Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лепская, Надежда Анатольевна

  • Лепская, Надежда Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 165
Лепская, Надежда Анатольевна. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1999. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лепская, Надежда Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

1.1. Структура художественных способностей

1.2. Способности к художественной деятельности и личностные характеристики ребенка

1.3. Развитие художественных способностей в педагогическом процессе

1.4. Роль и место компьютерных технологий в развитии художественных способностей учащихся

1.5. Выводы

Глава 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.

2.1. Преодоление психологической тревожности и развитие личностного потенциала учащихся

2.2. Методические и технологические аспекты внедрения компьютерных форм обучения в художественную образовательную среду

2.3. Решение дидактических задач художественного образования па занятиях в компьютерном классе

2.4. Создание специальных компьютерных программ для работы на уроках изобразительного искусства

2.5. Управление учебной деятельностью в системе учитель - компьютер - ученик

2.6. Возрастные особенности художественного развития учащихся и компьютерные формы обучения

2.7. Выводы

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕН! 1ЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ.

3.1. Оценка художественных способностей учащихся

3.2 Исследование влияния компьютерных форм обучения на художественное развитие младших школьников

3.3. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся 5-9 классов

3.4. Особенности развития художественных способностей старшеклассников на дополнительных занятиях по направлению "Компьютер и искусство"

3.5 Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы»

Актуальность исследования. Концептуальные основы компьютеризации общеобразовательной школы определили инженеры, программисты, математики, которые первыми приобщили школьников к компьютерам. Формальное закрепление ведущей роли инженерного подхода было произведено через введение школьного предмета "Основы информатики и вычислительной техники", вокруг которого сфокусировались все проблемы и средства компьютеризации.

Исследование опыта включения новых информационных технологий в школьное обучение, позволяет сделать вывод, что только за счет развития техники проблема будущего образования не может быть решена. Необходима разработка новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие детей, их творческой активности.

Анализ целого ряда отечественных и международных проектов, опыт использования компьютеров в образовании свидетельствуют о том, что процесс компьютеризации становится важнейшим рычагом внедрения достижений научно-технической революции в социальную практику. Новые технологии обучения порождают новые формы учения и специфическое учебное содержание" (Рубцов В.В.,1996, с 236).

Новые компьютерные технологии обучения открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого. Компьютерные формы обучения освобождают учителя от рутинных видов деятельности, связанных с отработкой умений и навыков, позволяют учителю обеспечить управление учебным процессом в сочетании с собственной инициативой учащихся, проявлениями их самостоятельности и активности.

Отмечая положительное влияние компьютеризации на весь учебный процесс, нельзя забывать о возможных негативных последствиях. Психологи обращают внимание на возможность распада учебного процесса из целостs г ного на отдельные элементы типа "ученик - компьютер". Специальной педагогической задачей при проектировании обучения с помощью компьютерных технологий является поиск способов организации общения учащихся между собой, поиск путей сотрудничества учеников и учителя.

Компьютер как новый тип средства деятельности может способствовать психическому развитию человека, формируя и развивая у него творческие способности. Но для этого необходимо обеспечить учителя специальными программами и методиками обучения детей разного возраста. Уже на стадии разработки специальных программ в них закладываются возможности для постановки перед учащимися разнообразных творческих задач.

Информатика" внесла и вносит громадный вклад в формирование компьютерной грамотности и пользовательской культуры школьников, но постепенно сложилось представление, что компьютеризация общеобразовательной школы это и есть развитие дисциплины "Информатика" и сферы ее влияния. В настоящее время "школьная информатика" делает попытки вхождения в новый этап своего развития: преподавание "Информатики" всем возрастным категориям школьников и включение в сферу своего предмета циклов занятий, построенных на заимствовании содержательных блоков из других школьных предметов.

