Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции: Теория вопр. и анализ исполнений "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Кудряшов, А. Ю.

  • Кудряшов, А. Ю.
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1994, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 233
Кудряшов, А. Ю.. Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции: Теория вопр. и анализ исполнений "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 1994. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кудряшов, А. Ю.

Введение

Глава I. Музыкальное исполнительство как историко-культурное явление:

§ I. Генезолнителва

§ 2. Культурные функции исполнительства----с.

Глава 2. Исполнительская интерпретация как фактор художественно-смысловой динамики музыкального произведения:

§ I. Содержание понятия исполнительской интерпретации и теория музыкального

§ 2. Исполнительская интерпретация и стилевые модификации художвенно-звукового теа

Глава 3. Об эволюции художвенногоа "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха в интерпретациях разныхилевых эпох

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции: Теория вопр. и анализ исполнений "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха»

Разграничение функций композитора, исполнителя-интернретатора и слушателя, когда первый почти всецело предается сочинению и записи музнки, второй творчески ее воспроизводит на концертной эстраде,а третьему отведена роль воопршинащего, понимающего и оценивающего набзщдателя, давно уже стало традиционным джя щузыки академического (в широком смысле) типа. Привычннми кажутся и определящне даннзгю ситуацию спецЕфичесиге моменты, закренженше за исполнителемгизвеетно, что он, занимая как йш промежуточно© положение меаду творцом и адресатом музыки, одновременно и свободен в своей деятельности от процесса сочинения, и способен к не менее полноценному творчеству,к нахождению принципиально новых художественных результатов, к истинным открытиям и откровенжшя.Даже с учетом далеко зашедших зкспериментов по синтезу различных видов музыкальной деятельности во второй половине Л века, когда композитор зачастую стремится стереть установленные традицией границы между собой и исполнителем (алеаторика, электронная и сонорная музыка), описанная нохма продолжает определять ©блик совршенной европейской щузшог, оказывая влияние на мувЕшажьные культуры других регионов мира (о чем свидетельствует, наяршер, повсеместное распространение конкурсов музыкантов-исполнителей, исполнительская ©нециализация в стражах с традиционно синтетичеошт фоттт музыкального творчества).Вкшэчжть •^зикальцув интерпретологию" (тершн Г.Когана) в шзнтекст теоретических исследований, сообщить ей такую же ^ачимость и степень разработанности, какие имеет наука о композиторском творчестве, в полной мере до сих пор не удалось. Ш мнению автора,основной причиной тому служит относительная молодость самого искусства исполнительской интерпретации, пришедшего на смену ситуациям "исполняющего композитора" и "композиторотвущето исполнителя" только в середине И Х столетия. Хронологическая близость возникновения явления, "аберрация научного зрения" сыграли роль Topioaa в развитии интерпретологии, в первую очередь относительно исторической ее проблемат1ики. Это также отразилось и на BoupoGSQL морфологии музыкаяьно-жсполнжтельской деятельности, ж на построении ее теории.Продолжая развивать направления, заданные в перечисленных исследованиях, настоящая диссертация вносит ряд новых положений. Основные из них следующие.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Кудряшов, А. Ю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительно недавно открывшее для себя область интерпретологии, современное музыкознание совершает переход от традиционных методов изучения традиционного же для этой науки предмета - произведения-кристалла, или "ставшего" композиторского а - к познанию произведения-процесса, которое бесконечно излучает живую исполнительскую ene а. . Покидая устойчивую и надежную почву анализа структурно обусловленной "необходимости" музыки, исследователь попадает здесь в увлекающее и, на первый взгляд, трудно постижимое в строгих категориях и терминах научного сознания "царство свободы", где все находится в текучести, переходности, принципиальной незавершенности состояний и форм. Сложность решения задачи их научного описания, однако* еще не означает ее неразрешимости, и, как показывает настоящее исследование, "царство исполнительской свободы" поддается научному освещению не менее успешно, чем область "композиторской необходимости" - при условии уточнения основных понятий, введения новых, использования междисциплинарного подхода и соблюдения очередности исторического, теоретического, а затем и синтетического - историко-логического и стилевого - изучения явлений исполнительского искусства.

Таким образом нам удалось доказать, что в появлении в середине XIX столетия особой области исполнительства вместе с присущим ему типом творчества - исполнительской интерпретации - нет ничего случайного и загадочного: это -закономерный и вполне объяснимый результат длительной эволюции европейского музыкального исполнения. Историческая "горизонталь" его развития постоянно направлялась сменой

