Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Убайдуллаев, Гайбулла Убайдуллаевич

  • Убайдуллаев, Гайбулла Убайдуллаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1983, Ташкент
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 168
Убайдуллаев, Гайбулла Убайдуллаевич. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ташкент. 1983. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Убайдуллаев, Гайбулла Убайдуллаевич

Введение . I - 8 стр.

Глава I. Теоретические основы использования народной педагогики в подготовке будущего учителя. 8 - 63 стр.

§ I. Народная педагогика как социально-педагогическое явление. Ее гуманистический характер. 8 -23 стр.

§ 2. Место и функции народной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя. 23 - 31 стр.

§ 3. Основные направления использования материалов народной педагогики в процессе ее. . . преподавания теории педагогики. 32 - 63 стр.

Глава П. Опыт использования узбекской народной педагогики в. процессе преподавания. теории воспитания. 63 - 142 стр.

§ I. Всестороннее развитие личности как педагогическая проблема. Исходные положения народ- . ной педагогики при ее рассмотрении.63 - 79 стр.

§ 2. Использование материалов народной педагогики при изучении, нравственного, воспитания школьников.79 - ЮЗ стр.

§ 3. Освещение проблем трудового воспитания с ис-. пользованием материалов народной педагогики.103- 118 стр.

§ 4. Материалы народной педагогики при изучении. физического воспитания школьников. 118- 127 стр.

§ 5. Использование материалов народной педагогики при изучении вопросов эстетического воспитания школьников. 127- 142 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики»

Общество развитого социализма ставит все более сложные задачи перед советской школой. Необходимым условие» их решения;* как. Ото ~ указано на ХХУ съезде КПСС» является улучшение подготовки учителей1. В материалах ХХУ1 съезда КПСС вновь было указано "обеспечить дальнейшее развитие системы народного обра*з зованияп| .совершенствовать формы и методы трудового;!нравст-венного и эстетического воспитания в школе. Это требует от пе«* дагогических учебных заведений постоянного совершенствования своей работы».

- Актуальность исследуемой проблемы вытекает, и. из того^ .что высшая педагогическая школа|< как указывается в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о Высшей школе. 197.9 года; призвана -обучать и воспитывать учителей^ имеющих высокий уровень профессиональной и адейногполитической. подготовки? обладающих организаторскими способностями, педагогическим мастерством и навыками воспитания подрастающего поколения.

Одним из направлений ее совершенствования является улучшение преподавания педагогических дисциплин. . .

Лак показывает опыт; значительные возможности для совершен« ствования преподавания педагогической, теории, представляет использование в нем материалов народной педагогики. Однако преподаватели на сегодня не вооружены научно обоснованными рекомендациями в этой области., . .

Потребности же в таких рекомендациях ощущаются весьма ост ро. Дело в том; что личность школьников.формируется под воздейст«» вием не только специальной воспитательной работы; но и окружающей

1. Материалы ХХУ съезда КПСС; М.» Политиздат! 1978, с.77.

2. Материалы XXУХ съезда КПСС'» М.; Политиздат^ 1981; с. 181. их. микросреды, ее традиций! обычаев, нравов. Усиление воспитатель-* ного влияния на подрастающее поколение предполагает целенаправлен*» ное использование микросреды в формировании личнхти школьников. Решить ке эту задачу нельзя без хорошего знания учителями народной педагогики¿ ее идей и представлений; приемов^ методов и средств.)

В наши дни не только растет потребность в разработке рекомендаций по использованию материалов народной педагогики в профес*» сиональной подготовке будущих учителей; но и расширяются возможности для их разработки. .

