Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: опыт обоснования концепции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.05, кандидат искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна

  • Майстровская, Мария Терентьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1987, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.05
  • Количество страниц 203
Майстровская, Мария Терентьевна. Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: опыт обоснования концепции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.05 - Декоративное и прикладное искусство. Москва. 1987. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна

ВВЕДЕНИЕ.3-Ю

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКСПОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЭКСПОЗИЦИЙ . . . . II

§ I. Начальный этап формирования экспонирования произведений искусств (музеи до пер.пол. XIX в.).11

§ 2. Формирование музейных экспозиций втор.пол. XIX - нач. XX в.23

§ 3. Экспозиционный поиск отечественных музеев советского периода (I9I7-I96G гг.) . 28

§ 4. Экспозиционный поиск зарубежных музеев пер.пол. XX в.) .33

§ 5. Современное состояние экспозиционной деятельности отечественных и зарубежных музеев (I96Q-I986 гг.) . 41

ВЫВОДЫ.53

ГЛАВА П. ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ СРЕДЫ МУЗЕЕВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИСКУССТВ

§ I. Основные факторы формирования экспозиционной среды художественных музеев а) типология музеев .56б) архитектурная структура .57в) экспозиционная структура . 59г) экспонатура художественных музеев . 62

§ 2. Специфика экспозиционной среды музеев художественного профиля

I а) специфика экспонирования художественных произведений . 66б) основные компоненты организации экспозиционной среды (архитектура, оборудование и оснащение, свет, цвет, ABC и др.).68

§ 3. Функции экспозиционного оборудования художественных музеев а) утилитарная .71б) архитектурно-художественная . 78

ВЫВОДЫ. 89

ГЛАВА Ш. СОВРЕМЕННОЕ ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК.

§ I. Характеристика экспозиционного оборудования б зависимости от специфики экспонатов и приемов их экспонирования . 91

§ 2. Основные виды оборудования экспозиций художественного профиля а) оборудование для плоскостного экспонирования .95б) оборудование для объемного экспонирования .IGI-II в) пространственные универсальные системы экспонирования .II8-I

§ 3. Дополнительные типы экспозиционного оборудования .128

ВЫВОДЫ. . 136

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Декоративное и прикладное искусство», 17.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: опыт обоснования концепции»

В решениях ХХУП съезда КПСС и принятой новой Программе партии I важное место заняли вопросы эстетического и нравственного воспитания трудящихся. В выполнении этих задач особая роль принадлежит отечественным музеям и в частности художественным.

Статус, задачи и функции музея неизменно меняются в соответствии с возрастающими социально-культурными запросами общества. В современных условиях музеи рассматриваются:

- как центры идейно-воспитательной работы, в своей многообразной деятельности обращенные к самым широким слоям населения;

- как крупнейшие научно-исследовательские и информационные центры, хранящие в фондах и экспозициях коллекции произведений культуры и искусства, осуществляющие функции собирательства, учета и реставрации культурного фонда нации;

- как научно-исследовательские и культурно-просветительные центры, использующие для этих целей свои фонды - первоисточники художественного и эстетического познания - для расширения круга задач образования и просвещения.

Современные требования, предъявляемые к музею и его архитектурно-художественной организации, чрезвычайно сложны. Это прежде всего относится к совершенствованию его экспозиций, посредством которых музей осуществляет свои основные функции образования и воспитания. Новый подход к решению экспозиций основывается на создании единого целостного эмоционально-образного художественного ансамбля, осмысляет его как художественное произведение в области экспозиционного дизайна.

Между тем тенденции построения современной экспозиции находятся в стадии становления, поисков теоретического осмысления на основе искусствознания. Из практики оформительского искусства интерес предл f 'V ставляет положение, высказанное одним из ведущих художников экспозиции К.И•Рождественским: "Теоретическая и научная мысль еще не включила в круг своих проблем оформительское искусство. Имеются лишь разрозненные соображения, догадки. Художники работают опираясь, как правило, на интуицию. На современном этапе интуиция должна опираться на научное знание в решении художественно-оформительских^адач" /135/. Решение этих проблем не терпит отлагательства. И одним из основных вопросов, встающих при создании современных музейных экспозиций, являются проблемы архитектурно-художественной организации экспозиционной среды и выявления роли одного из основных ее компонентов - экспозиционного оборудования, рассматриваемого во всем многообразии его многофункциональной структуры*). Этим обуславливается актуальность и своевременность данного исследования.

