Историческая география Центральной Азии по данным "Авесты" и пехлевийских источников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат исторических наук Ходжаева, Наргис Джомиевна

  • Ходжаева, Наргис Джомиевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ07.00.09
  • Количество страниц 128
Ходжаева, Наргис Джомиевна. Историческая география Центральной Азии по данным "Авесты" и пехлевийских источников: дис. кандидат исторических наук: 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Душанбе. 2000. 128 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ходжаева, Наргис Джомиевна

1. Введение.3

2. Глава 1. Классификация гор "Авесты".11

3. Глава 2. Классификация рек "Авесты".50

4. Глава 3. Классификация морей и озер "Авесты".79

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историческая география Центральной Азии по данным "Авесты" и пехлевийских источников»

Актуальность темы. В древности предки современных народов Центральной Азии (в этот регион входят следующие государства: Афганистан, Иран, Казахстан, Киргизия, Северо-Западный Китай, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) имели определенные представления о географии земли, и хотя в основе своей они были легендарно-мифологическими, однако во многом отражали действительность. Так, многие названия гор, рек, морей и озер, о которых упоминается в древних источниках бытуют и сейчас под теми же названиями.

Изучение исторической географии Центральной Азии по данным "Авесты" и пехлевийских источников до настоящего времени не утратило своей актуальности, так как очень многое в данном вопросе остается неясным, все еще имеются сложности, препятствующие однозначному отождествлению ряда географических названий. Конечно, накопление новых материалов расширяет источниковедческую базу, но тем не менее задачи стоящие перед учеными в этой сфере знаний, остаются пока нерешительными.

Кроме того, отсутствие комплексного подхода в отождествлении географических названий "Авесты" весьма осложняет решение данной проблемы.

Актуальность настоящей темы обусловлена и тем, что решение вопросов исторической географии Центральной Азии позволяет по-новому взглянуть на древнюю историю этого региона, особенно на проблемы происхождения, расселения населения и этнической истории народов Центральной Азии.

Степень изученности проблемы. Вопросы исторической географии Центральной Азии разрабатываются в науке, начиная со второй половины XIX в. Им посвящены сотни статей и книг, в которых главным образом были использованы и проанализированы сообщения античных источников. В основном исследователи рассматривали этимологию того или иного географического названия в "Авесте", и лишь в отдельных случаях делались попытки их локализации.

Уже во второй половине XIX в. появились работы, в которых исследователи обращались к отдельным географическим названиям "Авесты". Это были представители западноевропейских школ: М.Бриль, Ф.Жасти, Х.Юль [144], В.Гейгер [114], В.Томашек [142, 143], А.Стейн [140],

A.Джексон [124] и др., которые в основном обращали внимание на названия древнеиранских рек, исходя из сведений античных авторов.

В начале XX в. в западноевропейских научных школах появляется ряд фундаментальных трудов, которые сыграли немаловажную роль в исследовании исторической географии Центральной Азии. Особо следует выделить «Древнеиранский словарь» [105], составленный немецким ученым Хр. Бартоломэ, в котором даны все названия гор, рек, морей и озер, указанных в "Авесте". Составив практически этимологический словарь по "Авесте", он впервые дает локализацию всех географических названий, но не приводит веских аргументов в подтверждение своих выводов.

В начале XX в. в этом же направлении работал И. Маркварт [129, 130, 131]. В отличие от Хр. Бартоломэ, ученый проводит локализацию географических названий "Авесты", основываясь на лингвистическом материале и на данных античных источников. Его локализация рек Вахви Датия, Хвастра, Хваспа, Хварнахвати и Урвада, с нашей точки зрения, не вызывает сомнения.

В это же время появляются работы представителей русской науки. Особо следует отметить среди них известного востоковеда

B.В.Бартольда. Его работы "Статьи из "Энциклопедии Ирана" и "Историко-географический обзор Ирана" имеют большое значение для изучения исторической географии Центральной Азии в древности и средневековье. Ученый собрал практически все сведения о географических названиях этого региона в раннесредневековых и средневековых арабских и персидских письменных источниках, привлекая при этом сообщения античных и китайских авторов.

С середины XX в. в изучении настоящей проблемы продолжают лидировать западноевропейские научные школы. В это время выходят работы А.Тейла, И.Бенвениста [106], А.Кристенсена [110, 111], Х.Нюберга [136, 137]. Эти исследователи обращались к отождествлению рек Ранха и Вахви Датия, Хаэтумант, Эрэзи, Хвастра, Хваспа, Фрадата, Уштаваити и Урвада, горы Ушидам, морей Ворукаша и Путика, озер Чайчаста, Хаос-рава и Кансава. В основном их отождествление опиралось на лингвистические данные и сообщения античных авторов, при этом они дополняли их сведениями из местных источников, которые по объему и значимости нередко превосходили первые.

