Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Абрашова, Елена Александровна

  • Абрашова, Елена Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 181
Абрашова, Елена Александровна. Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2004. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Абрашова, Елена Александровна

Введение.

Глава 1. Мировоззрение А.П. Чехова и его эстетические принципы в свете христианских традиций

1.1. Некоторые аспекты религиозного мировосприятия

Чехова.

1.2. Эстетические принципы писателя.

Глава 2. Абсурд бездуховного существования

2.1. Феномен отчужденности и психология страха в рассказах и повестях Чехова.

2.2. «Человеческая природа несовершенна.».

Глава 3. Нравственные искания персонажей рассказов и повестей Чехова

3.1. Духовное становление личности в чеховской прозе.

3.2. Пасхальные мотивы в прозе Чехова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова»

Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы XIX века до сих пор восхищает читателей всего мира. И это не случайно, ибо корни художественности, - как заметил великий отечественный мыслитель и литературный критик И. А. Ильин, - кроются в тех глубинах человеческой души, где проносятся "веянья Божьего присутствия". Великое искусство всегда несет на себе "печать Божьей благодати", даже тогда, когда разрабатывает светские темы и сюжеты, не имеющие внешней связи с церковностью и религиозностью. Феномен русской литературы заключается в постановке "вечных вопросов" бытия, ответ на которые пытались дать в своем творчестве почти все отечественные писатели.

И.А. Ильин в книге "Основы художества. О совершенном в искусстве" высказал мысль о том, что корни подлинного искусства имеют духовно-религиозный характер. Говоря о русской классике, Ильин не без основания утверждал: "XIX век дал России расцвет духовной культуры. И расцвет этот был создан людьми, "окрыленными" духом Православия. И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, JI. Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия. И то же самое увидим мы в других ответвлениях русского искусства, в русской науке, в русском правотворчестве, в русской медицине, в русской педагогике и во всем"1. Нельзя не согласиться с этой точкой зрения, поэтому творчество А.П. Чехова будет рассмотрено под этим углом зрения. Мы считаем, что именно такой духовный подход менее всего изучен в современном литературоведении, а потому актуален. Мы постараемся рассмотреть христианские мотивы в прозе Чехова разных лет, на протяжении всего творчества.

1 Ильин И. Наши задачи. - М., 1992. - С. 64.

По интересующей теме нам ближе всего точка зрения современника Чехова, представителя православного русского духовенства, священника М.М. Степанова, который отмечает, что "сочинения же покойного писателя дают обильный материал для одного, определенного и осторожного вывода о Чехове: он был близок религии и церкви"1. Привлекает в работе М.М. Степанова объективность суждений, в результате которых автор приходит к следующему: "несомненно, что Чехов, будучи вполне религиозным, иногда переживал в настроении веры сомнения и колебания" .

Философ JI. Шестов, считая А.П. Чехова беспощаднейшим талантом, писал, что "в руках Чехова все умирало"3. Пожалуй, наша работа станет опровержением этого высказывания, поскольку в основе мировоззрения автора мы видим другие истоки, прежде всего: тему Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Вряд ли объективно, на наш взгляд, суждение литературного критика и публициста М.А. Протопопова, назвавшего А.П. Чехова "жертвой безвременья", писателем "без опоры и без цели".

Автор не без основания говорит о том, что Чехова "коробит нравственно всякая ложь жизни, всякая фальшь в человеке", и с этим нельзя не согласиться. Далее же Протопопов утверждает, что "противопоставить чужой неправде свою собственную правду он (Чехов) не может, потому что не обладает ею"1.

Мы не можем с этим согласиться, так как считаем, что в отказе Чехова говорить "последнюю правду", показывать истину, лежит один из основных художественных принципов писателя - принцип предельной объективности.

1 Степанов М.М. Религия А.П. Чехова (религия русских писателей: вып. 1. - Саратов, 1913. -С. 7.

2 Там же.-С. 10.

3 Шестов JI. Творчество из ничего (А.П. Чехов) // Шестов Л. Начала и концы. -Пб., 1909. -С. 6.

Всем известно высказывание писателя, что главное в творчестве - правильно ставить вопросы.

Здесь мы склонны согласиться с мнением современника А.П. Чехова, литератора Б.И. Сыромятникова, который утверждал, что "чеховский объективизм не был, однако, ни безразличным, ни беспринципным"2. Советский исследователь И. Гурвич, чье мнение тоже ценно, увидел склонность А.П. Чехова "подходить к человеку со стороны первичных ценностей и простых радостей человеческой жизни, со стороны ее устойчивых первооснов"3.

Исследователь творчества А.П. Чехова - В. И. Камянов, назвавший автора "в высшей степени уравновешенным атеистом"4, отмечал, что "Чехов не выпускал из поля наблюдения столь властных в ту пору поощрителей и прямых участников внутренней жизни, как заповедь веры, ритуал, церковный канон, хотя в своем отношении к религии высказывался достаточно прямо: "Я человек неверующий" (письмо Меньшикову от 28 января 1900 года)"5.

