Художественное отображение жизни и деятельности И.Я. Яковлева в чувашской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Трофимов, Леонид Юрьевич

  • Трофимов, Леонид Юрьевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 183
Трофимов, Леонид Юрьевич. Художественное отображение жизни и деятельности И.Я. Яковлева в чувашской литературе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Чебоксары. 2005. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Трофимов, Леонид Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНО-~ КРИТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Проблема прототипа и его отношение к отображенной действительности в критике и литературоведении.

1.2. Особенности принципа историзма в изображении

И. Яковлева в чувашской литературе.

1.3. Жанрово-стилевые особенности в воплощении образа

И. Яковлева.

ГЛАВА II. ТЕМА И. Я. ЯКОВЛЕВА В ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

2.1. Первые художественные произведения и публицистическая литература о И. Яковлеве.

2.2. Достижения и противоречия в изображении жизни и деятельности И. Яковлева в литературе 20-40-х годов XX в.

ГЛАВА III. ОБРАЗ И.Я. ЯКОВЛЕВА В ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

3.1. Художественное отображение И. Яковлева в жанрах поэзии.

3.2. Образ И. Яковлева в чувашской художественной прозе.

3.3. Образ И. Яковлева в драматургии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное отображение жизни и деятельности И.Я. Яковлева в чувашской литературе»

Чувашская литература по своим идейно-эстетическим, жанрово-стил^вым исканиям во многом близка русской литературе и литературам родственных тюркоязычных и соседних славянских и финно-угорских народов. В то же время она сохраняет свою национальную специфику, пройдя длительный путь становления и развития - от первых фольклорных памятников и переводных православно-христианских произведений до разнообразных лирических, эпических и драматических форм. Однако проблема близости разных литератур в прошлом столетии изучалась как проблема, относящаяся к вопросам политической идеологии. Это, естественно во многом мешало правильному пониманию своеобразия национальной художественной литературы.

Критики и литературоведы прошлых десятилетий больше искали близость политических мотивов в произведениях поэзии, прозы, драмы и мало заботились о поисках действительно неповторимых национальных сторон той или иной словесности. Особенно это можно заметить на примере того, как изучалась жизнедеятельность великих деятелей культуры народа.

Актуальность темы диссертации определяется тем, что в советский период на первый план выдвигаются классовые и узкоидеологические факторы в оценке деятельности И.Я. Яковлева. Современная трактовка образа просветителя чувашского народа обязывает учитывать общечеловеческие, гуманитарные факторы. Действительно, судьба великого чувашского патриарха и в научно-критической, и в художественной литературе расценивалась как явление идеологическое. В стороне оставались вопросы национальной культуры, проблемы этноистории и т.д. Вот почему совершенно актуальным представляется изучение и освещение творчества чувашского просветителя И .Я. Яковлева в его служении своему народу. Особый интерес представляет и проблема воплощения образа Яковлева в художественной литературе. Это позволяет не только понять значение деятельности Яковлева, но и увидеть этапы становления жанра биографических очерков, повестей и романов. Таким образом, проблема личности великого просветителя имеет и другую сторону.

Примечательно, что анализ художественного отображения деятельности Яковлева и его школы дает представление о постепенном накоплении чувашской литературы самых различных художественных традиций. Художественное освоение биографии великой личности также взаимосвязано с изображением в литературе Симбирской чувашской учительской школы. Таким образом, изучение судьбы великого патриарха дает возможность увидеть широкую картину становления культурной жизни чувашского народа.

Писатели обращались к образу И. Яковлева постоянно. Среди них можно найти представителей всех поколений. Этим определяется необходимость изучения своеобразия художественного воплощения образа И.Я. Яковлева в хронологической последовательности. Несомненно, хронология отображения такого образа интересна не только сама по себе. В этом процессе можно и нужно видеть также особенности становления биографической литературы, которые объясняются, конечно, своеобразием тех или иных исторических эпох. Безусловно, у каждого времени особый облик, свой социально-нравственный взгляд на общественное развитие. Историческое осмысление развития чувашской литературы конца XIX — начала XX века выражало односторонность и противоречивость. В оценках проступали тенденции времени к созданию цельного образа И. Яковлева. Наблюдается сдвиг в обращении к теме народа, что само по себе было знаменательно, так как эстетически осваивались малоизвестные и новые стороны жизни и деятельности патриарха. По мнению известного чувашского литературоведа М.Я. Сироткина, «литература этого периода все более настойчиво и очевидно отражает сознание коренных социальных перемен» [Сироткин, 1956. С.5]. Десятки художников слова посвятили свои произведения изображению патриарха И. Яковлева в чувашской литературе. Обилие фактического и художественного материала актуализирует задачу анализа образа, становления и развития исторической личности просветителя. Для современного чувашского литературоведения и критики это особенно значимо.

Данная проблема рассматривалась литературоведами под разными углами зрения. Были опубликованы содержательные труды по изучению художественного образа, по изучению поэтики творчества отдельных художников слова. Однако в чувашском литературоведении все еще нет исчерпывающего анализа проблемы, системного изучения художественного отображения жизни и деятельности И.Я. Яковлева в чувашской литературе.

Целью диссертации является рассмотрение отражения материала о жизни и деятельности чувашского просветителя И. Яковлева и достижений созданной им Симбирской чувашской учительской школы, в национальной художественной литературе Х1Х-ХХ веков, также в научных и критических публикациях вышеназванного периода. В этой связи необходимо решать следующие задачи:

- уяснить основные принципы исследования проблемы прототипа исторической личности в литературоведении; определить своеобразие художественного воплощения И .Я. Яковлева в художественной практике;

- проанализировать художественные произведения в аспекте становления особенностей жанра биографической литературы;

- выявить особенности становления биографических жанров в их связи с характером освещения исторических прототипов;

- изучить разнообразные типы биографических произведений на примере изучения образа И. Яковлева в литературе;

- раскрыть причины противоречивого и негативного отношения к судьбе И. Яковлева в науке, публицистике и литературе.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Трофимов, Леонид Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема диссертации имеет различные аспекты. В этом плане творчество мастеров чувашской литературы - С. Эльгера, А. Артемьева, Ф. Андреева, Н. Терентьева, Т. Педерки, Ю. Мишши и других художников слова, умеющих проникать в сокровенные помыслы и чувства современника, само по себе может стать предметом специального изучения. Что же касается всей чувашской литературы, то она предлагает исследователю широкий круг вопросов, связанных с осмыслением и отражением личности, запечатленной в художественном произведении. Исследования показывают, что вопрос о национальном характере и национальном развитии волновал многих художников слова. Чувашская художественная литература не просто фиксировала многообразие жизненных коллизий в переходную историческую эпоху, но и вносила вклад в процесс национального самопознания, активно участвовала в воспитании личности. В частности, объяснить такое внимание в чувашской литературе к образу из народа, национальной личности, начинающей свое историческое место в жизни и свою ответственность за судьбы людей и государства имеет весьма актуальный социально-философский смысл.

