Художественное мироощущение личности в России рубежа XIX-XX вв.: А. Белый, В. Мейерхольд тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат искусствоведения Синотина, Елена Владимировна

  • Синотина, Елена Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2001, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 246
Синотина, Елена Владимировна. Художественное мироощущение личности в России рубежа XIX-XX вв.: А. Белый, В. Мейерхольд: дис. кандидат искусствоведения: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ярославль. 2001. 246 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное мироощущение личности в России рубежа XIX-XX вв.: А. Белый, В. Мейерхольд»

Проблема развития творческих сил личности, гармонизации ее внутреннего мира с особой остротой обозначилась в культуре на рубеже Х1Х-ХХ вв. Распад и разлад - основные понятия, характеризующие духовную ситуацию переходной эпохи конца XIX - начала XX вв., когда с особой остротой встала проблема выбора, придавшая русскому искусству в целом и личному творчеству экзистенциальный характер. Отсюда - актуализация столь важной для русской культуры проблемы двойственности, которая стала своего рода доминантой художественного мироощущения личности в русской культуре рубежа Х1Х-ХХ вв. По прошествии века также наметилась двойственность мироощущения, которая выражается либо в крайнем рационализме, жесткой позиции нигилизма, тенденциозности мнений и поступков, либо в крайнем иррационализме, в частности, религиозно-мистического характера.

В истории русского национального самосознания имеется значительный и оригинальный индивидуальный опыт философского и художественного осмысления духовной ситуации рубежа Х1Х-ХХ вв. Типологически исследованные коллизии прошлого помогают отрефлектиро-вать современную проблематику, а индивидуальные творческие проекты великих творцов переходной эпохи имеют важное значение для понимания специфики русской культуры в целом. Вот почему в центре внимания настоящего исследования - художественное мироощущение крупнейших и многогранно проявившихся именно в тот период личностей - А.Белого и В.Мейерхольда - в контексте духовной жизни России рубежа Х1Х-ХХ вв.

Актуальность исследования связана с тем, что личность обобщает, аккумулирует весь опыт материальной и духовной жизни общества и реализует его в творческом процессе как индивидуальное персона-листическое начало. Поэтому проблема изучения духовного мира личности, с одной стороны, носит вневременной характер, с другой - интеpec к ней продиктован потребностью нашего времени - понять современное состояние мира и человека в переходную эпоху.

Актуальной является и возможность осуществления экстраполяции как механизма соотнесения разных исторических эпох. Очевидно, что предшествующий опыт приобретает типологизирующее значение для самосознания личности рубежа ХХ-ХХ1 вв.

Таким образом, актуальность диссертационной работы определяется установлением и исследованием факта существования сходной инвариантной модели художественного мироощущения рубежа веков у личностей, представляющих смежные виды искусства (литература - театр). Выявляемые нами параметры художественного мироощущения позволяют проследить процесс складывания определенного типа художественного сознания и адекватных ему образных воплощений.

Цель исследования - установление генезиса и параметров художественного мироощущения личности рубежа веков в историческом контексте и в плане индивидуальных творческих проектов.

Этим обусловлены задачи исследования, которые заключаются в том, чтобы:

1. Рассмотреть характерную для русской культуры проблему выбора пути в философско-исторической и художественной рефлексии XIX - начала XX вв.

2. Раскрыть ценностно-смысловые доминанты духовной ситуации русской культуры рубежа Х1Х-ХХ вв., сформулированные в философских концепциях В.Соловьева, В.Розанова, Н.Бердяева.

3. Определить категориальные характеристики художественного мироощущения в аспекте самореализации творческой личности.

4. Выявить нравственно-эстетические аспекты двойственности в творчестве А.Белого.

5. Проанализировать двойственность художественного мироощущения В.Мейерхольда - теоретика и практика театрального искусства на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Объектом исследования является художественное мироощущение личности в русской культуре рубежа Х1Х-ХХ вв.