К счастью, приведенное исследователем высказывание А.П. Чехова не единственное на эту тему, поэтому с В.И. Камяновым мы можем согласиться лишь отчасти. Далее исследователь пишет о том, что "чеховское стремление -быть точным - в основе своей атеистично"6.

1 Протопопов М.А. Жертва безвременья. (Повести А.П. Чехова) // Русская мысль. - 1892. Кн. 6.- С. 113-114.

2 Сыромятников Б.И. А.П. Чехов и русская интеллигенция// Чеховский сборник. Найденные статьи и письма. Воспоминания, критика, библиография. - М., 1929. - С. 222.

3 Гурвич И. Проза Чехова (Человек и действительность). - М., 1970.-С. 101.

4 Камянов В.И. Время против безвременья: Чехов и современность. - М., 1989. - С. 163.

5 Там же.-С. 144.

6 Камянов В. И. Время против безвременья. - С. 163.

Мы не можем с этим согласиться так же, как и с суждениями Протопопова или Шестова. На наш взгляд, точность - это все же не основной показатель веры или неверия, это прежде всего эстетический принцип писателя, основывающийся на определенном мировоззрении. Биограф А. П. Чехова М.П. Громов утверждает, что "Чехов был объявлен атеистом, хотя от истины это весьма далеко"1, в книге же советского биографа Г.П. Бердникова вопрос о религиозности автора не затрагивается, как и в других исследованиях того периода, а творчество писателя рассматривается с точки зрения нравственных и этических норм, установленных социалистическим обществом.

Современный ученый, В.Я. Линков, уходит от категоричности суждений о религиозности А.П. Чехова, пытаясь тем самым примирить две точки зрения. "Чехов, как известно, был неверующим, но воспринятые с детства христианские этические ценности были ему глубоко органичны, - пишет исследователь. - Очевидно, что у него было христианское понимание проблемы человеческого достоинства, столь существенной в его творчестве"2.

Более того, автор утверждает, что "любой человек, согласно Чехову, причастен божественной сущности непосредственно, независимо от своих талантов, способностей, общественного положения и т.д."3 Здесь хотелось бы уточнить: это высказывание верно не только "согласно Чехову".

В связи с этим Экономцев И.Н. (игумен Иоанн) замечает: " по православному учению, каждая человеческая личность является богоизбранной, каждому из нас дан в изобилии тот или иной харизматический дар, и от нас самих зависит, отвергнуть его или принять, и в какой мере

1 Громов М. П. Чехов. - М., 1993. - С. 195.

2 Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. - М., 1995. - С. 68.

3 Там же. принять"1. Именно с этой позиции, на наш взгляд, подходит А.П. Чехов к изображению своих персонажей.

Исследователь творчества А.П. Чехова, А.С. Собенников, бесспорной считает мысль, что "реальный гуманизм А.П. Чехова во многом опирался на христианские ценности"2, а "художественный мир Чехова строится на основе широкого диалога с христианством"3.

Литератор A.M. Любомудров в статье "О православии и церковности в художественной литературе" пишет, что в XVIII - XIX веках ". никто (кроме разве Достоевского) не оставил художественных образов монашеской жизни, не написал ни рассказа про старца, про какого-нибудь благодатного батюшку (были же они на Руси) или, скажем, про первую исповедь ребенка. Не находим строк о паломничествах в обитель, о жизни подвижников"4. Категорически нельзя согласиться с подобным высказыванием, критик просто вычеркнул из русской литературы имена таких великих писателей, как Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков. А в произведениях А.П. Чехова "Архиерей", "Студент", "Без заглавия", "Святой ночью", "Перекати- поле", "Степь", "Дуэль", "На страстной" и других мы видим все то, чего, к сожалению, не заметил A.M. Любомудров. Автор статьи указывает только три произведения Чехова ("Степь", "Дуэль", "Архиерей") и утверждает, что "понимание мистической реальности Церкви отсутствует в мире Чехова"5.

Сходную точку зрения высказывает В.Б. Катаев, который считает, что Чехов

1 Экономцев И.Н. (игумен Иоанн) Православие, Византия, Россия. - М., 1992. -С.151.

2 Собенников А.С. Архетип праведника в повести А.П. Чехова "Моя жизнь" // Русская литератураXIX в. и Христианство. -М., 1997.-С. 239.

3 Собенников А.С. Между "есть Бог" и "нет Бога". (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). -М., 1997.- С. 199.

4 Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе// Русская литература-№1,2001.-С. 119.

5 Любомудров A.M. О православии и церковности художественной литературы. - С. 120. всю жизнь твердил о своем неверии. Исследователь утверждает, что "отказ от религиозности у Чехова был не случайным и не внешним и тем более не показным, а продуманным и убежденным"1.

В своем труде ученый так же отмечает объективность писателя. "Но своеобразие позиции Чехова в том, — пишет Катаев, - что, оставаясь принципиально вне религии, он не делал в своем творчестве проблемы религии, как и иные "специальные" проблемы, ни предметом утверждения, ни объектом отрицания"2.

Мы согласны с частью этого утверждения об авторской манере Чехова. Однако попытаемся в своей работе показать, что А.П. Чехов никогда не был "принципиально вне религии".

Ценно мнение М.М. Дунаева, в книге которого "Православие и русская литература" творчеству А.П. Чехова посвящена большая глава. Ученый считает, что " "соединение муки о Боге с мукой о человеке" . определило всю систему мировоззрения православного по духу писателя"3.

М.П. Громов замечает, что "Утрата веры у Чехова выражается не в полемике, не в спорах с теми, кто верует по-иному, но скорее в томлении души, в особенных "чеховских" настроениях. Это всегда лирическое переживание, душевная сумятица, невзгода, беда"4.

Как видно из приведенных примеров, мнения исследователей творчества А.П. Чехова по интересующему нас вопросу зачастую прямо противоположны: одни ставят писателя и его творчество вне религии, другие видят в авторе христианского по духу писателя. Причем такое разделение на два лагеря отмечено нами как в дореволюционной критике, так и в современных

1 Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. -М. 1979. - С. 283.

2 Там же. - С. 292.

3 Дунаев М.М. Православие и русская литература.- М., 1998. - 4.4. - С. 704.

4 Громов М.П. Чехов. - М., 1993. - С. 165. исследованиях, что говорит о проблемности вопроса. Такое разнообразие мнений является свидетельством того, что разбираемый нами вопрос является мало изученным, а потому до сих пор остается актуальным.

В своей работе мы не претендуем на окончательное решение вопроса, был ли А.П. Чехов верующим человеком. Задачи, которые мы перед собой ставим, не настолько глобальны. Нам бы хотелось показать в свете христианской традиции некоторые моменты биографии, понаблюдать за творческим методом писателя, а с помощью анализа некоторых произведений выявить доминирующие темы в прозе А.П. Чехова разных лет.

Поставленная нами цель и решаемые нами задачи определяют структуру работы. Наше исследование состоит из трех глав, каждая из которых затрагивает разные аспекты поставленной проблемы.

Первая глава работы будет посвящена не столько анализу художественных текстов, сколько обзору таких моментов жизни Чехова, которые помогут уточнить мировоззренческую позицию автора. А.Н. Кочетков считает, что "структурирование подтекста, расширяющего смысловое поле целого, может опираться лишь на актуальную для творчества писателя в момент создания произведения философскую концепцию мира, его художественную антропологию, на его представление о смысле, цели и законах человеческой жизни, на участие или неучастие воли человека в ходе мировой истории и в его индивидуальном существовании."1 Мы согласны с этим, поэтому в первой главе своей диссертации достаточно подробно затрагиваем эти аспекты. На наш взгляд, исследуя мировоззрение Чехова, писателя, для которого человеческие представления о мире являются всего лишь предположительными, который допускал как возможные различные точки

1 Кочетков А.Н. Концепция драматической формы и эволюция соотношения "текст-подтекст" в драматургии Чехова //Творчество Чехова. - Таганрог, 2000. - С. 3. зрения на явления жизни, - исследуя мировоззрение мыслителя такой ориентации, следует не столько стремиться определить четкие рамки его мировоззрения, сколько пытаться выявить границы того поля, внутри которого порой, может быть, как маятник, двигалась мысль писателя.

Литературная форма должна расширяться как целостное эстетическое явление, имеющее сложное отношение с действительностью, с творческим методом писателя, с особенностями читательского восприятия, с фактами литературной жизни. Здесь мы будем опираться на воспоминания современников писателя, на письма и записные книжки Чехова.

Также просматривается необходимость изучения литературной формы как носителя эмоционально-идейного содержания. Анализ произведения без учета общих закономерностей художественного мира писателя совершается во вред г правильному объяснению смысла произведения. Именно поэтому мы обратим внимание на творческий метод писателя, вырабатывавшийся годами и, безусловно, зависящий от личности автора и его мировосприятия.

Библейские аллюзии - скрытая, неявная перекличка с библейскими сюжетами и мотивами - являются пратекстами, имеют генетический смысл, зависящий от художественных целей автора. Они могут быть сознательными или бессознательными, но в том и в другом случае мы постараемся соотносить интерпретации с авторским замыслом, ограничивая тем самым свободную расшифровку текстов. Исходя из этого, мы будем как можно чаще обращаться к письмам и записным книжкам Чехова. Таким образом, в первой главе отражены следующие моменты: некоторые аспекты религиозного воспитания писателя и вопрос о его религиозности (на материале записных книжек и писем), а так же эстетические принципы автора в свете христианской традиции.

