Истоки архитектурной образности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Рудаков, Андрей Игоревич

  • Рудаков, Андрей Игоревич
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2003, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 231
Рудаков, Андрей Игоревич. Истоки архитектурной образности: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Екатеринбург. 2003. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Рудаков, Андрей Игоревич

Введение.

Глава 1. Архитектурный образ как процесс.

1.1. Предпосылки изучения образного мышления в творческом процессе.

1.2. Образ в творческом процессе архитектора.

1.3 Значение понятия «образ».

1.4. Основы для классификации источников образного мышления.

1.4.1. Контекст и образность.

1.4.2. Иерархия образов в объёмно-пространственной композиции.

1.4.3. Области образности, участвующие в проектном рассуждении.

1.4.4. Образы и структура творческого процесса.

1.5. Выводы 1-ой главы.

Глава 2. Образные изменения в архитектурной творческой деятельности.

2.1. Изучение образных изменений в творческой практике.

2.2. Единицы образности.

2.3. Характеристики процесса.

2.4. Основы для типологии образного мышления архитекторов по истокам архитектурной образности.

2.5. Закономерности образных изменений. Основы образных изменений в творческом архитектурном процессе.

2.6. Выводы 2-ой главы.

Глава 3. Истоки архитектурной образности и творческий процесс.

3.1. Аналоги творческой деятельности архитектора.

3.2. Специфика архитектурного творческого процесса.

3.2.1. Динамика и темп проектных действий.

3.2.2. Сценарий творческого процесса.

3.3. Этапы творческого поиска и моменты принятия решений в творческом процессе архитектора.

3.4. Зарождение образа.

3.4.1. Образ-прототип.

3.4.2.Образ-намерение.

3.4.3. Теневой образ.

3.4.4.Образный шаблон.

3.5. Моделирование образного мышления.

Структура и закономерности образных изменений.

3.5.1. Архитектурный рисунок как средство изучения образного мышления архитектора.

3.5.2. Моделирование образных трансформаций.

3.5.3 Проектные изменения образов.

3.5.4. Реконструкция творческого процесса как модель образного мышления.

3.6. Выводы 3-ей главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Истоки архитектурной образности»

Работа посвящена изучению одного из важных аспектов создания архитектурных произведений - истоков образности. Образность, в том числе архитектурная, оказывает решающее влияние на сознание человека, на его внутренний мир, на характер его мышления. Создание образа, как процесс, является важным звеном профессиональной композиционной деятельности, направленной на формирование высокохудожественной архитектурной среды. В исследовании предпринят анализ творческого процесса на материале как конкретных архитектурных поисков, так и архивных источников. Применён метод сравнительного анализа творчества архитекторов - представителей различных культур. исповедующих различные творческие концепции и подходы к проблеме.

Рабочие материалы, представляющие архитектурный поиск - объёмно-пространственные композиции, архитектурные рисунки, эскизы, модели, живопись, графика и другие произведения искусства - рассматриваются в работе как своеобразный след, указывающий, с одной стороны - на непрерывность процесса композиционного мышления, с другой - на источник и истоки образности.

Актуальность исследования. Изучение источников образности, как фактора, оказывающего влияние на результат и стиль композиционного мышления архитектора, становится необходимым элементом современного творческого метода и проектной деятельности, направленных на создание благоприятной архитектурной среды, создаёт предпосылки гармоничного развития духовного мира человека, что удерживает тему исследования в разряде остро актуальных и открывает перспективу для дальнейших исследований проблем архитектурного формообразования.

В учебном процессе вопросы создания образа связаны с интенсификацией становления и развития композиционного мышления будущего архитектора. Один из путей такой интенсификации - активизация фантазии студентов через расширение представлений о поле архетипов, о методах генерирования идей и закономерностях развития образной структуры архитектурного произведения. Ключевым звеном в решении этих вопросов является исследование начального этапа композиционного процесса, отправной точкой которого является художественная идея, первообраз архитектурной формы.