В "Проекте Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область информатика" начало базового обучения информатики в школе перенесено из десятого класса в седьмой. Для более раннего знакомства учащихся с информационными технологиями рекомендуется пропедевтический этап (1-6 класс). По замыслам авторов проекта необходимо знакомить школьников младших классов с азами информационной культуры, создавая предпосылки для последующего широкого внедрения компьютерных форм обучения в старших классах и более глубокой подготовки школьников к жизни в новом информационном обществе.

Идея этого движения вызывает положительную оценку, однако, на практике ее реализация осуществляется далеко не всегда с учетом стратегических Р задач школьного образования. Отрицательные моменты связаны с доминированием технократических представлений о том, что такое компьютеризация школьного образования, проявляются в игнорировании специфики сложившейся культуры и задач преподавания школьных предметов, особенно гуманитарных; недооценкой психологических последствий от ориентации на алгоритмизацию и формализацию мышления; недостаточным учетом социальных и социокультурных задач образования.

В результате чего традиционный подход к компьютеризации школьного образования вступает в противоречие с общими тенденциями гуманизации jl образования. Широко используемые в настоящее время в школах учебные программы по Информатике и вычислительной технике (ИВТ) во многом не соответствуют нашим представлениям о задачах приобщения учеников к компьютерам и компьютерным технологиям, в силу того, что в них фокусируется внимание на самом компьютере, навыках работы с ним и разработке компьютерных программ. В центре внимания оказывается технический аспект проблемы компьютеризации (А.П.Ершов, 1996).

Это отчетливо проявляется при попытках введения курсов пограничных с | художественными дисциплинами. Например, преподавание "компьютерной Г графики" сводится к копированию образцов рисунков, орнаментов, шрифтовых композиций и коллажу готовых "рисованных" объектов, так как эти формы занятий обеспечивают достижение основных целей предмета "информатика" - обучению элементарным пользовательским навыкам.

Вторжение компьютерных форм обучения в педагогический процесс на современном этапе развития образования происходит очень стремительно. В р этой связи необходимо определить педагогические принципы, на которых основываются занятия с детьми компьютерной графикой. От этого зависят и приоритеты целей обучения: либо это освоение операций, пользовательские навыки, либо развитие художественных способностей учащихся. Нельзя оставить без внимания и проблемы, связанные с последствиями для развития W детей их включение в репродуктивную изобразительную деятельность, с целью усвоения компьютерных команд.

Возникла новая проблема - гуманитарные предметы, в частности, предметы художественно-эстетического цикла, оказались не вполне готовы к компьютеризации. Необходимо осознанное встречное движение. Художники и педагоги должны сами осознать преимущество и негативные стороны ком>' пьютерных форм художественного образования школьников, определить возможности этого образования.

Современная компьютерная техника и телекоммуникационные техноло-ш гии создали богатые возможности для их использования в развитии художественно-творческих способностей учащихся. Но в стихийном процессе компьютеризации школьного образования эти возможности используются мало. Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои i возможности, когда он гармонично вписывается в процессы преподавания гуманитарных дисциплин (прежде всего художественных) ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Во многих школах, где имеются современные компьютерные классы, уроки информатики начинают проводить уже с учениками начальной школы, а так как с учащимися младших классов невозможно заниматься серьезно программированием или изучением принципов работы ЭВМ, то их начинают | приобщать к элементарным пользовательским навыкам через игровую и изобразительную деятельность.

Известно, что изобразительная деятельность для 7-8-ми летнего ребенка представляет интерес, она доступна каждому, результаты этой деятельности приносят ребенку радость, а сам процесс творения доставляет удовольствие. Образование нового эмоционального очага, связанного с изобразительной t деятельностью с помощью компьютера, оказывает нейтрализующее действие на возникающее у некоторых детей переживание тревожности, неуверенности, что положительно оценивают учителя информатики (И.Б.Беляева, О.Н.Макаричева, 1994). Переживаемые ребенком положительные эмоции становятся побуждением к деятельности на компьютерах. Положительные переживания вызывают изменения и в познавательных процессах, у ребенка появляется тенденция к восприятию, запоминанию всего того, что связано с положительной эмоцией. При этом смысл изобразительной деятельности ре-• бенка, художественное содержание и творческий характер этой деятельности остаются за пределами задач и целей этой деятельности. Занимаясь одним и | тем же видом деятельности в школьном обучении - изобразительной - ребенок находится под влиянием двух противоположных по своей сути методи-I ческих подходов. Если на уроках изобразительного искусства основным тре

I бованием учителя к рисунку является самостоятельность, непохожесть, целоI К стность, то на уроках информатики учитель задает ученику строгую последоf вательность, дискретность действии, которая нужна для правильного освоения изучаемых операций (Ю.Л.Воронцова, О.Ю.Салова, 1999).

