История развития изобразительного искусства Башкортостана во второй половине XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Ибрагимова, Елена Рамазановна

  • Ибрагимова, Елена Рамазановна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Уфа
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 184
Ибрагимова, Елена Рамазановна. История развития изобразительного искусства Башкортостана во второй половине XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Уфа. 2009. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ибрагимова, Елена Рамазановна

Введение.

Глава I. Развитие изобразительного искусства Башкирской АССР во второй половине 1950-х - 1960-е гг.

§1.1. Историко-культурная ситуация в стране в период «оттепели» и ее влияние на художественную жизнь Б АССР.

§ 1.2. Партийно-государственный заказ и художественное творчество в рамках деятельности Союза художников БАССР.

Глава II. Развитие изобразительного искусства Башкирской АССР в

1970-е — первой половине 1980-х гг.

§2.1. Реализация идейно-художественных принципов советского искусства в БАССР.

§ 2.2. Власть и художник: социокультурные проблемы художественного творчества.

Глава III. Изобразительное искусство Башкортостана в условиях постсоветской модернизации во второй половине 1980-х - 1990-е гг.

§3.1. Демократизация общественной жизни в Башкортостане и художественная интеллигенция.

§ 3.2. Свобода художественного творчества: проблемы границ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История развития изобразительного искусства Башкортостана во второй половине XX века»

За прошедшие годы ситуация в государстве и обществе изменилась кардинально. Эти изменения нашли отражение в художественной культуре новой России. Вместо тотального партийного руководства и государственного контроля культуры, имевшего место в советское время, возникла ситуация практического самоустранения государства и его невмешательства во внутренние дела культуры (исключая финансовые вопросы). На смену жесткой иерархии и однозначности культурных ценностей, выверенных с точки зрения коммунистической идеологии, пришел социокультурный плюрализм «без берегов». Произведения искуссгва, созданные по канонам социалистического реализма, уступили место произведениям, основанным на идейно-художественных принципах модернизма и постмодернизма.

Активными стали процессы массовой «вестернизации», коммерциализации культуры и искусства. Провозглашается верховенство неких мифических «общечеловеческих» ценностей (на самом деле ценностей западной цивилизации). Искусство попадает в материальную зависимость от промышленных и финансовых групп, занимается обслуживанием интересов центральной власти, политических партий, следует политической и эстетической конъюнктуре, теряет критерии различения добра и зла, прекрасного и уродливого, творческий поиск и эксперимент становятся самоцелью.

Изучение основ функционирования советской художественной культуры в рамках стабильной монистической системы поучительно для находящейся в кризисе постсоветской культуры как с точки зрения негативного, так и позитивного опыта.

История развития отечественного изобразительного искусства, как в целом, так и в региональном аспекте нуждается в специальном исследовании. Советское изобразительное искусство во второй половине 50

- 80-е гг.' XX в. переживает этап зрелости и расцвета. Его становление начинается в годы «оттепели». Это время отмечено всплеском культурной жизни. Возвращается в сферу актуального потребления творчество репрессированных, замалчиваемых или вытесненных на периферию художников. Резко расширяется круг знакомства с современным западным искусством, «импортируемым», несмотря на «железный занавес», в СССР. Появляются альтернативные источники информации («самиздат», «тамиздат», передачи зарубежных радиостанций), ослабевает идеологический и цензурный пресс и т.д. Появляется новое поколение молодых ярких художников. Односторонний взгляд на эпоху «застоя», сменившую оттепель», как на эпоху культурного и художественного безвременья, пустоты опровергается проведенным исследованием. В «застое» продолжились процессы, начатые в «оттепели». Объективной основой этих процессов был демонтаж сталинского тоталитаризма. Постепенно осуществлялся переход от культуры управляемой к культуре диалогической, самоуправляемой. Даже годы «закручивания гаек» в 1960—1970-е не могли остановить стабильно поступательного движения вперёд всего советского искусства, для которого была создана основательная материальная база. И башкирское изобразительное искусство в лице отдельных своих представителей этому культурному подъёму соответствовало.

Изобразительное искусство преодолевает ограниченность тематики и её ортодоксальную интерпретацию. Наряду с традиционными, башкирское изобразительное искусство вслед за столичными художниками обращается к новым темам: границы революционного насилия, сталинизм, репрессии и реабилитации, борьба за мир, антиномии между официальными мифами и реальностью, поиски смысла жизни в ситуации кризиса традиционных идеалов, трагедия коллективизации, соотношение классового и общечеловеческого, православие, НТР, урбанизация, маргинализация общества, соотношение индивидуального и коллективного, социализм с человеческим лицом и т.д. Главным в содержании искусства второй половины 50 — 80-х гг. XX в. становится поворот от преимущественного интереса к жизни коллектива и общества к жизни и судьбе отдельной личности, которая рассматривается не как простая персонификация социальной функции, как маска, а как индивидуальное Я, которое автономно по отношению к общественному целому.

Тоталитарная, а затем авторитарная советская социально-политическая система и лежащая в её основе коммунистическая идеология, препятствуя развитию искусства в одних отношениях, способствовала развитию его в других, ставя художественную интеллигенцию в привилегированное положение, создавая условия для творчества, продуктом которого были художественные произведения, вошедшие в золотой фонд башкирской и российской культуры.

В многоплановой и обширной литературе, посвященной различным аспектам историко-культурной жизни республики, вопросу развития башкирского изобразительного искусства не уделялось достаточного внимания. Однако ее количественные и качественные проявления создают необходимую научную базу для дальнейшего изучения проблемы. Всю совокупность работ, затрагивающих тему исследования, можно условно разделить на две самостоятельные группы.

В первую группу входят труды, в которых анализируется состояние и развитие изобразительного искусства Башкортостана с точки зрения искусствознания. Искусствоведами Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, Г. Р. Пикуновой и В. М. Сорокиной, составлены каталоги и альбомы персональных, групповых и республиканских выставок башкирских художников с 1960-х гг. по настоящее время1. Э. П. Фенина составила персоналии художников за все

1 Пикунова Г. Р. Александр Кузнецов. Живопись. Графика. Каталог выставки. Уфа, 1973. Сорокина В. М.

Ахмат Лутфуллин. Живопись. Каталог. Уфа, 2003.; Сорокина В. М. Выставка произведений молодых художников Башкирии. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. Каталог. Уфа,

1984.; Сорокина В. М. Художники Башкирии — 70-летию Октября. Живопись. Графика. Скульптура.

Монументальное искусство. Театрально-декорационное искусство. Декоративно-прикладное искусство.

Художественное проектирование. Каталог. Уфа, 1987.

6-7 республик, прошедшей в Москве9. Ценность обоих изданий состоит в том, что они первыми представили широкой публике обширный срез истории развития башкирского изобразительного искусства. Это был «звёздный» час критики, профессии, существующей при механизме тотального политического контроля, обретающей свой смысл в факте отбора рецензируемого произведения, получающего вместе с «оценкой» в печати статус общественного значимого явления. Интерпретационная формула становилась своеобразными вратами в реалии культуры.

