Хозяйственно-экономическая деятельность Русской православной церкви: На примере монастырей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат исторических наук Терлеева, Елена Семеновна

  • Терлеева, Елена Семеновна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 162
Терлеева, Елена Семеновна. Хозяйственно-экономическая деятельность Русской православной церкви: На примере монастырей: дис. кандидат исторических наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 2000. 162 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хозяйственно-экономическая деятельность Русской православной церкви: На примере монастырей»

Актуальность темы исследования. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными проблемами, но опосредованно или непосредственно влияли на повседневную хозяйственную и экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом определенный тип имущественных отношений, благословляя одни виды экономической деятельности и негативно относясь к другим. Религия, как мировоззренческий и институциональный феномен, всегда формировала духовные стимулы хозяйственной деятельности и нравственные критерии экономического поведения в обществе. Она интегрирует этическую составляющую мировоззрения в реальные основы экономической деятельности людей.

Иными словами, так называемый религиозный фактор выступает как существенный элемент общественно-хозяйственного бытия. В этой связи представляют интерес мировоззренческие основы православного отношения к трудовой и предпринимательской деятельности, их влияние на экономическую культуру хозяйства в России, в особенности в сравнении с западными (протестантскими) социокультурными установками.

В 90-е гг. в мире особенно возрос интерес к проблемам взаимоотношения экономики и религии. Об этом свидетельствуют прошедший в 1991 г. в Ватикане коллоквиум на тему «Социальные и этические аспекты экономики» и заседание христианских предпринимателей в Берлине летом 1992 г. под девизом «К социальной рыночной экономике», где обсуждались вопросы их совместной работы, включая Германию, Болгарию, Украину и Литву.

Проблема духовно-религиозных аспектов экономических отношений стала весьма актуальной и в нашей стране. В связи с этим назрела необходимость в комплексном исследовании исторического опыта хозяйственно-экономической деятельности РПЦ, в частности, православных монастырей. Многие особенности их экономической и предпринимательской деятельности, положительные традиции в сфере трудовой жизни, честного и рачительного хозяйствования не утратили своей ценности по настоящее время и требуют подробного изучения.

В современной России идет постепенное возрождение и активизация хозяйственно-экономической деятельности РПЦ. В 1990 г. создана Ассоциация христиан-предпринимателей, имеющая межконфессиональный характер, с целью содействия становлению этики бизнеса, основанного на принципах христианской морали. Действует программа развития справедливых деловых отношений, которая включает организацию многопрофильных семинаров; создан клуб «За честный труд и справедливый бизнес». Непосредственное участие православных религиозных организаций Российской Федерации в различных сферах хозяйственно-предпринимательской деятельности, нравственно-религиозная трактовка оптимальных экономических действий должны способствовать утверждению новой трудовой этики, которая основывалась бы на традиционных христианских ценностях. Поэтому исследование современной хозяйственно-экономической деятельности РПЦ и ее богословско-этического обоснования является чрезвычайно важным и актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические подходы к вопросам специфики христианского влияния на труд и предпринимательскую деятельность освещались как в богословской1, так и в религиоведческой

1 См.: Лютер М. О рабстве воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. Приложения. - М., 1986; Лютер М. Время молчать прошло. - Харьков, 1992; Olson B.G. литературе. В светском религиоведении можно выделить работы западных (М. Вебер, В.Зомбарт, Б.Г.Олсон, Ж. Jle Гофф и др.1) и отечественных ученых (М.П.Мчедлов, Э.Г.Филимонов, Ю.Н.Давыдов, П.П.Гайденко, Е.С.Элбакян и

ДР2)

Главное внимание в этих трудах уделяется хозяйственно-предпринимательской деятельности протестантизма, тогда как по проблеме «экономика и православие» имеется лишь небольшое количество работ, в которых намечены общие подходы. К ним относятся работы известного православного богослова С.Н.Булгакова, а также светских исследователей Т.Б.Коваля, А.Ф.Замалеева, О.Ю.Якшина, В.М.Сторчака3. В основном в них представлен компаративный анализ православной, католической и протестантской концепций труда. Православная модель трудовой этики

Martin Luhter. A Great Reformer. - Iowa, 1945; Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Т. 2. - М., 1998; Экман У. Экономическая свобода. - СПб., 1993.

1 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализмаа // Избранные произведения. - М., 1990; Он же: Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. - М., 1994; Зомбарт В. Буржуа. - М.,1994; Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. -М., 1992 и др.