В последнее десятилетие, развернулась целая серия исследований по. вопросам .народной педагогики.в самых.различных регионах страны. Было опубликовано большое количество научных статеймоно* графий^ защищены кандидатские и докторские диссертации. Труды та«? ких крупных ученых» как Г.Н.Волков /Чувашская АССРД: А.Ф.Хинтибвд-зе /Грузинская CCP/f В.Х.Арутнян /Армянская ССР/? А.Ш.Гашимов /Азербайджанская,ССР/?. Я.ИЛанбиков /Татарская АССР/».явились крупным вкладом в изучение и создание основ педагогики народов СССР. В. настоящее время ведется плодотворная работа по изучению народной педагогики.во всех союзных республиках.-За последнее-десятилетие в этой области защищены диссертации на соискание ученой степени, кандидата педагогических наук М.Б.Гуртуевой*, и. А.1о-ровым^у Г.Я.Капьюве-^f А.Ормановым^ И.Оримбековым^ Р.М.Пашае

1. Гуртуева М.Б. Щей. воспитания в болгарском фольклоре и их отра-, жение в. практической.деятельности народа". Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед^наук. - Баку,* 1969.

2. Шоров И.А. ."ЭДцеи умственного и нравственного воспитания в адыг-, ском народном творчестве". Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед.наук. г- Тбилиси-; 1970. , .

3. Капьюве Г.Я* "Основные проблемы эстонской народной педагогики". , Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед.наук.

Тарту, 1972. , .

4. Орманов.А. "Педагогические воззрения древних киргизов /по эпосу "манас"/". Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. - Казань, 1972. . . .

5. Оримбеков И. "Ддеи нравственного воспитания в казахском устном народном поэтическом творчестве". Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед.наук. - Ташкент; 1973. т р войа| Ж.Бешимовым .

В нашей Узбекской ССР также проделана значительная работа по изучению народной педагогики на материалах фольклора.

Узбекский народ; как и другие братские народы, богат жемчужинами устного творчества. Как правильно подчеркнул фольклорист Т.Мирзаев! "у нашего народа имеются величайшие и удивительные поэмы, которые могут состязаться с античными и средневековыми классическими эпопеями, как "Илиада" и "Одиссея";* "Песнь о Роланде" и "Песнь о Нибелунгах"; "Махабхарата" и "Рамаяна"; ^Слово о полку Игореве"и "Шах-наме"," "Манас" и "Еангар", разнообразнее сказки fпрекрасные песни,, вобравшие в себя жизненный, опыт трудового народа, пословицы и поговорки, многочисленные загадки и.анекдоты^ . которые являются нашим неоценимым .богатством и большой гордостью"3.

В нашей республике напечатано огромное количество фольклорных произведений. Издается 40-томный сборник фольклора, каждый из этих томов объемом в. 20 п.л. В фольклорных произведениях-узбекского народа отражены богатейшие педагогические традиции, формировавшиеся.на протяжении многих столетийпередававшиеся из поколения в поколение, выдержавшие испытание временем. .

В республике на основе анализа материалов фольклора проведен ряд педагогических исследований в монографии З.Миртурсунова\ где глубоко и детально анализируются традиции узбекского народа в вос

- - ' с пишании детей. Работа М.Шербаева^ особенно ценна тем, что она со

1. Пашаева P.M. "Прогрессивные вдеи и традиции трудового воспитания . в народной педагогике Дагестана". Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед.наук. -М., 1972.

2. Бешимов I. "Народные традиции в нравственном воспитании школьни-. ков старших классов /на материале Киргизии/". Диссертация на со«» искание, ученой степени кандидата пед.наук. - Казань; 1975.

3. Т.Мирзаев. Хади Зариф; изд.худ .литературы им. Г. Гуляма, Ташкент;4 1967, с.6. .

4. З.Миртурсунов. Узбек халк педагогикаси /Узбекская народная педагогика/, изд. "Фан" УзССР^ Ташкент;" 1973. ,

5. М.Шербаев. Узбек, халк донишмандлиги ёшлар тарбияси тугрисида /Узбекская народная мудрость о воспитании молодежиД( Ташкент^ изд. "Укитувчи"; 1961. здана на основе материалов узбекского устного поэтического творчества. В ней рассматриваются народные взгляды на вфавственное и умственное воспитание детей. Однако эти вопросы глубоко не освещены, многие стороны проблемы остались вне поля зрения автора. Кроме того, автор здесь уделяет, больше внимания образцам классик ческой литературы, чем фольклору, в работе С.Темировой* раскрывается прогрессивный характер узбекских народных традиций, их роль в воспитании детей в семье и школе. о

Г.Джахангировс впервые описывает узбекский детский фодыс- . лор и его жанры-, показывает значение фольклора.в воспитании детей.