- 197 различных способов понимания музыки, аксиологической оценки разных форм музыкальной деятельности, их места среди других искусств и роли в жизни человека. И лишь с возникновением такой концепции музыки, какая позволила ей в целом стать в ранг высших, почти религиозных ценностей и обрести не Ц только культурную автономность, но и качество духовно всеобъемлющей сферы, музыкальное исполнение отделяется от композиторского творчества и, вместе с тем, становится особым образом направленным на него - в своих главных сохранитель-ной и индивидуально-истолковательной культурных функциях и комплементарно-дополняющей их игровой. Исходя из того, что в наиболее общем плане такое положение вещей в европейской академической музыкальной культуре обрело достаточно устойчивый и неизменный характер, представилось возможным свер-^ тывание исторической "горизонтали" исполнительского искусства в его логико-теоретическую "вертикаль". Теперь культурные функции исполнительства высветились непосредственно реализованными: сначала - в этапах течения малого времени исполнительского воссоздания музыки, в репродуктивном, понимающем и художественно-преобразующем ее отражении, находящем необходимую для всякого культурного акта семиотическую опору в нотном, мнемоническом и художественно-звуковом тексте музыкального произведения. Затем, различая в последнем % из выделенных видов художественных текстов музыки два различных уровня - "центр" и "периферию", - мы увидели действие основных функций исполнительства уже в потоке большого времени музыкальной культуры: точно передавая структурированный композитором "центр" текста, исполнитель выступает как сохранитель художественной информации, как гарант вечного и самоидентичного существования музыкального произведения; творчески же выстраивая "периферию" текста, интерпретатор выполняет не менее важную индавидуально-истолковательную функцию (и, в той или иной мере, игровую), которая призвана сообщить каждому значительному сочинению в любое время актуальность и жизненное многообразие концертного бытия. Но тем самым мы синтезировали логико-теоретическую "вертикаль" исполнительства с его новой историко-стилевой "горизонталью" в трех ее основных измерениях - собственно историческом, национальном и индивидуально-личностном - и получили модель анализа исполнительской интерпретации музыки во всей неисчерпаемости принимаемых ею художественно-звуковых форм. Такая модель способна выполнять триединую задачу: во-первых, она может вмещать наш представления об исполнительском стиле, более точно определяя его носители, их взаимоотношения между собой и носителями композиторского стиля;, во-вторых, адекватно отражать музыкальное произведение как феномен европейской музыкальной культуры; наконец, в-третьих, - воспроизводить жизнь данного конкретного произведения в его многочисленных исполнительских толкованиях, что и было показано нами на примере "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха, когда каждый интерпретатор, убежденный в верности своих намерений композиторским, неизбежно полемизировал с ^ ними и, под влиянием порожающего интерпретацию контекста, создавал новый художественно-звуковой текст с оригинальными стилистическими особенностями. Возможно, этим создается прецедент для будущих подобных исследований исполнительски-стилевых и художественно-смысловых модификаций и других музыкальных произведений.

- 199

Проведенное наш исследование позволяет уточнить научное представление и о природе музыки как вида искусства. Положения традиционной морфологии,разделяющей все искусства на пространственные и временные, стали проблематичными, столкнувшись с явлениями средневекового и современного искусства. Изу-Ф чение в аспекте направленности на человеческое восприятие многих произведений живописи, всегда считавшейся пространственной формой художественного опыта, обнаружили в ней координату времени (древняя иконопись, полотна кубистов или абстракционистов XX века). С другой стороны,музыкальная наука показывает наличие в музыке - искусстве, казалось бы,временном - категорий пространственного мышления, в частности, в звуковысотной, фактурной, композиционной организации музыкального произведения. Доказанная диффузия пространственных Ф и временных категорий художественного мышления, всегда присутствующая в любом виде искусства, не позволяет отнести музыку только к временным искусствам.

Поэтому некоторые современные исследователи предлагают применять иные критерии различия искусств, разделяя их на исполнительские и неисполнитеяьские, динамичные и статичные, мобильные и стабильные, обладающие соответственно "произведением-процессом" и "произведением-предметом" (Е.Гуренко). На первый взгляд, музыка, наряду со сценическими искусствами, Ф безусловно должна быть отнесена к первой группе - в виду необходимого присутствия исполнителя-интерпретатора или актера, придающих процессуальный характер их произведениям. Однако даже в этом случае граница между ними и искусствами неисполнительскими по-прежнему остается условной и неопределенной: согласно утверждениям рецептивной эстетики (Изер, Яусс,

- 200

Гадамер), любое произведение любого вида искусства обязательно предполагает "исполнения" - в смысле трансформации своего значения в индивидуальном восприятии и понимании, различных истолкований - хотя бы и пассивно-творческих, существующих лишь в сознании рецепиента. Таким образом, динамично развивающими-ф ся по смыслу, мобильными могут быть и музыка, и живопись, и литература. По этой причине итальянские музыковеда А.Делла Корте и М.Мила, например, вообще оспаривают определение музыки, а также танца и театра, как искусств исполнительских, справедливо полагая, что рецептивное "исполнение" свойственно всем без исключения видам искусства. В чем же тогда следует усматривать специфику музыки?

Как показывает настоящая диссертация, взаимодействие выписанного композитором в нотном тексте структурного инвари-% анта музыкального произведения с личностным пониманием исполнителя и с порождающим его интерпретацию контекстом эпохи неминуемо преобразует саму внутреннюю организацию музыки, отражается в ее художественно-звуковом тексте - благодаря наличию в нем соответствующих вариантных уровней. А поэтому, в отличие от живописи, скульптуры, орнамента, литературы или поэзии - искусств, чьи произведения изменчивы лишь в восприятии (рецептивно-мобильных), музыка является искусством, изменчивым по условиям самого своего #1 существования (субстанциально-мобильн ы м ). Это и сообщает ей замечательную возможность представлять свой предмет в бесчисленном многообразии выразительных оттенков, когда каждое произведение способно буквально впитывать свет раскрывающих его художественный смысл сменяющихся исторических эпох и индивидуальных творческих сознаний.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кудряшов, А. Ю., 1994 год

1. Аберт Г. В.А.Моцарт. 4.1. Кн. I /Пер. с нем., вступит,ст., коммент. К.К.Саквы. - М.: Музыка, 1978. - 534 с.