Материалы, полученные в ходе интенсивных работ советских археологов в 30-50-х годах в Таджикистане и Узбекистане, позволяют ученым по-новому взглянуть на данную проблему. Теперь при решении вопросов отождествления авестийских географических названий стали привлекать археологический материал. Здесь в первую очередь следует отметить исследования советского ученого С.П.Толстова [92, 93], которые позволили уточнить отождествление некоторых авестийских рек.

Во второй половине XX в. ученые активизировали изучение вопросов исторической географии Центральной Азии. Это было связано с введением в научный оборот нового материала, в том числе и новых переводов древнеиранских источников. К ним относятся в первую очередь "Гимн Митре" в переводе и с комментариями И.Гершевитча [115] и "Словарь пехлевийского Вендидада" в переводе Д.Кападии [126]. В это же время выходят работы западноевропейских ученых: Х.Ломмеля [128],

В.Эйлерса [113], Р.Фрая [95], Р.Гиршмана [116] и др., а также советских ученых: В.И.Абаева [1, 2, 3, 4], В.М.Массона [59], И.М.Дьяконова [39], Б.Г.Гафурова [33], Е.Е.Кузьминой [48, 49, 82]. Как и раньше, их научный интерес был обращен все к тем же географическим названиям "Авесты". Но в основе их исследования уже были не только лингвистические данные и сообщения античных авторов, но и археологический материал.

В последние десятилетия XX в. круг исследований продолжает расширяться, появляются новые методологические подходы, в частности, комплексное решение проблемы отождествления географических названий «Авесты». Здесь следует отметить исследование известной ученой М. Бойс [108, 109], чье отождествление рек Ранха и Вахви Датия, Хаэтумант, гор Аснавант и Ушидам, на наш взгляд, не вызывает сомнений. Помимо лингвистического материала, М. Бойс анализирует сам источник и частично привлекает археологический материал.

В это же время появляется ряд фундаментальных трудов по данной теме, в которых ученые, помимо рассмотрения лингвистического материала, применяют метод сопоставительного анализа. Среди них работы западноевропейских ученых Д. Монши-Заде [133] и Ж.Ньоли [117, 118], в которых сопоставляются списки названий рек "Авесты" и средневекового источника "Та'рих-и Систан" [91]. Представители же советской школы Г.М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский [18] обратились к данным мифологии и сопоставили некоторые мотивы, присутствующие в древнеиндийской, персидской и скифской традициях.

Для решения анавлизируемой нами данной проблемы весьма полезными оказались топонимические исследования следов древнеиранских языков в современных языках, возможных лишь в условиях территориальной близости. Здесь следует отметить работы Г. Моргенстьерне [134], И.М. Стеблин-Каменского [85, 86, 87], В.И.Бушкова [28] и др.

К отождествлению географических названий древней Центральной Азии также обращались Э.Яршартер [141], И.Н.Хлопин [97], Н.Л.Членова [98], С.К.Жарникова [40] и др. Основу исследований этих ученых составили лингвистический материал и сведения античных авторов.

Немаловажную роль в изучении исторической географии древней Центральной Азии играют исследования И.В. Пьянкова [69, 70, 71, 72, 73, 74, 75], который основательно исследовал всю совокупность античных источников географического содержания, относящихся к данному региону. Особо следует подчеркнуть, что для локализации гор и рек, упомянутых в античных источниках, ученый впервые использовал так называемую орогидрографическую схему горы - реки [72, С. 14; 75, С. 179], тем самым подойдя к проблеме комплексно.

В последние годы большое внимание изучению "Авесты" и пехлевийских источников уделяется в Иране. Здесоособо следует упомянуть переводы источников на персидский язык, которые имеют ценные комментарии. К ним можно отнести новый перевод "Авесты" на персидский язык Д. Достхо [101], а также перевод пехлевийского источника "Миноги Храд" А.Тафаззоли [132].

Исследуемая нами тема, как выяснилось в процессе определения степени изученности проблемы, требует принципиально нового методологического подхода, что мы и постарались сделать.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является классификация гор, рек, морей и озер "Авесты". При этом мы выделили из них, основываясь вполне аргументированными данными, реально существующие и мифические, а также дали новое отождествление гор Хара Бэрэзаити, рек Ранха и Вахви Датия и моря Ворукаша.

При написании диссертации автор ставит следующие задачи:

- проследить степень изученности проблемы;

- составить перечень названий всех гор, рек, морей и озер "Авесты";

- по возможности создать общую картину изучения проблемы в виде таблиц.

Все это определяет характер нашего исследования как источниковедческий анализ.

