Хор в русской культуре конца XIX - начала ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.04, кандидат культурол. наук Желудкова, Валентина Ильинична

  • Желудкова, Валентина Ильинична
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.04
  • Количество страниц 151
Желудкова, Валентина Ильинична. Хор в русской культуре конца XIX - начала ХХ вв.: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.04 - Прикладная культурология. Саранск. 1999. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Желудкова, Валентина Ильинична

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ХОР КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

1.1. Проблема хора в современном гуманитарном знании

1.2. Европейско-византийская хоровая традиция: основные этапы становления и развития

1.3. Русская хоровая культура IX - XIX вв.: эволюция и специфика

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

2. 1. Идея соборности как философское основание

хоровой культуры конца XIX - начала XX вв

2.2. Полифонизм как основной принцип хорового мышления эпохи (на материале творчества С. И. Танеева)

2. 3. "Хоровой утопизм" как форма жизнетворчества

(идеи А. Н. Скрябина)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Прикладная культурология», 24.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хор в русской культуре конца XIX - начала ХХ вв.»

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сколь ни важны для нашего времени проблемы политические, экономические, экологические, все же перспективы выживания человечества определяются лишь возрождением духовных основ культуры. Особенности духовной жизни современного общества - стремление к общечеловеческим ценностям, тяготение к интеграции культурных сил, традиций, к их внутреннему воссоединению, синтезу. Конец XX века дает возможность почувствовать, что все мы - часть огромного, целостного гуманитарного пространства. Мы существуем в колоссальных контекстах (поли-национальности, поли-пространства, полилог разных культур) и имеем возможность и право аппелировать к ним. Диалог культур, о котором говорит М.М. Бахтин - одно из главных завоеваний уходящего столетия. "Мир - это многоголосый хор несхожих друг с другом людей и народов, вовлеченных в диалог" (38,31) - пишет современный американский общественный деятель, философ К.Гарднер. Употребление им понятия "хор" в этом контексте не случайно. В философско-культу-рологическом смысле оно выражает универсальные измерения человеческого существования, идею "единства во множестве". Универсальный общечеловеческий феномен хора - своеобразная художественная модель общества, основанного на диалогическом общении.

Хоровое искусство как искусство коллективное наиболее адекватно выражает природу культуры и потому занимает в ее пространстве особое положение. Хоровая деятельность носит синкретический духовно-практический характер. На первый план в ней выдвигается активное практически-деятельное отношение к миру, что придает хору особое значение в системе искусств. Еще в 1935 г. Й.Хейзинга отмечал в числе основных особенностей современной культуры возрастание пассивности человека в досуге: "В старых и более тесных общественных формах народ сам творит себе досуг, ища развлечений в пении, танце, игре и атлетике. Люди вместе поют, танцуют, игра-

ют. В современной культуре почти все сместилось: все развлекаются тем, что для них поют, танцуют, играют другие" (215,276-277). Развитие аудиовизуальных искусств приводит к устранению зрителя, слушателя из активного участия в реальном действии. Аудиторию, бездумно потребляющую художественную продукцию, не желающую участвовать в художественном творчестве, можно заинтересовать лишь музыкой и зрелищем, пробуждающими самые примитивные инстинкты, чувства, влечения.

Феномен хора имеет огромное значение в отечественной культуре, являясь одним их важнейших выражений ее глубинного духовного содержания. Хоровое пение - одна из самых стойких и любимых народом традиций. Б.В.Асафьев считает характерной чертой русских "актуальное хоровое, своеобразно-ценное и богатое возможностями... использование музыки, которое с давних пор проявлялось в народе в неизбывном стремлении к пению вместе - семьей, артелью..." (11,4). Хор в России традиционно является выразителем духовных ценностей народа, общества. Тяга к хоровому,, а значит к коллективному, общему, заложена в самом сущностном начале русского человека, русской культуры.

Стремление к наиболее полному восстановлению национальной культурной традиции заставляет нас внимательнее вглядываться в черты эпохи, предшествовавшей времени ее обрыва - конца XIX - начала XX вв., когда она достигла апогея в своем развитии. Особый интерес к изучению культурных процессов этого периода, обозначившийся в два последних десятилетия, выявил их пестроту, сложность, неоднозначность, противоречивость, что ставит нас перед необходимостью более глубокого и разностороннего подхода к их дальнейшему осмыслению. Рассматривая русскую хоровую культуру конца XIX - начала XX вв., мы далеки от ее идеализации и стремимся к объективному научному анализу, выявляя как ее сильные стороны, очевидные

достижения, так и противоречия, заблуждения, и т. д. В связи с этим актуальность исследования обусловлена также осознанием необходимости восстановления преемственности культурных традиций с учетом лучших достижений и критическим осмыслением ее слабых звеньев. Актуальность работы продиктована и потребностями современной гуманитарной науки в комплексных, междисциплинарных исследованиях сложных, многоплановых культурных явлений, к числу которых относится хор.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Тема хора, хоровой культуры чрезвычайно многогранна. Ее отдельные грани исследуются в различных науках.

В музыковедении хор рассмотрен исключительно как музыкальный феномен. Теоретические проблемы хорового искусства и исследование отдельных этапов его истории в общем контексте музыкальной культуры осуществляется в работах известных музыковедов М. В. Бражнико-ва, В. А. Васиной-Гроссман, Е. В. Гиппиуса, Р. И. Грубера, Д. Золтаи, Б. А.Каца, Ю.В.Келдыша, 0. П. Коловского, В. Дж. Конен, Р. М. Копытман, Ю. А.Кремлева, Б. В.Левика, Т.Н.Ливановой, В. В.Медушевского, E.H. Назайкинского, Ю. И. Паисова, В. В. Протопопова, А. И. Ровенко, К. К. Ро-зеншильда, С. С. Скребкова, А. Н. Сохора, А. Т. Тевосяна, М. Г. Харлап, Ю. Н. Холопова, В. Н. Холоповой, Б. С. Штейнпресса. Б. Л. Яворского.

