Исламский фактор в политических процессах России и Таджикистана: сравнительный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Усмон Давлат

  • Усмон Давлат
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 172
Усмон Давлат. Исламский фактор в политических процессах России и Таджикистана: сравнительный анализ: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2008. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Усмон Давлат

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа роли религиозного фактора в политических процессах современности

§ 1 Вопросы взаимосвязи политики и религии в российской и западной политической науке

§ 2 Особенности взаимоотношении политики и религии в исламе

§ 3 Социально - политические предпосылки активизации ислама (на примере постсоветских республиках Центральной Азии)

Глава 2. Ислам в условиях достижения гражданского мира и становления демократии в Таджикистане

§ 1 Роль ислама в процессе гражданского примирения в Республике Таджикистан (1992-1997гг)

§ 2 Радикализация ислама в деятельности исламской политической оппозиции Таджикистана

Глава 3. Исламский фактор в политическом процессе современной России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламский фактор в политических процессах России и Таджикистана: сравнительный анализ»

Актуальность темы исследования. Большинство государств, возникших на постсоветском пространстве, переживают сейчас сложный и неоднозначный процесс национального возрождения, стабилизации новых социально-экономических отношений, достижения консенсуса различных общественных групп. Это в полной мере относится и к Таджикистану, представляющему собой весьма фрагментированное общество с крайне слабой национальной идентификацией и пережившему недавно период кровопролитной гражданской войны. В той или иной мере это относится и к России.

Значительную роль в процессе стабилизации и интеграции обществ, достижении политического согласия играет религия. И это вполне закономерно. Различные конфессии имеют многовековой опыт общения, как с отдельной личностью, так и с обществом в целом. Религиозные лидеры хорошо чувствуют и понимают настроения и потребности масс. Но особенно важно то, что религиозные учения располагают мощным интеллектуальным, духовным, гуманистическим потенциалом. Поэтому без исследования проблем взаимодействия и взаимовлияния религии и политики едва ли возможно понимание современного мира.

Особенную активность в современных политических процессах проявляет ислам - самая «молодая» из мировых религий. Число его приверженцев из года в год растет. Ислам оказывает серьезное влияние на умы и сердца сотен миллионов людей в странах Азии и Африки, и с ним следует считаться как с реальной силой. Нельзя не отметить, что политическая и интеллектуальная активность мусульман нарастает в странах не только Востока, но и Запада. Исламское возрождение идет и в России.

В то же время укрепление позиций ислама вызывает непростую реакцию в мировом общественном мнении. Масштабное социологическое исследование, проведенное в 2006 г. в 15 странах мира, показало, насколько велико взаимное недоверие в отношениях между мусульманами и представителями западного мира. Большинство опрошенных ' отметили, что между западным и восточным — мусульманским мирами сложились крайне негативные отношения. Тревогу бьют 55% американцев и более 63% европейцев. В России отношения между мусульманами и немусульманами в целом хорошими считают 18% опрошенных, в целом плохими - 53%.1

Данные Фонда «Общественное мнение» также свидетельствует о том, что в общественном сознании россиян присутствуют настороженное отношение к исламу: 39% респондентов полагают, что ислам играет отрицательную роль в современном мире. На формирование такого отношения в первую очередь повлияла деятельность исламских экстремистских организаций.

Реакция общественного мнения на деятельность таких организаций понятно. Но вполне очевидно и то, что мир ислама не един. Исследователям предстоит ответит на ряд вопросов. Действительно ли ислам содержит в себе преимущественно конфликтный потенциал, вступающий в противоречие с устоями современного общества и государства? Какие проявления ислама представляют публичный интерес и могут иметь последствия, значимые для политических процессов в Республике Таджикистан и России?

1 В каждой из 15 стран было опрошено от 900 до 2000 человек. В исследовании приняли участие Китай, Египет, Франция, Германия, Великобритания, Индия, Индонезия, Япония, Иордания, Нигерия, Пакистан, Россия, Испания, Турция и США. См.: Институт религии и политики. 23.06.2006 // http:www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-6133.html.

2 Фонд «Общественное мнение». http:/www.wciom.ru.

Поиск ответов на эти вопросы представляется весьма своевременным, ибо даже в России с ее развитой востоковедческой традицией ислам пока не стал предметом релевантных политико-социальных исследований. Неизвестна даже точная численность мусульман в Российской Федерации, так как существующие способы оценки основываются на этнических критериях, а собственно религиозный фактор в большинстве случаев подменяется этническим.1

Исследование указанной проблемы в компаративном ключе актуальной и потому, что сохраняющаяся социальная напряженность в обществе, продолжающиеся межэтнические и межконфессиальные конфликты, настроения сепаратизма и религиозного экстремизма являются прямыми угрозами национальной безопасности и для Таджикистана, и для России.2

Степень научной разработанности проблемы. Обращение к различным источникам по политологии показывает, что, анализируя взаимоотношения политики с другими общественными сферами; авторы концентрируют свои усилия, прежде всего на рассмотрение взаимодействия политики и экономики, политики и права, политики и морали. Соотношение же религии и политики уделяется намного меньше внимания. Об общих проблемах взаимодействия и взаимосвязи религии и политики пишет небольшое число российских исследователей — М.Мчедлов, А.Нуруллаев, К.Долгов, Л.Васильев и некоторые другие.3

1 Согласно переписи 2002 г. в Российской Федерации проживает до 14 млн. мусульман. СМИ называет другую цифру - 20 млн.

