Использование средств киноискусства в архитектурном проектировании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Токарев, Александр Сергеевич

  • Токарев, Александр Сергеевич
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2007, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 117
Токарев, Александр Сергеевич. Использование средств киноискусства в архитектурном проектировании: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Екатеринбург. 2007. 117 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Токарев, Александр Сергеевич

Введение.

Глава 1. Архитектура и кино: грани взаимодействия в контексте современной мировой динамики.

1.2. Архитектура и кино как способы экзистенциального самоопределения человека в мире.

1.2. Влияние глобальных тенденции на архитектуру и кино - как основной катализатор инновационного поиска.

1.2. Кино и архитектурная визуальность: новая область проектного творчества.

Глава 2. Кино и архитектурное творчество: поиск сфер эффективного взаимодействия.

2.1. Ведущая роль кино в преобразовании культурной сферы в XX веке.

2.2. Кинематографичность, как специфическое качество проектной графики современного архитектора.

2.3. Особенности кинематографического подхода к решению проектных задач архитектуры.

Глава 3. Возможности использования кинематографического подхода в проектной практике архитектора.

3.1. Использование кинематографического подхода на предпроектном этапе: Видеодневник как форма подготовительного исследования.

3.2. Элементы проектирования с использованием кино. Формирование визуального паттерна.

3.3. Кинематографический подход в архитектурном моделировании.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование средств киноискусства в архитектурном проектировании»

Актуальность исследования. Технический прорыв, который современная цивилизация совершила в последние десятилетия XX века трудно переоценить: новейшие технологии расширяют круг возможностей реализации творческих идей. Применение цифровых технологий практически во всех сферах деятельности влияет на восприятие и трактовку реальности и требует изменить точку зрения на, казалось бы, очевидные и привычные вещи.

На помощь естественному видению приходят электронные цифровые визуальные средства, такие как телевидение, виртуальная реальность, сетевые и интерактивные медиа. Современная визуальная культура активно осваивает публичную сферу человеческих отношений, постоянно взаимодействуя с архитектурным окружением.

Технологическая и концептуальная основа наиболее масштабных преобразований в мировой культуре заложена открытием и стремительным развитием киноискусства. Благодаря установившимся в начале XX века уникальным для цивилизации социо-культурным условиям, позволившим пионерам кино открыть революционно новые подходы к работе с новой визуальностью, сегодня мы можем констатировать глобальный и повсеместный уход от культуры текста к культуре изображения. В течение всего последующего столетия эти подходы развивались, однако не менялись принципиально. Результатом стало открытие новых, не свойственных классической культуре категорий, таких как визуальность, динамическое восприятие, скорость как составной аспект образа.

Возникновение визуально-ориентированной культуры существенно повлияло на архитектурный процесс в XX веке. Проектное творчество также подверглось существенным изменениям. Обновление технологий киноискусства незамедлительно проявлялось в архитектурном проектировании в виде технических усовершенствований проектного процесса с применением средств кино и концептуальных поисков вариантов творческого взаимодействия архитектуры и кино.

Появление в 1990-е годы инновационных технологий проектирования на основе разработок киноиндустрии вновь поднимает вопросы о природе архитектурного творчества и роли архитектора в процессе проектирования. Новые технологии позволили поднять эффективность проектного процесса на беспримерно высокий уровень.

В то же время степень творческого и человеческого участия архитектора под влиянием технологии стремительно уменьшается и вскоре может достигнуть точки критического минимума. Всевозможные новшества, преподносимые современной наукой, философией и жизненными реалиями, требуют органичного соединения с принципами предметно-пространственной и средовой организации, лежащими в основе архитектурного проектирования.

Технологический бум последнего десятилетия предельно обострил проблемы основ проектного творчества, роли архитектора в этом процессе. Для эффективной работы в современных условиях архитектору необходима постоянная критическая оценка средств проектирования, многократно усиленных техническими средствами.

Именно поэтому сегодня актуально исследование творческих возможностей использования киноискусства в архитектурном проектировании с учётом наиболее современных технологических инноваций, а также творческого и концептуального опыта архитектуры и кино.