2. Аберт Г. В.А.Моцарт. 4.2. Кн. I / Пер. с нем., вступит.ст., коммент. К.К.Саквы. - М.: Музыка, 1983. - 518 с.

3. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений: наоснове анализа искусства выдающихся пианистов XX века: Учебное пособие. - М.: ГИЛИ им.Гнееиных, 1984. - 92 с.

4. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник.В 3-х ч. Ч.1 и 2. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. 415 о.

5. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности. - М.: Музыка, I99I. - 104 с.

6. Ансерме Э. Музыка и ее исполнение // Ансерме Э. Статьи омузыке и воспоминания / Пер. с франц. Е.Бронфин, Б.Урицкой. - М.: Советский композитор, 1986. - e.II0-II5.

7. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т.T.I / Ред.В.Ф.Асмус. - М.: Мысль, 1975. - 550 с.

8. Асафьев Б. Инструментальное творчество Чайковского //Асафьев Б. О музыке Чайковского: Избранное. - Л . : Музыка, 1972. - с.234-290.

9. Баринова М.Н. Воспоминания о Гофмане ж Бузони / Сост. ивступит, ст. Б.Болышна; ред., коммент. и послесл. Гр. Прокофьева. - М.! Музыка, 1964. - 160 с.

10. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: "за" ж"против": Сб. статей / Пер. с англ., франц., нем., чешек., польск. и болг.; под ред. Е.Я.Басина и М.Я.Полякова. - М.: Прогресс, 1975. - с.114-163.

11. Бартоли К. Академические рассуаденжя // Музыкальнаяэстетика западноевропейского средневековья я Возроадения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.529-535.

12. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М.ЭствЕика словесного творчества / Сост. Г.Бочаров; текст подгот. Г.С.Бернштейн и Л.В.Дерюгина; примеч. С.Аверинцева и Г.Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - с.237-280.

13. Бенюмов М.И. Музыкальное произведение и исполнение музыки// Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: Межвуз. об. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. - с.25-42. - 203

14. Берлиоз Г. Несколько слов о трио и сонатах Бетховена //Берлиоз Г. Избранные статьи / Сост., пер., вступит, ст. и примеч. В.Н.Александровой и Е.Ф.Бронфин. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. - с.205-209.

15. Берйудо X. Декларация об инструментах // Музыкальнаяэстетика западноевропейского средневековья и Возроадения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.526-528.

16. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса // Советское искусствознание '80. Вып. 2. - М.: Советский художник, I98I. - C.II2-I53.

17. Берченко Р. Болеслав Яворский о "Хорошо темперированномклавире" // Музыкальная академия, 1993. i 2. - с.117-124.

18. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха/ Пер. и вступит, ст. А.Майкапара. - М.: Музыка, 1989. - 388 с.

19. Бодховский Р. Об одной ошибке "структурного искусствознания" // Эстетические очерки: Сб. статей. Вып. 5 / Сост. И.А.Константинов, Х.Раппопорт; ред. Х.Раппопорт. - М.: Музыка, 1979, - с. 195-207.

20. Боттригари Э. Дезидерио, или Об исполнении на различныхмузыкальных инструментах // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возроадения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. с.536-549.

21. Брентано Б. Переписка Гете с ребенком // Музыкальнаяэстетика Ге|мании П Х века. В 2-х т. Т.2.: Мтодогия / Сост. А.Михайлов и В.Шестаков. - М.: Музыка, 1982. с. 66-70.

22. Будяковский А. Пианистическая деятельность Листа. - Д.:Музыка, 1986. - 88 с.

23. БуркгардаЯ. Культура Италии в эпоху Возрождения. В 2-х т.Т.2 / Пер. Брилианта с 8-го нем. изд., перераб. Л.Гейтером. - -Пб.: Книгоиздательство М.В.Пирожкова, 1906. 404 с.

24. Вагнер Р. Виртуоз и художник // Вагнер Р. Избранныеработы / Пер. с нем. / Сост. и коммент. И.А.Барсовой и А.Ошерова; вступит, ст. А.Ф.Лосева. - М.: Искусство, 1978. - с.71-84.

25. Вагнер Р. Шсьма к Францу Листу: I84I-I859 // Вагнер Р.Письма. Дневники. Обращение к друзьям. Т.1У. - -Пб.: Издательство "Грядущий день", I9II. - с.1-149.

26. Вакенродер В.-Г. Звуки // Вакенродер В,-Г. Фантазии обискусстве / Пер. с нем.; вступит, ст. А.СДштриева; Еоммент. Ал.В.В1ихайлова. - М.: Искусство, 1977. - с.186191.

27. Вакенродер В.-Г. Особая внутренняя сущность музыки ипсихология современной инстрртентальной музыки // Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве / Пер. с нем.; вступит, ст. А.С.Дмитриева; коммент. Ал.В.Михайлова. - М.: Искусство, 1977. - с.170-178.

28. Вакенродер В.-Г. Чудеса музыки // Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве / Пер^ с нем.; вступит, ст. А.С.Дмитриева; коммент. Ал.В.Михайлова. - М.: Искусство, 1977. - с.160-164. - 205

29. Вавда 1андовска о музыке // Музыкальная жизнь, 1983,Ш 3. - с.18-19.

30. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Основныепроблемы социологического метода в науке о языке. Изд. 2-е. - Л.:Прибой, 1930. - 157 с.

31. Вольфрум Ф. Иоганн Себастьян Бах. Том I и 2 вместе: Разрешенный автором пер. со 2-го нем. изд. Евг.Браудо (со вступит, ст. и примеч. переводчика). - М.: Музыкальное издательство П.Юргенсона, I9I2. - XXI, 2 ^ с.

32. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного // Гадамер Г.-Г.Актуальность прекрасного / Пер. с нем. - М.: Искусство, 1.9I. - с.266-323.

33. Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменевтика // Гадамер Г.-Г.Актуальность прекрасного / Пер. с нем. - М.: Искусство, 1.9I. - с.256-265,,

34. Гаккель Л. О новой исполнительской личности // Советскаямузыка, 1984, i 4. - с.63-68.

35. Гаспаров Б.М. О некоторых принципах структурного анализамузыки // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей /Сост. и ред. М.Г.Арановского. - М.: Музыка, 1974. - с.129-152.

36. Геника Р. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы. 4.1. - М.: Музыкальное издательство П.Юргенсона,1896. - 216 с.

37. Герцер И.Г. О музыке // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2х т. T.I: Антология / Сост. А.Михайлов, В.Шестаков. - М.: Музыка, I98I. - 0.83-94.

38. Герцман Е. Античное учение о мелосе // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. - I . : Музыка, 1987. - с.114-148.

39. Гизекинг В. Интерпретация Баха на концертном рояле // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 7 / Сост. Г.Эдельман; ред. 1.Баренбойма; пер. с нем. и англ. А.Афониной, Е.Рацера. - М.: Музыка,1975. - с.237-241. - 206

40. Гизекинг В. Хвала фортепиано // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 7 / Сост.Г.Эдельман; ред. Л.Баренбойма^ пер. с нем. и англ. А.Афониной, Е.Рацера. М.: Музыка, 1975. - с. 221-223.

41. Гинзбург Л. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства // Эстетические очерки. Вып. 2 / Сост. и общ. ред. Х.Раш10|юрта. - М.: Музыка, 1967. - с.149-190.

42. Гинзбург Путевые дневники Чарлза Верни // Верни Ч.Музыкальные путешествия / Пер. с англ. З.В.Шпитальниковой; вступит.ст., ред. и примеч. Л.Гинзбурга. - Л.: Государственное музыкальное издательство, I96I. - с.3-15.

43. Глинка М.И. Записки // Глинка М.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. T.I / Подг. А.С.Ляпунова. - М.: Музыка,1973, - с.211-350.

44. Голосовкер Я.Э. Шагинативный абсолют. Ч.1 (фрагменты)// Голосовкер Я.Э. Логика мифа / Сост. и авторы примеч. Н.В.Брагинская и Д.Н.Леонов. - М.: Наука, 1987. - с.114163.

45. Гофман Н. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / Пер. с англ. Г.А.Павлова; ред., вступит, ст. ж примеч. Г.М.Когана. - М.: Государственное музыкальное издательство, I96I. - 224 с.

46. Гофман Э.Т.А. Старинная и новая церковная музыка // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Т.2: Антология / Сост. А.Михайлов, В.Шестаков. - М.: Музька, 1982. - с.8-32.

47. Григорьев В. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей. Вып. I / Сост. М.А.Смирнов. - М.; Музыка, 1988. - с.69-86.

48. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). - Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.

49. Гумбольдт В. Лаи?ай и аллада (фрагмент) // Гумбольдт В.Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. под ред. и с предисл. Г.В.Рамишвили. - М.: Прогресс, 1984. - с.303-306. - 207

50. Гюго В. Предисловие к драме "1юи Елаз" // Пого В. Собрание сочинений в 10-ЕИ т. Т.2. - М.: Правда, 1972. - с.293300.

51. Дельсон В. Святослав Рихтер. - М.: Государственное музыкальное издательство, I96I. - 121 с.

52. Документы ЖИЗНИ и деятельности Иоганна Себастьяна Баха/ Сост. Х.-1.Шульце; пер. с нем. и коммент. В.Ерохина. - М.: Музыка, 1980. - 271 с.

53. Друскин М.С. Дополнений к бахиане // Друскин М.С. Очерки,статьи, заметки. - Л. :щрветски1 композитор, 1987. - с.171197.

54. Друскин М.С. Иоганн Себа^ьян Бах. - М.: Музыка, 1982.- 383 с.

55. Друскин М.С. Концепции творчества и личности И.С.Баха висторической перспективе // Друскин М.С. Избранное: Монографии. Статьи.-М.: Советский композитор, I98I. - с.291-327.

56. Друскин М.С.Нотн^ текст // Друскин М.С. Очерки, статьи,заметки. -Л.: Советский композитор, 1987. - с.210-219.

57. Друскин М.С. Швейцер и вопросы баховедения // Швейцер А.Иоганн Себастьян Бах / Пер. с нем. Я.С.Друскина; ред. пер. и послесл. М.С.Друскина. - М.: Музыка, 1965. - с.649-662,

58. Захарова 0. Риторика и западноевропейская музыка ХЛ1 - первой половины ХУШ в.: принципы, приемы. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.

59. Здобнов Р. Исполнительство - род художественного творчества // Эстетические очерки. Вып. 2 / Сост. и общ.ред. Х.Раппопорта. - М.: Музыка, 1967. - с.98-148.

60. Зольгер К.В.Ф. Музыка // Музыкальная эстетика ГерманииXIX века. В 2-х т. T.I: Антология / Со ст. А. Михайлов, В. Шестаков. - М.: Музыка, I98I. - с.149-151.

61. Ингарден Р.Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Ингарден Р. Исследования по эстетике / Пер. с польск. А.Ермилова и Б.Федорова; предисл. В.Разумного; ред. А.Якушева. - М.: Издательство иностранной литературы, 1Э62. - с.403-570. - 208

62. Искусство Артуро Тосканини: Воспоминания. Биографическиематериалы / Сост. Л.Тарасов. - I.: Музыка, 1974. - 272 с.

63. Каган М. Морфология искусства: Историко-теоретическоеис^едование внутреннего строения мира искусства. 4.1,2,3. - I.: Искусство, 1972. - 440 с.

64. Каланд Е. "Учение Деппе" как основа современной игры нафортепиано и технические советы пианистам / Пер. с 3-го нем. изд. Л.Сушковой. - Рига: Скл. изд. у 1.А.Сушковой, 1.II. - 50, 26 О.

65. Кандинский-Рыбников А.А. Об интерпретации музыки И.С.Бахасоветскими пианистами и органистами // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т.Н.Ливанова, В.В.Протопопов. М.: Музыка, 1985. - с.309-337.

66. Кандинский-Рыбников А.А. Эпоха романтического пианизма исовременное исполнительское искусство // Музыкальное исполнительство и педагогика: Сб. статей / Сост. Т.Гайдамович. - М.: Музыка, I99I. - с.189-212.

67. Капустин Ю. Музыканз'-исполнитель и цублика: Исследование.- I.: Музыка, 1985. - 160 с.

68. Катунян М.И. Basso contlnuo - путь к новой музыке// Проблемы теории западноевропейской музыки (ХП-ХУП вв.): Сб. трудов ГМПИ им.Гнесиных. Вып.65 / Отв.ред. Ю.К.Евдокимова. - М.: Ш П И им.Гнесиных, 1983. - с.96-113.

69. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте// Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Ред.-сост., авт. вступит, ст., доп. и коммент. Л.Гинзбурш. - М.: Музыка, 1975. - с.10-63.

70. Коган Г.М. На концертах Артуро Бенедетти-Микеланджели// Коган Г.М. Вопросы пианизма: избранные статьи. - М.: Советский композитор, 1968. - с.415-418.

71. Коган Г.М. Парадоксы об исполнительстве // О музыке.Проблемы анализа: Сб. статей / Сост. В.Боровский, Г.Головинский. - М.: Советский композитор, 1974. - C.344-S65.

72. Коган Г.М. Ферруччо Бузони.-2-е изд., доп. - М.: Советский композитор, I97I. - 232 с. бЗ.Конен В.Д. Театр и симфония: Роль оперы в формировании классической симфонии. - М.: Музыка, 1968. - 351 с.

73. Копчевский Н.А. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. - М.:Музыка, 1986. - 96 с.

74. Корто А. Из высказываний // Корто А. О фортепианном искусстве: статьи, материалы, документы/ Сост., пер., ред. текста,вступит, ст. и коммент. К.Х.Аджемова. - М.: Музыка, 1965. - с.203-209.

75. Кррыхалова Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. - I.: Музыка, 1979. - 208 с.

76. Крастинь В. Об исполнении клавирной музыки Баха на фортепиано // Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева, ПЬстаковича: Сб. статей / Под ред.Л.А.Баренбойма и К.И.Ккак. - Л.: Музыка, 1965. - с.7-31.

77. Крастинь В. Традиции и новаторство в исполнении клавирноймузыки Иоганна Себастьяна Баха: Автореф. дисс. .. канд. искусствоведения. -Л.^ 1968. - 19 с.

78. Крастинь В. Традиции и новаторство в исполнительском искусстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: C6w статей. Вып. 5. - М.: Музыка, 1969. - с.65-84.

79. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине / Пер. с франц.О.А.Серовой-Хортик; сост., ред. пер. Д.В.Серова; очерк о Куперене, коммент. и общ.ред. Я.И.Мильштейна; теоретич. часть коммент. Ю.Н.Холопова. - М.: МузыкаД973. - 152 с.

80. Дурт Э. Основы линеарного контрапункта: Мелодическаяполифония Баха / Пер. с нем. З.Эвальд; под ред.Б.В.Асафьева. - М.: Государственное музыкальное издательство, I93I. - 304 с.

81. Ландовска В. Об исполнении клавесинных произведенийИ.С.Баха // Русская музыкальная газета, 1908, J* 32/33. - с.647-652.

82. Л^овска В. Старинная музыка / Пер. З.Савеловой; под ред.ШЭнгеля. - М.: Музыкальное издательство П.Юргенсона, 1.I3. - 133 с.

83. Левко О.А. Пути обновления жанра камерно-инструментальногоансамбля в творчестве русских советских композиторов 60' 70-х годов. - Дисс..канд.искусствоведения. - М.^ 1989. - 204 л.

84. Лекщш Ганса Бюлова, составленные Теодором Пфейфером / Пер.с 4-го нем.изд. с примеч. А.Буховцева. - М.: Музыкальная торговля П.Юргенсона, 1895. - 114 с.

85. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789года: Учебник. В 2-х т. T.I: По ХУШ век. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1983. - 696 с.

86. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789года: Учебник. В 2-х т. Т.2: ХУШ век. - 2-е изд., пере раб. и доп. - М.: Музыка, 1982. - 622 с.

87. Лист Ф. К Адольфу Пикте // Лист Ф. Избранные статьи / Предисл. и общ.ред. Я.Мильштейна; пер.А.Бобовича и Н.Мамуна; ред. текста,вступит, ст. и примеч. Барского. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. - с.79-87. - 211

88. Лист Ф. К 1орж Санд // Лист Ф. Избранные статьи / Предисл. и общ. ред. Я.Мильштейна; пер. А.Бобовича и Н.Мамуна; ред. текста, вступит, ст. и примеч. Барского. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. - с.64-70.

89. Лист Ф. Ф.Шопен. - 2-е изд.,перераб. / Пер. и примеч.С.А.Семеновского; общ. ред. и вступит, ст. Я.Й.Мильштейна. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. - с. 429.

90. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика // Античнаямузыкальная эстетика / Предисл. и общ. ред. В.П.Шестакова. - М.: Государственное музыкальное издательство, 160. - C.II-II6.

91. Лотман Ю. Статьи по типологии культуры // Материалы ккурсу теории литературы. Вып. I: Типология культуры. - Тарту: Изд-во Тарт. госуд. ун-та, 1970. - 106 с.

92. Лотман Ю. Феномен культуры// Семиотика культуры: Трудыпо знаковым системам X / Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 463. - Тарту: Изд-во Тарт. госуд. ун-та, 1978. - с.3-17.

93. Лотман Ю., Успенский В. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам У / Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 284. - Тарту: Изд-во Тарт. госуд. ун-ва, I97I. - с.144-166.

94. Максимов В.Н. От составителя // Восприятие музыки : Сб.статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980. - с. 5-13.

95. Маркс А.Б. Всеобщий учебник музыки. - М.: Музыкальнаяторговля П.Юргенсона, I88I. - 443 с.

96. Медушевский В.В. Музыкальный стиль кжк семиотическийобъект // Советская музыка, 1979, № 3. с.30-39.

97. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музы»а, 1976. - 254 с.

98. Меланхагон Ф. О свободных искусствах // Музыкальнаяэстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с. 376-377.

99. Мильштейн Я.И. К проблеме исполнительских стилей// Мильштвйн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб. статей. - М.: Советский композитор, 1983. - с.5-37.

100. МижьштеШ Я.И. Ф.Лист. В 2-х т. - Изд. 2-е, расшжр. идоп. - М.: Музыка, 1970. T.I - 864 с.;Т.2 - 600 с.

101. Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам // Мильштейн Я.И.Очерки о Шопене. - М.: Музыка, 1987. - с.19-71.

102. Мильштейн Я.И. "Хорошо темперированный клавир" И.С.Бахаи особенности его исполнения. - М.: Музыка, 1967. - 392 с.

103. Мундт Т. Эстетика // Музыкальная эстетика Германии XIXвека. В 2-х т. Т.2: Антология / Сост. А.Михайлов, В.Шестаков. - М.: Музыка, 1982. - с.214-229. - 213

104. Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблемамузыкознания // Восприятие музы:.^: Сб. статей / Ред.сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, I980.-C.9I-III.

105. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Запискипедагога. - Изд. 3-е. - М.: Музыка, 1967. - 311 с.

106. Неменова-Лунц М. Отрывки из воспоминаний об А.Н. Скрябине // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминания. Вып. I. / Сост. и общ. ред. М.Г.Соколова. - М.: Музыка, 1965. - с.226-234.

107. Николаев А. Интерпретация "Voli^ieM^>6>ttct^^ K/avJet "Баха в редакции Черни и Бузони // Советская музыка, 1935, J^ 3. - с.68-73.

108. Новалис (Фридрих фон Гарденберг). Математические фрагменты // Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. T.I: Антология / Сост. А.Михаилов, В.Шестаков. - М.: Музыка, I98I. - с.304-318.

109. Овчинников М.А. Фортепианное исполнительство и русскаямузыкальная критика XIX века: Исследование. - М.: Музыка, 1.8I. - 198 с.

110. Овчинников Н.Ф. Принципы сохранения. - М.: Наука, 1966.- 331 с.

111. Осокин СЮ. Историческая жизнь музыкального произведенияв исполнительском искусстве (на материале интерпретаций "Хорошо темперированного клавира" И.С.Баха) . - Дисс. ..канд. искусствоведения. - М., 1992. - 156 л.

112. Пети-Коклико А. Coynf>€ncli^*n muslces // Музыкальнаяэстетика западноевропейского средневековья и Возроадения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.383-385.