2 См.: Федеральная Целевая Программа «Формирование установок толетарного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2015 гг.)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации №624 от 25 августа 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №36. -Ст. 3577.

3 См.: Васильев JI.C. История религий Востока. - М., 1998; Долгов K.M. Религия, власть, политика, дипломатия // Религия и дипломатия: Материалы научной конференции. - М., 2002; Нуруллаев A.A. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. - 2000. -№2; Религия народов современной России: Словарь М.П. Мчедлов. — М., 1999 и др.

Они отмечают, что религия была и продолжает оставаться одной, из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирование мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее на их политическое сознание и политическое поведение. Подчеркивается, что влияние религии обнаруживается и в процессах принятия государственной властью политических решений.

Особый интерес в данной группе научных источников представляет недавно вышедшая книга политических мемуаров Мадлен Олбрайт. В книге проанализирован уникальный опыт конструктивного взаимодействия бывшего госсекретаря США с руководителями тех стран, решающее влияние на политическую жизнь которых оказывают религиозные различные верования.1

Вопросы взаимоотношений политики и ислама нашли отражение в публикациях известных российских специалистов А.Игнатенко, А.Малашенко, Г.Мирского, Л. Сюкияйнена, Р.Абдулатипова и других авторов. В их трудах освещаются не только вероучительные аспекты, ислама как религии, но и его социальные, политико-правовые, экономические и культурные основы, ренессанс ислама в постсоветской России, взаимоотношения российских мусульман с православной церковью, государством.2

Проблемы воздействия ислама на политические процессы в центрально-азиатском регионе, истоков и перспектив его радикализации обстоятельно представлены как в российской, так и в таджикской научной литературе. Здесь следует выделить работы М.Олимова и

1 Олбрайт Мадлен. Религия и мировая политика. - М., 2007.

2 См.: Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. - М., 2002; Добаев И.П. Исламский радикализм. — Ростов на Дону, 2003; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 2003; Игнатенко A.A. Ислам и политика. - М., 2004; Ислам и общественное развитие в начале XXI века / Под ред. В.И. Белокреницкого. -М., 2005; Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998; Сюкияйнен JI.P. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. - М., 2001; Юрчук В.В. Ислам: мораль и принципы ислама. - М., 2004 и др.

С.Олимовой, А.Князева, В. Ахмедова, М.Раджабы, И.Звягельской, Р.Абазова и других авторитетных специалистов.1

В диссертации широко использовались работы, принадлежащие представителям не только светской мысли, но и различных течений ислама. Их авторы - имам Рухула Мусави Хомейни, Сайд Кутб, Сайид Абуль А"ля Маудуди и другие богословы — излагают свое представление о задачах, которые стоят перед мусульманами в политической, социальной и культурной сферах. Разноголосица в модернистских или фундаменталистских трактовках ислама и стоящих перед ним задач определяет как сложности выстраивания отношений с исламским сообществом, так и безусловное существование исламской цивилизации.2 Большим подспорьем для диссертанта стали труды крупнейших представителей западного исламоведения — Джульетто Кьеза, Жиля Кепеля, Оливье Руа, стоящих зачастую на противоположных полюсах научного поиска. Одни из указанных авторов говорят, что политический радикализм - это пройденный этап в развитии ислама, другие наоборот, утверждают, что политический ислам продолжает набирать силу и не исчезнет, пока большая часть населения мусульманского мира живет в нищете.3

См.: Абазов Р.Ф. Исламское возрождение в центральноазиатских новых независимых государств // Полис. - 1995. - №3; Ахмедов В. «Хизб ат-Тахрир» в Таджикистане. - Душанбе, 2004; Звягельская И. Таджикистан как зеркало «исламской революции» // Pro et Contra. - 2000. - Т.5. - №3; Олимова С., Олимов М. Таджикистан на пороге перемен. — М.5 1999; Князев A.A. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии. - Душанбе, 2004; Раджаби М. Ислам: джадидизм и революция. -Душанбе, 1997 (натадж. яз.) и др.

2 См.: Имам Рухулла Хомейни. Столпы исламского государства // Ислам и Россия. Отечественные записки. - 2003. - №5; Кутб Сайд. Война, мир и исламский джихад // Там же; Кутб С. Аль-ислам ва ль-мушкилат аль-хадара (Ислам и проблема цивилизации). - Каир, 1998; Сайд Абуль А"ля Маудуди. Политическая теория ислама // Там же; Гайнутдин Р. Ислам в современной России. - М., 2004.