Состояние проблемы. Впервые данная тема заявлена в 1926 году К.С. Мельниковым в работе «Архитектура и кино»1. С тех пор в течении XX века к этой теме неоднократно обращались российские и зарубежные исследователи. В разное время важность разработки данного направления

1 - Мельников К. Мир художника/ К. Мельников. - М.: Искусство, 1985. отмечали такие видные деятели мировой культуры как С. Эйзенштейн, Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт, Р. Колхаас, В. Вендерс.

В 1960-е - 1970-е годы сразу несколько исследований были направлены на поиск оптимальных вариантов использования средств кино в архитектурно-проектном творчестве. Раскадровка и сценарная разработка в проектировании рассматривались в качестве инструментов для разработки более подробных, приближенных к реальному восприятию проектов. (Э.М. Климов, В.В. Лазарев, Е.Л. Беляева и др.)

В качестве одного из основных вариантов практического применения средств кино в архитектуре долгое время рассматривался процесс макетоскопирования - съёмки макетов при помощи специальных перископических объективов, позволяющих имитировать эффект реального восприятия. Макетоскопы создавались на основе фото, кино, а затем и VHS-видео камер. (Ю.А. Прокофьев, В.А. Высокий, М.Е. Маталасов)

Тема применения возможностей кино в пространственно-временном моделировании разрабатывалась в 1970-е годы в Свердловском архитектурном институте В.И. Иовлевым. Принцип проектирования не только в пространственном, но и во временном измерении был положен в основу композиционной и начальной архитектурной подготовки студентов.

Пик исследовательского интереса пришёлся на последнее десятилетие XX и начало XIX века - период технического прорыва в области высоких технологий и мультимедиа. В силу известных социо-культурных обстоятельств это не нашло отражения в теории и практике российской архитектуры.

В основном этот период отмечен работами зарубежных авторов, посвященными изучению стилевых особенностей американского искусства, одновременно проявившихся в фильмах и архитектурных произведениях

1 2 этого периода , влиянию кинематографа на городскую культуру в XX веке , роли архитектуры в смысловой и образной канве фильма3, исследованию категорий скорости и динамики в современной архитектуре4, влиянию технических открытий на культуру в целом и на архитектурный процесс5.

На сегодняшний день в российской теории архитектуры, несмотря на широкое распространение мультимедиа и цифрового видео, не достаточно изучаются проектные возможностей этих технологий. Ряд исследований позволяет зафиксировать перемену отношения архитектора к компьютеру -переход от популярной в 1980-е темы «диалога с ЭВМ», когда интерес архитектора к компьютеру должен был быть подтверждён высоким уровнем навыков программирования, к теме пользования интуитивно понятными интерфейсами современного высокотехнологичного ПК. Кино в данном случае рассматривается либо как источник ассоциативных рядов, либо в качестве четырехмерного визуализационного модуля. В ряде работ изучаются коммуникационный, семиотический, медийный, психологический, философский аспекты киноискусства и архитектуры. Существует также опыт создания фильмов об архитектуре, популяризующих в массовом сознании идеи и персоналии великих архитекторов.

В тоже время нужно отметить, что художественный и концептуальный аспекты киноискусства либо остаются без внимания архитекторов и исследователей, либо недостаточно изучены. Технические возможности применения кино в архитектурном проектировании описаны в работах 19601980-х годов и нуждаются либо в существенном дополнении, либо в полном пересмотре их основных положений с учётом высокотехнологических реалий

1 - Celluloid skyline / James Sanders— New York: Alfred A. Knopf, publisher, 2001; Cinema builders E. Heathcote. - London: Wiley-academy, 2001; Designing dream: modern architecture in the movies / Donald Albrecht - London: Thames and Hudson, 1987

2 - Cinematic city / David B. Clarke - London: Routledge, 1997; Cinema and architecture: Melies, Mallet-Stevens, Multimedia / Francois Penz - London: Maurine Thomas, 1997

3 - Architecture and Film / Mark Lamster - New York: Princeton University Press, 2000

