Художественный мир прозы Хачима Теунова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Шетова, Римма Адибовна

  • Шетова, Римма Адибовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 162
Шетова, Римма Адибовна. Художественный мир прозы Хачима Теунова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 1999. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шетова, Римма Адибовна

Введение

Глава I. Ранний период творчества Хачима Теунова в контексте литературы 30-40-х годов

Глава II Художественное решение проблемы личности и народа в прозе X. Теунова (60-80-е годы)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир прозы Хачима Теунова»

Неторопливый, обстоятельный рассказ, сочный язык, продуманный выбор средств художественного изображения - все это говорит о зрелости мастерства Хачима Теунова».

Г. Гулиа).

Обращение к творчеству, к художественному миру наиболее значительных представителей национальной литературы всегда наталкивает на комплекс актуальных проблем развития литературы, а главное -на проблему определения самого существа и характера основополагающей деятельности писателя. Каковы истоки его творчества? Как и каким путем шел он к своей миссии? Что принес он своими произведениями в национальную литературу и культуру? Исследование художественного мира и творческого пути писателя позволяет вывести и некоторые общие закономерности, определяющие развитие национального литературного процесса в целом.

В нашей работе впервые предпринята попытка системного анализа художественного мира прозы Хачима Теунова.

Актуальность исследования художественного мира прозы Хачима Теунова определяется необходимостью комплексного изучения и систематизации творчества писателя, нового подхода к выявлению его роли и места в истории национальной литературы. 4

Художник слова, зачинатель национальной литературы, приходит в искусство убежденным сторонником нового реалистического направления, новых идейных убеждений, он строит свое искусство на лучших традициях народного поэтического творчества, обращается к русской классике, к современной ему советской литературе 20-30-х годов.

Опираясь на уже достигнутое современным и предшествующим литературоведением, используя опыт изучения и анализа адыгских литератур, в данной работе мы ставим целью, не претендуя на всестороннее освещение поднимаемых вопросов, впервые проанализировать процесс становления и развития творчества художника слова в контексте развития отдельной национальной литературы и литератур региона и страны, а также уделить особое внимание вопросам специфики жанров его произведений, поэтики, своеобразия художественного мастерства, определить его роль и место в национальной литературе.

Материалом исследования послужили прозаические произведения X. Теунова: документальные очерки периода 30-50-х годов, публицистические произведения, рассказы и повести, романы «Род Шогемоковых», «Подари красоту души».

В методологической основе диссертации лежат основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах Г. Ло-мидзе, Н. Надъярных, М. Пархоменко, Г. Гамзатова, Ч. Гусейнова, К. Султанова, Б. Сучкова, Р. Бикмухаметова и других.1

Немалый опыт в изучении национальных литератур, общего и своеобразного в этапах их развития накоплен литературоведами северокавказского региона. Проблемы национальных литератур в их жанровом, идейно-художественном развитии решаются в трудах Л. Бекизовой, А. Гутова, Т. Гуртуевой, А. Караевой, А. Мусукаевой, У. Панеш, 3. Тол5 гурова, Ю. Тхагазитова, А. Схаляхо, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, К. Шаззо и других.2

В последние десятилетия появились работы, посвященные комплексному изучению адыгских литератур с новых, современных литературоведческих позиций: X. Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (Майкоп, 1994); К. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (Тбилиси, 1978); А. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгской литературы» (Майкоп, 1992); У. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (Майкоп, 1990); Т. Чамокова «В защиту человека» (Майкоп, 1992) и другие. Данные работы свидетельствуют о значительно возросшей аналитичности современного литературоведения, о попытке решения типологических, художественно-эстетических проблем национальных литератур.

Современное адыгское литературоведение сделало немало ценных открытий, исследуя истории национальных литератур, проблемы эволюции жанров и художественного метода, вопросы художественной типологии, взаимовлияния национального фольклора и письменной литературы и т.д. Но, как справедливо отмечает исследователь, при этом «нередко в литературном процессе растворяется творческая индивидуальность поэта, писателя, драматурга или же она рассматривается под углом зрения творческого влияния».3

Творческой индивидуальности X. Теунова в адыгском литературоведении было уделено, к сожалению, мало внимания, и своеобразие его творчества в какой-то степени «растворилось» в общем потоке литературного процесса. 6

Творчеству X. Теунова посвящены статьи, главы очерков литератур и монографий, но отдельного исследования, изучающего Теунова-романиста, очеркиста или драматурга, а также вопросы эволюции его творчества, в кабардинском литературоведении нет. Среди работ, исследующих жанровые, идейно-художественные, эстетические особенности творчества X. Теунова, следует указать работы Л. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману». (1974); К. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах». (1978); Ю. Тхагази-това «Адыгский роман». (1987); А. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгских литератур». (1988); К. Султанова «Динамика жанра. (особое и общее в опыте современного романа)» (1989); А. Мусукае-вой «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология». (1993); Р. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999) и другие.

