"История моего современника" В.Г. Короленко: художественное своеобразие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Савельева, Елена Сергеевна

  • Савельева, Елена Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Савельева, Елена Сергеевна. "История моего современника" В.Г. Короленко: художественное своеобразие: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ростов-на-Дону. 2009. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Савельева, Елена Сергеевна

Введение

1 глава. «История моего современника» в контексте эпохи

1. Предпосылки появления «Истории моего современника» в творчестве В. Г. Короленко: аналитизм как форма мышления писателя

2. Историософская, ценностная парадигма (ориентация) Короленко в воплощении судьбы, выбора, права, ответственности человека и картины мира

3. Идейное содержание «Истории моего современника» и его композиционное выражение в романе

Авторская концепция творческой личности В. Г, Короленко (герой и образ автора)

2 глава. Поэтика «Истории моего современника»

1. «История моего современника» в общей типологии русской автобиографической литературы

2. Жанровая специфика «Истории моего современника»

3. Литературный портрет как часть художественного своеобразия «Истории моего современника»

4. Особенности хронотопа «Истории моего современника»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"История моего современника" В.Г. Короленко: художественное своеобразие»

В настоящее время в литературе наблюдается тенденция обращения к проблемам классической литературы. И сейчас, по прошествии многих лет, достойны внимания произведения писателей, создававших культуру русского народа, закладывавших основы современного русского языка, участвовавших в исторических событиях. Несомненно, одним из таких писателей является Владимир Галпктионович Короленко, великий гуманист, борец за справедливость и свободу, автор множества художественных и публицистических произведений, в частности, романа-воспоминания «История моего современника».

Исследования ученых в области классических произведений ведутся в двух направлениях: во-первых, это попытки нового истолкования текстов, уже ставших хрестоматийными, изученных многими поколениями ученых, во-вторых, —- поиски новых, еще не охваченных вниманием пауки произведений классики. «История моего современника» В. Г. Короленко, бесспорно, относится к числу недостаточно освещенных в литературоведении произведений.

Актуальность настоящего исследования. 1) Рассматриваемый роман, «История моего современника», по нраву считается одним из вершинных творений в русской литературе, однако специальных исследований, посвященных этому произведению, не производилось. 2) Данное исследование позволяет нам наглядно отразить анализ особенностей авторского сознания, специфику ого проявления; поскольку, с одной стороны, всеми учеными и исследователями признается предельная активизация авторской личности в автобиографической прозе, с другой, эта проблема редко становилась предметом специального рассмотрения. 3) Обращение к этому роману В. Г. Короленко как к произведению с документальными элементами позволяет, взглянув в прошлое и поняв проблемы прошедших лег, разобраться в собственном времени как с точки зрения литературоведения, так и с точки зрения истории.

Новизна диссертации. 1. В диссертационном исследовании столь цельному исследованию автобиографический роман-воспоминание «История моего современника» В. Г. Короленко подвергается впервые. 2. Существенно новы суждения о специфике этого произведения как своеобразного жанрового симбиоза. Мы определяем жанр «Истории моего современника» как автобиографический роман-воспоминание. 3. При литературоведческом анализе произведения нами впервые представлена классификация литературных портретов романа, сделан ряд значимых выводов, касающихся архитектоники произведения, особенностей изображения героев и специфики хронотопа.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы культурно-исторического и сравнительно-исторического методов исследования, а также положения и понятия, развиваемые в работах М. М. Бахтина, Б, О! Кормапа, Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, Г. О. Винокура, В. В. Вшкнрпдопя, Г. И. Поспелова, Г. А. Белой, Б. М. Эйхенбаума, Ю. II. Тынянова, Л. Я. Гинзбург, С. С. Авериицева, А. Г. Тартаковского, И. А. Николиной, А. Б. Есина, И. О. Шайтанова и других.

Используемые литературоведческие категории рассмотрены в историческом и теоретическом планах, прослежена история становления жанра художественной автобиографии, предприняты попытки анализа принципов создания образов героев, выявления художественных средств выражения авторской позиции в автобиографическом романе-воспоминапии.

При определении места «Истории моего современника» в творчестве писателя мы изучили работы Д. П. Овсяиико-Куликовского (141), И. Д. Шаховской (210), А. В. Храбровицкого (196), Г. А. Бялого (40), а также ознакомились с диссертационными исследованиями последних лет, посвященными творчеству В. Г. Короленко. Это работы Г. 3. Горбуновой («Короленко и Достоевский» (56)), С. Н. Гуськова («В, Г, Короленко и Л. Н. Толстой: проблема этической позиции писателя» (63)), Ю. Г. Гущина («Очерковый цикл В. Г, Короленко «В голодный год»: Творческая история и жанровое своеобразие» (64)), Н. Н. Гущиной («В. Г. Короленко и литературное народничество (1870-1880-е годы)» (65)), Д. А* Завельской («Смысловое и художественное единство текста в I произведениях В. Г. Короленко» (79)), И. В. Кочергиной («В. Г» Короленко и литературная критика и журналистика конца XIX века» (102)), П. Э. Лиона («Литературная позиция В. Г. Короленко» (109)), Л. И. Скреминской («"Запад — Восток" — духовные и творческие искания В. Г. Короленко» (170)), В. R. Тагаринова («Поэтика рассказов и очерков В. Г* Короленко» (180)), А. В. Трухапенко («Некоторые стилевые особенности рассказов и повестей В. Г. Короленко: (Принципы портретирования и колористики как средства выражения авторской идеи)» (184)), О. Л. Фетисеико («Рассказ «Художник Алымов» и неосуществленный замысел В. Г. Короленко "В ссорс с меньшим братом"» (192)).

