Исторические взгляды немецких социал-демократов конца XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат исторических наук Егоров, Юрий Александрович

  • Егоров, Юрий Александрович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.09
  • Количество страниц 175
Егоров, Юрий Александрович. Исторические взгляды немецких социал-демократов конца XIX - начала XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Казань. 2003. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Егоров, Юрий Александрович

дение. ва 1. Материалистическое понимание истории как одологическая основа исторических концепций немецких социалюкратов.

Смысл исторического процесса, цели и методы исторического ледования в трудах немецких социал-демократов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические взгляды немецких социал-демократов конца XIX - начала XX вв.»

Актуальность темы. Глобальные изменения, произошедшие в мире в конце XX века, привели историческую науку к необходимости поиска новой методологии истории. В силу этого обстоятельства одним из главных направлений развития этой отрасли современного знания стала история исторической науки, задачей которой является обобщение положительного опыта, накопленного мировой исторической мыслью. Изучение истории исторической науки определяется необходимостью глубокого познания методов исторического исследования и источниковедческого анализа, позитивного опыта практического применения этих методов. Общественно-политические процессы, происходившие в России в конце XX столетия, привели к отказу от государственной идеологии, а в отечественной историографии - к переосмыслению взглядов на различные проблемы истории, в том числе истории исторической науки. Не составляет исключения и такое направление в мировой исторической мысли, как социал-демократическая историография.

В основе исторических взглядов социал-демократов лежит разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX века материалистическое понимание истории. Однако социал-демократическая историография как самостоятельное явление формируется в конце XIX - начале XX вв. в условиях методологического кризиса в европейской исторической науке. Усиленные поиски методологии истории, которые велись ведущими учеными Европы, привели к появлению нескольких новых направлений в европейской исторической мысли. Одним из ведущих стало материалистическое понимание истории, историческая теория, ведущий вклад в разработку которой внесла немецкая социал-демократия.

Исторические взгляды виднейших представителей немецкой социал-демократии (Э. Бернштейн, К. Каутский, Г. Кунов, Ю. Борхард, П. Кампф-мейер, В. Блос, О. Бауэр, М. Адлер и др.) окончательно сформировались в 1880-х - 1890-х гг. В этот период ими было положено начало формированию собственной методологии истории, обозначился круг их научных интересов, образовались научно-теоретические журналы, в которых публиковались их многочисленные сочинения. Правомерно утверждать, что к концу XIX в. немецкая социал-демократическая историография представляла собой отдельное направление в немецкой и европейской исторической науке.

Однако оно существовало не в безвоздушном пространстве, а творчески развивало теоретико-методологическое наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, не только применяя их к изменяющимся историческим условиям, но и во многом благодаря влиянию на его представителей немарксистских идей и исторических теорий. В этом контексте следует упомянуть таких марксистских авторов как К. Форлендер и Л. Вольтманн, которые в своих работах рассматривали вопросы о влиянии . на материалистическое понимание истории учения Иммануила Канта и возникшего к концу XIX в. неокантианства

Вопрос о немарксистском влиянии на последователей учения К. Маркса и Ф. Энгельса долгое время рассматривался советской исторической наукой исключительно в негативном смысле, а именно: отход от ортодоксального марксизма даже в незначительной степени ухудшал положение мирового пролетариата и вел к расколу мирового рабочего движения. Тем не менее, работы представленных авторов были в центре внимания советской исторической науки в 30-е годы XX века, а многие из них, например работы Каутского и Кунова по вопросам происхождения религии, активно использовались в пропагандистских целях. Однако правомерно сделать вывод о том, что советская историческая наука рассматривала представителей немецкой социал-демократической историографии преимущественно предвзято и прежде всего с политической точки зрения, во многом упуская их достоинства как ученых.

Представляется особо интересным не столько эволюция взглядов каждого в отдельности из рассматриваемых представителей немецкой социал-демократической историографии, сколько то, представляли ли их воззрения на исторический процесс некую единую историческую теорию, и каким внешним идейным влияниям подвергались частные проявления этой теории. Подобным образом проблема изучения немецкой социалдемократической историографии еще ни разу в отечественной исторической науке не ставилась.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить идейно-теоретические позиции немецких социал-демократов, всесторонне раскрыть конкретно-историческую проблематику их творчества, а также уяснить степень влияния на их трактовку материалистического понимания истории немарксистских идей и исторических теорий, сформировавшихся параллельно с ним в конце XIX - начале XX века.

Исходя из этого в задачи исследования входит:

1. рассмотрение цели, задач и методов исторического исследования, а также смысла исторического процесса.

2. исследование методологической основы исторических взглядов немецких социал-демократов - материалистического понимания истории;

3. анализ исторических взглядов немецких социал-демократов на духовное развитие личности, общества и государства;

4. выяснение основных проблем в творчестве представителей немецкой социал-демократической историографии, посвященном революциям XVII - начала XX вв.

Методологическая основа диссертационной работы опирается на основные теоретические принципы, выработанные отечественной и зарубежной исторической наукой и используемые в практике историографического анализа, прежде всего на универсальные принципы историзма, объективности, конкретности и сравнительно-сопоставительного анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые творческое наследие представителей немецкой социал-демократической историографии рассматривается как творчески развитая ими составная часть марксизма. В научный оборот вновь вводятся опубликованные в нашей стране в начале XX столетия и затем надолго из него выпавшие, раскрываются истоки и прослеживаются отдельные этапы развития творческой мысли политических деятелей и ученых, представлявших это направление исторической науки.

Объектом исследования является немецкая социал-демократическая историография.

Предметом исследования являются основополагающие исторические работы виднейших представителей немецкой социал-демократии.

Источниковая база исследования представляет собой совокупность работ (статьи, брошюры, монографии) ведущих представителей немецкой социал-демократической историографии.

Большая часть источников, оказавшихся в распоряжении автора настоящего исследования, переведены на русский язык и появились в нашем Отечестве в 1905 - 1907, 1917 - 1924 и в 1929 - 1931 гг. Периодичность такого появления объясняется событиями, происходившими в Российской империи и в СССР в указанные сроки. Это революционные (1905 - 1907) и послереволюционные (1917 - 1924) годы, когда ощущался недостаток российской марксистской исторической литературы, а также период внутрипартийной борьбы в ВКП (б), связанный во многом с оценкой и переоценкой основных этапов исторического процесса (1929 -1931). "

Все использованные в настоящем исследовании историографические источники можно разделить на две большие группы: переведенные на русский язык, и изданные на языке оригинала.

