Художественное развитие учащихся 5-7 классов в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кропина, Регина Александровна

  • Кропина, Регина Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 155
Кропина, Регина Александровна. Художественное развитие учащихся 5-7 классов в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2006. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кропина, Регина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 Художественное развитие школьника как педагогическая проблема

1.1 Художественное развитие детей средствами изобразительной деятельности и искусства.

1.2 Критерии оценки художественного развития школьников

5-7 классов общеобразовательной школы.

ГЛАВА 2 Отечественный опыт обучения композиции в условиях общеобразовательной школы 2.1 Ретроспективный анализ содержания и методов обучения композиции на уроках изобразительного искусства.

2.2 Развивающие методы обучения подростков композиции в современной школе.

ГЛАВА 3 Опытно-экспериментальное исследование художественного развития школьников в процессе обучения композиции

3.1 Теоретическое обоснование методики проведения экспериментальной работы.

3.2 Результаты исследования художественного развития школьников в процессе обучения композиции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное развитие учащихся 5-7 классов в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства»

Одна из основных проблем XX века - необходимость гуманизации социальной жизни, то есть очеловечивания общественных отношений. В ходе перемен, которые переживает наша страна, школа должна готовить учащихся к решению принципиально новых задач, что невозможно без осознания учениками своего внутреннего мира.

Выбор темы диссертационного исследования «Художественное развитие школьников 5-7 классов в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства» обусловлен тем, что потенциал, заложенный в изучении композиции, способствует прогрессу художественного развития и, тем не менее, остается невостребованным. Занятия композицией являются продуктивным способом художественного развития, так как содержат творческое начало. Эти занятия включают в себя следующие виды деятельности: сбор материала по теме работы, наблюдения, рисунки с натуры и работа над эскизами. Совершенствовать композиционные работы помогает анализ произведений великих мастеров, позволяющий проникнуть в специфику труда художника. В то же время, когда увлечение изобразительной деятельностью начинает угасать вследствие так называемого подросткового «кризиса рисования», именно занятия композицией стимулируют художественное развитие. Таким образом, постижение законов композиции на уроках изобразительного искусства в значительной мере может помочь преодолеть этот кризис.

В настоящий период существует настоятельная потребность разрешить острое противоречие между потенциальными возможностями композиции и реальной долей этих занятий, способствующих художественному развитию школьников. Это противоречие возникает в ходе обучения подростков изобразительному искусству, - ученики, получая задание, хорошо представляют себе ход будущей работы, и, понимая ее смысл, тем не менее, начинают испытывать значительные трудности, воплощая свой замысел на бумаге. Преодоление разрыва между замыслом и его реализацией возможно с помощью таких методов, как развивающее обучение и композиционные упражнения.

На занятиях композицией в условиях урока изобразительного искусства у детей идет сложнейший процесс отражения через творчество собственного внутреннего мира, а понимание творчества художника в целом приводит к развитию способности осмысления человеческих чувств и возможности передачи их в рисунке.

Опыт педагогической работы позволяет сделать заключение, что через осознанное восприятие искусства происходит художественное развитие ученика. Постижению искусства должны способствовать занятия композицией, помогающие понять сложнейший процесс отражения в творчестве внутреннего мира художника.

Создать творческую атмосферу урока, подводящую учащегося к рождению идеи рисунка - это сложнейшая психолого-педагогическая проблема в обучении изобразительному искусству. Бесспорно, что необходимо педагогическое руководство всем творческим процессом, в котором, как известно, есть интуитивные моменты. В то же время, создание педагогической ситуации, активизирующей все творческие процессы, помогает найти пути к преодолению возникающих трудностей, при чем необходимо тщательно следить за тем, чтобы в ходе усвоения технических приемов не исчезло цельное восприятие живописного произведения. В этом видится залог успешного художественного развития учащихся.

Актуальность темы диссертации определяется необходимостью исследовать художественное развитие школьников в период формирования современной модели образования.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение. определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности.»1. Для достижения современного качества общего образования планируется «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности»2.

Необходимо подчеркнуть, что выпускники современной школы в своем большинстве не владеют элементарной художественной грамотой и навыками художественного изобразительного искусства. Неразвитая и поэтому неосознанная потребность в общении с искусством приводит к тому, что молодые люди не могут дать оценку художественному явлению и адекватно выразить свои мысли, суждения и чувства.

Как справедливо указывает И. Е. Винт, именно «творческий потенциал становится основной производительной силой, и это означает усиление человеческого фактора, особенность таких качеств как самобытность и самоценность личности. Саморазвитие и самореализация в культуре становится важной общественной ценностью.»3.

Состояние и степень изученности проблемы

Одним из основных вопросов педагогики является развитие учащихся и определение, как условий, так и факторов его успешного осуществления.

Научные подходы к исследованию развития человека заложил Ч. Дарвин, опубликовав в 1877 г. статью о развитие своего сына Додди. В. Прейер в 1882 г. завершил многолетние наблюдения за психофизическим развитием своей дочери, опубликовав книгу «Душа ребенка». Автор собирал свои наблюдения, отмечая моменты возникновения способностей у ребенка.

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-СПб.: КАРО, 2004. - С. 151.

2.Там же.-С. 153.

3 Винт И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей // Педагогика. - 2003. -№3.-С.36.

Ученый особо подчеркивал важность обнаруженного им продолжительного периода любознательности для развития ребенка. Эта книга заложила основы детской психологии как самостоятельной науки. Позднее, аналогичные работы опубликовывает В. Штерн, проанализировавший обширный материал по развитию детей. А. Бине экспериментально исследовал их мышление и создал первый тест по оценке интеллекта. В России подобные наблюдения осуществляли В. М. Бехтерев, И. А. Сикорский.

В психологии развития XX века особенно выделяются психологи Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и детский психиатр Д. Боулби. Этих ученых интересовали ход и механизм процесса развития, каждым были сформулированы свой собственный подход к этому процессу. Пиаже выяснял биологические основы и механизмы логического мышления ребенка. Выготский интересовался, какую роль играет язык в человеческом общении и мышлении и выяснял биологическую основу механизма развития мышления. Боулби изучал влияние родителей на формирование личности и психическое здоровье ребенка. Современные ученые опираются на традиции, заложенные этими исследователями.

Необходимо отметить основоположника педологии С. Холла, в своих работах пытавшегося выявить природу развития детей.

В России вопросами развития детей занимались П. П. Блонский, Н. Н. Ланге, П. Ф. Лесгафт.

Выявлением роли искусства в формировании личности человека еще в XVII в. занимается Я. А. Коменский, а позднее Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллер и И. Г. Песталоцци. В России в XIX в. над этими проблемами работает К. Д. Ушинский.

Проблема художественного развития детей привлекла внимание педагогов уже в к. XIX - нач. XX вв. Стали выходить в свет первые книги о детском творчестве таких авторов, как М. Брауншвиг, В. Вундт, П. Зельтер, Г. Кершенштейнер, К. Риччи, А. М. Шуберт.