Вторая группа работ включает исторические исследования. Данная проблема до сих пор рассматривалась историками лишь в контексте развития отечественной культуры: в основном, в обобщающих трудах по истории Башкортостана10, истории культуры Башкортостана11 и башкирского народа12. В специальных исторических работах больше внимания уделялось более ранним периодам культурной жизни в республике.1 Среди них кандидатская диссертация Р. М. Янгирова, посвященная истории развития культуры Башкирской АССР в 1959 - 1965 гг. До сих пор данная работа не утратила своей ценности в плане общей характеристики культурной жизни республики на рубеже 1950-х - 1960-х гг. Однако данная работа почти не содержит сведений по башкирскому изобразительному искусству. Работа Г. А. Коваленко посвящена истории башкирской художественной культуры более раннего периода: в ней рассматривается становление театра, музыкального и изобразительного искусства в первые десятилетия советской власти в 1919 - 1932 гг. Большое внимание автор уделяет формированию органов управления художественной культурой, характеристике системы

9 Червонная С. М. Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977). М., 1978.

10 Советская Башкирия. Исторические очерки. Под ред. Р. Г. Кузеева. Уфа, 1957. Очерки по истории БАССР. Т. 2. 1966. Очерки истории башкирской организации КПСС. Уфа, 1973. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т. 2. -Уфа, 2006. С. 538-551; История Башкортостана. 1917-1990-е годы. В 2-х т. / Отв. Ред. Р. Н. Сулейманова. Т. 2: 1945-1990.Уфа, 2005. С. 124-137, 169-183,228- 242 и др.

11 Янгиров Р. М. Развитие культуры Башкирской АССР в условиях зрелого социалистического общества (1959 - 1965 гг.): автореф. дис. .канд. ист. наук: 07.00.02. Уфа, 1976; Коваленко Г. А. История развития художественной культуры Башкортостана в 1919 - 1932 гг.: автореф. дис. .канд. ист. наук: 07.00.02. Уфа, 2001.

12 Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир: учебн. пособие. Уфа, 1993. художественного образования. Некоторые вопросы, связанные с изобразительным искусством, изложены в небольшом разделе книги, где раскрывается роль музыкантов и художников в формировании культурно-художественной среды Башкортостана в 20-30-х гг. XX века.

Следует отметить, что указанные работы не являются специальными исследованиями истории изобразительного искусства Башкирии, которое рассматривается авторами на общем культурном фоне.

Большой интерес для нашего исследования представляет работа профессора М. Б. Ямалова «Особенности истории отечественной культуры»13. В книге предпринята попытка в теоретическом и методологическом разрезе оценить основные этапы истории отечественной культуры, выявить сквозные, ключевые факторы и принципы ее развития, приводится большой фактологический и теоретический материал по истории советского периода и современной Российской Федерации. На широком общероссийском фоне рассматривается история культуры Республики Башкортостан, которой посвящены два раздела книги. В ней автор рассматривает культуру как квинтэссенцию истории, связанную с художественным творчеством, которая позволяет выявить общие направления и особенности развития изобразительного искусства Башкортостана в рассматриваемое время.

Таким образом, в исторической литературе нет ни одной специальной работы, посвященной истории изобразительного искусства Башкортостана. В частности, нет трудов по истории развития изобразительного искусства Башкортостана во второй половине XX века. Интересующая нас проблема рассматривалась, как правило, либо в контексте общей истории отечественной культуры, либо как часть художественного творчества.

Изобразительное искусство, отображающее специфическими изобразительными средствами, реальную действительность или представления о ней, прямо или косвенно зависит от общего уровня

13 Ямалов М. Б. Особенности истории Отечественной культуры: учеб. пособие. Уфа, 2008. культуры общества, а изучение его истории — от состояния гуманитарных наук. Поэтому большое значение для раскрытия темы нашего исследования имеют труды по теории и практике социалистической культуры14, культурологии15, истории мировой' культуры16, истории искусства как

17 классического, так и авангардного . Новые исторические реалии поставили на повестку дня вопросы культурной глобализации18, этнической самоидентификации19, постмодернизма, что в корне меняет устоявшие представления об искусстве. Так, постмодернизм рассматривается ныне как целое явление в искусстве, философии и гуманитарных науках последней

20 четверти XX века, как «новая культурная эпоха» . Все это значительно расширяет функциональные возможности искусства вообще и позволяет раскрыть новые грани в оценке развития изобразительного искусства в многонациональной республике.

Определенную помощь в написании работы оказали научные труды М.С. Кагана, B.C. Библера и других философов, раскрывающие законы развития культуры общества, и искусства в частности. Они повлияли на философско-концептуальную основу исследования, особенно в плане методологического и методического инструментария при изучении проблемы искусства в ее историческом развитии и культуры как феномена

21 истории .

14 Арнольдов А И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М.,1984.; Межуев В.М. Культура и история. М.,1977.

15 Очерки культуры народов Башкортостана. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и допол. Под ред. Бенина В. П. Уфа, 2006.

16 Борзова Е. П. История мировой культуры. СПб., 2001.

17 Искусство авангарда: язык мирового общения. Материалы международной конференции 10-11 декабря 1992 г. Уфа, 1993.; Филипп Сере. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. М., 2004. и др.

18 Хелд Д и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура. М., 2004.

14 Аюпов М. А. Этнополитический фактор в современном развитии российских регионов: учеб. пособие. Уфа, 2008.; Червонная С. М. Место и роль творческой интеллигенции в формировании климата этнополитической ситуации (опыт и уроки Башкортостана) // Этнополитическая мозаика Башкортостана. Очерки. Документы. Хроника. Т.1. Контуры этнополитической ситуации в очерках и законодательных актах. M., 1992. С. 98-110; Буканова Р. Г. Вступительная статья к каталогу выставки произведений башкирских художников // Башкирские художники. Живопись. Графика. Скульптура. Уфа, 1995. С. 3 и др.

20 Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

21 Каган M. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.; Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Целью исследования является всестороннее изучение развития изобразительного искусства Башкортостана во второй половине XX века. Точнее расставить акценты, определить историческую «вину» или заслуги художественной интеллигенции и, в конечном счете, определить и оценить место башкирского изобразительного искусства в российской и мировой культуре XX в. Поставленная цель определяет круг задач:

- изучить с позиций современного уровня развития методологии истории на конкретно-историческом материале основные этапы развития изобразительного искусства Башкортостана;

- проследить процесс формирования и становления художника социалистического типа, его личностной культуры в сталинскую и постсталинскую эпоху;

- определить место и роль творческих союзов в системе художественной культуры, положение художника в системе творческих союзов;

- рассмотреть отношения в системе «власть и художник» как со стороны власти по отношению к художнику, так и со стороны художника по отношению к власти;

- исследовать проблему свободы художественного творчества и его границ на разных этапах советского искусства;

- выявить специфику советского искусства Башкортостана в эпоху его зрелости и расцвета, процесс его выхода из изоляции на международную арену в постсталинское время и признание его мирового значения.

