Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Ибраева, Ляззат Бостановна

  • Ибраева, Ляззат Бостановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 169
Ибраева, Ляззат Бостановна. Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2004. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ибраева, Ляззат Бостановна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. Язык как социально-психологический феномен в его духовном влиянии на личностное развитие Человека.20

1.1. Специфика потенциального влияния процесса изучения иностранного языка на личностное развитие. 20

1.2. Гуманистическая ориентация процесса изучения иностранного языка в педвузе.43

1.3. Рабочее моделирование гуманистически ориентированного процесса преподавания иностранного языка в педвузе.58

ГЛАВА 2. Методическое обеспечение гуманистического влияния на личностное формирование процесса изучения иностранного языка . .79

2.1. Принципы гуманизации учебных занятий по изучению иностранного языка в педвузе.79

2.2. Методика формирования гуманистического отношения к Человеку в процессе учебных занятий. 101

2.3. Динамика формирования гуманистического отношения к Человеку у студентов при изучении иностранного языка. 124

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога»

Актуальность исследования. Современное общество стоит на путях реформ, содержанием которых является целенаправленное движение к цивилизованным странам, к качественно новому уровню жизни. Именно сейчас закладываются ценностные предпочтения, выступающие в качестве причины того или иного выбора пути развития. От характера утверждаемых ценностей зависит дальнейшее развитие любого общества. На первый план должна выйти новая концепция межэтнических отношений - формирование межнационального согласия. Начало XXI века ознаменовалось коренными изменениями в политических системах мира. Начавшийся обвальный передел собственности, деление людей по принципу «коренное население», «титульная нация», «исконно проживающие», «национальное меньшинство» и т.п. привело к тому, что межэтнические конфликты коснулись даже тех, кто целыми поколениями проживал бок о бок и не обращал внимания, на каком языке говорит его сосед, к какой национальности он принадлежит. Суверенизация может стать злом, если она приведет к локализации национального духа, выключению его из мирового духовного процесса. В настоящее время наблюдается следующая картина. Умело разжигаемые межэтнические и межконфессиональные конфликты приводят к тому, что у человека, увидевшего (услышавшего, прочитавшего) о преступлениях, совершенных представителем другого этноса, невольно складывается негативное отношение к этому этносу вообще. Он начинает ненавидеть все и вся, связанные с этим народом (язык, культуру и т.п).

Мы имеем возможность наблюдать за тем, как то и дело вспыхивают межнациональные розни, держится напряженность. В то же время наблюдаются расширение границ и рождение некоего человеческого единения (объединенная Европа, создание Союза четырех стран (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан)). Последние события мирового масштаба хорошо иллюстрируют картину национального взаимодействия. Олимпийские игры 2004 года в Афинах явились практическим свидетельством возможности единения стран. Они же показали, что политическое вмешательство в межнациональные интересы перекрывает, уничтожает, снимает это единение, возникает отчужденность, вражда, противостояние. Человечество должно понять, что оно само является неким феноменом. Возрождение гуманистической идеи Человека как наивысшей ценности — главный приоритет сегодняшнего дня.

Какие бы катаклизмы ни сотрясали мир, непреходящей гуманистической ценностью остается ценность самого человека, в котором представлен весь мир в его физическом, биологическом, социальном и духовном проявлении. Человековедение во все времена было объектом внимания философов, но и сегодня постижение природы человека остается одной из основных задач науки.

Человек одновременно является носителем национальной принадлежности и носителем общечеловеческих качеств.

На наш взгляд, XXI век должен стать веком воспитания новой формации людей, которые смогут разрешать это противоречие. Последние десятилетия бурно развивающейся технократии показали, что в погоне за призрачными идеями был забыт сам человек. Уже сегодня мы имеем целое поколение молодых людей, не способных сопереживать, у которых перед глазами многочисленные примеры (и призывы) быстрого обогащения: культ денег ставится превыше всего, а духовность, нравственность и мораль — для них смешные пережитки.

Силы образования должны быть положены на то, чтобы будущее нашей страны не оказалось в руках ограниченных, черствых и равнодушных людей. В противном случае, если человечество не примет в качестве приоритета этику, нравственность и сознание, мир может стать на краю новой катастрофы, порожденной бездушием, моральным уродством и старым мышлением. Проблемы, связанные с духовно-нравственным содержанием личности, с исследованием сущности и содержания культуры, составляют предмет интереса не только культурологии, философии, но и педагогики. Педагогика, как известно, есть наука о воспитании человека, о процессе формирования личностных качеств, познания самого человека, раскрытия, развития и формирования внутреннего духовного мира человека, перевода индивида в личность, объяснения смысла жизни человека, развития его способностей. Педагогика представляется нам смыслообразующей, ценностной и профессионально ориентированной наукой.

В возможностях педагогов организовать целенаправленное влияние на духовно-нравственный мир личности обучаемого, главное, чтобы сами педагоги серьезно осознавали реальную опасность, исходящую от отсутствия духовности и падения морали.

Коренные социально-экономические изменения в обществе резко повысили требования к процессу воспитания. Повысились требования к профессиональной подготовленности к духовно-нравственному воспитанию молодежи. В этом плане интересы развития экономики, науки, культуры, совершенствования межличностных и межнациональных отношений, самого человека как высшей ценности цивилизованного общества, как феномена мира требуют более прогрессивного и развернутого подхода к обучению и воспитанию молодежи. Культура отличается преемственностью, накоплением духовных и материальных ценностей, их передачей подрастающему поколению, она тесным образом связана с важными задачами духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Наблюдаемый сегодня кризис культуры проявился также в такой сфере общественной жизни, как духовно-нравственная, в которой стало очевидным разложение общественных -нравов. Философы, педагоги во все времена задумывались над вопросами о нравственном воспитании молодого поколения. Проблема ценностей как никогда остро встала перед нашим обществом. Как отмечает E.H. Аубакиров, «.постановка проблемы ценностей в условиях трансформационных процессов общества переходного периода вызвана необходимостью показать современный уровень развития аксиологический мысли, выявить реальные тенденции и существующие противоречия в ценностном сознании наших граждан» [22. С. 5].

По словам Москаленко А.Т., «на основе функционирующих в обществе ценностей у всякого индивида формируется личная система ценностей, или личная система ценностных ориентаций, которая приобретает форму некоторой совокупности принципов понимания социальной реальности, собственного поведения и поведения других людей» [167. С. 212-213].