Творчеству X. Теунова, его роли и месту в кабардинской литературе, многогранности его таланта посвящены очерки и статьи Л. Бекизовой, Н. Джусойты, В. Гоффеншефера, Л. Кашежевой, М. Сокурова, М. Мидова, А. Хакуашева и других исследователей. В «Очерках истории кабардинской литературы» (1968) X. Теунову посвящена глава под названием «Творчество X. Теунова» (автор - Л. Кашежева). В указанных исследованиях отмечается реализм, народность, социальная насыщенность произведений писателя, его глубокая связь с вековыми народными традициями, документальная и жизненная основа творчества X. Теунова, его связь с реальной действительностью, с событиями и фактами истории Кабарды, а также многогранность таланта X. Теунова - очеркиста, писателя, драматурга, переводчика, исследователя национальной литературы. 7

Хачим Теунов - один из зачинателей кабардинской письменной литературы, своеобразный энциклопедист, в творчестве которого сошлись писатель, этнограф, историк, публицист, философ. Хачим Исха-кович Теунов родился в 1912 году (умер в 1984 г.) в крестьянской семье в с. Арик Терского района. Из автобиографии писателя: V.Первоначальное образование в объеме неполной средней школы получил в интернате Мало-Кабардинской окружной сельхоз-школы. В 1929 году поступил в Московский литературный рабфак, который окончил в 1932 году. В последующие годы окончил курсы редакторов политотделов газет при институте журналистики, редакторское отделение краевых парткурсов. В разные годы окончил Высшие литературные курсы Союза писателей СССР, Кабардино-Балкарский госуниверситет».4

Первый литературный опыт, о котором свидетельствует сам писатель, - работа в редакциях газет, ей он отдал более десяти лет, пройдя за это время нелегкий путь от начинающего литературного сотрудника до главного редактора республиканских газет. Годы сотрудничества в газетах, опыт работы очеркиста и публициста впоследствии плодотворно скажутся на его художественной деятельности: факт, документализм, близость к реальной жизни станут основой его художественного мышления, эстетики и поэтики его произведений.

В 30-х годах X. Теунов вместе с Али Шогенцуковым, Дж. Налоевым, С. Кожаевым, 3. Максидовым создает первые образцы кабардинской художественной прозы - очерки, рассказы, первую в кабардинской прозе психологическую повесть «Аслан». Период творчества X. Теунова - 3040-е годы - характеризуется активной работой в жанре документального очерка и публицистики, но для определения «зачатков» его художественной прозы наиболее характерна и значительна повесть «Аслан», за 8 ложившая основы лирического психологизма в его дальнейшем творчестве.

В первых произведениях кабардинской художественной прозы повествование обычно строилось на резком контрасте, выявляющем все «плюсы» новой социалистической действительности и «минусы» старой жизни. Причем, в прозе преобладали черты заданной публицистической схемы. Повесть X. Теунова «Аслан» избежала этой опасности: схема писателем была преодолена, полнокровный и реалистический рассказ о судьбе и характере типичного кабардинского крестьянина занял ее место. Образ главного героя прямо перекликается с образами народных героев, мстителей из народно-поэтического творчества и тяготеет к романтическому воспроизведению, но X. Теунов, вошедший в национальную литературу как реалист, более тяготел к реалистическому воспроизведению и действительности, и национального характера борца-одиночки.

Период 40-х годов в жизни и творчестве писателя характеризуется активной общественной и публицистической деятельностью. Как и во всей советской литературе, темы патриотизма, героизма, освобождения родной земли от захватчиков становятся ведущими в его очерках и статьях. В художественном творчестве его знаменательно появление пьесы «Испытание», в драматическом сюжете которой отразились злободневные вопросы военного времени.

Наиболее значительным достижением послевоенного периода следует считать, на наш взгляд, роман «Род Шогемоковых» - историческое, социально-психологическое повествование о важных событиях в жизни кабардинского народа в начале XX века, о гибели и возрождении кабардинского крестьянского рода. Своеобразным художественным откликом писателя на происходившие в данный период в республике со9 циалистические преобразования стали его повести «Новый поток» и «Золотое утро». В то же время X. Теуновым создаются документально-художественные очерки, посвященные лучшим представителям кабардинской национальной интеллигенции: Шоре Ногмову («Свет с севера»), Бекмурзе Пачеву («Чудесный самородок»), Али Шогенцукову («Путь поэта»), Алиму Кешокову («Жизнь и поэзия»).