На наш взгляд, такой подход противоречит всей системе эстетического воспитания ребенка в школе. Эффективное и педагогически корректное включение новых информационных технологий в предметы художественно: эстетического цикла, в частности в решение задачи развития художественных : способностей учащихся, требует разработки новых педагогических техно л о-| гий адекватных специфике задач гуманизации образования, специфике предметов художественно-эстетического цикла и специфике новых средств обу-S- чения.

II г в

Цель исследования - разработать научные и практические положения включения педагогических компьютерных технологий в художественную образовательную среду, обеспечивающие развитие художественных способностей учащихся общеобразовательной школы.

Объект исследования - художественное образование школьников с использованием компьютерных технологий.

Предмет исследования - педагогические компьютерные технологии как средство формирования и развития художественных способностей учащихся.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой компьютерные технологии обеспечивают развитие художественных способностей учащихся в общеобразовательной школе, если они базируются на реализации следующих положений:

- обучение основывается на принципах гуманистической и художественной педагогики;

- обучение строится на усилении эмоционально-мотивационных компо-Щ нентов взаимодействия учителя и учащихся;

- компьютерные технологии в художественном образовании выступают I как средство усиления и развития рефлексивных, познавательных и I коммуникативных сторон учения;

J - в учебно-воспитательном процессе учитываются индивидуальные и i 'ф возрастные особенности художественного развития учащихся;

- содержание и методы компьютерного обучения связаны с жизненным опытом учащихся и направлены на удовлетворение и развитие их художественных и эстетических потребностей. I f Задачи исследования:

1. Анализ основных подходов к компьютеризации школьного обучения и возможностей использования компьютерных технологий в художественном образовании. f

I 2. Определение основных целей применения компьютерных технологий в 1 художественном образовании разных возрастных групп учащихся. з. Анализ подходов к определению художественных способностей. Анализ условий их формирования и развития в художественном образовании и Ш воспитании. Определение критериев и уровней развития художественных способностей учащихся. Определение условий, при которых использование компьютерных технологий ведет к развитию ребенка.

4. Разработка экспериментальной модели компьютерной обучающей среды, направленной на обеспечение и поддержку творческих способностей учащихся; подготовка рекомендаций по применению компьютерных технологий в художественном образовании школьников.

Методологическую основу исследования составили современные концепции художественного образования, в которых отражены ведущие психолого-педагогические принципы обучения предметам искусства в школе, на основе учета познавательных и художественных способностей, интересов, психофизиологических особенностей детей (В.В.Алексеева, В.И.Киреенко,

B.С.Кузин, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Н.Ф.Талызина и др.).

Исследование базируется на работах отечественных и зарубежных исследователей, в области применения компьютерных технологий в школьном образовании (А.Г.Гейн, Ю.М.Горвиц, А.П.Ершов, Е.И.Машбиц, В.В.Рубцов,

C.Пайперт, Б.Хантер и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: методы теоретического анализа и обобщения научных идей и взглядов, программ обучения основам информатики и художественного образования в общеобразовательной школе, анализ литературы по учету личностных особенностей учащихся в процессах художественного развития; методы моделирования процессов обучения, метод натурного педагогического эксперимента, в котором использовались методы наблюдения, анкетирования, диагностики, анализа продуктов художественной деятельности учащихся, в том числе и компьютерной, статистической обработки экспериментальных данных.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается согласованностью методологических позиций, единством теоретиче-скои и практической деятельности, опорой на новеишие достижения в области художественной педагогики и компьютеризации образования, разносторонними методами исследования, многолетней практикой автора в области художественной педагогики, воспроизводимостью предлагаемых приемов и методов обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Проведен анализ структуры художественных способностей и предложены методы оценки различных сторон их развития для различных возрастных групп учащихся.