Идея провозглашения человека как наивысшей ценности на земле, мечта о том, чтобы человека принимали как ценность независимо от цвета его кожи, разреза глаз и вероисповедания должна дойти до сердца каждого жителя планеты Земля. Следствием этого должен стать выход на изучение нескольких языков (овладение языком каждым ребенком для обогащения его опыта общения с миром).

Ян Амос Коменский считал, что нравственным воспитанием достигается управление человека собой. Он признавал главными вечными человеческими качествами доброту, мудрость, справедливость и мужество. Вопросы воспитания личности занимали центральное место в его трудах, посвященных вопросам нравственного формирования.

А. Дистервег писал, что любовь к своему народу и человечеству должна развиваться одновременно. Идеи гуманизма и равенства людей разных национальностей звучат в его трудах.

В работах К.Д. Ушинского идея Человека получила особое звучание, когда он говорил о воспитании гражданина России. Большой вклад в разработку теории внесли Ш.А. Амонашвили, Г1.П. Блонский, A.C. Макаренко, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.

Гуманистическая идея воспитания неотвратимо требует повышения профессионализма педагога. Рядом ученых (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) установлен и обоснован непреложный тезис о том, что успешное занятие многосложной педагогической деятельностью невозможно без особых личностных качеств педагога. Без них работа педагога будет непродуктивной.

Основным средством формирования личности студента является обучение, поэтому к личности преподавателя предъявляются большие требования. Изучение проблемы формирования личности учителя и его профессиональной подготовки, различные аспекты профессионально-педагогической подготовки изложены в исследованиях С.И. Архангельского, Н.В. Кузьминой, В.А.

Сластенина, Т.И. Шамовой, А.И. Щербакова (структурные элементы педагогической деятельности); P.M. Асадуллина, Ф.Н. Гоноболина, В.В. Давыдова , A.A. Красновского, Н.Д. Левитова, K.M. Маркарян (психология личности учителя); В.А. Кан-Калик, Н.Б. Крыловой, В.В. Серикова, E.H. Шиянова (особенности подготовки педагогов с учетом их личностного развития); B.C. Грехнева, Э.А. Гришина (культура педагогического общения и профессионально-эстетическая подготовка); Е.И. Артамоновой, Л.П. Илларионовой, Р.И. Лозовской (формирование и развитие духовно-нравственной культуры учителя); И.А. Зимней (гуманистические подходы к воспитанию).

Проблема межэтнических взаимоотношений и формирование культуры межнациональных отношений отражена в работах P.A. Дюсуповой, Л.И. Сексенбаевой, H.A. Асиповой. Проблему ценностей в переходный период рассматривают E.H. Аубакиров, Э.П. Вакс (формирование социокультурных ориентаций).

В последнее время появился ряд исследований, связанных с проблемой гуманистического, духовно-нравственного формирования личности (А Бейсенбаева., P.A. Дюсупова, Г.И Калиева), с проблемой ценностного подхода к формированию гуманистической направленности студента (В.П. Бездухов, A.B. Бездухов), с проблемой особенностей субъект-субъектного подхода при изучении иностранного языка в вузах культуры (В.Л. Баженов), с проблемой формирования ценностного эстетического отношения у старшеклассников (A.B. Хорошенкова). Духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения посвящены работы Т.П. Грибоедовой (подготовка учителя к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся), М.М. Мукамбаевой (духовная культура школы), С.Г. Макеевой (духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами уроков русского языка), A.B. Нестеренко (духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры), Т.И. Петраковой (гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания, подростков). Однако влияние изучения иностранного языка на формирование гуманистической личности студента педвуза пока еще находится в процессе исследования.

С одной стороны, в мире как никогда остро стал национальный вопрос. С другой стороны, разрушаются общечеловеческие ценности, и, прежде всего, ценности Человека как такового. Проблема межнациональной розни и людей разных национальностей требует разрешения и, в свою очередь, ставит особые задачи перед процессом воспитания личности педагога.

Современный мир испытывает большую потребность в человеке, осознающем свое значение, свою деятельность, способном понимать себя, особенности бытия и настоящего мира, культуру других народов. Человек является носителем духовности и средством ее развития. В нем заключается смысл мироздания, поэтому высшей ценностью на Земле является человек. Религия, политика, мировоззрение служат основой для разъединения народов, но идея Человека лишь одна способна объединить человечество. Никакая другая: ни религиозная, ни экономическая, ни политическая идея - не смогут этого сделать.

Межэтническое общение выступает областью проявления политических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей разных национальностей. Этот многогранный процесс человеческого взаимодействия охватывает личностные отношения, которые проявляются во взаимопонимании, сопереживании, желании понять и жить в соответствии с требованиями и потребностями многонационального общества.

От того, насколько ярко в человеке проявляется гуманистическая сущность, и от того, как высока общая нравственная культура, зависят характер и содержание межнациональных отношений. Нравственная культура личности в полной мере проявляется в уважении человека, человеческого достоинства независимо от его национальности, в соблюдении этики межнациональных отношений, в проявлении тактичности и терпимости к национально-культурным различиям.

Одним из факторов, способствующих содействию современного образования, является процесс изучения иностранного языка. Язык как учебная дисциплина имеет все возможности для успешного решения ряда задач и формирования духовной личности. Широкое информационное пространство еще не является гарантом развития языковых способностей личности. По мнению A.A. Леонтьева, овладение языковыми средствами и овладение языком как средством общения - это качественно различные процессы, обусловленные разным пониманием языкового развития. Развитие языковой личности связано с продвижением от элементарных свойств речи к осознанному ее построению, а через него - к спонтанной монологической речи, выражающей интеллектуально-духовное и национально-нравственное содержание этой личности.

В нашей работе мы хотим изучить этот фактор в его потенциальном влиянии на формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира. Язык имеет огромное значение в воспитании, посредством его передается весь накопленный духовно-нравственный опыт предыдущих поколений. Демонстрация возможностей языка побуждает у обучаемых желание изучать его, вызывает уважение к языку, к человеку как к создателю языка и носителю культуры.

Цель исследования - выявить психолого-педагогические условия реализации потенциальных возможностей процесса изучения иностранного языка в его влиянии на гуманистическое личностное развитие студента.

Материалом для исследования служили занятия русского и английского языков в казахстанском вузе. В них сконцентрированы все важные вопросы избранной нами проблемы. Важнейшим средством духовно-нравственного воспитания в вузе является учебный процесс. Первостепенное значение в деле формирования нравственности имеет глубокое усвоение студентами содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла, в том числе языковых. Широко известно, что литературе принадлежит огромная и важная роль в духовной жизни общества. Однако и преподавание языков тоже органично связано с духовно-нравственным воспитанием, способствует выработке у студентов мировоззренческой основы моральных убеждений, высокого морально-культурного облика.

