Художественное своеобразие прозы Наримана Самурова и Марлена Каиди тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Мугутдинов, Арсен Мужаевич

  • Мугутдинов, Арсен Мужаевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 153
Мугутдинов, Арсен Мужаевич. Художественное своеобразие прозы Наримана Самурова и Марлена Каиди: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2004. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мугутдинов, Арсен Мужаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ

Н. С АМУРОВ А

§ 1. ПОВЕСТЬ «ЗВЁЗДНЫЙ ДЕНЬ».

§ 2. ПОВЕСТЬ «АХТЫНСКАЯ КРЕПОСТЬ».

§ 3. РАССКАЗЫ.

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ

М. КАИДИ

§ 1. ПОВЕСТЬ «СЛЕД ШАНИЯРА».

§ 2. ПОВЕСТЬ «ТАБОР».

§3. РАССКАЗЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное своеобразие прозы Наримана Самурова и Марлена Каиди»

Актуальность темы. В век научно-технического прогресса, широкого развития средств массовой информации, компьютеризации, «открытости» многонационального российского общества роль языка межнационального общения трудно переоценить. Дагестан, населенный разноязычными народами, не составляет исключения. Более того, здесь, как, наверное, нигде в России, ощущается вклад русского языка в дело взаимосближения наций, приобщения их к мировой культуре.

У истоков зарождения дагестанской русскоязычной литературы стояли Д.-М. Шихалиев, А.Чиркеевский, А. Омаров, М.-Э. Османов, Г.-М. Амиров, Г. Алкадари, С. Габиев, М. Казем-Бек, Б. Далгат, А. Тахо-Годи, Т. Бейбулатов и др.

Общению и сближению с русским народом придавал особое значение ученый, философ, просветитель Гасан Алкадари (1834-1910), испытавший «благотворное влияние передовой русской культуры.в годы пребывания в России <.> Примечательно, что о культурном уровне и запросах современного Дагестана Алкадари судит в своих трудах не с позиций шариата, а с точки зрения русской науки и культуры».1 В его книге «Асари Дагестан» встречаются следующие строки: «Хвала Аллаху, дошла теперь очередь до России, создался контроль над справедливостью в народе, для дагестанцев открылись двери к просвещению, и открылось поприще для честного мирного труда.». Однако, ратуя за приобщение горцев к русской цивилизации и культуре, Алкадари понимал, что не все в этом заимствовании приемлемо, и призывал усвоить только лучшее. «Изучение внешнего хорошего влияния, —

1 Гамзатов Г.Г. Алкадари и его наследие // Историко-литературное наследие Гасана Алкадари: Сб.ст-Махачкала, 1988.-С.7. •

2 Алкадари Г. Асари Дагестан,- Махачкала, 1994 - С. 32-33. писал он,- необходимо для преодоления культурно-нравственного отставания»1.

Самое активное участие в широко развернувшейся в 1920-е годы в Дагестане полемике о выборе языка межнационального общения принимал впоследствии директор Института национальных культур Гаджибек Гаджибеков (1902-1941). «В условиях многонационального Дагестана, - писал он, - при не разработанности почти всех языков, вопрос об овладении русским языком приобретает громадное значение <.> Тяга к русскому языку со стороны трудящихся масс Дагестана растет с каждым днем. Отсюда русскому Л языку у нас должно быть уделено максимум внимания» .

Современная русскоязычная проза в лезгинской литературе представлена именами С. Сфиева (повести «Перебитый панцирь», «Пароль "Седой Каспий"», «Нищие духом», «Двадцатитрёхлетний нарком»), А. Раджабова (повести «Семь Магомедов», «Хурджины Фундухбека», юмористические рассказы), Н. Самурова (повести «Звёздный день», «Ахтынская крепость», рассказы), М. Каиди (повести «След Шанияра», «Табор», «Семь подвигов абрека Бубы», «Премия», «Ситуация», «Врачеватели», рассказы) и др. В данном контексте следует назвать художественный очерк Сары Курбановой «Шаг за шагом» (1961, литературная запись К.Х. Акимова), рассказывающий о труде прядильщиц махачкалинской фабрики им. III Интернационала, рассказы сотрудника газеты «Дагестанская правда» М. Айдунбекова, фотокорреспондента «Лезги газет» Т.Магомедова, сборник юмористических рассказов Г. Сафаралиева «Иксипаз винодела» (1997). Даже это простое перечисление (отнюдь не полное) свидетельствует о том, что дагестанская русскоязычная литература занимает свою, достаточно обширную, нишу в литературном процессе. «И от этой реальности нельзя отмахнуться, с ней надо

•у считаться, её необходимо изучать и осмысливать» .

