Художественный мир Винцента Шикулы в контексте словацкой прозы второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Широкова, Людмила Федоровна

  • Широкова, Людмила Федоровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 174
Широкова, Людмила Федоровна. Художественный мир Винцента Шикулы в контексте словацкой прозы второй половины XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2006. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Широкова, Людмила Федоровна

Введение.

Глава! Творчество В Шикулы и словацкая «молодая проза» 1960-х годов.

Глава II. Трилогия «Мастера» в контексте с ювацкой прозы о войне и

Словацком национальном восстании.

Глава III. Исторические портреты и литературные реминисценции в произведениях В. Шикулы 1980-90-х гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир Винцента Шикулы в контексте словацкой прозы второй половины XX века»

Винцент Шикула (1936-2001), исследованию творчества которого посвящена диссертационная работа, занимает особое место в литературе Словакии. Обладая яркой писательской индивидуальностью, он создал в своих многочисленных произведениях целый художественный мир, отразивший жизнь словацкого общества и отдельного человека в их сущностных чертах. Многими нитями творчество В. Шикулы связано с идейными и художественными исканиями словацкой литературы как своего времени, так и предшествующих периодов.

Словацкая литература второй половины XX веке в полной мере отразила драматизм послевоенной эпохи - эпохи социальных и политических потрясений, трансформации национальных традиций, сопровождавшихся в искусстве сменой идеологических ориентиров, эстетических и художественных концепций. Будучи частью духовной культуры одной из славянских наций Центральной Европы, а в послевоенный период - страны, принадлежавшей к социалистическому лагерю, она испытала на себе все трудности этих исторических процессов.

Развитие словацкой литературы на протяжении последних пяти десятилетий прошло несколько этапов, часто конфронтационных по отношению друг к другу. Так, начало 1950-х годов связано с утверждением в словацкой литературе социалистического реализма, упрощенная, схематичная форма которого была представлена в ряде произведений, посвященных, прежде всего, теме строительства социализма и воспитания «нового» человека. Однако вследствие жесткой идеологической заданности и невысокого художественного уровня даже лучших его образцов соцреализм вызвал отторжение у наиболее талантливых писателей зрелого поколения и полное неприятие его канонов молодыми литераторами, чьи дебюты состоялись в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Политическая «оттепель»

60-х годов, способствовавшая зарождению и развитию их талантов, сменилась в начале 1970-х гг. очередным похолоданием поры «нормализации». На протяжении последующего периода, вплоть до конца 1980-х годов, словацкая литература, постепенно раздвигая дозволенные рамки, достигла более высокого уровня художественной дифференциации и творческой свободы и внесла ощутимый вклад в процесс распада изжившей себя политической системы. В 1990-е гг., в новых условиях, развиваясь уже в независимом национальном демократическом государстве (Словацкая республика была образована в 1993 г.), литература во многом утратила роль рупора тех или иных идей; приоритетными становятся эстетические качества художественного произведения. Однако если творческое разнообразие еще сохранялось благодаря активному присутствию в литературе писателей старшего и среднего поколения, то заметных художественных достижений в этот переходный период было немного. К рубежу тысячелетий ведущие позиции в словацкой литературе заняли молодые авторы, обратившиеся - преимущественно в формах малых жанров - к материалу современности, к реальным или виртуально-имагинарным проблемам человека эпохи глобализации.

В. Шикула, не подстраиваясь под модные веяния и идеологические клише, чутко улавливал токи, витавшие в литературной атмосфере и общественном сознании, нравственные вопросы и сомнения своего современника. Писатель вступил в литературу вместе со своими сверстниками, товарищами по «Поколению-5б» и продолжал творческую работу вплоть до последнего дня жизни; его можно с полным правом назвать - в ряду немногих - классиком словацкой литературы второй половины XX века.

Значимость В. Шикулы в процессе развития литературы второй половины XX в., высокие идейно-художественные достоинства его произведений, оригинальность поэтики и особый, неповторимый индивидуальный писательский почерк - все это дает основание для подробного научного анализа его творчества и свидетельствует об актуальности темы данного исследования.

Основная задача диссертации состоит в том, чтобы представить творчество В. Шикулы целостно, в комплексе его идейных и эстетических характеристик, а также в широком контексте словацкой литературы, прежде всего - прозы второй половины XX века, в русле которой оно развивалось.

Для раскрытия этой проблематики необходимо решить ряд конкретных задач, в числе которых: исследование особенностей литературного процесса в Словакии в 1950-е - 1990-е гг. и места в нем творчества В. Шикулы; анализ произведений писателя, созданных в 1960-е годы, с точки зрения воплощенной в них концепции личности, особого типа героя; рассмотрение трилогии «Мастера» (1976-1979) как новаторского художественного воплощения темы войны и Словацкого национального восстания, традиционной для послевоенной словацкой литературы; исследование способов и особенностей отражения традиций словацкого литературного и культурного наследия в романах «Матей» (1983), «Орнамент» (1991) и «Ветряная вертушка» (1995); выявление общих основных черт поэтики произведений В. Шикулы (жанровая система, формы и структура повествования, роль и функции автора и рассказчика, приемы художественной характеристики персонажей); определение характера художественного мира произведений В. Шикулы как сплава элементов идейного уровня (прежде всего - гуманистической концепции личности и истории) и самобытной поэтики.

Методологической основой диссертации послужили труды по литературоведению российских и словацких ученых: М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Д С. Лихачева, А. Матушки, А. Мраза, О. Чепана, С. Шматлака, Я. Штевчека и др. Для анализа материала использовался историко-литературный метод; кроме того, большое внимание уделялось отдельным проблемам теории литературы (жанр, композиция, повествование и др.) в применении к поэтике В. Шикулы; автор диссертации обращался и к методикам других исследовательских направлений, в частности, герменевтики для интерпретации тех или иных произведений.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые как в отечественном, так и в словацком литературоведении проведено монографическое исследование творчества одного из крупнейших представителей современной словацкой литературы, тесно связанного с идейно-художественными процессами в Словакии второй половины XX века. Впервые художественный мир В. Шикулы рассмотрен целостно и разносторонне, в его развитии и определяющих чертах; освещены проблемы, которые находились вне сферы внимания критиков либо упоминались лишь вскользь (например, жанровая структура, концепция личности и типы героев, способы повествования и роль автора в сюжетном построении произведения).

