Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.04, кандидат психологических наук Павлов, Александр Евгеньевич

  • Павлов, Александр Евгеньевич
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.04
  • Количество страниц 138
Павлов, Александр Евгеньевич. Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы: дис. кандидат психологических наук: 19.00.04 - Медицинская психология. Москва. 2008. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Павлов, Александр Евгеньевич

1 I !

I , '

Введение

I. Теоретическая часть. Музыкальная деятельность и её мозговая организация.

1.1. Музыкальная деятельность в психической жизни человека.

1.2. Анатомические и нейрофизиологические исследования мозга музыкантов.

1.3. Музыкальные занятия и развитие мозговых структур в онтогенезе.

1.4. Постановка проблемы исследования.

II Экспериментальная часть

2.1. Материал и методы исследования.

2.1.1. Испытуемые.

2.1.2. Методы исследования.

2.2. Влияние занятий музыкой на общее когнитивное развитие детей.

2.2.1. Нейродинамические показатели психической деятельности

2.2.2. Исследование движений и действий

2.2.3. Исследование гнозиса.

2.2.4. Исследование речевых функций.

2.2.5. Исследование памяти.

2.2.6. Исследование интеллекта.

2.2.7. Возрастные различия в динамике развития ВПФ.

2.3. Специфика влияния занятий на различных музыкальных инструментах на когнитивное развитие детей

2.3.1. Нейродинамические показатели психической деятельности

2.3.2. Исследование движений и действий.

2.3.3. Исследование гнозиса.

2.3.4. Исследование речевых функций.

2.3.5. Исследование памяти.

2.3.6. Исследование интеллекта.

2.4. Взаимосвязь занятий музыкой и успешности обучения в общеобразовательной школе.

2.5. Влияние занятий музыкой на общее когнитивное развитие детей, испытывающих трудности в обучении.

2.5.1. Нейродинамические показатели психической деятельности.

2.5.2. Исследование движений и действий.

2.5.3. Исследование гнозиса.

2.5.4. Исследование речевых функций.

2.5.5. Исследование памяти.

2.5.6. Исследование интеллекта.

2.6. Анализ нейропсихологических механизмов влияния музыкальных занятий на когнитивное развитие.

III. Обсуждение результатов

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Медицинская психология», 19.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы»

Актуальность темы исследования. Музыка сопровождает людей на протяжении всей жизни, в колыбели, в играх, на работе, на празднике, на отдыхе. Стремление музицировать в большей или меньшей степени есть у каждого человека, у каждого ребёнка, что обусловлено желанием каким-либо образом заявить о себе, показать свои возможности, свои способности. В настоящее время отдавать своего ребёнка в музыкальную школу также считается престижным, многие родители хотят видеть в своих детях маленьких «музыкальных гениев».

Но у родителей часто возникает вопрос, стоит ли учить своего ребёнка музыке, если они у него нет яркого музыкального дарования, если они видят, что из него не получится успешного исполнителя, дирижера, композитора. Также многие родители не спешат отдавать своего ребёнка в музыкальную школу, так как считают, что перегрузки и нехватка времени могут негативно сказаться на освоении программы средней школы.

Сейчас общепринятым мнением считается, что музыка - это то, что сочиняют композиторы, исполнители доносят её до слушателя, который уже получает от неё какое - либо эстетическое удовольствие. Конечно, в какой-то и мере оно так и есть, но такое положение вещей было не всегда, не всегда и не у всех народов существовало такое понятие как сцена. В музыке, помимо того, что достигается тот или иной результат, важно то, как он был достигнут, что пришлось задействовать человеку для воспроизведения определённого ритма, какие психические процессы принимали участие в овладении тем или иным инструментом, к каким средствам пришлось прибегнуть исполнителю для пропевания какой — либо мелодии или извлечения того или иного звука. В коллективном творчестве важно, чтобы человек учитывал действия и желания других участников творческого процесса, был постоянно внимательным.

Вся античная музыкальная эстетика говорит об огромном значении музыки в воспитании. Платон говорил, что каждый благородный человек должен играть на каком-либо музыкальном инструменте. Овладение азами музыкального искусства организует личность, тренирует память, внимание, волю. Музыка - особая реальность, в которой действуют особые правила и законы, которым должен следовать музыкант. Отступление от этих законов ведёт к дисгармоничной музыке, которая слабо или негативно воздействует на слушателя. Если же музыка исполнена согласно общим законам, то она приобретает новое качество, её влияние на человека становится совершенно« особенным. В европейских средневековых университетах музыка была обязательным предметом наряду с математикой, астрономией. Таким образом^ музыка, помимо того, что ценна сама по себе, является отличным организующим средством для развития человека.

