Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Жмырова, Екатерина Юрьевна

  • Жмырова, Екатерина Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 212
Жмырова, Екатерина Юрьевна. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Тамбов. 2008. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жмырова, Екатерина Юрьевна

Введение.

Глава I. Теоретические основания использования киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи.

§ 1. Анализ понятия «толерантность» в научной литературе.

§ 2. Формирование толерантности у учащейся молодежи как социально-педагогическая проблема.

§ 3. Возможности и специфика киноискусства как средства воспитания толерантной личности.

§ 4. Содержание и организация воспитания толерантности у учащейся молодежи в рамках деятельности дискуссионного киноклуба.

Глава II. Процесс реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи.;.

§ 1. Педагогические условия, способствующие эффективности реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи.

§ 2. Содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у учащейся молодежи на основе произведений киноискусства.

§ 3. Оценка результатов опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи»

Актуальность исследования. Проблема воспитания толерантности стала особенно актуальной в конце XX столетия, что было обусловлено значительными социальными трансформациями в стране и в мире. Войны, национальные конфликты, ксенофобия, экстремизм, различные формы дискриминации — все это и сегодня продолжает дискредитировать совокупный итог социального развития современного мира, подрывать демократические принципы его существования, приводит к нарушению прав человека, покушается на многообразие, являющееся важнейшим фактором общественного развития. В России в последние десятилетия одновременно, но не синхронно, происходят изменения во всех сферах жизни - духовной, политической, экономической, что нередко порождает разногласия и социальную напряженность. В этих условиях именно толерантность может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества.

Слово «толерантность» стало международным и вошло в обиход благодаря усилиям ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. Чаще всего под толерантностью понимают терпимость, уважение, доверие, готовность принимать «инаких» такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В то же время, содержание понятия «толерантность» продолжает уточняться и конкретизироваться применительно к различным аспектам его проявления.

Актуализация проблем толерантности отражена в международных документах ООН: «Декларации принципов толерантности» (1995 г.), «Декларации тысячелетия» (2000 г.), в государственной целевой программе РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» (2002 г.). Однако утвердившаяся в официальных документах толерантность все еще далека от того, чтобы- стать общепринятым принципом взаимоотношений в социуме.

Историко-педагогическим основанием данной работы явились труды Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ф. Вольтера, И.-Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Важнейшим принципом формирования толерантной личности выступает принцип гуманизма, который развил в своих трудах еще Я.А. Коменский. Он поставил глобальную цель перед человечеством - совершенствование социума через совершенствование личности.

Западные исследователи в основном акцентируют внимание на толерантности как на политическом феномене и рассматривают ее как проблему прав и свобод личности, нередко практически отождествляя толерантность с равенством (Г. Бастид, П. Джонсон, Й. Йовел, Т. Нельсон).

Роль и место толерантности в современном российском обществе раскрываются в работах А.Г. Асмолова, Г.А. Бакиевой, P.P. Валитовой, B.C. Гершунского, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, A.A. Леонтьева, В.А. Петровского, В.А. Тишкова, В.В. Шалина и др., которые рассматривают ее как социальную норму, принцип межличностных и межгрупповых отношений, условие сохранения человеческого разнообразия, права на непохожесть.

В педагогическую науку и практику понятие толерантности вошло сравнительно недавно, образуя новые воспитательно-образовательные-проблемы и задачи. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к утрате нравственных ориентиров у подрастающего поколения, росту проявлений нетерпимости, жестокости, ненависти к «инаким». Появилась необходимость нового содержания образования, основанного на понимании общности и единства человеческих сообществ. По утверждению Б.С. Гершунского, воспитание толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке. Вопросам формирования толерантности у различных категорий граждан посвящены исследования С.К. Бондыревой, С.Л. Братченко, Б.З. Вульфова, Б.С. Гершунского, Г.Д. Дмитриева, Л.М. Ивановой, П.Ф. Комогорова, Н.В. Мольденгауэр, З.Ф. Мубиновой, Г.У. Солдатовой, А.Ф. Шакировой и др. Психологи и педагоги чаще всего рассматривают толерантность как личностное качество человека, способность индивида воспринимать без агрессии мнения, особенности поведения и внешности, отличающиеся от собственных.

Однако практика показывает, что в процессе стихийной социализации толерантность как социальная норма усваивается далеко не всеми молодыми людьми. Более того, уровень толерантности как качества личности у довольно значительного их числа не может не вызывать беспокойства, что нашло отражение в социологических исследованиях и публицистике последних лет. Поэтому формирование у подростков и молодежи толерантного сознания и поведения представляет собой серьезную социально-педагогическую проблему, которая нуждается в осмыслении в контексте социального воспитания подрастающего поколения. Последнее, вслед за JI.B. Мардахаевым, A.B. Мудриком, М.М. Плоткиным, М.В. Шакуровой и др., рассматривается нами как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс социального формирования человека, как его позитивная, т.е. адекватная общественным ценностям и потребностям социализация, осуществляемая различными институтами общества, в первую очередь, учреждениями системы образования.

