Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Хайлова, Людмила Алексеевна

  • Хайлова, Людмила Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 183
Хайлова, Людмила Алексеевна. Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2008. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хайлова, Людмила Алексеевна

Введение.

1 Феномен труда.

1.1 Социально-философские истоки тру да.

1.2 Теоретические аспекты труда как основополагающего феномена в онтологии человека.:.

2 Влияние религии на трудовую деятельность.

2.1 Христианское отношение к труду.

2.2 Роль труда в исламе.

2.3 Концепции труда в сравнительной перспективе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ»

Исследование проблемы труда и трудовых отношений не теряет актуальности в современном обществе. Науки, акцентирующие внимание на проблемах бытия человека, в той или иной степени затрагивают вопросы труда. Труд является центральной категорией социальной жизни, без которой невозможно представйть общественное устройство, развитие общества и человека, динамику социально-политических и социально-культурных процессов. Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живет человек, поэтому тема труда занимает если не центральное, то одно из самых важных мест в социально-гуманитарных науках, что указывает на значение данной проблемы в развитии человечества.

Актуальность темы исследования. Необходимость исследования конфессионального отношения к труду обусловлена совокупностью различных причин. Во - первых, в силу того, что трудовая деятельность является основой существования и развития общества, именно это заставляет задумываться о нравственных основаниях труда. К тому же, все религиозные конфессии, особенно христианство и ислам, посвящали себя не только духовным и богословским проблемам, но и непосредственно влияли на повседневную практическую деятельность людей, формируя у них определенный тип трудового поведения и трудовых отношений. Следовательно, данные конфессии создавали конкретные духовные стимулы производственной и трудовой деятельности верующего, формировали критерии экономического поведения в обществе.

Во - вторых, в конкретно-исторических условиях религиозный фактор выступает как существенный элемент социального бытия, который может оказывать влияние на духовно-нравственное состояние общества. В этой связи представляют интерес мировоззренческие основы конфессионального отношения к труду в сравнении христианства с исламом, их влияние на формирование ценностных ориентаций и установок.

В - третьих, перемены, произошедшие в России за последние годы, коснулись как трудовой жизни общества, так и религиозной, поэтому проблема труда, трудовых отношений, влияние и роль религии в хозяйственной сфере сегодня особенно актуальны, не случайно теме взаимосвязи между религиозными убеждениями и трудовой деятельностью в настоящее время посвящено значительное количество исследований. В России традиционные ценности связаны с православием, которое на протяжении тысячи лет во многом определяло духовную жизнь общества, формировало менталитет народа.

Многие исследователи отмечают важность поддержания высокого статуса и культурной значимости труда, что является важнейшей предпосылкой успеха социально-экономической модернизации государства. Заслуживают внимания также и проблемы неадекватного отношения к богатству, к сожалению, присущие современному обществу. Часто основной мотивацией современных предпринимателей является стремление к собственному обогащению любыми возможными способами. Это говорит о том, что изменился характер труда и сами трудовые отношения. В связи с этим возникает необходимость формирования ценностно-мотивационного отношения к труду, богатству и накоплению. Христианство и ислам закрепляли и развивали нравственные императивы, хотя они не содержат в себе какого-то специального кодекса законов о труде или особых предписаний касательно того, как, сколько, где и за какую плату следует трудиться, тем не менее, данные конфессии в течение многих веков привносили в хозяйственно-экономическую деятельность духовное начало и организовывали ее нравственно.

Таким образом, конфессиональное отношение к труду играет существенную роль во всех областях социально-экономического развития общества, имеет реальную способность оказывать позитивное влияние на его духовно-нравственное оздоровление и стабилизацию. Поэтому в современных условиях чрезвычайно актуализировалась проблема осмысления духовнорелигиозных аспектов трудовой деятельности, также назрела необходимость комплексного исследования духовного и практического бытия, прежде всего экономической сферы, выявления природы, содержания, специфики и характера конфессионального отношения к труду.

Степень научной разработанности проблемы. Процесс исследования проблем труда отечественными экономистами, социологами и философами интенсивно начинается в 60-70-е годы XX в., преимущественно в рамках марксистской методологии. Их внимание было сосредоточено на исследовании следующих проблем: место труда в способе производства материальных благ, прогнозирование исторической судьбы труда, диалектике превращения труда в первую жизненную потребность, анализ общих черт и особенностей социалистического труда, закономерностей перерастания социалистического труда в коммунистический. Направленность этих исследований определялась тем, что в это время усиленно обсуждалась проблема перерастания социализма в коммунизм1.

В 70-80-е годы проблемы труда изучались в контексте развертывающейся научно-технической революции". В 90-е годы наблюдался спад интереса исследователей к проблемам труда, особенно к его социально-философскому аспекту в связи с вступлением постсоветских государств в так называемый переходный период со всеми его социально-экономическими издержками. Кризис общества и последовавший за ним кризис труда вызвали изменения в методологических подходах. В этот период вышли работы Ю. Л. Наймера, Т. И. Заславской, В. П. Зинченко, Р. В. Рыбкиной, И. Е. Томского, И. И. Чангли

1 См.: Здравомыслов А. Г. Человек и его работа в СССР и после. - М., 2003; Здравомыслов А. Г. Опыт конкретного исследования отношения к труду // Вопросы философии - 1964. - № 4. - С. 19-28; Здравомыслов А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности рабочего // Социология в СССР. - Т.2. - М., 1965; Суслов В. Я. Труд в условиях развитого социализма. - Л., 1976; Блинов Н. М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. -М., 1979.