Как видно из рассуждений автора диссертации именно в этом плане поэма «Симбирск» Я. Ухсая оказалась важным явлением чувашской литературы. Образ Яковлева и прямо, в самом движении сюжета, и опосредованно, в авторских размышлениях о нем, представлен в исторический период ее развития. Воспоминания о пережитом дает возможность ярче показать пройденную дистанцию на выявление круга современных представлений героя. Можно сказать, что в этом смысле уместен диалог К. Иванова и И. Яковлева об отношении к жизни и смерти или, скажем, о переводе религиозной и классической литературы. Отношения

Яковлева с людьми, его поступки и размышления обрисованы в традициях реалистического повествования. В ином плане написан роман-дилогия «Перед бурей» А. Артемьева. Образ отважного, гениального просветителя и удачного руководителя проходит через его произведения.

Исследование показало, что с интересом встретившая эти произведения критика не всегда, однако, верно улавливала основной его смысл. В связи с этим А.Артемьева упрекали за неразвернутое изображение образа И. Яковлева и т.д. Ведь это исторический факт, что в окружении И.Я. Яковлева было немало людей исключительно ярких, объединяемых общностью идейных убеждений и общностью этических принципов. Н.И. Ильминский, И.Н. Ульянов, К.В. Иванов, Н.В. Шубоссини, Ф.П. Павлов, П.В. Пазухин — характеры очень разные, сложившиеся в несходных условиях, прошедшие суровую закалку в борьбе за культурный подъем чувашей.

Необходимо отметить также, что в чувашском литературоведении и в художественной литературе, начиная с середины 20-х гг. XX в. художественное осмысление образа И.Яковлева представлено недостаточно и несколько упрощенно. Дело даже не в том, что духовно богатая, нравственно развитая личность «не вписалась» в изображенном автором-повествователем, а в том, с каких позиций изображает писатель своих героев. Отсюда ясно, что в общем движении художественной словесности эти отдельные расхождения постепенно преодолевались, в спорах и противоречиях рождалось новое отношение к образу. Главную их направленность можно определить как стремление к более полному, психологически развернутому исследованию личности-образа в сопоставлении с теми характерами, которые были сформированы и запечатлены в художественной литературе в начале XX века. Те же основные мотивы характерны и для поэмы П. Хузангая. Резко отличное от эльгеровского текста по замыслу, по жанру, по стилю, это произведение близко к нему в представлении образа Яковлева как высшего олицетворения лучших черт личности. И.Я. Яковлев - великий просветитель чувашского народа, «предстает в поэме как гуманный человек, самый земной изо всех прошедших на земле людей». Эта человечность, «яковлевская простота» особенно дороги поэту, так как в них он видит характерные черты эпохи.

Отдельные детали внешности, поведения, факты биографии И. Яковлева в поэме Хузангая, в отличие от некоторых авторов, обращавшихся к яковлевской теме, введены не просто для раскрытия образа, они строго подчинены основному замыслу. Поэт отстраняет узкобиографический подход к теме. В поэме образ Яковлева неразрывно связан с историей и жизнью чувашского народа.

Естественно размышления о Яковлеве, его исторической роли в просвещении родного народа и национального подъема культуры, свойственны были не только Хузангаю, Ухсаю, Эльгеру с его ярко выраженной социальной масштабностью поэтического видения мира, они отразились в творчестве различных писателей, и нередко были сопряжены с настойчивыми поисками новых путей в художественном осмыслении истории и современности.

Н. Шубоссини в произведении «Свет фонаря» называет И. Яковлева «Ыра дын» (Добрый человек). Близость Яковлева к человеку и огромную силу воздействия его идей передает К. Иванов в произведении «Наше время». Отмечая сходные моменты в трактовке образа Яковлева в 30-е годы, не следует забывать о значительных расхождениях как в самом осмыслении личности И. Яковлева, так и в принципах художественного изображения. Расхождения эти порою имели принципиальный характер. Достаточно напомнить, что, например, выпускники Симбирской чувашской школы К.В. Иванов, Н.В. Шубоссини видели в образе Яковлева доброго педагога-просветителя. Выделив некоторые близкие мотивы в разных произведениях, посвященных И. Яковлеву, мы обращаем на них внимание потому, что они были показательны для общего направления творческих поисков ранней чувашской литературы.

Следует, конечно, обратить внимание и на принципы изображения характера. В поэме Хузангая «Поэт и миссионер» центральный образ развернут в двух взаимосвязанных планах: Яковлев в истории народа и Яковлев противопоставлен К.В. Иванову (лиризм авторского отношения предстает в поэме как индивидуальное отражение народного восприятия). Бесспорно, что композиция поэмы, ее художественные средства определялись замыслом, своеобразием авторского подхода к теме. Публицистически насыщенной, тяготевшей к большим социальным обобщениям, поэме Хузангая, присущ такой широкий размах, сила лирического чувства переживания. Таким образом, образ Яковлева — героя такого типа, которому еще только разведывались в ту пору первые подступы. Идейная глубина поэмы и проницательность автора сказались в том, что поэт искажает образ Яковлева, обвиняет его.

Впоследствии, как показывает изучение материала, многие писатели, обращаясь к образу Яковлева, искали свои пути и способы художественного воплощения единства сознания и воли. Это еще раз подтверждает необходимость самого непосредственного соотнесения яковлевской темы - в широком ее понимании — с процессом художественного осмысления, и в начале XX в. литература осуществляла первые проникновения во внутренний мир И.Я. Яковлева.

Чувашская литература второй половины XX в. наиболее объективно освещает жизнь и деятельность великого просветителя чувашского народа. Более расширенное привлечение исторических, мемуарных, биографических материалов позволяет авторам показать чувашского просветителя живо, правдоподобно.