1 Алкадари Г. Асари Дагестан - С. 32-33.

2 Гаджибеков Г. Русский язык - в национальные школы Дагестана // Даг. правда-1934,- 2 дек.

3 Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. - Махачкала, 1986. - С. 414.

Творя на русском языке, писатели выражают посредством него прежде всего национальный мир народа, его многовековой опыт, в силу этого в их творчестве открываются национальные особенности видения мира.

Необходимо заметить, что в советской прозе середины 60-70-х годов XX века одной из ведущих стала проблема морально-этического и эстетического

• наследства уходящей деревни. В литературе этого периода происходит уточнение традиционного отношения к крестьянину, её характеризует глубинный интерес к старой деревне, к тому, что многие десятилетия и даже века было почвой, на которой вырастал, формировался национальный характер, культура, мораль.

Преимущественное внимание к внутреннему миру героя, а равно изображение событий сквозь призму его жизни, под индивидуальным, углом зрения, то есть субъективизация повествования, становятся наиболее заметными чертами прозы этого периода. Углубление психологизма предполагает близость автора к личности, осмысление её связей с историей,

• создание развёрнутого человеческого характера в различных измерениях: временном, философском, этическом и т.д.

В 70-80-е годы XX века заявили о себе талантливые дагестанские писатели Н.Самуров и М.Каиди. Их повести и рассказы, рассмотренные в плане определения художественного своеобразия, делают наглядными творческие обретения дагестанской русскоязычной прозы.

Значимыми представляются наблюдения над основными мотивами прозы Н. Самурова и М. Каиди.

На примере творчества Н. Самурова и М. Каиди исследуется проблема поисков новых форм художественного изображения действительности и

4 человека в дагестанской русскоязычной прозе, что отражается в стремлении осмыслить человеческие судьбы, национальные и духовные ценности, показать человека в тесной связи с окружающим миром. В связи с обращением писателей к духовному миру человека, представляется актуальным рассмотрение нравственных ценностей, проблем бытия, этических представлений и т.д.

Наблюдения над своеобразием художественного видения Н. Самурова и М. Каиди позволяют выстроить свойственную им мировоззренческую концепцию, в которой через повторы и инвективы осмысливаются те или иные стороны человеческого бытия и человеческой природы.

Так как обращение писателей к теме моральных и нравственных ценностей человеческого бытия не было оценено литературоведами, более того, не подвергалось анализу художественное богатство их произведений, - всё это обусловливает необходимость создания специальной монографической работы по творчеству данных писателей.

Повесть Н. Самурова «Звёздный день» синтезировала глубокий лиризм с острой сатирой. История любви доярки Зайнаб и строителя Уздана переплетается с критикой негативных явлений в колхозе: приписками, «выбиванием» стройматериалов, пережитками прошлого (многолетний траур по пьянице-мужу, запрет на продолжение учёбы, боязнь людской молвы и т.д.). Повесть увидела свет в застойный 1983 год. Однако система позволяла дозированную публикацию художественных произведений подобного характера.

В художественно-документальной повести «Ахтынская крепость» (2002) автор воссоздаёт одну из малоизвестных страниц истории Дагестана - осаду Ахтынской крепости во время Кавказской войны. Широкая панорама событий разворачивается через психологию и поступки реальных исторических лиц: императора Николая I, коменданта Ахтынской крепости Ф. Рота, лезгинского поэта, учёного, философа Мирзаали, легендарного Шамиля и др.

В творчестве М.Каиди явственно ощущается автобиографичность. Повесть «Табор» (1985) рассказывает о жизни писателя в общем дворе. В 1991 году опубликован сборник «Золотой кит», в котором резко критикуются людские пороки. Время дало автору карт-бланш для выражения своего отношения к происходящему в стране, следствием которого и явились взяточничество врачей, обращение ко всякого рода «целителям» (повесть «Врачеватели»), воровство, алчность, эгоизм (повесть «Ситуация»).

