Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII-начала XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Шлеюк, Светлана Геннадьевна

  • Шлеюк, Светлана Геннадьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 196
Шлеюк, Светлана Геннадьевна. Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII-начала XXI веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2005. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шлеюк, Светлана Геннадьевна

Введение.

Глава 1 Анализ терминологических понятий «композиция» и «художественный образ» и теорий их взаимодействия.

1.1 Исследование терминов «художественный образ» и «композиция».

1.2 Взаимодействие композиции и художественного образа с точки зрения психологического аспекта восприятия.

1.3 Взаимосвязь образного и логико-вербального типов мышления в процессе функционирования правого и левого полушарий мозга человека.

Глава 2 Генезис развития композиционной структуры объектов мебели в историческом срезе с XVIII по XXI век и ее влияние на формирование образного решения.

2.1 Понятие «стиль» (и факторы, влияющие на его изменение) в контексте композиционного развития утилитарногопредмета среды

2.2 Композиционные характеристики доминирования тех или иных принципов в истории развития мебели с XVIII по XXI век.

2.3 Выявление зависимости образного решения от изменения композиционных принципов.

Глава 3 Взаимосвязь композиции и художественного образа в проектном процессе формообразования

3.1 Понятие «форма» и процесс формообразования в дизайне мебе- 109 ли.

3.2 Визуальная структура восприятия предмета мебели.

3.3 Структура замысла утилитарного предмета дизайнером.

3.4 Композиционная структура формообразования мебели.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII-начала XXI веков»

Актуальность темы.

Дизайн мебели конца XX и начала XXI столетия отмечен появлением произведений, столь сильно отличающихся от предшествовавших форм, что обусловливает интерес к природе этого явления, принципам, методам и закономерностям процесса его формообразования. Традиционное представление о ритме, объеме, массе, масштабности, системе членений, о собственно композиционном принципе проектирования мебели пересматривается в связи с появлением новейших материалов, технологий и возрастанием роли художественной выразительности в формообразовании объектов дизайна.

Сложившиеся каноны и принципы проектирования в период функционализма породили усредненность, безликость и бездуховность предметной среды. 11оток массового производства стандартных вещей не имел ярко выраженного художественного образа, что способствовало активизации общих глобальных процессов в дизайне, направленных на поиск выразительных, индивидуализированных форм. Это обстоятельство предопределило необходимость исследования художественно-образных и композиционных особенностей объектов дизайна, определение баланса между ними и функцией, формой и содержанием с целью достижения гармонизации и комфорта предметной среды, адекватной материальным и духовным потребностям человека.

Социально-экономическое и культурное развитие России связано с созданием полноценной среды обитания ее граждан. Дизайн и предметные виды изобразительного искусства, создавая эту среду, активно формируют гармоничный, духовный и эстетический потенциал общества. Процесс гармонизации предметного мира имеет своей целью создание наиболее рациональной связи человека с предметным миром в интересах развития творческих способностей каждого индивидуума. Таким образом, гармонизация предметного мира - это не только материально-технический, научно-практический, культурно-эстетический, но и социальный процесс. Он определяется структурой общества, его общественными и культурными идеалами и предполагает создание функциональных, эргономичных, эстетически полноценных, выразительных предметов мебели, организующих единое гармоничное целое пространство.

Приоритетом в художественном проектировании мебели на современном этапе, помимо ее технологических и потребительских качеств, стало формирование выразительного образа объекта дизайна, как высшего продукта творчества. Эта тенденция находит отражение в отличительных признаках мебели постмодерна, и выражается в применении различных художественных приемов, исторических традиций, национальных особенностей, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Именно в данный период, новейшие научно-технические возможности позволяют реализовы-вать в полной мере самые фантастические проекты, которые требуют эстетического и художественного осознания. Участие профессионального дизайнера, владеющего приемами эстетизации пластики в рамках только пропорций, масштабности, тектоники и т.п., отражающих исключительно материальные свойства, недостаточно для того, чтобы считать вещь «произведением». «Даже наличие таких свойств, как типизированность, индивидуализирован-ность, обобщенность, зафиксированных в пластике вещи, делает ее художественно выразительной, но не превращает в произведение искусства, ибо эти свойства больше «работают» на эстетическую выразительность конструкции, функции и материала» [53, стр. 102]. Поэтому вполне правомерно обратиться к наиболее яркому свойству художественной выразительности - метафоричности [56]. Порой мебель становится похожа на скульптуру, с тем лишь отличием, что несет в своем синтезе помимо художественных, декоративных качеств и достоинств еще и функциональный эквивалент. Переосмысление ценностей произошло в последние годы не только в сознании профессионалов-дизайнеров. Существенно изменилось отношение к эмоционально-образному содержанию в объектах мебели и у потребителя [44]. При выборе предмета мебели потенциальным покупателем сегодня акцент на ее художественные качества и достоинства имеет первостепенное значение. В этой новой ситуации привычный опыт восприятия дизайн-форм мебельного творчества оказывается недостаточным, культурные феномены в нем приобретают решающее значение, этот факт требует осмысления, необходимого как для профессиональной практики, так и для теоретического аспекта композиции. Однако на данной стадии художественного осмысления формы ещё остаётся много невыясненного в его внутрипрофессиональной специфике. Основное внимание стоит обратить на внутридизайнерскую морфологическую разработку. Эта сторона искусствоведческого анализа произведений дизайна менее всего разработана.

Решению этой задачи поможет исследование взаимодействия композиции и художественного образа в дизайне мебели. Необходим глубокий анализ проявления взаимосвязи и взаимодействия художественного образа и композиционных особенностей в генезисе их развития, учитывая при этом композицию как вид профессионального самосознания дизайнера, возникающую на основе культурных ассоциаций и выражающейся в художественных формах мебели.

