Художественный язык русской эпической поэзии и народная культура тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, доктор филологических наук Новичкова, Татьяна Александровна

  • Новичкова, Татьяна Александровна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 1998, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 249
Новичкова, Татьяна Александровна. Художественный язык русской эпической поэзии и народная культура: дис. доктор филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Санкт-Петербург. 1998. 249 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный язык русской эпической поэзии и народная культура»

Одна га важнейших задач эпосоведениа состоит к познании эпических языковых универсалий и, что особенно важно, - в применении их к прочтению конкретных текстов. В конечном счете все наши теории и метода представляют ценность постольку, поскольку позволяют прочитать текст в его внутренней законченности, цельности и значительности содержания, раскрыть присущую ему семантическую многосторонность, обнаружить наличествующие в нем семантические планы, разгадать заложенные в нем загадки, противоречия, : недосказанности».

Пу>пи/ю& Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988. С. 10.

Исследование художественного языка эпической поэзии в историко-культурном освещении связано с решением ряда проблем, с одной стороны — собственно фольклорных, касающихся вопросов дифференциации жанров, своеобразия и единства жанров эпической песни, особенностей поэтики и композиции былин, баллад, духовных стихов, исторических песен, типологии эпоса в ее исторических пределах; с другой -культурологических, раскрывающих разные уровни «исторического сознания людей, а также специфику их исторического мышления», эволюционировавшего по ходу времени (И.Я.Фроянов, Ю.И.Ю дин .Былинная история. СПб., 1997. С.494). Задачей диссертации является, в первую очередь, уяснение мировоззренческих и эстетических, часто достаточно далеких от современных, принципов, легших в основу традиционных эпических ситуаций, образов и мотивов и обусловивших неповторимость художественного языка русской эпической поэзии.

Исследованию русского эпоса посвящена обширная литература. Некоторые фольклористические школы, например,историческая (В.Ф.Миллер, А.В.Марков, М.Е.Халанский), заимствования (В .В .Стасов, Г.Н.Потанин) сформировались на почве изучения эпоса. Его мифопоэтические элементы привлекали внимания А ЛАфанасьева, Ф.ИЛ>услаева, бытовые черты - ЛЛМайкова, А.В .Маркова, С.К.Шамбинаго. Все это направления в той или иной степени были продолжены фольклористикой XX века: традиционные положения исторической школы были поддержаны ММЛлисецким, АН.Робинсоном, БАРыбаковым, СЛАзбелевым; к эпическим мифологемам обращались в своих трудах В .В.Иванов, В.Н.Топоров, БАУспенский. Вопросы отражения; быта в былинах рассматривались Р.С Липец, М.Г.Рабинович.

В XX столетии сформировался новый путь прочтения эпической поэзии: с точки зрения особенностей ее художественного языка, жанрового и стилевого своеобразия. Начало этому направлению было положено еще в XIX веке трудами А.Н.Веселовского, ААЛотебни, Ф.И.Буслаева. Позднее закономерности былинной поэтики были раскрыты в работах А.П.Скафтымова, затем - Ю.И.Юдина, В.МХацака, Ф.М.Селиванова, исследовавших художественный мир былин и его ключевые категории, пространство и время. Эпический мир как художественная целостность предстает перед нами в трудах В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова. Б.Н.Путиловым намечена программа исследования эпической поэзии в ее межславянских, межжанровых и этнографических связях. Важнейшую задачу исследования он видел в познании эпических языковых универсалий, позволяющих понять текст в его внутренней законченности, изучить движение эпического языка, которое заключается в переосмыслении и обогащении новыми значениями «первичной эпической архаики».

Проблемы эпоса ставятся и решаются в диссертации в русле этой программы, но с использованием новой методики. Сегодня представляется возможным перейти к широкому исследованию функциональных связей былинных и балладных, разноуровневых сюжетов и образов в контексте традиционной народной культуры благодаря достижениям отечественной науки в области комплексного изучения духовной славянской культуры этнолингвистической школш ЛЛТолстого. В работах Д.МЛихачева, А.М.Панченко, БА.Романова перед нами предстает живой мир > средневековья, черты которого легко узнаваемы в русском г фольклоре. Накоплен значительный опыт изучения мировидения средневекового человека, «культуры безмолвствующего большинства» в работах А.Я.Гуревича, М-М.Бахтина, М.И.Стеблин-Каменского, В.П.Даркевича, Ю .Л .Бессмертного, исследовавших ментальности западноевропейского средневековья.

Предмет настоящей работы - русская народная культура в ее движении, в многообразии ее проявлений в фольклорных мотивах и образах. Конкретными задачами диссертации являются: 1. определение жанрового своеобразия былин в связи с их функцией в народной культуре, особенностей эпической исторической мифологизации; 2. характеристика эпического героя в связи с жанровой функцией и историческим движением жанра; 3. исследование возможностей былины в отраженеии конкретной исторической действительности, быта, на примере анализа «скоморошьего» пласта русского фольклора и символики традиционных эпических чисел; 4. исследование эстетического и историко-культурного взаимодействия между художественным языком былинного и балладного деамров в сочетании арахаяки их мифологем и исторической конкретики; 6. рассмотрение мифологем, общих у песенно-эпических жанров с мифологической прозой и обрядами; 7. предварительная постановка актуальных проблем изучения современного фольклора на материале записей и публикаций последних лет (1980-1990 гг).

