История взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии в 1917 - 1940 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Цыремпилова, Ирина Семеновна

  • Цыремпилова, Ирина Семеновна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 199
Цыремпилова, Ирина Семеновна. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии в 1917 - 1940 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Улан-Удэ. 2000. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Цыремпилова, Ирина Семеновна

Введение.1

Глава I. Взаимоотношения религиозных конфессий и государства в Бурятии в 1917-1929 гг.33

§1. Религиозные конфессии и государство на территории Бурятии в период революции и гражданской войны 1917-1922 гг.33

§2. Изменения церковно-государственных отношений в Бурятии в период становления национальной государственности (1923-25 гг.)

§3. Взаимоотношения государства и религиозных конфессий в БМАССР в период дальнейшего развития национальной государственности (19251929 гг.).90

Глава II. Антирелигиозная политика Советского государства в

БМАССР в 1929 - 1940 гг.114

§1. "Коренной перелом" во взаимоотношениях Советского государства и церкви в БМАССР в первой половине 1930-х годов.114

§2. Усиление антирелигиозной борьбы Советского государства и массовые преследования духовенства и верующих в БМАССР во второй половине 1930 годов.143

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии в 1917 - 1940 гг.»

Актуальность исследования. На протяжении многовековой истории России религия и религиозные институты являлись одними из важных компонентов общественно-политической жизни империи. Судьба религии, место и роль религиозных институтов в государстве определялись конкретной исторической эпохой.

Подавляющее большинство населения страны к 1917 году было верующим, Бурятия в этом отношении не являлась исключением. На территории республики были представлены основные религиозные конфессии (православие, буддизм, старообрядчество, ислам, иудаизм, католицизм), что было обусловлено особенностями региона.

Октябрьская революция 1917 г. вызвала кардинальные изменения в общественно-политическом устройстве страны, что естественным образом сказалось на взаимоотношениях государства и религиозных конфессий. Политика Советской власти по отношению к религиозным конфессиям привела к тому, что к 1940 году на территории Бурятии не осталось ни одного действующего здания культа, а духовенство и верующие подверглись гонениям и массовым репрессиям. Антирелигиозная борьба Советской власти имела целью не просто ограничить влияние религии на людей, но и по возможности свести на нет деятельность религиозных институтов. Это означало насильственное прерывание культурной исторической традиции и вело к деформации общественного сознания. Выдавливание религии из жизни семьи, индивида, ликвидация системы религиозного образования, отсутствие в светских учебных заведениях религии как предмета изучения привели к тому, что в стране сформировалось поколение людей, с ней незнакомых, отчужденных от нее. По существу была утеряна преемственность духовно-нравственных ценностей и устоявшихся в ходе истории норм поведения. В этой связи актуальность исследования не вызывает сомнений.

Кроме того, за последнее десятилетие в общественном сознании современного российского общества произошли кардинальные изменения. Широко начавшийся процесс религиозного возрождения требует переосмысления и более объективного изучения истории взаимоотношений Советской власти и религии, анализа опыта государственной политики по отношению к религиозным институтам. Особенно это касается национального субъекта Российской Федерации, каковым является Республика Бурятия, так как с образованием Бурят-Монгольской АССР на территории республики были представлены все основные религиозные конфессии. Традиционная веротерпимость населения вступила в острое противоречие с внутренней политикой Советской власти. В этой связи тема исследования приобретает и социальную значимость.

Изучение истории взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии в 1917 - 1940 гг. имеет актуальное значение в практическом плане. Анализ прошлого необходим для извлечения исторических уроков при определении поиска путей решения религиозных вопросов в современных условиях Бурятии. Актуальность темы определяется также ее научно-теоретической значимостью, слабой разработанностью в отечественной историографии.

Историография проблемы. Отечественная историография проблемы взаимоотношений государства и церкви (1917-1940 гг.) в целом соответствует общей периодизации истории государства; первый период -1917 - первая половина 1930 годов; второй период - вторая половина 1930 годов - середина 1950 годов; третий период - середина 1950 годов - начало 90-х годов; четвертый период - современная российская историография.

Первый период формируется сразу же после Октябрьской революции, когда политика Советской власти по отношению к религиозным конфессиям нашла выражение в ряде законодательных актов. Среди ряда декретов основополагающим является Декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (В Бурят-Монгольской АССР такой декрет был принят в 1925 г.)

Воплощением антирелигиозной политики Советской власти стала борьба с религией как идеологией, религиозными институтами, духовенством и верующими. Основным направлением начавшейся борьбы, проводимой в рамках государственно-партийного и культурного строительства, стала агитационно-пропагандистская деятельность. По этой причине в 1920-30 гг. появляется ряд работ, написанных партийными и советскими работникам, резко увеличился объем агитационной литературы, изданной по линии Союза воинствующих безбожников (СВБ), издательства «Атеист» и др. Однако в первой половине 1920 годов был еще возможен относительный идеологический и научный плюрализм, полемика идеологов церкви с официальной точкой зрения. На это указывает ряд выступлений видных теологов, публикация религиозно-исторических и культурно-исторических работ, дающих фактический материал по истории религиозных конфессий в России и отдельных регионах. Так, в работах профессора Иркутского университета А.М.Селищева (1920 г.)1, известного историка, краеведа, архивиста В.П.Гирченко (1926 г.) рассматривается история переселения старообрядцев в Забайкалье и Прибайкалье, их своеобразная культура, быт, традиции, имеется и материал по современному состоянию старообрядческих общин.

Материалы по истории буддийских монастырей, дацанскому искусству, шаманской культуре имеются в изданных работах Б.Барадина, П. Данбинова, в которых мы находим интересные сведения о ламаизме и искусстве дацанов, которое оценивается как оригинальное, колоритное, необычное по своей яркости для европейского искусства3.

В связи с обновленческим расколом в русской православной церкви на страницах церковных изданий открывается полемика между священниками основных направлений: староцерковцев и живоцерковцев. Также увеличивается выпуск церковных листовок, обращений к народу. Особо следует выделить обращение патриарха Тихона, которое отражало состояние православной церкви и положение верующих в годы НЭПа. В этих церковных изданиях священники уделяли внимание вопросу взаимоотношений церкви и Советской власти. Так, епископ Борис Рукин в брошюре «О современном положении Русской Православной Патриаршей церкви» отмечал: «Церковь святая может установить с властью отношения на началах незыблемого мира и полной благожелательности»4.

Основной тон антирелигиозной политике на местах задавали пропагандистские выступления видных партийных и государственных руководителей: И.В. Сталина, Н.И. Бухарина, A.B. Луначарского. Практическим руководством для ведения антирелигиозной борьбы служили статьи председателя Антирелигиозной комиссии и СВБ Ем. Ярославского5, отражавшие ее основные направления, методы и формы.

Наиболее активным автором этого периода был Б. Кандидов, основной темой работ которого стало разоблачение «контрреволюционной деятельности» духовенства, особенно в годы гражданской войны и голода 1921-22 г. и др.6 Подобное освещение роли служителей культа проводится в

7 Q Q 1П работах Е.Ф. Грекулова , С. Урсыновича , Б.Д. Тогмитова и др.

Среди изданий, посвященных задачам борьбы с ламаизмом, усилению атеистического воспитания следует отметить работу первого секретаря Обкома ВКП (б) БМАССР М.Н. Ербанова11. На основе этой работы II Пленумом обкома РКП (б) от 22 мая 1925 года были выработаны и утверждены «Тезисы Буробкома по ламскому вопросу»12. Эти издания стали основанием для подготовки декрета БМАССР от 17 декабря 1925 года "Об отделении церкви от государства и школы от церкви".

Во второй половине 20-х годов были опубликованы статьи А. Оширова13, A.C. Долотова14, посвященные состоянию антирелигиозной пропаганды в Бурятии. Являясь одним из руководителей Союза Воинствующих безбожников республики, A.C. Долотов справедливо указывал на недопустимость нажима, администрирования в процессе атеистической работы15.

Таким образом, в историографии первой половины 1920-х годов применительно к исследуемой проблеме ситуацию можно охарактеризовать «как эпоху относительного плюрализма в сфере исторического знания»16. Со второй половины 20-х годов превалирующей для большего количества агитационно-пропагандистских работ становится все возрастающая антирелигиозная направленность публикаций.

