Культ архангела Михаила в Византийской империи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Афиногенова, Ольга Николаевна

  • Афиногенова, Ольга Николаевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 170
Афиногенова, Ольга Николаевна. Культ архангела Михаила в Византийской империи: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2008. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Афиногенова, Ольга Николаевна

Введение

Источники и историография.

Глава 1. Возникновение культа архангела Михаила.

1.1. Предыстория культа: Ветхий и Новый Заветы; апокрифическая литература.

1.2. Почитание архангела Михаила во II—VI вв.

1.3. Чудо Архангела Михаила в Хонах.

Глава 2. Распространение культа архангела Михаила.

2.1. Центры почитания архангела Михаила.

2.2. Почитание Михаила в Константинополе и окрестностях.

2.3. Другие византийские центры почитания Михаила.

2.4. Центры почитания Михаила в эпоху Иконоборчества (VIII-IX вв.).

Глава 3. Литературная традиция: авторы и произведения.

3.1. Агиографические произведения, посвященные Михаилу.

3.2. Агиографические произведения, посвященные Михаилу и Гавриилу.

Глава 4. Аспекты почитания архангела Михаила.

4.1. Основные аспекты почитания архангела Михаила.

4.2. Литургическое почитание архангела Михаила.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культ архангела Михаила в Византийской империи»

Важным источником по истории различных аспектов жизни византийского общества служат тексты, посвященные культу архангела Михаила. Поскольку культ формировался и развивался на протяжении почти всего времени существования Византийской империи, в этих текстах содержатся сведения о мировоззрении византийцев, некоторых сторонах их светского и церковного быта, относящиеся к разным историческим периодам. Кроме того, в источниках, использованных в нашем исследовании, нашло отражение влияние на культ важных исторических событий, и в свою очередь изучение формирования культа иногда оказывает помощь в понимании тех или иных исторических фактов.

Определим цели, задачи и методы нашего исследования.

Первой задачей будет являться выявление истоков культа и причин его быстрого распространения и процветания в течение многих столетий, поскольку этот вопрос далеко не так ясен, как может показаться. В частности, не ясно, в какой степени культ имеет ветхозаветное происхождение. Мы попытаемся оценить значение для развития почитания Михаила разных литературных традиций: апокрифической, исторической, агиографической.

Далее мы попытаемся собрать информацию обо всех известных византийских центрах почитания Михаила, проследить хронологию их появления, оценить географические особенности, сопоставить все эти факторы, чтобы выявить этапы формирования и развития культа.

После этого мы обратимся к обширной литературной традиции, имеющей отношение к архангелу Михаилу. В эту группу источников войдут исторические хроники, жития святых, другие агиографические памятники (энкомии, собрания чудес), надписи, заклинания, апокрифы, а также литургические произведения (службы, каноны). Опираясь на уже имеющиеся сведения о письменных источниках, мы проведем подробный анализ самых важных из них, рассмотрим некоторые не опубликованные тексты. Хронологический подход будет использован нами и в этом случае, чтобы установить исторические этапы развития культа и сопоставить появление литературных произведений с возникновением храмов и монастырей в честь архангела Михаила. Все рассмотренные нами произведения, будут использованы и в качестве источников по общей истории Византийской империи в различных аспектах (военном, политическом и т. п.).

Собрав и проанализировав все доступные нам группы источников, мы попытаемся сделать выводы по следующим направлениям: 1. происхождение культа, причины его популярности 2. хронологические периоды развития культа, география и распространение культа. 3. особенности литературной традиции, посвященной почитанию архангела Михаила, историческая проблематика, нашедшая свое отражение в рассмотренных нами источниках, ее значение для истории Византии. 4. все аспекты почитания архангела Михаила — развитие самых древних из них, формирование новых.

Источники и историография

Источники. В этом разделе будет дана краткая характеристика и классификация текстов на греческом языке, непосредственно посвященных архангелу Михаилу или уделяющих ему особое внимание, достаточное для того, чтобы включить такие тексты в корпус источников по интересующей нас теме.

Особенностью данного исследования, оказывающей главное влияние на подбор источников, является то, что мы ставим своей главной задачей создание как можно более полной картины формирования различных аспектов культа арх. Михаила в Византии. Такой подход соответственно означает, что нам не просто нельзя ограничиться всего лишь привлечением основных текстов, но и напротив, главным средством выполнения поставленной задачи должен стать поиск как можно большего количества еще никем не учтенных источников самого разного характера. Таким образом, нам предстоит иметь дело с обширным набором текстов и сведений от агиографических повествований до гностических заклинаний. В данном разделе давать характеристику каждому источнику в отдельности представляется нецелесообразным, т. к. такая работа будет проделана непосредственно в основной части исследования. На этом этапе мы перечислим основные группы источников и остановимся на немногочисленных изданиях агиографических текстов, посвященных Михаилу, которые зачастую являются носителями главной информации относительно аспектов его культа.

Итак, к первой группе источников по истории, а точнее предыстории культа архангела Михаила относятся в первую очередь не слишком многочисленные сведения о нем, содержащиеся в Ветхом и Новом Заветах. В Септуагинте интересующих нас мест всего три, и все они находятся у пророка Даниила: Дан. 10: 11, Дан. 10: 21, Дан. 21: 1, к тому же упоминания Михаила в этих строках вызывают ряд вопросов. Во всех остальных случаях отождествление безымянного ангела с архангелом Михаилом является позднейшей традицией, возникшей не ранее III в. от P. X. В Новом Завете упоминаний Михаила только два, зато они уже совершенно точно указывают именно на архангела Михаила, кроме того, свидетельствуют о новой ступени развития его культа: послание Иуды (Иуда 9. 11) и Откровение Иоанна Богослова (Откр. 12.7).

Ранний этап становления культа прослеживается в ветхо - и новозаветных апокрифах, а также кумранских текстах, большинство из которых опубликовано и переведено на русский язык. Среди них наиболее важными для нас являются: Война сынов света против сынов тьмы / Введ., пер., прим. Газова-Гинзберга // Тексты Кумрана. СПб., 1996. С. 280-281, Книга Еноха / пер. прот. Смирнов А. В. Казань, 1888, Апокрифическое откровение Варуха / Изд. Соколов М. И. Древности: Тр. МАО. М., 1907. Т. 4. Вып. 2. С. 201-258. В апокрифической литературе в основном сосредоточена информация по эсхатологическому аспекту почитания Михаила.

Еще одна немногочисленная, но весьма интересная и показательная группа источников — это монограммы, заклинания и молитвы в основном гностического характера, в которых упоминается Михаил. Они собраны главным образом в двух работах: Dölger F. J. Das Reischsymbol in frühchrislicher Zeit. Münster, 1928. S. 298-317 и Papyri graecae magicae, die griechischen Zauberpapyri / Preisendanz K. Leipzig, 1928-1931.

Дальнейшее исследование приводит нас к комментариям Оригена и Отцов Церкви на Священное Писание. Здесь нужно отметить, что впервые отождествил безымянного архангела с Михаилом именно Ориген, а последующие отождествления сделаны, безусловно, под влиянием его комментариев на книгу Иисуса Навина: Orígenes. Selecta in Jesum Nave // PG. Т. 12. Col. 821. Впоследствии комментарии на ветхозаветные книги, где, возможно, действует архангел Михаил, составляли также прп. Ефрем Сирин

Ephraem Syrus. De Antichristo. 12), Дидим Александрийский (PG. T. 39. Col. 821, 824), свт. Иоанн Златоуст (PG. Т. 59. Col. 589-590), Полихроний Апамейский (Polychronios Apamaeos. Commentarii in Danielem VIII. 11), блж. Феодорит Киррский (PG. T. 80. Col. 467), Прокопий Газский (PG. T. 87. 1. Col. 453). Следует отметить, что впервые все эти сведения о комментариях Святых Отцов были собраны в монографии Роланда (см. 2-й параграф этой главы «научная литература»).