2 См.: Иванова Р. К. Научно-техническая революция. - М, 1976; Шкаратан О. И. Эффективность труда и отношение к труду//Социс. - 1982.-№ 2,- С. 20-34; Ядов В. А. Мотивация труда. //Советская социология : в 2 т.-М., 1982; Ядов В. А. Отношение к труду. // Социс. - 1983. - № 3. - С. 60-66; Шкаратан О. И., Бляхман Л. С. НТР, рабочий класс и интеллигенция. - М., 1973. и др.1, в которых анализируются факторы, обусловившие идеологическую заданность исследования отношения к труду в теоретических концепциях, разработанных на предыдущих этапах. Одновременно было начато издание фундаментальных исследований классиков мировой философской, социологической и экономической мысли: Э. Дюркгейма, В. Парето, Г. Зиммеля, Дж. Кейнса, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Н. Д. Кондратьева, А. В. Чаянова, и др." Необходимо отметить, что данное наследие применительно к проблемам труда осмыслено пока явно недостаточно.

В 1999 году опубликована монография Т. М. Михайловой «Труд: опыт социально-философского изучения», посвященная анализу методологических аспектов существующих концепций труда. В ней автор показывает социотворческую функцию труда, выделяет его социальный смысл и критически осмысливает марксистское теоретическое наследие3.

И. И. Чангли в работе «Труд: социологические аспекты теории и методологии исследования» рассматривает структуру и модели труда, раскрывает понятия, функции, характер, содержание, формы и стимулы труда, выявляются главные аспекты разделения труда, рассматривается взаимодействие законов разделения и перемены труда, исследуются проблемы отчуждения и освобождения труда, анализируются взгляды марксистских исследователей проблем социологии труда. Интересны приводимые автором высказывания о труде и творчестве мыслителей, поэтов и писателей разных стран и эпох4.

Теоретические подходы к вопросам конфессионального влияния на труд освещались как в богословской литературе: Тертуллианом, Климентом

1 См.: Наймер Ю. Л. От кризиса общества к кризису труда // Социол. исслед., 1992. № 5. - С. 23-35; Заславская 'Г. И. Социология экономической жизни. - Новосибирск, 1991; Заславская Т. И., Шабанова М. А. К проблеме институционализации. // Мир России.-2002. - Т. 11,№2. - С. 21-36; Заславская Т. И., Шабанова М. Л. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России// Социологические исследования. -2002. -№6. - С. 3-18. * См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991; Зиммель Г. Философия труда // Избр. - Т 2: Созерцание жизни. — М., 1996; Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие: статьи и выступления. - М., 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

3 См.: Михайлова Т. М. Труд: опыт социально — философского изучения. - М., 1999.

4 См.: Чангли И. И. Труд: сициологические аспекты теории и методологии исследования. - М., 2002.

Александрийским, Мартином Лютером, Жаном Кальвином, и др.1, так и в философской литературе. Среди западных представителей можно выделить труды исследователей: М. Вебера, В. Зомбарта, Питер Дж. Хилла, П. Ф. Скотчмера, Ж. Ле Гоффа и др.~ и отечественных ученых С. Н. Булгакова, Ю. Н. Давыдова, Э. Г. Филимонова, Т. Б. Коваль, В. М. Сторчак, И. А. Мчедлова, М. М. Смирина, Е. С. Терлеевой и др.3

Особое место в списке работ, посвященных данной проблематике, занимает «Энциклопедия церковного хозяйства» О. В. Шведова, вышедшая в 2003 г. В данной работе освещен ряд проблем, которыми занимается православная церковь, проблеме труда посвящена отдельная глава, собран большой нормативно-справочный материал, на сегодняшний день данная работа является единственным историко-экономическим исследованием положения РПЦ в XX веке4. Главное внимание в вышеуказанных трудах уделяется концепции хозяйственной деятельности и отношению к проблеме труда в христианских конфессиях.

В исламе, так же как и в христианстве, отражено особое отношение к труду, которое рассматривалось советскими и российскими исследователями, среди которых можно назвать работы Г. М. Керимова, М. П. Мамедова, Д. Е. Еремеева, А. М. Ермакова, М. В. Вагабова, Д. Малышевой,

1 См.: Тертуллиам Квинт Септимий Флоренс Избранные сочинения. - M., 1994; Климент Александрийский. Строматы. В 3 т. Т.1. Отцы и учителя Церкви III в. Антология. - М., 2003; Кальвин Ж. Наставления в христианской вере : в 3 т. - М., 1998; Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М., 1986; Хлеб наш насущный. Ежедневное христианское чтение. - Минск, 1998; Calvin J. Harmony of the Lam. - Oxford, 1998.

2 См.: Вебер M. Протестантская этика и дух капитализма. - - М., 1990; Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избр. Образ общества. - М., 1994; Зомбарт В. Буржуа : Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

3 См.: Булгаков С. H. Философия хозяйства. - М., 1990; Булгаков С. Н. Православие : Очерки учения церкви. -М., 2001; Мчедлов М. П., Филимонов Э. Г. Религия и экономика // Религии народов современной России. - М., 1999; Сторчак В. М., Макеев А. В. Протестантизм и православие: этос труда предпринимательства // Государство, религия, церковь в России и за рубежом : информ.-аналит. бюллетень. - 2000. - № 1. - С. 50-84; Коваль Т. Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда // Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. - M., 1994.

4 См.: Шведов О. В. Энциклопедия церковного хозяйства. - М., 2003.

С. Боронбекова, Л. Сюкияйнена1 и зарубежных ученых: Хусейна Хамида Хассана, Р. Максуд, А. Мюллера, и др." В представленных работах рассматривается социальная роль ислама, но относительно нашей проблемы исследования намечены лишь общие подходы.

Перечень теоретических контекстов проблемы труда в современных социально-гуманитарных практиках уже сам по себе говорит о фундаментальности проблемы отношения человека к труду в современной науке. Таким образом, историографический анализ литературы по теме диссертационного исследования показывает: во многих работах раскрывается только какая-либо одна грань проблемы, что отражает лишь ее часть, в связи с чем до настоящего времени сохраняется недостаточная научная разработанность темы. Также отсутствует целостное социально-философское освещение и сравнительный анализ отношения к труду в таких конфессиях как христианство и ислам. В данном диссертационном исследовании ставится задача в какой-то мере восполнить этот пробел и осуществить исследование указанных проблем в контексте современного социально-экономического и духовного состояния общества, что будет способствовать выяснению перспектив развития обществ с данными конфессиями.