Чехов, как писатель в высшей степени объективный, показывает жизнь такой, какая она есть, но и мечтает о том, какой она должна быть, поэтому его произведения весьма глубоки по тематике. Митрополит Иоанн (Снычев) в проповеди своей говорит: "Итак, возлюбленные братья и сестры, перед нами два пути. Путь света - путь Христов, и путь тьмы - путь сатаны, дьявола. С одной стороны, путь правды, с другой - путь греха и беззакония. Смотрите сами, ибо конец одного пути и другого неодинаков. Один путь - путь тьмы -ведет к погибели; другой - путь света - к истинной жизни во Христе Иисусе. И я думаю, что мы изберем и избрали уже путь света, который освещает путь Христов"1.

Чехов, так же как JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский и многие другие писатели, исследуя возможности и пути человека к счастью, к гармонии, которая недостижима вне Бога, натолкнулся на одно препятствие - земную, тварную природу человека. Таким образом, в его произведениях показаны оба пути, возможные для человека. Следует отметить, что зачастую эти два пути в чеховском мире пересекаются, и именно на перепутье находятся персонажи произведений Чехова, процесс мучительного выбора описан автором. Исходя из этого, и анализировалось творчество Чехова. В результате, во второй главе мы постараемся показать героев, которые встали на "путь тьмы", а в третьей главе тех, которые выбрали " путь света".

Мнение о христианском мировоззрении и евангельской тематике в творчестве Чехова было бы неполным, если бы мы не рассмотрели понятие о пошлости бездуховного существования в произведениях писателя, то есть то, что ранее мы обозначили как "путь тьмы". Именно этому будет посвящена вторая глава нашей работы. Будут рассмотрены основные аспекты такого

1 Митрополит Иоанн (Снычев) Проповеди и человеческом грехе и его сущности. - Самара, 1997. - С. 41. понятия, как бездуховность, а так же выявим некоторые проблемы психологической отчужденности в творчестве А.П. Чехова. На примере некоторых наиболее интересных, на наш взгляд, произведений писателя мы постараемся показать абсурд бездуховного существования.

Третья глава нашей работы будет посвящена такой проблеме как нравственные искания персонажей рассказов и повестей А.П. Чехова разных лет. В начале этой главы будут освещены некоторые вопросы, связанные с библейской тематикой в творчестве А.П. Чехова, будет дан обзор мнений чеховедов по этому вопросу. Далее проясним, можно ли рассматривать данную тему в творчестве Чехова в свете православных традиций. Потом мы уделим сосредоточенное внимание мотиву духовного воскресения в чеховской прозе.

В работе при анализе текстов устанавливалась и прослеживалась связь текста с историко-литературным и культурно-историческим контекстом, обращалось внимание на авторские изменения текста изучаемого произведения, учитывались другие произведения этого же автора, так же была предпринята попытка найти параллели с другими источниками, в том числе с Библейскими текстами.

Некоторые положения, изложенные в диссертации, были опубликованы в следующих статьях:

1. Мифореализм (святочные рассказы А.П. Чехова). // Миф - Литература -Мифореставрация. Сб. статей под редакцией С.М. Телегина. - М.- Рязань, 2000, 155с.

2. Библейский текст в произведениях А.П. Чехова.// Христианские истоки русской литературы. Сб. научных трудов. - М. 2001, 232с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Абрашова, Елена Александровна

Заключение

Художественное произведение, повествуя о чем-либо, всегда выражает некое внутреннее духовное содержание. И.Н. Экономцев (игумен Иоанн) отмечает возрастающую роль в выражении национально-религиозного идеала интеллектуальной творческой элиты. "И для этого, пишет он, - их открытая и зримая принадлежность к Русской Православной Церкви вовсе не является непременным условием. Они сами могут себя считать агностиками или приверженцами других конфессий, оставаясь в русле русской православной традиции и являясь носителями русского национально-религиозного идеала"1. То же самое можно сказать и о Чехове.

Православная церковь, священнослужители, верующие являются органической частью художественного и эпистолярного наследия писателя и так же естественны в его произведениях, как чиновники, помещики, судьи, дети и прочие. Вообще стоит отметить, что характерной чертой чеховского мировоззрения является пристальное внимание к личности человека, его индивидуальности, сложности и диалектичности его внутреннего мира, совершенствование которого возможно лишь при условии свободы духовной деятельности. А.П. Чехов в письме И.И. Орлову от 22 февраля 1899 года говорил следующее: "Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям - интеллигенты они или мужики, в них сила, хотя их мало" (П.9, 98).

Если вспомним все, что говорили о Чехове, если еще раз перечитаем все, связанное с нравственно-религиозными мотивами в его творчестве, то поймем, что духовность произведений основана не на разделении земного и небесного, а на любви к этому миру, в котором герои чеховского мира видят отблеск высшей красоты, печать высшей истины.

1 Экономцев И.Н. (игумен Иоанн) Православие, Византия, Россия. - М., 1992. - С. 164.

Такое видение Бога в мире представляет собой глубокое религиозное мироощущение. Чеховская система ценностей, их негромкая, ненавязчивая этика были результатом русской духовной жизни, ее народно-религиозных сторон. Реальный гуманизм Чехова во многом опирается на православно-христианские ценности: любовь, добро, справедливость, правду и так далее.

A.M. Любомудров в статье "О православии и церковности в художественной литературе" пишет: "Православным произведением может считаться такое, художественная идея которого включает в себя необходимость воцерквления для спасения. Его герой - либо воцерквлен, либо антицерковен, либо на этапе движения от одного состояния к другому, либо, наконец, равнодушен к Церкви. Но если нет этой соотнесенности с Церковью, ориентированности на нее, если персонажи не находятся с нею ни в притяжении, ни в отталкивании, - очевидно, говорить о православности неправомерно"1.

В работе показано, что рассказы и повести Чехова можно считать вполне христианскими по духу. Многих героев чеховских произведений отличает добросердечность, обостренное чувство справедливости, способность воспринимать красоту Божьего мира. У Чехова всеобъемлющей мерой выступает духовность в широком и подлинном смысле этого слова.

Большинство чеховских героев несут в себе некое христианское начало, которое различным образом подчеркивается автором. Это либо временные рамки, установленные Чеховым (Пасха, Рождество, Крещение и т.д.) и соотнесенные с церковным календарем, либо присутствие персонажа из "духовного сословия". Это может быть описание деталей, так или иначе привлекающих наше внимание и соотносимых нами с религиозностью.

1 Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе// Русская литература №1 2001.-С. 117.

Так в рассказе "Дом с мезонином" в описание деталей, очаровывающих художника, включается колокольня, "на которой горел крест, отражая в себе заходящее солнце". Этот же образ появляется в "Красавицах", когда автор сравнивает ощущение от красоты с ощущением людей, наблюдающих небесное зарево, блестящее "в церковном кресте". Таких примеров можно привести много.

Наконец, это могут быть непосредственные мысли персонажей о вечных вопросах человечества: что есть добро и зло, в чем смысл жизни и другие, освещенные Чеховым с позиций православного христианства. Так же хочется отметить, что внешняя культовая атрибутика и религиозная символика во всех рассказах лишь подчеркивает внутреннюю суть духовных переживаний героев, составляющих ту самую живую, настоящую веру.

Выше мы отметили те общие моменты, на которые обратили внимание при подведении итогов работы. Что же касается частных выводов, то они следующие.

Обращая внимание на некоторые аспекты биографии Чехова в первом параграфе нашей работы, пришли к выводу, что христианская культура органично вошла в чеховскую жизнь. Многие черты чеховского характера в своей основе предопределены христианской моралью. Несмотря на то, что Чехов иногда называл себя атеистом, на протяжении всей своей жизни он проявлял живую, сердечную веру. Больше всего это видно из отношения Чехова к людям, как родным и близким, так и совсем не знакомым. Жизнь Антона Павловича была исполнена добра, порядочности, сердечности и милосердия.

Внимательно изучив записные книжки Чехова 1891 - 1904 годов, мы пришли к выводу, что большое количество разнообразных высказываний по данному вопросу позволяет говорить не только о возможности обсуждения этой темы, но и о ее актуальности.

В письмах же, как и в записных книжках, нет однозначного решения поставленного вопроса. Однако в них чувствуются органично вошедшие в чеховское мировоззрение православно-христианские ценности. Так же хочется отметить, что в своих письмах автор использует, как любой православный человек, церковный календарь для обозначения тех или иных дат. Чаще всего в чеховских письмах упоминается Пасха, светлый праздник Воскресения Христова.

Исследуя художественный метод Чехова, мы пришли к выводу, что писатель в своем творчестве тоже опирается на христианские ценности. Стремление автора к предельной объективности, выраженное прежде всего в так называемых "открытых финалах", на наш взгляд, зависит во многом от православного виденья мира. Все эти нерешенные, но поставленные вопросы, желание сделать читателя соавтором, который додумает текст сам, соизмеримо со своей совестью - есть не что иное, как постоянное и неукоснительное следование одной из заповедей Божьих, так глубоко усвоенных писателем еще в детстве и не ушедших по истечении времени. Этому был посвящен второй параграф первой главы. Так же в этом параграфе мы выяснили, что одним из распространенных жанров является жанр притчи, который берет свое начало в Книге Книг - Библии. В работе была выявлена притчевая структура таких произведений Чехова, как "Без заглавия", "Пари", "Рассказ старшего садовника". Так же достаточно широко представлен в творчестве Чехова жанр святочного рассказа, который, безусловно, опирается на моральные нормы, установленные христианством. Проанализировав типичные для писателя жанры (притчу и святочный / рождественский рассказ), можно сказать, что творчество автора близко к православному видению мира. Однако мы не можем представить Чехова как "проповедника", поскольку проповедь подразумевает вывод, автор же, как мы уже говорили, избегает окончательных приговоров, полагаясь на совесть читателя, что не противоречит христианскому сознанию.

168

Вся вторая глава посвящена такой составной части христианского мировоззрения, как понятие греховности человека и связанные с ним феномен отчужденности и психологию страха. В первом параграфе данной главы мы рассмотрели основные аспекты этого понятия и выявили критерии оценки понятий духовность и бездуховность в художественном мире писателя. В результате анализа текстов можно увидеть, что такими критериями могут являться следующие.

1. Необразованность, душевная ущербность, зачастую выражающая бездуховность персонажей.

2. Отчуждение от людей, природы, Бога приводит к отречению от собственной души, от всех лучших качеств, заложенных в человеке Богом. И как следствие - постоянное чувство страха, ощущение бессмысленности жизни.

3. Пошлость в характеристиках героев является своеобразным показателем бездуховности.

4. Склонность человека ко лжи - еще один показатель бездуховности.

5. Такое чувство как любовь в чеховских произведениях является меркой, с помощью которой мы можем распознать, насколько человек духовен. Как правило, люди бездуховные, не способные изменяться к лучшему, не достойны настоящей, чистой любви. Хочется отметить, что в более поздних произведениях автора с этой тематикой все чаще встречается мотив чистой, светлой любви; любви, пробуждающей в человеке все лучшее, все то, что будет способствовать нравственному перерождению человека.

6. Красота - еще один критерий. Мы наблюдаем отсутствие красоты в жизни людей бездуховных. Их окружает грязь, безвкусица, пошлость.

Во втором параграфе второй главы, не претендуя на детальную разработку темы греха, мы дали краткий анализ некоторых произведений, пытаясь показать, насколько разнообразны пороки человека в художественном мире Чехова. В результате пришли к выводу, что в произведениях писателя любого периода его

169 творчества речь идет не о конкретных пороках, но о человеческом грехопадении и о возможности преодоления своей греховной сути, а значит о Воскресении.

В третьей главе, которая называется "Нравственные искания персонажей рассказов и повестей А.П. Чехова", рассмотрены некоторые вопросы, связанные с евангельской тематикой. Главенствующая тема в творчестве писателя - мотив Воскресения, на который уже обращалось внимание при анализе писем автора. В первом параграфе этой главы для анализа предложены рассказы, где основной темой является тема поиска смысла жизни. Эта тема Чеховым дана не всегда на примере исканий религиозного характера, но всегда как поиски, соизмеримые с христианскими православными ценностями. При чтении произведений писателя очень часто возникает ощущение того, что все эти ищущие, колеблющиеся и сомневающиеся люди пойдут все же на дорогу веры.

Как уже было отмечено, основным мотивом в чеховских текстах позднего периода является тема Воскресения; развив это предположение, находим подтверждение, анализируя во втором параграфе такие произведения, как "Студент", "Архиерей", "Дуэль", "Дама с собачкой", "Палата №6". В процессе текстологического анализа пришли к заключению, что в чеховском мире стремление к нравственному росту - это то, что можно назвать характеристикой понятия Жизнь. Жизнь, по Чехову, - это непрерывное движение к постижению истины через преодоление как физических трудностей, так и душевных мучений. В своих произведениях, на наш взгляд, автор показал мучительный и сложный процесс духовно-нравственного преображения человека. Таковы частные выводы по диссертации.

Что же касается общих выводов по теме работы, то они следующие. Личность - общество - Бог, сиюминутное личное и общечеловеческое вечное, смысл и цель существования личности - вот некоторые из вопросов, к которым через многочисленные ассоциации, связанные с православным видением мира, настойчиво направляет читателя Чехов.

170

Д. Мережковский в статье "Грядущий Хам" пишет о том, что "существуют многие противоположные, не только положительные, но и отрицательные пути к Богу. Богоборчество Иакова, ропот Иова, неверие Фомы - все это подлинные пути к Богу"1. Во многих чеховских произведениях мы увидели подобное освещение проблемы. Любой человек причастен Божественной сущности непосредственно, независимо от своих талантов, способностей, общественного положения и других факторов.

Чехов заставляет читателя увидеть в бытовом, житейском - вечное. Многие персонажи писателя являются носителями религиозного сознания, и автор объективно воспроизводит их точку зрения. Есть в чеховском повествовании герои другого склада характера. Это вполне мирские люди, которые проживают свою жизнь вне рамок религиозного опыта, но это лишь на первый взгляд. В их судьбах все равно отражена проблематика Священного Писания, воспроизведены какие-либо евангельские события, правда перенесены они Чеховым на почву событий и проблем XIX века.

По замечанию А.С. Собенникова, "в Новом Завете Чехова интересует та сторона христианского учения, которая помогает человеку ориентироваться в мире, строить и осознавать взаимоотношения между людьми, искать сокровенный смысл жизни"2.

Целью творчества А.П. Чехова является освобождение человека из плена пошлости, бездуховности, смерти, которая понимается прежде всего, как смерть духовная.

Автор, изображая героев "на пороге" новой жизни, или, напротив, отступающими в сторону, ставил на самом деле вопросы глубоко мировоззренческие, имеющие, на наш взгляд, вполне определенный православный характер.

1 Мережковский Д. Больная Россия. - Л.,1991. - С. 38.

2 Собенников А.С. Между "есть Бог" и "нет Бога". (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). - Изд-во Иркутского ун-та, 1997. - С. 159.

171

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Абрашова, Елена Александровна, 2004 год

1. Библия. М.: Российское библейское общество, 1999. - 1114с.

2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М. 1976. Литература о Чехове (книги):

3. Бердников Г.П. Чехов. -М.: Молодая гвардия, 1978. -512с.

4. Гвоздей. Меж двух миров: некоторые аспекты чеховского реализма. Монография, издательство астраханского пед. ун-та, 1999. 127с.

5. Гейдеко В.А. Чехов и Бунин. М., 1976г.

6. Громов М. П. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1993. - 394с.

7. Гурвич Проза Чехова (человек и действительность). М.: Художественная литература, 1970. - 182с.

8. Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. М.: Диалог - МГУ, 1998. - 205с.

9. Калениченко О.Н. Малая проза Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и писателей рубежа веков (новелла, святочный рассказ, притча): Учебное пособие по спуцкурсу. Волгоград: Перемена, 1997. - 102с.

10. Камянов В. Время против безвременья. М., 1989. - 384с.

11. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

12. Линков В.Л. Скептицизм и вера Чехова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1995.-80с.

13. Мелиховский летописец: Дневник Павла Егоровича Чехова. / Сост. Кузичева А.П., Сахарова Е.М. М.: Наука, 1995. - 267с.

14. Николаева С.Ю.Чехов и древнерусская культура. Монография, Тверь, 2000.-168с.

15. Паперный 3. Записные книжки Чехова. М., 1976г.

16. Полоцкая Э.А. О поэтике Чехова. М.: Наследие, 2000. - 240с.

17. Собенников А.С. "Между "есть Бог" и "нет Бога"." (о религиозно -философских традициях в творчестве А.П. Чехова). Монография, Изд-во Иркутского ун-та, 1997. 222с.

18. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Ленинград, 1987г.

19. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880 начале 1890х г. -М., 2002. - 366с.

20. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. - 133с.

21. Литература о Чехове (сборники, статьи):

22. Альми И.Л. О новелле Чехова "Архиерей"// Метод, стиль, поэтика русской литературы 20 века. Владимир, 1977. - Вып. 2.

23. В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

24. Грачева И.В. Язык ассоциаций в творчестве А.П. Чехова // Русская речь. -2001.-№1.

25. Джексон Р.Л. "Человек живет для ушедших и грядущих": о рассказе Чехова "Студент" // Вопросы литературы. 1991. - №8.

26. Захарова В.Т. Личность священнослужителя в художественном восприятии А.П. Чехова ("Архиерей") и Б. Зайцева ("Река времени") // Православие и проблемы воспитания: Материалы 7-х Рождественских православно-философских чтений. Н.Новгород, 2000г.

27. Капустин Н.В. "Земля" и "небо" в рассказе Чехова "Архиерей" // Филологические науки. 1999. - №2.

28. Катаев В.Б. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть "Дуэль") // Русская литература XIX в. и Христианство. МГУ, 1997г.

29. Кулешов В.И. Реализм Чехова в соотношении с натурализмом и символизмом в русской литературе к. XIX начала XX вв. // Чеховские чтения в Ялте. - М., 1973.

30. Лакшин В.Я. О "Символе веры" Чехова // Лакшин В.Я. Берега культуры. -М., 1994.

31. Митрополит Вениамин (Федченков) А.П. Чехов // Духовный собеседник. Православный альманах. Самара, 2000. - №4(24).

32. Молодые исследователи Чехова. М., 1993г.

33. Прудникова М. Евангельские мотивы в прозе А.П. Чехова 1887 1890 гг. // Святые Кирилл и Мефодий: Сборник. Русская Правосл. Церковь. КГУ, Калининград: Изд-полигр. объединение, 1996. - Вып.1, 52с.

34. Седегов В.Д. Рассказ А.П. Чехова "Архиерей" (о поэтике и авторском замысле) // Творчество Чехова (поэтика, истоки, влияние), Межвузовский сборник научных трудов. Таганрог, 2000. - 216с.