Следующая весьма значительная группа собственно исторических источников - это произведения, где речь идет уже о более продвинутом этапе развития культа Михаила, а именно об основании первых храмов в его честь. В первую очередь здесь следует упомянуть Созомена (V в.): Sozomeniis. Historia Ecclesiastica. II. 3. затем Иоанна Малалу (VI в.): Johannes Mal alas. Chronographia. IV 56-97, и Прокопия Кесарийского (VI в.), во времена которого имп. Юстинианом реставрировались уже имевшиеся храмы Михаила и строились новые (Haury J. Procopii Caesariensii. Opera Omnia. III/2. Lib. 1, 2, 5).

Теперь обратимся к текстам, которые непосредственно посвящены Михаилу. Впервые они начали издаваться Минем в серии Palrologia Graeca. Однако из обширного корпуса источников (BHG, N 1282-1294с) опубликован только энкомий Никиты Ритора архангелам Михаилу и Гавриилу (BHG, N 1291): Nicetae Laudatio // PG. 140. T. Col. 1222-1246. Что касается 46-й гомилии Феофана Керамевса (BHG, N 1290g): Theophanos Cerameus. Homiliae. N 46 // PG. T. 132. Col. 868-884, то она посвященна семидесяти апостолам, но произнесена, как сказано в заглавии, в день Архистратига. Очевидно, она была ошибочно внесена Алькеном в корпус текстов, посвященных арх. Михаилу.

Также в конце XIX вв. М. Бонне были изданы две редакции важнейшего для нас текста, а именно Чуда в Хонах: древнейшая анонимная редакция (BHG, N 1282) Bonnet M. Narratio de miraculo a Micaele Archangelo Chonis patrato H AnBoll. N 8. 1889. P. 289-307 (она опубликована и в Patrología Orientalis: Nau F., Bousquet J. Miracle de S. Michel a Colosses // PO. T. 4. 1907. P. 542-546), и обработка этого анонимного рассказа, осуществленная Симеоном Метафрастом (BHG, N 1284) Bonnet M. Там же. Р. 307-316. Из семи греческих редакций Чуда в Хонах, кроме двух вышеназванных, опубликовано еще сочинение Константинопольского патриарха Сисинния II (X в.) (BHG, N 1283): ActaSS. Sent. T. VIII. Col. 41-47. Т. о. четыре редакции памятника не изданы. Важность данного источника (рассказа о Чуде в Хонах) заключается в том, что, происходя из местности, где бытовало самое раннее и широкое почитание Михаила на территории Империи, этот текст, став весьма популярным, о чем свидетельствует число его редакций, несомненно, оказал существенное влияние на распространение и формирование византийского культа Михаила.

В 1926 году греческим исследователем А. Сигаласом был издан небольшой энкомий Михаилу, автором которого является Хрисипп (V в.), ставрофилак храма Воскресения Христова в Иерусалиме (BHG, N 1290b): Sígalas А. Хржпяяои 7rp£aßwEpoD 'EyKcbjxiov eiç 'Apxayye^ov Mi^afiX // 'Exaipeiaç BuÇav nvwv E7:ox)5ûv 'E7r£T£piç. N 3. 1926. P. 85-93). К сожалению, издатель предпослал тексту очень скудный комментарий, содержащий только сведения относительно рукописи публикуемого текста.

Следующий текст из корпуса чудес Михаила опубликован только в 1936 году Э. Курцем. Это собрание чудес, составленное Михаилом Пселлом (BHG, N 1290): Oratio de Miraculis // Ed. Kurtz E., Drexl F. Michaelis Pselli scripta minora I. Milano, 1936. Источник повествует о чудесах архангела Михаила в некоем неназванном монастыре, во время правления императора Ираклия (610-641). Хотя текст и опубликован почти сто лет назад, он не был в полной мере привлечен в качестве источника по истории культа Михаила, поскольку написан в XI в., а работы, посвященные культу, останавливались на IX в., а именно, на окончании иконоборческого периода. Однако и у исследователей творчества Пселла данный текст не привлек должного внимания.

Еще один весьма важный по содержанию и значительный по объему текст был издан в 1996 г. Французская исследовательница русского происхождения Т. Матанцева первой среди современных ученых осуществила комментированное издание источника, имеющего непосредственное отношение к культу Михаила, опубликовав энкомий Михаилу и Гавриилу Михаила Монаха: Matantseva T. Éloge des archanges Michel et Gabriel par Michel le Moine (BHG, 1294a) // JÖB. Bd. 46. Wien, 1996. S. 97-155. Исследование T. Матанцевой, сопровождающее издание энкомия, содержит полноценный комментарий, как источниковедческий и литературоведческий, так и содержательный. Некоторые сведения, которые сообщаются в этой работе, послужили основанием для гипотез и выводов, представленных в нашем исследовании.

На страницах своей работы Т. Матанцева упоминает о подготовке еще одной французской исследовательницей Б. Мартен-Изар комментированного издания полного греческого текста «Повести» Панталеона Диакона (IX в.), которое, однако, до настоящего времени по нашим сведениям так и не появилось. Этот важнейший для исследования культа Михаила текст доступен только в сильно сокращенном латинском переводе, опубликованном в Patrología Graeca. T. 98. Col. 1259-1289, а также в полном славянском переводе, опубликованном в Великих Минеях Четьих митрополита Макария: Панталеона Диакона и хартофилака Великой Церкви Сказание чудес великого и преславного Михаила Архистратига // ВМЧ. 8 ноября. Кол. 243-282. Однако мы в нашем исследовании будем использовать рукопись из библиотеки Веймара Herzogin Anna Amalia Biblothek. Fol. 19, fol. 1-89 (копия BN, 1519).

Помимо опубликованных источников в нашем исследовании используются два неопубликованных, которые были доступны автору в рукописях. Это энкомий Михаилу уже упоминавшегося Панталеона Диакона: MGP. Grec. 1171. X, f. 47-50v и апокрифическое сказание анонимного автора, датированное в рукописи XVI в., о том, как Михаил возвратил похищенное дьяволом ангельское одеяние: Vatic, gr. 1190а 1542. fol. 1387. Оба текста опубликованы в виде приложений к данному исследованию.

Кроме всех перечисленных групп и типов источников, которые были привлеченны к исследованию культа Михаила, в данной работе активно используется еще один жанр византийской литературы, а именно жития святых, содержащие подчас чрезвычайно важные сведения по интересующему нас вопросу. Только однажды французский ученый Саксер обратился к этой группе текстов, и привлек к своему исследованию житие Даниила Столпника: Delehaye H. Les saints stylites // SH. 14. Bryx., 1923. P. xxxv-xxxviii, 1-147 ( Saxer V. Jalons pour servir à l'histoire du culte de l'archange saint Michel en Orient jusqu' à l'iconoclasme / Noscere sancta. Miscellanea in memoria di Agosto Amore OFM (+ 1982). I. Storia della Chiesa, Archeologia, Arte. Rome, 1985. P. 404-405), где упоминается церковь Михаила, поблизости от которой жил Даниил.