2. Выявлены и теоретически обоснованы преимущества включения компьютерных педагогических технологий в художественную образовательную среду:

- положительное влияние на снятие компьютерной тревожности, за счет переноса смысла деятельности с задач освоения работы с компьютером на деятельность изобразительную, творческую;

- направленность на реализацию деятельности в условиях компьютеризации всего комплексного потенциала личности: познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного;

- интенсификация процесса художественного образования в результате объединения в компьютерных педагогических технологиях наглядных, словесных и практических методов использования учебной информации.

3. Определены основные цели включения компьютерных форм обучения в художественную образовательную среду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

4. Выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, оптимального использования компьютерных форм обучения для развития художественных способностей учащихся:

- взаимодействие между субъектами учебного процесса должно быть приближено к условиям обучения в "мастерской" (работа в малых группах, разработка индивидуальных и групповых проектов и др.);

- главной задачей обучения является не передача информации, а передача способа работы;

- применение специальных компьютерных программ, которым передается часть обучающих и контролирующих функций.

Практическая значимость исследования:

На основе материалов диссертационного исследования были разработаны и опубликованы учебные пособия по диагностике художественного развития учащихся различных возрастных групп.

Методические положения диссертационного исследования легли в основу разработки комплекса компьютерных программ ("ИЗОКОМ") для учащихся общеобразовательных школ (соискатель - соавтор разработки). Комплекс программ "ИЗОКОМ" внедрен в ряде дошкольных и школьных учреждений, а также используется на протяжении нескольких лет на курсах повышения квалификации учителей города Москвы.

Результаты диссертационного исследования использованы при составлении учебных программ повышения квалификации учителей изобразительного искусства и информатики, воспитателей дошкольных учреждений города Москвы (филиал МИПКРО).

Результаты диссертационного исследования использованы в работах по реализации Президентской программы "Дети России".

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Качественные характеристики способностей учащихся к продуктивной изобразительной деятельности (оригинальность, динамичность, эмоциональность, выразительность), особенности художественного восприятия и стилевого различения адекватно отражают развитие художественных способностей школьников. Изучение особенностей художественного развития школьников должно осуществляться одновременно с изучением их личностных характеристик, входящих в структуру художественных способностей (особые свойства памяти и воображения, особая впечатлительность и отзывчивость, способность к сопереживанию).

2. Применение компьютерных технологий в художественном образовании находится в русле гуманизации всей системы школьного образования, если оно направлено на развитие художественных способностей учащихся, осуществляется на основе сотворчества и опирается на жизненные запросы учащихся.

3. Компьютерные технологии не подменяют традиционные формы художественного образования, а дополняют их, расширяя область художественного мышления ребенка за счет включения в обучающий процесс новых средств воздействия на эмоционально-волевую сферу его личности, осуществления новых форм поддержки развития специальных художественных способностей, навыков и умений.

Апробация основных положений диссертационного исследования проведена на научно-практических семинарах и конференциях: VIII Международном конгрессе по логике, философии и методологии науки "Человек -Творчество - Компьютер", Москва, 1987; Всесоюзной научно-практической конференции "Творчество и педагогика", Москва, 1988; Международном симпозиуме "Рефлексивные процессы", Москва, 1994; Международной конференции "Искусственный интеллект в XXI веке", Москва, 1995; Всероссийской конференции "Обновление эстетического образования учащихся и учителя", Москва, 1998; Всероссийском научно-практическом семинаре "Москва - России, Россия - Москве" в АПК и ПРО (1996, 1997, 1998, 1999 годы). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культуры и гуманизации образования ИПК и ПРНО МО.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лепская, Надежда Анатольевна