Проанализировав направленность названных работ, видим, что исследователи ограничивались проблемно-тематическим анализом либо анализом жаироной специфики отдельных произведений или циклов.

Объект иеследовятш -• автобиографический роман-воспоминание «История моего современника» В. Г. Короленко.

Роман признан ведущим жанром литературы последних столетий. Несмотря на то что этот жанр является предметом глубоких раздумий писателей, привлекает к себе пристальное внимание литературоведов и критиков, он поныне остается загадкой,

Гегель, сопоставляя роман с традиционным эпосом, писал, что в романе отсутствует присущее эпосу «изначально поэтическое состояние мира», здесь есть «конфликт'между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений» и «прозаически упорядоченная действительность». В. Г. Белинский, называя роман эпосом частной жизни, так определил предмет этого жанра: «судьбы частного человека», «каждодневная жизнь». М. М. Бахтиным были высказаны сходные мысли в работе «Эпос и роман (О методологии исследования романа)» (19). Ученый утверждает, что «герой романа показывается не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью», он «объединяет в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные», Роман показывает «живой контакт» человека «с неготовой, становящейся современностью», «более глубоко, существенно, чутко и быстро», чем любой другой жанр, «отражает становление самой действительности».

Жанр романа возникает и упрочивается там, где есть интерес к человеку, так или иначе отличающемуся от усредненного образа гражданина, выламывающемуся из принятых в обществе рамок, стереотипов поведения.

Несомненна синтетичность жанровой природы романа. Этот жанр вбирает в себя черты множества других жанров. «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Тихий Дон» М. А. Шолохова — в этих произведениях, запечатлевших не только частную жизнь людей, но и события национально-исторического мастгггаба, присутствуют черты эпопеи. Романы способны также воплощать смыслы, характерные для притчи. По словам О. А. Седаковой, «в глубине русского романа обыкновенно лежит нечто подобное притче» (167, 12). Нельзя отрицать и причастность романа традициям агиографии — житийное начало ярко выражено в творчестве Достоевского, Лескова.

Как жанр, склонный к синтетичности, роман в отличие от иных, менее сложных жанров (рассказ, очерк, повесть)» предшествовавших ему, действовавших на различных ограниченных участках постижения художественного мира, оказался способен сблизит!» литературу с жизнью в ее многоликости и сложности, противоречивости и богатстве. Этот жанр способен не только с непринужденной свободой соединять в себе содержательные начала множества жанров, как серьезных, так и юмористических, но и трансформировать их структурные свойства.

Важнейшая черта романа — пристальное внимание автора к окружающей героев микросреде, в которой они действуют, живут, общаются. Без воссоздания микросреды писателю очень трудно раскрыть внутренний мир персонажа. Романы, сосредоточенные на связях человека с близкой ему реальностью и, как правило, отдающие предпочтение внутреннему действию, стали своего рода центром литературы. Они самым серьезным образом повлияли на все иные жанры, даже преобразили их. По выражению М. М. Бахтина, произошла романизация словесного искусства: когда роман приходит в литературу, другие жанры резко видоизменяются, «в большей или меньшей степени романизируются».

Предмет изучения — автор, являющийся одновременно героем этого произведения, с точки зрения его роли в художественной организации текста, средств выражения авторской позиции и создания образа главного персонажа. И хотя логика требует рассматривать проблему в очередности «автор-герой», мы сначала рассматриваем проблему героя, затем автора, оставляя в формулировке темы традиционный порядок следования понятий.

Одной из центральных проблем общественной мысли, художественного творчества и культуры в последнее время стало духовное становление человека, изменения, происходящие не только в его жизни, но и в душе. С внешним действием здесь успешно соперничает внутреннее действие, па первый план выдвигается сознание героя в его многоплановости и сложности, с его нескончаемой динамикой и психологическими нюансами.

Цель диссертационного исследования — осмыслив теоретические аспекты проблемы жанровой принадлежности произведения с автобиографической направленностью, определить место «Истории моего современника» в контексте творчества В. Г, Короленко и рассмотреть поэтику романа-воспоминания.

Для этого предстоит решить следующие задачи:

1) обобщить и систематизировать литературоведческие работы по проблемам художественной автобиографической литературы;

2) осмыслить теоретические аспекты заявленной проблемы;

3) определить положение романа «История моего современника» в общей типологии русской автобиографической литературы и в творчестве В. Г. Короленко;

4) рассмотреть особенности жанра изучаемого произведения;

5) исследовать систему образов, особенности литературных портретов «Истории моего современника», классифицировать их;

6) изучить хронотопичсскуго структуру романа.