Большой вклад в исследование русской музыкальной хоровой культуры внесли музыкальные критики Ц. А. Кюи, В. Ф. Одоевский,

A.Н.Серов, В. В. Стасов. Особенности русской народной песни рассмотрены в работах Т. 0. Бершадской, Н.М.Лопатина и В. П. Прокунина, Г.Л.Панферовой, Ф.А.Рубцова. Древнерусское хоровое культовое пение является предметом исследования в работах М. И.Лисицина,

B. М. Металлова, А.В.Преображенского, Д.В.Разумовского, С.В.Смоленского, Н.Ф.Финдейзена, современных исследователей В. М. Беляева, М. В. Бражникова, Н. В. Парфентьевой, Н. С. Серегиной. Н. Д. Успенского.

Отечественная хоровая музыкальная культура Нового времени рассматривается Н.А.Герасимовой-Персидской, К.Н.Дмитревской, А.И.Ершовым, Т. М. Зацепиной, Л. Д. Игошевым, В.П.Ильиным, A.B. Лебеде-вой-Емелиной, Т.М.Левой, Т.Н.Ливановой, Д.Л. Локшиным, Е.В.Орловой, Ю. И. Паисова, В.В.Протопоповым, М. Г. Рыцаревой, Н.А.Симаковой, С.С.Скребковым, А.Г.Тевосяном, В.А.Чернушенко. Особо следует выделить работы Б.В.Асафьева, как общемузыковедческие, так и специально анализирующие проблемы хорового искусства.

Практическими вопросами хорового искусства и хоровой культуры занимается специальная музыковедческая дисциплина - хороведение, большой вклад в развитие которой внесли работы Е. Н. Гаркунова, Г. А. Дмитревского, A.A. Егорова, В. Л. Живова, С. А. Казачкова,

B. И. Краснощекова, Е. А. Красотиной, А. П. Лащенко, П. П. Левандо,

C.И. Олефир, К.К.Пигрова, В.Г.Соколова, П.Г.Чеснокова. Однако, следует подчеркнуть, что ракурс рассмотрения темы хора в рамках этой дисциплины очень узок, ее задачи - узкопрофессиональные, направленные прежде всего на анализ технологических особенностей хорового дела.

Тема хора рассматривается литературоведами и театроведами.

А. Н. Веселовский, Ф. Ф. Зелинский, 0. М. Фрейденберг, а также М. Л. Андреев, В. В. Головня, Н. С. Гринбаум, В. П. Стратилатова обращаются к ней в контексте изучения литературы и театральной культуры отдельных эпох и стран.

Русский хоровод стал предметом исследования фольклористов, этнографов М. К. Азадовского, И. П. Сахарова, П. В. Шейна.

Каждая из названных дисциплин изучает лишь отдельные стороны такого сложного и многогранного феномена, как хор. Не существует работ, в которых был бы представлен его комплексный культурологический анализ.

Для осуществления такого анализа диссертант обратился к изу-

чению обширного материала из области философии, культурологии и эстетики, прежде всего к работам М.М.Бахтина, А.И.Введенского,

B. В. Зеньковского, А. Ф. Лосева, Н. 0. Лосского, Й. Хейзинги, Г.Г.Шпета а также современных исследователей: В. Н. Акулинина, В. В. Бычкова, Н. И. Ворониной, В. В. Горбунова, А. В. Гулыги, И. А. Есаулова, И. В. Клюевой, В. И. Миль дон, Л. А. Рапацкой, В. Н. Сагатовского, В. А. Сарычева,

C. В. Стахорского, А. В. Сухих, С. И. Трубачева, Е. С. Троицкого, В. И. Холодного, С. С. Хоружего, А. Е. Шапошникова и др. Необходимо отметить, что в современной культурологии комплексное исследование проблемы хора как синтетического культурного феномена только начинается. Статус философско-культурологической категории термин "хор" получает в работах И.В.Клюевой, которая использует его как инструментарий культурологического анализа искусства Х1Х-ХХ вв. Проблема взаимодействия и синтеза искусств в культуре этого периода стала предметом исследования в работах Б. М. Галеева, А. И. Мазаева, В. П. Михалева, И. Г. Хангельдиевой.

Интерес для исследования представляют и музыковедческие работы, в которых проведен анализ творчества С.И.Танеева и

A.Н. Скрябина - А. И. Бандуры, Г. Б. Бернандт, И. Ф. Бэлзы, У. Ген-Ира, Л. Гервер, В. Ю. Дельсона, С. В. Евсеева, В. Г. Каратыгина, Л. 3. Кора-бельниковой, Ц. А. Кюи, Г. А. Лароша, А. В. Луначарского, А. Г. Михайлен-ко, М. К. Михайлова, В. И. Музалевского, И. С. Никольской, К. А. Ольхова, Е. М. Орловой, Н. И. Покровского, С. В. Попова, В. В. Протопопова,

B.В.Рубцовой, С. И. Савенко, Л. Л. Сабанеева, 0. М. Томпаковой, И. 0. Ца-хер, В. П. Чинаева, Б. Ф. Шлецера, Б. Л. Яворского, и др. Следует при этом отметить, что работ, в которых был бы представлен целостный культурологический анализ творчества этих композиторов, нет.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Целью диссертационного исследования является комплексный культурологический анализ отечественной хоровой культуры конца XIX - начала XX вв. В соответствии с общей

целью исследования ставятся конкретные задачи:

- определить и охарактеризовать категориально-понятийный аппарат исследования, проанализировать основные теоретические подходы к проблеме хора;

- проследить процесс становления и развития европейско-визан-тийской хоровой традиции;

- рассмотреть эволюцию отечественной хоровой культуры, выявив ее специфику;

- выявить особенности отечественной хоровой культуры конца XIX - начала XX вв., (на материале творчества С. И. Танеева и А.Н.Скрябина) и ее философские основания (на материале русской религиозной философии указанного периода).

ОБЪЕКТ исследования - русская культура конца XIX - начала XX вв., его ПРЕДМЕТ - хор как эмпирический культурный феномен и как теоретическая проблема отечественной культуры данного периода.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена спецификой изучаемого объекта, целями и задачами диссертации. Работа выполнена на междисциплинарном уровне. Ее методологическую основу составляют категории философии, культурологии, эстетики, музыковедения. Основной подход к реализации цели диссертации - культурологический.

