Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Шарапова, Нина Николаевна

Диссертация и автореферат на тему «Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 54764
Год: 
1998
Автор научной работы: 
Шарапова, Нина Николаевна
Ученая cтепень: 
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
13.00.02
Специальность: 
Теория и методика обучения (по отраслям знаний)
Количество cтраниц: 
159

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шарапова, Нина Николаевна

В В Е Д Е Н И Е.

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА "ДЖАНГАР" В КАЛМЫЦКОЙ ШКОЛЕ.

§1. Современное литературоведение о калмыцком эпосе.

§2. Методисты прошлого и настоящего об изучении эпических фольклорных произведений.

§ 3. Анализ программ и учебников по калмыцкой литературе в аспекте темы исследования).

§ 4. Состояние изучения калмыцкого героического эпоса

Джангар" в школах Республики Калмыкия.

§ 5. Нравственно-эстетические традиции калмыцкого эпоса, как средство гуманистического воспитания учащихся на уроках калмыцкой литературы.

Глава 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КАЛМЫЦКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА

ДЖАНГАР".

§ 1. Основные пути, методы и приемы гуманистического воспитания учащихся в процессе системного изучения калмыцкого эпоса на уроках литературы.

§ 2. Гуманистическое развитие учащихся в процессе изучения калмыцкого героического эпоса "Джангар".

§ 3. Внеклассная работа, типы и виды уроков факультативных занятий, их роль в гуманистическом воспитании школьников.

§ 4. Результаты эксперимента

ЗАКЛЮЧ Е Н ИЕ.

П Р ИМЕ Ч АН ИЯ.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы"

В современных условиях широкой демократизации нашего общества активизируется интерес народа к своей истории, культуре, возрастает значимость родного фольклора, как духовного наследия, имеющего огромную идейно-эстетическую и нравственную ценность.

В своей многовековой истории калмыцкий народ создал уникальный фольклор, отличающийся глубоким содержанием, высокой художественностью и большим жанровым разнообразием, представляющий богатый познавательный материал для изучения традиции, истории, быта народа, его идеалов, национального характера и языковых особенностей.

Уникальный памятник духовной культуры калмыков героический эпос "Джангар" является вершиной и частью их богатого устного на родного творчества.

Народ любит и бережно хранит чистое и мудрое искусство своих эпических песен, сказок и легенд. Но самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его создании священным, является грандиозная героическая эпопея "Джангар"1.

Однако проблема изучения эпоса ^Джангар" в современной калмыцкой школе не стала еще предметом специального исследования .

Здесь можно говорить лишь о некоторых публикациях литературоведческого характера /С.К.Каляев, А.Ш.Кичиков, Б.Б.Оконов, Н.Ц.Биткеев и др./

Вследствие отсутствия специальных методических исследований по изучению фольклора учителя не уделяют должного внимания организации активного эмоционального восприятия учащимися произведений устного народного творчества, не придают зн!р*ения анализу их содержания, не используют активные методы и приемы в процессе изучения устного народного творчества. В результате богатейшая идейно-нравственная и гуманистическая ценность родного фольклора не становится достоянием учащихся, знания их поверхностны, низок уровень умений и навыков.

Актуальность темы исследования. Данная диссертация появилась в тот период истории, когда заканчивается XX век, такие даты обязывают ученых подводить определенный итог прошлому и строить планы на будущее. Одной из важнейших задач нового тысячелетия является воспитание нового человека, формирование личности будущего, которая будет жить в 3-ем «цйсячелетии.

Распад огромной державы на ряд суверенных территорий не мог не повлиять на мировоззрение человека, опасность, что в школу проникнут идеи национализма, шовинизма заставила нас взяться за тему гуманистического воспитания личности на примере изучения великого памятника калмыцкого народа "Джангар".

Нельзя допустить чтобы народы России не имели своего взгляда на жизнь, а руководствовались стандартами и идеалами, навязываемыми извне. Много столетий народ России имел свою систему и воспитания подрастающего поколения. Национальная система воспитания любого народа России должна быть направлена на формирование целостной личности и ее национального самосознания, нравственно-эстетического отношения человека к действительности .

Родной язык, многогранное народное творчество: фольклор, мифология, искусство — все это является действенным средством воспитания будущего гражданина третьего тысячелетия, в формировании у подрастающего поколения качеств патриота и гражданина .

Принципом построения учебно-воспитательного процесса современной школы должно быть диалектическое единство трех начал: национального, межнационального и общемирового, которое позволяет учащемуся почувствовать свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.

Формирование гуманистических отношений предполагает, что основным условием становления общечеловеческих ценностей, руководством к действию будет рассмотрение национальных особенностей с позиции нравственных категорий гуманизма, красоты, истины.

В настоящее время особенно важно осознание Человеком, обществом приоритетных общечеловеческих ценностей.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что актуальность нашего исследования определяется социальной значимостью и практической необходимостью создания научно обоснованной методической системы изучения эпоса "Джангар" на уроках калмыцкой литературы.

