Хоровая культура Якутии: Творчество, исполнительство, образование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.16, кандидат искусствоведения Никулин, Владимир Георгиевич

  • Никулин, Владимир Георгиевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ17.00.16
  • Количество страниц 260
Никулин, Владимир Георгиевич. Хоровая культура Якутии: Творчество, исполнительство, образование: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.16 - Техническая эстетика и дизайн. Магнитогорск. 1999. 260 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Никулин, Владимир Георгиевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ХОРОВЫХ ТРАДИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТИИ XIX, НАЧАЛА XX ВЕКА

1.1. Типологические черты якутской музыки и ее бытование до XVIII века

1.2. Становление якутской духовной епархии и развитие хоровой музыки в рамках православной обрядности

1.3. Хоровая музыка в духовных учебных заведениях

1.4. Роль политических ссыльных в развитии светского хорового исполнительства

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РАЗВИТИЯ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

2.1. Вопросы хорового образования в творческих коллективах

2.2. Становление системы музыкального образования. Подготовка специалистов хорового искусства

2.3. Музыкальные учреждения Якутии и этапы становления хоровых традиций

2.4. Общая характеристика хорового творчества композиторов Якутии

Заключение

Список встречающихся сокращений

Литература

Приложение I. Биографические справки

Приложение II. Творчество исполнителей и деятелей хоровой культуры

Приложение III. Таблицы развития сети учебных заведений. Справки о работе студий, творческих коллективов, культурных обществ

Приложение IV. Концертные программы. Систематизированный перечень хоровых произведений якутских композиторов

Приложение V. Нотные примеры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.16 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хоровая культура Якутии: Творчество, исполнительство, образование»

ВВЕДЕНИЕ

Хоровая культура Якутии представляет собой достаточно развитую систему, развивавшуюся в течение последних двух столетий. Будучи сложным, многоуровневым явлением, хоровая культура не поддается однозначному определению. Вместе с тем, центральной составляющей этого феномена, безусловно, является хоровая музыка. В якутской музыкальной культуре последняя занимала и занимает лидирующую позицию по исполняемое™ и распространенности.

Процессы развития хоровой культуры Якутии проходили весьма сложи к/ гр

но, во взаимодеиствии противоположных традиции. Так, изначальное для хоровой культуры якутов духовное направление, несмотря на запрет последнего в годы советской власти, все же оказало значительное влияние на становление хорового искусства последующих десятилетий. Этому в определенной мере способствовало и то обстоятельство, что в дореволюционный период светское направление существовало наравне с духовным и в неразрывной связи с ним.

Необходимо отметить, что место хорового искусства в Якутии не ограничивалось рамками исполнительства. Будучи, как уже говорилось, наиболее распространенным видом коллективного музицирования, хоровое пение, а также образование и творчество, несомненно, расширяли границы культурного пространства.

Кроме того, хоровое пение выступало в роли важнейшей составной части первых музыкальных объединений начала XX века, например, «кружка музыки и литературы малороссов» (общество украинцев), а также других национальных обществ. С хоровой музыкой в Якутии связано и создание профессиональных учреждений искусства: первых музомастерских, Театра-студии, учебных заведений, музыкального и оперного театров.

Таким образом, одной из причин, обусловивших актуальность данного исследования, можно считать не только существующую тенденцию к одно-

временному бытованию европейского многоголосия и монодийной песенно-сти якутов, но и слабую разработанность всего комплекса проблем, связанных с изучением хоровой культуры Якутии как культурного феномена.

Анализ литературы подтверждает высказанную выше мысль. Вплоть до 40-х г. XX века ученые ограничивались лишь изучением якутского фольклора. Последующий период, включая и 90-е гг. нашего столетия, также не обогатился фундаментальными исследованиями в области хорового искусства Якутии. Отдельные научные работы по изучению путей развития национального песенного фольклора, принадлежащие перу видных теоретиков и композиторов: В. Беляева [16], С. Кондратьева [69], Н. Пейко, И. Штейнмана [113], Д. Рогаль-Левицкого [127], Г. Литинского [84], М. Жиркова [48], — не меняют общего положения дел.

При обращении же к научным работам, посвященным якутской музыкальной культуре можно видеть, что исследователи также концентрируют внимание на проблемах фольклора национального эпоса— олонхо: Э. Е. Алексеев [1-7], Г. Г. Алексеева [8], H. Н. Николаева [97].

Следует отметить, что в фундаментальной исторической работе Т. А. Роменской по музыкальной культуре Сибири, освещающей пути ее развития до реформы 1861 г. [131], вопросы искусства Якутии (в том числе хорового) вообще не затрагиваются. Не касаются хоровой культуры и авторы некоторых работ, посвященных прошлому и настоящему музыкальной жизни ряда городов обширного сибирского края (Томск [80], Иркутск [155]). Что же касается монографии Н. И. Головневой «Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985 гг.)» [38], то в ней затронуты лишь отдельные стороны интересующей нас проблемы.

В работах А. Т. Тевосяна [150] и Г. В. Григорьевой [41], посвященных отдельным вопросам развития русской хоровой музыки 1970-80-х гг., подробно рассмотрены главные тенденции эволюции хорового искусства, дан анализ его выразительных средств, проблем стиля и жанра. Однако круг их

интересов ограничен центральными регионами России (Тевосян), деятельностью композиторов московской и ленинградской школ (Григорьева).

В обобщающей работе Ю. И. Паисова [108] рассмотрена история хорового творчества России 1945-1980 гг. Исследователь подчеркивает нарастающую интенсивность развития данной области музыкального искусства, выявляет и анализирует наиболее яркие индивидуальные стили, отмечает углубляющуюся внутрижанровую дифференциацию, которой отмечен рубеж последней четверти XX столетия.

В работах музыковедов Украины (О. Бенч [17], А. Лащенко [82]), и Казахстана (И. Захарченко [50]) предложен ряд оригинальных подходов к изучению хоровой культуры.

Таким образом, мы можем говорить только о попытках начать целостное изучение музыкальной культуры сибирских регионов, простирающихся до безбрежных границ Великого Тихого океана: Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), Магаданской, Камчатской и Сахалинской областей. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что ни одна из перечисленных работ специально не рассматривает вопросов становления и развития хоровой культуры на этих территориях.

Опираясь на сказанное выше, в настоящей диссертации поставлена цель — в разных аспектах проследить процесс зарождения и развития якутской хоровой культуры XIX-XX столетий. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, главная из которых — анализ закономерностей формирования хорового искусства Якутии как сложного и самобытного явления. При этом особого внимания заслуживает то обстоятельство, что объект исследования, уходящий своими корнями в народное творчество, развивался в активном взаимодействии со «встречным течением» (термин А. Н. Веселовского) — русской музыкально-хоровой культурой.

Соответственно в работе поставлены следующие конкретные задачи: - осветить музыкально-культурный пласт историческо-бытовой обета-

новки в Якутии до прихода первых русских поселенцев;

- охарактеризовать этнические особенности формирования духовной культуры якутов в аспекте воздействия на нее шаманизма, религиозных верований;

- раскрыть влияние на якутскую хоровую культуру деятельности православных епархий, распространение русской духовности через очаги образования и певческое исполнительство;

- изучить в аспекте избранной темы культурно-просветительские и художественно-эстетические стороны деятельности в Якутском крае политических ссыльных;

- проанализировать процесс становления и развития в республике профессионального хорового исполнительства;

- выявить состояние музыкального образования в Якутии, показать роль деятельности других профессиональных учреждений в подготовке специалистов хорового искусства; !

- рассмотреть в общих чертах состояние и развитие некоторых жанров и форм хорового творчества якутских композиторов.

Решение сформулированных выше задач, многообразие подходов и методов потребовали изучения широкого круга источников. Так, ценными в плане исследования природы и развития церковного хорового пения в России явились работы Д. В. Аллеманова [9], Е. О. Болохвитова [27], М. Б. Браж-никова [28], Т. Ф. Владышевской [30], А. Ф. Львова [85], А. Л. Маслова [89], В. М. Металлова [90-93], Н. Потулова [117], Д.В.Разумовского [122-124], А. И. Рожнова [128-130], Н. Д. Успенского [151], Б. А. Шиндина [161] и др.

Все привлеченные материалы, а особенно материалы якутских фондов духовной семинарии, училищ, школ и органов по управлению ими, позволили воссоздать в первую очередь процессы духовного музыкального образования и исполнительства. К подобным изысканиям якутское музыкознание обращается впервые. Это позволило автору ввести в научный обиход многие

ранее не изученные материалы и архивные данные.