4 - Zoom scape / Mitchell Schwarzer - New York: Princeton Univer. Press, 2004

5 - Architecture and disjunction / Bernard Tshumi - Cambridge, Massachusetts: The MIT press, 1999; Global cities: cinema, architecture and urbanism in a digital age / Linda Kraus - New Brunswick: Rutgers University Press, 2003 современного этапа. Использование современных возможностей кино и мультимедиа в архитектурном проектировании сильно заужено и сфокусировано лишь на технологии. Практически не затрагиваются художественные, концептуальные, философские аспекты. В целом вопрос о кино и архитектуре требует сегодня внимательного изучения с учётом современных реалий и более широкого понимания проблемы.

Объект исследования: проектная деятельность архитектора в условиях современной высокотехнологичной визуально-ориентированной культуры.

Предмет исследования: использование средств киноискусства в архитектурно-проектной деятельности в условиях визуально-ориентированной культуры.

Цель исследования: обобщить имеющийся опыт и разработать подход к использованию средств киноискусства в проектной деятельности архитектора с учётом возможностей современных технологий и с использованием художественного и теоретического опыта кино.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

- выявить причины и предпосылки для объединения творческого потенциала киноискусства и архитектуры в условиях современного культурного контекста;

- определить сферу проектной деятельности для применения инновационного подхода с использованием средств киноискусства;

- исследовать основные творческие составляющие кино и архитектуры на предмет их структурной общности;

- выявить варианты наиболее эффективного применения средств киноискусства в ходе проектирования;

- сформулировать предложения по практическому применению художественного и концептуального опыта киноискусства в архитектурно-проектном творчестве.

Новизна исследования:

- впервые обобщён теоретический опыт исследования наиболее актуальных тенденции современной визуально-ориентированной культуры, с точки зрения их влияния на условия архитектурной деятельности;

- впервые определены общие для архитектуры и киноискусства когнитивные и проектные механизмы сознания;

- впервые на современном этапе технологического развития предложен теоретически обоснованный подход к использованию средств киноискусства в проектной деятельности архитектора.

Границы исследования: из всех этапов процесса проектной деятельности рассматривается художественно-конструктивный этап визуального выражения проектной идеи, её видимого воплощения, образа, опуская этап подробной технологической, конструктивной и нормативно-правовой разработки проекта.

Методика работы:

- обобщение теоретического опыта в области изучения проблем развития современной культуры, архитектуры и киноискусства; сопоставление и структурный анализ архитектурного и кинематографического процессов;

- экспериментальное исследование средств киноискусства на предмет возможности их применения в проектной деятельности архитектора.

Теоретическая значимость: основные положения работы позволяют расширить представления о творческом потенциале архитектора и обогатить процесс архитектурного проектирования средствами киноискусства.

Практическая ценность: основные выводы и положения работы направлены на повышение эффективности использования концептуально-художественного опыта киноискусства и применения высокотехнологичных кинематографических инструментов, имеющихся сегодня в арсенале архитектора.

На защиту выносится:

- обобщение актуальных культурных тенденций, определяющих специфику условий архитектурно-проектного творчества на современном этапе; результаты структурного анализа архитектурного и кинематографического процессов;

- практические рекомендации по применению средств кино и мультимедиа в архитектурно-проектном творчестве.

Апробация работы: основные положения работы представлены в докладах на научных конференциях. Основные результаты внедрены в научно-исследовательской работе «Проблемы профессионализации в архитектуре» проводимой на кафедре основ архитектурного проектирования в соответствии с тематикой внутривузовского плана НИР Уральской государственной архитектурно-художественной академии Практические результаты работы использованы в рамках проекта «Длинные истории Екатеринбурга-2008: современное искусство на фасадах зданий».

Объём и структура работы: Работа состоит из трёх глав, введения, заключения, библиографического списка в количестве 90 наименований, 37 иллюстраций. Общий объём работы 117 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Токарев, Александр Сергеевич

Выводы по третьей главе (рис. 37): 1. Очевидно, что возможность применения средств киноискусства в архитектурном проектировании может присутствовать не только на уровне утопической концепции, либо механического использования технологий съёмки/воспроизведения, но и в практической деятельности архитектора. Кино и архитектура представляются как две взаимодополняющие области творческой деятельности.

