Космистская антропология единства мира в отечественной культурной и философской традиции: конец XIX - середина XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Авдеева, Елена Владимировна

  • Авдеева, Елена Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 155
Авдеева, Елена Владимировна. Космистская антропология единства мира в отечественной культурной и философской традиции: конец XIX - середина XX вв.: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2007. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Авдеева, Елена Владимировна

Введение.

Глава 1. Культурно- исторические основания проблемы единства мира в русском космизме.

1.1. Единство мира как важнейшая проблема философии (онтологический и антропологический аспекты).

1.2. Идейные истоки проблемы единства мира русского космизма в западной и восточной философии.

1.3.Культурно- исторические предпосылки формирования проблемы единства мира русского космизма в контексте отечественной традиции.

Глава 2. Проблема единства мира в русском космизме (антропологический аспект).

2.1.Антропологический аспект проблемы единства мира в учениях Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.

2.2. Общее и особенное в учениях Н.Ф.Фёдорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского на проблему единства мира.

2.3. Антропологическая значимость русского космизма: прошлое, настоящее.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Космистская антропология единства мира в отечественной культурной и философской традиции: конец XIX - середина XX вв.»

Актуальность темы исследования. Глобальные кризисы в значительной степени- порождение дисгармонии во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Преодолевая любое кризисное явление, человечеству следует критически, конструктивно оценивать себя, переосмысливать весь накопленный социокультурный и научно-технический опыт. Для этого необходимо обращение к философскому наследию, к всестороннему изучению сложнейших вопросов онтологии, антропологии, эпистемологии, культурологии. Изучение проблем, связанных с эволюцией научных знаний в качестве феномена культуры, означает обращение к человеку, ибо обогащает его духовный мир и вызывает тем самым его развитие.

Соразмерность человека и остального мира послужили основой для развитой русскими космистами идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Отсюда актуально изучение воззрений Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского на проблему единства мира и ее антропологическую составляющую. В истории философии русский космизм занимает особое место. Это философское направление сконцентрировало в себе идеи о сопричастности человечества к космическому бытию, представлении о нем как элементе космического мироздания, прогнозировании космического будущего человечества.

Актуальность исследования космистской антропологии единства мира в отечественной культурной традиции обусловлена рядом факторов. Во-первых, человечество в поисках выхода из духовного кризиса обращается к идеям антропокосмизма, поэтому идеи русского космизма получают широкое распространение. Во-вторых, исследование проблемы единства мира в русском космизме дает возможность с позиций современной эволюционно-синергетической парадигмы по-новому подойти к исследованию человека, его связи с окружающим миром, смыслом и предназначением его существования. В-третьих, в русском космизме достаточно отчетливо осознавались не только зависимость от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир, обосновывались принципы нового отношения человека к природе; неявно, но довольно отчетливо звучала идея возможного экологического кризиса, свидетелями которого мы являемся. В-четвертых, философские взгляды Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского на проблему единства мира выступают как интуитивные прозрения, ставшие основой современной научной картины мира.

Степень научной разработанности проблемы. Космизм в целом и космистская антропология единства мира в частности, исследуются как в отечественной, так и в зарубежной философской мысли. Современные философы, занимающиеся синергетикой и системным подходом, стараются разобраться в механизмах взаимодействия между людьми и окружающей их средой, придерживаясь космистской направленности в научных исследованиях. В исследовательской литературе смысл самого феномена космизма весьма «размыт» и нечеток. Космизм сводится к следующим основным идеям. Под космизмом понимается: 1) специфическое «миросозерцание» или «мировосприятие», при котором осознается единство всего со всем (JT.B. Голованов, О.Д. Куракина); 2) распространение «космической точки зрения» на человечество, его прошлое и будущее, которая выражается в идее единства человека и космоса или в идее выхода человека в космос, при котором преобразуется природа космоса и человека (А.Д. Урсул, В.В. Казютинский); 3) мировоззренческая идея «активной эволюции» человека и мира, руководимой разумом (С.Г.Семенова); 4) «последнее слово философии техники» (В.А. Кутырев).

Все эти подходы к пониманию космизма имеют как своих сторонников, так и противников. В настоящее время можно выделить как исследователей проблематики русского космизма в целом (B.C. Степин, А.И. Алешин, Ф.И. Гиренок, Л.Ф. Фесенкова, А.А. Оносов, В.Н. Демин,

A.В. Суслов и др.), так и отдельных его сторон, в том числе и антропологической (J1.B. Лесков, В.М. Мапельман, С.Г. Семенова, Г.П. Аксенов, К.А. Томилин, А.В. Лапо, А.А. Шаронова, Т.В. Климова, Н.В. Самсонова, С.В. Кофанов, Э.В. Панков, С.В. Терехов и др.).

В последние десятилетия идеи русского космизма исследуются и анализируются также зарубежными учеными. Отметим Ж. Гринвельда,

B.Э. Крумбайна, Дж. Лавлока, Г. Левита, Дж. Хатчинсона, Д. Холлуэйя и др.