Большая часть переведенных источников появились в нашем Отечестве в 1905 - 1907, 1917 - 1924 и в 1929 - 1931 гг. Периодичность такого появления объясняется событиями, происходившими в Российской империи и в СССР в указанные сроки. Это революционные (1905 - 1907) и послереволюционные (1917 - 1924) годы, когда ощущался недостаток российской марксистской исторической литературы, а также период внутрипартийной борьбы в ВКП(б), связанный во многом с оценкой и переоценкой основных этапов исторического процесса (1929 - 1931).

Прежде всего, речь идет о наиболее полном изложении взглядов Карла Каутского на историческое развитие личности, общества и государства. Эти взгляды формировались в два этапа, разделяет которые первая мировая война. До первой мировой войны его интересовали проблемы истории социалистического движения1, происхождения религии2, теория легитимности революций.3 После первой мировой войны в творчестве Каутского появляются другие мотивы, связанные с возникшей в среде немецкой социал-демократии полемикой по вопросам философии и методологии истории4, и необходимостью историко-философского осмысления окружающей действительности.5

Те же проблемы интересовали и других представителей немецкой социал-демократической историографии, среди которых наиболее значительное место занимает Генрих Кунов. Творчество этого автора очень многогранно. Его интересовали проблемы Великой французской революции6 и пути развития мирового хозяйства7, происхождение отдельных общественных институтов8 и закономерности развития общества и государства в целом.9

1 Каутский К. Из истории общественных течений. Предтечи новейшего социализма/ Пг., 1906.

2 Его же. Происхождение христианства. (Впервые появляется в 1904 г., первое русское издание датировано 1906 годом. После чего издавалось в России и в СССР многократно, последнее издание было в 1990 году)

3 См., например, Его же. Природа политических преступлений/ Киев, 1905. Его же. Путь к власти. Впервые появляется в Германии в 1908 г., первый русский перевод относится к 1909 г., последний раз переизданный в СССР в 1959 г.

4 Каутский К. Марксова теория государства в освещении Кунова. М., 1924. Интересно, что отклик Каутского на работу Г. Кунова "Марксова теория исторического процесса, общества и государства" появляется в русском переводе раньше, чем русский перевод указанной работы Кунова.

5 Kautsky К. Die materialistische Geschichtsauffassung. Berlin: Dietz-Ferlag, 1929. Bd. 1., a также: Каутский К. Материалистическое понимание истории. М., ГИЗ, 1931. Т. 2. Первый том этого произведения был издан в СССР в 1930 г., а затем уничтожен по причине того, что автором предисловия был "враг народа" Е. А. Преображенский. По крайней мере автору настоящего исследования не удалось его обнаружить.

6 Об этом см его основательное сочинение "Борьба классов и партий в Великой Французской революции", вышедшее в свет на немецком языке в 1912 (под названием "Die fran-zosische Presse waehrend der Grosse Revolution")n 1913 гг. (под названием "Partei- und Klassenkampf waehrend der Grosse Revolution")

7 Кунов Г. Всеобщая история хозяйства. Т. 1. М., 1929. Впервые увидело свет в 1924-27 гг. под названием: Cunov Н. Die allgemeine Wirtschaftsgeschichte. 4 Bd. Berlin, 1924-1927. Этот труд поражает читателя истинно немецкой скрупулезностью и основательностью, порой доходящей до мелочности, особенно это касается анализа первоисточников.

8 См., например: Кунов Г. О происхождении брака и семьи. М., 1923. - а также его же. Возникновение религии и веры в бога. М., 1923.

9 Кунов Г. Марксова теория исторического процесса, общества и государства. В 2 Т. М., 1929 -1930. В СССР издан только 1 том. Впервые эта книга появилась в 1924 -1925 гг. под названием: Cunov Н. Die Marxsche Gesellschafts-, Staats- und Geschichtstheorie. 2 Bd. Berlin, 1924-1925.

Важную роль для понимания социал-демократической трактовки материалистического понимания истории имеют работы Юлиана Борхарда10 и Пауля Кампфмейера.11

Также определенное представление о единстве взглядов немецкой социал-демократии йз^на оценку важнейших для хода истории революций ^ дают работы Эдуарда Бернштейна12, Вильгельма Блоса13, Отто Бауэра14.

Однако столь же значительный интерес представляют собой непере-веденные источники. Это значительная по своей массе группа публикаций социал-демократических авторов в журнале "Die Neue Zeit", появившихся в 1880-е- 1910-е гг.

Следует упомянуть также использованные в настоящем исследовании работы Макса Адлера15, Людвига Вольтманна16, а также Карла Фор-лендера17, в которых излагается история и главные положения рассматриваемых концепций. Прочие источники также были использованы при написании настоящего исследования, однако они большей частью вошли в состав указанных выше работ, и поэтому мы упоминаем о них в тексте настоящей диссертации постольку поскольку.

Историографическая основа исследования. Исследования делятся на две большие группы.

Первая включает в себя многочисленные предисловия к различным изданиям работ рассматриваемых в настоящем исследовании авторов. Ее также можно подразделить на четыре категории:

1. Во-первых, это авторские предисловия к немецким изданиям: как переведенные на русский язык, так и опубликованные на языке оригинала;

10 Борхард Ю. Экономическая история Германии. Пг.-М., 1924. Его же Исторический материализм. Пг., 1918.

11 Кампфмейер П. История общественных классов Германии. - Спб., 1906.

12 Бернштейн Э. Английская революция XVII века. Иваново-Вознесенск, 1924.

13 Блос В. История Германской революции 1848 года. СПб., 1906. (Впервые издана под названием Geschichte der Deutschen Revolution 1848./Von Wilheim Bios. Stuttgart, 1891). Его же. История Великой французской революции. СПб., 1906. (Впервые издана под названием Geschichte der Grossen franzosischen Revolution./ Von Wilheim Bios. Stuttgart, 1889. По своей сути эти произведения являются научно-популярными работами.

14 Бауэр О. Австрийская революция 1918 года. Пг., 1922.

15AdlerM. Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung. Berlin, 1932.

16 Вольтманн Л. Изложение и критика марксистского мировоззрения. СПб., 1901.