Эстетический потенциал выразительной формы мебели весьма важен для дизайнера, ибо дает возможность ориентироваться на эстетическую норму, на критерии целостности, логической взаимообусловленности элементов и смысловое содержание, определяемое этой формой. В свою очередь, художественно-проектное мышление развивает сдвоенный (образные категории на основе композиционных вариаций формы) тезаурус и технику работы с ним, формирует упорядоченное представление об образах объемных моделей, их восприятия и их создания. Проектирование в дизайне, таким образом, является художественно-содержательным процессом, поскольку связано с выявлением смыслов и их пластическим выражением, а анализ объектов дизайна происходит на основе синтеза принципов функциональной целесообразности и семантической образности.

Теоретик дизайна Г. Демосфенова указывает, что в теоретических исследованиях, работы, посвященные выявлению свойств визуальной формы, должны занять одно из ведущих мест. Она отмечает, насколько важно выяснить, какое влияние на современную художественную культуру и современные представления о форме оказывает опыт исторического развития понятия о форме как выражении и отражении определенных смыслов. Необходимо знать, каково развитие символики вещи, выражающееся в форме, какие выразительные средства использует дизайнер и каким образом они связаны с обширной художественной практикой человечества [47].

Актуальность данной работы подтверждается высказыванием дизайнера и педагога Ю. Сомова: «.Необходима систематизация - нахождение наиболее общих признаков в развитии форм различных изделий. Это и позволит подойти к упорядоченному изучению закономерностей композиции, причем не только самых общих, так или иначе давно известных, но и тех, которые проявляются лишь по отношению к определенным «видам форм» [142, стр. 11].

Средовой утилитарный объект немыслим вне художественно-композиционной системы, ибо она органично включает в себя единство функциональной, социальной и эстетической организованности. Поэтому в формировании объемно-композиционной структуры мебели исключительно важная роль принадлежит принципам целостности и целесообразности, объединяющим утилитарно-функциональное, эстетическое, полезное и достаточное, которые организуются по принципам эстетической гармонизации и образной выразительности.

Тема соотношения художественного образа и композиции, соответствия формы содержанию исследовалась в области архитектуры (А. Иконников, Г.Степанов и др.), в области дизайна (Г. Крюков, Е. Лазарев, Г. Минервин, Ю. Сомов, и др.), в области изобразительного искусства (М. Алпатов, О.Го-лубева, В. Фаворский, П. Чистяков, О. Чернышев, Е. Шорохов и др.). В дизайне мебели рассматривались другие аспекты, такие, как рациональность типов мебели (О. Барханова), стилевая особенность мебели ампира (А. Ма-шакин), функциональность специализированного оборудования (Т. Кильпе), идейно-эстетические проблемы проектирования бытовой мебели (Е. Щедрин), анализ сопоставления форм архитектуры и мебели (К. Прахт).

Глубоких исследований в области взаимосвязи художественного образа и композиции в дизайне мебели не проводилось. Актуальность рассматриваемой темы заключается в ее современности, востребованности, так как отражает процесс формообразования мебели, который помимо соответствия своим функциям, направлен на создание художественной индивидуальности и авторской неповторимости образа. Стремление человека к улучшению качества жизни выдвигает перед дизайнерами проблему, связанную с конкурентоспособностью мебели, которая должна отличаться оригинальностью, образностью, новизной художественных решений, соответствовать требованиям стиля и основным модным тенденциям.

Не менее важным является и то, что со второй половины XX столетия, в период постмодерна, существенное продвижение в теоретических концепциях проектирования было получено на основе семиотической интерпретации композиции; произошло значительное обогащение палитры профессиональных художественных средств. Сегодня культурные феномены в формообразовании мебели приобретают решающее значение. Эта тенденция требует научного осмысления, необходимого как для теории, так и для практики дизайна мебели.

Цель и задачи исследования. Цель работы - определение взаимосвязи художественного образа и композиции в дизайне мебели ХУШ-ХХ1 в.в. и разработка типологии изменения композиционных закономерностей при формировании художественного образа объектов дизайна.

Для достижения указанной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

1. Провести анализ понятий «художественный образ» и «композиция» в дизайне мебели.

2. Провести анализ мебели как единичного средового объекта с позиций динамики развития средств композиции и художественного образа в период с XVIII - XXI в.в.

3. Выявить закономерности развития композиции и художественного образа дизайна мебели в границах исследуемого периода: принципы, тенденции, ритмичность чередования.

4. Определить характер взаимодействия художественного образа с качественными характеристиками композиции - функциональностью, эргономичностью и эстетичностью.

5. Выявить тенденции взаимосвязи художественного образа и композиции в современных принципах формообразовании мебели.

Объект исследования - мебель периода XVIII - XXI вв.

Предмет исследования - определение взаимосвязи художественного образа и композиции в дизайне мебели, как одного из организующих факторов гармонизации формы.

Границы исследования определяются временными рамками от XVIII в. до XXI в. и охватывают вопросы взаимосвязи художественного образа и композиционной структуры мебели в её историческом генезисе. Рассматриваются наиболее характерные стилевые объекты мебели как образцы культурно-бытового назначения, играющие ведущую роль в формировании и развитии художественного направления в дизайне мебели.

Метод исследования. В основу метода исследования положен анализ и обобщение различных литературных источников, музейных и архивных материалов. Исследование опирается на имеющиеся определения образа и композиции в литературе по дизайну, архитектуре и изобразительному искусству. Выявление взаимосвязи этих понятий предполагает отбор, обобщение и оценку периодичности изменения художественной образности и композиции в истории развития предметного мира.