Значительным достижением яковлевианы в чувашской литературе является тетралогия М. Юхмы «Бессмертие». Доступность к необходимым для писателя архивным и другим материалам позволила М. Юхме создать реальный образ со всеми ему присущими сложными взаимоотношениями с окружающим его миром.

Проблема прототипа и его образов в художественной литературе, как мы убедились в ходе диссертационного исследования, мало разработана в чувашском литературоведении в аспекте соответствия его принципу историзма. Поднятые нами вопросы, изложенные в работе, требуют дальнейшей, более основательной разработки. Диссертационная работа является лишь малой частицей раскрытия отражения прообраза И.Я. Яковлева в чувашской художественной литературе. Следовало бы сказать, что при всем многообразии индивидуальных художественных поисков, основным направлением оказалось русло реализма, вобравшее в себя и романтическое начало. А образ Яковлева в чувашской литературе стал ориентиром в творческом освоении.

В художественном исследовании новой действительности вопрос о «нравственном составе» личности не случайно занял одно из самых важных мест. Создав Симбирскую чувашскую школу, И. Яковлев определил путь преодоления или решения вопроса о массовом подъеме культуры и просвещения чувашского народа. Все это позволяет сказать, что 70-е годы XX в. вошли в историю чувашской литературы с более подробными автобиографическими жанрами, в то же время художественные завоевания были поэтически и разнообразны: появляются в печати произведения, где образ И. Яковлева занял ведущее место в творчестве мастеров художественного слова.

Проведенное исследование позволяет делать вывод о том, что образ чувашского просветителя И.Я. Яковлева был главной темой чувашской литературы за время ее существования на основе новой чувашской письменности, созданной Яковлевым же. В разные периоды истории чувашской литературы образ патриарха толковался по разному. Например, в первой половине XX в. И. Яковлев представлялся писателям Г. Тал-Мрзе, П. Хузангаю, И. Юркину, Я. Ухсаю и др., как миссионер, для которого основным делом его жизни было распространение христианства среди чувашского народа.

Диссертационная работа убеждает в том, что создание образа великого сына чувашского народа в чувашской художественной литературе является задачей исключительной сложности и ответственности. Поэтому надо иметь в виду, что для каждого чувашского художника слова это своего рода экзамен на творческую зрелость. Но тем не менее в художественной литературе: и в лирике, и в эпосе, и в драматургии — создана богатая яковлевиана. При этом данное исследование показало, что успеха добились авторы в тех случаях, когда они стремились изображать великого педагога-просветителя как гения, патриарха чувашского народа со всеми присущими ему человеческими недостатками и противоречивыми моментами характера.

Понятно, что никакие стандарты в решении этой творческой проблемы неуместны, потому что каждый художник слова имеет свое, индивидуальное видение И.Я. Яковлева и раскрывает его образ в меру своего понимания, своего мировоззрения и таланта. Видение чувашского Улыпа, гения и патриарха в единстве его величия и простоты залог творческого успеха, правдивости и глубины изображения. Писатели стараются многосторонне показать И. Яковлева как признанного организатора и руководителя Симбирской чувашской школы, инспектора всех чувашских школ. При этом художники слова и не пытаются прибегать к искусственным средствам оживления», а жизненная полноценность и достоверность образа достигается другим, более естественными способами, прежде всего путем создания плотной, реалистически выписанной бытовой обстановки, в которой живет и действует И.Яковлев.

Итак, наши исследования показали, что проблемы художественного отображения жизни и деятельности таких исторических личностей, как великий просветитель-педагог И.Я. Яковлев, требуют в первую очередь ее теоретического осмысления. Творчество писателя, имеющего дело с прототипом просветителя чувашского народа следует сравнить прежде всего с портретной живописью. Создание же литературного портрета требует особой формы организации внутреннего мира художественного произведения.

Прототип героя в литературе является категорией динамической и развивающейся, то есть его нельзя оценить как застывший и вечный образ. Он требует особой формы построения внутреннего пространства произведения и существенное значение для художественного показа имеют такие стороны жизнедеятельности Яковлева, как документы, дневники, воспоминания различных исторических лиц, свидетельства исторических деятелей и т.д.

Показывая образ Яковлева в тексте, разные писатели выражают свое неповторимое отношение к проблеме прототипа. Например, для А. Артемьева важна лирико-романтическое понимание прототипа, М. Юхма тянется больше к документам и воспоминаниям. Все это дает основание сказать, что прототип, как развивающая категория тесно связан с творческой индивидуальностью художника слова.

Писатель вынужден задумываться и над особенностями исторической эпохи, в которую жил И. Яковлев. Например, Я. Ухсай в судьбе Яковлева внимательно изучает трагизм эпохи, Н. Терентьев считает, что важней показать романтичность фигуры Яковлева, С. Эльгер показывает лучшие черты личности. В связи с этим возникает тяга мастеров слова к тому или иному стилю. А. Артемьев пристально изучает внутренний мир своего героя, Я. Ухсай останавливается на противоречивости персонажа произведения и т.д. В становлении яковлевианы на передний план выходит феномен очеркового стиля. Это наблюдается как в поэзии, так и в прозе. А одним из главных форм повествования становится публицистическое рассуждение. Заметную роль также играли приемы риторического построения речи.

Взаимодействие прототипа и образа, как показывает исследование, явление весьма неоднородное и очень объемное. Оно объединяет в себе такие стороны, как творческая деятельность исторического лица, описание его портрета, раскрытие характера отношение автора к изображаемым событиям и т.д. Проблема прототипа тесно взаимодействуют с особенностями жанрового своеобразия художественного произведения.

Анализ литературы первых десятилетий яковлевианы показывает, что в большинстве случаев образ И. Яковлева отражается объективно но в то же время в 20-40-х годах XX века по ряду идеологических и субъективных причин наблюдается негативное изображение. Это объясняется политикой, которая главенствовала в высших инстанциях власти, когда была чрезмерно сильная боязнь сепаратизма. И в этот период писатели начинают показывать дела просветителя чувашского народа отрицательно, односторонне, в духе узких классовых позиций и воинствующего атеизма.

Литература первой половины XX в. заложила весьма плодотворные и ценные традиции в становлении художественной биографии не только И. Яковлева, но и жанра художественной биографии в национальной литературе вообще.