Научно-практическая значимость диссертации заключается в важности научного осмысления новейшего периода в развитии литературы Словакии как неотъемлемой части общественного сознания, в реализации комплексного подхода к творчеству одного из ее наиболее выдающихся представителей, а также в освещении ряда значимых теоретических проблем. Результаты исследования могут быть использованы при научном освещении проблем словацкой литературы XX в. в курсах лекций по истории словацкой литературы, истории славянских и зарубежных литератур, в спецкурсах и спецсеминарах.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационной работы были представлены в докладах на научных мероприятиях: международной конференции «Центральная и Юго-Восточная Европа: литературные итоги XX века» (2001, Москва), круглом столе «Новое в зарубежном славянском литературоведении» (Москва, 2003), круглом столе «Изучение современного литературного процесса в странах ЦЮВЕ» (2003, Москва), международных конференциях "Национальная идентичность литератур Центральной и

Юго-Восточной Европы в условиях глобализации" (2004, Москва), «Вторая мировая война: опыт истории - опыт литературы. Центральная и Юго-Восточная Европа» (2005, Москва) и др. Материалы диссертации использовались автором при чтении спецкурса на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Концепция работы обсуждалась во время научной стажировки диссертанта в Институте словацкой литературы САН (Братислава, 2005 г.). Диссертационная работа и автореферат были обсуждены в Центре по изучению современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы ИСл РАН.

Результаты исследования отражены в 17 работах, опубликованных по теме диссертации.

Винцент Шикула родился 19 октября 1936 г. в деревне Дубова в Западной Словакии. Будучи седьмым (из двенадцати) ребенком в бедной многодетной семье рабочего местного лесничества, он рано узнал нужду и голод, но в то же время - и радости деревенского детства, общения со сверстниками, семейного музицирования, поскольку многие в семье, в том числе и отец, играли на музыкальных инструментах. Одиннадцатилетним мальчиком он был отдан в миссионерское училище при монастыре в г. Нитра и серьезно готовился стать священником. Однако в 1948 г. монастыри были закрыты властями в ходе антирелигиозной кампании, и юному Винценту пришлось выбирать другую жизненную стезю. После окончания школы он получил музыкальное образование в Государственной консерватории (училище) в Братиславе, но профессиональным музыкантом так и не стал. Отслужив год в армии, он несколько лет преподавал музыку в Народной школе искусств в г. Модра, одновременно работая церковным органистом.

События и обстоятельства жизни будущего писателя, впечатления и переживания детства, юности, лет взросления трансформировались потом в темы, мотивы и образы его произведений. К началу шестидесятых годов относятся первые литературные опыты и первые публикации Винцента Шикулы. В 1964 г. вышли сразу две его книги - сборники рассказов «Не аплодируйте на концертах» и «Может, я построю себе бунгало», доброжелательно принятые критикой и читателями. Успехом пользовались и его книги для детей «У пана лесничего на шляпе кисточка» (1965) и «Каникулы с дядюшкой Рафаэлем» (1966). Вышедшая в том же 1966 г. новелла «С Розаркой» принесла молодому писателю престижную премию международного ПЕН-клуба, а большая повесть «Не на каждом пригорке трактиры стоят» (1966) стала первым его произведением более крупного жанра, по многим признакам приближающегося к роману. В достопамятном 1968 году им была опубликована последняя перед длительным периодом молчания книга - сборник рассказов «Воздух».

В пору безвременья, которую одни называли «консолидацией общественной и политической жизни», а другие - «режимом нормализации», В. Шикула писал, как и многие другие, «в стол», официально занимая должность драматурга словацкой государственной кинокомпании. По его сценарию известный режиссер Эло Гаветта снял в 1972 г. фильм «Лилии полевые», в котором одну из эпизодических ролей - органиста - выразительно и с большим знанием дела сыграл сам Шикула. Новая работа - редактора издательства «Словенски списователь» - вплотную приблизила его к нуждам современной словацкой прозы, пребывавшей в первой половине семидесятых годов в тягостном оцепенении. Лишь спустя несколько лет смогли увидеть свет написанные в эту пору романы «Мастера» (1976), «Герань» (1977) и «Вильма» (1979), составившие вместе трилогию, а роман «Орнамент» из-за поднятых в нем острых политических проблем был опубликован много позднее, в 1991 г. В восьмидесятые годы вышел только один роман В. Шикулы - «Матей» (1983). В этот период он отдает предпочтение малым жанрам: появляются новеллы «Орешник», «Иволга» (обе - 1980), «Солдат»

1981), сборники рассказов «Героические этюды для коней» (1987) и «Пастушья сумка» (1990), книги для детей «Яичко курочки-лилипутки» (1981) и «Про умного петушка» (1984), книга эссе «Ноктюрны» (1983). В 1983 г. В. Шикула, периодически публиковавший свои стихи в литературных журналах, отдает на суд читателя первый поэтический сборник - «Из дома на холме».