Основным базовым материалом для работы являются труды в области философии, эстетики, семиотики, психологии, изобразительного искусства, скульптуры, теории и методологии дизайна, композиции. Методология данного исследования базируется на взаимодействии композиционной структуры и художественного образа в формообразовании мебели в контексте ее стилевых особенностей и соответствия формы своему содержанию.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассматривается типология развития композиционной структуры мебели как объекта дизайна во взаимосвязи с художественным образом в контексте исторического развития стилевых периодов.

Определена закономерность чередования преобладающих внешних форм предметов с их внутренним образным содержанием и составлена диаграмма ритмичного изменения в рамках культурно-исторического среза.

Выявлены композиционные закономерности, определяющие художественный образ в объекте дизайна.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что выявление основных композиционных закономерностей формообразования объектов дизайна, в сумме образующих тот или иной художественный образ, способствует дальнейшему совершенствованию методики художественного конструирования изделий мебели.

Раскрытие динамики изменений художественного образа в соотношении с композиционными закономерностями в мебели позволяет наиболее полно, эффективно и обоснованно использовать эти знания при проектировании объектов дизайна. Произведенный композиционно-образный анализ развития культурно-бытовых изделий мебели в генезисе исторических стилей может быть использован в общетеоретических и научных исследованиях, связанных с формообразованием в дизайне.

Данное исследование представляет интерес для дизайнеров, искусствоведов, конструкторов и технологов мебельной промышленности, его можно использовать в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов архитектурного и художественно-промышленного профиля.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в методических разработках, научных статьях и тезисах; промежуточные результаты исследования докладывались на всероссийских научных конференциях Оренбург (2002-2004), Сочи (2005) и научной международной конференции Екатеринбург (2005).

Материалы и методические исследования использованы при поиске композиционного и образного решения в курсовом проектировании, при обучении студентов на кафедре «Дизайн архитектурной среды» Оренбургского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы, приложения с иллюстрациями и 24 планшетов (60x100см). Объем работы - 196с., из них 185с. машинописного текста и 11с. иллюстративного приложения; библиография содержит 189 наименований, из них 14 на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Шлеюк, Светлана Геннадьевна

Основные результаты исследования состоят в следующем

1. Проведен сравнительный анализ понятий художественного образа и композиции в дизайне, который позволяет утверждать, что они взаимосвязаны между собой и не могут существовать друг без друга; композиция, не имеющая художественного образа, теряет смысл, а образ не формируется без применения законов композиции.

Определено, что целостность и гармония выступают как основные критерии композиции, а художественный образ как ее конечная цель.

Установлено, что мебель как предмет культуры выступает синтезом системы композиционных связей и ассоциативных образов, результатом которого является художественный образ; в процессе восприятия мебели происходит взаимодействие художественного образа и композиции, причем преобладание эмоционального (образности) или логического (композиционной упорядоченности) диктует сама форма предмета; в каждом дизайн-объекте этот баланс индивидуален.

2. Разработана типология изменения композиционных закономерностей при формировании художественного образа объектов дизайна мебели, заключающаяся в чередовании преобладающих композиционных средств формообразования в стилях и стилевых направлениях, обусловливающая их внутреннее образное содержание. Составлена диаграмма ритмичного изменения композиционных прпемов в рамках культурно-исторического среза с XVIII по XXI век.

Выявлены усложненные и упрощенные композиционные схемы, применяемые в различные стилевые периоды:

- усложненные композиционные схемы предполагают применение композиционных средств, способствующих зарождению более выразительного художественного образа;

- упрощенное применение композиционных средств в массовом производстве определяет функциональное назначение мебели превалирующим;

- новейшие технологии производства позволяют применять сложные композиционные инструментарии для достижения более яркого выражения художественного образа в мебели не в ущерб функциональности и эргоно-мичности, при этом, позволяя форме трактоваться как полезной органически-антропоморфной.

3. Смоделированы структуры проектного замысла дизайн-объекта и визуального восприятия предмета мебели реципиентом на основе сопоставления взаимосвязи художественного образа и композиции:

- выявлено, что в проектном процессе замысла художественный образ невозможен без формы, созданной на основе композиционных средств, а форма, имеющая художественную ценность, порождает художественный образ предмета;

- определено, что на этапе визуального восприятия мебели реципиент, базируясь на композиционных средствах, создает художественный образ объекта, причем первичными в рождении образа выступают эмоционально-чувственные средства композиции.

5. Выстроена композиционная структура формообразования мебели, в которой:

- показано сочетание средств композиции, выражающих закономерность построения формы и отражающих свойства и качества, что в итоге приводит к единству характера формы, единству стиля, образности, тектоничности дизайн-объекта;

- установлено, что закономерности композиции обуславливают формообразующие особенности стиля и художественного образа;

- определено, что одной из важнейших категорий в дизайне мебели на современном этапе является художественный образ;

- выявлено, что основными композиционными качествами являются эстетичность, эргономичность и функциональность, и определено их взаимодействие с художественным образом;

6. Определено, что выстроенная композиционная структура позволяет демонстрировать технику работы в процессе создания дизайн-объекта по схеме снизу-вверх (начиная с инструментариев - композиционных средств) и показывает, что процесс восприятия дизайн-объекта потребителем происходит сверху-вниз (определяя тем самым первичные характеристики формы - художественный образ, объемную структуру и тектонику).

7. Концепция композиционной структуры мебели имеет практическую и теоретическую ценность, как для дизайнера-практика, так и для студента профильной специальности и помогает осмыслить процесс формообразования мебели, сформулировать задачу и конечную цель проектного решения. На основе данного исследования сформирован учебный курс дисциплины «Основы проектирования оборудования архитектурной среды» для студентов кафедры «Дизайн архитектурной среды»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные дизайнеры мебели на практическом и научном уровне стараются соединить изначально присущую человеку гармонию материального и духовного, основанную на единстве формы и содержания, целостности художественной образности и композиции, определяющих единое культурное пространство. Проектирование мебели, несмотря на первостепенность функционального назначения, защищает свои права на художественную индивидуальность, авторскую неповторимость образа, выразительность, оригинальность, эксклюзивность, новизну художественных решений, т.е. формообразование в дизайне утилитарных изделий сегодня стремится обладать всеми качествами подлинного произведения, тем самым в значительной мере приближаясь к позициям искусства.

Все пути художественного отражения действительности в предметной форме мебели ведут к тому, что она, будучи условной и иносказательной, строится на ассоциациях и порождает собой новые. Восприятие формы определяется, таким образом, использованием ее проявлений, воздействующих на наши органы чувств и формирующих эмоциональное и интеллектуальное впечатление. Организованные композиционно состояния пластики, способны выразить впечатление изящества или массивности, сложности или простоты способны возбуждать в нас эмоции, вызывать эстетическое волнение, выводящее, пользуясь словами Л.Корбюзье, «нашу восприимчивость за пределы примитивных ощущений. когда человек полностью использует данные ему способности воспоминания, рассуждения, критики и творчества». Сила художественного воздействия дизайн-объекта - в скрытом обращении к глубинным основам мироощущения, к комплексу внутренних предпочтений человека, которые определяют его биологическое, психологическое и социально-общественное существо.

Решающим для дизайнера на современном этапе становится его владение языком конкретно-чувственной формы. Связывая, таким образом, специфику деятельности с созданием активной художественной формы, мы встаем на позицию признания дизайна как прежде всего, пластического вида искусства.

Современное раскрепощение человека в сторону творческой индивидуализации в дизайне мебели способствует повышению выразительности формы за счет динамики взаимодействия художественного образа и композиции.

Проведенное исследование призвано помочь дизайнерам не только осваивать сложившуюся ситуацию в практике проектирования мебели, но и понимать историческую преемственность и изменчивость стилистики формообразования, а также видеть перспективы ее дальнейшего развития с точки зрения композиционно-образного мышления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Шлеюк, Светлана Геннадьевна, 2005 год

1. Агеев В. Семиотика. М.: Весь мир, 2002. - 255с.

2. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 568с.

3. Араухо Игнасио. Описание формы. Глава из книги «Архитектурная композиция» М.: «Высшая школа», 1982. - с. 45-50

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974 -390с.

5. Артемьева Е.Ю. Семантическая оценка привлекательности интерье-ров.//Дизайн знаковых систем. Тр. ВНИИТЭ. Эргономика. Вып. 27. Психолого-семиотические проблемы. М.: ВНИИТЭ, 1984. - С. 95 - 104.

6. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., Советское радио, 1970, 152с.

7. Барышева В.Е. Визуальные трюки в городском пространстве и в интерьере. Сборник статей «ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ДИЗАЙНЕ». Методические материалы. М.: 1990, 87с.

8. Барышева В.Е. От хай-тека к хай-тачу. Сборник статей «Проблемы стиля в современном дизайне». Министерство науки и технологий российской федерации. ВНИИТЭ М.: 1998

9. Барташевич A.A., Богуш В.Д. Конструирование мебели: Учеб. Мн.: Вышейшая школа, 1998. - 343с.+12 с. Цв. вкл.: ил.

10. Барташевич A.A., Дягилев Л.Е., Климин P.M. и др. Основы композиции и дизайна в мебели (Под ред. Проф. A.A. Барташевича)/Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 192с.; илл.

11. Барташевич A.A., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели (под общ. ред. A.A. Барташевича)/Серия «Высшее профессио-альное образование». Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 400с., илл.

12. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество /Под ред. Г.Б. Минервина. М.: Мир, 1969. - 167 с. Глава: «Проблемы теории дизайна». - 12с.

13. Благой Д.Д. Творческий процесс и художественное восприятие. М.: Наука, 1978.-278 е., ил.

14. Большая советская энциклопедия. Т. 28 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, Франкфурт-Чага. - 1978. - 616 е.: илл.

15. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник М.: Высш. шк., 2002. - 511с., ил.

16. Брызгов Н.В. Опыт исследования корреляции эстетических и функциональных бытовых изделий (на материале крестьянского быта среднего Поволжья XVI11 нач. XX в.). Автореферат на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. М.: 1994

17. Быков З.Н., Крюков Г.В., Минервин Г.Б. и др. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для студентов художеств.-промыш. вузов /- М.: Высшая школа, 1986. -239 е., ил.

18. Бытачевская Т.Н. Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне. Автореф. на соиск. уч. ст. доктора иск. -М.: 2005

19. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. - 556 с.

20. Ванслов В.В., Гавриляченко С.А., Шепелев JI.B. Проблемы композиции / М.: Изобразительное искусство, 2000. - 292 е., ил.

21. Васютинский Н. Золотая пропорция. М., Молодая гвардия, 1990г., 237с.

22. ВеигерЛ.А. Генезис сенсорных способностей. М., 1967

23. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т 1. Санкт-Петербург. «Коль-на». 1995.672с

24. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» //Психология художественного творчества: Хрестоматия./Отв. ред. К.В.Сельченок.-Минск.: Харвест, 1999. С.191-214

25. Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учебное пособие. М.: издательство «Ижица», 2004. - 174с.: ил. - 60с.

26. Вельфлин Генрих. Основные понятия истории искусств. М.: Издательство В.Шевчук, 2002 344с.

27. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть I М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 1997. - 100 с.

28. Воронов Н.В. О сегодняшнем понимании дизайна. (Запоздалое предисловие). ДИЗАИН. Сборник научных трудов. Выпуск 4. Редактор Н.В. Воронов. Москва: НИИ Российской академии художеств. 1996. 145с., с илл.

29. Воронов Н.В. Реальный дизайн предвоенных лет. ДИЗАЙН. Сборник научных трудов. Выпуск 4. Редактор Н.В. Воронов. Москва: НИИ Российской академии художеств. 1996. — 145с., с илл.

30. Воронов Н.В. Суть дизайна. Пятьдесят шесть тезисов русской версии понимания дизайна. М.:ГрантЪ, 2002, 24 с.

31. Воронов Н.В. Основной метод. ДИЗАИН. Сборник научных трудов. Выпуск VI. Редактор-составитель Н.В. Воронов. Москва. 2000. 192с., илл.

32. Габричевский А.Г. Морфология искусства. М.: АГРАФ, 2002. 864с.

33. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2003. 276с.

34. Ж. Гассио-Талабо. «Дизайн и современные направления прикладных искусств». Статья из кн. Анри де Моран «История декоративно-прикладного искусства». М.: «Искусство» 1982. 577с.

35. Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14 т. Т. 1. М.-Л., 1959.

36. Глазычев В.Л. Образы пространства. (Проблемы изучения)// Творческий процесс и художественное восприятие /Отв. ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, 1978.-С. 159-174

37. Глазычев В.Л. Ле Корбюзье и дизайн XX века. (Вступление к книге Де Фуско Р. Ле Корбюзье дизайнер. Мебель, 1929. - М.: Сов. художник, 1986. - 107с.)

38. Голубева О.Л. Основы композиции. М., Изобразительное искусство, 2001г., 117с.

39. Грашин A.A. Унификация и агрегатирование в дизайне промышленной продукции. ДИЗАЙН. Сборник научных трудов. Выпуск 4. Редактор Н.В. Воронов. Москва: НИИ Российской академии художеств. 1996. 145с., с илл.

40. Грашин A.A. Средства композиционного формообразования унифицированных и агрегатированных объектов. ДИЗАЙН. Сборник научных трудов. Выпуск 5. Редактор Н.В. Воронов. Москва: НИИ Российской академии художеств. 1997. 164с., с илл.

41. Грашин A.A. Унификация как язык. ДИЗАЙН. Сборник научных трудов. Выпуск VI. Редактор-составитель Н.В. Воронов. Москва. 2000. 192с., илл.

42. Гражданкин А.И. Групповое и межгрупповое взаимодействие в сфере быта //Социологические исследования в дизайне. Тр. ВНИИТЭ. Вып. 54 М.: Гос. комитет СССР по науке и технике. ВНИИТЭ. -1988. -С.51-66.

43. Григорьева Л.И. Сущность унификации // ж. Стандарты и качество. 1983. №5, с.35.

44. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. -М.: Рус. яз., 1981 -Т.2И-0. 1981.779с.

45. Демосфенова Г.Л. К проблеме художественного образа в дизайне. -М., 1980. Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; вып. 23, 140 с.

46. Демосфенова Г.Jl. Проблемы художественного творчества и дизайн. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», выпуск 47. Проблемы образного мышления и дизайн. М. 1978г.

47. Дуглас Ш. «К вопросу о философских истоках беспредметного искусства» из книги «Малевич. Художник и теоретик. М., Советский художник, 1990. 240с.

48. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 277 с. -В Надгаз.: ВНИИ искусствознания мин-ва культуры СССР.

49. Ефимов A.B. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. Для ву-зов/Г.Б.Минервин, А.П.Ермолаев, В.Т.Шимко, А.В.Ефимов, Н.И.Щепетков, A.A. Гаврилина, Н.К.Кудряшов М.: Архитектура-С, 2004 - 504с., ил.

50. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: изд-во МСХА, 2004. 227с., илл.

51. Жердев Е.В. Метафора как средство художественной выразительности индустриальной вещи. ДИЗАИН. Сборник научных трудов. Выпуск 5. Редактор Н.В. Воронов. Москва: НИИ Российской академии художеств. 1997. -164с., с илл.

52. Жердев Е.В. Нравственный аспект метафоры в дизайне утилитарных вещей. ДИЗАИН. Сборник научных трудов. Выпуск VI. Редактор-составитель Н.В. Воронов. Москва. 2000. 192с., илл.

53. Жердев Е.В. Метафора в дизайне: теория и практика//Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения. М.: Мин-во промышленности, науки и технологий РФ. ВНИИТЭ, 2002. - 57с.

54. Жердев Е.В. Особенности взаимодействия композиции и метафорической образности в контексте семиотики дизайна среды // ж. «Вестник ОГУ» -Оренбург, № 1, 2005 С. 73 - 82.

55. Жердев Е.В., Шлеюк С.Г. Художественно-композиционная целостность формы и содержания в дизайне мебели // ж. «Дизайн. Эргономика. Сервис». М.: ВНИИТЭ, 2005 (в печати)

56. Современное западное искусство. XX век. Проблемы и тенденции: Учеб. / под ред. Б.И.Зингермана, Г.В.Макаровой, Г.А.Недошивина. М.: Наука, 1982. - 318 с.