Свои рекомендации о занятиях рисованием публикуют Д. Аугсбург,

A. Баумгарт, Т. Вундерлих, В. Кощевич, Ф. Кульман, Э. Мейман, JI. Тедд, Ф. Чада.

В России значительный вклад в разработку методики рисования внесли

B. И. Бейер, Г.-А. Гиппиус, П. Гриневич, П. Дульский, 3. Киприянова, К. М. Лепилов, Э. Мейман, В. С. Мурзаев, Н. А. Рыбников.

В современной науке проблематика развития детского рисунка представлена в исследованиях И. П. Волкова, Н. А. Ветлугиной, О. А. Карабановой, Е. Р. Кузьминой, Г. В. Лабунской, А. А. Мелик-Пашаева, В. С. Мухиной, О. Л. Некрасовой-Каратеевой, Б. М. Неменского, Ю. А. Полуянова, Н. Н. Ростовцева, Н. М. Сокольниковой, Б. П. Юсова.

Проблема художественного развития на занятиях рисованием отражена в трудах психологов А. В. Бакушинского, М. С. Бережной, А. А. Бодалева, Е. И. Исаева, А. Н. Малюкова, А. А. Мелик-Пашаева, В. И. Слободчикова.

Развитию творческого воображения и образного мышления ребенка в процессе изобразительной деятельности посвящены исследования Н. Н. Анисимова, Н. С. Боголюбова, Л. С. Выготского, Т. С. Комаровой, В. А. Крутецкого, И. М. Титовой, Б. П. Юсова, И. С. Якиманской.

Особое значение для художественного развития детей имеет опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Особенностям этого восприятия посвящены труды Р. Арнхейма, Н. Н. Волкова, П. М. Якобсона.

Исследования А. К.Марковой, В. С. Мухиной, С. В. Флериной подтверждают тот факт, что подростковый возраст является наиболее благоприятным для художественного развития средствами изобразительной деятельности.

Технологию развивающего обучения разрабатывают П. Я. Гальперин, И. П. Волков, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Е. Л. Мельникова, А. В. Хуторской, Д. Б. Эльконин.

Вопросам эстетического воспитания и художественного развития на уроках изобразительного искусства подростков посвящают свои работы

Э. А. Верб, В. С. Кузин, В. С. Мухина, Б. М. Неменский, Ю. А. Полуянов, JL Б. Рылова, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов.

Развитию художественных способностей и мировосприятия учащихся в образовательной среде музея посвящены труды Б. А. Столярова, Н. А. Яковлевой.

О композиции и ее значении в теории и практике изобразительного искусства рассуждают художники JI. Альберти, Ф. Ангель, Леонардо да Винчи, Д. Вазари, К. Ван Мандер, Э. Делакруа, Д. Констебль, А. Матисс, Н. Пуссен, М. В. Алпатов, А. М. Васнецов, Н. Н. Волков,

A. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, А. М. Лаптев, Е. А. Кибрик, Г. К. Савицкий,

B. А. Фаворский, К. Ф. Юон и др.

В XX веке выдвигается целая плеяда блестящих педагогов, теоретиков и практиков - А. И. Буров, Е. С. Громов, Е. В. Квятковский, А. Н. Мамонов,

A. М. Матюшкина, Б. С. Мейлах, А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская,

B. А. Сухомлинский, Е. К. Чухман, С. Т. Щацкий, Г. И. Щукина.

Из отечественных пособий XX века необходимо отметить «Методику преподавания рисунка в средней школе», вышедшую в 1951 году. Ее автор, Е. С. Кондахчан, ратуя за рисунок с натуры, самой композиции уделяет весьма незначительное место.

Проблеме обучения школьников композиции посвящены исследования Е. В. Шорохова. В 1974 году выходит в свет его книга «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе», предназначенная для педагогов изобразительного искусства Она содержит советы по проведению занятий композицией, но в известной мере, что вполне естественно, не соответствует современным тенденциям в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Обобщая опыт Шорохова, О. А. Берзиньш предлагает оригинальные упражнения в работе «Методические указания по изучению законов композиции на уроках изобразительного искусства II - VI классов» (1975 г.), которые предназначены для младших школьников.

В. С. Кузин в пособии для учителей «Основы обучения изобразительному искусству в школе» (1977 г.) впервые обращается к развивающим технологиям, а, именно, к проблемному обучению. Тем не менее, его программа рассчитана только на I-VI класс.

В 1989 году Г. В. Беда опубликовывает «Основы изобразительной грамоты» в серии «Библиотека учителя изобразительного искусства». В части «Композиция» автор дает искусствоведческий анализ композиции, который можно применять в беседах о произведениях живописи на уроках изобразительного искусства.

Из современных публикаций необходимо выделить учебник для учащихся 5-8 классов Н. М. Сокольниковой «Основы композиции», который знакомит с базовыми принципами композиции, хотя и не касается вопросов методики преподавания. Обширная библиотека, предназначенная для начальной школы В. С. Мухиной, Ю. А. Полуянова, Т.Я. Шпикаловой также не содержит методического материала для работы с подростками.

Необходимо констатировать, что в современных методических пособиях, адресованных учителю общеобразовательной школы, проблемы обучения композиции и возможностей ее влияния на художественное развитие учеников практически не рассматриваются. Кроме того, отсутствуют исследования, дающие научно-обоснованные методические рекомендации, благодаря которым возможны продуктивные занятиям по композиции на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Объект исследования - процесс обучения композиции на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования - художественное развитие учащихся в процессе обучения композиции.

Цель исследования - на основе педагогического опыта, теоретического анализа и экспериментального исследования форм и методов преподавания композиции на уроках изобразительного искусства определить и обосновать педагогические условия художественного развития школьников в процессе обучения композиции.

Задачи исследования.

Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:

1. Уточнить понятие «художественное развитие» школьников.

2. Провести анализ возрастных периодов художественного развития.

3. Рассмотреть педагогические условия, способствующие художественному развитию на занятиях композицией.

4. Определить критерии художественного развития учеников 5-7 классов.

5. Рассмотреть творческую работу по композиции как один из критериев художественного развития школьников.

6. Проанализировать и систематизировать подходы к обучению композиции на уроках изобразительного искусства в школе.

7. Экспериментально исследовать особенности работы школьников над композиционными заданиями.

8. Разработать комплекс развивающих упражнений по композиции, содействующих художественному развитию учащихся 5-7 классов. Методологической основой исследования являются положения теории философии образования по проблеме активизации процесса обучения (Б. Г. Ананьев, JI. С. Выготский, П. Я. Гальперин, М. И. Махмудов), теории творческой активности личности (В. В. Давыдов, JI. Н. Занков, И. Ф. Харламов, Д. В. Эльконин), теории обучения учащихся изобразительному искусству (В. С. Кузин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова, Е. В. Шорохов).

Для решения поставленных задач представляется целесообразным применить сочетание следующих методов:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников в целях разработки научного обоснования теории и методики художественного развития учащихся.