Объектом исследования являются философские основания отношения к труду.

Предметом исследования - выступает конфессиональное отношение к труду.

Цель диссертационного исследования: на основе социально — философского анализа выявить особенности конфессионального отношения к труду.

1 См.: Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. - М., 1978; Мамедов А. М. Об отношении ислама к труду // Актуальные проблемы современного ислама. - Баку, 1990; Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М., 1990; Ермаков И. А. Исламская этика труда : Ислам в культуре России в очерках и образах. - М., 2001; Вагабов М. В. Ислам: история и современность. - Махачкала, 2002; Малышева Д. Ислам в современном мире // Новый мир. - 2002. - № 2. - С. 115-128; Боронбеков С. Основные ценности ислама - объекты охраны Шариата // Государство и право. — 2003. - № 2. - С. 92-100; Сюкияйнен Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // Отечественные записки,- 2004. - № 6. С. - 56-64.

2 Хусейн Хамид Хассан. Право на труд в исламе - Новосибирск, 1996; Максуд Р. Ислам. - М., 2002; Мюллер А. История ислама: от доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. - М., 2004. 8

Задачи исследования:

- рассмотреть социально-философские истоки феномена труда;

- исследовать эволюцию труда, трудовых отношений и подходов к изучению данной проблемы в социально-философской традиции; проследить становление вероучительных основ исследуемых конфессий, обуславливающих взаимосвязь между религиозными убеждениями и трудовой деятельностью;

- проанализировать аспекты конфессионального отношения к труду и их влияние на развитие общества.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные принципы анализа социальных явлений: объективность, системность и историзм. Комплексный характер проблемы диссертационного исследования обусловил сочетание нескольких подходов: исторического, проблемного и сравнительно-исторического. Исторический подход делает акцент на генезисе философской мысли во всем многообразии ее форм и в их хронологической последовательности. Проблемный подход ориентирован на выявление существенного, общего, необходимого в изучаемых общественных и духовных процессах. Определенное место в диссертационной работе занимает сравнительно-исторический метод.

Источниковедческая база исследования конфессионального отношения к труду представлена книгами Священных Писаний, богословской литературой изучаемых конфессий, трудами религиозных и светских мыслителей по данной проблематике.

Научная новизна исследования состоит в следующем: исследован феномен труда как социально значимый фактор бытия человека, показаны различия в трактовках труда в социально-философском контексте и через призму религиозного мировоззрения; выявлена специфика отношения к трудовой деятельности в исследуемых конфессиях, в частности отношение к бедности и богатству, видам деятельности, вознаграждению за труд и частной собственности; проанализированы конфессиональные концепции труда в сравнительной перспективе, на основе чего определено качественное своеобразие конфессиональных характеристик труда в христианстве и исламе, которое позволяет спрогнозировать перспективы их влияния на развитие трудовой деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования: обусловлена тем, что выводы и материалы диссертации могут быть полезными для специалистов, анализирующих проблемы труда, конфессионального отношения к труду; использованы при разработке учебных пособий и подготовке лекций по социальной философии, социологии религии, истории культуры; при дальнейшей теоретической разработке проблем, связанных с данной тематикой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявленные на основе анализа произведений зарубежных и отечественных философов подходы осмысления труда позволяют констатировать изменчивость представлений о культурно-исторической наполненности смыслового содержания феномена труда и отношения к трудовой деятельности.

2. Христианские конфессии имеют свои особенности в трактовке отношения к труду: православие призывает «молиться и трудиться», формула католицизма — «трудиться и молиться», а протестантизм убежден в том, что труд и есть молитва.

3. Исследование шариата, как основного источника мусульманского права, позволяет раскрыть его социальную сущность, которая охватывает все стороны человеческого бытия, выполняя важную роль в регулировании трудовых отношений, видов деятельности, отношения к собственности, налоговую систему, торговлю и финансы, систему запретов, одобряемые и порицаемые поступки, нормы морали, семейную жизнь и обряды.

4. Религия имеет активное воздействие на экономику и другие сферы жизни общества, в то же время социально-экономические модификации общества вынуждают меняться и сами религиозные системы, что указывает на наличие тесной взаимосвязи между ними.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в научных публикациях, общим объемом 3,3 п. л. Материалы исследования, основные идеи и положения диссертации представлены автором на следующих научно-практических конференциях: «Педагогические чтения памяти Л. Ю. Бобкова» (Региональная научно-практическая конференция, Мурманск, МГПУ, 2006); «Эволюция гуманитарного образования в Российской высшей школе» (Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция, Мурманск, МГТУ, 2007); «Актуальные проблемы современного общества» (Научно-практическая конференция, Мурманск, МГТУ, 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Хайлова, Людмила Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая данное исследование, мы хотели бы подчеркнуть несколько моментов, имеющих для понимания конфессионального отношения к труду основополагающее, как нам представляется, значение.

Труд - это социальное явление, первооснова общества, главный фактор его развития и совершенствования. Социально-философский анализ феномена труда в онтологии человека, показывает, что с развитием человечества представление о труде и отношение к трудовой деятельности прошло сложную эволюцию, принимая всевозможные формы в зависимости от характера конкретной культурно-исторической эпохи и само это отношение, отражаемое в сознании людей, формирует эпоху.

В античном обществе отношение к труду зачастую носило высокомерный и пренебрежительный характер. С появлением христианства точка зрения относительно труда изменяется. Христианство предложило кардинально иное -уважительное отношение к труду, обязанность людей трудиться рассматривается в Священном Писании как жизненный императив человека. Хотя, христианские конфессии довольно далеко разошлись по многим важным вопросам, в том числе и социально-экономическим, но общим для них является то, что христианство не видит в материи зло, а в земной жизни, труде и хозяйстве одно страдание, «дурную бесконечность», которую по возможности необходимо избежать. Человек для него есть не только познавательный, но и хозяйственный логос мира. Ему принадлежит право и обязанность трудиться, как для собственного существования, так и для совершения общего для человека дела на земле. Как показано в диссертационном исследовании, каждая из рассмотренных конфессий имеет свои особенности в вероучении; общем восприятии Бога, мира и человека. Отсюда различия в воззрениях на задачи земной жизни и роли труда в деле спасения души; в оценке земных благ и богатства, социального и имущественного неравенства.