Объектом исследования избран процесс изучения калмыцкого народного эпоса "Джангар" на уроках родной литературы.

Предмет исследования - методика изучения героического зпоса "Джангар" в 5-11 классах школ Калмыкии.

Рабочая гипотеза.

Систематическое и целенаправленное гуманистическое воспитание учащихся в процессе изучения калмыцкого народного эпоса "Джангар" способствует:

- приобщению учащихся к духовным ценностям калмыцкого народа;

- более осмысленному пониманию нравственно-эстетической ценности народного творчества;

- формирование гуманистических отношений через рассмотрение национальных особенностей с позиции нравственных категорий гуманизма, красоты, истины;

- воспитание любви и уважения к общечеловеческим ценностям, к прошлому своего народа, народов России.

Цель исследования. Разработать и экспериментально проверить такую систему гуманистического воспитания при изучении калмыцкого народного эпоса "Джангар", которая бы способствовала формированию духовной личности современного гражданина Калмыкии .

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были выдвинуты следующие основные задачи:

1. Определить место и роль выдающегося памятника калмыцкого народного творчества в системе литературного образования и воспитания в калмыцкой школе.

2. Создать методическую систему изучения Джангариады в аспекте гуманистического воспитания учащихся.

3. Разработать методические, литературоведческие предпосылки для создания различных видов учебных пособий по изучению Джангариады в аспекте гуманистического воспитания.

4. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать оптимальные методы и приемы формирования гуманистических идеалов в ходе изучения калмыцкого народного эпоса "Джангар".

К осуществлению поставленных задач привлекались следующие методы исследования:

- теоретический (изучение и анализ литературы по теме исследования) ;

- социально-педагогический: (анализ действующих программ и учебных пособий по калмыцкой литературе, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, качественно-количественный анализ устных и письменных ответов учащихся, целенаправленное наблюдение за учебным процессом); экспериментальный: (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Методологической основой исследования являются труды по в философии, литературоведению, дидактике, педагогике, психологии, методике преподавания русской и национальной литератур, а также документы по вопросам народного образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в истории калмыцкой школы выявлены возможности гуманистического воспитания учащихся при изучении народного эпоса "Джангар"; создана методическая система изучения эпоса в аспекте формирования гуманистических идеалов школьников;

Рассмотрены пути формирования гуманистического мировоззрения учащихся 5-11 классов в общей системе литературного образования и воспитания.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении программ, учебно-методических пособий и хрестоматий по изучению калмыцкого на родного эпоса для национальной калмыцкой школы.

Апробация работы проведена в ряде школ республики:

Ханатинской, Ики-Бухусовской средних школах, в средних школах N 17, N 19 г.Элисты.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры методики преподавания калмыцкого языка и литературы Калмыцкого государственного университета, на заседаниях лаборатории гуманитарного образования Института национальных проблем образования, на районных и городских метод объединениях учителей калмыцкого языка и литературы школ Республики Калмыкия.

На защиту выносятся следужхцие положения.

1. Героический эпос калмыцкого народа является одним из ведущих компонентов в общей системе литературного образования и воспитания калмыцких учащихся.

2. Изучение калмыцкого эпоса во взаимосвязи с уроками русской литературы, истории, изобразительного искусства, музыки является важным условием формирования нравственно-эстетических, гуманистических представлений учащихся.

3. Культурологический подход к изучению народного калмыцкого эпоса приобщает школьников не только к родной культуре, но и общероссийской, развивает умение и навыки восприятия художественного богатства Джангариады.

-84. Воспитание гуманистических идеалов в процессе изучения калмыцкого народного памятника "Джангар" возможно при условии координации различных видов деятельности работы на уроках, факультативных занятиях, уроках внеклассного чтения и различных видов внеклассной работы.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения (по отраслям знаний)", Шарапова, Нина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования, проведенные нами в данной работе, позволяют утверждать, что уникальность калмыцкого героического эпоса "Джангар" прежде всего в том, что он является ".вершиной устного художественного творчества калмыцкого народа, стоящая на одном уровне с великими памятниками мирового народного искусства . ."п.

Калмыцкий эпос содержит ценнейший материал для научного освещения его многогранных аспектов. Отсюда пристальное внимание литературоведов, лингвистов, историков, психологов, философов, этнографов к этому древнейшему памятнику.

И как бы ни расходились их взгляды на отдельные вопросы социально-этнической, традиционно-бытийной и национально-культурной сторон жизни, какими бы различными ни были их научные концепции, все они едины в оценке калмыцкого эпоса, как выдающегося памятника мировой цивилизации. Это определяет значительную роль изучения фольклора на уроках родной литературы в формировании мировоззрения учащихся, так как в ходе анализа произведений устного поэтического творчества школьники осознают всю значимость культурного наследия своего народа, формирующего в их сознании четкие представления об этико-эстетическом идеале, соответствующие в конечном счете их социально-нравственному и гуманистическому развитию.