Научная новизна и ценность. В диссертации впервые использован комплексный подход в отождествлении географических номиналов "Авесты" с преимущественным использованием "Авесты" и "Бундахишна", археологического и топонимического материала, а также метод сопоставительного анализа с привлечением данных истории орошения Центральной Азии.

Для отождествления гор Хара Бэрэзаити, рек Ранха и Вахви Датия и моря Ворукаша будет использована орогидрографическая схема в завершенном виде: горы - реки - море.

Предполагается впервые провести классификацию гор, рек, морей и озер "Авесты" на реально существующие и мифические. При этом будет произведен детальный анализ публикаций и методов исследования вопроса.

Проведенное исследование может быть использовано при написании курса по исторической географии Центральной Азии для ВУЗов. Представленные в приложении таблицы имеют прикладной характер и могут служить пособием для отражения степени изученности проблемы, а также имеют определенный вклад в отдельные направления ономастики.

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в отдельных статьях, докладывались на международной конференции в г. Душанбе (1996), во Французском Институте Исследований Центральной Азии (1РЕАС) (г. Ташкент, 2000 г.), на научной конференции в г. Душанбе (2000 г.), а также на заседаниях отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологи и этнографии им. А.Дониша.

Источниковедческая база. Основной базой для написания диссертации являются местные (древнеиранские и пехлевийские) письменные источники, а именно "Авеста" и "Бундахишн", а также "Меног-и Храд"

Авеста" - древнейший и важнейший письменный памятник, восходящий отдельными своими частями ко II тыс. до н. э. Она сохранила сведения по истории, культуре и мифологии иранских народов. "Авеста" дошла до нас как собрание священных текстов зороастризма - религии, которую исповедовали древние иранские народы. Особенно, для нас важно то, что в этом источнике отображена и география. Помимо названия стран и городов в нем также указаны названия гор, рек, морей и озер, отождествление которых в большинстве случаях не установлено.

Дошедшие до нас части "Авесты" не дают нам полной картины окружающего мира древних обитателей Центральной Азии. Поэтому в ряде случаев приходится использовать сведения более поздних зороастрийских сочинений. Самым важным из них является сочинение IX века "Бундахишн" [107] - сборник мифических и религиозных сказаний о природе создания мира, тут же мы находим и географические мифологические названия. Несмотря на то, что разработка этого сочинения поздняя, сам материал "Бундахишна" несомненно древний, что убедительно доказывается многими местами в самой "Авесте", которые становятся понятны лишь в свете событий, изложенных в "Бундахишне". И в "Авесте", и в "Бундахишне" приводится трактовка этих названий, но в "Бундахишне" также говорится о том, где они расположены. Следует отметить, что в обоих источниках, несмотря на то, что они были написаны в разное время, речь идет об одних и тех же географических названиях.

Пехлевийский памятник IX века философско-религиозного содержания "Меноги Храд" [132] также имеет сведения о географических названиях, встречающихся в "Авесте", что весьма важно для данной работы.

Сведения античных авторов: Арриан [11], Геродот [34], Страбон [88] и Птолемей [138], а также древнеиндийские источники: Ригведа [77] использованы в данной работе, так как в некоторых случаях они отражают местные географические названия Центральной Азии в древности.

С появлением нового археологического материала, обнаруженного на территории Центральной Азии, появилась возможность по-новому взглянуть на отождествление того или иного географического названия, указанного в "Авесте".

Лингвистический материал для настоящего исследования играет особую роль, так как авестийский язык нашел свое отражение в современных памирских и таджикском, также в других восточно-иранских языках. Здесь уместно отметить и данные топонимии современной Центральной Азии, особенно Таджикистана, где отразились многие древне-иранские названия.

В течение нескольких тысячелетий многие реки меняли свое течение, причем не один раз. Для того, чтобы правильно отождествить реки "Авесты", необходимо обратиться к истории орошения Центральной Азии и ее источникам.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, состоящего из перечня названий авестийских гор, рек, морей и озер, а также трех аналитических комплексных таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Ходжаева, Наргис Джомиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ всей совокупности материалов, изложенных в работе, позволяет считать, что здесь представлена практически полная классификация авестийских гор, рек, морей и озер, как реально существующих, так и мифических. Кроме того, дана локализация авестийских гор Хара Бэрэзаити, рек Вахви-Датия и Ранха и моря Ворукаша на основе принципиально нового методологического подхода - комплексного исследования. Все отождествления географических названий "Авесты", которые предпринимались ранее, страдали односторонностью или же посвящались одному, отдельно взятому географическому названию.

В ходе исследования было выявлено, что из 54-х гор, упоминаемых в "Авесте", к реально существующим, локализация которых не вызывает сомнения, относятся 9 гор, которые в основном расположены в Афганистане (5 гор), Иране (3 горы) и Узбекистане (1 гора).