Перечисленные очерки посвящены не только жизни и творческой деятельности выдающихся писателей и поэтов Кабарды, они исследуют пути развития национальной литературы в целом, начиная от эпохи просветителей и заканчивая современниками самого Теунова. Своеобразным дополнением к указанным очеркам стали глубокие исследования по национальному фольклору («Устное творчество кабардинского народа») и письменной литературе («Кабардинская письменная литература»). Перечисленные труды, разные по своей тематике и содержанию, но объединенные общей идейно-художественной направленностью и задачей, составили единую и своеобразную книгу «Литература и писатели Кабарды»: равной которой в республике еще не издавали.

В 70-х годах X. Теунов издает новую, уже сугубо публицистическую книгу «Путь на Эльбрус» (1974), в которой писатель с восторгом и восхищением говорит о достижениях социальной, экономической и культурной жизни республики: «мой рассказ будет не о той весне, которая каждый год в свой час приходит к нам и уходит, - речь пойдет о весне народов Кабардино-Балкарии, о весне людей, распрямивших согбенные спины. Эта весна не уходит. Она молодит, преображает мою родину и людей моей земли».

Интересен анализ становления, эволюции эстетической позиции X. Теунова на протяжении всех периодов его творческого пути: от восторженно романтической до глубоко реалистической, когда писатель заяв

10 ляет: «Святой долг писателя - писать правду и только правду. Я выполню свой долг».

В работе мы выделяем два периода в творчестве X. Теунова. К первому периоду относятся 30-40-е годы, а также творчество послевоенного времени. Основу этого периода составляют документальные очерки, публицистические статьи, рассказы, повесть «Аслан», пьеса «Испытание». Причем, период формирования творчества X. Теунова мы рассматриваем на широком материале всей национальной литературы в контексте северокавказской прозы 30-40-х годов. Ранний период, послуживший своеобразной базой для формирования социально-психологической прозы писателя, лег в основу первой главы диссертации.

Вторая глава посвящена 60-80-м годам творчества X. Теунова, которые характеризуются обогащением жанра романа и повести. Их отличает жанрово-тематическое многообразие, усложнение психологического анализа коллизий и характеров. Во второй период творчества входят роман «Род Шогемоковых», книга очерков «Литература и писатели Ка-барды», роман «Подари красоту души», повести «Золотое утро», «Новый поток» и другие произведения.

Становление творчества художника слова от документального очерка и рассказа к роману - явление типологическое, основанное на общем росте литератур народов страны, на благотворном процессе взаимодействия национальных культур.

На наш взгляд, немаловажной частью исследования истории национальных литератур является изучение особенностей творчества отдельных художников слова, заложивших основы этой литературы, прошедших все этапы ее развития.

11

Творчество X. Теунова стало неотъемлемой частью истории кабардинской литературы, он - один из ее основоположников и сподвижников, все насущные проблемы развития национальных литератур стали актуальными проблемами его собственного творчества.

12

Примечания

1 См.: Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. М., 1967., Надъярных Н. Поиск продолжается: Методологические проблемы современной литературной историографии. В кн.: Живое единство., М., 1974., Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы. М., 1978., Гамзатов Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала, 1986., Султанов К. Динамика жанра. М., 1989., Гусейнов Ч. Этот живой феномен. М., 1988., Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. М., 1983., и другие.

2 См.: Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск., 1984.; Тутов А. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса., 1993 г., Гуртуева Т. Маленький человек с большой буквы. Нальчик., 1994., Мусукаева А. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология. Нальчик, 1993., Толгуров 3. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991., Хакуашев А. Адыгские просветители. Нальчик, 1978., Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978 и другие.

3 Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994, с.4.

4 Теунов X. Автобиография (рукопись). Архив Союза писателей КБР.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Шетова, Римма Адибовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя жизненный и творческий путь X. Теунова, испытываешь особое чувство - это судьба не только отдельного художника слова, это судьба народа, охватывающая эпоху 30-80-х годов. Школьник, студент, журналист, начинающий писатель и, наконец, один из корифеев кабардинской литературы. Его имя стоит рядом с именами Т. Борукаева, Дж. Налоева, Али Шогенцукова в 30-40-х годах, с именами А. Кешокова, 3. Налоева, А. Шортанова - в 50-80-х годах.

Многие факты биографии писателя стали широко известны еще при его жизни - читатель хотел знать, кто он - Хачим Теунов, откуда вышел, как он сформировался, у кого учился творческому мастерству, как он, человек и писатель, относился к тем или иным событиям жизни. Своими газетными очерками, публицистическими статьями, рассказами и повестями X. Теунов последовательно и обоснованно стал рассказывать об истоках своего творчества, о своих учителях и соратниках.

Замечательный русский писатель В. Распутин как-то отметил: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что и дает ему право взяться за перо». Вероятно, X. Теунов в детские годы не думал о будущем писательском труде, но уже тогда у него выработался свой взгляд на многие вещи, свое понимание жизни и человеческих взаимоотношений, своя активная жизненная позиция. Свидетельство тому первые газетные публикации юноши - Теунова.