Состояние вопроса. Исследование затрагивает структуру таких проблем, как образ, творческий процесс проектирован™, творческий метод. Изучение архитектурного творческого процесса, как раскрытие сути и иерархии истоков образности, ещё не служило темой специального исследования. В диссертации используются выводы и ряд положений, раскрытых в работах по исследованию теории композиции и восприятия (труды Р.Арнхейма, А.В.Степанова, В.И.Мальгина, А.Э.Коротковского, В.И.Иовлева, К.Линча), общей теории архитектуры (исследования А.Гутнова, И.Г.Лежавы,

A.В.Иконникова, Н.И.Смолина, А.В.Рябушина, Д.Е.Аркина, А.И.Каплун), публикации по изучению процесса и метода проектирования ( Б.Г.Бархин,

B.Глазычев, Д.Джонс, О.Акин), а также работы по изучению семантики пространства и языку архитектуры (А.В.Иконников, Л.Ф.Чертов, Е.И.Российская, А.А. Барабанов, П.Пеллегрино, М.Ю.Пучков). Своеобразным основанием для исследования явились идеи, содержащиеся в работах по психологии творческого процесса (Н.Н.Нечаев, Г.И.Иванова, Дж.Айян, П.С.Дышлевский, Г.Б.Забелыпанский, Г.Б.Минервин, О.И.Явейн), затрагивающих вопросы образного мышления. Идеи, имеющие самое непосредственное отношение к исследуемым вопросам, содержатся и в трудах самих мастеров архитектуры (К.С.Мельников, Ле Корбюзье, З.Хадид, Р.Боффил, Ф.Л.Райт, Р.Кулхас, Ж.Нувель, Я.Изигович и др.).

Наиболее близкими к подходу, разрабатываемому в диссертации, являются исследования: О.И.Адамова, А.Г.Габричевского, Т.В.Гудковой, В.И.Сазонова, И.И.Богомолова, Ю.И.Кармазина, С.А.Малахова, О.И.Явейна. Работа опирается на положения деятельностного подхода А.Н.Леонтьева и

Л.С.Выготского. Также в диссертации привлечены труды по исследованию образа и воображаемого в философии и культурологии (И.Кант, Ф.Ницше, К.Г.Юнг, З.Фрейд, А.Менегетти, Платон, М.Ю.Лотман). Интерес в процессе исследования привлекли работы, посвященные изучению фольклора и ритуала (работы А.К.Байбурина и В.Н.Топорова), как своеобразного аналога с точки зрения логики и дискретности процесса, по своей структуре схожих с творческим поиском.

Научная новизна и значимость исследования. Впервые предпринята попытка, через моделирование творческого процесса на основе изучения рабочих материалов архитектурного поиска, проследить истоки образного мышления архитектора. Моделирование композиционных процессов мышления в аспекте создания образов открывает возможности поиска инструментов изучения и влияния на творческий процесс, что становится особенно актуальным в современный период развития культуры. Кроме этого, исследование изменений образа имеет методологическую ценность для теории и истории архитектуры и архитектурного проектирования и нацелено на поиск путей генерирования образов в современной архитектурной практике, а также совершенствования композиционной подготовки архитекторов

Цель исследования. Исследование истоков архитектурной образности и влияния этих истоков на композиционное мышление архитектора путём изучения логики возникновения композиционных идей и их связи с миром образов, сопровождающих творческий процесс.

Объект исследования. Объектом исследования является процесс зарождения и развития образа в творчестве архитектора. Рассматриваются рабочие материалы, сопровождающие творческий процесс, фиксирующие и отражающие творческое состояние художника (эскизные зарисовки, архитектурные рисунки, графика, модели и макеты, тексты и т.п.).

Предмет исследования. Закономерности композиционно-образного проектного процесса, определяющие возникновение и развитие архитектурного образа и влияющие на творческую деятельность архитектора.

Границы исследования. Рассматриваются только стадии творческого процесса, определяющие зарождение и развитие архитектурного образа: генерирование и трансформации образных структур, переломные моменты нахождения окончательной идеи, которая затем доводится до композиции. Работа ограничена художественно-композиционным аспектом, в ней специально не рассматриваются функциональные, материально-конструктивные и другие вопросы формирования архитектурных объектов.

Рабочая гипотеза исследования.

Описание образных структур, связанных с объёмно-пространственными композициями архитектора, возможно через исследование фаз развития образа путём моделирования творческого процесса. Это описание отражает особенности композиционно-образного мышления архитектора и может указывать на истоки образности.