Термин "художественные музеи"^, применяемый нами в тексте, предполагает рассмотрение лишь музеев изобразительных и прикладных искусств, картинных галерей, музеев народного искусства, оставляя за границами исследования остальные музеи профиля - музеи-дворцы, музеи-усадьбы, мемориально-художественные (дома-музеи, мастерские-музеи), историко-художественные и прочие искусствоведческие (уникальные му-\зеи-памятники), ввиду их специфической самостоятельности.

В данном исследовании ставятся следующие цели и задачи; - Выявление взаимосвязи экспозиционной среды., и.музейногооборудования в теории и практике экспонирования художественных произведений - в историческом аспекте и на современном этапе.

- Выявление основных видов и типов экспозиционного оборудования художественных экспозиций в развитии их функций, формообразования, конструкций и стилистики.

1) В работе не даются разграничения между принципами создания постоянных экспозиций и временных выставок ввиду выявления общих тенденций их формирования.

2) Термин "художественные музеи" принят в соответствии с официальной статистиков ГЙВЦ ЙК РСФСР

- Выявление взаимосвязи основных принципов экспонирования художественных произведений с организацией экспозиций и оборудования.

- Выявление основных факторов формирования экспозиционного оборудования экспозиций искусств.

- Исследование взаимосвязи в логической цепи - архитектуры-экспозиции-экспоната-оборудования.

- Исследование функций экспозиционного оборудования современных экспозиций художественного профиля.

- Определение типов экспозиционного оборудования и их характеристик в зависимости от различных видов экспонирования, а также и от архитектуры помещения экспозиции.

Проведение исследования о тенденциях и художественно-композиционных основах формирования музейного оборудования осложнялось тем, что на данном этапе нет целостной научной теории экспонирования, нет обобщающих исследований по истории и теории музейной экспозиции (в том числе художественной); нет основ современного состояния художественной экспозиции и т.д. Все это весьма осложняло работу по исследованию многофункциональных аспектов музейного оборудования. В связи с этим встали и трудности вычленения из общих проблем экспозиции непосредственно вопросов, связанных с оборудованием. Возникала необходимость прибегнуть к анализу материалов из областей, непосредственно не относящихся к музейному оборудованию, но помогающих выявлению многих аспектов проблемы. Таким образом была сделана попытка разработки основ взаимосвязи экспозиции и оборудования» архитектуры и оборудования, что явилось важным в методике анализа.

В исследовании нами принято рабочее определение экспозиционного оборудования, которое сводится к следующему: оборудованием является весь комплекс конструктивно-структурных элементов и приспособлений экспозиции, осуществляющий конструктивно-пространственную организацию экспозиции, обеспечивающий сохранность и фиксацию экспоната в любой точке экспозиционного пространства и композиционной организации, несущий определенные художественно-символические черты или образ экспозиции.

Экспозиция рассматривается нами, как многофункциональный и разнообразный комплекс, одним из основных принципов которого является построение визуальной взаимосвязи экспонатов, т,е» экспозиционного контекста, который формирует ее и обладает своим собственным (автономным) образом.

В работе приведены данные из истории экспонирования и теории музееведения, организации экспозиций и архитектуры музеев - все то, что непосредственно влияет на формирование оборудования экспозиций искусств.

Однако в виду жесткого объема работы, эти проблемы затронуты лишь в тех аспектах, которые необходимы для выявления и характеристики основного объекта исследования - музейного оборудования и не претендуют на полноту раскрытия.

Материалы этого исследования дают краткую историю развития и становления музейной экспозиции художественного профиля, с наибольшим акцентированием и анализом экспозиционного оборудования его видов, типов, статуса в общем комплексе экспозиции, а также взаимосвязей с приемами экспонирования, и архитектурой музейных зданий, в контексте общего развития теории и практики музееведения и основных стилистических изменений в художественном процессе.

Комплекс проблем, связанных с тематикой диссертации, и в первую очередь с вопросами экспозиционного оборудования всегда относился к важнейшим вопросам теории и практики музейного дела.

В настоящее время имеется ряд теоретических работ, посвященных архитектурно-художественным проблемам экспозиций современных музеев и выставок. Однако теоретическое музееведение не располагает широким кругом специальных исследований в области архитектурно-художественных решений экспозиций и оформительского искусства. В сфере теоретического искусствознания вопросы музейной экспозиции также не нашли еще своего места. Конкретно вопросы создания музейного оборудования, и в частности экспозиционного, остаются менее всего изученными. Не разработаны вопросы связи оборудования с тематикой экспонирования, характером и типом экспонатуры, стилистической связи с интерьером и функционирования в качестве художественного объекта.