Личное «сливается с широким кругом человеческих отношений, мыслей, чувств. не переставая быть индивидуальными, события писательской биографии приобретают общее социально-эстетическое значение»1. Эти слова

• М. Храпченко о целом ряде произведений мировой литературы, в т.ч. и о романе «Как закалялась сталь» Н. Островского, вполне относимы к жизненному и творческому пути М. Каиди, который представляется нам дагестанским Островским. И пусть в его судьбе не было «борьбы за идею», с реальным врагом (противником), но была борьба с «тиранией жизни», с такими её жестокими проявлениями, как чёрствость, лицемерие, бездуховность.

При раскрытии художественного своеобразия прозы названных писателей мы исходим из того, что в литературе национально-специфическим является как ее содержательная сторона, так и изобразительно-выразительные средства и приемы. Главным критерием в определении художественного

• своеобразия произведений Н. Самурова и М. Каиди является глубочайшее проникновение их авторов в мир национальной жизни, изображение ее «изнутри», что особенно сказывается при воплощении горского характера. Национальное начало здесь выступает не только как тема и предмет художественного изображения, но и как взгляд художника на мир, как его мироощущение.

Объектом диссертационного исследования послужило творчество Наримана Самурова (повести «Звёздный день», «Ахтынская крепость», рассказы) и Марлена Каиди (повести «След Шанияра», «Табор», рассказы).

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение художественного своеобразия прозы Н. Самурова и М. Каиди.

Основные задачи, решаемые автором, следующие: 1) изучить стилистику и поэтику их произведений, определивших типологические особенности творчества; 2) раскрыть проблему художественной интерпретации

1 Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1975. - С. 76. исторической действительности в прозе Н.Самурова и М. Каиди; 3) обозначить доминирующие мотивы, способы их реализации в произведениях писателей; 4) показать преемственность идей и средств поэтики в контексте литератур народов России.

Степень изученности темы. Проблемы дагестанской русскоязычной литературы рассмотрены в монографиях Ш.А.Мазанаева «Русскоязычная литература Дагестана», «Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур», однако творчество Н.Самурова и М.Каиди не становилось предметом специального монографического исследования. Единичные публикации не отражают художественного своеобразия их прозы.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, В.Б. Шкловского и других теоретиков литературы, а также дагестанских литературоведов: Г.Г. Гашарова, А.Ю. Абдуллатипова, Ш.А. Мазанаева, С.Х. Ахмедова, К.Х. Акимова, Ф.И. Вагабовой, A.M. Вагидова и других. Выдвигаемые теоретические выводы обосновываются на конкретном литературно-художественном материале.

Основные методы исследования - культурно-исторический, сравнительно-типологический, а также аналитический, ориентированный на исследование внутренней организации художественного произведения.

Научная новизна проведённой работы в том, что она представляет собой первое исследование, ориентированное на изучение художественного своеобразия прозы Н.Самурова и М.Каиди, представителей дагестанской русскоязычной литературы, причём вводится в научный оборот целый пласт произведений названных авторов.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что она представляет собой определённый вклад в изучение вопроса о творчестве Н. Самурова и М. Каиди, а также их роли и месте в дагестанской прозе.

Практическое значение исследования в том, что основные положения и выводы могут найти применение в практике вузовского преподавания общих и специальных курсов по истории дагестанской литературы.

Положения, выносимые на защиту:

- творчество Н.Самурова и М.Каиди представляет собой знаменательное явление в истории дагестанской русскоязычной прозы. Уровнем художественного изображения, поставленных проблем созданное Н.Самуровым и М.Каиди заслуживает исследовательского внимания;

- основные понятия и категории в творческой лаборатории Н. Самурова и М. Каиди отличаются ярко выраженной нравственно-философской направленностью: человек и общество, природа и общество, суть человека, его поиски своего места в мире, смысла жизни;

- взаимодействие двух национальных культур, языков и идейно-эстетических традиций вывело Н.Самурова и М. Каиди на качественно новые рубежи создания образов с духовно-эстетическими и нравственными ценностями, богатым внутренним миром, что и определило высокую художественность их произведений. Испытав влияние традиций русской и национальной литератур, писатели смогли очень тонко и талантливо показать национальный мйр художественных образов.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась в отделе литературы Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях, тезисах, опубликованных в научных сборниках.

Структура диссертации определена объектом исследования, состоянием разработки темы, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Мугутдинов, Арсен Мужаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произведения Н.Самурова и М.Каиди внесли достойный вклад в развитие дагестанской русскоязычной литературы. Стремление проникнуть в основы нравственного поведения личности, тяготение к решению философско-этических вопросов определяют содержание и структуру их произведений, в которых «богатство эстетического обеспечивается глубоким изображением человеческого в человеке, оптимистическим восприятием жизни, высоких идеалов людей»1.

Нравственный аспект в исследовании действительности, раскрытии характеров и обстоятельств, решении проблем «самоценности человеческой личности» (Г. Белая) - это те качества, которые отражают художественное своеобразие прозы Н.Самурова и М. Каиди.

Исследование творчества Н.Самурова выявляет позицию автора. Эта позиция - в противостоянии забвению, в стремлении всё восстановить, увековечить в памяти. Стихия памяти в прозе Самурова во многом прямо связана с художественной задачей показать жизнь такою, какой она была, без последующих напластований, поправок, умолчаний.

Названия произведений Н.Самурова выражают хронологическую парадигму, устремлённую в прошлое (повести «Ахтынская крепость», «Звёздный день», рассказы «Той весны не будет», «Одна жизнь», «После лунной ночи», «Когда получите письмо» и др.). Возможно, это интерес к прошлому, к традициям, обычаям своего народа. В то же время обращение к прошлому, корням даёт возможность понять суть происходящего сегодня. Столкновение мнений, противостояние человека и стихии отличает рассказы «Братья», «Щенята», «Той весны не будет», «Один на один» и др.

Художественные характеры, созданные Н.Самуровым, ярко демонстрируют важнейшие национальные свойства, пути исторического развития, вековые традиции, идейно-художественные завоевания. Образы, глубоко обоб

1 Анисимов Ш. Новая эпоха всемирной литературы. - М.: Наука, 1969. - С. 15. щающие различные стороны народной жизни, превратились в художественно-эстетическое отражение национальной психологии. Положительные характеры в произведениях писателя воплощают в себе духовный мир народа, несут в себе общечеловеческие, гуманистические черты. Эти нравственные качества раскрываются в нерасторжимых связях с реальной почвой, с обстоятельствами, в которых живут и действуют герои, с обычаями и традициями народа, его образом мышления, этническими особенностями.

Национальное начало в прозе писателя выступает не только как тема и предмет художественного изображения, но и как взгляд художника на мир, как его мироощущение, которое он впитывает из родной национальной почвы. У Самурова наблюдается глубокое проникновение в жизненный материал, освещение его как бы изнутри. Мир национальной жизни открыт в обилии знакомых автору подробностей и мелочей, составляющих основу подлинной художественности. Это и обусловило глубокое родство творческого опыта Н.Самурова с творчеством М.Каиди.

Художественное своеобразие прозы Н.Самурова в значительной степени обусловлено живой фольклорной традицией. В структуру повести «Звездный день» вплетаются мотивы горского фольклора — пословицы, поговорки и строки народных песен. Следует отметить, что традиционные фольклорные формы теряют свою специфику в контексте индивидуального творчества, наполняются новым идейно-художественным смыслом, выражая духовный мир героев.

Исследуя художественные особенности произведений Н.Самурова, можно заключить, что стиль писателя - это результат его эстетического отношения к миру. Такие диалектически взаимосвязанные особенности стиля, как идея, тема, характер, язык, свидетельствуют о том, что в его творчестве сферы художественно-мыслительного процесса раздвигаются, приобретая при этом более широкие и глубокие идейно-эстетические формы.

Художественная реализация принципа историзма выразилась в повести «Ахтынская крепость», во-первых, в умелом соотношении документализма и творческого вымысла, которые приумножили обобщающую силу произведения, его идейно-художественную емкость; во-вторых, в углубленном психологизме. Появление такого произведения было вызвано необходимостью осмысления исторического прошлого народа с позиций сегодняшнего дня. Историзм мышления дал возможность автору осветить многообразие проблем бытия в философском, идеологическом и нравственном аспектах, понять смысл исторического развития народа. В произведении восприятие художника зависит от динамики времени, и, обращаясь к знакомой теме, оно выявляет новые стороны прошлого, исторический облик которого проявляется многомернее и чётче. Выявляются и новые аспекты правды о Кавказской войне: здесь и пафос героического сопротивления и самопожертвования, и незаметный, будничный трагизм и героизм, и анализ психологии людей. Увеличивается диапазон и потенциал сострадания писателя, пишущего о войне. Это прочувствованное внимание помогает глубже, острее понять драму, переживаемую героями.