2. Искусствоведческий анализ и изучение экспертных оценок изобразительной деятельности, фиксирующих уровень художественного развития школьников.

3. Тестирование, анкетирование, интервьюирование.

4. Анализ действующих школьных программ по предмету «изобразительное искусство».

5. Педагогическое наблюдение за композиционно-изобразительной деятельностью школьников.

6. Психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Гипотеза исследования: Художественное развитие учащихся в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства становится более успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

- проведение анализа художественных произведений с точки зрения законов композиции;

- реализация развивающих методов при обучении теоретическим вопросам композиции;

- выполнение специальных упражнений, основанных на единстве логических и интуитивных компонентов художественного мышления;

- осознанное использование знаний композиционных закономерностей в творческой деятельности.

Научная новизна. Теоретическая новизна диссертации состоит в том, что в данном исследовании впервые конкретизируется понятие «художественное развитие» и выделяются его параметры.

Практическая новизна результатов диссертационного исследования заключается в том, что впервые знание законов композиции в изобразительном искусстве и осмысленное использование их в творческих работах подростков рассматривается как один из критериев художественного развития в условиях общеобразовательной школы. Разработанные и экспериментально проверенные в ходе исследования развивающие композиционные упражнения в значительной мере могут преобразовать существующие подходы к обучению изобразительному искусству в общеобразовательной школе и смягчить проблему «кризиса рисования» подростков.

Научные результаты диссертационного исследования, полученные соискателем, заключаются в следующем: в диссертации обоснованы теоретические и практические аспекты развивающих композиционных упражнений; рассмотрено их влияние на развитие восприятия, мышления, фантазии и изобразительных возможностей учащихся; исследованы возрастные особенности обучения композиции на уроках изобразительного искусства, позволяющие показать ее влияние на художественное развитие учащихся 5-7 классов; выявлена роль занятий композицией на уроках изобразительного искусства для художественного развития подростков.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Занятия композицией в значительной мере содействуют пробуждению интереса к изобразительному искусству и переходу к самостоятельному периоду художественного развития.

2. Система композиционных упражнений и развивающие технологии, применяемые на занятиях композицией, выступают необходимым условием художественного развития и активизируют его у подростков, так как способствуют формированию их мышления.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

- уточнено понятие «художественное развитие»;

- проанализированы периоды и факторы художественного развития детей подросткового возраста и педагогические условия, способствующие этому развитию;

- конкретизированы критерии оценки художественного развития учащихся 5-7 классов;

- предложен анализ творческих работ по конкретным показателям (соответствие уровня выполненной творческой работы возрасту ученика, выделение центра и соподчиненности частей, наличие движения и передачи эмоции в рисунке);

- систематизирован теоретический материал по проблеме преподавания композиции на уроках изобразительного искусства.

Материалы диссертации и полученные выводы могут быть использованы для продолжения теоретических исследований в области художественной педагогики общеобразовательной школы.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется тем, что материалы диссертации могут быть востребованы педагогами при создании учебных программ и элективных курсов по изобразительному искусству, а также композиционных заданий с целью диагностики уровня художественного развития подростков. Открывается перспектива разработки курса развивающих упражнений по изобразительному искусству для общеобразовательной школы.

Перспектива диссертационного исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования влияния занятий композицией на художественное развитие детей в условиях дополнительного образования и профориентации в области изобразительного искусства.

Достоверность научных результатов обеспечивается полнотой собранного фактического материала, его многоаспектным анализом в соответствии с апробированными методами исследования и подтверждается итогами опытно-экспериментального исследования художественного развития школьников в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Апробация исследования. Основные положения диссертации подтверждены апробацией в опубликованных диссертантом статьях 2003

2006 гг. (объем публикаций по теме диссертации составляет 2,96 печатного листа), а также в докладах на научно-практических конференциях:

- Региональная научно-практическая педагогическая конференция VI Некрасовские педагогические чтения: «Воспитание вчера, сегодня, завтра.». 14.01.2003. г. Санкт-Петербургское Высшее педагогическое училище (колледж) № 1 им. Н. А. Некрасова.

-VI Российско-американская научно-практическая конференция по актуальным вопросам современного университетского образования. 13-15.05.2003. СПб, РСПУ им. А. И Герцена.

- Герценовские чтения. 22.04.2003. СПб, РСПУ им. А. И. Герцена.

- Международная конференция «Искусство и образование». 18-20 ноября 2004 года. СПб, РГПУ им. А. И. Герцена.

-VIII Российско-американская научно-практическая конференция по актуальным вопросам современного университетского образования. 17-19 мая 2005 года. СПб, РГПУ им. А. И. Герцена.

-IX Российско-американская научно-практическая конференция по актуальным вопросам современного университетского образования. 15-17 мая 2006 года. СПб, РГПУ им. А. И. Герцена.

- четыре городские научно-практических конференциях гимназии №56 (СПб.: 2003-2006).

Ряд экспериментальных заданий апробирован в ходе международного образовательного проекта «Искусство и образование», проводимого МИОН совместно с Министерством образования, науки и культуры Австрии при участии Министерства образования Финляндии (СПб.: 2002-2004). Результаты эксперимента демонстрировались на двух выставках детских работ (обе - СПб.: 2004) в г. Санкт-Петербурге.

Обсуждение диссертации проводилось на аспирантских семинарах и заседания кафедры рисунка РГПУ им. А. И. Герцена.

Материалы исследования отражены в девяти опубликованных диссертантом статьях 2003-2006 гг. (объем публикаций по теме диссертации составляет 2,96 п. л.).

База исследования. Педагогический эксперимент проводился на базах школ № 46, № 47 и ГОУ «Гимназия № 56», лицея № 82 Петроградского района г. Санкт-Петербурга в 1993-2006 гг. в условиях учебного процесса. Возрастная характеристика - учащиеся 5,6 и 7 классов.

Структура и объем диссертации. Диссертация объемом 155 страниц состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 249 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кропина, Регина Александровна

3.2. Результаты исследования художественного развития школьников в процессе обучения композиции

Для фиксации результатов эксперимента сравниваются работы и результаты тестов учащихся экспериментального классов и контрольного классов гимназии №56 и школы №47 Петроградского района г. Санкт-Петербурга, численностью 25 и 30 человек.

Для выявления уровня развития воображения и творческого мышления использовались тесты и анкета для родителей.

1. Для сравнения эмоционального настроения и уровня активности на

222 уроках изобразительного искусства используется методика «градусник» . Для подсчета интегрального коэффициента САН используется формула: К = (С +А + Н):3.

С - самочувствие, А - активность, Н - настроение, оцениваемые учениками по пятибалльной системе.

Результаты экспериментального класса: 4,84. Результаты контрольного класса: 4,13.

2. Для сопоставления индивидуальных особенностей эстетических суждений и оценок произведений изобразительного искусства бкпа применена методика «Вернисаж»223.

222 Барышева Т.Д. Диагностика эстетического развития личности. - СПб. - С. 13.

