 Поспелов Г. Н. Смех Гоголя // Г. Н. Поспелов. Николай Васильевич Гоголь / Под ред. А. Н. Соколова. - М,. 1954. - С. 119.

3 Манн Т. Сочинения: в 10-ти т. - Т. 10. - М., 1961. - С. 277.

4 Афанасьев Э. С. Пушкин-Чехов: ироническая проза // Русская литература. - 2001, - № 4. -С. 205.

5 Пропп В. Я. Природа комического у Гоголя // Русская литеоатура. - 1988. - № 1. - С. 28.

6 Афанасьев Э. С. Пушкин-Чехов: ироническая проза // Русская литература. - 2001. - № 4. -С. 205.

I ^ нашло свое воплощение в произведениях А. Платонова , М. Зощенко". В этом случае ирония рассматривается, как эстетическая установка писателя, его видение мира и человека.

А. Урманов утверждает, что ирония является одной из самых распространенных форм выражения авторского присутствия в произведении: «Безудержное восхваление персонажем самого себя и видимое согласие с этими оценками автора-повествователя, охотно «ретранслирующего» и даже усиливающего амбициозные мысли персонажа <.> — становится средством выражения авторской насмешки»3.

Несмотря на предпринятые усилия ученых, в осмыслении иронии многое остается неясным. Это связано с тем, что ирония - термин, чаще всего употребляющийся в двух значениях. В стилистике иронией считается особого рода троп4, в эстетике и литературоведении иронией обозначается один из видов комического3. Таким образом, трудности анализа иронии в художественных произведениях, объясняются тем, что нет единого мнения о месте иронии в системе комического и его категорий, распространено смешение иронии как тропа (стилистического приема) и иронии как принципа осмысления жизни, недостаточно изучены ее функции в реалистическом произведении и механизм создания иронического эффекта6. По этой причине в диссертации предусмотрено тщательное текстовое рассмотрение функций и механизма создания иронии в каждом произведении. Это позволит выйти к представлению о развитии, эволюции и типичности приемов иронии и их роли в худо

1 Золотоносов М. Ложное солнце («Чевенгур» и «Котлован» в контексте советской культуры 1920-х годов) // Вопросы литературы. - 1994. - № 5. - С. 3-43. Попова Н. Эффект отстранённости и сострадания // Литературное обозрение. - 1995. - № 1. - С. 21-24; Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко // Вопросы литературы. -1978. -№ 2. -С. 166-186.

3 Урманов А. В. Творчество Александра Солженицына. - М,, 2003. - С. 303.

4 См.: Тропы. Введение в литературоведение: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Л. В. Чернец. - М„ 2004. - С. 404.

5 См.: Ирония. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. - М., 2003,- С 227.

6 Хрулев В. И. Мысль и слово Леонида Леонова. - Саратов, 1989. - С.7.

1 1 жественной системе М. Булгакова.

Обращение к истории вопроса указывает на то, что научные работы, посвященные изучению иронии в творчестве М. Булгакова, немногочисленны. Их авторы обращали внимание лишь на отдельные ее аспекты.

Так, В. Немцев считает, что ирония для М. Булгакова «есть способ сохранить серьезность реакции на явления жизни», и связывает ее использование с формой выражения авторского отношения к отдельным персонажам1.

Напротив, Г. Ребель обращается к иронии как форме выражения отношения писателя к окружающей действительности2.

В работе И. Козлова ирония оценивается как один из приемов создания художественного мира писателя3.

В то же время В. Петров соотносит иронию в произведениях М. Булгакова с формой проявления комического наряду с юмором и сатирой4.

А. Вулис связывает иронию с особенностями стиля писателя3.

Таким образом, имеющиеся наблюдения об иронии важны и перспективны, но имеют вместе с тем узкую направленность.

Неугасающий интерес к творческому наследию М. Булгакова, к поэтике его произведений, к процессу воплощения общих принципов в конкретных художественных приемах определяет актуальность работы, предмет исследования которой - ирония. Диссертация предполагает выявление особен

1 Немцев В. И. Трагедия истины. - Самара, 2003. - С. 237; Его же. Проблема автора в романах М. Булгакова («Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М„ 1986. Ребель Г. И. Романы М. А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Пермь, 1995.

3 Козлов И. П. Гротеск в сатирической трилогии М. Булгакова «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» // Содержательность форм в художественной литературе: проблемы поэтики. - Самара, 1991. - С. 64.

4 Петров В. Б. Комическое и трагическое в драматургии М. А. Булгакова (20-е годы): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М„ 1982.

5 Вулис А. 3. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М., 1991. хностей иронии, рассмотрение ее функций в каждом произведении; изучение разновидностей иронии на материале произведений, обозначенных в заглавии.

Структура диссертационного исследования определена поставленными задачами и состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Хабибьярова, Эльвира Милисовна

Заключение

М. Булгаков создал особый, неповторимый художественный мир. Своих героев он наделил богатством души и порочным началом, столкнул их с непредвиденными жизненными обстоятельствами и парадоксами истории. В картинах, характерах и судьбах, нашедших воплощение в произведениях писателя, утверждается доброе, светлое и изобличается негативное в жизни.

В своих творениях М. Булгаков пытался донести до современников многогранную и объективную картину жизни. Писатель отказался от априорных, готовых оценок. Он, хотя и незримо, направлял мысль, пробуждал эмоциональное отношение к изображаемому. При этом отношение автора к исследуемому материалу часто выражалось при помощи иронии, использование которой обусловлено определенной степенью эволюции общественного сознания и внутренними закономерностями литературного развития. Ее главный отличительный признак - двойной смысл: истинно - не прямо высказанное в произведении, а противоположное ему, подразумеваемое. Это значит, что читатель, оставшись «наедине» с миром художника, должен расширить рамки текста, уловить внутренние процессы движущейся действительности и духовной жизни героев, угадать авторские намерения, осуждение или сочувствие, т.е. прочитать не только текст, но и подтекст.