Структура работы обусловлена характером данного диссертационного исследования и организована в соответствии с ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. При работе с текстами нами были изучены два собрания сочинений В. Г. Короленко: в 9 томах, 1914 года, и в 10 томах, 1954 года. Ссылки в тексте диссертации приводятся по более позднему собранию сочинений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Савельева, Елена Сергеевна

Выводы по 2-й главе:

1. Обобщение, систематизация и анализ литературоведческих работ по проблеме жанровой природы художественной автобиографии дают основания полагать, что жанр автобиографии на современном этапе его становления является сложным, он имеет черты исповеди, хроники, мемуаров, а в русской литературе — жития, исповеди и проповеди. Основные этапы эволюции жанра: античное жизнеописание, средневековое житие, автобиографии эпохи Возрождения и эпохи Просвещения, автобиографии XIX и XX веков. Главными элементами специфики произведений этого жанра являются: 1) документальность (в разной степени); 2) эстетическая значимость; 3) идентичность автора и повествователя, 4) особенности хронотопа (принципиально ретроспективная организация повествования, принцип двойного видения),

5) установка на воссоздание истории индивидуальной жизни, 6) некоторые особенности поэтики и др.

2. После рассмотрения автобиографических жанров жанр «Истории моего современника» определен нами как автобиографический роман-воспоминание. Синтез различных жанров в автобиографической прозе В. Г. Короленко, на наш взгляд, как нельзя вернее подтверждает заявленный тезис об ориентации этого автора на большую эпическую форму и романное мышление.

3. Немаловажной частью «Истории моего современника», несущей значительную смысловую и организующую повествование нагрузку, являются литературные портреты, составляющие широкую развернутую картину жизни России 60—80-х годов XIX века. В нашем исследовании мы выделяем портреты-истории, портреты-воспоминания и портреты-типы. В основу классификации мы кладем ход времени в портрете относительно основного повествования.

4. Хронотоп автобиографического романа-воспоминания имеет несколько составляющих: календарное время (представлена такая его разновидность, как биографическое), событийное время (историческое, бытовое время, хронотоп дороги, встречи), перцептивное время (хронотоп автора). Проанализировав различные главы «Истории моего современника» с точки зрения протяженности действия во времени, видим, что выбор речевых средств во многом зависит от типа текста. При выборе того или иного средства В. Г. Короленко руководствуется своими коммуникативными намерениями. Он добивается наибольшей точности описания, экспрессивности повествования и ясности логических рассуждений. При описании явлений, предметов в тексте преобладают глаголы несовершенного вида со значением повторяющегося и конкретно-процессуального действия (пример 1. 1 и 1. 2). Для такого типа текста, как повествование, характерно употребление глаголов совершенного вида со значением мгновенного действия (пример 2. 5), или процесса, ограниченного во времени (2. 6), когда речь идет о единичных случаях, или глаголов несовершенного вида со значением постоянного, обыденного действия (2. 2), когда речь идет об обыденных и многократно повторяющихся событиях. В рассуждении временной строй в наибольшей степени зависит от коммуникативных намерений говорящего и подчиняется общему логическому строю текста.

Заключение

В произведениях Владимира Галактионовича Короленко, имеющих большой вес в российском литературном наследии, запечатлена историческая память России, духовное созидание лучших ее представителей, неразрывной связи поколений.

Творческое наследие В. Г. Короленко велико и разнообразно — здесь и редкие вариации малых жанров (картинки, странички, отрывки), и аллегорические (сказки, легенды, фантазии), публицистика и произведения, принадлежащие к жанрам документальной и документально-биографической прозы (портреты, письма, воспоминания, наблюдения, рассказы, очерки, повести). Однако везде — ив публицистике, и в бытописании — всюду виден беллетрист, прозаик со своим собственным стилем, — в традициях классики, но в то же время остро современным, пропагандистским, ораторским.

Автобиографический роман-воспоминание "История моего современника", являющийся вершиной всего творчества писателя, представляет собой произведение сложного жанра, включающего в себя большинство из вышеперечисленных. Именно поэтому "История моего современника" является итоговым произведением В. Г. Короленко.

История моего современника» занимает центральное место в творчестве В. Г. Короленко, вбирая в себя все написанное им до нее и освещая часть жизни автора в обрамлении широкой панорамой жизни общества 60-80-х гг. XIX века.

В центре анализируемого произведения — творческая личность. Судьба выдающейся личности привлекала внимание писателей на протяжении всей истории существования литературы. В образе героя находит свое воплощение эстетические и общественные идеалы художника. Идеалы — категория движущаяся, развивающаяся, как и сам человек. Личность автора является активным началом.

В исследуемом романе создается художественный образ творческой личности. Даже такие традиционные для биографического повествования способы создания образа героя, как биографический элемент, портретные характеристики, система лейтмотивов позволяют точно воссоздать образ героя, а психологические характеристики делают его убедительным, достоверным. Сложное взаимодействие творческой личности и среды автору удалось показать через биографический, культурно-исторический контекст.

Литературные портреты являются немаловажной частью "Истории моего современника" Мы создаем классификацию, разделяющую литературные портреты "Истории моего современника" портреты-истории, портреты-воспоминания и портреты-типы. В основу классификации мы кладем ход времени в портрете относительно основного повествования.