Предметом исследования мы определяем индивидуальные творческие проекты основания бытия в сфере идей и непосредственно эстетической деятельности двух великих представителей эпохи - А. Белого, В.Мейерхольда.

Материал исследования составили разнообразные фиксированные свидетельства проявления художественного мироощущения личности рубежа веков. Проблема самосознающего "я", ставшая центральной в культуре переходного времени, была рассмотрена в аспекте художественного мироощущения А.Белого, В.Мейерхольда, в личной и творческой биографии которых воплотился дух эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв.

При этом понятие "рубеж веков" мы используем не синонимически известному понятию "серебряный век" и вне представлений о хронологическом совпадении дат и переходного состояния личностей. Основываясь на представлении о том, что "рубеж веков" в мироощущении разных творцов имеет разные календарные параметры, мы избрали А.Белого и В.Мейерхольда как творцов, для которых "рубеж веков" имеет одинаковые временные рамки 1898-1914 гг.

В связи с субъективно мотивированным вниманием к рубежу веков в мироощущении данных творцов в качестве эмпирического материала исследования мы определили художественные тексты (прозу А.Белого, спектакли В.Мейерхольда), мемуары самих творцов и их современников, эпистолярные и другие аналогичные источники, свидетельствующие о развитии "рубежного" мироощущения творцов.

Научная гипотеза. В данной работе мы предполагаем наличие особого типа художественного мироощущения личности в русской культуре рубежа Х1Х-ХХ вв.

Личностные черты, свойственные русским мыслителям, художникам "переходного" времени, мы определили как

• индивидуализм, проявляющийся в глубоко развитом личностном начале, способном воспринимать объективную реальность сквозь призму собственного "я";

• одержимость творчеством;

• склонность к свободному выбору в ситуации двойственности сознания.

Результатом особенностей художественного мироощущения А.Белого и В.Мейерхольда мы полагаем поиск новых путей развития культуры и новых форм художественного выражения, но при этом "открытость" по отношению к традиции, "гамлетизм" (Н.Бердяев) русских художников как извечную необходимость преодоления собственной духовной слабости, непротивления внешним силам (апатии, "нервности", одиночества, непонятости).

Мы также предполагаем, что рассматриваемая проблема художественного мироощущения может быть репрезентативно изучена на материале синтетического творчества человека театра (актера, режиссера, теоретика, педагога) и человека словесной культуры (писателя, мемуариста, философа).

Степень разработанности проблемы.

Тема диссертации предопределила обращение к весьма обширному и разнообразному кругу литературы.

Общие позиции. В центре внимания автора работы - личность творца, ее художественное мироощущение на примере творческой судьбы художников рубежа Х1Х-ХХ вв - А.Белого, В.Мейерхольда. Вследствие этого нас интересовали проблемы изучения художественного мироощущения творческой личности в русской культуре рубежа Х1Х-ХХ вв.

1. Проблема творческой личности как субъекта мироощущения.

Современный подход философов (М.Мамардашвили), психологов (Н.Гиндилис, В.Зинченко, Е.Исаев, В.Слободчиков) к исследованию личности основан на позициях философской антропологии, согласно которым, "человек - малая вселенная, микрокосм" (Н.Бердяев), который, подобно макрокосму, находится в непрерывном становлении, самоосуществлении.

Формулируя общий взгляд на проблему творческой личности, мы опираемся на современные исследования Т.Злотниковой, рассматривающей личность на разных уровнях ее идентификации и самореализации, в горизонтах самовосприятия, опредмечивания, взаимодействия.

В психологии (Л.Выготский, И.Кон, Э.Фромм, К.Юнг) и философии (Н.Бердяев, В.Соловьев, С.Франк) настойчиво проводится мысль о "личной обусловленности творческого процесса".

Вопрос об иерархии творческих личностей был поставлен Г.Гегелем, отметившим особую ценность личностей "замечательных, великих, гениальных", и был развит в отечественной философской традиции (Д.Андреев, Н.Бердяев, И.Ильин, А.Лазурский).