В начале девяностых годов писатель дорабатывает и публикует упомянутый уже роман «Орнамент», вторая его часть под названием «Ветряная вертушка» вышел в 1995 г. Жанровая структура произведений В. Шикулы, созданных в последние годы его жизни, остается столь же разнообразной, что и в предыдущий период: наряду с романами он пишет рассказы - сборники «Постный менуэт» (1994) и «Августин и колокол» (1996), книгу для детей «Сказки дядюшки Медарда» (1997), публикует два сборника стихов «Из заброшенного сада» (1994) и «Барабанщик сентябрь» (1998). Последней вышедшей при жизни книгой В. Шикулы стала повесть о радостях и горьких испытаниях юности «Ангел Габриэла» (2000). Компьютер сохранил и последние слова писателя, работавшего над романом о гонениях на духовенство в 50-е годы - «Ударь пастыря», который был опубликован уже после его кончины: «Я мог бы еще многое рассказать об этом. Но жар в голове поднимает меня своей волной. Etc, etc.». Из обширного наследия Винцента Шикулы подготовлены к публикации и изданы две книги эссе «Там, куда сворачивает дорога» (2002) и «Благословенная палочка дирижера» (2003), книга для детей «Винцурко» (2001) и стихотворный сборник «Прощание с сиренью» (2003).

Произведения В. Шикулы переведены на польский, сербский, хорватский, македонский, венгерский, румынский языки. Книги писателя, переведенные на русский язык, опубликованы и в нашей стране.

Творчество В. Шикулы привлекало к себе внимание критиков и литературоведов, начиная с первых книжных публикаций

Исследователи проявляют интерес к писателю и в наши дни; в научной периодике и в трудах по истории словацкой литературы появляются статьи и разделы, посвященные некоторым вопросам его творческой биографии и анализу тех или иных произведений. Вместе с тем, говоря о степени изученности творчества В. Шикулы как в российском, так и в словацком литературоведении, необходимо отметить отсутствие посвященных этому писателю монографических исследований, равно как и обобщающих глав и разделов в индивидуальных или коллективных трудах.

В российской науке творчество В. Шикулы представлено либо в общем контексте послевоенной литературы, либо в ряду произведений, объединенных по тематическому признаку.

В первую очередь следует упомянуть главы по словацкой литературе в двухтомном труде «История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны» (1,11.1995,2001), автор которых - Ю.В. Богданов. В первом томе он уделяет писателю небольшое по объему место, рассматривая его первые произведения на общем фоне молодой прозы 1960-х гг. и подчеркивая при этом, что речь идет об особом «типе художественного самоопределения»1. Во втором томе автор выделяет трилогию В. Шикулы «Мастера», определяя ее, наряду с романами П. Яроша и JI. Баллека, как «принципиально важную веху в творческой разработке нового эпического историзма»2.

К произведениям В. Шикулы обращалась P.P. Кузнецова в своих книгах, посвященных литературе Чехословакии. Так, в ее исследовании «Роман 70-80-х годов в Чехословакии» в главе «Автор, герой, читатель в трилогии В. Шикулы», дается как общая характеристика, так и анализ отдельных сторон трилогии «Мастера»3.

1 Словацкая литература // История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны. Том первый. 1945-1960 гг. С. 310

2 Словацкая литература // История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны. Том второй 1970-1980-е гг. С. 265

3 Кузнецова P.P. Роман 70-80-х годов в Чехословакии. М., 1988

Творческий портрет В. Шикулы представлен и в российской литературе учебного характера Подготовленные совместно с учеными Словакии и изданные в МГУ им. М.В. Ломоносова книги «Словацкая литература (1945-1985). Проза» (отв ред. А.Г.Машкова, 1987) и «Словацкая литература. XX век» (науч. ред. А.Г. Машкова, 2003) содержат краткие историко-литературные статьи о творчестве писателя. Характеризуя его как «традиционалиста и новатора одновременно»1, словацкие авторы Я. Штевчек и JI. Чузы отмечают особые черты его поэтики - размытость сюжета, полифонизм повествования, ритмизацию прозаического текста.

Оценки тех или иных сторон творчества писателя прозвучали и в работах С.А. Шерлаимовой, А.Г. Машковой, И.В. Шабловской, С.И. Бэлзы.

Существующую в Словакии литературу о творчестве В. Шикулы можно сгруппировать хронологически и по жанрам.

В шестидесятые годы появлялись преимущественно рецензии литературных критиков на публиковавшиеся произведения. Среди них нужно отметить рецензию П. Штевчека на сборник рассказов писателя «Не аплодируйте на концертах», в которой критику удалось подметить в этом дебюте существенные черты творческого облика молодого прозаика: «Шикула - легитимный представитель своего поколения; он возвышает его, одновременно выделяясь на его фоне; он ничего не имитирует, не эротизирует, не психологизирует и не идеологизирует. .Он создает круговую оборону большого гуманизма маленьких л людей, возводит здание своего печального гуманизма» . Столь же проницательным оказался и М. Гамада, уже в середине шестидесятых годов определивший характер и место творчества В. Шикулы в контексте словацкой литературы: «Упрощенно понимаемая историческая перспектива рассыпалась, и человек стоит перед необходимостью поиска собственной перспективы»; «Шикула

1 Винцент Шикула // Словацкая литература. XX век. Учебное пособие. Часть II. М., 2003. С. 413

2 Stevcek P. Navrat k literature. Bratislava, 1967, s. 211 настоящий поэт сюжета, .он дает человеку надежду, что все уничтожить нельзя. Он следует за Ф. Швантнером и Р. Яшиком в их усилии превозмочь искусством жестокость своего времени»1. Зарождение в прозе писателя своего особого художественного мира отмечал в рецензии Ю. Ноге: «Это мир, который является частицей большого, настоящего сегодняшнего мира, но при этом свой, собственный, заново создаваемый в литературе и составляющий с автором единое целое»2. Нужно отметить, что и все последующие произведения В. Шикулы неизменно привлекали внимание критиков; их выход в свет всегда сопровождался появлением рецензий в периодической печати.