Осмысление исследуемых явлений хоровой культуры потребовало активного привлечения этнографических, фольклорных и краеведческих материалов различных периодов, почерпнутых в фондах Государственного архива, музея и Национальной библиотеки Якутии. Понадобилось также обратиться к летописям Иркутской, Камчатской и Якутской духовных епархий, к местной и центральной периодике, мемуарным источникам и хронологическим справочникам.

С момента присоединения Якутии к Российскому государству в 1632 году, она как конгломерат разных народов неоднократно становилась объектом изучения в работах путешественников: А. Л. Биркендорфа, В. Г. Богораз-Тана [19-21], А. Ф. Мидцендорфа [94], Н. С. Щукина [164] и представителей духовенства: иерея Макария, епископа Нила и др*. Особую роль в исследовании быта, жизни, природы этого края дореволюционного периода сыграли труды бывших политических ссыльных: В. И. Иохельсона, Э. К. Пекарского, ; В. Л. Серошевского, И. А. Худякова, С. В. Ястремского. у

В советский период многоаспектное изучение культуры Якутии было продолжено в работах С. И. Боло, М. Н. Жиркова, Ф. Г. Корнилова, Г. В. Ксенофонтова, А. П. Кулаковского, П. А. Ойунского, А. В. Скрябина, X. П. Староватова, Г. У. Эргиса. Применительно к задачам настоящей работы необходимо особо отметить изучение отдельных сторон якутской музыки такими исследователями, как Э. Е. Алексеев, А. С. Ларионова, Г. Г. Алексеева, Г. М. Кривошапко, В. С. Никифорова, Н. Н. Николаева, Ю. И. Шейкин [160].

Следует отметить, что музыка якутов вызывала научный интерес еще в XIX веке. Однако специфика положения Якутии в дореволюционной России

* Первые упоминания о Якутии, отраженные в посланиях мангазейских казаков, относятся к первой четверти XVII века. Во всяком случае, более ранних письменных материалов обнаружить не удалось. Оставленные ими сведения об огромном крае в Сибири, именовавшимся Якутским, об условиях существования в нем людей наводили «невольный ужас и страх, как моральный, так и физический», отмечал известный путешественник В.Г.Богораз-Тан в 1903 году [25, 37].

отодвигала исследование этой области культурной жизни на второй план. Яркий пример восприятия Якутии исследователями прошлого столетия выражен в словах Н. Щукина: «Эта страна не славится просвещением, населением или плодородием, нет, она знаменита мехами и некоторыми историческими событиями, имевшими влияние на Иркутскую губернию, на сообщения наши с Китаем, Камчаткой и Америкой» [164, 7]. Конечно, вхождение Якутии в Российское государство открыло не только новую эру в историческом развитии края, но и положило начало разносторонним связям народов Якутии с русским и другими народами. Культурные связи постоянно расширялись и наполнялись новым содержанием, приобретали новые формы [59, 258-259].

Духовные и культурные процессы в Якутии шли ускоренно. Причем особую роль в этом играло принятие якутами в 1640 г. христианства. Надо сказать, что христианизация края была в немалой степени прогрессивным явлением. Религия, по словам Б. В. Асафьева, несла с собой культуру, образованность и обеспечивала государственное единство [13, 117]. В русле же нашего исследования важен тот факт, что именно православие, вплоть до 1917 г. ввиду активного заселения края, выступало носителем и распространителем европейских музыкальных традиций.

Внедряя православие на вновь осваиваемых землях и успешно продвигаясь на восток, русские поселенцы оставляли его зримые следы: «... где зимовье ясашное, там и крест или впоследствии часовенку, где водворение крепостное, там и церковь, где города, там и управление, огнестрельный снаряд и монастырь, кроме церкви» [203, 10]. Они несли с собой культуру, новые обычаи и нравы. Русская духовная миссия стремилась выполнять возложенные на нее миссионерские задачи, как в отношении поселенцев, так и проживающих здесь народов, действуя на последних «в духе кроткости и вразумительных доказательств» [203, 10]. Колонизация и православие — эти

две взаимосвязанные тенденции были призваны упрочить положение русских в Якутии.

Первые ростки русской духовной музыки, привнесенной извне, приживались достаточно активно. Однако вначале укоренение новых культурных традиций в полном объеме сталкивалось с определенными трудностями. В их числе — сложность общения из-за незнания языков: русского — со стороны коренных народов (якутов, чукчей, юкагиров, чуванцев, ламутов, одулов) и якутского русскими поселенцами. Кроме того, представители коренных народов жили здесь обособленно. Особые трудности вызывал и географический фактор: огромные расстояния, разбросанность и малочисленность коренного населения, суровый северный климат, наводивший оцепенение не только на людей, в нем пребывавших, но и на саму природу. Однако в процессе общения вопросы языкового барьера решались. Достаточно сказать, что уже к концу XVII века почти все русское население Якутии свободно владело якутским языком. Это способствовало изучению бытовавшего здесь якутского музыкального творчества, а впоследствии и первым попыткам издания ду-: ховной литературы на родном языке и проведению с 1859 г. канонизированных «якутских» литургий*.

Являясь одним из ведущих музыкальных жанров, хоровая музыка содействовала приобщению различных слоев населения Якутии к российской и мировой музыкальной культуре, особенно в плане подключения монодийной культуры якутов к европейскому многоголосию. На рубеже XVII -XVIII веков профессиональная музыка России, вытеснившая русскую монодию в XVII веке, была преимущественно хоровой. Более тысячи лет богослужебное пение представляло собой важнейшую часть русской национальной певче-

* Продолжительное время считалось, что музыкальные процессы в Якутии активно начали проявляться только в советское время. Однако это утверждение несправедливо. Анализ указанных выше материалов позволяет утверждать, что хоровая музыка Якутии начинает свой путь именно с первой половины ХГХвека.

ской культуры. Да и в музыке Х1Х-начала XX века выделялись особые функции хора [57]. /

Вместе с тем насильно внедряемое русское духовное многоголосие было необычным для якутов и трудно усваивалось местным населением. И все же оно постепенно проникало в самобытную национальную культуру. Притом влияние было взаимным — ни одна из привнесенных извне традиций хорового пения не проявлялась здесь в «чистом виде», то есть непосредственно в славянских традициях [131]. В итоге синтез якутской монодии и русского многоголосного пения в дальнейшем нашел активное применение в хоровом исполнительстве и композиторском творчестве.

В силу специфики исторического и социально-экономического развития дореволюционная Якутия не имела своих профессиональных композиторов и исполнителей. Исключение составляли ее отдельные представители— регент якут И. Винокуров, И. Вологдин и скрипач В. Свинобоев, получившие специальное образование в Москве. Поэтому всю основную работу по внедрению и распространению хоровой музыкальной культуры выполняли приезжие специалисты, относившиеся, как правило, к духовному сословию: священнослужители, регенты и музыканты, владевшие в определенной степени русской и европейской музыкальной культурой.

Надо сказать, что процесс развития музыкального искусства Якутии в первые годы советского периода шел замедленными темпами. Только к концу 30-х годов закладывается тот культурный фундамент, на базе которого только к 70-м годам определились пути развития хорового искусства, выходящие за рамки фольклора*.

* В этом процессе большую роль сыграла композиторская организация России, обратившая внимание на Якутию своих талантливых и высокопрофессиональных представителей: Н. Бажова, Л. Вишкарева, Н. Берестова, Г. Гамбурга, Г. Григоряна, В. Каца, Г. Комракова, Г. Крейна, Г. Литинского, Г. Лобачева, М. Мильмана, Н. Пейко, Р. Ромм и др. Этот период (30-70-е гг.) представлен созданием первых профессиональных сочинений на основе местного фольклора, а также организацией музыкального образования (включая хоровое) и исполнительства.

Отличительной особенностью данного процесса было то, что якутская музыкальная культура в силу своих особенностей гораздо в меньшей степени ощущала на себе влияние стереотипов обычного пути. К последним, например, относилась якобы необходимость начинать строительство национальной музыкальной культуры с создания оперы или сочинений инструментальных жанров. Возможно, что именно по этой причине первые профессиональные произведения Якутии были хоровыми (творчество Г. Григоряна, М. Жиркова, Ф. Корнилова, А. Скрябина).

Как и в других советских республиках, начальный период создания оперного жанра был связан с соавторством. Авторскими тандемами — содружество местного автора и опытного мастера [159, 27] — к концу 50-х годов были созданы национальные оперы «Нюргун Боотур-Стремительный» и «Сыгый Кырынаастыыр» М. Н. Жиркова и Г. И. Литинского. А к концу 70-х годов — «Песнь о Манчары» Г. Н. Комракова и Э. Е. Алексеева. Творческие поиски композиторов Н. Берестова, Л. Вишкарева, Г. Григоряна, В. Каца, Г. Комракова подготовили создание композиторской организации, ставшей к 1979 г. самостоятельной. К 90-м годам она пополнилась композиторами-якутами: П. Ивановой, В. Ксенофонтовым, Е. Неустроевым, А. Самойловым, А. Созоновым, 3. Степановым, П. Старостиным. Работая в различных жанрах, включая и хоровой, они использовали русское профессиональное творчество как модель (о проявлении таких творческих тенденций пишут в своих трудах М. Е. Тараканов [148] и Н. Г. Шахназарова [159]).