2 См. Элбакян Е.С. Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности в протестантизме // Протестантизм. Общество. Культура. - Омск, 1998; Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Предпринимательская деятельность религиозных организаций//Предпринимательство. Политика. Наука. - 1996. - № 1; Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Религия и экономика// Религии народов современной России. - М., 1999. К этим работам можно отнести исследователей веберовской школы: Уроки Макса Вебера. Сборник научных трудов. Сост. Е.И.Хаванов. - М., 1996; Макс Вебер и методология истории. - М., 1995; Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990; Давыдов Ю.Н. "Картина мира" и тип рациональности // Там же; Он же: Макс Вебер и современная теоретическая социология. - М., 1998.

3См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Соч. в 2-х тт. Т. 1. -М., 1993; Он же. Народное хозяйство и религиозная личность. Соч. в 2-х тт. Т. 2,- М., 1993; Он же. Православие: Очерки учения православной церкви. -М., 1991; Коваль Т.Б. "Тяжкое благо". Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. -М., 1994; Он же. Этика труда православия. // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6; Замалеев А.Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья // Человек в зеркале наук. — Л., 1991; Якшин О.Ю. Собственность в менталитете русских крестьян // Менталитет и аграрное развитие России. - М., 1996; Сторчак В.М., Макеев A.B. Протестантизм и православие: этос труда и предпринимательства // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. - № 1. - 2000. рассматривается как наследница византийской традиции, передавшей православию свои религиозно-этические идеалы, в том числе монастырской жизни и аскезы труда.

Вопросы возникновения и развития хозяйственно-экономической истории монастырей, их взаимоотношения со светской властью рассмотрены в трудах Я. Галяшкина, А.А.Амосова, И.У.Будовца, Л.П.Шорохова, М.Н.Тихомирова, Д.И.Ростиславова, Л.И.Денисова, В.Ф.Зыбковца, В.В.Пашкова, Я.Н.Щапова и др.1 В диссертации использованы материалы архивных данных по наиболее крупным и экономически развитым православным монастырям, опубликованные в отечественной литературе.

Основные тенденции и направления экономической и хозяйственно-предпринимательской деятельности РПЦ на современном этапе (1990-1999 гг.) л раскрываются в работах светских исследователей , в выступлениях иерархов РПЦ4.

1 См. Галяшкин Я. Монашество в России. // Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат. Т. 29, - М., (б/г); Амосов A.A. Архивы Двинских монастырей. Очерки по истории организации и складывания архивов духовных корпораций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 1975; Будовец И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. - М., 1966; Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное земледелие и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. - Красноярск, 1983; Тихомиров М.Н. Россия в XVIII столетии. - М., 1962; Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей - СПб., 1876; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. -М., 1908; Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). - М., 1975; Пашков В.В. Монашество на Руси в зеркале статистики // Наука и религия. - 1990. - № 2; Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XII вв. - М., 1989 и др.

2 См. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. - М., 1987; Вотчинные хозяйственные книги XVI в. Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80-90 гг. -М-Л., 1987 и др.

3См.: Куницын И. Возврат национализированного церковного имущества: милостыня или обязанность государства? // Православная Москва. - 1998. - № 35-36; Пашков В.В. Особенности функционирования русского православного монастыря в современных условиях // Философия истории: диалог культур. - М., 1989; Мчедлов М.П., Филимонов

Э.Г. Религиозный фактор в формировании экономики // Предпринимательство. Политика. Наука. - 1996. - № 1; Кандалинцев В.Г. Бизнес во Христе. - М., 1996; Писемский В.

Указанные работы, бесспорно, представляют интерес, однако в них не затрагивается современное православное понимание труда, не обобщены в полной мере практические стороны хозяйственной деятельности РПЦ и русских православных монастырей. Поэтому возникла необходимость дальнейшего рассмотрения указанных проблем, которые еще не были должным образом исследованы и проанализированы.

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является анализ хозяйственно-экономической деятельности монастырей Русской православной церкви на основных этапах их истории.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: рассмотреть раннехристианские социально-экономические представления (на основе Библии и некоторых апокрифов);

- проанализировать отношение православия к различным сторонам хозяйственно-экономической деятельности (труда, предпринимательства, рынка), выявить его специфику (в сравнении с протестантизмом);

- проследить хозяйственную, торговую, финансовую деятельность монастырей Русской православной церкви, начиная с XI в. вплоть до наших дней;

- определить основные направления в практической хозяйственно-экономической и предпринимательской деятельности Русской православной церкви на современном этапе.

Православие и экономика // Журнал Московской патриархии. - 1992. - № 9; Умнов М.И. Труд да молитва: о монашеской жизни // Русский дом. - 1999. - № 3.

4 См.: Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Трудный путь драматического века // Журнал Московской патриархии. Специальный выпуск. - 1999; Он же. Из слова за праздничным обедом в Соловецком монастыре 21 августа 1992 г. //Журнал Московской патриархии. Официальная хроника. - 0/1993; Он же. Выдержки из доклада на Архиерейском соборе 1994 г. // Журнал Московской патриархии. Специальный выпуск. -1995; Он же. Доклад на Архиерейском соборе // Журнал Московской патриархии. - 1997. -№ 3; О. Сергий, Архиепископ Солнечногорский. Развитие предпринимательства как путь экономического и духовного возрождения России // Церковь и общество. - 1998 - № 4 и Др.