Таким образом, мы имеем на-сегодня значительное, число ис-г следований, характеризующих-богатство народной.педагогики различных наций нашей,страны, в том числе и узбекского народа. Вместе с тем, отсутствуют.работы по методике ее использования в-обучен нии и воспитании современной молодежи - ив школе, и в других учебных заведениях, в частности, в подготовке будущих учителей! хотя практика весьма.нуждается в рекомендациях в. избранной области. С учетом вышеизложенного мы.поставили в настоящем исследовании следующую цель: разработать исходные положения и методику, использования материалов,узбекской народной педагогики в процессе преподавания в педагогическом институте теории воспитания^ исходя из особого значения; которое имеет в наши дни всестороннее. развитие личности школьника; мы разрабатывали в процессе опытной работы-пути достижения названной-цели на материалах-изучения тех тем курса педагогики, в которых рассматриваются основные стороны коммунистического воспитания. Для достижения цели, поставленной в исследовании, мы.выдвинули в нем следующие задачи:

1. С.Темирова. Болаларни прогрессив традициялар намунасцда тар-биялаш /Воспитание детей на прогрессивных традициях/. Ташкент1! изд. "Укитувчи", 1975.

2. Г.Джахангиров. Узбек болалар фольклори /Узбекский детский фоль-клов/. - Ташкент: изд."Укитувчи", 1975.

1. Дать характеристику народной педагогики как социально-пед¿логической категории, обосновать ее место и функции в профессиональной подготовке будущих учителей.

2. Обобщить и систематизировать материалы народной педагогики по темам курса теории педагогики ¿ раскрывающего содержание и методику всестороннего развития личности школьника.

3. Наметить и обосновать пути и приемы использования материалов народной педагогики в процессе изучения теории педагогики /раздела "Коммунистическое воспитание"/ и разработать на этой основе методические рекомендации.

Методологической! основой нашей работы явились -труды классиков марксизма-ленинизма, Программы КПСС, материалы.и решения съездов КПСС и КП Узбекистана, решения ЦК КПСС, Конституция СССР и указания ЦК КПСС и Советского.правительства о развитии системы народного просвещения, о культуре, искусстве и литературе.

Основной базой исследования, явился Наманганский государственный педагогический .институт им. Х.Х.Ниязи, в котором автор на протяжении около двадцати лет преподает педагогику. При-разработке методики исследования мы стремились к тому^ чтобы-оно возмож-: но-полнее отвечало поставленным задачам. Наша исследовательская методика включала в себя использование разнообразных методов. Большое место среди них занимали изучение и. теоретический анализ философской, этнографической, педагогической литературы, материалов узбекского фольклора, а также публикаций по народной педагогике, изданные в братских республиках. В исследовании широко ис^ пользовался метод собеседования, интервью, анкетирование. В течение 1971-1977 годов в процессе занятий и во внеучебное время систематически проводились анкетирование и собеседования со студентами 1,П,Ш курсов педагогического института о воспитательных традициях народа, о том, придерживаются ли они этих традиций,, каково их значение, какими фольклорными материалами по воспитанию они знакомы, как оценивают значение этих материалов для современной педагогической практики и т.д.

Широко использовались в исследовании посещения лекций преподавателей педагогики Ташкентского и Наманганского госпединститутов с целью изучения^ в какой степени и насколько эффективно они используют материалы народной педагогики в своих лекциях^ семинарских ,и практических занятиях.

Плодотворно использован в нашем исследовании метод анализа и обобщения педагогического опыта. Но главное место в исследовании занимала специальная опытная работа; организуя изучение сту* дентами курса педагогики^ мы целенаправленно использовали в этом процессе материалы народной педагогики, специально подобранные и систематизированные по отдельным.темам программы этого курса. Одновременно мы наблюдали, как использование этих материалов влияет на развитие у студентов интереса к педагогической науке* на степень осознанности усвоения ее важнейших положений, на формирование у них уменья применять приобретаемые педагогические знания на практике. Ведя такую работу ежегодно на протяжении последних десяти лет;; мы постоянно отбирали те материалы народной педагогики, использование которых наилучшим образом содействует изуче* нию программы по педагогике, одновременно на основе анализа хода и результатов опытной работы, мы стремились найти целесообразные пути и приемы использования материалов народной педагогики в учебном процессе, проверить еще и еще раз полученные в исследовании выводы как на собственном опыте, так и на опыте других преподавателей педагогики. Выводы проведенного таким образом исследования и легли в основу настоящей диссертации.