В связи со сказанным, по нашему мнению, можно определить хоровое искусство как фундамент всей якутской музыкальной культуры, вокальное в своей основе. Следующие положения отражают основное содержание настоящей работы:

- хоровые жанры стали в Якутии первым опытом адаптации европейской музыкальной культуры. Они сформировались в самостоятельную сферу, ранее у якутов отсутствовавшую;

- хоровые сочинения оказали сильное влияние на якутскую монодию, главенствующую в якутском творчестве, способствовали укреплению новых форм и содержания;

- хоровое творчество послужило основой для развития других жанров — камерного, оперного, инструментального;

- хоровая музыка определила необходимость создания профессиональных хоровых коллективов;

- развитие хорового искусства потребовало организации профессионального музыкального образования.

Кроме того, следует учесть и иные факторы: хоровая музыка имеет некоторые точки соприкосновения с фольклором (осуохай), связанные с якут-

и 1 и

скои мифологиеи.

Необходимо отметить уникальность хоровой культуры Якутии, развивавшейся в весьма специфических условиях в монодийной среде, которая, казалось, не должна была способствовать формированию, развитию данного жанра и его выживанию. Однако, как будет показано ниже, внедрение хоровой культуры в условиях Якутии привело к взаимовлиянию различных музыкальных культур. Здесь выявляются своеобразные проблемы творчества: поиски фактуры, организация звуковысотного пространства, умелое использование различных форм фольклора, его разновидностей и обширной тематики.

Изучая творчество, исполнительство и образование в хоровой сфере, мы старались учесть следующие моменты: историю развития народа саха; основные положения работ по якутскому музыкальному фольклору и его характерные особенности; деятельность различных епархий в области развития образования, православной обрядности и духовного хорового исполнительства; становления системы музыкального образования; развитие светского вокального и хорового исполнительства; становление системы профессиональных музыкальных учреждений (Театр-студия, Музыкально-вокальный коллектив, хор М. Н. Жиркова, музыкальный театр, радиокомитет — телера-

диокомпания); хоровое творчество якутских композиторов; ретроспективное ознакомление с произведениями хоровых жанров Якутии.

В этой связи в настоящей работе осуществлен комплексный подход на стыке смежных наук — истории, этнографии, фольклористики, культурологии [53], литературоведения и источникографии [112] и привлечены данные, полученные в ходе изучения следующих вопросов:

- особенности бытовой и исторической обстановки в Якутии до прихода первых русских поселенцев;

- этнические особенности формирования духовной культуры, влияние на нее верований якутов — шаманизма;

- влияние на якутскую культуру деятельности духовных епархий, распространение русской духовной культуры через учреждения образования и исполнительство;

- деятельность политических ссыльных Якутии: участие их в культурных процессах, создание работ по истории Якутии;

- деятельность системы музыкального образования и профессиональных музыкальных учреждений.

Достаточно подробное освещение исторической реальности позволило дать относительно полную, хотя и далеко не исчерпывающую картину становления и функционирования хорового искусства Якутии.

Изучение трех основных направлений развития хоровой культуры (творчества, исполнительства, образования) представлено в виде целостности, формируют новые взгляды на проходившие здесь процессы, расширяют и обогащают понимание породивших их фактов.

Методологической основой диссертации послужили данные исторического музыкознания и краеведения, рассматривающие музыкально-исторические события в тесной связи с социально-политическими, общекультурными и национальными факторами. Широко применены информационно-статистический и сравнительно-аналитический методы анализа используе-

мых трудов с целью освещения общей проблематики и фундаментальных основ хорового искусства.

В силу ограниченности рамок диссертации тут не рассматриваются культурные процессы, происходившие с давних времен в поселениях пбре-чан на реке Индигирке в селах Русское Устье (Русское Жило), Ожогино и на реке Колыме, представляющие хотя и частное, но не менее яркое и специфическое явление*.

Изученные материалы позволили сконцентрировать внимание на рассмотрении вопросов хоровой культуры Якутии, основных этапов ее развития. Это обусловило широкие хронологические рамки исследования — от первой половины XIX века до современности. В нем четко выделяются три периода: дореволюционный (1800-1917 гг.) и два советских (1917-1948 гг., 1948— 1997 гг.), которые развиваются неравномерно. В дореволюционном периоде более значимой представляется вторая половина XIX века, а в советском — вторая половина XX века. Переломным явился 1948 г., когда практически все учреждения культуры и искусства в Якутии были закрыты в связи с отсутствием финансирования, отвлечением всех средств на восстановление объектов народного хозяйства, пострадавших во время Великой Отечественной войны.

Многие рассматриваемые музыкальные явления, представленные в данной работе, требовали пояснений и документальных подтверждений. Поэтому значительное количество первоисточников вынесено в Приложения. В них даны персоналии наиболее видных этнографов, исследователей, авторов литературных текстов, композиторов и полный систематизированный список их хоровых сочинений, отражены главные моменты в работе деятелей искусства и крупных исполнителей Якутии, чьи имена еще недостаточно широко известны, а многие введены здесь впервые. Важность этого диктуется замыс-

* Отдельные исследования по изучению быта, народного творчества русских поречан встречаются в работах В. М. Зензинова [51—55], в коллективном труде «Фольклор Русского Устья» [153], историко-энографическом очерке А. Г. Чикачева [154].

лом данного исследования, подчеркивающего большое принципиальное значение хоровой культуры в музыкальном искусстве Республики Саха (Якутии).

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.16 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Никулин, Владимир Георгиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За период, охватывающий более трехсот лет— 1632-1990 гг., хоровая культура Якутии прошла долгий и сложный путь. Изначально нехоровой характер якутского пения, на первый взгляд, делал невозможным образование нового культурного феномена. В самом деле — монодийные, импровизационные по своей природе мелодии, опирающиеся на характерные интервалы, своеобразные ритмические интонемы* были в сущности антагонистичны хоровому вокалу.

Однако присоединение Якутии к Российскому государству и последовавшая за этим христианизация края повлекли за собой перестройку уклада всех сфер жизни коренного населения. В процессе установления разносторонних связей с русским и другими народами начинают складываться предпосылки якутского хорового пения.

Особую роль в этом процессе играли духовные епархии, в состав которых входила Якутия (1640-1918 гг.). Открытие церковных приходов, а также духовных школ, в которых имели возможность обучаться инородцы, привело к активному распространению православной обрядности и, как следствие — становлению профессиональных певческих коллективов, из которых первым был хор духовной семинарии.

Благодаря деятельности семинарского и пришедшего ему на смену архиерейского хора готовились специалисты хорового искусства. Учителя духовного ведомства, владея основами хорового обучения и исполнительства, обеспечили проведение богослужебной обрядности на якутском языке.

В ходе реформы духовного образования (1884 г.) учебные заведения получают штатных учителей пения, среди которых были прекрасные исполнители, регенты, выпускники Петербургской певческой капеллы П. Лаптев и Н. Завьялов. А выпускники духовных заведений — М. Н. Жирков, Ф. Г. Кор Об этом подробно см. с. 100, 102 настоящей работы. нилов, А. В. Скрябин стали основоположниками якутской музыкальной культуры, создав самобытные хоровые сочинения, основанные на якутском музыкальном тематизме.

Духовное хоровое пение было необходимым условием становления и развития светского направления. Особую роль в истории которого играл кружок музыки и литературы «малороссов». Последний в 1891-1917 гг. оказал реальное влияние на распространение сольного, хорового и инструментального исполнительства в Якутии. Именно его деятельность способствовала созданию авторских произведений, росту концертно-исполнительского мастерства, совершенствованию гастрольной практики, материальной поддержки студенчества в области музыкального образования. Если при этом не забывать, что русское население Якутска к 1917 г. насчитывало 7315 человек [142, 21], то станет очевидно, что эта деятельность по объединению разносторонних усилий в освоении образцов хоровой музыкальной культуры была очень значительной и весомой.

Так, именно усилиями «малороссов» была создана база для перспективного развития сольного и хорового исполнительства. Кроме того, кружок «малороссов» и входившие в него политссыльные на деле способствовали реализации творческих потенций коренного населения, привлекая народных исполнителей к концертной деятельности. И все же наиболее протяженный и важный этап развития хоровой культуры Якутии (1640-1918 гг.) был связан именно с духовным ведомством, о чем мы подробно говорили в главе 1 настоящей работы.