Чувашская литература в отношении прототипа И. Яковлева и его образа во второй половине XX в. наиболее реалистично и объективно освещает жизнь и деятельность патриарха за счет привлечения архивных документов, мемуарных сведений, биографических материалов, воспоминаний воспитанников педагога и т.д.

Как показывает исследование, художественное отображение И. Яковлева в жанрах поэзии значительное достижение принадлежит классикам чувашской литературы и народным поэтам Чувашии. В художественной прозе вершины яковлевианы новейшего времени достиг народный писатель Чувашии A.C. Артемьев, а образ И. Яковлева в драматургии наиболее удачно раскрыл народный писатель Чувашии Н.Т. Терентьев.

На основе изучения жизни и деятельности И.Я. Яковлева и анализа отражения его в художественной литературе, исследовано своеобразие отображения прототипа в чувашской литературе с XIX-XX вв.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Трофимов, Леонид Юрьевич, 2005 год

1. Литература по общим вопросам теории литературы и эстетики

2. Андронникова, 1974 Андронникова М.И. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и в кино. - М.: Наука, 1974. - 262с.

3. Аристотель, 2000 Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: «Азбука», 2000.-348с.

4. Бахтин, 1975 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Ху ,ож. лит., 1975.-504с.

5. Бахтин, 1986 Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Худож. лит., 1986. - 542с.

6. Бахтин, 1979 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сборник избранных трудов. - М.: Искусство, 1979. - 424с.

7. Белинский, 1955 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т-М.: Изд-во АН СССР, Т.7. - 1955. - 739с.

8. Белинский, 1978 Белинский В.Г. Разделения поэзии на роды и виды: В 9 т. - М.: Худож. лит., Т.З. - 1978. - С.295.8. »елинский, 1955 Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т.- М.: Худож. лит., Т.8. — 1982. - 783с.

9. Белинский, 1953 Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. - М.: Худож. лит., Т.1. - 1982. - 733с.

10. Введение, 2000 Введение в литературоведение /Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высш. шк., 2000. - 556с.

11. Введение, 1983 Введение в литературоведение: Хрестоматия /Под ред. П.А. Николаева. - М.: Высш. шк., 1988. - 480с.

12. Веселовский, 1989 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Вы.;ш. шк., 1989.-404с.

13. Воробьева, 1978 — Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера. М.: Наука, 1978. - 264с.

14. Гачев, 1972 Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. Часть I. - М.: Искусство, 1972. - 200с.

15. Гачев, 1998 Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. -М.: Изд. Центр «Академия», 1998. - 432с.

16. Гегель, 1971 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. Т.З - М.: Искусство, 1971.-621с.

17. Гинзбург, 1971 — Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1971.-224с.

18. Голсуорси, 1962 Голсуорси Дж. Собрание сочинений: В 16 т. Т.16. — М.: 1962.-511с.

19. Горький, 1953 Горький A.M. Собрание сочинений: В 30 т. Т.24. — М.: Гослитиздат, 1953.-576с.

20. Горький, 1953 Горький A.M. Собрание сочинений: В 30 т. Т.26. - М.: Гослитиздат, 1953.-464с.

21. Гуляев, 1985 Гуляев H.A. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1985. -271с.

22. Даль, 1956 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.2.- М.: Иностр. и нац. словарей, 1956. — 779с.

23. Даль, 1956 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.З. -М.: Иностр. и нац. словарей, Т.З. 1956. - 555с.

24. Добин, 1956 Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. - Л.: Сов. писатель, 1956. - 232с.

25. Добин, 1976 Добин Е.С. Сюжет и действительность. - Л.: Сов. писатель, 1976.-496с.

26. Добин, 1981 Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство деталей. — Л.: Сов. писатель, 1981. -431с.

27. Дремов, 1961 Дремов A.K. Идеал и герой. - М.: Искусство, 1961. -200с.

28. Жирмунский, 1972 Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. - Д.: Наука, 1972. - 493с.

29. Жирмунский, 1977 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стиль. - Л.: Наука, 1972. - 407с.

30. Зись, 1975 Зись А.Я. Искусство и эстетика. - М.: Искусство, 1975. -180с.

31. Карамзин, 1984 Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. /Н.М. Карамзин. -Л.: Худож. лит., Т.2. - 1984. - 455с.

32. Кожинов, 1990 Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Сов. Россия, 1990. - 544с.

33. Левидов, 1983 Левидов A.M. Автор - образ - читатель: 2-е изд., доп. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 350с.

34. ЛЭС, 1987 Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энцикл., 1987. - 752с.

35. Лихачев, 1968 Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения //Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С.74-87.

36. Лихачев, 1973 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпоха и стили. - Л.: Наука, 1973. - 254с.

37. Новиков, 1971 Новиков В.В. Художественная правда и диалектика творчества. — М.: Сов. писатель, 1971. - 400с.

38. Потебня, 1976 Потебня A.A. Эстетика и поэтика: Сборник. - М.: Искусство, 1976.-614с.

39. Пути, 1980 Пути анализа литературного произведения /Под ред. Б.Ф.Егорова. - М.: Просвещение, 1980. - 222с.

40. Словарь, 1974 Словарь литературоведческих терминов /Ред. сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1974. — 509с.

41. Сучков, 1973 Сучков Б.Л. Историческая судьба реализма. - М.: Сов. писатель, 1973.-503с.

42. Толстой, 1983 Толстой А.Н. Полное собрание сочинений: В 15 т. Т. 13.Неопубликованные материалы: 1902-1940 гг. - М.: Гослитиздат, 1983. -505с.

43. Хализев, 1999 Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1999.-398с.

44. Храпченко, 1986 -Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит., 1986. - 439с.

45. Храпченко, 1977 Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4-е. - М.: Худож. лит., 1977. - 446с.

46. Храпченко, 1985 Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. - М.: Сов. писатель, 1983. — 346с.

47. Чернышевский, 1955 Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - М.: Гослитиздат, 1955. - 223с.

48. Шагинян, 1932 Шагинян М.С. Дневники: 1917-1931. - М.: Гослитиздат, 1932.-343с.

49. Шагинян, 1986 Шагинян М.С. Собрание сочинений: В 9 т. Т.2. - М.: Худож. лит., 1986. - 536с.

50. Щербина, 1973 Щербина В.Р. Писатель в современном мире: Литература. Идеология. Культура. - М.: Сов. писатель, 1973. - 575с.1.. Критические статьи и литературоведческие работы по вопросам национальных литератур и яковлеведению. Мемуары и воспоминания

51. Абрамов, 1998 Абрамов В.А. Сила слова и образа: Исследования и статьи на литературную тему. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. — 112с. (на чуваш, яз.).

52. Актуальные, 1983 Актуальные проблемы чувашской литературы: Сб.ст. НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР -Чебоксары, 1983.-179с.

53. Александров, 1992 Александров Г.А. Иван Яковлевич Яковлев в 1917-1920 годы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. - 91с.

54. Александров, 1993 Александров Г.А. Мнение священника о просветителе Яковлеве: Протоиерей Д.Ф. Филимонов об И.Я. Яковлеве. // Чйваш ен. - 1993. - 26 июня - 3 июля (№ 26). - С. 12.

55. Алексеев, 1986 Алексеев A.A. Электаран дырса илнё //Ялав. — 1986. -№ 10.-С.24.

56. Андреев, 1998 Андреев Ф. Творческое мышление зовет в страну прекрасного //Канаш. - 1998. - Нояб. (№ 46). - С.6.

57. Арсентьев, 1968 Арсентьев И. Чаваш просветителёшён /Лаван Атйл. - 1968. - № 4. - С.82-84.

58. Артемьев, 1984 Артемьев A.C. Пурнад чанлйхёпе писатель асталахё: Статьясемпе рецензисем. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1984.-248с.

59. Артемьев, 1977 Артемьев Ю.М. Становление социалистического реализма в чувашской литературе. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1977. — 158с.

60. Артемьев, 2003 Артемьев Ю.М. Страсть к полемике: Статьи, рецензии. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 194с.

61. Артемьев Артемьев Ю.М. Чувашская литература на рубеже двух веков. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 296с.

62. Ашмарин, 2003 Ашмарин Н.И. Чувашская народная словесность. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 430с.

63. Василевский Василевский В. Образ Яковлева - яркий, титанический Предисл. //Юхма М.Н. Наследие: Роман. - Чебоксары, 1999. - С.3-8.

64. Васильев, 1983 Васильев A.B. Становление и развитие жанров в дореволюционной чувашской литературе XVIII-XIX вв. //Чувашская литература: Тенденции развития, стилевые поиски. Сб. ст. - Чебоксары, 1983.-C.3-29.

65. Васильев, 1974 Васильев A.B. Черты просветительства в дореволюционной чувашской литературе //Чувашский яз., лит. и фольклор. Вып. 4. - Чебоксары, 1974. - С.296-326.

66. Владимиров, 1979 Владимиров Е.В. В русле времени. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. - 232с.

67. Владимиров, 1975 — Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 166с.

68. Владимиров, 1982 — Владимиров Е.В. Обретение традиций. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. -212с.

69. Владимиров, 1965 Владимиров Е.В. Чувашская проза послевоенных лет (1945-1953 гг.): Ученые записки ЧНИИ. Вып. 28. - Чебоксары, 1965. -С.179-193.

70. Волков, 1961 Волков Г.Н. И.Я. Яковлев о театре //Театр - 1961. -№ 7. -С.151-158.

71. Воронцов, 1982 — Воронцов Г.И. Иван Ивник: Жизнь и творчество. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. 72с.

72. Данилов, 1972 Данилов Г.Д. В Чувашском академическом. //Театр. -1972. - № 9. - С.52-53.

73. Дедушкин, 1983 Дедушкин Н. Героика былых дней: О романе А.Артемьева «Перед бурей» //Советская Чувашия. - 1983. - Февр. (№ 40). -С.З.

74. Дедушкин, 1990 Дедушкин Н. Унан пурнад кёнеки /Лаван Атал. -1990. - № 4. - С.20-21.

75. Долгов, 1980 Долгов В.А. Образ Ленина в сердце народа. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1980. - 208с. (на чуваш, яз.).

76. Долгов, 1963 Долгов В.А. Образ чувашской литературы. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1963. - 403с. (на чуваш, яз.).

77. Долгов, 1955 Долгов В.А. Поэма о доме в Горках - Ленинских //Советская Чувашия. - 1955. - Дек. (№ 11). - С.З.

78. Долгов, 1973 Долгов В.А. £амрак Ленин пырса дуРен^ <?УРТ //Ялав. - 1973. - № 4. - С.27-29.

79. Иванов, 1980 Иванов А., Золотов П., Иварбаев В. «Чёмпёр дути» повесть пирки //Таван Атйл. - 1980. -№ 3. — С.54-55.

80. Иванов, 1980 Иванов И.И. Кашни кёнекен хайён шапи: Критикйлла статьясем. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1980. - 152с.

81. Иванов, 1975 Иванов И.И. Литературные герои и их прототипы //Родная Волга. — 1975. - № 7. - С.73-77. (на чуваш, яз.)

82. Иванов, 1988 Иванов И.И. Народный писатель Чувашии А.С.Артемьев: Жизнь и творчество. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988. -93с.

83. Иванов, 1985 Иванов И.И. Чаваш халах писателё А.С.Артемьев: Пурнадёпе пултарулахё. - Шупашкар: Чйваш кён. изд-ви, 1985.-61с.

84. Канюков, 1971 Канюков В.Я. От фольклора к письменности. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 126с.

85. Комиссаров, 2003 Комиссаров Г.И. О чувашах: Исследования, воспоминания, письма. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 558с.

86. Критика, 1984 Критика и время: Литературно-критический сборник (Сост. Н.П.Утехин). - Л.: Лениздат., 1984. - 334с.

87. Кузнецов, 1930 Кузнецов И.Д. За марксистскую методологию литературы //Народное просвещение. - 1930. - № 7-8. - С.43-45.

88. Кузнецов, 1930 Кузнецов К. «Олимпи савадё» (Литература амартуне килнё «Поэтпа миссионер» поведе «Сунтала» вулакан хаклани //Сунтал. - 1930. - № 9. - С.22-23.

89. Кузнецов, 1930 Кузнецов И.Д. Чаваш поэзийёнчи идеологи юхамё //Сунтал. - 1930. - № 1. - С.16-18.