Ирония в произведениях М. Булгакова 1920-30-х годов приобрела статус средства, способного передать сложность и противоречивость мира, выразить сокровенные мысли и представление о современнике. Задача писателя, которую М. Булгаков выполнил при помощи иронии, заключалась в том, чтобы ограничить круг тем и событий за счет углубления во внутренний мир человека, выяснения побудительных причин его действий; через малое, частное дать представление о большом, общем.

Ирония позволяла писателю выразить отношение к изображаемой действительности через совокупность различных элементов, взаимодействующих при создании иронического смысла. На любом уровне текста, от структуры сюжета и построения образа героя до лирических порывов автора, от единичной фразы, реплики, окрашенной юмором, до библейских мотивов, мотивов безумия или сновидений — всюду присутствует ирония. Использование иронии наряду с юмором, сарказмом и гротеском позволяло художнику создать фантасмагорическую картину, вскрывающую трагизм и грустные размышления о человеческих недостатках.

Персонажи в произведениях М.Булгакова как бы сами разоблачаются, раскрывают свою отрицательную натуру, свое неприглядное лицо. Ирония М. Булгакова - «умная», «зрячая», помогающая подмечать смешное и острить по этому поводу. Кроме того, она создает необходимый эмоциональный элемент, позволяющий ярко и крупно выставить те стороны предмета, которые подвергаются моральному отрицанию.

Нельзя не отметить, что ирония М. Булгакова не только высвечивает и выжигает уродства человеческой психологии, но и утверждает положительные ценности: подлинную культуру, честность и стойкость, достоинство, мораль и гуманизм, выплавленные опытом человечества. При этом писатель использует разные виды иронии. Они обусловлены функционально.

Саркастическая ирония, использованная писателем в повести «Собачье сердце», явилась той мерой художественности, которая под покровом недоговоренности и подтекстовых намеков способствовала созданию произведения, где внимание читателя заостряется на алогизме, стихийности процессов современной истории и социального быта. Насмешку автора вызывает чрезмерное увлечение революционным процессом, революционными методами строительства новой жизни. Писатель иронизирует над способами руководства стоящих у власти.

В романе «Белая гвардия» и пьесе «Бег» автор прибегнул к помощи трагической иронии, посредством которой отображаются социально-исторические сдвиги эпохи, сопровождающиеся острыми столкновениями человека с миром. При этом трагедийная составляющая иронии выражается в изображении людей различных убеждений, нравственных устремлений, моральных принципов в переломный момент истории. Основой для трагической иронии становятся семейные отношения, политика, проблемы государства, объектом — несовершенство бытия.

Следует заметить, что ирония в произведениях М. Булгакова 1920-30-х годов стала тем приемом, который способствовал осмыслению исторического и философского состояния мира. Так, объективная ирония, использованная М. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», помогла писателю отразить в судьбе отдельного человека определяющие черты целой эпохи. Такая ирония придает художественному изображению особую окраску, своеобразно раскрывая неудовлетворенность автора окружающим миром.

Помимо объективной иронии в романе «Мастер и Маргарита» реализовалась и ирония субъективная. Функция последней - донести до читателя скрытые душевные переживания, показать и осудить иллюзии и заблуждения современников. С помощью субъективной иронии автор обнаруживает тайные побуждения героев произведения, выражающиеся в их действиях, личных и общественных поступках. В центре иронического созерцания автора -речь персонажей. Писатель показывает характеры героев через их устную речь, где причудливо соединяются живая народная речь, высокий церковный слог, интеллигентная книжная беседа, риторика митингов и машинописные фразы канцелярии.

Постепенно ирония М. Булгакова сформировалась в художественный принцип, из которого исходил писатель при изображении жизни. Она стала способом выражения авторского замысла.

При всем многообразии оттенков иронии в произведениях М. Булгакова 1920-30-х годов можно выделить некоторые моменты, объединяющие ироническую манеру письма писателя с его современниками: М. Зощенко, А. Платоновым, JI. Леоновым и др. Важнейший из них - корректирующая функция иронии по отношению к изображенной действительности, политической и идеологической злободневности.

Произведениям М. Булгакова присуща верность традициям русской классики, особенно традициям Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого. Наследие художников и мыслителей прошлого столетия ощутимо повлияло на формирование творческой самобытности М. Булгакова, его миропонимания, в той или иной степени нашло преломление в прозе и драматургии. На булгаковском слове сказались своеобразие произведений Н. Гоголя, его ярчайшие типы, выразительность типических деталей; манера письма М. Салтыкова-Щедрина, его языковое мастерство.

И вместе с тем творчество М. Булгакова предстает перед нами как принципиально новое художественное явление, требующее дальнейшего изучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хабибьярова, Эльвира Милисовна, 2011 год

1. Блок А. А. Ирония // А. А. Блок. Собрание сочинений: в 8-ми т. — Т. 6. — М.-Л., 1962.-550 с.

2. Булгаков М. А. Белая гвардия; Жизнь господина де Мольера; Рассказы // М. А. Булгаков. Избранное. М., 1989. - 573 с.

3. Булгаков М. А. Дневники. Письма: 1914-1940. М., 1997.-640 с.

4. Булгаков М. А. Кабала святош: роман, пьесы, либретто. М., 1991. -701 с.

5. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М., 1988. - 398 с.

6. Булгаков М. А. Повести. Рассказы. Фельетоны. М., 1988. - 623 с.

7. Булгаков М. А. Пьесы. Романы. М., 1991. - 766 с.

8. Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита» // М. А. Булгаков. Собрание сочинений: в 10-ти т. Т. 3. - М., 1995. - 459 с.

9. Булгаков М. А. Рассказы // М. А. Булгаков. Собрание сочинений: в 5-ти т. -T. 1.-М., 1989.-621 с.

10. Булгаков М. А. Пьесы // М. А. Булгаков. Собрание сочинений: в 5-ти т. -T. 5.-М., 1990.-733 с.

11. Булгаков М. А. Романы // М. А. Булгаков. Собрание сочинений: в 3-х т. -Т. 2.-СПб., 1999.-750 с.

12. Булгаков М. А. Чаша жизни: повести, рассказы, фельетоны, пьеса, письма. М., 1988. - 591 с.

13. Гоголь Н. В. Повести // Н. В. Гоголь. Собрание сочинений: в 7-ми т. -Т. З.-М., 1978.-352 с.

14. Достоевский Ф. М. Идиот // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений: в15.ти т. Т. 6. - Л., 1989. - 669 с.

15. Зощенко М. М. Светлый гений // М. М. Зощенко. Социальная грусть. -М., 1996.-766 с.

16. Леонов Л. М. Вор/ / Л. М. Леонов. Собрание сочинений: в 10-ти т. Т. 3. -1969.-494 с.

17. Леонов Л. М. Повести и рассказы // Л. М. Леонов. Собрание сочинений: в 10-ти т. Т. 1. - М., 1969. - 494 с.

18. Леонов Л. М. Русский лес // Л. М. Леонов. Собрание сочинений: в 10-ти т. -Т. 9.-М., 1969.-735 с.

19. Павлов О. Казенная сказка // Новый мир. 1994. - № 7. - С. 8-85.

20. Платонов А. П. Впрок // А. П. Платонов. Проза. М., 1990. - 653 с.

21. Салтыков-Щедрин М. Е. Губернские очерки // М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений: в 20-ти т. Т. 2. - М., 1965. — 557 с.

22. Салтыков-Щедрин М. Е. Критика и публицистика (1856-1864) // М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений: в 20-ти т. Т. 5. - М., 1966.-711 с.

23. Салтыков-Щедрин М. Е. Помпадуры и Помпадурши. История одного города // М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений: в 20-ти т. Т. 8. -М., 1969.-614 с.

24. Толстой Л. Н. Война и мир. Роман: т. 4 // Л. Н. Толстой. Собрание сочинений: в 12-ти т. Т. 6. - М., 1987. - 540 с.1.. Монографии, статьи

25. Абдуллина Г. А. О композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Поэтика русской советской прозы: межвузовский научный сборник. -Уфа, 1995.-С. 55-63.

26. Абрагаш П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. 1990.-№7.-С. 95-100.

27. Абуашвили А. Поэтика «Котлована» А. Платонова и образы русской классики // Вопросы литературы. 2000. - № 4. - С. 300.

28. Агеносов В. В. Генезис философского романа. М., 1986. - 131 с.

29. Агеносов В. В. и др. «Трижды романтический Мастер»: проза Михаила Булгакова // Агеносов В. и др. Литература народов России XIX XX веков. -М., 1995. -С. 175-190.

30. Адамович Г. «Дни Турбиных» М. Булгакова // Литературное обозрение. -1991.-№5.-С. 43.

31. Акимов В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиа-ды.-М., 1995.-54 с.

32. Акимов В. М. На ветрах времени. -М., 1981. 86 с.

33. Андреев П. Беспросветье и просвет: фантастические рассуждения о фантастическом романе // Литературное обозрение. 1991. - № 5. - С. 108112.

34. Андреевская М. И. О «Мастере и Маргарите»: из цикла «Прогулки с Булгаковым» // Литературное обозрение. 1991. - № 5. - С. 59-63.

35. Афанасьев Э. С. Пьеса А. П. Чехова «Три сестры»: ироническая драма // Русская словесность. 2001. - № 8. - С. 6-11.

36. Бабаев Э. Г. Преднамеренная опечатка // Русская речь. 1991. - № 3. -С. 8-11.

37. Бабичева Ю. В. Жанровые разновидности русской драмы (на материале драматургии М. А. Булгакова). Вологда, 1989. - 94 с.

38. Баллонов Ф. Какие рукописи не горят? // М. А. Булгаков. Рукописи не горят.-М., 1996.-С. 668-669.

39. Барков А. Н. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение. Киев, 1994. - 298 с.

40. Барков А. Н. Романы «Евгений Онегин» и «Мастер и Маргарита». Традиция литературной мистификации. Киев, 1996.-31 с.

41. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 424 с.

42. Безродный М. В. Об одном источнике «Мастера и Маргариты» // Русская литература. 1988. - № 4. - С. 205-208.

43. Белая JL В. Лексико-семантические и функциональные особенности антропонимики М. А. Булгакова: на материале романа «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1990. -№ 5. - С. 103-110.

44. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. М., 1983. -272 с.

45. Белоусова Е. И. Женские образы в произведениях М. Булгакова // Школа. 2002. - № 5.-С. 70-73.

46. Белозерская-Булгакова Л. Е. Воспоминания о М. А. Булгакове. М., 1990. -221 с.

47. Берзер А. Возвращение Мастера // Новый мир. 1967. - № 9. - С. 259264.

48. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М., 1991. - 206 с.

49. Боголюбов А. Как попал в роман М. А. Булгакова чернокнижник Герберт? // Природа. 1988. - № 8. - С. 122-126.

50. Боголюбов В., Чекин И. Белый дом: о чём они молчали. Социальная драма белогвардейцев в 3 действиях, 5 картинах // Литературное обозрение.- 1991.-№ 5.-С. 45-58.

51. Богомолов Н. А. Заметки о русском модернизме // Новое литературное обозрение. 1997. - № 24. - С. 246-255.