По мере своего развития творчество В. Шикулы становилось объектом более подробного рассмотрения, причем уже не только с литературно-критических, но и с историко-литературных позиций. Одну из первых попыток такого анализа предпринял в 1967 г. М. Гамада. В статье «Ценности и литература», подчеркнув уже ощутимый целостный характер прозы Шикулы, он определяет основной, на его взгляд, принцип отражения в ней действительности: «Шикула - это автор, более чем кто-либо другой в нашей литературе обладающий способностью поднимать значимость казалось бы незначительных, периферийных вещей и явлений. .Способность видеть то, что многие почти не замечают, имеет здесь значение поистине экзистенциальное»3.

В. Шабик, автор многих рецензий на произведения В. Шикулы, написал в 1986 г. статью, приуроченную к пятидесятилетию писателя. Представив в хронологической последовательности произведения В. Шикулы, появившиеся к тому времени, он вкратце проанализировал каждое из них, уделяя внимание в первую очередь аспектам их тематики и общественного звучания. Так, говоря о трилогии «Мастера» он отмечал: «Шикула открыл своими «Мастерами»

1 Hamada М. V hl'adani vyznamu a tvaru. Bratislava, 1966, s. 272

2 Noge J.Literatura v pohybe. Bratislava, 1968, s. 192

3 Hamada M.Basnicka transcendencia. Bratislava, 1969, s. 218,221 широкое русло для создания романов семидесятых и восьмидесятых годов, проникающих сквозь толщу веков и исторических десятилетий ради поисков корней нашего настоящего»1.

Особенности стилистики произведений В. Шикулы рассмотрел в статье «Оксюморон разговорности и литературности у Винцента Шикулы» Ф. Мико, проанализировав с этой точки зрения повесть «Не на каждом пригорке трактиры стоят». Его выводы касаются и языкового состава («Разговорный стиль интегрируется в ином направлении, например, в тенденции к экспрессивному и гиперболизированному высказыванию»), и характеристики героя («Эпический субъект находится где-то на обочине жизни, мира, деревни, общества»).

В фундаментальном труде «История словацкого романа» Я. Штевчек посвятил отдельную главу анализу трилогии В. Шикулы «Мастера», поставив ее в один историко-литературный ряд с крупнейшими произведениями словацкой прозы. «Внутренний роман внешних событий», как определил исследователь ее жанровую разновидность, привлек его внимание новым художественным углом зрения на действительность по сравнению с крупномасштабными произведениями предыдущего периода. «Социально-исторические контуры событий выступают в трилогии Шикулы лишь штрихами, оболочкой сюжета. Само ядро в другом В том, как смотрят на великую эпоху негероические, маленькие люди». Построение сюжета, характер повествования напоминает ему форму «церковной литии, повторяющей одну и ту же центральную мысль», роль рассказчика при этом сложна и многопланова. Сопоставительное рассмотрение трилогии дает ученому основание сделать вывод о ее особом месте в словацкой романистике XX века: «Романный цикл Шикулы органически вписывается в современную романную ситуацию как ее

1 Sabik V. Literature pre sucasnikov. Bratislava, 1988, s. 364

1 Miko F. Stylove konfrontacie. Bratislava, 1976, s. 164,166 внутренняя составляющая и одновременно - как ненавязчивая, но принципиальная полемика»1.

Творчество В.Шикулы освещается и в труде «История у словацкой литературы III» В.Марчока . В отдельных параграфах книги содержится ценный фактический материал, однако дробность его подачи, обусловленная расположением по шести выделенным автором периодам, не позволяет получить цельное представление об этом важном явлении современной словацкой прозы.

Научно-информативный характер носит сборник материалов конференции «Жизнь и творчество Винцента Шикулы», изданный в 1998 г. Помимо двенадцати статей, посвященных отдельным проблемам, книга содержит и био-библиографический очерк, а также подборку высказываний самого писателя из публиковавшихся ранее интервью. П. Штевчек в статье «Шикула - авторская альтернатива современной прозе» дает краткую экспрессивную характеристику писательскому таланту В. Шикулы: «Он оригинален и неповторим как в своем неизменном западнословацком мире, так и в повествовательной манере и в стиле, в котором выражается его безграничная спонтанность, совершенная свобода в выборе сюжетов»3(с. 9). Рассматривая крупные произведения писателя, В. Шабик (статья «Место и позиция писателя») обращает внимание на особенности повествования и типов повествователя, представленных в них: «Шикула умело решает проблему целостности и изменчивости рассказчика, голоса повествователя - индивидуального и коллективного, его когнитивных и вербальных функций» (с. 23). На внутреннюю связь творчества писателя с традициями словацкой литературы и, прежде всего, с творчеством Й. Цигера Гронского и Я. Червеня, указал в статье «Что не заметила критика в раннем Шикуле» А. Галвоник, поясняя свою мысль: «Критика достаточно сказала об иронии, самоиронии и музыкальности как семантических

1 StevSek J. Dejiny slovensl^ho romanu. Bratislava, 1989, s. 523-524,531

2 Marcok V. A kol. Dejiny slovenskej literatury III. Bratislava, 2004

3 Цитаты по изданию: 2ivot a dielo Vincenta Sikulu Nitra, 1998 аспектах стиля Шикулы, но редко связывала эти элементы с плюрализмом, который представляется мне конечной целью его полифонического повествования» (с.36). Функция рассказчика как центральной и организующей фигуре в повествовании заинтересовала А. Червеняка (статья «С Розаркой к началам бытия»). «Рассказчик Шикулы, - не вполне обоснованно обобщает он, - освобождает свое сознание, подсознание, интуицию от коммуникации с объективной реальностью, живет и говорит словно во сне, подпитываясь энергетическими импульсами, идущими от природы и космоса» (с. 43). Ф. Штраус в статье «Ритмический анализ поэтического творчества Винцента Шикулы» при помощи точного математического инструментария проанализировал стихи писателя, выделив в них пять типов и сделав вывод (также, на наш взгляд, спорный) о том, что «Шикула не владеет поэтическим языком. Поэтому стихотворная форма не стала в его сборниках выражением поэзии» (с. 58). Интерпретируя произведения писателя в их познавательном, социальном аспекте, В. Марчок (статья «Винцент Шикула в борьбе за достоинство человека») отмечает его способность «слышать в грубо дисгармоничном, бесконечном грохоте жизни нежные и трогательные мелодии конкретных людских судеб» (с. 70). К анализу романа «Матей» обратились в своих статьях сразу два исследователя -И. Сулик («Биография как тип романа») и Р. Главата («Историзм в романе «Матей»). Типы героя новелл, созданных писателем в восьмидесятые годы, рассмотрел М. Ферко («Типология новеллы Шикулы «Солдат»). И, наконец, две статьи сборника посвящены книгам для детей - 3. Станиславова «Проблема и форма в детской прозе Шикулы»; Э. Витезова «Вариации сказок у Шикулы».