Методологическая основа и методика исследования. Теоретико-методологической основой диссертации являются научные принципы изучения социальных явлений: исторический детерминизм, комплексный подход к анализируемым феноменам, объективный анализ религии как сложного социокультурного явления. Комплексный характер проблемы обусловил необходимость ее многоуровневого анализа - исторического, социологического, философского - с применением соответствующих методов исследования. Основными среди них являются - системный, сравнительный и структурно-функциональный методы.

Основной источниковедческой базой исследования явились:

- книги Священного Писания, раннехристианские апокрифы и церковно-историческая литература Русской православной церкви;

- архивные материалы, затрагивающие экономическую деятельность православных монастырей, а также статистические данные и выступления деятелей РПЦ в конфессиональных и светских изданиях;

- программные документы христианских организаций, участвующих в хозяйственно-предпринимательской деятельности под эгидой РПЦ;

- законодательные акты, определяющие хозяйственно-экономические взаимоотношения Церкви и государства.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной научной литературе:

- представлен историко-философский анализ православного осмысления хозяйственно-экономической деятельности общества;

- на основе анализа раннехристианских текстов показано, что, вопреки существующему мнению, в раннехристианской литературе представлено достаточно гибкое отношение к богатству, зачаткам предпринимательства и ростовщичества, к труду, которое не может быть однозначно оценено как негативное или позитивное;

- выявлена специфика православного понимания труда, бизнеса, рынка, богатства;

- рассмотрена деятельность русских православных монастырей в сфере экономики и основные компоненты монастырского хозяйства, начиная с XI в. вплоть до настоящего времени;

- выделены и проанализированы основные направления хозяйственно-экономической и предпринимательской деятельности Русской православной церкви на современном этапе.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащиеся в ней материалы и выводы значительно углубляют и уточняют существующие в отечественной религиоведческой, философской, экономической и исторической литературе представления о православном понимании хозяйственно-экономической деятельности, его идейных истоках, а также о главных направлениях этой деятельности в прошлом и настоящем РПЦ (в основном на примере деятельности русских православных монастырей).

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по религиоведению и истории религий в высших и средних специальных учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 2,5 п.л., а также практически использованы в читаемом автором курсе лекций по культурологии в Московском городском педагогическом университете. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Терлеева, Елена Семеновна

Таковы основные выводы диссертации. Дальнейшая разработка данной темы может развиваться по следующим направлениям:

1. Детальный сравнительный анализ экономических концепций различных религий или различных христианских конфессий.

2. Исследование многообразных направлений практической хозяйственно-предпринимательской деятельности, осуществляемой религиозными организациями различной конфессиональной направленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведенный в диссертации анализ показал, что при решении задач социального и духовного развития России нельзя игнорировать связь, которая с древнейших времен существует между религией и сферой экономической деятельности человека. Религия всегда оказывала активное воздействие на практические импульсы к действию, на поведение верующих в сфере экономики и производства, на хозяйственную этику народа, его отношение к труду. Об этом свидетельствует опыт всех мировых религий. Экономического успеха добивались те общества и страны, где различные религии своими специфическими средствами оказывали воздействие на сознание и стимулы экономической деятельности человека, создавая соответствующий нравственный фон, формируя трудовую мораль.

2. Исследование раннехристианских экономических представлений, нашедших отражение в Библии и некоторых апокрифах (например, «Пастыре» Гермы) дает возможность прийти к выводу о том, что хозяйственно-экономическая деятельность, с христианской точки зрения, является уделом «мира сего», то есть настоящего, будущее же, связанное со вторым пришествием Иисуса Христа и его тысячелетним царством, мыслится в хилиастической перспективе как неземное состояние (соответственно, необходимость в экономической деятельности, как, впрочем, и в любой другой, полностью отпадает). Вместе с тем в ветхозаветных и новозаветных текстах хозяйственно-экономической деятельности уделяется немалое внимание, а ее основным характеристикам (собственность, богатство, прибыль, труд, хозяйственный процесс и его эффективность) дается этическая оценка с точки зрения праведности (или неправедности) источников и путей получения богатства, справедливости (или несправедливости) их распределения и использования. Для хозяйственно-экономической деятельности христианина вполне приемлемыми считаются как натуральное хозяйство, так и товарно-денежные отношения, которые строятся в соответствии с законами как простого, так и расширенного воспроизводства, критерием эффективности которого является полученная честным путем (и личным трудом) прибыль.