В диссертационном исследовании проведен социально-философский анализ основных положений философских концепций М. Вебера, В. Зомбарта и С. Н. Булгакова о конфессиональном отношении к труду, который сводится к следующему: религия очень тесно связана с социально-экономической сферой общества, но не каждая конфессия одинаково влияет на социально-экономическую жизнь общества. Например, буддизм, в отличие от исследуемых нами конфессий, относится к труду с пренебрежением. В буддизме цель видели в уничтожении самого желания жить. Справедливо на этот счет высказывание С. Н. Булгакова: «Буддизм учит своих последователей совершенному бесстрастию, умиранию для мира, в котором обессиливается, притупляется чувство и хозяйственной неволи. Совершенная нечувствительность к лишениям, смерть заживо, (выделено нами Л.Х.) есть идеал буддийского подвижника, он презирает и пренебрегает хозяйством вместе с другими мирскими силами»1. Нельзя не согласиться' с мнением Булгакова и сказать более точно, не представляется возможным!

Исследуя основные конфессионалные документы изданные в христианстве на протяжении его истории («Rerum Novarum», «Quadragesimo Anno», «Laborem Exercens», «Вестминстерское исповедание», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»), имеющие доктринальное значение, можно сделать вывод о том, что труд в христианстве не позор, как считалось в античном мире; не препятствие к конечному освобождению, как утверждает буддизм; не наказание за первородный грех, как мыслил Ветхий Завет; он превратился в ежедневную деятельность по прославлению Бога; нравственную обязанность, условие права на земное существование. Христианство не видит непримиримых противоречий между духовным и материальным и не призывает к полному отказу от всего вещественно-материального.

1 Булгаков С. Н. Свобода от хозяйства и свобода в хозяйстве // Христианский социализм : споры о судьбах России. - Новосибирск, 1991. - С. 210.

Исследование основных положений канонического шариата позволяет раскрыть его социальную сущность в регулировании трудовых отношений. В отличие от христианства, исламское общество меньше всего подверглось секуляризации. Религиозная деятельность и религиозные отношения налагаются на другие социальные связи, социальные институты сочетают в себе религиозную и светскую власть, но все же цивилизационные процессы, происходящие в ряде мусульманских государств, говорят о социально-экономических изменениях, которые формируют новое отношение к труду. Вместе с тем, диссертант отмечает половинчатость и незавершенность данных процессов.

Таким образом, в диссертационном исследовании проанализировано и определено качественное своеобразие конфессиональных характеристик труда, которое позволяет спрогнозировать перспективы их влияния на развитие трудовой деятельности. Религия имеет активное воздействие на экономику и другие сферы жизни общества, в то же время социально-экономические изменения общества вынуждают меняться и сами религиозные системы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хайлова, Людмила Алексеевна, 2008 год

1. Антонов, В. В. Основы этики ислама / В. В. Антонов. СПб. : б. и., 1993.-13 с.

2. Аль-Али Насер Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека : дис. . канд. юрид. наук : защищена 12.00.10 / Аль-Али Насер Абдель Рахим. М., 1999. - 187 с.

3. Асп, Э. Социология трудовой жизни : учеб. пособие / Э. Асп ; пер. с фин. О. Калягиной. СПб. : Интерсоцис, 2006.- 136 с.

4. Ахадов, А. Ислам в погоне за веком / А. Ахадов М. : Политиздат, 1988.-80 с.

5. Ахмедов, Алим. Ислам в современной идейно-политической борьбе / Алим Ахмедов М. : Политиздат, 1985. - 240 с.

6. Беркоф, Л. Христианская доктрина / Л. Беркоф Минск : Вышэйша школа, 1995. — 295 с.

7. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М. : Рос. библейское общество, 2002. — 1371 с.

8. Блинов, Н. М.Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни / Н. М. Блинов. М. : Наука, 1979. - 43 с.

9. Богословское творчество русских святителей. Келейный летописец. Творения святителя Димитрия, митрополита Ростовского / отв. ред. Е.А. Лукьянов. М. : Паломник, 2000. - 704 с.

10. Боронбеков, С. Основные ценности ислама — объекты охраны Шариата / С. Боронбеков // Государство и право. 2003. - № 2. - С. 92-100.

11. Булгаков, С. Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов / С. Н. Булгаков. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с. - (Русская социология XX века).

12. Булгаков, С. Н. Об экономическом идеале // Труды по социологии и теологии : в 2 т. / С. Н. Булгаков. М., 1999. - Т. 1 : От марксизма к идеализму - С. 231 -250.

13. Булгаков, С. Н. Православие : Очерки учения церкви / С. Н. Булгаков. М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. - 480 с. - (Библиотека «Р.Х. 2000») (Серия «Религиозная философия»).

14. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. М. : Наука, 1990.- 412 с.

15. Булгаков, С. Н. Христианский социализм : Споры о судьбах России / С. Н. Булгаков. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 350 с.

16. Ваарденбург, Ж. Христиане, мусульмане, иудеи и их религии / Ж. Ваарденбург // Страницы. 2004. - Т. 9, вып. 1. - С.44-73.

17. Вагабов, М. В. Ислам, женщина, семья / М. В. Вагабов. Махачкала : Даг. кн. изд-во, 1994. - 191 с.

18. Вагабов, М. В. Ислам: история и современность / М. В. Вагабов. -Махачкала : Даг. кн. изд-во, 2002. — 414 с.

19. Василенко, И. А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства / И. А. Василенко. М. : Эдитория УРСС, 1999. -272 с.

20. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М. : Прогресс, 1990. — 804 с. — (Социологическая мысль запада).

21. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М. : Прогресс, 1990.-804 с.

22. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий / М. Вебер // Избр. Образ общества : пер. с нем. / М. Вебер.- М., 1994. С. 43-73.

23. Вестминстерское исповедание веры, 1647-1648 гг. : пер. М. : Протестант, [1995?]. - 54 с.- 24. Волков, В. Коран и Сунна / В. Волков // Отечественные записки. -2003.-№5.-С. 166-168.

24. Волков, В. Основные направления и течения в исламе / В. Волков // Отечественные записки. 2003. - № 5. - С. 53-55.

25. Волков, В. Шариат / В. Волков // Отечественные записки. 2003. -№ 5. - С. 403-405.

26. Гайнутдин, Р. Ислам в современной России / Р. Гайнутдин. М. : Гранд : ФАИР-пресс, 2004. - 320 с.

27. Гвоздев, Н. К. Может ли капитализм соединятся с православной точкой зрения? / Н. К. Гвоздев. —Электрон, дан. Б. М. : б. и., 2000. - Режим доступа: http: // www. sobor. ru, свободный.

28. Гегель, Г. В. Ф. Философия права : пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель ; ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц ; авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. — М. : Мысль, 1990.— 524 с.

29. Глаголев, А. Аз есмь Бог твой / А. Глаголев // Православная беседа. 1994.-№ 2.-С. 41-44.

30. Глаголев, А. И Будете есть хлеб свой досыта / А. Глаголев // Православная беседа. 1994. - № 4. - С. 42-46.

31. Глаголев, А. Да будут у вас весы верные / А Глаголев // Православная беседа. 1994. - № 3. - С. 43-45.

32. Глаголев, А. И благословил Бог труды их / А Глаголев // Православная беседа. 1994. - № 1. - С. 40-42.

33. Глаголев, А. Начала хозяйственного бытия / А. Глаголев // Православная беседа. 1993. - № 5/6. - С. 34-37.

34. Глаголев, А. Пусть будет царь над нами / А. Глаголев // Православная беседа. 1994. - № 5. - С. 39-43.

35. Губин, В. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / В. Губин, Е. Некрасова. М. : ПЕР СЭ ; СПб. : Университетская книга, 2000. -240 с. - (Humanitas).

36. Гуревич, П. С. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич ; Ин-т философии РАН, Акад. гуманитарных исследований. М. : NOTA BENE, 2001. - 456 с.

37. Добротолюбие. В 5 ч. 4.2. / Свято-Троицкая Сергиева лавра. -Репринт, изд. Сергиев Посад : б. и., 1992. - 760 с.

38. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм // Фундаментальная социология. В 15 т. Т. 4. Общество: статистика и динамика / Добреньков В. И., Кравченко А. И. М., 2004. - С. 573-579.

39. Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. М. : Политиздат, 1990. - 288 с.

40. Ермаков, И. А. Исламская этика труда : Ислам в культуре России в очерках и образах / И. А. Ермаков М.: Сервис, 2001. - 512 с.

41. Жданов, Н. В. Ислам на пороге XXI века / Н. В. Жданов, А. А. Игнатенко. М.: Политиздат, 1989. - 351 с.: ил.

42. Жданов, Н. В. Исламская концепция миропорядка : Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты / Н. В. Жданов. — М. : Международные отношения, 1991. 216 с.

43. Журавлев, А. Финансисты, чтущие Коран / А Журавлев // Отечественные записки. 2003. - № 5. - С. 382-390.

44. Заславская, Т. И. К проблеме институализации неправовых социальных практик в России : сфера труда / Т. И. Заславская, М. А. Шабанова // Мир России. 2002. - Т. 11, № 2. - С. 21-36.

45. Заславская, Т. И. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России / Т. И. Заславская, М. А. Шабанова // Социологические исследования. — 2002. № 6. — С. 3-18.

46. Заславская, Т. И. Социология экономической жизни : очерки теории / Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина ; отв. ред.А. Г. Агангебян ; АН СССР, Сиб. Отд-ние, Ин-тут экономики и орг. пром. производства. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1991.-442 с.

47. Здравомыслов, А. Г. Опыт конкретного исследования отношения к труду / А. Г. Здравомыслов // Вопросы философии. 1964. - № 4. - С. 19-28.

48. Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа в СССР и после / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. М. : Аспект-пресс, 2003. - 485 с.

49. Зиммель, Георг. Избранное. В. 2 т. Т 2. Созерцание жизни / Георг Зиммель. — М. : Юрист, 1996.- 607 с.

50. Зомбарт, В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека пер. с нем. / В. Зомбарт ; изд. Подгот. Ю. Н. Давыдов, В. В. Сапов М. : Наука, 1994. - 443 с. - (Социологическое наследие СН).

51. Иванов, А. В. Об аскетическом идеале хозяйствования у С.Н. Булгакова / Иванов А. Н. // Философия хозяйства : Альманах центра общественных наук и экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. -№4.-2001.-С. 48-58.

52. Иванова, Р. К. Научно-техническая революция и развитие общественного труда в СССР / Р. К. Иванова ; АН СССР, Ин-т экономики. М. : Наука, 1976.-189 с.

53. Иоан Павел II "Laborem Exercens" // Искупитель человека. Бог, богатый милосердием. Совершая труд. Идите по всему миру : сб. энцикл. . Париж : Simvol, 1991.-С. 107-163.

54. Ионова, А. И. Современный ислам, человек и общество / А. И. Ионова, А. К. Султангалиева, П. С. Юсупов. М. : Знание, 1991. - 63 с. - (Новое в жизни, науке. Культура и религия ; № 7/1991).

55. Исаак, Фарид. Быть мусульманином / Фарид Исаак. М. : Гранд : Фаир-пресс, 2002. - 344 с.

56. Ислам / сост. В. В. Юрчук М. : Современное слово, 2004. - 288 с.

57. Ислам и женщины Востока : (История и современность) / М.В. Вагабов и др.. Ташкент : Фан, 1990. - 250 с.

58. Ислам классический : энциклопедия / сост., общ. ред. и предисл. К. Королева. М.: Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2005. - 416 с.

59. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. И. Богута. М. : Мысль, 1997. - 590 с. - (Библиотечная серия).

60. Кальвин, Ж. Наставления в христианской вере : в 3 т. / Ж. Кальвин.- М. : Рос. гос. гуманитар, ун-т, 1997-1999. — 3 т.

61. Кальвин, Ж. О христианской жизни / Ж. Кальвин, пер. с фр., введ., примеч. Н. В. Ревуненковой. М. : Протестант, 1995. - 127 с.

62. Кандалинцев, В. Г. Тема труда в социальной концепции русской православной церкви / В. Г. Кандалинцев. Электрон, дан. - Б. м. : б. и., 2002.- Режим доступа: http: // www. sobor. ru, свободный.

63. Кардави, Ш. Ю. Дозволенное и запретное в Исламе / Ш. Ю. Кардави. М. : Андалус, 2004. - 335 с.

64. Карташев, А. В. Очерки по истории Русской церкви : в 2 т. / А. В. Карташев. М. : Терра, 1993. — 2 т.

65. Каширский, Е. Апологетические этюды / Евгений Каширский. 3-е изд. - Тверь : Реформация, 1997. - 57 с.

66. Каширский, Е. О христианском учении / Евгений Каширский. 4-е изд. - Тверь : ИКАР, 1998. - 76 с.

67. Керимов, Г. М. Шариат и его социальная сущность / Г. М. Керимов.- М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1978. 223 с.

68. Керне, Э. Дорогами христианства / Э. Керне. М. : Протестант, 1992.-416 с.

69. Климент Александрийский. Строматы. В 3 т. Т.1. Отцы и учителя Церкви III в. Антология. М. : Изд-во Олега Обышко, 2003. - 542 с.

70. Коваль, Т. Б. Личность и собственность / Т. Б. Коваль // Мир России. 2003. - № 2. - С. 3-45.

71. Коваль, Т. Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда / Т. Б. Коваль // Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа / Т. Б. Коваль. М.,1994. - С. 50-55.

72. Коваль, Т. Б. Христианская этика труда в сравнительной перспективе / Т. Б. Коваль. Электрон, дан. - Б. М. : б. и., 2002. — Режим доступа: http: // www.sobor.ru, свободный.

73. Коваль, Т. Б. Христианское понимание собственности / Т. Б. Коваль. Электрон, дан. - Б. М. : б. и., 2002. - Режим доступа: http: // www. sobor.ru, свободный.

74. Коваль, Т. Б. Этика труда православия / Т. Б. Коваль // Общественные науки и современность. 1994. - № 6. - С. 55-71.

75. Козлов, М. Переизбыток добрых дел / М. Козлов // Православная беседа. 1994. - № 5. - С. 13-14.

76. Козловски, П. Культура постмодерма : Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски ; пер. с нем. J1. Ф. Федоровой и др.. — М. : Республика, 1997. 238 с. - ("Философия на пороге нового тысячелетия").

77. Козловски, П. Принципы этической экономии / П. Козловки. СПб. : Экономическая шк. и др., 1999. — 340 с. — (Библиотека «Экономической школы»).

78. Коран / пер. с араб. акад. И. Ю. Карачковского. — 3-е изд. М. : ACT ; СПб. : Северо-Запад Пресс, 2005. - 520 с.

79. Кравченко, А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика / А. И. Кравченко. М.: На Воробьевых, 1997. - 206 с.

80. Крейг, Бломберг. Интерпретация притчей / Бломберг Крейг ; пер. с англ. JI. Сумм. М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2005. - 371 с. - (Серия «Современная библеистика).

81. Кутб, Сайд. Социальная справедливость на основе Корана / Сайд Кутб // Независимая газета. 1998. - № 1(13). - С. 14. - Прил. «НГ Религии».

82. Кучер, О. Н. Ислам / О. Н. Кучер, О. П. Семотюк. Ростов н/Д : Феникс ; Харьков : Торсинг, 2004. - 288 с. - (Религии мира).

83. Лапицкий, М. И. Деятельность без принуждения: трудовая этика в разных измерениях / М. И. Лапицкий. — М. : Новый век, 2002. 321 с.

84. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. М. : Прогресс-Академия, 1992. - 374 с.

85. Лекторский, В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. А. Лекторский // Вопр. философии.- 2001. № 2. - С. 56-65.

86. Лобье, Патрик де. Социальная доктрина католической церкви / Патрик де Лобье. Брюссель : б. и., 1989. - 254 с.

87. Лютер, М. О рабстве воли // Философские произведения / Эразм Роттердамский ; отв. ред.В. В. Соколов : пер. и коммент. Ю. М. Коган М., 1986. - С. 290 - 546. - Приложения.

88. Макашев, Н. С. Булгаков: к христианской политэкономии / Н. С. Макашев // Общественные науки и современность. 1994. - № 3. - С. 27-36.

89. Максименко, В. В. Категория прав человека в мусульманском праве / В. В. Максименко // Вестник МГУ . Сер. 11, Право. 2004. - № 5. - С. 85-94.

90. Максуд, Р. Ислам / Р. Максуд. М. : Гранд : ФАИР-пресс, 2001.304 с.

91. Малышева, Д. Ислам в современном мире / Д. Малышева // Новый мир. 2002. - № 2. - С. 115-128.

92. Мамедов, А. М Об отношении ислама к труду / А. М. Мамедов // Актуальные проблемы современного ислама. Баку : б. и., 1990. С. 23-51.

93. Маркс, К. Сочинения : в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. 2-е. -М. : Госполитиздат, 1954-1974 - Т. 1, 20, 23, 25, 26, 46, 49.

94. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс. М. : Госполитиздат, 1952. - 128 с.

95. Милославский, Г. В. Возможна ли экономика по Шариату? / Г. В. Милославский // Независимая газ. 1998. - № 1(13). - С. 14.

96. Мировой опыт государственно-церковных отношений : учеб. пособие : сб. статей. / Рос. акад. Гос. службы при Президенте Рос. Федерации ; под общ. ред. Н. А. Торфинчука. М. : РАГС, 1998.- 305 с.