Методика исследования. Анализ творческого процесса на основе изучения архивных материалов и поискового опыта как современных учёных, так и проектирующих архитекторов. Применение метода сравнительного анализа творчества архитекторов - представителей различных культур, с различными стилевыми предпочтениями.

В задачи исследования входят:

1. Обобщение опыта исследования творческого процесса в архитектурной деятельности и разработка предложений по методике анализа творчества на основе материалов проектного поиска.

2. Анализ творческих работ архитекторов в аспекте развития архитектурного образа.

3. Выяснение роли композиционно-образного мышления в творческом процессе архитектора.

4. Выявление общих закономерностей, влияющих на возникновение образов и определяющих архитектурную образность.

5. Разработка предложений по использованию полученной информации о закономерностях образного мышления в творческой архитектурной практике, в учебном процессе, в научной работе архитектора.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в четырёх статьях и 5-ти тезисах докладов на международных научных конференциях: в Нижнем Новгороде (2000г.), Ростове-на-Дону (2001г.), в Барселоне (Испания, 2000г.) в Квебеке (Канада, 2001г.), в Москве (2001г.), в Екатеринбурге (2001г.). Сделаны доклады по теме диссертации на Международном Архитектурном Конгрессе в Барселоне (на французском языке), а также, в рамках Международной конференции «Современные технологии обучения архитектурному рисунку» в Екатеринбурге (ноябрь 2001г.).

Основные положения диссертации были реализованы в процессе выполнения автором проекта в рамках Открытого Национального архитектурного конкурса «Екатеринбург-СИТИ» на разработку градостроительной концепции и лучший эскизный проект застройки территории в центральной части города Екатеринбурга - январь 2002г. (лауреат конкурса - вторая премия).

Объём и структура работы. Исследование состоит из введения, трёх глав, библиографии и приложения. Объём работы 227 страниц, из них 123 страницы машинописного текста, 75 страниц иллюстраций и 20 страниц приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Рудаков, Андрей Игоревич

3.6. Выводы 3-ей главы

1. Архитектурный творческий процесс в стадии становления предполагает разброс образных толкований проблемы или множественность образов, которые направляются интенцией архитектора, образуя «образный поток». «Образный поток» становится тем первоначальным состоянием системы «архитектор - проект», представляющей из себя структуру образных изменений со своей иерархией и упорядоченностью. Архитектурный процесс можно рассмотреть как многоуровневый нелинейный процесс, структура которого состоит в свою очередь из системы «других» процессов и представляет собой схему переключения из одного рода процессов в другие - иными словами, «процесс в процессе».

2. Образы, являясь категорией идеальной, оставляют «следы» в виде фиксации семантических единиц в процессе творческой деятельности архитектора. Это отражается в материалах проектного поиска. Через моделирование творческого процесса может быть выявлены следующие образные структуры: «образ-намерение», «образ-прототип», «теневой образ» и «образный шаблон» как формы связи между отдельными образами, идеями, ассоциациями и прослежена их конкретизация в объёмно-пространственных композициях архитектора, рассматриваемых в контексте мыслительных процессов в аспекте образных изменений и характеризующих эти (мыслительные) процессы с точки зрения образного мышления.

3. Моделирование изменения образа ярче всего демонстрируется на примере препарирования творческого архитектурного процесса и наблюдения за «поведением» образа на отдельных этапах (фазах развития). Сам процесс представляется как «скольжение» в потоке энергоинформации и попеременное переключение из одного рода «каналов» в другие.

196

4. Художественный и исследовательский подходы неразрывны в архитектурном творчестве и определяют специфику профессиональной деятельности по осуществлению замысла. При этом «замысел» не воплощается, а формируется. Своеобразие архитектурного творчества заключается в образовании особой системы собственно замысла за счет выбора ключевого фактора в создании архитектурного образа, что становится возможным выявить через поиск истоков образности.

5. Исследования проектных изменений образных структур, связанных с моментами творческого поиска, позволяют приоткрыть сложные мыслительные процессы, сопутствующие творческому состоянию архитектора, могут помочь раскрыть механизмы интуитивных решений, которые до настоящего времени остаются малоизученными.