90. Кураков, 1997 Кураков Л.П. ИЛ.Яковлеван пурнад тёллевё // И.Я.Яковлев и Симбирская центральная чувашская школа. - Чебоксары, 1997.-С.З-4.

91. Маркелов, 1959 Маркелов И.А. Общественно-политические взгляды И.Я.Яковлева. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. - 59с.

92. Муромцев, 1968 Муромцев Н.В. Симбирская чувашская учительская школа. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1968. - 32с.

93. Николаева, 1998 Николаева А.Н., Воронцова О.Г. К вопросу о литературном портрете И.Я. Яковлева //Вестник: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.- 1998. Апр.(№ 2). - С.З.

94. Одюков, 1971 Одюков И.И. Иван Яковлевич Яковлев: Фотоальбом. Одюков И.И., Богдяж Ю.И.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 134с.

95. Одюков, 1969 Одюков И.И. Образ И.Я.Яковлева в чувашской литературе //Учен. Зап. ЧНИИ. Вып. 42. - Чебоксары, 1969. - С.135-152.

96. Павлов, 1970 Павлов Н.С. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 146с.

97. Рекеев, 1910 Рекеев А. Шаг длиною в 25 лет //Православный вестник. -Казань, 1910.-С.39-46.

98. Рекеев, 1893 Рекеев А. Чувашская учительская школа в Симбирске и женские училища при ней //Православный благовестник. Кн. 8. — Казань, 1893.-340с.

99. Родионов, 2001 Родионов В.Г. Игнатий Иванов: Творческий портрет.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. 80с.

100. Родионов, 1989 Родионов В.Г. К вопросу о национальном самосознании чувашей в конце XIX - нач. XX века. //Вопросы традиционной духовной культуры чувашей: Сб. ст. ЧНИИ. -Чебоксары, 1989. - С.63-74.

101. Родионов, 2000 Родионов В.Г. Творческая история произведений К.В. Иванова //Константин Иванов: Новые исследования. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. - 84с. (на чуваш, яз.)

102. Родионов, 2000 Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления //Известия НАНИ ЧР. - 2000. - № 1. - С. 128-135.

103. Родионов, 1989 Родионов В.Г. Дмитрий Юман - //Чувашская литература: Вопросы стиля и поэтики. - Чебоксары: ЧНИИ, 1989. — С. 112-127 (на чуваш, яз.)

104. Родионов, 2002 Родионов В.Г. Чувашская литература (вторая половина XIX в.): Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2002. -248с.

105. Родионов, 1982 Родионов В.Г. Чувашская литература и сегодняшний читатель: Молодежь и мастерство. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. -С.118-127. (на чуваш, яз.)

106. Родионов, 1992 Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развитие. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 224с.

107. Родионов, 1986 Родионов В.Г. Чувашское и тюркское стихосложение: Учеб. пособие. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986. -80с.

108. Саламбек, 1959 Саламбек И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш /Под ред. М.Я. Сироткина. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. - 144с.

109. Симбирский, 1906 Симбирский вестник. - 1906. - № 168,169. -НА ЧНИИ - Отд. II. - Т. 186. - С.4.

110. Сироткин, 1968 Сироткин М.Я. И.Я.Яковлевпа чаваш литератури //Ялав. - 1968. -№11.- С.23-26.

111. Сироткин, 1956 Сироткин М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. - 351с.

112. Спиридонов, 1961 Спиридонов С.С. Философские и социалистические воззрения чувашского просветителя И.Я.Яковлева. — М.: Наука, 1961.-62с.

113. Тенюшев, 1990 Тенюшев И.Я. И.Я.Яковлев - публицист. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. - 142с.

114. Тенюшев, 2003 Тенюшев И.Я. Публицистика на службе чувашскому народному делу. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 232с

115. Трофимов, 2004 Трофимов Л.Ю. К вопросу об образе И.Я. Яковлева в творчестве A.C. Терентьева //Диалекты и история тюркских языков во взаимодействии с другими языками: Сб. науч. ст. - Чебоксары, 2004. -С. 218-220.

116. Трофимов, 1998 Трофимов Л.Ю. Чёмпёр чйваш шкулё чаваш литературинче санланни //Школа государственной жизни, науки и приобщения к мировой цивилизации: Материалы конф., посвященные 130-летию Симбирской чувашской школы. - Чебоксары, 1998. - С. 167-170.

117. Трофимов, 2001 Трофимов Л.Ю. Поэт шапине татса пана /Лаван Атйл. - 2000. - № 4. - С.66.

118. Ухсай, 1998 Ухсай Я. Симбирск: Отрывок из поэмы //Знамя. - 1998. — № 2. -С.31-34.

119. УЗ, 1969 Ученые записки НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров ЧАССР. Вып. 42. Посвящается 100-летию со времени открытия Симбирской чуваш, учит. шк. и 120-летию со дня рождения И.Я.Яковлева. - Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ, 1969. - 184с.

120. Федоров, 1999. Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы //Проблемы национального в развитии чувашского народа.- Чебоксары, 1990. - С.176-180.

121. Федоров, 1996 Федоров Г.И. Сйнарлй сёмах шыравё. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1996.-224с.

122. Федоров, 1994 Федоров Г.И. Теория художественной речи. Методические указания. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994. - 88с. (на чуаш. яз.)

123. Федоров, 1996 Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов: Монография. - Чебоксары: ЧГИГН, 1996. - 304с.

124. Федоров, 2004 Федоров Г.И. Чувашская литература (1945-1985 гг.): Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. — 516с.

125. Федоров, 2000 Федоров Г.И. Чувашская повесть 1967-1990 гг.: Вопросы теории и истории //Образ: Исследования. - Чебоксары, 2000. — С. 10-64.

126. Хлебников, 1984 Хлебников Г.Я. Метод и мастерство: Сборник статей. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - 246с. (на чуваш, яз.)

127. Хлебников, 1990 Хлебников Г.Я. Поэтика советской чувашской литературы. Ранний период (1917-1922): Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1990. - 92с.

128. Хлебников, 1971 — Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 184с.

129. Хлебников, 1973 Хлебников Г.Я. Творческий путь П.П. Хузангая //Чувашский язык, литература и фольклор: /НИИ ЧАССР. - Чебоксары, 1973.-Вып. 2.-С.154-157.

130. Хлебников, 2001 Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 302с.