3. Вопреки иногда высказываемым в литературе мнениям, в диссертации показано, что хозяйственно-экономические проблемы являлись объектом рассмотрения православных авторов, начиная с древних времен. Их концепции, в которых анализируется православное отношение к хозяйственной деятельности, труду, социальные проблемы и традиции предпринимательства, находясь в концептуальном плане в русле раннехристианских оценок и воззрений, вполне актуальны сегодня, хотя и не сформулированы в виде отдельного документа (типа папской энциклики у католиков).

4. В диссертационном исследовании доказывается, что православие не отвергает, а, напротив, считает справедливыми рыночные отношения, когда человеческие потребности определяющим образом влияют на действия хозяйствующих субъектов и эффективность их функционирования. Возникающая при этом конкурентная борьба должна строго подчиняться моральным нормам. По существу правила этичного бизнеса вообще заимствованы из христианской этики. Православие при этом акцентирует внимание на искреннем, доброжелательном отношении к конкурентам, призывает видеть в них образ Божий, а их успехи рассматривать как собственные упущенные возможности. Каждую хозяйственно-экономическую ситуацию, складывающуюся в условиях рынка, с позиций православия следует воспринимать как возможность выполнения Божьей воли в акте служения людям или как испытание на устойчивость к искушениям.

5. Рассмотрение хозяйственно-экономической деятельности Русской православной церкви осуществляется в диссертации на основе историко-философского анализа хозяйственной практики русских православных монастырей, начиная с XI в. В работе выявлены и проанализированы главные направления ведения монастырского хозяйства (от земледелия, огородничества, садоводства, пчеловодства, рыболовства и промыслов) до производственной деятельности мастерских (портняжных, сапожных, слесарных, столярных, серебряных дел и др.) и заводов (салотопленного, кирпичного, кожевенного, смолокуренного, винодельческого, судостроительного, механического, литейного и др.), молочных ферм и др. Помимо этого рассмотрены источники монастырских доходов, в рамках которых особо выделены доходы от монастырских гостиниц, домов, лавок, постоялых дворов, харчевен, ярмарок, балаганов и др., а также доходы, получаемые монастырями с денежных капиталов, находящихся в банках. Эти виды монастырских доходов оцениваются в диссертации как непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности русских православных монастырей.

6. Борьба с религиозной идеологией, развернувшаяся после 1917 г. в советском обществе, односторонний идеологический подход к религии вообще и к Русской православной церкви - в особенности, связанный с политическими соображениями, не позволили понять и оценить глубокий потенциал хозяйственно-экономической деятельности религиозных организаций, трудовых элементов в религиозных общинах и поставить их на службу новому строю, хотя попытки к этому в первой половине 20-х гг. были, о чем свидетельствует дискуссия по работе в деревне, развернувшаяся на XIII съезде РКП(б) в 1924 г., и создание на базе монастырей сельскохозяйственных коммун и артелей. Однако и эти традиции монастырского хозяйства в России в середине 30-х гг. были насильственно разрушены. В диссертации показано, что советский период явился для церкви периодом крупной ломки и адаптации к новым условиям. Поставленные условиями реального социализма на грань уничтожения, монастыри претерпели существенные изменения как в социально-правовом статусе, так и во внутренних процессах жизнедеятельности и, конечно же, в хозяйственной сфере. В диссертации анализируются основные направления, по которым происходила адаптация к новым условиям существования:

• социально-политическая ориентация русского православного монашества осуществлялась в результате постепенного изменения его социального состава, регулируемого как правовыми, так и административными методами;

• уменьшение числа паломников и их поддержки, с одной стороны, и периодически усиливающийся административный нажим, с другой, привели к многократному сокращению культовой и внекультовой (в том числе хозяйственной) деятельности монастырей;

• унификация всех сторон жизнедеятельности нашла свое завершение в полном преобладании киновии1 -монашеского общежития2.

• русские православные монастыри представляли собой религиозно-церковные учреждения, не оказывающие реального воздействия на государственную и общественную жизнь, по преимуществу удовлетворяя только личные потребности монашествующих.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Терлеева, Елена Семеновна, 2000 год

1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Трудный путь драматического века. (К 80-летию восстановления Патриаршества в России) // Журнал Московской патриархии. Специальный выпуск. -1999. С.46-50.

2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Из слова в Богоявленском храме Ферапонтова монастыря, 15 августа 1992 года // Журнал Московской патриархии. Официальная хроника. 0/1993. -С.12.

3. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Из слова за праздничным обедом в Соловецком монастыре, 21 августа 1992 года // Журнал Московской патриархии. Официальная хроника. 0/1993. -С.ЗО.

4. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на торжественном акте, посвященном 600-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского // Журнал Московской патриархии. Специальный выпуск. 1999. - С.38-41.

5. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Выдержки из доклада на Архиерейском Соборе 1994 года // Журнал Московской патриархии. Специальный выпуск. -1995. С. 19-29.

6. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе //Журнал Московской патриархии. 1997. - № 3. - С.12-82.

7. Алфимова А. Возрожденная обитель // Журнал Московской патриархии. 1998. - № 3. - С. 35-37.

8. Амосов A.A. Архивы Двинских монастырей, Очерки по истории организации и складывания архивов духовных корпораций. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -М., 1975.- 35 с.

9. Арендаренко А. Живая вода веры // Журнал Московской патриархии. -1998.-№1.-С. 56-57.

10. Афанасьев Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики // Вопросы экономики. 1993. - № 8. - С. 54-59.

11. Афанасьев Э., Кахоун Н., Трофимова И. Христианская этика и православные христиане в деловой жизни России // Вопросы экономики. 1993. - № 8. - С. 109-112.

12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1976. - 1372 с.

13. Билинец С. Тьма и ее слуги. (О православных монастырях и монашестве). Киев, 1960. - 88 с.

14. Борисов A.M. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI-XVII вв. Петрозаводск, 1966. - 284 с.

15. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI веках. М., 1966. - 392 с.

16. Булгаков С.Н. Краткий очерк политической экономии. Основные черты современного хозяйственного строя. М., 1906. - 152 с.

17. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт. -М„ 1993.-Т.1.- 603 с.

18. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной церкви. -М., 1991. -416 с.

19. Буркин Н. Монастыри в России, их эксплуататорская и контрреволюционная роль. М., 1931. - 40 с.

20. Бурышкин П.А. Москва купеческая. Записки. М., 1991. - 301 с.

21. Василенко А., Василенко Н. «Российское монашество обретает силу.» // Журнал Московской патриархии. 1996. - № 4-5. - С.42-44.

22. Василенко Т. Монастырские вотчины и доходы//Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А.Брокгауз (Лейпциг), И.А.Ефрон (Санкт-Петербург). СПб., 1896. - С.203-712.

23. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - С.61-272.

24. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. - С.43-73.

25. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. - 440 с.

26. Вкладная книга Нижегородского Печерского монастыря. М., 1898. 93 с.

27. Власов В.Г. Христианизация русских крестьян // Советская этнография. 1988. - № 3. - С.3-15.

28. Вотчинные хозяйственные книги XVI в. Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80-90 гг. Ред. А.Г. Маньков. -М.-Л., 1987. 168 с.

29. Вотчинные хозяйственные книги XVI в. Приходные и расходные и окладные книги Спасо-Прилуцкого монастыря 80-90 гг. Ред. А.Г. Маньков. М.-Л., 1979. - 217 с.

30. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1913 год. Пг., 1915. - 142 с.

31. Галяшкин Н. Монашество в России // Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат. М., б/г. - Т.29. - С. 255-269.

32. Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. Полный сборник законов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР.-М., 1926.- 712 с.

33. Голубкин Ю.А. Из любви к истине // Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992. - С. 225-332.

34. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987. 304 с.

35. Гордун С., свящ. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год (Краткий исторический обзор) // Журнал Московской патриархии. 1993. - № 2. - С. 11-24.

36. Горичева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики. 1993. - № 8. - С.44-53.

37. Горфункель А.Х. Вотчинное хозяйство и крестьяне Кирилло-Белозерского монастыря в XVII веке. Афтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л., 1956. - 16 с.

38. Григорьева Ю.Е. Протестантская этика и традиции православия: есть ли противоречие? // Уроки Макса Вебера. Сборник научных трудов. Сост. Е.И.Хаванов. М., 1996. - С.47-51.

39. Дервиз В.Д. К вопросу об экономическом положении б. Троице-Сергиевой Лавры. (Доходы и расходы Лавры за 1917 год). Сергиев Посад, 1926. -40 с.

40. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.-984 с.

41. Дронов М., прот. Православная аскетика и протестантский подход к христианской этике // Православная беседа. 1997. - № 5. - С.2-6.

42. Дудко М., свящ. О дивный остров Валаам!. // Православная Москва. -1998. № 24-25 (156-157). - С.6-9.

43. Егоров Ю. Возродятся ли христианские начала в экономической науке? // Вопросы экономики. 1993. - № 8. - С.106-108.

44. Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы // Журнал Московской патриархии. 1998. - № 2. - С.15-43.

45. Жилкина М.В. Освящение храма Рождества Христова Новоиерусалимского монастыря // Журнал Московской патриархии. -1998.-№2.-С.45-47.

46. Жилкина М.В. Возрождение обители преподобного Саввы Сторожевского // Журнал Московской патриархии. 1998 - № 2. - С.48-56.

47. Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Журнал Московской патриархии. 1998. - № 1. - С.10-11.

48. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. -СПб., 1892. Т.Н. Монастыри по штатам 1764, 1786 и1795 годов. - 462 с.

49. Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1996 года // Журнал Московской патриархии. 1997. - № 2. - С. 10-11.

50. Зноско-Боровский M.K. Православие, римо-католичество, протестантство и сектантство. Сергиев Посад, 1998. - 268 с.

51. Золотов-Святозаров А. Экономический кризис ударил по верующим России // НГ-религии. 1998. - № 8(20). - С.1.

52. Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М, 1975. - 205 с.

53. Зяблицев Г., свящ. Богословие протоиерея Сергия Булгакова и Церковное Предание // Журнал Московской патриархии. 1996. - № 10. - С.21-24.

54. Кандалинцев В.Г. Бизнес во Христе. М., 1996. - 64 с.

55. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931. - 280 с.

56. Карташов A.B. Очерки по истории Русской церкви. М., 1992-1993. -Т.1.-686 е.; Т.2.- 568 с.

57. Кауфман A.A. Русская община. В процессе зарождения и роста. М., 1908.-455 с.

58. Кауфман A.A. Земля и культура. К вопросу о земельной реформе. М., 1906.- 88 с.

59. Качоровский K.P. Русская община. Возможно ли, желательно ли ее сохранение и развитие? (Опыт цифрового и фактического исследования). СПб., 1906. - Т.1. - 362 с.

60. Кеворкова Н. Христиане и мировые проблемы // НГ-религии. 1999. -№1(1).-С.13.

61. Кирилл, митрополит (Гундяев). Православие в новых условиях // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. Редколлегия: Мчедлов М.П., Элбакян Е.С.- М., 1994. С.22-38

62. Классы и сословия России в период абсолютизма. Межвузовский сборник статей. Редкол. Смирнов Ю.Н. и др. Куйбышев, 1989. - 196 с.

63. Клуб православных предпринимателей // Журнал Московской патриархии. 1997. - № 1. - С.37.

64. Кирьянова О. Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь // Журнал Московской патриархии. 1996. -№11.- С.52-56.

65. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992. -196 с.

66. Коваль Т.Б. «Тяжкое благо». Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. М., 1994. - 279 с.

67. Коваль Т.Б. Этика труда православия. // Общественные науки и современность. 1994. - № 6.

68. Ковальский H.A. Социальные проблемы христианства в XX в. // Осмысление истории. Ред. Г.Н.Севостьянов. М., 1996. - С.29-46.

69. Козлов В. Монастыри России в первые годы после революции. // Журнал Московской патриархии. 1993. - № 4. - С.26-33.

70. Козлов М., свящ. Что воссоздаст Великую Россию? // Православная беседа. 1993. -№ 4. С.18-20.

71. Колганов М.В. Собственность: Докапиталистические формации. М., 1962.-496 с.

72. Куницын И. Возврат национализированного церковного имущества: милостыня или обязанность государства? // Православная Москва. -1998. № 35-36 (167-168). - С.10-11.

73. Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. - 375 с.

74. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - С.238-360.

75. Лохтева Т.Н. Монастырское хозяйство в XVII веке. (По материалам Троицкого Гледенского монастыря). Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1964. -16 с.

76. Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 15201526 гг. Харьков, 1992. - 352 с.

77. Лященко П.И. История народного хозяйства в СССР. М., 1956. - Т.1. - 664 с.

78. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1993. - Т.2. -Ч. I.-416с.;Т.2.-Ч. 11.492 с.

79. Монастырь // Атеистический словарь. М., 1983. - С.305.

80. Монастырь // Христианство. Словарь. М., 1994. - С. 289.

81. Монашество // Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А.Брокгауз (Лейпциг), И.А.Ефрон (Санкт-Петербург). СПб., 1986. - Т. 38. - С. 714733.

82. Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Экономика и религия // Религии народов современной России. М., 1999. - С.582-584.

83. Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Религиозный фактор в формировании экономики // Предпринимательство. Политика. Наука. 1996. - № 1. -С.60-68.

84. Назаров М. О религиозном оправдании частной собственности // Вестник Русского христианского движения. Париж - Нью-Йорк -Москва, 1991. -№ 161. - С. 108-120.

85. Нечаев В.М. Общая собственность // Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А.Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон (Санкт-Петербург). -СПб., 1897. -Т.21-А. -С.601.

86. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983. - 448 с.

87. Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1992. - № 6. - С. ХШ-ХУ.

88. Одинцов М.И., Пинкевич В.К., Редькина О.Ю. Государственно-церковные отношения в политической истории России // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995. - С.26-74.

89. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О взаимоотношениях с государством и светским обществом» // Журнал Московской патриархии. 1997. - № 4. - С. 16-19.

90. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» // Журнал Московской патриархии. 1997. - № 4. - С. 12-16.