Актуальность данной социально-педагогической проблемы обусловила необходимость поиска эффективных средств воспитания толерантности у учащихся. И.В. Абакумова, В.Н. Гуров, Е.И. Дворникова, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев,TI.H. Ермаков, B.C. Кукушкин," В.А. Тишков, E.H. Яркова и др. акцентируют внимание на формировании толерантности посредством поликультурного образования. Многие ученые в качестве средств формирования толерантности рассматривают диалоговые формы воспитания: беседы, семинары, дискуссии (H.A. Асташова, C.JI. Братченко, Е.О. Галицких, JI.M. Иванова, Ю.П. Ивкова, И.Г. Пчелинцева, И.З. Сковородкина, JI.B. Строганова и др.), обосновывают возможности тренингов (JI.B. Зарецкая, Ю.П. Ивкова, СБ. Митрофанова, Е.В. Смирнова, Г.У. Солдатова, JI.A. Шайгерова, О.Д. Шарова, Г.М. Шеламова и др.).

За последнее десятилетие накоплен значительный эмпирический опыт воспитания толерантности. Однако в целом «педагогика толерантности» (термин В.А. Тишкова) носит сегодня информативно-словесный или тренинговый характер. Как отмечает C.JI. Братченко, многие ученые-практики пытаются «натаскать» на толерантность, научить произносить «правильные слова». Такой подход к воспитанию морально-нравственных качеств личности является поверхностным, по существу, декларативным. Предлагаемые современными учеными средства не могут в полной мере решить задачу воспитания такого глубинного качества, как толерантность, так как воздействуют в основном на разум, на автоматизм поведения, а не на чувства воспитуемых. По мнению С.К. Бондыревой, сегодня необходим поиск принципиально новых и глубокая корректировка прежних средств воспитания с учетом новых задач и психофизиологических особенностей воспитуемых [223, с. 18].

Мы полагаем, что эффективным средством воспитания толерантности у учащейся молодежи может стать кино как массовое и востребованное молодежной аудиторией искусство, обладающее значительным художественно-воспитательным потенциалом, являющееся в настоящее время одним из наиболее влиятельных факторов социализации подростков и молодежи.

Теоретическая база для использования кино в образовательно-воспитательном процессе была создана в отечественной педагогике еще в 60-70 гг. прошлого столетия и получила в настоящее время развитие в русле мировых образовательных тенденций как теория медиаобразования (O.A. Баранов, И.В. Вайсфельд, И.Н. Гращенкова, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, О.Ф. Нечай, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, A.B. Спичкин, Ю.Н. Усов, A.B. Федоров, A.B. Шариков и др.). В то же время нельзя не отметить, что педагогическая практика (за исключением отдельных энтузиастов) воспитательные возможности киноискусства явно недооценивает, если не сказать - игнорирует, определив ему место в сфере домашнего досугового потребления. Нам представляется, что освоение киноискусства в контексте социального воспитания молодежи и использование его в качестве одного из средств воспитания толерантности могло бы обогатить содержание и повысить эффективность этого процесса. Однако специальных исследований, посвященных проблеме использования киноискусства в качестве средства воспитания толерантности у учащейся молодежи, до настоящего времени проведено не было.

Таким образом, актуальность предпринятого нами исследования обусловлена наличием ряда противоречий:

- между преимущественной ориентацией теории и практики воспитания толерантности у подростков и молодежи на информационно-познавательные, вербально-понятийные или тренинговые средства и недооценкой в этом плане эмоционально-воспитательных ресурсов искусства;

- между социально-педагогическим потенциалом киноискусства как фактора социализации и средства эмоционально-воспитательного воздействия на личность и отсутствием научного обоснования возможностей и педагогических условий его реализации в процессе воспитания толерантности у учащейся молодежи.

Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы возможности киноискусства как средства воспитания толерантности и каковы педагогические условия его эффективного использования в названном качестве в социально-воспитательной работе с учащейся молодежью.

В современной науке (педагогической, психологической, социологической, философской, искусствоведческой) создана научная база, сформулирован круг идей, положений, продуктивных подходов, делающих своевременной постановку данной проблемы и позволяющих найти ее решение.

В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи».

Объект исследования: процесс формирования толерантности у учащейся молодежи.

Предмет исследования: киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи.

Цель исследования:, обосновать возможности киноискусства как средства воспитания толерантности и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в воспитательной работе с учащейся молодежью.

Гипотеза исследования строится на предположениях:

- о значительном социально-педагогическом потенциале киноискусства как фактора социализации и средства воспитания толерантности, механизмами реализации которого в процессе восприятия и осмысления фильма являются идентификация зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатиче-ское проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее зрителя опытом жизни людей, непохожих на него («инаких»);

- о том, что' содержание воспитания толерантности как интегративного личностного качества должно отражать ее структурные компоненты (образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий), обеспечивая таким образом их развитие, и что наиболее адекватной формой организации этой работы на основе киноискусства в молодежной аудитории является дискуссионный киноклуб;

- о педагогических условиях, способствующих эффективности реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи, к которым мы относим: а) составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям; б) формирование базовых компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино; в) педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на предкоммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра; г) реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории; д) сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.

Задачи исследования:

- уточнить содержание понятия «толерантность» и определить критерий и показатели ее сформированности как качества личности;

- выявить возможности киноискусства как средства воспитания толерантной личности;

- разработать содержание воспитания толерантности у учащейся молодежи в рамках деятельности дискуссионного киноклуба;

- обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективности реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии, психологии и педагогики о взаимосвязи и взаимозависимости явлений социальной действительности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии индивида; о единстве сознания и деятельности; о личности как субъекте деятельности и общения; о социальной среде и различных институтах общества как факторах социализации.

Методологическую функцию в исследовании осуществляли системный подход, предполагающий анализ объектов и явлений действительности как целостных, интегративных образований, характеризующихся взаимосвязью и со-подчиненностью входящих в них элементов; личностно-деятелъностный подход, опирающийся на идею о том, что все психические процессы, свойства и состояния принадлежат конкретному человеку, что они производим, зависят от индивидуального и общественного бытия, а также на положение о единстве сознания и деятельности, воспитания и развития личности; социально-педагогический подход, основывающийся на закономерностях жизнедеятельности человека в условиях социума и ориентированный на гармонизацию отношений личности и общества, человека и среды; культурологический подход, исходящий из закономерности нарастания многообразия культур и идеи «диалога культур» как условия понимания себя и Другого.

Теоретическую" базу исследования составляют:

- ведущие положения методологии современной педагогики (Ю.К. Бабан-ский, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.А. Липский, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников и др.).

- положения о сущности, процессе и факторах социализации человека (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, С.А. Беличева, Л.Г. Буева, Н.Ф. Голованова, М.З. Ильчиков, И.С. Кон, А.И. Кравченко, В.М. Медков, A.B. Мудрик, Б.Д. Парыгин, Д.И. Фельдштейн, Т. Шибутани и др.).,

- теоретические основы социальной педагогики (А.И. Арнольдов, Б.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.Н. Галагузова, М.П. Гурьянова, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, P.M. Куличенко, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, A.B. Мудрик, М.И. Рожков, Г.Н. Филонов и др.).

- концептуальные положения о формировании толерантности (А.Г. Асмо-лов, Г.А. Бакиева, С.К. Бондырева, Л.С. Братченко, P.P. Валитова, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, Д.В. Зиновьев, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский, A.A. Леонтьев, Г.У. Солдатова, В.А. Тишков, Л.А. Шайгерова, В.В. Шалин и др.).

- положения эстетики, искусствознания и теории художественного воспитания о функциях искусства и его роли в духовно-нравственном и социальном становлении человека (А.И. Арнольдов, Ю.Б. Борев, Д.Б. Кабалевский, М.С. Ка ган, А.Н. Малюков, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.Н. Столович и др.).

Особое значение для исследования имели работы по кинопедагогике, содержащиеся в них положения о специфике использования киноискусства в воспитательных целях (O.A. Баранов, И.В. Вайсфельд, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, A.B. Федоров и др.).

Методы исследования.

Для- решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:

- теоретический анализ научной литературы (философской, социологической, психологической, педагогической, искусствоведческой);

- эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ, беседа, обобщение практического опыта);

- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

- количественный и качественный анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Тамбовское областное государственное, образовательное учреждение среднего профессионального образования «Приборостроительный колледж». На разных этапах им было охвачено 325 учащихся. В основном эксперименте приняли участие 125 человек.

Организация и этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.

Первый этап (2003-2005 гг.) - теоретико-поисковый - включал изучение состояния проблемы воспитания толерантности у учащейся молодежи, анализ научной литературы и практического опыта, определение концептуальных подходов и исходных параметров исследования, его предмета, цели, задач, гипотезы и категориального аппарата; теоретическое обоснование содержания понятия «толерантность», критерия и показателей ее сформированности, выявлении возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности, а также совокупности педагогических условий, способствующих эффективной реализации этих возможностей в социально-воспитательной работе с учащейся молодежью.

Второй этап (2005-2007 гг.) - опытно-экспериментальный. На данном этапе были предприняты организационные меры, необходимые для подготовки и проведения констатирующего и формирующего экспериментов, разработаны их содержание и методика, осуществлена опытно-экспериментальная проверка сформулированных в гипотезе позиций, в частности педагогических условий, призванных обеспечить эффективность реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи.

Третий этап (2007—2008 гг.) — обобщающий — состоял в подведении итогов опытно-экспериментальной работы, анализе ее результатов, уточнении теоретических выводов, основных идей и положений, завершении оформления текста диссертации.

Научная новизна исследования:

- на основе анализа широкого круга типичных проявлений интолерантности в современном социуме уточнено и дополнено содержание понятия «толе4 рантность», определяемое многообразием ее аспектов, (видов толерантности), охарактеризованы основные виды толерантности (межличностная, интеллектуальная, этническая, конфессиональная, межкультурная, тендерная, сексуальная, медицинская, возрастная, социальная);

- определены критерий («отношение' к Иному») и показатели (признание прав Иных, готовность к позитивному взаимодействию с ними; отсутствие стереотипов, мифов, предрассудков в отношении к Иным; широта диапазона принятия различных проявлений «инакости»; способность эмоционального постижения Иного (эмпатийность); терпимость к жизненным проявлениям «инакости»), позволяющие оценить уровень толерантности личности;

- раскрыты возможности киноискусства как средства воспитания толерантной личности, заключающиеся в таких механизмах социализации, реализующихся в процессе восприятия и осмысления кинопроизведения, как идентификация с героями фильма и авторской позицией, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий фильма, обогащающее зрителя опытом жизни непохожих на него людей («инаких»);

- разработано содержание воспитания толерантности у учащейся молодежи как совокупность направлений педагогической деятельности, обеспечивающей развитие структурных компонентов этого личностного качества и осуществляемой в рамках дискуссионного клуба — наиболее адекватной формы организации воспитательной работы с молодежью на основе киноискусства;

- обоснованы педагогические условия, способствующие эффективности ? реализации возможностей киноискусства в воспитании толерантности у учащейся молодежи: составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям; формирование компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино; педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на пред-коммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра; реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории; сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие социально-педагогической теории, в той части, которая посвящена социальному воспитанию молодежи, в частности формированию у молодых людей толерантности как личностного качества, отражающего уровень гуманизации отношений в современном социуме.

Дополнены и конкретизированы существующие теоретические представления о средствах социального воспитания, в качестве одного из которых может быть использовано киноискусство, обладающее значительным социально-педагогическим потенциалом как фактор социализации и эмоционально-воспитательного воздействия на личность.

Результаты исследования уточняют и обогащают научные представления о содержании понятия «толерантность», различных аспектах ее проявления, видах толерантности и соответственно о задачах, содержании и формах педагогической деятельности, направленной на воспитание толерантности у молодежи; расширяют представления о педагогических условиях, обеспечивающих эффективность процесса воспитания толерантности у молодежи; обогащают критериальный аппарат выявления уровня толерантности личности.

Практическая значимость исследования состоит в принципиальной возможности использования содержащихся в нем теоретического и методического материалов и выводов для воспитания толерантности у учащейся молодежи средствами киноискусства.

Материалы диссертации создают теоретические предпосылки для практического освоения дополнительных ресурсов воспитательной работы, в частности, для реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи и содержат конкретные рекомендации по организации воспитательной работы на основе произведений киноискусства в рамках деятельности молодежного дискуссионного киноклуба.

Материалы диссертации также могут быть использованы в социально-воспитательной работе с учащимися общеобразовательных школ и студентами вузов, в деятельности молодежных досуговых объединений и учреждений дополнительного образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием разнообразных источников информации; применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования; длительностью поискового процесса; корректной организацией опытно-экспериментальной работы и возможностью ее повторения; использованием математического и статистического аппарата при обработке данных; количественным и качественным анализом полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Толерантность — это интегративное качество личности, проявляющееся в способности индивида принимать других людей во всем их своеобразии, признавать их индивидуальность, уважать убеждения, мнения, взгляды, образ жизни, способы самовыражения и творчества, независимо от физического и умственного состояния людей, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса, сексуальной ориентации и др.