Второй период историографии характеризуется как период утверждения тоталитарной системы, результатом которой стало исчезновение плюрализма и альтернативности мнений в исторической науке, установление партийной монополии на научную истину. Концепция воинствующего атеизма становилась единственно допустимой.

В работах рассматриваемого периода основное внимание отводилось вопросам практической реализации Декрета об отделении церкви от государства, разъяснению обязанностей государственных органов по церковной политике и т.п.17 В оценках служителей всех религиозных культов доминирующей была их «контрреволюционная деятельность», «классовая кулацкая сущность»18, сопротивление духовенства и верующих политике Советской власти, участие в «белом движении»19, сама вера объявляется «мракобесием», а здания культа - его оплотом. Так, дацаны в статье Б.Н. Вампилова характеризуются как «центры морально-бытового разложения и лл рассадниками эпидемий» . Общий тон публикаций центральной и местной печати диктовался ужесточением антирелигиозной борьбы за строительство «безбожного государства».

Во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы между властью и религиозными конфессиями стал возможен «неожиданный диалог». В первую очередь, его возникновение было связано с огромной моральной и материальной поддержкой со стороны духовенства и верующих, оказанной в годы войны. Этим на наш взгляд, можно объяснить появление некоторых работ, дающих материалы по истории православных монастырей на территории Бурятии, о миссионерской деятельности православного

21 22 23 духовенства , истории старообрядчества , теории и практике буддизма .

Третий период характеризуется расширением и углублением научных исследований по истории религиозных конфессий. Это связано с образованием Бурятского комплексного научно-исследовательского института в рамках созданного Сибирского отделения АН СССР в 1958 г, а затем Бурятского филиала СО АН СССР в 1966 г. Однако изучение проблем взаимоотношения государства и религиозных конфессий определялось лишь основными этапами становления атеизма.

Борьба с влиянием ламаизма и шаманизма, оценка роли духовенства как проводника антисоветской идеологии, история борьбы партийной организации Бурятии по преодолению ламаизма и т.д. нашли выражение в

24 25 26 работах Б.Н. Баторова , B.C. Овчинникова , А.Н. Кочетова , К.Ф. Шулунова27, P.E. Пубаева28 и др29. В большинстве исследований, касающихся 1920 годов, в целом, верно отмечается, что до начала 1930 гг. "атеистическая работа проводилась гибко, осторожно с учетом местных особенностей, но с началом массовой коллективизации систематическая пропаганда стала подменяться "штурмовщиной", появились ошибки левацкого характера"30.

Наиболее фундаментальными и авторитетными исследованиями на сегодняшний день по истории буддизма в Бурятии являются труды К.М.Герасимовой31. Автором рассматривается эволюцию теоретических концепций буддизма от синкретизма с народными верованиями до обновленческого движения среди бурятского ламаистского духовенства в 1917-30 гг. Основной вывод двух монографий заключается в том, что обновленчество было вызвано "необходимостью изменения феодальной надстройки в процессе капиталистического развития в Бурятии", "является запоздалой буржуазной реформой в церкви и богословии", однако, "в той части программы, которая предусматривала изменения культа и религиозной

32 пропаганды применительно к вопросам нового времени, она не состоялась" .

Более подробный историографический анализ по проблемам истории буддизма сделан в диссертационном исследовании A.A. Данзановой "Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920-30 годы"33.

Третий * период характеризуется проведением многочисленных экспедиций, особенно по изучению состояния буддизма и старообрядчества, проведением семинаров, конференций, где большое значение придается в первую очередь атеистической работе. Материалы экспедиций нашли отражение в изданных сборниках "Критика идеологии ламаизма и шаманства" (1964), "Вопросы преодоления пережитков прошлого в быту и сознании людей и становление новых обычаев, обрядов и традиций у народов Сибири" (1966), "Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманства и старообрядчества" (1971), "Быт и искусство русского населения Восточной Сибири" (1975), «Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина 19 - начало 20 в.) (1979) и ряда других.

В 1970- первой половине 80-х годов появляются монографические труды по истории и философии религиозных конфессий. Следует выделить работы: по истории православия - И.Д. Эйнгорна34, A.A. Шишкина35, Н.С. Гордиенко36, И.А. Крывелева37, Л.К.Минерта38; буддизма - А.Н. Кочетова39, В.Б. Цыбикжапова40, H.JI. Жуковской41; старообрядчества Забайкалья - В.П. Мотицкого42, иудаизма - М.И. Шахновича43, ислама - Н. Аширова44 и др. Появление таких работ обусловлено переходом к более цивилизованному этапу борьбы с религией, когда стала учитываться достаточная степень религиозности населения.

Также третий период отмечен изданием многотомных "Истории СССР с древнейших времен до наших дней"45 и "Истории КПСС"46, "Истории Сибири"47, а также "Истории Бурятской АССР"48, "Очерков истории Бурятской организации КПСС"49, "Очерков истории культуры Бурятии" .

Для всех изданий характерен партийно-классовый подход к религии, основное внимание обращается на необходимость антирелигиозной работы и атеистической пропаганды.

Со второй половины 1980-х годов в связи со значительными изменениями в экономической, политической, общественной жизни страны, стали возможны дискуссии по истории советского общества, особенно периода 1920-30 годов, а также продолжаются исследования, связанные с историей и идеологией религии.

В связи с 1000-летним юбилеем крещения Руси по истории православия издается ряд монографий. Среди которых следует выделить работы Н.С.Гордиенко «Современное русское православие»51, Р.Ю Плаксина «Тихоновщина и ее крах»52 и др. В коллективном труде «Русское православие: вехи истории» вопрос о взаимоотношении Советской власти и церкви отражен в разделе «Православие в советском обществе. Основные этапы эволюции»: «Церковь сумела найти свое место в советском, социалистическом обществе на путях лояльности и солидарности с основными идейными ценностями советского народа»53.

В 1988 в московском издательстве выходят обобщающие труды по истории религий Л.С.Васильева54 и И.А.Крывелева.55

По истории и структуре бурятского шаманизма крупным специалистом является Т.М.Михайлов, занимающийся его изучением на протяжении более двух десятилетий. В 1987 году была издана его монография «Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции».56

В этот период продолжается исследование Л.Л.Абаевой по религиозной модернизации, в статье автором отмечается идентичность многих аспектов обновленческого движения в буддизме и православии: «Как у православных обновленцев древнеапостольское христианство отождествлялось с социализмом, также и ламаистские обновленцы сближали первоначальный буддизм с социализмом и марксизмом, считая все позднейшие формы, в том числе и ламаизм искажением и вульгаризацией первоначального учения Будды»57.

Продолжается исследования по истории, философии и психологии буддизма Н.В.Абаевым58, К.М.Герасимовой59.

В 1991 г. в связи с 250-летним юбилеем официального признания буддизма в России проводится научно-практическая конференция, на которой в выступлениях ученых более объективно отражена история проникновения и распространения буддизма в Бурятии, судьба буддийской конфессии после Октябрьской революции, анализируется антирелигиозная политика государства и ее последствия к концу 1930 гг.60

Проблема взаимоотношений Советского государства и религиозных конфессий в данный период нашла яркое выражение на страницах периодической печати, в таких изданиях как «Наука и религия», «Агитатор», «Известия» и др.

Таким образом, во второй половине 80-х годов начавшиеся преобразования в обществе, переоценка многих исторических событий и вместе с тем, сохранившиеся старые идеологические стереотипы, привели к определенному застою исторической науки. Наблюдалось засилье исторической публицистики, которая подменяла научные разработки рассуждениями на исторические темы, умозаключениями, основанными на эмоциях.

Четвертый период характеризуется становлением и развитием современной российской историографии. В последнее десятилетие резко возрос интерес исследователей к проблеме взаимоотношений Советского государства и религиозных конфессий, что связано с изменениями методологии научных исследований и расширением источниковой базы. В отношении методологии, нужно отметить, «разнообразие подходов и тематики исследований»61. При этом, доминирующим является стремление историков опровергнуть положения и догмы советской историографии. Допуск исследователей к ранее закрытым архивным материалам, таким как секретная переписка, циркуляры, инструкции, распоряжения государственных и партийных органов по отношению к религиозным конфессиям, позволяет глубже рассмотреть основные черты и особенности указанной проблемы. Общей характеристикой для работ данного периода является то, что проблема взаимоотношений Советского государства и церкви рассматривается в большинстве случаев в рамках одной конфессии. Это определило и наш подход к историографическому анализу.