52. Бокшанская О. С. Из писем О. С. Бокшанской к М. А. Булгакову, Л. Е. Булгаковой-Белозерской и Е. С. Булгаковой: 1930-1938 // Русская литература. 1993.-№ 2. - С. 207-216.

53. Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. М., 2003. - 575 с.

54. Борев Ю. Б. Эстетика: в 2-х т. Т. 1. - Смоленск, 1997. - 576 с.

55. Брехт Б. Покупка меди // Б. Брехт. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т. 5. -Кн. 2.-М., 1965.-566 с.

56. Бузник В. В. Возвращение к себе: о романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» В. В. Бузник // Литература в школе. 1998. -№ 1. - С. 43-54.

57. М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени: сборник статей /Составитель А. А. Нинов. - М., 1988. - 496 с.

58. Булгаков М. А. Собачье сердце: анализ текста. Основное содержание сочинения / Автор-сост. И. Михайлова. М., 2001. - 95 с.

59. Бурмистров А. Поездка в прошлое: к 90-летию со дня рождения М. А. Булгакова // Звезда. 1981. - № 5. - С. 191 -197.

60. Бушмин А. С. М.Е.Салтыков-Щедрин. Л., 1970. - 240 с.

61. Бушмин А. С. Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин. Л., 1976. -32 с.

62. Бэлза И. Партитуры Михаила Булгакова: к 100-летию М. А. Булгакова // Вопросы литературы. 1991. - № 5. - С. 55-83.

63. Вайскопф М., Толстая Е. Москва под ударом, или Сатана на Тверской: «Мастер и Маргарита» и предыстория мифопоэтического «московского» текста: статьи из Иерусалима // Литературное обозрение. 1994. - № 3-4. -С. 87-90.

64. Васильев В. Андрей Платонов. М., 1982. - 230 с.

65. Васильева-Шальнева Т. «Древние» главы романа М. А. Булгакова //

66. B. С. Мавлетов. Русская литература. Уфа, 2001. - С. 25-27.

67. Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л. Чернец и др. М., 1999. - 680 с.

68. Виноградов И. А. Личность или своеволие // Знание. 1969. - № 5.1. C. 225-227.

69. Винокур Г. Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова // Очерки по стилистике художественной речи. М., 1974. - С. 50-65.

70. Владимиров И. Михаил Булгаков: 30-е годы // Литературная Россия. -1996. 16 февраля (№ 7). - С. 13.

71. Владимиров И. «Алый мах» всадника из Апокалипсиса: сенсация в бул-гаковедении // Литературная Россия. 1995. - 20 октября (№ 42). - С. 11.

72. Воротыпцева Г. Л. Образы-символы света в прозе М. А. Булгакова: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 2000.-167 с.

73. Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грица-нов.-М., Мн., 2001. 1312 с.

74. Вулис А. 3. Советский сатирический роман. Ташкент, 1965. - 286 с.

75. Вулис А. 3. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991. - 222 с.

76. Вулис А. 3. В системе зеркал (эпизод взаимодействия искусств) // Звезда Востока. 1984. - № 11. - С. 179-187.

77. Вулис А. 3. Поэтика «Мастера и Маргариты» // Звезда Востока. 1990. -№ 10.-С. 130-136.

78. Гаврюшин Н. Литостротон, или Мастер без Маргариты: о нравственных идеалах «Мастера и Маргариты» // Вопросы литературы. 1991. - № 8. -С. 75-88.

79. Гайдукова Т. Т. У истоков (Кьеркегор об иронии. Трагедия культуры и культура трагедии). СПб., 1995. - 112 с.

80. Гаменская И. Л. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова: к вопросу об историко-философских источниках романа // Известия АН СССР. Серия литература и язык. Т. 42. - 1983. -№ 2. - С. 107.

81. Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова // Даугава. 1989. - № 1. - С. 89.

82. Гегель Г. В. Ф. Понятие прекрасного в искусстве. Ирония // Г. В. Ф. Гегель. Эстетика: в 4-х т. Т. 1. - М., 1968. - 312 с.

83. Городецкий Б. П. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов». Л., 1969. -184 с.

84. Греханкина Л. Ф. Булгаковская Москва // Школа. 2002. - № 5. - С. 7073.

85. Грознова Н. А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы: очерки. Л., 1982. - 309 с.

86. Гудкова В. От салона к самиздату: к творческой биографии М. Булгакова //Дружба народов. 1992.-№ 8.-С. 185-194.

87. Гудкова В. Истоки: Критическая дискуссия по поводу творчества М. А. Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение. 1991. -№5. -С. 3-11.

88. Гудкова В. Михаил Булгаков: расширение круга // Дружба народов. -1991.-№5.-С. 262-270.

89. Гулыга А. В. Путями Фауста: этюды германиста. М., 1987. - 365 с.

90. Гуляев Н. А. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. -М., 1970.-379 с.

91. Гус М. Горят ли рукописи? // Знамя. 1968. - № 12. - С. 213-220.

92. Гус М. Личность свобода или своеволие // Знамя. - 1969. — № 5. — С. 225-227.

93. Гуткина Н. Д. Русская история как «известный порядок вещей»: щедринские традиции в «Белой гвардии» М. Булгакова // Русская словесность. — 1988.-№ 1.-С. 22-26.

94. Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени / Автор-составитель А. А. Нинов. - М., 1988. -С. 313-333.

95. Дземидок Б. О комическом. М., 1974. - 233 с.

96. Долматова О. А. Драматургия М. А. Булгакова: формы взаимодействия с русской литературной традицией: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 2001. 281 с.

97. Дравич А. Булгаков, или Школа отказа: к творческой биографии М. А. Булгакова: перевод с польского // Диалог. 1993. - № 516. - С.64-71.