К реально существующим горам относятся также 24 горы, локализация которых предположительна или является спорной. Расположены они в основном в Таджикистане (15 гор), в Афганистане (2горы), Иране (2горы), Киргизии (1гора), 1 гора, предположительно, или в Иране, или в Узбекистане, или в Казахстане, по 1-ой в Армении и Казахстане, а горы Хара Бэрэзаити занимают в основном территорию Таджикистана, северные части Афганистана и Пакистана, юг Киргизии и северно-западную часть Китая.

Реально существуют, но трудно поддаются локализации 11 гор. К мифическим относятся 10 гор.

Таким образом, из проведенного исследования видно, что в основном авестийские горы расположены в восточной части Центральной Азии, а именно в Таджикистане и Афганистане.

Из перечисленных 18-ти рек "Авесты" к реально существующим относятся 5 рек. Все они находятся в Систане (Афганистан).

К реально существующим также относятся 10 рек, чье отождествление предположительно или является спорным. Находятся они в основном в Афганистане (4 реки), Узбекистане (1 река), предположительно в Западном Афганистане или в Восточном Иране (2 реки) 3 предположительно отождествляемые реки текут по территории Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.

К реально существующим относятся 2 реки, которые пока не поддаются отождествлению. К мифическим относится 1 река.

Таким образом, территория, по которой текут отождествляемые авестийские реки, принимает более четкие границы и конкретизируется в основном в Афганистане, а именно в его западной части (Систан).

Из перечисленных 9-ти морей и озер "Авесты" к реально существующим относятся 3 озера. Все они находятся в Афганистане.

Отождествление 6-ти морей и озер спорно. Предположительно их отождествляют в районе Аральского моря (5 озер) и в Ташкентской области (Узбекистан).

Таким образом, исследование показало, что в основном авестийские моря и озера находятся в Афганистане и в районе Аральского моря.

Соответственно можно сделать вывод, что географическая среда обитания, описываемая в "Авесте", в основном охватывает современную территорию Афганистана и Таджикистана, а также восточную и северо-восточную части Ирана и Центрального и Восточного Узбекистана.

В результате комплексного подхода мы предприняли попытку дать собственную локализацию гор Хара Бэрэзаити, рек Вахви-Датия и Ранха и моря Ворукаша. За основу была взята орогидрографическая схема горы - реки - море, которая в данном случае оказалась конструктивной и результативной. В ходе исследования был сделан вывод, что орогидрографическая схема "Авесты" горы Хара Бэрэзаити - реки Вахви Датия и Ранха - море Ворукаша может быть наложена только на современную карту Цетральной Азии в такой позиции: горная система Тянь-Шань - Памир - Гиндукуш - реки Амударья и Сырдарья -Аральское море.

Новый археологический и лингвистический материалы, данные современной топонимии Цетральной Азии, а также метод сравнительного анализа "Авесты", средневековых источников, античных и древнеиндийских памятников позволили уточнить данную локализацию.

В результате исследования был сделан важный вывод, что горы Хара Бэрэзаити в понимании автора "Авесты" включали в себя не одну горную систему, а несколько. Таким образом, установлены реальные географические границы современного Памира. На основе анализа геоморфологических, природно-климатических и фитогеографиче-ских особенностей можно констатирповать, что географическое понятие Памир значительно выходит за рамки Восточного Памира (ГБАО). Следовательно, в пределы Памира должны также войти: с севера -Южный Тянь-Шань (Заалайский хребет), с востока - Кашгарский хребет (Западный Куньлунь), с юга - северная часть Гиндукуша, а с запада - хребет Кохи-Ляль Восточного Афганского Бадахшана. Только в таком понятийном значении данная локализация может функционировать и исследоваться.

В результате анализа источников и научной литературы, составлены перечень названий всех гор, рек, морей и озер "Авесты", а также таблицы, которые помогут ориентироваться в значительном количестве предполагаемых отождествлений.

В работе нами активно были использованы археологический лингвистический и топонимический материалы с территорий Таджикистана и Узбекистана. Неизученность же и недостаточность материалов с территории Афганистана, Пакистана и Китая в перспективе ставит задачу дальнейшего, еще более широкого изучения проблем проанализированных в настоящей работе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ходжаева, Наргис Джомиевна, 2000 год

1. Абаев В.И. Скифский быт и рефома Зороастра // АгОг. 1956. -XXIV. - С. 23-56.

2. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов // Древний Восток и античный мир. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - С. 26-36.

3. Абаев В.И. Доистория индоиранцев в свете арио-уральских языковых контактов // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М.: Наука, 1981. - С. 84-89.