Наиболее значимыми работами в данной области являются: "Художественное оформление музеев", М., 1965 (НИИ музееведения), "Музейная эстетика и архитектура музеев", М., 1972 (НИИ культуры) под редакцией А.И.Михайловской. "Искусство музейной экспозиции", М., 1977 и М., 1982 (НИИ культуры). "Искусство современной экспозиции. Выставки. Музеи", М«, 1966 (НИИ теории и истории изобразительного искусства АХ СССР) под редакцией В.П.Толстого и Н.В.Воронова.

Однако вопросы, связанные с выявлением художественно-композиционных основ формирования экспозиционного оборудования музеев, в этих работах или не ставились вовсе или рассмотрены фрагментарно как частные в контексте с другими. Сборники в основном посвящены вопросам художественной организации экспозиций исторических музеев в плане теоретической и содержательной их сторон. Большинство статей рассматривают частные вопросы создания той или иной музейной экспозиции.

Вопросам технического оснащения музеев было уделено место в исследовании А.И.Михайловской "Музейная экспозиция" (Организация и техника). М., 1964. Это: "Экспозиционное оборудование музеев", М., 1966, авторы А.Аветиков, Б.Мастеров. "Сборно-разборное оборудование для передвижных музейных фондов", М., 1972, авторы Киселев В.В., Мастеров Б.Д. "Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев", М., 1985.

В работе Длугача В.В. и Зайцевой Т.И. "Современное музейное оборудование", М., 1980, делается попытка определения требований, предъявляемых к современному музейному оборудованию (экспозиционному, фондовому, передвижному) в плане создания необходимых условий сохранности экспонатов, поддержания температурно-влажностного режима, охраны от физических и механических воздействий.

Интерес представляют работы В.В.Ревякина "Художественные музеи", М., 1974 и "Краеведческие музеи", М., 1983, где наряду с обзорами современной практики архитектуры новых музейных зданий освещаются также и некоторые вопросы экспозиционного оборудования музеев.

Для исследования нами был привлечен материал, рассматривающий проблемы и опыт создания выставочных экспозиций. Эти вопросы наиболее разработаны и представлены рядом монографий, авторы которых являются крупными советскими художниками и искусствоведами: "Ансамбль и экспозиция" К.И.Рождественского, Л., I97G, "Искусство Советского выставочного ансамбля" Н.Рязанцева, М,, 1976, "Художественное проектирование экспозиций" Р.Р.Кликса, М., 1970, "Художник в дизайне" Е.А.Роземблю-ма, М#, 1974. Но выставочная деятельность несмотря на некоторую общность с проблематикой музеев все же значительно отличается от их современной экспозиционной деятельности, особенно в экспонировании произведений искусства.

Для изучения истории развития экспонирования художественных произведений в России большой интерес представляют работы А.Н.Воронихи-ной "Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века", М., 1983, "Эрмитаж. История и архитектура зданий" Пилявского В.И. и Левинсонна-Лессинга В.Г., Л., 1974, "Музейная мебель и ее оборудование" (Музейное дело Вып. П. Гос. Русский музей) Миллера А.А. "Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории I856-I9I7 гг.", Л., 1981 и т.д.

Проблемы музейной экспозиции освещаются и на страницах периодических изданий, в том числе специальных журналов отрасли - Музеум (ЮНЕСКО), Музей, Художественные собрания СССР, Советский музей, а также Декоративное искусство СССР, Творчество, Художник и т.д.

Из трудов зарубежны^ авторов наибольшее значение имеют монографии: Jblk. „Musei" M^Qno, 19€£- в roan /У, „Мю-t Mvseen "Siait^tt,

4965; Bozzi, ВггЫпЛо, BctditU „ Musti" Н^апо, Ktous F.„Exkikt^M. и других. В одной из последних книг „ Bu^cfin^s fct " (США) дан обзор архитектуры и экспозиций музеев Америки и Европы, построенных за последние годы (60-80 гг.).

Отдельные материалы по архитектуре музеев, экспозиций и экспозиционному оборудованию публикуются в зарубежной периодической печати, в журналах, посвященных проблемам музееведения, архитектуры, прикладного искусства, дизайна и т.д.