Проблеме взаимоотношения Советского государства и Русской Православной церкви посвящена монография В.А. Алексеева «Иллюзии и догмы», где большое внимание уделено становлению политики молодого советского государства в отношении церкви, деятельности партийных и государственных органов62. В работах М.И. Одинцова63, С.Н. Савельева64 и др. основательному анализу подвергаются отдельные аспекты проблемы с учетом внутрипартийной обстановки и позиции РПЦ. Так, в работе М.И. Одинцова «Государство и церковь: история взаимоотношений (1917-1938 гг.)» освещена деятельность государственных органов, занимающихся церковной политикой (У отдела НКЮста, Комиссии по вопросам культа при Президиуме ВЦИК, Постоянной комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР), в статье О.Ю.Васильевой рассматриваются факты насильственного изъятия церковных ценностей в 1922 г. под видом помощи голодающим65. В ряде исследований (Д.В. Поспеловский66,

П /со ¿л

О.Ю.Васильева , М.Ю.Крапивин и др. ) государственно-церковные отношения рассматриваются в контексте эволюции политического курса отдельных церковных лидеров, их отношений с властью, различных церковных течений и направлений.

Достижением современной российской историографии является публикация архивных документов, посвященных выработке и проведению партийно-государственной линии на подавление религии и религиозных

7П институтов . Среди такого рода изданий особо следует выделить «Архивы

Кремля: Политбюро и церковь. 1922-1925 гг.», составленные H.H. Покровским и С.Г. Петровым71.

В ряде современных исследований (В.А. Алексеев, С.Г. Петров, H.H. Покровский и др.)72 поставлена проблема персонификации антирелигиозной политики Советского государства в лице В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Е.А. Тучкова, Ем. Ярославского, сделаны попытки рассмотрения их взглядов в соответствии с основными этапами антирелигиозной борьбы.

С 1997 года Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом начал издаваться энциклопедический сборник о пострадавших служителях

73 культа и верующих в годы массовых репрессий . Характер и особенности религиозной политики Советского государства в отдельных регионах страны отражены в работах А.Н. Кошеварова74, В.А. Неживых75, А.П. Доброновской, С.Г. Петрова76, А.В Паламарчука77 и др.

История православной конфессии, православных религиозных институтов, отдельные аспекты проблемы взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви на территории Бурятии рассматриваются в диссертационных исследованиях и монографиях Е.С.

78 79 80

Митыповой , В.Т. Михайловой , И.В. Замулы .

На современном этапе в связи с повышенным интересом исследователей к истории религии стало возможно объективное освещение истории православной церкви, ее роли и влияния на развитие общества. На это указывает ряд изданных монографических исследований, из которых особо следует выделить двухтомник А.В.Карташева «Очерки по истории русской

Ol церкви» , O.E. Наумовой «Иркутская епархия XYIII - первая половина XIX вв."82, В.И. Косых "Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции" , A.B. Дулова "Русское православие: очерк м84 истории

В рамках переосмысления политической истории 1920 -30 годов проблема взаимоотношений Советского государства и буддийской конфессии стала рассматриваться более объективно и менее идеологизированно. Это относится к коллективным работам по истории Бурятии, сборникам тезисов, докладов и материалов научно-практических конференций: «История Бурятии в вопросах и ответах» (Вып.2., 1991), «История Бурятии. Век XX» (1993), «Проблемы истории Бурятии» (1993), «Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность» (1994), «Банзаровские чтения» (1997), «Из истории спецслужб Бурятии» (1997), «Бурятский буддизм: история и идеология» (1997), «Бурят-монголы накануне Ш тысячелетия: опыт кочевой цивилизации, Россия - Восток - Запад в судьбе народа» (1997), «Проблемы истории и культурно-национального строительства в РБ» (1998), «Исследования по истории Сибири, Центральной и Восточной Азии» (1998), «Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона» (1999), «Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии» (2000).

Следует заметить, что в большинстве работ современных исследователей проблемы религии рассматриваются в контексте восстановления имен и наследия бурятской интеллигенции, проблемных вопросов панмонголизма, национализма. Особо отметим исследования Б.Б.Батуева, Г.Л. Санжиева, Ш.Б. Чимитдоржиева, Ю.С. Ширапова, И.Н Шагдуровой, К.Ю.Хандархаева и др.

Среди работ, изданных в рассматриваемый период, отметим монографию Б.В. Базарова, в которой дана оценка государственной политике по отношению к буддизму. Автор, в отличие от многих исследователей, справедливо отмечает позитивные и негативные стороны антирелигиозной борьбы: «История борьбы с религией не может быть оценена однозначно. Работа по ликвидации неграмотности, развертывание сети школьных, культурно-просветительских и медицинских учреждений повысила культурный уровень, дала возможность приобщения к общечеловеческой, прежде всего западной и советской культуре. Но с другой стороны, данный процесс пошел в ущерб сохранности национальной культуры, неразрывной частью которой является буддизм»85.

В статье Ю.П. Шагдурова «Государство и религиозные конфессии в Бурятии в 1920-30 гг.», вышедшей в сборнике "Исследования по истории Сибири, Центральной и Восточной Азии" (г. Улан-Удэ, 1998 г.), автором раскрываются некоторые аспекты взаимоотношений органов государственной власти и религиозных конфессий в Бурятии в 1920-30 годы. В статье использованы ранее неопубликованные архивные материалы.86

Вопросы проведения антирелигиозной компании в ходе массовой коллективизации сельского хозяйства, методы и результаты ее проведения о "7 рассмотрены в работах Д.Л. Доржиева . Автор подчеркивает «ярко выраженный репрессивный характер» компании, усугублявшийся фактами грубого произвола на местах. Больше внимания автором уделяется по сравнению с другими конфессиями, буддизму.

В 1990 годы выходят ряд статей, рассматривающих вопросы истории буддизма в 1920-30 годы, среди них отметим работы А.В.Дамдинова,

88

В.В.Номогоевой, С.Е.Баторова, A.A. Данзановой и др.

Особое внимание исследователей на современном этапе привлекает личность Агвана Доржиева. Показателем интереса служат публикации и две кандидатские диссертации С.П. Ангаевой и A.B. Дамдинова. Основательный историографический анализ трудов о жизни и деятельности А. Доржиева

89 сделан в статье A.B. Дамдинова .

Опыт изучения политики государства по отношению к буддийской конфессии в 1920-30 гг. представлен в диссертационном исследовании A.A. Данзановой90. Работу отличает солидная документальная база, состоящая большей частью из неопубликованных источников. В работе изучены процесс становления законодательной базы, обновленческий раскол буддийского духовенства, методы и результаты антирелигиозной борьбы в 1930 гг.

На наш взгляд, характерным для изданных работ является то, что авторы рассматривают лишь отдельные аспекты проблемы буддизма и власти в 1920-30 гг., превалирующим является анализ репрессивной политики Советского государства, вопросы о массовых преследованиях духовенства, закрытии дацанов. Для более всестороннего и глубокого анализа проблемы взаимоотношений власти и буддийской конфессии требует должного освещения ряд различных вопросов, таких как положение буддийской конфессии в первые годы Советской власти, вопрос о роли органов власти в организации и проведении обновленческого раскола, методы работы антирелигиозной комиссии при Буробкоме ВКП (б) как координирующего органа по борьбе с религией и др.

По истории старообрядческой конфессии в 1990 годы издается ряд работ, среди которых отметим, «История старообрядческий церкви: краткий очерк»,91 «Старообрядчество в России (17-18 вв.)»,92 «Старообрядчество в России (17-20 вв.)»,93 в которых старообрядцы рассматриваются как специфичная культурная среда. По истории старообрядцев Забайкалья выделяются труды Ф.Ф. Болонева «Семейские», «Старообрядцы Забайкалья в 18-20 вв.», «Старообрядцы Забайкалья и Алтая: опыт сравнительной характеристики».94 Работы дают фактический материал о своеобразии культуры, быта, уклада жизни, что и определило в 1920-30 гг. ряд особенностей государственной политики в БМАССР по отношению к старообрядцам.