223 Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. - СПб, 1993. - С. 20.

Ученикам предлагается выбрать из пяти репродукций наиболее понравившуюся картину, придумать название и написать о ней эссе, аргументировав свой выбор. Обработка данных происходит по следующим показателям: общее количество выборов, разнообразие эстетических предпочтений, эмоциональные характеристики отношений, ранжирование предпочтений, особенности аргументации выбора (объект внимания, обобщенность суждений, адекватность). Творческие показатели анализировались по предложенным детьми названиям произведений: оригинальность, гибкость и экспрессия.

В помощь учащимся был предложен план анализа произведения:

• Укажите автора и название произведения.

• К какому жанру относится данное произведение.

• Опишите цвет, колорит, наличие движения и покоя, ритм, глубину пространства произведения.

• Охарактеризуйте главное действующее лицо: поза, жесты, действия героя и выражение лица.

• Опишите чувства:

-свои личные чувства к герою;

-опишите отношение художника к герою;

-опишите чувства героя к самому себе и окружающему миру;

• Сравните отношение художника к герою и свое впечатление от произведения.

Представленные эссе учеников экспериментального класса отличаются от работ контрольного класса разнообразием эстетических предпочтений, эмоциональными характеристиками, аргументированностью своего выбора и обстоятельностью описания репродукции.

3. Для определения уровня развития эмпатии использовался художественно-экспрессивный тест224.

224 Барышева T.A. Эмпатия и восприятие музыки // Взаимодействие искусства в педагогическом процессе. -Л., 1989.-С. 15.

Школьникам были предложены последовательно 16 репродукций, на которых изображены дети, и параллельно задавались вопросы: «О чем думают эти дети?», «Какие они по характеру?», «Какое у них настроение?», «Что они сейчас чувствуют?» и «Что будет дальше?».

Сравнивались ответы учеников экспериментального и контрольного классов по показателям развития эмпатии, предложенным Т. А. Барышевой: оригинальность интерпретации и степень эмоциональной экспрессии ответа.

Результаты экспериментального класса отличались от результатов контрольного класса развернутостью ответов, связной речью, большим количеством увиденных нюансов настроения в картине, как в выражении лиц, так и переданных художественными средствами.

4. Тест «Свобода ассоциаций»225 позволяет определить уровень развития способности к ассоциированию, визуальной креативности, способности к преобразованиям, например, гипотетичности и вариативности мышления.

Оценка результатов производилась по следующим показателям: количество вариантов (ассоциаций), оригинальность (уникальность), разнообразие стратегий (ассоциативные зоны, степень отдаленности ассоциаций).

Результаты экспериментального класса: оригинальность и количество ответов значительно превышает результаты контрольного класса и отражены в таблице.

5. Тест «Нарисуй слово» выявляет уровень развития и силу воображения, а также процессы символизации и способность к перекодированию стимула.

Учащиеся, используя цветные карандаши, выполняли рисунок к предложенным словам (счастье, горе, доброта, болезнь, обман, богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота).

225 Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. - СПб. - С. 54.

226 Там же.-С. 75.

Все изображения группировались по 5 основным видам: абстрактные (А), знаково-символические (3), конкретные (К), сюжетные (С), метафорические (М). Наиболее часто употребляемый вид изображения свидетельствовал о характере деятельности ребенка:

- А, 3 - тип «мыслителя», для которого характерны обобщение, синтез информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления;

- С, М - дети «художественного» типа;

- К - конкретно-действенное практическое мышление;

Результаты экспериментального класса - преобладание видов изображений С, М, А, 3.

Результаты контрольного класса доминирование - К, 3.

6. Тест «Закончи рисунок» помогает оценить гибкость, оригинальность и тщательность разработки сюжета рисунка. Особенно высоко оценивается оригинальность идеи.

Выполненные учениками экспериментального класса работы отличаются от рисунков контрольного класса оригинальностью сюжета и количеством прорисованных деталей, что отражает настроение учащихся и их заинтересованность в конечном результате.

7. С помощью теста П. Торренса «Анаграммы»227 проводилась диагностика способности к смысловым преобразованиям и комбинаторики в различных знаковых системах.

Учащимся предлагались карточки с симметрично расположенной статичной графикой и асимметричной абстрактной графикой, из которых необходимо было выбрать понравившийся вариант. Большое количество выборов асимметричных эскизов свидетельствует о высоком уровне творческого потенциала личности в художественной деятельности.

Экспериментальный класс выбирал ассиметричную графику, считая ее более интересной, «нескучной», в то время как контрольный класс предпочитал симметричные работы, как более для себя понятные.

227 Барышева T.A. Диагностика эстетического развития личности. - СПб. - С. 126.

121

8. Тест «Пространственное воображение» направлен на диагностику пространственного воображения, то есть на проверку способности ребенка использовать свои возможности воссоздающего воображения и творческого мышления.

Учащимся предлагается последовательно решить следующие задачи: а). Представить себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 метрам. Продолжить мысленно основание треугольника влево на 6 метров и параллельно ему через вершину треугольника провести влево такой же отрезок. Соединить концы параллельных линий прямой и указать, какая получилась фигура. б). Представить себе, что от точки А человек прошел на юг 10 шагов, затем повернул на восток и тоже прошел 10 шагов, затем повернул на запад, прошел столько же и, наконец, сделал 10 шагов на север. Нужно определить, какая фигура получилась из указанных отрезков. в). От точки А велосипедист проехал 10 километров на восток, затем повернул на север и проехал 20 километров. Потом он ехал на запад 10 километров и на юг 10 километров. Потом опять повернул на восток, проехал еще 10 километров. Какая фигура получилась из указанных отрезков? Если мысленно перевернуть эту фигуру на 180 градусов, какая получится буква? г). Представить себе окружность. Поставить в центре окружности точку на равном расстоянии от нее (внутри окружности), провести две горизонтальные линии, а затем две вертикальные линии. На сколько частей разделена окружность, какая фигура находится в центре? д). Представить себе квадрат, провести в нем диагонали, затем двумя горизонтальными линиями разделить квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Задачи предлагаются в устной форме. Ответы проверяются с помощью чертежа. Ученик должен объяснить, какие задачи решались легко, а какие вызвали затруднения.

228 Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. - M. - С. 18-20.

122

За правильное решение всех пяти задач - 5 баллов, за четыре - 4 балла и т.д. Чем выше оценка, тем выше уровень творческого мышления и воссоздающего воображения подростка.

Результаты экспериментального класса: большинство учеников справилось с заданием с результатами: 5-4.

Результаты контрольного класса: 4-1.

9. Тест «Веер»229 используется для диагностики развития фантазии и навыков комбинаторики.