При решении конкретных задач диссертации автор использовал следующие методы гуманитарных наук:

- описательный;

- сравнительный;

- метод исторической реконструкции;

- метод интерпретации

При разработке темы автор опирался также на работы уже упоминавшихся представителей различных областей гуманитарных наук, прежде всего, Б. В. Асафьева, М. М. Бахтина.

ИСТОЧНИКОМ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили сочинения русских мыслителей XIX - XX вв., развивающих идею соборности (К. С. Аксаков, Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Вяч. Иванов, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П.А.Флоренский, А.С.Хомяков); хоровые произведения, теоретические работы, дневники, письма С. И. Танеева и А. Н. Скрябина, воспоминания современников о них; словари, энциклопедии: толковые, музыкальные, театральные и т.д., в которых даются различные определения слова "хор".

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключена прежде всего в выборе аспекта рассмотрения проблемы хора. Впервые осуществлен комплексный культурологический анализ этого явления культуры. В работе - определен и охарактеризован категориально-понятийный аппарат исследования; выявлены исторические и современные значения слова "хор"; дано определение его основных дериватов: понятий "хоровое искусство", "хоровая деятельность", "хоровое творчество", "хоровое сознание", "хоровое мышление", "хоровая культура".

- проанализированы основные теоретические подходы к проблеме хора, сложившиеся в современном гуманитарном знании. Доказано, что наиболее перспективной является тенденция к интегративному, междисциплинарному анализу проблемы хора, позволяющему рассмотреть его как целостный культурный феномен. Утверждается, что основой такого анализа должен стать культурологический подход, рассматривающий хор не только как сферу искусства, но и как выход в целостный, синтетический стиль мышления. Показано, что проблемное ядро существующих подходов составляют: 1) проблема специфики хора; 2) проблема хорового одноголосия и многоголосия.

,- представлена реконструкция процесса становления и развития европейско-византийской хоровой традиции (от античности до конца XIX в.);

- рассмотрен процесс эволюции отечественной хоровой культуры

(от IX до конца XIX вв.) и выявлена ее специфика;

- доказано, что философской основой русской хоровой культуры конца XIX - начала XX вв. является идея соборности, а образ хора в русской религиозной философии является художественным выражением принципа соборности;

- на материале'творчества С.И.Танеева доказано, что определяющим принципом хорового мышления эпохи является полифонизм, выступающий прежде всего как общекультурный принцип, и вследствие этого используемый как художественный прием, как форма музыкального мышления;

- выявлено значение хора в творчестве А.Н.Скрябина, представляющем собой попытку реализации "хоровой утопии" Серебряного века.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при создании работ обобщающего характера по истории русской культуры, а также в общих и специальных курсах по культурологии, истории культуры, истории музыки, хороведению. Опыт изучения хора как явления русской культуры может быть использован при составлении программ по возрождению духовности в России.

- 10 -

Похожие диссертационные работы по специальности «Прикладная культурология», 24.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Прикладная культурология», Желудкова, Валентина Ильинична

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хор -.многосмысловое, многогранное явление культуры, имеющее длительную и богатую историю и богатые традиции. Его исторические формы обусловлены социокультурным контекстом каждой эпохи и связаны с ее глобальными идеями, важнейшими ценностями. Хор - это не только сфера искусства, но и способ человеческого бытия в мире. Хор, как никакое другое явление культуры, - „способен поддержать и укрепить родовое, племенное, общинное, соборное, социальное, коллективное, всенародное, всемирное в человеке. В доме, семье, на работе, в церкви, на посиделках, на политических сходках, митингах, съездах, на праздниках - домашних, календарных, национальных, государственных - звучит хор, выполняющий функцию общественного единения. Хор - сфера универсализма и интегративности, общения и обобщения, выражающая фундаментальные стремления самой жизни, природную органическую потребность ее вединении. Важнейшая особенность хора - деятельное начало.

Хор занимает в культуре особое место как синтетический феномен. Применение системного культурологического подхода дает возможность выявить как музыкальные, эстетические, так и внемузы-кальные, метаэстетические, философские, социокультурные основания хоровой культуры, хорового искусства, понять существенные свойства ее человеческого духовного содержания.

Русская хоровая культура тесно связана с общеевропейской хоровой традицией, являясь ее неотъемлемой частью, однако многое в ней оказывается совершенно оригинальным, не имеющим аналогов в других культурах. Хор - один из ключевых смыслообразов, архетипи

- 131 ческих составляющих русской культуры, одно из важнейших выражений ее духовности, средоточие ее эстетических и нравственных идеалов. Отечественная хоровая культура отражает мировоззренческие особенности, черты психологического склада русского человека с его стремлением к всемирности и всечоловеч н о с т и.

Развитие отечественной хоровой традиции достигает своего апогея в конце Х1Х-начале XX вв., в период, получивший название русского духовного, культурного ренессанса. Философской основой русской хоровой культуры конца Х1Х-начала XX вв. является идея соборности, разработанная в трудах русских религиозных мыслителей К.С.Аксакова, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Вяч. Иванова, В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, А.С.Хомякова. Соборное мировосприятие характерно не только для представителей религиозной философии и искусства рассматриваемого периода, оно является неотъемлемой чертой отечественной хоровой культуры.

Русская идея соборности была близка многим композиторам Серебряного века, не только верным основам ортодоксального православия, но и исповедующим не укладывающуюся в его рамки религиозность (А.Н.Скрябин), и убежденно стоящих на позициях атеизма (С.И. Танеев).

С соборностью связана диалогичность, которая проявилась в активных художественных связях с культурами других стран и народов; в актуализации опыта прошлых эпох, в обострившемся интересе к собственному историческому прошлому (античности, средневековья, Ренессанса, классицизма, барокко и т.д.); в возрождении традиций славянской языческой культуры, русской средневековой хоровой культуры с ее соборным принципом; в смешении формообразующих I и стилевых основ, в соединении светских и духовных традиций.

Определяющим принципом хорового мышления становится полифо

- 132 - 1 низм, монументальность, синтезирование (музыкальных жанров, музыки и слова с другими видами искусства и эстетическими факторами - танцем, светом, цветом).