91. Павлов A.C. Курс церковного права. СПб., 1902. - 539 с.

92. Павлов-Сильванский Н.М. Феодализм в России. М., 1988. - 696 с.

93. Паисий, архиепископ Орловский и Ливенский. Духовное призвание профессора протоиерея Сергия Булгакова // Журнал Московской патриархии. 1996. - № 10. - С. 19-21.

94. Пайпс Р. Россия при старом режиме. Кембридж, Массачусетс, 1981. -433 с.97. «Пастырь» Гермы // Памятники древней христианской письменности в русском переводе. М., 1860. - Т. II,- С.223-346.

95. Патриарх подвел итоги года // НГ-религии. 1999. - № 1(1). - С.9,11.

96. Пашков В.В. Современное русское православное монашество как форма аскетизма // Молодежь и творчество: социально-философские проблемы. М., 1988. - С.300-302.

97. Пашков В.В. Монастыри в СССР: идеология и деятельность (опыт социологического анализа). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1989. - 167 с.

98. Пашков В.В. Особенности функционирования русского православного монастыря в современных условиях//Философияистории: диалог культур. (Материалы IX Всесоюзных философских чтений молодых ученых). М., 1989. - С.116-118.

99. Пашков В.В. Монашество на Руси в зеркале статистики // Наука и религия. 1990. - № 2. - С.48.

100. Писемский В., Калашнов Ю., Малофеева Е, Платонова Е, Православие и экономика // Журнал Московской патриархии. 1992. -№ 9. - С.40-44.

101. Плансон A.A. Сословия в древней и современной России, их положение и нужды. СПб., 1899. - 118 с.

102. Платон, архимандрит. Богословское обоснование мира // Журнал Московской патриархии. 1986. - № 9. - С.71-74.

103. Платонов Д. Православие в его хозяйственных возможностях (заметки историка-экономиста) // Вопросы экономики. 1993. - № 8. -С.82-87.

104. Платонов O.A. Воспоминания о народном хозяйстве. М., 1990. - 267 с.

105. Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. -1994. -№ 11/12. -С.2-4.

106. Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX века. Ред. А.К.Сорокин. М., 1997. - 344 с.

107. Православие // Конфессии, культы, религиозные движения. Справочное пособие. М., 1998. - С.103-130.

108. Прошин Г.Г. Православный монастырь как объект атеистического анализа. (Формирование монастырской системы русского православия) // Музеи в атеистической пропаганде. Сборник трудов. Л., 1979. - С. 62-103.

109. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Материалы и документы. М., 1933. - 191 с.

110. ПЗ.Рапов О.М. Русская церковь в IX первой трети XII в. Принятие христианства. - М., 1988. - 416 с.

111. Распоряжение мэра Москвы «Об установлении льгот по арендной плате за землю» // Конфессии, культы, религиозные движения. Справочное пособие. М., 1998. - С. 91.

112. Распоряжение мэра Москвы «О мерах по упорядочению финансирования ремонтно-реставрационных работ по объектам культового назначения памятникам истории и культуры» // Конфессии, культы, религиозные движения. Справочное пособие. - М., 1998.-С. 92-93.

113. Рокар М. Трудиться с душой. М., 1990. - 340 с.

114. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9-и тт. М., 1985. - Т.З. -510 с.

115. Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876. - 396 с.

116. Русское православие: вехи истории. М., 1989. - 719 с.

117. Рябушинский В.П. Судьбы русского хозяина // Русский колокол. -Берлин, 1928. № 3. - С.44-53.

118. Сведения о государственной регистрации и перерегистрации религиозных организаций в Российской Федерации в 1998 г. М., -Документ № 2435-ЕС от 02.04.99.

119. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988. -336 с.

120. Сергейчик С.И. Загадочная страна Россия // Уроки Макса Вебера. Сборник научных трудов. Сост. Е.И.Хаванов. М., 1996. - С.35-42.

121. Сергий, архиепископ Солнечногорский. Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций долг религиозных организаций // Журнал Московской патриархии. - 1997. - № 1. - С.50-55.

122. Симонов В. Экономические проблемы в Новом Завете // Вопросы экономики. 1993. - № 8. - С. 72-81.

123. Сидоров А. Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Владимирской епархии // Журнал Московской патриархии. 1998. - № 1. - С.25-29.

124. Соколова Н.В. Хозяйственно-торговая деятельность Макарьевского Желтоводского монастыря в XVII веке // Верхнее и Среднее Поволжье в период феодализма. Межвузовский сборник. Горький, 1985. - С.43-49.

125. Соколова Н.В. Роль Макарьевского Желтоводского монастыря в хозяйственном и культурном развитии Нижегородского края в XVII-первой четверти XVIII в. // В память Отечества: Материалы научных чтений. Горький, 1989. - С.159-167.