98. Дюсембаева Г. 3. Из наблюдений за наблюдающим и наблюдателем: о реминисцентной связи романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и «Войны и мира» Л. Н. Толстого // Русская речь. 1994. - № 3. - С. 9-14.

99. Ерыкалова И. Е. «Трагедия машет мантией мишурной .»: изображение русских царей в пьесах М. А. Булгакова // Русская литература. 1994. - № 2.-С. 67-94.

100. Ефимов А. И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. М., 1953. - 495с.

101. Земляной С. Н. Михаил Булгаков и проблемы национального сознания русских С. Н. Земляной // Свободная мысль. 1992. -№ 11. - С. 92-100.

102. Зеркалов А. Лежащий во зле мир: о творческом пути М. А. Булгакова //

103. Знание-сила. 1991.-№ 5.-С. 34-41.

104. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и др.: заметки о «теологии» романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Наука и религия. 1987. - №8. - С. 49-50.

105. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и др.: заметки о «теологии» романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Наука и религия. 1987. - № 9. -С. 27-39.

106. Злочевская А. В. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова оригинальная версия русского мета-романа // Русская словесность. - 2001. - № 2. -С. 5-10.

107. Золотоносов М. «Родись второрожденьем тайным.»: М. Булгаков: позиция писателя и движение времени // Вопросы литературы. 1989. - № 4. -С. 149-182.

108. Золотоносов М. «Сатана в нестерпимом блеске.»: о некоторых новых контекстах изучения «Мастера и Маргариты» // Литературное обозрение. 1991.-№5.-С. 100-107.

109. Золотоносов М. «Еврейские тайны» романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Согласие. 1991. - № 5. - С. 34-50.

110. Золотусский И. П. Поэзия прозы: статьи о Гоголе. М., 1987. - 240 с.

111. Золотусский И. П. «Воланд это такой черт на пенсии»: к 60-летию со дня смерти М. А. Булгакова // Книжное обозрение. - 2000. - 6 марта (№ 10).-С. 18.

112. Золотусский И. П. Отчет о пути // Знамя. 1987. - № 1. - С. 229-240.

113. Золотусский И. П. Русская звезда / И. П. Золотусский. На лестнице у Раскольникова. М., 2000. - С. 107-148.

114. Иванова Е. М. Функционально-семантическая характеристика текстовых номинативных цепочек и блоков в повести М. Булгакова «Собачье сердце»: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Вологда, 1993. - 123с.

115. Иваницкая Е. Постмодернизм = модернизм? // Знамя.— 1994. № 9. -С.186-193.

116. Каганская М. Белое и красное: предисловие к израильскому изданию романа М. Булгакова «Белая гвардия»: авторизированный перевод с иврита // Литературное обозрение. 1991. - № 5. - С. 93-99.

117. Кагановская Е. М. Полифоническое звучание как основа иронического представления // Язык и культура: третья международная конференция. -Киев, 1994.

118. Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения: вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. Кемерово, 1988. - 83 с.

119. Казаркин А. П. Типы авторства в романе «Мастер и Маргарита» / А. П. Казаркин. Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. - С. 11-27.

120. Кацис Л. «. О том, что никто не придет назад»: предреволюционный Петербург в «Белой гвардии» М. А. Булгакова // Литературное обозрение. 1991.-№ 5.-С. 78-86.

121. Киреев Р. М. Булгаков: «Ты совершишь со мной мой последний полет»: к биографии писателя // Наука и религия. 2000. -№ 3. - С. 18-21.

122. Киселева Л. Ф. Диалог добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. - № 6. - С. 3-11.

123. Кожинов В. В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. -М., 1963.-439 с.

124. Кожинов В. В. Статьи о современной литературе. М., 1982. - 303 с.

125. Колодин А. Свет и во тьме светит: к исследованию романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. — 1994. № 1. - С. 54-56.

126. Кораблев А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите»: к 100-летию М. А. Булгакова // Вопросы литературы. 1991. - № 5. — С. 35-54.

127. Кораблев А. Время вечность в пьесах М. Булгакова // М. А. Булгаков -драматург и художественная культура его времени / Автор-составитель А. А. Нинов. М., 1988. - С. 39-56.

128. Коржева П. Б. Язык юмора и сатиры. Алма-Ата, 1979. - 120 с.

129. Королев А. Блудный сын: жизнь и судьба писателя в творчестве М. А. Булгакова // Знамя. 1994. - № 4. - С. 196-204.

130. Кройчик Л. Е. Поэтика комического в произведениях А. П. Чехова. -Воронеж, 1986. 277 с.

131. Крылов В. П. Проблемы поэтики Л. Леонова (Композиция философского романа). Л., 1981.- 83 с.

132. Крючков В. «Он не заслужил света, он заслужил покой.»: комментарии к «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова // Литература в школе. -1998.-№2.-С. 54-61.

133. Кубарев А. Михаил Булгаков и его критики // Молодая гвардия. -1988.-№ 5.-С. 246-259.

134. Куницын В. Свет и покой Мастера Михаила Булгакова (попытка философского анализа) // Советская литература. — 1990. № 6. - С. 92-99.

135. Лазарева М. А. «Смех» Михаила Булгакова (Критерий художественности «Мастера и Маргариты») // Филологические науки. 1999 - № 2. - С. 26-35.

136. Лазарева М. А. Жанровое своеобразие «Мастера и Маргариты» М. Булгакова // Филологические науки. 2000. - № 6. - С. 22-30.

137. Лакшин В. Я. Булгакиада. М., 1987.-45 с.

138. Лакшин В. Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир,- 1968.-№ 6.-С. 284-311.