Душу будущего писателя и эстетику его взглядов формировала великолепная природа Кавказа: сияние снежных вершин, чистота горных рек, красота и величие его соплеменников.

144

Трудности голодного детства, быт крестьянской семьи, стремление к свету, к знаниям постепенно формировали характер пытливого, любознательного юноши.

Те цели, которые ставили республика, колхоз, были его целями, достижения, происходившие в жизни народа, - его достижениями. Именно так смотрел на современную ему жизнь молодой писатель. Отсюда и та, известная читателю, глубокая идейно-художественная направленность его произведений: она не привнесена извне, она продиктована жизнью общества и самого писателя.

Учеба в Литературном институте способствовала формированию литературного вкуса, оттачивала перо, учила отбирать жизненные факты и коллизии, оценивать и типизировать их.

Фольклор X. Теунов впитал в себя в детстве, да и потом, будучи известным писателем, был уверен, что без фольклора нет художественного творчества. Уже в первых его художественных произведениях есть немало фольклорных «вкраплений», а такие произведения, как повесть «Аслан», романы «Род Шогемоковых», «Подари красоту души» и другие полностью построены на фольклорной основе. Сочное, емкое народное слово рождало простоту и доступность повествования, оно же наделяло это повествование глубоким смыслом и содержанием.

С другой стороны - было влияние русской классики, влияние мощное, ориентирующее и удивительное. Переводы на кабардинский язык произведений русской классики - это не просто дань требованиям времени, это веление сердца, желание учиться у лучших из лучших. Из классиков советского периода X. Теунов особо выделял М. Горького и М. Шолохова.

Если попытаться подытожить мысль о предшественниках и учителях, об истоках творчества, то их несколько: фольклор, народный язык и

145 традиции, русская и советская классика, но главное - его, X. Теунова, жизненная позиция, философия, его понимание добра и зла, правды и справедливости, его искреннее и трепетное отношение к своей земле и своему народу.

В творчестве X. Теунова есть целый комплекс политических, этнографических и эстетических проблем, характеризующих его художественное «Я».

Итак, если произведения X. Теунова рассматривать не только как материал для анализа, а как некое единое художественное целое, то следует отметить слияние в его творчестве двух начал - кабардинского национального фольклора и русской литературы.

Но при всей обусловленности формирования художественного дарования X. Теунова при помощи указанных двух начал следует отметить глубокую самобытность, оригинальность и неповторимость творчества писателя, сумевшего обогатить национальную и в целом советскую литературу интереснейшим миром, бытом, морально-нравственными, эт-но-философскими проблемами кабардинской семьи и кабардинского общества.

Основная художественная задача писателя - изображение возрождающейся национальной жизни, создание характера героя во всех аспектах национального своеобразия и богатства - была им успешно решена.

Национальная литература обогащается за счет многовековой культуры и опыта других литератур - такая тенденция в мировой литературе не нова. К примеру, Пушкин указывает на единственный источник, способный внести жизнь в книжную словесность - изустное предание. В итоге, в русской литературе - устное народное творчество с одной стороны, произведения Гомера, Данте, Шекспира - с другой. Исто

146 рия русской литературы XIX века, ее возникновение и ускоренный рост доказательство того, как национальный фольклор становится почвой для формирования и развития народной литературы. А с другой стороны - влияние литератур многовековых, имеющих великие открытия и достижения. Чем не ориентир для молодых национальных литератур, идущих следом за русской классической литературой, чем не пример для подражания?

В 1941 году X. Теунов выпустил в свет первый сборник своих произведений, в него вошли повесть «Аслан», рассказ «Женитьба Ладо» и очерки. Тесная связь с современной действительностью, но в то же время и близкая связь с фольклором, с историей народа, стремление разобраться в определенных закономерностях развития общества, желание увидеть нового героя, истоки его характера и действий - таков неполный перечень вопросов, поднимаемых в первом сборнике произведений X. Теунова.

Отдельно необходимо остановиться на деятельности X. Теунова-переводчика. Переводы классики русской литературы на кабардинский язык - это не только дань уважения великой литературе, великим художникам слова, на творчество которых была ориентирована начинающая кабардинская литература. Но это и учеба, это школа мастерства. Именно традиции русской классической литературы, специфика решения в ней задач народностей литературы, ее идейно-художественной направленности, высокого художественного мастерства и определили собственное понимание роли писателя в обществе, в культуре народа у X. Теунова.

Тема Великой Отечественной войны нашла свое художественное воплощение в новом для X. Теунова жанре - драматургии. Событиям

147

Великой Отечественной войны, борьбе кабардинского народа против фашистских захватчиков посвящена пьеса «Испытание».

Пафос первой книги - оптимистический, относящийся к общей вере в человека, в его созидательные возможности. Произведения, включенные в нее, разнообразны по жанру, неровны по художественному качеству, совсем несхожи по стилю, но в них есть общее - чувство времени, чувство героя и своеобразный, неповторимый авторский голос.