Художественное время и художественное пространство — существенные формы создания образа героя. Основу сюжета составляет часть жизни героя — с раннего детства до его прибытия в Нижний Новгород. Мы анализируем различные главы «Истории моего современника» с точки зрения протяженности действия во времени и приходим к выводу, что выбор речевых средств во многом зависит от типа текста. При выборе того или иного средства В. Г. Короленко руководствуется своими коммуникативными намерениями. Он добивается наибольшей точности описания, экспрессивности повествования и ясности логических рассуждений.

В наше время, бесспорно, необходимо чаще обращаться к произведениям классической литературы по многим причинам. Многие незаслуженно обойденные вниманием литературоведов и общественности произведения поднимают проблемы, не чуждые и современности. Произведения с документальными элементами помогают человеку, взглянув в прошлое и поняв проблемы прошедших лет, разобраться в собственном времени. Обращение к «Истории моего современника» как к произведению крупного жанра позволяет оценить некоторые тенденции современного литературного процесса. Немаловажно также, что произведения классиков высокоидейны, и, читая их, человек повышает свой культурный уровень.

Обрисуем круг проблем для дальнейшего исследования. Во-первых, это вопросы, связанные с национальной идеей, очень ярко выраженной в «Истории моего современника». Во-вторых, это проблемы исследования национального автобиографического романа написанного представителями различных культур и наций, сравнение произведений разных авторов.

Таким образом, мы утверждаем, что «История моего современника» В. Г. Короленко, являясь высокоморальным произведением, отражающим существенные черты прошлого, современна по идейной направленности и должна присутствовать в круге чтения современного читателя, а также представляет интерес для исследователей русской литературы рубежа XIX—XX веков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Савельева, Елена Сергеевна, 2009 год

1. Аверин Б. В. Личность и творчество В. Г. Короленко // Собр. соч.: В 5т. М., 1989. Т. 1.С. 5-22.

2. Аверин Б. В. Романы В. В. Набокова в контексте русскойавтобиографической прозы и поэзии: Автореф. дис. на соиск. степени докт. филол. наук. СПб., 1999. 32 с.

3. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография // Аверинцев С. С.образ античности. СПб, 2004. С. 225-479.

4. Азбукин В. Н. Литературно-критическая деятельность русскихписателей XIX века: Учеб. пособие. Казань, 1989. 228 с.

5. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайнеэмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001. 201 с.

6. Андроников И. Л. Собр. соч.: В 3-х т. М., 1980. Т. 2. С. 370-378.

7. Андроникова М. И. От прототипа к образу. К проблеме портрета влитературе и кино. М., 1974. 200 с.

8. Арефьева И. Т. Воспитание русских литераторов-символистов какисторический источник: Проблемы методики использования мемуаров в историко-культурном исследовании: Автореф. дис. на соиск. степени канд. ист. наук. М., 1989. 22 с.

9. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб, 2000. 348 с.

10. Афанасьев В. Выбор героя — поступок нравственный // Литературнаягазета. 1986. № 37. С. 4.

11. Баранов И. Т. Портрет и его функции в создании народного характерав сибирских очерках и рассказах В. Г. Короленко // Поэтика изображения народного характера в русской литературе второй половины XIX в. Хабаровск, 1983.

12. Барахов В. С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. Л., 1985.312 с.

13. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарныхнаук. СПб, 2000. 336 с.

14. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М.

15. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 361—373.

16. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и другихгуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 473-500.

17. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма //

18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.

19. Бахтин М. М. Тетралогия. М., 1998. 608 с.

20. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки поисторической поэзии // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 391—406.

21. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа).1. СПб: 2000. 301 с.

22. Белая Г. А. К проблеме романного мышления // Советский роман.

23. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978. 693 с.

24. Беленький И. Л. Проблема биографического жанра в советскойисторической науке. М., 1988.

25. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г.

26. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 294-350.

27. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. М., 1982.

28. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 8. М., 1955. С. 89.

29. Бердников Г. П. Чехов и Короленко // Бердников Г. П. А. П. Чехов.

30. Идейные и творческие искания. Л., 1970. С. 164—185.

31. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.,2004. 329 с.

32. Бердяев Н. А. Судьба России // Русская идея. Сборник произведенийрусских мыслителей. М., 2004. С. 249-606.

33. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т.1. М., 1994. Т. 1. 542 с.

34. Биографическая литература: границы вымысла // Литературная газета,1975. № 34, 35, 37, 38, 41, 43, 44, 47-49; 1976. № 2, 5; 1986. № 36^13, 45, 47, 49-52.

35. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М., Л., 1963. Т. 5. С. 278.

36. Бойко М. Логика факта и тайна образа // Литературная газета, 1975. №47. С. 6.

37. Болдырев Н. Ф. По лезвию бритвы // Биографические очерки. 2-е изд.

38. Челябинск, 1977. Т. 2. С. 450-478.

39. Большакова А. Ю. Образ автора // Литературная учеба, 2001. Кн. 5. С.171.175.

40. Большакова А. Ю. Теории автора в современном литературномпроизведении // Известия АН. Серия литературы и языка, 1998. Т. 5. № 5. С. 15-24.

41. Бонецкая Н. К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст1985. М., 1986. С. 241-269.

42. Бугрина Н. Д. Документальность биографического повествования иего жанры // Факт, домысел, вымысел в литературе. Иваново, 1987. С. 117-131.