Научная новизна нашей работы заключается в том; что в ней охарактеризовано и обосновано место народной педагогики, ее функции в профессиональной подготовке будущих учителей, обобщены и систематизированы материалы педагогики по темам курса теории педагогики, раскрывающем содержание и методику всестороннего развития личности школьника, намечены и обоснованы пути и приемы использования материалов народной педагогики в процессе изучения теории коммунистического воспитания и на этой основе разработаны методик ческие рекомендации.

Практическое значение настоящего исследования заключается в том, что использование данных в нем рекомендаций по использованию материалов народной педагогики преподавателями педагогики.обо* гащает содержание курса педагогики, повышает его эффективность;, усиливает эмоциональные воздействия на слушателей, приводит к тому^ что студенты овладевают не только наукой о воспитании и обучении, но и педагогической культурой своего народа, его прогрессивными традициями в этой области. . . . Основные выводы исследования прошли апробацию в процессе преподавания курса теории педагогики на.факультетах узбекского языка и литературы» методики начального образования,.математики, физики и техники, географии.и биологии Наманганского государственного педагогического института самим автором, на факультетах истории, математики, узбекского.языка и литературы, методики начального обра* зования ТашГПИ доцентом З.Ф.Миртурсуновым, Андижанского ГПИ - доцентом К.Тургунбаевым, Термезского ГПИ - Б.Кадыровым. Результаты работы доложены на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Наманганского госпединститута, на которых.автор выступал с докладами:.

1. "Трудовое воспитание в. народной педагогике" ¿ апрель 1975 г.

2. "Материалы об умственном воспитании в народной педагогике", апрель 1976 г.

3. "Материалы о физическом воспитании в народной педагогике* , апрель 1977 г.

4. "Нравственное воспитание в народной педагогике", апрель 1978 г.

Диссертация состоит из введения; двух глав, выводов и библий ографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Убайдуллаев, Гайбулла Убайдуллаевич

Выводы этой бытовой, житейской педагогики каждым живущим на земле поколением того или иного народа проверялись, уточнялись, дополнялись, развивались. Такая массовая многократная проверка этого опыта предопределила удивительное богатство народной педагогики, ее практическую значимость и в наши дни. В диссертации характеризуются те взаимосвязанные между собой специфические формы, в которых существуют и передаются из поколения в поколение богатства народной педагогики. Это - педагогические знания, накапливаемые тем или иным народом на протяжении всей многовековой истории, формировавшиеся и формирующиеся также в наши дни разнообразные народные традиции в области воспитания, а также разнообразное художественное творчество народа как выражение в образной форме его идей, представлений, понятий и традиций в области воспитания. Видами такого творчества выступают загадки, сказки, поэмы, сказания, народные песни.

В исследовании анализируются особенности народной педагогики как социально-педагогического явления. В нем дается характеристика таких его особенностей:

- исторический характер народной педагогики, непрерывность ее развития;

- классовый характер народной педагогики в классовом обществе;

- гуманистический характер народной педагогики.

На основе анализа сущности народной педагогики как социально-педагогического явления, выявление и обоснование присущих ему особенностей в исследовании рассматривается другой вопрос, также важный 1ля решения поставленной проблемы. Это вопрос о соотношении народной и профессиональной педагогики. В диссертации показывается, что научная, профессиональная педагогика выросла из народной педагогики как обобщение более высокого, теоретического уровня.

Очень долго народная педагогика была единственным духовным оружием народа в воспитании подрастающего поколения. Однако и в наши дни, в условиях развития педагогической науки, народная педагогика также имеет практическое значение. В условиях развитого социализма она выступает и как необходимый этап в развитии знаний о воспитании, и как то духовное богатство, которым пользуется народ и поныне, и как бесценный, непрерывно развивающийся фонд, из которого сегодняшняя педагогическая теория и практика могут и должны черпать самые разнообразные, проверенные длительным опытом педагогические знания.