113. Шсьма Бетховена: I787-I8II / Сост., автор вступит, ст.и коммент. Н.Л.Фищман; пер. Л.СТовалевой и Н.Ж.Фишмана. - М.: Музыка, 1970. - 576 с.

114. Шсьма Карла Черни, или Руководство к изучению игры нафортепиано от начальных оснований до полного усовершенствования, с кратким объяснением генералбаса / Пер. с нем. - -Пб.: Тип. Экспедиции заготовления госбумаг, 1842. - 98 с. - 214

115. Пжатон. Апология Сократа // Платон. Сочинения в 3-х т.T.I / Пер. с древнегреч.; под общ.ред. А.Ф.Лосева ж В.Ф.Асмуса. - М.: Мысль, 1968. - с.81-112.

116. Полежаев А.В. Музыкальное произведение и его жизнь втрактовках музыкантов разных времен (на примере анализа сонаты Бетховена opIII и ее интерпретаций): Автореф. дисс. .. канд. искусствоведения. - Л., 1983. - 25 с.

117. Порфирьева А. "Неоклассицизм" Стравинского // Эволюционные процессы музыкального мышления: Сб*» научных трудов / Отв. ред. А.Л.Порфирьева. - Л.: ЛШТМиК, 1986. - с. 1.I-II8.

118. Раабен Л. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. I. - Л.: Музыка, 1962. с.20-51.

119. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль // Рабинович Д.А.Исполнитель и стиль: Избранные статьи. Вып. I: Проблемы пианистической стилистики. - М.: Советский композитор, 1979. - с.103-313.

120. Раппопорт О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Вып. 7. - М.: Музыка, 1972. - с.3-46.

121. Рихтер Три ответа на вопросы о сонате Бетховенаор. 57 ("Аппассионата")^ Беседа с Д.Благим // Пианисты рассказывают / Сост. и вступит, ст. М.Соколова. - М.: Советский композитор, 1979. - с.137-140.

122. Ройзман Л. Карл Черни и его редакция клавирных сочинений И.С.Баха // Советская музыка, 1940, № 10. - с.62-68.

123. Роллан Р. Бетховен.Великие творческие эпохи // Роллан Р.Собрание сочинений в 14-ти т. Т.12. - М.: Гослитиздат, 1957. - 351 с.

124. Рубинштейн А.Г. Еще о консерваториях // Рубинштейн А.Г.Литературное наследие. В 3-х т. T.I: Статьи. Книги. Докладные записки. Речи / Сост., текстолог, подготовка, коммент, и вступит, ст. Л.А.Баренбойма. - М.: Музыка, 1983. - с.1©7-110. - 215

125. Рубинштейн А.Г. О музыке в России // Рубинштейн А.Г.Литературное наследие. В 3-х т. T.I: Статьи.Книги. Докладные записки. Речи / Сост., текстолог, подготовка, коммент. и вступит, ст. Л.А.Баренбойма. - М.: Музыка, 1983. - с.46-53.

126. Саяинас Ф. О музыке // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.413-422.

127. Сапонов М. Искусство импровизации: Импровизационные видытворчества в запапдоевропейской музыке средних веков и Возроадения. - М.: Музыка, 1982. - 77 с.

128. Селецкий П.Д. Записки. 4.1. - Киев: ред. "Киевской старины", 1884. - 201 с.

129. Скребков С. Композитор и исполнитель // Скребков С.Избранные статьи / Ред.-сост. Д.А.Арутюнов. - М.: Музыка, 1980. - с. 9-16.

130. Современные пианисты: Справочник. Ч.1 / Сост. Л.1^игорьев, Я.Шатек. - М.: Советский композитор, 1977. - 286 с.

131. Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. - 223 с.

132. Соколов А.С. Громкостная динамика как предмет анализа// Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 5. - М.: Советский композитор, 1983. - с.107-137.

133. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. Трудыпо языкознанию / Пер. с франц., ред. и вступит, ст. А.А.Холодовича. - М.: Прогресс, 1977. - с.9-285.

134. Стасов В.В. Из воспоминаний "Училище правоведения сороклет назад". I836-I842 // Стасов В.В. Статьи о музыке. В 5-ти вып. Вып. 3 / Сост. Н.Симакова; ред. Ви.Протопопов. - М.: Музыка, 1977. - с.5-44.

135. Тюрк Д.Г. Клавирная школа // Алексеев А.Д. Из историифортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишнострунных инструментах (от эпохи Возрозвдения до середины ХЕХ века): Хрестоматия. - Клев: Музична Укра1на, 1974. - с.56-71.

136. Федосеева Л. Исполнительское искусство М.В.Юдиной.Черты стиля. - Цисс. .. канд. искусствоведения. - Казань, 1983. - 222 л.

137. Фейнберг С Е . Интерпретация полифонии Баха // Фейнберг С Е . Мастерство пианиста / Сост. и общ.ред. Л.Фейнберга и В.Натансона. - М.: Музыка, 1978. - с. 13-55.

138. Фейнберг С Е . Шанизм как искусство. - Изд. 2-е, доп.- М.: Музыка, 1969. - 598 с.

139. Фишман Н.Л. Людвиг ван Бетховен о фортепианном исполнительстве и педагогике // Фишман Н.Л. Этюды и очерки по бетховениане. - М.: Музыка, 1982. - с.189-214.