Источниковая база диссертации включает разнообразные типы опубликованных и неопубликованных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Были использованы законодательные акты и делопроизводственная документация: постановления и распоряжения Совета Министров БАССР. Партийные документы: документы центральных партийных органов (постановления ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 г., «О мерах по дальнейшему улучшению монументально-декоративного оформления в республике» 1973 г. и «О работе с творческой молодежью» 1976 г. и другие). Эти документы, имели принципиальное значение для развития изобразительного искусства в республике, так как имели директивный характер, требовалось периодически отчитываться в их исполнении. Так, например, партийные постановления, «О мерах по дальнейшему улучшению монументально-декоративного оформления в республике» 1973 г. и «О работе с творческой молодежью» 1976 г., находились под контролем Башкирского обкома КПСС, впоследствии были сняты с учета как выполненные.

Немаловажное значение для раскрытия разных сторон художественной жизни республики имеют документы местных партийных организаций и документы партийных групп в Союзе художников БАССР, информационные отчеты отдела культуры Башкирского обкома КПСС, делопроизводственная документация Министерства культуры БАССР.

Нами широко использована организационно-распорядительная документация: уставы Союза художников, Художественного фонда, приказы и решения СНЕС БАССР, Министерства культуры РСФСР, протоколы и стенограммы съездов, конференций работников искусств, материалы 1екущей переписки (телеграммы и письма).

Значительная часть выше перечисленных источников сосредоточена в фондах Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Центрального государственного архива общественных объединений РБ (ЦГАОО РБ) и до сих пор никем не использовалась.

В ЦГИА РБ информативную группу источников по исследуемой тематике содержит фонд Министерства культуры БАССР/Министерства культуры и национальной политики РБ (Р-1910). Особый интерес представляют протоколы заседаний художественной экспертной комиссии Министерства культуры БАССР которые содержат богатейшие данные о художниках, их работах, отношении членов экспертной комиссии к произведениям художников, которые в целом отражали идеологию того времени.

При написании работы были использованы также фонды Управления по делам искусств при СНК БАССР (Р-775), Башкирского отделения Художественного фонда РСФСР г. Уфа (Р-4689), Отдела культурно-просветительских учреждений при Уфимском городском Совете депутатов трудящихся и его исполнительном комитете (Р-3091).

В Центральном государственном архиве общественных объединений РБ хранятся отчеты о деятельности Союза художников БАССР (фонд № 122). Определенный интерес представляют фонды Регионального отделения Всероссийского творческого общественного объединения «Союз художников России» РБ (РО ВТОО «Союз художников России» РБ) Р-4647, которые содержат материалы общих собраний, планы работы, протоколы съездов Союза художников БАССР, справки о деятельности Союза художников БАССР, разнообразные сведения о художниках, их автобиографии, каталоги выставок. Произведя анализ материала каталогов зональных, республиканских, юбилейных, молодежных, групповых и персональных выставок этого периода можно сделать некоторые выводы, которые во многом противоречат общепринятой современной точке зрения на изобразительное искусство социалистического реализма. Так, в процентном соотношении работы «ритуального официоза» составляют значительное меньшинство в экспозиции выставок. Можно с уверенностью утверждать, что подобные произведения, так же как произведения художественноI эстетической оппозиции находились в культурной резервации. Работы, перегруженные высокоидейным содержанием, и особенно при слабом авторском исполнении, больше напоминавшие образцы агитационного искусства плаката, создавались к очередной юбилейной дате или тематической выставке. Подобные произведения открывали экспозицию, рассматривались в каталоге выставки и бесследно пропадали в запасниках Художественного фонда Министерства культуры. Во многом это было связано с функционированием социально-психологических законов зрительского восприятия. Прежде всего, потому, что в подобных работах использовались устаревшие идеи и художественные формы. Произведения «ритуального официоза» существовали как некий малоэффективный культурный фон. Он постоянно поддерживался государством: существовали проблемно-тематические планы Министерства культуры по созданию «картин, правдиво и глубоко раскрывающих жизнь советского общества, героизм и самоотверженную борьбу советских людей за коммунизм».

Для изучения официального направления развития изобразительного искусства большое значение имеют каталоги отчетных выставок

22 организованных Союзом художников БАССР . «Отчет» о «выполнении» предъявлялся заказчику (партии, правительству, народу) на съездах и пленумах творческих союзов, различных «декадах», «месячниках», фестивалях, выставках и т.д. В годы становления советской системы управления культурой возникла четкая идеологическая установка: в стране основным заказчиком художника является народное государство, и мастера искусства должны выполнять свои обязательства перед государством. Оценка «проделанной работы» давалась в постановлениях ЦК, передовых статьях газет и журналов, идеологических документах, различными комиссиями (идеологическими и художественными). Распространенной была практика индивидуальных творческих отчетов, отчетов творческих коллективов.

Ретроспективный характер отчетных республиканских выставок позволял экспонировать произведения «официального искусства» прошлых лет. Необходимость ретроспекции была также вызвана тем, что подобных работ — эстетически соответствующих критериям социалистического реализма, и в то же время отмеченных критикой и зрительскими симпатиями создавалось немного, особенно это относилось к главному жанру советской живописи - тематической картине. Несмотря на это, каталоги отчетных

Художники Башкирии. Каталог / Авт.- сост. Т.П.Нечаева. Л., 1961. выставок отражают определенные этапы развития советского изобразительного искусства, основные направления и тенденции деятельности творческих групп и индивидуального творчества художников.

При написании работы широко использовалась периодическая печать. В исследовании включены такие типы периодических изданий, как общественно-политические издания («Вельские просторы») профессиональные производственно-отраслевые издания («Культура», «Рампа», «Учитель Башкортостана» и др.), административно-территориальные издания («Известия Башкортостана», «Республика Башкортостан», «Вечерняя Уфа» и др.). В них публиковались критические статьи искусствоведов, информация об открытии художественных выставок, интервью с художниками и искусствоведами, цикл очерков по современному изобразительному искусству Башкортостана23.

Для воссоздания атмосферы того времени привлекались источники личного происхождения - мемуарная литература, в которых зафиксировано собственное восприятие эпохи художниками24.

Методологический аспект исследования. Проблемы культуры и искусства, которые имеют свои особенности развития, не могут быть рассмотрены однозначно с позиции исторического материализма или постмодернизма. Здесь, очевидно, более уместен цивилизационный подход, позволяющий комплексно рассматривать историю развития изобразительного искусства в отдельно взятом регионе Российской Федерации. С учетом культурной глобализации в исторической перспективе важно было проанализировать судьбу сравнительно молодого башкирского профессионального искусства на определенном этапе его развития, совпавшем с глубокими преобразованиями в материальной и духовной сфере. При этом автор старался придерживаться принципов системности, историзма, детерминизма и объективности.