На основе анализа соотношения народной и профессиональной педагогики в диссертации выделяются, обосновываются и характеризуются те функции, для выполнения которых могут и должны использоваться материалы народной педагогики в процессе преподавания будущим учителям педагогической теории. Это:

- функция иллюстративно-разъяснительная;

- функция усиления связи преподавания педагогики с жизнью, с массовой практикой;

- функция обогащения курса теории обучения и воспитания материалами народного опыта в этой области и усиления на этой основе интереса к педагогической науке;

- функция оказания помощи студентам в осознании значения народной педагогики и возможностей ее использования в современной практике воспитания.

В ходе исследования осуществлена систематизация материалов узбекской народной педагогики с целью выявления возможностей ее использования в каждом из направлений изучения курса педагогической теории - общих основ педагогики, дидактики и теории коммунистического воспитания. Это материалы в систематизированном виде, облегчающим их использование преподавателями педагогики в процессе чтения лекционного курса, на семинарских и лабораторно-практических занятиях, представлены в диссертации.

Анализ сущности народной педагогики как социально-педагогического явления, ее соотношения с научной, профессиональной педагогикой позволил выдвинуть и обосновать ведущую идею исследования: использование материалов народной педагогики в процессе преподавания курса педагогической теории монет быть эффективным, если оно выступает одним из аспектов общей и постренной работы по совершенствованию изучения студентами педагогики, а сами эти материалы оказываются, подчиненными раскрытию ее научных: положений - в области методологии, теории и методики обучения и воспитания.

Пути, приемы, методика реализации этой ведущей идеи, выдвинутой и обоснованной нами в ходе исследования, раскрываются в диссертации на материалах изучения студентами курса теории коммунистического воспитания.

Б диссертации на основе анализа материалов опытной работы показывается, как при раскрытии путей всестороннего развития личности советского школьника педагогически целесообразно использовать материалы народной педагогики. В ней в систематизированном, в удобном для использования преподавателями педагогики виде освещаются материалы, отражающие опыт узбекского народа в умственном, нравственном, трудовом, физическом и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Обобщение передового опыта и наша опытная работа показывают, что использование этих материалов при раскрытии цели и содержания коммунистического воспитания школьников должно происходить на фоне и в тесной связи с раскрытием и обоснованием таких ведущих теоретических положений курса педагогики:

- объективная необходимость всестороннего развития личности советского человека, его обусловленность при социализме потребностями и личности, и общества, интенсивным развитием в нем производства, техники, науки, культуры, искусства;

- историчность категории "всестороннее развитие личности", различие возможностей и потребностей в таком развитии на различных этапах развития социального процесса, создание все более благоприятных условий для всестороннего развития подрастающих поколений в обществе развитого социализма;

- целостность личности и процесса ее коммунистического воспитания, осуществление комплексного подхода к его организации, сочетание этого подхода с функциональным при признании ведущей роли комплексного - и соответственно изучение студентами умственного и нравственного, трудового и физического, эстетического воспитания как органических сторон целостного процесса, в котором ведущую роль занимает идейно-политическое и нравственное воспитание;

- признание воспитательного коллектива в качестве "главной формы", "плавного метода" /А.С.Макаренко/ коммунистического воспитания, а деятельности коллектива как главной сферы, в которой происходит всестороннее развитие личности, осуществляются все стороны коммунистического воспитания.