2. На этапе предпроектного исследования кино с одной столроны представляет дополнительный метод документирования фактической информации, а с другой - уникальный художественный принцип, позволяющий с большим вниманием исследовать культурные и эстетические особенности проектной ситуации. Форма видеодневника позволяет задействовать доступные и эффективные технологии цифрового видео в архитектурном проектировании. Кроме того видеодневник отсылает к колоссальному и не вполне востребованному архитекторами художественному опыту киноискусства.

3. В ходе непосредственного проектирования киноискусство представляет возможность более тщательно и главное - наглядно, разрабатывать средовую составляющую проекта. Зафиксированное на плёнку движение в городском пространстве становится динамичной и достоверной подосновой для оценки состояния и эффективного использования культурных ресурсов места, что в итоге открывает перспективу к более деликатному и гармонизирующему преобразованию городской среды каждым новым проектом. Форма визуального паттерна представляет своего рода инструмент, дающий архитектору возможность, основываясь на собственном опыте объёмно-пространственного проектирования, используя опыт культурных деятелей, выдвигать комплексные предложения по преобразованию среды и по работе с культурными ресурсами места.

4. Моделирование с использованием кино не только открывает дополнительные возможности работы с движением и временем проекта, но и открывает обширное поле для экспериментов и инноваций в данной области. и и ш г о

Q.

Проектная задача

VISUAL MEDIA PATTERN - форма привлечения культурных ресурсов в процессе проектирования, продвижения и менеджмента готового объекта.

Кинематографический подход к моделированию позволяет повысить эффективность работы с факторами движения и времени, а также со средовым аспектом проектирования

Видео дневник, кок формо предлроектного исследования, позволяет изучить культурные особенности места, а также создать видеоряд дающий информацию о месте, либо напоминание о реальном опыте ей к— и о > и о X J и о о

ГО О со

Рис. 36 использование возможностей киноискусства на разных этапах архитектурного проектирования

Заключение

Архитектурное проектирование - одно из наиболее древних искусств с глубокими корнями и устоявшейся традицией, однако было бы серьёзной ошибкой полагать, что человечеству удалось дойти до предела творческих возможностей этого искусства. Как и в любом виде человеческой деятельности, сумма новых открытий лишь умножает то количество непознанного, перед которым в действительности находится человек, избравший делом своей жизни творческую стезю.

На каждом этапе развития архитектура достигает апогея образной выразительности, функциональной гармонии и технического совершенства, основываясь на цивилизационном базисе эпохи. И как бы ни хотелось остановить это гармоничное мгновение близости к абсолюту, новые идеи и новые открытия поднимают планку совершенства и подлинные мастера вынуждены двигаться дальше в поисках ещё более прекрасных пропорций, ещё более гармоничных решений.

На современном этапе, отмеченном беспрецедентным прорывом в технологиях проектирования и строительства и дающем колоссальные возможности, перед архитектором открывается новая, практически не освоенная область проектирования. Речь идёт о проектировании с учётом средовых аспектов и факторов движения и времени - инструменты и подходы для непосредственного и оперативного творческого процесса архитектор находит в киноискусстве. В результате исследования сделаны следующие выводы:

1. Исследование влияния глобальных тенденций на ход архитектурного процесса, позволило выявить предпосылки для активного взаимодействия между различными сферами творческой деятельности и в том числе между архитектурно-проектным творчеством и киноискусством:

- условия «сетевого равенства» выводят на глобальный уровень мировой динамики индивидуальную творческую личность, обеспечивая достаточную свободу и возможности для действия, самовыражения и влияния на ход мировой динамики;

- креативность - превратившаяся в один из основных конкурентных критериев, в том числе и в сфере архитектуры, диктует необходимость оригинальных предложений, персонального похода и творческого почерка, понимание основных культурных тенденций;

- визуальная коммуникация, распространяясь практически во всех сферах культуры и деятельности, создаёт принципиально новые условия для творческой деятельности;

- визуальная ориентированность архитектуры - происходящая в результате появления и стихийного распространения визуальной медиасреды в городском окружении, существенно влияет на логику проектирования и условия существования архитектурных объектов.