43. Бурсов Б., Эйдельман Н. Душевные импульсы // Литературная газета,1975. № 49. С. 7.

44. Бычков В. В. Эстетика. М., 2002. 556 с.

45. Бяйдле В. Об искусстве биографа // Современные записки. Париж,1931. Кн. 45. С. 482-593.

46. Бялый Г. А. В. Г. Короленко и М. Горький // Русский реализм. От

47. Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 593-631.

48. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев,ваятелей и зодчих. — М., 1971. В 5 т. Т. 1. 604 с.

49. Валевский А. Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла //

50. Лица: Биографический альманах. М., СПб., 1995. С. 3268.

51. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. 408 с.

52. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971. 240 с.

53. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959. 654с.

54. Винокур Г. О. Биография и культура. М., 2007. 85 с.

55. Воронский А. К. Литературно-критические статьи. М., 1963. 423 с.

56. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998. 479 с.

57. Гайдукова И. Б. Российская действительность и социальный идеал втворчестве В. Г. Короленко // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 3. С. 20-28.

58. Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по историиобраза: В 2 ч. М., 1972. Ч. 1. 200 с.

59. Гинзбург Л. Я. «Былое и думы» Герцена. Л., 1957. 373 с.

60. Гинзбург Л. Я. О документальной литературе и принципе построенияхарактера // Вопросы литературы, 1970. № 7. С. 6—91.

61. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., Советский писатель, 1979.222 с.

62. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977. 443 с.

63. Гончаров Б. П. Анализ поэтического произведения. М., 1987. 62 с.

64. Горбунова Г. 3. Короленко и Достоевский: Автореф. дис. на соиск.учен. степ. канд. филол. наук. Томск, 1992. 18 с.

65. Горский И. К. О двух подходах к изучению произведений историколитературного жанра // Научные доклады; высшей школы. Серия: филол. науки: 1997. № 3. С. 3—14. 58;. Горысий-М. М- Собр. соч. в 30 т.М:, 1952: Т. 131648 с.

66. Гришуиин A. Л. Автор как субъект текста // Известия; АН. Серия•/■.'•лйтературы=й-языка.' T-/,52.-№:4i.l-993vC.'12--19."v

67. Гуляев Н. А., Карташова Ш В. Современное литературоведение осоотношении реализма и романтизма в русской литературе //. Современная советская историко-литературная наука. Актуальные вопросы. 1975.

68. Гулыга А. В. Эстетика истории. М., 1974. 128 с.

69. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М., 1987. 286 с.

70. Гущина Н. Н; В. Г. Короленко и, литературное народничество (18701880-е годы) Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1989. 16 с. 66: Данилевский Н.Я. Россия н Европа. М., 2008. 704 с.

71. Данилова Н. С. Традиции отечественной художественнобиографической прозы в литературе Мордовии. Дис. на соиск; уч. степени канд. наук, 2000. 159 с.

72. Дмитриев Л. А. Житийные повести севера как памятники литературы

73. XIII XVII вв. Л., 1973. 303 с.

74. Дмитриев С. 11. Полтавские страдания В. Короленко // Литература вшколе. 1991. № 1. С. 15-28.

75. Добролюбов Н. А. О русском историческом романе. Собр. соч. в 9 т.1. М., 1961. Т. 1.С. 89-98.

76. Драгомирецкая Н. В. Автор и герой в русской литературе XIX—XX вв.1. М., 1991.382 с.

77. Егоров О. Г. Дневники русских писателей XIX века: Исследование.1. М., 2002. 288 с.

78. Еременко В. Особенности развития советской художественнодокументальной прозы. М., 1967. 173 с.

79. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 2003.175 с.

80. Есин Б. И. В. Г. Короленко и права личности, свобода печати //

81. Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 5. С. 610.

82. Жизнь и деятельность. Нерешенные проблемы биографическогожанра. Круглый стол // Вопросы литературы, 1973. № 10. С. 16-93.

83. Жуков Д. А. Биография биографии: Размышления о жанре. М., 1980.135 с.

84. Жукова Н. Н. Проблема становления творческой личности вхудожественной биографии Б. Зайцева. Дис. канд. филол. наук. М., 1993. 194 с.

85. Завельская Д. А. Смысловое и художественное единство текста впроизведениях В. Г. Короленко: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1999. 23 с.

86. Золотусский И. Концепция или судьба? // Литературная газета, 1975,35. С. 4-5.

87. Иезуитова Л. А. Реалистическая литература 1890-1907 годов //

88. История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Л., 1983. С. 233-268.

89. Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики.

90. Бунин. Ремизов. Шмелев // Ильин И. А. Собр. соч.: В Ют. М., 1965. Т. 6. 559 с.

91. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественногосознания. М., 1994. Под ред. Гринцер П. А. 511 с.

92. Каверин В. «Здравствуй, брат. Писать очень трудно.»: Портреты,письма о литературе, воспитании. М., 1965. 255 с.

93. Каверин В. А. Эпилог: Мемуары. М., Русская книга, 2002. 573 с.

94. Кайда Л. Г. Композиционный анализ художественного текста. Теория.

95. Методология. Алгоритмы обратной связи. М., 2000. 148 с.