Решение этих вопросов обусловило научную новизну диссертации. В ней впервые осуществлена попытка изучения эпоса как художественной системы, тесно связанной с явлением исторической мифологизации. Предложены новые способы сравнительно-исторического описания былин и баллад, позволяющие гораздо определеннее выявить черты национального своеобразия русской эпической традиции, по-новому прочесть ряд сюжетов. Теоретико-методологической основой диссертации являются сравнительно-исторический и функциональный методы в сочетании с комплексным подходом к анализируемому материалу. При исследовании определенных эпических мотивов и формул применяется методика ретроспективного анализа (от верхних слоев к нижним), в свое время с успехом применявшаяся Д.К.Зелениным в отношении русской мифологической прозы и обрядов (Очерки, 16).

Задача этой книги — рассмотреть не миф в эпосе, но эпос — в контексте мифологического сознания, без которого существование фольклора в принципе невозможно.

Первая глава монографии посвящена художественному я^ыку былин, где была избрана именно эта опора — на верования, связанные с богатырским культом, существовавшим еще в начале XX века. Функционально старины близки утопическим легендам, так как их «идеалы проецируются в прошлое и тесно переплетаются с социальной или поэтической идеализацией его» (Чистов, 15). В народной культуре бытовало осторожное, сакрализованное отношение к самому акту исполнения былины, что замечали многие собиратели от Гильфердинга до наших дней. Иногда с трудом приходилось уговаривать певца спеть былину («Я тебе спою, а меня вон куда унесет» — и жест в сторону печи, которая в доме играла роль своеобразного «канала связи» с миром предков и умерших).

Мифологичность былин наблюдалась не только в практике бытования преданий и эпических песен, но и в самом содержании старин, вместивших в себя память о «золотом» героическом веке

Йгсской истории, зарождении государственности, Киевской и овгородской эпохе. Вплоть до 20-х годов XX столетия в богатырей верили — и как в реально существовавших людей, и как в возможных избавителей от будущих бед. Лишь после революции в связи с принципиальной переориентацией русских людей и новым укладом жизни эта вера утрачивала корни в народном сознании, что и привело к окончательному исчезновению старин как жанра.

В то же время уход старин из жизни фольклорной традиции не был одномоментным явлением, его истоки — в самом темном, до сих пор не понятом, «потерянном» периоде русского средневековья (Павлов-Сильванский, 32) — XIII—XV веках, когда только лишь сложившийся миф о «золотом веке» вынужден был трансформироваться под влиянием новых, христианских идеалов и топики новой, Московской государственности. Наряду с культом свободной, богатырской, независимой личности, ярко воплощенной в образах Ильи, Добрыни, возникает такой противоречивый герой, как Василий Буслаевич (не он противоречив — а та эпоха, которая не могла не высветить несоотносимые с новым временем и моралью стороны его «поведения»), возникает противопоставление бедного Киева богатой, блаженной, идеальной стране — Индии, напоминающей царство пресвитера Иоанна (в былине о Дюке Степановиче).

Во второй главе монографии анализируется художественный язык баллад — жанра, представившего обществу нового героя, более близкого и понятного, маленького, рядового человека; духовных стихов, давших недосягаемые образцы идеального христианского поведения. Вряд ли баллады родились в московскую пору, напротив, многие их мотивы древнее былинных, но они перекрещиваются с мотивами лирических и обрядовых песен, что благоприятно сказалось на распространении этого жанра. Не случайно былины сохранились в уникальных условиях, в основном Крайнего Юга и Севера, а баллады исполнялись повсюду.

Третья глава исследования посвящена мифологическим темам, актуальным как в прошлом, так и в нашем столетии. Это темы конца света, Страшного суда, богатства и нищеты, детства. Мир, окружающий нас сегодня, все также непредсказуем и загадочен. Даже научные открытия, согласно сложившемуся стереотипу рассказов о них, происходят как бы по наитию, стечению обстоятельств — эта сюжетная модель традиционна для бывалыцин о сокровищах, которые даются человеку лишь в результате странных совпадений. Если фольклор прошлого представлял нам два мира — давно прошедшего и настоящего, то современность предлагает другую ориентацию: настоящее и будущее, противопоставляя мир земной и космический, технически несовершенный и утопически усовершенствованный или, напротив, технически развитый сегодня и истощенный, духовно опустошенный в более или менее далеком будущем.

Отбор материала в настоящей книге подчинен задачам исследования художественного языка преимущественно повествовательных, эпических, как песенных, так и прозаических жанров-былин, баллад, духовных стихов, в меньшей степени — исторических песен, преданий. Последняя глава работы почти полностью построена на текстах мифологической прозы и современного устного рассказа. Широко привлекаются описания обрядов, обычаев прошлого—начала нашего века: этнография предоставляет фольклористу тот необходимый контекст, который позволяет понять подлинный замысел тех или иных сюжетных звеньев фольклорных произведений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК