Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Хрибар, Сергей Феликсович

  • Хрибар, Сергей Феликсович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 224
Хрибар, Сергей Феликсович. Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2009. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Хрибар, Сергей Феликсович

Введение -4.

Гл. 1. Различные взгляды на проблему «экология-и-религия»

1.1. Области исследований,ежныеэтнологией и антропологией —

1.1.1. Экология религий —

1.1.2. Культурная и этническая экология —

1.1.3. Спиритуальная икральная экология —

1.1.4. Экологическая психология и изучение экологической культуры

1.1.5. Экологическая философия и экологическая этика

1.2. Экологическая теология и библеистика

1.2.1. Понятие, подходы, направления

1.2.2. Краткая история —

1.2.3. Трансформационная и адаптационная неконфессиональная экотеология —

1.2.4. Критика экотеологических взглядов —

1.3. Экотеологические публикации представителей христианских конфессий

1.3.1. О конфессиональнойтуации ввременной России

1.3.2. Православие

1.3.3. Католицизм

1.3.4. Баптизм - 65>

1.3.5. Адвентизм

1.3.7. Обсуждение экологических проблем в межконфессиональном диалоге

Гл. 2. Отношение к природе в Библии и других первоисточниках

2.1. Экологические аспекты библейских общехристианских доктрин

2.1.1. Место человека в окружающем мире

2.1.2. Экологические аспекты грехопадения

2.1.3. Библейский подход к решению экологических проблем

2.1.4. Экологическая этика в Библии

2.1.5.Экологические аспекты искупления

2.1.6. Природа какедство богопознания

2.1.7. Экологические проблемы в эсхатологической перспективе

2.2. Природа в некоторых канонических книгах Библии

2.2.1. Книга Бытия —

2.2.2. Природа в Книге Иова

2.2.3. Природа в Книге Псалмов

2.2.4. Человек и природа в Книге пророка Исаии

2.2.5. Экофильные идеи Книги пророка Ионы

2.2.6. Послание апостола Павла к Римлянам

2.2.7. Природа и экологические проблемы в Книге Откровения Иоанна

2.3. Природа в постбиблейских авторитетных первоисточниках

2.3.1. Св. Василий Великий «Беседа на Шестоднев»

2.3.2. Григорий Нисский Об устроении человека

2.3.3. Св. Иоанн Златоуст

2.3.4. Симеон Новый Богослов —

2.3.5. Св. Франциск Ассизский, его жизнь и учение

2.3.6. Св. Фома Аквинский «Сумма теологии»

2.3.7. Отношение к природе русскихятых

2.3.8. Произведения Елены Уайт

2.4. Отношение к природе вциальных доктринах конфессий России (сравнительный анализ)

2.4.1. Сравнительный анализдержания

2.4.2. Оценка качества

2.4.3. Результатыавнения

Гл. 3. Восприятиевременными христианами России природоохранных нравственных ценностей

3.1. Результаты интервьирования

3.1.1. Понимание места человека в природе

3.1.2. Экологическая этика

3.1.3. Восприятие дикой (нетронутой) природы христианами

3.1.4. Участие Церкви вхранении природы —

3.2. Результаты интернет-опросов на христианских форумах —

3.2.1. Об отношении к природе и ответственности за экологические проблемы —

3.2.2. Об отношении к животиым

3.2.3. Христианство и охота, грехи против природы

3.2.4. Природоохранноеужение Церкви

3.3. Результаты тест-опросов по книгам Ионы и Бытие, проведенныхеди христиан адвентистовдьмого дня

3.3.1. Восприятие экофильных идей Книги Ионы

3.3.2. Восприятие экотеологии Книги Бытия

3.3.3. Обобщение результатов тест-опросов

Гл. 4. Анализ опыта и перспектив христианского экологического образования

4.1. Христианское воспитание в природнойеде

4.1.1. Методические материалы Ассоциации «Христианские международные лагеря»

4.1.2. Братство православныхедопытов и летние лагеря

4.1.3. Клубы «Следопытов» христиан-адвентистов

4.1.4. Царские Охотники

4.2. Христианское экологическое воспитание в православных общеобразовательных школах

4.2.1. Элементы экологического воспитания в начальной школе

4.2.2. Духовно-экологическое воспитание на уроках биологии

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России»

Актуальность. Злободневность экологических проблем создает необходимость формирования экологической культуры всех слоев населения. Расположенность людей к принятию норм экологической этики зависит от многих факторов, в т.ч. и от религиозных убеждений. С конца 60-х гг. XX в., за рубежом активно обсуждается влияние христианства на отношение людей к природе. В СССР эти дискуссии не были актуальны с точки зрения и Церкви, и природоохранной пропаганды. Об охране природы (по крайней мере, до 80-х гг.) говорили сравнительно немного, о религии вообще умалчивали. Однако во время Перестройки конца 1980-х гг. интерес к экологическим проблемам стал массовым, а число верующих возросло. Для сохранения природы включить экологическое воспитание в приоритетные задачи всеобщего образования необходимо, но не достаточно, важно использовать самые разные каналы распространения природоохранных нравственных ценностей: как СМИ, общественные организации, дополнительное образование детей и др., так и традиционное мировоззрение.

С другой стороны, в России, помимо экологических проблем, весьма актуальна и злободневна проблема недостатка веротерпимости, напряженности межрелигиозных отношений и ксенофобии. Формирование же экологической культуры (как и другие этические вопросы) может стать предметом межконфессионального диалога. Это делает вопрос об оценке и изучении влияния религиозных (в данном случае христианских) убеждений на отношение к природе актуальным и в нашей стране.

Цель и задачи

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для начала исследований, цель. которого - изучение христианства как одного из возможных каналов формирования экологической культуры населения современной России.

Данная цель предопределяет следующие задачи:

• Анализ имеющихся и (по необходимости) разработка новых методологических подходов к изучению понимания природы, экологических проблем и их решения христианскими конфессиями и принадлежащими к ним христианами. .

• Выяснение основных особенностей христианского понимания взаимосвязи «человек-природа» в Библии, святоотеческой литературе, официальных документах конфессий и в др. авторитетных для российских христиан первоисточниках.

• Изучение восприятия природы, экологических проблем и понимания экологической этики христианами разных конфессий.

• Оценка расположенности к принятию природоохранных нравственных ценностей в различных конфессиональных и социальных группах христиан.

• Выявление экологического компонента в практике христианского образования и проповедования, а также оценка перспективности сочетания духовно-нравственного и нравственно-экологического воспитания при распространении христианских нравственных ценностей и образа жизни.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования избраны христианские конфессии современной России, их вероучение и религиозная практика, а также взгляды и образ жизни верующих. Основная часть фактического материала связана с конфессиями, наиболее широко представленными в современной России, т.е. Русской Православной Церковью (РПЦ), с церквами Евангельских Христиан Баптистов (ЕХБ), Христиан Адвентистов Седьмого Дня (АСД), Христиан Веры Евангельской (ХВЕ), Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (ХВЕП), и в меньшей степени -Объединенной Методистской Церковью (ОМЦ), Римской Католической Церковью (РКЦ) и др. Эти вероисповедания имеют оформившиеся организационные структуры. Они давно существуют в условиях секулярного общества (как за рубежом, так и в России) и во многом функционируют по его законам. Отдельные аспекты исследования не обладают выраженной конфессиональной спецификой и носят общехристианский характер. Предметом исследования стали вопросы о влиянии вероучения и религиозной практики христианских конфессий современной России на отношение их приверженцев к природе.

Хронологические и территориальные рамки исследования. Хотя сроки появления многих анализируемых первоисточников измеряются веками и тысячелетиями, основной упор делается на современную ситуацию в религиозной сфере, т.к. осознание обществом экологических проблем началось сравнительно недавно (во второй половине XX в.). Поэтому основная часть исследования охватывает период с 1970-х гг. по настоящее время. Поскольку Библия и другие древние первоисточники воспринимаются верующими как поныне актуальные, при их рассмотрении допускается применение содержащихся в них нравственных положений к решению проблем современности. Зарубежный опыт религиозных и светских исследователей в работе используется и обсуждается, однако его анализ не претендует на полноту, т.к. основное внимание уделяется изучению состояния вопроса в различных регионах России и странах СНГ.

Научные подходы, методология и понятийный аппарат. В данной работе нашли отражение теоретические положения, взгляды и подходы многих отечественных и зарубежных ученых, в том числе этнографов (Б. Малиновского, С.А. Арутюнова, Н.В. Морохина, В.И. Козлова, А.Н. Ямскова, Д.Ю. Доронина), религиоведов (П.И. Пучкова, B.J1. Огудина), экологов (Р. Нэша, В.Е. Борейко, О.Н. Яницкого), богословов (Л.И. Василенко, С. Браттоп), психологов (В.А. Ясвина, А.А. и А.В. Калмыковых).

Концептуально-методологическая основа диссертации представляет собой сочетание различных подходов и методов исследования. Основная методологическая предпосылка состоит в функциональном подходе, подразумевающем, что, как часть культуры, религия (в т.ч. и христианство) обладает в числе прочих социальных функций и функцией экологической, регулируя взаимоотношения человека с природным окружением. Осознание церковными и светскими авторами отношения христианства к экологическим проблемам рассматривается в диахронии, то есть с точки зрения его поэтапного исторического развития. В большей степени применялся синхронный подход, позволивший выявить и сопоставить отдельные элементы изучаемого явления в "горизонтальном срезе", то есть в контсксте социальных проблем современной России.

Данная работа, не являясь ни сугубо этнографическим, ни сугубо богословским исследованием, базируется на первоисточниках и полевых материалах (результаты включенного наблюдения, интервьюирования и анкетирования), для анализа которых использовался метод кросс-культурного, кросс-конфессионального сравнительного анализа и иные методы, направленные на выявление как общих, так и конфессионально специфических черт отношения к природе у христиан разных конфессий.

Принципиальной позицией при выполнении данного исследования является невмешательство в межконфессиональные дискуссии по вопросам истинности или ложности тех или иных религиозных догматов. Признание одними и непризнание другими христианами определенных доктрин и практик воспринимается в работе как данность без попытки их богословского обоснования или опровержения. В тоже время, при анализе различных современных экотеологических идей (особенно исходящих от светских исследователей) оценивается соответствие или несоответствие таких идей традиционным христианским доктринам и представлениям.

Под конфессиями (деноминациями) в данном исследовании понимается совокупности религиозных общин, объединенных идентичностью вероучения и духовной практики и часто имеющих общие руководящие органы. Учитывая, что границы между деноминациями- провести не всегда просто, данное определение применяется в диссертации расширительно, а именно - при условии общности вероучения и практики, догматически и культово идентичные объединения рассматривались как одна конфессия, даже несмотря па отсутствие общих руководящих органов.

Понятие экологической культуры в настоящее время используется очень часто, хотя значение данного термина еще окончательно не устоялось. По О.Н. Яницкому экологическая культура — ценностное отношение человека (или группы людей) к среде своего обитания (2007), а по В.А. Ясвину (2000) это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. В.Е. Борейко (2003) выделяет в экологической культуре предметный (орудия, механизмы) и духовный (этика, религия) компоненты. В данном же исследовании экологическая культура рассматривается как особый стиль жизни, руководствующийся природоохранными нравственными нормами (экологической этикой), источником которых могут быть религиозные убеждения. Формирование экологической культуры тесно связано с отношением к природе, которое может быть утилитарным или напротив ценностным (и природа может рассматриваться как объект познания, восхищения, заботы и т.п.). Отношение к природе в работе рассматривается как одно из важнейших составляющих формирования экологической культуры.

Источники. Многоплановость темы и сочетание разных подходов к ее выполнению потребовали привлечения большого числа фактических материалов и разнообразных источников, которые условно можно объединить в следующие категории.

1. Полевые материалы автора, полученные в ходе интервьюирования 84 информаторов из 7 конфессий и 12 регионов России, бесед с экспертами (представляющих те или иные уровни руководства крупных конфессий), тестовых опросов (опрошено более 150 респондентов-адвентистов) направленных на изучение восприятия христианами природы и экологических проблем. Также довольно многочисленную группу составили неучтенные информаторы, беседы с которыми (на эти же темы) не были запланированы.

2. Материалы интернет-опросов, проведенных автором в рамках форумов на христианских сайтах. В течение месяца на интернет-форумах отслеживались ответы и по необходимости задавались встречные вопросы. В форумах участвовали 19 информаторов.

3. Первоисточники, пользующиеся авторитетом среди христиан, а именно: Библия (основной, первоисточник, в той или иной степени авторитетный для верующих всех христианских конфессий); труды Отцов Церкви (более первоисточники, наряду с Библией, авторитетные для православных и (или) католиков); а также вероучения различных христианских конфессий, решения последних соборов и съездов, официальные заявления руководящих органов, социальные доктрины и другие основополагающие документы тех или иных конфессий.

4. Современная христианская литература, не выражающая позиций конфессий, комментирующая канонические тексты и адресованная верующим различных исповеданий, а также христианские периодические издания, отражающие участие христиан в жизни общества.

5. Образовательные программы и иные методические материалы, использующиеся в церковном образовании и воспитании детей и молодежи, содержащие, в большей или меньшей мере, экологический компонент.

Выбор данных источников обусловлен необходимостью адекватного понимания как официальной позиции христианских конфессий, так и фактического воплощения этой позиции во взглядах и образе жизни верующих. При анализе источников, использовался широкий спектр религиоведческой, психологической, педагогической и другой литературы отечественных и зарубежных авторов

Изученность темы. Первые попытки оценить влияние христианских убеждений на отношение к природе начали предприниматься в США 1950-60-х годах, когда богословом Э. Растом показано библейское понимание природы (1953 г.), а историком JI. Уайт написана статья, где экологические проблемы связывались с распространением христианского мировоззрения (1967 г.), а христианство критиковалось за антропоцентризм. В 1960-1970-х гг. также в США благодаря работам христианских богословов Дж. Ситтлера, Р. Баэра, Ф. Йорансена, Дж. Кобба, К. Кофена, Э. Линзи развивается экологическая теология. Историю становления этой дисциплины за рубежом описал американский эколог Р. Нэш. Вообще христианское отношение к природе и экологическим проблемам в основном изучалось либо богословами, далекими от экологии, либо светскими специалистами (экологами, философами, историками), далекими от христианства. Поэтому многие работы на эту тему носили несколько односторонний, и подчас апологетический, характер. В СССР эта полемика оставалась почти без внимания даже в научных кругах, если не считать работы Л.И. Василенко (1983), а несколько позже А.А. Велика и А.С. Попова (1990). Что касается богословов и священнослужителей, то таковые высказывались на эту тему и в Советском Союзе. Так, в 1974 митрополитом Алексием (нынешним патриархом Алексием II) в Журнале Московской Патриархии опубликована статья «Христианский взгляд на экологическую проблему», позже (в конце 1980-х) в том же журнале на эту тему пишут православный богослов И. Самсонов (1988) и архиепископ Пимен (1989). В баптистском журнале «Братский вестник» в 1974 г. выходят материалы проповедников О.А. Тярка и А.В. Карева, освещающие взаимоотношения «человек-природа».

В постсоветский период данная проблема стала затрагиваться значительно чаще. Для развития осмысления христианского понимания взаимоотношений «человек-природа» в природоохранном сообществе много сделано украинским экологом В.Е. Борейко: не считая его собственных работ на эту тему, возглавляемый им Киевский эколого-культурный центр перевел и издал много работ зарубежных и отечественных авторов по экологической теологии и экологическому религиоведению. В издаваемом Центром Гуманитарном экологическом журнале регулярно выходят статьи по данной тематике. В России по проблеме «христианство-и-экология» писали самые разные специалисты: философы (Н.Н. Моисеев, Л.И. Василенко, В.П. Гайденко, В.И. Курашов, Н.К. Гаврюшин и др.), богословы (Л.И. Василенко, Т. Горячева), этнографы (В.Л. Огудин, С.Н. Чернышев), экологи (С. Журавлев, В. Зубаков, П.В. Флоренский, Т.А. Шутова, С.Ф. Хрибар) и священнослужители (в РПЦ — арх-т Иоанн Экономцев, свящ. Е. Мельников и др.; у ЕХБ - Г.И. Комендант; у ХАСД - А.В. Болотников). К сожалению, автору не встречались работы, написанные в ключе проблемы экологического образования и воспитания, за исключением статьи московского учителя Е.А. Карунина о житийной литературе. Также нет работ, посвященных сравнению отношения к природе и экологическим проблемам в различных христианских конфессий России, правда в некоторых богословских и философских исследованиях сравниваются православие и протестантизм (И. Самсонов, Н.Н. Моисеев, Т. Горичева и др.), но при этом не учитывается, что протестантских конфессий много и российский протестантизм отличается от американского и европейского.

Научная новизна. В работе впервые показан комплексный взгляд на проблему изучения возможностей распространения природоохранных нравственных ценностей среди приверженцев, наиболее широко представленных в России, христианских конфессий; выявляется доктринальная основа христианского экологического воспитания; анализируется библейское понимание взаимоотношений "человек-природа"; проводится основанный на первоисточниках сравнительный анализ отношения к природе различных христианских вероисповеданий. В то время как понимание природы в традиционных племенных религиях коренных народов России изучалось более или менее подробно, исследований по изучению христианского понимания отношений "человек-природа" проводилось не много, а диссертационных работ не делалось вообще. Имеющиеся на данный момент работы богословов построены на анализе авторитетных первоисточников (Библия, творения Св. Отцов и др.), но восприятие содержащихся в этих первоисточниках идей «рядовыми» священнослужителями и просто практикующими христианами никем не учитывалось. Также никогда не рассматривался потенциал разных христианских конфессий с точки зрения их участие в экологическом воспитании верующих, хотя об экофильных (т.е. добрых по отношению' к природе) идеях в авторитетных христианских первоисточниках известно. Отсутствуют исследования, сочетающие светские (природоохранный, педагогический, культурологический и др.) подходы с подходами церковными, теологическими. Данная работа представляет собой попытку хотя бы отчасти восполнить указанные пробелы.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть интересны природоохранным организациям и образовательным учреждениям, занимающимся экологическим образованием и просвещением различных слоев населения. Использование материалов этой работы может способствовать более эффективному экологическому просвещению активно практикующих христиан разных конфессий - группы, сравнительно мало охваченной иными формами экологического просвещения. Кроме того, представляя определенный интерес для священнослужителей, выводы диссертации могут послужить стимулом к развитию толерантности, межконфессиональному диалогу и сотрудничеству в решении общей проблемы экологического кризиса.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в научных сборниках, изданных Институтом этнологии и антропологии (2007) и Институтом востоковедения (2007), в научно-популярном журнале «Экология и жизнь» (1998), в Гуманитарном экологическом журнале (2003, 2004, 2007) а также представлены автором в выступлениях на различных научно-практических конференциях и семинарах по проблемам охраны природы, экологического образования и воспитания, проводимых Московским государственным педагогическим университетом (1996); природоохранными организациями России и Украины: «Российский зеленым крестом» (2000 и 2002 г.), Всероссийским обществом охраны природы (2001 г.), Социально-Экологическим союзом (2003 г.), Киевским эколого-культурным центром (2002 - 2003, 2005 - 2006); Российским философским обществом (2000, 2001); Научно-исследовательским институтом семьи и воспитания РАО (2002); на богословских конференциях Библейского богословского института св. ап. Андрея (2005 и 2006 гг.) и др.

В 2003 г. по теме диссертации издана книга «Экологическое в Библии. Библия о взаимоотношениях "человек-природа"», нередко цитируемая в природоохранной литературе. Изложенные в ней положения использованы при разработке Основ социального учения Христиан-Адвентистов Седьмого дня в России (2003 г.) и Социальной позиции протестантских церквей России (2003 г.). В 2007 г. по некоторым главам книги подготовлены публикации в адвентистской газете «Сокрытое сокровище» и католическом (францисканском) журнале «Брат солнце» и др.

Отдельные положения данного исследования изложены в работах автора, представленных на конкурсы, проводимые Библейским богословским институтом в рамках проекта «Богословие и наука». Работы были отмечены специальным дипломом (2005 г.) и присуждением третьего места (2006 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, подразделяющихся на тематические разделы (в свою очередь, делятся на параграфы), обобщающего Заключения и Списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Хрибар, Сергей Феликсович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ,

Данное исследование следует признать начальным этапом изучения развития христианского осмысления экологических проблем и отношения христиан к природе. Очевидно, что роль христианских конфессий в формировании экологической культуры населения России будет меняться.

Рассмотрев различные взгляды на данную проблему, нельзя не отметить разнообразие позиций различных исследователей, подчас противоположных друг другу. Во многом это связано, с тем, что отношение христианства и христиан к природе изучается в самых разных, как правило, междисциплинарных, научных направлениях, среди которых выделяется экологическая теология. Внутри экотеологии также можно выделить разные направления и подходы, не только взаимодополняющие, но и взаимоисключающие. Классификация таких подходов приводится автором в соответствующем разделе 1 главы.

Также в диссертации рассмотрены авторитетные для христиан первоисточники — Библия, некоторые святоотеческие произведения и др., а также социальные доктрины конфессий. В этих первоисточниках выделены идеи, представляющие интерес с точки зрения формирования экологической культуры. Восприятие этих идей современными российскими христианами изучалось в ходе проведения интервью (опрошено 84 информатора из православных, католиков, баптистов, адвентистов, пятидесятников, методистов), интернет-опросов (среди православных и пятидесятников) и тест-опросов по итогам изучения библейских книг (среди адвентистов). Выявлены некоторые характерные для верующих типы отношения к природе.

Поскольку христиане (наряду с мусульманами и иудеями) относят себя к «Народу Книги», особое внимание в диссертации уделено христианскому образованию и воспитанию, а также месту в христианском духовно-нравственном воспитании воспитания экологического. Автором проанализированы методические материалы, используемые христианскими педагогами разных конфессий для работы с детьми. Предпринята попытка выявления экологического компонента в педагогической практике детских объединений, организованных при церквах.

Итак, анализ собранного литературного и полевого материала позволяет сделать следующие выводы.

1. Влияние христианских убеждений на формирование экологической культуры верующих заслуживает длительного и всестороннего изучения. В исследовании данной проблемы необходимо сочетание нескольких взаимодополняющих методологических подходов: анализ канонических произведений и современных официальных документов, отражающих позиции церквей; изучение отношения к природе современных верующих, а также установление взаимосвязи между пониманием природы в первоисточниках и в сознании современных христиан.

2. Взаимоотношения человека с природой неоднократно затрагиваются и в Библии и в более поздних первоисточниках. Обсуждение этой темы с позиций канонического текста и, наоборот, толкование текста применительно к экологическим проблемам в последние годы встречается в работах многих богословов, философов и священнослужителей. Это позволяет не только говорить о развитии новой богословской дисциплины — экотеологии, но и выделить внутри этой дисциплины два I разных подхода: трансформационный, стремящийся к пересмотру христианских доктрин и адаптационный, отстаивающий неизменность догматов, но старающийся их адаптировать к условием экологического кризиса. Последний подход в России более приемлем и прослеживается в социальных доктринах христианских конфессий.

3. Современные христиане России (практически, независимо от конфессиональной принадлежности) обычно воспринимают окружающую природу как «книгу о Творце», открывающую Бога для верующих и неверующих. Человек, по мнению большинства опрошенных христиан - не столько «царь природы», сколько подотчетный Богу «домоправитель», и нарушение природоохранных норм расценивается как грех против Бога. Такая позиция находит обоснование в Библии, которой практикующие христиане стараются руководствоваться в повседневной жизни. Поэтому изучение Библии в экологическом применении может стать одним из каналов распространения экологической этики среди христиан. В протестантизме такой канал более перспективен, так как изучению Библии уделяется больше внимания, в православии же этот канал дополняется примерами из жизни святых.

4. Как и во всем российском обществе, технократизация сознания христиан снижает их восприимчивость к природоохранным нравственным ценностям, что особенно заметно у жителей мегаполисов и может быть, хотя бы отчасти, компенсировано содержанием домашних животных и походами на природу. Последнее практикуется христианами довольно широко и зачастую с духовными целями (богопознание через «рассматривание творений).

5. Священнослужители разных христианских конфессий, как правило, демонстрируют большую расположенность к принятию природоохранных нравственных ценностей, чем «рядовые» прихожане, особенно неофиты.

6. С точки зрения роли христианства в экологическом воспитании подрастающего поколения, наиболее перспективная форма христианского духовно-нравственного воспитания - работа с детьми, подростками и молодежью на природе (в условиях похода или полевого лагеря). Компонент экологического воспитания органично вписывается в программу таких мероприятий, что подтверждается педагогическими наработками ассоциации «Христианские международные лагеря» (ХМЛ) и христианских скаутских организаций: Братства Православных Следопытов (БПС), клубов «Следопытов» (при адвентистских церквах) и движения «Царских Охотников» (при пятидесятнических, харизматических и баптистских церквах).

Итак, христианские конфессии современной России имеют определенный потенциал, чтобы внести свой вклад в формирование экологической культуры населения. Насколько такой потенциал будет реализован, покажет время.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Хрибар, Сергей Феликсович, 2009 год

1. Алексий 1. Возникает нужда в спасении // Спасение, февраль, 1991. С. 2.

2. Алексий II Христианский взгляд на экологическую проблему // Православие и экология. М.: Московский Патриархат, Отдел религиозного образования и катехизации, 1999, С. 93-112.

3. Алексий, Митрополит Таллиннский и Эстонский Христианский взгляд на экологическую проблему //Журнал Московской Патриархии, 1974, №3-4. С. 43-48 и 35-39 соотв.

4. Аринин Е.И. Экология духа (вместо послесловия) // Бергман С. Дух, освобождающий природу: Монография. Пер. с нем. / Научн. ред. Е.А. Аринин -Архангельск: Изд-во ПГУ, 1999. С. 523-525.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. -246 с.

6. Архипова С. Экология монастырей // Христианство и экология. СПб.: РХГИ, 1997. С. 66-84.

7. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. (Главы из книги). // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 203-257.

8. Барбур И. Этика в век технологии, М., изд. ББИ, 2001. 382 с.

9. Баренбойм П.Д. Первая конституция мира. Библейские корни независимости суда -М., «Белые альвы», 1997.

10. Белик А.А., Попов А.С. Теология экологии и экология религия // Вестник Московского ун-та, 1990. Сер. 7. - Философия. - №2. - С. 63-73.

11. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998. 239 с.

12. Бергман С. Дух, освобождающий природу: Монография. Пер. с нем. / Научн. ред. Е.А. Аринин — Архангельск: Изд-во ПГУ, 1999. 538 с.

13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (Синодальный перевод на русский язык).

14. Болотников А.В. Евангелие в ветхозаветном святилище п. Заокский, «Источник жизни», 2001. 256 с.

15. Болотников А.В., Хрибар С.Ф. Библия об «экологической нише» человека // «Адвентистский вестник», №3, 2000. С. 26-28.

16. Борейко В.Е. Столетие природоохранной пропаганды. Библиографический указатель отечественной литературы (1882-1996), Киев: КЭКЦ, 1997. 80 с.

17. Борейко В.Е. Краткий курс экологической этики. Киев: КЭКЦ, 2004. 72 с.

18. Борейко В.Е. Поминова Е.В. Зарубежные философы дикой природы Киев, Киевский эколого-культурный центр, 2000. - 124 с.

19. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии Киев: КЭКЦ, 2003. 96 с.

20. Борейко В.Е. Постижение экологической теологии. Киев: КЭКЦ, 2003. 128 с.

21. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику Киев, Киевский эколого-культурный центр, 2001. - 204 с.

22. Борейко В.Е. Шаг вперед // Гуманитарный экологический журнал. 2001. - Т.З., Вып. 2. С. 50.

23. Борейко В.Е. Экологическая этика в школе. Киев: КЭКЦ, 2004. - 92 с.

24. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. — М.: Основы православной культуры, 2005. 176 с.

25. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебно-методическое пособие для учителя: 1(2) класс. — М.: Православная педагогика, 2003. 80 с.

26. Булгаков С. Мистика и этика православия // Жизнь и житие Сергия Радонежского / Сост., поел, и коммент. В.В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1991. С. 287-301.

27. В начале было Слово. Основы вероучения христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский: «Источник жизни», 1993. — 432 с.

28. Василенко Л.И. Антропоцентризм и его экологическая критика II Вопросы философии, №6, 1983. С. 153-161.

29. Василенко Л.И. Отношение к природе и Библия // Мир Библии, выпуск 4, 1997. С. 80-87.

30. Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму журн. «Вопросы философии», №3, 1995. С. 37-42.

31. Василий Великий «Беседа на Шестоднев» // Творения Василия Великого, Часть I. М.: Типография Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1845. С. 1-174.

32. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / пер. с нем. — Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. — 352 с.

33. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь, репринт V издания, 1899. 1370 с.

34. Волобуева Н.Г., Тертицкая И.П. Проблемы экологии и будущее человечества. Методико-библиографическое пособие. Магадан: Изд. СМУ, 1999. -227 с.

35. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология журн. «Вопросы философии», №3, 1995. С. 53-59.

36. Гайденко В.П. Природа в религиозном восприятии// Вопросы философии, №3', 1995. С. 43-52.

37. Генисаретский О.И. Экология культуры: от ценностных ориентаций к проектной концептуалистике // Экология культуры. Теоретические и прикладные проблемы. -М.: НИИ культуры, 1991. С. 3-10.

38. Гладкий И. Этническая экология // «Энергия» 2004, № 8. С. 58-61.

39. Гор Э. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. М.: ППП, 1993. 429 с.

40. Горичева Т. Святые животные // «Христианство и экология», СПб., РХГИ, 1997. С.111-175.

41. Греческо-русский словарь Нового Завета. Перевод Краткого греческо-английского словаря Нового Завета Б.М. Ньюмана М., РБО, 1997. — 240 с.

42. Григорий Нисский Об устроении человека // СПб., АХЮМА, 1995. 173 с.

43. Горяшко А. Монастыри и охрана природы в прошлом и настоящем // Охрана дикой природы №2-3 (36-37), 2006 // Газ. "Первое сентября. Биология" №40, 2000. С. 1, 16.

44. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика, Даугавпилс, 1994

45. Десницкий А.С. Книга пророка Ионы старая сказка? // «Мир Библии» - М., 1997 №4. С. 58-62.

46. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. - 432 с.

47. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали. Экспериментальные программы для общеобразовательных и внешкольных учреждений. Выпуск 1 М.- Йошкар-Ола, 1992; выпуск 2 - М., 1993, выпуск 3 - М., 1995.- 168 с.

48. Доронин Д.Ю. Современная отечественная гуманитарная экология и этно-экологическая педагогика: основные подходы, направления и авторы // Этноэкология: сборник материалов / под ред. О.А. Захаровой. М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. С. 6-33.

49. Дубинин Н. «В красивом он видел Прекраснейшего». Франциск Ассизский и природа // Брат Солнце(Твой Благовестник), 2006, №3. С. 2-4

50. Дубинин Николай о. OFMConv. Братство с природой // ©Орден Францисканцев — Братьев Меньших Конвентуальных, 2004 (http://www.francis.ru)

51. Дэвидсон Дж. Книга пророка Ионы. Пособие по изучению Библии с комментариями для учителей, Заокский, «Источник жизни», 4 кв., 2003. 224 с.

52. Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия, или Как стать разведчиком. М.: Народное образование, 2004. 425 с.

53. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца / сост. Л.И. Денисов. М.: Издательство Московской Патриархии, 1997. — 703 с.

54. Журавлев С. Экология формы журн. «Сила тяготения», №4, 2000

55. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский // Жизнь и житие Сергия Радонежского / Сост., поел, и коммент. В.В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1991. С. 192246.

56. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. М.: «Азбуковник», 2003. 784 с.

57. Здоровец Я.И., Мухин А.А. Религиозные конфессии и секты / Общ. Ред. А.А. Мухина. М.: Изд-во Алгоритм, 2005. - 288 с.

58. Иоанн Златоуст Избранные творения. Беседы на Послание к Римлянам. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994 (репринт — СПб., 1903). — 863 с.

59. Иоанн Златоуст Полное собрание творений в двенадцати томах. Т. 4, кн. 1. М.: «Златоуст» 1994 (репринт С-Пб., 1898).

60. Иоанн Павел II Экологический кризис: общая ответственность // Гуманитарный экологический журнал, Т. 3, вып. 2, 2001. С. 75 77.

61. Ипатов А.Н. Экологические аспекты деятельности Русской Православной Церкви // «Экология и религия» М., РАУ, 1994. С. 51-56.

62. Как с пользой для души отдохнуть летом. Сборник материалов для православных детских летних лагерей. М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. 170 с.

63. Каледин А. Православие и охота. М.: МГООР, 1999. 60 с.

64. Калмыков А.А. Калмыкова А.В. Типология отношений человека и природы // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 26-27.

65. Карев А.В. Сокровища христианина // Братский вестник №5, 1974. С. 28-40.

66. Картинная галерея Бога. Занятия, которые помогут воспитанникам оценить красоту живой природы. Сост. Г. Фовер, пер. с англ. JI. Панчихин, ред. А. Харитонов. СПб.: XMJI, 2004.-35 с.

67. Карунин Е.А. Значение житийной литературы в деле экологического воспитания школьников // журн. «Экологическое образование», №2, 2000. С. 36-37.

68. Кейцар Р. Творение и восстановление. Три размышления над Библией // Экотеология: голоса Севера и Юга М., 1997. С. 79-88.

69. Кинсли Д. Христианство и экология: за и против // Гуманитарный экологический журнал, т. 5, выпуск 1-2, 2003.

70. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его этнологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. М.: Наука", 1991, с. 14-44.

71. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии. // Советская этнография, 1983, № 1.

72. Козлов В.И. Экологические аспекты религиозных верований // Этноэкологические аспекты духовной культуры. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2005. С. 33-56.

73. Козлов В.И. Этническая экология // Свод этнографических понятий и терминов. -М„ 1988. С. 93.

74. Козлов В.И., Ямсков А.Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. Отв. ред.: Веселкин Е.А., Тишков В.А. М.: Наука, 1989. С. 86-107.

75. Комендант Г.И. Отношение христианина к природе // «Спасение», март, 1991. С.2.

76. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения, Т. 1. М.: «Педагогика», 1982. С. 242-476.

77. Кондрусевич Тадеуш, арх-п Вопросы экологии в учении католической церкви // Экология и религия. М.: «Луч», 1994. С. 57-75.

78. Красилов В.А. Метаэкология. Основные понятия // «Экология и жизнь» № 4 1998. С. 7-12.

79. Красников А.Н. Экология религии // Вестник Московского ун-та, 1999. Сер. 7. — Философия. - №1. С. 63-73.

80. Кристиансен Р.Е. Экотеология. Монография: пер. с норв. Архангельск: Поморский государственный ун-т, 2002. 245 с.

81. Кротов Я. Экология и христианство в исторической перспективе кн. «Экотеология: голоса Севера и Юга» - М., 1997. С. 207-214.

82. Кузнецов А.В., Рыбникова И. А. Взаимодействие Дарвинского заповедника с Православной церковью // Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты. Материалы международной школы-семинара «Трибуна-8». Киев: КЭКЦ, 2002. С. 64-66.

83. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии, №3, 1995. С. 29-36.

84. Кьюненен Х.П.М. Пророк природы и развития // Экотеология: голоса Севера и Юга,- М., 1997. С. 45-56.

85. Кэлликот Б. Природоохранная этика мировых религий (отрывки из книги «Принципы природоохранной биологии») // «Зеленый мир», № 23-24, 2000.

86. Лебедева Е.А. Бог и природа в книге Псалмов // Православие и экология. М.: Московский патриархат. Отдел образования и катехизации, 1999. С. 52-63.

87. Легенды и сказки о библейских царях Давиде и Соломоне. В изложении Х.Н. Бялика, М.: ИД «Муравей», 2000. 238 с.

88. Леопольд О. Календарь песчаного графства. Пер. с англ. И.Г.Гуровой. М.: «Мир», 1980.-216 с.

89. Лес и общество: пособие для работников лесного хозяйства. М.: ВНИИЦлесресурс, 2000. 208 с.

90. Лещук И.И. Экология духа. Одесса: Христианское просвещение, 1998.

91. Линзи Э. Божественные права животных // Том Риган В защиту прав животных. Эндру Линзи Божественные права животных. Киев: КЭКЦ, 2004. С. 59-87.

92. Листопад О. Феномен святых криниц. Киев: «Геопринт», 2002. 74 с.

93. Лихачев Д.С. Экология культуры// «Москва», №7, 1979. С. 173-179.

94. Лука (Войно-Ясенецкий), арх-п Душа животных и человека // Об отношении к животным. М.: Изд-во Московской Патриархии, «Центр БЛАГО», 1998. С. 78-94.

95. Льюис К.С. Просто Христианство // «Любовь, страдание; надежда» М.: «Республика», 1992. С. 262-401.

96. Льюис К.С. Размышления о псалмах // "Мир Библии". М., 1994, №1(2). С. 7-38.

97. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. — М.: Горизонт, 2001.-193 с.

98. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 1999. 205 с.

99. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: учебное пособие. Изд. второе, доп. М.: Логос, 2001. - 384 с.

100. Мельников Е., свящ. Вера и экология // «Экология и религия» М., РАУ, 1994. С. 43-51.

101. Мень А., прот. Сын человеческий М., «Протестант», 1993. - 321 с.106. митр. Кирилл К экологии духа // Экотеология: голоса Севера и Юга М.: 1997. С. 20-42.

102. Моисеев Н.Н. Мир XXI века и христианская традиция. Доклад для конгресса «Два тысячелетия христианства» (Рим, июль 1993 г.) // Н.Н. Моисеев Экология и образование. М: «ЮНИСАМ», 1996. С. 167-190.

103. Нурулаев А.А. Концепция устойчивого развития: роль религиозных организаций в ее реализации // «Экология и религия» М., РАУ, 1994. С. 242-248.

104. Нурулаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. — 2001, №3. С. 2835.

105. Нэш Р. Права природы. История экологической этики. Киев: КЭКЦ, 2001. 180 с.

106. Об отношении к животным М.: Изд-во Московской Патриархии, «Центр БЛАГО», 1998.- 112 с.

107. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе. С.Ю. Вертьянов, под. Ред. М.Г. Заречной. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. — 352 с.

108. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. средней школы. Беляев Д.К., Рувинский А.О., Воронцов Н.Н. и др. М.: Просвещение, 1993. 271 с.

109. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. средней школы. Полянский Ю.И., Браун А.Д., Верзилин Н.М. и др. М.: Просвещение, 1988. 287 с.

110. Огудин В.Л. Сакральная экология. Формы религиозно-экологического мировоззрения. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2003. - 152 с.

111. Огудин В.Л. Экологическая функция религии. // Этнографическое обозрение. -М.: 2001. №1. С. 23-38.

112. Осипова Л.Ф., Сокурненко Е.Г. Некоторые аспекты христианского понимания экологических проблем. // «Экология и религия» М.:: РАУ, 1994. С. 126-133.

113. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России. М., 2003. - 224 с.

114. Основы социальной концепции Российского объединенного союза Христиан Веры Евангельской, М. 2002.

115. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Сборник документов и материалов Юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви (Москва, 13 — 16 августа 2000 г.). Ниж. Новгород, 2001

116. Панов В.И. Актуальные проблемы экологической психологии // Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М.: 1996. С. 102-103.

117. Пимен, Архиепископ Саратовский и Волгоградский Красота природы // Журнал Московской Патриархии, №10, 1989. С. 37-38.

118. Подберезский И.В. Быть протестантом в России. — М. Издательство «Благовестник», 1996. 382 с.

119. Поминова Е.В. Убийство — с Богом? Рецензия на книгу: Каледин А. Православие и охота// Гуманитарный экологический журнал. Т. 2. Вып. 2. 2000. С. 122-124.

120. Попов А.С., Радугин А.А. Христианские футурологические концепции: (Критический анализ). -М.: Мысль, 1987. С. 99-124.

121. Потапов В., прот. Церковь и экология // И.Р. Шафаревич «Христианство и экологический кризис» Фрязино, содруж. «Православный паломник», 1993. С. 38-48.

122. Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М.: Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 1998. С. 416.

123. Природоохранное движение и православная Церковь: перспективы взаимодействия (интервью со священником Г. Кочетковым) // На пути к устойчивому развитию России, №3, 2000. С. 37-39.

124. Прутченков А.С. Специальность «Я эколог» (обучение школьников экологической деятельности) // кн. Опыт экологического воспитания: информационно-методическое пособие /под общ. ред. А.К. Шульженко. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. С. 94-99.

125. Пруденко О.Д. Экологические воззрения в Библии и современность -Гуманитарно-экологический журнал, Т. 2, Вып. 2, 2000.

126. Пучков П.И. К вопросу о классификации религий // Этнос и религия. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998. С. 7-23.

127. Пучков П.И. Религиозный состав населения России // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 41-53.

128. Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975 184 с.

129. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы. Москва, 10-14 мая 1982. М.: Издание Московской Патриархии, 1983.

130. Религия и экология. Материалы научно-практической конференции. Мегион: 1998.-51 с.

131. Ролстон X. III Существует ли экологическая этика? // «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности» М.: «Прогресс», 1990. С. 258-288.

132. Российская Объединенная Методистская Церковь. М., 2002. - 104 с.

133. Руководство клуба «Следопыт». Отдел молодежного служения ЕАД, год не указан.

134. Руководство лидеров Царских Охотников. СПб.: «Новое и Старое», 2002. 255 с.

135. Самсонов И. Современный экологический кризис в свете библейско-христианского восприятия // Журнал Московской Патриархии, №11, 1988. С. 50-54.

136. Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в РФ по состоянию на 1 января 2000 г. // История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 2001.

137. Сенатская Г.С. Геокреационизм и геоэтика журн. «Сознание и физическая реальность», Т. 2, № 4, 1997. С. 84-88.

138. Симеон Новый Богослов Творения, т. 1. Слова 1-52. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993. — 496 с.

139. Симкин Г.Н. Экология духа // «Человек» № 5, 1992. С. 6-18.

140. Социальная позиция протестантских церквей России. — М., 2003. 72 с.

141. Статистическая информация о религиозных объединениях в РФ, зарегистрировавших свои уставы (по состоянию на 1 января 1996 г.) // Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. Сост. Протопопов А.О. М., «Паллада», 1996. С. 106.

142. Сурова Л.В. Программа «Мироведение» // Сурова Л.В. Православная школа сегодня. М.: Изд. Владимирской епархии, 1996.

143. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Клин: Христианская жизнь, 2004. — 384 с.

144. Тейяр де Шарден П. «Божественная среда». М.: «Ренессанс» СП «ИВО-СиД», 1992.-311 с.

145. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового завета: в 3-х тт. СПб., 1910-1913 -т.2. 600 с.

146. Тярк О.А. Послание к Римлянам. Глава 8 (Продолжение) // Братский вестник №3, 1974. С. 27-37

147. Уайт Е. Воспитание п. Заокский, «Источник жизни», 1995. - 288 с.

148. Уайт Е. Воспитание детей. Заокский: «Источник жизни», 2002. — 640 с.

149. Уайт Е. Патриархи и пророки. Заокский: «Источник жизни», 1998. 752 с.

150. Уайт Е. Путь ко Христу- п. Заокский, «Источник жизни», 2000. 96 с.

151. Уайт Л.-мл. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Прогресс, 1990. С. 188-202.

152. Феномен евразийского протестантизма: мат-лы конференции Богословского общ-ва Евразии (17 октября 2003 г., п. Кийлов, Киевская обл.). Одесса, 2003. — 100 с.

153. Феодор, еп. Православие и экология // «Экология и религия». М.: РАУ, 1994. С. 36-43.

154. Ферч А. Начало всех начал. Пособие по изучению Библии с комментариями для учителей. IV кв. 2006 г. Заокский, «Источник жизни», 2006. 160 с.

155. Флоренский П.В., Шутова Т.А. «Светлое будущее» как богоборческая система // «Экология и религия». М.: РАУ, 1994. С. 409-416.

156. Фовер Г. Творение Божье. Руководство для наставников христианского лагеря и для всех христиан, преподающих природоведение. Пер. с англ. Н. Иванов, ред. А. Харитонов. СПб.: ХМЛ, 1999. 64 с.

157. Фома Аквинский Трактат о делах шести дней // Фома Аквинский Сумма теологии. М.: Элькор МК, 2002.

158. Франциск Ассизский Гимн брату Солнцу (Перев. А. Ельчанинова) // Св. Франциск Ассизский. Сочинения М., 1995. С. 232.

159. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете: пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. 542 с.

160. Хот Дж.Ф. Христианство и проблемы экологии // Гуманитарный экологический журнал, Том 3, Выпуск 2, 2001. С. 78-89.

161. Хрибар С.Ф. Основы экологического воспитания с позиций библейского,, христианства // «К ноосфере через нетрадиционные методы экологического воспитания и образования» (мат-лы II научно-практич. конференции). М.: МГПУ, 1996. С. 81-82.

162. Хрибар С.Ф. Библия о взаимоотношениях человека с природой и Богом // Экология и жизнь, 1997, №4 1998, №1. С. 11-16.

163. Хрибар С.Ф. Библия о мотивации экологического воспитания // Мат-лы научно-практической конференции «Москва-98 экологическая столица мира», Ч. 1, М. ЭФМАГ, 1998. С. 4-5.

164. Хрибар С.Ф. Экологическая проблема и экологическое воспитание в библейской традиции // IV Международная конференция по экологическому образованию «Стратегия экологического образования и воспитания в XXI веке». М.: МНЭПУ, 2000. С. 292-294.

165. Хрибар С.Ф., Болотников А.В. Библия о статусе человека // Мат-лы научной конференции «История взаимодействия природы и общества», ч. III. М., 2001. С. 8-9.

166. Хрибар С.Ф. Библия о природоохранной этике и ксенофобии // Мат-лы научной конференции «История взаимодействия природы и общества», секция «Проблемы экологической культуры», М., 2001-2002. С. 12-15.

167. Хрибар С.Ф. Экологическое в Библии. Библия об отношениях «человек-природа». Киев, КЭКЦ, 2003. 96 с.

168. Хрибар С.Ф. Права природы. Христианский взгляд // Гуманитарный экологический журнал, Т. 5, спецвыпуск Дискуссия о правах природы, 2003. С. 29-32.

169. Хрибар С.Ф. Этична ли охота? Оценка библейского христианства // Большой спор о любительской охоте, сост. В.Е. Борейко, Киев: КЭКЦ, 2003. С. 63-70.