Однако они посвящены отдельным экспозициям и примерам, не ставя своей целью обобщение опыта формирования основ экспозиционного оборудования, создания современной экспозиции и ее оснащения. Все сказанное подчеркивает актуальность и значение данного исследования для дальнейшего развития и совершенствования искусства музейной экспозиции, повышения ее художественного, качественного уровня.

Структура диссертационной работы:

Диссертация состоит из трех глав, посвященных вопросам:

- истории и становления художественной экспозиции, ее организации и оборудования;

- современных факторов, формирующих экспозиционное оборудование музеев и влияющих на его утилитарные и художественные функции;

- классификационной структуры современного экспозиционного оборудования;

- заключения, библиографии, приложения и графической части работы.

Следует также отметить, что работа в основном построена на анализе деятельности (создания и проектирования) отечественных музеев изобразительных и прикладных искусств, различных по своему характеру, статусу, размерам, архитектурной ситуации, экспонатуре и т.д. Для более полного представления возможности и границ архитектурно-художественных решений музейных экспозиций был привлечен выборочно и опыт зарубежных музеев, который в значительной мере расширил круг примеров и рассматриваемых проблем современной музейной экспозиции художественного профиля.

Материалы по анализу современных отечественных художественных экспозиций в основном собраны автором при натурных обследованиях музеев, в зарисовках, обмерах экспозиционного оборудования и фотофиксациях.

Ввиду большого объема собранного и проанализированного материала, практически все конкретные примеры, описания и анализ экспозиций и экспозиционного оборудования были вынесены в приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Декоративное и прикладное искусство», 17.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Декоративное и прикладное искусство», Майстровская, Мария Терентьевна

Выводы по Ш главе

Основываясь на проведенном анализе конкретных видов экспозиционного оборудования современных музейных экспозиций, можно сделать следующие выгоды:

- Основными изначальными элементами оборудования являются плоскость. опора, объем, различные комбинации, которых дают многочисленные варианты типов экспозиционных форм оборудования.

- Основными приемами экспонирования являются: а) плоскостное, б) объемное, в) пространственное.

- Для плоскостного экспонирования основная группа оборудования представлена стендами (всех видов и конструкций), обеспечивающими плоскости в нужном экспозиционном пространстве. Они подразделяются по - конструкции, мобильности или стационарности; принципам установки в интерьере; габаритам, форме, материалам изготовления, отделке и т.д. Перечисленные виды оборудования используются для создания специальной объемно-планировочной структуры и экспозиционной среды.

- Оборудования для объемного экспонирования представляет собой обширную группу разнообразных типов выгородок, объемов, витрин разных конструкций, форм, габаритов, материалов и отделки, создающих различную степень изоляции экспонатов. Главным функциональным качеством этого оборудования является обеспечение сохранности экспонатов путем ограждения их в специальном объеме, а также в целях акцентирования внимания на художественной значимости предметов.

- Анализ типов оборудования по степени сохранности экспонатов

I) Подробно рассмотреть данные проблемы экспозиционного оборудования не представляется возможным ввиду их сугубо технического содержания. дает ряд примеров, основанных на различных приемах экспонирования: открытое; ограждения (условное, частичное, сложное); закрытое экспонирование, предполагает различные степени изоляции в витринах: а)витрины (А), осуществляющие защиту от вредоносных факторов (физических, механических, биологических); б) витрины (Б), обеспечивающие пыленепроницаемость; в) витрины (В) осуществляют герметизацию с обеспечением высоких хранительских режимов; г) витрины (Г) с повышенными мерами охраны; д) кладовые - специальные типы оборудования, со сверхразвитыми системами мер защиты экспонатов от окружающей среды и возможных хищений; е) уникальные виды оборудования - с заполнением инертным газом.

Анализ оборудования для объемного экспонирования показал многообразие возможных его форм и характеристик.

- Оборудование для пространственного экспонирования - включает два вида: оборудование, предназначенное для открытого экспонирования объемных экспонатов (группа подиумов); пространственные универсальные системы, которые создаются по принципу выставочных систем (каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые и т.д.).

- Помимо основных типов в арсенал экспозиционного оборудования входят дополнительные, а именно: а) динамические средства показа; б) оборудования "скрытого плана"; в) трансформирующееся; г) архитектурные элементы экспозиции, а также элементы оснащения, системы которых строятся на подобие основных типов оборудования и художественно-конструктивного единства с ним.

- Все более широкое применение получают конструкции типа унифицированных наборов и пространственных систем, т.к. отвечают основным принципам развития в функциональной системе современного музея. Это становится закономерной тенденцией современного экспозиционного дизайна.

- Переход от единичных традиционных типов оборудования к комплексам и системам (к наборам элементов) обусловлен, с одной стороны, общими стилистическими тенденциями в интерьерном дизайне, с другой -осмыслением экспозиционной структуры, как разновременной системы элементов, а также требованиями к качеству оборудования (в плане культурной категории). Именно такие виды рассчитаны на изготовление в условиях промышленного производства и технологии. Они отвечают современньш требованиям и тенденции размывания границ между постоянной и временной экспозициями.

С одной стороны это обуславливает применение таких систем исходя из изменений в структуре музея и дизайна интерьера. С другой - заложенными в самом экспозиционном оборудовании возможностями такого изменения, развития его видов и типов, которые удалось выявить с помощью примененного метода исследования "рядов*1 развития.

- Существенным моментом в предложенном принципе "рядов" является наглядное представление о развитии какого-либо "ряда" оборудования, постепенное перетекание его (или перерастание) в другой вид (например, плавного перетекания формы по пути незначительного изменения одного или нескольких основных параметров по вертикали или горизонтали).

Вывод о перетекании форм оборудования обосновывает принципы решения его в форме гибких экспозиционных систем. Это является теоретическим обоснованием данных видов, построенных на композиционном единстве формообразования и органической взаимосвязи всех его элементов. Выводы обуславливают переход к проектированию и созданию гибких универсальных, унифицированных, модульных, функционально-разнообразных и художественно-выразительных форм экспозиционного оборудования.

- Однако следует признать полноправное существование и использование в экспозициях музеев всех типов и видов оборудования, которое в каждом конкретном случае будет продиктовано многочисленными требованиями, а также поставленными задачами создателей экспозиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать обобщающие выводы по диссертации:

В процессе сыены господствующих социальных и общественных взглядов и связанной с этим сменой ценностных ориентиров культуры совершается долгий и сложный процесс развития и становления музея как историко-культурного феномена. От т.н. "прамузея" - хранилища ритуальных предметов - за долгий путь развития музей становится многофункциональным институтом с присущими ему собственными закономерностями развития, собственной ролью в процессе культурной и идеологической жизни современного общества. Художественные музеи из хранилища произведений искусств, "кунсткамер", дворцовых коллекций, превращаются в современные крупные центры и комплексы с обширной программой деятельности.

В процессе развития архитектурно-художественных аспектов формирования и организации экспозиционной среды художественных музеев, отчетливо выявляются трансформирующиеся соотношения архитектуры здания. художественных коллекций (экспонирования) и музейного оборудования. Наиболее важными, на наш взгляд, в развитии музеев искусств являются три основные этапы их архитектурно-художественного построения:

I этап - характеризуется архитектурным влиянием на организацию экспозиций и оборудования. Коллекции произведений искусств несут ярко выраженное декоративное назначение и размещаются в соответствии с архитектурой залов. Основными чертами этого этапа является создание гармоничного экспозиционного ансамбля при полном подчинении произведений искусств интерьеру, архитектуре с главенствующим "архитектурно-декоративным" типом экспонирования, в котором художественные произведения служат атрибутами убранства.

П этап - Начало научного изучения коллекций произведений искусств, их систематизация и популяризация приводят музей к тенденции главенствования роли экспоната в экспозиции, при стремлении к "нейтрализации" его окружения. В этот период архитектура и оборудование экспозиции в значительной степени отходят на задний план, представляя экспонату доминирующее положение. В экспозиционных принципах и приемах "академического" и "экспонатного" типа. Экспозиции свойственна разряженное ть и аскетичноеть.

Ш этап - Современный период характеризуется построением целостной гармоничной среды музея и экспозиции, в русле развития специфического жанра искусства музейной экспозиции, на основании ведущей роли - экспоната-подлинника произведения искусств, при участии всех компонентов экспозиции. Современная экспозиция художественного музея организуется в единстве смыслового концептуального архитектурно-художественного решения, учитывая как первооснову характер и специфику экспонатуры, архитектурной ситуации и реализации творческих замыслов создателей экспозиции.