В совокупности эти тенденции ставят архитектора перед необходимостью освоения принципов, средств и логики развития новой визуальной культуры, возникших и сформировавшихся в первой половине XX века в связи с открытием и становлением киноискусства. Кроме того, эти тенденции формируют принципиально новую сферу проектной деятельности архитектора, в которой, помимо композиционной и тектонической разработки проекта, возникает целый ряд аспектов, таких как эфемерность, интерактивность, непрерывное становление и др.

2. Оценивая в целом влияние киноискусства на мировую культуру можно констатировать существенные изменения, затронувшие практически все сферы творчества. По принципу заимствования и последующего обратного влияния киноискусство изменило изобразительный язык всех искусств. Архитектура в данном случае ощутила заметное и серьёзное влияние киноискусства в силу схожести масштабов задач, особенностей выразительных средств и технологичности двух искусств.

Структурная и сущностная общность киноискусства и архитектуры была выявлена в ходе сопоставления открытия и становления киноискусства и характерной особенности архитектурно-проектной графики -многочисленных «серийных набросков» знаменитых архитекторов. Характерная особенность и уникальность киновоспроизводящего аппарата, который воспроизводит не движение как таковое, а серию моментальных изображений, апеллирующих к присущей человеческому сознанию «идее движения», сочетается, таким образом, с постоянным стремлением архитекторов выразить эту идею графическими средствами, зачастую сталкиваясь при этом с критикой и непониманием. Таким образом, можно констатировать, что серийность набросков демонстрирует ни что иное, как кинематографичность архитектурной графики. Кинематографичность графики в свою очередь позволяет говорить о существенном, но не вполне раскрытом потенциале профессионального проектного сознания архитектора, имеющего потребность разработки категорий движения и времени, но не имеющего достаточно адекватного и технологичного средства для такой работы. В связи с этим делается вывод о необходимости разработки кинематографического подхода к архитектурно-проектному творчеству с целью повышения его эффективности и изобразительного уровня.

Выявлено несколько вариантов применения кинематографического подхода исходя из особенностей проектного творчества и специфики кино:

- в первом варианте кинематографический подход может быть использован в качестве средства экспертной проверки и верификации качества и проработанности в проектном решении временного и динамического аспектов;

- во втором варианте кинематографический подход используется в процессе проектирования одновременно с традиционными средствами, дополняя и развивая проектное решение;

- в третьем случае кинематографический подход максимально предваряет графические поиски, с тем чтобы наиболее существенные ракурсы и моменты выразительности выбирались не умозрительно, а из непрерывных длительностей отснятого видеоряда.

3. В результате сформулированы рекомендации по практическому использованию средств киноискусства в процессе архитектурно-проектного творчества:

- применение кинематографического подхода в ходе предпроектного исследования, обеспечивает возможность на этапе, предваряющем творческий поиск и генерирование идеи получить максимальную информацию о ситуации проектирования как о месте, обладающим своеобразием и собственным «гением». В форме видеодневника, архитектор имеет возможность пристально изучить и зафиксировать на плёнке информацию о культурном наполнении среды и собственное эстетическое отношение, и первое впечатление от места.

- применение кинематографического подхода для проектной разработки средовой визуальности архитектурного окружения, обеспечит возможность более эффективного сотрудничества проектировщика с городскими менеджерами и деятелями культуры в вопросах регулирования медиасреды. Форма визуально-средового паттерна представляет собой проектное предложение по акцентированию пространства, характеру и интенсивности распространения медиасреды в городской застройке. применение кинематографического подхода к проектному моделированию, позволит усилить и развить возможности профессионального языка архитектора в работе с пространственно-временными композициями. Кроме того, необходимое техническое обеспечение и концептуально-художественное измерение получает сфера средового моделирования.

В целом разработку по вопросам кинематографического подхода к архитектурно проектному творчеству, как и по применению средств кино и мультимедиа в архитектуре нельзя назвать завершённой. Это очередной шаг, главная цель которого - вновь обратиться к теме расширения и пополнения возможностей архитектурно-проектного творчества на новом этапе технологического развития цивилизации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Токарев, Александр Сергеевич, 2007 год

1. Аркин Д. Образы архитектуры и образы скульптуры / Д. Аркин. М.: Искусство, 1990. - 400 с.

2. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм: пер. с англ. / Р. Арнхейм. -М.: Стройиздат, 1984. 191 с.

3. Базен А. Что такое кино: пер. с фр. / А. Базен. М.: Искусство, 1972. -383 с.

4. Беккер К. Словарь тактической реальности, культурная интеллигенция и социальный контроль: пер с англ. / К. Беккер. М.: Ультра. Культура, 2004.-224 с.

5. Белоголовский В. Киноархитектура Бернара Чуми электронный ресурс. / В. Белоголовский // Современный дом. 2004. - №8. - Режим доступа: http://archi.ru/press/ kudryavtsev/dom82004.htm

6. Беляева Е. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. / Е. Беляева. М.: Стройиздат, 1977. - 127 с.

7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, избранные эссе / В. Беньямин. М.:Медиум, 1996. - 240 с.

8. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека / Н. Бердяев. М.: ACT: Хранитель, 2006. - 316 с.

9. Бернштейн Д. Кино и архитектура: архитектуроведческая интерпретация «Сталкера» / Д. Бернштейн // Искусство кино. 1992 -№ 6 - с. 46-54.

10. Ю.Бондаренко И. Разрушение геоцентрической картины мира / И.Бондаренко // Архитектура в истории русской культуры. сб. науч. трудов, - вып. 6. - М.:НИИТАГ, - 2005. с. 5-20

11. П.Бофилль Р. Пространства для жизни: пер.с фр. / Р. Бофилль. М.: Стройиздат, 1993. - 136 с.

12. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ./ М. Вартофский. М.: Прогресс, 1988. - 507 с.

13. П.Вендерс В. Логика изображения: эссе, тексты, интервью: пер. с нем. / В. Вендерс. СПб.: Б&К, 2003. - 432 с.

14. Вержбицкий Ж. Архитектурная культура: искусство архитектуры как средство гуманизации строительства / Ж. Вержбицкий. СПб.: Российская академия художеств, 1998. - 51 с.

15. Вирильо П. Машина зрения: пер. с франц. / П. Вирилио. СПб.: Наука, 2004. -144 с.

16. Высокий В. Макетные методы в системе автоматизированного проектирования городской застройки: дис. канд. архитектуры / В. Высокий. -М., 2004. 159 с.

17. Глазычев В. Городская среда. Технология развития: настольная книга / В. Глазычев и др. М.: Ладья, 1995. - 240 с.

18. Глазычев В. Эволюция творчества в архитектуре / В. Глазычев. М.: Стройиздат, 1986. - 467с.

19. Гропиус В. Границы архитектуры: пер. с нем. / В. Гропиус. М.: Искусство, 1971. - 287 с.

20. Дебор Г. Общество спектакля: пер. с фр. / Г. Дебор. М.: Логос, 1999. -224 с.

21. Иконников А. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А.Иконников. М.: Ком Книга, 2006. - 352с.

22. Иовлев В. Моделирование восприятия архитектурной композиции с помощью масштабных моделей / В. Иовлев. Свердловск: Свердловский архитектурный ин-т. - 1978. - 40 с.

23. Иовлев В. Использование технических средств в начальной научно-творческой работе студентов / В. Иовлев. Свердловск: Свердловский архитектурный ин-т. - 1979. - 19 с.

24. Иовлев В. Пространственно-временное моделирование архитектурной композиции, учебное пособие / В.Иовлев. Свердловск: Свердловский архитектурный ин-т. - 1990. - 93 с.

25. Каган М. Эстетика как философская наука. / М.Каган. СПб.: Петрополис, - 1997. - 544 с.

26. Киреев О. Поваренная книга медиа-активиста / О. Киреев. -Екатеринбург: Ультра.Культура, 2006. 296 с.

27. Климов Э. Проектно-художественное моделирование восприятия застройки (кинематографический метод): дис. канд. архитектуры: 18.00.02. / Э. Климов. М., - 1977. - 150 с.

28. Лазарев В. Архитектурное проектирование и фактор времени в зрительном восприятии общественных комплексов: дис. канд. архитектуры 18.00.02. / В.Лазарев. М., 1978. - 159 с.

29. Лежава И. Визуальный язык архитектуры / И. Лежава // Архитектура СССР. -1986.- №6. -с. 15-19

30. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье. М.:Стройиздат, 1977.-303 с.

31. Линч К. Образ города: пер. с англ. / К. Линч. М.: Стройиздат, 1982. -328 с.

32. Луман Н. Медиа коммуникации: пер. с нем. / Н. Луман. М.: Логос, 2005. - 280 с.

33. Луман Н. Реальность массмедиа: пер. с нем. / Н. Луман. М.: Праксис, 2005.-256 с.

34. Лэндри Ч. Креативный город: пер. с англ. / Ч. Лэндри. М.: Классика-XXI, 2005.-399 с.

35. Маклюэн Г. Понимание медиа: внешние расширения человека: пер. с англ. / Г. Маклюэн. М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.-464 с.

36. Маклюэн Г. Средство само есть содержание / Г. Маклюэн // Информационное общество: сб. трудов М.: ACT, 2004. - с. 341-348

37. Мастера советской архитектуры об архитектуре: избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2т. т.2. / Под общ. ред. М. Бархина. М.: Искусство, 1975. - 584 с.

38. Мельников К. Мир художника / К. Мельников. М.: Искусство, 1985. -331с.

39. Мергольд Ю. Архитектура кино или киноархитектура / Ю. Мергольд // Архитектура СССР, 1988 №6. с. 32-37

40. Мусина М. На стыке кино и видеоарта: Утопия медленного видео / М. Мусина. Режим доступа: http://www.mediaartlab.ru/ db/tekst.html? id=62

41. Нечаев Н. Компьютерные технологии и архитектурное творчество: учебное пособие / Н. Нечаев и др. Ростов н/Д: Ростовский архитектурны ин-т, 1990. - 91 с.

42. Новые аудиовизуальные технологии: Учебное пособие / отв. ред. К. Разлогов. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.46.0рлов В. Развитие объекта проектирования в ходе проектного поиска: дис. канд. архитектуры: 18.00.01. / В. Орлов. М., 1982. - 149 с.

43. Прокофьев Ю. Исследование новых технических средств для совершенствования архитектурного проектирования: дис. канд. архитектуры: 18.00.02. / Ю. Прокофьев. Л., 1978. - 164 с.

44. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры: пер. с англ. / Ф.Л. Райт. М.: Госстройиздат, 1960. - 248 с.

45. Родькин П. Экзистенциальные интерфейсы. Опыты коммуникативной онтологии действительности / П. Родькин. М.: Юность, 2004. - 190с.

46. Савченко М. Основания архитектуры: введение в архитектурную онтологию, парадигмы и универсалии, категории, типология / М. Савченко. М.:КомКнига, 2006. - 256с.

47. Савчук В. Визуальность мысли / В.Савчук // Философский век. альманах. Вып. 25. История философии как философия. 4.2. / Отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2003. - с. 193-195.

48. Саймондс Д. Ландшафт и архитектура: пер. с англ. / Д. Саймондс. М.: Стройиздат, 1965. - 193 с.

49. Соболев Н. Общая теория изображений: учебное пособие для вузов / Н. Соболев. М.: Архитектура-С, 2004. - 672 с.

50. Собчак В. Города на краю времени: урбанистическая кинофантастика, пер. с англ. / В. Собчак // Фантастическое кино. Эпизод первый: сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2006. - с. 104-123

51. Степанов А. Архитектура и психология: учебное пособие для вузов / А. Степанов и др. М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.