В нашей работе широко использовано Житие Феодора Сикеота: Житие св. Феодора Сикеота: [Георгий], игум. Житие прп. Феодора, архим. Сикеонского / Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. С. 34, которое содержит как сведения о географии и времени распространения культа Михаила, так и о некоторых его аспектах. Привлечено к исследованию также Житие прп. Нифонта: А. В. Ристенко Матер1яли з юторп в1заитшско-слов'янько1 л1тертури та мови. Одесса, 1928. Житие Нифонта, как и предыдущее, содержит весьма важные сведения относительно формирования аспектов культа Михаила, а также многие другие жития.

Некоторое количество византийских текстов, посвященных Михаилу, все еще остается неизданным (эти тексты будут перечислены и отмечены, как не исследованные). Однако важнейшие источники, имеющие к Михаилу как непосредственное, так и косвенное отношение, все же использованы нами в качестве материала исследования, на основании чего можно заключить, что отсутствие в поле зрения автора всех желаемых текстов не служит причиной, по которой не может быть достигнута одна из поставленных в исследовании целей — обзор и анализ всех основных источников.

Научная литература. В этом разделе будут рассмотрены основные работы, посвященные культу архангела Михаила. Со времени исследования (с конца XIX в.) нашей теме посвящены три монографии и довольно большое количество научных статей. Здесь будут охарактеризованы только те из них, где речь идет об общих проблемах, связанных с почитанием Михаила в Византии, или работы, имеющие особое значение благодаря количеству собранного материала и охвату источников. Статьи, предметом которых является более узкая тематика, например, вопрос о месте, где произошло то или иное чудо Михаила, и т. п., будут подробно рассмотрены в основной части данной работы. Целью раздела "Научная литература" является попытка проследить хронологию и направленность исследований, выявить общие черты и расхождения в подходе к изучению темы, а также обратить особое внимание на уже достигнутые результаты.

Несмотря на популярность культа архангела Михаила в первые века христианства и в Византийской империи, и на большое количество произведений собственно византийских авторов, посвященных архангелу

Михаилу, а, соответственно, на значимость этого культа для византийской истории, мы не можем говорить о большом интересе современных ученых к данному вопросу. Хотя в имеющихся статьях и монографиях рассматриваются такие важные аспекты, как география распространения культа, его особенности, литургические вопросы, очень мало работ посвящено именно источникам о почитании Михаила.

Среди русских ученых первым к интересующей нас теме обратился В. В. Болотов в статье «Михайов день: почему Собор Михаила архангела празднуется 8 ноября?» // ХЧ. 1882. Т. 2. Р. 593-644. В ней исследователь приходит к выводу, что праздник 8 ноября заменил собою древнейший день памяти Крещения Господня, который в свою очередь был установлен Александрийской Церковью с целью вытеснить языческие сатурналии.

Среди зарубежных исследователей впервые культу Михаила посвятил работу Люкен: büken W. Michael. Eine Darstellung und Vergleichung der jüdischen und morgenländischchrislichen Tradition vom Erzengel Michael. Göttingen, 1898. Этот труд является также первой монографией о культе Михаила, рассматривая его формирование на иудейской почве и развитие в раннехристианское время. Благодаря четкой формулировке поставленной задачи, широкому охвату доступных на то время материалов, глубокому проникновению в основную проблематику темы, она стала основой для дальнейших исследований, отправной точкой для каждого, кто взялся за изучение византийского культа Михаила.

Важно отметить, что на раннем этапе исследования как для Люкена, так и для его последователей представляла особый интерес взаимосвязь ветхозаветного и раннехристианского культов архангела. Исследование истории культа Михаила продолжил А. Л. Вильяме в статье The cuit of angels at Colossae // Journal of Theological Studies. N 10. 1909. P. 413-438. На страницах этой работы автор весьма подробно рассматривает формирование общего почитания ангелов у евреев, нашедшее отражение сначала в Ветхом Завете, и позже распространившегося в Малой Азии, в частности, в Колоссах (Хонах). Хотя речь в статье идет не о культе архангела Михаила, а об общем ангельском культе, работа представляется весьма интересной для последующих исследователей. Во-первых, она является едва ли не первым примером научного подхода к проблеме возникновения ангельского культа, во-вторых, в ней собран богатый, в т. ч. апокрифический материал по ранней ангелологии, в-третьих, предметом исследования автора является эпоха, непосредственно предваряющая возникновение в Малой Азии культа Михаила.

Дальнейшие публикации по интересующей нас теме связаны в основном с чудом в Хонах, пожалуй, самым популярным и изученным сюжетом из всех чудес Михаила. Причиной этому, вероятно, является широкое распространение греческих текстов, посвященных этому чуду. Предпосылкой для развития научного интереса к культу Михаила, возможно, послужило издание М. Бонне двух редакций чуда в Хонах (см. Источники). Кроме того, исследователи конца XIX - первой четверти XX в. пытались найти параллели между культом Михаила и некоторых наиболее почитаемых античных богов, таких как Гермес и Аполлон. Среди работ этого времени наиболее заметны: Карев Н. Гермес - Михаил и сказание о чуде в Хонах // ИОРЯС. Т. 23. Ч. 1. 1919, Hill G. F. Apollo and St. Michael // JHS. 36. 1916. Работы, посвященные чуду в Хонах, продолжали появляться и позднее: Xyngopoulos А.

То èv Xcbvcaç 6oá)p,a готЗ àp^cr/yé/Vo-D Mi^arjÁ, //АХАЕ. А'А', 1959. S. 26-39; Meinardus О. F. A. St. Michael's Miracle of Khonae and its Geographialc Setting // 'ЕккАл-iaía Kai ©Eo^oyía. N 50. 1980. P. 459-569.

Важный вклад в изучение формирования и распространение культа Михаила внес Р. Жанен. Он опубликовал исследование, в котором собрал и проследил историю всех храмов, посвященных Михаилу на территории Константинополя и прилегающих областей: Janin R. La sanctuaires byzantins de saint Michel // Echos d'Orient. N 37. 1934. P. 28-50. К сожалению, исследование не охватило такую важную область почитания Михаила, как Малая Азия. Тем не менее, с помощью этой работы можно наглядно представить себе масштаб распространения культа в Империи и его популярность, возрастающую с каждым столетием. Так, в Константинополе насчитывалось 19 храмов архангела Михаила. На европейском побережье Босфора их было 6, на азиатском — 7, кроме того, Жаненом упомянуты еще 2 храма, о местонахождении которых нет точных сведений.

В дальнейшем, за исключением уже упомянутых работ о чуде в Хонах и др., появлялись в основном статьи, посвященные почитанию Михаила в Италии, где его культ был очень популярен, а также статьи по искусствоведческой тематике.