Заключение

Автор показал в своём исследовании, что изучение истоков образности, скрытых в структурах мышления, может повлиять на решение современных проблем художественного плана, при существующем дефиците творческих ресурсов. В работе предлагается методика исследования истоков образности на основе моделирования композиционно-образных изменений в творческом архитектурном процессе на материале архитектурного рисунка и других проявлений поиска идеи (произведения искусства, ассоциации, комментарии, высказывания).

Архитектурный образ представляет собой определённый процесс и играет роль синтетической целостной единицы, катализатора, который изменяется по определённым законам. Эти закономерности проявляются в стадийности (существования) развития идеи: от зарождения через трансформации далее - к разработке; в наличие определённых, достаточно конкретных источников образа; в возможности фиксации определения способов его генерирования (создания). Процесс движения образа имеет особенности, проявляющиеся в первоначальном состоянии системы «архитектор-проект», характеризующиеся «разбросом» образных толкований проблемы и возникновением «образного потока».

Объёмно-пространственные композиции присутствуют на всех стадиях проектного поиска и выделяются как явления, отсылающие нас к определённым наборам смыслов, образов, ассоциаций. Через моделирование образных изменений в процессе творческого поиска могут быть выявлены иерархии образных структур: «образ - намерение», «образ-прототип», «теневой образ» и «образный шаблон» как формы связи между отдельными образами, идеями, ассоциациями и прослежена их конкретизация в эскизных композициях архитектора, рассматриваемых в контексте мыслительных процессов.

198

Исследование образных изменений в архитектурном творческом процессе на примерах из опыта мировой и региональной творческой практики, позволяет напрямую показать продуктивность и познавательную ценность такого анализа, выявляющего закономерности образных изменений, как стержня формирования смысла архитектурного объекта. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод в пользу существования возможности через моделирование архитектурного процесса понять суть и иерархию образных структур, которые архитектор затрагивает в процессе поиска идеи, что позволяет нам методологически раздвинуть границы в изучении творческого процесса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Рудаков, Андрей Игоревич, 2003 год

1. Аалто А. Архитектура и гуманизм: Сборник статей; Пер. с фин., англ., франц., нем. / Под ред. А.Гозака. - М.: Прогресс, 1978. - 217с.: ил.

2. Авангард, остановленный на бегу: Альбом. Л.: Аврора, 1989. - 80с.: 614ил.

3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методол. пробл. М.: Политиздат, 1985. - 263с.

4. Адамов О.И. Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора: Автореф. дис. канд. арх. Астрахань, 2001. -28с.

5. Азгальдов Г.Г. Численная мера и проблемы красоты в архитектуре. -М.: Стройиздат, 1978.

6. Айян Дж. Эврика! 10 способов освободить ваш творческий гений./Пер. с англ. Л. Царук. Спб.: Питер Паблишинг, 1997. - 341с.; 21см.

7. Акин Омер. Психология архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1996. - 208с.

8. Александров П.А., Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов. М.: Стройиздат, 1971. - 127с.: ил.

9. Алпатов М.В. Графика Пикассо. -М.: Искусство, 1967. Ю.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984.332с.: ил.

10. П.Алпатов М.В. Матисс. -М.: Искусство, 1969. 105с.: ил., 26см.

11. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. Киев: Наукова Думка, 1968.

12. Анисимов Н.Н. Основы рисования//Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е. -М.: Стройиздат, 1977. 167с.: ил.

13. Араухо И. Архитектурная композиция. М.: Высшая школа, 1982. -208с.

14. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. -М.: Стройиздат, 1984. -192с.

15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392с.

16. Архитектурно-композиционное формообразование: Учеб. пособие / Под ред. В.И.Иовлева Екатеринбург: Архитектон, 2000. - 366с.: ил.

17. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. Спб.: Наука, 1993.-278с.

18. Барабанов А. А. Чтение города // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. Семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. 687с.: ил.

19. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования. -М.: Стройиздат, 1969. -222с.

20. Бар хин М.Г. Метод работы зодчего: Из опыта советской архитектуры 1917-1957г.г. -М.: Стройиздат, 1981. 216с., ил. 303.