Содержание понятия «толерантность» определяется многообразием ее аспектов, сфер проявления в условиях социума, которые выступают как виды толерантности; к основньш видам толерантности относятся межличностная, интеллектуальная, этническая, конфессиональная, межкультурная, тендерная, сексуальная, медицинская, возрастная и социальная толерантность.

2. В качестве критерия оценки сформированности толерантности выступает отношение к Иному, которое проявляется в следующих показателях, позволяющих выявить высокий, средний, низкий или очень низкий уровень толерантности личности:

- признание и уважение прав Иных, готовность к позитивному взаимодействию с ними;

- отсутствие стереотипов, мифов, предрассудков в отношении к Иным;

- широта диапазона принятия различных проявлений «инакости»;

- способность эмоционального постижения Иного (эмпатийность);

- терпимость к жизненным проявлениям «инакости».

3. Киноискусство обладает значительным социально-педагогическим потенциалом как фактор социализации и средство воспитания толерантности, механизмами реализации которого в. процессе восприятия- и осмысления фильма являются идентификация зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее зрителя опытом жизни людей, непохожих на него («инаких»).

4. Содержание воспитания толерантности обусловлено структурой данного качества личности, такими ее компонентами, как образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий, и включает такие направления воспитательной деятельности, как расширение кругозора учащихся, углубление их знаний из области науки, истории, культурологии, медицины, религиоведения в аспекте отношения к «инаким»; развитие интеллектуальной самостоятельности и критичности мышления, разрушение негативных стереотипов, мифов, предрассудков; расширение диапазона принятия учащимися других людей, отличающихся от них по каким-либо параметрам; развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию другим; формирование терпимого отношения к жизненным проявлениям «инакости».

Наиболее адекватной формой организации этой деятельности с учащейся молодежью на основе произведений киноискусства является дискуссионный киноклуб.

5. Педагогическими условиями, способствующими эффективности использования возможностей киноискусства как средства формирования толерантности у учащихся, являются:

- составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям;

- формирование базовых компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино;

- педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на предкоммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра;

- реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории;

- сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи исследования обсуждены и получили одобрение на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ имени Г.Р. Державина «Державин-ские чтения» (г. Тамбов); на Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие дополнительного образования детей в условиях модернизации российского образования: теория и практика» (г. Тамбов, 19-25 мая 2005 г.), «Научно-методическое обеспечение создания инновационно-образовательной среды: региональный аспект» (г. Тамбов, 25-31 октября 2005 г.), «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (г. Тамбов, 22-28 мая 2006 г.), «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (г. Тамбов, 24-29 мая 2007 г.), «Образовательное пространство региона: проблемы, поиски, перспективы» (г. Тамбов, 22-23 ноября 2007 г.).

Основные результаты исследования внедрены в практику воспитательной деятельности Тамбовского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Приборостроительный колледж».

Структура диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

БЛАВ АI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВ АНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ?

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Жмырова, Екатерина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, решения выдвинутых во введении задач, сформулируем основные выводы, отражающие результат исследования.

Г. Основываясь на изучении научной литературы и социальной практики, исследовании разнообразных проявлений интолерантного отношениям современном социуме, в диссертации уточняется и дополняется содержание понятия «толерантность», которое определяется многообразием ее аспектов (видов толерантности). Итак, под толерантностью понимается итегративное качество личности, проявляющееся в способности индивида принимать других людей во всем их своеобразии, признавать их индивидуальность, уважать убеждения, мнения, взгляды, образ жизни, способы самовыражения и творчества, независимо от физического и умственного состояния людей, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса, сексуальной ориентации и др. Толерантность необходимо рассматривать как условие успешной социализации человека, заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с окружающими людьми (микро- и макросредой). Среди основных видов толерантности выделяются: межличностная, интеллектуальная, этническая, конфессиональная, межкультурная, тендерная, сексуальная, медицинская, возрастная, социальная.

2. Для распространения установок толерантного сознания в России последнее десятилетие не было благоприятным. Изменения общества происходили и происходят одновременно во всех сферах жизни — духовной, политической, экономической. Причем идут они не синхронно, не совпадая по масштабам и глубине. Социологи называют такие изменения травматическими, порождающими дезорганизацию и дезинтеграцию и оставляющими мало места для толерантности и согласия. Анализ результатов социологических опросов и собственных исследований на тему толерантности к «инаким» еще раз подтвердили, что давно назрела необходимость этнического, конфессионального, социокультурного, медико-социального, психологического просвещения молодежи в контексте проблем толерантности. Данное заключение привело нас к выводу о важности и необходимости целенаправленного воспитания у молодежи толерантности и поиска оптимальных для этого методов, средств и форм.