96. Каминский В. И. Основные идейно-художественные тенденции врусской литературе конца XIX века и их трактовка в современной науке // Современная советская историко-литературная наука. Актуальные вопросы. Ленинград, 1975. 330 с.

97. Каплан И. Е. Русские писатели XIX века о своих произведениях. М.,1995. 164 с.

98. Карпов И. П. Проблемы типологии авторства в русской прозе конца

99. XIX — нач. XX в. (И.- Бунин, Л. Андреев, А. Ремизов). Автореф. дис. докт. филол. наук. М., 1998. 36 с.

100. Кедрова М. М. Художественное воздействие в творческих системахромантизма и реализма. К постановке проблемы // Литературное произведение и читательское восприятие. Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1982. С. 15-33.

101. Келдыш В. А. Русский реализм нач. XX в. М., 1975. 280 с.

102. Колобаева Л. А. «Никакой психологии», или фантастика психологии?

103. О перспективах психологизма в русской литературе нашего века // Вопросы литературы, 1999. № 2. С. 3—20.

104. Колобаева JI. А. Концепция личности в русской литературе рубежа

105. XIX-XX вв. М., 1990. 333 с.

106. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра.1. М.,1998. 277 с.

107. Коновалов В. Н. Народническая литературная критика. Учеб.пособие. Казань, 1975. 106 с.

108. Коновалов В. Н. Система жанров биографической прозы //

109. Документальное и художественное в литературе. Иваново, 1994. С. 148-158.

110. Кораллов М. Образ личности и облик эпохи: штрихи к портретам имонографиям. Литературное обозрение, 1973. № 7. С. 79-84.

111. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.,1972. 110 с.

112. Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора //

113. Страницы истории русской литературы. М., 1971. С. 149-200.

114. Корман Б. О. Проблема автора в художественной литературе.1. Воронеж, 1969.

115. Короленко В. Г. О литературе. М., 1957. 716 с.

116. Крутикова Л. В. Реалистическая проза 1910-х гг. (рассказ и повесть) //

117. Судьбы русского реализма нач. XX века. Л., 1972. С. 164—227.

118. Кузнецов М. Советский роман. Статьи, портреты. М., 1986. 413 с.

119. Кулик Я. Биография и биограф. Жизнь и деятельность. Нерешенныепроблемы биографического жанра // Вопросы литературы, 1970. № 6. С. 18-33.

120. Курилов А. С. Литературоведение в России XVIII в. М., 1981. 264 с.

121. Ленобль Г. М. История и литература. М., 1977. 300 с.

122. Лион П. Э. Литературная позиция В. Г. Короленко: Автореф. дис. насоиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1997. 25 с. ПО.Липпс Т. Эстетика // Философия в систематическом изложении. СПб.,2007. 440 с.

123. Литературная энциклопедия терминов и понятий // Гл. ред. и сост. А.

124. Н. Николюкин. М., 2001. 779 с.

125. Литературный энциклопедический словарь // Под общ. ред. В. М.

126. Кожевникова, П. А. Николаева. М., 1987. 751 с.

127. Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3-х т. Л., 1987. Т. 3. 520 с.

128. Лихачев Д. С. О русской природе // Лихачев Д. С. Письма о добром ипрекрасном. М., 1998. С. 148-156.

129. Логинов В. О Короленко и литературе. М.: Издательство МГУ, 1984.184 с.

130. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М., 1982.479 с.

131. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха (пособиедля студентов). М., 1972. 271 с.

132. Лотман Ю. М. Биография живое лицо // Новый мир, 1988. С. 228-236.

133. Лотман Ю. М. О русской литературе: статьи и исследования: историярусской прозы, теория литературы. СПБ, 1997. 845 с.

134. Люксембург Р. В. Короленко. (По поводу «Истории моегосовременника»). // О социализме и русской революции: избранные статьи, речи, письма. М., 1991. 398 с.

135. Мандельштам О. Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 2. 464 с.

136. Манн Ю. В. Автор и повествование // Историческая поэтика:

137. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 431-480.

138. Марченко А. В защиту жанровых возможностей // Литературнаягазета, 1975. №48. С. 5.

139. Машинский С. О мемуарно-автобиографическом жанре // Вопросылитературы, 1960, № 6. С. 129-145.

140. Мейлах Б. С. Биография как методологическая проблема // Человекнауки. М., 1974. С. 7-8.

141. Меламед Е. С. В. Г. Короленко и Дж. Кеннан (Из истории русскоамериканских литературных связей) // Русская литература, 1977. № 4. С. 152-157.

142. Местергази Е. Г. Документальное начало в литературе XX в. //

143. Литературная учеба. 2002. № 5. С. 96-113.

144. Миллер Г. Черная весна. СПб., 1994. С. 5.

145. Морозова Т. Г. В. Г. Короленко и М. Е. Салтыков-Щедрин. // Изв. Рос.

146. АН. Серия литературы и языка. 1996. Т. 55. № 3. С. 5158.

147. Морозова Т. Г. Сатира В. Г. Короленко и М. Е. Салтыкова-Щедрина //

148. Русская литература. 1993. № 4. С. 136-146.

149. Мочульский К. В. Кризис воображения (роман и биография) // Кризисвоображения. Статьи. Эссе. Портреты. Томск, 1999. С. 160-164.