На основании полного и детального изучения автором диссертации работ российских и словацких литературоведов по указанной теме можно сделать вывод, что до сих пор не создано труда, где творчество Винцента Шикулы было бы освещено и проанализировано в целостности и с учетом многообразных связей с контекстом словацкой литературы. Имеющиеся в наличии работы раскрывают тему лишь частично, оставляя нерешенными многие принципиальные вопросы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Список использованной литературы включает в себя 170 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Широкова, Людмила Федоровна

Заключение

Проведенное в диссертационной работе исследование позволило сделать вывод о том, что творчество Винцента Шикулы представляет собой одно из наиболее самобытных и заметных явлений в литерагуре Словакии второй половины XX в Творческий путь писателя, длившийся более сорока лет, свидетельствует о глубине и своеобразии его художественного дарования, воплотившегося в ряде выдающихся произведений.

Переживая на личном опыте и творчески переосмысливая сложные этапы развития Словакии с послевоенных лет до рубежа XX -XXI вв, В. Шикула смог выразить многие существенные черты и характерные тенденции духовной жизни нации В его книгах представлен особый художественный мир, вобравший в себя прошлое и современность словацкого общества, переживания и судьбы отдельного человека Многими нитями творчество В Шикулы связано с идейными и художественными исканиями словацкой литературы своего времени, а также с традициями национальной культуры предшествующих периодов

Анализ основных работ российских и словацких литературоведов и критиков, опубликованных по данной теме, показал, что произведения В Шикулы неизменно вызывали интерес у исследователей Рассматривались такие их стороны, как авторское внимание к детали, размытость сюжета, полифонизм повествования, ритмизация прозаического текста Однако, как отмечено в диссертации, многие проблемы и аспекты остались вне сферы внимания критики или изучены недостаточно. Подчеркнуто отсутствие посвященных этому писателю монографических исследований, а также обобщающих глав в индивидуальных или коллективных трудах.

Сопоставительное историко-литературное рассмотрение творчества В Шикулы позволило сделать вывод о его тесных связях как с общим контекстом словацкой литературы, так и с тенденциями, характерными для отдельных ее периодов и течений

Был проведен анализ первых наиболее художественно значимых произведений писателя, подтвердивший закономерность их рассмотрения в контексте словацкой литерагуры шестидесятых годов и, прежде всего, - прозы писателей тогдашнего молодого поколения. Художественный мир, обозначенный писателем в книгах 60-х годов, по нашему убеждению, сохранил свои главные характеристики и в дальнейших его произведениях Уже в первых новеллах и повестях В Шикулы обозначилась гуманистическая направленность его творчества, центром которого стал человек с чугкой и ранимой душой, отзывчивый по отношению к миру и людям

При всей своей художественной самобытности, творчество В. Шикулы, особенно на начальном эгапе, было органически близко всему духу молодой прозы 1960-х годов Со сверстниками его роднило общее ощущение необходимости перемен, стремление обновить и индивидуализировать способы и формы художественного мышления. По-разному сложились потом их писательские и человеческие судьбы, но отправным моментом для каждого стала пора «Младой творбы» с ее атмосферой творчества и свободной полемики

Трилогия «Мастера» рассматривалась в диссертации во взаимосвязи с прозой на тему Второй мировой войны и Словацкого национального восстания, ставшую одной из центральных в послевоенной словацкой литературе Подробный анализ трилогии «Мастера», как одного из вершинных произведений В Шикулы, отразившего его зрелые идейно-художественные принципы, показал, что в ней представлен новый, по сравнению в прозой предшествующего этапа более жизненный, свободный от идеологических клише взгляд на трагические события истории, основанный на мировосприятии обычного человека, жителя словацкого села. Писатель впервые обратился к крупному эпическому жанру, к которому впоследствии не раз возвращался Важным для понимания своеобразия творческого стиля В Шикулы представляется раздел главы, в котором показаны отличия «Мастеров» от романовэпопей, основанных на принципах социалистического реализма (на примере трилогии В Минача «Поколение»), обусловленные, прежде всего, выбором героя, обыкновенного, внешне негероического человека, Исторические испытания, выпавшие на долю нации, воплощены В. Шикулой в судьбе одной словацкой семьи, не утратив при этом своей истинной, общечеловеческой масштабности. Особо отмечено художественное мастерство писателя, выразившееся в создании целой галереи эмоционально насыщенных и психологически убедительных характеров

При анализе трилогии «Мастера» были выявлены новые черты поэтики, свидетельствующие об усложнении повествовательной структуры текста. Так, событийная линия многократно прерывается авторскими высказываниями на самые разные темы, связанными с фабулой ассоциативно-тематически, а также отауплениями иного характера - поясняющими, комментирующими, притчевыми, биографическими Отмечено и развитие в художественной структуре трилогии характерного принципа двоичности, когда в произведении присутствует два рассказчика, два основных времени повествования, два женских типа, «двойники» как у центральных героев, так и у второстепенных персонажей и др Двоичность, по нашему убеждению, выступает в 1рилогии и как оригинальный повествовательный прием, и как определенный способ полемики с жесткими литературными нормами прежних лет