3. Анализ сложившихся подходов к воспитанию толерантности позволил I сделать вывод, что в целом педагогика толерантности носит сегодня или информативно-словесный, или тренинговый характер. При этом разработчики воспитательных программ существенно больше внимания уделяют развитию, организации коллективной деятельности, сплочению групп и повышению уровня их развития на основе единства поведения членов группы, чем становлению индивидуальной толерантности как субъектному свойству личности.

4. Изучение воспитательных возможностей различных видов искусств позволило сделать вывод о том, что в воспитании толерантности киноискусство имеет ряд несомненных преимуществ, прежде всего в силу своей доступности и популярности у подрастающего поколения. Механизмами реализации воспитательного потенциала кино в процессе восприятия и осмысления фильма учащейся молодежью являются идентшрикациязршеля с героями и позицией автора произведения, эмпатическое понимание, сочувствие и сорадование персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее зрителя опытом жизни непохожих на него людей, («инаких»). Социально-педагогический потенциал киноискусства определяется многообразием его функций, из которых применительно к задачам использования кино как средства формирования у учащихся толерантности, особое значение имеют поздравительная, коммуникативная, развивающая и воспитательная.

5. В диссертации предложено определять содержание воспитания толерантности на основе структуры данного качества личности с учетом таких его компонентов как: образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный и поведенческий. Таким образом, в содержание воспитания толерантности должны входить: расширение кругозора учащихся, углубление их знаний из области науки, истории, культурологии, медицины, религиоведения; развитие интеллектуальной самостоятельности и критичности мышления, разрушение негативных стереотипов, мифов, предрассудков; расширение диапазона принятия других людей, отличающихся по каким-либо параметрам; развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию другим; формирование терпимого отношения к жизненным проявлениям «инакости»

6. Анализ существующих форм использования киноискусства в педагогическом процессе позволил сделать вывод о том, что наиболее адекватной формой организации воспитания толерантности у учащейся молодежи с опорой на киноискусство является дискуссионный киноклуб. Он является привлекательной формой работы для подростков и молодежи, так как функционирует в досуговой сфере и удовлетворяет потребность учащихся в познании, общении, ярких впечатлениях, развлечении и отдыхе.

7. Педагогическими условиями, способствующими эффективной реализации возможностей киноискусства как средства формирования толерантности у учащихся, являются: составление кинопрограммы на основе подбора фильмов по проблематике толерантности, отражающих многообразие ее аспектов и отвечающих определенным психолого-педагогическим и морально-эстетическим критериям; формирование компонентов зрительской культуры учащихся, определяющих адекватность их взаимодействия с искусством кино; педагогическое содействие постижению учащимися проблематики и смысла фильма на пред-коммуникативной и посткоммуникативной фазах просмотра; реализация принципов «событийности» и «диалогового взаимодействия» в работе с фильмом в молодежной аудитории; сочетание скрытой педагогической и отчетливой личностной позиций в процессе взаимодействия с учащимися по поводу фильма.

8. В1 качестве критерия оценки сформированности толерантности у учащейся молодежи предлагается - отношение к Иному, которое проявляется в следующих показателях: признание и уважение прав Иных, готовность к позитивному взаимодействию с ними; отсутствие стереотипов, мифов, предрассудков в отношении к Иным; широта диапазона принятия различных проявлений «инакости»; способность эмоционального постижения Иного (эмпатийность); терпимость к жизненным проявлениям «инакости».

В педагогической диагностике толерантности целесообразно использовать так называемую ранговую или уровневую классификацию степени сформированности этого качества личности. Учитывая сказанное, выделены четыре уровня толерантности личности, характеризующие отношение к Иному:

1. Высокий — устойчивое позитивное отношение.

2~. Средний - преимущественно позитивное.отношение.

3. Низкий - ситуативно-неустойчивое отношение.

4. Очень низкий;(нулевой) — устойчивое негативное отношение (интоле-рантность).

Опытно-экспериментальная работа показала, что киноискусство обладает уникальными возможностями для воспитания толерантности, наиболее адекватной формой реализации содержания воспитания этого качества личности является дискуссионный киноклуб, а созданные в процессе работы клуба педагогические условия действительно способствуют эффективности использования возможностей киноискусства как средства формирования толерантности у учащихся. Это подтверждается значительными позитивными изменениями уровня толерантности в экспериментальной группе (с которой проводилась работа с соблюдением педагогических условий) и небольшими позитивными изменениями уровня в первой контрольной группе (которая смотрела специально отобранные фильмы без педагогического сопровождения). То есть, мы доказали, что потенциальные воспитательные возможности кино не реализуются в молодежной среде автоматически, и киноискусство может быть эффективным средством воспитания толерантности только при соблюдении определенных педагогических условий. "

Таким образом, экспериментально подтвердилась гипотеза о значительном социально-педагогическом потенциале киноискусства как фактора социализации и средства воспитания толерантности, механизмами реализации которого в процессе восприятия и осмысления фильма являются идентификация зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее зрителя опытом жизни людей, непохожих на него («инаких»); о том, что содержание воспитания толерантности как интегративного личностного качества должно отражать ее структурные компоненты (образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий), обеспечивая таким образом их развитие, и что наиболее адекватной формой организации этой работы на основе киноискусства в молодежной аудитории является дискуссионный киноклуб; о педагогических условиях, способствующих эффективности реализации возможностей киноискусства как средства воспитания толерантности у учащейся молодежи.