140. Флоренский П.А. Шсль и язык // Флоренский П.А. Т. 2:У водоразделов мысли / Прилож. к журн. "Вопросы философии". - М.: Правда, 1990. - с.107-350.

141. Флоренский П.А. Пути и средоточия. < Приложение 1> .Философская антропология // Флоренский П.А. Т.2: У водоразделов мысли / Прилож. к журн. "Вопросы философии". - М.: Правда, 1990. - с.34-38.

142. Форкель И.Н. О ЖИЗНИ, искусстве и о произведенияхИоганна Себастьяна Баха / Пер. с нем. В.А.Ерохина; коммент. и послесловие Н.А. Копчевского. - М.: Музыка, 1987. - III с.

143. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М.Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. Республика, 1993. - с.16-27.

144. Харяап М. Исполнительское искусство как эстетическаяпроблема // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2 / Сост. Я.Мильштейн. - М.: Советский композитор, 1^1. - с.5-67.

145. Хейзинга И. Homo Zudens // Хейзинга 1. Цото£u4ehS • в тени завтрапнего дня / Пер. с нидерл.; общ. ред. и послесловие Г.М.Тавризян. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. - с.6-240.

146. Хитрук А. Утраты и дары: Современное фортепианное исполнительство меаду комфартом и "диссидентством" // Музыкальная академия, 1993, il 3. - с.121-126,

147. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособиедля музыковедов консерваторий. В 2-х ч. Ч.1: Музыкальное произведение как феномен. - М.: МГДОЖ им.П.И.Чайковского, 1990. - 140 с.

148. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособиедяя музыковедов консерваторий. В 2-х ч. ч.2: Содержание музыкального произведения. - М.: МГДОЖ им.П.И.Чайковского, I99I. - 122 с.

149. Царева Е.М. Стиль музыкальный // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Кеддыш. В 6-ти т. Т.5. - М.: Советская энциклопедия, I98I. - стлб. 281-289.

150. Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три срезапроблемы // Музыкальное исполнительство ж современность: Сб. статей. Вып. I / СоСТ. М.А.Смирнов, - М.: Музыка, 1988. - с. 4 ^ 8 .

151. Чередниченко Т. Ценностный подход к искусству ж музыкальная критика // Эстетические очерки: Сб.статей. Вып.5 / Сост. И.А.Константинов, Ь.Раппопорт. - М.: МуЗыка,1979, - с.65-101. - 218

152. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / Пер. с нем. Я.С.Друскина; ред. пер. и послесл. М.С.Друскина. - М.: Музыка, 1965. - 728 с.

153. Шекалов В. Ванда Ландовская - интерпретатор, педагог,исследователь: Автореф. дисо. .. канд.искусствоведения. - I., I98I. - 21с.

154. Шеллинг В.Ф.1. Система транедендентального идеализма// Шеллинг В.Ф.Й. Сочинения в 2-х т. T.I / Пер. с нем.; сост., ред., автор вступит.ст. А.В.Гулыга. - М.: Мысль, 1987. - с.227-489.

155. Шестаков В. П. Музыкальши эстетика средневековья и Возроздения // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возроадения / Сост. текстов и общ.вступит. ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - с.5-92.-—

156. Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальнойэстетики от античности до ХУШ века: Исследование. - М.: Музыка, 1975. - 351 с.

157. Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 3 /Сост., вступит.статьи и ред. переводов Г.Эдельмана. - М.: Музыка, 1967.- с.63-188,

158. Шубарт I. Идеи к эстетике музыкального искусства // Музыкальная эстетика западной Европы ХУП-ХУШ веков / Сост. текстов и общ. вступит, ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1967. - с.325-340.

159. Щуман Р. Жизненные правила дяя музыкантов // Шуман Р.О музыке и музыкантах. Собр.статей в 2-х т. Т.2-Б. / Сост., текстологич. ред., коммент. и указатели Д.В. Житоьшрского; пер. с нем. А.Г.Габричевского и Л.С.Товалевой, -М.: Музыка, 1979.-с. 175-183.

160. Юдина М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост.А.М.Кузнецов. - М.: Советский композитор, 1978. - 416 с.

161. Юзефович В. С Ролщественским о Рождественском / / Музыкальное исполнительство: Сб. статей. Вып.Ю / Сост. и общ.ред. В.Ю.Григорьева и В.А.Натансона. - М.: Музыка, 1979. - с.154-193.

162. Яворский Б. Заметки о творческом 1ушшлении русских композиторов от Глинки до Скрябина (Ш5-1915) / / Яворский Б. Избранные труды. В 2-х т. Т.2,ч.1 / Общ.ред. Д.Д.Шостаковича; сост. И.С.Рабиновича. - М.: Советский композитор, 1987. - с.41-235.

163. Яловец Г. Юношеские произведения Бетховена и их мелодическая связь с Моцартом, Гайдном и Ф.Э.Бахом / / Проблемы бетховенского стиля: Сб.статей / Под ред. Б.С.Пшибышевского. - М.: ОгаЗ, Музгиз, 1932. - с.5-60.

164. Ямпольский И.М. Концерт музыкальный / / Музыкальная энциклопедия. В 6-ти томах. Т.2 / Гл.ред. Ю.В.Кедцыш. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - стлб. 926-928.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.