131. Хлебников, 1966 Хлебников Г.Я. Чувашский роман. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. -212с.

132. Хузангай, 1987 Хузангай А.П. Поиск слова: Литературно-критические статьи. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. - 191с.

133. Художественный, 1982 Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. - Чебоксары: ЧНИИ, 1982. - 84с.

134. Чекушкин, 1989. Чекушкин B.C. Поэма «Последний из булгар» //Чувашская литература: Вопросы стиля и поэтики. - Чебоксары: ЧНИИ, 1989. - С. 128-136. (на чуваш, яз.)

135. Чекушкин, 1994. Чекушкин B.C. Ухсай Яккавё // Хлебников Г.Я. Чаваш литератури: Учебник 11 кл. /Г.Я. Хлебников, B.C. Чекушкин. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1994.-240с.

136. Чувашская, 1992 Чувашская литература: Вопросы истории и теории: Сб.ст. /НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. Респ. - Чебоксары, 1992. - 201с.

137. Чувашская, 1989 Чувашская дореволюционная литература (до XX века). - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. - 302с.

138. Чувашская, 1983 Чувашская литература - тенденции развития стилевые поиски: Сб.ст. /НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары, 1983. - 192с.

139. Эзенкин, 1989 Эзенкин B.C. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики. (1956-1970): Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1989. - 80с.

140. Эзенкин, 1976 Эзенкин B.C. Путь к роману. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. -96с.

141. Эзенкин, 1992 Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики 1917-1970-е годы. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992.-200с.

142. НЗ.Юмарт, 1992 Юмарт Г.Ф. Тепёр хут калармалла мар-ши? //Чаваш ен. - 1992. - Фев. (№ 8). - С.8.

143. Юрьев, 1988 Юрьев М.И. Писатели советской Чувашии. /Юрьев М.И. Романова З.В.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988. - 416с.

144. Яковлев, 1958 Яковлев А.И. Иван Яковлевич Яковлев: 1848-1930 /Под ред. Ф.И.Петрова. Изд-2-e. - Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1958. -120с.

145. Яковлев, 1968 И.Я.Яковлев в воспоминаниях современников /Подгот. текста и коммент. В.Я.Канюкова. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1968.-150с.

146. Яковлев, 1930 И.Я.Яковлев. Некролог //Народное просвещение. -1930.-№ 11-12.-С.55-57.

147. Яковлев, 2002 Яковлев И.Я. Верьте в Россию и любите ее. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 304с.

148. Яковлев 1982 Яковлев И.Я. Воспоминания /Редкол.: Г.Н.Плечов и др. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 272с.

149. Яковлев, 1983 Яковлев И.Я. Воспоминания: 2-е изд. доп. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. - 286с.

150. Яковлев, 1986 И.Я.Яковлев: Жизнь и деятельность просветителя чувашского народа в рисунках П.Сизова. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986.-62с.

151. Яковлев, 1971 И.Я.Яковлев и его школа. ЧГПИ им. И.Я. Яковлева. -Чебоксары, 1971.-304с.

152. Яковлев, 1989 И.Я.Яковлев: Из переписки. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.-320с.

153. Яковлев, 1997 — И.Я.Яковлев и Симбирская Центральная чувашская школа И.Я.Яковлев тата Чёмпёрти тёп чаваш шкулё: материалы научн. конф. /Редкол.: Петров Н.П., Сергеев В.И. (отв. ред.), Краснов Н.Г. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1997. - 58с.

154. Яковлев, 1993 И.Я.Яковлев и просвещение народов Поволжья. -Ульяновск-Чебоксары, 1993. - 339с.

155. Яковлев, 1971 Яковлев И.Я. Объяснительная записка В.И.Ленину //И.Я.Яковлев и его школа. - Чебоксары, 1971. - С.273.

156. Яковлев, 1985 Яковлев И.Я. Письма /Ин-т яз. лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР; Предисл. Г.Н.Плечова, Н.Г.Краснова. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. — 363с.

157. Яковлев 1993 Яковлев Ю. Сплошная драма //Молодежка. - 1993. -Сент. (№ 9). — С.5.

158. I. Оригинальные тексты чувашской художественной литературы, освещающие жизнедеятельность И.Я.Яковлева

159. Алга, 1998 Алга А. Мухтавла Кушка //«Хыпар» кёнеки. - 1998. -Апр.(№ 31). — С.З.

160. Андреев, 1980 Андреев Ф.А. Свет Симбирска. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1980. - 200с. (на чуваш, яз.)

161. Андреев, 1980 Андреев Ф.Прощай, Симбирск //«Хыпар» кёнеки. -1980.-Апр. (№ 84). - С.4.

162. Артемьев, 1982 Артемьев A.C. Перед бурей: Роман. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 400с.

163. Артемьев, 1975 Артемьев A.C. Перед бурей: Роман. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. - 272с. (на чуваш, яз.)

164. Артемьев, 1970 Артемьев A.C. Увядшие молодыми. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. - 1970. - 168с. (на чуваш, яз.)

165. Виръял, 1981 Виръял Ю.П. (Петров). Чйваш прометейё //Коммунизм ялавё. - 1981. - Сент., 27(№ 181). - С.З.

166. Воробьев, 1974 Воробьев A.A. Севе хёрринчи дурт //Йамра: Поэмасем. — Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1974. - С.14-26.

167. Волков, 1998 Волков Г.Н. Судьба патриарха: Роман-эссе. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. - 350с.

168. Давыдов, 1998 Давыдов В. Яковлева сума суса //«Хыпар» кёнеки. -1998.-Апр. (№31).-С.З.

169. Дмитриева, 1975 Дмитриева М.Д. Детство: Повесть. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. - 192с.

170. Ермилов, 1975 Ермилов А.Ф. Говорит Симбирский камень: Поэмы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. -40с.

171. Ефимов, 1998 Ефимов Г. Великий просветитель //Родная Волга. — 1998. - № 2. - С.З. (на чуваш, яз.)

172. Ефимов, 1998 Ефимов Г. Улап //Ялав. - 1998. - № 2. - С.36.

173. Иванов, 1984 — Иванов И. Как я поехал в Казань учиться //Дореволюционная чувашская литература: В 2 т. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, Т.1. - 1984. - С.144-147.

174. Иванов, Иванов И. Сын чувашского народа //НА ЧНИИ. - Отд. IV, T. II.-C.34.