4. Абаев В.И. Два зороастризма в Иране // ВДИ. 1990. - № 4. - С. 198-207.

5. Абдуллаев К.А. Археологическое изучение городища Канка (1969-1972 гг.) //ИМКУ. 1975. - Вып. 12 - С. 128-154.

6. Авеста. Избранные гимны / Пер. и ком. И.М. Стеблин-Каменского. Душанбе: Адиб, 1990. - 176 с.

7. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред. примеч., справочный раздел И.В. Рака. СПб.: "Журнал Нева", "Летний Сад", 1998.-480 с.

8. Агаханянц O.E. Основные проблемы физической географии Памира. Душанбе: Дониш, 1965. - Т. 1. - 239 с.

9. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата: Изд-во Акад. наук КазССР, 1963. -300 с.

10. Андреев М.С., Половцев A.A. Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии. Ишкашим и Вахан // СМАЭ. 1911. -№9. - С. 4-41.

11. Арриан, Флавий. Поход Александра / Пер. М.Е. Сергеенко. -М.;- Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. 384 с.

12. Аскаров А. Древнеземледельческая культура эпохи бронзы юга Узбекистана. Ташкент: Фан, 1977 - 230 с.

13. Аскаров A.A., Абдуллаев Б.Н. Джаркутан. Ташкент: Фан, 1983 -120 с.

14. Бартольд В.В. Аму-Дарья // Статьи из "Энциклопедии ислама". -М.: Наука, 1965. Т. III. - С. 319-325.

15. Бартольд В.В. Сыр-Дарья // Статьи из "Энциклопедии ислама". -М.: Наука, 1965. Т. III. - С.483-491.

16. Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая // МИА. 1952. - № 26. - 346 с.

17. Боголюбов М.Н., Смирнова О.И. Согдийские документы с горы Муг. // Хозяйственные документы / Чтение, перевод и комментарии М.Н. Боголюбова и О.И.Смирновой. М.: Изд-во Вост. лит., 1963.-Вып.3 - 132 с.

18. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. -М.: Мысль, 1983. 206 с.

19. Брагинский И.С. Из истории персидско-таджикской литературы. -М.: Наука, 1972. 524 с.

20. Бубнова М.А Работы Памирского археологического отряда на Западном Памире в 1976 г.//APT. 1982. - Вып. 16 (1976 г.).-С. 171-184.

21. Бубнова М.А. Культовое сооружение Кафыркала // APT. 1990. -Вып. 22 (1982 г). - С. 301-310.

22. Бубнова М.А. Культовое сооружение Кафыркала I-IV. Разведки в 1983 г. (Шугнанский р-н) II APT 1991. - Вып. 23 (1983 г.). - С. 227-236.

23. Бубнова М.А. Древние рудознатцы Памира. Душанбе: Дониш, 1993.- 176 с.

24. Бубнова М.А. От культа огня к храмам огня // Изучение древнего Ирана и Авесты. Нидерланды; Париж, 1997. - Т. 1. - С. 165-196: Второй междунар. конгр. индо-иранской цивилизации (на фарси).

25. Бубнова М.А. Культ овцы и цветовая символика в верованиях древних памирцев (по археологическим источникам) // Изучение древнего Ирана и Авесты. Нидерланды - Париж, 1997. - Т. 2. -С. 611-621: Второй междунар. конгр. индоиранской цивилизации (на фарси).

26. Бубнова М.А. Ритуальные кладбища овец на Восточном Памире (по археологическим материалам) // Изучение древнего Ирана и Авесты. Гамбург;Париж, 1998. - Т. 1. - С. 275-290.: Третий междунар. конгр. индоиранской цивилизации, (на фарси).

27. Буряков Ю.Ф. Историческая топография древних городов Ташкентского оазиса, (ист.-археол. очерк Чача и Илака). Ташкент: Фан, 1975.-203 с.

28. Бушков В.И. К проблеме топонимов Авестийских гимнов // ЭО. -1998. -№ 1. С. 60-69.

29. Вайнберг Б.И. Этногеография Турана в древности. VII в. до н. э. -VIII в. н. э. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999.- 359 с.

30. Вайнберг Б.И., Левина Л.М. Черикабадская культура. Низовья Сырдарьи в древности. -М., 1993. Вып. 1. - 129 с.

31. Вишневская O.A. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII-V вв. до н. э. По материалам Уйгарака // ТХАЭЭ. 1973. - Т. 8. - 160 с.

32. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейские языки и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1984. - Т.2. - С. 4401328.

33. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе: Ирфон, 1989. - 384 с.

34. Геродот. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г.А. Страта-новского. JL: Наука, 1972. - 600 с.

35. Герценберг Л.Г. Морфологическая структура слова в древних индоиранских языках. М.: Наука, 1972. - 271 с.