17Форлендер «.История социалистических идей. М., 1925. Его же. Общедоступная исто

2. Во-вторых, это предисловия к изданиям, появившимся в России в 1900 -1920 гг., отличающиеся достаточно лояльным отношением к публикуемым работам и их авторам;

3. В-третьих, предисловия к сочинениям, опубликованным в СССР во второй половине 1920-х - начале 1930-х гг., за редким исключением отличающиеся враждебностью по отношению к самой идеологии социал-демократии;

4. И, наконец, в-четвертых, предисловия к работам, появившимся в послевоенное и "послеперестроечное" время.

Вторая группа исследований состоит из специальных работ, появившихся в различное время, но уже после революций и мировых войн. Все они посвящены в той или иной степени эволюции взглядов Карла Каутского.

Наиболее основательным из них является монография С. М. Брайо-вича "Карл Каутский: эволюция его воззрений", вышедшая в 1982 году. Работа несет в себе все достоинства и недостатки времени: с одной стороны, это наиболее основательное исследование, с другой стороны, она несет в^ себе все отпечатки партийной идеологии.

В конце 40-х годов XX века в СССР вышла серия публикаций, касав^] шихся характера и движущих сил революции 1848 - 1849 гг. в Германии, связанная с ее со столетней годовщиной. Их авторы - историки СССР и ГДР - рассматривали роль основоположников марксизма, а также место рабочего движения в событиях тех лет.

Наиболее основательным из них является монография С. М. Брайо-вича "Карл Каутский: эволюция его воззрений", вышедшая в 1982 году. Работа несет в себе все достоинства и недостатки времени: с одной стороны, это наиболее основательное исследование, с другой стороны, она несет в себе все отпечатки партийной идеологии.

В конце 40-х годов XX века в СССР вышла серия публикаций, касав-1 шихся характера и движущих сил революции 1848 - 1849 гг. в Германии, связанная с ее со столетней годовщиной. Их авторы - историки СССР и I ь 7 рия философии. М., 1922.

ГДР - рассматривали роль основоположников марксизма, а также место рабочего движения в событиях тех лет.

Немецкой историографии германской революции 1848 - 1849 гг. посвящена вышедшая в 1962 г. монография С. Б. Кана, которая с позиций господствовавшей тогда в отечественной исторической науке марксистско-ленинской методологии рассматривает широкий круг вопросов, связанных с борьбой политических идей в немецкой исторической науке на протяжении более чем столетнего периода. Монография охватывает практически весь спектр исследований по данной проблеме, проводившихся с конца 1850-х и до начала 1960 гг. В ряде разделов этой работы рассматриваются взгляды немецких социал-демократов.

Введение к своей работе С. Б. Кан посвящает анализу значения трудов классиков марксизма-ленинизма для историографии германской революции 1848 - 1849 гг. В тех разделах работы, которые касаются предмета нашего исследования, дана оценка роли и места социал-демократических историков в изучении этих событий.

С. Б. Кан подчеркивает умеренность оценок у В. Либкнехта, недобросовестность в изложении фактов у Г. Адлера, проведение оппортунистической линии и слабое использование творческого наследия К. Маркса и Ф. Энгельса, игнорирование их революционной деятельности у Г. Шлютера.

Один их параграфов четвертой главы этого исследования так и называется "Славословие оппортунистической тактике С. Борна в трудах Кварка, Эд. Бернштейна и др."18 С. Б. Кан указывал, что отход от революционного марксизма снижает "крупные достижения в оценке движущих сил и самого значения революции, которые бесспорно имелись в книгах и статьях Шлютера, Блоса и особенно Ф. Меринга, учившихся у К. Маркса и Ф. Энгельса и стоявших на почве исторического материализма."19

18 Кан С. Б. Немецкая историография революции 1848-1849 гг. в Германии. М., 1962. С. 141.

19 Там же, С. 142.

20 Драбкин Я. С. Проблемы и легенды в историографии Германской революции 1918 -1919 гг. // М.: Наука, 1990. - С. 28. - Далее: Драбкин Я. С. Проблемы и легенды.

Следует отметить ряд работ, появившихся в 1980-х - начале 1990-х гг. Это, в частности, монография Я. С. Драбкина "Проблемы и легенды в историографии Германской революции 1918 - 1919 гг.", автор которой акцентирует внимание читателя на пяти историографических легендах, родившихся в результате изучения Германской революции 1918 - 1919 гг. К ним относятся:

1. Легенда об ударе кинжалом в спину (так называемая "Dolchstosslegende")

2. Легенда о "континуитете" - преемственности между кайзеровской и веймарской Германией;

3. Легенда о "национальной катастрофе";

4. Легенда о второстепенной роли народных масс;

5. Легенда о ведущей роли социал-демократии в революции.

Последняя, как замечает Я. С. Драбкин, была сочинена и усиленно пропагандировалась самими социал-демократами. Он поясняет, что "горькое разочарование, которое вызвало поражение пролетариата в боях 1919 г., палаческая роль, добровольно исполненная Эбертом, Шейдеманом и Носке, - все это способствовало закреплению у немецких коммунистов представления о том, что в Германии в 1918 - 1919 гг., произошла "пролетарская революция, потерпевшая поражение."20 Центристская версия говорит о ноябрьской революции как революции пролетарской, не достигшей своих целей из-за неподготовленности рабочего класса к восприятию социалистических идей и неблагоприятных внешних условий. Правая социал-демократия выдвинула тезис о "большевистской опасности" и о роли ее, социал-демократии, в спасении Германии от ужасов красного террора стал краеугольным камнем их концепции, хотя на самом деле, по мнению Я. С. Драбкина, идентификация немецкого рабочего класса с большевиками была фальсификацией.21

Я. С. Драбкин также обращает внимание на сходство аргументов Г. Дельбрюка, Ф. Мейнеке и других либеральных немецких историков со взглядами К. Каутского и правых социал-демократов на цели и итоги рево

21 Драбкин Я. С. Проблемы и легенды.С. 30. люции: разрушенное войной хозяйство нельзя было подвергать экспериментам; рабочий класс Германии не созрел до социализации и т. п.22

Проблемы развития социал-демократического направления в немецкой историографии затрагивались также в ряде общих работ. Отдельные из них, например, работы И. С. Галкина, Н. Е. Овчаренко, 3. Н. Мелещенко, Б. А. Айзина посвящены истории социал-демократического движения в Германии.23

В 1991 году, под влиянием новых веяний в советской исторической науке появилась небольшая брошюра Е. Л. Петренко "Карл Каутский: очерки социологических воззрений", изданное в Москве обществом "Знание". В ней. впервые в СССР утверждается, что "материалистическое понимание истории в трактовке Каутского - нечто большее, чем комментарий к сочинениям Маркса и Энгельса или одна из версий социал-дарвинизма: это своеобразное и самостоятельное прочтение исходных положений историко-материалистической теории в русле естественнонаучной и позитивистской традиций конца XIX века."24.