Оборудование современных музеев при всем стремлении к разнообразию, индивидуальности и неповторимости подчиняется тенденции создания унифицированных, модульных гибких систем (в границе экспозиции), изготовленных из современных материалов и на основе промышленного производства, в контексте с общим архитектурно-художественным замыслом экспозиции.

В соответствии с общими тенденциями, проявляющимися в архитектуре современных музейных зданий, экспозиционное оборудование различается на: а) уникальное, специальные системы оборудования, созданные для конкретных коллекций с учетом их специфики, в контексте общего решения экспозиции; б) универсальное, унифицированные гибкие системы экспозиционного оборудования для музейных центров и выставочных зон; в) типовое готовое оборудование индустриального изготовления на основе широко разработанных номенклатурных программ.

На современном этапе музейная экспозиция утвердилась в качестве самостоятельного синтетического жанра художественного творчества.

Рассматривая комплекс факторов, влияющих на формирование современной музейной экспозиции, выявлены основные из них: а) типологические характеристики музеев изобразительных и прикладных искусств, их принципы, задачи и приемы экспонирования; б) художественная значимость, состав и специфические особенности коллекций; в) архитектурная ситуация (современное музейное здание, исторически сложившееся, универсальное, приспособленный памятник - архитектуры, истории и культуры), их стилистические, функциональные и объемно-пространственные характеристики; г) типологические характеристики экспозиции, т.е. экспозиция, рассчитанная на разные группы посетителей, а также постоянная, стационарная и временная (выставочная) и т.д.; д) принципы восприятия экспозиции посетителем - создание комфортной среды восприятия.

Все эти перечисленные данные являются активными факторами формирования современной гармоничной художественно-образной среды экспозиции, которая решается в контексте общего концептуального замысла ее создателей. Экспозиция проектируется с учетом эмоционального воздействия на зрителей, с использованием всего арсенала средств построения экспозиции. Среди них (архитектура, оборудование, свет, цвет и т.д.) экспозиционное оборудование занимает одно из ведущих мест и несет как утилитарные, так и архитектурно-художественные качества, которые характеризуют его как многоплановое и многофункциональное средство: а) экспозиционное оборудование способствует организации объемно-пространственной среды экспонирования; б) оборудование несет важную функцию гармонизации экспонатуры с архитектурным пространством экспозиции (с ее объемно-пространственной и стилистической характеристикой) и выступает в роли связующего звена мевду экспонатом - экспозицией в целом - архитектурой и посетителем; в) оборудование является средством создания индивидуальной, специфической среды экспоната; г) оно несет образный, художественно-выразительный контекст всего архитектурно-художественного решения экспозиции; д) оборудование в своей утилитарной функции призвано обеспечить расположение экспоната в любой точке экспозиционного пространства, удобной для его восприятия и охрану его от всех видов окружающего воздействия (химического, физического, биологического, эксплуатационного и т.д.)*

Таким образом, можно заключить, что оборудование является активным и полноценным компонентом в создании художественно-осмысленной образно-эмоциональной среды экспозиции, призванное в своей основной функции максимально обеспечить коммуникативный процесс между экспонатом, его исторической, культурной и художественной значимостью и зрителем экспозиции.

Принятые в исследовании основополагающие элементы развития формы экспозиционного оборудования - плоскость, объем, опора дали возможность представить систематизацию основного оборудования по типу экспонирования (плоскостное, объемное, пространственное), на основании чего была построена классификация его видов и типов: а) плоскостное экспонирование и виды оборудования, применяемые для него (различные стенды и т.д.); б) объемное экспонирование и оборудование представлено разнообразной группой экспозиционных зон и витрин (которые даны в основной систематизации по степени сохранности); в) пространственное экспонирование представляют две группы оборудования (системы подиумов и пространственных выставочных конструкций).

Помимо основных систем оборудования, в экспозициях находят свое применение дополнительные типы: I. а) динамические средства, б) оборудование "скрытого плана", в) трансформирующиеся средства, г) элементы архитектуры, приспосабливаемые для экспозиционных целей; 2. система "оснащения" для экспозиций и экспозиционных зон витрин: а) "оснащение" в пространстве экспозиции, б) системы "оснащения" внутри витрины.

Системы экспозиционного оснащения строятся соответственно основным видам оборудования и художественно-конструктивному единству с ним.

Развитие и распространение экспозиционных конструкций типа унифицированных систем и наборов является естественной и закономерной тенденцией в современном экспозиционном искусстве, т.к. отвечает основным принципам его развития в функциональной структуре современного музея.