1. Компьютерные формы обучения в художественном образовании обо гащают педагогические приемы и методы учения. Компьютерные занятия, направленные на развитие художественных способностей учащихся, нахо дятся в русле гуманизации всего образовательного процесса. Они в более приемлемой для школьников форме раскрывают новые возможности компь ютерной техники для удовлетворения их жизненных потребностей, осущест вляя помощь, поддержку и обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся.2. Экспериментальное исследование позволило сделать вывод о том, что новые информационные технологии эффективно воздействуют на развитие художественных способностей учащихся, если взаимодействие учителя и учащихся строится на принципах сотрудничества, а программное обеспече ние подчиняется задачам художественного развития учащихся в данном воз расте.3. Продуктивная художественная деятельность в младшем школьном воз расте с использованием специальных компьютерных программ обеспечивает более эффективное развитие воображения, постижение художественных приемов для воплощения замысла рисунка, обеспечивает более широкую поддержку этой деятельности, и расширяет зону ближайшего развития. Ком пьютерные занятия в средних классах, кроме поддержки и развития отдель ных сторон художественной деятельности подростка, выполняют функцию контролирующую и обучающую, расширяют информационное поле воздей ствия произведений искусства за счет соединения аудио и визуальной худо жественной информации, применения интерактивных программ. В старших классах компьютерные технологии способствуют более полному удовлетво рению художественных потребностей старшеклассников и более глубокой подготовке школьников к жизни в новом информационном обществе.4. Разработанные специальные компьютерные программы могут исполь зоваться для занятий с учениками общеобразовательной школы в русле об щего художественного развития: развитие художественных навыков, диагно стика художественного развития учащихся, контроль знаний и т. д.Представляется актуальным продолжение научных исследований по проблеме развития художественных способностей учащихся с применением компьютерных технологий обучения с целью создания систематического курса занятий для всех лет обучения ребенка в школе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лепская, Надежда Анатольевна, 1999 год

1. Абумова Г.А., Баландин Д.Л. Уроки мультимедиа в курсе информатики //Информатика и образование, 1996, №1. 112-114.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М : Наука, 1980.-335с.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Просвещение, 1991.-240с.

4. Алтухов Е.В., Рыбалко Л.А., Савченко B.C. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Высшая школа, 1992.-303с.

5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. В трех частях. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1993.-425с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 1977.-223с.

7. Ананьев Б.Г. О психологии искусства //Психологический журнал. 1981. №4. 137-141.

8. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х книгах - М , 1982.-240с.

9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль. 1976.-158с.

10. Ахметов. К.С., Борзенко А.Е. Современный персональный компьютер. М.: ТОО фирма "КомпьютерПресс", 1995.-317с. Н.Ахметов К. Сети, дети и Параграф //Компьютер пресс. 1995. № 8. 68-70.

11. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.-479с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:1982.-198с. П.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.-208с.

13. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.-240с.

14. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981.-238с.

15. Балаховская Т. Три значения мультимедиа // Компьютер пресс. 1995. №2. 37-39.

16. Басин Е.Я. "Двуликий Янус" (о природе художественного таланта) М.: Изд. Магистр, 1996.-61с.

17. Белавина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 1991, №№3-4.

18. Беляева И.Б., Макаричева О.Н. Новые информационные технологии приходят в школу //Информатика и образование. 1994, №4. 36-43.

19. Белякова Г.С. Славянская мифология. Книга для учащихся. М.: Просвещение. 1995.-239с.

20. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990.-336с.

21. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. №5. 21-25.

22. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Педагогика, 1970.-432с.

23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-190с.

24. Богомолова Л.В., Лепская Н.А., Пронина Е.Е. Искусство в школе: новые возможности практического решения. /Проблемы эстетического воспитания подростков. М., Новая школа, 1994. 63-76.

25. О.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983.-172с. ЗЬБожович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968,-463с.

26. Волков Н.Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры /В сб. Художественное восприятие, под ред. Б.С. Мейлаха.- Л.: Наука, -1971. 281-297.