Как показано в диссертации, мы постоянно выдвигали перед студентами в процессе изучения курса теории воспитания эти ведущие, центральные положения, раскрывали соответствующие их аспекты при рассмотрении каждой из тем этого курса. Одновременно мы искали, какие материалы народной педагогики при освещении таких вопросов педагогической теории целесообразно использовать. Обобщение педагогического опыта и анализ материалов опытной работы позволил выявить и обосновать возможности использования материалов народной педагогики при рассмотрении следующих вопросов курса теории коммунистического воспитания:

- при характеристике содержания нравственного воспитания /формирование гуманизма, социалистического патриотизма, положительных нравственных привычек, чувства долга перед родителями, любви к ним, честности, правдивости, скромности, щедрости/ и его методов -в народной педагогике используются такие, как метод убеждения, назидания, пожелания счастливого пути, клятва, пример, благословение, поощрение и наказание;

- при характеристике значения труда и трудового воспитания в жизни человека, профессиональной ориентации, а также прд рассмотрении вопросов методики трудового воспитания жольников /использования в нем назидания, примера, поощрения, наказания, трудовых традиций народа/;

- при характеристике значения физического воспитания детей, средств и методов - знакомство студентов со сложившейся в узбекской народной педагогике системой мер по укреплению здоровья детей, а также такими методами физического воспитания, как назидание, упражнения, тренировка, игры, соревнования, участие в охоте, народная борьба/;

- при характеристике значения эстетического воспитания, его средств и методов - показ того, что узбекский народ издревне стремится к красоте в искусстве и жизни, рассмотрение таких средств эстетического воспитания, как народные песни и прокде всего колыбельная, сказки, музыка, танцы, живопись, декоративное и.прикладное искусство /ткачество ковров с росписью, вышивка, кройка и шитье и др./.

В ходе исследования была разработана и апробирована на практике определенная система приемов использования материалов народной педагогики на лекциях, семинарских и лабораторно-практических занятиях:

- включение материалов народной педагогики как органических компонентов в содержание лекционного курса педагогики при освещении охарактеризованных выше вопросов всестороннего развития личности школьника с целью иллюстрации и поясненря тех или иных положений этого курса, его обогащения, усиления связи излагаемого материала с жизнью, с опытом самих студентов, а также для показа соотношения и взаимосвязи народной и наз^чной педагогики;

- предварительные задания студентам в порядке подготовки к лекциям: заранее ознакомиться с теми или индаи литературным источниками, в которых освещаются вопросы обучения и воспитания в народной педагогике;

- задания студентам: прочитав источники по народной педагогике, использовать ее материал при освещении вопросов, обсуждаемых на семинаре; подготовка студентами на основе изучения литературы и бытовой педагогики специальных сообщений с анализом народа в осуществлении тех или иных сторон воспитания;

- постановка дополнительных вопросов по народной педагогике и общей тематике семинарских занятий, рекомендованных пединститутом;

- задания-по изучению материала бытовой педагогики в связи с решением его тех или иных вопросов воспитания с позиций, насколько в ней соединяются народная и научная педагогика;

- задания по использованию отдельных материалов народной педагогики в воспитательной работе со школьниками /народных песен, сказок, пословиц, народной музыки и т.д./.

Исследование показало, что эффективность изучения будущими учителями педагогической науки повышается, когда оно организуется с использованием богатых материалов народной педагогики. Изучение быта и истории родного народа, его устного поэтического творчества вооружает студентов многочисленными знаниями, имеющими важное теоретическое и практическое значение для современного обучения и воспи танин.

В результате овладения студентами этими знаниями становится еще более ясным то, что узбекский народ, как и все братские народы, является народом-творцом, создавшим огромные материальные, духовные, в том числе и педагогические ценности.

Знакомство с прогрессивными идеями трудового народа в области воспитания^ с педагогическим опытом, собранным в течение своего исторического развития, позволяет будущим учителям использовать неоценимые богатства народной педагогики в своей практической деятельности как мощное орудие воспитательного воздействия. Знакомство с ними вооружает студентов для борьбы против устаревших, вредных религиозных взглядов в области воспитания, помогает разоблачить их реакционную сущность. Использование материалов узбекской народной педагогики не только обогащает содержание изучаемого курса, но и усиливает его эмоциональное воздействие на слушателей, делает этот курс более доступным, более,ярким, тесно связанным с повседневной жизнью студентов, их близких.

Исследование позволило сформулировать и определенные методические рекомендации в адрес кафедр педагогики педагогических институтов.