3 Кьеза Джульетто. Бесконечная война.- М., 2003; Фуллер Грэхем. Будущее политического ислама // Отечественные записки. — 2003. - №5; Тиби Басам. Является ли ислам политической религией? Возможность межрелигиозного плюрализма в условиях цивилизационного конфликта // Неприкосновенный запас. - 2002. — №6; Kepel G. Jihad. Expansion et derclin de Tislamisme. - Paris, 2000; Tibi B. the Challenge of Fundamentalism. Political Islam and the New World Disorder. - Berkeley, 2002.

Наличие в научной литературе взаимоисключающих точек зрения как по теоретическим аспектам взаимоотношения ислама и политики, так и в оценке перспектив политического ислама свидетельствует о нерешенности политической науке целого ряда проблем, имеющих отношение к данной проблематике. Существенный вклад в разрешение этих проблем мог бы внести сравнительный анализ роли исламского фактора в политическом процессе различных стран постсоветского пространства.

Рабочая гипотеза исследований. Диссертант исходит из того, что в России и Таджикистане ислам стал существенным фактором общественной и политической жизни. Действие этого фактора нельзя сводит к реализации экстремистских целей определенными группами последователей ислама. Он значительно шире - включает политическую деятельность умеренных исламских сил. Таджикистан стал первой и пока единственной на постсоветском пространстве стране, легализовавшей деятельность умеренной исламской оппозиции — Партия исламского возрождения Таджикистана — и привлекшей ее представителей к управлению государством. Вследствие этого Таджикистану удалось существенно продвинуться в решении ряда национальных задач. По предположению диссертанта таджикская модель использования конструктивного потенциала ислама, интеграции на его основе разделенного общества представляет несомненный интерес и для России, поскольку ислам является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов граждан. В исламе заложен потенциал, работающий не на экстремистов, а на демократические силы, способствующей не дестабилизации, а консолидации общества и государства.

Основная цель исследования состоит в проведении сравнительно-политологического анализа значимости и возможностей влияния исламского фактора, прежде всего исламских организаций на 8 политические процессы в Российской Федерации и Республике Таджикистан, определении направлений и перспектив использования конструктивного потенциала ислама в политической жизни обеих стран.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: охарактеризовать существующую базу научного анализа взаимоотношений политики и религии;

- выявить особенности взаимоотношений политики и религии в исламе;

- проанализировать духовные и институциональные основы активизации ислама в политических процессах Таджикистана и России;

- выявить конструктивный потенциал ислама в политике постсоветских стран Центральной Азии и России;

- проанализировать имеющиеся прогнозы развития общественно-политической ситуации в Центральноазиатском регионе и России в аспекте возрождения ислама.

Объектом исследования является исламский фактор в политической жизни постсоветских центральноазиатских государств и России.

Предметом исследования является участие исламских организаций в политических процессах России и Таджикистана.

Теоретическая основа исследования представлена светскими и богословскими теориями взаимосвязи религии и политики, ислама и политики, роли ислама в новом тысячелетии - концепциями «конца политического ислама» (О. Руа), «постисламизма» (Ж. Кепель), «над культурной международной морали» (Б. Тиби), «большого исламского проекта» (А. Малашенко), «исламского государства» (Абуль А"ля Маудуди), «ислама как срединного пути между капитализмом и коммунизмом» (М. Кутб) и др.

Методологической основой исследований являются положения: Г.В.Ф. Гегеля, который видел в религии одно из трех проявлений абсолютного духа, увеличивающее потенциал эмансипации человека и утверждал, что «религия есть интегрирующий момент глубочайших пластов умонастроения».1 М. Вебера, считавшего влияние религиозных и этических факторов на ход мировой истории приоритетным ; Т. Парсонса, понимавшего религию как подсистему, с помощью которой поддерживается внутреннее единство и стабильность общества, осуществляются борьба с анемией, угрозой распада социальных связей, обеспечивается эволюция к более высоким системным уровням общественного развития.3

Для обеспечения адекватности используемого методологического арсенала привлекались методологические новации крупнейшего исламского богослова Юсуфа аль-Карзави, дающего современные трактовки проблем демократии, джихада, разделения мира, халифата и др.4

Методы исследований. При написании диссертации использовались философские и общенаучные методы систематизации, классификации, восхождения от абстрактного к конкретному, выявления общего, особенного и специфического. Применялся системный подход, принципы исторического и политического сравнительного анализа, а также историко-политические принципы теоретико-концептуального моделирования, заключающегося в выстраивании на основе фрагментарных положений единой концептуальной схемы исследования.

Эмпирическая база исследования представлена официальными политическими и правовыми документами государственных органов

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.

2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведении. — М., 1990.

3 Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997.

4 Карзави Ю. Политическое право. - Иран, Кирманшах, 1999. власти, политических партий и общественных движений, выступлениями политических и религиозных лидеров, государственных и общественных деятелей Таджикистана и России, статистикой, данными социологических опросов, публикациями научных изданий общего профиля и специализированных журналов — «Мусульманские лидеры: социальная роль и авторитет», (Душанбе), «Россия м мусульманский мир», (Москва) Использовалась также информация официальных сайтов, российских и таджикских политических партий и общественных организаций, аналитических служб и центров изучения общественного мнения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религия была и остается одной из важнейших духовной жизни сотен миллионов людей, живущих в самых разных страна, на всех континентах земли. В этом своем качестве религия тесно связана не только с культурой, но и с другими сферами жизни общества, включая политику. Связь религии и политики не является одинаковой для разных вероучений. Наиболее тесная и прочная связь религии и политики характерна для ислама.