170. Хрибар С.Ф. Христианское экологическое воспитание: основания, проблемы и перспективы // Опыт экологического воспитания: информационно-методическое пособие / общ. ред. А.К. Шульженко. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. С. 30-36.

171. Хрибар С.Ф. Библия об ответственности в контексте экологических проблем. М.: 2005 // сайт Библейского богословского институтаhttp://w\VAV.standrcws.ru/private/standrews/prices/ContestNo v2005Khribar.doc

172. Хрибар С.Ф. О восприятии дикой (нетронутой) природы христианами // Материалы Второй Международной междисциплинарной конференции по дикой природе, посвященной памяти Ф.Р. Штильмарка. Киев: КЭКЦ, 2006. С. 97-103.

173. Хрибар С.Ф. Отношение к природе в социальных доктринах различных христианских вероисповеданий России // Влияние религии на общество и личность. М.: ИЭиА РАН, 2007. С. 254-273.

174. Хрибар С.Ф. Экофильные идеи книги пророка Ионы и их восприятие верующими // Гуманитарный экологический журнал, №1, 2007. С. 107-113.

175. Хрибар С.Ф., Захарова О.А. Природа, культура, этнос. (Краткий гуманитарно-экологический словарь). М.: «Лесная страна», 2008. — 60 с.

176. Хрибар С.Ф. О сакральности природы в Ветхом Завете // Сакральное на традиционном Востоке. М.: Изд. Ин-та востоковедения РАН — в печати

177. Хрибар С.Ф. Христианская экологическая теология: основные направления и перспективы // Этнографическое обозрение, №1, 2009. С. 53-60.

178. Хьютон Дж. Христиане и окружающая среда: что мы можем и что мы должны // Экотеология: голоса Севера и Юга. М., 1997. С. 91-102.

179. Цветочки Франциска Ассизского М., «Вся Москва, 1990. - 208 с.

180. Швейцер А. Культура и этика. М.: «Прогресс», 1973. 344 с.

181. Шорыгина Т. Здравствуй, лес. Сценарий детского летнего праздника // Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей: спец. выпуск, посвященный летнему отдыху детей. М.: Ред. еженедельника «Воскресная школа», 2004. С. 29-34.

182. Шорыгина Т. Прогулка в лес. Рассказы о деревьях. // Православная культура в школе. Учебно-методич. пособие для учителей: спец. выпуск, посвященный летнему отдыху детей. М.: Ред. еженедельника «Воскресная школа», 2004. С. 165-188.

183. Шульженко А.К. Концепция устойчивого развития в практике экологического воспитания европейской школы // Опыт экологического воспитания: информационно-методическое пособие /под общ. ред. А.К. Шульженко. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. С. 108-117.

184. Юнак В.Д. Откровение из бури: зарождение, природа и участь зла в Книге Иова. Заокский: «Источник жизни», 2001. -256 с.

185. Юнак Д.О. История Церкви христиан АСД в России: в 2-х тт., Заокский, «Источник жизни», 2002 — т. 2. 352 с.

186. Яницкий О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики. М.: Наука, 2007.-272 с.

187. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?) М.: Наука, 1999. - 100 с.

188. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.

189. Berry W. The Gift of Good Land // Enviromental Ethics: Divergence and Convergence, McGraw-Hill, Inc, USA, N.Y., 1993. P. 489-495.

190. Bratton S.P. Christian Ecotheology and Old Testament // Enviromental Ethics: Divergence and Convergence, McGraw-Hill, Inc, USA, N.Y., 1993. P. 479-489.

191. Cauthen K. Christianity and Ecology: The Emergence of Christian Biopolitics // Forum on Eco-justice sponsored by "Save the Bay," a civic environmental group, and the Rhode Island State Council of Churches (1996), Providence, Rhode Island, 1998.

192. Hultkrantz A. Ekologi of Religion: Its Scope and Methodology // Ethonos, 1966. Vol. 31. P. 221-231.

193. Hultkrantz A. The new look at the world pillar in Arctic and sub-Arctic religions // Shamanism and Northern Ecology / ed. by J. Pentikainen Berlin; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1996. P. 31-44. . -

194. John, Metropolitan of Pergamon Preserving God's creation// Christianity and Ecology, ed. Breuilly E, Palmer M., WWF, N.Y., 1992. P. 47-49.

195. Novum Testamentum graece, Stuttgard, Deutsce Bibelgesellschaft, 1998 und 1993. -810 p.

196. Orlove B.S. Ecological anthropology // Annual Review of Anthropology. 1980. Vol. 9.

197. Page R. The influence of the Bible on christian belief about the natural world// Christianity and Ecology, ed. Breuilly E, Palmer M., WWF, N.Y, 1992. P. 35-46.

198. Palmer M. The Protestant tradition// Christianity and Ecology, ed. Breuilly E, Palmer M., WWF, N.Y., 1992. P. 86-96.

199. Parish Pump network chosen by WWF as a Sacred Gift // Network21, issue 13, spring/summer. London: 2001. P. 18.

200. Rajotte F., Breuilly E. Treatment for Earth's sickness the Church's role // Christianity and Ecology, ed. Breuilly E, Palmer M., WWF, N.Y.: 1992. P. 98-118.

201. Rappaport Roy A. Ecology, Meaning and Religion. Richmond, С A: North Atlantic Books, 1979.

202. Religion, Science and the Enviroment Symposium II: The Black Sea in Crisis // Network , issue 7, march. London: 1997. P. 14.

203. Rust E. Nature and Man in Biblical Thought. London: Lutter-worth Press, 1953

204. Steward J. H. Theory of Culture Change. Urbane: University of Illinois Press, 1955. P. 36-41.

205. The New Dictionary of Catholic Social Thought. Ed. J.A. Dwyer, Pr. Ed. E.L. Montgomery, Order of St. Benedict, Collegevilee, Minesota, 1994. P.305-309.

206. The Seventh-day Adventist Bible Commentary In Seven Volumes Washington: Review and Herald, 1978,- v. 1.

207. The Seventh-day Adventist Bible Commentary In Seven Volumes Washington: Review and Herald, 1978,- v. 4.1. Интернет-ресурсы

208. Сайты Гавайского университета (США) www.anthropology.hawaii.edu http://www2.soc.hawaii.edu

209. Сайт Киевского эколого-культурного центра www.ecoethics.ru

210. Сайт Ордена св. Франциска в России http://www.francis.ru

211. Сайт ассоциации Христианские Международные лагеря www.ccirussia.org

212. Миссионерский портал диакона Андрея Кураева www.kuraev.ru

213. Сайт Союза миссий Союза миссий Христиан Веры Евангельской -www.smhve.narod.ru

214. Сайт Братства Православных Следопытов www.bps.sretenie.ru

215. Сайт движения Царских Охотников в России http://russianrr.narod.ru

216. Сайт Библейского Богословского института ап. Андрея www.standrews.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.