150. Муратова К. Д. Реализм нового времени в оценке критики 1910-х гг. //

151. Судьбы русского реализма нач. XX в. JL, 1972. С. 135— 163.

152. Муратова К. Д. Роман 1910-х гг. Семейные хроники // Судьбырусского реализма нач. XX в. Л., 1972. С. 97-134.

153. Мурысова О. В. Переписка М. Горького и В. Г. Короленко: Автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1996.22 с.

154. Негретов П. И. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 19171921. М., 1990. 287 с.

155. Негретов П. И. В. Короленко: «Я обращаюсь с призывом кчеловечности.» отр. из кн. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917-1921. // Кн. обозрение. 1990.23 марта. № 12. С. 3.

156. Негретов П. И. Религиозные искания Короленко, или Фаусты и

157. Вагнеры //Вопросы литературы. 1999. № 6. С. 290-298.

158. Немзер А. Скучные материи // Литературная газета, 1986, 24сентября. С. 5.

159. НО.Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.,2002. 423 с.141.0всянико-Куликовский Д. Н. Собр. соч.: В 6 т. М., 1910. Т. 5. 171 с. 142.0 художественно-документальной литературе. Иваново, 1972.

160. Одинцов В. О языке художественной прозы. М., 1973. 104 с.

161. Панин С. В. Жанр биографии в русской литературе XVIII — первойтрети XIX вв. (Истоки. Формирование. Типология). Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2002. 23 с.

162. Паперно И. Советский опыт, автобиографическое письмо иисторическое сознание: Гинзбург, Герцен, Гегель // Новое литературное обозрение. С. 102—127.

163. Петанова А. К вопросу о жанровой специфике исторического романабиографии // Советская литература в прошлом и настоящем. Сб. ст. М., 1990. С. 151-159.

164. Петелин В. Мозаика фактов и дух истории // Литературная газета,1987, 10 июня.

165. Петропавловская Н. Д. «В нас входят другие, и мы входим вдругих.» (О морально-этической позиции В. Г. Короленко). М., 1988. 64 с.

166. Петропавловская Н. Д. В. Г. Короленко: Человек на распутье // Литер.1999. №23. С. 2-4.

167. Петропавловская Н. Д. Как я люблю ее.: Из жизни В. Г. Короленко.1. М., 2000. 151 с.

168. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. М., 1987. Т. 3.546 с.

169. Плюханова М. Б. Изображение исторического лица в литературепереходной эпохи: Национальные корни литературной биографии XIX в. Автореф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1982. 22 с.

170. Полонский В. В. Биографический жанр в творчестве Д. С.

171. Мережковского 1920-1930-х гг. Дис. канд. филол. наук. М., 1998. 234 с.

172. Померанцева Г. Е. Биография в потоке времени // ЖЗЛ: Замысел ивоплощение серии. М., 1983. С. 3—325.

173. Пономарев Е. Россия, растворенная в вечности. Жанр житийнойбиографии в литературе русских эмигрантов // Вопросы литературы, 2004. № 1. С. 84-111.

174. Порудоминский В. Закономерности жанра // Литературная газета,1986, 3 декабря. С. 6.

175. Поспелов Г. Н. История русской литературы XIX века. М., 1962. 620с.

176. Прокурова Н. С. Вопросы права и психологии в русской литературе:

177. К курсу «Русский язык. Культура речи». Волгоград, 2004. 208 с.

178. Рубашкин А. Память художника. О литературном портрете. Нева,1969, № 10. С. 178-183.

179. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевыепонятия и тексты. М., 2001. 599 с.

180. Руситашвили М. Искать человека: О традициях гуманизма Ф. М.

181. Достоевского в творчестве В. Г. Короленко. // Литературная Грузия. 1987. № 8. С. 186-194.

182. Рыбников Н. А. Изучение биографии (Темы, семинары, указательлитературы). М., 1922.

183. Салямон Л. С. Биография ученых в свете художественной литературыи научного анализа // Человек науки. Под ред. Ярошевского Н. Г. М., 1974. С. 358-369.

184. Седакова О. А. Притча и русский роман // Искусство кино. 1994. № 4.1. С. 12.

185. Сент-Бев Ш. О. Литературные портреты. Критические очерки. М.,1970. 582 с.

186. Сиротина И. Л. Культурологическое источниковедение: Проблемамемуаристики // Методология гуманитарного знания вперспективе XXI века. Материалы межвузовской научной конференции. Вып. № 12. СПб., 2001. С. 226232.

187. Скреминская Л. И. «Запад — Восток» — духовные и творческиеискания В. Г. Короленко. Дис. канд. филол. наук. М., 2003. 167 с.

188. Сливицкая О. Реалистическая проза 1910-х гг. // История русскойлитературы: В 4 т. Л., 1983. Т. 4. С. 603-634.

189. Словарь литературоведческих терминов. Тимофеев Л. И., Тураев С. В.1. М., 1974. 510 с.

190. Словарь русского языка в четырех томах // Гл. ред. Евгеньева А. П.1. М., 1981. Т. 1.698 с.

191. Словарь философских терминов // Под ред. Кемерова В. Е. М., 2004.560 с.

192. Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества. Орел, 2000.