23 Попова Л.Н. Творческие поиски молодых художников // Учитель Башкортостана. 1997. № 8. С. 47 - 48.; Фенина Э.П. Жизнь в искусстве // Вельские просторы/2005. № 9. С. 109.; Меос В.Э. Школа Лебедева // Вельские просторы. 2004. № 9. С. 126.

24 Меос В. Э. Светлый снег памяти. Уфа, 2008.

Во-первых, анализ истории художественной культуры Башкортостана дается не только в проспекции, но и в ретроспекции, исходя из социокультурной ситуации, сложившейся в России к началу первого десятилетия нового века. Ретроспективный подход позволил уточнить и обогатить анализ содержания и историческую значимость советской художественной культуры. Во-вторых, преодолены две метафизические крайности: апологетизм и нигилизм, соответственно, советской и постсоветской либеральной историографии проблемы. В-третьих, преодолен вневременной абстрактно-морализирующий подход к истории советского искусства, которое исследуется, исходя из его собственных социокультурных и эстетических принципов.

В настоящее время признано, что «единой методологии историческая наука не знает»25, и потому могут быть применены различные методологические подходы. Это обусловлено также тем, что в работе были использованы труды авторов, стоящих на самых разных теоретических позициях.

В связи с тем, что данная работа имеет междисциплинарный характер, наряду с общенаучными методами и методами собственно исторической науки автором использованы методы других наук.

При исследовании источников имело место обращение к методологии исторического источниковедения. Как известно, для воссоздания живой ткани событий необходима не столько простая совокупность исторических источников и фактов, сколько система фактов. Для решения данной проблемы используются методы системности фактологического материала, а также методы рациональной реконструкции и анализа источника в его историческом развитии и изменении. Применялся также антропоцентрический метод, ставящий в центр исследования культурной истории страны человека, личность создателя новой культуры. Рассматривая творческую личность как самоценность, как неповторимую частичку

Смоленский Н. И. Теория и методология истории. 2-е изд., М., 2008. С. 4. истории, хранящую ее образ, мы приходим к выводу, что при всей парадоксальности, именно через чистый субъективизм можно иногда прийти к объективности.

Территориальные рамки ограничены административными границами Башкирской АССР до 1991 г. и Республики Башкортостан после 1991 г., которые оставались неизменными на протяжении изучаемого периода и до настоящего времени.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 1950-х гг. по конец XX века, когда происходит интенсивное развитие башкирского изобразительного искусства. И в то же время изучение изобразительного искусства Башкортостана в его ретроспективной динамике приводит к необходимости освещения событий и явлений, выходящих за пределы данных хронологических рамок.

Научная значимость работы заключается в том, что впервые объектом исследования исторической науки стала башкирская школа изобразительного искусства. Это позволило расширить общие исторические сведения о развитии многонационального искусства во второй половине XX века.

1. Исследованы стратегия и тактика партийно-государственного управления («руководства») изобразительным искусством, которые трансформировались из форм тоталитарного диктата в формы «просвещенного» авторитаризма. Преодолена постсоветская однозначно-негативная оценка роли партийно-государственной номенклатуры в сфере управления художественной культурой.

2. На основе исследования многочисленного эмпирического материала доказано, что, несмотря на цензурные и политические ограничения режима, границы творческой свободы постоянно расширялись благодаря гражданской и социальной активности самой художественной интеллигенции, что нашло свое отражение не только в неподцензурном, но и в официальном советском искусстве.

3. Впервые обоснована недооцениваемая ранее значимость для развития

Башкирского искусства латентной культуры, включавшей в себя ту часть художественного наследия до- и послереволюционной России, зарубежного искусства, которая была вытеснена цензурой из сферы бытия актуальной культуры в своеобразное социокультурное «подполье».

4. Установлено, что на завершающей стадии развития советского искусства сформировались тенденции, которые выходили за рамки тоталитарно-авторитарных принципов, но которые в постсоветское время реализовались лишь частично.

5. - Важным итогом всего исследования является вывод о том, что в искусстве Башкортостана советского периода были созданы произведения, вошедшие в фонд отечественной и зарубежной классики не только вопреки, но и благодаря существующей политической системе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Советское изобразительное искусство Башкортостана представляет собой сложное и противоречивое, но единое целое, основу которого составляет базовая для всех элементов культуры система идейно-художественных принципов, эволюционирующая вместе с обществом. При историко-художественном анализе произведений искусства надо отметить, что классификация по определению («официальное искусство», «ритуальный официоз», «художественно-эстетическая оппозиция»), является весьма условной.

2. Сущностными признаками советской политической системы являются утопизм идеологии, механистическое мировоззрение, социальный конструктивизм и социальная инженерия, бюрократизм, однопартийность, централизованное планирование, вождизм и волюнтаризм, пропаганда, единомыслие, насилие, стандартизация и унификация личности, деперсонифицированный коллективизм. Необходимо учитывать трансформацию этой системы в авторитарную, что непосредственно отразилось на развитии художественной культуры.

3. Главная цель руководства заключалась в превращении искусства в органическую часть «партийного дела», в средство идеологического, политического образования и воспитания трудящихся масс в духе социалистических (коммунистических) идеалов. Раскрыта не только негативная, но и позитивная роль партийно-художественного руководства изобразительным искусством. Власть, создавая жесткий идеологический «коридор» для художественного творчества, в то же время создавала условия для его развития. Формирование личностной культуры художника происходило не только в рамках «разрешенной» советской культуры, но и под влиянием «запрещенной» неофициальной или полуразрешенной дореволюционной культуры и искусства Серебряного века, зарубежного русского эмигрантского и диссидентского искусства. Официальная выставочная политика стимулировала коллективные выступления художников, так называемые всесоюзные смотры позволяли различать особенности развития, дифференцировать школы и направления. Получая через национальную принадлежность определённое право на творческую оригинальность, художник оказывался вовлечённым в общий процесс, становясь причастным к профессиональному критерию оценок. Это не только поднимало уровень требований к индивидуальной работе, но, в свою очередь, влияло на представления о необходимости разных подходов, о возможности широты метода социалистического реализма.

4. Два основных заблуждения либеральной критики заключаются в следующем: 1) мнение, что творческую свободу искусство обретает лишь в постсоветское время и отсутствует в советском искусстве; 2) сведение свободы только к свободе разоблачать и обличать советскую систему. Между тем, заключая свободу творчества в жесткие идеологические рамки, система (особенно в постсталинское время) оказалась неспособной полностью ограничить творчество художников, особенно талантливых, рамками догматически интерпретированных соцреалистических канонов.