2. Связь религии и политики в отдельные исторические периоды меняется как по существу, так и по форме выражения. Исламу присущи особые формы, связи с политикой, примером которых является «политический ислам». Целью современного «политического ислама» выступает не только духовное самоопределение отдельных наций и этносов, но и выработка своего рода идеологии борьбы за права и свободы исламских народов в современном мире - прежде всего, в противостоянии с западным миром.

3. Вместе с тем ислам не представляет собой единого учения. В нем присутствуют различные направления, размежевание между которыми происходит по разным основаниям. С точки зрения задач настоящей диссертации, важнейший из них - отношение к светскому государству, И методам борьбы за интересы исламских народов. Исламские течения и организации существующие на территории бывшего СССР и признающие светский характер государства, как правило, готовы к конструктивному сотрудничеству с нерелигиозными общественными организациями, институтами государства, в то время, как так называемые фундаменталисты нередко отдают явные предпочтение силовым акциям и методам.

4. В тех странах СНГ, население которых исповедует в большинстве своем ислам, участие исламских политических организаций (включая исламские партии) в процессах управления государством на современном этапе может стать позитивным фактором и способствовать консолидации нации, установлению мира и согласия в стране. Альтернативой этому может стать радикализация ислама в целом, создание исламских партий, выступающих за разрушение существующего светского государства и создание единого унитарного государства мусульман — халифата.

5. Активизация ислама в России, значительная часть граждан которой исповедуют эту религию, была закономерной. Если создание исламских партий (по типу таджикской ПИВТ) не является сегодня для России актуальной задачей, то участию исламских организаций в политическом процессе нет альтернативы. В этом плане Россия может с успехом использовать уже апробированные в Таджикистане формы и методы, укрепляя, в том числе, правовую базу взаимодействия государства и исламских организаций. Вместе с тем между Россией и Таджикистаном в плане взаимоотношений политики и религии существуют принципиальные отличия: в Таджикистане исламские организации участвуют во власти, в России — могут влиять на власть.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна.

Обобщены и осмыслены теоретико-методологические подходы, современной политической науки к изучению проблемы активизации ислама в политическом процессе России, Центральной Азии и Афганистана; введена в научный оборот недостаточно известная в российской политологии специальная литература по вопросу.

Научная новизна диссертации.заключается в следующем:

- уточнены особенности и характер взаимосвязи политики и ислама; в современном исламе религиозные и политические сферы связаны теснее, чем в других мировых религиях; вместе с тем более тесная связь определяется не только (и не столько) самой догматикой ислама, сколько положением исламского населения в современном мире; «политический ислам», радикальные исламские идеи разрабатываются часто в интересах политической прагматики и обоснования конкретных политических действий;

- систематизированы взгляды идеологов ислама на его роль в политической жизни, показано разнообразие их политических позиций (от полной лояльности до > жесткой оппозиции и непринятия светского характера государства, обоснования любых форм борьбы с ним); выявлены причины, по которым политический ислам выступает, главным образом, в конфронтационной, экстремистской форме; дана характеристика тех организационных форм и методов деятельности, с помощью которых он пытается реализовать свои политические цели;

- раскрыт конструктивный политический потенциал ислама; на примере деятельности Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) показано, что исламские политические организации могут стать важным инструментом консолидации общества и нейтрализации экстремистских исламских организаций;

- предложена сравнительная характеристика ислама как фактора развития политического процесса в России и Таджикистане; показано, что, несмотря на различие организационных форм включения исламских

13 организаций в политический процесс, общий вектор их развития совпадает, а опыт Таджикистана в регулировании отношений исламских организаций с органами власти в значительной мере может быть использован в России; в частности, это касается правового регулирования деятельности исламских организаций;

- впервые в научный оборот введены ранее неизвестные документы и факты, касающиеся деятельности партий и других исламских организаций.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что его выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшей концептуализации феномена взаимосвязи религии и политики, более четкого представления особенностей отношений между исламом и- политикой, сосуществовании деструктивных и конструктивных тенденций в процессе воздействия исламского фактора на политические процессы современного мира.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в аналитико-прогностической и организационной деятельности политических партий, структур государственной власти и управления при разработке государственной политики в отношении исламских организаций.

Положения диссертации могут найти применение при чтении курсов политологии и религиоведении в высших учебных заведениях РФ и РТ, стать основой для подготовки актуального спецкурса и учебно-методического пособия.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедре политологии и политического управления РАГС при Президенте РФ. Положения и выводы диссертации опубликованы в статьях общим объемом более 6,2 п.л.

Различные аспекты проблемы изложены и обсуждены в ходе ряда научно-практических конференций и «круглых столов» в Центре Стратегических Исследований при президенте РТ в 2006 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Усмон Давлат

Заключение

Религия была и остается одной из основ духовной жизни миллионов людей в самых разных стран и континентах. Она тесно связана не только с культурой, но и другими сферами жизни общества, включая политики. Роль религии в жизни человека и общества, формы и интенсивность и связи1 с политикой менялись на протяжении веков и применительно отдельным мировым религиям. Наиболее тесная связь религии и политики наблюдается в настоящее время в исламском мире. Это объясняется тем особенностям современного момента в развитии ' человечества, так отчасти и спецификой самой догматики и религиозных практик ислама. Политический ислам: рост его влияния и значения объясняется прежде всего тем, что он стал знаменем борьбы исламских народов за сохранение своей национальной самоидентичности, противостояния культурному политическому и духовному давлению запада. Целью современного политического ислама выступает не только духовное самоопределение отдельных народов, этносов но и выработка идеологии борьбы за права и свободы исламских народов в современном мире. Вместе с тем ислам не является единым учением. В нем присутствуют различные течения и направления, размежевания между которыми происходит по различным основаниям, далеко не всегда религиозно-догматического характера. С позиций политической науки, одно из важнейших размежеваний в исламе - отношение к светскому государству. Исламские течения и организации, признающие светский характер государства как правило готовы к конструктивному сотрудничеству с нерелигиозными общественными организациями, властными структурными, в то время как фундаменталисты нередко отдают предпочтение силовым решением и методам, включая массовый террор.

На территории бывшего СССР, включая отдельные регионы России имеет место и то и другой.

В ходе исследования этой проблемы на примере политических и общественных движений религиозного характера в Центрально-азиатском регионе (конкретнее, в Таджикистане) мы пришли к следующим итоговым (заключительным) выводам:

- еще до распада Советского Союза на территории многих республик Центральной Азии (особенно в Таджикистане) начали сформировываться политические и общественные движения религиозного характера;

- в. момент распада и после него эти политические и общественные движения стали активно участвовать в широких политических процессах сначала в рамках дискуссии* о национальном языке и суверенитете, затем попытки прихода к власти;

- накануне распада Союза доминирующие этносы используя ослабление роли союзного центра, распада всей иерархии союзного государства, постепенно закрепили свою власть, используя декларации о суверенитете, а также включились межклановую борьбу за верховную власть в республике;

- ответ гражданской войны 1992—1997 гг. в Таджикистане отчетливо показывал, что политические и общественные движения религиозного характера выиграли огромную роль во всех политических процессах в обществе;

- стало очевидно, что, если тогдашняя власть республики могла учитывать интересы этих организаций, как в парламенте, так и во всех иерархиях государственной власти, тогда можно было избежать кровавые этапы гражданской войны в Таджикистане;

- этому свидетельствует весомый вклад этих организаций (ПИВТ) в процессе достижения мира и согласия в республике и их активное участие в органах государственной власти после гражданской войны.

Исламский фактор в государствах Центральной Азии является некой1 социальной и политической- реальностью, отрицать которую сегодня невозможно. В разных государствах значение этого фактора различно. Ислам, несомненно, оказывает постоянное' влияние на происходящие там социально-политические процессы. Он формирует ценностные представления* людей, регулирует отношения между ними. Ислам безусловно, является оружием политики, и в этом качестве его роль будет возрастать, что может привести к обострению борьбы различными партиями и группировками,, в первую очередь, между властью и оппозицией, особенно в странах региона, где у власти — авторитарный,режим и сильное светское радикальное руководство.

Опыт гражданской войны в Таджикистане показывает, что проведение беспощадной борьбы с религиозными партиями и общественными организациями, их изоляция от участия вч политической жизни страны приведут к обострению и в конечном итоге к вооруженной борьбе сторон.

В'ходе проведенного нами исследования роли ислама в процессе гражданского примирения в республике Таджикистан (1992-1997 г), мы пришли к следующим итоговым выводам:

- процесс гражданского примирения, диалог секуляристов и исламистов в Таджикистане не имеет аналогов на постсоветском пространстве;

- ПИВТ было основным элементом ОТО и участвовало в межтаджикских переговорах, которые способствовали заключению мира и национального'согласия, в Таджикистане. Эта партия не ставит своей целью строительство религиозного государства в течение 50 последующих лет;

- мирный процесс в Таджикистане, активное участие в котором принимает ПИВТ, в условиях присутствия радикальных сил в соседних государствах (Талибан, ИДУ и др.), является уникальным; участие политического ислама в управлении государством является объективной необходимостью на современном этапе развития стран региона;

- в случае вывода ПИВТ из конституционного поля, т. е. в случае запрета ее деятельности, свободную нишу на политической арене могут заполнить радикальные исламисты;

- ужесточение мер и противоправные действия по отношению к официально зарегистрированным партиям и организациям религиозного характера в дальнейшем могут привести к переходу части радикально настроенных членов этих организаций в «Хизб ат-Тахрир» и другие экстремистские вооруженные группировки, что чревато для дестабилизации всего региона.

В последние годы усиливается влияние исламского фактора на политических процесса современной России. Опыт Чеченской войны, вооруженных конфликтах во всех Северокавказском регионе, показывает, что ислам использовался ими в качестве так называемого детонатора для изменения социально-политической ситуации в регионе.

Несмотря на конституционную «светскость» характера российского государства, возможны использование Таджикского опыта сосуществования в рамках одной политико-правовой конструкции «исламско-светского» варианта выстраивание отношений во властных структурах некоторых субъектах Российской Федерации. чтобы избежать в дальнейшем дестабилизации в некоторых субъектах РФ (особенно на Северном Кавказе), в РФ в рамках регионального законодательства может быть использован опыт Таджикистана для совершенствования имеющихся правовых норм в целях сосуществования религии и светских институтов власти в рамках одной политико-правовой конструкции.

Приемлемость такого подхода к решению проблемы ислама уже просматривается. Как никогда анализ в России разрабатываются

160 законопроекты, позволяющие религиозным организациям (исламским в том числе) более активно участвовать в политической жизни страны. Что же касается тех подходов и мер, которые призваны нейтрализовать религиозно-экстремистские организации и имеющие место в отдельных регионах России (на Северном Кавказе), то как обосновывали российские специалисты, они во многом схожи с теми, которые используются в Таджикистане. Разумеется, при этом необходимо в полной мере учитывать и различие между положением ислама в России и Таджикистане.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Усмон Давлат, 2008 год

1. Официально-документальные материалы

2. Закон о религии Республики Таджикистан // Свод законов Республики Таджикистан. Худжанд, 2003.

3. Конституция Российской Федерации. М., 2004.

4. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003. - 32 с.

5. Политические партии Республики, Таджикистан. Сборник. -Душанбе, 2006.

6. Научная литература на русском языке

7. Абдулов К. Сиёсатнаме XXI века.- Худжанд, 2004.

8. Асад М. Ислам и западная цивилизация. — М., 2006.

9. Асадуллаев И.С. Новые категории философии и философия политики. Душанбе, 2006.

10. Афганистан и безопасность Центральной Азии / Под. ред. Князева A.A. Бишкек, 2004 - Вып.1.

11. Ю.Ахмедов В. «Хизб ат-Тахрир» в Таджикистане: в чем реальность угрозы // Бизнес и Политика. 2000. - №33.

12. П.Ахмедов В. Благодатная почва для экстремизма // Бизнес и Политика. 2000. - 1 сент.

13. Бабаджанов Б. О деятельности «Хизб ат-Тахрир ал-ислами» на юге Узбекистана // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри». М., 2001.

14. Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма? // Центральная Азия и Кавказ. — 1998.-№4.

15. Баранов К.А. Исламский фактор в республиках Волжско-Камского региона в новейшей истории России: дис. канд. ист. наук — М., 2002.

16. Беков Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993-1997 гг.).— Душанбе, 1999.

17. Бжезинский 3. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство-М., 2005.

18. Биттер Жан-Николя, Фредерика Геран. Построение доверия между исламистами и секуляристами. Таджикский эксперимент. — Душанбе, 2004.

19. Ботобеков У. Внедрение идей партии «Хизб ат-Тахрир ал-исламий» на юге Киргизии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Московский Центр Карнеги М., 2001.

20. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.

21. Гафуров У. Еженедельник «Таджикистан». Душанбе, 2005. -№18.21 .Григорьев Е. Афганские грабли // «Азия плюс». Душанбе, 2006. — 23 нояб.

22. Гегель Г.В.Ф. Философия права. -М., 1990.

23. Джульетте К. Бесконечная война. — М., 2003.

24. Добаев И.П. Радикальный ваххабизм как идеология религиозного экстремизма // Центральная Азия и Кавказ. 2002. - №4(22).

25. Егоров Ю. В Ташкенте судят исламских экстремистов // Народная газета. 2000. - 31 окт.

26. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.- М., 2002.27.3арринкуб А.Х. Исламская цивилизация. М., 2004.28.3ейферт А.К., Кройкемайер А. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. Душанбе, 2003.

27. Игнатенко A.A. Ислам и политика. М., 2004.

28. Ислам и общественное развитие в начале XXI века / Под ред. В.И.Белокреницкого. М., 2005.31 .Ключников Б. Исламизм. США и Европа. Война объявлена. — М., 2003.

29. Князев A.A. Под знаменем «зеленого интернационала» // Независимая газета. 2000. — 11 сент.

30. Князев A.A. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии-Душанбе, 2004 год.

31. Масов PI История топорного разделения. Душанбе, 1990.

32. Махмудзод Р. «Хизб ат-Тахрир» — Партия исламского освобождения // Народная газета. — 2000. — 22 июня.

33. Михайлов Ю. Политический класс. Непонятый Коран (статья вторая) // Политические мысли России. М., 2006. — № 3(15). -Март.

34. Млечин JI. Кто взорвал Америку? Империя террора: от Красных бригад до исламского джихада. — М., 2002.