21. Берсенева А.А. Архитектура модерна: Учебн. пособие. -Екатеринбург: Изд. УГАХА, 1992. -135с., ил.

22. Библер B.C. Мышление как творчество ( Введение в логику мысленного диалога); Изд. полит, литературы; М.: 1975. 258с.

23. Бидерман Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Свенцицкой И.С. -М.: Республика, 1996. 335с.: ил.

24. Блинов В.А. Экологическая пирамида// Архитектон. 1993.№4.с.76-79.

25. Боффиль Р. Пространства для жизни /Пер. с фр. М.В.Предтеченского; Под ред. А.Н.Шукуровой. -М.: Стройиздат, 1993. -136с.: ил.

26. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. -464с.

27. Гозак А.П. Аалто Алвар, о нём. -М.: Стройиздат, 1976. 174с.: ил.

28. Грундманис В.Ж. Синергетические подходы к формированию профессионального мышления на начальном этапе подготовки архитектора // Проблемы архитектурного образования (начальный этап обучения). Ростов-на-Дону: РАИ, 1992. С.68-75.

29. Гутнов А.Э., Глазычев B.JL Мир архитектуры: лицо города. М.: Мол. гвардия, 1990. - 350 (2) е., ил.

30. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1961.-С. 132-161.

31. Дембич А, Михайлов С. Композиционное моделирование // Архитектура СССР. 1989. №3;4.

32. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: СтройиздатЛ 985.

33. Дышлевский П.С. Регуляция творческой деятельности: ( Филосовско-методологические проблемы) Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. -212с.

34. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика. М.: Стройиздат, 1970.-202с.39.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1984.

35. Иванов С.М. Быстрый холод вдохновения. М.: Сов. Россия, 1988. -271,(1)с.: ил.; 17см.

36. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. -288с., ил.

37. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. - 175с.

38. Иовлев В.И. Пространство-время как категория образного мышления архитектора: Учеб. пособие. Екатеринбург: УралАрХИ, 1994. - 120с.

39. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. Учебное пособие. Екатеринбург: Архитектон, 1996. - 304с.

40. Клизовский А. Психическая энергия. Рига: Виеда, 1990. 125с.

41. Коротковский А.Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование: Учеб. пособие. М.: МаРхИ, 1975.

42. Коротковский А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры: Учеб. пособие. М.: МаРхИ, 1987. 256с.

43. Ле Корбюзье Архитетура XX века: Пер. с франц. под ред. К.Т.Топуридзе. -М.: Прогресс, 1977. -288с.: ил.

44. Ле Корбюзье. Творческий путь: Пер. Ж. Розенбаума, Вступительная статья и научная ред. О.Швидковского. М.: Изд. литературы по строительству, 1970.- 245с.: ил.

45. Леви А. Пюризм против брутализма. Функционирование пластической речи у Ле Корбюзье // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. Семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. С. 171-192.

46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.

47. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. М.: Стройиздат, 1986. - 263с.

48. Линч К. Образ города. М. Стройиздат, 1982,- 326с.

49. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ. -480с.

50. Максаи Дж., Ю.Холланд, Г.Нахман, Якер Дж. Проектирование жилых зданий / Пер. с англ. В.А.Коссаковского, М.С. Школьникова, Б.К. Явнеля. -М.: Стройиздат, 1979. -486с., ил.

51. Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М.: Стройиздат, 1976.

52. Малахов С.А. Архитектурная композиция как профессиональный метод. Куйбышев: Куйбышев.гос.ун-т, 1986. - 88с.

53. Маньковская Н.Б. Экологическая эстетика за рубежом//Филосовские науки. 1992. № 2.

54. Мартынов Ф.Т. О некоторых особенностях русского мира и проявлении их в российской архитектуре // Архитектура России. Сб. тезисов докладов. Екатеринбург: УралАРХИ, 1992. С.5-7.

55. Менегетти А. Мудрец и искусство жизни /Пер. с итал. Славянской ассоциации Онтопсихологии. Издание четвёртое. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002г. - 72с., ил.

56. Многогранный мир Кандинского /под ред. Н.Б.Автономовой, Д.В.Сарабьянова, В.С.Тургина. М.: Наука, 1998. -208с.