57. Запорожец A.B. Развитие восприятия и действительность. Журнал «Вопросы психологии», 1967, №1

58. Запорожец A.B., Зинченко В.П. Восприятие, движение, действие. в кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982

59. Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания. -Журнал «Вопросы философии», 1973, №11, с.44

60. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие. Журнал «Вопросы психологии», 1971, № 6, с.41

61. Зобов P.A., Мостепенко A.M. О некоторых проблемах взаимосвязей философии и искусства //Творческий процесс и художественное восприятие /Отв. ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, 1978. - С. 9-31

62. A.B. Иконников. Функция, форма, образ в архитектуре / М.: Стройиз-дат, 1986. -287 с.

63. Иконников A.B., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М.: Искусство, 1971. - 224 с. - илл.

64. Иконников A.B. Проблема формирования среды в условиях современной художественной культуры. /Советское монумент, иск. Вып. 5 /сост. М.Л. Терехович. М.: Сов. худ-к, 1984. - 280 е.: илл

65. Интернет сайт. В стиле поп. Язык дизайна. //http://www.ru/popstyle/desig,n 1 /htm//

66. Иттен И.И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах." М.: Изд. Аронов, 2001 135с.: ил.

67. Иттен И.И. Искусство цвета.- М.: Изд. Аронов, 2001 95с.: ил.

68. Каган М. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974, с. 128129.

69. Казаринова В.И. Товароведу о красоте и композиции. М.: Экономика, 1978,- 157с.

70. К. Кантор. Искусство как исток и модель экологически обоснованного дизайна. ДИЗАЙН. Сборник научных трудов. Выпуск 4. Редактор Н.В. Воронов. Москва: НИИ Российской академии художеств. 1996. 145с., с илл.

71. Кантор К. Социальный функционализм и культура. Предисловие к книге Дж. Нельсона «Проблемы дизайна». М., 1971.

72. Кес Д. Стили мебели. М.: Издательство В. Шевчук, 2004. - 272с. ©

73. Кильпе T.J1. Мебель и оборудование торговых залов ресторанов, кафе и столовых. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. М.: 1967

74. Коклен А. Эстетика перед лицом технообразов. Декоративное искусство / журнал, №1, 2002.

75. Колейчук В.Ф. Слово и изображение. Сб. «Визуальноая культура визуальное мышление в дизайне». Методические материалы. М.: 1990, 87с. -144с.

76. Колейчук В.Ф. Механизмы взаимодействия средств, приемов и методов формообразования в дизайне. 19с. Сборник «Визуальная культура - визуальное мышление в дизайне». Методические материалы. М.: 1990, 87с. -144с.

77. Колейчук В.Ф. Продуктивные способности зрительной системы и дизайнер, или о пользе иллюзий «ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ДИЗАЙНЕ». Методические материалы. М.: 1990, 87с. -145с.

78. Кондратьева К.А. О проектной культуре дизайна. ДИЗАЙН. Сборник научных трудов. Выпуск VI. Редактор-составитель Н.В. Воронов. Москва. 2000. 192с., илл.

79. Корепина Т.Н. Эргономика архитектурной среды: Учеб. пособие. Екатеринбург: Архитектон, 2002, 106с.

80. Коробко В.И., Коробко Г.Н. Золотая пропорция и человек. М., 2002г., 383с.

81. Курьерова Г.Г. О судьбах понятия «стиль» и стилевого анализа в дизайне. Сборник статей «Проблемы стиля в современном дизайне». М.: 1998. Министерство науки и технологий российской федерации. ВНИИТЭ 123с.

82. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1993, 153с., ил л.

83. Кузин B.C. Психология.- М.: Высшая школа, 1982 255с.: ил.

84. Лаврентьев А.Н. Стили и визуальные метафоры в дизайне. Технонауч-ный стиль. Сборник «Визуальная культура визуальное мышление в дизайне» \\ Методические материалы. М.: 1990, 87с. - 150с.

85. Лаврентьев А.Н. Эксперимент в дизайне. 191с. ДИЗАЙН. Сборник научных трудов. Выпуск 5. Редактор Н.В. Воронов. Москва: НИИ Российской академии художеств. 1997. - 164с., с илл.

86. Лаврентьев А.Н. Пропедевтика как настройка визуального мышления. ДИЗАЙН. Сборник научных трудов. Выпуск VI. Редактор-составитель Н.В. Воронов. Москва. 2000. 192с., илл.

87. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования. Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна. М.: Грантъ, 2000 256с., ил.

88. Лаврентьев А.Н. Что такое хорошо? Журнал «Интерьер+дизайн», июнь 2005г., 102-109с.

89. Лазарев Е.Н. Дизайн машин. Л.: Машиностроение, 1988. - 256 с, ил.

90. Лакост М.К. Кандинский. М.: Слово/Slovo, 1995. - 95с., илл.

91. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. Вопросы философии, 1971, № 12, с. 136

92. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство. 1981. -480 с.

93. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35 000 слов. М.: Русский язык. 1990. - 704с.

94. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблемы символа в средневековом искусстве. М., 1973.

95. Ю.М. Лотман. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») / Сост. Р.Г. Григорьева, Пред. С.М. Даниэля СПб.: Академический проспект, 2002. - 544с.

96. Лотман Ю.М. Асимметрия и диалог В книге: Текст и культура. Труды по знаковым системам. Т. 16. Ученые записки ТГУ. Вып. 635. Тату. 1983. с. 15-30

97. Маркузон В.Ф. Конструкция, тектоника, образ. -М., 1980. (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; вып. 23, 140 е.).