Ученику предлагается карточки с изображением предметов. Слева изображен один предмет, а справа - три. В центре карточки ребенок должен нарисовать три сложных фантастических предмета, в которых соединились бы предметы из правой и левой колонок. На работу по каждой карточке отводится 3-5 минут. Оценивается оригинальность решения. За оценочную шкалу можно принять пятибалльную систему. Оценивается каждый изображенный на карточке объект, а затем суммируется общее число баллов. Максимальная оценка - 30 баллов. Чем ближе к ней оценка ребенка, тем выше его комбинаторные навыки и лучше развита фантазия.

Результаты экспериментального класса: 24-30 баллов. Работы учеников этого класса отличались от работ контрольного класса творческим подходом, так как имели большее количество вариантов использования исходных данных.

Результаты контрольного класса: 18-29 баллов.

Была предложена анкета для родителей - «Как развита фантазия у Вашего ребенка?» , позволяющая сравнить свое мнение о развитии воображения у ребенка с результатами следующего теста.

1. Увлекается ваш ребенок рисованием? Да - 2, нет - 1.

2. Часто он грустит? Да - 1, нет - 2.

229 Ильина M.B. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. - M. - С. 26-27.

230Там же. - С. 15-16.

3. Рассказывая какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли он к вымышленным подробностям для приукрашивания действительности? Да - 1, нет-0.

4. Проявляет он инициативу в учебе? Да - 2, нет - 1.

5. Размашистый у него почерк? Да - 1, нет - 0.

6. Спорит он с вами по поводу одежды, ориентируясь на собственный вкус? Да - 2, нет - 1.

7. От скуки рисует одни и те же фигурки? Да - 0, нет - 1.

8. Любит он импровизировать под музыку, танцуя или читая стихи? Да - 1, нет-0.

9. Его сочинения по литературе длинные? Да - 2, нет - 1.

10. Ему снятся необыкновенные сны? Да - 1, нет - 0.

11. Легко ли он ориентируется в обстановке, знакомой ему только по описанию? Да - 1, нет - 0.

12. Плачет под впечатлением от просмотренного фильма или прочитанной книги? Да - 1, нет-0.

Результаты:

A). 14-16 баллов. У ребенка богатая фантазия. Умело направленная она украсит его жизнь, доставит много радости ему и окружающим его людям.

Б). 9-12 баллов. Ребенок способен фантазировать, однако нуждается в побуждении к этому.

B). 5-8 баллов. Скорее всего, ребенок - реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь. Надо пробудить в нем желание фантазировать, развивать эту способность.

Результаты экспериментального класса: 12-16 баллов. Результаты контрольного класса: 5-13 баллов.

Данные тесты и задания позволили оценить развитие восприятия, композиционного мышления, вербальных возможностей учащихся и их предпочтения в изобразительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование ставило своей задачей повышение уровня художественного развития учащихся 5-7 классов методами овладения композицией на уроках изобразительного искусства.

В ходе исследования установлено, что художественное развитие, являясь процессом совершенствования психики человека и его визуальной культуры, проявляется в развитом художественном вкусе и ведет к качественным изменениям в изобразительной деятельности. Этот процесс характеризуется повышением художественной грамотности при усложнении эмоциональных переживаний и раскрывается наиболее полно как в освоении композиции, так и в расширении вербальных возможностей при описании произведений искусства. Исследование детского творчества, рассматриваемого как проявление динамики художественного развития, позволяет выделить в нем следующие периоды, определяемые по результату изобразительной деятельности: «спонтанный», «доизобразительный», «изобразительный (дошкольный, школьный)» и «самостоятельный».

В «школьный изобразительный» период на художественное развитие учащегося большое влияние оказывает систематические занятия изобразительным искусством под руководством педагога, когда у подростков формируется сюжетное понимание, во многом повторяющее дошкольный «наивный реализм», происходят изменения памяти и внимания, устанавливаются сложные ассоциации, а также увеличивается способность к абстрактному мышлению. В то же время конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления, возрастает способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания в конкретных образах и представлениях. Это позволяет современным психологам определять данный возраст как сенситивный для развития творческого мышления. В ходе работы были выявлены следующие критерии художественного развития:

1. владение композицией;

2. способность к вербальному самовыражению;

3. наличие развитого художественного вкуса;

4. устойчивый интерес к изобразительному искусству.

На занятиях композиции происходит активизация всех творческих способностей и изобразительных возможностей ученика, в выполняемых работах демонстрируется уровень развития воображения, фантазии и эмоционального созревания.

Владение композицией выражается в качественном изменении результатов изобразительной деятельности, осознанном отношении к ней, мотивированном выборе сюжета и темы рисунка и техники выполнения рисунка. Таким образом, владение композицией является одним из критериев художественного развития.

Композиционные работы учеников анализировались по следующим параметрам:

1. соответствие выполненной работы возрасту;

2. выделение центра рисунка;

3. соподчиненность частей рисунка;

4. передача движения;

5. выражение эмоций.

При проведении эксперимента было установлено, что «примитивные» изображения постепенно исчезают в 6-7 классах, уступая место «поисковым» изображениям, передающим форму изображаемого объекта нащупывающей линией. В этот период в рисунках появляется человеческое лицо в профиль.

Подросток, сталкиваясь с проблемами движения, пространства и освещения, стремится исключить из своей работы трудности, но, осознавая несовершенство своих усилий и преодолевая эти трудности, он может достичь существенного прогресса в художественном развитии при квалифицированной помощи педагога. Исследования показали, что изучение композиционных закономерностей играет определенную роль в преодолении подросткового «кризиса рисования».

Таким образом, в композиции детского рисунка отражается развитие гармоничной личности, согласованной с окружающим миром и изображающей этот мир на уровне своего понимания. По окончании школьного изобразительного периода и перехода на новый этап знание композиционных законов становится прочной базой для последующего самостоятельного художественного развития.

Устная речь, развернутый рассказ о художественном произведении, о посещении музея или выставки, как показали проведенные исследования, является важным критерием художественного развития при условии, что школьники научились адекватно выражать свои мысли и чувства, их словарный запас обогатился и расширился интерес к изобразительному искусству.

В ходе исследования было доказано, что художественное развитие учащихся 5-7 классов на уроках изобразительного искусства становится более эффективным при использовании развивающего обучения.

Предложенные в диссертационном исследовании развивающие композиционные упражнения предлагаются для работы с учениками 5-7 классов общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства. Эти упражнения прошли экспериментальную проверку, и полученные данные позволяют судить о развитии изобразительных возможностей, способностей к вербальному самовыражению и усложнению эмоциональных переживаний. Эффективность их применения для воспитания художественного вкуса и поддержания устойчивого интереса к изобразительному искусству является основным результатом проведенного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кропина, Регина Александровна, 2006 год

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2. Айзенк Г. Универсальные тесты. СПб.: Стела, 1995. - 144 с.

3. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М. - JL: Искусство, 1940.-132 с.

4. Альберти JL Десять книг о зодчестве. В 2 томах. Т.2. М.: Изд-во Всес. Акад. Архитектуры, 1937. - 766 с.

5. Андреев М. Иллюстративное рисование в школе на уроках преподавателя ИЗО // Вестник просвещения, 1925. №2-3. - С. 106-112.

6. АрановаС.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004. - 175 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. В. Н. Салюхина- М.: Прогресс, 1974. 392 с.

8. Аугсбург Д. Рисование по американской системе. Руководство для учителей и родителей / Пер. с англ. О.Ивановой. СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1905. - 100 с.

9. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. Сборник статей / Ред. и вступ. статья А.В. Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926. - С. 3-13.

10. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента -к характеру и типологии личности. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.-256 с.

11. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: Когнито-Центр, 2000. - 350 с.

12. Баумгарт А. Руководство к Современному преподаванию графических искусств (рисование и черчение) в народных и других школах. Разработано по немецкому руководству В.И. Бейером. М.: Собственность Ю.Ф. Брокман, 1905. - 120 с.

13. БедаГ.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. -192 с.

14. БейерВ.И. Вспомогательное значение рисования // Рисование: Сб. статей В.И. Бейера, К.М. Лепилова и Е.В. Разыграева. Л.: Начатки культуры, 1927.-С. 103-124.

15. Бейер В.И., Воскресенский А.К., КотырлоТ.К. Опыт иллюстративной программы по рисованию, черчению и лепке с поурочным распределением занятий для общеобразовательных учебных заведений. -СПб: Вестник учителей рисования. СПб, 1908. - 24 с.

16. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. науч. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1987. - С. 67-80.

17. БережнаяМ.С. Психологические аспекты творческого развития личности // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО) М., 2003. - С. 248-264.

18. Берзиныи О.А. Методические указания по изучению законов композиции на уроках изобразительного искусства II VI классов. - Рига: Мин. Просвещ. Латвийской ССР, 1976. - 29 с.

19. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1910. - 59 с.

20. Бине А., Симон Т. Развитие интеллекта у детей. Перевод С.И. Зандер. -М.: В.М. Саблин, 1911.-162 с.

21. Блонский П.П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925. - 318 с.

22. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-200 с.

23. Болдырева Ю.Н. Рисунки ребенка как материал для его изучения // Вестник психологии, 1913. Том X. - Вып. 36. - С. 27-56.

24. Брауншвиг М. Искусство и дитя. Очерки эстетического воспитания / Пер. с франц. Е.М. Чарнолуской. СПб.: Издательство товарищества «Знание», 1908.-206 с.

25. Брызгалина Е.В. Индивидуальность: стратегия поиска. М.: ООО Когнито-Центр, 2003. - 464 с.

26. Быкасова JI.B. Методы урока «Искусство» в немецкой школе. // Искусство и образование. 2004. - № 1(27). - С. 54-59.

27. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924. - 556 с.

28. Верб Э.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. JL: о-во «Знание» РСФСР, 1981. - 36 с.

29. Ветров В.Н. Уровень форморазличия как критерий художественного развития школьника // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сборник научных трудов. / Под ред. Б.П. Юсова.-М.:НИИОП, 1981.-С. 138- 158.

30. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства. Автореф. дис. .доктора пед. наук. 13.00.02.

31. Гос. учреждение Институт художественного образования Рос. Академии образования. М., 2004. - 34 с.

32. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

33. Возрастные особенности психического развития детей: Сборник научных трудов / отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. М.: Изд. АПН СССР, 1982.- 164 с.

34. Волков И.П. Художественная студия в школе: кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1993. - 127 с.

35. Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. - 32 с.

36. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950.-507 с.

37. Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. 263 с.

38. Воскресенский А.К. Философия и наука в системе культуры. М.: Б.И., 1981.-18 с.

39. Вунд В. Фантазия как основа искусства. СПб.: Издание т-ва М.О. Вольф, 1914.-146 с.

40. Вундерлих Т. Методика к преподаванию рисования / Пер. с нем. Ю.Б. -М.: Издание Ю.Ф. Брокман, 1895. 192 с.

41. Выготский Л.С. Анализ эстетических реакций: Собрание трудов. М.: Лабиринт, 2001.-480 с.

42. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1966. 536 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -480 с.

44. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. - 134 с.

45. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.

46. Гафурова Н.В. Интегральная модель интеллектуально-личностного развития учащихся в системе образования. М.: МАКС Пресс, 2004. -220 с.

47. Гиппиус Г.-А. Очерки теории рисования, как общего учебного предмета с присовокуплением практического руководства для обучающихся сему искусству. СПб.: типография военно-учебных заведений, 1844. - 384 с.

48. Голубева Э.И., Крестинсий А.А. Рисуют дети блокады. СПб.: Аврора, 1994.-79 с.

49. Гриневич П. Изобразительное искусство и ручной труд в единой трудовой школе. М.: Государственное издательство, 1924. - 69 с

50. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

51. Гусева Т.И. Психология личности. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-160 с.

52. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1983.-240 с.

53. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.

54. Давыдова Е.А. Искусство и мировоззрение. Структурный анализ на основе созерцания детского искусства // Художественный примитив: эстетика и искусство: Материалы науч. конференции (22-23 мая 1995 г.). -М.: Изд-во Московского ун-та, 1996. С. 73-76.

55. ДаугеА. Искусство и творчество в воспитании. Сборник статей. М.: Типо-литогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1911. - 200 с.

56. Дейнека. А.А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 224 с.

57. Делакруа Э. Мысли об исусстве, о знаменитых художниках / Пер. с франц. В. Прокофьева. М.: Изд-во Академии художеств СССр, 1960. - 282 с.

58. ДенисоваЗ.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л.: Наука, 1973.-199 с.

59. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Изд. АПН СССР, 1981. - 156 с.

60. Дмитриева А.А. Формирование художественно-образного мышления у школьников IV-VIII классов // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сборник научных трудов / Под ред. Б.П. Юсова М.: НИИОП, 1981. - С. 75 - 95.

61. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл. - 424 с.

62. Дульский П. Рисование в Казанском первом реальном училище. -Казань: Типо-литография М.А.Семенова, 1913. 18 с.

63. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. -208 с.

64. Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего / Пер. с англ. Р. Лансберг. М.: Работник просвещения, 1922. - 152 с.

65. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

66. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. М.: Гардарики, 2001, - 624 с.

67. Живопись: Кн. для учителя / Сост. Л.А.Шитов, В.Н.Ларионов. М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995. - 192 с.73.3агянская Г.А. Теория композиции Владимира Фаворского и парадигма классической формы в изобразительном искусстве XIX-XX веков.

68. Судьба одной традиции). Автореф. дис. .докт. искусствоведения. 17.00.09.-М., 1997.-59 с.74.3ак А.З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-192 с.

69. Иванов С.П. Психология художественного субъекта. М.: Издательство Московского психолого-социального института; - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.

70. Ивахнова JI.A. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов. Автореф. дис. .доктора пед. наук. 13.00.02. -М., 1996. -36 с.

71. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. (Сборник статей). М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1954. - 224 с.

72. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М.: Наука, 1961.- 150 с.

73. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. М.: Просвещение, 1991 - 192 с.

74. Иогансон Б.В. Как понимать изобразительное искусство. М.: Знание, 1960.-54 с.

75. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959. 248 с.

76. Искусство в системе культуры / Сост. и отв. Редактор М. С. Каган. JL: Наука Лен. Отделение, 1987. - 268 с.

77. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. / Под ред. В. Шестакова. М.: Искусство, 1969. - 272 с.

78. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. У. Фохте-Бабушкина и Е. К. Чухман. М.: Ротапринт НИИ ОП АПН СССР, 1980. - 123 с.

79. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сборник научных трудов / Под ред. В. В. Давыдова, М. И. Лисиной. М.: Изд. АПН СССР, 1978. - 163 с.

80. Исследование развития познавательной деятельности. / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. Перевод с англ. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1971. - 392 с.

81. Исследование художественных интересов школьников / Под общ. Ред. Е. В. Квятковского, Ю. У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. -160 с.

82. КаганМ.С. Искусство как феномен культуры / Искусство в системе культуры / Под ред. М.С.Кагана. Л.: Наука, 1987. - 269 с.

83. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.

84. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.: Типография т-ва И.Д. Сытина, 1914. - 215 с.

85. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. М.: Искусство, 1984. - 255 с.

86. Киприянова 3. Художественное образование в школе и новые приемы его преподавания. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908. - 35 с.

87. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 304 с.

88. Кириллова Г.Д. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Л.: ЛГПИ, 1986. - 48 с.

89. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

90. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М.: Искусство, 1951.- 175 с.

91. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. -368 с.

92. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать: Обучение детей в детском саду и в школе. М.: Столетие, 1998. - 141 с.

93. Ю1.Кощевич В. Современное рисование в народной школе. Опыт практического руководства к ведению так называемого «свободного» рисования в народных и вообще начальных школах / Пер. с хорв. Н. Бахтина. СПб.: Синодальная типография, 1911. - 48 с.

94. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998. - 136 с.

95. ЮЗ.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

96. Ю4.Кудин ПЛ., Ломов Б.Ф., МитькинА.А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. - 208 с.

97. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. - 80 с.

98. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. -М.: АГАР, 1998. 336 с.

99. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. -206 с.

100. Кузин B.C. Психолого-педагогические основы детского изобразительного творчества / Творчество юных. Доклады научно-педагогического совещания по изобразительному творчеству детей. Л.: Просвещение, 1972. - С. 29 -50.

101. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: Практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, 2001. - 48 с.

102. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. Мн.: ИОНН «Соврем. Слово», 2005. - 544 с.

103. Кульман Ф. Новые пути преподавания рисования / Пер. с нем. В.И. Бейера. М.: Собственность Ю.Ф. Брокман, 1906. - 42 с.

104. Лабунская Г.В. В помощь маленьким художникам. М.: Молодая гвардия, 1938. - 67 с.

105. Лабунская Г.В., РожковаЕ.Е. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству. Программы и инструктивные указания. М.: Гос. уч.-пед. изд. Мин-ва просвещ. РСФСР, 1948. - 41 с.

106. Лабунская Г.В. Методика рисования и лепки. М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1935.-71 с.

107. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности. Петроград: Издание кн. склада «Земля» В. Клестова, 1915. - 33 с.

108. Лазурский А.Ф. Естественно-экспериментальные схемы личности учащихся. -М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1916. 53 с.

109. Лампрехт К. Собирайте рисунки детей! М.: Изд-во тов-ва «Мир», 1909. -8с.

110. ЛангеН.Н. Психология. Основные проблемы и принципы. М.: т-во «Мир», 1933.-312 с.

111. Лаптев A.M. В пути. Записки художника. М.: Изобразительное искусство, 1972. - 239 с.

112. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Издательство Московского университета, 1971. - 39 с.

113. Лепилов К.М. Юным художникам. М., - Л.: Госиздат, 1929. - 150 с.

114. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.

115. Ливерхуд Б. Фазы развития ребенка / Пер. с нем. Э.М. Радская. Калуга: Духовное познание, 1998. - 158 с.

116. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 624 с.

117. Максимова В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы. Учебное пособие. СПб.: Б. И., 1995.-86 с.

118. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. - 256 с.

119. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975. -64 с.

120. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 176 с.

121. Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки / Сост. П.М. Сысоев, В.А. Шкварников. -М.: Искусство, 1951. 604 с.

122. Матисс А. Сборник статей о творчестве / Пер. с франц. А. Владимирского. М.: Изд-во иностранной лит., 1958. - 126 с.

123. Ш.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.

124. МахмутовМ.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татарское книжное издательство, 1972. - 551 с.

125. Маховер К. Проективный рисунок человека /Пер. с англ. Ю.А. Васильевой. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2000. - 154 с.

126. МейлахБ.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиск, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318с.

127. МейманЭ. Как учить детей рисовать? Экспериментально-психологические основы преподавания рисования. СПб.: Издание журнала «Художественно-педагогического журнала», 1911. - 32 с.

128. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -271 с.

129. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

130. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. - 144 с.

131. Мельникова ЕЛ. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.: Издательство Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002.-168 с.

132. Мелхорн Г., МелхорнХ.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. Кн. Для учителя / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989.-160 с.

133. Методические разработки уроков к экспериментальной программе по изобразительному искусству. I VI классы. I четверть. Выпуск III. / Б.П. Юсов. - М.: н. и., 1972. - 76 с.

134. Михаленко JI. Б. Формирование педагогической направленности мышления будущих учителей изобразительного искусства: Методические указания. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. -51с.

135. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

136. Мурзаев B.C. Творческое рисование (Опыт творческого рисования в начальной школе). М.: Издание журнала «Педагогическое образование», 1913.-46 с.

137. Нб.Некрасова-КаратееваО.Л. Детское творчество в музее: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2005. 207 с.

138. Неменский Б.М. Культура Искусство - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1999.-79 с.

139. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

140. Неменский Б.М. Сцилла и Харибда учителя искусств // Художественная школа. 2004. - № 3(4). - С. 4-7.

141. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978. - 48 с.

142. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. - 191 с.

143. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

144. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. - 105 с.

145. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской,

146. B.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. - 376 с. 155.0коньВ. Основы проблемного обучения / Пер. с польского

147. C.Ф. Жуйкова. М.: Просвещение, 1968. - 208 с. 156.0соринаМ.В. О роли рисования в развитии мышления ребенка //

148. Психология производству и воспитанию. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977.-С. 250-256.

149. Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М.: КСП, 2003. - 432 с.

150. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982.- 191 с.

151. Полуянов Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). -М.: Педагогика, 1988. 176 с.

152. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы философии. 1998.-№5.-С. 94-100.

153. Полуянов Ю. Способность создавать гармоничное целое // Искусство в школе. 2005. -№1. - С. 40-45.

154. Пранг. Краткое руководство к изучению форм и рисованию по американской системе. Справочная книжка для учителей / Сост. Дж. Клерком, М.-Д. Хиксом, B.C. Перри. Пер. с нем. Г. Лукаса. М.: Издание Ю.Ф.Брокман в Москве, 1901. - 247 с.