57. Мосоров A.M. Общественные отношения и человек. Красноярск: Изд. Краснояр. ун-та, 1987. - 240с.

58. Мунтаньола-Торнберг X. Герменевтика, семиотика и архитектура: возвращение к Тимею // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. Семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. С.267-284.

59. Новиков Ф. В поисках архитектурного образа. М.:3нание, 1979.

60. Норенков С.В. Опыт комплексного развития архитектонических искусств. Горький, 1990. -57с.

61. Пеллегрино П. Смысл пространства // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. Семиотики пространства /Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. С. 69-92.

62. Пилявский В.И., Тиц А. А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. JI.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1984.-512с., ил.

63. Попов Л.М. Инициатива и общение в творчестве. Киев: Изд-во Казан, ун-та, 1983. - 88с., ил.; 21см.

64. Пучков М.В. Семиотические взаимосвязи архитектуры и языка // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. Семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999.-С. 115-154.

65. Раппопорт А. Методологическая критика социально-психологических исследований в архитектуре // Экспресс информация. Серия 3. Районная планировка и градостроительство. Вып. 16.-М.: ВНИИС, 1981. -18с.

66. Раппопорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии. -М.: Стройиздат, 1990. -344с.

67. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. -М.: Эдиториал УРСС, 1996. 224с.: ил.; 20см.

68. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1973. -165с., ил.

69. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры. Л.: Учпедгиз, 1962. -с.3-43.

70. Рудаков А.И. Роль интуиции в создании образа // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. Семиотики пространства /Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. С.47-50.

71. Рудаков А.И. Экологические истоки образного мышления архитектора // Будущее архитектуры. Тезисы докладов Всемирного архитектурного конгресса. Барселона: Изд-во Техн. ун-та Каталонии, 2000 (франц. яз.). - С.114.

72. Рудаков А.И. Экологические проблемы развития жилой застройки центра Екатеринбурга // Материалы Международной научно-метод.и практической конф. по архитектуре и дизайну. Ниж. Новгород. НГСА, 2000. - С.98.

73. Рыбачук А. Архитектура и ритуал. Декоративное искусство СССР, 1973, №8, С.: 15-20.

74. Смирнов С.Д. Психология образа. -М.: Изд. московского ун-та, 1985. -304с.

75. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров; редкол.: А.А. Гусев и др. Изд. 4-е. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. -1600с., ил.

76. Соловьёв В. Об упадке средневекового сознания. Т-1. М.: Правда, 1989.

77. Соловьёва Б. А. Искусство рисунка. М.: Искусство, 1989. -240с.

78. Степанов А.В. и др. Архитектура и психология: Учеб. пособие для вузов / Степанов А.В., Иванов Г.И., Нечаев Н.Н. М.: Стройиздат, 1993.-295с.: ил.

79. Страутманис И. А. Информационно-эмоциональный потенциал архитектуры. М.: Стройиздат, 1978. 120с.

80. Стригалёв А.А. и Коккинаки И.В. Константин Степанович Мельников Архитектура моей жизни //Творческая концепция// Творческая практика. М.: Искусство, 1985. -311с.: 48л. ил.

81. Танге К. Архитетура Японии. Традиции и современность. М.: Прогресс, 1976. - 250с.

82. Танги Ф. Чтение пейзажа // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. Семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. С. 193-210.

83. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.:Наука, 1983.

84. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. -М.: МЦ Видеоэкология, 1977. 320с.

85. Флоренский П.A. Simbolarium // Учёные записки ТГУ. Вып. 284. Труды по знаковым системам. V.: Тарту, 1971.

86. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. Спб., 1923.

87. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. / Под ред. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова. М.: Республика, 1995. - 400с.: ил.; 25см.

88. Хан-Магомедов С.О. Психоаналитический метод Н.Ладовского -основа пропедевтической дисциплины «Пространство во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе» // Техническая эстетика. 1982. №4. С.27-32.

89. Холодова Л.П. Актуальные теоретические проблемы современной архитектуры. Конспект лекций. -М.: Темплан, 1988. 189с.

90. Черноушек М. Психология жизненной среды. М : Мысль, 1989.