139. Лакшин В.Я. «Рукописи не горят» // Новый мир. 1968. - № 12. - С. 38-60.

140. Лакшин В. Я. Уроки Булгакова // Пальмир. 1972. - № 4. - С.57-60.

141. Лакшин В. Я. Эскизы к трем портретам // Дружба народов. 1978.9. с. 200-220.

142. Лакшин В. Я. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение. -1989.-№ 10.-С. 10-19.

143. Лакшин В. Я. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение. -1989. -№ 11.-С. 17-27.

144. Лакшин В. Я. О Доме и Бездомье: А. Блок и М. Булгаков II Литература в школе. 1993.- №3.- С. 18-22.

145. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Главный редактор и составитель А. Н. Николюкин. М., 2001. - 1596 с.

146. Левина Л. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Научные доклады высшей школы. 1991№ 1.-С. 12-23.

147. Лекманов О. О чем написан роман «Мастер и Маргарита» (Цитаты с комментариями) // Новое литературное обозрение. 1997. - № 24. - С. 7292.

148. Ленин В. И. Успехи и трудности Советской власти // В. И. Ленин. Собрание сочинений: в 55-ти т. Т. 38. - М., 1962. - С. 39-73.

149. Лесков Л. В. Что есть что? Философское прочтение романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -2002. -№ 1.-С. 21-35.

150. Лесскис Г. А. Триптих М. А. Булгакова о русской революции («Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»). Комментарии. -М., 1999.-430 с.

151. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1969. - 715 с.

152. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.-694 с.

153. Лурье Я. С. Михаил Булгаков и авторы «Великого комбинатора» // Звезда. 1991.-№9. -С. 168-174.

154. Лурье Я. С. Механика гибели: о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Звезда. 1993. -№ 7. - С. 192-205.

155. Лурье Я. С. Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова: М. Булгаков и «Война и мир» Л. Толстого // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени/ Автор-составитель А. А. Нинов. — М.,1988. - С. 190-201.

156. Лурье Я. С., Серман И. От «Белой гвардии» к «Дням Турбиных» // Русская литература. 1965. -№ 2. - С. 194-203.

157. Лэ Ч. М. К. К вопросу о жанровой структуре романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская литература. 1998. - № 4. - С. 39-50.

158. Магомедова Д. М. Никому не известный однофамилец (о семантических аллюзиях в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Известия АН СССР. Серия литература и язык. Т. 44. - 1985. - С. 83-86.

159. Макарова Г., Абрашкина А. Откуда взялась банда Воланда: о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Молодая гвардия. 1994. - № 7. -С. 225-234.

160. Малахов В. Гавань у поворота времён: онтология Дома в «Белой гвардии» М. Булгакова // Вопросы литературы. 2000. - № 4. - С. 326-336.

161. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978. - 398 с.

162. Мартьянов С. Липкая бумага: заметки о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Урал. 2000. - № 4. - С. 175-184.

163. Метченко А. Современное и вечное // Москва. 1969. - № 1. - С. 198211.

164. Миллиор Е. А. Мир наоборот: размышления о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературное обозрение. 1991. - № 5. - С. 6465.

165. Мотяшов И. Ответственность художника // Вопросы литературы. -1968.-№ 12.-С. 20-23.

166. Мягков Б. Где была клиника профессора Стравинского: о прототипах и географии романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Дружба народов. 1985. -№ 11. - С. 268-269.

167. Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара, 1991,- 164 с.

168. Немцев В. И. Произведения Михаила Булгакова в аспекте литературных связей. Самара, 2002. — 127 с.

169. Немцев В. И. Трагедия истины. Самара, 2003. - 255 с.

170. Николаева А. В. О Москве Краснокаменной М. А. Булгакова // Русская речь. 2000. - № 3. - С. 29-30.

171. Николаев Д. П. Смех оружие сатиры. - М., 1982. - 221 с.

172. Никоненко О. Н. От утопии к антиутопии: о творчестве А. Платонова и М. Булгакова. Полтава, 1994. - 139 с.

173. Нинов А. А. Михаил Булгаков и современность // Звезда. — 1990. № 5. -С. 153-161.

174. Нинов А. А. О драматургии и театре М. Булгакове (Итоги и перспективы изучения) // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени / Автор-составитель А. А. Нинов. - М., 1988. - С. 6-38.

175. Палиевский П. В. Пути реализма: литература и теория. М., 1974. - 222 с.

176. Палиевский П. В. Шолохов и Булгаков. М., 1993. - 119 с.

177. Палиевский П. В. Последняя книга М. Булгакова: к 100-летию со дня рождения писателя // Библиотекарь. 1991. - № 5. - С. 58-62.

178. Палиевский П. В. Булгаков 1991: о современном изучении творчества писателя // Наш современник. - 1991. -№ 9. - С. 178-182.

179. Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. JL, 1984.-205 с.

180. Паси И. Ирония как эстетическая категория // Марксистко-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. М., 1980. - С. 60-83.

181. Петелин В. В. Возвращение Мастера // Москва. 1975. - № 7. - С. 193209.

182. Петелин В. В. Жизнь Булгакова. Дожить раньше, чем умереть. М., 2005.-665 с.

183. Петишев А. А. Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова. Уфа, 1989. - 156 с.

184. Петишева В. А. О романе Л. Леонова «Русский лес» // Литература в школе. 2007.- №10. - С. 20-22.

185. Петишева В. А. Романы Л. М. Леонова 1920-1990-х годов. М., 2006.191348 с.

186. Петишева В. А. Романы J1. Леонова 20-30-х годов в вузовском изучении. Москва-Бирск, 2004. - 168 с.

187. Петишева В. А. Писатель и его герои. Леонид Леонов в 20-е годы. — Бирск, 1998.-207 с.