126. Соколова Н.В. Монастырское землевладение и хозяйство в Нижегородском крае в XVII середине XVIII в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, 1990.-22 с.

127. Стрельчик Е. Возрождение Соловецкого монастыря // Журнал Московской патриархии. 1995. - № 12. - С.45-47.

128. Сторчак В.М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.-М., 1997. 146 с.

129. Сторчак В.М., Макеев A.B. Протестантизм и православие: этос труда и предпринимательства // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 2000. - № 1.

130. Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894. - 293 с.

131. Суперфин JI. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире. (Тенденции западного мира) // Вопросы экономики. 1993. - № 8. -С.32-43.

132. Тарле Е.В. Запад и Россия. Статьи и документы по истории XVIII-XX вв. Петроград, 1918. - 219 с.

133. Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. - 583 с.

134. Тихомиров М.Н. Российское государство XV-XVII веков. М., 1973. - 423 с.

135. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. Петроград, 1917. 540 с.

136. Устав об управлении Русской православной церкви. М., 1988. - 44 с.

137. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Конфессии, культы, религиозные движения. Справочное пособие. М., 1998. - С.10-33.

138. Федотов Т.П. Святые Древней Руси. М., 1990. - 271 с.

139. Филарет, митрополит Киевский. О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания // Журнал Московской патриархии. -1983. -№ 11. -С.43-46.

140. Флетчер Дж. О государстве русском. СПб., 1906. - 138 с.

141. Холодков В. Православные традиции в российском землевладении // Вопросы экономики. 1993. - № 8. - С.97-108.

142. Холостова Е.С. Традиции милосердия и благотворительности в общественной и духовной жизни России // Милосердие. Ред. Мчедлов М.П.-М., 1998.-С. 23-35.

143. Храпова Н.Ю. Место и роль Алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая (1828-1905 гг.).

144. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Томск, 1989. - 24 с.

145. Хроника VIII Отдела // Революция и церковь. -1919.-№1.-С.35-42.

146. Цыпин В., прот. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов // Журнал Московской патриархии. 1994. - № 1. -С.19-30.

147. Шорохов Л.П. Корпоративно- вотчинное земледелие и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII веках. (Развитие феодальных отношений и их особенности). Красноярск, 1983. - 164 с.

148. Шпакова Р.П. Российское реформаторство глазами Макса Вебера // Уроки Макса Вебера. Сборник научных трудов. Сост. Е.И.Хаванов. -М., 1996. С.26-34.

149. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XII вв. М., 1989.

150. Экономцев И. Ставропигиальный мужской Даниловский монастырь в Москве // Журнал Московской патриархии. 1983. - № 9. - С.7-12.

151. Элбакян Е.С. Критический анализ христианской трактовки социальной справедливости. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1989. - 196 с.

152. Элбакян Е.С. Протестантство и бизнес // Уроки Макса Вебера. Сборник научных трудов. Сост. Е.И.Хаванов. М., 1996. - С.43-46.

153. Элбакян Е.С. Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности в протестантизме // Протестантизм. Общество. Культура. Омск, 1998. - С.69-172.

154. Элбакян Е.С. Милосердие и благотворительность в лоне русского православия: прошлое и настоящее // Милосердие. Ред. Мчедлов М.П. -М., 1998. С. 59-88.

155. Энгельгардт М.А. Письма о земледелии. СПб., 1899. - 114 с.

156. Этика российского рынка. Антология. Ред. Эллиот М.Р., Лингенфельтер С. М., 1992. - 144 с.

157. Юридические консультации // Журнал Московской патриархии. -1998. -№3.-С.77-80.

158. Ярушевич Б. (митрополит Николай). Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов Древней Вселенской Церкви. (Историко-канонический очерк) // Журнал Московской патриархии. 1993. - № 2. - С.29-36.

159. Ellis J. The Russian Ortodox Church: A contemporary History. London -Sydney, 1986.- 531 p.

160. Hill K.R. The Puzzle of the Soviet Church. Portland (Oregon), 1989. -417 p.

161. Hill K.R. The Soviet Union on the Brink. Portland (Oregon), 1991.- 520 P

162. Kehrer G. Max Weber (1864-1920) // Klassiker der Religionswissenschaft. Von Friedrich Schleiermacher bis Mircea Eliade. Herausgegeben von Axel Michaels. München, 1997. - S.121-132.

163. Posoelovsky D. The Russian Church under the Soviet Regime. 1917-1982. New York, 1984. - Vol. 1. 248 p. Vol. 2. - 535 p.

164. Strieker G. «Viele Priester zu harter Arbeit nicht bereit». Rechenschaftbericht des russischen Patriarchen auf der Bischofssynode vom 19. Februar 1997 // Glaube in der 2. Welt. 1997. - № 5. - S.23-25.