В настоящее время существует множество публикаций, где отмечается влияние занятий музыкой на развитие когнитивных функций. Анатомо-физиологические исследования свидетельствуют об изменениях в ходе музыкальных занятий определенных структур головного мозга. Однако нейропсихологические механизмы влияния музыки на развитие когнитивных способностей ребенка раскрыты недостаточно.

Особое значение приобретают музыкальные занятия для развития детей с проблемами обучения в школе.

В современных экологических условиях большого города проблема трудностей обучения в школе - «learning disabilities», становится весьма актуальной. Значимость проблемы трудностей обучения в школе подтверждается тем, что она даже включена в международную классификацию болезней DSM IV (МКБ10, 2004), Трудности обучения в школе часто являются причиной резкого снижения учебной мотивации, школьной дизадаптации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Между тем, известно, что успешность в жизни во многом определяется академической успеваемостью в школе. Трудности обучения проявляются в специфической неспособности усвоения школьных знаний, умений, навыков. В этой связи особое значение принадлежит младшему школьному возрасту - начальному этапу формирования учебной деятельности и навыков чтения, письма, счета (Лурия А.Р., 1948, 1962; Божович. Л.И., 1968; Гальперин П.Я., 1978; Выготский Л.С., 1983, 1984; Лебединский В.В., 1985, 1998; Давыдов В.В., 1986; Запорожец А.В., 1986; Лубовский В.И., 1989; Эльконин, Д.Б., 1989; Обухова Л.Ф., 1997; АхутинаТ.В., 1998; Адрианов О.С., 1999; Манелис Н.Г, 1999; Дубровинская Н.В., 2000; Богоявленская М.Е., 2003; Полонская Н.Н., 2003;). Наряду с другими факторами, успешность формирования школьных умений и навыков во многом определяется созреванием и степенью сохранности анализаторных систем, а также полноценным психическим развитием ребенка.

Стойкие трудности при обучении могут испытывать дети с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, но обнаруживающие несформированность некоторых психических процессов, в основе которой лежит отставание функционального созревания структур мозга от возрастной нормы. Эти специфические расстройства почти ничем себя не проявляют в повседневной жизни, не приводят к грубым нарушениям интеллекта, но, тем не менее, создают серьезные трудности при обучении и являются одной из основных причин школьной неуспеваемости. Подобные нарушения, механизмы которых сегодня до конца не изучены, полностью не устраняются по мере созревания структур мозга и связанного с ним развития высших психических функций. Согласно литературным данным (Benton С, 1968; Davis R, 1995), подобное имеет место у 15-20% детей школьного возраста. Отечественные авторы указывают цифры от 8-9% до 20-25% (Сантана Р.А., 1991; Микадзе Ю.В., 1998; Заваденко Н.Н., 1999) и отмечают тенденцию к увеличению роста расстройств данного типа среди детей школьного возраста. Актуальность указанной проблемы инициировала диагностические и коррекционные исследования, выработку приемов специального обучения, открытие специализированных учебных заведений, классов «выравнивания» и центров нейропсихологической коррекции. Данная работа может способствовать решению таких практических задач, как разработка музыкальных методов для оптимального обучения и нейропсихологической коррекции детей, испытывающих специфические трудности при обучении в школе.

Следует заметить, что музыка сейчас уже применяется как в психотерапии (Рудестам К., 1990; Петрушин В.И., 2000; Декер-Фойгт Г.Г., 2003; Константинова И.С., 2008, Попова О.Ю., Хатуцкая С.А., 2008), так и в коррекционной и восстановительной работе: метод мелодической декламации (Цветкова Л.С., 1985) метод логоритмики (Картушина М.Ю., 2004; Воронова А.Е., 2006), начальное обучение игре на флейте (Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю., 2001), использование музыкальных методов; для индивидуальной и групповой коррекции поведения (Глозман, Баркова, 2002; Алвин, Уорик, 2004; Глозман, 2006) и для преодоления отставаний;) в. развитии (Бекина С.И. и др., 1983; Бин, Оулдфильд, 2000; Особый ребенок, 2001; Overy et al., 2007; Битова А.Л. и др., 2007, 2008). Зачастую данные' методы используются спонтанно, без чёткого теоретического обоснования.