Для хоровой культуры рассматриваемого периода характерна широкая экспансия в социокультурное пространство, стремление к решению задачи преображения жизни. Хор выступает как модель и способ переустройства мира на началах красоты и добра, как духовная альтернатива утилитарно-прагматическому и индивидуалистическом) существованию.

Безусловно, в настоящем исследовании раскрыты не все многочисленные аспекты проблемы хора как феномена культуры, выявлен не все особенности русской хоровой культуры конца XIX- начала X] вв. Это должно стать темой дальнейшего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Желудкова, Валентина Ильинична, 1999 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин Аврелий. Исповедь. Творения Блаженного Августина: Пер. с латин. - М. : Республика, 1992. - 335 с.

2. Азадовский М. К. История русской фольклористики. - М.: Учпедгиз, 1958. - 480 с.

3. Аксаков К. С. Полн. собр. соч.: В 8 т., - Т. 1. - М.: Тип. П. Вахметева, 1861. - 632 с.

4. Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П.А.Флоренскому. - Новосибирск: Наука, 1990. - 154 с.

5. Альшванг A.A. Место Скрябина в истории русской музыки // Сов. музыка. - 1961. - N1. - С.77-84.

6. Альшванг A.A. 0 философской системе А.Н.Скрябина // Альшванг A.A. Избр. соч.: В 2-х т., - Т. 1. - М.: Музыка, 1964. - С. 118-276.

7. Андреев Л.М. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление. - М.: Искусство, 1989. - 212 с.

8. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Изд.2-е. -Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

9. Асафьев Б. В. 0 музыке XX века. - Л.: Музыка, 1982. - 200 с.

10. Асафьев Б. В. О народной музыке. - Л.: Музыка, 19871. -248 с.

И. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. - Л.: Музыка, 1980. -215 с.

12. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX - начала XX века. - Л. : Музыка, 1979. - 344 с.

13. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - М.: Мысль, 1976 -1983. - Т. 4. - 1983. - 830 с.

14. Бандура А. И. А.Скрябин и новая научная парадигма XX века (Изучая наследие А.Н.Скрябина) // Муз. академия. - 1993. - N4. -С. 168-196.

15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.:, Сов.

Россия, 1979. - 320 с.

16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

17. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. - М.: Советский композитор, 1962. - 134 с.

18. Бердяев H.A. Кризис искусства. - М.: СП Интерпринт, 1990. - 47 с.

19. Бердяев Н. А. философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - Т. 1. - М.: Искусство: ИЧП Лига, 1994. - 542 с.

20. Бернандт Г. Б. С.И.Танеев. - М.: Музыка, 1983. - 287 с.

21. Бершадская Т. 0. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни. - Л.: Музгиз, 1961. - 156 с.

22. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. М.: Сов. энциклопедия, 1970-1978. - Т. 19. - 1975. - 648 е.; - Т. 28. - 1978. -616 с.

23. Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М.Прохорова. - М.: Изд-во Большая Рос. энциклопедия, 1998. - 1456 с.

24. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам XV-XVIII вв. -Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1972. -423 с.

25. Булгаков С. Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. - СПб: Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с.

26. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. - М: Терра, 1991. - 416 с.

27. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. - М.: НИЦ Ладомир, 1995. - 593 с.

■28. 'Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. -М.: Ладомир, 1994. - 366 с.

29. Бэлза(и.Ф. А.Н.Скрябин. - М.: Музыка, 1987. - 176 с.

30. Вагнер Р. Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. - 695 с.

31. Ванечкина И. Л., Галеев Б.М. Поэма огня: Концепция светомузыкального синтеза А.Н.Скрябина. - Казань: Изд-во Казан, ун-та,

1981. - 168 с.

32. Васина-Гроссман В. А. Вокальные формы. - М.: Музгиз, 1963. - 36 с.

33. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. - М.: Музыка, 1972. - 366 с.

34. Введенский А.И. Статьи по философии. - СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1996. - 232 с.

35. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М: Высшая школа, 1989. - 406 с.

36. Воронина Н. И. Огарев и музыка. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - 176 с.

37. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника: Проблемы синестезии в искусстве. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. - 262 с.

38. Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души: [Перевод с англ.]. - М.: Наука, Изд. фирма Восточная литература, 1993. - 125 с.

39. Гаркунов E.H. Современные взгляды на ансамбль в хоровом пении // Вопросы хороведения и дирижирования хором. - Горький,

1982. - С. 175-189.

40. Ген-Ир У. Черты стиля хоров С. И. Танеева. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 132 с.

41. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. - М.: Музыка, 1983. - 288 с.

42. Гервер Л. Скрябин и Хлебников // Муз. академия. - 1993. -N4. - С. 185-190.

43. Гиппиус Е.В. Из истории песни трех русских революций. -М.: Сов. композитор, 1969. - 168 с.

44. Головня В.В. История античного театра. - М. : Искусство, 1972. - 399 с.

45. Гольденвейзер А. Б. А.Н.Скрябин / Речь на скрябинском концерте профессора А.Б. Гольденвейзера в студии-мастерской "Красный петух" 25 февраля 1919 г. // Памятники культуры: Новые открытия. 1983. - Л, 1985. - С. 113-115.

46. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. - М. : Феникс, 1994. - 179 с.

47. Гринбаум Н.С. Художественный мир античной поэзии: Творческий поиск Пиндара. - М. : Наука, 1990. - 166 с.

48. Грубер Р. И. История музыкальной культуры: В 2-х т. - Л.: Музгиз, 1941 - 1956. -Т.1., 4.1., 1941. - 596 с.; - Т.1., Ч. 2., 1941. - 514 е.; - Т. 2., Ч. 2., 1956. - 492 с.

49. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. - М. : Соратник, Б. Г, 1995. - 220 с.

50. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - М: Русский язык, 1981 - 1982. - T. IV., 1982. - 683 с.

51. ДельсоН В. Ю. А.Н.Скрябин: Очерки жизни и творчества. М. : Музыка, 1971. - 429 с.

52. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. - М.: Музгиз, 1957. - 108 с.