Второй этап (1918-1948 гг.) был отмечен глубокими переменами в общественной жизни как России, так и Якутии. Наработанные духовным ведомством результаты оказались невостребованными, и это обстоятельство отодвинуло решение вопросов музыкального образования и хорового исполнительства до конца первой половины XX века. И все же в 1918—1948 гг. в Якутии была создана двухуровневая система музыкального образования.

Важную роль в становлении среднего звена сыграли, в первую очередь, музыкально-вокальные студии, в которых были апробированы основные концепции обучения.

На развитие культурных процессов в Якутии пытаются воздействовать художественные общества, которые желали дать новые ориентиры на пути культурных перемен. Благодаря деятельности А. Скрябина, Ф. Корнилова, М. Жиркова шло изучение песенного творчества, издавались первые нотные сборники песен, создавались первые хоровые коллективы советского общества.

Первые хоровые обработки якутской песни указанных композиторов положили начало хоровому творчеству. И к 1948 г. в Якутии начал складываться национальный репертуар (как учебный, так и профессиональный), был создан первый профессиональный музыкальный театр — Театр-студия.

Начавшаяся в 1940 г. подготовка специалистов в центральных учебных заведениях, сделала возможным открытие в Якутии своих профессиональных учебных заведений— музыкальных школ и училища. Таким образом к 1948 г. республика Саха получает полную систему музыкального образования: школа — училище — вуз.

В ходе последовательной реформации хорового исполнительства (хор М. Н. Жиркова, Музыкально-вокальный коллектив, Театр-студия, хоры театра, радиокомитета) во второй половине XX века были созданы профессиональные хоровые коллективы — хор музыкального театра и телерадиокомпании.

Возросшие исполнительские возможности этих коллективов теперь позволили освоить разностилевое, многожанровое творчество европейских и российских композиторов, чему способствовало высокопрофессиональное руководство (В. Попова, Е. Гвахария, Ф. Баишевой, В. Птицина). Кроме того, в работе названных хоров возрождались традиции дореволюционного времени: исполнение духовной музыки, светской хоровой музыки во всем ее жанровом многообразии; благотворительность концертов.

Развитие профессионального исполнительства (1948-1997 гг.) определило необходимость выхода за рамки обработок якутских песен и создания оригинальных якутских хоровых сочинений. Благодаря усилиям Г. Литин-ского, Н. Пейко и др. уже к концу 40-х годов создаются первые сочинения, а к началу 60-70-х годов и первые образцы кантатно-ораториального жанра (Г. Григорян, Л. Вишкарев, Г. Комраков, Н. Пейко).

В решении задач по глубинному изучению основ национальной традиции, языка и духа народной музыки особенно ярко проявили себя М. Жирков, Г. Григорян и Н. Берестов, использовавшие как подлинные фольклорные образцы, так и интерпретированные образцы оригинальных мелодий. К 80-м годам происходит новое расширение выразительных средств системы, решающих проблемы национальных аспектов жанра (В. Г. Кац, 3. К. Степанов, В. В. Ксенофонтов) .

Для временного отрезка 80-90-х годов характерно обогащение жанрового и образного диапазона хорового творчества. В основных жанрах — хоровой миниатюре и кантатно-ораториальном, отчасти и хоров в опере присутствуют бытовые зарисовки, героика мирного и военного времени, образы национальных героев, историческое прошлое Якутии. Все это позволило более глубоко осмыслить художественные задачи в области хорового творчества. В этот период характерной чертой произведений якутских композиторов становится преимущественное использование текстов якутских поэтов, ранее не привлекавших внимания сочинителей.

Особо важно, что, несмотря на выраженную национальную специфику сочинений, в творчестве Н. Берестова, Г. Комракова, В. Ксенофонтова активное применение находит политональность, модальное колорирование. Одно Для творчества композиторов Якутии характерно сочетание канонических и индивидуальных начал, в котором наличествуют как строго классический, так и свободный стили. временно в сочинениях якутских авторов широко используются и колористические эффекты: вокализирование, глиссандирование, ритморечь, триоль-ное движение, внемузыкальные элементы (говор, шепот, хлопки, притоптывание), — приемы, повсеместно распространенные в якутском народном творчестве.

Добавим, что в сочинениях названных авторов особенность якутского музыкального тематизма, определяемая, например, узкообъемной интервали-кой (секунда— терция— тритон), повторением одного и того же звука удачно сочетаются с введением многоголосия и использованием полифонии. Тем не менее в современном якутском творчестве нашли применение не все сферы хоровых жанров. Отсутствует жанр хорового концерта, хоровой симфонии, мало сочинений a' capella.

Подводя итоги, добавим, что к 70-м годам в каждом виде хорового жанра определились свои зачинатели. Так в песенном — А. Скрябин, Ф. Корнилов, М. Жирков; в оперном —Г. Литинский и М. Жирков; в кантате — Н. Пейко; в оратории — Г. Григорян; в хоровой поэме, сюите — Н. Берестов.

Таким образом, проведенное нами исследование хоровой культуры Якутии позволяет прийти к главному выводу: музыкальная культура якутов Саха по своей природе — вокальная, что и определило основную направленность профессионального творчества якутских композиторов, а также абсолютное доминирование хоровых жанров в якутском музыкальном искусстве.

СПИСОК ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ СОКРАЩЕНИЙ

ВРГО ЗСОРГО

ИВСОРГО

ГАИО ГАНО ВИРГО ВСОИРГО

ЯГАРС(Я)

ЯГТОиБ

- Вестник Русского Географического Общества

- Записки Сибирского отделения Императорского Русского Географического Общества

- Известия Восточно-Сибирского отдела Русского Географического Общества

- Государственный архив Иркутской области

- Государственный архив Новосибирской области

- Вестник известий Русского Географического Общества

- Восточно-Сибирское отделение известий Русского Географического Общества

- Якутский государственный архив Республики Саха (Якутия)

- Якутский государственный театр оперы и балета

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Никулин, Владимир Георгиевич, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА

Книги и журнальные статьи

1. АЛЕКСЕЕВ Э. Е. Есть ли у якутов многоголосие // Советская музыка. — 1967. — № 5. _ с. 97-105.

2. АЛЕКСЕЕВ Э. Е. Некоторые методологические проблемы изучения музыкального фольклора // Традиции и перспективы изучения музыкального фольклора народов СССР. — М., 1989. — С. 48-55.

3. АЛЕКСЕЕВ Э. Е. Проблемы формирования лада.— М.: Музыка, 1976. —287 с.

4. АЛЕКСЕЕВ Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни. — М.: Советский композитор, 1988. — 236 с.

5. АЛЕКСЕЕВ Э. Е. Фольклористическая нотация: этапы развития, состояние, перспективы// Проблемы истории и методологии, М., 1990 — С. 147-191.

6. АЛЕКСЕЕВ Э. Е. Якутская народная песня в прошлом и настоящем // Социалистическая музыкальная культура: Традиция. Проблемы. Перспективы. — М.: Музыка, 1974. — С. 294-319.

7. АЛЕКСЕЕВ Э. Е., Николаева H.H. Образцы якутского песенного фольклора. — Якутск: Кн. из-во, 1981. — 100 с.

8. АЛЕКСЕЕВА Г. Г. От фольклора до профессиональной музыки. — Якутск, 1994. — 160 с.

9. АЛЛЕМАНОВ Д. В. Русское хоровое церковное пение // Музыкальный труженник. — 1909. — № 21. — С. 1-3.

10. То же. — № 22. — С. 3-8.

11. Тоже. — №23. —С. 9-14.

12. То же. — № 24. — С. 4-17.

13. АСАФЬЕВ Б. В. Русская музыка XIX и начало XX века. — Л.: Музыка,1968.—323 с.

14. АСАФЬЕВ Б. А. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2— Л., 1971. —379 с.

15. АРГУНОВЕ. А. У истоков социалистической культуры народов Якутии. —Якутск, 1971. —231 с.

16. БЕЛЯЕВ В. Якутские народные песни// Советская музыка.— 1937. —№9. —С. 11-26.

17. БЕНЧ О. Г. Хоровая культура Украины в аспекте исполнительской фольклористики: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения— Киев, 1990.— 22 с.

18. БЕРЕЗКИНИ. Г. По следам наших предков и современников.— Якутск: Кн. изд-во. — 1987. — 112 с.

19. БЕРЕСТОВ Н. С. Времена года. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1974. — 9 с. — Фонд автора.