Последним достижением отечественной историографии в вопросе изучения творческого наследия К. Каутского явилась вышедшая в 1995 году в журнале "Новая и новейшая история" статья к. и. н. С. В. Кретинина " Карл Каутский (1854 - 1938): опыт переосмысления", которая рассматривает, правда, в самом общем виде, жизненный путь и идейные шатания К. Каутского, а также основные положения его исторической теории, главным образом путем анализа его главного сочинения - "Материалистическое понимание истории".

Из иностранных исследований необходимо отметить работы таких за

22 Там же, С. 38.

23 См., например: Галкин И. С. Рабочее движение в Германии 1871 -1914 гг. Лекции,,, М., 1957. Овчаренко Н. Е. Германская социал-демократия на рубеже двух веков. М., Мысль, 1975. Его же. Буржуазные и правосоциалистические концепции истории германского рабочего движения в новое время/ Новая и новейшая история. 1968. № 4. Мелещенко 3. Н. Неокантианство как философская основа ревизионизма. Л., 1960. Айзин Б. А. Борьба против ревизионизма в германской социал-демократии в конце XIX в. М., 1962.

24 Петренко Е.Л. Карл Каутский: очерки социологических воззрений// М.: Знание, 1991. - С. 15. падногерманских исследователей, как Отто Фройндль25 (его диссертация посвящена проблемам освещения раннего христианства представителями исторического материализма) и Юрген Миш26, в работе которого рассматриваются различные аспекты творчества Людвига Вольтманна.

Хронологические рамки исследования определяются предметом исследования. Материалистическое понимание истории в интерпретации немецких социал-демократов зародилось в конце 1880-х гг. и окончательно сформировалось к середине 1920-х гг. Таким образом, начальная точка нашего исследования - конец XIX века, когда начинается постепенное размежевание в немецком социалистическом движении, а завершающая - первая треть XX века. В тридцатых годах двадцатого столетия в Германии и Австрии к власти пришли нацисты, и все виднейшие деятели и идеологи социал-демократии, оставшиеся к тому времени в живых, были вынуждены уехать из этих стран и фактически прекратить свою деятельность.

Географические рамки исследования включают в себя территорию двух немецко-говорящих стран - Германию и Австрию.

Структура исследования определяется его актуальностью, новизной, целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на два параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы. Общий объем диссертации - 178 страниц машинописного текста, список источников и литературы включает около 200 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Егоров, Юрий Александрович

Заключение

По крайней мере следующие выводы напрашиваются из всего выше сказанного.

• Во-первых, немецкая социал-демократия, используя изобретенный К. Марксом и Ф. Энгельсом метод, создала собственную теорию исторического процесса, общества и государства.

• Во-вторых, основываясь на учении К. Маркса о развитии личности, общества и государства (об историческом процессе), немецкие социал-демократы попытались применить его к изменившимся условиям конца 19 - первой трети 20 века.

• В-третьих, несмотря на разногласия между различными представителями немецкой социал-демократической историографии, все они являются представителями единой исторической теории.

• И в-четвертых, результатом их усилий явилось появление новой исторической теории, материалистического понимания истории, состоящей из четырех частей: история развития цивилизации, история и теория появления и развития государства и его институтов, история духовной жизни общества и история революционного движения.

Сущность этого учения можно выразить в нескольких основных положениях.

• Во-первых, материалистическое понимание истории есть экономическое понимание исторического процесса, что означает признание ведущей роли хозяйственного развития в материальной и духовной жизни личности, общества и государства.

• Во-вторых, материалистическое понимание истории как историческая теория в полной мере участвует в подготовке будущего человечества. Её целью является не только изучение прошлого, но и прогнозирование будущего.

• В-третьих, материалистическое понимание истории есть учение революционное, не в смысле каких-либо призывов, а в смысле его воздействия на умы, поскольку оно ставит во главу угла не высокие духовные помыслы (как, например, объективный идеализм или религиозные концепции истории) и не низменные инстинкты (как, к примеру, фрейдизм), а хозяйственный (экономический, финансовый и проч.) интерес. • в-четвертых, изучение "Всеобщей истории хозяйства" в сравнении с ис-торико-экономическими трудами других авторов подводит в выводу о том, что Кунов в большей степени подвергся воздействию неокантианской методологии, поскольку он рассматривает в этом сочинении конкретные формы хозяйства как отдельные друг от друга явления, зависящие от неких внешних условий (природных, климатических и т. п.) Однако каких-либо выводов о закономерностях мирового экономического развития он не делает, и по его рассуждениям практически невозможно проследить, каким образом форма хозяйства развивается от простого к сложному. В отличие от Кунова Каутский и отчасти Борхард в большей степени освещают именно основные тенденции развития мировой экономики, при этом мало обращая внимания на то, что Кунов называет "формой хозяйства".

Таким образом, материалистическое понимание истории - это совокупность определенных взглядов на исторический процесс, на его смысл и его конечную цель, на фундаментальные основы развития человека, общества и государства, а также на цели и методы исторического исследования. Оно предполагает, и это было установлено нами в ходе исследования, во-первых, признание основой исторического процесса, который есть прежде всего исторический прогресс в сторону усложнения форм общественной жизни, хозяйственного развития. Именно оно и составляет материальный базис духовной жизни личности, общества и государства. Главным же фактором общественного прогресса являются революции.