97. Митрохин, Jl. Н. Философия религии / JI. Н. Митрохин. М. : Республика, 1993. -416 с.

98. Михайлов, Н. Т. Протестанская вера. Философский анализ : дис. . канд. филос. наук : защищенна 09.00.06 ; 09.00.11 / Михайлов Николай Трофимович. М., 1994. - 139 с.

99. Михайлова, Т. М. Труд как историко-философская проблема / Т. М. Михайлова. М. : Academia, 1998. - 96 с.

100. Михайлова, Т. М. Труд: опыт социально-философского изучения / Т. М. Михайлова. М. : Academia, 1999. - 184 с.

101. Молевич, Е. Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии / Е. Ф. Молевич // Социологические исследования. 2001. - № 7. -С. 38-41.

102. Монашеское делание : сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия / сост. Священник В. Емеличев. М. : Свято-Данилов монастырь : Квадрат, 1991.-206 с.

103. Мунье, Э. Манифест персонализма / Э. Мунье ; пер. с фр., вступ. ст. И. С. Вдовиной. М. : Республика, 1999. - 559 с. - (Мыслители XX века).

104. Мунье, Э. Персонализм / Э. Мунье. М. : Искусство, 1992. - 144с.

105. Муртазин, М. Основные положения социальной программы российских мусульман / М. Муртазин, В. Али Полосин, С. А. Мельников ; под рук. Р. Гайнутдина // Безопасность Евразии. 2001. - № 3. - С. 201-223.

106. Мчедлов, М. П. Религия и экономика / М. П. Мчедлов, Э. Г. Филимонов // Религии народов современной России : словарь : А Я / Рос.

107. Независимый институт социал. и нац. пробл., исслед. центр «Религия в соврем, обществе». М. : Республика, 2002. — 624 с.

108. Мюллер, А. История Ислама: от доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов / А. Мюллер. М. : Астрель : ACT, 2004. - 911 с.

109. Никольский, H. М. История Русской церкви / H. М. Никольский ; предисл. А. А. Круглова. Минск : Беларусь, 1990. - 541 с. : ил.

110. Одинцов, М. И. Государство и церковь в России, 1917-1937 / М. И. Одинцов. М. : Знание, 1991. - 630 с.

111. Одинцов, М. И. Государство и церковь в России, XX век / М. И. Одинцов. М. : Луч, 1997. - 171 с.

112. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : 70 000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. - М. : Рус. яз., 1990. - 921 с.

113. Ортега-и-Гассет, X. Размышления о технике / Ортега-и-Гассет, X // Вопросы философии. 1993. - № 10. - С. 32-68.

114. Основы Социальной Концепции РПЦ / подгот. 3. И. Пейкова, А. И. Прусак // Социс. 2001. - № 8. - 2001. - С. 96-103.

115. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. М. : Алгоритм, 2002. - 496 с.

116. Перцев, А. В. Почему Европа не Россия (Как был придуман капитализм) / А. В. Перцев. М. : Акад. проект, 2005. - 384 с.

117. Платон (Левшин П. Е.). Полное собрание сочинений Платона, митрополита Московского : в 2 т. / Платон (П. Е. Левшин) СПб. : Изд-во П. П. Сойкина, 1913.- 1680 с.

118. Платонов, О. Русская цивилизация : учеб. пособие для формирования русского национального сознания / О. Платонов. М. : Роман-газета, 1995. — 222 с.

119. Попов, А. К. Православное видение философии хозяйства / А. К. Попов // Философия хозяйства. 2005. - №4/5. - С. 117-125.

120. Религии народов современной России : словарь : А- Я / Рос. независимый ин-т социолог, и нац. проблем, Исслед. центр «Религия в современном обществе» ; Андреева JL А. и др.. — 2-е изд., испр. и доп.М. : Республика, 2002. 623 с.

121. Роик, В. Социальная доктрина христианства: введение в предмет / В. Роик // Человек и труд. 2004. - № 1. - С. 62-65.

122. Роик, В. Социальная доктрина христианства: труд и экономика / В. Роик // Человек и труд. 2004. - № 2. - С. 40-45.

123. Роик, В. Социальная доктрина христианства: человек, общество и государство / В. Роик // Человек и труд. 2004. - № 3. - С. 40-45.

124. Саидбаев, Т. С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования / Т. С. Саидбаев. М.: Наука, 1984. - 302 с.

125. Сидякина, О. «Православная этика труда» / О. Сидякин. -Электрон, дан. Б. м. : б. и., 2002. - Режим доступа: http: // www. sobor. ru 2002, свободный.

126. Слово пастыря : Бог и человек. История спасения : беседы о православ. вере / митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. — 2-е изд. М. : Отд. внешних церков. Связей Моск. Патриархата ; Издат. совет Рус. Православ. Церкви, 2005. - 424 с.

127. Смородин, Б. В. Российское, мужественное, христианское / Б. В. Смородин. М.: Икар, 1997. - 60 с.

128. Солдатов, Г. С. Некоторые воззрения христианства: собственность, богатство и бедность / Г. С. Солдатов // Всероссийский экономический журнал. -2006.-№ 1.-С. 161-178.

129. Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев ; вступ. ст. А. Н. Голубева, JI. В. Коноваловой. М, : Республика, 1996. - 478 с. — (Библиотека этической мысли).

130. Соловьев, В. С. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / В. С. Соловьев ; общ. ред. и сост. А. В. Гулыгин, А. Ф. Лосева. М. : Мысль, 1990. - 892 с.

131. Социологический энциклопедический словарь. / ред.-сост. 3. Т. Голенкова и др. М. : Инфра - М. : Норма, 1998. - 480 с.

132. Социальная философия : словарь / сост. и ред. В. Е Кемеров, Т. X Керимов. М. : Академический Проспект, 2003. - 560 е.- (Summa).