175. Иванов, 1998 Иванов К. Хальхи самана //«Хыпар» кёнеки. - 1998. -Апр. (№31). — С.11.

176. Иванов, 1957 Иванов К.В. Собрание сочинений. - Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1957. — 458с.

177. Кибеч, 1998 Кибеч А. Улап //Хыпар. - 1998. - Сент. (№ 36). - С.7.

178. Павлов Павлов Ф.П. Собрание сочинений: Поэзия, драматургия, проза, очерки, статьи, письма. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 574с.

179. Петров — Петров П.Т. Кушка ачи. Иккёмёш кёнеке. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1976.-248с.

180. Петров Петров П.Т. Мальчик из чувашского села: Повесть. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. — 240с.

181. Сидоров, 1990 Сидоров Н. Слеза Симбирска //Родная Волга. - 1990. №5. С.4-16.

182. Сказки, 1908 Сказки и предания чуваш. - Симбирск: Тип. А. и М. Дмитриевых, 1908. - 116с. (на чуваш, яз.)

183. Тал-Мрза, 1928 Тал-Мрза Г. Вайлисен айапё: Чёмпёрти чйваш шкулёнче пулна 6 пайлй трагеди//Сунтал. - 1928. — № 10. -С.7-13.

184. Терентьев, 1975 Терентьев Н.Т. Волны бьют о берег: Пьесы. - М.: Сов. пис., 1975.-280с.

185. Терентьев, 1987 Терентьев Н.Т. Колокола души: Пьесы. - М.: Сов. писатель, 1987.-400с.

186. Тимбай, 1998 Тимбай А. Кушкасем. // «Хыпар кёнеки». — 1998. -Апр. (№ 31). -С.8.

187. Тимбай, 1998 Тимбай А. Таван ен: Поэма //Канаш. - 1998. - Апр. (№ 25). — С.23.

188. Ухсай, 1941 Ухсай Я.Г. Ёмёт. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1941.-104с.

189. Ухсай, 1956 Ухсай Я. Перед домом Ленина // Ухсай Я.Г. Время. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956. - С.3-14. (на чуваш, яз.)

190. Ухсай, 1998 Ухсай Я. Чёмпёр: Поэма сыпакё //Ялав. - 1998. - № 2. -С.89-95.

191. Хузангай, 1964 Хузангай П.П. Великое сердце. - М.: Сов. Россия, 1964. - 151с.

192. Хусанкай, 1960 Хусанкай П. Горкари дурт //Хузангай П.П. Поэмасем. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, I960. - С.186-195.

193. Хусанкай, 1998 Хусанкай П. Тапра // «Хыпар кёнеки». - 1998. -Апр. (№ 31). — С.З.

194. Хусанкай, 1998 Хусанкай П. Иван Яковлевич // «Хыпар». - 1998. -Апр. (№25).-С.З.

195. Хусанкай, 1930 Хусанкай П. Поэтпа миссионер //Сунтал. - 1930. — № 4-5. - С.10-14.

196. Хусанкай, 1930 Хусанкай П. Юлашки палхар Поэма. // Чаваш литератури: Поэтикапа стиль ыйтавёсем. - Шупашкар: ЧНТИ, 1989. — С.136-142.

197. Хусанкай, 2002 Хусанкай П. ÇbipHHceH пуххи. 3 т.: Поэмасем. — Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 2002. - 542с.

198. Чебанов, 1998 Чебанов А. Чаваш касси: Сава //Канаш. - 1998. -Апр. (№ 25). - С.2.

199. Чичканов, 1965 Чичканов П.Н. Кавар чёре. — Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви: 1965.-253с.

200. Шагинян, 1959 Шагинян М.С. Ульяновсен кил-йышё: Роман хроника. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1959. - 152с.

201. Шелепи,1928 Шелепи H. Даровитый сирота //Шаг. - 1928. - № 1. -С.8-12. (на чуваш, яз.)

202. IIIynyççbiHH, 1958 Шупуддыни Н. Хунар дути //Васильев Н.В. Суйласа илнисем. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1958. - С.118.

203. Шелепи, 1998 Шелепи Н. Чёмпёр чаваш шкулё // «Хыпар кёнеки». - 1998. - Апр. (№31). - С.5.

204. Ыръят, 1998 Ыръят А.Г. (Дмитриев). Юбилей ячёпе, Шурсухалам! // Канаш. - 1998. - Апр. (№ 25). - С.З.

205. Элкер, 1953 Элкер C.B. Шурампуд килсен: Роман. - Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1953. - 358с.

206. Элкер, 1963 Элкер C.B. ÇbipHnceHe пухса каларни: 5 т. тухать. — Шупашкар: Чаваш патш. изд-ви, 1960-1964. - Т.4. - 1963. - 470с.

207. Юман, 1975 Юман А.Ф. (Ефимов). Чёмпёр чулё каладать: Поэмасем. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви: 1975. - С.3-15.

208. Юман, 1997 Юман Д.П. Избранные произведения. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. - 543с.

209. Юркин, 1993 Юркин И. Чаваш ташманё //Таван Атал. - 1993. -№ 2. - С.48-49.

210. Юркин, 1932 Юркин И.Н. Иут: Пьеса Ал дыру. - 1932. - 170с. //ЧНТИАА. - I уйр. хр., 62 т. - 3498 №. Пер. загл.: Юркин И.Н. Иуда. НА ЧНИИ. - Отд. I. - Т.62. - № 3498.

211. Юхма, 1986 Юхма М.Н. Эткер: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1986.-448с.

212. Юхма, 1990 Юхма М.Н. Термен: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1990.-464с.

213. Юхма, 1991 Юхма М.Н. Анне дакарё: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1991.-447с.

214. Юхма, 1992 Юхма М.Н. Атте пахчи: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1992. -496с.

215. Юхма, 1999 Юхма М.Н. Наследие: Роман. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1999. -496с.

216. Яковлев, 1966 Яковлев И.Я. Детские рассказы. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. — 46с.

217. Яковлев, 1992 Яковлев И.Я. Духовное завещание чувашскому народу /Сост. М.Р. Федотов. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та - 1992. — 30с.

218. Ялгир, 1998 Ялгир П.А. (Тихонов) Канна Кушки: Сава //Ялав. -1998.-№2.-С.37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.