27. Воронцова Ю.Л., Салова О.Ю. Изучаем PAINTBRUSH //Информатика и образование. 1999, №2. 23-31.

28. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование //Педагогическая технология. №3,4. М.: МО РФ. Институт общеобразовательной школы РАО. 1993.

29. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.-573с.

30. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1982.

31. Галкина Т.Н., Степанов А. Изобразительное искусство и компьютерная графика /Информационная культура современной школы. Тезисы работ педагогов. - Спб, 1996.-С.106-107

32. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий /Хрестоматия по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1881. 78-86.

33. Гегель Г. Эстетика, т.1. М.: Искусство, 1968.-311 с.

34. Гейн А.Г., Житомирский В.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1989.-290с.

35. Глаас Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.-225с.

36. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6 классах. Учебно-методическое пособие. Киев: Радянска школа, 1981. -126с.

37. Голубева Э.А. Способности и склонности. М.: Педагогика, 1989. -197с.

38. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. 306с.

39. Горвиц Ю.М., Зворыкина Е.В. Психолого-педагогические основы использования ПМС иКИД/Малыш" //Информатика и образование, 1996, №№2,3.

40. Горюнова Л.В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника. Автореферат докторской диссертации. М.: АПН СССР, 1991.-38С.

41. Гуревич. К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992.-80с.

42. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты //Вопросы психологии, 1993, №3. 5-17.

43. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление//Вопросы психологии. 1993. №1. 68-78

44. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-422с.

45. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Учебно методическое издание /Библиотека развивающего обучения. "Пеленг", Томск. Выпуск 6, 1992.-111с.

46. Джемс У. Психология. М : Педагогика, 1991.-367с.

47. Дранков В. Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта. /Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: ИЧП "Издательство Магистр" 1996. 161-173.

48. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности (практическая психология). Псков, 1994.-280с.

49. Ермакова И.В. Влияние индивидуально-психологических особенностей школьников старших классов на успешность их обучения /Автореферат канд.психол.наук. М.: 1988.-23с.

50. Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре //Информатика и образование, 1996, №6. 27-34.

51. Жабицкая Л.Г. О критериях диагностики литературной одаренности. Л.: Наука. 1983.С.139-151. бЗ.Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. М., 1990. Часть 1.-87с.

52. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Педагогика, 1961.-85с.

53. Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. Учебное пособие. Спб., 1991.-120с.

54. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.-112с.

55. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л.-1991.-66с.

56. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-302с.

57. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности //Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 153-164

58. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН, 1955.-546с.

59. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: 1982.-85с.

60. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Изд-во политической литературы, 1990.-493с.

61. Котов Ю.В., Павлова А.А. Основы машинной графики. М.: Просвещение, 1993.-255с.

62. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983.-223с.

63. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников, М.: Просвещение, 1968.-432с.

64. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М : Знание, 1988.-80с.

65. Кудина Г.Н. Восприятие лирики младшими школьниками /Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Союз художников, 1988. 97-114.

66. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1972.-270с.

67. Кузин B.C. Методика обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1979.-275с.

68. Кузнецов А.А. Базовый курс информатики// Информатика и образование, 1997,№1.-С.12-18

69. Курнешова Л.Е. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования (на примере столичного образования). Москва: Издательство "Институт практической психологии". Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.-113с.

70. Кутукова О.Г. Методика подведения итогов //Информатика и образование. 1995.№5. 26-29.

71. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детском возрасте. М.: Знание, 1984.-76с.

72. Лейтес Н.С. Об умственной активности как условии развития способностей. /Проблема способностей в советской психологии. М.: АПН СССР, 1984. 45-57.

73. Леонова Л.А. Изотова Т.А., Макарова Л.В. Персональный компьютер и здоровье детей. Результаты научного исследования //Информатика и образование. 1997. № 3. 45-49.

74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304с.

75. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства. Избранные психологические произведения. В 2-х томах, том 2 М. .'Педагогика, 1983.-320с.