6. Художественные союзы играли двойственную роль в истории советского искусства. С одной стороны, они были социокультурным институтом, посредством которого политический режим организационно руководил и идейно направлял творчество художников, с другой — союзы смягчали давление власти, создавали для художника зоны относительной свободы, материальной основой которой была экономическая и хозяйственная деятельность союзов, корпоративная солидарность, а также выросший авторитет художественной интеллигенции в обществе. Власть также финансировала материальную базу искусства, через систему образовательных учреждений и творческих союзов способствовала формированию профессионального мастерства художников и выявлению талантов, предъявляла высокие требования не только к идейному, но и художественному качеству «продукта».

7. Идейно-художественные принципы социалистического искусства включают: партийность, идею превосходства, исключительности и непревзойденности социалистического искусства, монументализм, мифологизм, оптимизм, «новый гуманизм», «борьбизм», художественное переконструирование жизни, прагматизм, массовость, тематическую ограниченность. На этой основе художественная культура представляла собой органическое целое.

8. В постсталинское время культура из монистической превращается в плюралистическую. Критерии ее структурирования включают: 1) идеолого-политический, 2) национально-культурный, 3) тематический принципы. Системообразующим был первый принцип, на основе которого в искусстве сформировались три направления: 1) консервативно-охранительное; 2) либерально-демократическое; 3) оппозиционное (нонконформистское и диссидентское).

9. В постсталинскую эпоху, когда приподнимается «железный занавес», советское искусство начинает выходить из культурной самоизоляции. Оно получает широкое международное признание, что подтверждает его непреходящую значимость как этапа развития отечественной культуры.

Впервые обобщен и систематизирован теоретический материал, связанный с историей изобразительного искусства Башкортостана. Проведенная работа способствует углублению теоретической интерпретации сущности и специфики художественной культуры Башкортостана как части советской культуры в целом, более адекватному пониманию современной художественной культуры.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее фактологического и концептуального материала в музейной деятельности, при преподавании таких курсов, как «История отечественной культуры» и «История изобразительного искусства», «Культурология», «История и культура Башкортостана» а также, в дальнейших исследованиях профессионального изобразительного искусства России и Башкортостана и в целом художественной культуры нашей страны.

Основные положения диссертации использованы автором при разработке курса лекций по дисциплине «История отечественной культуры» и специального курса лекций «История изобразительного искусства Башкортостана» для студентов исторического факультета Башкирского государственного университета, представлены в докладах и сообщениях на научных конференциях разного уровня, в публикациях. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры историографии, источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин и кафедры отечественной истории Башкирского государственного университета.

Структура диссертации определяется ее целями и задачами состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Ибрагимова, Елена Рамазановна

Заключение

Таким образом, период второй половины 1950 - 1960-е гг. для башкирского изобразительного искусства является временем качественных изменений. В республике получают развитие виды изобразительного искусства, которые практически не были представлены в предыдущие десятилетия: графика, скульптура и монументально-декоративное искусство; жанровое и тематическое разнообразие. Традиционно развитые в башкирском художественном творчестве живопись и театрально-декорационное искусство достигают общесоюзного уровня, о чем свидетельствует участие художников в зональных и общесоюзных выставках. Для определения изобразительного искусства Башкирии появляется понятие башкирская школа. Союз художников БАССР в рассматриваемый период становится одним из творчески монолитных как по общественно-социальному настрою, так и по стилистике, высокому профессиональному уровню творческих организаций.

Понимание в стратегии культуры актуальности положения о «национальной форме» оказали свое влияние. Результатом является то, что в 1960-е гг. происходит ослабление прессинга одного из постулатов социалистического реализма - партийности искусства.

Советское изобразительное искусство и соответственно башкирское изобразительное искусство, по мнению государственной власти и партийных органов, которые создавали все условия для работы художников, обеспечив их образованием, мастерскими, заказами и т.п., должно было быть пропагандисткой силой, средством воспитания человека коммунистической формации.

Формой поощрения художника была система присвоения почетных званий, награждение орденами и медалями. С 1957 г. стали присуждать особо престижную Ленинскую премию. В 1966 г. ЦК ВЛКСМ была утверждена Всесоюзная премия Ленинского комсомола, которая предназначалась в основном для творческой молодёжи. Позднее были утверждены премии республиканских и областных комитетов комсомола. Эти премии сыграли свою позитивную роль в профессиональном становлении творческой молодежи.

Границы свободы в «послеоттепельные» десятилетия не могли не расширяться. Художники начали говорить от своего собственного лица, а не от лица общества и коллектива. Утверждается право художника на личную творческую позицию, возможность выбора одного из множества путей в искусстве.

Казалось бы, отлаженный механизм партийно-государственной цензуры должен был исключить появление нежелательных произведений, но развитие искусства, имело свою логику, подавить которую полностью было невозможно. Поэтому даже в самые неблагоприятные времена многим художникам удавалось выходить за установленные «верхами» границы дозволенного, создавать произведения, которые были востребованы обществом, так как отвечали на актуальные вопросы своего времени.

Реализации творческой свободы способствовало несовершенство самой системы, которая лишь внешне выглядела монолитной. Это выражалось, например, в слабой координации действий Министерства культуры СССР и Министерств союзных республик, отделов пропаганды и агитации, отделов культуры в партийных органах (разногласия между идеологическим отделом и отделом культуры ЦК КПСС) и т.п.

В изобразительном искусстве 1970-х гг. начинают развиваться тенденции, которые в следующем десятилетии приведут к отказу от социалистического реализма как единственно возможной формы существования художественного творчества. «Послепражские» настроения погасили накал гражданственности 1960-х гг. Социально развёрнутая картина жизни оказалась отодвинутой наблюдениями частного плана, категоричность авторских суждений сменилась нейтральностью тона. Лирико-исповедальное повествование, ведущее к дегероизации образа, один из феноменов живописи 1970-х гг. Несмотря на принимаемые меры — постановления ЦК КПСС и Башкирского обкома КПСС, работу СХ БАССР, процесс развития башкирского изобразительного искусства шел в направлении постепенного освобождения, отказа творчества от идеологических норм советского общества.

Рассмотрение процесса создания произведений изобразительного искусства в изучаемый период — от момента государственного заказа по проблемно-тематическому плану отдела культуры Министерства культуры БАССР до приобретения в Художественный фонд показывает, что существенного влияния на тематику и тем более на стилистику работ художников в республике не было. Система государственного заказа зачастую не оправдывала себя. В художественный фонд приобретались все произведения сносного профессионального, художественно-эстетического уровня, которые предлагались художниками. Тем более что решали вопрос о приобретении произведения в художественный фонд (рекомендовали к закрытию договора с Министерством культуры БАССР) сами художники — члены Союза художников БАССР, составлявшие большинство в художественной экспертной комиссии Министерства культуры БАССР.