Проблеме исламского возрождения в условиях ретрадиционализации современного общества посвящены работы А.В.Малашенко,95 в которых рассматривается история ислама при Советской власти, раскрываются особенности и результаты государственной религиозной политики, имеются сведения о деятельности мусульманских организаций Сибири.

Первой работой по истории еврейских общин, не только Забайкалья, но и всей Сибири, является совместная монография Л.В.Кальминой и Л.В.Кураса. Хотя данная работа не охватывает хронологические рамки рассматриваемого нами периода, но дает сведения о количестве и месторасположении иудейских культовых зданий на территории республики, об особенностях религиозной жизни евреев, основных религиозных праздниках и т.д. В заключении отражено развитие еврейской общины в послеоктябрьский период, особенности политической и духовной жизни евреев 96.

В целом, 1990 годы характеризуются общим подъемом в изучении истории религиозных конфессий. Свидетельством служат изданные монографические исследования, многочисленные статьи и публикации, проведение научно-практических конференций и симпозиумов. Актуальность исследований на современном этапе связана с изменением методологической ситуации и возможностью использования широкой документальной базы. Такая ситуация делает возможным более всесторонне исследование ранее закрытых и малоизвестных тем по истории религиозных конфессий.

Таким образом, отечественная историография достигла определенных результатов в изучении взаимоотношений Советского государства с отдельными религиозными конфессиями в 1917-1940 гг. Однако комплексного исследования проблемы взаимоотношения государства и религиозных конфессий, представленных на территории Бурятии, до настоящего времени не проводилось. Также историографический анализ позволяет сделать вывод, что проводимые исследования односторонне отражали проблему: исключительно со стороны государства и на подавление религии. При этом не рассматривалось отношение религиозных конфессий к проводимой политике на принципах лояльности. Эти выводы свидетельствуют о необходимости комплексного изучения проблемы с учетом особенностей региона.

Цель и основные задачи исследования. Учитывая недостаточную разработанность и изученность темы, в предлагаемом диссертационном исследовании целью является изучение истории взаимоотношений государства и всех распространенных в 1917-1940 годах на территории Бурятии религиозных конфессий. Исходя из указанной цели, автором ставятся следующие задачи: рассмотреть взаимоотношения религиозных конфессий и государства в Бурятии в период революции и гражданской войны в 1917-1922 гг., становление и дальнейшее укрепление законодательной базы по религиозному вопросу, ставшей основой для реализации государственной политики по отношению к религиозным конфессиям.; проанализировать основные изменения в церковно-государственных отношениях в период становления и дальнейшего развития национальной государственности в БМАССР с 1923-1929 гг.; раскрыть механизм, формы и методы проведения, результаты эскалации антирелигиозной борьбы Советского государства в первой половине 1930 гг.; исследовать репрессивную политику Советской власти по отношению к религиозным конфессиям второй половины 1930 гг.

Объектом исследования явилась история взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии в 1917-1940 гг.

Территориальные рамки исследования включают границы Бурятии с учетом административно-территориальных изменений, произошедших в рассматриваемый период (Западное Забайкалье, совпадающее в основном с современной территорией Республики Бурятия, образование Бурят-Монгольских автономных областей ДВР и РСФСР, образование Бурят-Монгольской АССР до раздела 1937 г. с выделением из состава БМАССР Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов).

Хронологические рамки исследования охватывает период с 1917 по 1940 годы. Нижняя граница обусловлена победой Октябрьской революции и принятием первых законодательных актов Советской власти, положивших начало ограничительной политике государства по отношению к религиозным конфессиям. Верхняя граница определена 1940 годом, когда на территории Бурятии был окончательно решен "религиозный вопрос": ликвидированы последние здания культа, а большинство служителей культа подвергнуто репрессиям.

Методология исследования включает в себя три основных уровня подходов: общенаучный, общеисторический и конкретно-исторический.

Из числа первых наиболее часто использовались методы анализа, синтеза, абстрагирования и структурно-функционального подхода. Оптимальное соотношение между эмпирической и теоретической частями исследования достигалось благодаря сочетанию исторического и логического подходов, а истинность научного знания - в результате использования принципа объективности. Принцип объективности ориентирует исследователя на всесторонний анализ и оценку фактов по вопросу взаимоотношений двух противоположных сторон: государства и церкви.

Основным общеисторическим методом, на котором базировалось данное исследование, был принцип историзма, который позволяет видеть исторические события и процессы в их реальном развитии и изменении, всесторонней взаимосвязи друг с другом. Такой комплексный подход дает возможность избежать классовой или религиоведческой идеологизации исследования.

При анализе взаимоотношений между религией и властью, деятельности религиозных конфессий в 1917-1940 гг. применялся комплекс специальных методов исторического исследования, такие как, источниковедческий, компаративный, статистический и др. Источниковедческий анализ позволяет выявить и проанализировать фактологическую базу исследования. Компаративный метод анализа дает возможность выявить в сравнении сущность исторических событий или явлений, их сходства, различия. Для сбора и анализа цифровых сведений, выявления соотношения количественных показателей применялся статистический метод.

Источниковая база исследования. Для разрешения поставленных задач в диссертационном исследовании использован широкий спектр опубликованных и неопубликованных источников. По своему происхождению и содержанию использованные источники можно разделить на несколько групп.

Солидный пласт неопубликованных источников по теме исследования отложен в Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ), Государственном архиве Иркутской области (ГАИО), Государственном архиве Читинской области (ГАЧО), архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия. Всего обработано 24 фонда.

К первой группе источников следует отнести архивные документы государственных и партийных органов, касающиеся вопросов религиозной политики. Большое количество сосредоточено в Национальном архиве РБ: фонд № 1-п - Бурятского обкома КПСС, опись 1 (дела постоянного хранения) - резолюции и постановления Бурятского обкома РКП (б), Бурревкома, антирелигиозных комиссий при Буробкоме и при аймачных комитетах ВКП (б), протоколы совещаний партийных работников, бюллетени Восточного отделения областного отдела ОГПУ БМАССР, докладные записки, директивные письма, циркулярные распоряжения, отчетные сведения, информационные сводки и т.д. В фонде № р-248 (Совет Министров Бурятской АССР) в описи 1 находятся постановления и распоряжения Президиума ЦИК и СНК БМАССР, переписка с центральными органами власти; в описи 3 имеются документы о регистрации религиозных обществ, утверждении их уставов, отчетные сведения аиков и риков о действующих и закрытых культовых зданий, количестве служителей культа и верующих, материалы по работе комиссии по вопросам культа при БурЦИКе, обращения служителей культа и верующих в БурЦИК о незаконных действиях со стороны органов местной власти и др. В фонде 475 (Президиум Верховного Совета Бурятской АССР) в описях 1,2,8 также имеются постановления Президиума о ликвидации культовых зданий религиозных конфессий по БМАССР, сведения об их использовании, договоры о передаче культового имущества группам верующих. В фонде № р-60 (секретная часть) Министерство просвещения Бурятской АССР в описи 1 сосредоточена обширная переписка НКПроса БМАССР с НКВД, НКЮстом, органами местной власти об отделении церкви от государства, касаемо вопроса о передаче зданий культа под культурно-просветительские нужды, описи их имущества, рекомендации по его использованию, материалы о проведении антирелигиозной работы по линии НКПроса. В фонде № р-581 (Союз Воинствующих безбожников), ставший доступным для исследователей в 1992 г., находятся материалы о деятельности Областного Совета СВБ Бурреспублики: протоколы заседаний, циркуляры, инструкции, отчетные сведения. В фонде № р-258 НАРБ (Бурят-Монгольский центральный комитет помгола), № р-1039 ГАЧО (Дальне-Восточный комитет помгола), № р-510 ГАЧО (Троицкосавский уездный комитет помгола) имеются материалы об участии и размерах помощи голодающим России и на местах со стороны духовенства и верующих религиозных конфессий Бурятии.