Главный герой повести «Аслан» наделен чертами цельного народного характера, глубоким умом, чутким и сострадательным сердцем, совестливостью и стойкостью, решительностью, крепким и спокойным характером.

У каждого художника слова есть свой тип героя, как, к примеру, у Гоголя - тип «маленького человека», у Платонова - типы странников и правдоискателей, у Шукшина - типы чудаков и т.д. X. Теунов создал в кабардинской литературе тип горца - честного, целеустремленного, гордого, многое в жизни испытавшего, но не сломленного судьбой и лишениями. Таковы мужчины рода Шогемоковых, таков Аслан, таковы герои романа «Подари красоту души».

Через все творчество X. Теунова проходит тема своеобразного гимна труду, отношением к которому, кстати, определено место героя в повествовании. Писатель не жалеет ярких красок, чтобы воссоздать образ человека труда, наделить его красотой, природной силой, нравственной чистотой, стремлением к совершенству.

Произведения X. Теунова - социально-психологический роман «Род Шогемоковых», лиро-эпический роман «Подари красоту души», повести «Новый поток» и «Золотое утро» стали вехами в развитии кабардинской художественной прозы.

148

Наиболее значительное художественное произведение X. Теунова роман «Род Шогемоковых» общей проблематикой, жанровой и сюжетно-композиционной особенностями, решением поставленных художественных задач продолжает лучшие традиции общесоюзного историко-революционного романа 30-50-х годов:

В художественных произведениях X. Теунова сильно публицистическое начало, недаром он начинал как журналист и очеркист, но публицистичность не мешает художественности, не вытесняет ее, а дополняет.

Природа у X. Теунова под стать человеку и переживаемому моменту: мощная, прекрасная, незыблемая, как и герои. В его произведениях нередко встречаются природные пейзажи, особенно философски насыщенные: моменты затишья, ожидания перед каким-либо решающим моментом (сдвигом) в жизни героя и т.д.

Уже отмечалось, что талант X. Теунова многогранен и своеобразен: очеркист, новеллист, сценарист, романист, переводчик, критик и литературовед - он многое сделал, чтобы кабардинская литература достигла определенных вершин, стала вровень с литературами зрелыми.

О каждой грани таланта X. Теунова следует говорить отдельно и серьезно. К примеру, переводческая деятельность X. Теунова вовсе не исследована. А ведь именно благодаря ему произведения Пушкина, Гоголя, Крылова, Горького, Фадеева стали достоянием широкого кабардинского читателя.

Темой отдельного исследования, вероятно, станет критическая и литературоведческая деятельность X. Теунова, ведь именно он стал автором первого фундаментального литературоведческого труда «Литература и писатели Кабарды». В этом труде были опубликованы его первые статьи о национальном фольклоре, об особенностях формирования и

149 развития национальной литературы, глубокие по содержанию художественные очерки о творчестве Шоры Ногмова, Бекмурзы Пачева, Али Шо-генцукова.

Есть одна особенность, которая характеризует творчество X. Те-унова: его произведения идут от жизни, от фактических событий; в течение всего творческого пути он был в гуще этих событий. Журналистская деятельность давала Теунову возможность принимать самое непосредственное участие в жизни республики, освещать в печати достижения тружеников села. Творчество его - конкретное, реальное, строящееся на факте, и это касалось не только очерков, документальных эссе, это касалось и художественных произведений. Героями книги «Весна - пора обновления» стали его современники: колхозники, рабочие, деятели культуры и науки - лучшие представители народа, люди, с которыми он встречался, беседовал, интересовался их проблемами.

Начав с работы рядового журналиста районного масштаба, Х.Теунов достиг многого: стал лауреатом Республиканской премии в области литературы, работал секретарем обкома комсомола, Председателем Президиума Верховного Совета КБАССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

X. Теунов вырастил не одно поколение писателей и поэтов, будучи председателем Союза писателей Кабардино-Балкарии, многим, сегодня известным в республике и за ее пределами деятелям литературы и искусства, X. Теунов помог определить жизненный и творческий путь. Это и Адам Шогенцуков, и Зубер Тхагазитов, и Борис Кагермазов, и многие другие. Адам Шогенцуков вспоминал: «Хачим Теунов искал, находил и направлял на правильный путь и молодых художников, скульпторов, инженеров, юристов, врачей, артистов, композиторов, певцов.».

150

Кабардинская литература произведениями X. Теунова достигла определенных высот реалистического повествования, значительно углубила свою идейно-художественную направленность, на новую высоту подняла мастерство художественного изображения действительности, реалистически глубоко и достоверно решила проблему национального характера в прозе.