Одна из самых значительных работ, посвященных архангелу Михаилу в интересующем нас аспекте, появилась только в 1977 г. Это монография немецкого исследователя Роланда Rohland J. Р. Der Erzengel Michael, Arzt und Feldherr. Zwei Aspecte des vor-und frühbyzantinischen Michaelskulte. Leiden, 1977. Как видно из названия, исследователь обращается к двум главным аспектам культа Михаила: целительскому и военному. Два больших раздела исследования посвящены Ветхому и Новому Заветам, а также ветхо - и новозаветным апокрифам. Автор привлекает кумранские тексты. Рассмотрены также комментарии Оригена и Отцов Церкви на Ветхозаветные книги, в которых речь, возможно, идет о Михаиле. Ранний этап формирования культа Михаила рассмотрен Роландом в рамках II—VI вв. на примере не только греческого, но и коптского материала. Отдельные главы посвящены Михаилу как архистратигу и покровителю императора. Монография Роланда представляет собой масштабное, глубокое исследование почти всех аспектов культа Михаила, опирающееся в основном на еврейские и греческие источники. В нем, однако, несмотря на обращение к коптской и эфиопской традициям, практически не представлена огромная по своей значимости итальянская традиция почитания Михаила. Среди недостатков работы может быть назван весьма скудный охват корпуса византийских источников, среди которых в основном фигурируют церковные и светские историки, такие как Созомен, Иоанн Малала, Прокопий Кесарийский, и почти нет отсылок на агиографические тексты, посвященные чудесам Михаила, за исключением сокращенного издания «Повести» Панталеона Диакона в латинском переводе в Patrología Graeca, и, конечно, издания Чуда в Хонах М. Бонне. Такие ограничения объясняются тем, что большинство источников, в т. ч. важнейших, как, например, «Повесть» Панталеона, тогда не были изданы. Впрочем, они остаются неизданными и сейчас. Эта главная трудность, с которой сталкиваются исследователи культа Михаила. Кроме того, не со всеми заключениями Роланда, особенно относительно некоторых аспектов культа, берущих начало в апокрифической традиции, можно согласиться. Следует, однако, отметить, что монография Роланда является первой, посвященной непосредственно Михаилу. Она остается непревзойденным по охвату материала исследованием культа Михаила в Византийской империи и предшествующие ей времена. Именно Роланд впервые уделил внимание тому, что этот культ имеет неоднозначную историю, многоэтапное чрезвычайно сложное развитие, в процессе которого приобретает несколько совершенно разных аспектов.

В 1985 г. вышла еще одна значительная работа, в которой рассматривалось развитие культа Михаила до периода иконоборчества: Saxer V. Jalons pour servir à l'histoire du culte de l'archange saint Michel en Orient jusqu' à l'iconoclasme / Noscere sancta. Miscellanea in memoria di Agosto Amore OFM (+ 1982). I. Storia della Chiesa, Archeologia, Arte. Rome, 1985. P. 357-426. Эта работа вновь продемонстрировала обобщающий подход к данному феномену и является некоей систематизацией накопленных к этому времени сведений с привлечением новых материалов. Происхождение культа ведется от библейских времен, затем автор принимает во внимание патриотическую литературу и впервые — гностицизм. Автор сделал вывод, что культ сформировался на раннем этапе на трех основах: библейский материал, иудео-христианский и языческо-гностический. Весьма подробно рассматривается восточная традиция почитания Михаила. Под определением «восточная традиция» автор понимает не только коптскую, но и собственно византийскую. В географическом отношении под Востоком автор понимает Малую Азию, где находились крупнейшие центры почитания Михаила, такие как Хоны, Гермии, Наколия, много внимания уделяет Константинополю и побережью Босфора. В заключении Саксер приходит к выводу, что иконоборчество приостановило развитие культа на Востоке, и с VIII в. начинается его распространение на Западе. Следует отметить, что в данном исследовании этот вывод будет оспорен.

В это же время интерес к культу Михаила проявил К. Манго. Результатом его исследований стало несколько небольших по объему, но весьма значительных и емких по содержанию статей: Mango С. St. Michael and Attis 11 AXAE. nepio5oç A'. T. IB'. 1984. AGfiva, 1986. P. 39-62, и Mango C. The Pilgrimage Centre of St. Michael at Germia. // JOB. N 36,1986. P. 117- 132. В первой из этих работ автор уделяет внимание сразу нескольким проблемам, связанным с почитания Михаила. Во-первых, он пытается найти общие черты в культах Аттиса и Михаила, однако однозначного вывода, что культ Михаила автоматически заместил культ Аттиса на территории Малой Азии в христианскую эпоху, Манго все-таки избегает. Касается автор и проблемы искусствоведческого характера относительно изображения объемных и плоских сфер в руках ангелов и архангелов. Еще одна проблема — идентификация места, где произошло чудо с консулом Студием (V в.), описанное в «Повести» Панталеона Диакона. Манго убедительно доказывает, что церковь и источник с целебной водой и рыбками, фигурирующие в рассказе о чуде, действительно находились в Гермиях, как и сказано в тексте. Вторая статья посвящена более подробному рассмотрению доказательств того, что Гермии являлись одним из крупнейших центров почитания архангела Михаила. К. Манго и позже неоднократно обращался к вопросу о культе Михаила, однако его последующие работы были посвящены более узкой проблематике. Тем не менее, все они использованы в данном исследовании.

Наиболее плодотворно развивались исследования интересующей нас темы в 90-е годы XX в. В первую очередь следует отметить издание в Бари в 1994 году сборника Culto е Insediamenti micaelici nell'Italia méridionale fra tarda antichita et medioevo. Bari, 1994. Большинство статей в нем посвящено обширной итальянской традиции, которая не будет подробно рассмотрена в нашем исследовании, но частое привлечение итальянских материалов представляется нам весьма целесообразным, поскольку итальянская традиция частично отражена в византийских источниках.

Однако в сборнике есть и статьи общего характера. Одна из них посвящена византийскому культу Михаила в VIII—IX в.: Martin-Hisard В. Le cult de l'archange Michel dans l'empire byzantin (Ville -Xle siècles) // Culto e Insediamenti micaelici nell'Italia méridionale fra tarda antichita et medioevo. Bari, 1994. Весьма существенно, что автор рассматривает культ как раз в иконоборческий период. Во многом на основании этой статьи и цитируемых в ней источников можно сделать вывод о том, что, хотя во время иконоборчества почитание Михаила стало постепенно распространяться на Запад, оно, тем не менее, отнюдь не утратило своих позиций и на Востоке Империи. Примечательно, что в статье широко используются данные таких прикладных дисциплин, как ономастика и сигиллография.

Вторая касающаяся Византии и Востока в целом статья сборника принадлежит У. Занетти: Zanetti U. Actes des anges dans les calendaires et synaxaires orientaux // Ibidem. P. 323, 349. Из названия видно, что она посвящена календарнолитургическому аспекту почитания Михаила, и это пока единственная работа на данную тему.

Важное место в ряду интересующих нас исследований занимают работы американского искусствоведа Дж. Пирса. В 1996 г. он опубликовал статью, ставшую впоследствии частью монографии (второй после книги Роланда), посвященной почитанию ангелов в Византии: Peers G. Apprehending the Archangel Michael: hagiographie Methods // Byzantine and Modern Greek Studies. N 20. 1996. P. 100-121. Своей задачей исследователь ставит сравнение описаний являющегося людям архангела на примере трех агиографических текстов: Чуда в Хонах, Явления на горе Гарганской (Апулия, Италия) и Описания чудес Михаила в неизвестном монастыре, сделанное Михаилом Пселлом. Одним из интересных наблюдений автора является то, что явление Михаила всегда оставляет некие материальные следы, будь то источник в Хонах или следы на камне в пещере горы Гарганской (совр. Монте-Сан-Анжело).

Однако наиболее полно материал, имеющий отношение к культу ангелов в Византии, и, главным образом, к культу архангела Михаила, собран и представлен Пирсом в книге Subtle Bodies: Representing Angels in Byzantium. Berkeley, Los Angeles, London, 2001. Хотя работа носит искусствоведческий характер, и материалом служат в основном разные виды изображений ангелов, в ней также безупречно полно учтена вся историческая библиография и изданные источники. Несмотря на то, что предметом исследования Дж. Пирса являются ангелы вообще, центральной фигурой оказывается архангел Михаил, т. к. в литературе и изобразительном искусстве никому другому не посвящено столько разнообразных детальных описаний его явлений благочестивым христианам или их врагам.