20. Его же. Неугасимое пламя. Клавир. (Рукопись). — Якутск, 1974. — 303 с. — Фонд ЯГТО и Б.

21. Его же. Огни седого Вилюя. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1971. — 252 с. — Фонд Якутской радиокомпании.

22. Его же. Птица неба не боится. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1974. —12 с. — Фонд автора.

23. Его же. Хомус Туйарымы. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1988. — 13 с. — Фонд Якутской телерадиокомпании.

24. БОГОРАЗ-ТАН В. Г. Областной словарь Колымского русского наречия. — СПб, 1901. — 346 с.

25. Его же. О чукчах Колымского округа. — СПб, 1903. — 42 с.

26. Его же. Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора. — СПб, 1899. — 318 с.

27. БОЛХОВИТИНОВ Е. О. О русской церковной музыке // Отечественные записки. СПб., 1821. — № 19. — С. 145-157.

28. БРАЖНИКОВМ. Б. Русское церковное пение XII-XVIII веков// Статьи о древнерусской музыке. — М., 1975. — С. 108-109.

29. ВАСИЛЬЕВ В. А. Дирижерско-хоровое образование в России конца XIX и начала XX в.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения — JL, 1981. — 26 с.

30. ВЛАДЫШЕВСКАЯ Т. Ф. Русская церковная музыка XI-XVII вв. В 2-х. ч. — М., 1993. — 352 с.

31. ВОЛКОВ К Фольклор и современное композиторское искусство // Сов. музыка. — 1982. — № 11. — С. 25-53.

32. Вопросы русской и советской хоровой литературы: Сб. трудов Института им. Гнесиных, 1975. — Вып. 23. — С. 4, 12, 27, 43, 52.

33. ВРУЦЕВИЧМ. С. Обитатели, культура и жизнь в Якутской области // Записки ИРГО, отд. этнографии. 1891. — Т. XVII. — Вып. 2. — С. 41.

34. ГОЛОВИНСКИЙ Г. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. — М.: Музыка, 1981. — 279 с.

35. ГОЛОВНЕВА Н. И М.Н.Жирков и его время // Марк Николаевич Жирков (к 100-летию со дня рождения). — Новосибирск, 1994. — С. 37-49.

36. Ее же. Композитор Николай Берестов и якутская музыкальная культура. — Новосибирск, 1992. — 110 с.

37.Ее же. Особенности претворения национального эпоса в якутской опере (на примере «Нюргун Боотур») // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. научных трудов (межвузовский). — Новосибирск, 1986. — С. 228-250.

38. Ее же. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985) — Новосибирск, 1994 . — 383 с.

39. ГОЛОВНЕВА Н. И, КИРИЛЛИНА 3. И. Якутская музыкальная литература. — Якутск, 1991 г. — 399 с.

40. Ее же. Роль композиторов России в становлении якутской советской музыки // Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиций Восток-Запад: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. — Новосибирск, 1991. — 399 с.

41. ГРИГОРЬЕВА Г. В. Русская хоровая музыка 1970-1980 годов. — М. : Музыка, 1991 — 77 с.

42. ГРИГОРЯНГ. А. Музыкальная культура Якутской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. — М, 1957. — С. 331-351.

43. ГРИГОРЯН Г. А. Северная весенняя. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1955 — 193 с. — Фонд Якутской телерадиокомпании.

44. ДМИТРИЕВСКАЯ К. Н. Русская советская хоровая музыка. — М.: Советский композитор, 1974. —Вып. 1. — 128 с.

45. ЕГОРОВА., ПРОТОДЬЯКОНОВ В., ПАВЛОВА В. Писатели Якутии (библиографический справочник). —Якутск, 1981. — 272 с.

46. ЕРЕМЕНКО С. И. Становление и основные тенденции в развитии хорового пения на Кубани: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — J1, 1974. —26 с.

47. ЖИРКОВ М. Н. Проблемы якутского музыкально-драматического искусства// Марк Николаевич Жирков (к 100-летию со дня рождения).— Новосибирск, 1994 . — С. 7-36.

48. Его же. Якутская народная музыка. — Якутск: Кн. изд-во, 1981. — 118 с.

49. Его же. Якутские народные песни для пения с фортепиано. — М, 1958. —91 с.

50. ЗАХАРЧЕНКО И Н. Оратории и кантаты композиторов Казахстана (к проблеме жанра). Автореф. дис. ... канд. искусствоведения — М, 1989. — 23 с.

51. ЗЕНЗИНОВ В. М. Марковцы и Русско-Устьинцы: Этнографические параллели и сравнения// Этнографическое обозрение. Отдел смеси.— М.: Типография Рябушинских, 1914. — № 1-2. — С. 156-161.

52. Его же. Русское Устье: Воспоминания. — Берлин, 1921 - 72 с.

53. Его же. Исторические песни, записанные в Якутской области // Отд. русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб, 1915. —Т 93. —С. 203,204, 305,306.

54. Его же. Русская культура на далекой окраине (в Якутской области) // Русские записки. — Петроград, 1915. — № 6. — С. 46-71.

55. Его же. Старинные люди у холодного океана (Русское Устье Якутской области Верхоянского округа). — М, 1914. — 133 с.

56. ИЗВЕКОВ Н. Д. Придворные певчие и крестовые священники и дьяки в XVII в. // Богословский вестник. — 1903. — № 10. — С. 255-294.

57. ИЛЬИН В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII-начала XX в. — М.: Советский композитор, 1985. — 229 с.

58. ИОНОВАИ О. Из истории якутского народа.— Якутск, 1945.— 111 с.

59. КАЗАРЯНП. Л. Изучение исторических связей народов Якутии с русским и другими народами // Исторические связи народов Якутии с русским народом. —Якутск, 1987. — С. 258-259.

60. КАМАНКИНА М. Типологическое, традиционное и новое в музыке быта // Традиционное и новое в отечественном музыкальном искусстве. — М, 1987. —С. 81.

61. КАЦБ. О. О культурологическом аспекте анализа // Сов. музыка. — 1978. —№ 1.

62. КАЦ В. Г. Живица. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1983. — 73 с. — Фонд автора.

63. Его же. Память. Клавир (Рукопись).— Якутск, 1984.— 122 с.— Фонд автора.

64. Его же. Солнечная Лена. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1972.— 123 с. — Фонд Якутской телерадиокомпании.

65. Его же. Эхо войны. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1993. — 60 с. — Фонд автора.

66. КОМРАКОВ Г. Н. Здравствуй, светлое будущее. Клавир (Рукопись). — Якутск. — 1963. — 100 с. — Фонд Якутской телерадиокомпании.

67. Его же. Алексеев Э. Е. Песнь о Манчары. Клавир (Рукопись). -— Якутск. — 1967. — 334 с. — Фонд ЯГТО и Б.

68. Его же. Счастье якута. Клавир (Рукопись).— Якутск, 1971.-— 57 с. — Фонд автора.

69. КОНДРАТЬЕВ С. А. Якутская народная песня. — М., 1963. — 179 с.

70. КОЛОСОВ А. О. О руководителях клубных музыкальных кружков // Хоровая самодеятельность Российской Федерации 1917-1940. Хроника. Документы. Материалы. —М.: Советский композитор, 1989. — С. 192-194.

71. КОРНИЛОВ Ф. Саха ырыаларын хомуура (Сборник якутских песен). — М.: Музгиз. — 1936. — 60 с.

72. КСЕНОФОНТОВ В. В. Манчары. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1981. — 54 с. — Фонд Якутской телерадиокомпании.

73. Его же. Преметей России. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1989. -— 104 с. — Фонд автора.

74. Его же. Уруй Айхал — П. А. Ойунскому. Клавир (Рукопись). — Якутск, 1984. — 60 с. — Фонд автора.

75. КСЕНОФОНТОВ В. В. Картинка юмор "Ьай". Клавир (Рукопись) — Якутск, 1981. — 5 с. — Фонд автора.

76. КРИВОШАПКО Г. М. Адам Скрябин.— Якутск: Кн. изд-во, 1973. —63 с.

77. Её же. Музыкальная культура якутского народа. — Якутск, 1982. -— 184 с.

78. Её же. О музыке олонхо// Полярная звезда. — 1971.— №4.— С. 120-123.

79. Культурная революция в Якутии, 1917-1937.— Якутск: Кн. изд-во, 1986. —612 с.

80. КУПЕРТ Т. Ю. Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце Х1Х-начале XX века: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения — М., МОЛГК, 1986. —26 с.

81. КОЛОВСКИЙ О. П. Русская хоровая песня // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве (Творчество. Исполнительство. Образование). — Л., 1982. — С. 23-24, 31-33.