53. Дмитревская К. Н. Русская советская хоровая музыка. - М. : Сов. композитор, 1974. - 128 с.

54. Евсеев С.В. Народные и национальные корни музыкального языка Танеева. - М. : Музгиз, 1963. - 126 с.

55. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. - Л.- М.: Музгиз, 1951. - 236 с.

56. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск: Изд-во Петрозавод, ун-та ис-в, 1995. - 287 с.

57. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения.

- М.: Музыка, 1987. - 95 с.

58. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. - М.: Издво МГУ, 1998. - 286 с.

59. Записи А. Н. Скрябина // Русские пропилеи: Материалы по истории мысли и литературы: В 6 т. - Т. 6. - М.: Книгоизд-во М. и С.Сабашниковых, 1919. - 314 с.

60. Зацепина Т. М. Традиции национальной певческой культуры в русской хоровой музыке (конец XIX - начала XX века). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствознания. - Л: Ленингр. гос. коне. им. Н. А. Римского-Корсакова, 1981. - 24 с.

61. Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости: В 2-х ч. - Пг: Огни, 1919-1920. - Ч.1., 1919. - 192 с.

62. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. СПб.: Зго, 1991. - Т. 2, 4.2. - 270 с. - Т. 1, 4.1. - 222 с. ; -Т. 1., 4.2. - 280 е.; - Т. 2., Ч. 1 - 256 е.;

63. Золтаи Д. Этос и аффект: История философии музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля: [Пер. с нем.] - М.: Прогресс, 1977. - 371 с.

64. Иванов Вяч. Национальное и вселенское в творчестве А.Н.Скрябина. Взгляд Скрябина на искусство // Памятники культуры: Новые открытия, 1983. - Л., 1985. - С. 88-119.

65. Иванов Вяч. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994.

- 428 с.

66. Игошев Л.Д. Очерки по истории музыкальной культуры XVII века. - М.: ЗАО "Лилия ЛТД", 1997. - 76 с.

67. Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII начала XX веков. - М.: Сов. композитор, 1985. - 232 с.

68. Казачков С. А. Некоторые вопросы репетиционной работы с хором. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1970. - 333 с.

69. Каратыгин В. Г. Избранные статьи. - М. -Л.: Музыка, 1965. -352 с.

70. Кац Б. А. Стань музыкою слово. - Л.: Музыка, 1983. - 118 с.

71. Келдыш Ю. В. История русской музыки: В 10 т. - М. : Музыка, 1983. - Т. 1. - 382 е.; 1984. - 1.2. - 335 е.; 1986. - Т. 4. - 415 е.; 1988. - Т. 5. - 519 е.; 1989. - Т. 6. - 384 с.

72. Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII века. - М. : Наука, 1965.

- 463 с.

73. Келдыш Ю. В. Русская музыка на рубеже двух столетий. - М.: Наука, 1968. - 442 с.

74. Клюева И. В. Театр в жизни и творчестве М.М.Бахтина // Бахтинские чтения. - Орел.: Изд-во Орловской гос. телевещательной компании, 1997. - С. 294-300.

75. Клюева И. В. Терминология искусства как универсальный язык философии М.М. Бахтина // Наследие М. М. Бахтина в контексте мировой культуры. Матер, науч. - теор. конф. - Орел, 1997. - С. 45-53.

76. Клюева И. В. Творческая личность в культурном контексте (на материале творчества Степана Эрьзи) // - Полигнозис. - 1998.

- N3. - С. 149-154.

77. Клюева И. В. Феномен панэстетизма: от романтизма к постмодерну // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров.

М.: Ин-т искусствознания, 1998. - С. 88.

78. Клюева И. В. "Хоровая утопия" Серебряного века и творчество М.М.Бахтина // Бахтин и время. - Саранск: Тип. "Красный Октябрь", 1998. - С. 102-104.

79. Коловский 0. П. Русская хоровая песня (традиция, современная практика) // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. - Л., 1982. - С.22-34.

80. Конен В.Дж. Этюды о зарубежной музыке. - Изд-е 2-е. - М.: Музыка, 1975. - 479 с.

81. Конрад Н.И. Письмо Арнольду Тойнби. Диалог историков. // Новый мир. - 1968. - N7. - С.178-179.

82. Копытман М. О полифонии. - М.: Сов. композитор, 1961. -67 с.

83. Корабельникова Л. 3. Творчество С. И. Танеева. - М.: Музыка, 1986. - 296 с.

84. Краснощекое В. И. Вопросы хороведения. - М.: Музыка, 1969.

- 300 с.

85. Красотина Е. А. Исследование методов развития музыкального слуха в процессе изучения хоровой партитуры: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствознания: /Рос. ин-т искусствознания.

- М, 1972. - 24 с.

86. Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1954. - 281* с.

87. Критский Б.Д. Формы вокальной организации хора // Хорове-дение. - М., 1989. - С. 41-45.

88. Кюи Ц. А. Избранные статьи. - Л.: Музгиз, 1952. - 692 с.

89. Ларош Г. А. Избранные статьи. - Л. : Музыка, 1974. - 230 с.

90. Лащенко А. П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. - Киев: Музык. Украина, 1989. - 132 с.

91. Лащенко А. П. Хоровая культура как предмет изучения и развития: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, кандидата искусствоведения: / ГОЛК им. П.И.Чайковского. - Киев, 1990. - 23 с.

92. Лебедева-Емелина А. В. Русская хоровая культура второй половины XVIII века: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, кандидата искусствоведения: /Рос. ин-т искусствознания. - М., 1994. - 31 с.

93. Левандо П. П. Проблемы хороведения. - Л.: Музыка, 1974. -282 с.

94. Левандо П. П. Об одной особенности фактуры хоров Танеева

"Восход солнца" и "Увидал из-за тучки утес" // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве - Л., 1982. - С. 55-71.

95. Левая Т.М. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. - М.: Музыка, 1991. - 164 с.

96. Левик Б.В. История зарубежной музыки. - Вып.2. Вторая половина XVIII века. - М. : Музыка, 1980. - 277 с.