76. Лепская Н.А. Усвоение правил или художественное творчество? / Искусство в школе. М., ВНИК "Школа", 1990. 96-101.

77. Лепская Н.А. Художественная деятельность ребенка как основа его личностного развития /Человек в зеркале культуры и образования. М.: ФО СССР. 1989. 85-87.

78. Лепская Н.А. Динамика проявления творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства /Творчество и педагогика. Материалы всесоюзной научно-практической конференции. М.: АН СССР, ФО СССР. 1988. 116-119.

79. Лепская Н.А. Восприятие искусства (опыт исследования общих закономерностей художественного восприятия) /Эстетическое восприятие и экология культуры. М.: Союз художников, 1988. 41-53.

80. Лепская Н.А., Лепский В.Е. Компьютер в художественном образовании. Учебное пособие. М.: Центр художественной культуры и образования; МГП "Сапфир". 1993.-64с.

81. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков". М.: Научно-практический центр непрерывного художественного образования. 1995.-54с.

82. Лепская Н.А., Лепский В.Е. Компьютер на уроках изобразительного искусства //"Информатика", еженедельное приложение к газете "Первое сентября", №18, 19, 20, 21. 1995.

83. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464с.

84. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО"МОДЭК", 1995.-176с.

85. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-240с.

86. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.-192с.

87. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М: Знание, 1986.-217с.

88. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.:3нание,1981.-96с.

89. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопросы психологии. 1989. № 1. 15-23

90. Мелик-Пашаев А.А. Приобщение к художественной культуре как метод преподавания эстетических дисциплин /Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Союз художников, 1988. 7-24.

91. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200с.

92. Новлянская З.Н. От игры к литературному творчеству (Из опыта введения первоклассников в "позицию автора") /Эстетическое воспитание и экология культуры. Москва, Союз художников, 1988. 65-82.

93. Новосельцев К. Мультимедиа - синтез трех стихий //Компьютер пресс, 1991, №7,8,11. ИЗ. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-374с.

94. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1970.- 431с.

95. Олынанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В.В.Давыдова. М. 1978. 93-105.

96. Орлов A.M. Духи компьютерной анимации (мир электронных образов и уровни сознания). М.,1993.-105с.

97. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. М., Роспедагенство, 1996. -603с.

98. Первин Ю.А. Компьютерная графика на уроках информатики. М.: Просвещение, 1990.-118с.

99. Переверзева И.А. Исследование некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачами изучения эмоциональности //Проблемы дифференциальной психофизиологии. Том 10 /Под ред. Э.А.Голубевой, И.В. Равич-Щербо. М.,1981. 137-146.

100. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.- 659с.

101. Пика А.Е. Бережной Л.Н. Психологические аспекты при преподавании информатики в младших классах /II Всероссийская конференция "Компьютеры в образовании". Тезисы докладов. Спб, 1994. 123.

102. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-311с.

103. Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений //Информатика и образование. 1990. №3. 60-76.

104. Полуянов Ю.А. Замысел и процесс изобразительного творчества младших школьников //Искусство в школе. 1997, №2.. 17-23.

105. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.-302с.

106. Практическая психодиагностика / Методики и тесты. Учебное пособие Самара. 1998.-672с.

107. Программы средних общеобразовательных учебных заведений. Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Москва. 1995.-167C.

108. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования //Информатика и образование. 1997. №1. 3-11.

109. Прудовская Н. Твой коллега - художник. М.: Тривола, 1994.-144с.

110. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова, 2-е изд. М.: Педагогика Пресс, 1998.-440с.

111. Разумный В.А. Стратегия образования на рубеже третьего тысячелетия. //Русское богатство. М.: Международная педагогическая академия, 1997, № 1.С70-94.

112. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-пресс, 1994.-205С.

113. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. С192-230.

114. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992.-256с.

115. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1980.-239с.

116. Рубинштейн Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.- 415с.

117. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: 1987.-197с.

118. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Москва - Воронеж, 1996.-3 84с.

119. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Учебное пособие. Ижевск: издательство Удмуртского университета, 1992.-310с.

120. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.-256с.

121. Семенов А.Л., Угренович Н.Д. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Педагогика, 1987.-203с.

122. Семенов А.Л. Образование, информатика, компьютеры. //Информатика и образование, 1995. №5. 6-11.

123. Семенов А.Л. Новая информационная технология - что нужно школе? //Компьютер пресс, 1995, №8. 15-20

124. Середа Ю.А. Нетрадиционные формы диалога школьника с компьютером на уроках информатики и ВТ /Дисс. канд. пед. наук, М. 1995.-191с.

125. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985.-415с.

126. Талызина Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение //Вопросы психологии. 1986. №6. 43-45.

127. Талызина Н.Ф. Компьютеризации обучения - научную основу //Вестник Московского университета, сер. Психология, 1986. №1. 14-19.

128. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983.-352с.

129. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. М: Педагогика, 1985. т.I.- 328с.

130. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.-220с.

131. Тесты для взрослых и детей. Сборник зарубежных методик для самостоятельной работы. /Сост. Л.Джонсон, М.Дефер. - М.: Изд. "Гитис", 1994.-347С.

132. Тихомиров O.K. ред. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975--252с.

133. Тодоров Л.В. Гуманизация образования /Новый мир - новая школа. М.: ИПКиПРНО. 1994. 11-19.

134. Тодоров Л.В. "Свободы сеятель пустынный" //Педагогика.№5. 1999. 57-65.

135. Тодоров Л.В. Жизнь стиха. Как читать и понимать стихи. М.: изд-во "Мегатрон". 1999.-92с.

136. Торшилова Е.М. Психолого-педагогические проблемы восприятия классического изобразительного искусства младшими школьниками. /Восприятие изобразительного искусства школьниками. АПН СССР. М.,1988. 174-190.

137. Угринович Н.Д. Самовольнова Л.А. Информатику необходимо сохранить //Информатика и образование, 1990, №5. 3-5.

138. Усов Ю.Н. Баженова Л.М., Бондаренко Е.А. Основы экранной культуры. М.: МИПКРО, 1996.-77с.

139. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и формирование личности //Человек в мире художественной культуры /Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. 157-207.

140. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-366с.

141. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. Второе издание. М.: Изд-во "Совершенство", 1998.-432с.

142. Художественное восприятие /Сб. под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971.-387С

143. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт. Компоненты и условия формирования //Техническая эстетика. i983.№l. 25-28.

144. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей //Вопросы психологии, 1986-№3. 78-89.

145. Чухман Е.К. Из опыта исследования художественного развития старшеклассников /Эстетическое воспитание и экология культуры. М : Союз художников СССР, 1988.С.82-86.

146. Шадриков В.Д. К проблеме развития способностей. /Проблема способностей в советской психологии. М.: АПН СССР, 1984. 33-45.

147. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для старших классов по курсу "Информатика и вычислительная техника". М.: Московский учебник, 1997.-656с.

148. Шингаров Г.Х. Эстетическое восприятие произведений искусства// Марксистско-ленинская эстетика /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Высшая школа, 1983.С.228-244.

149. Школяр Л.В. Музыка и духовный мир школьника /Искусство в школе. М.: ВНИК "Школа", 1990. 64-71.

150. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.-191с.

151. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.-112с.

152. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Знание, 1978.-364с.

153. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.

154. Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры. Выпуск 5. М.: Смысл, 1997.-205с.

155. Юнг К.Г. Собрание сочинений в 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке /Пер. с нем. - М.: Ренессанс, 1992.-320с.

156. Ягункова В.П. О некоторых факторах формирования литературных способностей у школьников. Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. 233-235.

157. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-418С.

158. Яковлев Е.Г. Процесс художественного творчества. Марксистско- ленинская эстетика. Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Высшая школа, 1983. 180-196. SEI "i i i j # 1Г* • «" ', m • lUUinMIIII I ш в п п ш т т а т ш п ш п п т

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.