Особого комментария требует терминология, характеризующая исследуемую нами проблему и отражающая неоднозначность и неустоявшийся характер представления о проблеме. В качестве субъективной реальности определяется художественное сознание, под которым понимается "социокультурно обусловленный идеальный субстрат (основание) и механизм (способ) художественно-образного освоения мира, система идеальных структур, порождающих, программирующих и регулирующих художественную (творческую и воспринимательскую) деятельность и ее продукты" (Л.Закс). Художественное сознание принято рассматривать как особое структурное единство трех взаимосвязанных компонентов: бытийно-деятельностного, рефлексивно-созерцательного, духовного (В.Зинченко, А.Леонтьев). Продуктивная деятельность сознания, порождающая новые формы культуры, позволяет определить ху~ дожественное сознание как "прибавление к бытию" (М.Мамардашвили).

Субъективная концепция образа мира определяется в эстетике как миросозерцание художника (М.Каган). В современной науке традиционным стало употребление сходного понятия - художественное миро-отношение - "центральной мирообразной категории, системно-сущностной характеристики художественного сознания", рассматриваемой в единстве трех концептуальных структур: 1) художественного мироощущения, в картине которого выражена ценностная позиция субъекта по отношению к миру как объекту в его смысловой и эмоциональной значимости; 2) художественного миропредставления, в котором отражается мир как природносоциокультурный макрообъект в единстве и многообразии его элементов; 3) художественного миропонимания как высшего концептуального уровня в системе освоения предметного мира в совокупности его свойств, связей, отношений (Л.Закс).

Если на теоретическом уровне проблема художественного мироощущения разработана подробно, то в историческом контексте русской культуры рубежа Х1Х-ХХ вв. и в аспекте индивидуальных творческих проектов художественное мироощущение не было еще предметом специального и пристального внимания исследователей.

2. Проблема выбора пути для России на рубеже Х1Х-ХХ вв., ретроспективно рассмотренная в нравственно-философском, историко-культурном, художественном аспектах, подробно исследована в современной науке (Г.Гачев, Б.Гройс, М.Каган, М.Кантор, И.Кондаков, Ю.Лотман, Г.Померанц).

При характеристике духовной ситуации России на рубеже XIX-XX вв. мы будем исходить из общего принципа "бинарности русской культуры" (Ю.Лотман), как следствия пограничного культурного положения России между Востоком и Западом. Сформировавшаяся в русской культуре оппозиция "Восток-Запад", несущая в себе метафизические, географические, исторические и социальные интенции, создает особую систему, построенную на "взаимоупоре" противоборствующих смыслов (И.Кондаков).

Ретроспективный взгляд на проблему выбора пути (в историческом контексте русской культуры - "Россия между Востоком и Западом") позволяет установить значимость данной проблемы для русского национального самосознания. Эта проблема нашла свое отражение и в философских трудах русских мыслителей XIX - начала XX вв. (Н.Бердяев, И.Киреевский, В.Розанов, В.Соловьев, А.Хомяков, П.Чаадаев и др.), и в художественно-образной системе русских поэтов и писателей XIX - начала XX вв. (Н.Гоголь, Ф.Достоевский, М.Лермонтов, Н.Лесков, С-Щедрин, А.Чехов).

3. Бытие творческой личности рубежа Х1Х-ХХ вв.

В работах русских мыслителей В.Соловьева, В.Розанова, Н.Бердяева дано философеко-эстетическое обоснование бытия творческой личности рубежа Х1Х-ХХ вв.; намечены пути преодоления духовного кризиса, которые виделись им в обретении веры как нравственной основы духовного мира личности и как акт свободного выбора - самореализация личности в творчестве всех форм жизни, устремленного к постижению высшей истины и обретению гармонии.

Специфические позиции.