Произведения «официального искусства» - официально признанные «успехи» тех лет были многозначны по содержанию, что не противоречит заявленной концепции о внутренней двойственности и диалектическом единстве глубинных противоречий в художественной жизни рассматриваемого периода. Только ничего конформного в том не было: так естественно было старание избежать «бесплодного спора с веком», в котором действительно была любезная сердцу художника «поэзия великих строек». Более того, большинство произведений тех лет после смены общественных настроений и политической идеологии остаются классикой башкирского изобразительного искусства. Здесь можно говорить о тех частых случаях в истории искусства, когда следование художественной правде приводит художника к результату, противоречащему рационально исповедуемым им идеологическим установкам.

В 1970-х гг. количественный состав Союза художников БАССР по сравнению с предыдущим периодом увеличился. В рассматриваемый этап произошли и качественные изменения - одну треть творческого объединения составили молодые художники. Большинство художников СХ БАССР имело почетные звания и престижные правительственные награды, в том числе и звания народного художника РСФСР и народного художника СССР. Формой поощрения художника была система присвоения почетных званий, награждение орденами и медалями. Союз художников БАССР активно участвовал в общественной жизни республики, периодически выезжая в творческие командировки в сельские районы, проводя недели литературы и искусства.

Неоднозначной является оценка роли творческих союзов в жизни отдельного художника и в художественной культуре в целом. Будучи проводником партийной идеологии, союзы ограничивали творческую свободу, заключая её в рамки соцреалистических принципов. Но с точки зрения создания материальных условий для творчества они имели, несомненно, положительное значение. Эту функцию выполняли фонд творческого союза — Художественный фонд Союза художников. Будучи профессиональными объединениями, союзы играли большую роль в становлении и развитии творческой личности художника, формировали корпоративную психологию взаимной поддержки, взаимопомощи и определенной независимости. Значение творческих союзов для художественной культуры советской эпохи стало очевидным после 1991 г., когда государство полностью отделило себя от них. Независимость союзов, устранив большинство описанных выше проблем, породила не меньшее количество новых, имеющих негативную значимость для существования постперестроечной культуры.

Принятие 11 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан в составе Российской Федерации открыло следующий этап в развитии культуры и искусства в республике. В постановлении Совета Министров РБ от 12 июля 1993 г. также предполагалось развитие национальной художественной культуры как мощного фактора вывода общества из кризиса. Претерпели изменения взаимоотношения между Министерством культуры РФ и Министерством культуры и национальной политики РБ, которые начали регулироваться Соглашением о разграничении полномочий, подписанным 19 января 1996 г.

В постсоветское десятилетие опыт государственного заказа в искусстве приобрел новую значимость с точки зрения того, что происходило в эти годы в отношениях между государством и художественной культурой. Фактически исчезла «культурная политика» как инструмент, организующий жизнь культуры, искусства. История этого десятилетия показала, что государство утратило эффективные механизмы управления (в том числе и идеологические) культурой. На смену заказчику-государству появились десятки новых заказчиков в лице новых политических партий, финансово-экономических групп, промышленных корпораций, олигархов и т.п. Результатом чего явилась «мозаизация» «тела» и «духа» культуры, деиерархиезация ценностей. В этой ситуации можно указать на позитивную значимость советского опыта: наличие единой государственной стратегии в сфере культуры, отвечающей интересам большинства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ибрагимова, Елена Рамазановна, 2009 год

1. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан.

2. Фонд Р-775. On. 1. Д. 38. Оп. 2. Д. 11, Д. 12, Д. 16, Д. 24.

3. Фонд Р-4689. On. 1. Д. 1, 4, 10, 20, 34, 54, 77, 83.

4. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан.

5. Фонд 122. Оп. 47. Д. 134. Оп. 66. Д. 35. Оп. 85. Д. 221. Оп. 186. Д. 52. Оп. 203. Д. 75, 167. Оп. 206. Д. 126, 214, 357. Оп. 209. Д. 367. Оп. 212. Д. 408, Д. 409-410.

6. Архив Регионального отделения Всероссийского творческого общественного объединения «Союз художников России» Республики Башкортостан.

7. Фонд Р-4647. On. 1. Д. 241, 242, 246, 247, 250, 253, 267, 304.б) периодическая печать

8. Башкортостан: общественно-политическая газета. Уфа, 1990, 1992, 1995.

9. Бельские просторы: общественно-политический и художественный журнал. Уфа, 1999. 2001. 2002. 2003. 2004. 2005.

10. Ватандаш: общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал. Уфа, 1996. 1997. 1999. 2000.

11. Вечерняя Уфа: городская общественно-политическая газета. Уфа, 1980. 1982. 1990. 1991. 1994. 1996. 1997. 1998. 1999. 2000. 2001.

12. Известия Башкортостана: республиканская общественно-политическая газета. Уфа, 1992. 1994. 1995. 1997. 1998.

13. Истоки: информационно-публицистическая газета. Уфа, 1992. 1993. 1997. 1998. 2001.2003.

14. Историк и художник: научно-гуманитарный и художественный журнал. М., 2005. 2007.

15. Культура: еженедельная газета интеллигенции. М., 1998.

16. Ленинец: республиканская молодежная газета. Уфа, 1965, 1988, 1989, 1992, 1993.

17. Молодежная газета: республиканская молодежная газета. Уфа, 1996. 1997. 1999. 2000. 2002.

18. Отечество: общественно-политическая газета. Уфа, 1993.

19. Рампа: газетно-журнальное издание. Уфа, 1995. 1996. 1997. 1998. 1999. 2000. 2001. 2002. 2003.

20. Республика Башкортостан: общественно-политическая газета. Уфа, 2001. 2002.

21. Спектр: общественно-политическая газета. Уфа, 1991. 1993.

22. Советская Башкирия: общественно-политическая газета. Уфа, 1960. 1961. 1989. 1992. 1996. 1998.2000.

23. Тюркский мир: этнополитический, литературно-художественный журнал. М., 1998.

24. Учитель Башкортостана: научно-педагогический и методический журнал. Уфа, 1997. 1998. 1999. 2002.

25. Человек: научно-популярный журнал. М., 1995.

26. Художник: издание Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». М., 1959.

27. Ядкяр: научно-гуманитарный и общественно-политический журнал. Уфа, 1996, 1997.

28. Vinifera: специализированный журнал. Уфа, 2006.1761. Литература

29. Абдуллин А.Р. Культура и символ. Уфа, 1999.

30. Александр Кузнецов. Живопись. Графика. Каталог выставки./ Авт.-сост. Г.Р. Пикунова. Уфа, 1973.

31. Акварельная весна. Каталог/ Авт.-сост. И.Н. Оськина. Уфа, 1998.

32. Арт-галерея «Мирас». Буклет. Уфа, 1996.

33. Арт-манеж. Искусство XX века. Каталог международной художественной выставки. М., 1996, 1997, 2001.

34. Ахизер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т.1. Новосибирск, 1997.

35. Ахизер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М., 2005.