Вместе с тем с сожалением приходится констатировать чрезвы чайную скудность и сегодня научно-методической разработанности калмыцкого фольклора и в особенности калмыцкого эпоса "Джангар", многогранность нравственно-этических и гуманистических мотивов которого остается за пределами школьного изучения. Это обстоятельсво тормозит подлинно активное дидактическое включение эпического творения калмыцкого народа в процесс школьного изучения, в результате чего в значительной мере объединяется арсенал действенных средств эстетического развития школьника.

Результаты экспериментального анализа показали, что литературоведческий материал, необходимый учителю для подготовки к уроку, представляет собой сложный и многогранный процесс гуманистического развития детей, в котором, несомненно, ведущая роль художественной литературы, как вида искусства, которая способствует развитию художественного вкуса и служит формированию представлений о гуманистическом идеале. Вследствие этого в общей системе школьного гуманистического развития художественная литература обладает большими возможностями всестороннего развития нравственного и гуманистического начала человека, его жизни и деятельности: с одной стороны, вырабатывает у учащихся умения оценивать произведения искусства, культуры, и в ракурсе этого содействует корректировке ими самими норм своего поведения в быту, в общении с природой и т.п., что в конечном счете содействует формированию в их сознании гуманистического идеала; с другой - прививает учащимся языковое чутье, способность проникнуть в богатство образной системы языка, так как прекрасное заложено в самой природе слова.

В этой связи рассматриваются три, проявившие себя продуктивными в гуманистическом развитии учащихся, подхода. Первый из них предполагает выработку на уроках литературы восприимчивости, развитого воображения, зоркости, а значит и умения видеть и слышать.

Второй подход - концентрация внимания в процессе обучения на развитии у школьников эстетического отношения к жизни -ориентирует на то, что начинать следует не с эстетической оценки литературных произведений, а с нравственной оценки раскрываемых в них жизненных явлений; характеров, персонажей и т.п. Так как именно осознанное отношение к этому импульсирует гуманистическое развитие учащегося.

И, наконец, основной задачей третьего подхода в системе гуманистического развития является воспитание у школьников эстетического отношения к литературным произведениям. В контексте этого акцент делается на недостатках изучения в школе калмыцкого фольклора вообще, и калмыцкого эпоса "Джангар", как главной его составляющей остается, в частности, что несмотря на значительное увеличение в действующих программах объема часов, отводимых на изучение калмыцкого эпоса, их составителями допущен существенный недостаток - ориентация на одностороннюю характеристику эпических образов без глубокого раскрытия социальной сущности каждого из них.

Эти же пробелы продолжают сохраняться и во вновь составленных учебниках.

Между тем художественная особенность калмыцкого эпоса предполагает и особенность методики его преподавания, так как выбор того или иного метода обучения находится в прямой зависимости от учебно-воспитательных целей урока, от особенностей изучаемого материала, специфики его восприятия, количества учебного времени.

Эти же факторы определяют не только выбор какого-либо от дельного метода обучения, но и сочетаемость методов и приемов, взаимосвязь ведущего метода с другими методами. Только в этом случае можно добиться желаемого результата процесса изучения калмыцкого эпоса, выработки у учащихся многогранного и целостного представления о калмыцком эпосе, знания наиболее значительных его вариантов, что в конечном счете составит прочную основу привития ученикам элементов калмыцкого восприятия и оценки жизни людей, их взаимоотношений.

В этом отношении уроки калмыцкой литературы представляют учителю широкие возможности для межпредметных связей, которые л раскрываются в процессе анализа произведений устного народного творчества и литературных произведений.

Объяснение этому исследованию единодушно находят в том, что художественное творчество всех писателей активно подпиты-валось богатыми родниками мудрого народного творчества, которое в одном случае, под пером писателя придает повествованию специфические оттенки и формы, характерные для народного творчества, в другом же - слова и выражения из народной сокровищницы широко вкрапливаются в то или иное художественное произведение .

Эти меткие и глубокие по смыслу выражения в умелых руках учителя могут стать благодатным материалом для обогащения словарного запаса учащихся и выработки у них нравственных ориентиров, жизненной позиции.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ произведений устного народного творчества (в дан ном случае калмыцкого героического эпоса "Джангар") способствует формированию не только литературных знаний, но и гуманистических и нравственных идеалов учащихся.

2. Работа над всесторонним раскрытием идейно-художественного содержания калмыцкого эпоса достигает цели только в том случае, если все компоненты текста (язык, тема, сюжет, образная система, идея, познавательные и эстетические функции произведения) направлены на развитие гуманистических взглядов учащихся, понимание ими художественной правды. Проникновение в сущность художественного шедевра устного народного творчества, в котором образное отражение жизни получает конкретную эстетическую форму, возможно лишь при условии создания единой целостной системы изучения калмыцкого героического эпоса "Джангар", как на уроках родной литературы, так и на факультативных занятиях и уроках внеклассной работы.