36. Грушанская Ж.Я. Археологические памятники ранних кочевников на Памире. Рукопись. - Архив отдела археологии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ.

37. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М.: Наука, 1982. - 132 с.

38. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии II Археология СССР с древнейших времен до средневековья в 20 томах. М.: Наука, 1985.-Т. 8.-494 с.

39. Дьяконов И.М. Восточный Иран до Кира // История иранского государства и культуры. М.: Наука, 1971. - С. 122-154.

40. Жарникова С.К. К вопросу о возможности локализации священных гор Меру и Хара индоиранской (арийской) мифологии // МАИКЦА, 1986. -№ 11. С. 31-41.

41. Иностранцев К.А. Река Иран-Вэджа в парсийской традиции // ИРАН. 1917. - Сер. VI. - № 12. - С. 891-895.

42. История таджикского народа. Т.1: С древнейших времен до V в.н.э. М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 596 с.

43. История таджикского народа. Т.1: С древнейших времен до V в.н.э. Душанбе: Суруш, 1998. - 752 с.

44. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М.: Наука, 1964. - 215 с.

45. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: "Рауан", 1992. - 374 с.

46. Краткая географическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия,1960. -Т. 1. 563 с.

47. Краткая географическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1962.-Т. 3.- 580 с.

48. Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М.: Наука, 1977. -144 с.

49. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение иранцев. М.: Наука, 1994.

50. Куклина И.В. Этногеография Скифии по античным источникам. JL: Наука, 1985.-208 с.

51. Левина JI.M. Раскопки могильников в окрестностях городищ Бедаик-асар, Кос-асар и Томпак-асар // Низовье Сыр-Дарьи в древности. -Вып. III. Джетыасарская культура. -4.2. 1993. - С. 32-193.

52. Левина Л.М. Этнокультурная история Восточного Приаралья. -М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. -396 с.

53. Лившиц В.А. Иранские языки народов Средней Азии // Народы Средней Азии и Казахстана. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - Т.1. - С. 131-158.

54. Литвинский Б.А. Древние кочевники "Крыши мира" М.: Наука, 1972.-269 с.

55. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Тахти-Сангин каменное городище (1979 г.) // APT. - 1986. - Вып. XIX (1979). - С.104-135.

56. Литвинский Б.А. Проблемы истории культуры Бактрии-Тохаристана в свете археологических работ в Южном Таджикистане в 1971-1980 гг. //APT. Душанбе, 1987. - Вып. 20 (1980 г.). -С. 15-50.

57. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиознаяжизнь. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000.- 503 с.

58. Маллицкий Н.Г. О некоторых географических терминах, имеющих отношение к Средней Азии // Изв. Всесоюзного географического общества. 1945. - Т. 77. - Вып. 5. - С. 276-287.

59. Массон В.М. Еще раз о геродотовской реке Акес // Эллинистический Ближний Восток, Византия и Иран. М.: Наука, 1967. - С. 172-175.

60. Массон М.Е. Ахангаран. Археолого-топографический очерк. -Ташкент: Изд-во Акад. наук Уз ССР, 1953. 144 с.

61. Мурзаев Э.М. О происхождении названия "Памир" // Природа. -1954.-№ 2-С. 120.

62. Немоевский А. История креста // Атеист. 1927. - № 16.

63. Низовья Аму-Дарьи, Сарыкамыш, Узбой. История формирования и заселения / Ред. С.П. Толстов и A.C. Кесь. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 348 с. (Материалы Хорезмской экспедиции. Вып.З.).

64. Пичикян И.Р. Культовый комплекс на Каменном городище // Античная культура Средней Азии и Казахстана. Ташкент: Фан, 1979. - С. 88-89.

65. Пичикян И.Р. Возобновление работ на Каменном городище // APT. 1982. - Вып. XVI (1976 г.). - С. 73-83.

66. Пичикян И.Р. Раскопки Каменного городища в 1977 г. // APT. -1983. Вып. XVII. (1977 г.). - С. 104-109.

67. Пичикян И.Р. Открытие культового комплекса на Каменном городище в 1978 г. // APT. 1984. - Вып. XVIII (1978г.).-С. 102-115.

68. Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия-Тохаристан. -Ташкент: 1990, Фан. 218 с.

69. Пьянков И.В. Бактрия в античной традиции. Душанбе: Дониш, 1982.-64 с.

70. Пьянков И.В. Река Ох и Арьяна Вайджа // Бактрия-Тохаристан на древнем и средневековом Востоке: Тез. докл. конф. посвященной десятилетию Южно-Таджикистанской экспедиции. М.: Наука, 1983.-С. 66-67.