Все это обуславливает актуальность экспериментального исследования влияния занятий музыкой на когнитивное развитие детей.

Предметом исследования является сравнительная динамика развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста, занимающихся и не занимающихся музыкой. Особое внимание мы уделили пространственным и динамическим составляющим психических функций. Мы считаем, что они наиболее подвержены воздействию музыкальных занятий.

Объектом исследования стали 87 детей общеобразовательных и коррекционных классов, сочетающие или не сочетающие эти занятия с систематическими уроками музыки.

Целью данного исследования было сравнительное нейропсихологическое исследование развития когнитивной сферы у детей, занимающихся и не занимающихся музыкой. Мы предположили, что диагностика, направленная на анализ, функционального состояния того или иного звена, входящего как в функциональную систему музыкальной деятельности, так и в функциональные системы других форм психической активности, позволит увидеть более детальные различия между детьми, занимающихся и не занимающихся музыкой. Луриевский метод нейропсихологического обследования дает уникальные возможности для подобного анализа.

Задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ психологической структуры и мозговых основ музыкальной деятельности.

2. Провести лонгитюдное нейропсихологическое исследование когнитивного развития детей младшего школьного возраста, занимающихся и не занимающихся в музыкальных школах. • ^

3. Осуществить качественный и; количественный анализ особенностей нейропсихологического, статуса детей занимающихся и не занимающихся музыкой.

4. Исследовать специфические особенности и нейропсихологические механизмы влияния игры на разных музыкальных .инструментах на развитие высших психических функций ребёнка. ^ *

5. Проанализировать взаимосвязь между музыкальными занятиями и успехами в общеобразовательной школе.

6. Экспериментально проанализировать возможности использования занятий музыкой для повышения эффективности коррекционных занятий с детьми с трудностями обучения в начальной школе.

Гипотезы исследования:

1. Игра на любом музыкальном инструменте требует точных движений и согласованной работы рук. Поэтому она может способствовать развитию моторики ребенка.

2. Занятия музыкой могут способствовать также развитию пространственных функций. Большинство музыкальных инструментов могут задавать возможность пространственных координат: флейта — «ближе-дальше», или «верх-низ», фортепьяно — «право-лево». Кроме того, любая музыка - некоторая заданная последовательность во времени, а в гармонических созвучиях отражаются законы пропорции. Таким образом, можно предположить, что занятия музыкой сами по себе, безотносительно к специфике тех или иных музыкальных инструментов, способствуют формированию пространственных функций.

3. Игра на разных музыкальных инструментах является специфической функциональной системой, развитие которой в ходе музыкальных занятий может по-разному влиять на когнитивные функции детей.

4. Можно предположить позитивную связь музыкальных занятий ребенка с успешностью его обучения в школе.

5. Позитивное влияние музыкальных занятий на развитие ВПФ позволяет выдвинуть гипотезу о том, что занятия музыкой могут> быть существенным компонентом коррекционно-развивающего обучения• детей с трудностями обучения в школе.

Теоретической и методологической основой данной работы является теория системно-динамической локализации высших психических функций (Анохин П.К., 1968; Леонтьев А.Н., 1965; Выготский JI.C., 1982; Лурия А.Р. 2000, 2002).

Такой подход позволяет вскрыть механизмы и закономерности влияния музыкальных занятий на развитие тех или иных мозговых структур. Также системно-динамический подход способен показать внутренние взаимосвязи музыкальных занятий с успешностью обучения в общеобразовательных школах, позволяет обнаружить факторы, играющие центральную роль, как в музыкальной деятельности, так и при обучении по основным предметам школьной программы (Gaddes W.H., 1981). Также мы считаем, что системно-динамический подход способен выявить и объяснить более тонкие закономерности влияния игры на различных музыкальных инструментах на когнитивное развитие детей.

Методы исследования. Все дети проходили стандартизованную процедуру Луриевского нейропсихологического обследования (А.Р. Лурия, 1973) с качественной и количественной обработкой результатов (Ж.М. Глозман, 1999).

Кроме того, был проведён опрос среди педагогов общеобразовательной и музыкальной школ с помощью специального опросника, оценивающего успеваемость и способности детей.

Достоверность и обоснованность результатов достигается за счёт адекватного методологического обоснования работы, репрезентативности выборки испытуемых (87 человек), применения точных компьютерных методов статистической обработки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что с помощью методов нейропсихологического обследования проводится анализ функционального состояния того или иного звена, входящего в функциональную систему музыкальной деятельности, а не отдельной психической функции, что позволяет увидеть более детальные различия в когнитивном развитии детей, занимающихся и не занимающихся музыкой, а также выявить специфические особенности занятий на различных музыкальных инструментах.

Практическая значимость исследования. Данная работа может послужить основой для обоснования необходимости и разработки музыкальных методик нейропсихологической коррекции и абилитации детей с трудностями обучения в школе. Учитывая то, что влияние музыки на мозг подтверждается многими исследованиями, а теория системно-динамической локализации ВПФ может дать объяснение влияния музыкальных упражнений на познавательные процессы, нейропсихологическое обоснование использования различных музыкальных средств в коррекционной работе представляется весьма перспективным для практики нейропсихологической коррекции.

Научная новизна исследования:

1. Музыкальная деятельность ребенка анализируется в работе как функциональная система, состоящая из множества звеньев и реализуемая совместной работой различных участков обоих полушарий мозга.

2. Впервые для анализа воздействия музыки на развитие ребенка используется комплексное лонгитюдное Луриевское нейропсихологическое исследование с качественным и количественным анализом его результатов.

3. Исследованы специфические особенности, внутри- и межполушарные механизмы влияния игры на разных музыкальных инструментах на развитие высших психических функций ребёнка.

4. Теоретически обоснована и проанализирована взаимосвязь между музыкальными занятиями и успехами в общеобразовательной школе, а также в классах коррекционно - развивающего обучения. Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальные занятия положительно влияют на когнитивное развитие детей младшего школьного возраста, ускоряя и усиливая нормативное развитие ВПФ.

2. Наибольшему влиянию при музыкальных занятиях на любом музыкальном инструменте подвергаются пространственная и динамическая составляющие психических функций.

3. Занятия на флейте и на фортепьяно имеют свою специфику во влиянии на когнитивное развитие. Игра на фортепьяно в большей мере сказывается на развитии вербальных функций, а игра на флейте больше влияет на развитие невербальных пространственных и кинетических функций.

4. Существует положительная корреляция между успешностью ребенка в общеобразовательной и музыкальной школах.

5. У детей с низкими нейродинамическими показателями психического функционирования занятия музыкой, как дополнительная нагрузка, не только не усиливают эти трудности, но даже их несколько компенсируют.

6. Сочетание нейропсихологических коррекционных занятий с обучением музыке усиливает положительный эффект занятий. Таким образом, можно считать музыкальные занятия одним из эффективных методов нейропсихологической коррекции отклонений в развитии детей. Апробация работы. Материалы исследования были представлены на второй международной конференции по когнитивной науке (г. Санкт — Петербург, 2006), на «Ломоносовских чтениях» МГУ (г. Москва, 2007), на 3-й международной конференции памяти А.Р. Лурия (г. Белгород 2007). Работа обсуждена на заседании кафедры нейро и патопсихологии факультета психологии МГУ 14 ноября 2007 г. Основное содержание диссертации отражено в 6 авторских публикациях, в том числе в 2-х статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Медицинская психология», 19.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Медицинская психология», Павлов, Александр Евгеньевич

выводы

1. Музыкальные занятия положительно влияют на большинство сфер когнитивного развития детей младшего школьного возраста, ускоряя и усиливая нормативное развитие ВПФ.

2. Имеется положительная корреляция между успешностью ребенка I в общеобразовательной и музыкальной школах.

3. Наибольшему влиянию при музыкальных занятиях на любом музыкальном инструменте подвергаются пространственная и динамическая составляющие психических функций. ^ Различий между детьми, обучающихся на разных инструментах в пробах, специфических для I выявления этих составляющих, не наблюдалось, что позволяет сделать вывод . об общем влиянии на них музыкальных занятий.

4. Занятия на флейте и на фортепьяно имеют свою специфику во влиянии на когнитивное развитие. Игра на фортепьяно в большей мере сказывается на развитии вербальных функций: вербальная память, вербальное мышление, понимание логико-грамматических конструкций. Игра на флейте больше влияет на развитие невербальных функций: сукцессивная организация движений, пространственный гнозис и рисунок.