Творчество X. Теунова характеризуется единством и целостностью художественных достижений: в каком бы жанре ни работал писатель, он умел глубоко проникнуть в события, в гущу жизни, умел правильно оценивать их, талантливо решал проблемы «вечных истин» как на историческом, так и на современном материале.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шетова, Римма Адибовна, 1999 год

1. Ауэзов М. Мысли разных лет. - Алма-Ата, 1961, - 353 с.

2. Азадовский М. Литература и фольклор. Л., 1938, - 479 с.

3. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водой. Фрунзе, 1978, - 406 с.

4. Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик, 1986, - 175 с.

5. Александрова Л. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, 1971, - 159 с.

6. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968, - 290 с.

7. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970, -652 с.

8. Арутюнов Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М., 1972, - 26 с.

9. Базанов В. От фольклора к народной книге. Л., 1973, - 342 с.

10. Байрон. Дневники. Письма. М., 1965, - 440 с.

11. Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994, - 148 с.

12. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978, - 384 с.

13. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, - 504 с.152

14. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, - 444 с.

15. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, - 1974, 288 с.

16. Бекизова Л. Страницы из истории черкесской литературы. Чер кесск, 1961, - 38 с.

17. Белинский В.Г. ПСС, т.т.5, 7 631 е., 799 с.

18. Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. М., 1983, - 248 с.

19. Бучис А. Роман и современность. М., 1977, - 414 с.

20. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1989, - 404 с.

21. Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. М.1961, 439 с.

22. Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» и его генезис. -Краснодар, 1967, 423 с.

23. Гамзатов Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала, 1986, - 231 с.

24. Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы. М., 1964, - 312 с.

25. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. М., 1988, - 429 с.

26. Гутов А.М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М. 1993, - 198 с.

27. Гей Н. О художественности. -М., 1980, 124 с.

28. Героический эпос народов СССР. Л., 1979, - 750 с.

29. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979, - 222 с.

30. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971,-464 с.

31. Гура В. Роман и революция. М., 1973, - 215 с.

32. Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы. М., 1978, -179 с.153

33. Далгат У. Литература и фольклор: теоретические аспекты. М., 1981, - 303 с.

34. Днепров В. Черты романа XX века. М., Л., 1965, - 548 с.

35. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1873 год. М., - 521 с.

36. Дюришин Д. Теория сравнительного литературоведения. М., 1977, - 320 с.

37. Ершов Л. Русский советский роман (национальные традиции и новаторство). Л., 1967, - 340 с.

38. Емельянов Л. Методологические вопросы в фольклористике. -Л., 1978,-206 с.

39. Жанрово-стилевое многообразие многонациональной советской литературы. Фрунзе, 1980, - 294 с.

40. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР.1. М„ 1974, 195 с.

41. Жирмунский В. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. -Л., 1979, -493 с.

42. Затонский Д. Мир романа. М., 1973, - 535 с.

43. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. М., 1967, -383 с.

44. История советской многонациональной литературы. В 6-ти томах.-М., 1970-1974,-631 с.

45. История и современность в литературах Северного Кавказа. -Орджоникидзе, 1980, 290 с.

46. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999, -116 с.

47. Караева А. Обретение художественности. М., 1979, - 176 с.

48. Кашежева Л. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962, -148 с.154

49. КожинОв В. Происхождение романа. м., 1963, -439 с.

50. Кузнецов Ф. Советский роман. М., 1963, - 274 с.

51. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987, 752 с.

52. Ломидзе Г. Сила реализма. М., 1972, - 290 с.

53. Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. -М, 1967, 369 с.

54. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, -959 с.

55. Машитлова Е. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик, 1979, - 102 с;

56. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963,-462 с.

57. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986, - 318 с.

58. Многонациональный советский роман. Закономерности развития современного романа. М., 1966, - 307 с.

59. Моисеев Н. Человек, среда, общество. М., 1982, - 240 с.

60. Музаев Н,Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный, 1974, - 236 с.

61. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик,1987,- 167 с.

62. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик, 1978, - 157 с.

63. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественное и этнокультурная типология. Нальчик, 1993, - 192 с.

64. Надъярных Н.С. Ритмы единения. Киев, 1986, - 324 с.

65. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М., 1972,- 246 с.155

66. Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия (1945-1956). -Нальчик, 1970, 194 с.

67. Налоев 3. Из истории адыгской культуры. Нальчик, 1978, - 192 с.

68. Национальное и интернациональное в советской литературе. -М., 1971,-517 с.

69. Некрасов H.A. ПСС, т.12, М., 1953, 527 с.

70. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. -М., 1971,-400 с.

71. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968, - 305 с.

72. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990, -278 с.

73. Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы. М., 1978, - 286 с.

74. Петров С. Реализм. — М., 1964, 490 с.

75. Проблемы адыгской литературы и фольклора. Майкоп, 1988, -152 с.

76. Пути развития современного советского романа. М., 1961, - 362 с.

77. Роль фольклора в литературах народов СССР. М., 1975, 248 с.