155. ПрейерВ. Душа ребенка / Пер. с нем. И. А. Сикорского. СПб.: А. Е. Рябчеенко, 1891.-207 с.

156. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.

157. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И. Бурова. Е.В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.

158. Протопопов Ю.Н. Исследование восприятия произведений живописи у старшеклассников // Восприятие изобразительного искусства школьниками: Сб. науч. тр. / Под ред. Б.П. Юсова. М.: Изд. АПН СССР, 1988.-С. 57-71.

159. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - т. 1. - 312 с.

160. Психологическое развитие школьников в различных условиях обучения: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.К. Максимов, Л.В. Максимова. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. 74 с.

161. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. редактор Е.И. Игнатьев. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. - 224 с.

162. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштена; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

163. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцыфевова. М.: Наука, 1981. - 365 с.

164. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1999. 756 с.

165. Пунин Н.Н. Первый цикл лекций, прочитанных на краткосрочных курсах для учителей рисования. Современное искусство. Петроград: Б.Г.: 17-я Государственная типография. - 84 с.

166. ПьянковаН.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006. - 176 с.

167. Радлов Э.Н. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978. - 130 с.

168. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Обл. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.-272 с.

169. Развитие художественных способностей. Труды института художественного воспитания / Под ред. Н.П. Сакулиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. - 368 с.

170. Рисование. Сборник статей В.И. Бейера, К.М. Лепилова и Е.В. Разыграева. Л.: Культурно просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1927. - 175 с.

171. Риччи К. Дети художники. - М.: Издаше В.М. Саблина, 1911. - 84 с.

172. РожковаЕ.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1980. - 96 с.

173. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 224 с.

174. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.

175. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.-416 с.

176. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. Школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

177. Рубинштейн С.J1. Основы общей психологии. М.: Гос. учебно-пед. издательство мин-ва просвещения РСФСР, 1946. - 704 с.

178. Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. JL- М.: Госиздат, 1926. -48 с.

179. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310 с.

180. Савицкий Г.К. Молодым художникам о мастерстве. М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1952. - 48 с.

181. Самостоятельная художественная деятельность дошкольника / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. - 208 с.

182. Сапожников А. Курс рисования. СПб.: Издание Я.А.Исакова, т.-1, 1875, т.-2,1878.-107 с.

183. Свешников А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве. Автореф. дис. .докт. искусствоведения. 17.00.09. СПб., 2004.-52 с.

184. Сели Д. Очерки по психологии детства. М.: Изд. Тихомирова, 1901. — 456 с.

185. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. - 120 с.

186. Скаткин М.Н., С.Т. Щацкий о всестороннем развитии детей. М.: Знание, 1977.-64 с.

187. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.

188. Советы мастеров: Живопись и графика. / Составитель А.С. Зайцев. JL: Художник РСФСР, 1979. - 374 с.

189. Современные исследования по проблемам философии образования и антропологии / Отв. ред. С.А. Смирнов. Новосибирск: НГАЭ и У, 2004. -292 с.

190. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции для учащихся 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996. - 79 с.

191. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. -СПб.: Борей Арт, 2001.-100 с.

192. Столяров Б. А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. JL: Знание, 1988. - 32 с.

193. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

194. Титова И.М. Историко-искусствоведческие знания в обучении химии. -СПб.: СПГУПМ, 1993. 69 с.

195. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11-14 лет). М.: Рольф, 2001. - 160 с.

196. Третьяков Н.Н. Композиция в станковой живописи и кинокадре. М.: Всесоюзный гос. институт кинематографии им. С.А. Герасимова, 1987. -57 с.

197. ТэддД.Л. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей. Руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума. -М.: Типография т-ва И.Н. Кушнеров и К0., 1907. 175 с.

198. ТеддЛ. Обучение рисованию по американскому способу. СПб.: Издание т-ва М.О. Вольф, 1902. - 16 с.

199. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Б.И., 1997. - 34 с.2Ю.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

200. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе: Кыргызстан, 1966. -77 с.

201. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинт, 1999. - 672 с.

202. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношения с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511с.

203. Флерина Е.А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. - 80 с.

204. Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Дуровиной. М.: Изд. АПН СССР, 1991.-159 с.

205. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. Изд. 2-е, пер., испр. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-64 с.

206. Холл Г.С. Собрание статей по педологии и педагогике. М.: Моск. кн-во, 1912.-444 с.

207. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. К.: Осв1та, 1992. - 220 с.

208. Художественное образование и воспитание как средство общего развития личности школьника (первый этап: «Художественное образование и воспитание как средство развития интеллекта и творческих способностей школьников. М.: Знание, 1977. - 58 с.

209. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

210. Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков. СПб.: Народное образование, 1911.-43 с.

211. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. - 334 с.

212. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. - 432 с.

213. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. Тюмень: Скорпион, Б.Г. - 127 с.

214. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Соб. соч.

215. Т. 6. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957. - 791 с.

216. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский цент «Академия», 1999. - 288 с.

217. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Госиздат, 1925. - 196 с.

218. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

219. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

220. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 192 с.

221. Шуберт A.M. Дитя и народ-художник // Дитя в его жизни и творчестве: Педагогический сборник / Под ред. И. М. Соловьева. М.: Задруга, 1918. -С. 46-64.

222. Шуберт A.M. Изобразительные способности у детей эвенков (тунгусов). JL: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича. -1935.-40 с.

223. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003. -976 с.

224. Щербаков А.В. Проблемы руководства изобразительным творчеством подростков // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сборник научных трудов / Под ред. Б.П. Юсова.-М.: НИИОП, 1981.-С. 95-122.

225. Щербаков B.C. Тематическая композиция. Работа по памяти // Изобразительное искусство в школе. 2004. - №6. - С. 33-43.

226. Щукина Г.Н. Педагогические проблемы формирования интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. 203 с.

227. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, - Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001.-416 с. (Серия «Психология Отечества»).

228. Юон К.Ф. О живописи. М.: Изогиз, 1937. - 282 с.

229. Юсов Б.П. Проблема художественного развития и воспитания школьников (на занятиях изобразительным искусством). Автореф. дис. .докт. пед. наук. 13.00.01.-М., 1983.-32 с.

230. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

231. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.

232. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М.: Книжный дом «Университет», 2003. - 640 с.

233. Яковлева Н.А. Жанры русской живописи: Основы теории и методики системно-исторического анализа: Учебное пособие. Л.: JII11Й, 1986. -83 с.

234. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание,1971.-48 с.

235. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: ПЕР СЭ, 2000. - 351 с.247. "Beyong Creating: The Place for Art in America's Schools"/ by the J. Paul Getty Trust. 1985. - 75 p.

236. Torrans P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963. - 50 p.

237. Malina-Angerer A., Safer E. Das Kind und seine Bildsprache. Wien: Kunst-und Kulturverlag, 1998. - 159 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.