97. Летопись жизни и творчества А.Н.Скрябина. Сост. М.Прянишникова и 0. Томпакова. - М.: Музыка, 1985. - 295 с.

98. Ливанова Т. Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. - М.: Музыка, 1981. - 238 с.

99. Ливанова Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. - Вып. 1. - М.: Искусство, 1938. - 359 с.

100. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVII века в ее связях с литературой, театром и бытом. - М.: Музгиз, 1953. -106 с.

101. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века. -М.: Музгиз, 1953. - 476 с.

102. Лисицын М. И. К вопросу о демественниках, клирошниках и о первоначальном пении в русской церкви // Муз. современник. 1917. - N7-8. - С. 83-84.

103. Лихачев Д. С. Заметки о русском. - М.: Сов. Россия, 1984. - 62 с.

104. Лихачев Д..С. Избранные работы: В 3-х т. -Л.: Худ. лит-ра, Ленинград, отд., 1987. - Т.2. - 495 с.

105. Локшин Д.Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры. -М.: Музгиз, 1963. - 212 с.

106. Лопатин Н.М., Прокунин В.П. Русские народные лирические песни. - М.: Музыка, 1955. - 204 с.

107. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. -

М.: Искусство, 1979. - 767 с.

108. Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина // Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. - М., 1990. - С. 290-305.

109. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. - М. : Правда, 1990. - С. 195-393.

110. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М. : Политиздат., 1991. - 525 с.

111. Лосский И.О. История русской философии. - М.: Сов. писатель, 1991. - 478 с.

112. Луначарский A.B. В мире музыки. - М.: Сов.композитор., 1971. - 540 с.

ИЗ. Луначарский A.B. 0 музыке и музыкальном театре. Статьи, речи,, доклады, письма, документы: В 3 т. - М.: Музыка, 1981. -Т.З. - 431 с.

114. Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. - М. : Наука, 1992. - 326 с.

115. Медушевский В. В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 256 с.

116. Мейчик М. Н. Над могилой Скрябина // Рампа и жизнь. 1915. - N16. - С. 4-5.

117. Металлов В. М. Очерки истории православного церковного пения в России. - М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1915. - 349 с.

118. Мильдон В. И. Русская идея в конце XX века// Вопросы философии. - 1996. - N3. - С. 46-53.

119. Михайленко А. Г. Фуга в творчестве Танеева. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, кандидата искусствоведения: /Рос. ин-т искусствознания. - М., 1978. - 23 с.

120. Михайлов М. К. 0 национальных истоках раннего творчества Скрябина // Русская музыка на рубеже XX века. - М.-Л., 1966. -С.129X123456-148.

121. Михайлов М.К. А.Н.Скрябин. - М. - Л.: Музыка, 1966. -107 с.

122. Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. - Киев: Наук, думка, 1998. - 100 с.

123. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. - М.: Сов. энциклопедия. Т. 2. - 1974. - 958 е.; Т. 4. - 1978. - 976 е.; Т. 5. - 1981. - 1054 е.; Т.6. - 1982. - 1002 с.

124. Музапевский В. И. Танеев и Скрябин // Жизнь искусства. -1924. - N41. - С.10-11.

125. Мусоргский М. П. Литературное наследие. Письма. Биографи-

ч

ческие материалы и документы. - М.: Музыка, 1971. - 400 с.

126. Назайкинский Е. & Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.

127. Назайкинский Е.В. Музыкальные лики истории // Т.Н.Ливанова. Статьи. Воспоминания. - М., 1989. - С.388-412.

128. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.

129. Никольская И. С. Самый лучезарный из творцов // Муз. академия. - 1993. - N4. - С. 168-175.

130. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. -829 с.

131. Новый энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона: В 48 т. - СПб.: Тип. Общ. Брокгауз - Ефрон, 1913. - Т. 4. -952 с.

132. Одоевский В. Ф. Сочинения в 2 т. - Т. 1. - М.: Худ. лит-ра, 1981. - 365 с.

133. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская А.Н.; Российский фонд культуры. - 2-е изд. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.

134. Олефир С.И. Музыкальное мышление и его специфика в дири-

жерско-хоровой деятельности: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, кандидата пед. наук: / Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников нар. образования. - М, 1995. - 16 с.

135. Ольхов К.А. Хоры Танеева // Хоровое искусство. - Вып. 2.

- Л., 1971. - С. 42-48.

136. Орлова Е.М. А.Н.Скрябин // Орлова Е.М. Очерки о русских коспозиторах XIX - начала XX вв. - М., 1982. - С. 151-161.

137. Орлова Е.М. О традициях канта в русской музыке //Теоретические наблюдения над историей музыки. - М., 1978. - 270 с.

138. Откровения Б. Ю.Поплавского. Дневники. Стихи. Статьи по поводу. Публикация и примечания А.Н.Богословского // Наше наследие. - 1996. - N37. - С. 43-68.

139. Пави П. Словарь театра. Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1991.

- 504 с.

140. Паисов Ю. И. От Большого зала до "салона"... в стенах Синодального // Муз. академия. - 1995. - N3. - С.33-57.

141. Паисов Ю. И. Современная русская хоровая музыка. - М.: Сов.композитор, 1991. - 280 с.

142. Памяти С.И.Танеева. Сборник статей и материалов к 90-летию со дня рождения. - М. - Л.: Музгиз, 1947. - 276 с.

143. Памятники литературы Древней Руси XI - начала XII вв. М.: Художественная литература, 1978. - 464 с.

144. Панферова Г. Л. Певец русского хора // Национальные традиции русского хорового искусства. -Л.: Ленинград, гос. консерватория, 1988. - С. 140-157.

145. Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства ХУ1-ХЧ11 вв: На примере произведений выдающихся распевщиков. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1997. - 340 с.

146. Пигров К. К. Руководство хором. - М.: Музыка, 1964. - 220 с.

147. Платон. Собр. Соч.: В 4 т: Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - 860

е.; T. 2. - 1993. - 526 е.; T. 3. - 1994. - 655 е.; T. 4. - 1994. - 830 с.

148. Плеханов Г. В. Из воспоминаний Скрябина: Письмо к В. В. Богородскому. Сан-Ремо от 9 мая 1916 г. // Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М. : Искусство, 1978. - С. 348-349.