В фондах Государственного архива Читинской области (ГАЧО): ф. № р-32 - Правительство ДВР, № р-25 - Забайкальское областное управление ДВР, № р-16 - Министерство по делам национальностей ДВР, № р-1456 -НКПросвещения ДВР сосредоточены документы, позволяющие проследить практическое воплощение государственной политики по отношению к религиозным конфессиям в период Дальневосточной республики. В фонде № р-600 Восточно-Сибирский краевой исполнительный комитет Государственного архива Иркутской области (ГАИО) сосредоточены документы о деятельности краевой комиссии по вопросам культа при

ВСКИКе: протоколы заседаний, выписки, цифровые и отчетные сведения о ликвидированных и действующих зданий культа.

Ко второй группе источников следует отнести архивные документы непосредственно церковных учреждений. В фондах Национального архива РБ: ф.454 Янгажинский дацан, ф.425 Ацагатский дацан, ф.491 Троицкосавского Благочинного Совета, ф.323 Михайло-Архангельская церковь, ф.365 Троицко-Кладбищенская церковь, ф.478 Старообрядческого епископа Иркутско-Амурского и Дальнего Востока имеются документы, позволяющие рассмотреть деятельность данных церковных учреждений в советский период: протоколы заседаний общих собраний верующих, религиозных съездов, заседаний органов церковного управления, их переписка с местными органами власти, распоряжения, письма, жалобы, прошения, ведомости и квитанции об уплате государственных налогов различных видов и др.

Одним из основных событий в истории Русской Православной церкви в 1920-30 годы являлся инициированный и организованный Советской властью в целях ликвидации церкви обновленческий раскол. Архивные материалы о его распространении в православных приходах Бурятии в основной своей массе отложены в ГАЧО и ГАИО. В фонде 485 Иркутское уездное церковное управление ГАИО сосредоточены документы о деятельности самостоятельной Бурят-Монгольской обновленческой епархии. Данный фонд, сформированный в 1944 г., не аннотирован в указателе архива, и до настоящего времени не использовался исследователями. Он содержит обширную переписку епархиального церковного управления БМАССР с высшими церковными органами, как Священным Синодом Российской Православной церкви, Дальневосточным областным церковным управлением, отчетные сведения о количестве приходов, священнослужителей, верующих по аймакам и уездам республики, доклады, рапорты с мест. Стоит также отметить, наличие общих и цифровых сведений не только двух основных течений РПЦ как обновленцев и тихоновцев, но и религиозных общин других вероисповеданий, как буддийского, старообрядческого, иудейского, мусульманского, составленные православными священниками.

Документы фонда № р-422 Забайкальского епархиального Совета ГАЧО дают фактический материал о деятельности православных приходов Бурятии тихоновского направления. Эти документы представляют переписку, распоряжения епископа, донесения и рапорты настоятелей приходов о незаконных действиях местных органов власти об отобрании храмов, арестах духовенства и т.д. Также фонды ГАИО, как ф. № 121 Иркутского Вознесенского монастыря, ф. № 587 Благочинного Иркутских городских церквей содержат циркуляры, распоряжения центральных органов государственной власти, позволяющие судить о характере религиозной политики государства.

К источникам третьей группы следует отнести материалы архива УФСБ РФ по РБ. В нем были использованы материалы базы данных республиканской "Книги памяти политических репрессий", составленной сотрудниками архива, а также дела оперативного фонда №3, в которых содержатся более подробные сведения о количестве культовых зданий, священнослужителей и верующих по всем религиозным конфессиям Бурятии.

Важными источниками по теме исследования, которые следует отнести к 4 группе, являются опубликованные источники: сборники постановлений, резолюций партийных и советских органов власти "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", "О религии и церкви: сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства", "Отделение церкви от государства в СССР: полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений", "Законодательство о религиозных объединениях РСФСР", "Законодательство о религиозных культах", "Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-25 гг. (документы Политбюро первой половины 1920-х годов)", "Культурное строительство в Бурятской АССР. 1917-1981 гг.", "Положение и Устав об управлении и о внутренней жизни буддийского духовенства".

К следующей группе источников следует отнести материалы периодической печати, которые позволяют проследить явления и события по истории церковно-государственных отношений.

Несмотря на подобную широту источниковой базы, при работе с ней исследователь столкнулся с рядом трудностей. К ним следует отнести слабую обработанность, разрозненность, недостаточную полноту и отрывочность сведений, не всегда позволяющую воссоздать полную картину или произвести подсчеты. Следует отметить, противоречивость цифровых данных, возникающую при сопоставлении документов и материалов государственных и партийных органов и органов церковного управления. Но в целом, круг представленных источников дает фактический материал для решения поставленных в диссертационном исследовании задач.

Научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественной исторической литературе предпринято комплексное исследование истории взаимоотношений государства и религиозных конфессий Бурятии в 19171940 годы. В работе проанализирована политика Советской власти по отношению к религиозным конфессиям, рассмотрено становление законодательной базы по религиозному вопросу, выявлены основные ее направления, подведены итоги и результаты.

В диссертации уделено внимание деятельности религиозных конфессий, представленных на территории Бурятии, в новых исторических условиях.

К научной новизне работы относится также то, что часть архивных материалов вводится в научный оборот впервые. Диссертация написана с позиций нового, критического подхода к прежним излишне политизированным и тенденциозным оценкам исторических событий.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов, основных выводов и рекомендаций при создании обобщающих трудов по истории Бурятии, истории религиозных конфессий, учебных пособий, при разработке специальных курсов, в краеведческой работе.

Результаты исследования могут быть учтены при осуществлении государственной политики по отношению к религии, особенно в современных условиях возрождения этноконфессиональной традиции.

Апробация диссертации. Результаты и основные положения диссертационного исследования представлены в статьях и сообщениях сделанных на региональной научно-практической конференции "Проблемы истории Сибири накануне XXI века" ИГПУ (Иркутск, 2000 г.), на ежегодных межвузовских конференциях (г. Улан-Удэ, 1998, 1999, 2000 гг.), в материалах межвузовского сборника научных трудов "Проблемы истории Сибири (XVIII - XX века) (Улан-Удэ, 2000 г.), сборнике аспирантовВСГАКиИ (Улан-Удэ, 2000 г.), сборнике трудов молодых ученых (Улан-Удэ, 2000), монографии "Религия и власть в Республике Бурятия: история взаимоотношений (19171940 гг.) (Улан-Удэ, 2000).

1 Селищев A.M. Забайкальские старообрядцы: семейские. - Иркутск, 1920.

Гирченко В.П. Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев -семейских. - Верхнеудинск, 1926.

3 Барадин Б. Буддийские монастыри // Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. - Верхнеудинск, 1925; Данбинов.П. О национально-художественном строительстве Бурятии. //Бурятиеведение. - 1929, №1-2. -С.190-191.

4 Епископ Борис (Рукин). О современном положении Русской Православной Патриаршей церкви. - М., 1927. - С.8.

5 Ярославский Ем. На одном из боевых участков.//Антирелигиозник. - 1929, №7; О самокритике в СВБ. //Антирелигиозник. - 1929, №12.

6 Кандидов Б. Японская интервенция в Сибири и церковь. - М., 1932; Голод 1921 г. и церковь. - M.-JL, 1932; Религиозная контрреволюция 1918-20 гг. и интервенция. - М., 1930.

7 Грекулов Е. Нравы русского духовенства. - М., 1928.

8 Урсынович С. Буддизм и ламаизм. - М., 1935.

9 Тогмитов Б.Д. Ламаизм и бурятский национал - демократизм. //Антирелигиозник. -1930, №7; Современный ламаизм в Бурятии и задачи дальнейшей борьбы с ним - Верхнеудинск, 1932.

10 Добрянский В.Н. Ламаизм и борьба с ним. // Безбожник. - 1929, №36.; Мункин Д. Итоги одного диспута.// Жизнь Бурятии. - 1929, №2.; Мащенко В. Антирелигиозная борьба в БМАССР. // Антирелигиозник. - 1930, №8-9.; В центре ламаизма. //Безбожник. - 1930, №14.

11 Ербанов М.Н. Ламский вопрос в Бурятии. - Верхнеудинск, 1925.

12 Ламский вопрос в Бурятии. - Издание Буробкома ВКП (б). - М., 1926.

13 Оширов А. О бурятском ламаизме и борьбе с ним.// Антирелигиозник. -1930, №6.; Современное положение ламства и задачи дальнейшей борьбы с ним. - Верхнеудинск, 1928.