В книге рассмотрена вся история становления культа ангелов, прошедшего через настороженное отношение официальной Церкви и через запреты на изображения в эпоху иконоборчества. В связи с этим в монографии не обойдены стороной и богословские споры о допустимости изображений ангелов. Автор справедливо делает главным предметом своего исследования именно явления ангелов в самом широком смысле, т. к. все человеческие «знания» о них были бы невозможны без этого феномена.

Следующим свидетельством растущего интереса к культу Михаила среди современных ученых стала статья Н. Эверета: Everett N. The "Liber de apparitione S. Michaelis in monte Gargano" and the Hagiography of Dispossesion // AnBoll. N 120. 2002. P.364-391. Она посвящена чуду Михаила на горе Гарганской, относящегося к западной традиции почитания. Сохранился перевод (X в.) латинского текста о явлении Михаила на греческий язык, что само по себе является весьма примечательным фактом, и дает основания включить текст с подробным рассмотрением в наше исследование.

Такова история изучения византийского культа архангела Михаила, из которой следует, что интерес к теме с конца XIX в. развивался медленно, но неуклонно по нарастающей, причем наиболее плодотворно в 90-х годах XX в. Здесь и в исследовании в целом не рассмотрены работы по искусствоведению ввиду их специфики, лежащей в иной плоскости от методов и источников, используемых нами. Кроме того, дать полный, грамотный и эффективный анализ обширнейшего искусствоведческого материала, означало бы в несколько раз увеличить объем данной работы и принципиально изменить ее задачи. Касаться же этого материала выборочно, в неполном объеме нам представляется не целесообразным, поскольку, безусловно, искусствоведческий аспект заслуживает отдельного полноценного исследования за рамками нашего, посвященного строго истории и источниковедению культа.

Итак, на первом этапе исследователей привлекал феномен общего культа ангелов. Много внимания уделялось его истории, берущей начало в Ветхом Завете. Достаточно много работ посвящено и восточной, в основном коптской традиции, главные из которых: Wallis Budge Е. A. Saint Michael the Archangel. London, 1894, Detlef С., Müller G. Die Engellehre der Koptischen Kirche. Wiesbaden, 1959. S. 161-218, Amélino E. Contes et romans de Г Égypt crétienne. T. I-II. P., 1888. Ввиду обширности и специфичности коптской, а также эфиопской традиции почитания ангелов они будут выведены за скобки данного исследования.

Помимо иудео-христианского аспекта истории культа ангелов, на первом этапе исследователи проявили интерес к особому почитанию архангела Михаила, формированию культа, тщательно прослеживая степени его развития и распространение от периферийных малоазиатских центров до

Константинополя, а также расширение его функций от покровителя израильского народа до небесного патрона византийского императора. В результате этих общих исследований был выявлен ряд интересных особенностей, присущих развивающемуся культу: приобретенный аспект целительства, необходимое почти всегда наличие в храме Михаила источника или купели со святой водой, обилие материальных свидетельств его явлений, а также почитание Михаила как проводника душ умерших. Из упущений на этом этапе исследования бросается в глаза временной пробел с X в. и до конца византийской истории, т. е. развитие культа по окончании эпохи иконоборчества не прослеживается учеными, притом, что раннему периоду, и до выделения культа Михаила в самостоятельный, и затем до иконоборчества посвящена львиная доля общего количества работ.

Литургическим и календарным вопросам посвящены всего две работы: статьи В. В. Болотова и У го Занетти, причем последняя ориентирована большей частью на восточное почитание Михаила.

И наконец, за всю историю изучения византийской агиографии, была издана очень малая часть из огромного количества текстов, посвященных архангелу Михаилу, а именно «Повесть» Панталеона Диакона в сокращенном переводе на латинский язык (PG. Т. 140. Col. 573-592), энкомий Михаилу и Гавриилу Никиты Пафлагона. Другие опубликованные источники: несколько редакций Чуда в Хонах, собрание чудес архангела Михаила Михаила Пселла и два энкомия, изданных: Сигаласом и Т. Матанцевой.

Работа с источниками, многие из которых все еще не опубликованы, очевидно, является наиболее перспективным направлением исследования культа Михаила. Агиографические тексты, посвященные ему, представляют не только литературный, но и не в последнюю очередь исторический интерес. Характерный пример перспективности такого подхода представляют собой статьи К. Манго, основой для написания которых послужил всего один рассказ о чуде в Гермиях из обширного собрания чудес Панталеона Диакона.

В заключении отметим, что основной вклад в изучение культа внесла французская школа византиноведения в лице таких исследователей, как Жанен, Бонне, Саксер, Каниве, Мартен-Изар и др., опубликовавших ряд работ систематического характера, и издавших несколько источников. Большое внимание истории культа уделялось также в германской школе византиноведения. Среди немецких исследователей, посвятивших истории культа арх. Михаила важные аналитические труды в первую очередь стоит отметить Люкена и Роланда.

Суммируя результаты всех рассмотренных в этой главе исследований, можно перечислить следующие выводы, к которым пришли исследователи культа Михаила:

1. Христианский культ Михаила сформировался под влиянием иудейских и вавилонских верований.

2. Наибольшим почитанием в первые века христианства архангел Михаил пользовался во Фригии (М. Азия), откуда его культ распространился по всей империи.

3. В Византии к ветхозаветным аспектам почитания Михаила (покровитель еврейского народа и архистратиг сил небесных) добавляются функции целителя, защитника христиан, покровителя императора. •

4. С первых веков христианства и до иконоборческого периода культ Михаила укреплял свои позиции, вопреки настороженному отношению официальной церкви особенно заметному во Н-1У вв. Процветание культа нашло отражение в литературной традиции, особенно содержательной в У11/У111-1Х вв.

5. Во время иконоборческого периода расцвет культа в Византии был остановлен.

Таковы общие положения, которые имеются у нас в качестве результата предшествующих исследований культа Михаила. Большинство из них, безусловно, послужит основой для моего исследования, но некоторые выводы будут подвергнуты сомнению.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Афиногенова, Ольга Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

В данной работе была рассмотрена история культа архангела Михаила в Византийской империи.

Прежде всего, мы попытались выявить истоки этого культа, обратившись сначала к Ветхому и Новому Заветам и апокрифической литературе. При разработке этих материалов был сделан важный вывод: изучение традиции Священного Писания и апокрифической литературы не дает нам доказательств того, что именно оттуда берет свое начало столь популярный и распространенный византийский культ. Наоборот, следуя традиции апокрифов, можно сделать вывод, что не Михаил, а Гавриил скорее должен был бы почитаться, как архангел, обладающий многими важнейшими функциями. Однако, продолжая хронологически отслеживать развитие культа, мы пришли к выводу, что одним из важнейших факторов его зарождения и дальнейшего процветания стало отождествление в III в. безымянного ангела Ветхого Завета (Ангела Господня) с архангелом Михаилом. В свою очередь причиной такого отождествления стал единственный, упомянутый в Библии аспект почитания Михаила, как покровителя иудейского народа.

В последнее время наблюдается повышение интереса к изучению Ветхо- и Новозаветной апокрифических традиций, в связи с чем появляется большое количество новых изданий источников и новых монографий, посвященных апокрифам. Нам представляется, что в этом направлении могут открыться дополнительные факты, имеющие отношение к формированию Михайловского культа, поэтому мы продолжаем следить за публикациями в этой области.