В художественном преображении жизненного материала об имаме Шамиле Самуров был верен фактам, не умаляя решительности, собранности, силы характера имама, раскрывая значение его деятельности, его веру в победу, его готовность отдать все свои силы и опыт для достижения поставленной цели.

Особая идейно-художественная роль в повествовании отведена снам, образующим сюжетные центры. В снах как бы в сгущённом, спрессованном виде, в обобщённой форме даны результат раздумий художника над тревожными вопросами жизни и бытия, попытка выйти за пределы рационального, закреплённого опытом познания мира, постижение возможности исследования человеческого сознания и подсознания.

Художник,'находящийся в неустанном поиске, сам задаётся вопросами, сомневается. Его произведения полифоничны, в них присутствуют разные, зачастую противоположные точки зрения. Именно в этом многоголосии и можно услышать истину или приблизиться к ней. Внешняя отстранённость автора от конфликтов, столкновений мнений, взглядов, суждений объясняется желанием приблизиться к объективному изображению.

В произведениях М. Каиди мы находим социальные меры бытия, определяющие нравственную «антропомерность» красоты жизни. Вечные, «онтологические» (судьба, смерть, любовь) темы присутствуют в любом произведении М. Каиди. Сильнее всех владела творческим сознанием писателя проблема «человек и время». Ею он передает положение человека в окружающем мире, среди тяготеющих над ним обстоятельств: и отношения человека с историей, социальной средой, и его отношения с вечным, независимо от него существующим бытием - всё это овеществлялось, конкретизировалось Каиди в художественном представлении о времени. В том как пишет Каиди зримо выражается обостренность восприятия писателем всякой боли, горести. Красота, доброта, сердечность, гармония. Это - основа мировосприятия писателя. Для Каиди-художника типичен не психологический анализ развития характера, а глубокая психологическая мотивировка уже сложившейся личности, изображающейся в сложной и своеобразной символико-психологической завершенности.

В повестях М. Каиди «След Шанияра», «Табор» в драматическом столкновении характеров и судеб философско-нравственная идея смысла человеческого существования становится основным принципом художественного осмысления действительности.

Исходным моментом действия, толчком, заставляющим раскручиваться сюжет, в повестях М. Каиди нередко является «ситуация решения». Необходимость принять решение побуждает героя размышлять, сопоставлять, анализировать. На первый план при этом выдвигаются, однако, не решение, не его прямое содержание, а обстоятельства, мотивы, предыстория, последствия, которые и проливают свет на характер героя, обнажают смысл его действий. Каиди испытывает героев в такой ситуации, в которой ярче и выпуклее обнажаются нравственные и психологические основы личности.

В рассказах М. Каиди «Заидат», «След памяти», «Беда», «Перелом» действие часто сосредоточено вокруг переломного момента в жизни героев, когда им приходится пересмотреть, переоценить, критически переосмыслить прожитое. Автор исследует идейно-нравственные истоки поведения и поступки героев, мотивы, которые движут ими. Так в центре повествования оказывается личность, для которой жизнь приобретает иные очертания.

Творчество М. Каиди во многом автобиографично. «Медицинская» тема, наряду с «юридическим» элементом (законом) и психологией, образует некий симбиоз, представленный (в большей или меньшей степени) во многих его произведениях (в повестях «Врачеватели», «Ситуация», в рассказах «Продолжение», «Беда», «Заидат», «Мягкий знак», «Золотой кит», «В зверинце» и др.).

К числу устойчивых смыслообразующих моделей творчества М. Каиди относится образ дома. Дом в творчестве Каиди выступает как символ душевного благополучия, спокойствия. Через многие его произведения («Табор», «След Шанияра», «Русланчик», «Золотой кит» и др.) проходит идея «дома», пристанища, очага, приюта.