Это выявлено анализом основных предпосылок, обусловленных с одной стороны: а) общими стилистическими тенденциями в интерьерном дизайне наших дней; б) осмыслением экспозиционной структуры как разновременной системы элементов; в) требованием к качеству изготовления экспозиционного оборудования (в плане культурной категории), т.к. именно такие типы оборудования рассчитаны на изготовление в условиях современной промышленной технологии; г) тенденцией размывания границ между постоянной и временной экспозицией.

С другой стороны - факторами, обуславливающими применение таких систем, которые заложены в самом экспозиционном оборудовании, в развитии его видов и типов, которое удалось выявить с помощью применения исследования "рядов" развития.

Существенным моментом в предложенном исследовании "рядов" является наглядное представление о развитии какого-нибудь "ряда" вида оборудования и постепенного перетекания его в другой тип оборудования, т.е. плавное перерастание формы по пути незначительного изменения одного или нескольких его основных параметров по вертикали или горизонтали.

Вывод о "перетекании" обосновывает принцип решения оборудования в форме гибких модульных экспозиционных систем, что является теоретическим подтверждением складывающихся видов оборудования, построенных на композиционном единстве формообразования и органической взаимосвязи всех его элементов.

Однако следует признать полноправным существование и специального уникального оборудования, которое в каждом конкретном случае будет учитывать весь арсенал требований к его художественно-композиционной основе и функциональным факторам в контексте поставленных творческих задач создателями экспозиционного ансамбля современного художественного музея.

В заключении необходимо отметить, что приведенная выше классификация оборудования для музеев художественного профиля и тенденции его развития, в основе своей предполагает возможность использования рассмотренных принципов и формообразования экспозиционного оборудования в самом широком смысле для музеев различных профилей (например, исто-рико-художественншс, литературных:, исторических и т.д.). Так как предложенная структура формирования оборудования обладает большой универсальностью и выходит за границы экспонирования художественных собраний.

В связи с развитием современного музейного дела проблема экспозиционного оборудования имеет важное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна, 1987 год

1. Программа КПСС. - М.: Политиздат, 1986.

2. Материалы ХХУП съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986.

3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983.

4. Демичев А. "ХХУ1 съезд КПСС и задачи культуры". // Коммунист,1981, № 8.

5. Алмазов Ю.А. Музейная экспозиция литературного творчества. -М., 1946.

6. Алпатов М. Музей и эстетическое воспитание. // Творчество, № 2, 1973.

7. Аксенова А.И. Музейная экспозиция в зданиях памятниках архитектуры. // Музейное дело в СССР . Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций краеведческих и исторических музеев. - М., 1983, с. I08-II2. (Сб.науч.тр. / ЦМР).

8. Антонов Д. А. Способы увеличения экспозиционной площади. (Методика и техника оформления экспозиций.) М., 194I.

9. Антонова И.А. Храм, форум, хранилище, научный центр.ЛНузей

10. Художественные собрания СССР. М.: Советский художник,1982, с. 7-14.

11. ДО. Арзуманян В.А. На основе национальной культуры. // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования краеведческих и исторических музеев. М.,1983, с. 82-85. (Сб.науч.тр. / ЦМР).

12. Афанасьев К.Н. О строящемся здании Государственной картинной галереи СССР. // Архитектура СССР, 1974, № 10, с. 23-25.

13. Бархин Б.Г. Архитектура музея изобразительных искусств.^Му-зей № 3. Художественные собрания СССР. М.: Советский художник, 1982, С. 236-240.

14. Баллербах Э. Выставка русского бытового портрета. Русский музей. Ц Среди коллекционеров. М., 1922, Ш 2, с. 63-65.

15. Безверхний Л.М. Методический анализ проактирования выставки.- Л., 1946.

16. Белова Л.Н. Эстетика музейной экспозиции. // Музейное делов СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного про актирования экспозиций краеведческих и исторических музеев.- М., 1983, с. II2-II6. (Сб.науч.тр. / ЦМР).

17. Белаввкая К.П. Дворцовые музеи и хранилища ХУШ пер.пол. XIX в. // Очерки истории музейного дела в России. Вып. 1. -М.: Советская Россия, 1961, с. 300-364.

18. Бенедикт К. Проблемы организации постоянной экспозиции музея искусства Социалистической Республики Румынии в свете современного музееведения. Автореф.дио.канд.искусств. / МГУ. -М., 1968.