Затем нами был рассмотрен важный фактор укрепления культа — появления посвященной именно ему литературной традиции, одним из древнейших и самобытнейших памятников которой стало «Чудо в Хонах». Эта легенда происходит из местности, где ангелы почитались с первых веков христианства, а до этого — на почве иудейских и вавилонских верований.

Далее мы обратились к истории возникновения всех известных центров почитания архангела Михаила (под такими центрами мы понимаем храмы и монастыри). Начав со систематизации уже известных сведений, например, о том, что большинство храмов было сконцентрировано на территории Малой византийской истории, тогда как с возникновением центров почитания архангела дело обстоит наоборот.

Мы еще раз подтвердили целесообразность привлечение агиографических памятников именно в качестве исторических источников. В нашем исследовании наиболее богатый материал был дан мало обратившим на себя внимание исследователей «Собранием чудес арх. Михаила» Михаила Пселла. Текст позволяет сделать некоторые выводы о времени продвижения турок в Малую Азию после катастрофы под Манцикертом, а так же о «темном» периоде жизни самого Михаила Пселла. Кроме того, текст содержит интересные сведения литургического и фольклорного характера. Второй по важности текст — богомильский апокриф «О победе Михаила над дьяволом», который являет собой редчайший пример перевода славянского сказания на греческий язык, и позволяет рассуждать, во-первых, о распространении богомильского влияния, а во-вторых, о литературных вкусах греческого населения поствизантийского периода, к которому относится перевод текста.

И, наконец, на основе всех собранных сведений и сделанных выводов, в последней главе нашего исследования применен уже не систематический, а аналитический подход к истории Михайловского культа. В результате этого было выделено семь аспектов почитания архангела. Причем, если ранее исследователи привлекали для исследования этих аспектов только историческую литературу, или тексты, непосредственно посвященные Михаилу, нами были привлечены также жития святых, где культ Михаила отражен так сказать, в естественной среде церковного существования. Кроме того, к ранее известным аспектам культа нами добавлены еще два (участник посмертной судьбы человека и хозяин «священных мест»). Что касается литургического почитания, то оно рассмотрено обзорно, с целью отметить наиболее характерные особенности, например, особое почитание праздника «Чуда в Хонах».

Распространение культа Михаила на начальном этапе обусловлено возникновением посвященной ему литературной традиции, а на этапе процветания культ сам становится причиной возникновения незаурядных литературных произведений. Популярность культа главным образом была обусловлена почитанием Михаила, как архистратига небесных сил. В этом качестве он стал покровителем императора-военачальника, стал почитаться как покровитель столицы Византийской империи и защитник христиан от нашествий захватчиков. Культ архангела Михаила занимал важное место в религиозной жизни византийцев, будучи глубоко внедрен как непосредственно в церковную практику, так и в светское мировоззрение. Изучение развития культа во всех, представленных в данном исследовании аспектах, принесло нам существенный объем новой информации относительно разных направлениях истории Византийской империи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Афиногенова, Ольга Николаевна, 2008 год

1. Acta Conciliorum Oecumenicorum / Ed. E. Schwartz, contin. J. Straub. Strassburg; В.; Lpz., 1914-1974. 4 vol. (17 pt.)

2. Assumptio Mosis vel Testamentum Mosis. Fragmenta / Ed. A.-M. Denis. Fragmenta Pseudepigraphorum quae supersunt Graeca Pseudepigrapha veteris testament! Graece3. Leiden, Brill, 1970.

3. Bonnet M. Narratio de miraculo a Micaele Archangelo Chonis patrato // AnBoll. N 8. 1889. P. 289-307 P. 289-293.

4. Delehaye II. Les saints stylites // SH. 14. Bryx., 1923. P. xxxv-xxxviii, 1-147. Didymos Alexandreios. De Trinitate // PG. T. 39. Col. 589. Ephraem Syrus. De Antichristo. 12 // Ephraemi Syri hymni et sermones. T. 3. P. 210 / Ed. Lamy T.J. Mecheln, 1889.

5. Evangelium Bartholomaei / Ed. N. Bonwetsch // Die apokryphen Fragen des Bartholomäus, chrichten von der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, Philol.-hist. Kl., 1897.

6. Johannes Chrysostomos. Synaxis angelorum // PG. T. 59. Col. 755 Iohannos Mauropous. Jambi. 79 // PG. 120. Col. 1176.

7. Johnson M. D. Life of Adam and Eve (First Century A. D.): A new Translation and Introduction // The Old Testament Pseudepigrapha / Ed. J. Charlesworth.

8. Vol. 2. N.Y., 1985. P. 249-295.1.ber de apparitione Sancti Michaelis in Monte Gargano / Ed. G. Waitzin // MGH. SRL. P. 541-543.

9. Matantseva T. Eloge des archanges Michel et Gabrial par Michel moin (BHG, 1294a) // JOB. Bd. 46. Wien, 1996.

10. Michaelis Pselli scripra Minora / Ed. E. Kurtz. Milano, 1936. C. 120-140 Miklosich F., Müller J. Acta et diplomata Graeca medii aevi sacra et profana. Vindobonae, 1860. T. 1. P. 467-468.

11. Nicephorus Callistes. Ecclesiasticae historiae. VII. 50 // PG. T. 145. Col. 1328. Nicetae Choniatae Historia / Van DietenJ. A. (CFI1B 11/1-2, Ser. Berolinensis; B.;N.Y.: de Gruyter, 1975). Origenes. Selecta in Jesum Nave // PG. T. 12. Col. 821

12. Papyri graecae magicae, die grichishen Zauberpapyri / Preisendanz K. Leipzig, 1928-1931.

13. Polychronios Apamaeos. Commentarii in Danielem VIII. 11 / A. Mai. Scriptorum veterum nova collectio I. 2. P. 132.

14. Procopius Gaza. Commentarii in Genesim // PG. T. 87.1. Col. 453 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio / Ed. I. D. Mansi. Florentiae; Venetiae, 1759-1769. Graz, 1960r.

15. Scriptores originum Constantinopolitamarum / Ed. Th. Preger. Leipzig, 1901-1907. Fase. II. 220. N 24.

16. Synaxarium ecclcsiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano / Ed. H. Delehaye. Brüx., 1902. (Propylaeum ad ActaSS Nov.)

17. Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae, 1866.

18. Scriptores originum Constantinopolitamarum / Ed. Th. Preger. Leipzig, 1901-1907.

19. Севастияновият сборник в българската ръкописна традиция / Изд. Лалсва Т. София, 2004. С. 21.

20. Апокрифические апокалипсисы / Пер., вступ. ст. М. Витковская, В. Витковский // Античное христианство. Сиб., 2000.

21. Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в рус. литературе. Од., 1913. Ч. 1: Исслед.; 1911. С. 164, 307.

22. Война сынов света против сынов тьмы / Введ., нор., прим. Газова-Гинзберга // Тексты Кумрана. СПб., 1996. С. 280-281.

23. Георгий., игум. Житие прп. Фсодора, архим. Сикеоиского / Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005.

24. Геймам В. В. Апокрифические сказания о Христе. Ч. I. Книга Никодима. СПб., 1912 перевод с латинского оригинала.

25. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. М., 1999. Т. 6. Кн. 2. С. 541543.

26. Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде, Антония архиен. Новгородского в 1200 г. // ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3. (Вып. 51).

27. Новозаветные апокрифы / Сост., коммент. С. Ершова; Предисл. В. Рохмистрова. СПб., 2001.