Отдельные аспекты художественной жизни России исследованы в мемуарах (в первую очередь - А.Белый, А.Бенуа), в работах современных ученых (Г.Бродская, О.Радищева, Д.Сарабьянов, Г.Стернин). Выработанные современной наукой принципы глубокого и скрупулезного искусствоведческого анализа личного культурного проекта в контексте эпохи мы будем учитывать при установлении генезиса и параметров художественного мироощущения личности в русской культуре конца XIX - начала XX вв.

Признавая важность личностного аспекта в процессе формирования художественного мироощущения А.Белого и В.Мейерхольда, мы обращались к литературе биографического характера - многочисленным воспоминаниям родственников, современников, а также биографическим работам К.Мочульского, А.Гладкова, Ю.Елагина, Л.Долгополова, документам и материалам биографии: "Мейерхольд. Наследие. 1. Автобиографические материалы", "Мейерхольдовский сборник: Документы и материалы", а также научным сборникам: "А.Белый: проблемы творчества", "Москва и "Москва" Андрея Белого; "Мейерхольд. К истории творческого метода".

В процессе работы над диссертацией нас интересовали материалы, посвященные проблематике, поэтике произведений А.Белого (Л.Долгополов, В.Ерофеев, С.Золян, Л.Колобаева, А.Новиков, И.Сухих, З.Юрьева), сценического творчества В.Мейерхольда (Б.Алперс, Д.Золотницкий, К.Рудницкий, О.Фельдман).

Методология исследования. Включает совокупность методов исследования:

Культурно-антропологический подход. В основу современного изучения личности, в частности, личности в искусстве, положен антропологический принцип учения о человеке как физической и духовной целостности в ее потенциальном развитии. Этот подход конкретизируется в проблеме личности как объекта и субъекта творческой деятельности и сопрягается с философско-религиозной традицией в России (Н.Бердяев, В.Зеньковский, В.Соловьев, П.Флоренский).

В соответствии с этими методологическими установками сущность человека культуры может быть полноценно раскрыта и понята лишь путем изучения его художественного сознания. Этот особый тип сознания есть идеальный, теургически обоснованный "орган" как художественного творчества (создателя и интерпретирующего), так и художественного восприятия. На основе и посредством художественного сознания осуществляется духовное и практическое освоение мира творцом.

Основываясь на философской теории интерпретации (М.Бахтин, В.Библер, Г.-Г.Гадамер), отмечаем процессуальный характер интерпреи тации. Задача интерпретации по М.Бахтину носит двоякий характер: во-первых, "понять произведение так, как понимал его сам автор"; во-вторых, "использовать свою временную и культурную вненаходи-мость". С точки зрения В.Библера, продолжателя традиций М.Бахтина, интерпретация - генетический признак культуры, естественная парадигма развития культуры, но одновременно - специфический механизм познания. Отводя центральное место в процедуре интерпретации ее субъекту, В.Библер подчеркивал: "В общении через плоть произведения каждая личность, автор и читатель, формируется, назревает на горизонте как потенциально особая и неповторимая культура, как особый бесконечный мир возможных перевоплощений". Таким образом, герменевтические представления об интерпретации позволяют говорить об интерпретации как широком, многообразном, личностно-мотивированном процессе деятельности в культуре.

Фжософско-психологическая теория художественного творчества.

Творчество как сфера воплощения идей и сфера воплощения личности через идей, проиходятцее на бессознательном уровне, рассматривается философами значительно шире, чем биография творца (В.Соловьев). Личность творца исследуется как призма, через которую преломляются как жизненные впечатления, так и художественные традиции. При изучении самореализации творческой личности наиболее плодотворным оказывается экзистенциальный подход к личности, т.е. постижение ее в горизонте существования через исследование в горизонте сущности (Э.Фромм).

Характеризую особенности художественно одаренной личности, мы опираемся на личностные характеристики, определенные К.Юнгом: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы, каждый из которых может быть либо интровертированным, либо экстра-вертированным.