Вместе с тем проделанная работа не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Нам представляется, что необходимы более обстоятельные исследования отдельных видов толерантности и путей их формирования, дальнейший поиск инновационных средств и форм воспитания толерантности, выявление возможностей использования киноискусства в процессе социально- * педагогической работы с другими категориями населения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жмырова, Екатерина Юрьевна, 2008 год

1. Г. Абакумова, И.В. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании / И.В. Абакумова, П.Н: Ермаков // Вопросы психологии. -2003. -№ 3. -С: 78-82.

2. Аболин, Л.М- Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М; Аболин Казань: , Изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с.

3. Ананьев, Б;Г. Психология и проблемы^ человекознания / Б.Г. Ананьев -М;: Изд-во МПСИ, 2005; 432 с.

4. Андреев, А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства / А. Андреев.// Общественные науки и современность. -1996.- № 1.-С. 111-116.

5. Андреев; ДШ. Роза мира; Метафилософия истории / Д.Л. Андреев М.: Прометей, 1991.-288 с.

6. Андреева; F.M; Социальная психология: учеб; / Г.М: Андреева — 2-е изд., доп. и перераб; М.: Изд-во МГУ, 1988.-432 с.

7. Антонов, А.И. Социология семьи / А*И. Антонов, В.М. Медков М.: Изд-во МГУ, 1996.-304 с.

8. Аргентова, Т.Е. Стиль общения как- фактор эффективности совместной деятельности / Т.Е. Аргентова // Психологический журнал. 1984. - Т.5. - № 6 - С. 130-133.

9. Арнольдов, А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки) / А.И. Арнольдов М.: Изд-во ПИК ВИНИТИ, 1999. - 136 с.

10. Арутюнян, Ю.В. Вопросы национальной психологии / Ю.В. Арутюнян -Черкесск: Знак, 1972. 254 с.

11. Арутюнян, Ю.В Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л;М. Дробижева, A.A. Сусоколов -М:: Аспект-пресс, 1999. 271 с.

12. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов-М.: Изд-во инст-тапрактич:психол:, 1996.—768 с.

13. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. 2001. - С. 8-18.

14. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Ас-молов // Толерантность и общественное сознание в России. — М.: ИЭА РАН, 1998.-149 с.

15. Астоянц, М. Отношение к детям-сиротам: толерантность или-отторжение? / М. Астоянц // Социальная педагогика. 2005. - № 2. - С. 40-42.

16. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев М.: Политиздат, 1980.-368 с.

17. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

18. Баранов, O.A. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: учеб. пособие / O.A. Баранов, С.Н. Пензин Тверь: Изд-во Твер. гос. унта, 2005.- 189 с.

19. Баранов, O.A. Экран становится другом / O.A. Баранов М.: Просвещение, 1979.-96 с.

20. Бегак, Б. Воспитание искусством / Б. Бегак М.: Просвещение, 1981. - 93 с.

21. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова М.: Вербум-М, 2003. - 168 с.

22. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 208 с.

23. Беличева, С.А. Социально-психологический диагностико-коррекцион-ный инструментарий / С.А. Беличева, М.Ю. Кондратьев, В. Лущук / Под ред. С.А. Беличевой. М.: Ред.-изд. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 115 с.

24. Бетти Э. Риэрдон Толерантность дорога к миру / Бетти Э. Риэрдон -М.: Изд-во «Бонфри», 2001. - 304 с.26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,3637,38

25. Бодалев, A.A. Воспитание и понимание человека человеком, / A.A. Бодалев М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. - 199 с. Бодалев, A.A. Психология личности / A.A. Бодалев - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988.- 188 с.

26. Братченко, С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза / С.Л. Братченко // Век толерантности. 2001. - № 3-4. -С. 112-124.

27. Вайсфельд, И.В. Эволюция, экрана, эволюция восприятия / И.В. Вайсфельд // Специалист. 1993. - № 5. - С. 3-6.

28. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? / Б.Р. Валитова // Вестник Московского университета. — Сер. 7. Философия. — 1996. — №1. -С. 33-34.

29. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.: Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

30. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования. 1994. - № 5. - С. 147-156.

31. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас -М.: Изд-во Московского университета, 1976. 143 с.

32. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.

33. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков М.: Academia; 1999. - 168 с.

34. Вольтер, Ф. Трактат о веротерпимости / Ф. Вольтер М.: Политиздат, 1990. - 169 с.

35. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. 2002. -№ 6. - С. 15-16.

36. Вяткин, Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. -1996. № 5. - Т. 17, - С. 69-75.

37. Гажа, А.К. Педагогические условия реализации.возможностей родственников в процессе социальной реабилитации психически больного. Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Гажа Андрей Константинович Тамбов, 2003.-208 с.

38. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие / Е.О. Галицких М.: Академический Проект, 2004. - 240 с.

39. Гасанов, З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З.Т. Гасанов II Педагогика. -1996. -№3. С. 52-59.

40. Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. 2001. - № 4.- С. 24-30.

41. Гельмонт, A.M. Кино как фактор воспитания / A.M. Гельмонт // Вестник просвещения. 1927. - № 5. - С. 9-21.

42. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2002. -№7. - С. 3-12.

43. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка, учеб. пособие для студентов ВУЗов / Н.Ф. Голованова СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

44. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н.Ф. Голованова // Педагогика. 1998. - №5. - С. 42-45.

45. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаров М.: Педагогика, 1986. - 128-с.

46. Гращенкова, И.Н. Кино как средство эстетического воспитания / И.Н. Гращенкова М.: Высшая школа, 1986. - 224 с.

47. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов: под ред. Л.И. Виноградовой. М.: Просвещение, 2006. - 207 с.

48. Грищенко, В.В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в России /В.В. Грищенко // Психологический журнал. 2000. - Т. 21. - № 1. - С. 78-86.

49. Гуров, В.Н. Поликультурная среда как объект социально-педагогических исследований / В.Н. Гуров // Вестник Ставропольского государственного университета. 2003. - Вып. 35. - С. 85-89.

50. Гурьянова, М.П. Воспитательная направленность социальной работы / М.П. Гурьянова // Педагогика. 1997. - № 6. - С. 49-53.

51. Гусейнов, A.A. Ненасилие и перспективы общества / A.A. Гусейнов // Философские науки. 1990. - № 11. - С. 83-89.

52. Гусейнов, Г.И. Национальный вопрос: попытка ответа / Г.И. Гусейнов, Д.В. Драгунский // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С. 23-57.

53. Дворникова; Е.И. Формирование культурной идентичности и толерантности (в- процессе изучения литературы будущими учителями) /

54. E.И. Дворникова // Искусство и образование. — 2003'. № 3. - С. 12-22.

55. Демьянков;. В.З. Семиотика событийности в СМИ- / В.З: Демьянков- // Язык СМИ-как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие. Часть 2: Отв. редактор M.Mi Володина. — М.: Изд-во Московского университета, 2004. С. 68-83'.

56. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание1 в современном мире /

57. A.Hi Джуринский // Известия академии педагогических и, социальных наук. 2000.- - Вып. IV. - С. 28-32.

58. Дмитриев, Р.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев М.: Изд-во «Народное образование», 1999. - 208 с.

59. Дощицин; Ю.П: Социальная»значимость факторов-вынужденной миграции / Ю.П. Дощицин, H.H.' Лапин // Социологические исследования. — 2001.-№1.-С. 92-96.

60. Дробижева, Л.М. Демократизация-и образы, национализма в.Российской Федерации- / Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В: Коротеева,

61. F.Y. Солдатова — М:: Мысль, 1996. —207 с.

62. Жуковский, И: Развитие культуры межнациональных отношений в полиэтнической среде региона / И.' Жуковский // Воспитание школьников. -2001.-№6. -С. 7-11.

63. Загвязинский, В.И. Методология и,методы» психолого-педагогического исследования: учеб. пособ: для* студ. высш. пед. учеб. заведений /

64. B.И. Загвязинский, Р. Атаханов М.: Academia, 2005. - 208 с.

65. Здравомыслов, А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян*/ А.Г. Здравомыслов // Социологические исследования. — 1996. № 12. - С. 23-32.

66. Зимняя, И.А'. Педагогическая психология: учеб. для вузов'/ И. А. Зимняя Изд. 2-е доп:, испр: и перераб. - Mü: Логос, 2001. - 384 с.

67. Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность / ИА. Зимняя// Социальная работа. Вып. 2. - М.: Исследовательский центр проблем качества'подготовки.специалистов, 1992. - С. 8-15.77,78

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.