71. Пьянков И.В. Аскатаки-скифы и восточные каспии // Памирове-дение. Душанбе, 1984. - Вып. 1. - С. 107-120.

72. Пьянков И.В. Средняя Азия в античной географической традиции: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра ист. наук. Л., 1984. - 38 с.

73. Пьянков И.В. Ариана по свидетельствам античных авторов // Восток. 1995. - №1. - С. 39-55.

74. Пьянков И.В. Зороастр в истории места и времени И ВДИ. 1996.- № 3. С. 3-23.

75. Пьянков И.В. Средняя Азия в античной географической традиции.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. -343 с.

76. Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.; Москва: "Журнал Нева", Летний Сад", 1998. - 560 с.

77. Ригведа. Мандалы 1-1У / Изд. подготовила Т.Я. Елизаренкова. -М.: Наука, 1989.- 767 с.

78. Розова Л.И. Словарь географических терминов и других слов, формирующих топонимию Таджикской ССР. М.: Наука, 1975. -147 с.

79. Ртвеладзе Э.В. Газаба -Гозбон // ИМКУ. 1999. - Вып. 30. - С. 104-109.

80. Сарианиди В.И. Исследование памятников Дашлинского оазиса // Древняя Бактрия (Материалы советско-афганской экспедиции. 1969-1973 гг. М.: Наука, 1976. - С.21-86.

81. Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана // Материалы советско-афганской экспедиции 1969-1974 гг.- М.: Наука, 1977. 171 с.

82. Смирнов К.Ф., Кузьмина Е.Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М.: Наука, 1977. - 82 с.

83. Советская историческая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969. -Т.12. -971с.

84. Соколова З.П. Ардви Сура Анахита иранцев и "Злата баба" фин-но-угров//СА. 1990. № 3. - С. 154-161.

85. Стеблин-Каменский И.М. Река иранской прародины // Ономастика Средней Азии. М.: Наука, 1978. - С. 72-74.

86. Стеблин-Каменский И.М. Памирские языки о мифологии древних иранцев // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. -М.: Наука, 1981. С. 238-241.

87. Стеблин-Каменский И.М. Этимологический словарь Ваханского языка. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. - 480 с.

88. Страбон. География. В 17-ти кн. / Пер., статья и коммент. Г.А. Стратановского. Л.: Наука, 1964. - 943 с.

89. Струве В.В. Родина зороастризма // Советское Востоковедение. -1948.-№ 5.-С. 5-23.

90. РСС Тоцикистон. Таксимоти маъмурй-территориявй, то 1январи соли 1978. Душанбе: Ирфон, 1978. - 335 с.

91. Та'рих-и Систан. ("История Систана") / Пер., введ. и коммент. Л.П. Смирновой. М.: Наука, 1974. - 574 с.

92. Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1948. - 352 с.

93. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.: Изд-во вост. лит., 1962. - 324 с.

94. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.: Соцэкгиз, 1935. -Т.П.- 337с.

95. Фрай Р. Наследие Ирана. М.: Изд-во вост. лит., 1972. - 467с.

96. Хлопин И.Н. Изображение креста в древнеземледельческих культурах Южной Туркмении // КСИА. 1962. - Вып. 91. - С. 14-21.

97. Хлопин И.Н. Историческая география южных областей Средней Азии. Ашхабад: Ылым, 1983. - 210 с.

98. Членова H.JI. Волга и Южный Урал в представлениях иранцев и финно-угров во II начале I тыс. до н. э. // CA. - 1989. - № 2. -С. 225-240.

99. Шишкина Г.В. Древний Самарканд и его округа // Городская культура Бактрии-Тохаристана и Согда. Ташкент: Фан, 1987. -С. 164-170.

100. An introduction to Ancient Iranian religion. Readings from the Avesta and the Achaemenid Inscriptions. Minneapolis, 1983. -195 p.

101. Avesta. The Ancient Iranian Hymns. Texts. Translated, annotated by J. Doostkhah. Tehran, 1375 (=1997).- 1206 p.

102. H.W. Iranian Studies / BSO(A)S. 1932. - Vol. VI, pt. 4.

103. Bailey H.W. Languages of Saka // HOr. I. 4. Linguistik. - 1958.

104. Bailey H.W. Indo-Scythian Studies being Khotanes Texts. -Cambridge, 1961. Vol. IV.

105. Bartholomae Chr. Altiranisches Wörterbuch. Strassburg, 1904. -2000 col.

106. E. L'Erän-vez et l'origine legendaire des Iraniens // BSOS. 19331935. -VII. - P. 265-274.

107. Boundahis-i hind! / Tashlh va tarjoma-ye Ruqiya Bihzädl. -Tehran, 1368 (=1980). 392 s.

108. Boyce M. A History of Zoroastrianism. Leiden-Köln, 1975. -Vol. I. - 347 p.

109. Boyce M., Grenet F. A History of Zoroastrianism. Leiden-New York-Kobenhavn-Köln, 1991. - Vol. III. - 596 p.

110. Christensen A. Le chapitre du Yendidad et l'histoire primitive des tribus iraniennes. Kobenhavn, 1943. - 92 p.

111. Christensen A. The Kayanians (Les Kayanides) / Translated into English by (late) F.N.Tumboowalla. Bombay, 1993. - 164 p.