149. Покровский Н.И. Хор С.И.Танеева "Вечер": образность и особенности музыкального стиля. - Н-Новгород: Нижегород. консерватория, 1992. - 19 с.

150. Поляновский Г. А. Кантаты Танеева и Римского-Корсакова // Советская музыка, 1961. - N7. - С. 94-95.

151. Попов C.B. 0 хоровом творчестве С. И. Танеева // Русская

хоровая литература. - М., 1969. - С. 149-165.

\

152. Преображенский A.B. Культовая музыка в России. - Л.: Academia, 1924. - 123 с.

153. Протопопов В.В. Избранные исследования и статьи. - М.: Сов. композитор, 1983. - 304 с.

154. Протопопов В. В. История полифонии. Полифония в русской музыке XVII - начала XX в. - Вып. 5. - М. : Музыка, 1987. - 319 с.

155. Протопопов В. В. История полифонии в ее важнейших явлениях // Русская классика и советская музыка. - М., 1962. - 295 с.

156. Протопопов В.В. Русская мысль о музыке в XVII веке. -М. : Музыка, 1989. - 96 с.

157. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. - М.: Тип. Рис, 1867-1869. - 380 с.

158. Рапацкая Л. А. Основные этапы развития русской музыки в системе художественной культуры. - М. : Б.И., 1989. - 128 с.

159. Рапацкая Л. А. Четвертая мудрость: 0 музыке в культуре Древней Руси. - М. : Музыка. 1997. - 179 с.

160. Ровенко А.И. Практические основы стреттно-имитационной полифонии. - М. : Музыка, 1986. - 149 с.

161. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. - Вып.1. До середины XVIII в. - М.: Музыка, 1964. - 190 с.

162. Романовский Н. В. Хоровой словарь. - Л.: Музыка, 1968. -142 с.

163. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русской народной песни. - Л. : Музыка, 1964. - 96 с.

164. Рубцова В. В. А.Н.Скрябин. - М. : Музыка, 1989. - 447 с.

165. Рыцарева М. Г. Проблемы изучения русской хоровой музыки 2-й пол. XVIII века. - М.: Сов. композитор, 1989. - 312 с.

166. Сабанеев Л.Л. С.И.Танеев: Мысли о творчестве и воспоминания о жизни. - Б.м. : Таир, 1930. - 217 с.

167. Сабанеев Л.Л. А.Н.Скрябин. - М. - Пг.: Госиздат, 1923. VIII. - 197 с.

168. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. - М.: Муз. сектор, Гос. изд-во, 1925. - 318 с.

169. Савенко С. И. С.И.Танеев. - М.: Музыка, 1985. - 174 с.

170. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 217 с.

171. ' Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991. - 316 с.

172. Сахаров И. П. Народный дневник. Народные праздники и обычаи: Из "Сказания русского народа". - М. : Дружба народов, 1991. -224 с.

173. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX в. в. "Стихирарь месячный". -СПб: Рос. ин-т истории искусства, 1994. - 469 с.

174. Серов А.Н. Статьи о музыке: (Русская классическая музыкальная критика): В 7 вып. - М.: Музыка. - Вып. 1. - 1984. - 414 е.; - Вып. 2. - 1986. - 352 е.; - Вып 4. - 1988. - 444 е.; - Вып. 5. - 1989. - 347 е. ; - Вып. 6. - 1990. - 343 с.

175. Симакова H.A. Вокальные жанры эпохи Возрождения. - М.: Музыка, 1985. - 360 с.

176. Скребков С. С. Полифония и полифонические формы. - М.: Сов. композитор, 1962. - 45 с.

177. Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII веков. - М. : Музыка, 1969. - 118 с.

178. Скребков С. С. Теория имитационной полифонии. - Киев: Муз. Украла, 1983. - 144 с.

179. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М. : Музыка, 1973. - 446 с.

180. Скрябин À. Н. Воспоминания. - Л. : Искусство, 1940. - 516 с.

181. Скрябин А. Н. Письма. - М. : Музгиз, 1965. - 720 с.

182. Скрябин А.Н. Письма [к Н. В. Секириной] / Ред. Л.Л.Сабанеева. - М. : Новая Москва, 1923. - 56 с.

183. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд. - М. : Русский язык, 1981 - 1984. - Т. 4. - 1984. - 794 с.

184. Смоленский C.B. Значение 17 века и его кантов и псалмов в области современного церковного пения и так называемого "простого напева" // Музыкальная старина. - СПб, 1911. - Вып.5.

С. 47-102.

185. Смоленский C.B. О древнерусских певческих нотациях // Памятники древней письменности и искусства. - СПб., 1901. - С. 120-135.

186. Соколов В. Г. Работа с хором. - М. : Музыка, 1983. - 192 с.

187. Соловьев B.C. Собр. соч.: В 10 т. - СПб, Изд-е Товарищества "Общественная Польза". - Т. 2. - 1878-1880. - 376 е.; -Т.З. - 1877-1884. - 387 е.; - Т. 6. - 1890. - 360 е.; - Т. 7. -1895. - 345 е.; - Т. 8. - 1894-1897. - 189 с.

188. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная крити-

ка. - M.: Искусство, 1991. - 701 с.

189. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т.

- Л.: Сов. композитор, 1980. - Т. 1. - 295 с. ; - Т. 2. ,1981. - 295 е.; - Т. 3., 1983. - 304 с.

190. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М. : Советский композитор, 1975. - 202 с.

191. Стасов В. В. Избранные сочиненния: В 3-х т. - М.: Искусство, 1952. - Т. 1. - 735 е.; - Т. 2. -774 е.; - Т. 3. - 887 с.

192. Стасов В. В. Письмо И.Репину от 8 мая 1888 г. // И.Репин и В.Стасов. Переписка. - М. - Л., 1949. - С. 129.

193. Стахорский C.B. Русская театральная утопия начала XX века. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора искусствоведческих наук: / Рос. ин-т искусствознания. - М., 1994. - 26 с.