82. ЛАЩЕНКО А. П. Хоровая культура как предмет изучения: Автореф. дис. ... докт. искусствоведения — Киев, 1990. — 41 с.

83. ЛЕРМОНТОВ М. Ю. В тот чудный мир тревог и битв. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 416 с.

84. ЛИТИНСКИЙ Г. И. О якутском многоголосии // Полярная звезда, 1967. —№ 1, — С. 122-124.

85. ЛЬВОВ А. Ф. О церковных хорах и несколько слов о правилах, необходимых для сочинения гармонического пения. — СПб.: Типография Трея, 1853. —Ч. 4, разд. II. —15 с.

86. МАКАРИЙ (иерей). Записка о Якутске и якутах // ВИРГО. — СПб., 1852.—Ч. 4, разд. II.

87. МАКАРОВ Д. С. Аммосов М. К. // Аммосов М. К. (библиографический указатель). —Якутск, 1986. — 61 с.

88. МАКСИМОВ Д. Очерки истории Якутского драматического театра. — Якутск: Кн. изд-во, 1985. — 168 с.

89. МАСЛОВ А. Л. Церковная и светская музыка в России и народное творчество // Русская газета, 1905. — № 1. — С. 6, 48.

90. МЕТАЛЛОВ В. М. Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский. — М.: Печатня А. И. Снегирева, 1908. — 349 с.

91. Его же. О национализме и церковности в русской духовной музыке. — М.: Русская Печатня, 1912. — 15 с.

92. Его же. Очерк истории православного пения в России. Изд. 4, испр. и дополненное. —М.: Печатня А. И. Снегирева, 1915. — 150 с.

93. Его же. Старинный трактат по теории музыки 1679 г.— СПб, 1898. — 18 с.

94. МИДДЕНДОРФ А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. — СПб, 1878. — Ч. II. — отд. VI. — С. 619-833.

95. МИРОНОВА Н. А. Реформа музыкального образования как проблема музыковедческого исследования: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения — М.: MOJITK, 1991 — 26 с.

96. Национальные традиции русского хорового искусства: Творчество, исполнительство, образование // Отв. ред. П. П. Левандо. — Л, 1988. — 158 с.

97. НИКОЛАЕВА Н. Эпос олонхо и якутская опера. — Якутск, 1993.— 127 с.

98. НИКУЛИН В. Г. Духовная и светская культура Якутии (середины XIX-начала XX в.) // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Восток-Запад: диалог культур». 4.1.— Улан-Удэ, 1996.— С. 137-139.

99. Его же. Их милая искренность песни (о деятельности кружка музыки и литературы «малороссов» в Якутске)// Полярная звезда, 1991.— № 3. — С. 169-171.

100. Его же. Она стояла у истоков// Полярная звезда.— Якутск, 1994. —№ 1. —С. 175-176.

101. Его же. Первая скрипка Якутии // Илин. — 1992. — № 1. — С. 3940.

102. Его же. Первые хоры Якутии // Полярная звезда, 1992. — № 1. — С. 130-135.

103. Его же. Роль ЖирковаМ. Н. в формировании хоровой культуры и музыкального образования в Якутии// Марк Николаевич Жирков (к 100-летию со дня рождения). — Новосибирск, 1994. — С. 50-60.

104. Его же. Ф. Баишева и развитие традиций якутского хорового исполнительства // Чолбон. — 1994. — № 2. — С. 151-156.

105. Его же. Хоровое исполнительство в Якутии II половины Х1Х-на-чале XX в. // Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиции Восток-Запад: Тезисы докладов Всесоюзной конференции.— Новосибирск, 1991.— С. 155-156.

106. ОКЛАДНИКОВ А. П. История Якутской АССР. — М.; 1957.— Т. 1,гл. IV. —С. 257.

107. ОЙУНСКИЙП. А. Нюргун Боотур-Стремительный. Якутский героический эпос олонхо // Пер. Державина В. — Якутск, 1982. — 420 с.

108. ПАИСОВ Ю. И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980): Очерки истории и теории жанра.— М.: Советский композитор, 1991.— 276 с.

109. Его же. Хор в творчестве Родиона Щедрина.— М.: Советский композитор, 1992. — 240 с.

110. Памятная книжка Якутской области. — СПб., 1863. — 220 с.

111. Памятная книжка Якутской области. — СПб., 1867. — 247 с.

112. ПЕТРОВСКАЯ И. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII-начала XX века. — М.: Музыка, 1989. — 319 с.

113. ПЕЙКОН., ШТЕЙНМАНИ О музыке якутов// Советская музыка. — 1940. — № 2. — С. 84-91.

114. Писатели земли олонхо. Библиографический справочник. Нац. книжное изд-во «Бичик». —Якутск, 1995. — 304 с.

115. ПОПОВ Г. А. Пять лет исследовательской работы в Якутии (19201925) // Сб. трудов «Саха Кэскиле». — Якутск. 1925. — Вып. 1. — С. 84-86.

116. ПОТАПОВА Л.К. 50 лет хору Государственной национальной Телерадиокомпании РС(Я) — Якутск, 1995. — 22 с.

117. ПОТУ ЛОВ Н. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной Российской церкви.— М, 1872.— 459 с.

118. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ А. В. От унитарного канта до православной херувимской// Музыкальный современник. Петроград, 1916.— №6.— С. 11-14.

119. Его же. Очерк истории церковного пения в России // Музыкальный современник. — Петроград, 1917. — № 7-8. — С. 77-101.

120. ПРИКЛОНСКИЙ В. Л. Три года в Якутской области (этнографические очерки) // Живая старина. — СПб, 1890. — Вып. 1. — С. 65.

121. Проблемы истории и теории русской хоровой музыки: Сб. научных трудов // Ред.-сост. В. А. Чернушенко, А. С. Белоненко. — Л, 1984. — 107 с.

122. РАЗУМОВСКИЙ Д. В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. — М, 1886. — 172 с.

123. Его же. Патриаршие певчие диаки и поддиаки и государевы диаки. СПб.: Изд. Финдейзена, 1896. — 23 с.

124. Его же. Церковное пение в России (опыт историко-технического изложения). — М, 1867. — 376 с

125. РАЙСКИЙ В. Взгляд на распространение православной веры в Якутской области// Записки СОРГО. — СПб, 1856.— Кн. 1, Отд. III.— С. 17, 19.

126. РОВНЯЕВА Л. И. Вацлав Серошевский — исследователь Якутии // Польско-русские литературные связи. — М, 1970. — 334 с.

127. РОГАЛЬ-ЛЕВИЦКИЙ Д. Якутская народная песня // Музыка и революция. — 1926. — № 10. — С. 33-35.

128. РОЖНОВ А. И. Нотная азбука для певческих хоров. СПб.: Изд. II, 1861. —24 с.

129. Его же. Учебник пения по цифрам для первоначальных сельских и народных школ, детских приютов и училищ. — СПб., 1871. — 32С.

130. Его же. Руководство для обучающих пению в народных приютах, уездных и приходских училищах и вообще в учебных заведениях. — СПб., 1872. —29с.

131. РОМЕНСКАЯ Т. А. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 г. — Томск, 1992. — 412 с.

132. Русская хоровая музыка XVI-XVIII в. // Сб. трудов Института Гне-синых. — 1986. — Вып. 83. — 176 с.

133. РЫЦАРЕВА М. Композитор Бортнянский. — JL, 1979. — 254 с.

134. Ее же. Проблемы изучения русской хоровой музыки II половины XVIII в. (проблемы музыкальной науки) // Сб. статей / Сост. Зак, Е. Чигирева. — М.: Советский композитор, 1989. — Вып. 7. — С. 193-204.

135. СЕМЕНОВ В. А. Творчество П. А. Ойунского.— Новосибирск, 1980. —220 с.

136. СЕРОШЕВСКИЙВ. Л. Якутские песни и певцы // ИВСОРГО. — Иркутск, 1893. — XXIV. — № 2. — С. 48-55.

137. Его же. Якуты. Опыт этнографического исследования. — СПб., 1896. —Т. 1. —661 с.

138. СКРЕБКОВ С. С. Русская хоровая музыка XVII-начала XVIII века. — М.: Музыка, 1969. — 119 с.

139. СКРЯБИН А. В. Саха ырыаларын ноталара (ноты якутских песен). Песни Адама Скрябина в обработке К. П. Виноградова и Н. И. Алладова. — М., 1927. —28 с.

140. СМЕЛОВА Т. В. Хоровая музыка Чувашии в аспекте специфики национальной культуры. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения М., 1997.—16 с.

141. Советское хоровое исполнительство 50-80 годов// Сб. трудов Института Гнесиных. — 1988. — Вып. 98.