14 Долотов A.C. Происхождение и распространение ламаизма. -Верхнеудинск, 1932.; Ламаизм и война - Верхнеудинск, 1932; Происхождение буддизма. - Верхнеудинск, 1932.

15Долотов A.C. К вопросу об изучении религиозного движения и отмирания религиозных верований.// Культура Бурятии. - 1932, №1. - С.42-50.

16 Чимитова Д.К. Отечественная историография социально-экономических и культурных преобразований 1920-30 годов в Бурятской и Якутской АССР. -Автореф. диссерт. на соиск.уч.ст.к.и.н. - Улан-Удэ, 1994.

17

Мегружан Ф. Двадцатилетие Декрета об отделении церкви от государства.// Антирелигиозник. - 1938, №1.

18

Вампилов Б.Н., Кочетов А.Н. Классовая сущность буддизма - ламаизма.// Профсоюзы СССР. - 1938, №2.; Кочетов А.Н. Ламы - агенты японской разведки.//Бурят-Монгольская правда. - 1938, 3 марта.

19 Абросенко К.П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. - Иркутск, 1938.

20 Вампилов Б.Н. Тибетская медицина - оружие контрреволюционного ламства.//Бурят-Монгольская правда, 1937. 3,5,23 июля.

21 Кудрявцев Ф.А История бурят-монгольского народа - M.-JL, 1940.

22 Долотов A.C. Старообрядчество в Бурятии. - Улан-Удэ, 1951.

23 Герасимова K.M. Ламаизм в Забайкалье во вт.пол.ХГХ и нач. XX в. - Л., 1952.; Атарханова А. Происхождение и религиозная сущность ламаизма.// Некоторые вопросы научного атеизма. - Улан-Удэ, 1952.

24 Баторов Б.Н. К истории борьбы бурятской партийной организации за преодоление ламаизма в годы социалистического строительства (1923-37) //Великий Октябрь и Восточная Сибирь. - Иркутск, 1968. - С.331-336; Атеистическая работа партийных организаций среди бурятского населения (1929-1933гг.) - Улан-Удэ, 1969. - Изд-во Бурятского с/х института, вып. 19.; Деятельность Бурятской областной партийной организации по атеистическому воспитанию трудящихся и преодолению влияния ламаизма в годы социалистического строительства (1923-1937 гг.) - Автореф. диссерт. на соиск.уч.ст.к.и.н. - Улан-Удэ, 1970; Первый этап культурной революции и борьба по преодолению влияния ламаизма в Бурятии (1925-1929 гг.) // К 50-летию образования Бур.АССР - Улан-Удэ, 1974. - С.58-65. л с

Овчинников B.C. К вопросу об антисоветской деятельности ламского духовенства в период становления Советской власти// Материалы к XVIII научной конф. Читинского педаг.института - Чита, 1966; Борьба партийных организаций с реакционной деятельностью ламаистского духовенства (19171938 гг.) - Чита, 1968.; Борьба коммунистической партии Советского Союза с идеологией ламаизма - Автореф.диссерт. на соиск.уч.ст.к.и.н,- М., 1969.; Реакционная деятельность ламаистского духовенства в период становления Советской власти в Забайкалье// 50-лет освобождения Забайкалья от белогвардейцев и иностранных интервентов. - Чита, 1972.

26

Кочетов А.Н. Буддизм М., 1968.; Возникновение и сущность буддизма // Вопросы преодоления пережитков ламаизма и шаманизма и старообрядчества. - Улан-Удэ, 1971.

27 Шулунов К.Ф. Происхождение и реакционная сущность ламаизма. - Улан-Удэ, 1955.

28 Пубаев P.E., Семичов Б.В. Происхождение и сущность буддизма -ламаизма. - Улан-Удэ, i960.; Пубаев P.E. О характере религиозного сознания бурят: (на материалах ламаизма) // Методологические и методические проблемы конкретно-социологического изучения духовной жизни общества -Улан-Удэ, 1968.

29 Цыбикжапов В. Б. Современная церковная организация ламаизма в Бурятии // Вопросы преодоления ламаизма, шаманизма и старообрядчества. -Улан-Удэ, 1971.; Нейтман M.JI. Проведение ленинского Декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в Забайкалье (191823гг.) // История Сибири. - 1974. - №3.; Очиров Д.Д. Религиозно-нравственные представления ламаизма и их эволюция в условиях советского общества (социально-критический анализ) - Автореф.диссерт. на соиск.уч.ст.к.и.н. - М., 1975.

30 Чимитова Д.К. Отечественная историография социально-экономических и культурных преобразований 1920-30 годов в Бурятской и Якутской АССР. -Автореф. диссерт. на соиск.уч.ст.к.и.н. - Улан-Удэ, 1994.

31 Герасимова K.M. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в 19. - н.20 вв. - Улан-Удэ, 1957.; Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930 гг.) - Улан-Удэ, 1964.; Сущность изменения буддизма - Улан-Удэ, 1965.

32 Герасимова K.M. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930 гг.) - Улан-Удэ, 1964. - С. 10.

Данзанова A.A. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920-30 годы. - Диссерт. на соиск. уч.ст. к.и.н. - Улан-Удэ, 1998.

34 Эйнгорн И.Д. Октябрьская революция и позиции церковников Западной Сибири. - Новосибирск, 1969.; Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937гг.). - Томск, 1982.

35 Шишкин A.A. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви. - Казань, 1970

36 Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80 годы XX столетия). -М., 1984.

37 Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX в. - М., 1982.

38 Минерт JI.K. Памятники архитектуры Бурятии - Новосибирск, 1983.

39 Кочетов А.Н. Ламаизм. - М., 1973.

40 Цыбикжапов В.Б. Ламаизм в Бурятии (опыт этно-социологического анализа). - Л., 1978.

41 Жуковская Н.Л. Ламаизи и ранние формы религии. - М., 1977; Ламаизм. -М„ 1983.

42 Мотицкий В.П. Старообрядчество Забайкалья - Улан-Удэ, 1976.

43 Шахнович М.И. Закат иудейской религии. - М., 1969

44 Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. - М., 1972.; Ислам в СССР: Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. -М„ 1983.

45 История СССР с древнейших времен и до наших дней. - М., 1967.

46 История КПСС. - М., 1967.

47 История Сибири. - М., 1968.

48 История Бурятской АССР. - Улан-Удэ, 1959.

49 Очерки истории Бурятской организации КПСС. - Улан-Удэ, 1970.

50 Очерки истории культуры Бурятии. - Улан-Удэ, 1974.

51 Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - М., 1987.

52 Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. - М., 1989.

53 Русское православие: вехи истории. - М., 1989. - С.8.

54 Васильев Л.С. История религий Востока - М., 1988.

55 Крывелев И. А. История религий. - М., 1988.

56 Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. - Новосибирск, 1987.

57 Абаева JI.JI. Модернистские тенденции в современном буддизме. - Улан-Удэ, 1988.-С.82.

58 Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск, 1989.

59 Герасимова K.M. Буддизм и онтология традиционных верований.// Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. - Новосибирск, 1990.

60 Пубаев P.E., Санжиев Г.Л. 250-летие буддизма в Бурятии и России// 250 летие официального признания буддизма в России. - Улан-Удэ, 1991.

61 Гайлит O.A. Отношения Советского государства и православной церкви в 1917-1940 гг.: новые проблемы и современные исследовательские возможности// Отечественная историография и региональный компонент в образовательных программах: проблемы и перспективы. - Омск, 2000. -С.209.

62 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. - М., 1991.

63 Одинцов М.И. Государство и церковь: история взаимоотношений (1917-1938гг.)-М., 1991.

64 Савельев С.Н. Бог и комиссары.// Социологические исследования. - 1991, №2.

65 Васильева О.Ю. Изъятие церковных ценностей в 1922 г.: некоторые аспекты проблемы// Религия, общество и государство в XX веке. - М., 1991.

66 Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. - М., 1995.; Православная церковь в истории Руси, России и СССР. - М., 1996. fH

Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 19171927 гг. //Вопросы истории. - 1993, №8.; Православная церковь в 1927-1943 гг.// Вопросы истории. - 1994, №4.

68

Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история: власть и церковь в Советской России (октябрь 1917 - конец 1930 гг.). - Волгоград, 1997. 69 Левченко И.В. Русская Православная церковь и государство. - Иркутск, 1997.