194. Стратилатова В.П. Театр Софокла. (Герой и хор): Автореф. дис. на соиск. уч. степ, кандидата искусствоведческих наук: / Гос. ин-т театр, искусства им. А.В.Луначарского. Кафедра истории зарубежного театра. - М., 1969. - 15 с.

195. Танеев С. И. Дневники: В 3-х кн. Кн. 1. - М. : Музыка, 1981. - 333 е.; - Кн. 3, 1985. - 560 с.

196. Танеев С. И. Личность, творчество и документы его жизни.

- М. - Л. : Музгиз, 1925. - 259 с.

197. Танеев С. И. Материалы и документы. Переписка и воспоминания. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. - 355 с.

198. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. - М.: Музгиз, 1959. - 383 с.

199. Танеев С. И. Учение о каноне. - М. : Музгиз, нотопечатня Гиза, 1929, VIII. - 195 с.

200. Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков // Искусство слова. - М. : Наука, 1973. - С.300

- 314.

203. Театральная энциклопедия: В 5-ти т. Под ред. П.А.Маркова. - М. : Сов. энциклопедия, 3967. - Т. 5. - 3336 с.

202. Тевосян А.Т. Современные проблемы хорового искусства. -М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 3995. - 53 с.

203. Томпакова 0. М. "Иду сказать людям, что они сильны и могучи" (Учение Скрябина и современная ему философия) // Муз. академия. - 3993. - N4. - С. 380-385.

204. Томпакова 0. М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX - начала XX века. Новые течения // Гос. мемор. музей А.Н.Скрябина. - М., 3997. - 38 с.

205. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? - М.: Б.И., 3993. - 304 с.

206. Трубачев С. И. Музыкальный мир П. А. Флоренского // Сов. музыка. - 3988. - N9. - С. 99-303.

207. Трубецкой Е.Н. Избранное. Смысл жизни. - М.: Канон, 3995. - 480 с.

208. Успенский Н..Д. Девнерусское певческое искусство. - М.: Сов. композитор, 3973. - 639 с.

209. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века: В 2-х т. - Т. 3. - М. : Музгиз, 3928. - 382 с.

230. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: В 2-х т. -Т. 3. - М.: Правда, 3990. - 490 с.

23 3. Флоренский П. А. У водоразделов мысли: В 2 т. - Т.2. - М.: Правда, 3990. - 448 с.

232. Фрейденберг 0. М. Миф и литература древности. - М..: Наука, 3978. - 605 с.

233. Хангельдиева И. Г. Взаимодействие и синтез искусств. -М.: Знание, 3982, N8. - 64 с.

234. Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. - М.:

Музыка, 1986. - 102 с.

215. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / пер. с нидерл. - М. : Издат. группа "Прогресс", 1992. - 464 с.

216. Холодный В. В. Идея соборности и славянофильство: Проблема соборной феноменологии. - М. : Коффи, 1994. - 116 с.

217. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: В 2-х ч. - М. : Музыка, 1990. - 4.1. - 140 е.; - 4.2, 1991. - 122 с.

218. Хомяков A.C. Сочинения: В 2-х т. - Т. 1. - М. : Изд-во Медиум, 1994. - 478 с.

219. Хомяков A.C. Сочинения: В 3-х т. - Т. 3. - М: тип. Рис., 1914. - 279 с.

220. Хопрова Т. А. С.И.Танеев. -Л.: Музыка, 1980. - 104 с.

221. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. -СПб: Алетейя, 1994. - 445 с.

222. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. - Т.3.

- М. : БРА, 1995. - 783 с.

223. Цахер И. 0. Типология музыкального мышления (на примере камерно-инструментальных ансамблей Танеева): Автореф. дис. на со-иск. уч. степ, кандидата искусствовед, наук: / Гос. ин-т искусствознания. - М, 1995. - 24 с.

224. Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественной мысли XIX века. - М. : Изд-во МГУ, 1986. - 269 с.

225. Чайковский П. И. С.И.Танеев. Письма. - М. : Музгиз, 1953.

- 188 С:

226. Чернушенко В. А. Первый русский хор // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. - Л., 1982. - С. 5-22.

227. Чесноков Г1. Г. Хор и управление им. - 2-е изд. - М. : Муз- • гиз, 1940. - 223 с.

228. Чинаев В. П. Из традиций в будущее // Музыкальная акаде-

мия. - 1993. - N4. - С.191-194.

229. Шапошников Л. Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. - Спб: Изд-во С. - Петербург, ун-та, 1996. - 200 с.

230. Шапошников Л. Г. Философские портреты: (Из истории отечественной мысли). - Н.Новгород: Нижегород. ИПК работников народного образования, 1993. - 220 с.

231. Шейн П.В. Русские народные песни. - М.: 0б-во истории и древностей России при Моск. ун-те, 1870, [6], - XXXII, 568 с.

232. Шиллер И.X.Ф. Собрание сочинений в переводе русских писателей под ред. С. А. Венгерова: В 4 Т. - СПб: Изд. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрона, 1901-1902. - Т. 3., 1901. - 632 с.

233. Шлецер Б. Ф. От индивидуализма к всеединству //Аполлон. -1916. - N4/5. - С. 48-63.

234. Шлецер Б.Ф. А.Скрябин. Личность. Мистерия. - Берлин: Грани, 1923. - XXXII. - 356 с.

235. Шпет Г. Г. Сочинения. - М. : Правда, 1989. - 601 с.

236. Штейнпресс Б.С. Популярные очерки истории музыки до XIX века. - М.: Музгиз, 1963. - 448 с.

237. Энциклопедический словарь: В 41 т. Под ред. Ф.А.Брокгауза

- И.А.Ефрона. - С-Петербург, 1890-1904. - Т. XXXVII, 1903. - 962 с.

238. Юзефович В. И. Танеев в капелле Юрлова // Муз. жизнь, 1971.

- N 16. - С. 7.

239. Яворский Б. Л. Заметки о творческом мышлении русских композиторов от Глинки до Скрябина // Яворский Б.Л. Избранные труды.

- М., 1987. - С. 170-198.

240. Яворский Б.Л. А.Н.Скрябин // Сов. музыка. - 1972. - N1. -С. 110-113.

241. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. - М.: Брандес, 1995. - 405 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.