193. Страхов И. В. Психологический анализ в литературном творчестве: В2 ч. Саратов, 1973. Ч. 1. 57 с.

194. Тагер Е. Жанр литературного портрета в творчестве Горького // Охудожественном методе М. Горького. М., 1960. С. 375418.

195. Тартаковский А. Г. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросылитературы, 1999. № 1. С. 35-55.

196. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины

197. XIX в. От рукописи к книге. М., 1991. 286 с.

198. Татаринов В. Е. Поэтика рассказов и очерков В. Г. Короленко:

199. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Харьков, 1991. 16 с.

200. Томашевский Б. Литература и биография // Книга и революция. М.,1923. № 4. С. 6-9.

201. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М., 2001. 334 с.

202. Тоне А. Г. Проблемы жанровой эволюции художественнодокументальной прозы 1970—1990-х гг. Дис. докт. филол. наук. М., 1999. 269 с.

203. Труханенко А. В. Некоторые стилевые особенности рассказов иповестей В. Г. Короленко: (Принципы портретирования и колористики как средства выражения авторской идеи): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Горький, 1990. 19 с.

204. Тукодян Н. X. «Люди и книги шестидесятых годов» К Чуковского.

205. Поэтика жанра документального портрета. Известия Ростовского государственного педагогического университета. Филология. Ростов-на-Дону, 1998. С. 49— 56.

206. Тукодян Н. X. К. Чуковский о Н. А. Некрасове. Шешуковские чтения.

207. Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения. Выпуск 9. М., 2004. С. 511-516.

208. Тукодян Н. X. К. Чуковский об А. П. Чехове. Творчество А. П.

209. Чехова. Межвузовский сборник научных трудов // Отв. ред. проф. Г. И. Тамарли. Таганрог, 2004. С. 36—45.

210. Тынянов Ю. Н. История литературы. Критика. СПб, 2001. 512 с.

211. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб, 2003. 352 с.

212. Факт, домысел, вымысел в художественной литературе. Иваново,1987. 173 с.

213. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. 268 с.

214. Фетисенко О. Л. Рассказ «Художник Алымов» и неосуществленныйзамысел В. Г. Короленко «В ссоре с меньшим братом»: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. СПб., 1998. 20 с.

215. Флоренский П. Имена. Харьков, 2000. 448 с.

216. Хайлов А. Роман в типологии повествовательных жанров // Советскийроман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978. С. 320-348.

217. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. 437 с.

218. Храбровицкий А. В. В. Г. Короленко: автобиографический очерк.

219. Собр. соч. в 5 т. Т. 1.С. 3—21.

220. Художественно-документальная литература: История и теория.1. Иваново, 1984. 175 с.

221. Художественное и научное творчество. JL, 1972. 336 с.

222. Чапчахов Ф. Этим и интересен. Литературная газета, 1973, 17 января.1. С. 4-5.

223. Чапчахов Ф. Портретист или регистратор? Литературная газета, 1973,14 февраля. С. 4—5.

224. Червяченко Г. А. Основные литературно-критические жанры //

225. Основы литературной критики. Ростов-на-Дону, 1972. 159 с.

226. Чернец Л. В. Персонаж // Введение в литературоведение.

227. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 1999. 556 с.

228. Чуковский К. И. Личность писателя неповторима. «Вопросылитературы», 1965, № 8. С. 144-152. 204.Чуковский К. И. Современники: Портреты и этюды. Минск, 1985. 575с.

229. Шайтанов И. О. Как было и как вспомнилось (Современнаяавтобиографическая и мемуарная проза). М., 1981. 64 с.

230. Шайтанов И. О. Попытка прогноза: Мемуары на сломе эпох //

231. Вопросы литературы, 2000. № 1. С. 5-8.

232. Шахов В. В. Русская демократическая проза накануне революции1905-1907 гг. // Традиции и новаторство: Учебное пособие к спецкурсу. Рязань, 1980. 103 с.

233. Шаховская Н. Д. В. Г. Короленко. Опыт биографическойхарактеристики. М., 1912. 185 с.

234. Шкловский Е. По закону совести: Гаршин и Короленко // Литератураприлож. к газ. «Первое сентября»). № 43. С. 1—2.

235. Эйхенбаум Б. М. Декорация эпохи // Эйхенбаум Б. М. Мойвременник. Художественная проза и избранные статьи 20-30-х гг. СПб., 2001. С. 129-131.

236. Эйхенбаум Б. М. Роман или биография? // Эйхенбаум Б. М. Олитературе. Работы разных лет. Л., 1987. 540 с. С. 288289.

237. Эйхенбаум Б. М. Творчество Тынянова // Эйхенбаум Б. М. О прозе.

238. Сборник статей. Л., 1969. С. 380-420.

239. Явгуновский Я. И. Документальные жанры. Образ, жанр, структурапроизведения. Саратов, 1974.

240. Янская И. С., Кардин Э. В. Пределы достоверности. Очеркидокументальной литературы. М., 1986. 430 с.

241. Список художественных произведений

242. Короленко В. Г. Собрание сочинений в 9 т. Петербург, 1914 г. Т. 1-9.

243. Короленко В. Г. Собрание сочинений в 10 т. М., 1954 г. Т. 1—10.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.