Константин Георгиевич Мострас: творческое и педагогическое наследие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Суханова, Татьяна Борисовна

  • Суханова, Татьяна Борисовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 201
Суханова, Татьяна Борисовна. Константин Георгиевич Мострас: творческое и педагогическое наследие: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2010. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Суханова, Татьяна Борисовна

Введение

Глава I. Биографический очерк

Глава II. Педагогические принципы К. Г. Мостраса

2.1. Организация, задачи учебного процесса

2.2. Вопросы учебно-педагогического репертуара

Глава III. Методические взгляды К. Г. Мостраса

3.1. Этапы формирования методических взглядов

3.2. Средства музыкальной выразительности

3.3. Проблемы музыкально-технического развития исполнителя

3.4. Общая постановка. Техника левой руки

3.5. Техника правой руки

Глава IV. Учебно-педагогические пособия и инструктивные сочинения К. Г. Мостраса

Глава V. Вклад К. Г. Мостраса в концертный репертуар

5.1. Оригинальные сочинения

5.2. Концертные транскрипции

5.3. Редакции произведений скрипичной литературы 124 Заключение 143 Список литературы 145 Приложение I 168 Приложение II

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Константин Георгиевич Мострас: творческое и педагогическое наследие»

Творческое и педагогическое наследие Константина Георгиевича Мос-траса — профессора Московской консерватории, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, доктора искусствоведения, — в своей совокупности может быть рассмотрено как теоретическое обобщение опыта отечественной скрипичной школы первой половины XX века. Процесс становления школы в послереволюционные годы, ее повсеместное признание в качестве одной из ведущих мировых школ проходил непосредственно при участии К. Г. Мостра-са, который внес свой вклад, прежде всего, как педагог и методист, при этом обогатив скрипичную литературу композиторским творчеством, обработками и редакциями.

Содержание трудов Мостраса, отражающее его педагогическую концепцию, находится в определенной отдаленности от тенденций современных методических работ. Тем не менее, в настоящее время они имеют не только историческое значение, но и сохранили научно-методическую ценность. Обращения к положениям Мостраса в трудах отечественных музыковедов Е. Назайкинского, Ю. Parca, а также методистов О. Шульпякова, М. Берлянчика и других свидетельствуют о перспективности высказанных взглядов, обозначенных проблем. Популярность подготовленных Мострасом обработок, редакций концертного и учебно-педагогического репертуара скрипачей также характеризует фундаментальный уровень педагогической и исполнительской культуры. Однако невозможно соразмерить степень использования наследия, пока оно до конца не изучено. Трудно дать объективную оценку его содержанию, не имея совокупного представления о взглядах Мостраса по вопросам эстетики, педагогики, психологии исполнительства, не вписав их в общий музыкально-художественный контекст эпохи.

Специфика деятельности Мостраса, не связанная с публичностью, в некоторой степени объясняет отсутствие до настоящего времени обобщающего исследования наследия выдающегося музыканта, педагога и ученого советской эпохи. Число работ, посвященных педагогике и творчеству Мостраса, ограничивается воспоминаниями учеников - О. Агаркова и К. Родионова [5], М. Яшвили [177]; кратким очерком С. Микитянского [107]; статьейисследованием К. Родионова неопубликованного труда Мостраса [171]; рецензиями В. Рабея [161], Г. Хавеманна [264], X. Селинга [265] на книгу «Ритмическая дисциплина скрипача». Представленный материал характеризует отдельные, весьма существенные стороны деятельности музыканта, но, в целом, не соразмерен глубине и охвату содержания его совокупного наследия. Дефицит современных переизданий методических работ, некоторых оригинальных сочинений и педагогических пособий Мостраса делает их достоянием лишь узкого профессионального круга. Развернутая статья О. Агаркова и К. Родионова в целом сосредоточена на педагогических принципах и методах Мостраса, а другие стороны его деятельности представлены в обзорно-описательном ракурсе. Следует отметить ограниченность информации о композициях и редактировании, за исключением статьи К. Родионова, в которой рассмотрены отдельные положения комментариев Мостраса к редакции сонат и партит И. С. Баха для скрипки соло. В связи с этим, актуальность избранной темы видится в необходимости комплексного изучения наследия К. Г. Мостраса, которое позволит расширить представления о действительных масштабах его деятельности и ее значении для развития современной скрипичной педагогики.

Научная новизна диссертации заключается в создании исследования, наиболее полно охватывающего вклад Мостраса в скрипичную теорию, в педагогический и концертный репертуар. Принципиально новым является рассмотрение методических взглядов Мостраса в их развитии. В диссертации впервые поднимаются проблемы взаимосвязи методической концепции Мостраса с общетеоретическими и музыкально-психологическими темами; преемственности педагогических традиций Мостраса в деятельности его воспитанников и последователей. Также предприняты попытки обобщения особенностей творческого метода в композиции и редактировании, принципов работы над учебно-педагогическими пособиями.

Цель исследования - дать оценку творческому и педагогическому наследию К. Г. Мостраса в свете современных требований - определила следующие задачи:

1)обозначить основные этапы творческой биографии; определить влияния, способствовавшие формированию музыкально-эстетических, педагогических взглядов Мостраса;

2) обобщить принципы и достижения Мостраса в области музыкальной педагогики, определить приоритетные задачи обучения и критерии выбора учебно-педагогического материала;

3)рассмотреть этапы формирования методических взглядов Мостраса, направление и основные проблемы его работ;

4) обобщить вклад Мостраса в педагогический репертуар для скрипки, духовых и ансамблей; распределить его по уровню сложности; обозначить новые подходы к его разработке;

5)изучить особенности творческого метода на материале оригинальных сочинений и транскрипций; установить принципы и приемы редактирования.

Объектом исследования является творческая деятельность К. Г. Мостраса в ее различных аспектах. Предмет исследования — научно-методические и музыкально-творческие работы Мостраса - определил материал исследования, который представлен печатными и архивными источниками. Первую группу материалов составили опубликованные книги, очерки, статьи в периодической печати К. Г. Мостраса. В диссертации впервые представлены архивные материалы — рукописи методических трудов, конспекты и стенограммы лекций по методике скрипичной игры и преподавания, статьи и письма Мостраса из фондов НМБ им. С. И. Танеева, РГБ им. В. И. Ленина, РГАЛИ, ГЦММК им. М. И. Глинки, архива Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В работе отражены опубликованные в периодической печати тех лет воспоминания учеников Мостраса — О. Агар-кова, К. Родионова, Б. Кузнецова, П. Смилги; коллег - Б. Сибора, Л. Гинзбурга, Я. Рабиновича; рецензии на книгу Мостраса - В. Рабея, X. Селинга, Г. Хавеманна; отзывы на оригинальные сочинения - Э. Журдан-Моранж, Д. Ойстраха. Значительные сведения были получены из личных бесед автора диссертации с бывшими воспитанницами Мостраса - М. Яшвили, Г. Пахол-ковой. Другую группу материалов составили нотные издания оригинальных произведений, транскрипций, педагогических обработок и редакций К. Г.