19. Бенеш Й. Методы экспонирования. // Музеум (ЮНЕСКО) № 138, 1983, с. 30-35.

20. Бенеш й. Восприятие в музеях как особое средство общения. Международный Совет музеев. Конференция по воспитательной работе музеев. 14-21 мая. М.-Л., 1968.

21. Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры. // Декоративное искусство СССР, 1976, № 9, о. 6-10.

22. Борисовский Г. Стандарт и красота. М., 1968.

23. Брайен Р. Модификация витрин с целью регулирования температуры и влажности. // Муэеум (ЮНЕСКО) № 146, 1985, е. 31-34.

24. Бродский Б.И. Оформление выставок. Л.: Художник РСФСР, I960.

25. Буйвидас Р.Ю. Современные проблемы взаимодействия монументально-декоративной пластики и архитектуры интерьера. Авто-реф.дис.канд.искусств. Л., 1981.

26. Буров А. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975,.

27. Ванслова Е., Николаева Н. О некоторых вопросах построения экспозиции в литературных музеях. // Актуальные проблемы деятельности литературных музеев. И., 1977, с. 5-52. (Сб. науч.тр., Us 60 / НйИкультуры).

28. Васидзука X. Витрины в музеях Японии. // Музеум (ЮНЕСКО) Ш 146, 1985, с. 60-62.

29. Ватченко А.Ф. Главная цель создание музейного комплекса.// Музейное дело в СССР. - М., 1979, с. 64-74. (G6.науч.тр./ ЦМР).

30. Вельфин А. Основные понятия истории искусств. М.-Л., 1930.

31. Вержбицкий I.M. Подземные этажи Эрмитажа. // Строительство и архитектура Ленинграда, 1974, № 7, с. 18-19 илл.

32. Воронихина А.Н., Люлина Р.Д. Эрмитаж в акварелях, рисунках, чертежах кон. ХУШ сер. XIX в. Каталог. - Д., 1964.

33. Воронихина А.Н., Соколова Т.М. Эрмитаж. Здания и залы музея. Л»: Советский художник, 1968.

34. Воронихина А.Н. Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца в акварелях и рисунках художников сер. XIX века. М.: Искусство, 1983.

35. Воронова Б. Новые музеи США. // Декоративное искусство СССР, 1967, № I.

36. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Д., 1974.

37. Галерея Боргезе. Альбом. / Сост. З.Борисова. М.: Искусство, 1971.

38. Гарднер Д. Стоит ли использовать старые витрины? // Музеум (ЮНЕСКО) » 146, 1985, с. 14-18.

39. Герес Б. Эрмитажная служебная мебель ХУШ века (к творчеству Кристиана Мейера). // Сообщения Гос. Эрмитажа X 1У. Л., 1979, с. 17-22.

40. Герловина Э. Днепропетровский исторический: новый образ музея. Л Декоративное искусство СССР, 1978, Кг II, с. 8-И.

41. Гишен Г., Кабаоглу Ц. Как сделать ни на что не годную витрину. // Музеум (ЮНЕСКО) № 146, 1985, с. 4-8.

42. Гнедовский М.Б. Проектировочный подход и исследование в экспозиционной работе. И Научное проектирование в экспозиции по истории советского общества. II., 1981, с. 71-80. (Сб. науч.тр. Вып. 12 / ЦМР).

43. Гозак А., Смирнов А. Пространство храма муз. // Декоративное искусство СССР, 1976, № 9, с. 13-17.

44. Голованов Н. Проблемы экспозиции (художественного музея). Л Художник, 1976, № 10, с. 24-26.

45. Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. 18561917. Л.: Художник, 1981.

46. Гилдо А. Первые шаги молодого музея. // Декоративное искусство СССР, 1982, № II, с. 39-41.

47. Глазычев В. Поэтическая среда музея. Ц Декоративное искусство СССР, 1975, Ш 10, с. 40-43.

48. Глазычев В. Новая грамматика экспозиции. Ц Декоративное искусство СССР, 1976, № 5, с. 18-19.

49. Гречанников С.Н. Некоторые принципы пространственной организации музейной экспозиции. // Художественные музеи и эстетическое воспитание трудящихся. М., 1974, с. 44-55. (Сб.науч. тр. / НИИкультуры).

50. Галерея Уффици. (Музеи Мира). М.: Искусство, 1972.51

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.