98. Машакин А.И. Мебель ампира в интерьерах подмосковных усадеб. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. М.: 2002.

99. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие М.: Искусство, 1985. - 318 с. «Пути изучения художественного творчества».

100. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М.: ВНИИТЭ, 1978. 172с., ил.

101. Минервин Г. Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий (принципы формообразования, основные типы и характеристики). М.: Архитектура-С, 2004 - 112с.

102. Митурич П.В. О ценности труда художников-новаторов// Творчество. 1988, №2.

103. Михайлов A.B. Философия Мартина Хайдеггера и искусство. //Современное западное искусство. XX век. Проблемы и тенденции /Отв. ред. Б.И. Зингерман. -М.: Наука, 1982. С. 142-184

104. Михайлов С., Михайлова А. История дизайна. Краткий курс: учеб. Для вузов. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. - 289с., ил.

105. Михайлов С.М. История дизайна. Т.1: Учеб. для вузов. М.: «Союз Дизайнеров России», 2003. - 270с., ил.

106. Михайлов С.М. История дизайна. Т.2: Учеб. для вузов. 2-е изд. ис-правл. и дополн. М.: «Союз Дизайнеров России», 2004. - 280с., ил.

107. Анри де Моран «История декоративно-прикладного искусства» М. «Искусство» 1982. 577с. Илл.

108. Назаров Ю.В. Понятие «форма» в философии, искусствознании, дизайне. ДИЗАЙН. Сборник научных трудов. Выпуск 4. Редактор Н.В. Воронов. Москва: НИИ Российской академии художеств. 1996. 145с., с илл.

109. Назаров Ю.В. Феномен интерьера. Сб. науч. ст. «Проблемы дизайна» / Под ред. B.J1. Глазычева. М.: Союз дизайнеров России, 2003. - 256с., илл.

110. Назаров Ю.В. Пластический язык и тектонические особенности промышленных изделий. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М.: 1997. -22с.

111. Немеет J1. Изменение функций искусств (процесс субъективации). Сб. Борьба идей в эстетике. М., 1974, 140с.

112. Николаенко H.H. Творчество и мозг. СПб.: институт специальной педагог ики и психологии, 2001. - 344с.)

113. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1986.-797с.

114. Паранюшкин Р.В. Композиция. Серия «Школа изобразительного искусства». Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 192с.; илл.

115. Пелипенко A.A. Эволюция феномена массового искусства. Статья из книги «Искусство нового времени. Опыт культурологического анализа». С.-П.: Алетейя, 2000, 305с.

116. Пенину Ж. Взгляд и слово о предмете. журнал «Современная архитектура, 1965, №5

117. Петров В.М. Знаковый статус, информативность и форма (на примере анализа прямоугольных объектов) // Дизайн знаковых систем. Тр. ВНИИТЭ. Эргономика. Вып. 27. Психолого-семиотические проблемы. М.: ВНИИТЭ, 1984.-С. 78-94.- 18с.

118. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Выпуск 1. пространство и время художественного мира. М.: смысл, 2000. - 204с.

119. Петрова E.H. и др. Альбом «Казимир Малевич. Художник и теоретик». М.: Советский художник, 1990. -240с.: ил.

120. Платонов K.K. Краткий словарь системы психологических понятий / -М.: Высшая школа, 1984. 174 е., ил.

121. Попова Ю. Инкубатор. Из журнала «Вещь», ноябрь 2001г., №11, с. 25

122. Поленин Н. Дизайнер и пустота. Ж. «Вещь», №6, 2003, с.34

123. Прахт К. Мебель и архитектура /Пер. с нем. Ю.Б. Тупталова; Под ред. A.B. Иконникова. -М.: Стройиздат, 1993 168с.: ил.

124. Раннев В.Р. Интерьер: Учеб. пособие для архит. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1987.-232с.: ил.

125. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980.

126. Рачеева. «Форма следует эмоции». Сборник «Визуальная культура -визуальное мышление в дизайне» \\ Методические материалы. М.: 1990, 87с. 148с.

127. Ревзин Г.И. Очерки по философии архитектурной формы. М.: ОГИ, 2002.-144 с.

128. Редекер X. Диалектика содержания и формы произведения искусства как эстетическая проблема//Философские науки. 1976. №1.

129. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие (как человек видит и понимает мир). Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 224с.

130. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Уч. Пособ. (конспект лекций) М.: МЗ-Пресс, 2001. - 252 е., илл.

131. Рыжов К.В. Сто великих изобретений. М.: Вече, 2000. 528с.

132. Сарабьянов Д. Стиль Модерн. М.: Искусство, 1989, с. 270.

133. Сахарова Ю., Медведев А., Кашенко О., Аникст А., Федянин Н., Ко-роткова О., Губарева М. Парад стилей. Журнал «SALON interior», № 9, 2004. 112-237с.

134. Сидоренко В.Ф. О понятии формы в дизайне. М., 1975. Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 11

135. Сидоренко В.Ф. Проблема художественного образа в дизайне. М., 1978. Труды В11ИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; вып. 17

136. Словарь иностранных слов. 11-е изд., стереотип. - М.: рус.яз., 1984. -608с.

137. Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 1923-1929гг. под ред. и послесл. И.М. Чубарова. М.: Логос-Альтерна, Ессе Homo. 2005. - 504с.

138. Соболев H.H. Стили в мебели. М.: Издательство В. Шевчук, 2003. -350с. илл.

139. Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX веков / Ленинград: Советский художник, 1967. 163с., ил.

140. Сомов Ю.С. Композиция в технике. 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: «Машиностроение», 1987. - 288с.: ил.

141. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств / Ленинград: Художник РСФСР, 1984. - 320 е., ил.

142. Степанов A.B. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/А.В.Степанов, В.И.Мальгин, Г.И.Иванова и др. М.: Издательство «Архитектура-С», 2003. -256с.: ил.

143. Степанов H.H. Цвет в интерьере. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1985. - 184с.

144. Советский энциклопедический словарь // гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1982. 1600., ил.

145. Сомов Ю. С. Композиция в технике. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Машиностроение», 1987. - 288с.: ил.

146. Тасалов В. Прометей или Орфей. Искусство технического века. М.: Изд-во «Искусство», 1967.

147. Терминологический справочник: Формы геометрических тел. М.: Недра, 1977. С.9

148. Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности. //Творческий процесс и художественное восприятие /Отв. ред. Б.Ф. Егоров. СПб.: Наука, 1978. - С.174-190

149. Устин В.Б. Композиция в дизайне (учебное пособие). М., МГАЛП, 1997г, 137с.

150. Федянин. Н. Ампир. Журнал «Салон» № 9 2004г. 150-155с.

151. Ренато Де Фуско. Jle Корбюзье дизайнер. Мебель, 1929. Пер. с ит. И англ. - М.: «Советский художник», 1986. - 107с.

152. Хан-Магометов С.О. К постановке вопроса о специфике художественной формы в дизайне. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», выпуск 47. Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. 1985г. С.1-100

153. Хан-Магомедов С.О. Конструкция, изобретение и конструктивизм. -Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. № 23. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. М., 1980. 140с.

154. Хан-Магомедов С.О. Ранний конструктивизм Александра Веснина и «производственное искусство». Техническая эстетика, 1983, № 9, с.26

155. Хан-Магомедов С.О. Дизайн, архитектура, агитационное и полиграфическое искусство в творчестве художника Александра Родченко. Из книги «A.M. Родченко. Статьи, воспоминания, автобиографические записки, письма». М., Советский художник, 1982. 223с. ил.

156. Хиллер Б. Стиль XX века. М.: СЛОВО/ SLOVO, 2004. - 240 е., ил.

157. Чебурашкин К.Н. Многофункциональная мебель в интерьерах конструктивизма //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Сб. науч. тр. /Отв. ред. А.А.Дубровин. М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2002.-С. 168-182.

158. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. М. Высшая школа. 1993г. 175с.

159. Черневич Б. Язык графического дизайна. М., 1975

160. Чернышев О.В. Формальная композиция (творческий практикум по основам дизайна).- Минск: Харвест, 1999 309с.: ил.

161. Чепурова О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды. //Автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 2004. - 26с.

162. Чепурова О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно бытовой среды: Дис. на соиск. уч. ст. канд. иск. М., 2004 -184с.

163. Шевелев И. Формообразование. Число. Форма. Искусство. Жизнь. Кострома, ДиАр, 1995г., 166с.

164. Шорохов Е.В. Основы композиции,- М.: Просвещение, 1979 87с.

165. Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение, 1986 95с.

166. Шлеюк С.Г. Композиционная структура и образ мебели классицизма / Композиционные чтения имени А. Коротковского: материалы международной научно-методической конференции (19-23 апреля 2005г.) Екатеринбург, 2005 - С. 169-172.

167. Шлеюк С.Г. Роль композиции в процессе проектирования оборудования архитектурной среды // ж. «Вестник ОГУ» (Приложение) Оренбург, № 6, 2005-С. 116-121.

168. Шлеюк С.Г. Художественный образ и композиция в дизайне мебели // ж. «Вестник ОГУ» (Приложение) Оренбург, № 6, 2005 - С. 85 - 89.

169. Щедрин Е.Д. Идейно-эстетические проблемы проектирования бытовой мебели. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. М.: 1983.

170. Эйзенштейн С. Избранные произведения. В шести томах. М., Искусство, 1964. т. 3

171. Fx. Allport. Theories of Perception and the concept of structure. N.J. Weling, 1955.

172. Art of the 20th century / Ruhrberg, Schneckenburger, Fricke. Cologne: Taschen, 1998. - Volume I - 402p., Volume 11 - 432p.

173. Brohan, Torsten. Design Classics 1880-1930 / Torsten Brohan, Thomas Berg. Cologne: Taschen,2001. -176p.

174. Busch, B. Design: Entwicklungen in Deutschland / B. Busch, K.S. Leuschel, H. Oelke. Bonn: Inter Nationes, 1992. - 108p.

175. Dumont-Schnellkurs Design| Thomas Hauffe. Köln: Dumont, 1995. - 192 S., ill©179. 20th Century Art: Museum Ludwig Cologne. Köln: Taschen, 1997. -768p.

176. Creatures fantastiques. Paris : Les Editions du Carrousel, 1998. - 96p.

177. Droste, Magdalena. Bauhaus 1919-1933 / Magdalena Droste. Cologne: Taschen, 1998.-256p.

178. Duchting, Hajo. Kandinsky / Hajo Duchting. Cologne: Taschen, 2000. -96p.

179. Edwards, Jane. London interiors / Jane Edwards, A. Taschen. Cologne: Taschen, 2000. -304p.

180. P. Portoghesi. Thonet e la produziont di serie. In: La botte e il violino, giugno, 1964.- 120 p.

181. H.Yon Helmholtz. Handbuch der Physiologischen Optik, Bd.3. Hamburg and Zeiprig, 1910186. rudesign.ru187. www.homemaking.ru

182. ШЛЕЮК Светлана Геннадьевна

183. Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII начала XXI веков.

184. Специальность 17.00.06 Техническая эстетика и дизайн

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.