Необходимо объединить усилия работников педагогических институтов, занимающихся изучением народной педагогики^ для сбора и систематизации ее материалов и издания их в виде хрестоматии. Подобная хрестоматия принесла бы большую пользу не только работникам вузов, но и учителям и ученикам школ, а также послужила бы хорошим помощником родителям.

Было бы целесообразным пересмотреть действующие в педагогических институтах ш училищах программы по теории педагогики с учетом необходимости включения в нее материалов народной педагогики местных условий.

Необходимо шире привлекать учащихся и студентов средних и высших педагогических учебных заведений к сбору материалов народной педагогики, к их систематизации, переработке с целью использования в процессе подготовки учителя современной школы. Широко использовать для работы в этом направлении научные студенческие кружки, постановку докладов на них, проведение научно-теоретических конференций, встречи учащихся и студентов с местными народными сказителями, слушание и обсуждение их репертуара и т.д.

X X X

Исследование позволяет рассматривать осуществление связи преподавания курса теории педагогики с материалами народной педагогики как один из важных аспектов комплексного подхода к профессиональной подготовке учителей. Оно позволило поставить и некоторые новые проблемы в этой области. В частности, требует своего решения, научного.обоснования и практического осуществления вопрос об объединении усилий кафедр педагогики, истории, литературы и других учебных дисциплин в сборе и систематизации материалов народной педагогики, их использовании в воспитании, о специфике использования этих материалов в учебном процессе в педагогическом училище. Представляет интерес для исследователя и проблема путей и педагогических условий эффективного использования материалов народной педагогики в педагогическом просвещении родителей.

-152$

-143-ЗАКЛЮЧЕН И Е

Наше общество в условиях развитого социализма представляет все более высокие требования к школе. Осуществление этих требований предопределяется во многом подготовкой учителей. Совершенствование их подготовки приобретает в наши дни все большее значение. Важным его направлением является повышение научного урошя и методической оснащенности преподавания студентам - будущим учителям -педагогических дисциплин.

Настоящее исследование посвящено одному из аспектов этого процесса - использованию в нем материалов народной педагогики, оно было направлено на разработку путей, приемов, методики использования этих материалов в процессе преподавания курса теории педагогики.

Теоретический анализ поставленной проблемы и опытная работа, опиравшаяся на результаты этого анализа, позволили сформулировать в ходе исследования определенные выводы.

Мы исходили в настоящей работе из того, что народная педагогика как социально-педагогическое явление представляет собой опыт воспитания детей и молодежи, накопленный тем или иным народом на протяжении всей своей истории. Этот опыт обобщен и закреплен в различных формах народного творчества; отражается в сознании и поведении каждого поколения. Обогащенный трудом и жизнью этого поколения, он передается последующему поколению. Народная педагогика возникла и развивалась как результат эмпирического обобщения бесчисленного количества пактов, пережитых тем или иным народом, его многими поколениями в области воспитания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Убайдуллаев, Гайбулла Убайдуллаевич, 1983 год

1. Маркс К. и Энгельс Ф.2. Маркс К.3. Энгельс Ф. Энгельс Ф.5. Энгельс Ф.6. Энгельс Ф.7. Маркс 1С. и Энгельс Ф.8. Маркс К. и Энгельс Ф.9. Маркс К. и Энгельс Ф.10. Маркс К. и Энгельс Ф.11. Ленин В.И.12. Ленин В. И.13. Ленин В. Л.14. Ленин В. И.

2. Об искусстве. В двух томах. М., "Искусство", 1967.

3. Введение к "Критике политической экономии", Маркс К. и Энгельс 3. Соч. , т.ХП, ч.1, с. 182-204.

4. Диалектика природы.-М., Госполитиздат, 1948.

5. Оила, хусусий мулк ва давлатнинг келиб чикиши.- Тошкент, 1940.

6. Роль насилия в истории. К.Маркс и" Ф.Энгельс. Об искусстве.-М., 1957, с.562-563.

7. Немецкие народные книги. К.Маркс И Ф.Энгельс. "Из ранних произведений", м., Госполитиздат,, 1956, с.344-352.

8. Анти-Дюринг. Соч. , изд.2, т.20. М., Госполитиздат, 1961, с.303.,

9. Принципы коммунизма. Соч., изд.2, т.4.-М., Госполитиздат, 1961, с.337.