188. Петровский М. А. Смех под знаком апокалипсиса: М. Булгаков и «Сатирикон»: к 100-летию М. А. Булгакова // Вопросы литературы. 1991. -№ 5.-С. 3-34.

189. Петровский М. А. Михаил Булгаков: киевские театральные впечатления в творчестве писателя // Русская литература. 1989. - № 1. - С. 3-25.

190. Петровский М. А. Два мастера: В. Маяковский и М. Булгаков // Литературное обозрение. 1987. - № 6. - С. 30-37.

191. Петровский М. А. Мастер и Город. Киевские контексты Михаила Булгаков. Киев, 2001. - 367 с.

192. Петровский М. А. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени / Автор-составитель А. А. Нинов. -М., 1988. - С. 369-391.

193. Петровский М. А. Смех под знаком Апокалипсиса: М. Булгаков и «Сатирикон» // Вопросы литературы. 1991. - № 5. - С. 3-34.

194. Петров В. Б. Комическое и трагическое в драматургии М. А. Булгакова (20-е годы): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1982. - 197 с.

195. Петров В. Б. Нравственные ценности в горниле русской усобицы. По страницам «Белой гвардии» Михаила Булгакова // Литература в школе. -2003.-№3.-С. 22-25.

196. Подгаец О. А. Бездомный, Латунский, Рюхин и др.! // Русская речь.1991. -№3.- С. 8-22.

197. Полоцкая Э.Л. Внутренняя ирония в рассказах и повестях Чехова / Э. Л. Полоцкая. Мастерство русских классиков. М., 1969. - 494 с.

198. Попова Н. Эффект отстраненности и сострадания // Литературное обозрение. 1995.-№ 1.-С. 21-24.

199. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976. - 183 с.

200. Пропп В. Я. Природа комического у Гоголя // Русская литература. -1988.-№ 1.-С. 27-43.

201. Проффер Э. Художник и власть: по страницам романа «Мастер и Маргарита» // Иностранная литература. 1991. - № 5. - С. 212-221.

202. Ракицкий Н. П. Встречи с М. А. Булгаковым // Дружба народов. 1990. -№ 3. - С. 169-172.

203. Рассадин С. Путь с Голгофы: о творчестве М. А. Булгакова // Диалог. -1993.-№516.-С. 72-80.

204. Романов Б. Звездные знаки булгаковской Москвы: об изучении астро-географии московских адресов М. А. Булгакова // Наука и религия. 1996. - № 9. - С. 20-22.

205. Романов Б. Вальпургиева ночь 30 апреля 1926 года: по страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Наука и религия. 1998. -№ 4. - С. 46-48.

206. Ромм М. И. «Сиреневый джентльмен в прекрасном магазине»: из воспоминаний к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Нева. -1996.-№ 10.-С. 206-207.

207. Русская демократическая сатира XVII века / Ответственный редактор Д. С. Лихачев. М., 1977. - 254с.

208. Русская литература XX века. Проза 1980-2000-х годов. Воронеж,2003.-269 с.

209. Сарнов Б. М. Каждому по его вере: о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1998. - 92 с.

210. Сахаров В. Прощание и полет: о М. А. Булгакове // Литературная Россия. 1996.-26 апреля (№ 17).-С. 3.

211. Сахаров В. Береги честь смолоду: к 70-летию романа М. Булгакова «Белая гвардия» // Молодая гвардия. 1992. - № 9. - С. 228-246.

212. Семанова М. Чехов и советская литература: 1917-1935. М.-Л., 1966. -311 с.

213. Семенова С. Парадокс человека в романах Леонида Леонова 20-30-х годов // Вопросы литературы. 1999. - № 5. - С. 35-74.

214. Сергиенко А. В. О природе иронии как проявлении импликации (на материале прозы Гейне) // Семантические процессы на разных уровнях языковой системы: межвуз. сб. научных трудов. Саратов, 1994. - 176 с.

215. Сергованцев Н. Два самоотречения Михаила Булгакова // Молодая гвардия. 1989. - № 8. - С. 259-272.

216. Скорино Л. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. -1968.-№6.-С. 21-30.

217. Скорино Л. Ответ оппоненту // Вопросы литературы. 1968. - № 6, -С. 31-45.

218. Смирнова Н. Н. Путь иронии в XX веке: от отрицания абсолютной серьезности к самоотрицанию // Вопросы филологии 2002. - № 3 (12). -С. 52-60.

219. Соколов Б. В. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: очерки творческой истории. М., 1991. - 173 с.

220. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М., 1997. - 586 с.

221. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М., 1997. - 429 с.

222. Соколов Б. В. К вопросу об источниках романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Философские науки. 1987. - № 12. - С. 54-64.

223. Солоухина О. В. Образ художника и время: традиции русской литературы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. 1987. -№ 3. - С. 173-181.

224. Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала XX века. -М., 1977.-303 с.

225. Сухих И. Евангелие от Михаила Булгакова (1928-1940. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Звезда. 2000. - № 6. - С. 213-225.

226. Тамарченко А. Драматическое новаторство Михаила Булгакова: статья из США // Русская литература. 1990. - № 1. - С. 46-47.

227. Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография: в 2-х кн./ Ответственный редактор Н. Грознова, А. Павловский. -Л., 1991. -Кн.'1.-455 с.

228. Титкова И. Е. Проблема русской литературной традиции в драматургии М.А. Булгакова: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Н.Новгород, 2000. 215 с.

229. Теория литературы: учебное пособие для высших учебных заведений: в 2-х т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 1. - М., 2004. - 512 с.

230. Тодоров Л. Предпочтение отдается Мастеру: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова // Школа. 2002. - № 5 . - С. 52-55.