Трилогия В Шикулы «Мастера» была рассмотрена нами в диахронном, вертикальном срезе словацкой литературы как продолжение и творческое развитие тематической линии прозы о войне и восстании. Вместе с тем мы указали и на синхронный контекст, связанный с появлением в словацкой прозе второй половины 70-х - 80-х гг. целого ряда крупных произведений писателей среднего поколения, которые, как и В. Шикула, стремились к новому осмыслению логики словацкой истории, общих и индивидуальных черг национального характера

В третьей главе мы проанализировали произведения, созданные писателем в 1980-90-е гг - роман «Матей» и дилогию «Орнамент» и «Ветряная вертушка», связывая их и с литературной ситуацией этих лет, и, что представляется особенно плодотворным для исследования, -с широким историческим контекстом словацкой литературы XX в

Творчество В Шикулы характеризуется в диссертации как яркое органическое звено в истории словацкой литературы. Полемическое по отношению к непосредственно предшествующему этапу социалистического реализма, оно в определенном смысле восстанавливало преемственность с традициями литературы гуманистической направленности, прежде всего, с психологической прозой XX века. Как показано в работе, тесная связь творчества В. Шикулы с наследием словацкой литературы проявляется на нескольких уровнях.

Наиболее непосредственно она отражена в образах деятелей словацкой культуры XIX в, просветителей нации, которые выступают в качестве персонажей; действующих на фоне исторических событий Другой уровень, более скрытый, проявляется в идейном и художественном плане, во внутреннем родстве, связывающем творчество писателя с гуманистическими и эстетическими принципами словацкой литературы прошлого

Отмечено, что в рассматриваемых произведениях 1980-90-х гг. отразилось дальнейшее развитие художественной системы В Шикулы, ее жанровых и повествовательных форм При анализе романа «Матей» отмечен целый ряд разноплановых литературных реминисценций, присутствующих как в отдельных эпизодах, так и в общем контексте сюжета и системы персонажей Некоторые мотивы, отмеченные в романе, описания одушевленной природы, мифических и легендарных фигур словацкого фольклора, позволили нам провести его сопоставление с произведениями словацких прозаиков-натуристов и указать на имеющиеся схождения

На примере дилогии «Орнамент» и «Ветряная вертушка» мы показали другую жанровую разновидность романа, в основе которой лежит принцип субъективно-психологическою самоанализа. Одним из значимых элементом его содержания является поднимаемая автором тема общественно-политических деформаций периода социализма и их отражения на судьбах людей. Наряду с такими чертами, как углубленный психоло! изм, исповедальность, пессимистический тон повествования, нами были выделены и определенные стороны поэгики (эмоциональность стиля, пространственно-временные смещения, обилие внутренних монологов), которые указывают на генетическую связь дилогии В. Шикулы со словацкой психологической прозой XX века, в частности, со словацким экспрессионизмом.

В диссертации выявлены главные черты поэгики произведений В. Шикулы, свойственные ему приемы художественной характеристики персонажей, особенности авторского стиля. Прослеживается происходившее в процессе его художественного становления развитие и усложнение жанровой структуры, когда наряду с рассказами и новеллами появлялись и крупные формы - роман, трилогия, дилогия, исторический роман, отмечено и его обращение к детской литературе, к форме эссе, к поэзии.

Художественный мир, создаваемый в произведениях В Шикулы, отличают оригинальные способы повествования с участием автора-рассказчика, героя-рассказчика, объективного повествователя - в зависимости от решаемых идейно-художественных задач. В целом для них характерно активное присутствие авторского начала, использование автобиографических мотивов в сюжете и характерах персонажей, субъективность повествования

Из проведенного анализа следует, что в ряде произведений крупных жанров В Шикула использует особые способы построения сюжета, что отражается и на композиции произведений, и на их содержании. Фабульная линия часто перемежается в них вставными эпизодами и авторскими отступлениями - историями, легендами, притчами, собственными рассуждениями, адресованными читателю Такое сложное построение, по нашему наблюдению, с одной стороны значительно расширяет пространственно-временные рамки произведения, а с друг ой стороны добавляет в эпическую ткань лирическое звучание личного, эмоционального высказывания.

В произведениях В Шикулы нами выделен еще один характерный повествовательный прием - своего рода двоичность, которая подразумевает наличие в тексте двух временных пластов, разделенных десятилетиями, двух возрастов повествователя (в юности и в зрелые годы), «парных» по внутренним качествам героев и персонажей. Двоичность как принцип отражения действительности, придающий художественному образу дополнительную многозначность и объемность, используется в той или иной форме во многих произведениях В. Шикулы, прежде всего - в произведениях крупных жанров

Проведенное исследование приводит к заключению о целостном и универсальном характере художественного мира, созданного в произведениях Винцента Шикулы. Продолжив и развив в своем творчестве плодотворные традиции словацкой литературы XX века, он встал в один ряд с крупнейшими писателями, определившими неповторимый национальный облик словацкой литературы

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Широкова, Людмила Федоровна, 2006 год