133. Спрол, Р. Ч. Основные истины христианской веры / Р. Ч. Спрол. -Одесса : б. и., 1998. 424 с.

134. Сравнительное исследование прав человека. Права человека : итоги века, тенденции, перспективы / рук. авт. кол. и отв. ред Е. А. Лукашова. М. : б. и., 2002. - 435 с.

135. Сторчак, В. М. Протестантизм и Провославие: этос труда и предпринимательства / Сторчак, В. М., Макеев, А. В // Государство, религия, церковь в России и за рубежом : информ.-аналит. бюллетень. М., 2000. - № 1. - С. 50-84.

136. Супоницкая, И. М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе / И. М. Супоницкая / Вопросы философии. 2003. - № 5. - С. 44-55.

137. Суслов, В. Я. Труд в условиях развитого социализма : (Социально-философские вопросы) / В. Я. Суслов ; АН СССР. Л. : Наука, 1976. - 150 с.

138. Сюкияйнен, Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов / Л. Сюкияйнен, // Отечественные записки.- 2004. № 6. С. - 56-64.

139. Тер-Акопов, А. Библейские заповеди: христианство как метаправо современных правовых систем : Право и религия / А. Тер-Акопов, А. Толкаченко // Российская юстиция. 2002. - № 6. - С. 60-63.

140. Терлеева, Е. С. Хозяйственная и экономическая деятельность Русской православной церкви (на примерах монастырей) : автореф. дис. . канд. филос. наук. : защищена 07.00.02 / Терлеева Елена Сергеевна. М., 2000. — 130 с.

141. Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс Избранные сочинения : пер. с латин. / Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ; сост. и общ. ред. А. А. Столяров. М. : Прогресс : Культура, 1994. - 443 с.

142. Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. — Изд. 5-е, испр. и доп. М. : Республика, 2005. - 542 с. - (Библиотека: наука, культура, религия).

143. Толковая Библия или комментарии на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета : в 3 т. / Ин-т перевода Библии. 2-е изд. — Стокгольм : б. и., 1987.-3 т.

144. Труд // Большая Советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е. изд. - М. : Советская энциклопедия, 1977. — Т. 26 : Тихоходки-Ульяново. - С. 664.

145. Тутов, JI. А. Российская модель философии хозяйства: по работам С.Н. Булгакова, Н.Ф. Фёдорова и H.A. Бердяева / JL А. Тутов // Философия хозяйства. 2002. - № 3. - С. 131-156.

146. Тутов, JI. А. Труд как основополагающий феномен жизни в философии хозяйства / JT. А. Тутов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. -2005. № 2. - С. 38-56.

147. Угринович, Д М. Психология религии / Д. М. Угринович. М. : Политиздат, 1998. - 352 с.

148. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / М. Фасмер ; под ред. и предисл. Б. А. Ларина ; пер. с нем. и доп.О. Н. Трубачева. -3-е изд., стер. СПб. : Терра : Азбука, 1996. - 4 т.

149. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. / Г. П. Федоров.- Ростов н/Д. : Феникс, 1999.-384 с.

150. Франк, С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк. M. : АСТ, 2004. - 159 с.- (Философия. Психология).

151. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / M Хайдеггер // Время и бытие : статьи и выступления / сост., пер., вступ. ст., коммент и указ. В. В. Бабихина. -М. : Республика, 1993. 447 с.

152. Хлеб наш насущный : ежедневные, христианские чтения : библейский путеводитель : перевод. [Б.м.] : Радуга, 1991. — 382 с.

153. Христиане и мусульмане: проблемы диалога : межконфессиальный и межрелигиозный диалог : хрестоматия / сост., втуп. Ст. и коммент. А. Журавского. — М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2003. — 123 с. (Серия «Диалог»),

154. Христианство : словарь / В. П. Андронова и др. ; под ред. Л. Н. Митрохина [и др.]. М. : Республика, 1994. - 559 с.

155. Христианство : энциклопедический словарь : в 3 т. / ред. коллегия С. С. Аверинцев и др.. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.

156. Хусейн Хамид Хассан. Право на труд в исламе / Хусейн Хамид Хассан ; пер. с англ. Т. Жемаковой. Новосибирск : б. и.,. 1996. - 32 с.

157. Чангли, И И. Труд: социологические аспекты теории и методологии исследования / И. И. Чангли. М. : Центр социального прогнозирования, 2002. - 451 с.

158. Чанышев, А. Н. Протестантизм / А. Н. Чанышев. М. : Наука, 1969. -216с.

159. Шанский, H. М. Краткий этимологический словарь русского языка / H. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. М. : Просвещение, 1971. - 543 с.

160. Шведов, О. В. Энциклопедия церковного хозяйства / Шведов, О. В.- М. : Ковчег, 2003. 736 с.

161. Шкаратан, О. В. НТР, рабочий класс, интеллигенция / О. И. Шкаратан, Л. С. Бляхман. М. : Политиздат, 1973. - 320 с.

162. Шкаратан, О. И. Эффективность труда и отношение к труду // Социологические исследования. — 1982. -№ 2. — С. 20-34.

163. Элбакян, Е. С. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян / Е. С. Элбакян, С. В. Медведко // Социс. № 8. - С. 103-111.

164. Элоян, М. Р. Хозяйство и религия (М. Вебер, С. Булгаков, В. Зомбарт) / М. Р. Элоян // Философия хозяйства. 2003. - № 1. - С. 132-146.

165. Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Ф. Энгельс. М. : Политиздат, 1983. - 23 с.

166. Ядов, В. А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований / В. А. Ядов // Советская социология : в 2 т. / М. : Наука, 1982. -С. 29-38.

167. Ядов В. А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции В. А. Ядов // Социологические исследования. 1983. - № 3. - С. 6066.

168. Ясперс, К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. / К. Ясперс. — 2-е изд. М. : Политиздат, 1991. - 527 с

169. Calvin, J. Harmony of the Lam. Commentaries on the four last books of Moses : in four volumes / J Calvin. Oxford: s. 1., 1998. - Vol. 2, 3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.