Нами было установлено, что целью материалистического понимания истории как целостной исторической теории является не только изучение прошлого, но и прогнозирование будущего, поскольку эта теория в полной мере участвует в подготовке будущего человечества. И в силу специфической революционности этого учения (не в смысле каких-либо призывов, а в смысле его воздействия на умы), оно ставит во главу угла не высокие духовные помыслы (как, например, объективный идеализм или религиозные концепции истории) и не низменные инстинкты (как, к примеру, фрейдизм), а хозяйственный (экономический, финансовый и проч.) интерес, который есть прежде всего интерес классовый. И тот особый сюжет, который мы выделили в творчестве немецких социал-демократических историков, а именно - историю материалистического понимания истории - подводит к выводу о том, что вершиной развития общественной, в том числе философской, мысли был марксизм.

В то же время нами было установлено, что определенная часть авторов подверглись воздействию неокантианства, другая же часть испытала влияние позитивистов. Однако в одном все из них были до определенного едины и неизменны, именно в оценке революционных движений. Поэтому теория революций является, как мы выяснили, составной частью материалистического понимания истории.

Основной методологический принцип всех рассматриваемых в на— < стоящей работе авторов заключается в том, что рассмотрение социально-экономического положения и политического влияния различных социальных групп населения перед революцией предшествует рассмотрению хода революционной борьбы, которая, кстати, рассматривается как борьба классов и партий, причем сам ход революции анализируется искпючительно сквозь призму классовых противоречий. Парламентская и партийная деятельность, публицистика, народные возмущения, то есть все то, что составляет внешнюю сторону борьбы идей, представляются как выражение классовых интересов и в большей степени классовых противоречий.

Сочинения рассмотренных нами авторов, изданные до 1914 г. ("Английская революция 17 века", 1897 г.; "Борьба классов и партий в Великой французской революции", 1912 г.; "Противоречия классовых интересов в 1789 г.", 1907 г.; "История германской революции 1848 года", 1891 г.), написаны вполне в духе классического марксизма, без каких-либо влияний извне. Единственная их особенность заключается в том, что, будучи, кроме работы Бернштейна, самостоятельными сочинениями, все они не содержат в своей структуре заключительной части, где читатель мог бы найти тот самый вывод, в котором содержалась бы подготовка будущего.

С другой стороны, работа О. Бауэра об австрийской революции 1918 года совершенно справедливо называлась в советской историографии документом, оправдывающим попытки австро-немецкой социал-демократии избежать революции, точнее - революционного насилия.

Именно первая мировая война и последовавший за ними всплеск революционных движений явились своеобразным водоразделом в развитии немецкой социал-демократической историографии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Егоров, Юрий Александрович, 2003 год

1. Adler V. Die Berufskrankheiten der Arbeiter. Die Neue Zeit. 1. Jg., 1883. S. 97-99.

2. Idem.Menschentum und Klasseninstitut. Die Neue Zeit. 11 Jg., Bd. 2, 1892/ 1893. S. 626-630.

3. Bauer O. Der Kampf um Wald und Weide. Studien zur oesterreichischen

4. Agrargeschichte und Agrarpolitik. Wien, 1925.

5. Bebel A. Staatliche Lonregulierung und die sozialreformerischen Bestrebungen der Gegenwart. Die Neue Zeit. 4 Jg., 1886 S. 1 7.

6. Idem. Das Papstum und die soziale Bewegung. Die Neue Zeit. 4 Jg., 1886.1. S. 97-101.

7. Bernstein E. Lassalle ueber die Grundidee seines "Frank von Sickingen". Die

8. Neue Zeit. 9 Jg., Bd. 2, 1890/1891. S. 588 637.

9. Idem. Carlyle und sozialpolitische Entwicklung Englands. Die Neue Zeit. 9 Jg.,

10. Bd. 1, 1890/1891. S. 665-673; 693 701; 729 - 736.

11. Idem. Technisch oekonomische und sozial - oekonomische Fortschritt. Die

12. Neue Zeit. 11 Jg., Bd. 1, 1892/1893. S. 782-790; 819 829; 850 - 862.

13. Idem. Ein Anwalt fuer nationale Trusts. Die Neue Zeit. 11 Jg., Bd. 2, 1892/1893. S. 85-93.

14. Idem. Die internationale Bedeutung des Wahlkampfes in Deutschlands. Die Neue Zeit. 11 Jg., Bd. 2,1892/1893. S. 292-298.

15. Idem. Zwei Abhandlungen ueber die Entwicklung des Eigentums. Die Neue Zeit. 13 Jg., Bd. 2, 1893/1894. S. 395-401.

16. Idem. Die deutsche Revolution, ihr Ursprung, ihr Verlauf und ihr Werke. В., 1921.

17. Bios W. Florian Geher. Lebens- und Karakterbild aus dem grossen Bau-erkrieg. Die Neue Zeit. 4 Jg., 1886. S. 58-65; 108-116; 165-174.

18. Idem. Die Revoluetion zu Mainz 1792 und 1793. Nuernberg, 1875. 92 S.

19. Idem. Wiener Poeten waendern des Jares 1848. Die Neue Zeit. 1. Jg., 1883. S. 465-472.

20. Idem. Das Frankfurter Parlament. Eine nistorisch-kritische Stunde. Die Neue Zeit. 5 Jg., 1887. S. 21 28; 70 -78; 114 - 122.

21. Idem. Aus einer guter alten Zeit. Arbeiter und Arbeiterleben vor vierhundert Jahren. Die Neue Zeit. 5 Jg., 1887. S. 433 442; 493 - 502.

22. Idem. Von der Monarchie zum Volksstaat. Bd. 1 2. In: Denkwuerdichkeiten aus der Umwaelzung/ Stuttgart, 1923.

23. Cunow H. Darwinismus und Sozialismus. Die Neue Zeit. 8 Jg., 1890. S. 326 333; 376 - 386.

24. Idem. Eheschlietzerung und Eherecht bei den Battas und Redschangs auf Sumatra. Die Neue Zeit. 7 Jg., 1889. S. 529 538.

25. Idem. Herr Dr. Albert E. F. Schaeffe als Soziolog. Die Neue Zeit. 9 Jg., Bd. 2,1890/ 1891. S. 492-497; 533-539; 561 -570.