3. Целенаправленное использование текста калмыцкого эпоса для гуманистического развития приобщает учащихся к эмоциональному восприятию и способствует выработке навыков правильной оценки произведения, его идейной и художественной значимости.

4. Для устойчивого формирования у школьников гуманистических и нравственных идеалов в процессе изучения калмыцкого эпоса необходимо соблюдать преемственность в методах и приемах анализа художественного материала от класса к классу, соблюдая принцип усложнения.

5. Оценка художественного текста должна даваться в контексте гуманистического и нравственного явления в определенном ракурсе конкретной эпохи его создания на фоне современности с учетом специфики жанровых особенностей произведения.

6. В процессе изучения калмыцкого эпоса у школьников формируются и развиваются умения и навыки творческого, эстетического чтения, располагающие учащихся к самостоятельности читательского восприятия с привитием им в процессе обучения навыков свободного владения образной устной и письменной речью.

7. Предлагаемая система нравственно гуманистического развития учащихся при изучении калмыцкого эпоса может быть использована не только в калмыцкой национальной школе, но и в различных типах школ Республики Калмыкия.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. К изучению эпоса «Джангар» в калмыцкой национальной школе. Сборник аспирантских статей. М.,1998.

2. Нравственно-эстетическое воспитание учащимся при изучении эпоса «Джангар». ^Материалы научно-практической конференции, посвященной юбилею народного учителя Т.Д.Юрковой по теме: «Актуальные проблемы развития личности младшего школьника». Элиста, 1998.

3. Практический курс по современному калмыцкому языку. Пособие для студентов педагогического колледжа на калмыцком языке (в соавторстве, в производстве).

4 . Программа. Практикум по развитию речи на калмыцком языке (в соавторстве, в производстве).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шарапова, Нина Николаевна, 1998 год

1. Азадовский М.К. Литература и фольклор Л., 1938.

2. Алексеева П.Э. "Джангар" и джангароведение. Библиография. Элиста, 1988.

3. Арутюнова Н. Д. Речь. Русский язык: Энциклопедия. М.,1979.

4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.,1966.

5. Айзерман Л.С. Уроки, литература, жизнь. М., 1965.

6. Айзерман Л. С. Уроки гуманизма и гуманизм уроков. /Литература в школе/. 1989, N 4, с.67-77.

7. Бадмаев А.В. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969.

8. Бадмаев А.В., Оконов Б.Б. Родная литература (Хрестоматия для 10 класса на калм. языке). Элиста. 1994.

9. Беленький Б.М. Приобщение к искусству слова. М., 1990.

10. Бечак Б.А. Неиссякаемый родник. Детская литература и народное творчество. М., 1973.

11. Бирюкова С.К. Изучение эпических произведений /Методика преподавания русской литературы в IX-XI кл./ Л., 1989.

12. Бирюкова С.К. Специфика словарной работы на уроках литературы в IV-VII классах национальной школы. /Пособие для учителя/, Владикавказ, 1990.- 14616. Биткеев Н.Ц. Поэтическое искусство джангарчи. Элиста, 1982

13. Биткеев Н.Ц. "Джангар". Эпический репертуар Мукебюна Ба-сангова. Элиста, 1988.

14. Биткеев Н.Ц., Овалов Э.Б. Калмыцкий героический эпос "Джангар" // "Джангар". серия эпос народов СССР. М., 1990.

15. Бобровников А.А. Джангар. Калмыцкая народная сказка //Вестник РГО за 1854 г. кн.5, ч.12. СПб., 1855.

16. Бобровников А.А. Джангар. Вестник Императорского Русского Географического общества. СПб., ч.И, 1854.

17. Бодрова Н.А. Организация уроков внеклассного чтения /Внеклассная и внешкольная работа по литературе/ сб.ст. под ред. Ротковича Я.А. М., 1970. с.126-158.

18. Борисенко И.В. Географические реалии эпоса "Джангар" по картографическим источникам // Джангар, 1990.

19. Бочаров Г.К. Наблюдения за уроками литературного чтения по темам "Устная народная поэзия" Изв. АПН Вып. 109 - М., 1959.

20. Бочаров Г.К. За высокое мастерство учителя-словесника //Вопросы литературы, 1959, N2, с.87.

21. Бурдукова А.В. Время сложения эпоса "Джангар" //Ленинский путь, 1940.

22. Бурчинова JI.C. Истоки джангароведения в России //Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. М., 1982.

23. Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях /Поиск новых путей: из опыта работы. М., 1990, с.148-167

24. Вербовая Н.Н. Внеклассная работа по русской литературе /Методика преподавания русской литературы в IX-XI классах. Пособие для учителя. Л., 1989, с. 295-310.

25. Вербовая Н.Н. Урок выразительного чтения и его подготовка в среднем звене в национальной школе //Особенности изучения русской литературы в национальной ппсоле.