Мостраса. Для сравнительного анализа к основным материалам были приобщены нотные издания фортепианных, вокальных и оркестровых произведений Г. Эрнста, С. Скотта, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Хачатуряна, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, послуживших Мострасу материалом для транскрипций; а также издания произведений скрипичной литературы в редакциях К. Флеша, Э. Cope, JI. Ауэра, Г. Марто и других.

Методологическую основу диссертации составил системный анализ, который позволил обнаружить взаимосвязь педагогической концепции Мостраса с различными научными взглядами и музыкально-педагогическими течениями. Для изучения биографического аспекта темы применялся исторический метод с привлечением материалов музыкально-исторических исследований - JI. Раабена, И. Ямпольского, В. Григорьева, А. Алексеева, В. Рабея, Е. Сафоновой, С. Понятовского; а также биографических очерков — Ж. Сиге-ти, А. Шебалиной, Б. Лятошинского, М. Гарлицкого. В диссертации использован метод аналогии положений Мостраса с проблемами, разработанными в трудах: 1) отечественных музыковедов - Б. Яворского, Б. Асафьева, J1. Мазе-ля, В. Цуккермана, С. Майкапара, Ю. Parca, В. Холоповой, Е. Назайкинского, В. Медушевского, М. Харлапа, Н. Переверзева; 2) акустиков - Н. Гарбузова, А. Рабиновича, О. Сахалтуевой; 3) музыкальных психологов — Б. Теплова, Э. Бейна, JI. Шифмана, JI. Зениной; 4) зарубежных педагогов - Ф. Штейнгаузе-на, К. Флеша, И. Войку, В. Бардаса, К. А. Мартинсена, И. Галамяна, Е. Ка-милларова; 5) отечественных педагогов и методистов — JL Ауэра, А. Ямпольского, Б. Струве, И. Благовещенского, А. Яныиинова, И. Лесмана, Ю. Янке-левича, О. Агаркова, JI. Гинзбурга, А. Щапова, А. Николаева, Г. Когана, О. Шульпякова, М. Берлянчика, М. Либермана, В. Григорьева, К. Семенцова-Огиевского, А. Готсдинера, А. Юрьева, А. Ширинского, Г. Фельдгуна, С. Са-пожникова, С. Шальмана, А. Гвоздева, Б. Кременштейн, А. Станко, Л. Булатова, И. Веденина, В. Зеленина и других. Для изучения творческого наследия Мостраса применялся метод сравнительного анализа различных редакций, а также обработанного музыкального материала с текстом оригинала. В исследовании вопросов адаптации нотного текста были дополнительно привлечены материалы статей К. Родионова, В. Рабея, В. Руденко, Л. Гуревич, В. Тре-тьяченко.

Научно-практическая значимость исследования связана с расширением научно-музыкальной литературы о выдающемся деятеле отечественной скрипичной школы. Материалы настоящего исследования могут быть использованы: 1) в учебном процессе — в курсах по методике преподавания игры на скрипке и по истории скрипичного исполнительства; 2) в педагогической практике музыкальных школ, училищ, вузов. Отдельные положения диссертации могут оказать практическую помощь исполнителям в изучении принципов редактирования нотного текста, а также в расширении концертного репертуара.

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящую из Введения, пяти глав, Заключения, списка литературы на русском и иностранных языках, Приложений I и II. В Приложении I приведены нотные примеры. Приложение II содержит включающий сведения об издании и соавторстве перечень опубликованных теоретических работ (отдельных изданий, статей в сборниках и в периодической печати), музыкальных сочинений, транскрипций, педагогических обработок, инструктивных пособий, редакций

Мостраса.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Суханова, Татьяна Борисовна

Заключение

Фигура Константина Георгиевича Мостраса бесспорно занимает одно из самых значительных мест в истории отечественного скрипичного искусства. Выдающийся педагог, исполнитель-ансамблист, автор значительного числа методических трудов и пособий, редактор произведений скрипичной литературы, композитор - широкий диапазон деятельности, выходящей за рамки основной специальности, существенно выделяет эту личность из числа скрипичных педагогов — его современников. Он обобщил и зафиксировал в своем наследии опыт советской скрипичной педагогики первой половины XX века. Выдающаяся роль Мостраса также видится в основании отечественной методической школы скрипичной игры и многих направлений учебно-педагогического репертуара.

Мострасу было свойственно находить и синтезировать самое существенное, ценное из педагогического и исполнительского опыта разных эпох. В построении практической методики он проделал большой путь от эмпирического познания до использования научных разработок современных ему ученых. Возможно, поэтому фактор времени, отразившийся на научно-методической ценности работ его предшественников, в меньшей степени коснулся методики Мостраса. Подчеркнем большое значение рассмотренных им проблем ансамблевого исполнительства, формирования игровых навыков, организации самостоятельных занятий для практики исполнительства и обучения. Многие из его педагогических идей имели значительную перспективу, что доказывает их развитие воспитанниками и последователями.

Педагогическая система Мостраса не была замкнута на подробностях узких профессиональных вопросов, она демонстрирует широкий кругозор, высокий интеллект, тонкий художественный вкус. За скрупулезным анализом и обстоятельной характеристикой изучаемых проблем просматривается доминанта творческого осмысления. Каждый из сугубо технических вопросов, рассматриваемых Мострасом, пронизан пониманием музыкально-смыслового назначения. Задача формирования интерпретаторского мышления уже с первых этапов обучения «красной нитью» проходит через его теоретические труды и творческие работы. Вся педагогическая система и методика Мостраса была направлена на раскрытие творческой индивидуальности музыканта.

Взгляд художника со сложившейся системой ценностей показывает его редакторское наследие. Несмотря на то, что некоторые из положений редакций в наши дни могут быть оспорены, об их значении говорит сама практика обучения и исполнительства. Многие из предложенных Мострасом приемов вошли в систему средств современного редактирования.

Обнаруженная в диссертации многогранность аспектов редакции сонат и партит И. С. Баха позволяет сделать заключение о необходимости отдельного исследования по данной теме. Также отметим, что в решении основных задач были выявлены важные сведения, касающиеся педагогического стиля Мостраса, истории создания редакций скрипичных концертов П. Чайковского, Р. Глиэра, сонат и партит И. С. Баха, которые раскрыли новые черты личности выдающегося музыканта, педагога и исследователя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Суханова, Татьяна Борисовна, 2010 год

1. Агаркое О.М. Вибрато // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Под общ. ред. М.С. Блока. М.: Музгиз, 1960.-С. 168-186.