5. Сочетание нейропсихологических коррекционных занятий с обучением музыке усиливает положительный эффект занятий, в первую очередь на такие функции как организация действий во времени, I

I двигательная память, пространственное восприятие и речь. Таким образом, t можно считать музыкальные занятия одним из эффективных методов нейропсихологической коррекции отклонений в развитии детей. ( 6. У детей с низкими нейродинамическими показателями психической деятельности занятия музыкой не только не усиливают этот дефицит как дополнительная нагрузка, но даже его несколько компенсируют.

Опираясь на результаты данной работы, мы можем рекомендовать вводить музыкальные методы в программы нейропсихологической коррекции трудностей обучения. Их разработка и дифференциация, в зависимости от типологии несформированности ВПФ требует отдельной работы, отметим лишь то, что инструменты, применяемые в таких целях должны быть просты в освоении, а результат ребёнком должен достигаться достаточно быстро. Кроме ожидаемого влияния на развитие ряда когнитивных сфер, музыкальные методы в общей программе коррекции и абилитации помогут сделать занятия более интересными и увлекательными для детей. Также мы считаем, что музыкальные занятия можно использовать для стимуляции общего когнитивного развития во всех группах детей.

Что касается когнитивного развития - здесь практически во всех дефицитарных сферах ребёнка наблюдалась положительная динамика (табл. 7). В связи с тем, что для данного ребёнка ситуация тестирования оказалась утомительной, мы не смогли провести полное нейропсихологическое обследование, какое описано в главе «Методы». Однако были исследованы в динамике все психические функции, что позволяет дать полноценное нейропсихологическое заключение и сделать определённые выводы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Павлов, Александр Евгеньевич, 2008 год

1. Абу Насра' аль-Фараби Трактат о достижении счастья // Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука, 1973

2. Абу Насра аль-Фараби Трактат о музыке // Курьер ЮНЕСКО, 1973, № 6,-с. 31-34.

3. Адрианов О.С., Фарбер Д. А. (Ред.) Структурно-функциональная организация развивающего мозга. М., 1990.

4. Алвин Дж., Уорик Э. «Музыкальная терапия для детей с аутизмом». М.: Теревинф, 2004

5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

6. Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии. 2002.- № 4.- с. 101111.

7. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. / Хомская Е.Д. (ред.) Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во МГУ, 1995, с. 160-170.

8. Баркова Ю.А., Глозман Ж.М. Групповая коррекция нарушений поведения у детей разного возраста. // Психологическая наука и образование, 2002, №3, с. 104-110.

9. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение -М.: «Просвещение», 1983

10. Бин Дж., Оулдфильд А. «Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр М.: Теревинф, 2000

11. Битова A.JL, Константинова И.С., Цыганок А.А. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. М., 2007, с. 56 69

12. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности в проблематике творчества», «Вопросы психологии», 1999, № 2, с. 35-41

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

14. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности М., 1997

15. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. №3.,-с. 20-29.

16. Виллар К. Исследование учебного потенциала младших школьников. / I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов / под ред. Е.Д. Хомской и Т.В. Ахутиной. М.: "Российское психологическое общество", 1998, с. 244 - 248

17. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М., 2006.

18. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.

19. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.

20. Выготский JI.C. О психологических системах. / Собрание сочинений в 6 т. Т. 1, М.: Педагогика, 1982, с. 109 - 132

21. Выготский JI.C. Психология и учение о локализации психических функций / Собрание сочинений в 6 т. Т. 1, М.: Педагогика, 1982, с. 168175

22. Выготский JI.C. История развития высших психических функций / Собрание сочинений в 6 т. Т. 3, М.: Педагогика, 1983, с. 5-328

23. Выготский JI.C. Детская психология. / Собрание сочинений в 6 т. Т.4, -М.: Педагогика, 1984.

24. Выготский JI.C. Проблема возраста. Собрание сочинений, т. 4, М., 1984.

25. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

26. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М., 1999.

27. Глозман Ж.М. (ред) Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. М.: Творческий Центр Сфера, 2006.

28. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. М.: Изд-во Питер, 2006.

29. Гончаров О.А. Нейропсихологическое экспресс-исследование детей, поступающих в 1 класс начальной школы. // Школа здоровья, 1998, № 1, с. 36-43. •

30. Гончаров О.А., Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Нейропсихологическое исследование высших психических процессов у успевающих учеников начальных классов средней школы. // Дефектология, 1996, № 6, с. 7-12.

31. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. 1993

32. Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В., Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М., 1994

33. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

34. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. СПб.: Питер, 2003

35. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000

36. Дьяченко О.М. Проблема' развития способностей: до и после Л.С.Выготского// Вопросы психологии, 1996 №5, с. 98 109

37. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Манелис Н.Г., Успенская Т.Ю., с Суворинова Н.Ю., Борисова Т.Х. Школьная дезадаптация:Vпсихоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии», 1999, N 4, с. 21-27

38. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики; Развитие восприятия и деятельность //.Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т.1.

39. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. // , Вопросы психологии», 1961, № 1, с. 119-133

40. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М. 2005.

41. Князева Т.С., Лебедев А.Н., Торопова А.В. Диагностика музыкальности по электроэнцефалограмме // Психологический журнал, 2001, с. 87-91

42. Константинова И.С. Музыкальная терапия как средство невербальной коммуникации. // Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми. Под ред. Дименштейн М.С. М.: Теревинф. 2008.

43. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001.

44. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., Изд-воМГУ, 1985.

45. Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии. / Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина (ред.) I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов. М.: Изд-во РПО, 1998.

46. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.

47. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений М., 1990.

48. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка. //Вопросы психологии, 1962, № 3, с. 15-22.54: Лурия А.Р. (ред.) Схема нейропсихологического. исследования. М.: Изд-во МГУ, 1973.

49. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 2000.

50. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 2002.

51. Маляренко П Музыка и мозг ребенка. М., 1998

52. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития//Школа здоровья, 1999, № 1, с. 8-24.

53. Марутаев М. Гармония как закономерность природы // Шевелев И., Марутаев.М, Шмелёв И. Золотое сечение: три.взгляда на природу гармонии. -М., 1990.

54. Мелик Палашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. // Вопросы психологии, 1998, №1, с. 76-82

55. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей. // Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина (ред.) I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов. М.: Изд-во РПО, 1998, с. 225-231.гI

56. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М., Интелтех, 1994.

57. Михалевская М.Б., Нагибина H.JI. Исследование гармонической функциональной чувствительности к музыке // Психологическое обозрение» 1995, №1, с. 31-39

58. МКБ-10: Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. В 3-х томах. М.: Медицина, 2004.

59. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности» // Вопросы психологии, 1982, №5, с. 85-93

60. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1997.

61. Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник М.: Теревинф, 2001 — Вып. 4: Музыка и танцы в коррекции нарушений у детей.

62. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. СПб - Москва 2003.

63. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

64. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Москва: Владос 2000

65. Попова О.Ю., Хатуцкая С. А. Музыкальные занятия при нарушении общения у детей. // Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми. Под ред. Дименштейн М.С. М.: Теревинф. 2008, с. 169-177

66. Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Комплексный подход к коррекции развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста // М.С. Храковская (ред.) Актуальные проблемы логопедической практики. — СПб: «Акционер и К.», 2004, с. 275-281.

67. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова Москва: Педагогика — пресс, 1996.

68. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990

69. Сантана Р. А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных классах. Дисс. канд. психол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1991.

70. Семенович А.В. Нейропсихологическая, диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

71. Семенович А.В., Архипов Б.А., Фролова Т.Г., Исаева . Е.В. О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе. // ,1 международная конференция памяти А.Р. Лурия. М. 1998, с. 215-224.^

72. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985.

73. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. // Хомская Е.Д. (ред.) Нейропсихология сегодня. -М.: Изд-во МГУ, 1995, с.154-160.I

74. Способин И.В.Элементарная теория музыки. М., 1955.

75. Теплов Б.М.* Психология музыкальных способностей, Избранные труды, Т.1, 1947

76. Теплов Б.М. О музыкальном переживании // Психология и психофизиология индивидуальных различий; Москва Воронеж. 1998.

77. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. — Л.: Медицина, 1973.

78. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во МГУ 1987.

79. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.: Изд-во МГУ, 1985.

80. Цветкова JI.C. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии детского* возраста. М., 2001.

81. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. 1994

82. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. с. 159-164 '

83. Auerbach, S. Zur Lokalisation des musikalischen Talentes im Gehirn unad am Schadel. Arch. Anat. Physiol. (Anat. Abtllg.) 1906: 197-230; 1908: 31-38; 1911: 1-10; 1913 (Suppl.): 89-96

84. Beheim-Schwarzbach, D. Cytoarchitektonik der Dorsalflache der 1. Temporalwindung links (T 1) bei sechs menschlichen Gehirnen (darunter vier Elitegehirne) der Sammlung von C. und O. Vogt. Z. milkrosk.-anat. Forsch. 1974. 88: 325-363.

85. Benton A.L. Differential behavioral effects in frontal1 lobe disease. . Syndrome of nonverbal learning disabilities: Neurodevelop-. mental manifestations 1968. 206-238.

86. Botez M.J., Wertheim N. Brain, 1959, 82, 186

87. Ferrara L. Musikperzeption bei Epilepsiepatienten nach selektiver Amygdala-Hippocampektomie, Thesis, University Zurich; in preparation. 2003.

88. Feuchtwanger E. Amusie. Brain, 1930.

89. Gall F. Sur les fonctions du cerveau. Paris, 1822.100: Gaser Ch., Schlaug. G. Gray Matter Differences between Musicians and Nonmusicians. In: Avanzini G. et al. (eds). The neurosciences and music. New York, 2003,514-517 .

90. Gaser C. & Schlaug G. Brain structures differ between musicians and non-musicians // The Journal of Neuroscience, October 8,, 2003. 23(27) 9240-9245

91. Gazzaniga M:S. The bisected brain. New York, 1970;103. llewett F.M. Educational engineering with emotionally disturbed children. // Exceptional' Child; 1967, v. 33, #7.,

92. Hynd G.W., Obrzut J:E. School neuropsychology. // Journal of; school psychology, 1981,19, p. 45-50.

93. Kimura D. Quart. J. Exp. Psychol., 1964,16, 355.

94. Maess B;, Koelsch S., Gunter Th. & Friederici A. Musical syntax is processed in Broca's area: an MEG study. Nature Neurosci. 2001. 4: 540-545

95. Meyer, A. The search for the morphological substrate in the brains of eminent including musicians: a historical review. In Music and the Brain. C. MacDonald& R.A. Henson, Heinemann Medical Books. London. 1977, 225-281 '

96. Milner B; In: Interhemisperic Relations and serebral dominance. Baltimore, 1962,177.

97. Milner B. In: Amnesia. London, 1966, 109:

98. Overy K. Dyslexia, temporal processing, and music: the potential of music as an early learning aid for dyslexic children. Psychol. Mus. 2000, 28: 218-229.

99. Overy К., A. Norton; К Croning, E. Winner, & G. Shlaug. Examining rhyth and5 melody processing in young children: using fMRII http://www.musicianbrain.com/publications.html, 2007

100. Pantcv, C., Oostenveld, R., Engellen, A., Ross, В., Roberts, L., & Hoke, M Increased auditory cortical representation in musicians. Nature, 392, 1998, 811-814

101. Penhune, V.BR.L. Zattorc & A.C. Evans. 1998 Cerebellar contribution to -motor timting a PET studi of auditory and visual rhitm reproduction. . J: Com. Ncurosci. 1998, 752-765

102. Penficld W. and Perot, P. "The brain's record of visual and auditory experience: a final summary and discussion"! Brain 1963, 595—696

103. Rauschcr, F.H. , Shaw, G.L., & Ky, K.N. (1993). Music and spatial task performance. Nature, 365 ,611.

104. Training on the Child's Brain and Cognitive Development The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance. 2006, 219-230.

105. Spitzka, A. Article IV. A study of the brains; of six eminent scientists and scholars belonging to the American Antropometric Society,, together with a description of the skull of Professor E.D; Cope. Trans. Am. Philos. 1907, 175-308.

106. Tuge, H. An Atlas of the Brain of a Pianist, Chiyo Tuge (1908-1969). Kosesha koseikaku Co, Ltd. Tokio, Japan. 1974.

107. Wieser, H.G. & E. Wittlieb-Verpoort. Tone discrimination in patients with temporal lobe lesions. In Music and the Mind Machine. The Psychophysiology and psychopathology of the sense of music. R. Steinberg, Ed. Springer. Berlin. 1995, 115-126.

108. Wertheim N. In: Problem of Dynamic neurology. 1963, 162

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.