26. Idem. Die Entwicklung der Ehe von T. AchelisDie Neue Zeit. 13 Jg., Bd. 1, 1893/1894. S. 120-121.

27. Dietzgen J. Die menschliche Seele. Die Neue Zeit. 6 Jg., 1888. S. 272 -278.

28. Engels F. Schutzzoll und Freihandel. Die Neue Zeit. 6 Jg., 1888. S. 289 -299.

29. Idem. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie. Die Neue Zeit. 4 Jg., 1886. S. 145-157; S. 193-209.

30. Idem. Marx und Rodbertus. Die Neue Zeit. Jg. 3, 1885. S. 1-16

31. Idem. England 1845 und 1885. Die Neue Zeit. Jg. 3, 1885. S. 241-245.

32. Idem. Die auswaertige Politik des russischen Zarentum. Die Neue Zeit. 8 Jg., 1890. S. 145 154; 193 - 203.Engels F. Sozialismus in Deutschland. Die Neue Zeit. 10 Jg., Bd. 1, 1891/1892. S. 580 - 589.

33. Idem. Ueber Historischen Materialismus. Die Neue Zeit. 11 Jg., Bd. 1, 1892/ 1893. S. 15-20; 42-51.

34. Idem. Zur Urgeschichte der Familie. Die Neue Zeit. 9 Jg., Bd. 2,1890/1891. S. 460-467.

35. Hugo E. Der Sozialismus in Frankreich waehrend der grossen Revolution. Die Neue Zeit. 11 Jg., Bd. 2, 1892/ 1893. S. 458 466; 485 - 491. 12 Jg., Bd. 1, 1893/1894, S. 9-15.

36. Kampfmeyer P. Die oekonomischen Grundlagen des deutschen Sozialismus der vierziger Jahre und seine wissenschaftliche Ausbildung durch Marx und Engels von Abfassung des kommunistischen Manifest. Die Neue Zeit. 5 Jg., 1887. S. 502 509; 535 - 545.

37. Idem. Kleine Beitrage zur Geschichte der urspruenglichen Akkumulation des Kapital in Deutschland. Die Neue Zeit. 6 Jg., 1888. S. 395 403; 433 -449.

38. Kautsky K. Die Klassengegensaetze von 1789. Zur hundertjaehrigen Gedenkfeier der grossen Revolution. Die Neue Zeit. 7 Jg., 1889. S. 1 9 ; 49-56; 97-108; 145-157.

39. Idem. Delbreuk und Wilheim II. Ein Nachwort zu meinem Kriegsbuch. -Berlin, "Neues Vaterland", 1920.

40. Idem. Demokratie oder Diktatur. Berlin, Cassirer, 1918. 57 S.

41. Idem. Die deutschen Dokumente zum Kriegsausbruch 1914. Vollsteadige Sammlung. 2 Aufl., Berlin, 1921 (1827)

42. Idem. Die Diktatur des Proletariats. Wien, 1918. 63 S.

43. Idem. Erinnungen und Ereorferungen. Mouton, 1960.

44. Idem. Die historische Leistung von Karl Marx. Berlin, 1908 (1919, 1933)

45. Idem. Die Klassengegensaetze im Zeitalter der Franzoesischen Revoluetion. Berlin, 1923.

46. Idem. Die materialistische Geschichtsauffassung. Berlin, 1929. Bd. 1. Natur und Gesellschaft. Bd. 2. Der Staat und Entwicklung der Menschheit.

47. Idem. Rasse und Judentum. Stuttgart, 1914.

48. Idem. Terrorismus und Kommunismus. Berlin, 1919.

49. Idem. Voreaufer des neueren Sozialismus. Berlin, Stuttgart, 1923. Bd 1. Kommunistische Bewegungen im Mittelalter. 380 S. Bd. 2. Der Kommunismus in der deutschen Reformation. 332 S.

50. Idem. Die soziale Revolution. Berlin, 1902. Bd. 1. Sozialreform und soziale Revolution. 56 S. Bd. 2. Am Tage nach der soziale Revolution.48 S.

51. Idem. Der Ursprung des Christentums. Stuttgart, 1908. XVI, 508 S.

52. Idem. Zur Geschichte der Kommune von Paris. Braunschweig, 1876. 40 S.

53. Idem. Pater Ambrosius. Charakterbild aus dem fraenkischen Bauerkrieg. Nuernberg, 1895. 64 S.

54. Idem. Die soziale Triebe in der Tierwelt. Die Neue Zeit. 1. Jg., 1883. S. 2027; 67-73

55. Idem. Auswanderung und Kolonsation. Eine Entgegnung von Karl Kaut-sky.Die Neue Zeit. 1. Jg., 1883. S. 365-370; 393-404.

56. Idem. Die Sterblichkeit der Kostkinder. Die Neue Zeit. 1. Jg., 1883. S. 191195.

57. Idem. Die Soziale Triebe in der Menschenwelt. Die Neue Zeit. 2. Jg., 1884. S. 13-19; 49-59; 118-125.

58. Idem. Das Recht auf Arbeit. Die Neue Zeit. Jg. 2, 1884. S. 299-303.

59. Idem. Das "Kapital" von Rodbertus. Die Neue Zeit. 2. Jg., 1884. S. 337-350; 385-402.

60. Idem. Grot und Jakoby. Die Neue Zeit. 2. Jg., 1884. S. 448-451.

61. Idem. Indianfrage. Die Neue Zeit. Jg. 3,1885. S. 17-28; 63-73; 107-116.

62. Idem. Entstehend des Christentum. Die Neue Zeit. Jg. 3, 1885. S. 481 -499; 529 545.

63. Idem. Das "Elend der Philosophie" und "Das Kapital". S. 7 -19; 49 58; 117 -129; 157-165.

64. Idem. Kommunistische Koloniem. Die Neue Zeit. 5 Jg., 1887. S. 28 33

65. Idem. Die moderne Nationalitaet. Die Neue Zeit. 5 Jg., 1887. S. 392 405; 442 -451.

66. Idem. Artur Schopenhauer. Die Neue Zeit. 6 Jg., 1888. S. 66 78; 97- 109.

67. Idem. Kamerun. Die Neue Zeit. 6 Jg., 1888. S. 13 27.

68. Idem. Die Bergarbeiter und der Bauernkrieg, vornehmlich in Tueringen. Die Neue Zeit. 7 Jg., 1889. S. 289 297; 337 - 350; 410 - 417; 433 - 453; 507 -515.

69. Idem. Arbeitbewegung in Oesterreich. Die Neue Zeit. 8 Jg., 1890. S. 49 -56; 97-106; 154-163.

70. Idem. Bodenbesitzreform und Sozialismus. Die Neue Zeit. 8 Jg., 1890. S. 393 403.

71. Idem.Sozialdemokratie und Sozialliberalismus. Die Neue Zeit. 9 Jg., Bd. 2, 1890/1891. S. 630-637.

72. Idem.Wie Brentano Marx vernichtet. I. Marx und Brenrano. Die Neue Zeit. 9 Jg., Bd. 2, 1890/1891. S. 161 170.

73. Idem.Eine Natur geschichte des politischen Verbrechen. Die Neue Zeit. 11 Jg., Bd. 2, 1892/1893. S. 69-77.

74. Idem. Soziale Revolution. Stuttgart, 1902.

75. Marx K. Der Franzoesische Materialismus des 18. Jahrhundert. Die Neue Zeit. Jg. 3,1885. S. 385-395.

76. Mehring F. Treitschke's deutsche Geschichte. Die Neue Zeit. 13 Jg., Bd. 1, 1893/1894. S. 460 464; 498 - 505.

77. Schlueter H. Die kommunistischen Kolonien Nordamerikas. Die Neue Zeit. 2. Jg., 1884. S. 262-272.

78. Idem. Unter Gesindewesen. Die Neue Zeit. 2. Jg., 1884. S. 433-447.

79. Idem.Beitrage zur sozialen Geschichte des Jahres 1848. Die Neue Zeit. Jg. 3, 1885. S. 28-35; 84-90; 120-133.

80. Zetkin K. Loise Michel nach ihrem Memoiren. Die Neue Zeit. 4 Jg., 1886. S. 210-221; 270-285.77. ldem."Die Unsterbliche" von Alphonse Daudet. Die Neue Zeit. 7 Jg., 1889. S. 83 95. rна русском языке:

81. Бауэр О. История австрийской революции. Харьков, Пролетарий, 1925.

82. Его же. Австрийская революция 1918 года. М.- Л., 1925.

83. Его же. Национальный вопрос и социал-демократия. Пг., Книга, 1918.

84. Бернштейн Э. Исторический материализм. СПб., 1901.

85. Его же. Германская революция, ее происхождение, ход развития и творчество. М., 1922.

86. Блос В. История Великой французской революции. СПб., 1906.

87. Его же. История германской революции 1848 года. СПб., 1906.

88. Борхард Ю. Экономическая история Германии. В 2-х ч. Пг.- М., Книга, 1924.

89. Его же. Исторический материализм.

90. Ю.Вольтманн Л. Исторический материализм: изложение и критика марксистского мировоззрения. СПб., 1901. 328 с. И.Кампфмейер П. История общественных классов Германии. Спб., 1906.

91. Каутский К. Материалистическое понимание истории. М.-Л., ГИЗ, 1931.

92. Каутский К. Общественно-исторические очерки. Спб., 1902.

93. Егоже. Исторический материализм. М., 1919.

94. Егоже. Социальная революция. Женева, 1903.

95. Егоже. О материалистическом понимании истории. Иваново-Вознесенск, 1923.

96. Его же. Теории кризисов. М., 1923.

97. Его же. Экономическое учение Карла Маркса. М., 1940.

98. Егоже. Происхождение морали. М., 1906,

99. Егоже. Этика и материалистическое понимание истории. М., 1926.

100. Его же. Развитие государственного строя на Западе. -Спб., 1905.

101. Его же. Развитие форм государства. Ростов-на-Дону, 1905.

102. Егоже. Марксова теория государства в освещении Кунова.- М., 1924.

103. Егоже. Из истории общественных течений. Предтечи новейшего социализма. В 2-х Т.- -Б.М., 1906.

104. Егоже. Фридрих Энгельс. М., 1923.

105. Его же. Карл Маркс и его историческое значение. Пг., 1919.

106. Егоже. Коммунистический манифест плагиат. - Спб., 1906.

107. Егоже. Карл Маркс. Биографический очерк. Спб., Знание, 1906.

108. Егоже. Бернштейн и социал-демократическая программа. Спб., 1906.

109. Его же. Два первых великих утописта. Иваново-Вознесенск, 1924.

110. Его же. Идеи марксизма в германской рабочей партии. М., 1918.

111. Его же. К столетнему юбилею Шиллера. Пг., 1919.

112. Его же. Томас Мор и его утопия. Пг., 1919.

113. Его же. Наука, жизнь и этика. М.- Пг., 1918.

114. Его же. Рабочее движение в средние века. Спб., 1905.

115. Егоже. Из истории культуры. Наемные рабочие в средние века и в период Реформации. Спб., 1905.

116. Егоже. Средняя Европа. М., 1916.

117. Его же. Эльзас-Лотарингия. М., 1924.

118. ЗЭ.Егоже. Платоновский и древнехристианский коммунизм. Пг., 1926.

119. Егоже. Происхождение первобытной библейской истории. Гомель, 1924.

120. Его же. Национализм и интернационализм. Пг., 1918.

121. Его же. Национальность нашего времени. Пг., 1918.

122. Егоже. Национальные проблемы. Пг., 1918.

123. Егоже. О евреях. Пг., 1917.

124. Егоже. Кризис Австрии. Киев, 1905.

125. Егоже. Еврейские погромы и еврейский вопрос. Спб., 1906.

126. Егоже. Ирландия. Ростов-на-Дону, "Донская речь", 1904.

127. Его же. Освобождение наций. Б.М., 1919.

128. Его же. Наш взгляд на патриотизм и войну. Спб., 1905.

129. Егоже. Следствия русско-японской войны. Спб., 1905.

130. Его же. Сербия и Бельгия. Исторический очерк к вопросу о национальностях и целях войны. В 2-х вып. - М., 1918-1919.

131. Егоже. Русский и американский рабочий. Пг., 1919

132. Его же. Непосредственное народное законодательство и классовая борьба. М., 1917.

133. Его же. Аграрный вопрос в России. Киев, 1906

134. Егоже. Движущие силы и перспективы русской революции. М., 1926.

135. Его же. Классовые противоречия в эпоху французской революции. -Харьков, "Пролетарий". 1905.

136. Егоже. Возникновение брака и семьи. М., Красная новь, 1923.

137. Его же. Размножение и развитие в природе и обществе. М., 1923.

138. Егоже. Происхождение христианства. М., 1990.

139. Егоже. Природа политический преступлений. Киев, 1905. 61 .Его же. Путь к власти. - М., 1959.