Причинами возрастания популярности космистской философии являются изменения в мировоззрении людей в планетарном масштабе: глубокий интерес к глобальному эволюционизму и синергетическому видению мира. Следует отметить работы Ф. Капра, Э. Ласло, Г. Хакена, И. Пригожина, И. Стенгерс и др. Написано много работ по проблеме единства мира (В.Ю. Кузнецов, Я. Фебер, Н.А. Богун, Т.Д. Кшибеков, Г.Х. Мусин, Н.И. Никитина).

Однако проблема единства мира в русском космизме, являясь фундаментом для теоретических, а также практических разработок в этой области, исследуется не столь эффективно. Целостный анализ проблемы единства мира и ее антропологической сущности в русском космизме пока до конца не осуществлен.

Данная работа является попыткой изучения космистской антропологии единства мира в религиозно-философском и естественнонаучном направлениях русского космизма как феномена культуры, что позволяет говорить о ее научной новизне и актуальности.

Объектом данного диссертационного исследования выступает космистская антропология единства мира в западной, восточной и отечественной культурных традициях. Предметом диссертационного исследования являются взгляды Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского и

В.И. Вернадского на проблему единства мира и человека в контексте отечественной культурной традиции (конец XIX- середина XX вв.).

Цель диссертации: выявление и сравнение сущности взглядов

Н.Ф.Федорова, К.Э. Циолковского и В.И.Вернадского на проблему единства мира в антропологическом аспекте.

Для достижения представленной в диссертации цели предполагается решить следующие исследовательские задачи: исследовать идейные истоки формирования русского космизма в решении проблемы единства мира в западной, восточной и отечественной философии;

- осуществить компаративистский анализ основных концепций русского космизма;

- выявить значение русского космизма для решения философской проблемы единства мира и человека;

- показать значимость русского космизма в решении философской проблемы единства мира и человека для современной философии и науки.

Теоретико-методологические основы исследования составили философско-антропологические и научно-культурологические концепции, раскрывающие различные модели проблемы единства мира: классические субстанциальные, функциональная (или номологическая), вещественно-субстратная, генетическая, мифопоэтическая, антропоцентрическая и антропокосмологическая; фундаментально-теоретические обоснования исследований эволюции представлений об единстве мира в западной, восточной и отечественной научно-культурологической традиции, начиная с античности до середины XX в.

Методологическую базу исследования составляет историко-философский подход, заключающийся во всестороннем, комплексном анализе работ зарубежных и отечественных философов-мыслителей, а также метод структурного анализа, позволяющий глубже раскрыть различные аспекты, стороны проблемы единства мира в философии Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, что приводит к лучшему пониманию онтологических, гносеологических и этических проблем взаимоотношения Вселенной и человека. Кроме историко-философского в работе применялись сравнительно-исторический, историко-генетический и конкретно-исторический подходы. Анализируя историко-философский материал, в работе были использованы принципы сравнительного анализа, системности, конкретности, интуитивный метод и метод интегрального детерминизма В.Н. Топорова. В диссертационном исследовании были использованы также синергетический и антропный принципы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- установлены основные идейные истоки формирования русского космизма в решении проблемы единства мира и человека в западной, восточной и отечественной философско-культурных традициях;

- осуществлен компаративистский анализ основных концепций русского космизма: Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского; определены отличия и взаимосвязь их воззрений на проблему единства мира и человека;

- выявлено значение русского космизма, представляющего собой синтез религиозно-философского и естественнонаучного знаний для решения философской проблемы единства мира и человека;

- показана значимость русского космизма в решении философско-антропологической проблемы единства мира для современной науки, что нашло выражение в интуитивных прозрениях Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, которые стали реалиями современных научных знаний.

Основные положения, выносимые на защиту: 1) истоки воззрений русских космистов Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского на проблему единства мира и человека уходят корнями в мировую философскую традицию: в древнеиндийской философии - учение буддизма о дхарме, в античной натурфилософии -учение античных атомистов о строении мира, в натурфилософии эпохи Возрождения - учение о строении Вселенной. Русские космисты опирались на идеи западно-европейских философов (Шеллинг, Фихте, Фейербах, Шопенгауэр, Спенсер) и достижения науки XVII - XIX вв. Основы отечественной космистской антропологии единства мира заложены практически во всей русской философии в силу ее гуманистичности;

2) Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский принадлежали к разным направлениям русского космизма, в их взглядах на проблему единства мира в антропологическом контексте можно выделить много общего: в центр своих воззрений они поставили идею о гармонии человека и космоса, понимая последний как мир человека. Философская позиция космистов основана на придании особой роли человечества в сохранении, преобразовании и развитии не только биосферы, но и космоса в целом. Человек, природа и Вселенная едины, считали они, и основой этого единства, по мнению К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, является эволюционизм. Мыслителей объединяли и представления о бессмертии человечества, единой человеческой нравственности и культуре;