Теория бессознательного, выработанная З.Фрейдом и его последователями, ставит вопрос о дихотомическом соотношении творчества и патологии (невроза). Природа образной ассоциации, ведущей к созданию художественного образа, дает основание для изучения творчества по аналогии со сновидением.

Герменевтическая методология позволяет обнаружить широкие причинно-следственные связи художественной эмоции (Л.Выготский). Художественное творчество, являющее форму эмоции, выступает в качестве важнейшего адаптационного механизма. Э.Фромм структурирует адаптацию как явление статическое либо динамическое. Эмоция выступает в качестве адаптирующего начала в ее динамической разновидности. При этом, адаптируясь к внешним условиям, личность функционально изменяется. В свою очередь, статическая адаптация (появление отдельных признаков личности, а не видоизменение ее), по определению Э.Фромма, свойственна любой творческой личности и может анализироваться на эмпирическом уровне.

Искусствоведческие методики анализа.

Русское искусствоведение последних десятилетий, активно вбирая опыт эстетических мыслителей прошлого (В.Белинский, В.Стасов) и художественной критики Х1Х-ХХ вв. (А.Бенуа, А.Кутель, Б.Асафьев), выработало методологию анализа историко-культурных феноменов прошлого. Опираясь на представления о синтезе интуитивного и рационального в творческой деятельности, искусствоведческие методики позволяют контекстуально и ретроспективно анализировать творческие проявления великих деятелей культуры прошлого.

В своем исследовании мы опираемся на методологические принципы искусствоведения, воплощенные в работах Б.Зингермана, Г.Поспелова, К.Рудницкого, И.Соловьевой, Г.Стернина, О.Фельдмана и др. Полагая, что в соответствии с классическими представлениями о морфологии искусства, литература является видом искусства, аналогичным всем другим, мы считаем возможным исследование текстов (как театральных, так и литературных) в единой искусствоведческой методологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что мы предложили рассматривать понятие "художественное мироощущение как более широкое, чем "мироощущение художника".

Мы полагаем, что художественное мироощущение естественно вбирает в себя мироощущение художника как более частный компонент, но оно всегда выражается в определенных эстетических формах, и коррелирующим понятием к нему выступает понятие "художественная картина мира". Мы утверждаем, что для великих творцов рубежа XIX-XX вв. характерно масштабное и комплексное проявление личности в разнообразных сферах и акциях, что наиболее адекватно воплощается в художественном мироощущении.

Тогда как мироощущение художника касается его личных, бытийных интенций и может не быть выражено в конкретных эстетических образцах, а проявляться, во-первых, в пристрастиях в отношении чужих художественных произведений; во-вторых, в его понимании художественной традиции, места, роли их в творческом процессе. Непосредственным способом выражения мироощущения могут быть публицистические высказывания, критические, эпистолярные, мемуарные работы.

Мироощущение художника и художественное мироощущение по-разному проявляются у гениев и талантов. По определению Н.Бердяева, гениальность в отличие от таланта, несет на себе отпечаток "жертвенности и обреченности", но при этом может и вовсе "сгореть, не воплотив мире ничего ценного". Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что мироощущение одинаково присуще и художникам-гениям, и художникам-талантам, а художественное мироощущение, всегда свойственное таланту, может и не быть уделом гения.

Научная новизна работы обусловлена методологическим аспектом изучения той теории и практики, которая вобрала в себя проблематику русской культуры рубежа веков. При этом мы опирались на уже ранее исследованные конкретные формы творческой биографии философов, писателя, режиссера - современников рубежа Х1Х-ХХ вв. Выделяя теоретические позиции, характерные для эпохи, с помощью имманентной научной рефлексии (Н.Бердяев, В.Розанов, В.Соловьев) мы определяем доминантой художественное мироощущение личности, способной на саморефлексию и эстетические открытия (А.Белый, В.Мейерхольд).