35. Собенников А.С. А.П. Чехов и Д.С. Мережковский (к проблеме религиозного символа) // Чеховские чтения в Ялте: взгляд из 80-х. М., 1990г.

36. Среди великих: Литературные встречи (Сост., предисл., коммент. М.М. Одесской). М., Российский гуманитарный ун-т. - 2001. - 445с.

37. Чехов в воспоминаниях современников. Госуд. изд-во худ. лит-ры, 1960. -833с.

38. Чехов и его время. М., 1977г.

39. Чехов и его среда. Сб. под редакцией Бельчикова Н.Ф. Л., 1930г.

40. Чехов и Лев Толстой, М.: Акад. наук СССР. Инст-т мир. л-ры им. Горького, Наука, 1980. 327с.

41. Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. -393с.

42. Чеховские чтения в Ялте: Чехов и 20в. М., 1997. - Вып. 9.

43. Чеховский сборник. Найденные статьи и письма. Воспоминания, критика, библиография. М., 1929г.

44. Литература о Чехове (дореволюционная критика):

45. АльбовВ. О Чехове //Мир Божий. 1903.-№1.-С.90.

46. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.:Республика, 1994.-415с.

47. Меньшиков М.О. Критические очерки: В 2т. Спб. 1899 - 1902 г.

48. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л. (История российской культуры), 1991.-272с.

49. Протопопов Жертва безвременья (Повести г. А. Чехова) // Русская мысль. -М.-Пг. 1892. - кн. 6.

50. Скабичевский A.M. Сочинения: В 2 т. Спб. 1895г.

51. Степанов М.М. Религия Чехова. Саратов, 1913г.

52. Шестов Л. Творчество из ничего (А.П. Чехов). /Вырезка из: Сб. Лев Шестов: Начала и концы. Пб, 1909.

53. Щукин С.Н. Из воспоминаний об А.П. Чехове //Русская мысль 1911. кн. Ю.-М-Пг.

54. Энциклопедические издания:

55. Андреева В. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

56. Библейская энциклопедия.-М., 1995.-352с.

57. Коринфский Народная Русь. М.: Московский рабочий, 1995. - 553с.

58. Краткая литературная энциклопедия. / Ред. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1971.-Т.6.

59. Литературное наследие. Т.68 (Чехов). - М., 1960г.

60. Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1999 г.

61. Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980.

62. Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. - 816с.

63. Литература общей направленности:

64. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 610с.

65. Булгаков С. Сочинения: В 2т. М.: Наука, 1993. - Т.2. - 751с.

66. Дунаев М.М. Православие и русская литература, ч.4. М.: Христианская литература, 1998. - 720с.

67. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.-287с.

68. Есаулов И.А. Христианское основание русской литературы: соборность // Литературная учеба. 1998. - №1.

69. Забияко А. Антиномии русского сознания: святое и падшее // Литературная учеба. 1998. -№3.

70. Закон Божий. Для семьи и школы. /Сост. Протоиерей Серафим Слободской. Репринтное издание. Ульяновск, 1997. -723с.

71. Иванов П. Тайна святых: введение в апокалипсис. М., 1993.

72. Ильин И.А. Собрание сочинений: В1 От., Т.6 ч.2. 1996. - 668с.

73. Литература и религия: проблемы взаимодействия в общекультурном контексте: Сб. научных статей, Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 1999. -168с.

74. Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. 2001. - №1.

75. Митрополит Иоанн (Снычев) Проповеди о человеческом грехе и его сущности. Самара, 1997. - 318с.

76. Основы нравственности. (Учебное пособие для школьников и студентов). -М., 2000.-456с.

77. Панченко A.M. О русской истории и культуре. Спб.: Азбука, 2000. - 464с.

78. Православие на рубеже тысячелетий: сборник статей. Чита: Поиск, 2001. -184с.

79. Проблемы изучения русской и зарубежной литературы. (Сб. научных статей). Таганрог, Вып.1, 1999. - 144с.

80. Рассел Д.Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции. -СПБ, 2001.-320с.

81. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов (М.Г. Писманник, А.В. Вертинский, С.П. Демьяненко и др.). М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430с.

82. Розанов В.В. Сочинения. М., 1990г.

83. Розов А.Н. Заметки о церковной критике второй половины XIX начала XX века (образ священника в русской литературе) // Русская литература. -2001.-№4.

84. Серяков M.JI. "Голубиная книга". Священное сказание русского народа, М.: Алетейя, 2001. 664с.

85. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX -XX веков. М.: Наследие, 2000.

86. Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. М., 1991. - 75с. Печатается по изданию: Проф. А.А. Царевский. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. - Казань. 1898г.

87. Чаша жизни. Святые отцы о Таинстве Причащения. М. 1999. - 94с.

88. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М.: Республика, 1999. - 495с.

89. Экономцев И.Н. (игумен Иоанн) Православие, Византия, Россия. М.: Христианская литература, 1992.-233с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.