10. Инструкция делегатам'Временного Центрального Совета. Соч., т.16.- М., Госполитиздат, 1961, с. 198.

11. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Соч. , т.20, с. 488.шлар союзининг вазифалари. Асарлар, 31 том, УзССР Давлат нашриети, 1953, 290-308 бет.

12. Пролетар маданияти тугрисида. Асарлар, 31 том, УзССР Давлат нашриети, 1953, 326-327 бет.

13. Мактао'дан ташкари таълимга багишланган 1-Бутун Россия съездагн нутки, 29 том, Уз-давнашр, 1953, 341-389 бетлар.

14. Политехник таълим тугрисида, 36 том, УзССР15. Ленин В. И.16. Ленин В,И,

15. Давлат нашриети, 1958, 563-56 5 бетлар.

16. О воспитании и образовании.- М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963.шлар хакида. УзССР Давлат нашриети.- Тош-кент, 1958.

17. КПСС ХХП съездининг материаллари. Узбекистон ССР Давлат нашриети.- Тошкент, 1962.

18. КПСС ХХШ съездининг материаллари. Узбекистон ССР Давлат нашриети.- Тошкент, 1966.

19. КПСС ХХ1У съездининг материаллари. "Узбекистон" нашриети. Тошкент, 1971.20. Брежнев Л. И.21. Брежнев Л. И.22. Брежнев Л. И.23. Брежнев Л.И.24. Брежнев Л. И.

20. ВЛКСМ ХУП съездида сузлаган-нутки.- Тошкент, "Еш гвардия" нашриети, 1974.

21. Ленин иши яшамокда ва шлаба козонмокда.-Тошкент, "Узбекистон" нашриети, 1970.

22. Ленин йулидан. Нутк ва маколлар, I ва П том.-' Тошкент, "Узбекистон" нашриети, 1970.

23. Социализмнинг улуг галабаларининг 50 йилли-ги,- Тошкент, "Узбекистон" нашриети, 1967.

24. Студентларнинг Бутун Иттифок слетида сузлаган нутки.- Тошкент, "Еш гвардия" нашриети, 1971.

25. КПСС ХХУ съездининг материаллари. Узбекистон ССР Давлат нашриети. Тошкент, 1979.

26. КПСС ХХУ1 съездининг материаллари. Узбекистон ССР Давлат нашриети,- Тошкент, 1982.

27. Эпическая поэзия /былины и исторические песни/. Русское народное поэтическое творчество, т.П, книга 1.-М.гЛ. , Лзд-во АН СССР,1955.2(. Астаханова А.М.28. Азадовскии М.29. Азадовскии М.

28. Новая фольклористика. Народное творчество, й 12, 1938, с.7-11.

29. Фольклор революции.- Лит.сов., 1937, ® 7, с .153-159.30. Афанасьев В.31. Абдуллаев В. А.32. Абдуллаева Ш.

30. Узбекское народное творчество. "Литературная газета", 1937 , 20 мая.

31. Узбек адабиети тарихи. Иккинчи китоб /ХУП асардан XIX асрнинг иккинчи ярмишча/, "Укитувчи нащриети'1. Тошкент, 1964.33. Алавия М.34. Алавия М.35. Афзалов М.й.36. АФзалов М. И.

32. Эргаш .£уманбулбулнинг ижодий биографиясиш дойр. Низомий номли Тошкент Давлат педагогика инетитути. Ялмий асарлар. Тил ва адабиет масалалари, XXIX, 95-105 бетлар.

33. Кушикларининг кадимилигига дойр, Шарк юлдузи, 1957, Ш 3.

34. Узбек халк кушшелари. Узбекистон ССР' фанлар Академияси нашрпети. Тошкент, 1959.

35. Фольклористическая работа в Узбекистане, Советский' фольклор, Й7.-М.-Л., Изд-во АН СССР, 1941, с.262-264.

36. Узбек халк маколалари хакида /Сузбоши/. Узбек халк маколлари. УзССР Давлат бадиий адабиет нашриети.- Тошкент, 1958, 9-10 бет.37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.