231. Третьякова Е. Ю. Ирония в структуре художественного текста. Ташкент, 1996.- 136 с,

232. Троицкий В. О безымянном мастере и его шапочке: к 30-летию публикации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва» // Москва. 1996. - № 11. - С. 154-164.

233. Трубина Л. А. Фантастический реализм в философской прозе М. Булгакова: от московских повестей к «закатному» роману // Дидактика.2001.-№3.-С. 67-77.

234. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1968. - 424 с.

235. Утехин И. П. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: об источниках действительных и мнимых // Русская литература. 1979. - № 4. - С. 89-109.

236. Утехин И. П. Исторические грани вечных истин: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова // И. П. Утехин. Современный советский роман: философские аспекты. Л., 1979. - С. 194-224.

237. Фиалкова Л. Москва в произведениях М. Булгакова и А. Белого / Л. Фиалкова // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени/ Автор-составитель А. А. Нинов. - М., 1988. - С. 358-367.

238. Фоменко Л. Цитаты в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» // О жанре и стиле советской литературы: сб. научных трудов. Калинин, 1990.-С. 147.

239. Фуссо С. «Собачье сердце» неуспех превращения: о проблематике повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова: статья из США: перевод с английского // Литературное обозрение. - 1991. - № 5. - С. 29-34.

240. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2000. - 398 с.

241. Химич В. В. «Странный реализм» М. Булгакова. Екатеринбург, 1995. - 187 с.

242. Ходасевич В. Ф. Смысл и судьба «Белой гвардии» // Литературное обозрение. 1991№ 5. - С.43-45.

243. Холодяков В. Образ человека в русской классической литературе и прозе XX века // Литература в школе. 2002. - № 3. - С.34.

244. Хрулев В. И. Поэтика послевоенной прозы Л. Леонова. Уфа, 1987. -78 с.

245. Хрулев В. И. Мысль и слово Леонида Леонова. Саратов, 1989. - 187 с.

246. Хрулев В. И. Леонид Леонов: магия художника. — Уфа, 1999. 277 с.

247. Хрулев В. И. Искусство иронии в прозе Леонида Леонова. Уфа, 2005. - 120 с.

248. Чалмаев В. А. Русская проза 1980-2000 годов на перекрёстке мнений и споров // Литература в школе. 2002. - № 3. - С. 22-25.

249. Чеботарева В. А. О гоголевских традициях в прозе М. Булгакова // Русская литература. 1984. -№ 1.-С. 166-176.

250. Чеботарева В. А. К истории создания « Белой гвардии» М. А. Булгакова //Русская литература. 1974. -№ 4. - С. 148-152.

251. Чернец Л. В. Мир произведения // Русская словесность. 1995. - № 2. -С.70-75.

252. Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко // Вопросы литературы. -1978.-№2.-С. 166-186.

253. Чудакова М. О. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988. - 492 с.

254. Чудакова М. О. Иисус и Иешуа: о внутренней связи романов М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Я. Э. Голосовкера «Сожженный роман» // Дружба народов. 1991. - № 7. - С. 136-141.

255. Чудакова М. О. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 1976. - № 1. - С. 218-253.

256. Чудакова М. О. Булгаков и Гоголь // Русская речь. 1979. - № 2. - С. 38-48.

257. Чудакова М. О. Михаил Булгаков: его партнеры, его сочинения // 64: Шахматное обозрение. 1985. - № 18. - С. 24-25,

258. Чудакова М. О. Некоторые проблемы источниковедения и рецепции пьес Булгакова о гражданской войне // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени / Автор-составитель А. А. Нинов.1. M., 1988.-С. 57-95.

259. Чудакова M. О. Пастернак и Булгаков: рубеж двух литературных циклов // Литературное обозрение. 1991. - № 5. - С. 18-23.

260. Шаргородский С. Собачье сердце, или Чудовищная история: о судьбе повести М. А. Булгакова // Литературное обозрение. 1991. - № 5. - С. 87-92.

261. Шаталова В. М. Концепты романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Школа. 2002. - № 5. - С. 63-65.

262. Шевелев Э. Морфология насмешливости // Аврора. 1995. - № 12. -С. 6-19.

263. Шкловский В. Б. Художественная проза: размышления и разборы. М., 1959.-628 с.

264. Шошин В. А. Михаил Булгаков в контексте XX века: по материалам одноименной юбилейной научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения писателя, Санкт-Петербург, май, 2001 // Русская литература. 2001. - № 4. - С. 228-236.

265. Эвентов И. Сила сарказма (Сатира и юмор в творчестве М. Горького). -Л., 1973.-431 с.

266. Эльсберг Я. Е. Мировоззрение и творчество Щедрина. М., 1936. -276 с.

267. Эльсберг Я. Е. Вопросы теории сатиры. М., 1982. - 482 с.

268. Эльсберг Я. Е. Наследие Гоголя и Щедрина и советская сатира. М., 1954.- 193 с.

269. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. -420 с.

270. Яблоков Е. А. О роли безличности в истории. Толстовский подтекст вроманах Михаила Булгакова // Литературное обозрение. — 1997. № 2. — С. 39-45.

271. Яблоков Е. А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». М., Коше-лев, 1997.- 191 с.

272. Яблоков Е. А. «Я часть той силы.»: этическая проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская литература. - 1988. -№2.-С. 3-31.

273. Яблоков Е. А. Лицо времени за стеклом вечности. Историография Михаила Булгакова // ОНС: общественные науки и современность. 1992. -№ 3. - С. 97-108.

274. Яновская Л. М. Публикуется Михаил Булгаков: заметки текстолога // Вопросы литературы. 1987. - № 1. - С. 205-213.

275. Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. -319с.

276. Яновская Л. М. Горизонтали и вертикали Ершалаима: о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 2002. -№ З.-С. 291-303.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.