28. Папталеона диакона и хартофилака великой церкви Сказание чудес великого и преславного Михаила Архистратига // ВМЧ. 8 ноября. Кол. 243-282.

29. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Пер. и коммент. Я. Н. Любарского. СПб., 19922

30. Прокопий Кесарийский. Война с готами. О Постройках / Пер. С.П. Кондратьева. М,, 1996.1. Научная литература

31. Anderson J. G. С. Exploration in Galatia Cishalym //Journal of the Hellenic Studiesl9.1899

32. Angelilis С. II santuario del Gargano e il culto di S. Michele nel mondo. 2 Vol. Roggia, 1956

33. Amelino E. Contes et romans de L' Egypt cretienne. T. I-Il. P., 1888. Aulma I. La fonti e la datazione della Revelatio seu apparitio S. Michaelis Archangelli in monte Tanicia // Vetera Christianorum // 31. 1994. P.315-331.

34. Barbel J. Christos Angelos. Die Anschauung von Christos als Bote und Engel in der gelehrten und volkstbinlichen Literatur des christlichen Altertums / Theophaneia. Vol. 3. Bonn, 1941. S. 23 off.

35. Belke K. Mersich N. Phrygien and Pisidien // TIB. Vol. 7. Vienna, 1990. Belke K. Germia und Eudoxias // Byzantios / Festschrift II. Hunger. Vienna, 1984. P. 1-11

36. Berefell G. A Study of Winged Angel. The Origin of a Motif. Stockholm, 1968.

37. Bettochi S. Note su due tradizioni michaeliche altomedievali: il Gargano e Mont Saint-Michel // Vetera Christianorum. N 31. 1994. P.333-355.

38. Bialas A. Â. The Patronage of St. Michael the Archangel / Dissertatio ad Lauream in Facilitate S. Theologiae apud Pontificium Institutum "Angelicum" de Urbe. Chicago, 1954.

39. BidezJ., Hansen G. Ch. Sozomenus' Kirchengeschichte (GCS 50, B„ 1960; 2GCSN.F. 4, B.: Akademie, 1995) II. 3.

40. Brown P. The Cult of the Saints. Chicago, 1981

41. Bruggisser Ph. L'Archange Michel et le Fondateur de Constantinople: miracle ou mirage? // Byz. N. 2003. P. 343-346.

42. Canivet P. Le Michaélion de Huarte (Ve. s.) et le culte syrien des anges. Byz. N50.1980 P. 85-117.

43. Crowfoot J. W. Notes upon Late Anatolian Art // ABSA N 4. 1897-1898. P. 79-94.

44. Cumont F. Les anges du paganisme // Revue de l'histoire des religions. N 72. 1915. P. 159-182.

45. Cumont F. Les inscriptions grecques chrétiennes de l'Asie Mineure. Mélanges d'archéologie et d'histoire publ. par l'èc. fr. de Rome XV (1895). N. 67.

46. Dagron G. Naissance d'une capitale. Constantinople et ses institutions de330 a 451. Paris, 1974. P. 396.

47. DarrouzèsJ. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. P., 1981 D 'àlger F. J. Das Rischsymbol in frühchrislicher Zeit. Münster, 1928. S. 298317

48. Detlef C., Müller G. Die Engellehre der Koptischen Kirche. Wiesbaden, 1959. S. 161-218

49. Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der Griechischen Kirche. Leipzig, 1932-1952. Bd. 3. S. 870-871

50. Everett N. The "Liber de apparitione S. Michaelis in monte Gargano" and the Hagiography of Dispossesion // An Boll. N 120. 2002. P.364-391

51. Faure P. L'ange du haut Moyen Age occidental (IV-IX siècles): création ou tradition? Il Médiévales. N 15. 1998. P. 31- 49

52. Fisher E. A. Nicomedia or Galatia? Where was Psellos' Church of the Archangel Michael? // Gonimos. Neoplatonic and Byzantine Studies Presented to Leendert G. Westerlink at 75 / Ed. J. Duffy and J. Peradotto. Buffalo, 1988.

53. Foss C. Ephesus after Antiquity. Cambridge, 1979. P. 195f

54. FossumJ. E. The Name of God and the Angel of Lord. Tübingen, 1985.

55. French D. A Study of Roman Roads in Anatolia: Principles and Methods // Anatolian Studies. 1974. N 24. P. 143-149;

56. Gabeliœ S. The Iconography of the Miracle at Chonae. Unusual Example from Cyprus // Zograf. N 20. 1989. P. 98-103

57. Gamier M. Saint Michel Archange. Paris, 1946.

58. Gothein E. L'Archangelo Michele, santo popolare dei Langobardi // Rassegna Pugliese di scienze, lettere ed arte. N 13. 1896.

59. Halkin R. Miracles des saints Michel et Gabriel au monastère de Docheiariu sur le Mont Athos // AnBoll. N 84. 1966.

60. Herzog R. Die Wunderheilungen von Epidaurus (Philologus Supplementband XXII. Hf. II). Leipzig, 1931. Zehn Wunder des Erzengels Michael. S. 82 ff.

61. Hill G. F. Apollo and St. Michael //JHS. 36. 1916.

62. Holzmeister U. Michael Archangelus et archangeli alii // Verbum Domini. N 23. 1943. P. 176-186.

63. Huniman K., Puchstein O. Reisen in Kleinasien und Mordsyrien. Berlin, 1890. P 32-33.

64. Janin R. La sanctuaires byzantins de saint Michel // EO. N 37. 1934. P. 28-50.

65. Janin R. Les églises et les monastères.de Constantinople byzantine. P., 1969^.

66. Janin R. Les églises et les monastères des grands centres byzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galèsios, Trébizonde, Athènes, Thessalonique). P., 1975.

67. Iter F. Anadolu (Anatolia). 19. 1975-1976.Ankara, 1980J.

68. Karposilos A. When did Michael Psellos die? The Evidense of the Dioptra // BZ. N 96. 2003. Heft. 2. S 670-677.

69. KinneirJ. M. Journey through Asia Minor, Armenia and Koordistan in the Years 1813 and 1814. L„ 1818. P. 49.

70. Kramer., Architekturtcile des Seyitagzi-Tckke. und die Michaelkirche von Nacoleia //JOB. N 22.1973. P. 241-250.

71. Majeska G. P. St. Sophia in Fourteens and Fifteens Centuries. The Russian Travelers on The Relics // DOP. N 27. 1973. P. 71-87

72. Mancini R. II culto di San Michele in Arbuzzo e Molis dalle origini aH'Altomedioevo (secoli V-XI) // Culto e Insediamenti micaelici nell'Italia méridionale fra tarda antichita et medioevo. Bari, 1994.

73. Mango C. St. Michael and Attis // AXAE. riepioôoç A'. T. IB'. 1984. AGriva, 1986. P. 39-62.

74. Mango C. The Pilgrimage Centre of St. Michael at Germia. // JOB. N 36,1986. P. 117-132.

75. Mango C. La croix dite de Michele Cérulaire et la croix de Saint-Michele de Sykéon // Cahieres Archéologiques. N 36. 1988.

76. Mango C. Germia: a Postscrypt//JOB. T. 41. 1991.

77. Martin-Ilisard B. Le cuit de l'archange Michel dans l'empire byzantin (Ville -XI e siècles) // Culto e Insediamenti micaelici nell'Italia méridionale fra tarda antichita et medioevo. Bari, 1994

78. Meinardus O. F. A. St. Michael's Miracle of Khonae and its Geographialc Setting. 'EKKÀricricc koc! ©eoloyioc. N . 1980. P. 459-569.

79. Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894. P.150

80. Nau F., Bousquet J. Miracle de S. Michel a Colosses // PO. T. 4. 1907. P. 542546.

81. Nickelsburg. G. W. E. Jewish Literature between the Boble and the Mishnah. Minneanopolis, 2005.

82. Peers G. Apprehending the Archangel Michael: hagiographic methods // Byzantine and Modern Greek Studies. N 20. 1996. P. 100-121.

83. Peers G. Subtle Bodies: Representing Angels in Byzantium. Berkeley, Los Angeles, London, 2001.

84. Petrucci A. Una versione greco-byzantina dcll'Apparitione Sancti Michaelis in Monte Gargano. Rome, 1955.

85. Poncelet A. San Mishele al monte Tanicia // Archiva della Reale Societa romana di storia patria. N 29. 1906. P. 545-548.

86. Ramsay W. Cities and Bishoprics of Phrygia. T. I. P. 208-216.

87. Ramsay W. Discoveries in Asia Minor. London, 1828.

88. Ramsay W. The Historical Geography of Asia Minor. L., 1890, rpt. N.Y., 1972. P. 241

89. Renner A. M. Der Erzengel Michael in Geistes und Kunsgeschihte. Saabru cken, 1927.

90. Rintelen W. v. Untersuchungen über die Kulte des Erzengels Michael und der Madonna di Constantinopoli in Süditalien // Kulturgeographische Studien in der Italia Byzantina. Meisenheim am Glan, 1968.

91. Rintelen W. v. Kultgeographishe Studien in der Italia Byzantina. Utersuhungen über die Kulte des Erzengels Michael und der Madonna di Constantinopoli in Süditalien. Meisenham am Glan, 1968. S. 34-41.

92. Rohland J. P. Der Erzengel Michael, Arzt und Feldherr. Zwei Aspecte des vor-und frbhbyzantinischen Michaelskulte. Leiden, 1977.

93. Rojdestvensky O. Le culte de saint Michel et le moyen äge latin. Paris, 1922.

94. Rouche M. Le combat des saints anges et les demons: La victoir de Saint Michel // Santi e demoni nell'alto medioevo occidentale (secoli v-xi) // Settimane. Vol. 36. 2 vol. Spoleto, 1989

95. Sathas C. N. MecaicoviKri BißXioefiKii. Venise, Paris, 1872-1894. T. 7.

96. Saxer V. Jalons pour servir a l'histoire du culte de l'archange saint Michel en Orient jusqu' a l'iconoclasme / Noscere saneta. Miscellanea in memoria di Agosto Amore orm (+ 1982). I. Storia della Chiesa.Archeologogia, Arte. Rome, 1985. P. 357-426.

97. Shepherd A. R. R. Pagan Cult of Angels in Roman Asia Minor. Talanta. N 12/13. 1980/81. P. 77-101.

98. SchminchA. Zum Todesjahr der M. Psellos // BZ. N 94. 2001. S. 190-196. Schneider W. Michael und seine Verehrung im Abendland. Fornach, 1981. Sivo V. Un novo testo sul culto di san Michele // Vetera Christianorum. 32. 1995. P. 395-400.

99. Sokolowski F. Sur le culte d'angelos dans le paganisme grec et romain //Harvard Theological Review. N 53.1960. P 225-229.

100. Sonny A. Das Todesjahr des Psellos und die Abfassungszeit der Dioptra // BZ. N 3. 1894. S. 602-603.

101. Tomadakes N. BuÇavuvà yÀcoaaiKà Kai cpilo^oyiKoc. I. 'ApxccyyéA,cûv èiziQexa. Byzantina kai metabyzantina, Athens. 1978. P. 98-101.

102. Trotta M., Renzulli A. I luoghi del Liber de apparitione di s. Michcle al Gargano: l'ecclesia beati Petri // Vetera Christianorum. 35. 1998. P. 335-359.

103. Van Esbroeck M. Nathanael dans une homclie géorgienne sur les Archangels // AnBoll N89. 155-176

104. Walter J. St. Demetrius: The Myroblytos of Thessalonika // ECR. 1973. Vol. 5. P. 157-178;

105. Wiegand F. Der Erzengel Michael in der bildender Kunst. Stuttgart, 1886. Williams A. L. The cult of angels at Colossae //Journal of theological studies. N 10.1909. P. 413-438.

106. Xyngopoulos A. To 8V Xévaiç ваща ход apxayyeXov iVh%aftA. I I AXAE. Л' A', 1959. Z. 26-39

107. Zanetti U. Fetes des anges dans les calandaries et synaxaires orientaux // Culto e Insediamenti micaelici nell'Italia méridionale fra tarda antichita et medioevo. Bari, 1994.

108. Византийски и поствизагтуски циклуси архан1)гела XI-XVIII в. / Смшька Табели!), Београд, 2004. № 1021.anovJ. Livres et legednes bogomiles. Paris, 1976.

109. Карев H. Гермес Михаил и сказание о чуде в Хонах // ИОРЯС. Т. 23. Ч. 1. 1919.

110. Матер1яли з icTopii в1зантшсько-слов'янько1 лггератури та мови / А. В. Ристенко. Одесса, 1928. С. 472

111. Савич-Ребац А. О народной песне «Царь Диклиян и Крститель Йовап» // Зборник радова Срнске академие наука, кн. X. Институт за проучаванье кньижевности. Београд, 1951. Кн. 1.

112. Чешмеджиев Д. Към въпроса за култа на Архангел Михаил в срсдневековна България // Palaeobulgarica. 1996. N 1.

113. BipX.oq шА,оицЕ\т| f. Дютстра // Lauriotes Sp. 'О vA9cd<;: AytopeTiKov ПерюЗис ov. 1920. 9.

114. Лсоровеод, /iov. To "Ayio "Орос;- Мг>г|аг| atriv iaxopia той Kai tfi ^cor\ -rot). Kaxepivri, 1985. I. 179-180rianaSonovXoq Z. Г. Ао^егаргог), Movfj //©HE. T. 5. 2. 214 riapcoaia 'Iepaq Movfjg Aoxeiapiox). "Ayiov "Opoq, 2001. E. 46.

115. Иером. Леонтий (Козлов). Дохиар // ПЭ. Т. 16 (в печати). Там же см. подробнее о Евфимии и истории Дохиара.

116. Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерусской литературе. Ленинград, 1972. С. 76-81

117. Болотов В. В. Почему Собор Михаила архангела празднуется 8 ноября? // ХЧ. 1882. Т. 2. Р. 593-644.

118. Сербский эпос / Пер. Н. М. Гальковского. М., 1916;

119. Скабалланович М. Св. Архистратиг Михаил. Все, что можно знать о нем на основании Св. Писания, предания и соображений разума, — и о церковном чествовании св. Архангела.

120. Творогов О. В. Житие Нифонта Констанцского // СККДР. XI первая половина XIV в. С. 172-173

121. Широков О. С. ACMON // Античная культура и современная наука. С. 185— 188.

122. Эпос сербского народа / Изд. И. Н. Голенищев-Кутузов. М., 1963.1. Публикации автора

123. Афиногенова О. Н. Архангел Михаил — хозяин священных мест // Sacrum et profanum. № 1. Севастополь, 2005. С. 23-27

124. Афиногенова О. Н. Гермии // ПЭ. Т. 11. С. 400

125. Афиногенова О. Н. К изучению богомильского мировоззрения на примере переводного греческого источника// Славяноведение. N 5. 2008. С. 80-83

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.