3) проблема единства мира не случайно занимала особое место в русском космизме как в его религиозном, так и естественно-научном направлениях: человек рассматривался как связующее звено между миром и космосом, человеком и богом. Идея всеединства, которая является одной из важнейших в русской философии, легла в основу космистской антропологии единства мира. Антропологический поиск русских космистов имеет глубокий гуманистический смысл, поскольку обращен к культуре будущего, основанной на единстве человека и космоса, гармонии Вселенной;

4) идеи эволюционизма, пронизывающие космистскую философию К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, явились прогностическим проектом современного принципа глобального эволюционизма, сформулированного только в последней трети XX в. Другой важнейший принцип современной науки - антропный, который утверждает человека закономерным явлением на Земле, также имеет свои корни в космизме. Представления русских космистов о целостном космосе, органически включающем человека, о действительности как исторически развивающихся человекоразмерных системах, фактически близки к современному, сипергетическому видению мира.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты, во-первых, позволяют более глубоко и развернуто осмыслить философские концепции Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского и их значимость для современной философии и науки, во-вторых, могут служить основой для дальнейших исследований по проблеме единства мира, и, в-третьих, могут быть использованы в качестве лекционного материала по курсам: «История русской философии», «Философская антропология», «Концепции современного естествознания»,а также при разработке специальных курсов, учебных пособий по философии и истории науки.

Апробация диссертационного исследования. Отдельные положения и основные выводы диссертации получили апробацию на следующих конференциях: XI Международная научная конференция «Ломоносов -2004», посвященная 250-летию Московского университета (2004 г., г. Москва); Всероссийские научно-практические конференции: «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы» (47 октября 2006 г., г. Белгород), «Актуальные проблемы обучения математике (К 150-летию со дня рождения А.П. Киселева)» (2002 г., г. Орел), «Вклад земляков-орловцев в развитие и становление российской науки, культуры и образования» (2003, 2004 гг., г. Орел), «Личность в условиях социокультурного плюрализма» (2002 г., г. Орел), на научно-теоретических и научно-практических семинарах кафедры логики, философии и методологии науки, философского факультета ОГУ. Результаты исследования использовались в процессе преподавания философских дисциплин, положения и выводы диссертационного исследования отражены в 10 авторских публикациях в различных научных изданиях, в том числе и из списка ВАК.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры логики, философии и методологии науки Орловского государственного университета и на кафедре философии Белгородского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Авдеева, Елена Владимировна

Заключение

Космологические воззрения зародились еще в Древнем мире в виде мифов, затем они развились в религиозные, философские и научные теории о Вселенной, и это развитие происходило на идеях единства, целостности мира; постулата о взаимосвязанности, взаимообусловленности и взаимодействия частей и целого; принципе гармоничного развития космоса в целом и каждого отдельного объекта, в том числе и человека в нём.

Проблема единства мира занимала особое место в русском космизме как в его религиозном, так и естественно-научном направлениях: человек рассматривался как связующее звено между миром и космосом, человеком и богом. Идея всеединства, которая является одной из важнейших в русской философии, легла в основу космистской антропологии единства мира. Антропологический поиск русских космистов имеет глубокий гуманистический смысл, поскольку обращен к культуре будущего, основанной на единстве человека и космоса, гармонии Вселенной.

Истоки воззрений русских космистов Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского на проблему единства мира уходят корнями в мировую философскую традицию как в западную, так и восточную: в древнеиндийской философии - учение буддизма о дхарме, в античной натурфилософии - учение античных атомистов о строении мира, в натурфилософии эпохи Возрождения - учение о строении Вселенной. Русские космисты опирались также на идеи западно-европейских философов (Шеллинг, Фихте, Фейербах, Шопенгауэр, Спенсер) и достижения науки XVII - XIX вв. Основы отечественной космистской антропологии единства мира заложены практически во всей русской философии в силу ее антропологичности.

Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский принадлежали к разным направлениям русского космизма, в их взглядах на проблему единства мира в антропологическом контексте можно выделить много общего: в центр своих воззрений они поставили идею о гармонии человека и космоса, понимая последний как мир человека. Философская позиция космистов основана на придании особой роли человечества в сохранении, преобразовании и развитии не только биосферы, но и космоса в целом. Человек, природа и Вселенная едины, считали они, и основой этого единства, по мнению К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, является эволюционизм. Мыслителей объединяли и представления о бессмертии человечества, единой человеческой нравственности и культуре.

Идеи эволюционизма, пронизывающие космистскую философию К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, явились прогностическим проектом современного принципа глобального эволюционизма, сформулированного только в последней трети XX в. Другой важнейший принцип современной науки - антропный, который утверждает человека закономерным явлением на Земле, также имеет свои корни в космизме. Представления русских космистов о целостном космосе, органически включающем человека, о действительности как исторически развивающихся человекоразмерных системах, фактически близки к современному, синергетическому видению мира.