78. Роман и современность. Сб. ст. М., 1971, - 264 с.

79. Советский многонациональный роман. М., 1985, - 290 с.

80. Современный советский роман. М., 1979, - 244 с.

81. Султанов К. Динамика жанра (особое и общее в опыте современного романа). М., 1989, -153 с.

82. Султанов К. Расул Гамзатов. Махачкала, 1973, - 222 с.156

83. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 1970, - 453 с.

84. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1992, -152 с.

85. Теппеев А. Балкарская проза. Нальчик, 1974, - 174 с.

86. Толгуров 3. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991, -285 с.

87. Толгуров 3. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984, - 250 с.

88. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978, - 495 с.

89. Толстой Л.Н. ПСС, т.ЗО, М., 1951,-606 с.

90. Тхагазитов ЮМ Художественный мир Али Шогенцукова. Нальчик, 1994, - 130 с.

91. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман. Нальчик, 1987, - 112 с.

92. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994, - 248 с.

93. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1972, - 174 с.

94. Фольклор адыгов в записях и публикациях Х1Х-начала XX века. -Нальчик, 1979, -404 с.

95. Фридлендер Г. Поэтика русского реализма. Л., 1971, - 291 с.

96. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Нальчик, 1993, - 320 с.

97. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978, - 260 с.

98. Хапсироков X. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, 1969, - 64 с.

99. Хапсироков X. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1970, -266 с.157

100. Хашхожева Р. Адыгские просветители второй половины XIX-начала XX веков. Нальчик, 1983, -244 с.

101. Храпченко М. Лев Толстой как художник. М., 1965, - 507 с.

102. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1981,- 429 с.

103. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976, - 416 с.

104. Хут Ш. Несказочная проза адыгов. Майкоп, 1989, - 194 с.

105. Чалмаев В.А. Литература судьбы народной. М., 1966, - 160 с.

106. Чамоков Т. В защиту человека. Майкоп, 1992, - 188 с.

107. Шаззо К. Главная мера человек. - М., 1974, - 263 с.

108. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978, - 238 с.

109. Шошин В. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. Л., 1989, - 215 с.1.

110. Алиева А. Кабардинская литература.//История советской многонациональной литературы. М., 1974, т.5.

111. Алиева А. Фольклорные традиции в младописьменном романе.//Советский роман. Новаторство, поэтика, типология. -М., 1978.

112. Арутюнов Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс.//Советская литература и мировой литературный процесс. М., 1975.

113. Арутюнов Л. Проблемы исследования художественных форм национального сознания.//Национальное и интернациональное в советской литературе. М., 1971.

114. Бекизова Л. Становление и развитие младописьменной литературы в условиях содружества советских наций.//Единство, рожденное в борьбе и труде. М., 1972.158

115. Белгорокова Е. Радость встречи с книгой.// «Кабардино-Балкарская правда», 1975, 18 июня.

116. Берков П.Н. О многочисленном характере советской литерату-• ры.//Ученые записки ЛГУ, серия филологических наук, 1949, выпуск16.

117. Бернштейн И. Жанровая структура современного романам/Вопросы литературы. М., 1976, № 2.

118. Бикмухаметов Р. Роман и литературный процесс.//Вопросы литературы. М., 1971, № 9.

119. Бровман Г. Социальный характер современного литературного героя.//Вопросы литературы. -М., 1981, №2.

120. Бучис А. В контексте мировой литературы.//Вопросы литературы. -М., 1979, № 12.

121. Бычков Д. Образы русских людей в кабардинской про-зе.//Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957.

122. Бычков Д. Ценное начало (о книге X. Теунова «Литература и писатели кабарды»).// Кабардино-Балкарская правда, 1956, 20 апреля.

123. Бычков Д., Диденко А. О книге X. Теунова «Новый поток».//Кабардинская правда, 1950, 22 февраля.

124. Гамзатов Р. Взаимодействие литературы и фольклора: проблемы и суждения.//Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. —Махачкала, 1986.

125. Гоффеншефер В. Кабардинская художественная проза.//Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957.

126. Гоффеншефер В. Хачим Теунов.//Х. Теунов. Избранное. М.,1957.

127. Давыдов И. Глашатай братства: к 70-летию X. Теуно-ва.//Кабардино-Балкарская правда, 1982, 21 мая.159

128. Джусойты Н. Все начинается с размышления.//Вопросы литературы. М., 1976, № 5.

129. Джусойты Н. Главная песнь песнь жизни.//Теунов X. Избранное. -М., 1976.

130. Джусойты Н. От сказителя к писателю путь далекий.//Вопросы литературы. -М., 1971, № 9.

131. Журтов Б. Очерк в кабардинской литературе.//Кабардино-Балкарская правда, 1970, 14 октября.