1. Илемницкий П Избранное М,1972

2. Минач В. Смерть ходит по горам М, 1950

3. Минач В. Поколение. М., 1974

4. Минач В.Избранное. М., 1982

5. Мнячко JI. Смерть зовется Энгельхен М , 1962

6. Урбан М.Живой бич. М , 1973

7. Фигули М. Тройка гнедых М , 1988

8. Хробак Д. Дракон возвращается. М

9. Цигер Гронский Й . Йозеф Мак М , 1972

10. Швантнер Ф Избранное М , 1984

11. Шикула В. Не аплодируйте на концертах. М., 1972

12. Шикула В Мастера Герань Вильма М, 1981

13. Шикула В. Избранное М., 198512. Шикула В. Солдат. М, 1985

14. Яшик Р. Избранное М , 1974

15. Кедровый бор (проза о Словацком национальном восстании 1944 г.). М., 1984

16. Словацкая новелла М , 1967

17. Словацкие повести и рассказы М , 1975

18. Современная словацкая повесть М , 1989

19. Современная чехословацкая повесть 70-е года. М., 1979

20. Современный чехословацкий рассказ М , 1987

21. Чехословацкая повесть М, 1984

22. Bednar A. Skleny vrch. Bratislava, 1954

23. Bednar A. Hodiny a minuty Bratislava, 1956

24. Ballek L. Utek na zelenu luku Bratislava, 1967

25. Ballek L. Put'cervena ako l'alia Bratislava, 1969

26. Bare-Ivan J. Zelezne ruky. Bratislava, 1964

27. Blazkova J. Nylono\y mesiac Bratislava, 1962

28. Blazkova J. Jahniatko a grandi Bratislava, 1965

29. Figuli M. Tri gastanove копе Martin, 1940

30. Hecko F. Vybrane spis> Zv II Bratislava, 1973

31. Horvath I. Clovek na ulici Bratislava, 1964

32. Hrebenda M. Vlastny zivotopis Martin, 1976

33. Hronsky J. Ciger JozefMak. Martin, 1933

34. Hronsky J. Pisar Grac Martin, 1940

35. Hronsky J. Ciger. Svet na Irasovisku. Martin, 1991

36. Hykisch A Sen vchadza do stanice. Bratislava, 1959

37. Chrobak D. Kamarat Jasek Bratislava, 1937

38. Chrobak D. Drak sa vracia Bratislava, 1943

39. Jaro§ P. Popoludnie na terase Bratislava, 1963

40. JaroS P. Urob mi more. Bratislava, 1964

41. Jaros P. Zdesenie Bratislava, 1965

42. Jaro§ P. Vahy. Bratislava, 1966

43. Jaros P. Putovanie к nehybnosti Bratislava, 1967

44. Jasi'k R. Namestie svatej Alzbety Bratislava, 1958

45. Jasi'k R. Mrtvi nespievaju Bratislava, 1961

46. Jilemnicky P. Spisy 1 -9 Bratislava, 1976-1980

47. Johanides J Siikromie. Bratislava, 1963

48. Johanides J Podstata kamenolomu Bratislava, 1965

49. Johanides J Nie Bratislava, 1966

50. Minac V. Smrt' chodi po hoiach. Bratislava, 1948

51. Minac V. Dlhy cas cakania Bratislava, 1958

52. Minac V. Zivi a mrtvi Bratislava, 1959

53. Minac V. Zvony zvonia na den Bratislava, 1961

54. Minac V. Duchanie do pahneb Bratislava, 1970

55. Minac V. Zobrane spory J M Hurbana Bratislava, 1974

56. Mnacko L. Smrt' sa vola Engelchen Bratislava, 1959

57. OndrejovE. Dielo Bratislava, 1978

58. Sloboda R. Narcis Bratislava, 1965.

59. Sloboda R. Britva Bratislava, 1967

60. Sloboda R. Sede ruze Bratislava, 1969

61. Sikula V. Na koncertoch ьа netlieska Bratislava, 1964

62. Sikula V. Mozno si postavim bungalow. Bratislava, 1964

63. Sikula V. Prizdniny so stryckom Rafaelom Bratislava, 1965

64. Sikula V. S Rozarkou Bratislava, 1966

65. Sikula . Nebyva na kazdom \rsku hostinec. Bratislava, 1966

66. Sikula V. Povetrie Bratislava, 1968

67. Sikula V. Majstri Bratislava, 1976

68. Sikula V. Muskat Bratislava, 1977

69. Sikula V. Vlha Bratislava, 1978

70. Sikula V. Vilma. Bratislava, 1979

71. Sikula V Liesky Bratislava, 1980

72. Sikula V Vojak Bratislava, 1981

73. Sikula V. Mate. Bratislava, 1983

74. Sikula V. Z domu na kopci Bratislava, 1983

75. Sikula V. Nokturna Bratislava, 1984

76. Sikula V. Heroicke etudy pre kone Bratislava, 1987

77. Sikula V. Pastierska kapsicka Bratislava, 1990

78. Sikula V. Ornament Bratislava, 1991

79. Sikula V. Zo zanedbanej /ahrady Bratislava, 1993

80. Sikula V. Postny menuet Bratislava, 1994

81. Sikula V. Veterna ruzicka Bratislava, 1995

82. Sikula V. Bubenik September Bratislava, 1995

83. Sikula V. Anjel Gabnela Bratislava, 2000

84. Sikula V. Udn pastiera Bratislava, 2001

85. Sikula V. Tam, kde sa cesta skruca Bratislava, 2002

86. Sikula V. Pozehnana taktovka Bratislava, 2003

87. Sikula V. Za odkvitnutim orgovanu Bratislava, 2004

88. SvantnerF Vybranespisy /vI-II Bratislava, 1976

89. Tazky L. Amenmana Sami dobri vojaci Bratislava, 1964

90. Vilikovsky P Citova vychova v marci Bratislava, 1965

91. Zubek E. V sluzbach Mateja Ilrebendu Bratislava, 1949

92. История литературы западных и южных славян (в 3-х томах). РАН, М, 1997-2001

93. История литерагур Восточной Европы после 1945 г (в 2-х томах) М., 1995-2001

94. История словацкой литературы М , 1970.