26. Межвузовский сборник статей) М., 1990, с.44-57.

27. Владимирцов Б.Я. Образцы монгольской народной словесности (Северо-Западная Монголия). (пер., вступит, ст., примеч.) монголо-ойратский героический эпос. Пб.ОМ., 1926.

28. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Д., 1934.

29. Воробьев П. Г. Работа над образными поэтическими средствами языка при изучении фольклора //Русский язык в школе. N5,1962 с.104.

30. Воловникова Г.М. Методика факультативов в X классе., М., 1981, с.8-45.

31. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе. Под ред. Мальцевой К.В. и Борисовой М.Н. Л., 1982, с.232-246.

32. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968. 576 с.

33. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования., 1956.

34. Галочкин Н.М. Внеклассное чтение произведений фольклора. Начальная школа, 1964, N1. С.54.

35. Галочкин Н.М. Пословицы как средство трудового воспитания и развития речи учащихся //В помощь учителю. Горький. 1961.

36. Гальперин Ю.М. Литературные вечера. М., 1974.

37. Голстунский К.Ф. Монголо-русский словарь. СПб., T.I-II, Т. III, 1893.

38. Дановский А.В. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М., 1990. С.99-120.

39. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М., 1981. 301 с.

40. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Перевод С.Лилкина. Предисловие О.И.Городовикова. М., 1940.

41. Дановский А.В. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М., 1990. С.99-120.

42. Джангар. Редакция, вступительная статья и примечания В.А.Закруткина. Ростов-на-Дону, 1940.

43. Джамцо Т. Особенности бытования "Джангара" в Синьцзяне //Джангар. 1990.

44. Джимгиров М.Э. Волшебные мотивы в "Джангаре" //Джангар. 1980.

45. Джимгиров М.Э., Кензеев С.А. Программа по родной литературе для 4-10 классов. Элиста. 1982.

46. Джимгиров М.Э., Кензеев С.А. Программа по родной литературе для 5-11 классов. Элиста. 1991.

47. Дугаров Д.С. Бурятские версии "Джангара" //Типологические и художественные особенности "Джангара". Элиста. 1978.

48. Дугаров Р.Н. К семантике названия "Бумба" страны Джангара //Джангар. 1990.

49. Дановский А.В. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М., 1990. с.99-12053.3абадаев С. Т. Использование краеведческого материала при изучении русской литературы //Методы преподавания русской литературы в IX-XI классах. Л., 1989. С.17-22.

50. Зеушева Т.А. Литературное краеведение как средство воспитания учащихся //Проблемы совершенствования методики изучения русских и родных языков и литератур в национальной школе. М., 1985, С.35-64.

51. Изучение родных литератур //Пособие для учителя. Под ред. Горбунова В.В. Л., 1982. 263 с.

52. Каган М.С. Эстетическое учение Чернышевского. Л-М., 1958, с.51.

53. Кичиков А.Ш. Дербетский говор (фонетико-морфологическое исследование), Элиста, 1963.

54. Кичиков А.Ш. Великий певец "Джангара" Ээлян Овла и джанга-роведение. Элиста, 1969.

55. Кичиков А.Ш. Типологические и художественные особенности "Джангара", Элиста, 1974.-14960. Кичиков А.Ш. Исследование героического эпоса "Джангар" (Вопросы исторической поэтики). Элиста, 1976.

56. Кичиков А.Ш. Стадиально-типологическая и жанровая характеристика национальных версий "Джангара". Доклад на V Международном конгрессе монголоведов. Улан-Батор, 1987.

57. Кичиков А.Ш., Баджаева М.Б. Родная литература (книга для чтения в 8-9 классах на калм. языке). Элиста, 1989.

58. Кичиков А.Ш., Бембеев Г.У. Родная литература для 5 класса (на калм. языке). Элиста, 1990.

59. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971. 23 с.

60. Козин С.А. Джангариада. Героическая поэма калмыков. Введение в изучение памятника и перевод торгутской его версии. МЛ., 1940.

61. Козин С.А. "Сокровенное сказание" Монгольская хроника г. Юань чао би ши. Монгольский обыденный изборник. М-Л., 1940.

62. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1987. 110 с.

63. Кон И.С. Психология ранней юности //Книга для учителя.,1989. 255 с.

64. Котельникова Е.П. Подготовка к уроку-семинару. //Литература в школе. 1988. N3. С.38-39.

65. Котвич В.Л. Джангариада и джангарчи. Типология и история монгольских народов. И.В.Л., М., 1958.

66. Курдюмова Т.Ф. В чем главное направление поиска? //Литература в школе. 1987. N2. 20-31 с.

67. Кугультинов Д.Н. ."Смиряется души моей тревога." //Джангар. Калмыцкий народный эпос. Новые песни. Элиста,1990.

68. Кудияров А. В. Художественный стиль калмыцкого эпоса "Джангар" и вопросы его исторической интерпритации. Ав-тореф. канд. дис., М., 1983.-15074. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. М., 1985.