132. Кагермазов Б. Сеятель доброго: к 80-летию со дня рождения X. Теунова.//Кабардино-Балкарская правда, 1992, 14 ноября.

133. Кажаров X. Служа прекрасному всем сердцем (к 70-летию X. Те-унова)//Университетская жизнь, 1982, № 20.

134. Капиева Н.В. Сердечная книга. (О книге X. Теунова «Новый поток»).//Новый мир, 1953, № 3.

135. Кармоков М.М. Учитель учителей: (Х.И. Теунов)//Кармоков М.М. Созвездие. Нальчик, 1986.

136. Кашежева Л. Послевоенная кабардинская проза./Ючерки истории кабардинской литературы., Нальчик, 1968.

137. Кашежева Л. Творчество X. Теунова/Ючерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968.

138. Кашежева Л. У живого истока.//Кашежева Л. Совершеннолетие пера. Нальчик, 1968.

139. Киреев М. Испытание нравственных сил народа.//Кабардинская правда, 1946, 24 июня.

140. Клиновский В. Становление.//Книжное обозрение, 1977, № 15.

141. Колобаева Л. «Никакой психологии» или фантастика психоло-гии?//Вопросы литературы. М., 1999, № 2.

142. Колпаков А. Повести о дружбе и юности.//Кабардино-Балкарская правда, 1974, 4 октября.160

143. Липкин С. Первая книга кабардинской прозы./Югонек, 1950, № 23.

144. Ломидзе Г. Единство и многообразие советской литературы.//История советской многонациональной литературы в 6-ти томах. М., 1971, т.2.

145. Ломидзе Г. Сила реализма: заметки о современной прозе.//Вопросы литературы. М., 1963, № 5.

146. Мамий Р. Вопросы изучения современного адыгейского рома-на.//Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1977.

147. Мидов М., Сокуров М. Он нашел верный путь.//Кабардино-Балкарская правда, 1972, 26 мая.

148. Мкртчян Л. Повесть о детстве Ахмеда (рец. На повесть «Ахмед»)/^ итературная Россия, 1965, 17 сентября.

149. Мусукаева А. Хроника литератур Кабардино-Балкарии.//История советской многонациональной литературы. М., 1975, т.6.

150. Надъярных Н. Поиск продолжается. Методологические проблемы современной литературной историографии.//Живое единство. -М., 1974.

151. Налоев Дж. От мертвого к живому.//Сб. Кабардино-Балкария, вып. 1, -Нальчик, 1933.

152. Налоев Дж. Поэты Кабарды и Балкарии.//Революция и горец, -Ростов-на-Дону, 1933, № 5.

153. Налоев 3. Кабардинская литература 30-х годов (1930-1941)//Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968.

154. Олеша Ю. Юность литературы.//Литературная газета, 1948, 31 марта.

155. Пархоменко М. «Чудо» или закономерность?//Пути развития советской многонациональной литературы. -М., 1967.

156. Произведения X. Теунова на иностранных языках.//Кабардино-Балкарская правда, 1957, 30 октября.161

157. Резвова Т. Человек не пух тополиный.//Литературная Россия, 1970, 23 января.

158. Сборник произведений X. Теунова.//Кабардинская правда, 1949, 27 декабря.

159. Силин Б. Светлый путь.//Советская Украина, 1953, кн.1.

160. Стефанеева Е. Заметки о кабардинской драматургии.//Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957.

161. Тхагазитов 3. Щедрость таланта: к 75-летию X. Теуно-ва.//Кабардино-Балкарская правда, 1987, 30 апреля.

162. Фидарова Р. Развитие художественного сознания народов Северного Кавказа и проблема характера.//Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе, 1984.

163. Черемисина Н. Чтобы вспомнить теплым словом (о писателе X. Теунове).//Кабардино-Балкарская правда, 1993, 27 апреля.1.l

164. Теунов X. Две повести. М., 1974, - 272 с.

165. Теунов X. Избранное. М., 1976, - 354 с.

166. Теунов X. Испытание.//Советская кабардинская драматургия. -М., 1957.

167. Теунов X. Литература и писатели Кабарды. Нальчик, 1955, 364 с.

168. Теунов X. Новый поток. Рассказы и очерки. М., 1952, 254 с.

169. Теунов X. Подари красоту души (Роман. Повесть. Рассказы). -М., 1966, -304 с.

170. Теунов X. Путь на Эльбрус (Сказ о Кабардино-Балкарии). Нальчик, 1982, - 208 с.

171. Теунов X. Свет с Севера: рассказы о поэтах. М., 1956, - 192 с.162

172. Теунов X. Род Шогемоковых. -М., 1981, 368 с.* *

173. Теунов X. Из дневника.//Дружба народов, 1960, № 2.

174. Теунов X. Литература кабардинского народа.//Известия, 1957, 29 июня.

175. Теунов X. Национальное и интернациональное в литерату-ре.//Дон, 1959, № 8.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.