Как показывает наше исследование, впервые художественное мироощущение "просмотрено" сквозь призму доминанты, парадоксально гармонизовавшей творчество А.Белого и В.Мейерхольда и "срифмовавшей" их самореализацию; как известно, эти два великих выразителя духовности рубежа в исследованиях существовали контекстуально, но близость их не актуализировалась.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем обобщен как личный опыт автора в области изучения русской культуры рубежа Х1Х-ХХ вв., так и опыт научно-педагогического коллектива кафедры культурологии ЯГПУ:; предлагается конкретный методологический подход к изучению личности творца; определяется генезис и параметры художественного мироощущения личности в русской культуре на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Содержащиеся в исследовании материалы по русской культуре рубежа веков могут быть использованы в современной образовательной деятельности в процессе изучения истории русской культуры как в практике высших учебных заведений, так и в общеобразовательной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

- художественное мироощущение личности как теоретическая категория включает личные бытийные интенции художника и выражается в конкретных эстетических образцах;

- типологический анализ позволяет установить генезис и параметры художественного мироощущения личности в России рубежа Х1Х-ХХ вв. и его проявление в историческом контексте и в плане индивидуальных творческих проектов;

- формирующим началом художественного мироощущения творца становятся как личностные интенции, так и духовный контекст эпохи;

- художественное мироощущение выступает в качестве специфической характеристики духовной ситуации России рубежа веков, вбирает в себя основную проблематику эпохи, где главной является проблема выбора пути;

- генезис художественного мироощущения обусловлен спецификой культурного хронотопа России между Востоком и Западом;

- отличительной особенностью художественного мироощущения является двойственность, проявившаяся в плане личных и творческих исканий творцов рубежа;

- объективный ценностно-смысловой план художественного мироощущения в России рубежа Х1Х-ХХ вв. может определяться философ-ско-эстетическими позициями русских мыслителей: В.Соловьева, В.Розанова, Н.Бердяева;

- русским художникам и мыслителям "переходного времени" свойственны такие личностные черты, как индивидуализм, одержимость творчеством, склонность к свободному выбору;

- проблема художественного мироощущения особо отчетливо проявилась в синтетическом творчестве человека театра - В.Мейерхольда и человека словесной культуры А.Белого; их художественное мироощущение обладает широкой репрезентативностью с точки зрения выражения духовности рубежа в ее парадоксальной двойственности;

- сходные личностные параметры А.Белого и В.Мейерхольда (артистизм натуры и многообразие способов проявления личности, в сво

16 бодное импровизаторство, сочетание "хаоса чувств" с гармонической соразмерностью формы, поиск нового с опорой на духовный опыт прошлого) свидетельствуют о контекстуальной и содержательной близости индивидуальных вариантов их художественного мироощущения, результатом которого стал поиск новых путей и новых форм художественного творчества с опорой на классические традиции.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты были изложены автором на межвузовских научных конференциях: "Русская провинция и мировая культура"(1998), "Роль творческой личности в развитии культуры провинциального горо-да"(2000), "Культура, которую мы выбираем" (2000), на Пастуховских чтениях (1997, 2000), а также на ежегодных конференциях молодых ученых ЯГПУ (1994-2000).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Синотина, Елена Владимировна

Выводы

В ходе изучения индивидуальных проектов великих творцов рубежа Х1Х-ХХ вв. мы исходили из следующего представления, что доминантой художественного мироощущения рубежа веков в России выступает двойственность житейских и творческих интенций. Есть основания считать, что художественное мироощущение культурно-типологично, поэтому в индшидуальных творческих проектах присутствуют черты объективного плана.

Двойственность художественного мироощущения А.Белого обнаруживает себя в типологических параметрах его личности. Она проявляется также в поиске новых форм жизни и новых форм творчества. Двойственность восприятия мира и человека будет выражена у Белого-творца в дуализме сознательного и бессознательного, бытового и бытийного, мгновенного и вечного. Путь к преодолению двойственности А.Белый рассматривает через категорию вечного возврата.