Взаимодействие двух национальных культур, языков и идейно-эстетических традиций, обеспечившее рождение и развитие нового художественного сознания, вывело Н.Самурова и М. Каиди на качественно новые рубежи создания художественного образа. Именно создание реалистического образа с высокими духовно-эстетическими и нравственными ценностями, с внутренним миром и определило высокую художественность их произведений. Испытав влияние традиций русской и национальной литератур, писатели смогли очень тонко и талантливо показать национальный мир художественных образов. Творческий опыт Н.Самурова и М.Каиди показывает, что интеграция национальных культур ведет не к обезличиванию, не к утрате самобытности, а к обогащению, совершенствованию и росту литератур, раскрытию потенциальных возможностей, заложенных в каждом народе и привносимым им из его лучших национальных традиций, из духовного наследия прошлого, из исторического опыта, приобретенного в веках. Развитие эстетического сознания обусловливает смещение идейно-эстетических акцентов художественного воплощения конфликта в прозе русскоязычных писателей в сторону рассмотрения событий эпохи в тесном сопряжении их не только с психологической, но и духовной, этической сферой жизни героев. Социально-историческая детерминированность характеров и углубленное психологическое изображение героев, их чувств и мыслей становятся взаимообусловленными компонентами. Стремление осмыслить глубину и сложность связей личности с формирующей ее средой приводит авторов к созданию рассказов, в которых воспроизводится цельная, объемная картина эпохи. Они достаточно ярко сумели обрисовать психологическую многомерность человеческой души, преломив изображаемые события через призму восприятия разных персонажей.

Изображение народных характеров, жизненно достоверных ситуаций, нравственных конфликтов в общественной жизни, неустанный поиск моральных ценностей отличают творческое наследие Н. Самурова и М. Каиди.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мугутдинов, Арсен Мужаевич, 2004 год

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. - 286 с.

2. Абдуллатипов А.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе: Учеб. пособие. Махачкала: ДГУ, 1979. - 57 с.

3. Абдуллатипов А.Ю. Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе XIX в.: Учеб. пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1981.-104 с.

4. Абдуллатипов А.Ю. Литература правды жизни. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. - 127 с.

5. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1985.- 128 с.

6. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: История развития жанровой системы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. - 136 с.

7. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 120 с.

8. Анализ литературного произведения: Сб. ст. Л.: Наука, 1976. - 236 с.

9. Анализ художественного текста: Сб. ст. М.: Педагогика, 1975. - 119 с.

10. Антонов С.П. Я читаю рассказ. М.: Знание, 1966. - 46 с.

11. Апухтина В.А. Современная советская проза (60-е начало 70-х годов). -М.: Высш. шк„ 1977. - 176 с.

12. Ахмедов Д.Н. Светлая звезда Мирза Али аль-Ахты. Махачкала, 2002. -34 с.

13. З.Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. 150 с.

14. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 280 с.

15. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. -541 с.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963. -363 с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.

18. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. -191 с.

19. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика: В 2 т. М.: Гослитиздат, 1959.

20. Богач Г.М. Горький и молдавский фольклор. Кишинёв: Картя Молдовянскэ, 1966. - 236 с.

21. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худ. лит, 1977. - 368 с.

22. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. -М.: Сов. писатель, 1982.-423 с.

23. Бровман Г.А. Проблемы и герои современной прозы. М.: Худ. лит., 1966. -311 с.

24. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала: Дйгкнигоиздат, 1970. 252 с.

25. Вагидов A.M. Поиск продолжается: Сб. ст. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.-464 с.

26. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. - 653 с.

27. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. М.: Наука, 1980.-360 с.

28. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М.: Высш. шк., 1958. -С. 392-393.

29. Воздвиженский В. Простор трифоновской прозы // Вопр. литературы. -1986.-№ 1.-С. 249.

30. Вопросы теории литературы: Сб. ст. / Под ред. Л.И. Тимофеева. М.: Учпедгиз, 1950.-183 с.

31. Воробьева Н.Н. Характер в исторической перспективе: О герое современной литературы // Проблема историзма в русской советской литературе: 60-80-е гг.-М., 1986.-С. 189-231.

32. Воронов В.И. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60 -80-х гг. М.: Сов. писатель, 1984. - 382 с.

33. Гаджикулиев Б. В созвездии братских литератур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. - 78 с.

34. Галанов Б. Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь. М.: Сов. писатель, 1972.-184 с.

35. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 312 с.

36. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. - 458 с.

37. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. - 448 с.

38. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература. История и современность. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. 472 с.

39. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов: Некоторые аспекты концепции человека. М.: Изд-во МГУ, 1989. -204 с.

40. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.

41. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худ. лит., 1977. - 443 с.

42. Горький М. Письма о литературе. М.: Сов. писатель, 1955. - 642 с.

43. Грачева И.В. О роли художественной детали в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Русская словесность. 2002. - № 1. - С. 30-35.

44. Григорян Ар. П. Проблемы художественного стиля. Ереван, 1966. - 389 с.

45. Грифцов Б.А. Психология писателя. — М.: Худ. лит., 1988. 462 с.

46. Гуляев Н. А. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1977. - 278 с.

47. Гусейнов М. А. Картины эволюции кумыкской прозы 60-80-х годов. -Махачкала: Наука-Сервис, 1993. 164 с.

48. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. М., 1988.

49. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сб. ст. -Махачкала, 1987. 133 с.

50. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-408 с.

51. Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа //Филол. науки. 1994. - № 5/6. - С. 76-83.

52. Имамкулиева З.И. Черты дагестанского советского романа //Вопросы дагестанской литературы. Махачкала, 1969. - С. 75-99.

53. История дагестанской советской литературы: В 2 т. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967.

54. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. М.: Наследие, 1995. - Вып. I - 224 с.

55. Каиди М.А. След Шанияра: Повести и рассказы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1985. - 96 с.

56. Каиди М.А. Золотой кит: Повести и рассказы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981.-272 с.

57. Кузнецов М.М. Советский роман. Пути и поиски. М.: Знание, 1980. -160 с.

58. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе и методология критики. М.: Сов. Россия, 1984. - 592 с.

59. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М.: Знание, 1984. - 111 с.

60. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. Статьи о советской многонациональной литературе. М.: Сов. писатель, 1978. - 271 с.

61. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. М.: Юпитер, 1997. - 262 с.

62. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана: Проблемы национального и интернационального взаимодействия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. - 132 с.

63. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

64. Надъярных Н.С. Время перечтений // Способность к диалогу. М.: Наука, 1993.-Ч. I.-С. 6-29.

65. Нация. Личность. Литература. М.: Наследие, 1996. — Вып. 1. - 256 с.

66. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988. -300 с.

67. Нуйкин А. Еще раз об идеальном герое (Современной художественной литературы) // Вопр. лит. 1986. - № 1. - С. 90-129.

68. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957.-407 с.

69. Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

70. Пашаева Т.Н. .Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы: Дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1985.

71. Пашаева Т.Н. Становление жанра повести в лезгинской литературе // Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сб. ст. — Махачкала, 1987.-С. 65-75.

72. Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учебник. М.: Высш. шк., 1978. - 351 с.

73. Принципы анализа литературного произведения: Сб. ст. / Под ред. П.А. Николаева. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

74. Распутин В.Г. Последний срок. Прощание с Матёрой: Повести и рассказы. -М.: Сов. писатель, 1985.-416 с.

75. Савельева В.В. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф. Достоевского // Русская словесность. 2002. — № 7. - С. 24.

76. Самуров Н.Г. Ахтынская крепость: Художественно-документальная повесть. Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2002. - 224 с.

77. Самуров Н.Г. Звёздный день: Повесть и рассказы. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. 140 с.

78. Самуров Н.Г. Под высокой яблоней. Рассказы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.-76 с.

79. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

80. Слонимский A.JI. Мастерство Пушкина М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. - 528 с.

81. Способность к диалогу. М.: Наследие, 1993. - Ч. 1. - 284 с.

82. Султанов К.Д. Певцы разных народов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. -460 с.

83. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов. писатель, 1978. -272 с.

84. Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.-128 с.

85. Султанов К.К. Преемственность и обновление: Современная проза народов Северного Кавказа и Дагестана. М.: Знание, 1985. - 64 с.

86. Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Очерк жизни и творчества. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 232 с.

87. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1972. - 406 с.

88. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов. писатель, 1982.-416 с.

89. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. - 384 с.

90. Шкловский В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы: В 2 т. М.: Худ. лит., 1966.

91. Эпштейн М. О значении детали в структуре образа // Вопр. литературы. -1984.-№ 12.-С. 134-135.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.