Объектом исследования служил язык как социально-психологический и социально-педагогический феномен в его потенциальном духовном влиянии на личность Границами исследования был иностранный язык как фактор формирования гуманистического отношения к «другому человеку» как носителю «другого языка».

Предметом исследования выступил организованный процесс изучения иностранного языка в его влиянии на формирование у студента гуманистического отношения к Человеку как наивысшей ценности. Исследуется процесс гуманистического развития через вычленение существенного признака гуманистического отношения, а именно: ценностное отношение к человеку. Показателей гуманистического отношения очень много: это и доброта, и милосердие, и психологическое качество - толерантность и др. Но показатели есть внешние проявления и поэтому могут быть обманчивыми. Форма не всегда адекватна содержанию. Например, студент-казах почтителен к преподавателю-русскому, но мы не можем сказать, что его почтительность есть внутреннее отношение, уважение к человеку. Поэтому в работе со студентами мы ограничили свое исследовательское наблюдение и опыт существенным признаком, а именно: признание человека как ценности.

Мы избрали речевой язык, речь как разновидность языка. Другими словами, нас интересует: каков механизм влияния речи на личность студента, каким образом инициировать процесс педагогического влияния на личность. И мы из широкой палитры гуманизирующего влияния учебных занятий по иностранному языку избрали идею Человека Земли как ценности мира и ключевого отношения гуманистической позиции личности.

Задачи были поставлены в соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования:

• выявить воспитательный потенциал процесса изучения иностранного языка и его влияние на формирование гуманистических отношений студента педвуза;

• создать рабочую модель профессиональной готовности педагога к организации гуманистически ориентированного обучения иностранному языку;

• провести опытно-экспериментальную проверку гипотетической модели и теоретический анализ полученных данных;

• разработать научно-методические рекомендации в адрес гуманистической методики обучения иностранному языку студента педвуза.

Методологическим основанием нашего исследования избраны философские положения об амбивалентности мира, о человеке как продукте и творце жизненных обстоятельств, о сущности человека как совокупности социальных отношений, о социальной среде как основном факторе развития человека, о единстве формы и содержания, о языке как основном способе взаимодействия и общения людей на Земле, о языке как феномене, отражающем реальность мира, об идее Человека, содействующей единению человечества на Земле.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что

• процесс изучения иностранного языка обладает сильным воспитательным потенциалом в развитии у студента гуманистической позиции по отношению к представителям разных национальностей и повышает его профессиональную подготовку к гуманистическому воспитанию детей;

• идея Человека как наивысшей ценности жизни, выступающая лейтмотивом учебных занятий по иностранному языку, развивает способность разрешать личностное противоречие между национальной и общечеловеческой принадлежностью человека;

• учебные занятия, реализующие идею гуманистического лейтмотива учебного процесса, выстраиваются на основе аксиологической методики, а с точки зрения содержательной - на мотивационно-смысловом, лингвострановедческом и человековедческом принципах;

• решающим условием в реализации потенциальных воспитательных возможностей процесса изучения иностранного языка выступает личностное развитие преподавателя иностранного языка, его мировоззренческая гуманистическая позиция.

Ведущей идеей исследования является признание Человека как наивысшей ценности вне зависимости от его национальной принадлежности, содействующее взаимопониманию, взаимоуважению и единению людей разных национальностей.

Теоретической базой исследования выступили психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн и др.); теория педагогического образования и формирования личности педагога (Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, Н.Д. Никандров, П.П. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, А.И. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др); теория восприятия человека человеком (A.A. Бодалев, А.У. Хараш и др.); теория воспитывающего обучения (Ю.П. Азаров, З.И. Васильева, Д.И. Икматова, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования: 1) изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы; 2) педагогическое наблюдение в процессе учебной деятельности студентов разных национальностей; 3) изучение нормативно-правовых документов об образовании, о совершенствовании воспитания граждан правого, демократического государства, о формировании культуры мира и межличностных отношений; 4) опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, альтернативный тезис, беседа); 5) проективные методы (тест-рисунок, недописанный тезис и др.); 6) анализ художественного текста; 7) опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева, Казахско - Арабский университет, средняя школа № 32 им. М.

Ауезова (г. Шымкент). В эксперименте участвовали студенты ЮКГИ (237), КАУ (138). Первый курс - 240, второй курс - 60, выпускные курсы - 75. Всего 375 человек по национальной принадлежности. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2000-2001) подготовительный - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, постановка проблемы, цели, задач, гипотезы.

Второй этап (2001-2002) теоретико-экспериментальный -разработка содержания и определение методики обеспечения гуманистического влияния процесса изучения иностранного языка на личностное формирование студента педвуза, построение теоретической модели, ее апробация в экспериментальных условиях.

Третий этап (2002-2004) обобщающий - систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение и корректировка основных теоретических положений, оформление материалов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• расширено научное представление о факторах гуманистического формирования личности будущего педагога в педвузе;

• в системе профессионального образования педагога выявлены дополнительные воспитательные потенции гуманистического влияния на личностное развитие средствами иностранного языка;

• понятийный педагогический аппарат дополняется категориями «аксиологическая методика», «гуманистический лейтмотив», введение которых .в учебный процесс педагогического вуза радикально изменяет содержательную сторону изучения иностранного языка;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Ибраева, Ляззат Бостановна

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке студентов и в неязыковых вузах, а также в школах.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Ибраева Л.Б. Роль персонально-биографического аспекта взаимовлияния русской и казахской литературы в интернациональном воспитании школьника: Материалы международной конференции «Центральная Азия без границ для языков и культур». - Мюнхен - Шымкент, 1996. - Часть 2. -С.46-49. (в соавт.)

2. Ибраева Л.Б. Учет идейно-эстетической интерференции при подготовке учителя-филолога к воспитывающему обучению школьника// В сб. Общие и частные вопросы языкознания на современном этапе. - Шымкент, 2000. - С.66-71. (в соавт.).

3. Ибраева Л.Б. Духовно-нравственное влияние изучения иностранного языка на личность студента педвуза// Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. - Барнаул, 2002.-С. 120-124.

4. Ибраева Л.Б. Возможности формирования личности студента в процессе обучения// В сб. трудов международной научно-практической конференции «Проблемы науки, образования и устойчивого социально-экономического развития общества в начале XXI века», посвященной 60-летию ЮКГУ им. М. Ауезова. - Шымкент, 2003. Т. 8. - С. 59-61.