35. Москаленко В.И. Политический ислам или ислам в политике // Ислам и общественное развитие в начале XXI в. М., 2005.

36. Мусульманские лидеры: Социальная роль и авторитет / Под ред. Олимовой С.К. Душанбе, 2003.

37. На пути к свободе совести. Перестройка: гласность, демократия, социализм / Сост. и общ. ред. Д.Е. Фурман. М., 1989.

38. Надви Абдель Хасан Али. Ислам и Мир. М., 1994.

39. Назиров Д.Н. Вопросы генезиса религиозно-политического экстремизма и терроризма. — Душанбе, 2006.

40. Назиров Д.Н. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в Центральной Азии. Монография. Душанбе, 2007.

41. Олбрайт М. Религия и мировая политика. М., 2007.

42. Основы религиоведения. Учеб. / Под. ред. И.И. Яблокова. 4-е изд. перераб. и доп. - М., 2004.

43. Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997.

44. Политология: курс лекций / Моск.гос. ун-т им. М.Ломоносова. -М., 1999.

45. Политические партии Республики Таджикистан. Сборник. — Душанбе, 2006.

46. Пономарев В. Ислам Каримов против «Хизб ат-Тахрир». — М., 1999.

47. Проблема укрепления национальной независимости Республики Таджикистан. Монография / Под. ред. М. Диноршоева. — Душанбе, 2006.51 .Просветительство в литературах Востока: сборник статей. — Москва, 1973.

48. Раджабов З.Ш. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX вв. — Сталинабад, 1957.

49. Ратвен Мэлайз. Ислам. Краткое введение. М., 2005.

50. Рашид Ахмед. Талибан. М., 2003.

51. Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Материалы конференции Душанбе, 25 апр. 2002 г. Душанбе, 2002.

52. Россия и мусульманский мир // Бюллетень №5. Реферативно-аналитической информации. — М., 2003.5 7.Россия и мусульманский мир // Бюллетень рефератно-аналитической информации. М.: РАН, 2002. - №4 (118).

53. Ротар Игорь. Ташкент обвиняет «Хизбаллах» // «Чунбиш». 1999. -№4.

54. Стивен Таннер. Афганистан: История войн от Александра Македонского до падения «Талибана». М., 2004.

55. Тегин Ю.Л., Филоник А.О. Исламский экстремизм в Египте //Ислам: проблемы идеологии, права, политика и экономика. — М., 1985.

56. Тишков Ю.В. Общество в вооруженном конфликте. М., 2001.

57. Фальков М. Лидеры ИДУ: Джума Намангани (Ходжиев); Фарук Мухаммад Тахир (Юлдашев). «Независимая газета». - 2000. — 0,1 сент.

58. Хатами С.М. Традиция и мысль во власти авторитаризма. — М., 2001.

59. Хатами С.М. В человеке сосредоточена душа Востока и разум Запада.-М., 2001.

60. Хейвуд Эндрю. Политология. М., 2005.

61. Экстремизм Центральной Азии: сборник / Институт России и Китая. Алматы, 2000.

62. Юрчук В.В. Ислам: мораль и принципы ислама, шахиды, шииты, ваххабиты, моджахеды, сунниты и другие течения в исламе — М., 2004.1. Словари и справочники

63. Бенквист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.

64. Религиоведение: энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.И. Красникова, Е.С. Элбакян. М., 2006. - 1255 с.

65. Религия народов современной России: словарь / Отв. ред. Мчедлов М.П.-М., 1999.71 .Российская цивилизация / Под общ.ред. М.П. Мчедлова. М., 2003.

66. Философский энциклопедический словарь. -М., 1983.

67. Fiqhi siyosi, Duktur Yusuf Qarzovi, Intishoroti Kirmonshoh, (Iron), 1378. (Доктор Юсуф Карзови. Политическое право. Кирменшах (Иран), 1999 год. (на языке фарси).

68. Nahzathoi islomi dar sadsolai achir, Murtazo Muttahari, Intishoroti "Sadro", Qum Iron. (Доктор Муртазо Муттахари Исламское возрождение в последние сто лет. Кум : Издательство «Садро». 1998 год. (на языке фарси).

69. Pajuhishe dar borayi siyosati dini, laic va secular. In'от Ahmad Quduh, Mashhad, Iron, 1376. (Политика религиозный атеизм и секуляризм. Инъом Ахмад Кудух. Издательство «Остони Кудси разави». Мешхед, Иран, 1997 год. (на языке фарси).

70. Islom va nahzathoyi islomi dar Tojikistoni mu'osir, Shamsulhaqi Nur, Daftari adabiyoti inqilobi islomi, Tehron, 1374. Шамсул-Хаки Hyp. (Ислам и исламское возрождение в Таджикистане. Тегеран, 1994. (на языке фарси).

71. Afghoniston, ruhoni, Morks, mujohid, Ralph H. Magnus va Eden Naby, Tehron, 1380. Афганистан религиозный: марксист и маджахед. (Afqanistan mullah, Marx, and Mujahid). Магнус Рали. / Министерство иностранных дел Ирана. Тегеран, 2001. (на языке фарси).