140. Егоже. Возникновение рабочего класса и образование промышленных цехов. Спб., 1905.

141. Кунов Г. Борьба классов и партий в Великой Французской революции. -М. Пг., Госиздат, 1923.

142. Его же. Политические кофейни. М., Прибой, 1926.

143. Его же. Французская печать в первые годы Великой французской революции. Спб., С. М. Проппер, 1907.

144. Его же. О происхождении брака и семьи. М., Новая Москва, 1923.

145. Его же. Возникновение религии и веры в бога. М., Госуд. издат., 1923.

146. Его же. Марксова теория исторического процесса, общества и государства.-М., ГИЗ, 1930.

147. Его же. Очерки по истории первобытной культуры. Минск, Белтрестпе-чать, 1923-1924.

148. Его же. Социология и этнология. Спб., 1905.

149. Его же. Всеобщая история хозяйства. Т.1. M.-J1., 1929.

150. Его же. Теории прибавочной стоимости. Харьков, Пролетарий, 1923.

151. Лассаль Ф. Роль пролетариата и буржуазии в 1848 г. в Германии. Спб., 1906. 95 с.

152. Ленин В. И. К оценке русской революции. Полн. собр. соч., т. 17.

153. Его же. Аграрный вопрос в России к концу XIX века. Там же.

154. Его же. Цель борьбы пролетариата в нашей революции. Там же.

155. Его же. Государство и революция. Полн. собр. соч., т. 33.

156. Его же О временном революционном правительстве. Там же, т. 10.

157. Его же. Революция типа 1789 или 1848 года? там же, т. 9.

158. Его же. Две тактики социал-демократии в демократической революции. -Там же, т. 11.

159. Либкнехт В. Роберт Блюм и революция 1848 г. в Германии. В 2-х ч. Ч. 1. Б. м., б. г. 197 С. Ч. 2. Б. м., б. г. 242 с.

160. Его же. К юбилею мартовской революции. Спб., 1907.111 с.

161. Маркс К. Буржуазия и контрреволюция. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6;

162. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч., т. 2;

163. Маркс К. Буржуазия и контрреволюция. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6;

164. Маркс К. Ламартин и коммунизм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4;

165. Его же. Кавеньяк и июньская революция. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6;

166. Его же. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7;

167. Его же. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8.

168. Его же. Подвиги Гогенцоллернов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6.

169. Его же. Революция и контрреволюция в Германии. Там же, т. 8.

170. Носке Г. Записки о германской революции от восстания в Киле до заговора Каппа. М„ 1922.

171. Форлендер К. Общедоступная история философии. М., 1922 ЭО.Шейдеман Ф. Крушение германской империи. М., 1923.

172. Энгельс Ф. Рецензия на книгу Гизо "Почему удалась английская революция?". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7;

173. Его же. Германская кампания за имперскую конституцию. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7.1. Исследования.на иностранных языках:

174. Freundl О. Das Urchristentum in der Betrachtung des historischen

175. Materialismus. S. L., 1974. 2. Misch J. Die politische Philosophie Ludwig Woltmanns in Spannung von Kantianismus, historischen Materialismus und Sozialdarwinismus.1. Bonn, 1975. 290 S.на русском языке:

176. Айзин Б. А. Борьба против ревизионизма в германской социал-демократии в конце XIX в. М., 1962.

177. Аржакова Н. С. Критика современных социал-реформистских концепций революции и реформы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. М., 1983.-16 с.

178. Биллик В. И. О фальсификации истории Германской революции 1918 — 1919 гг. в буржуазной и реформистской историографии // Критика новейшей буржуазной историографии: Сб. ст. Л., 1961.

179. Брайович С. М. Карл Каутский: эволюция его воззрений// М., 1982.

180. Вайнштейн О. Л. Леопольд фон Ранке и новейшая буржуазная историография. Критика новейшей буржуазной историографии. М. -. Л., 1961.

181. Гавриличев В. А. Теоретико-методологические основы гейдельбегрской школы историков. В кн.: Методологические и теоретические вопросы исторической науки, вып. 4. Томск, 1966.

182. Его же. Об идейно-методологических принципах немецкой буржуазной историографии 50-х- 90-х гг. XIX века. Там же, вып. 5. Томск, 1967.

183. Галкин И. С. Рабочее движение в Германии 1871 1914 гг. Лекции. М., 1957.

184. Драбкин Я. С. Проблемы и легенды в историографии Германской революции, 1918 1919 гг. М.: Наука, 1990.

185. Кан С. Б. Немецкая историография революции 1848-1849 гг. М., 1968.

186. К итогам дискуссии о характере и особенностях ноябрьской революции в Германии 1918 г. // Вопросы истории. 1958. № 5.

187. Кретинин С. В. Карл Каутский (1854 1938): опыт переосмысления// Новая и новейшая история, 1995. № 1 - 2.

188. Лукашев А. В. Карл Маркс и "Рейнская газета" (1842-1843 гг.) Автореф. дис на соиск. учен, степ канд ист. наук. М., 1949.

189. Мелещенко 3. Н. Неокантианство как философская основа ревизионизма. Л., 1960.

190. Михайлов М. И. Проблемы германской революции 1848 г. М., 1985.

191. Могильницкий Б. Г. Об одном опыте психологической интерпретации истории средневековой Германии (Культурно-исторический метод Карла Лампрехта). Там же, вып. 6. Томск, 1969.

192. Оболенская С. В. Франц Меринг как историк. М., 1966.18.0вчаренко Н. Е. Германская социал-демократия на рубеже двух веков. М., Мысль, 1975.

193. Его же. Буржуазные и правосоциалистические концепции истории германского рабочего движения в новое время/ Новая и новейшая история. 1968. №4.

194. Орлова М. И. Марксистская историография ноябрьской революции в Германии // Вопросы истории, 1980, № 5.

195. Её же. Ноябрьская революция в Германии в освещении буржуазной и социал-реформистской историографии // Новая и новейшая история, 1981, № 6.

196. Петренко Е. Л. Карл Каутский: очерки социологических воззрений// М.,: Знание, 1991.

197. Шелике В. Ф. О некоторых проблемах революции 1918 1919 гг. в Германии // Вопросы истории. 1956. № 12.

198. Шрайнер А. О некоторых вопросах ноябрьской революции 1918 1919 годов в Германии // Вопросы истории. 1957. № 9.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.