36. Ахмат Лутфуллин. Живопись. Каталог./ Авт.-сост. В.М. Сорокина. Уфа, 2003.

37. Ахмат Лутфуллин. Люди Советской Башкирии. Альбом./ Авт.-сост. А.Г. Янбухтина. М., 1978.

38. Ахунзянов Т.И. Печать Советской Башкирии. Кн. 2. Уфа, 1970.

39. Башкирские художники (Посвящается I Всемирному Курултаю башкир). Каталог. / Авт. -сост. Р.Г. Буканова. Уфа, 1995.

40. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

41. Брежнев Л.И. Ленинским курсом: Речи и статьи. М., 1978. Т. 6.

42. Ванслов В.В. Что такое социалистический реализм. М., 1988.

43. Восток. Галерея традиционного и современного искусства фонда «Восток». Каталог. /Авт.-сост. А. Г. Янбухтина. Уфа, 1997.

44. Востокозапад. Галерея современного искусства «Урал». Живопись. Каталог. /Авт. вст. ст. А.В. Гарбуз. Сост. Л.В. Гориченская. Уфа, 1999.

45. Выставка произведений художников-сценографов РБ. Каталог / Авт.-сост. С.В. Евсеева. Уфа, 2000.

46. II Уральская триеннале станковой печатной графики. Уфа, 1998.

47. Выставка произведений группы «Альянс»: Живопись. Графика. Керамика. Уфимская художественная галерея. Уфа, 1994.

48. Выставка произведений старейших художников Башкирии. / Авт. вст. ст. Э.П. Фенина, сост. Т.М. Андреева. Уфа, 1963.

49. Выставка произведений молодых художников Башкирии. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. Каталог. / Авт.-сост. В.М. Сорокина. Уфа, май-июль 1984.

50. Выставка произведений художников Башкирии. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. Каталог. / Авт.-сост. В.М. Сорокина. Уфа, март-май 1984.

51. Галеева Л.Г. Краски Башкирии. Уфа, 2002.

52. Галия Имашева. Альбом. / Авт.-сост. Г.В. Николаева. Л., 1983.

53. Галерея традиционного и современного искусства Фонда «Восток»: Каталог/ Авт. вст. ст. А.Г. Янбухтина. Уфа, 1997.

54. Гарбуз А.В. Современная художественная культура Башкортостана. Живопись. Поэзия. Музыка. Уфа, 2007.

55. Георгий Калитов. Живопись. Графика. Сценография. Каталог/ Авт.-сост. К.С. Гусева. Уфа, 2002.

56. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб., 2003.

57. Глейзер А.Д. Современное русское искусство. М., Париж, Нью-Йорк: Третья волна, 1993.

58. Давид Бурлюк. Фактура и цвет. Произведения Давида Бурлюка в музеях российской провинции. Каталог. Кн. 1-2 / Авт.-сост. С.В. Евсеева. Уфа, 1994.

59. Дамир Ишемгулов. Живопись. Графика: Каталог/ Авт. вст. ст. Р.Г. Буканова, сост. С.В. Евсеева. Уфа, 1996.

60. IX Региональная художественная выставка «Урал-2003». Каталог. / Авт. вст. ст. С.П. Ярков. Екатеринбург, 2003.

61. Дурылин С.Н. Нестеров-портретист. М., 1947.

62. Заседания Верховного Совета Башкирской АССР пятого созыва. Стенографический отчет. Уфа, 1961.

63. Зезина М.Р. Художественная интеллигенция и власть в 1950 60-е гг. М., 2000.

64. Зезина М.Р., Кошман J1.B., Шульгин B.C. История русской культуры. М., 1990 .

65. Зональная художественная выставка «Урал Социалистический». Каталог./ Сост. В.М. Сорокина, А.А. Алабужев, М.К. Браславская, И.Л. Туржанская. Уфа, 1974.

66. Зуфар Гаянов. Графика. Акварель. Живопись на шелке: Каталог / Авт. вст. ст. И.Н. Оськина, сост. Р. Файрузова. Уфа, 2001.

67. Живопись Давида Бурлюка в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Каталог. Уфа, 1992.

68. Жидков B.C. Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб., 2001.

69. Жумати Т.П. Уктусская школа (1965 — 1974): К истории уральского андеграунда // Известия Уральского университета. 1999. № 13. Вып. 2.

70. Изобразительное искусство Башкирской АССР. Альбом. Авт.-сост. Г.С. Кушнеровская. М., 1974.

71. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2003.

72. Изобразительное искусство Башкортостана. Живопись. Наглядное пособие / Авт.-сост. И.Н. Оськина. Уфа, 2000-2001.

73. Искусство авангарда: язык мирового общения. Материалы международной научной конференции 10-11 дек. 1992 г. Уфа, 1993.

74. Искусство Урала: Каталог собрания Магнитогорской картинной галереи: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство / Авт.-сост. Л.И. Филатова. Магнитогорск, 2001.

75. Историко-культурный энциклопедический атлас Республика Башкортостан. М. Уфа, 2007.

76. История Башкортостана (1917 1990-е годы). Уфа, 1997.

77. История в искусстве. Живопись. Графика. Скульптура: Каталог выставки-конкурса / Авт-сост. В.М. Сорокина. Уфа, 1999.

78. История и культура Башкортостана: Хрестоматия. М., 1997.

79. История живописи XX век (1960 1970). М., 2001.

80. История Уфы. Краткий очерк. Уфа, 1976.

81. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. JL, 1991.

82. Каменский А.А. Суровый стиль. К истории направления// Романтический монтаж. М., 1989.

83. Касим Девлеткильдеев. Живопись. Графика. Каталог/ Авт-сост. В.М. Сорокина. Уфа, 2003.

84. Каталог выставки произведений художников Башкирии, посвященной 46-летию Великого Октября. Живопись. Скульптура. Графика. Карикатура. Уфа, 1963.

85. Коржихина Т. П. Извольте быть благонадежны! М., 1997.

86. КПСС о культуре, просвещении и науке.

87. Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир. Уфа, 1997.

88. Культурная жизнь в Башкортостане. Хроника. Ч. 3. Институт истории, языка и литературы, 1993.

89. Лебедева А. В. Этапы формирования профессиональной живописи в Башкирии // Культурные духовные традиции русских Башкортостана: история и современность: Ч. II. Уфа, 1998.

90. Лебедева В. Е. Советское монументальное искусство 60-х гг. М., 1973.

91. Личность и подвиги Салавата Юлаева и его сподвижников. Республиканская конкурсная выставка: Каталог/ Авт.-сост. В.М. Сорокина. Уфа, 2004.

92. Лук и стрелы. Художники Башкортостана: Живопись. Галерея «Уфа Арт». Каталог / Авт. вст. ст. Н. Байбурин. Уфа, 1994.

93. Межу ев В.М. Культура и история. М., 1977.

94. Меос В.Э. Светлый снег памяти. Уфа, 2008.