2. Агаркое О.М. Вибрато в игре на скрипке. М.: Гос. муз. изд., 1956. -63 с.

3. Агаркое О.М. Об адекватности восприятия музыкального метра // Музыкальное искусство и наука / Под ред. Е.В. Назайкинского. — М.: Музыка, 1970.-Вып. 1-С. 95-135.

4. Агаркое О.М., Родионов К.К. Константин Георгиевич Мострас // Мастера скрипичной педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Кафедра скрипки и альта / Сост. К.К. Родионов. М., 1974. - Вып. 16. - С. 56-86.

5. Алексеев А.Д. Концертная жизнь на рубеже столетий // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895-1907). - М.: Наука, 1968.-Книга 1.-С. 396-419.

6. Андриевский И.М. Исполнительские средства музыкальной выразительности как интонационная система в современной скрипичной музыке. Диссертация кандидата искусствоведения. Киев, 1989. — 258 с.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Интонация // Академик Б.В. Асафьев: Избранные труды. М.: Изд-во академии наук СССР, 1957. -С. 163-276.

8. Ауэр U.C. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики / Пер. с анг., общ. ред., вступ. ст. и комментарии И.М. Ямпольского. -М.: Музыка, 1965. 272 с.

9. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано // Психология техники игры на фортепиано / Пер. A.C. Шевеса / Предислов. Гр. Прокофьева. -М.: Гос. изд., муз. сектор, 1928. С. 48-104.

10. Безекирский B.B. Из записной книжки артиста В.В. Безекирского. 1850-1910.-Спб., 1910.-227 с.

11. Бейн Э.С. К вопросу о константности воспринимаемой величины // Исследования по психологии восприятия. — М., Л.:'Изд-во академии наук СССР, 1948.-С. 167-199.

12. Беленький Б.В., Элъбойм Э.Я. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М.: Музыка, 1990. - 127 с.

13. Березовский И. Психология техники игры на фортепиано // Психология техники игры на фортепиано / Пер. A.C. Шевеса / Ред., прим., предислов. Гр. Прокофьева. М.: Гос. изд., муз. сектор, 1928. - С. 11-41.

14. Берлянчик М.М. О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки // Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты / Ред.-сост. М.М. Берлянчик, А.Ю. Юрьев. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1973. - С. 38-59.

15. Берлянчик М.М. О развитии интонационного слуха исполнителя (к проблеме межпредметных связей) // Вопросы воспитания музыкального слуха. — Л: Изд-во ЛОЛГК, 1987. С. 20-43.

16. Берлянчик М.М. О развитии культуры мелодического интонирования в процессе воспитания скрипача (вопросы методологии и теории) // Вопросы смычкового исполнительства. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1980. — Вып. 49. - С. 46-79.

17. Берлянчик М.М. Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество: Монография / Рос. Академия музыки им. Гнесиных. Магнит, гос. муз.-пед. институт. М., 1993. - 200 с.

18. Берлянчик М.М. Приемственность в воспитании скрипача // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики: межвузовский сборник трудов. -Новосибирск: Новое, гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1987. Вып. 5. -С. 38-51.

19. Берлянчик М.М. Пути активизации интонационно-мелодического мышления начинающего скрипача // Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В.И. Руденко. М.: Музыка, 1980. - Вып. 2. - С. 29-59.

20. Берлянчик М.М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача. Диссертация доктора искусствоведения. — Магнитогорск, 1995.-431 с.

21. Благовещенский И.П. Единство музыкального и технического развития скрипача в свете учения И.П. Павлова // Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). Минск: Наука и техника, 1965.- С. 7-78.

22. Благовещенский И.П. Из истории скрипичной педагогики. Минск: Вышэйшая школа, 1980. - 79 с.

23. Блок М.С. К вопросу о воспитании музыкально-исполнительской техники // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока. М.: Музгиз, 1960. - С. 3-18.

24. Блок М.С. О Льве Моисеевиче Цейтлине // Воспоминания о Московской консерватории. -М.: Музыка, 1966. С. 329-335.

25. Борисяк А.А. Метод органического развития технических приемов игры на виолончели. Изд. 2. - М., Л.: Гос. муз. изд., 1947. - 86 с.

26. Браудо И.А. Артикуляция. — Л.: Гос. муз. изд., 1961. — 198 с.о

27. Брейтбург Ю.А. Иозеф Иоахим педагог и исполнитель. - М.: Музыка, 1966.- 116 с.

28. Брон З.Н. Двойные флажолеты (пути рационализации игровых приемов) // Вопросы смычкового исполнительства. — М.: Изд-во Гос. муз.-пед. института им. Гнесиных, 1980. Вып. 49. - С. 115-119.

29. Брон З.Н., Нечипорук А. Ф. О некоторых приемах рационализации скрипичной аппликатуры // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики.

30. Новосибирск: Новое, гос. консерватория им. М.И. Глинки, 1987. — Вып. 5. -С. 67-78.

31. Булатов Л.П. Некоторые вопросы современной скрипичной педагогики в трудах К.К. Родионова // Труды музыкально-педагогического института им. Гнесиных. М.: Книга, 1985. - Вып. 78. - С. 91-113.

32. Вальтер В.Г. Как учить игре на скрипке. Изд. 3. — Спб., 1910. - 68 с.

33. Веденин И.Г. Формирование методической самостоятельности в процессе подготовки музыканта-исполнителя. — Диссертация кандидата искусствоведения. Минск, 1985. - 209 с.

34. Войку И. Построение естественной системы скрипичной игры. Техника левой руки / Пер. с нем. В.Н. Римского-Корсакова. М.: Гос. муз. изд., 1932. - 93 с.

35. Гамбург Г. С. Борис Осипович Сибор // Воспоминания о Московской консерватории. М.: Музыка, 1966. - С. 336-339.

36. Гантман JI.A. К вопросу о подготовке студентов к оркестровой деятельности // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики. Новосибирск: Изд-во Новое, гос. консерватории им. М. И. Глинки, 1987. - Вып. 5. -С. 51-58.

37. Гарбузов H.A. Внутризонный интонационный слух и методы его развития // H.A. Гарбузов — музыкант, исследователь, педагог / Сост. О. Сахалтуе-ва, О. Соколова / Под ред. Ю. Parca. М.: Музыка, 1980. - С. 207-243.

38. Гарбузов H.A. Зонная природа динамического слуха // H.A. Гарбузов -музыкант, исследователь, педагог / Сост. О. Сахалтуева, О. Соколова / Под ред. Ю. Parca. -М.: Музыка, 1980. С. 244-255.

39. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха // H.A. Гарбузов -музыкант, исследователь, педагог / Сост. О. Сахалтуева, О. Соколова / Под ред. Ю. Parca. М.: Музыка, 1980. - С. 80-145.

40. Гарбузов H.A. Зонная природа темпа и ритма // H.A. Гарбузов музыкант, исследователь, педагог / Сост. О. Сахалтуева, О. Соколова / Под ред. Ю. Parca. - М.: Музыка, 1980. - С. 146-206.

41. Гарбузов H.A. О созвучиях, воспринимаемых как унисон // Исследования по психологии восприятия. — М., Л.: Изд-во академии наук СССР, 1948. С. 361-367.

42. Гарлицкий М.А. А.И. Ямпольский — педагог, музыкант // Мастера скрипичной педагогики. Труды ГМГ1И им. Гнесиных. Кафедра скрипки и альта / Сост. К.К. Родионов. Вып. 16. - М., 1974.- С. 5 - 55.

43. Гвоздев A.B. Основы' исполнительской техники скрипача: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. Новосибирск: Новое, гос. консерватория (академия) им. М. И: Глинки, 2004; - 208 с.

44. Гертович Р. Оркестр в детской музыкальной школе: вопросы организации и руководства // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В.И. Руденко. М.: Музыка, 1986. - Вып. 7. - С. 152-160.

45. Гертович Р. Работа над освобождением мышц у скрипачей // Вопросы методики начального музыкального образования / Ред.-сост. В: Натансон, В.« Руденко.-М.: Музыка, 1981.-С. 166-176.

46. Гинзбург JI.G. О работе над музыкальным произведением: Методический очерк. М.: Музыка, 1968. - 96 с.

47. Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащегося (к проблеме обучения и развития в музыкальной, педагогике) // Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В.И. Руденко. — М:: Музыка, 1980. -Вып. 2-С. 10-28.

48. Готсдинер А.Л. Психологические особенности подросткового возраста// Вопросы методики начального музыкального образования / Ред.-сост. В. Натансон, В. Руденко.-Mi: Музыка, 1981. С. 12-32.

49. Готсдинер А.Л. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классах скрипки / Под ред. Л.Н. Раабена. — Л:: Музгиз, 1963 ■ 43 с.

50. Григорьев В.Ю. А.И. Ямпольский и его методические взгляды // Исполнительские и педагогические традиции Московской, консерватории. М.: Изд-во MFK им. П.И:Чайковского, 1993.-С. 100-112.

51. Григорьев В.Ю. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации // Музыкальное исполнительство и современность / Сост. М.А; Смирнов. -М.: Музыка, 1988. Вып. 1 - С. 69-87.

52. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. — Москва-Магнитогорск: МГК, Магнит, гос. консерватория, 1998. — 153 с.

53. Григорьев В.Ю. Методические взгляды Ю.И. Янкелевича // Ю.И. Янке-левич. Педагогическое наследие. — М.: Музыка, 1983. С. 6-59.

54. Григорьев В.Ю. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В.И. Ру-денко. М.: Музыка, 1986. - Вып. 7 - С. 65-81.

55. Григорьев В.Ю. Некоторые черты педагогической системы Д.Ф. Ойстраха // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность / Сост. Т.А. Гайдамович. — М.: Музыка, 1991. — С. 5-34.

56. Григорьев В.Ю. О взаимоотношении традиций и новаторства в скрипичной школе Московской консерватории // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1988.-С. 3-14.

57. Григорьев В.Ю. О некоторых психологических аспектах работы педагога-музыканта // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. С.П. Понятов-ский. -М.: Музыка, 1987. Вып. 8-С. 44-54.

58. Григорьев В.Ю. О развитии музыкальной памяти учащегося // Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В.И. Руденко. — М.: Музыка, 1980. -Вып. 2-С. 68-78.

59. Григорьев В.Ю. Принципы скрипичной школы Леопольда Ауэра // Из истории музыкальной жизни России (ХУШ-Х1Х вв.) М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1990. - С. 84-97.

60. Григорьев В.Ю. Скрипичные классы Московской консерватории (18631917) // Из истории музыкальной жизни России (Х1Х-ХХ вв.) — М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1992. С. 5-22.

61. Григорьев В.Ю. Скрытые возможности психики и инструментальная педагогика // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1994. - Вып. 1. - С. 26-32.

62. Григорьев В.Ю. Советские мастера игры на струнных смычковых инструментах — интерпретаторы музыки И.С. Баха // Русская книга о Бахе / Сост. Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. Изд. 2е. — М.: Музыка, 1986. - С. 298-311.

63. Григорян А.Г. Гаммы и арпеджио для скрипки для ДМШ и музыкальных училищ. М.: Музыка, 1970. — 57 с.

64. Григорян А.Г. Учебное пособие для начинающего скрипача, построенное на русском и советском музыкальном материале. — Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1950. - 35 с.

65. Гуревич JI.H. Воспитание аппликатурного мышления юного скрипача // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В.И. Руденко. М.: Музыка, 1986. -Вып. 7.-С. 123-135.

66. Гуревич Л.Н. Проблемы современной скрипичной редактуры. Диссертация кандидата искусствоведения. - Л., 1983. — 185 с.

67. Гуревич Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л.: Музыка, 1988. - 112 с.

68. Д.Ф. Ойстрах. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / Сост. В.Ю. Григорьев. М.: Музыка, 1978. - 288 с.

69. Е. Цимбалист, Ж. Сигети, Р. Принчипе и Д.Ф. Ойстрах о скрипичном исполнительстве и педагогике // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. -М.: Музыка, 1968. С. 133-146.

70. Журдаи-Моранлс Э. Международный конкурс пианистов и скрипачей имени П.И. Чайковского: говорят члены жюри // Советская музыка. 1958. -№5.-С. 26-28.

71. Зеленин В.М. Роль речевого общения в скрипичной педагогике // Вопросы методики начального музыкального образования / Ред.-сост. В. Натансон, В. Руденко. -М.: Музыка, 1981. С. 136-145.

72. Зенина Л.Л. К проблеме формирования метроритмических представлений музыканта // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск: Изд-во Новосибирской гос. консерватории им. М.И. Глинки, 1986. - Вып. 4. - С. 85-93.

73. Исполнительское искусство зарубежных стран / Сост., ком. и ред. пер. Я. Мильштейн. М.: Музыка, 1977. - Вып. 8. - 280 с.

74. Камилларов Е. О технике левой руки скрипача / Ред. Л.Н. Раабена. — Л.: Музгиз, 1961. -64 с.

75. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Классика - XXI, 2004. - 136 с.

76. Копчевский Н.А. Инвенции И.С. Баха // Инвенции (двухголосные и трехголосные) И.С. Баха для фортепиано в редакции Ф. Бузони. М.: Музыка, 1966.-С. 6-9.

77. Корредор Х.М. Беседы с Пабло Казальсом / Вст. ст. и коммент. Л.С. Гинзбурга / Пер. с фр. Е.К. Амосовой и Б.Н. Бурлакова. — Л.: Гос. муз. изд., 1960.-369 с.

78. Кременштейн Б.Л. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта-исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В.И. Руденко. М.: Музыка, 1986. - Вып. 7 - С. 51-65.

79. Кузнецов Б.Е. К.Г. Мострас // Советский музыкант. 1965. - 22 сентября. — С. 4.

80. Курдюмов М.В. О воспитании навыков самостоятельной работы учащихся-скрипачей // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. — М.: Музыка, 1968. С. 69-76.

81. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / Пер. 3. Эвальд / Под ред. Б.В. Асафьева. М.: Гос. муз. изд., 1931. -304 с.

82. Лесман H.A. Очерки по методике обучения игре на скрипке / Вст. ст., сост., общ. ред., допол. и прим; М.С. Блока. — М.: Гос. муз. изд., 1964. 272 с.

83. Лесман И. А. Пути развития скрипача. Л.: Тритон, 1934. — 63 с.

84. Леонид Коган. Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью / Сост. В.Ю. Григорьев: — М.: Советский композитор, 1987. 246 с.

85. Лещинская И.МРазвитие восприятия музыки при. обучении игре на фортепиано // Вопросы методики начального музыкального образования / Ред.-сост. В. Натансон, В. Руденко. М.: Музыка, 1981. - С. 32-40.

86. Либерман В. С., Шульпяков ОФ., Гутников БЛ. О вариантности; приемов звукоизвлечения в скрипичном исполнительстве // Шульпяков О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. — Спб: Композитор, Санкт-Петербург, 2006. С. 311-340:

87. Либерман М.И. Некоторые вопросы развития техники левой руки скрипача // Вопросы музыкальной педагогики; Смычковые инструменты / Ред.-сост. М.М. Берлянчик, A.IO. Юрьев. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1973. С. 60-77.

88. Либерман М^Б., Берлянчик М. М. Культура звука скрипача: Пути формирования и развития. М.: Музыка, 1985. — 160 с.

89. Львов А.Ф. Советы, начинающему играть на скрипке // И.М. Ямполь-ский. Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы. — М., Л.: Гос. муз. изд., 1951.-Т. 1.-С. 362-368.

90. Любомудрова H.A. Начальное обучение на фортепиано// Очерки по методике обучения; игре наг фортепиано / Под ред. A.A. Николаева. М., Л.: Гос. муз. изд., 1950. - Вып. 1. - С. 177-216.

91. Любомудрова H.A. Основные задачи педагога-пианиста // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / Под ред. A.A. Николаева. М., Л.: Гос. муз. изд., 1950. - Вып. 1. - С. 20-37.

92. Любомудрова H.A. Педагог и ученик. Проведение урока // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / Под ред. A.A. Николаева. М., Л.: Гос. муз. изд., 1950. - Вып. 1. - С. 38-51.

93. Лятошинский Б.Н. Музыкант, учитель, друг // Рейнгольд Морицевич Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы / Под ред. и со вст. ст. В.Н. Богданова-Березовского. — JL: Музыка, Ленинград, отд., 1965. Т. 1. — С. 67-75.

94. Мазелъ Л.А. О мелодии. М.: Гос. муз. изд., 1952. - 300 с.

95. Мозель Л.А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1983. - 72 с.

96. Мозель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм. — М.: Музыка, 1967. — 751 с.

97. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. Изд. 2е испр. и доп. - Петроград: «Якорь», 1915.-233 с.

98. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1966.-218 с.

99. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

100. Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э.Б. Абдул-лина. М.: Academa, 2002. - 272 с.

101. Микитянский С.М. Константин Георгиевич Мострас // Музыкальный календарь на 1966 год. -М.: Музыка, 1965. С. 131-135.

102. Мшаловский Б. Новый путь скрипача. М.: Гос. муз. изд., 1934. -198 с.

103. Мордкович Л.М. Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы (на примере ансамбля скрипачей) // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В.И. Руденко. М.: Музыка, 1986. - Вып. 7. - С. 136-152.

104. Мордкович Л.М. Изучая педагогическое наследие П.С. Столярского // Вопросы методики начального музыкального образования / Ред.-сост. В. Натансон, В. Руденко. М.: Музыка, 1981. - С. 40-50.

105. Московская консерватория: 1866-1966 / Ред. кол. Л.С. Гинзбург, А.И. Кандинский и др. / МГК им. П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1966. - 726 с.

106. Московская консерватория. Материалы и документы. М.: «Прогресс-Традиция», 2006. - Том 2.-391 с.

107. Мострас КГ. Виды постановки // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока. — М.: Музгиз, 1960. С. 19-44.

108. Мострас КГ. Двадцать четыре каприса для скрипки соло Н. Паганини: Методические комментарии / Вступ. ст. И.М. Ямпольского. — М.: Музгиз, 1959.-165 с.

109. Мострас К.Г. Динамика в скрипичном искусстве / Под ред. М.С. Блока. М.: Музгиз, 1956. - 57 с.

110. Мострас К.Г. Изучение позиций и переходов // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока. М.: Музгиз, 1960. - С. 53-64.

111. Мострас К.Г. Интонация // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока. — М.: Музгиз, 1960.-С. 187-195.

112. Мострас К.Г. Интонация на скрипке: Методический очерк. Изд. 1е. -М., Л.: Гос. муз. изд., 1948. - 137 е.; Изд. 2е. -М.: Музгиз, 1962. - 156 с.

113. Мострас К.Г. Конспекты лекций по курсу методики обучения и игры на скрипке: Машинопись. 1949. — Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева. - Том 1. - 192 с.

114. Мострас К.Г. Курс методики у струнников // Советский музыкант. -1939. 25 ноября (№ 48). - С. 3.

115. Мострас КГ. Марина Козолупова: Рукопись. ГЦММК им. М.И. Глинки. - Фонд 402. - Ед. хр. 27. - 9 л.

116. Мострас К.Г. Методические записки беседы: Рукопись. — Пенза, 1942. - ГЦММК им. М. И. Глинки. - Фонд 286. - Ед. хр. 725. - 52 л.

117. Мострас К.Г. «Мы, участники Персимфанса.»: Рукопись / Под редакцией A.C. Цуккера. М., 1925. - ГЦММК им. М.И. Глинки. - Ф. 179. -Ед. хр. 268. - 6 л.

118. Мострас КГ. Они играли Ленину // Советский артист / Записал П. Назаревский. 1965. - 23 апреля (№16). - С. 2.

119. Мострас КГ. Предисловие к редакции сонат и партит для скрипки соло И.С. Баха // В нотах: Сонаты и партиты для скрипки соло И.С. Баха — М.: Музыка, 1965. С. 5-6.

120. Мострас К.Г. Работа над гаммами // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока.- М.: Музгиз, 1960. С. 93-139.

121. Мострас КГ. Ритмическая дисциплина скрипача: Методический очерк. -М., Д.: Музгиз, 1951.-304 с.

122. Мострас К.Г. Система домашних занятий скрипача: Методический очерк / Под ред. В.О. Рабея. М.: Музгиз, 1956. - 54 с.

123. Мострас КГ. Создать педагогический репертуар // Советская культура. 1957. - 21 марта. - С. 3.

124. Мострас КГ. Стенограмма лекции по методике скрипичной игры в клубе мастеров искусства. 3 ноября 1937 г. — ГЦММК им. М.И. Глинки. — Фонд 28. - Ед. хр. 189. - 28 л.

125. Мострас К.Г Теневые стороны детского музыкального профессионализма // Музыка. 1937. - 6 мая (№ 9). - С. 3.

126. Мострас К.Г. Трель, тремоло и пиццикато // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока.- М.: Музгиз, 1960. С. 139-153.

127. Мострас КГ. Упражнения // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока. М.: Музгиз, 1960. - С. 196-202.

128. Мострас КГ. Флажолеты // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока. М.: Музгиз, 1960.-С. 153-168.

129. Мострас КГ., Ойстрах Д. Ф. К вопросу о редакции музыкальных текстов // Советская музыка. 1951. - №5. - С. 84-85.

130. Мострас КГ, Ойстрах Д. Ф. Предисловие и примечания редакторов скрипичной партии к изданию Концерта П.И. Чайковского // В нотах: П. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. М., Л.: Гос. муз. изд., 1941.- С. 2-6.

131. Моцарт Л. Основательное скрипичное училище г. Моцарта / Пер. с нем. П. Торсона. Спб.: Императорская академия наук, 1804. — 206 с.

132. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября. Октябрь 1917-1920. Хроника. Документы. Материалы / Автор-сост. С.Р. Степанова. -М.: Советский композитор, 1972. — 336 с.

133. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

134. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. — М.: Музыка, 1965. — 95 с.

135. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

136. Немировский Л.Г. Механика, физиология и акустика скрипичного аппарата (Левосторонняя часть). Л., М.: Ленмузгиз, 1933. — 79 с.

137. Нестъев ИВ. Бела Барток. 1881-1945. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1969. - 798 с.

138. Николаев A.A. Работа над этюдами и упражнениями // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М., Л.: Гос. муз. изд., 1950. - Вып. 1. -С. 115-176.

139. Ойстрах Д. Ф. Праздник скрипичного искусства // Советская музыка. — 1958.-№5.-С. 23-26.

140. Павлов И.П. Физиология высшей нервной деятельности // И.П. Павлов. Избранные труды / Под ред. Э.А. Асратяна. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1951.-С. 157-424.

141. Переверзев Н.К. Исполнительская интонация. — М.: Музыка, 1989. -207 с.

142. Петрова И. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В.И. Руденко. М.: Музыка, 1986. - Вып. 7. - С. 38-50.

143. Плаксин М. Уплотненная аппликатура, как новый прием в скрипичной технике // Советская музыка. 1933. - № 2. - С. 106-113.

144. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1966.- 151 с.

145. Понятовский С.П. Персимфанс оркестр без дирижера. - М.: Музыка, 2003.- 191 с.

146. Раабен Л.Н. Вопросы квартетного исполнительства. — М.: Музгиз, 1956.- 109 с.

147. Раабен Л.Н. История русского и советского скрипичного искусства. -JL: Музыка, 1978.-198 с.

148. Раабен Л.Н. Леопольд Семенович Ауэр. Очерк жизни и деятельности. Л.: Музгиз, 1962. - 178 с.

149. Раабен Л.Н. Об исполнении Скрипичного концерта П.И. Чайковского // О музыкальном исполнительстве / Под ред. Л.С. Гинзбурга, A.A. Соловцо-ва. -М.: Гос. муз. изд., 1954. С. 246-278.

150. Раабен Л.Н. Скрипичные и виолончельные произведения П.И. Чайковского. М.: Музгиз, 1958. - 118 с.

151. Раабен Л.Н. Советский инструментальный концерт. — Л.: Музыка, 1967.-306 с.

152. Раабен Л.Н. Эстетические и стилевые тенденции в музыкальном исполнительстве наших дней // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., М.: Музыка, 1965. - Вып. 4. - С. 69-86.

153. Рабей В. О. Георг Филипп Телеман. М.: Музыка, 1974. - 64 с.

154. Рабей В. О. Московская скрипичная школа в период становления // Музыкальная академия. 2001. - № 4. - С. 111-115.

155. Рабей В. О. Ритмическая дисциплина скрипача // Советская музыка. -1952. -№ 1.-С. 105-106.

156. Рабей В. О. Сонаты и партиты И.С. Баха для скрипки соло. Изд. 2е. -М.: Классика - XXI, 2003. - С. 172.

157. Рабинович А.Б. Осциллографический метод анализа мелодии / Под ред. H.A. Гарбузова. М.: Музгиз, 1932. - 32 с.

158. Рабинович И. С. О работе с учеником над музыкальным произведением // Очерки по методике обучения игре на фортепиано / Ред. A.A. Николаева. — М., Л.: Гос. муз. изд., 1950.-Вып. 1.-С. 52-114.

159. Рабинович Я.И. Новые дисциплины на струнном отделении // Советский музыкант. 1939. - 25 ноября (№ 48). - С. 3.

160. Рагс Ю.Н. Вибрато и восприятие высоты // Применение акустических методов исследования в музыкознании / Под ред. С.С. Скребкова. — М.: Музыка, 1964.- С. 38-60.

161. Рагс Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха (о соотношении учебного предмета сольфеджио с художественной практикой) // Вопросы воспитания музыкального слуха. — Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1987. — С. 7-19.

162. Родионов К.К. Начальные уроки игры на скрипке. — М.: Музыка, 1984. -72 с.

163. Руденко В.И. Концертная скрипичная транскрипция XX века и проблемы интерпретации // Музыкальное исполнительство / Сост. и общ. ред. В.Ю. Григорьева и В.А. Натансона. М.: Музыка, 1979. - Вып. 10. - С. 2256.

164. Руденко В.И., Руденко Н.И. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к практической деятельности // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В.И. Руденко. М.: Музыка, 1986. — Вып. 7. - С. 5-29.

165. Румшевич Д.А. Симфонический оркестр в ДМШ. — Л.: Музыка, 1973. -40 с.

166. Сапожников С.Р. О музыкально-выразительных средствах в скрипичном исполнительском искусстве // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. -М.: Музыка, 1968. С. 77-132.

167. Сафонова E.JT. М.Л. Яшвили // Беседы о педагогике и исполнительстве: к обобщению творческого опыта профессоров оркестрового факультета Московской консерватории / МГК им. П.И. Чайковского. Проблемная лаборатория. М., 1996. - Вып. 3. - С. 65-74.

168. Сафонова E.JI. Скрипичная школа Московской консерватории. Творческие традиции. Исследование. М.: Изд. орг. МГК им. П.И. Чайковского, 2002.- 172 с.

169. Сафонова E.JT. Скрипичный мастеркласс. С.И. Кравченко // Беседы о педагогике и исполнительстве: к обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории. МГК им. П.И. Чайковского. Проблемная лаборатория.-М., 1999.-Вып. 4.-С. 40-53.

170. Сахалтуева О. Интонационный анализ исполнения первой части концерта для скрипки с оркестром Мендельсона // Применение акустических методов исследования в музыкознании / Под ред. С.С. Скребкова. М.: Музыка, 1964.-С. 61-78.

171. Свирская Т. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля // Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В.И. Руденко. — М.: Музыка, 1980. -Вып. 2.-С. 137-154.

172. Семенцов-Огиевский K.M. Искусство скрипичных смен. — М., 1971. — 43 с.

173. Сибор Б.О. Константин Георгиевич Мострас // Советский музыкант. -1938.-6 июня.-С. 2.

174. Сигал Л. Воспитание волевых качеств в классе по специальности // Воспитательная работа в музыкальной школе. — JL: Гос. муз. изд., 1959. — С. 16-23.

175. Сигети Ж. Воспоминания. Заметки скрипача / Общ. ред., вступ. ст. и коммент. JI.C. Гинзбурга. М.: Музыка, 1969. - 306 с.

176. Сильд О. Понимание «исполнительской способности» на различных этапах развития скрипичной педагогики // Вопросы теории и истории смычкового исполнительства / Ред.-сост. О.Ф. Шульпяков. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1985.-С. 45-69.

177. Скибин В. Эволюция постановки правой руки скрипача // Вопросы теории и истории смычкового исполнительства / Ред.-сост. О.Ф. Шульпяков. -Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1985. С. 27-44.

178. Скребков С.С. Анализ музыкальных произведений. — М.: Гос. муз. изд., 1958.-330 с.

179. Скрипичная школа или наставление играть на скрипке // И.М. Ямполь-ский. Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы. — М., Л.: Гос. муз. изд., 1951.-Т. 1.-Приложение. С. 321-352.

180. Смилга 77. Из воспоминаний о Московской консерватории двадцатых годов // Воспоминания о Московской консерватории. М.: Музыка, 1966. -С. 216-228.

181. Советские лауреаты международного конкурса скрипачей им. Э. Изаи в Брюсселе. — М.: Московская Государственная филармония, 1937. — 36 с.

182. Станко A.A. Динамика развития исполнительского аппарата скрипача на различных этапах обучения // Вопросы теории и истории смычкового исполнительства / Ред.-сост. О.Ф. Шульпяков. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1985. - С. 115-131.

183. Станко A.A. Исполнительский аппарат скрипача, как система, формируемая в процессе обучения. Диссертация кандидата искусствоведения. -Л., 1985.-191 с.

184. Степанов Б. Основные принципы практического применения смычковых штрихов. Л.: Гос. муз. изд., 1960. - 110 с.

185. CmeifeHKo В. Принцип движения как основа формирования игровых навыков скрипача // Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В.И. Ру-денко. М.: Музыка, 1980. - Вып. 2. - С. 60-67.

186. Струве Б.А. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах. JL, М.: Гос. муз. изд., 1933. - 62 с.

187. Струве Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: этюд из области музыкальной педагогики / Вступ. статья, ред., дополн. и примеч. JI.C. Гинзбурга. Изд. 2е. - М.: Музгиз, 1952. - 228 с.

188. Струве Б.А. Типовые формы постановки рук у инструменталистов. Смычковая группа. М., Л.: Гос. муз. изд., 1932. - 24 с.

189. Суханова Т.Б. О редакторском стиле К.Г. Мостраса // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории (академии) им. М.И. Глинки, 2007. - Вып. 8. - С. 236-248.

190. Суханова Т.Б. Сонаты и партиты И.С. Баха для скрипки соло в редакции К. Мостраса // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории (академии) им. М.И. Глинки, 2006. - Вып. 7.- С. 237-247.

191. Таргонский Я.Б. Флажолеты смычковых инструментов / Под ред. H.A. Гарбузова. М.: Музгиз, 1936. — 36 с.

192. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947. 334 с.

193. Третьяченко В. Ф. Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. В.И. Руденко. -М.: Музыка, 1986. Вып. 7. - С. 97-122.

194. Третьяченко В.Ф. Становление и развитие инструктивно-художественных сочинений для скрипки (этюдов и каприсов): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Новосибирск, 2001. 24 с.

195. Турчанинова Г.С. Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей в младших классах ДМШ // Вопросы методики начального музыкального образования / Ред.-сост. В. Натансон, В. Руденко. — М.: Музыка, 1981.-С. 160-166.

196. Турчанинова Г.С. О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача (из опыта работы) // Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. Руденко В.И. М.: Музыка, 1980. - Вып. 2. - С. 79-90.

197. Фелъдгун Г.Г. Воспитание скрипача как исполнителя современной музыки. — Диссертация кандидата искусствоведения. — JL, 1979. — 163 с.

198. Фелъдгун Г.Г. Некоторые вопросы подготовки скрипача к исполнению современной музыки // Вопросы смычкового исполнительства. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1980. Вып. 49. - С. 89-102.

199. Фихтенголъц Н.М., Яшвили M.JI. «Душа обязана трудиться.» // Музыкальная академия. 2004. — №1. - С. 35-39.

200. Флеш К. Искусство скрипичной игры / Вст. ст., ред. перевода, ком-мент. и доп. К.А. Фортунатова. М.: Музыка, 1964. - Т. 1. - 269 с.

201. Флеш К. Искусство скрипичной игры. Художественное исполнение и педагогика / Перевод с нем. и комментарии В.О. Рабея. — М.: Классика -XXI, 2004. 304 с.

202. Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма / Сост. В.Н. Холопова. М.: Музыка, 1978. - С. 48-105.

203. Хентова С.М. Ростропович. СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1993.-303 с.

204. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. -М.: Музыка, 1971. 304 с.

205. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980. - 70 с.

206. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. — М.: Советский композитор, 1983.-281 с.

207. Холопова В.Н. Фактура. М.: Музыка, 1979. - 87 с.

208. Цуккерман В.А. Яворский — теоретик // Б. Яворский.' Воспоминания, статьи и письма / Под общей редакцией Д. Шостаковича. — М.: Музыка, 1964. -Т. 1.-С. 173-207.

209. Шалтупер Ю. Макс Регер // Музыкальная жизнь. 1975. — № 10. - С. 17-18.

210. Шалъман С.М. Взаимодействие навыков в процессе системного формирования исполнительской техники скрипача. Диссертация кандидата искусствоведения. - Спб., 1992. - 178 с.