52. Степанова С. Динамика визуального образа города: дис. канд. архитектуры: 18.00.01. / С. Степанова. М., 2006, - 145 с.

53. Тарханова Е. Кинематографичность как форма общения в канун XXI века: дисс. канд. искусствоведения / Е. Тарханова. М., 1997. - 175 с.

54. Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре / А.Тарковский. Л.: Ленфильм, - 1989. - 118 с.

55. Флоренский П. Анализ пространственное™ и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. Флоренский. -М.: Прогресс, 1993.-324 с.

56. Флоренский П. Иконостас / П. Флоренский. М.: ACT, 2005. - 203 с.

57. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: пер.с англ. / Р. Флорида. М.: Классика - XXI, 2005. - 421 с.

58. Вильяме, 2003. 224 с. 65.Эйзенштейн С. Метод. Т.2 / С. Эйзенштейн. - М.: Музей кино,

59. Эйзенштейн-центр, 2002. 688 с. 66.Эйзенштейн С. Монтаж. Избранные произведения, в 6 т. Т.2 /

60. С.Эйзенштейн. М.: Искусство, 1964. - 567 с. 67.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию: пер. с итал. / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2004. - 544 с.

61. Ag 4. Media facades. Cologne: daab, 2006.

62. Albrecht D. Designing dream: modern architecture in the movies / D. Albrecht. London: Thames and Hudson, 1987.

63. Cinema Centre, Dresden. // Architectural Design vol.64 November/December 1994. p. 48-55.

64. Cinema and architecture: Melies, Mallet-Stevens, Multimedia / edited by F. Penz. London: Maurine Thomas, 1997.

65. Clarke D. Cinematic city / D. Clarke. London: Routledge, 1997.

66. Dear M. Between Architecture and Film / M.Dear // Architectural Design. -1994. Vol.64, November/December. - p. 8-15.

67. Dreyer C. The crisis of representation in contemporary architecture / C. Dreyer// Semiotica, № 143,2003. p. 1-4.

68. Georgiadis N. Architectural Experience as Discourse of the (Un)Filmed / N. Geogiadis // Architectural Design. 1994. - Vol.64, November/December. -p. 26-33.

69. Grigor M. Space in time / M. Grigor // Architectural Design. 1994. -Vol.64, November/December. - p. 16-21.

70. Heathcote E. Cinema builders. / E. Heathcote. London: Wiley-academy, 2001.79.1mmaterial. Ultramaterial / edited by T. Mori. New York: Harvard. - 2002.

71. Kraus L. Global cities: cinema, architecture and urbanism in a digital age / L. Kraus, P. Petro. New Brunswick: Rutgers University Press, - 2003.

72. Lamster M. Architecture and film / M.Lamster. New York: Princeton University Press, - 2000.

73. Luebkeman C. Enhancing Spatial Understanding with Digital Media, электронный ресурс. / С. Luebkeman. режим доступа: http://darkwing.uoregon.edu/~struct/courseware/461/461lectures/461lectu re 18/46 llecturel8.html.

74. Manovich L. After Effects, of Velvet Revolution. Part 2. электронный ресурс. / Manovich L. 2006, - режим доступа: http://www.manovich.net/DOCS/ motiongraphicspartl .doc.

75. Pallasmaa, J. Lived Space in Architecture and Cinema электронный ресурс. / J. Pallasmaa. режим доступа: http://www.ucalgary.ca

76. Penz F. Cinema and architecture / F. Penz // Architectural Design. 1994. -Vol.64, November/December. - p. 38-41.

77. Rattenbury K. Echo and Narcissus / K. Rattenbury // Architectural Design. -1994. Vol.64, November/December. - p. 34-37.

78. Sanders J. Celluloid skyline / J. Sanders. New York: Alfred A. Knopf, -2001.

79. Schwarzer M. Zoom scape: architecture in motion and media / M. Schwarzer. New York: Princeton University Press, 2004.

80. Steven Hall / edited by Richard C. Levene. Madrid: el croquis. - 1999.

81. Tshumi B. Architecture and disjunction / B. Tshumi. Cambridge, Massachusetts: The MIT press, 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.