70 Хрестоматия по истории России: 1917-1940гг. - М., 1995.; Огнем большевизма по русскому православию. (Документы) //Религия и церковь в Сибири. - Тюмень, 1996. - Вып.9.

71 Архивы Кремля: Политбюро и церковь. 1922-25 гг. В 2 Кн. - М.Новосибирск, 1997.

72 Алексеев В.А. Указ.соч.; Покровский H.H. Политбюро и церковь, 1922-25 гг./ Новый мир. - М., 1994, №8.; Петров С.Г. Секретная программа ликвидации русской церкви: письма, записки и почто-телеграммы Л.Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП (б) (1921-1922гг.). //Сибирская провинция и центр: культурное взаимодействие в XX веке. - Новосибирск, 1997.

За Христа пострадавшие: гонения на Русскую Православную церковь, 1917-1956 гг.-М., 1997.

74 Кошеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и РПЦ. 1917-1945. - СПб, 1995.

75

Неживых В.А. Взаимоотношения партийных и советских органов с Православной церковью в 1920-29 гг. (на материалах Западной Сибири). -Автореф. диссерт. на соиск. уч.ст. к.и.н. - Омск, 1998.

76

Петров С.Г. Миряне сибирских епархий русской церкви в ежедневных сводках информационного отдела ГПУ 1922 г.; Доброновская А.П. К вопросу о расколе православной церкви в 1922 г. в Енисейской губернии и о роли местных органов власти в его распространении.// Исторические судьбы православия в Сибири. - Иркутск, 1997.

77 Паламарчук A.B. Антирелигиозная пропаганда в Сибири в 20 годы XX века: некоторые аспекты проблемы// Проблемы истории Сибири накануне XXI века. - Иркутск, 2000.

78

Митыпова Е.С. Без вины виноватые: о судьбе священнослужителей православной церкви Забайкалья// Правда Бурятии. - 1997, 13 марта; НКВД и православная церковь Бурятии (1920-30 гг.) //Из истории спецслужб Бурятии. - Улан-Удэ, 1997.; Православные храмы Забайкалья. Улан-Удэ, 1997.

Михайлова В.Т. Православие в духовной культуре бурят. - Автореф. диссерт. на соиск. уч.ст.к.и.н. - Улан-Удэ, 1997.; Православие в духовной культуре бурят (30-е гг. 17 века- 1917 г.). - Улан-Удэ: ВСГТУ , 1999.

80 Замула И.В. Культурная жизнь Верхнеудинска. - Автореф. диссерт. на соиск. уч.ст.к.и.н,- Улан-Удэ, 1997.

81 Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. - М., 1991.

82 Наумова O.E. Иркутская епархия XYIII - первая половина XIX вв. -Иркутск, 1996.

83 В.И. Косых. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции. - Чита, 1999.

84 Дулов A.B. Русское православие: очерк истории. Улан-Удэ, 2000.

85 Базаров Б.В. Общественно-политическая жизнь 1920-50 гг. и развитие литературы и искусства Бурятии. - Улан-Удэ, 1995.

86 Шагдуров Ю.П. Государство и религиозные конфессии Бурятии в 1920-30 гг.// Исследования по истории Сибири, Центральной и Восточной Азии. -Улан-Удэ, 1998.

Доржиев Д.Л. Социально-политический протест и вооруженные выступления крестьянства. - Улан-Удэ, 1996; К вопросу о проведении «антирелигиозной» компании в Бурятии на рубеже 1920-30 годов// Бурятский буддизм: история и идеология. - Улан-Удэ, 1997; Буддизм и антирелигиозная компания в Бурятии рубежа 1920-30 гг. // Цыбиковские чтения. - Улан-Удэ,

1998.

88

Дамдинов A.B. Агван Доржиев в обноленческом движении бурятского буддийского духовенства// Бурятский буддизм: история и идеология. - Улан-Удэ, 1997.; Номогоева В.В. Из истории борьбы с религией в 1920-30 гг.; Данзанова A.A. Буддизм в Бурятии в 11920-30 гг.// Банзаровские чтения- 2. -Улан-Удэ, 1997.; Баторов С.Е. Отношение государства и церкви после февральской революции и в первые годы Советской власти.// Исследования по истории Сибири, Центральной и Восточной Азии. - Улан-Удэ, 1998.

89 Дамдинов A.B. Жизнь и деятельность Агвана Доржиева в трудах российских и зарубежных исследователей.// Исследования по истории Сибири, Центральной и Восточной Азии. - Улан-Удэ, 1998.

90 Данзанова A.A. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920-30 годы. - Диссерт. на соиск. уч.ст. к.и.н. - Улан-Удэ, 1998.

91 История старообрядческий церкви: краткий очерк. - М., 1991.

92 Старообрядчество в России (17-18 вв.) - М., 1994.

93 Старообрядчество в России (17-20 вв.) - М., 1999.

94 Болонев Ф.Ф. Семейские. - Улан-Удэ, 1992.; Старообрядцы Забайкалья в 18-20 вв.- Новосибирск, 1994.; Старообрядцы Забайкалья и Алтая: опыт сравнительной характеристики. - Барнаул, 2000.

95 Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. - М., 1996.; Исламское возрождение в современной России. - М., 1998.; Исламская традиция в российском обществе 1990 гг.// Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России. - М. , 1998.; Ислам: вопросы истории, культуры, философии. - Нижний Новгород, 1995.

96 Кальмина JI.B., Курас JI.B. Еврейская община в Западном Забайкалье (60 гг. 19 века - февраль 1917 г.) - Улан-Удэ, 1998.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Цыремпилова, Ирина Семеновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале XX века на территории Бурятии были представлены основные религиозные конфессии (православие, буддизм, старообрядчество, ислам, иудаизм, католицизм), что определяло специфичность региона. Ламство, священники, уставщики и начетчики, раввины, муллы и другие служители культа среди населения пользовались огромным влиянием при формировании общественного мнения.

Октябрьская революция 1917 г. вызвала кардинальные изменения в области социальной и культурной жизни государства, что и определило изменение положения всех религиозных конфессий как социально-религиозных институтов.

С первых же дней существования Советского государства начинает формироваться законодательная база по религиозному вопросу. Основополагающим стал ленинский Декрет "Об отделении государства от церкви и школы от церкви" 1918 г, который лишил религиозные общества прав юридического лица. Законодательный массив Советской власти был направлен в первую очередь против Русской Православной церкви, как самой многочисленной и распространенной на территории страны и как идеологического оплота свергнутого самодержавия, однако, он оказал серьезное воздействие на все религиозные конфессии и религиозные институты.

Период 1917-22 г. на территории Бурятии характеризуется частой сменой власти и политических курсов, что обусловило особенности практической реализации политики Советской власти по отношению к религиозным конфессиям. Основные ограничительные мероприятия по отношению к религии, проводимые Советской властью, начались с 1920 г. после образования Бурят-Монгольских автономных областей в составе ДВР и РСФСР.

Практическими результатами религиозной политики Советского государства на территории Бурятии стало лишение юридической силы права любых религиозных учреждений на ведение актов гражданских состояний, запрещение преподавания религиозных предметов, ограничения в порядке предоставления работы священнослужителям и др. Эти мероприятия вызвали откровенное сопротивление со стороны органов церковного управления, а также определенное недовольство со стороны верующих.

Для решения религиозных вопросов местным органам власти была предоставлена определенная степень самостоятельности в зависимости от особенностей региона. Это учитывалось в Бурятии, особенно по отношению к буддизму и другим немногочисленным религиозным конфессиям.

После образования в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР, правовое положение религиозных институтов стало определяться общим советским законодательством.

В Бурятии в период становления национальной государственности церковно-государственные отношения претерпевают определенные изменения. Советское государство от тактики открытой войны с религией переходит к планомерной антирелигиозной пропаганде, политике веротерпимости, налаживанию партнерских взаимоотношений с церковными организациями. Однако это не означало изменения основной политики власти по отношению к религиозным конфессиям, хотя религиозные конфессии со своей стороны заявляли о своей лояльности по отношению к существующей власти, избрав, таким образом, наиболее приемлемый способ взаимного сосуществования.