142. СОКОЛОВ М. П. Якутия по переписи населения 1917 г.— Иркутск, 1924. — С. 21.

143. Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве (Творчество, исполнительство, образование) // Сб. статей Министерства культуры РСФСР, Ленинградской консерватории им. Н. А. Рим-ского-Корсакова / Сост. и отв. ред. П. П. Левандо. —Л, 1982. — 136 с.

144. СТЕПАНОВ 3. К. Встреча с Ойунским. Клавир (Рукопись).— Якутск, 1974. — 75 с. — Музфонд СК PC (Я).

145. Его же. Колыбельная. Клавир (Рукопись).— Якутск, 1985.— 299 с. — Фонд ЯГТО и Б.

146. Его же. Славься, земля олонхо. Клавир (Рукопись).— Якутск, 1972. — 150 с. — Фонд Якутской телерадиокомпании.

147. СУЛИМА М. По стране якутов. Путевые впечатления // Живописная старина. — СПб, 1903. — № 146. — С. 499.

148. ТАРАКАНОВ М. Е. Музыкальная культура Российской Федерации. — М.: Советский композитор, 1987. — 363 с.

149. ТЕВЛИНБ. Г. Советское хоровое искусство.— М.: Советский композитор, 1975. — 54 с.

150. ТЕВОСЯНА. Т. Хоровое искусство России 70-х годов (19671980). — М.: Знание, 1982. — 40 с.

151. УСПЕНСКИЙН. Д. Древнерусское певческое искусство.— М, 1971. —623 с.

152. Его же. Русский хоровой концерт конца XVII-I половины XVIII веков: Хрестоматия. — Л.: Музыка, 1976. — 239 с.

153. Фольклор Русского Устья/ Ред. С. Н. Абелев, Н. А. Габышев, А. Г. Чикачев и др / - Л.: Наука, 1986. — 383 с.

154. ЧИКАЧЕВ А. Г. Русские на Индигирке.— Новосибирск: Наука, 1990. — 187 с.

155. ХАРКЕЕВИЧИ. Ю. Музыкальная жизнь Иркутска. — Иркутск, 1987. —277 с.

156. ХУДЯКОВ И. А. Краткое описание Верхоянского округа.— Л., 1969. —259 с.

157. ШАХНАЗАРОВА Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада.— М.: Советский композитор, 1983. — 152 с.

158. Ее же. Проблемы народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе. — М.: Музыка, 1987. — 93 с.

159. Ее же. Национальные традиции и композиторское творчество. — М.: Композитор, 1992. — 187 с.

160. ШЕЙКИН Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии. —Якутск, 1996. — 121 с.

161. ШИНДИНБ.А. Некоторые вопросы изучения русской музыкальной культуры переходного периода // Сб. трудов Института Гнесиных «Русская хоровая музыка XVI-XVIII в.». — 1986. — Вып. 83. — С. 8-25.

162. ШИШИГИНЕ. С, ВИНОКУРОВ П. В. Ссыльные большевики в Якутске. —Якутск, 1982. — 169 с.

163. ЩЕГЛОВ И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири (1032-1882)/ Под. ред. В. И. Вагина.— Иркутск: Изд. ВСОИРГО, 1883. —778 с.

164. ЩУКИНН. С. Поездка в Якутск. Повествование в письмах. — СПб., 1833. —231 с.

165. ЭРГИС Г. Очерки по якутскому фольклору. — М.: Наука, 1974. — 402 с.

166. ЯКЕЛАЙТИС В. Три ссылки и смысл жизни // Вильнюс, 1993. — С. 104-128.

167. ЯКОБСОН К. А. Новаторство музыкального языка в советском хоровом творчестве 60-80 годы: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Вильнюс, 1989. —23 с.

Газетные и архивные материалы

168. Автономная Якутия. — 1922. — № 27. — 6 сентября. — С. 2.

169. То же. — № 28. — 8 сентября. — С. 2.

170. То же. — № 53. — 6 октября. — С. 1-2.

171. То же. — № 91. — 22 ноября. — С. 2.

172. То же. — 1923. — № 1 (25). — 3 января. — С. 1.

173. То же. —№ 142. —6 июля. —С. 1.

174. То же. — 1924. — № 174. — 9 августа. — С. 2.

175. То же. — 1925. — № 2. — 3 января. — С. 2.

176. То же. — № 20. — 25 января. — С. 2.

177. То же. — № 24. — 30 января. — С. 2.

178. То же. — № 282. — 11 декабря. — С. 2.

179. То же. — 1926. — № 25. — 31 января. — С. 4.

180. То же. — № 83. — 11 апреля. — С. 4.

181. То же. — №225.-3 октября. — С. 4.

182. То же. — № 231. — 10 октября. — С. 4

183. То же. — № 267. — 24 ноября. — С. 2.

184. То же. — 1928. — № 245. — 23 октября. — С. 4.

185. То же. — 1928. — № 48. — 17 февраля. — С. 4.

186. То же. — № 54. — 3 марта. — С. 4.

187. То же. — № 144. — 22 июня. — С. 2.

188. То же. — № 176. — 2 августа. — С. 2.

189. То же. — 1929. — № 17. — 22 января. — С. 2.

190. То же. — № 196. — 28 августа. — С. 4.

191. То же. — 1930. — № 211. — 16 сентября. — С. 3.

192. То же. — № 245. — 28 октября. — С. 4.

193. То же. — 1932. — № 115. — 22 мая. — С. 4.

194. То же. — 1934. — № 141. — 22 июня. — С. 2

195. То же. — 1935. — № 79. — 5 апреля — С. 6.

196. То же. — 1936. — № 92. — 26 апреля. — С. 2.

197. Иркутские епархиальные ведомости. — 1884. — № 38. — С. 234.

198. То же. — № 47. — С. 291-299, 321.

199. То же.— № 48. — С. 308.

200. То же. — № 49. — С. 315.

201. То же. — № 50. — С. 325, 337-346.

202. То же. — № 52. — С. 347.

203. Ленский край, - 1915. —№ 25. — 3 октября. — С. 1.

204. То же. — № 64. — 24 ноября. — С. 2-3.

205. Петербургский вестник.— СПб, 1912.— №64.— 18 марта.— С. 47.

206. Правительственный вестник. — СПб, 1912. — № 61. — 15 марта-С. 10.

207. Сибирская газета, 1884. — №47.-18 ноября. — С. 1161.

208.Социалистическая Якутия, 1943. — № 110. — 26 мая. — С. 3.

209. То же. — 1985. — № 113. — 21 мая. — С. 4.

210. ЯГАРС(Я). — ф. 56, оп. 1. — д. 38, л. 2,3, 19.

211. То же. —д. 39, л. 1,2, 10, 14.

212. То же. —д. 51, л. 6-7, 29.

213. То же. — д. 78, л. 1-2, 16, 17, 20-26, 28-30.

214. То же. —д. 190, л. 9.

215. То же. —д. 250, л. 50.

216. То же. — д. 259, л. 89-90.

217. То же. — ф. 56, оп. 2, д. 11, л. 57.

218. Тоже. —д. 12, л. 1,2, 16, 17, 20-22.

219. То же. —д. 15, л. 11,31.

220. То же. — д. 69, л. 7.

221. То же. — ф. 226, оп. 1, д. 1254, л. 1, 2, 12, 16, 25, 32-34, 37, 38.

222. То же. — ф. 229, on. 1, д. 5, л. 13-14, 25-27.

223. То же.— д. 16, л. 12.

224. То же. —д. 20, л. 53.

225. То же. —д. 39, л. 4.

226. То же. — д. 57, л. 1-4.

227. То же. — д. 61, л. 7-9, 13.

228. То же. — д. 69, л. 1-2,15-18, 20, 22, 26.

229. То же. — ф. 283, on. 1, д. 23, л. 10.

230. То же. — д. 539, л. 17-18.

231. То же. —д. 540, л. 42, 102, 148, 156.

232. То же. —д. 618, л. 48.

233. То же. —д. 659, л. 30.

234. То же.— д. 881, л. 8.

235. То же. — д. 1391, л. 13, 57.

236. То же. — д. 1576, л. 1-3.

237. То же. — д. 1620, л. 22, 80-81, 126.

238. То же. — д. 1788, л. 30.

239. То же. — ф. 287 и, on. 1, д. 7, л. 1-2, 14.

240. То же. —д. 88, л. 1-3.

241. То же. — ф. 287 и, оп. 2, д. 7, л. 70.

242. То же. — ф. 287 и, оп. 3, д. 4, л. 5, 6.

243. То же. — д. 21, л. 11.

244. То же.— д. 26, л. 23.

245. То же.— д. 28, л. 41.

246. То же. —д. 41, л. 3.