95. Литературы Центральной и Юго-Восточной Европы: 1990-е годы. М, 2002

96. Словацкая литература XX века М , МГУ, 200396. История Словакии М , 2003

97. Чехия и Словакия в XX веке Очерки истории. В двух книгах. М., Наука, 2005

98. Бахтин М М Собр соч. в 7 т М , 1996

99. Веселовский А Н Историческая поэтика М., 1989

100. Гинзбур1 JIЯ О психологической прозе. Л., 1971

101. Томашевскии Б 1еория литературы. Поэтика. М., 1996

102. Тынянов Ю Н Поэтика История литературы. Кино. М., 1993

103. Успенский Б А Поэтика композиции СПб., 2000

104. Шкловский В Б О теории прозы М , 1989

105. Машкова А Г Словацкий натуризм. М , 2004

106. Машкова А , Шгевчек Я, Петрик В., Сулик И. Словацкая литература(1945-1985) Проза М,1987

107. Кузнецова Р Р Роман 70-80-х годов в Чехословакии. М., 1988

108. Шабловская И В Самой высокой мерой. Современная проза европейских социалисшческих стран о войне. Минск, 1984

109. Dejiny Slovenska Zv I-II Bratislava, 1987

110. Liptak E Slovensko v 20 storoci. Kalhgram. Bratislava, 2000

111. Kovac D Dejiny Slovenska Praha, 1999

112. Durica M S Dejiny Slovenska a Slovakov. 1996

113. Dejiny slovenskej literatury 7v. IV-V Bratislava, 1975, 1984

114. Marcok V akol Dejiny slovenskej literatury III. Bratislava, 2004

115. Smatlak S Dejiny slovenskej literatury. D. 1-2. Bratislava, 1997,1999

116. StevcekJ Dejiny slovenskeho romanu Bratislava, 1989

117. Kritika 64. Bratislava, 1965

118. Kritika 65 Bratislava, 1966

119. Kritika 66. Bratislava, 1967

120. Cepan 0. Kontury naturizmu Bratislava, 1977

121. BaginA Pnestory textu Bratislava, 1971

122. BaginA Hl'adamehodnot Bratislava, 1986

123. Bakos M Literarna historia a historicka poetika. Bratislava, 1973

124. Darovec P , Barbonk V Mlada tvorba 1956 -1970 1996. Levice. Koloman Kertesz Bagala 1996

125. Halvonik A Premenj Bratislava, 2004

126. Hamada M V hl'adam' vyznamu a tvaru. Bratislava, 1966

127. Hamada M Basnicka transcendencia Bratislava, 1969

128. HviscJ Slovenska historicka proza Bratislava, 1988

129. Hvisc J , Marcok V , Batorova M , Petrik V. Biele miesta v slovenskej literature Bratislava, 1991

130. Kusy I. Premeny povstaleckej prozy Bratislava, 1974

131. Matuska A. Vybrane spisy Zv I-V Bratislava, 1975-1991

132. MikoF Text a styl Bratislava, 1970

133. Miko F Od cpiky к lynke Bratislava, 1973

134. Miko F. Stylove konfrontacie. Bratislava, 1976

135. Minac V. Suvislosti, eseje, state, rozhovory. Bratislava, 1976

136. Minac V Texty a kontexty Bratislava, 1982

137. MrazA Med/i prudmi Zv I-II Bratislava, 1969

138. Noge J Literatura v pohybe Bratislava, 1968

139. Okali D. О prekonavani krizy v nasej literature Bratislava, 1981

140. PetnkV Hl'addnie pritomneho casu Bratislava, 1970

141. PetrfkV Hodnoty a podnety Bratislava, 1980

142. Petnk V. Slovensky roman sedemdesiatych rokov. Bratislava, 1985

143. Petnk V Proces & tvorba Bratislava, 1990

144. Pruskova 7 Ked' ы tak spomeniem na sest'desiate roky. Bratislava, 1988

145. Sulik I. Kapitoly о sucasnej pro/e Bratislava, 1985

146. Sabik V Citajuci Titus Bratislava, 1982

147. Sabik V. Literatura pre sucasnikov Bratislava, 1988

148. Smatlak S., Stevcek J Literarne rozhovory. Bratislava, 1981

149. Stevcek J Lyricka tvar slovenskej prozy. Bratislava, 1969

150. Stevcek J Lynzovana proza Bratislava, 1973

151. Stevcek J Fsej о slovenskom romane Bratislava, 1979

152. Stevcek J Moderny slovensky roman Bratislava, 1983

153. Stevcek J. Sucasny slovensky roman. Bratislava, 1987

154. Stevcek J , Bagin A Obra/y a myslienky. Bratislava, 1979

155. Stevcek P Navrat к literature Bratislava, 1967

156. Stevcek P Podl'a v/oru clovek Bratislava, 2002

157. Sutovec M Romany a myty Bratislava, 1982

158. Sutovec M Rekapitulacia nekapitulacie. Bratislava, 1989

159. Tomcik M I vorba a krilika. Bratislava, 1987

160. TruhlarB Vel'ka inspiracia Bratislava, 1967

161. TruhlarB Literatura a skutocnost'. Bratislava, 1976

162. Zajac P. Pulzovanie literatury Bratislava, 1993

163. Zivot a dielo Vincenta Sikulu Nitra, 1998

164. Ferko M. Vzbura proti konventnosti // Mlada tvorba, 1957, c. l,s. 2

165. Jencikova Ь , Zajac P Situacia sucasnej slovenskej literatury.// Slovenske pohl'ady, 1989, № 2 S. 45

166. KotJ Nastup bez /brani alebo zbrane bez nastupu. // Mlada tvorba, 1962,6.8-9, s 14-16

167. Janik P. Za Vincentom Sikulom // Slovenske narodne noviny, 2001,5 14, s 8

168. MarcokV Vincent Sikula v zapase о dostojnost'cloveka.// Slovo,2001,с 26 ь 12

169. Mistnk J Sikulov jazyk a styl // Slovenske pohl'ady, 1966, c. 4, s. 60-68

170. Rufus M Hrac boze| dychovky // Slovenske pohl'ady, 2001, c. 9, s. 25-27

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.