Выдающийся русский ученый и философ К.Э. Циолковский в своей работе «Грезы о земле и небе» писал: «Мы говорим: все от нас зависит, но ведь мы сами создание Вселенной»1.

1 Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986. С. 308.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Авдеева, Елена Владимировна, 2007 год

1. Агошкова, Е.Б., Ахлибинский, Б.В. Эволюция понятия системы/Е.Б. Агошкова, Б.В. Ахлибинский// Вопросы философии. - 1998.- №7. -с. 170-178.

2. Аксенов, Г.П. О научном одиночестве Вернадского/ Г.П. Аксенов // Вопросы философии.- 1993.- № 6.- с. 74-87.

3. Аристотель. Метафизика. Серия «Выдающиеся мыслители»/ Аристотель,- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 608 с.

4. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1/ Аристотель. Ред. В.Ф. Асмус. М.: «Мысль», 1975. - 550 с.

5. Аршинов, В.И., Буданов, В.Г. Синергетика: эволюционный аспект/В.И. Аршинов, В.Г. Буданов// Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. с. 229-242.

6. Аршинов, В.И., Буданов, В.Г. Когнитивные основания синергетики/ В.И. Аршинов, В.Г. Буданов// Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - с. 67108.

7. Аршинов, В.И., Войцехович, В.Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами/ В.И. Аршинов, В.Э. Войцехович// Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - с. 107-120.

8. Аршинов, В.И., Казаков, Н.Д. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза/ В.И. Аршинов, Н.Д. Казаков// Математика, естествознание и культура. М., 1983. с. 51-62.

9. Аршинов, В.И., Свирский, Я.И. Философия самоорганизации: новые горизонты / В.И. Аршинов, Я.И. Свирский // Общественные науки и современность. 1993. - №3. - с. 59-70.

10. Аршинов, В.И., Устюжанина, М.Ю. Синергетическое познание в поисках становления реальности/ В.И.Аршинов, М.Ю. Устюжанина// Самоорганизация, организация, управление. М., 1995. с. 58-66.

11. Астафьев, Б.А. Основы Мироздания: Геном, Законы и Творение Мира/ Б.А.Астафьев. М.: Белые альвы, 2002. - 320 с.

12. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу/ А.Н. Афанасьев. М., 1994.

13. Ахундов, М.Д., Баженов, JI.Б. Хаос, пространство, самоорганизация/ М.Д. Ахундов, Л.Б.Баженов // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. с. 275-308.

14. Бакланов, Н.И. Единство мира и самоорганизации материи на пути интеграции современного естественного знания / Н.И. Бакланов // Естествознание и философия. М., 1995. № 7. - с. 4-11. Депонир. ИНИОН РАН №50572 от 06.07.95.

15. Балыбердин, B.C. Тайна зарождения Вселенной / B.C. Балыбердин. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 240 с.

16. Белкин, П.Г. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления / П.Г. Белкин. М.: Наука, 1994. 207 с.

17. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М., 1990.

18. Бердяев, Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм / Н.А. Бердяев // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. -с. 171-175.

19. Бессонов, Б.Н. Мировоззренческие проблемы теории самоорганизации / Б.Н. Бессонов// Самоорганизация, организация, управление. М., 1995. -с. 4-51.

20. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 450 с.

21. Бро, Г.В., Пожитной, Н.М. Синергетический подход к самоорганизации материи / Г.В. Бро, Н.М. Пожитной // Новые идеи в философии. Пермь. -1996.-№5. с. 39-45.

22. Бруно, Д. Диалоги / Д. Бруно. М., 1949.

23. Буданов, В.Г. Междисциплинарные технологии и принципы синергетики: проблемы и перспективы / В.Г. Буданов// Синергетика.

24. Труды семинара. Выпуск 1. М.: Изд. МГУ, 1998. с. 5-36.

25. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. М.: Наука, 1989.

26. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. М.: Айрис-пресс, 2003.-576 с.

27. Вернадский, В.И. Живое вещество / В.И.Вернадский. М.: 1987.

28. Вернадский, В.И. Избранные сочинения / В.И. Вернадский. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т.1.

29. Вернадский, В.И. Избранные сочинения / В.И. Вернадский. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т.5.

30. Вернадский, В.И. Изучение явлений жизни и новая физика / В.И. Вернадский // Биогеохимические очерки (1922-1932 гг.). М., JL: Изд-во АН СССР, 1940.

31. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадский. М., 1991.

32. Вернадский, В.И. Письма о высшем образовании в России / В.И. Вернадский // Вестн. Воспитания. 1913. - № 5.

33. Вернадский, В.И. Проблемы биогеохимии / В.И. Вернадский// Труды биогеохимической лаборатории. Т. 16. М., 1980.

34. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. Кн. 2 / В.И. Вернадский. М.; Наука. 1977 192 с.

35. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. М., 1988.

36. Вернадский, В.И: pro et contra / Сост., вступ. ст., коммент. А.В. Лапо. -СПб.: РХГИ, 2000.-872 с.

37. Гаврюшин, Н.К. Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э. Циолковский и мифология технократии) / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1992. - № 6. - с. 125-131.

38. Гайденко, П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.

39. Гараева, Г.Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен / Г.Ф. Гараева. М.: Диалог-МГУ, 2000. - 384 с.

40. Гачева, А.Г. 8 Фёдоровские чтения / А.Г. Гачева // Вопросы философии. 2000.- №2.- с. 180-183.

41. Гомаюнов, С. От истории синергетики к синергетической истории / С. Гомаюнов// Общественные науки и современность. 1994. - №2. -с. 98-106.

42. Гивишвили, Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе/ Г.В. Гивишвили // Вопросы философии. 2000. - № 2. - с. 43-53.

43. Гилберт, К.Э., Кун, Г. История эстетики / К.Э. Гилберт, Г. Кун / Под общ. ред. В.П. Сальникова; Пер. с англ. В.В. Кузнецова и И.С. Тихомировой. -СПб.: Алетейя, 2000. 653 с.

44. Данилов-Данильян, В.И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»? / В.И. Данилов-Данильян// Вопросы философии. 1998. — №8.- с. 15-25.

45. Дёмин, В.Н., Селезнёв, В.П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра / В.Н. Демин, В.П. Селезнев.- М.: Акад. космонавтики. 1993.-430 с.

46. Дёмин, В.Н. Тайны Вселенной / В.Н. Демин. М.: Вече, 1998.

47. Дубровский, В.Н., Молчанов, Ю.Б. Эволюция Вселенной и самоорганизация пространства-времени / В.Н. Дубровский, Ю.Б. Молчанов//Философия науки. Новосибирск. 1996. № 1. - с. 52-54.

48. Задде, И.Н. Эволюция и самоорганизация как формы движения материи в пространстве и времени и их концептуальная роль в современном обществе / И.Н. Задде // Проблемы ноосферы и устойчивого развития. СПб. 1996.- с. 39-41.

49. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. -Харьков: Фолио; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 896 с.

50. Изаков, М.Н. Самоорганизация и информация на планетах и в экосистемах / М.Н. Изаков// Успехи физических наук. 1997. - Т. 167, № 10. - с. 1087

51. Интервью с С.П. Курдюмовым // Вопросы философии. 1991. - № 6. - с. 5357.

52. История диалектики XIV-XVIII вв. М., «Мысль», 1974. 356 с. (АН СССР. Ин-т философии).

53. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. -М.: «Мысль», 1991.-590 с.

54. Каган, М.С. Синергетическая парадигма диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия / М.С. Каган // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция. 2002. - с. 28-49.

55. Калинина, T.J1. Теория самоорганизации как отрасль науки (физико-методологический анализ) / Т.Д. Калинина. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.ф.н. Казань, 1995. 18 с.

56. Капица, С.П., Курдюмов, С.П., Малинецкий, Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 288 с.

57. Карери, Дж. Порядок и беспорядок в структуре материи / Дж. Карери. М., 1985.- 128 с.

58. Картер, Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии / Б. Картер // Космология: теории и наблюдения. М., 1978.

59. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии) / Ф.Х. Кессиди. М., «Мысль», 1972. 312 с.

60. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. Минск: Высшая школа, 1986. 223 с.

61. Климонтович, Ю.Л. Энтропия и информация открытых систем / Ю.Л. Климонтович// Успехи физических наук.- 1999.- Т. 169, № 4. с. 443452.

62. Клир, Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач / Дж. Клир: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1990. - 544 с.

63. Князева, Е.Н. Проблема динамического и статического: к философскому осмыслению результатов синергетики / Е.Н. Князева// Философские науки,- 1988.-№6.-с. 19-29.

64. Князева, Е.Н. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е.Н. Князева// Общественные науки и современность. 1993. - №2. - с. 3851.

65. Князева, Е.Н. Саморефлексивная синергетика / Е.Н. Князева // Вопросы философии. 2001. - №10. - с. 99-113.

66. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов// Вопросы философии. 1992. -№ 12. - с. 3-20.

67. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Антропогенный принцип в синергетике / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов// Вопросы философии. 1997. - № 3.-с. 62-79.

68. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Синергетическое расширение антропного принципа / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -с. 80-106.

69. Коган, JI.A. Философия Н.Ф. Фёдорова / JI.A. Коган // Вопросы философии. 1990. - № 11. - с. 74-84.

70. Козырев, Ю.П. Философия и синергетика, фрагменты нового мировоззрения / Ю.П. Козырев // Новые идеи в философии. Пермь. 1996. № 5. - с. 45-50.

71. Кузнецов, М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества / М.А. Кузнецов // Вопросы философии. 1988. -№ 3. - с. 39-48.