91. Человек и его видимый и невидимый состав Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма) / Под ред. Н.Зориной. Рига: Виеда, 1991. - 46с.

92. Шевелев И.Ш. Логика архитектурной гармонии. М., Стройиздат, 1972. 179с., ил.

93. Эйзенштейн С. Избранные произведения в шести томах. Т.2. М.: Искусство, 1964. -320с.

94. Эйнштейн А. Относительность и проблема пространства. — Собр. Науч. трудов, Т.2. М, 1965. 758с.

95. Юнг К.Г. Психология. Dementia praecox / Пер. Т.Э.Гусакова. -Мн.: ООО «Харвест», 2000. -400с.

96. Andreas Paradakis, James Steele Architecture of today. Paris: Bayard Press SA / EDITION PIERRE TERRATL, 1992. - 224p., s. 160color il.

97. Derrida J. Of Grammatologi. Baltimore: John Hopkins University Press, MD, 1976.

98. Dirk Meyhofer Contemporary European Architects. Volum 2. -Koln: TASCHEN, 1995. 174p., s. il.207

99. Klotz H. Architektur des 20 Jamhumderts: Zeichnungen Mdell -Mobel. Berlin, 1989. - 512pag.

100. V Architecture d'aujourdui, 1989. №263. C. 110-111.

101. V Architecture d'aujourdui, 1989. №261. C. 16-17.

102. Paco Asensio Casas / Junto al agua. Barcelona: Editorial Gustavo Gili, 2000. 175p., s. il.

103. Paloma Poveda Cabanes JEAN NOUVEL 1987-1998. Madrid: EL CROQUIS, 1998. - 340p.

104. Philip Jodidio Contemporary American Architects. Volum 2. Koln: TASCHEN, 1996. - 176p., s. il.

105. Philip Jodidio Contemporary European Architects. Volum 3. . Koln: TASCHEN, 1995. - 176p., s. il.

106. Philip Jodidio Contemporary European Architects. Volum 5. . Koln: TASCHEN, 1997. - 176p., s. il.

107. Philip Jodidio Contemporary Japanes Architects. Volum 2. . Koln: TASCHEN, 1997. - 176p., s. il.

108. Santiago Calatrava ingenier- architektur. - Boston, 1990. - 534p., s. il.

109. Izikowitz J., Booz В., Knutsson M. Geteborgs Opera arkitektens skisser // The Gothenburg Opera Hous - The Architect's Sketches. -Goteborg: Elovisa Forlag, 1993. - 170p. s.il.

110. Рис. 1. Прообраз или образ-прототип в структуре зарождения архитектурной идеи.

111. Рис. 2. Проявление влияния образа-прототипа в композиции (пока ещё остаётся укрупнённый масштаб памятника).

112. Рис. 8. Противопоставление двух образов (варианты решений). Рис. 9. Возвращение к первому образному шаблону как факт выбора одной из ветвей возможного развития архитектурного процесса под воздействием образов-прототипов (Эпоха Возрождения).

113. Рис. 10. Прорисовка визуального эффекта от восприятия памятника на завершающей стадии становления идеи.

114. Рис* L Прообраз или образ-прототип в структуре зарождения архитектурной идеи.

115. Рис. 2. Проявление влияния образа-прототипа в композиции (покаостаётся укрупнённый масштаб памятника).

116. Рис. 3. Проявление влияния образа-прототипа в композиции (пока остаётся укрупнённый масштаб памятника).

117. Рис. 4. Появление образного шаблона в процессе проектирования.

118. Рис. 5. Абстрактные рисунки, влияющие в дальнейшем в сторонуприобретения более острой динамики всей композиции памятника.

119. Рис. 6. Появление вазы как символа течения природных процессов.

120. Рис. 7. Иллюстрация коренного изменения композиции (из-за возможного переключения внимания архитектора см. рис. рядом), приобретение восточных мотивов в композиции.

121. Рис. 8. Противопоставление двух образов (варианты решений).

122. Рис. 9 Возвращение к первому образному шаблону как факт выбора одной из ветвей возможного развития архитектурного процесса под воздействием образов-прототипов (Эпоха Возрождения),

123. Рис. 10. Прорисовка визуального эффекта от восприятия памятника назавершающей стадии становления идеи.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.