72. Fojiayi qarni то, Talki chirs. "Shikasti Rus" (rozhoyipushtipardayi muqovimqti Afghoniston), Muhammad Yusuf va Mark Edgin. Pishovar< Pokiston, 1998. Капкан для медведя. Мухаммад Юсуф и Марк Эдгин. Пешавар, Пакистан, 1998. (на языке дари).

73. Afghoniston va То libón. Mavlavi Vakil Ahvadi Mutavakkil, Intishoroti "Maivand", Kobul, 1384. Афганистан и «Талибан». Мавлави Вакиль Ахмед Мутаваккиль. Кабул, 2005 год. (на языке дари).

74. Масуд и свобода. Регистони Мухаммад Солех. — Кабул, 2004. (на языке дари).

75. Закулисные игры в Афганистане. Хайрмухаммед Бебаган. Пишовар, Пакистан, 2001 год. (на языке фарси).

76. Sulh dar Tojikisnon, ba rivoyati asnod. Ta 'lifi Sayid Rasuli Musavi. Tehron, 1382. Мир в Таджикистане, документы и факты.' Сайид Расул Мусави / Центр архива и исследования. Тегеран, 2003. (на языке фарси).

77. Почему столько шума вокруг Масъуда? / Хакони «Торговая книга». Пешовар, 2002 год (на языке фарси).

78. Хабибуллах Абдулхасан Шерози. Нации Центральной Азии. -Тегеран, 1971. (на языке фарси).

79. Шамсулхак Нур. Ислам и исламское возрождение в Таджикистане. Тегеран, 1974. (на языке фарси).

80. Литература на таджикском языке

81. Айни С. История Бухары / Под ред. Р. Хошима. Душанбе, 1987. (на таджикском языке).

82. Айни С. История революционной мысли в Бухаре. Тегеран, 1981. (на языке фарси).

83. Аюбзод С. Таджики в двадцатом веке: 100 цвет в 100 лет, Прага, 2002. (на таджикском языке).

84. Бабаханов Б. «Хизб ат-Тахрир» вопреки демократии страны / Бабаханов Б., Мухаммадзода М. // Джавонони Тоджикистон. — 2001. — 31 мая. (на таджикском языке).

85. Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 1998. (на таджикском языке).

86. Газетаи муаллимон. — Душанбе, 1988. 26 ноября (на таджикском языке).

87. Группирование «Хизб ат-Тахрир». Издание ХТИ на таджикском языке. — Б. г., б. м. изд. — С. 70.

88. Зокиров Г. Политология. Душанбе, 2003. (на таджикском языке).

89. Журнал «Садои Шарк». 1988. - №6.

90. Ибни Курбон. Притворство и выход. Душанбе, 2003. (на таджикском языке).

91. Ибрагим Абу. Государство халифат между возникновением и созданием // Хирад, 2000. №152. (на таджикском языке).

92. Имомов М. Мировоззрения и литературные мышления Садриддина Айни. — Душанбе, 2001. (на таджикском языке).

93. Лебон Г. Ислам, время возникновения. — Душанбе, 1991 год (на таджикском языке).

94. Мухаббатов Курбонали. «Хизб ат-Тахрир» подрывная, авантюристская и злосчастная партия // Садои мардум. — 2000. — 19 авг. (на таджикском языке).

95. Мусозода Ходжи Хусейн. От хилофата идет запах раздора // Джумхурият. -2000. 20 июля (на таджикском языке).

96. Назаров X. Новый Афганистан / Назаров X., Мерганов С. Душанбе, 1982 год (на таджикском языке).

97. Намерения и задачи ХТИ / Издание ХТИ. Б. г., б. м. (на таджикском языке).

98. ПИВТ, Рождение мечты народа / под ред. С.А.Нури. -Душанбе, 2003. (на таджикском языке).

99. Прямой путь Хизб ат-Тахрир / Издание ХТИ. Б. г., б. м. (на таджикском языке).

100. Рачаби М. Ислам: джадидизм и революция. Душанбе, 1997. (на таджикском языке).

101. Султон Хамад, Партия освобождения или угроза // Мизон. — 2000. №2 (окт). (на таджикском языке).

102. Ходжи Хусейн Мусозода. От хилофата идет запах раздора // Джумхурият. 2000. - 20 июля (на таджикском языке).120. «Хизб ат-Тахрир» и его источники / Издание ХТИ. Б. г., м.-(на таджикском языке).

103. Химматзода Мухаммад Шариф. В поисках истины. -Душанбе, 2001. (на таджикском языке).

104. Шафеъ Б. Ахмадшах Масуд гордость арийцев. — Душанбе, 2002. (на таджикском языке).1. Электронные ресурсы

105. Прусаков В. Усиление исламского фактора в жизни России Электронный ресурс:. .- http.www.islarшlews.ш/index.php.

106. Шилов А. Исламский фактор для России Электронный ресурс.: http.www.religare.ru/artikle7400htm.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.