Художественное мироощущение А.Белого трансформировало проблему двойственности в образной системе романа "Петербург". Наличие двух бинарных оппозиций, выявленных нами в ходе исследования образа города: город как время-пространство и город как имя-лицо, - воплощает символическое двоемирие, характерное для художественного мироощущения А.Белого.

Мы убедились также в том, что сущность проблемы двойственности для В.Мейерхольда заключалась в противопоставлении жизни реальной и жизни искусства, а характерным выражением этой двойственности явилась сама творческая биография художника.

Внутренняя конфликтность В.Мейерхольда рассмотрена нами на разных уровнях: через оппозиции провинция - столица, актер - режиссер; через анализ поиска новых путей в теории и практике театрального творчества, эстетических формах. Исследование этих оппозиций показало, что в самоощущении В.Мейерхольда совместились такие противоречивые черты, как склонность к рефлексии, несвершенность, высокомерие, непризнанность.

В ходе анализа художественно-образной системы В.Мейерхольда нами выявлены те приемы режиссерской работы, которые воплотили внутреннюю конфликтность театрального героя в мире: соединение мистического экстаза с изысканной стилизацией, гротеск "кукольной" пантомимы в сочетании с шекспировскими страстями, соединение глубокого внутреннего дискомфорта с внешне роскошной обстановкой действия, танец как выражение торжества мечты над реальностью.

При сопоставлении вариантов художественного мироощущения А.Белого и В.Мейерхольда мы пришли к выводу, что мотив двойственности одинокого свойственен и А.Белому, и В.Мейерхольду, но характер проявления двойственности различен. В.Мейерхольда - актера, режиссера - мы считаем человеком интуитивного склада, который при этом и не пытался рационализировать свою творческую деятельность

A.Белый, в противовес ему, стремился к разведению интуитивного и рационального.

Вместе с тем, сходные личностные параметры А.Белого и

B.Мейерхольда: артистизм натуры и многообразие способов проявления

229 личности, свободное импровизаторство, сочетание "хаоса чувств" с гармонической соразмерностью формы, поиск нового с опорой на духовный опт прошлого - свидетелствуют о контекстуальной и содержательной близости индивидуальных вариантов их художественного мироощущения. Результатом этого сходного качества двух творцов стал поиск новых путей и новых форм художественного творчества с опорой на классические традиции.

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о наличие в русской культуре рубежа Х1Х-ХХ вв. особого типа художественного мироощущения личности с соответствующим генезисом и параметрами.

Генезис художественного мироощущения мы установили в контексте характерной для России проблемы выбора пути, локализованной в дихотомии Востока и Запада. Мы сделали вывод о существовании хронотопа художественного мироощущения личности рубежа Х1Х-ХХ вв.

При определении социальных, психологических,эстетических параметров художественного мироощущения личности мы исходили из основной проблематики духовной ситуации России рубежа веков. В качестве смысловой доминанты, характеризующей художественное мироощущение рубежа Х1Х-ХХ вв., мы определили двойственность житейских и творческих интенций, окрашенных трагическими тонами.

Ценностно-смысловые аспекты объективного плана художественного мироощущения опираются на философско-эстетические основания бытия, определенные русскими мыслителями рубежа веков: В.Соловьевым, В.Розановым, Н.Бердяевым. Таким образом, в качестве ценностно-смысловых доминант выступают бытие, вера, истина, свобода, выбор, творчество, среди которых главное место мы отводим творчеству.

Мы доказали, что художественное мироощущение личности рубежа Х1Х-ХХ вв. может рассматриваться в объективном плане (историческом контексте) и субъективном плане (в индивидуальных творческих проектах).