72. Кузьмин, М.В. Синергетика наука о сложном в контексте целого / М.В. Кузьмин // Наука и науковедение. Киев. 1995. - № 1/2. - с. 22-33.

73. Курдюмов, С.П., Малинецкий, Г.Г. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы / С.П. Курдюмов, Г.Г.

74. Малинецкий// Математика кибернетика. М.: «Знание». 1983. - №2. -63 с.

75. Курдюмов, С.П., Малинецкий, Г.Г., Потапов, А.Б. Синергетика новые направления / С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, А.Б. Потапов. М., «Знание». Серия «Математика и кибернетика». 1989. - № 11. - 48 с.

76. Ласло, Э. Основания трансдисциплинарной единой теории / Э. Ласло // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - с. 326-333.

77. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Критич. заметки об одной реакционной философии / В.И. Ленин. М.: Политиздат, 1979. — 384 с.

78. Линде, А.Д. Раздувающаяся Вселенная / А.Д. Линде// Успехи физических наук. т. 144, вып. 2. - 1984. - с. 177-214.

79. Липкин, А.И. Философия, математика, физика и синергетика у И. Пригожина. Позиция конструктивного рационализма / А.И. Липкин // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - с. 434-452.

80. Лосев, А.Ф. Вл. Соловьёв. 2-ое изд., доп / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994.-230 с.

81. Лосев, А.Ф. Хаос и структура / А.Ф. Лосев / Сост. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. М.: Мысль, 1997. - 831 с.

82. Лоскутов, А.Ю., Михайлов, А.С. Введение в синергетику / А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов. М.: Наука, 1990. 272 с.

83. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М.: Высш. шк., 1991.-559 с.

84. Лупандин, И.В. История воззрения на самоорганизацию от античности до конца XVI в. / И.В. Лупандин // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М. 1994. с. 7-35.

85. Майнцер, К. Сложность и самоорганизация / К. Майнцер// Вопросы философии. 1997. -№ 3. - с. 48-61.

86. Майстров, JI.E. Развитие понятия вероятности / J1.E. Майстров. М.: Наука, 1980.-270 с.

87. Маслин, М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии / М.А. Маслин. М., 1988.

88. Международный Московский синергетический форум (некоторые итоги и перспективы) // Вопросы философии. 1996. - № 11. - с. 148-152.

89. Мелюхин, С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии / С.Т. Мелюхин. М., 1966.

90. Мифы народов мира. Энциклопедия под ред. С.А. Токарева. 2-е изд. Т. II. М.: «Советская Энциклопедия», 1992. с. 579-582.

91. Моисеев, Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1998. - № 8. - с. 26-32.

92. Моисеев, Н.Н. Оправдание единства / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1988. - № 4. - с. 18-30.

93. Моисеев, Н.Н. Проблема возникновения системных свойств / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1992. - № 11.-е. 25-32.

94. Моисеев, Н.Н. Универсальный эволюционизм / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. 1991.-№ 3.-е. 3-28.

95. Моисеев, Н.Н. Расставание с простотой / Н.Н. Моисеев. М.: «Аграф», 1998.-480 с.

96. Моран, Э. Необходимость реформы мышления / Э. Моран // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов, М.: Прогресс-Традиция, 2000. - с. 334-342.

97. Муртузалиев, М.М. Способы самоорганизации и саморазвития систем / М.М. Муртузалиев // Научная мысль Кавказа. Ростов ш/Д. 1997. № 2. -с. 26-33.

98. Назаретян, А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. 1997. -№2.-с. 91-98.

99. Наука и культура. Ответств. ред. В.Ж. Келле. М., «Наука». 1984. 336 с.

100. Одоевский, В.Ф. Последний квартет Бетховена: повести, рассказы, очерки / В.Ф. Одоевский. М., 1987.

101. Олейников, Ю.В., Оносов, А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции / Ю.В. Олейников, А.А. Оносов. М., 1999. - 210 с.

102. Опарин, А.И. Возникновение жизни на Земле / А.И. Опарин. 3-е изд.-М.: Изд-во АН СССР, 1957.

103. Основы марксистской философии. Под ред. Ф.В.Константинова. АН СССР, Институт философии. М., 1960. 672 с.

104. Паркер, Б. Мечта Эйнштейна: В поисках единой теории строения Вселенной / Б. Паркер / Пер. с англ. В. и О. Мацарских. Под ред. Я. Смородинского. СПб.: Амфора, 2001. - 333 с.

105. Пригожин, И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физ. Науках / И.Пригожин / Перевод с англ. Ю.А. Данилова; Под ред. Ю.Л. Климонтовича. М.: Наука, 1985. - 327 с.

106. Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин// Вопросы философии.-1991.-№6.- с. 46-52.

107. Пригожин, И., Стенгерс, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс. Пер. с англ. Ю.А. Данилова. 3-е изд. -М.: Эдиториал УРСС, 2001.-240 с.

108. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2000.-312 с.

109. Прытков, В.П. Оправдание синергетики / В.П. Прытков// Вопросы философии. 2001. - № 4. - с. 146-149.

110. Пустальник, С.Н. Концепция самоорганизации становления нового образа научного мышления / С.Н. Пустильник. М., 1994. 207 с.

111. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. ТОО ТК «Петрополис», 1994.-336 с.

112. Рузавин, Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества /Г.И.

113. Рузавин II Вопросы философии. 1995. - № 8. - с. 63-72.

114. Рузавин, Г.И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. 1999. -№ 11. - с. 90-101.

115. Русская фантастическая повесть эпохи романтизма. М.: «Советская Россия», 1987.- 368 с.

116. Самохвалова, В.И. Человек и спасение мира: (Русский космизм, синергизм, синергетика) / В.И. Самохвалова // Русская культура и мир. Н.Новгород, 1993. с. 67-69.

117. Самсонов, A.JI. На пути к ноосфере / A.JI. Самсонов // Вопросы философии.-2000.-№7.-с. 53-61.

118. Свирский, Я.И. Самоорганизация смысла (опыт синергетической онтологии) / Я.И. Свирский. М., 2001. - 181 с.

119. Севастьянов, В.И., Пряхин, В.Ф. Космонавтика и новое политическое мышление в ядерно-космическую эру / В.И. Севастьянов, В.Ф. Пряхин // Вопросы философии. 1987. - № 9. - с. 34-44.

120. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах / Секст Эмпирик. Общ. ред. А.Ф. Лосева. Пер. с древнегреч. Т. 2. М.: «Мысль», 1976. 421 с.

121. Семёнова, С.Г. Активно-эволюционная мысль Вернадского / С.Г. Семенова//Прометей. М., 1988. Т. 15.-е. 221-248.

122. Семёнова, С.Г. Николай Фёдоров и Фридрих Ницше / С.Г. Семенова // Вопросы философии. 2001. - № 2. - с. 167-184.

123. Семёнова, С.Г. Русский космизм / С.Г. Семенова// Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. с. 3-33.

124. Семёнова, С.Г. Тайны Царствия Небесного / С.Г. Семенова. М.: Школа-Пресс, 1994.-415 с.

125. Симаков, К.В. Концепция реального времени-дления В.И. Вернадского / К.В. Симаков // Вопросы философии. 2003. - № 4. - с. 88-100.

126. Синергетике — 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. 2000. - № 3. - с. 53-61.

127. Соловьёв, B.C. Соч.: В 2 т / B.C. Соловьев. М., 1989. Т. 2.

128. Соловьёв, B.C. Спор о справедливости / B.C. Соловьев. М., 1999.

129. Степии, B.C. Динамика научного знания как процесс самоорганизации / B.C. Степин // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М. 1994. с. 8-32.

130. Степин, B.C. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации / B.C. Степин // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - с. 12-27.

131. Сухово-Кобылин, А.В. Философия духа или социология (Учение Всемира) / А.В. Сухово-Кобылин// Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - с. 52-63.

132. Топоров, В.Н. Модель мира // Мифы народов мира: В 2 т. Т.2 / В.Н. Топоров. М., 1994.

133. Туровский, М.Б., Туровская, С.В. Концепция В.И.Вернадского и перспективы эволюционной теории / М.Б. Туровский, С.В. Туровская // Вопросы философии.- 1993.-№6.-с. 88-104.

134. Умов, Н.А. Избр. соч. / Н.А. Умов. М, 1950.

135. Умов, Н.А. Собр. соч., т. 3 / Н.А. Умов. М., 1916.

136. Фараджев, К.В. Владимир Соловьёв: мифология образа / К.В. Фараджев. М.: «Аграф», 2000. - 160 с.

137. Фёдоров, Н.Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела» / Н.Ф. Федоров // Вопросы философии. 1993. - № 1. - с. 133-182.

138. Фёдоров, Н.Ф. Собр. соч. в 4-х т. T.III / Н.Ф. Федоров. - М., 1995.

139. Фёдоров, Н.Ф. Сочинения / Н.Ф.Федоров. М., 1982.

140. Фёдоров, Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т. 1 / Н.Ф. Фёдоров. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 699 с.

141. Фёдоров, Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т. 2 / Н.Ф. Фёдоров. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 592 с.

142. Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.-376 с.

143. Феофанов, В.А., Пилат, Б.В. Структура Мироздания / В.А. Феофанов, Б.В. Пилат. М.: Когелет, 2002. - 128 с.

144. Фесенкова, JI.B. Теория эволюции и ее отражение в культуре / J1.B. Фесенкова. М., 2003. - 174 с.

145. Философия общего дела: статьи, мысли и письма Николая Фёдоровича Фёдорова, изданные под редакцией В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона, т. I,-Верный. 1906.- 731 с.

146. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Фёдоровича Фёдорова, изданные под редакцией В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона, т. И.-М, 1913.-473 с.

147. Философия природы и античности в средние века/ Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 608 с.

148. Философская энциклопедия под ред. Ф.В. Константинова. М.: «Советская энциклопедия», Институт философии АН СССР, 1964. Т. 3. - с. 365-368.

149. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. М., 1990.

150. Франк, C.JI. Сочинения / C.JI. Франк. М., 1990.

151. Хакен, Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен: Пер. с англ. -М.: Мир, 1985.-423 с.

152. Холодный, Н.Г. Мысли дарвиниста о природе человека / Н.Г. Холодный. Ереван, 1947.-340 с.

153. Холодный, Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке / Н.Г. Холодный// Русский космизм: Антология философской мысли, М.: Педагогика-Пресс, 1993. - с. 332-344.

154. Хорган, Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки /Дж. Хорган / Пер. с англ. М. Жуковой. СПб.: Амфора, 2001.-479 с.

155. Циолковский, К.Э. Воля Вселенной / К.Э. Циолковский // Грёзы о землеи о небе: Научно-фантастические произведения. Тула: Приок. кн. изд-во, 1986.

156. Циолковский, К.Э. Воля Вселенной / К.Э. Циолковский// Циолковский К.Э. Гений среди людей. М.: Мысль, 2002. с. 224-231.

157. Циолковский, К.Э. Гений среди людей / К.Э. Циолковский / Сост. JI.B. Голованова, Е.А. Тимошенковой. М.: Мысль, 2002. - 542 с.

158. Циолковский, К.Э. Грезы о земле и о небе: Научно-фантастические произведения / К.Э. Циолковский: Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. — 448 с.

159. Циолковский, К.Э. Живая Вселенная / К.Э.Циолковский // Вопросы философии. 1992.-№6.-с. 135-158.

160. Циолковский, К.Э. Космическая философия / К.Э.Циолковский / Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 480 с.

161. Циолковский, К.Э. Причина космоса / К.Э. Циолковский. Калуга, 1925.

162. Циолковский, К.Э. Утописты / К.Э. Циолковский// Вопросы философии. 1992,-№6.-с. 132-135.

163. Чараян, О.Г. Хаос, организация и самоорганизация систем / О.Г. Чараян // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д. 1997. № 2. - с. 33-37.

164. Чернавский, Д.С. О методологических аспектах синергетики / Д.С. Чернавский// Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. с. 50-66.

165. Чернавский, Д.С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики / Д.С. Чернавский // Успехи физических наук.-2000. Т. 170, №2.-с. 157-183.

166. Чернин, А.Д. Физическая концепция времени от Ньютона до наших дней / А.Д. Чернин // Природа. 1987. - №8. - с. 27-37.

167. Чижевский, А.Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским / А.Л. Чижевский. -М.: Мысль, 1999. 716 с.

168. Чижевский, А.Л. Земля в объятиях Солнца/ А.Л. Чижевский. М., 1995.

169. Шалаев, В.П. Синергетика как новое мировидение (история становленияи основные идеи) / В.П. Шалаев // Молодая наука. Йошкар-Ола. 1995. -с. 160-172.

170. Шевякова, Е.В. Гносеологические проблемы синергетической концепции / Е.В. Шевякова// Самоорганизация, организация, управление. М. 1995. -с. 66-76.

171. Щелкунов, М.Д. Мировоззрение и общенаучное знание / М.Д. Щелкунов. Казань, 1990. 152 с.

172. Щербакова, А.С. Самоорганизация материи в неживой природе: Философские аспекты синергетики / А.С. Щербакова. М. 1990. 111 с.

173. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. Т. 20. Изд-е 2-ое. М., 1961. с. 1-338.

174. Яковлев, В.П. В.И.Вернадский / В.П. Яковлев. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. - 80 с.

175. Bak P. How Nature Works: The Science of Self-organized Criticality. Oxford: Oxford University Press, 1997. P. 33.

176. Barrow J.D., TiplerF.J. The Anthropic Cosmological Principle. Oxford, 1986, p. 23.

177. Bertalanff L. Von. The Theory of Open Systems in Physics and Biology // Science. 1950. Vol. 111. P. 23-29.

178. Copleston F. Philosophy in Russia. From Herzen to Lenin and Berdyaev. Notre Dame, 1986.

179. Goerdt W. Russische Philosophic. Munchen, 1984.

180. Grinevald J. Sketch for a History of the Idea of the Biospere // Gaia, the Thesis, the Mechanisms and the Implications / Eds. P. Bunyard, E. Gold smith. Waderbridge: Quintrell & Co. Ltd, 1988. P. 1-32.

181. Hutchinson G.E. The Biosphere // Scientific American. 1970. Vol. 223, № 3. P.3-53.

182. Prigogine I., Stengers I. La nouvelle alliance: Metamorphose de la science. P., 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.