211. Шалъман С.М. Взаимодействие штриховых навыков в процессе формирования скрипичной техники // Скрипка, альт: история, музыкальное наследие, педагогика. М.: Изд-во Гос. муз.-пед. института им. Гнесиных, 1990.-Вып. 112.-С. 158-183.

212. Шалъман С.М. Я буду скрипачом: 33 беседы с юным музыкантом. -Изд. 2е, уточн и доп. Л: Советский композитор, 1987. - 152 с.

213. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964. - 728 с.

214. Шебалина A.M. В.Я. Шебалин: Годы жизни и творчество. М.: Советский композитор, 1990. — 300 с.

215. Ширинский A.A. Творческая деятельность Д.М. Цыганова // Проблемы музыкальной педагогики. М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1981. - С. 31-46.

216. Ширинский A.A. Штриховая техника скрипача. М.: Музыка, 1983. -84 с.

217. Шифман JT.A. К вопросу о взаимодействии органов чувств и видов чувствительности // Исследования по психологии восприятия. — М., JL: Изд-во Академии наук СССР, 1948. С. 43-93.

218. Штейнгаузен Ф.А. Физиология ведения смычка / Пер. с нем. М. Мей-чика и В. Н. Алексеева. М.: Музторг, 1930. - 107 с.

219. Шулъпяков О.Ф. Беседы с Б. Гутниковым об искусстве скрипичной игры // Скрипичное исполнительство и педагогика. Спб: Композитор, Санкт-Петербург, 2006. - С. 341-410.

220. Шулъпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ // Скрипичное исполнительство и педагогика. — Спб: Композитор, Санкт-Петербург, 2006. С. 129-274.

221. Шулъпяков О.Ф. Проблема единства «художественного» и «технического» в теории и практике музыкального искусства // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики. — Новосибирск: Изд-во Новосибирской гос. консерватории им. М.И. Глинки, 1987. — С. 7-24.

222. Шулъпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя // Скрипичное исполнительство и педагогика. Спб: Композитор, Санкт-Петербург, 2006. - С. 275-310.

223. Шулъпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя: проблемы методологии. Л.: Музыка, 1973. - 104 с.

224. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. -М., Л.: Гос. муз. изд., 1947. 112 с.

225. Юзефович В.А. Давид Ойстрах: Беседы с Игорем Ойстрахом. — Изд. 2е, испр. и доп. М.: Советский композитор, 1985. - 383 с.

226. Юрьев А.Ю. Выразительные возможности скрипичных штрихов // А.Ю. Юрьев. Очерки истории и теории смычковой культуры скрипача: из творческого наследия скрипичного педагога. — Санкт-Петербург: «Ut», 2002. -С. 67-211.

227. Юрьев А.Ю. Исполнительское осознание // А.Ю. Юрьев. Очерки истории и теории смычковой культуры скрипача: из творческого наследия скрипичного педагога. Санкт-Петербург: «Ut», 2002. - С. 231-248.

228. Юрьев А.Ю. О некоторых проблемах восприятия и управления смычковой техникой скрипача // А.Ю. Юрьев. Очерки истории и теории смычковой культуры скрипача: из творческого наследия скрипичного педагога. — Санкт-Петербург: «Ut», 2002. С. 212-230.

229. Яворский Б. Статьи, воспоминания и переписка / Ред.-сост. И.С. Рабинович / Под общ. ред. Д. Шостаковича. Изд. 2е. - М.: Советский композитор, 1972.-Т. 1.-711 с.

230. Яворский Б. Воспоминания, статьи и письма / Под общей редакцией Д. Шостаковича. М.: Советский композитор, 1987. - Т. 2. - 348 с.

231. Яворский Б. Сюиты Баха для клавира / Под ред. С. Протопопова. — М., JL: Музгиз, 1947. 53 с.

232. Якубовская В. Слух как многоуровневая система (к обоснованию методов обучения в скрипичном классе) // Вопросы смычкового исполнительства. М.: Изд-во Гос. муз.-пед. института им. Гнесиных, 1980. - Вып. 49. - С. 8088.

233. Ямпольский А.И. К вопросам развития скрипичной техники: штрихи // Проблемы музыкальной педагогики. М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1981.-С. 11-30.

234. Ямпольский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики / Сост. С. Сапожников. М.: Музыка, 1968. - С. 22-33.

235. Ямпольский А.И. О методе работы с учениками // Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1959. - Вып. 1. - С. 5-24.

236. Ямпольский А.И. Подготовка пальцев и оставление их на струнах // Очерки по методике обучения игре на скрипке: вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока. М.: Музгиз, 1960. - С. 44-52.

237. Ямпольский И.М. Двадцать четыре каприса для скрипки соло Н. Паганини // К.Г. Мострас. Двадцать четыре каприса для скрипки соло Н. Паганини. -М.: Музгиз, 1959. С. 3-22.

238. Ямпольский И.М. Основы скрипичной аппликатуры. Изд. 4е. — М.: Музыка, 1977.-183 с.

239. Ямпольский И.М. Показ юных музыкантов // Советская музыка. — 1937. -№ 6. С. 96-104.

240. Ямпольский И.М. Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы. -М., JI.: Гос. муз. изд., 1951.-Т. 1.-516 с.

241. Ямполъский И. M. Сонаты и партиты для скрипки соло И.С. Баха. — М.: Музгиз, 1963. 72 с.

242. Ямполъский И.М., Гинзбург JI.C. История смычкового исполнительства // Советский музыкант. 1939. — 25 ноября (№ 48). - С. 3.

243. Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики / Сост. С. Сапожников. — М.: Музыка, 1968.-С. 34-57.

244. Янкелевич Ю.И. Смена позиций // Очерки по методике обучения игре на скрипке: вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока. -М.: Музгиз, 1960. С. 64-92.

245. Янкелевич Ю.И. Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке // Ю.И. Янкелевич. Педагогическое наследие. М.: Музыка, 1983. - С. 78-236.

246. Янъшинов А. Техника смычка: руководство для выработки штрихов. -М.: Гос. изд., муз. сектор, 1930. 70 с.

247. Fryer J. The Suzuki Method. Glasgow: William Collins Sons & Co., 1985. - 124 p.

248. Galamian I. Principles of violin playing and teaching. — Englewood Cliffs (№ 1): Prentice Hall, 1962. 116 p.

249. G. K. Les violonistes Kozoloupova et Fichtengolz // La libre Belgique. -1937. 1 peut.

250. Havemann G. K.G. Mostrass: Die rhythmische Disziplin des Geigers // VEB Breitkopf und Härtel Musikverlag, Leipzig. Musik und Gesellschaft. 1959. -№ 12.-S. 29-30

251. Seling H. Ein ungewöhnliches Geigenbuch // Música. 1959. - Nov. (№ 11).- S. 742.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.