5. Ибраева Л.Б. Содержание готовности преподавателя иностранного языка к гуманистическому воспитанию студента педагогического вуза// В сб. трудов Республиканской научно-практической конференции «Современные образовательные технологии в профессиональной подготовке педагога». — Шымкент: Южно-Казахстанский педагогический университет, 2004.-С.216-221.

6. Ибраева Л.Б. Принципы гуманизации учебных занятий по изучению иностранного языка в педвузе// В сб. трудов международной научной конференции «Наука и образование на пороге XXI века», посвященной 10-летию ЮКГИ им. М. Сапарбаева, -2004. - С.96-99.

Заключение

Итак, изучение иностранного языка в педвузе может являться фактором гуманистического развития личности. Преподавание неродного языка и реализация процесса формирования гуманистической личности требует философской, психологической, педагогической, методической и личностно-этической подготовленности.

Появившийся антагонизм представителей разных этносов, противостояние разных культур стали причиной низкой речевой культуры, духовной и умственной деградации. Крушение старых идеалов, несовершенство новых, распад старых дружественных связей, желание замкнуться в собственном пространстве, к сожалению, коснулись многих сфер нашего общества, в том числе, и образования. Роль педагогов сегодня оказывается высокой в деле духовно-нравственного воспитания молодежи, воспитания национальной терпимости, уважение к представителю чужой культуры.

Новый век должен стать воспитанием нового человека на основе перехода к новой образовательной парадигме, осмысления имеющейся у человечества ценности, развитием духовно-нравственного мира человека и самопознанием. Естественно, что и подход к вопросам формирования ценностного отношения у педагогов должен требовать доминирования теории воспитания, следования высоким духовным и моральным принципам, личностного подхода к каждому обучаемому. Педагоги должны четко представлять себе и определить профессиональные пути решения данной проблемы и определить смысл ценностных ориентаций.

В вузе ведущим является принцип воспитывающего обучения и воспитания. При организации учебных занятий необходимо в качестве ориентиров выдвигать ориентации на высокие общечеловеческие и культурные ценности. Процесс воспитания и обучения в вузе помогает достичь цели и оказывают благотворное взаимовлияние.

Будучи членом общества в целом, человек является членом определенной социальной группы и рассматривается на уровне отдельной личности. В то же время, человек рассматривается как носитель национальных черт и как носитель общечеловеческих черт. Он объединяет в себе национальное и общечеловеческое (интернациональное), как частное и общее. Однако, одновременно он является представителем человечества. Данное противоречие современный культурный человек разрешает самостоятельно и автономно в каждый момент межнационального общения и на протяжении всей своей жизни.

Наряду со многими факторами воспитания такой способности к разрешению противоречия, влияющими на формирование гуманистической личности студента педвуза, изучению языка придается большое значение в этом направлении. Обычно преподаватель на занятии задается целью передать студентам грамматический материал, не вдаваясь в подробности лингвострановедческого характера. Хотя в этом плане именно преподавание иностранного языка как учебной дисциплины в большей степени влияет на формирование гуманистической личности студента.

Целенаправленная реализация потенциальных возможностей языка в его влиянии на личность инициирует динамичное личностное развитие студента педвуза и, в особенности, его гуманистическое отношение к Человеку. Кроме того, мы выяснили, что личный пример педагога-преподавателя иностранного языка в его отношении к человеку как представителю нации и как части общей ценности является ведущим в процессе формирования гуманистической личности студента.

Таким образом, целесообразным кажется разработка учебного материала с ориентацией на идею Человека в разнообразных формах его национального проявления, т.к. при подаче такого материала легче дать студентам установку на идею единения человечества.

В опытно-экспериментальной работе мы проверили и убедились в правомерности наших предположений. Разработанная нами методика работы со студентами, имеющая 4 направления, действительно очень скоро дает новообразования в личностном развитии студента.

Итак, 1) проблема межнационального противоречия имеет свое решение: межнациональное единство;

1) педагогически инструментованное изучение иностранного языка является одним из способов данного глобального решения. Данная педагогическая инструментовка особенно важна в системе педагогического образования;

2) особенно значимо использовать этот педагогически инструментованный способ в системе педагогического образования, т.к. будущий учитель передаст по эстафете следующему поколению свои знания и умения. Это достигается на базе следующих принципов: мотивационно-смыслового, лингвострановедческого и человековедческого. Мотивационно-смысловой принцип в своей практической реализации обеспечивает интенсивное развитие учебного мотива и формирование личностного смысла в обучении. Лингвострановедческий, являясь продолжением первого принципа, расширяет содержание знаний о людях чужой культуры и жизни. Человековедческий принцип обеспечивает получение знаний о человеке в его национальной особенности и государственно-жизненной позиции;

3) система методов, обеспечивающая практическую реализацию этих руководящих положений, представляет собой совокупность следующих методов: а) метод этноэтической параллели (или: полипараллели); б) «от противного»; в) сравнительно - обобщающий; г) аналитически-оценочный; д) ролевой игры; е) гуманистического акцентирования. Данные методы позволяют организовать динамический процесс аксиологического восхождения студентами к гуманистической идее. Динамика эта имеет три этапа: представленческий (когда формируется представление человека другой национальности), понятийный (когда складывается философское осмысление понятия ценности человека) и поведенческий (когда в практической реальной жизни студента его поведение отражает его гуманистическое отношение к людям, к Человеку).

4) результатами такой аксиологической инструментовки педагогического процесса изучения иностранного языка является: во-первых, повышение интереса к иностранному языку; во-вторых, иностранный язык интерпретируется студентом-педагогом как средство взаимодействия с человеком другой национальности или, в итоге, средством межнационального общения; в-третьих, продуктивность учебной деятельности в результате изучения иностранного языка повышается благодаря ценностной (аксиологической) мотивации; в-четвертых, развивается система личностных отношений студента-педагога и духовное обогащение его личности; в-пятых, меняются, совершенствуются реальные, практические взаимоотношения студентов и система их взаимодействия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ибраева, Ляззат Бостановна, 2004 год

1. Агаев А.Г. Функции языка как этнического признака. В кн.: Язык и общество. - М.: Наука, 1968.- С.135.

2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

3. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994. 608 с.

4. Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом: Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1962. - 208 с.

5. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента. Вологда: Изд-во Вологод. педин-та, 1991. -102 с.

6. Алиева Г.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов неязыковых факультетов вузов. Ч. 1. Шымкент, 2003. - 274 с.

7. Алтынсарин И. Избранные произведения. Алма-Ата, 1957. - С. 160.

8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 559 с.

9. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988.-253 с.

10. Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 960 с.

11. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

12. Арнольдов А.И. Что таит духовный мир человека? Человек и духовно-нравственные ценности// Введение в культурологию: Уч. пособие. М., 1993. с. 57-73.

13. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культур жизни народов СССР.- М.: Мысль, 1987. С. 132.

14. Н.Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализ и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975.-С.5-7.

15. Архангельский С.И. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1979.

16. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. 368 с.

17. Арынгазин К. Некоторые аспекты смысловой педагогики// Высшая школа Казахстана. 2003. - № 1. - С. 63-71.

18. Асадуллин P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: Дисс.д-ра педагогических наук. -М., 2000.-389 с.

19. Асипова H.A. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников: Дисс.д-ра педагогических наук. Бишкек, 1997. - 369 с.

20. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.

21. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. В кн.: Новое педагогическое мышление. -М., 1989. С.244.

22. Аубакиров E.H. Проблема ценностей в контексте трансформационных процессов общества переходного периода: Дисс.канд. философских наук. Алматы, 1999. - 145 с.

23. Ахметова З.Р. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников: Дисс.канд. педагогических наук. Алматы, 1995. — 166 с.

24. Ашхагуа Э.Р. Подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся: Автореф. дисс.канд. педагогических наук. МГЗПИ. -М., 1991.- 16с.

25. Бабанский Ю.К., Ильина Т.А., Жантекеева З.У. Педагогика высшей школы. Алма-Ата: Мектеп, 1989. - 176 с.

26. Байкин Ф.Ф., Ануфриева Н.М. Культура общения структурный элемент духовного мира личности// Проблемы философии. 1986. -Вып. 68. - С. 48-54.

27. Байназаров Р. Книга средство воспитания// Бастауыш мектеп. -Алма-Ата, 1981. - № 2.-С.8.

28. Байсеркеев Л. Формирование нравственно-правовой культуры у учащихся// Поиск: Научный журнал Министерства образования РК.- 1997.-№4.-С.116-118.

29. Балк Е.А., Леменев М.М. Traditions, customs and habits. M.: Инфра-М, 2001.-с. 21.

30. Баранова Е.Ф. Формирование гуманистической позиции у студентов педагогического колледжа: Автореф. дисс.канд. педагогических наук. Архангельск, 2002. - 18 с.

31. Барсукова С.А. Методологические аспекты проблемы формирования опыта коммуникативного взаимодействия// В межвуз. сб. науч. трудов Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. Пенза, 2002. — С. 23-28.

32. Батракова С.Н., Левина М.М. Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения// Советская педагогика. 1981. - № 3. - С. 28-32.

33. Батракова С.Н., Левина М.М. Единство профессиональной подготовки и формирования социально-активной личности учителя. Межвуз. сб. науч. тр.: Формирование социально-активной личности учителя/ Под ред. В.А. Сластенина. М., 1987. -С. 20.

34. Бауман 3. Мыслить социологически/ Под ред. А.Ф. Филиппова. -М.: Аспект Пресс, 1997. 255 с.

35. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1987. - С.343.

36. Бездухов В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента — будущего учителя. Самара, 2000. - 184 с.

37. Бейсенбаева А. Формирование гуманистической направленности учащихся с использованием межпредметных связей //Вестник высшей школы Казахстана. 1997. - №4. - С. 125-128.

38. Беккер И.Л. О «человеческом» в человеке, или еще раз о содержании понятия «гуманное воспитание»// В межвуз. сб. науч. трудов Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. -Пенза, 2002.-С. 51-56.

39. Березняк Е.С. Взаимоотношения учителя и учащихся в учебном процессе (Психологическая наука, учитель, ученик). Под ред. В.И. Войтко. Киев, 1979. - 207 с.

40. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

41. Бехтерев В.М. Н.И. Пирогов как научный и общественныйдеятель// Вестник психологии. 1910. Вып. V.- С. 523.

42. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. Каунас, 1984. - 190 с.

43. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.

44. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Д., 1970. — 134 с.

45. Боликова Л.Ю. Сущность, структура и характеристика понятия «профессиональная направленность личности»// В межвуз. сб. науч. трудов Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. — Пенза, 2002. С. 65-70.

46. Большой толковый психологический словарь. Т.1 (А-О); Пер. с англ./ Робер Артур. ООО «Издательство ACT»; «Издательство «Вече», 2003.- 592 с.

47. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Ростов-на-Дону, 1986. - 120 с.

48. Бонк H.A., Лукьянова H.A., Памухина Л.Г. Учебник английского языка. Часть 2.-Бишкек, 1999.- 511 с.

49. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход/ Пер. с англ.// Вопросы психологии. 1992. № 3 / 4 С. 24-32.

50. Бочаров А.Г. Воспитательная сила литературы. М.: Знание, 1976. -64 с.

51. Браже Т.Г. Этическое и эстетическое воспитание через литературный пейзаж// В кн.: Эстетическое воспитание в школе. -М., 1962.-С. 360.

52. Бредбери Р. О скитаниях вечных и о Земле. М., 1988.

53. Бромлей Ю.Б. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - С.66.

54. Буева Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М., 1984.

55. Вакс Э.П. Формирование социокультурных ценностных ориентации в процессе обучения курсантов военно-физкультурного учебного заведения иноязычной речи: Дисс.канд. педагогических наук-Санкт-Петербург, 2000.-221 с.

56. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. JL: ЛГПИ, 1973. - 135 с.

57. Вейник А.И. Что есть мы (О духовном развитии Человека)// Свет. Природа и человек. 1992. № 6/7. С. 24-27.

58. Вопросы психологии восприятия и мышления/ Под ред. Б.М. Теплова // Известия АПН РСФСР. Вып. 13. - 1948. - 203 с.

59. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. М.: «Вентана-Граф», 2002. - 384 с.

60. Газман О.С., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. - 103 с.

61. Гачев Г.Д. О национальных картинах мира// Народы Азии и Африки. -1967. № 1. - С. 77-92.

62. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя//Вопросы психологии. 1975.- № 1.-С. 100.

63. Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.

64. Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся: Дисс.канд. педагогических наук. Томск, 2000. - 180 с.

65. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973. - С. 57-59.

66. Гришин Э.А. Социально-экономические проблемы подготовки учителя/ Отв. ред. Н.Д. Носков. Ростов-на-Дону, 1970. -258 с.

67. Гришин Э.А. Роль профессиональной этики в управлении нравственным воспитанием: Тезисы докладов обл. науч. конф. (810 сент. 1980)/ Под общ. ред. Э.А. Гришина, Ю.В. Соломонова. -Владимир: ВГПИ, 1980. 157 с.

68. Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода (пер. с нем. П. Билярского). СПб., 1859. - С. 194.

69. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика. 2000. - № 10. - С. 32-38.

70. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности: Автореф.д-ра философских наук. ~ М., 1977.

71. Гусейнов А.М. Золотое правило нравственности. 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1988.

72. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга. 1991. - С. 574.

73. Даутова А.К. Я Человек: Пособие для занятий по духовно-нравственному развитию личности. - Алматы: Д>010, 2000. - 128 с.

74. Дашдамиров А.Ф. Национальные моменты индивидуального сознания: Автореф. .канд. дисс.-М., 1968.-С. 12.

75. Демин М.В. Проблемы теории личности. М., 1977. - 240 с.

76. Дулов А.И. Воспитание учащихся в процессе обучения: Сб. статей Иркутск, гос. пед. ин-та. Иркутск, 1982. — 139 с.

77. Духовно-нравственные основы профессионального становления личности студентов: Сб. статей/ Под ред. H.A. Коваль. Тамбов, 1995.- 100 с.

78. Дюсупова P.A. Формирование культуры межнационального общения подростков в процессе воспитательной работы: Дисс.канд. педагогических наук. Алматы, 1992. - 189 с.

79. Ежеленко В.Б. Новая педагогика. СПб., 1999.

80. Емельянова З.В. Формирование интерактивной компетенции языковой личности при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе: Дисс.канд. педагогических наук. Якутский государственный ун-т. - Якутск, 2000. - 136 с.

81. Еримбетова А.Т., Бизакова Б.К., Лесбекова Л.Ж. Культурно-языковые проблемы русского языка в регионах Республики Казахстан// В сб. Общие и частные вопросы языкознания на современном этапе. Шымкент, 2000. -С.58-61.

82. Журавлева О.А. Обучение иностранному языку как средство гуманизации личности специалиста в техническом вузе: Дисс.канд. педагогических наук. Ростов-на-Дону, 1992. - 241 с.

83. Закон об образовании Республики Казахстан.87.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.4-185 с.

84. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001.-384 с.89.3имняя И.А. Общая стратегия воспитания в российской системе

85. Иванова Г.А. Педагогические основы формирования языковой личности посредством культуры иноязычного чтения: Дисс.канд. педагогических наук. Якутский государственный ун-т. - Якутск, 2000. - 144 с.

86. Икматова Д.И. Профессиональная подготовка учителя к воспитанию в процессе обучения: Дисс.канд. педагогических наук. 13.00.01. / Моск. гос. пед. ун-т-М., 1993.- 165 с.

87. Икматова Д.И., Ибраева Л.Б. Учет идейно-эстетической интерференции при подготовке учителя-филолога к воспитывающему обучению школьника// В сб. Общие и частные вопросы языкознания на современном этапе. Шымкент, 2000. -С.66-71.

88. Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук. 13.00.08. теория и методика профессионального образования/ Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2002. -408 с.

89. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

90. Ильенков Э.В. Что же такое личность?// С чего начинается личность. М., 1984.

91. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.

92. Каган М.С. Проблемы этики и эстетики. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. - Вып.З. - 1976. - 175 с.

93. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-315 с.

94. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ. 1991.- С. 385.

95. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997.-206 с.

96. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб: Петрополис, 1997. - 544 с.

97. Кажгалиева К.Ш. Фактическая функция речи в связи с функциональной природой языка: На материале каз. яз.// Изд. АН КазССР. Сер. филол. - 1986. - №1. - С.32-41.

98. Казакова Л.И. О духовной жизни общества. Диалектика социального развития. М., 1974. С.24-41.

99. Калиева Г.И. Формирование основ культуры студентов средствами гуманитарных предметов: Дисс.канд. педагогических наук. Алматы, 1999. - 137 с.

100. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -М.,1987.- 190 с.

101. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 140 с.

102. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

103. Караковский В.Я. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.-80 с.

104. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения. М., 1989. Предисловие.

105. Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики// Образование и социальное развитие региона. -Барнаул. 1995. - № 3-4. - С. 104-112.

106. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека.Т.2.: Способности. М.: Изд-во МГУ, 1960. - 304 с.

107. Колыхалова O.A. Социокультурные и философские аспекты билингвизма: Дис. д-ра филос. наук: Спец. 09.00.11 социальная философия/ Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2000. - 272 с.

108. Константинов H.A., Медынский E.H., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1974. — 447 с.

109. Конституция Республики Казахстан (30.08.1995).

110. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

111. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М., 1980. - 191 с.

112. Коротов В.М. Общая методика воспитательного процесса: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

113. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. Лекции.-М., 191.- 135 с.

114. Костомаров В.Г. Мир сегодня и русский язык// Русский язык в национальной школе. 1990. - № 11. - С. 3-8.

115. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Родной язык и другие языки// Русский язык в национальной школе. 1990. - № 9. - С. 38.

116. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

117. Кочетов А.И. Методология и методика исследования проблемы самовоспитания. Рязань, 1978. - 144 с.

118. Краснова О.В. «Внутренний человек» в воспитании// В межвуз. сб. науч. трудов Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. Пенза, 2002. - С. 56-65.

119. Крившенко Л.П. Теория и практика подготовки студентов педвуза к профессиональному самоопределению школьников: Дис. д-ра пед. наук: Спец. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования М., 2000. - 332 с.

120. Кудайкулов М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. Алма-Ата: Мектеп, 1976. -96 с.

121. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л, 1961. -С.14-29.

122. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -183 с.

123. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. - 114 с.

124. Культура речи на сцене и на экране. М., 1986.

125. Кунанбаев А. Избранное: Стихотворения, поэмы, слова назидания. М., 1981.

126. Куттыкужанова З.А., Куттыкужанов А.Ж. Самопознание, самосовершенствование, самооздоровление в коллективе:

127. Психологические классные, кураторские часы. Кн. для классного руководителя, куратора. Алматы: РИО ВАК PK, 2001. - 83 с.

128. Левина М.М. Проблемное обучение в педагогическом вузе: Методические рекомендации для преподавателей педвуза. М., 1986.-72 с.

129. Лейман И.И., Лазар М.Г. Роль нравственного воспитания в становлении молодого специалиста. В кн.: Формирование мировоззренческих представлений студенчества. Тарту, 1974. -С.104-115.

130. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. - С. 142.

131. Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка // Советская педагогика. 1957. - №6.

132. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1965. -С. 287-289.

133. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975. -304 с.

134. Леонтьев А.Н. Формирование личности. В кн.: психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.78.

135. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15.

136. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке// Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 11-24.

137. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982. -191 с.

138. Лихачев Б.Т. Этика воспитания. М.: Педагогика, 1983. - 192 с.

139. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. С.49

140. Лозовская Р.И. Развитие духовной культуры учителя в процессе изучения музыкально-педагогических дисциплин: Дисс.канд. педагогических наук. — Ростовский государственный педагогический университет. Ростов-на-Дону, 2000. - 213 с.

141. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский (1592-1670). М.: Педагогика, 1970. - 440 с

142. Лосев А.Ф. Дерзание духа/ Послесл. Ю.А. Ростовцева. М.: Политиздат, 1989. 366 с.

143. Макаренко A.C. Воспитание культурных навыков. Собр. соч. в 7 т. М.: АПН РСФСР. - Т.7. - С.455-501.

144. Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: Дисс.д-ра педагогических наук. — Ярославский государственный педагогический ун-т. Ярославль, 2001. - 532 с.

145. Маленкова Л.И. Человековедение.-М., 1993.

146. Мальцева В.М., Зеньковский В.В. О духовно-нравственном развитии личности. М.: Педагогика. 1994. № 4 . С. 96-98.

147. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

148. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М, 1996. - С. 432.

149. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М., 1985.- 103 с.

150. Матюшина A.B. Приобщение личности к иноязычной культуре в процессе изучения иностранных языков: историко-педагогический аспект. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М. МПГУ, 2003.- 16 с.

151. Медведев Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза: Дисс. канд. психологических наук. Северо-Кавказский государственный педагогический университет. - Ставрополь, 1999. - 176 с.

152. Микешина JI.A. Философия образования// Герменевтические смыслы образования. М., 1996. - С. 44-45.

153. Мильруд Р.П. Особенности нравственных отношений в учебной деятельности и формировании личности студента. В кн.: Вопросы методики воспитания студенческой молодежи. Тамбов,1973.- С.92-104.

154. Миньяров Белоручев Р.К. Как стать переводчиком? - М.: Готика, 1999.- С. 8.

155. Мирочник Э.Ш. Воспитание словом. Ташкент: Укитувчи, 1970.- 136 с.

156. Молчановская Н.И., Молчановский В.В. Системный взгляд на учебные интересы// Русский язык за рубежом. 1999. - № 3. -С.63-67.

157. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, 1984. - С.212-213.

158. Мудрик A.B. Общение как объект педагогического исследования. В кн.: Проблемы общения и воспитания. Тарту,1974. — 4.1. С.39.

159. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.,1986.-160 с.

160. Мудрик A.B. Воспитание в системе образования.// В межвуз. сб. науч. трудов Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. -Пенза, 2002. С. 29-32.

161. Мукамбаева М.М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. МПГУ им. В.И. Ленина. - М., 1992. - 16 с.

162. Мухина B.C. Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе: Межвузов, сб. научн. тр. (Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина; Отв. ред. B.C. Мухина). -М.: МГПИ, 1987.- 151 с.

163. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972.

164. Мясищев В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий. Сб.: Проблема психологии. - Л., 1948. - С.15-27.

165. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. В кн.: Психология личности/ Под ред. Ю.В. Гиппенрейтера, A.A. Пузыря. М.: МГУ, 1982. - С. 13-29.

166. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (от 04.10.2000. №751).

167. Немов P.C. Психология. М., 1990. - 301 с.

168. Нестеренко A.B. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: Дисс.канд. педагогических наук.-М., 2001.- 186 с.

169. Нечаев H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: МГУ, 1985. - 135 с.

170. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. -М.: МИРОС, 1997. 144 с.

171. Никандров H.Д. Воспитание ценностей и подготовка учителя// Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование 21 века». М., 1994. - С. 8-9.

172. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - С.7-8.

173. Ниязалиев Ш. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе: Кыргызстан, 1986. - С. 44-45, 95.

174. Обучение, воспитание и развитие личности студента. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1972. - 110 с.

175. Общие основы педагогики/ Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. М.,1957. - С.3-41.

176. Осиновский М., Степанов Н. Способность к принятию себя и другого// Директор школы. 1998. № 1. С. 63-69.

177. Основы педагогики высшей школы/ Под ред. ак. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986. - С.3-27.

178. Панфилов В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. М.: Наука, 1982. - С.37.

179. Песталоцци. Антология гуманной педагогики. М., 1998.

180. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Дисс.д-ра педагогических наук. М., 1999. - 440 с.

181. Петровский A.B. Общая психология: Учебное пособие для педагог. Ин-тов. М., 1970.

182. Петровский A.B. Личность в общении и деятельности: Межвуз. сб. научн. тр./ Ульяновский гос. пед. ин-т им. И.Н. Ульянова. -Ульяновск, 1985. 103 с.

183. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -255 с.

184. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1996.

185. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 216 с.

186. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточкин; АН СССР: Ин-т психологии. М.: Наука, 1986. - 254 с.

187. Плунгян В.А. Почему языки такие разные?/ Обзор языков мира, сходства и различия. М.: Русские словари, 1996. - 304 с.

188. Практический курс английского языка. 4 курс.: Учеб. для пед. вузов по спец. «Иностр. язык»/ И.А. Новикова,. Г.В. Аксенова — Пашковская и др.; под ред. В.Д. Аракина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 1998. - С.39.

189. Пряникова В.Г. Интернациональное воспитание школьников. -М., 1987.

190. Психология человеческих проблем/ Сост. К.В. Сельченок. — Минск, 1998.-448 с.

191. Реан A.A. Человек как субъект воспитания// Классный руководитель. 2002. № 5. С. 83-96.

192. Реформатский A.A. Введение в языковедение. М.: Просвещение, 1967. - 542 с.

193. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. — 543 с.

194. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР. - 1957. С.378.

195. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 416 с.

196. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 191 с.

197. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.:, 1982.

198. Рувинский Л.И. Закономерность усвоения нравственности// В сб.: Нравственный прогресс и личность. Вильнюс: Изд-во Минтис, 1976. - С. 152.

199. Русская разговорная речь как явление городской культуры. — Екатеринбург, 1996.

200. Русский язык конца XX столетия (1985-1995).-М., 2000.

201. Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести: Популярные очерки об этике и этикете. М.: Молодая гвардия, 1982. — 206 с.

202. Сагатовский В.Н. Нравственная жизнь человека: Искания, позиции, поступки. М.: Мысль, 1982. - 295 с.

203. Сараскина Л.И. Проблемы общечеловеческой значимости и преподавание литературы. В кн.: Целостный процесс эстетического развития личности. М., 1989. - С. 202.

204. Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М., 1984. - 96 с.

205. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека// Филос. науки. 1990. № 12. С. 100-104.

206. Ситаров В.А. Изучение профессиональной активности личности будущего учителя: Некоторые теоретические и практические вопросы / Московский педагогический ин-т им. В.И. Ленина. М.: Прометей, 1990. - 45 с.

207. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997. 336 с.

208. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. -160 с.

209. Сластенин В.А. Совершенствование подготовки студентов педвузов в воспитательной работе. М.: МГПИ, 1980. - 144 с.

210. Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ, 1982. - 180 с.

211. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.

212. Сластенин В.А., Шиянов E.H. Гуманистическая парадигма педагогического образования// Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века». М., 1994. С. 47-48.

213. Соколов Э.В. Духовное становление и всестороннее развитие личности. Духовное становление человека. JL, 1972.

214. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с.

215. Стародубова Е.А. Рефлексия личности как объект психолого-педагогических исследований.// В межвуз. сб. науч. трудов Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. Пенза, 2002. — С. 32-41.

216. Степанченко A.M. Роль профессиональной этики в формировании личности молодого специалиста// В кн.: Студент в учебном процессе. Каунас, 1972. С. 459 - 465.

217. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1972. - С.245.

218. Сухомлинский В.А. Слово и эмоциональная культура человека/ Пед. соч.: в 3-х т. -М.: Педагогика, 1979.-Т.1. С. 470-471.

219. Тенчурина Х.Ш. Становление и развитие профессионально-педагогического образования, последняя треть XIX начала 90-х г.ХХ в.: Дис. д-ра пед. Наук: 13.00.01. Москва, 2002. - 449 с.

220. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания// Советская педагогика. 1946. - № 6. - С. 96-112.

221. Теплов Б.М. Способность и одаренность: Избр. тр. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - 329 с.

222. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) М.: Слово / Slovo, 2000. - 264 с.

223. Титаренко А.И. Нравственные основы общества. М., 1979. -С.51.

224. Титаренко Т.М. Функции эмоций в нравственном развитии школьника: Автореф. дисс.канд. психологических наук. Киев, 1978.

225. Толстых A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания// Педагогика. 1996. № 4. — С. 9-13.

226. Тугаринов В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971.

227. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. JL, 1960.

228. Тхорик В.Я. Языковая личность (лингвокультурологический аспект): Дисс.д-ра филологических наук. Кубанский гос. ун-т. -2001.-304 с.

229. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.

230. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1954. - С. 78-115.

231. Федоров М.Б., Волченко В.Н. Философия образования // Проблемы образования и научные парадигмы XXI века. М., 1996.- С. 242.

232. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.- 159 с.

233. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ., нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; Вступ. ст. Д.А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. 367 с.

234. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия/ Психология человеческих проблем. Минск, 1998.-С. 8-19.

235. Френе С. Нравственное и гражданское воспитание/ Френе. М, 1997. 224 с. - Антология гуманной педагогики.

236. Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.,1988.- С. 13-35.

237. Фридман JI.M. Проблемы педагогического труда. M.-J1: Госиздат, 1929.-С. 6-38.

238. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.,1989.-559 с.

239. Фромм Э. Душа человека. М., 1990.

240. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

241. Хайдеггер Мартин. Бытие и время. М.: AD MARY1NEM, 1997.

242. Хейзинга И. Осень Среднековья. М.: Наука, 1988. 540 с.

243. Хмель Н.Д., Иванова Н.Д. Организация самообразовательной работы студентов. Алма-Ата, 1984. - 134 с.

244. Хмелько И.С. Духовное общение механизм взаимосвязи духовных отношений и духовной деятельности// Философ, и социол. мысль. 1991. №4.-С. 113-115.

245. Холодный В.И. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение// Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1992. № 6. С. 36-53.

246. Холостова Т.В. Проблемы духовности человека// Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 87.

247. Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культура. М.: Искусство, 1991.-588 с.

248. Чалдини Роберт. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999.-272 с.

249. Человек античности: идеалы и реальность. М.: Просвещение, 1992.-384 с.

250. Человек как философская проблема: Восток Запад (Сб. ст./ Отв. ред. Н.С. Кирабаев). — М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.-279 с.

251. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения/ Сост. П.С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

252. Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М., 1985. - 103 с.

253. Шеняк Л.Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Дисс.канд. педагогических наук. -Ростовский государственный педагогический ун-т. Ростов-на-Дону, 2000.-215 с.

254. Шиянов E.H. О гуманизации педагогического образования// Учитель советской школы. М., 1991. С. 19-23.

255. Шнекедорф З.К. Воспитание в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человек// Педагогика. 1997. № 2.

256. Шорохова Е.В. Проблемы сознания философии и естествознания. М., 1961. - С.76-77.

257. Штейнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание// Педагогическая инициатива. 1992.- № 2. - С. 18-23.

258. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде: Дисс.канд. пед. наук-М., 2001. -300 с.

259. Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Дисс.д-ра педагогических наук. — МГПИ.-М, 1989.

260. Щуркова Н.Е., Мукамбаева М.М. Совершенствование духовной культуры учащихся в школах Казахстана: Методические рекомендации. Актюбинский областной ИУУ. Актюбинск, 1992. -34 с.

261. Щуркова Н.Е., Мукамбаева М.М. Духовная культура школы. Карельский институт усовершенствования учителей. Петрозаводск, 1992. 79 е.

262. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000.

263. Щуркова Н.Е. Философическое воспитание в контексте гуманистической культуры// В межвуз. сб. науч. трудов Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. — Пенза, 2002. -С. 5-9.

264. Якиманская И.И. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

265. Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1996. 352 с.

266. Яо М.К. Проблемы духовного развития общества на современном этапе// Проблемы социального развития рыночных отношений. Казань, 1993. С. 72-73.

267. Argyle J.M., Henderson М. The Anatomy of Relationships. Heinemann. Peguin, 1985/ 644 p.

268. Barret C. Keys to Language and Cultural Awareness. http.//www. Bolchazy. com/ cat/ whylatin. html.

269. Barron Fr. X. The Shaping of Personality. Harper and Row, 1972.

270. Burner J.S. Culture and Human Development: A new look. Human Development, 1990.-P. 344-355.

271. Hardin G.G. English as a Language of International Communication//ELT Journal. Vol. XIX. Nr. 1. 1979.

272. Sandford N. What have we learned about personality? In S.Koch and D.E. Leary (eds), A Century of Psychology as Science. APA, 1990. 444 P

273. Widdowson H.G. Teaching Language as Communication. Oxford: Oxford University Press, 1996. - 168 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.