Мы доказали также, что проблема художественного мироощущения может быть репрезентативно изучена на материале синтетического творчества человека театра (актера, режиссера, теоретика, педагога) и человека словесной культуры (писателя, мемуариста, философа). Для этого было показано, что художественное мироощущение в его субъективном качестве касается личных, бытийных интенций художника и всегда выражается в определенных эстетических образцах.

В качестве личностных интенций художников "переходного" времени (А.Белого и В.Мейерхольда) мы определили индивидуализм (повышенную субъективность), "гамлетизм", одержимость творчеством, склонность к свободному выбору в ситуации двойственности сознания.

В итоге проведенного исследования художественного мироощущения А.Белого и В.Мейерхольда мы пришли к выводу, что эти художники могут считаться одними из ключевых фигур эпохи; их личности и творчество на рубеже веков "резонировали" в силу мотива двойетвено-сти, не только эстетически выявленного, но и бытийно культивированного ими. У А.Белого этот мотив выражен в особой оппозиции сознательного - бессознательного и как варианты: бытовое - бытийное; внешнее - внутреннее; рациональное - интуитивное; мгновенное - вечное и т.д. У В.Мейерхольда мотив двойственности выражен в особых дихотомиях; провинция - столица; актер - режиссер; традиция - поиск нового.

В то же время двойственность мироощущения художников "рубежа" была гармонизирована в образной форме художественного творчества. Способом актуализации художественного мироощущения А.Белого и В.Мейерхольда на рубеже Х1Х-ХХ вв. является поиск новых форм развития культуры и новых форм художественного выражения, но и "открытость" по отношению к традиции.

Таким образом, можно считать выявленной природу художест

232 венного мироощущения рубежа Х1Х-ХХ вв. в России на материале личностных проявлений А.Белого и В.Мейерхольда.

Исследование проблемы художественного мироощущения не может считаться вполне завершенным. Примененный нами новый методологический подход к изучению теории и практики русской культуры рубежа Х1Х-ХХ вв. может быть использован как при изучении других творческих личностей рубежа XIX и XX вв., так и при экстраполяции приемов анализа культуры других пограничных эпох.

Содержащиеся в исследовании материалы по русской культуре рубежа веков уже применяются и могут быть в дальнейшем использованы в современной образовательной деятельности в процессе изучения истории русской культуры, как в практике высших учебных заведений, так и в общеобразовательной школе. Дальнейшие перспективы работы в данном направлении видятся нам в разработке учебных программ и подготовке методического обеспечения курса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Синотина, Елена Владимировна, 2001 год

1. Азов А.В. Проблема теоретического моделирования самосознания художника в изгнании: русская эмиграция первой волны. - Ярославль: ЯШУ им К.Д.Упшнского, 1996. - 224 с.

2. Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. М.: Высшая школа, 1990. - 687 с.

3. Алперс Б.В. Тетральные очерки. В 2-х т. Т.1. Театральные монографии. - М.: "Искусство", 1977. - 567 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-230 с.

5. Андреев Д.Л. Роза мира. М.: Товарищество "Клышников-Комаров и К". - 1993. - 302 с.

6. Андрей Белый о Достоевском, Гоголе, Мейерхольде и кризисе культуры. Из архивных материалов. Публикация и комментарии Л.А.Сугай // Литературная учеба. 2001. - №1. - С.119-133.

7. Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. М.: Советский писатель, 1988. - 830 с.

8. Архангельский АН. Стихотворная повесть А.С. Пушкина "Медный всадник". М.: Высшая школа, 1990. - 93 с.

9. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. Л.-М.: Искусство, 1966. - 243 с.

10. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX в. Л.: "Музыка", 1968. - 324 с.

11. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов Киев, 1994. - 230с.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-444с.

13. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу: сборник статей. -М.: Современник, 1982. 606 с.

14. Белый А. Душа самосознающая. М.: Канон+, 1999. - 560 с.

15. Белый А. Мастерство Гоголя. М-Л.: Гослитиздат, 1934. - 320 с.

16. Белый А. Между двух революций. М.: Художественная литера17