69. Куулар Д.С. Сюжет о Джангаре в Туве. //Джангар. 1990.

70. Литература народов Российской федерации (библиографический словарь) составитель Хайруллин Р.3., общая редакция Нарто-ва, М.,1993.

71. Мацаков И.М., Бурулова С.Б. Родная литература (книга для чтения в 7 классе, на калм. языке). Элиста, 1992.

72. Методика выразительного чтения. Под общей ред. Завадской М., 1947. 175 с.

73. Методика объяснительного и выразительного чтения //Пособие для учителей национальных школ. Под ред. Мальцевой К.В. и Смеляковой З.С. Л., 1978. 260 с.

74. Методика преподавания русской литературы в 5-8 классах под ред. Савченко М.М., Тодорова Л.В., Вербовой Н.Н. Л., 1988. 363 с.

75. Методика преподавания русской литературы в 9-11 классах под ред. Нартова К.М. Л., 1989. 383 с.

76. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1991.

77. Михайлов Г.И. О времени возникновения былин монгольских народов //Уч. зап. КНИИЯЛИ. Вып.2. Серия филология. Элиста, 1962.

78. Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста, 1971.

79. Митиров А.Г. Древо жизни в эпосах тюрко-монгольских народов //Джангар. 1980.

80. Митиров А.Г., Гурова А.И. Идейные истоки страны Бумбы //Джангар. 1990.

81. Монраев М.У. "Джангар" и калмыцкая антропонимика //Джангар. 1980.

82. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.8 9. Мутырова 3.Б., Оконов Б. Б. Программа по калмыцкому языку и развитию речи в 1-4 классах национальной школы. Элиста, 1991.

83. Неклюдов С.Ю. Мифология "Джангара" и проблема формирования памятника //Джангар. 1980.

84. Неклюдов С.Ю. Мифы монгольских народов //Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1-2. М., 1980-1982.

85. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М., 1984.

86. Неклюдов С.Ю. Проблемы формирования эпоса "Джангар" //Джангар. 1990.

87. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М., 1971. 256 с.

88. Овалов Э.Б. Поэма "О поражении свирепого Хара Киняса" в калмыцком героическом эпосе "Джангар". Основные образы и поэтические особенности. Элиста, 1977.

89. Очиров У.У., Дораева Р.П. Программа по калмыцкому языку для 4-10 классов. Элиста, 1982.

90. Очиров У.У., Харчевникова Р.П. Программа по калмыцкому языку для 5-9 классов.

91. Павлов Д.А. "Джангар" и развитие калмыцкого литературного языка //Джангар. 1980.

92. Павлов Д.А., Менкенова М.Г. Программа по калмыцкому языку для 1-3 классов. Элиста, 1982.

93. Павлов Д.А., Менкенова М.Г. Программа по родному языку для 1-4 классов. Элиста, 1991.

94. Паляев В.О. Тибетские и санскритские лексические элементы в языке эпоса "Джангар" //Джангар. 1980.

95. Пантелеева Л.П. Типы семинарских занятий в старших классах //Литература в школе. 1988, N4. 22-39 с.

96. Пахутов А.Е. Отражение материальной культуры калмыков в эпосе "Джангар" //Джангар. 1980.

97. Пидкасистый П.И. Педагогика (учебное пособие). М., 1995.-152105. Позднеев A.M. Калмыцкая хрестоматия. СПб., 1892, 1907, 1911.

98. Пикина JI.B. Развитие познавательной деятельности и творческой активности на факультативных занятиях по литературе. Майкоп. 1980. 27-30 с.

99. Пособие для факультативных занятий /Под ред. Ладыженской Т.А. и Зепаловой Т.е. М., 1970.

100. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе. М., 1983. 17-22 с.

101. Пюрбеев Г.Ц. Эпос "Джангар": культура и язык. Элиста,

102. Пюрбеев Г.Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков. Элиста, 1996.

103. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения., 1985. 21-23 с.

104. Сабаев С.Б. Сочинения на литературоведческом материале //Литература в школе. 1989. N3-15.

105. Сангаджиева Н.Б. Об оригинальном и традиционном в песнях М.Басангова. Филологические вести. Т.2. Элиста, 1970.

106. Система обучения сочинениям в 4-8 классах /Под ред. Т.А.Ладыженской. 2-е изд. М., 1973.

107. Силкин Н.К. Типы и виды уроков внеклассного чтения и их роль в идейном, нравственном, эстетическом воспитании старшеклассников. //Литература в школе. 1978. 65-67 с.

108. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. Спб., 1864, 243-248 с.

109. Советский энциклопедический словарь. М., 1982. 861 с.

110. Ушинский К.Д. Собр.соч. М-Л., 1949. Т.6. 200-266 с.

111. Хайрулин Р.З., Бирюкова С.К. Литература народов России. Учебник-хрестоматия для 9-11 классов национальной школы. Спб.,1995, 496 с.

112. Тодаева Б.Х. Опыт лингвистического исследования эпоса "Джангар" научн. ред. Муниев Б.Д., Пюрбеев Г.Ц. Элиста, 1976.- 153121. Чареков С.J1. Наречие в эпосе "Джангар" //Джангар. 1980.

113. Черкизова М.В. Принцип образности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы. М., 1981. 84-95 с.

114. Чернышевский Н.Г. Песни разных народов. Полн. собр. соч. Т.2. 195-303 с.

115. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. Т. XIV. М.,1949, 249 с.

116. Чимидова А.К., Очиров У.У. Родная литература (книга для чтения в 6 классе, на калм. языке) Элиста, 1991.

117. Шивлянова В.К. Из опыта структурного анализа напевов "Джангара" //Джангар. 1990.

118. Шилова Л.И. О формировании эстетических понятий //Проблемы эстетического воспитания. М., 1970. 93 с.

119. Щербина В. Учение Чернышевского о красоте. Звезда, 1939,N8. 176 с.

120. Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста, 1985.

121. Эрдниев У.Э. "Джангар" важнейший источник изучения архитектуры и градостроительства //Джангар. 1990.

122. Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981.

123. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство). М., 1975.1. СЛОВАРЬ

124. Ага (ист.) дочь или супруга владетельного лица, госпожа, княгиня, княжна.

125. Аймак крупное административно-территориальное объединение подданного хана, нойона.

126. Албан повинность, подать (например, скотом).

127. Альчик (калм. "шага") астрагал, бабки.1. Арака молочная водка.

128. Аранзал (букв."боевой") - устойчивый эпитет богатырского коня Джангара.

129. Арза молочная водка двойной перегонки.

130. Аршан (из буддийской мифологии; от санскр."расияна")-целебный напиток; в эпосе - целительная влага, нектар, исцеляющий дождь.

131. Бердыш секира,боевой топор с лезвием в форме полумесяца и длинной рукоятью.

132. Бешмет калмыцкий мужской халат.

133. Бивэ музыкальный инструмент типа арфы.

134. Визе девичье платье свободного покроя с разрезными от локтя до подмышек рукавами.1. Бирмен черт, бес.

135. Богдо святой, божественный, августейший.

136. Бортог кожаный сосуд (род фляги) с высоким горлышком фигурной формы.1. Бум сто тысяч.

137. Бурхан будда; общее название буддийских божеств.

138. Бэрз древняя мера расстояния, равная примерно семи верстам.

139. Галзан белая полоса на морде лошади.

140. Ганджур" буддийское каноническое сочинение в 108 томах.

141. Гаруда царь-птица из буддийской мифологии.

142. Гелюнг ламаистский монах, закончивший духовную семинарию и сдавший экзамен на это звание.

143. Гюши разновидность серебра.

144. Дакинис в буддийской мифологии - небесные женские божества; в фольклоре - феи; в эпосе они колдовскими чарами пытаются сбить с пути богатырей, выполняющих боевое задание Джангара.

145. Данджур" буддийское сочинение в 225 томах.

146. Дара эк (матушка Тара) - в ламаистской мифологии - милосердное божество женского рода.

147. Дярбелджин четырехугольная циновка, подстилка.

148. Джангарчи певец, исполнитель эпоса "Джангар".

149. Джилинг название стрелы для лука.

150. Джодбо молитвенник, читаемый в дни поста (8, 15, 30-е число каждого месяца).

151. Джолум убогая юрта (из жердей и кошмы), жилище бедняков.1. Дзерен антилопа.

152. Докшиты свирепые буддийские божества; также называется текст молитвы этим божествам об избавлении от опасности, о сохранении жизни.

153. Дугту чехол (в эпосе - для хранения знамени)

154. Дунг музыкальный духовой инструмент в форме морской раковины .

155. Замбутит (санскр. Джамбудвипа) - в космологии буддизма -центр вселенной, один из материков земных. Центрально-азиатские буддисты иногда соотносили замкнутый с полуостровом Индостан.1. Зу буддийский монастырь.

156. Зункава (1357-1419) - реформатор ламаизма, основатель секты желтошапочников.

157. Зэрдэ ярко-рыжий (масть коня Джангара).

158. Кабарга животное из семейства оленей, с мускусным мешком на животе.

159. Калпа мифическая эра ( в космологии буддизма), насчитывающая пять тысячелетий.1. Катаур подпруга.

160. Келмерчи (фольк.) - оратор, златоуст, сказитель.

161. Кибир острая оперенная стрела для лука.

162. Кимир смесь кипяченой воды с молоком.

163. Кюлюк скакун конь богатыря.1. Лаври балдахин.

164. Лавшиг широкий просторный халат.

165. Лама высшее духовное лицо в иерархии калмыцкого буддийского духовенства.

166. Лан мера веса, равная 37,3 г; денежная единица.1. Луданг шелковый.

167. Майдар (Мээдр; санск.Майтрейя) - грядущий будда, который (согласно буддийской мифологии) придет на Землю, когда мир будет находиться под властью справедливого буддийского правителя .

168. Магтал хвала, хвалебная ода.

169. Мани (из тиб. "ом-мани-падме-хум" "да будет благословен рожденный в лотосе") - молитвенное благопожелание в честь Будды; флажки с молитвенными формулами.

170. Мангас чудовище-людоед. В эпосе он имеет человеческий облик, обладает недюжинной силой и неуязвимостью.

171. Махараджи тенгрин - хранители четырех стран света.

172. Мус антропоморфное чудовище, обычно с одним глазом.

173. Маха Гала (от санск.Махакала) - букв, "великий, темный"; грозное божество; одно из имен Шивы (воспринят буддизмом из брахманизма).1. Нойон князь, господин.1. Ном учение, книга.1. Нутук владение, кочевье.

174. Нягир эпитет к ханскому трону (серебряному), значение неясно, очевидно, выступает как его название.1. Очир Садо имя бодхисатвы.

175. Очир Вани (от санск.Ваджрапани) - грозное божество со скипетром (ваджра-Очир), охранитель буддизма; в ламаистской мифологии он является и громовержцем.

176. Очир-Гэрэл богатырь из эпоса "Джангар".

177. Отог крупное административно-территориальное объединение; крупное племенное объединение.

178. Панча-ракша ср.санск. "пангаракша", монг."бандзаракч"; в ламаистской мифологии - гений-хранитель.

179. Подпотник войлочная подкладка под потником на спине лошади.

180. Потник войлок, который кладется под седло.

181. Рагиня (тиб."dragini") небесная красавица, фея-волшебница .

182. Сайд приближенный владетельного лица; вельможа, сановник, министр.

183. Саха бита для выбивания альчиков (см.альчик)

184. Сенгчи распорядитель на пирах в ставке владетельного лица; кравчий.

185. Слово происходит от "сенг" ("бэря") ритуальное подношение напитка.

186. Сумеру в буддийской мифологии - название мировой горы.1. Сюме буддийский храм.

187. Таваг широкая деревянная посуда с низкими краями; поднос (обычно для подачи мясной пищи).

188. Тайдиси (ист.) князь, дворянин, господин.

189. Там ад; в эпосе он имеет две стороны - левую и правую.1. Тамга печать, клеймо.

190. Тарни молитва, заклинание.

191. Таталга повинность: подать, которую выплачивали скотом.

192. Тебеньки кожаные лопасти седла.

193. Темляк ременная петля из плети для надевания на руку. Тенгрий - небожитель.

194. Терлег женское платье без рукавов (типа сарафана). Тангутский - здесь тибетский.

195. Токуг подвеска, вплетавшаяся в косы замужней женщины. Торлок (букв."редко выделяющийся, высокий")- в эпосе -устойчивое определение к дворцу Джангара; также название дворца Джангара. Тул-Таймень; кит. Тулум - большой кожаный мешок.

196. Тунджуры сказочные резвые кони отборной породы. Тюмен - десять тысяч. Тюмемил - сановник.

197. Укрюк шест с петлей на коне для ловли лошадей. Улва - надеваемый под панцирь жилет, обычно подбитый пухом, защищающий от острого оружия.

198. Унины жерди, подпирающие дымоход юрты. Ура - боевой клич. Хадак - платок.

199. Халванг женский праздничный головной убор из бархата или шелка с высокой тульей, вышитый золотыми и серебряными нитями .

200. Хермег густая смесь кислого молока, оставшаяся после перегонки водки (араки) из цельного молока. Хорза - молочная водка тройной перегонки. Хормуста - глава тридцати трех небожителей. Хур - струнный смычковый инструмент.

201. Цахар поселение челяди, обслуживающий хурул или ставку хана.

202. Цагриг крестовина верхнего круга (дымника) юрты. Цур - свирель. Чембур - повод коня.

203. Чиндамани (дисиндамани) - драгоценный камень.- 159

204. Шагджамуни (Шакьямуни) будда.

205. Шабинеры ученики - послушники в ламаистском монастыре. Шалвар - шаровары.

206. Шивырлыки чехлы, надеваемые на заплетенные косы замужней женщины.

207. Шидди волшебство, заклинание.1. Ширя престол, трон.1. Шо косточка (гадальная)1. Шулмусы черти, дьяволы.

208. Шурак шест (в эпосе - наподобие палицы).

209. Ээдмег густая кислая масса, остающаяся после перегонки водки; творожная масса, творог.

210. Ээджи мать; бабушка; обращение к старой женщине. Эрвенг - нарядная рубаха свободного покроя, обычно из мягкого шелка.

211. Эрлик Номин-хан владыка подземного царства, ада. Эрцес - река Иртыш.

212. Ятха старинный щипковый музыкальный инструмент типа гуслей.

213. Ях междометие, соответствует слову "ох".

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 54764