95. Михаил Спиридонов. Живопись. Каталог/ Авт. вст. ст. А.В. Гарбуз. Уфа, 1994.

96. Михаил Назаров. Живопись. Рисунок. Акварель. Альбом-каталог/ Авт.-сост. С.В. Игнатенко. Уфа, 2004.

97. Молодые художники Башкортостана. Каталог конкурсной выставки. / Авт.-сост. С.В. Игнатенко. Уфа, 2004.

98. Морозов А.И. Советская живопись 70-х. М., 1979.

99. Наиль Латфуллин. Живопись в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Каталог/ Авт.-сост. С.В. Евсеева. Уфа, 2001.

100. Нехорошев Ю. А. Пантелеев. Альбом. М., 1976.

101. Нехорошев Ю. Борис Домашников. Альбом. М., 1989.

102. Нечаева Т., Нурмухаметов Р., Русских Н. Художники Башкирии. Л., 1961.

103. Николаева Г.В. Галия Имашева. Л., 1983.

104. Николай Калинушкин. Скульптура. Рисунок. Каталог/ Авт.-сост. С.В. Евсеева. Уфа, 1998.

105. Ольга и Борис Самосюк: Графика: Каталог выставки/ Авт. вст. ст. М.Ф. Абрамова. Магнитогорск, 1993

106. Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 2. Уфа, 1966.

107. Павел Салмасов. Живопись. Буклет/ Авт.-сост. В.М. Сорокина. Уфа, 2001.

108. Пикунова Г.К. Ф.А. Кащеев. Альбом. Л., 1980.

109. Полевой В.М. Двадцатый век: изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. 1901-1945-1980-е гг. М., 1989.

110. Попова Л.Н. Ахмат Лутфуллин. Альбом. Л., 1978.

111. Попова Л.Н. Очерки культуры Башкортостана. Уфа, 1994.

112. Праздников Г. А. Нравственный смысл художественного творчества. Л., 1985.

113. Программа Коммунистической партии Советского Союза.

114. Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: Каталог I республиканской выставки / Авт.- сост. С.В. Евсеева. Уфа, 1997.

115. Расих Ахметвалиев. Живопись. Каталог. / Авт. вст. ст. С. Кусков. М., 1999.

116. Рекламный проспект кооперативного банка «Восток» о музее современного искусства «Восток». Уфа, 1992.

117. Ринат Харисов. Живопись. Каталог. Авт-сост. С.В. Игнатенко. Уфа, 2004.

118. Русское советское искусство. М., 1957.

119. Сайтов У.Г. Башкирская художественная интеллигенция. Уфа, 2004.

120. Сары-бия. «Желтая лошадь». Выставка произведений башкирских художников. Живопись. Каталог/ Авт. вст. ст. М. Шашкина, сост. В. Карпов, М. Шашкина. М., 1991.

121. VII Региональная художественная выставка «Урал». Каталог. / Сост. В. Сорокина, Г. Максимова. Курган, 1991.

122. Сергей Краснов. Живопись. Альбом. /Авт. вст. ст. С. Соболевская. Уфа, 1994.

123. Серов В.А. Жизнь народа — источник творчества советских художников. Л. 1960.

124. Сияние Лун. Художественный проект. Альбом-каталог / Авт.-сост. С.В. Евсеева. Уфа, 2001.

125. Сияние Лун 2. Молодежный художественный проект. Альбом-каталог / Авт.-сост. Е. Суворова. Уфа, 2003.

126. Скульптура Башкортостана. Каталог I республиканской выставки. /Авт.-сост. И.Н. Оськина. Уфа, 1996.

127. Советская Башкирия. Исторические очерки. Под ред. Р.Г. Кузеева. Уфа, 1957.

128. Современное изобразительное искусство Башкортостана. Каталог. / Авт.-сост. И.Н. Оськина. Уфа, 1997.

129. Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан. Каталог./ Авт.-сост. С.В. Игнатенко. Уфа, 2005.

130. Сообщения Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Уфа, 2001.

131. Султанов Ф.Т. Культура — общенародное достояние. М., 1985.

132. Творческие союзы в СССР (Организационно-правовые вопросы). М., 1970.

133. Творческое объединение «Артыш»: Концепция объединения и выставок /Авт.-сост. С.В. Евсеева Уфа, 1997.

134. Теребилова В.М. А. Лежнев. Уфа, 1974.

135. III выставка башкирских художников «Всегда начеку». Живопись. Графика. Скульптура. Каталог/ Авт.-сост. Р.Д. Ртищева. Уфа, ноябрь 1982.

136. Урал Социалистический. V зональная выставка. Каталог./ Сост. Л. Байнов, В. Булавин, И. Семенов, И. Туржанская. Тюмень, 1979.

137. Уральская Триеннале печатной графики. Каталог/ Авт.-сост. И.Н. Оськина. Уфа, 2001.

138. Фарид Ергалиев. Живопись и графика: Проспект/ Авт. вст. ст. Янбухтина А.Г. Уфа, 1994.

139. Фарид Ергалиев. Живопись. Графика/ Сост. Буканова Р.Г. Уфа, 1998.

140. Фенина Э.П. Художники Советской Башкирии: Справочник. Уфа, 1979.

141. Фенина Э.П. Художники Башкортостана: XX век. Справочник. Уфа, 2002.

142. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. СПб., 2001.

143. Художники Башкирии 70-летию Октября. Живопись. Графика. Скульптура. Монументальное искусство. Театрально-декорационное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Художественное проектирование. Каталог/ Авт.-сост. В.М. Сорокина. Уфа, 1987.

144. Художники Башкирии = LES PEINTRES DE BACHKIRIE: Март = MART: Инзер = INZER. Без указания выходных данных.

145. ЦДХ 98. Московский междуродный художественный Салон. Официальный каталог/ Авт. вст.ст. А.В. Морозов. М., 1998.

146. Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР(1917-1977). М., 1978.

147. Червонная С.М. Роль творческой интеллигенции в формировании климата этнополитической ситуации (опыт и уроки Башкортостана) // Этнополитическая мозаика Башкортостана. М., 1992. Т. 1.

148. Эстетика ислама в современном искусстве Южного Урала: Каталог выставки / Авт.-сост. С.М. Червонная, Л. Ахметшина. М., 1997.

149. Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана. Уфа: Китап, 1995.

150. Ямалов М.Б. Особенности истории Отечественной культуры. Уфа, 2008.

151. Янбухтина А.Г. Давид Бурлюк и Александр Тюлькин: Из истории художественной живописи Уфы начала XX века // Искусство авангарда — язык мирового общения: Материалы международной научной конференции. Уфа, 1993.

152. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: От тамги до авангарда. Уфа, 2006.

153. Янбухтина А.Г. Родовая память и современное изобразительное искусство Башкортостана // Вестник АН РБ. 1996. Т. 1. № 3-4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.