Опираясь на указания центральных органов власти, на местах с целью ослабления деятельности религиозных институтов применяют широкий комплекс мероприятий экономического, политического, культурного плана. Однако первостепенное значение органы Советской власти придавали экономическим ограничениям: налогообложение как с духовенства и с культовых зданий, различные формы страхования, национализация церковных земель, учет и реквизиция церковного имущества. В отношении культовых зданий стала широко применяться их передача под культпросветнужды, были запрещены всякие религиозные процессии. Все эти меры встретили сопротивление со стороны верующих.

Изменение тактики Советской власти по отношению к религиозным конфессиям проявилось в форме организации и проведения обновленческого раскола в буддизме и православии. Его истоки, условия, в которых он протекал, в обоих случаях сходны: с одной стороны, инициированный и организованный властями обновленческий раскол сыграл определенную роль в отходе верующих масс от церкви; с другой стороны, церковь путем реформ пыталась приспособиться к новым историческим реалиям.

В период становления национальной государственности в БМАССР антирелигиозная борьба была направлена в первую очередь против буддийской конфессии. Об этом свидетельствует законодательные акты, принятые в 1923-25 годы и комплекс мероприятий, особенного экономического плана. Основным законодательным актом по отношению к буддийской церкви стало Постановление ЦИК и СНК БМАССР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" за №221 от 17 декабря 1925 г. Результатом проводимой политики стало сокращение и эмиграционное движение ламства, национализация дацанов и их имущества, упразднение института хуварачества.

Ведущая роль при осуществлении контроля и определении всей политики Советской власти на территории Бурятии по отношению к религии принадлежит созданным антирелигиозным комиссиям при обкоме и аймисполкомах. Для практической реализации антирелигиозной политики на территории Бурятии организуется Союз безбожников.

По всей стране, в том числе и по Бурятии произошли качественные изменения в церковно-государственных отношениях. Во-первых, в основном была выполнена буржуазно-демократическая программа в части решения "религиозного вопроса". Во-вторых, наиболее крупные и влиятельные религиозные организации провозгласили курс политической лояльности к Советской власти. В-третьих, накоплен был теоретический и практический опыт регулирования самых различных сторон жизнедеятельности религиозных объединений, их отношений с государственными, общественными, хозяйственными и иными организациями.

Сложившаяся в стране социально-экономическая и политико-идеологическая ситуация к концу 1920-х годов требовала определенных изменений в церковной политике. Нужно было отказаться от ограничений деятельности религиозных организаций, обусловленных политикой военного коммунизма, выработать новые формы взаимоотношений государства и церкви. Объективно необходимым было формирование органа, ведавшего церковной политикой, и выработка общесоюзного законодательства о религиозных организациях. Однако усилившиеся противоречия внутри партийно-государственного аппарата не дало возможности конструктивного развития государственно-церковных отношений. Ситуация усугублялась также тем, что в общественное сознание привносится теория И.В.Сталина об обострении классовой борьбы по мере укрепления социализма. В этой связи основным стал призыв бороться с религией не как с "отвлеченной идеей о Боге", а как с контрреволюционной силой.

Рубеж 1920-30 годов стал коренным переломом в истории страны, что естественным образом отразилось на отношениях государства и церкви. После непродолжительного периода «религиозного нэпа» партия и государство приступили к следующей стадии борьбы с религией. Антирелигиозная компания стала составной частью программы, направленной на осуществление массовой коллективизации, основным препятствием которой объявлялись религиозные институты. 8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принимает постановление «О религиозных объединениях», которым было достигнуто, подчинение церкви путем административных мер, направленных на установление полного партийно-государственного контроля над религиозной жизнью.

1929 год стал границей между относительно лояльным периодом отношений государства и церкви и началом массовых гонений на религию. В

Бурятии антирелигиозная компания, развернувшаяся в первой половине 1930 гг., характеризуется ярко выраженным репрессивным характером мероприятий по отношению к религиозным институтам. Это доказывается многочисленными и зачастую насильственными фактами закрытия культовых зданий, изъятием богослужебного имущества, арестами, обысками, преследованиями не только духовенства, но и простых верующих.

В Бурятии в первой половине 1930-х годов религиозная политика государства продолжала развиваться во всех основных направлениях: агитационно - пропагандистском, культурно - просветительском и административно - запретительном. Последнее направление в рассматриваемый период стало доминирующим. Что в свою очередь явилось причиной массовых крестьянских выступлений, в которых активную роль играло духовенство.

Эскалация антирелигиозной борьбы в первой половине 1930 гг. стала одним из первых мощных ударов по религии и церкви, ее задачи сводились к радикальному ослаблению позиций религии в Бурятии, борьбе с религиозностью населения.

Вторая половина 1930-х годов рассматривается как период окончательного удара по религии, несмотря на принятие новой Конституции СССР, с которой были связаны надежды на демократизацию общественной жизни и укрепление законности. Союзное законодательство о религиозных культах находилось в состоянии разработки, но так и не вступило в действие.

Коренным образом обстановка в стране изменилась после известного февральско-мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 г., санкционировавшего большой террор. Массовые политические репрессии захватили различные социальные, политические и профессиональные группы. В БМАССР административный раздел 1937 года с выделением Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов оказал влияние на общественно-политическое и социально-экономическое развитие республики.

Вторая половина 1930-х годов рассматривается как последний и самый жестокий этап уничтожения инакомыслия в стране. Разумеется, церковь и верующие оказывали сопротивление социалистическому строительству, религиозные организации призывали не нарушать прежних традиций жизни, саботировать решения новой власти. В 1937-38 гг. в Бурятии был принят ряд законодательных актов ЦИК и СНК БМАССР, Бурят-Монгольского Обкома ВКП (б), направленных на усиление антирелигиозной борьбы, свертывание деятельности священнослужителей. Наряду с административными мерами, выражавшихся в закрытии зданий культа, уничтожения церковного имущества, широко проводились карательные меры. Священнослужители обвинялись в шпионаже, диверсионных действиях, разложенческо-вредительской работе в колхозах и совхозах. Фактически большинство подобных обвинений оказались несостоятельными.

К 1940 г. «религиозный вопрос» был окончательно разрешен. Антирелигиозная политика Советского государства пришла к своему логическому завершению. Результатами этой политики стало то, что на территории республики не осталось ни одного действующего здания культа, богослужебное имущество было окончательно изъято, духовенство подверглось террору и насилию.

Таким образом, исследование темы "История взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии в 1917-1940 гг." позволяет сделать следующие выводы:

История взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии в 1917-1940 гг. представляет собой эволюцию того, как эти отношения развивались от мирного сосуществования к откровенному противостоянию. С первых дней существования Советского государства политика по отношению к религиозным конфессиям была направлена на ограничение деятельности религиозных институтов и искоренения религиозности населения. Смена политических курсов в 1917-1922 гг., становление и укрепление национальной государственности в Бурятии в

1923-1929 гг. отразились и на церковно-государственных отношениях. Церковь стремилась приспособиться к новым историческим условиям, что нашло выражение в заявлениях о лояльности к существующей власти. Советская власть избрала новую тактику веротерпимости, установления партнерских взаимоотношений с церковными организациями.

Рубеж 1920-30-х годов, 1937 год стали переломными моментами в истории взаимоотношений государства и религиозных конфессий в 1930 годы. Как и в целом по стране, в Бурятии политика государства по отношению к религиозным конфессиям в 1929-1940 годы носила ярко выраженный репрессивный характер; административные и карательные меры, преследования духовенства и верующих, откровенное оскорбление их чувств, антирелигиозная пропаганда привели в итоге к прекращению официальной деятельности религиозных обществ. Однако, весь комплекс антирелигиозных мер, предпринятых Советской властью, окончательно не уничтожил потребность людей в религиозной вере. Сознание большей части населения оставалось религиозным.

Рекомендации по теме взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии заключаются в возможности использования обобщенного фактического материала и основных выводов при создании обобщающих трудов по истории Сибири и Бурятии, истории религиозных конфессий Бурятии. Результаты исследования могут быть учтены в работе современных структур власти, при разработке законодательства по религиозной политике среди многоконфессионального населения республики, при анализе общественных отношений и т.д. Также возможно использование материалов исследования при преподавании отечественной истории в вузах и школах, при разработке спецкурсов по истории Бурятии, в краеведческой работе.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.