247. То же. — ф. 293 и, on. 1, д. 65, л. 9.

248. То же. — ф. 293 и, оп. 2, д. 39, л. 1.

249. То же. — д. 40, л. 54.

250. То же. — д. 47, л. 38, 91.

251. To »ee. — ff. 54, ji. 49-57.

252. To 5Ke. — 4>. 293 h, on. 3, ä. 1, ji. 37.

253. To 5Ke. — <|». 301 h, on. 1, 1, ji. 1.

254. To xe. — n. 2, ji. 11.

255. To 5ice. — 4>. 476 h, on. 1, ff. 69, ji. 21,22.

256. To xe. — ff. 82, ji. 2-14.

257. To jke. — 4>. 898, on. 5, ff. 2, ji. 50-55, 167.

258. To ace. — ff. 3, ji.48, 132-139, 142-145, 169-185.

259. To me. —ff. 4, ji. 32-22, 42, 72-78, 147, 151, 172, 182, 202.

260. To ace. — ff. 5, ji. 42, 52, 117.

261. To >Ke. — a. 6, ji. 87-89, 154.

262. To 3Ke. — ff. 13, ji. 1-6.

263. To «e.— 4>. 898, on.7, ff. 606, ji. 15, 19, 151 06., 161, 248, 250, 252,

261.

264. To 5Ke. — ff. 610, ji. 10, 76, 161.

265. To jke. — 4>. 898, on. 9, ff. 5, ji. 45^16.

266. To ace. — 4>. 898, on. 10, ff. 1365, ji. 9.

267. To ace. — 4>. 1006, on. 1, ff. 10, ji. 36, 37, 62.

268. To »ce. — a. 22, ji. 1-7, 15-18.

269. Tom Q. — ff. 129, ji. 1,7.

270. To jKe. — 4». 1006, on. 2, ff. 3, ji. 106, 113, 144, 151, 162.

271. To 5Ke. — ff. 4, ji. 18, 23.

272. To hkq. — ff. 8, ji. 2—3.

273. To Hce. — ß. 11, ji. 62.

274. To^e. — ff. 19, ji. 4.

275. To 5Ke. — ff. 22, ji. 1-7, 9, 15-18.

276. To »ce. — ff. 49, ji. 19.

277. To 7Ke. — ff. 86, ji. 27.

278. To KQ. — ff. 88, ji. 1,26.

279. То же. — д. 93, л. 5, 26, 32.

280. То же. — д. 102, л. 1-3.

281. То же. — д. 113, л. 26,27.

282. То же. — д. 122, л. 40, 63, 64, 122, 127, 135, 158.

283. Тоже.— д. 131, л. 25,29.

284. То же. — д. 132, л. 39^4.

285. То же. — д. 138, л. 50, 54.

286. То же. — д. 162, л. 1, 3-4.

287. То же. —д. 187, л. 2,3,6-8, 10, 19-20, 22, 113.

288. То же. — д. 190, л. 33-34, 70, 187.

289. Тоже. —д. 211, л. 47, 111.

290. То же. — д. 264, л. 102, 120.

291. То же. —д. 266, л. 7.

292. То же. — ф. 1068, on. 1, д. 1, л. 73-75, 118, 410.

293. То же. —д. 8, л. 26.

294. То же. — д. 37, л. 4.

295. То же. — ф. 1344, on. 1, д. 32, л. 1-2.

296. То же. —д. 76, л. 99-101.

297. То же. — д. 99, л. 19, 20, 21, 65.

298. То же. — д. 113, л. 116, 120.

299. То же. —д. 115, л. 73-76,85-86, 176-177.

300. То же. — д. 142, л. 1-14.

301. То же. —д. 151, л. 7, 16, 18.

302. То же. — ф. 1344, оп. 2, д. 32, л. 27.

303. То же. — ф. 1361, on. 1, д. 4, л. 37.

304. То же. — д. 5, л. 49.

305. То же. — д. 6, л. 7.

306. То же. — д. 9, л. 4, 24.

307. То же. —д. 12, л. 59,71.

308. То же. — д. 13, л. 22, 23.

309. То же. — д. 15, л. 1, 9, 10, 45.

310. То же. —д. 24, л. 4.

311. То же. —д. 46, л. 45,46, 48-50, 190, 196.

312. Тоже. —д. 53, л. 1,28,39, 83,92, 102.

313. То же. — ф. 1361, оп. 3, д. 5, л. 1,3,4, 12.

314. Тоже.—д. 17, л. 67,81.

315. То же. — д. 29, л. 3.

316.Якутская жизнь, 1908. — № 3. — 24 февраля. — С. 2.

317. То же. — №5.-2 марта. — С. 4.

318. Тоже, —№ 11. —23 февраля.— С. 1.

319. То же. — № 14. — 3 апреля. — С. 3.

320.Якутская мысль, 1909. — № 1. — 5 февраля. — С. 2, 6.

321. То же. —№ 17-18. — 18 апреля. —С. 10.

322.Якутская окраина, 1912. — № 1. — 15 июля. — С. 4.

323. То же. — № 41. — 20 сентября. — С. 2.

324. То же. — № 83. — 13 ноября. — С. 2.

325. То же. — № 93. — 28 ноября. — С. 1.

326. То же. — 1913. —№ 14. — 12 июля. — С.2

327. То же. — № 188. — 7 сентября. — С. 3.

328. То же. — 1914. — № 106. — 22 мая. — С. 2.

329.Якутские епархиальные ведомости, 1890. — № 5. — 1 марта. — 65, 356-359.

330. То же. — 1895. — № 6. — 16 марта. — С. 86.

331. То же. —№ 10. —16 мая. —С. 154-156, 157.

332. То же. —№ 11. — 1 июня. — С. 163-168.

333. То же. — № 12. — 16 июня. — С. 181-184.

334. То же. — 1896. —№ 1.—1 января. — С. 12-13.

335. То же. — № 5. — 1 марта. — С. 75.

336. То же. — № 6. — 16 марта. — С. 83.

337. То же. — № 24. — 16 декабря. — С. 379-380.

338. То же. — 1897. — № 7. — 1 апреля. — С. 109.

339. То же. — 1898. — № 7. — 1 апреля. — С. 110-112.

340. То же. — № 8-9. — 16 апреля. — С. 120, 122.

341. То же. — № 19. — 1 октября. — С. 298-299.

342. То же. — 1899. — № 17. — 1 сентября. — С. 259-260.

343. Тоже.— 1900. —№ 11. — 1 июня. — С. 136.

344. То же. — 1901. —№ 2. — 16 января.— С. 21.

345. То же. — № 3. — 1 января. — С. 35-36.

346. То же. — № 8. — 16 апреля. — С. 125, 126.

347. То же. — 1902. — № 13. — 1 июля. — С. 226.

348. То же. — № 19. — 1 октября. — С. 323.

349. То же. — № 24. — 16 декабря. — С. 397-398.

350. То же. — 1903. — № 1. — 1 января. — С. 13-15.

351. То же. — №9. — 1 мая. — С. 136.

352. То же. — 1905. — № 19. — 1 октября. — С. 308-311.

353. То же. — 1911. — № 1. — 1 января. — С. 3.

354. То же. — № 5. — 1 марта. — С. 69-70, 74.

355. То же. — № 14. — 16 июля. — С. 220-222.

356. То же. — 1912. — № 4. — 16 февраля. — С. 63-64.

357. То же. — № 5. — 1 марта. — С. 75, 76, 85-87.

358. То же. — № 21. — 1 ноября. — С. 343.

359. То же. — 1913. — №2. — 16 января. — С. 31-33.

360. То же. — № 6. — 16 марта. — С. 111-113.

361. То же. — № 7. — 1 апреля. — С. 135.

362. То же. — № 19. — 1 октября. — С. 368-371.

363. То же. — 1914. — № 2. — 16 января. — С. 29.

364. То же. — № 11. — 1 июня. — С. 203, 205-206.

365. То же. — № 12. — 16 июня. — С. 225.

366. То же. — 1915. — № 4. — 16 февраля. — С. 72.

367. То же. — № 5. — 1 марта. — С. 188-191.

368. То же. — № 10. — 16 мая. — С. 188-196.

369. То же. — 1916. — № 23. — 1 декабря. — С. 407-409.

370. Якутский край, 1907. — № 12. — 9 августа — С. 3.

371. То же. — № 32. — 25 октября. — С. 2

372. То же. — 1917. — № 8. — 7 сентября. — С. 2.

373. Якутский областной вестник, 1918. — № 44. — С. 2.

374. Якутское земство, 1918. — № 33. — 8 декабря. — С. 2

375. Якутское обозрение, 1917. — № 8. — 30 сентября. — С. 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.