112. Duchesne-Guillemin J. La religion de l'Iran Ancien. Paris, 1962. -411p.

113. Eilers W. Der Name Damawend // ArOr. 1954. - XXII. - S. 267374.

114. Geiger W. Ostiranische Kultur im Altertum. Erlangen, 1882. -520 s.

115. Gershevitch I. The Avestan hymn to Mithra. Cambridge, 1959. -357 p.

116. Ghirshman R. L'Iran et la Migration des indo-aryens et des iraniens // CRAI. 1976. - November-December.- P. 614-620.

117. Gnoli G. Ricerche storische sul Sistän antico // IsmeoRepMem, X. 1967. - 155 s.

118. Gnoli G. Zoroaster's time and Homeland: A study on the Origins of Mazdeism and Related Problems. Naples, 1980. - 279 p.

119. Herzfeld E. Zarathustra // AMI. 2. 1930. - P. 1-48.

120. Herzfeld E. Awestische Topography. // AMI. 2. 1930. - P. 49-98.

121. Herzfeld E. Archaeological history of Iran. London, 1935.

122. Herzfeld E. Zoroaster and his World. Princeton, 1947. - Vol. I-II.-821 p.

123. Hudud al-alam, "The Regions of the World". A Persian geography 372 A.H. 892 A.D. / Translated and explained by Y.Minorsky. -London, 1937.

124. Jackson A.V.W. Zoroaster, the Prophet of Ancient Iran. L.N.Y., 1899. - 314 p.

125. Jettmar K. Fortified "Ceremonial Centres" of the Indo-Iranians //

126. Этнические проблемы Центральной Азии в древности. М.: Наука, 1981. - С. 220-229.

127. Kapadia D. Glossary of Pahlavi Yendidad. -Bombay,1953. 528 p.

128. Khlopin I. Zur Lözung des Rätsels des Akes-Fluses (Herod. III. 117) // Orientalia Lovaniensia Periodica. Leuven, 1971. - N 2. -S. 137-152.

129. Lommel H. Anahita-Sarasvaiti // Asiatica. Leipzig, 1954. - P. 405-413.

130. Marquart J. Eränsähr nach, der Geographie des Ps. Moses Xorenaci. Berlin, 1901. - 358 s.

131. Markwart J. A Cataloque of the provincial Capitals of Eränsähr. Pahlavi Text, Version and Commentary. Roma, 1931.

132. Markwart J. Vehrot und Arang. Leiden, 1938. - 202 s.

133. Meno-ye Xirad / Tarjoma-ye A.Tafazzoli. Tehran, 1354 (=1986). -138 s.

134. Monchi-Zadeh D. Topographisch-historische Studien zum iranischen Nationalepos (ADMG, XLI, 2). Wiesbaden, 1975.

135. Morgenstierne G. Indo-Iranian frontier languages. Vol. II: Iranian Pamir languages. Oslo, 1938.

136. Mouchet J. La vallee du Wakhan II Afghanistan. 1972. - Vol. XXV, Nl.-P. 78-87.

137. Nyberg H.S. Die Religion des alten Iran. Lpz., 1938. - 506 s.

138. Nyberg H.S. Biographie de Zaratustra dans le Denkart // Acta Iranica 7. 1974. Vol. IV. - P. 503-519.

139. Ptolemaeos. Geographie // Ostirankud Centraiasien. I. Roma, 1971.

140. Schippmann K. Die iranischen Feuerheiligtumer. Berlin-New-York, 1971.

141. Stein A. Afghanistan in Avestic Geography // IAnt. 1886. - N15. -P. 21-23.- 105 —

142. The Cambridge History of Iran. Cambridge, 1986. - Vol.3(1). -624 p.

143. Tomaschek W. Centralasiatische Studien. I. Sogdiana // SWAW. -1877. 87.

144. Tomashek W. Zur historischen Topographie von Persian, I: Die Strassenzuge der Tabula Peutingeriana // SWAW. 1883. - CII. -P. 144-231.

145. Yule H. The geography and history of the upper waters of the Oxus // Wood J. A journey to the source of the river Oxus. -London, 1872.

146. Zaehner R.S. The dawn and twillight of Zoroastrianism. New-York, 1961.- 371 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.